В 1808 году в России открылся мир романтических ужасов. Сюжет баллады «Людмила» заключил в себе интересную легенду. Наряду с живыми персонажами, в произведении присутствуют мертвецы и невидимая сила. Краткое содержание и тему стихотворения перескажет представленный материал.

Немецкий фольклор

Василий Андреевич Жуковский - один из лучших русских поэтов. Он был основателем отечественного романтизма, который в его работах приобрел совсем другой вид. Произведения автора сразу получили известность из-за исключительного стиля. Писатель уже раньше пробовал сочинять баллады, однако ни одна из них не получила всеобщего признания. Однако это произведение стало своеобразным экспериментом, который оказался удачным.

Особенно сильно читателям нравится баллада «Людмила». Жуковский написал ее в 1808 году. За основу автор взял произведение «Ленора», принадлежащее перу немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера. Его работа была создана на фундаменте народного фольклора, где истории о том, что девушка выходила замуж за мертвеца, были не редкостью. Начальной задачей немца было воспроизвести родной быт и традиции. Однако русский поэт не собирался просто перевести чужое произведение на родной язык. Василий Андреевич пытался передать сюжет через русские мотивы.

Завязка истории

Опираясь на немецкий первоисточник, очень легко проводить анализ баллады Жуковского. Людмила в оригинальном произведении носила имя Ленора. Место действия автор переносит на славянские земли. Время не имеет значения. Читая балладу, аудитория может легко представлять события, поскольку они не привязаны к определенным годам.

Главная героиня - девушка. Сюжет начинается с того, что молодая женщина ждет своего любимого, который воюет в далеком краю. Стоя на распутье и высматривая солдата, Людмила думает: возможно, любимый ее забыл, изменил, или еще хуже - погиб. Затем на горизонте появляется войско. Оно идет домой с победой. Однако среди солдат нет ее любимого.

С этих событий начинается баллада «Людмила». Краткое содержание первой части и знакомство читателей с главной героиней нагоняет тревожные чувства.

Двусторонний диалог

С горем и печалью красавица идет домой, говоря, что дважды любить нельзя. Она готова умереть. Унылую барышню встречает встревоженная мать, и спрашивает, что случилось. Девушка отвечает, что Бог забыл о ней и не желает ей счастья. Людмила клянет Господа и говорит, что он не милосерден.

На это мама ей отвечает, что Всевышний знает, что делает и если он послал страдания, следовательно, так должно быть. Но дочь заявляет, что молитвы и просьбы, которые она повторяла перед иконами, силы не имели и были бесплодны. В жизни больше не будет радости - уверена Людмила. Баллада полна болью и отчаянием. Но пожилая женщина сообщает, что страдания не вечны, и тем, кто их переживет, прямая дорога в рай. В свою очередь, ад ждет тех, кто не повинуется судьбе. Однако дочь не соглашается, она уверена, что с любимым найдет счастье везде. Девушка продолжала проклинать Бога.

Долгая дорога

Наступила ночь, и все уснули. Когда пробило полночь, в долине показался всадник. Вдруг кто-то подошел к дому и начал говорить. Людмила сразу узнала голос любимого. Парень спрашивал, спит ли его любимая, плачет ли из-за него, а возможно уже и забыла о горе. Когда печальная девушка увидела жениха, то подумала, что Бог сжалился над ней. Так встретились главные герои баллады «Людмила».

Солдат сказал, что нужно ехать. Они оседлали коня и начали путешествие. Мужчина отметил, что дорога очень дальняя и медлить нельзя. В пути всадник рассказал о своем доме. Его новое жилье в Литве. Дом тесный, сбит из шести досок, а над ним стоит крест. Однако девушка не боится мертвого друга. Она счастлива, что любимый рядом.

Месяц уже прятался, и на землю пришел рассвет, когда пара добралась до места. Барышня рассмотрела все вокруг. Это было кладбище с гробами и крестами, а посередине стояла церковь. Конь довез девушку до могилы. Там гроб открылся, и ее ждал возлюбленный - мертвый и холодный. Не такого конца ждала Людмила. Баллада подошла к кульминации.

Трагический финал

Вместо уютного дома девушка получила могилу, а ее жених - труп. Когда-то красивый и живой человек превратился в холодное синее тело. Его руки были сложены крестом, взгляд затуманен. Вдруг мертвец поднялся и поманил девушку к себе пальцем. Также он сказал, что отныне их дом - холодная и сырая земля. Камнем девушка упала в гроб. Другие мертвые поднялись из могил и завили, что Бог слышит абсолютно все, что говорят и думают люди. Он правосуден и за упреки наказал барышню.

Так заканчивается баллада «Людмила». Краткое содержание частично передает эмоции, которые вызывает произведение.

Главная героиня не послушалась матери и продолжала проклинать судьбу, следовательно, небеса, выполнили страшную просьбу. Смерть девушки была ужасной и трагической. Красавица отнюдь не ожидала такого конца. В финале произведения автор не оставляет места для альтернативы. Финиш четкий и понятный. Девица поплатилась за свои беззаконные мысли и упреки.

Дуализм мысли

Автор позаботился и о том, чтобы каждый герой имел свой четкий характер. Его персонажи на протяжении всего произведения имеют позицию, которой придерживаются. Анализ баллады Жуковского «Людмила» лучше всего начинать с описания главных действующих лиц.

Образ девушки - это своеобразный символ неповиновения судьбе. Героиня не может воспринять то, что любимый погиб, и предпочитает пойти вместе с ним в могилу. Из-за своей слепоты через горе барышня сама навлекает на себя беду. В одном из диалогов красавица отмечает, что без милого рая нет, а с юношей ей где угодно будет хорошо. Сначала читателю кажется, что девушка очень сильная, поскольку не желает мириться с потерей. Однако очень скоро становится понятно, что на самом деле ею руководит слабость. Девица не способна переживать неприятности и бороться с трудностями.

Тема баллады «Людмила» крутится вокруг религии и отношений человека и Господом. Если девушка ставит собственные желания выше небесной воли, то фактическим оппонентом в этой ситуации выступает ее мама. Старая женщина на стороне Бога и считает, что это страдание - своеобразный этап, который нужно пережить.

Невидимые персонажи

Еще один герой баллады - любимый Людмилы. Он солдат, погибший на чужой земле. Но в отличие от матери и дочери, у этого персонажа нет собственного характера. Он является лишь оружием в руках Бога. Об истории любви молодых людей не упоминается, однако их чувства очень сильные, поскольку девушка очень долго убивается из-за смерти жениха. Солдат выступает в образе призрака, что влечет Людмилу за собой в иной мир. Он выполняет волю небес. На самом деле, того человека, которого любила девушка, уже нет.

Жанр баллады Жуковского «Людмила» - романтизм. Этому стилю характерна тема человека и судьбы. Автор ввел в произведение еще одного персонажа, которого скрыл за деталями. Четвертый герой - Бог. Именно он был творцом этих событий. Также Всевышний, следя за разговорами и проклятиями девушки, решил исполнить желание и навеки связать ее с любимым.

Понравилось барышне такое окончание жизни или нет, рассуждать трудно. Однако автор четко указывает, что виной всему, что произошло в финале, - бессмысленные слова людей.

Мистический характер

С первых строк мастер слова не дает надежды на счастье. Пессимистический настрой усиливают словесные обороты. Например, чрезвычайно эмоциональной является та часть, где девушка говорит о собственной смерти. Без любимого ей не хочется жить, и она просит землю расступиться и образовать могилу.

Постоянно держит читателя в напряжении баллада «Людмила». Жуковский неоднократно обращался к подобным темным темам в своих работах. Также часто автор использовал мистические детали. Не лишено присутствия потусторонних сил и это произведение. Главная героиня ведет беседы с Богом, рассуждает о собственной смерти. Еще один значительный момент - Людмила встречается со своим покойным женихом. Когда влюбленные попадают на мрачное кладбище, девушка видит могилу любимого. Жуковский четко описывает покойника. Его образ страшный и ужасный. Красавица падает мертвой в гроб любимого. В целом история трагическая, но и в некоторой степени поучительная.

Роль образа природы в произведении

Читателю сразу становится понятно, что не узнает счастья без любимого Людмила. Баллада постоянно держит в напряжении. Такого эффекта автор добился и благодаря образам природы. Когда девушка поделилась горем с матерью, то день уже заканчивался. Василий Андреевич придал этому событию особое значение. Он отметил, что солнце село за горы, а долины и рощи погрустнели. Месяц то прятался, то выглядывал из-за туч, а тени были длинными и страшными. Леса в его стихах дремучие, зеркала воды трагически шаткие и холодные, а небо одето в печаль.

Поддерживает природа и тогда, когда едет в чужой край с любимым Людмила. Баллада окутана мистикой, которую читатель чувствует даже через строки. Листья шумят, в глуши слышен свист и чувствуется движение теней. Также писатель использует сравнения. Например, шепот травы очень похож на голос мертвых.

Василий Андреевич на протяжении всего произведения отлично поддерживает одну ноту чувств. Его стихотворение полно грусти и тоски. Читатель невольно проникается мистической энергией.

«Людмила» Василий Жуковский

«Где ты, милый? Что с тобою?
С чужеземною красою,
Знать, в далекой стороне
Изменил, неверный, мне,
Иль безвременно могила
Светлый взор твой угасила».
Так Людмила, приуныв,
К персям очи приклонив,
На распутии вздыхала.
«Возвратится ль он,- мечтала,-
Из далеких, чуждых стран
С грозной ратию славян?»

Пыль туманит отдаленье;
Светит ратных ополченье;
Топот, ржание коней;
Трубный треск и стук мечей;
Прахом панцыри покрыты;
Шлемы лаврами обвиты;
Близко, близко ратных строй;
Мчатся шумною толпой
Жены, чада, обрученны…
«Возвратились незабвенны!..»
А Людмила?.. Ждет-пождет…
«Там дружину он ведет;

Сладкий час - соединенье!..»
Вот проходит ополченье;
Миновался ратных строй…
Где ж, Людмила, твой герой?
Где твоя, Людмила, радость?
Ах! прости, надежда-сладость!
Всё погибло: друга нет.
Тихо в терем свой идет,
Томну голову склонила:
«Расступись, моя могила;
Гроб, откройся; полно жить;
Дважды сердцу не любить».

«Что с тобой, моя Людмила?-
Мать со страхом возопила.-
О, спокой тебя творец!» -
«Милый друг, всему конец;
Что прошло - невозвратимо;
Небо к нам неумолимо;
Царь небесный нас забыл…
Мне ль он счастья не сулил?
Где ж обетов исполненье?
Где святое провиденье?
Нет, немилостив творец;
Всё прости, всему конец».

«О Людмила, грех роптанье;
Скорбь - создателя посланье;
Зла создатель не творит;
Мертвых стон не воскресит».-
«Ах! родная, миновалось!
Сердце верить отказалось!
Я ль, с надеждой и мольбой,
Пред иконою святой
Не точила слез ручьями?
Нет, бесплодными мольбами
Не призвать минувших дней;
Не цвести душе моей.

Рано жизнью насладилась,
Рано жизнь моя затмилась,
Рано прежних лет краса.
Что взирать на небеса?
Что молить неумолимых?
Возвращу ль невозвратимых?»-
«Царь небес, то скорби глас!
Дочь, воспомни смертный час;
Кратко жизни сей страданье;
Рай - смиренным воздаянье,
Ад - бунтующим сердцам;
Будь послушна небесам».

«Что, родная, муки ада?
Что небесная награда?
С милым вместе - всюду рай;
С милым розно - райский край
Безотрадная обитель.
Нет, забыл меня спаситель!»
Так Людмила жизнь кляла,
Так творца на суд звала…
Вот уж солнце за горами;
Вот усыпала звездами
Ночь спокойный свод небес;
Мрачен дол, и мрачен лес.

Вот и месяц величавой
Встал над тихою дубравой;
То из облака блеснет,
То за облако зайдет;
С гор простерты длинны тени;
И лесов дремучих сени,
И зерцало зыбких вод,
И небес далекий свод
В светлый сумрак облеченны…
Спят пригорки отдаленны,
Бор заснул, долина спит…
Чу!.. полночный час звучит.

Потряслись дубов вершины;
Вот повеял от долины
Перелетный ветерок…
Скачет по полю ездок,
Борзый конь и ржет и пышет.
Вдруг… идут… (Людмила слышит)
На чугунное крыльцо…
Тихо брякнуло кольцо…
Тихим шепотом сказали…
(Все в ней жилки задрожали)
То знакомый голос был,
То ей милый говорил:

«Спит иль нет моя Людмила?
Помнит друга иль забыла?
Весела иль слезы льет?
Встань, жених тебя зовет».-
«Ты ль? Откуда в час полночи?
Ах! едва прискорбны очи
Не потухнули от слез.
Знать, тронулся царь небес
Бедной девицы тоскою.
Точно ль милый предо мною?
Где же был? Какой судьбой
Ты опять в стране родной?»

«Близ Наревы дом мой тесный.
Только месяц поднебесный
Над долиною взойдет,
Лишь полночный час пробьет -
Мы коней своих седлаем,
Темны кельи покидаем.
Поздно я пустился в путь.
Ты моя; моею будь…
Чу! совы пустынной крики.
Слышишь? Пенье, брачны лики.
Слышишь? Борзый конь заржал.
Едем, едем, час настал».

«Переждем хоть время ночи;
Ветер встал от полуночи;
Хладно в поле, бор шумит;
Месяц тучами закрыт».-
«Ветер буйный перестанет;
Стихнет бор, луна проглянет;
Едем, нам сто верст езды.
Слышишь? Конь грызет бразды,
Бьет копытом с нетерпенья.
Миг нам страшен замедленья;
Краткий, краткий дан мне срок;
Едем, едем, путь далек».

«Ночь давно ли наступила?
Полночь только что пробила.
Слышишь? Колокол гудит».-
«Ветер стихнул; бор молчит;
Месяц в водный ток глядится;
Мигом борзый конь домчится».-
«Где ж, скажи, твой тесный дом?» -
«Там, в Литве, краю чужом:
Хладен, тих, уединенный,
Свежим дерном покровенный;
Саван, крест и шесть досток.
Едем, едем, путь далек».

Мчатся всадник и Людмила.
Робко дева обхватила
Друга нежною рукой,
Прислонясь к нему главой.
Скоком, лётом по долинам,
По буграм и по равнинам;
Пышет конь, земля дрожит;
Брызжут искры от копыт;
Пыль катится вслед клубами;
Скачут мимо них рядами
Рвы, поля, бугры, кусты;
С громом зыблются мосты.

«Светит месяц, дол сребрится;
Мертвый с девицею мчится;
Путь их к келье гробовой.



«Чу! в лесу потрясся лист.
Чу! в глуши раздался свист.
Черный ворон встрепенулся;
Вздрогнул конь и отшатнулся;
Вспыхнул в поле огонек».-
«Близко ль, милый?» - «Путь далек».

Слышат шорох тихих теней:
В час полуночных видений,
В дыме облака, толпой,
Прах оставя гробовой
С поздним месяца восходом,
Легким, светлым хороводом
В цепь воздушную свились;
Вот за ними понеслись;
Вот поют воздушны лики:
Будто в листьях повилики
Вьется легкий ветерок;
Будто плещет ручеек.

«Светит месяц, дол сребрится;
Мертвый с девицею мчится;
Путь их к келье гробовой.
Страшно ль, девица, со мной?»-
«Что до мертвых? что до гроба?
Мертвых дом - земли утроба».-
«Конь, мой конь, бежит песок;
Чую ранний ветерок;
Конь, мой конь, быстрее мчися;
Звезды утренни зажглися,
Месяц в облаке потух.
Конь, мой конь, кричит петух».

«Близко ль, милый?»- «Вот примчались».
Слышут: сосны зашатались;
Слышут: спал с ворот запор;
Борзый конь стрелой на двор.
Что же, что в очах Людмилы?
Камней ряд, кресты, могилы,
И среди них божий храм.
Конь несется по гробам;
Стены звонкий вторят топот;
И в траве чуть слышный шепот,
Как усопших тихий глас…

Вот денница занялась.
Что же чудится Людмиле?
К свежей конь примчась могиле,
Бух в нее и с седоком.
Вдруг - глухой подземный гром;
Страшно доски затрещали;
Кости в кости застучали;
Пыль взвилася; обруч хлоп;
Тихо, тихо вскрылся гроб…
Что же, что в очах Людмилы?..
Ах, невеста, где твой милый?
Где венчальный твой венец?
Дом твой - гроб; жених -мертвец.

Видит труп оцепенелый:
Прям, недвижим, посинелый,
Длинным саваном обвит.
Страшен милый прежде вид;
Впалы мертвые ланиты;
Мутен взор полуоткрытый;
Руки сложены крестом.
Вдруг привстал… манит перстом.
«Кончен путь: ко мне, Людмила;
Нам постель - темна могила;
Завес - саван гробовой;
Сладко спать в земле сырой».

Что ж Людмила?.. Каменеет,
Меркнут очи, кровь хладеет,
Пала мертвая на прах.
Стон и вопли в облаках;
Визг и скрежет под землею;
Вдруг усопшие толпою
Потянулись из могил;
Тихий, страшный хор завыл:
«Смертных ропот безрассуден;
Царь всевышний правосуден;
Твой услышал стон творец;
Час твой бил, настал конец».

Анализ стихотворения Жуковского «Людмила»

В конце XVIII-начале XIX вв. вся читающая Европа бурно восхищалась произведением Готфрида Бюргера «Ленора». Эта баллада имела такой ошеломляющий успех, что современники срочно переводили ее на другие языки, а многие поэты создавали переложения и подражания. Не стал исключением и Василий Андреевич Жуковский. В 1808 году в журнале «Вестник Европы» печатают его балладу «Людмила», в черновике которой есть пометка автора: «Подражание Биргеровой Леоноре».

Перенося романтический сюжет «Леноры» на русскую почву, Жуковский изменил в балладе все, начиная от размера (четырехстопный ямб изменен на четырехстопный хорей) и структуры стиха до времени действия и характера героев.

По сюжету молодая Людмила встречает войско, возвращающееся домой после окончания Ливонской войны. Она ждет своего возлюбленного. Вглядываясь в лица ополченцев, она терзается предчувствиями. Наконец она понимает, что все воины прошли, но ее друга нет среди них.

Убитая горем, Людмила возвращается домой, где ее утешает мать. Но тщетно, девушка разочаровалась в жизни, она винит Бога в своей горькой участи: «Где святое Провиденье? Нет, немилостив Творец; все прости; всему конец». Плач Людмилы по милому другу напоминает плач Ярославны из «Слова о полку Игореве». Так же взывает Людмила к Творцу в напрасной мольбе вернуть ей любимого.

Вдруг ночью он возвращается. Автор намекает на его состояние: «Близ Наревы дом мой тесный…», «Саван, крест и шесть досок…». Но Людмила, ослепленная любовью и внезапным воссоединением, не видит, что жених уже не тот, что прежде. Девушка присоединяется к возлюбленному, и они пускаются в путь.

В описании этой страшной поездки ясно проявляется различие между балладами. Людмила робкая и нежная, в отличие от дерзкой Леноры. Сам жених у Жуковского более человечен, чем мертвец Вильгельм Бюргера, который по дороге приглашает мух, облепивших висельника, на свою свадьбу. Смягчен и язык – там, где в оригинале есть намеки на брачную постель, Жуковский целомудренно опускает их. Кроме того, больше внимания автор уделяет изображению пролетающих мимо пейзажей. В «тихих дубравах», в серебрящихся долах и безмолвных полях угадываются русские просторы.

Концовка баллады более близка русскому читателю. Добравшись до могилы возлюбленного, Людмила падает замертво. Жуковский провозглашает справедливую волю всемогущего Бога: «Твой услышал стон Творец; час твой бил, настал конец».

Таким образом, несмотря на то, что это произведение создано под влиянием немецкой баллады, в нем нет ничего инородного и чуждого русскому читателю.

Тема: Сказка Г.Х.Андерсена « Соловей». Анализ текста.

Цели: - выявление нравственной основы сказки; - формирование нравственно – эстетических представлений учащихся о настоящих и мнимых ценностях; - художественное восприятие текста на основе углубленной работы над словом в тексте.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с нравственной основой сказки Андерсена и сказкой

литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности,

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Основные виды деятельности учащихся и учителя на уроке: составление вопросов по прочитанному, умение делать вывод на каждом этапе урока, исследовательская работа с текстом, аналитическая беседа, индивидуальная и групповая работа. Ход урока.
    Организационный момент. Мотивация.
Вступительное слово учителя. Ребята! Как вы думаете, существуют ли для всех людей какие – то общие духовные ценности, понятия, важные во все времена и во всех странах? Сегодня на уроке мы будем думать и рассуждать над интересной и непростой сказкой великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена « Соловей». В ходе нашей работы попробуем понять те нравственные истины сказки, которые могут стать полезными нравственными уроками для каждого из нас.

Вы прочитали сказку. Давайте выразим свое первое впечатление о прочитанном в виде синквейна.

Пример ответа.

Сказка

Поучительная, добрая

Понимать, любить, жить

Надо прощать обиды

Милосердие

Вывод учителя:

Да, ребята, чтение сказки « Соловей» заставляет нас задуматься над своими поступками и делами. Тема животворной силы настоящих человеческих чувств, противостоящих мертвенной бездуховности, волновала многих писателей, но никто не разрешил ее так блистательно, как Ханс Кристиан Андерсен, а главное, такими простыми средствами: на пространстве нескольких страничек. Это – литературное чудо, и таких чудес немало у датского кудесника... Я предлагаю вам перечитать сказку вместе и поразмышлять.

3. Анализ текста сказки «Соловей» (эвристическая беседа)

- « В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского».

Как вы думаете, почему эта сказка начинается описанием необыкновенного императорского дворца? Почему дворец был « хрупкий» и сделан из « драгоценного фарфора»?

-« Сад тянулся далеко – далеко, так далеко, что и сам садовник не знал, где он кончается».

Описывая сад и густой лес, Андерсен как будто преднамеренно заставляет читателя сравнить, сопоставить их с фарфоровым дворцом. Для чего?

Какие чувства выражает фраза « Господи, как хорошо!»

- « Соловей? А я ведь и не знаю его!» « Ее считают главной достопримечательностью моего великого государства!»

Выскажите свое мнение о том, почему так важен тот факт, что император не знал о птице, которая удивляла всех своим пением?

Как характеризует императора сказочник?

Фраза из текста

Почему о соловье знают все – бедный рыбак, путешественники, девочка, кроме императора и их поданных?

Как объясняют свое неведение придворные? Почему они не готовы за пение соловья принять мычание коровы или кваканье лягушки?

Обратимся к тексту для того, чтобы найти строки, характеризующие соловья.

Фраза из текста

Вывод: живой соловей стал имуществом императора и пел только для него. Птицу ограничили в свободе и простые люди очень жалели ее.

Император получает в подарок механического соловья. Почему он сделал выбор в его пользу? Давайте сравним двух птиц? В чем разница между ними? Сравним.

Живой соловей

Как вы понимаете слова капельмейстера, что искусственный соловей « выше настоящего не только платьем и бриллиантами, но и по внутренним своим достоинствам».

В сказке много звуков. Что звучало?

Д:

У:

Д:

У:

Д: Да, был злой – стал добрый.

У:

Д:

У:

Д: Нет, оно однообразно.

Вывод: внутренние достоинства человека – это его внутренний мир, его душевные качества, талант. Настоящие люди могут совершать добрые поступки, плакать, слушая прекрасную музыку и пение соловья. Искренние чувства пробуждаются, когда человек стремится стать лучше и помогать близким. К сожалению, чувства бывают лживыми, поддельными. Перед нами два соловья: настоящий и искусственный. Одного создала природа, поэтому он необыкновенный и своими песнями украшает жизнь людей. Другой – это игрушка, искусно созданная талантливым мастером и тоже предназначена для украшения жизни человека.

Императору выпало испытание: он заболел и оказался в одиночестве. Почему все отвернулись от него, кроме соловья?

Обратимся к тексту. Сказочник вводит в повествование грустный мотив. « … во дворце стояла мертвая тишина». Император лежал одинокий и « совсем неподвижный и мертвенно – бледный ». « На груди у него сидела Смерть». Как вы думаете, почему император кричал: « Музыку сюда, музыку!»? Чем могла помочь ему музыка?

Взору умирающего императора предстала не только Смерть, кто еще?

« Из складок …выглядывали какие – то странные лица: одни гадкие и мерзкие, другие добрые и милые. То были злые и добрые дела императора.» Объясните, как вы понимаете эти слова?

Император просит помощи, но « В комнате было тихо – тихо». Искусственного соловья некому завести. Придворные бросили повелителя умирать.

Вывод: император совершал много злых дел. Его не любили, потому что он часто наказывал слуг.

Когда к нему пришла Смерть, она забрала корону, золотую саблю, богатое знамя и императору пришлось вспомнить, каким он был правителем. Он испугался, ведь доброта и забота о других было для него непонятным, он думал только о своем величии.

Почему соловей прилетел к императору, когда узнал о его болезни?. Мог ли император сам утешать и ободрять другого?

Давайте прочтем диалог между императором и соловьем (стр.235).

Какое вознаграждение предлагает император соловью и почему тот отказывается?

Как вы понимаете слова « Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца».

Почему соловей называет себя «певцом»?

Вывод: соловей спас императора. « …просыпайся здоровым и бодрым!» Он оказался настоящим не только певцом, но и обладающим глубокими душевными качествами. Сострадание, забота, помощь одинокому и больному – вот то, что должно быть в каждом из нас. Не нужно копить обиду и быть мстительным, разрушать свою душу « гадкими и мерзкими» делами.

Император предлагает соловью снова жить во дворце, но уже свободным. « Ты должен остаться у меня навсегда! Ты будешь петь, только когда сам захочешь!»

Почему же соловей отказывается, ведь императору никто не смел отказывать?

Перечитаем последнюю страницу сказки (стр. 236).

Какие слова здесь главные и о чем они?

« Я буду петь тебе о счастливых и о несчастных, о добре и о зле…». « Я люблю тебя за твое сердце больше, чем за твою корону».

Кто разбудил душевные качества в императоре? Почему соловей не захотел, чтобы о нем узнали другие? « Так дело пойдет лучше!»

Вывод: соловей понимал, что придворные не смогут понять императора, ведь они привыкли льстить, не умели ценить подлинное искусство, не обладали высокими нравственными качествами. Он был ими брошен умирать в одиночестве без доброго участия с их стороны.

- « Здравствуйте!» - так заканчивается сказка великого Андерсена. Как думаете, будут ли изменения в правлении китайского императора?

Вывод: для того, чтобы измениться, стать нравственно чище и добрее, нужно порой пройти через нелегкие испытания. От самого человека зависит, какое будет у него сердце. Соловей и император подружились потому, что за спесью и важностью повелителя скрывалась иная душа. « Моя песня и порадует тебя и заставит задуматься.»

О чем должен будет думать император?

В чем же сила маленькой невзрачной птички, обеспечившая победу над смертью?

Какой урок императору преподал соловей?

5. Вывод: нравственные уроки сказки, которые мы извлекаем – это

Близость с природой;

Внимание к окружающим;

Наличие собственного мнения;

Уважения душевных качеств, а не внешней наружности;

Понимание истинного искусства;

Забота о других.

6. Рефлексия.
    Что было самым важным на уроке? Какова цель урока? Доволен ли ты своей работой? Какие нравственные уроки можно извлечь?
7. Домашнее задание. Сочинение на тему « Чему научила меня сказка « Соловей»?

У: Что звучало в сказке?

Д: Пение соловья, механизм игрушки искусственного соловья, мычание коров, кваканье лягушек, звучание колокольчиков, фарфора во дворце императора.

У: В чем, по-вашему, волшебная сила пения живого соловья?

Д: В том, что он своим пением победил смерть.

У: Характер императора изменился?

Д: Да, был злой – стал добрый.

Вывод: соловей должен жить на свободе и приносить людям радость своим пением.

У: А когда ещё не было музыкальных инструментов, как музыка появлялась, откуда бралась?

Д: Из природы (журчание ручья, шелест листьев, дуновение ветерка, пение птиц…)

У: Звучание механического соловья может заменить живого?

Д: нет, оно однообразно.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Желаю вам хорошего настроения и приглашаю всех к сотрудничеству на уроке литературы. Как можно объяснить главную мысль сказки « Соловей», которую вы прочитали к уроку? Как можно назвать наш урок? Давайте определим те учебные задачи, которые мы должны будем решить сегодня. Поставьте перед собой личную цель. Как вы понимаете смысл слов « урок»,

« нравственность», « забота»? Я согласна с вашими ответами и предлагаю обобщить их в теме нашего урока, который назовем

« Нравственные уроки по сказке Х.К. Андерсена « Соловей».

Вступительное слово учителя.

Ребята! Как вы думаете, существуют ли для всех людей какие – то общие духовные ценности, понятия, важные во все времена и во всех странах?

Сегодня на уроке мы будем думать и рассуждать над интересной и непростой сказкой великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена

« Соловей». В ходе нашей работы попробуем понять те духовные истины сказки, которые могут стать полезными нравственными уроками для каждого из нас.

Вы прочитали сказку. Давайте выразим свое первое впечатление о прочитанном в виде синквейна.

Да, ребята, чтение сказки « Соловей» заставляет нас задуматься над своими поступками и делами. Тема животворной силы настоящих человеческих чувств, противостоящих мертвенной бездуховности, волновала многих писателей, но никто не разрешил ее так блистательно, как Ханс Кристиан Андерсен, а главное, такими простыми средствами: на пространстве нескольких страничек. Это – литературное чудо, и таких чудес немало у датского кудесника... Я предлагаю вам перечитать сказку вместе и поразмышлять над прочитанным.

- « В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского».

Как вы думаете, почему эта сказка начинается описанием необыкновенного императорского дворца? Почему дворец был « хрупкий» и сделан из « драгоценного фарфора»?

Описывая сад и густой лес, Андерсен как будто преднамеренно заставляет читателя сравнить, сопоставить их с фарфоровым дворцом. Для чего?

Какие чувства выражает фраза « Господи, как хорошо!»

- « Соловей? А я ведь и не знаю его!» « Ее считают главной достопримечательностью моего великого государства!»

Выскажите свое мнение о том, почему так важен тот факт, что император не знал о птице, которая удивляла всех своим пением?

Как характеризует императора сказочник?

Почему о соловье знают все – бедный рыбак, путешественники, девочка, кроме императора и их поданных?

Как объясняют свое неведение придворные? Почему они готовы за пение соловья принять мычание коровы или кваканье лягушки?

Обратимся к тексту для того, чтобы найти строки, характеризующие соловья.

Император получает в подарок механического соловья. Почему он сделал выбор в его пользу? Давайте сравним двух птиц? В чем разница между ними? Сравним.

Как вы понимаете слова капельмейстера, что искусственный соловей « выше настоящего не только платьем и бриллиантами, но и по внутренним своим достоинствам».

Как вы понимаете, что такое внутренний мир? Согласны ли вы с тем, что

внутренние достоинства человека – это его внутренний мир, его душевные качества, талант.

Императору выпало испытание: он заболел и оказался в одиночестве. Почему все отвернулись от него, кроме соловья? Какого развития событий вы ожидаете после этих строк?

Обратимся к тексту. Сказочник вводит в повествование грустный мотив. « … во дворце стояла мертвая тишина». Император лежал одинокий и « совсем неподвижный и мертвенно – бледный ». « На груди у него сидела Смерть». Как вы думаете, почему император кричал: « Музыку сюда, музыку!»? Чем могла помочь ему музыка?

Взору умирающего императора предстала не только Смерть, кто еще?

Объясните, как вы понимаете эти слова?

Почему соловей прилетел к императору, когда узнал о его болезни?. Мог ли император сам утешать и ободрять другого?

Давайте прочтем диалог между императором и соловьем.

Какое вознаграждение предлагает император соловью и почему тот отказывается?

Как вы понимаете слова « Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца».

Почему соловей называет себя «певцом»?

Император предлагает соловью снова жить во дворце, но уже свободным. « Ты должен остаться у меня навсегда! Ты будешь петь, только когда сам захочешь!»

Почему же соловей отказывается, ведь императору никто не смел отказывать?

Перечитаем последнюю страницу сказки.

Какие слова здесь главные и о чем они?

Кто разбудил душевные качества в императоре? Почему соловей не захотел, чтобы о нем узнали другие? « Так дело пойдет лучше!»

- « Здравствуйте!» - так заканчивается сказка великого Андерсена. Как думаете, будут ли изменения в правлении китайского императора?

О чем должен будет думать император?

В чем же сила маленькой невзрачной птички, обеспечившая победу над смертью?

Какой урок императору преподал соловей?

5. Вывод: нравственные уроки сказки, которые мы извлекаем – это

Близость с природой;

Внимание к окружающим;

Наличие собственного мнения;

Уважения душевных качеств, а не внешней наружности;

Понимание истинного искусства;

Забота о других.

Какие еще уроки нравственности можно извлечь из этой сказки?

    Что было самым важным на уроке?

    Достигнута ли цель и задачи урока?

    Доволен ли ты своей работой?

    Какие нравственные уроки можно извлечь?

Сочинение на тему « Чему научила меня сказка « Соловей»?