Донской монастырь основан царём Фёдором Ивановичем в 1593 году, когда был сооружён Малый (или Старый) собор. Уже в «Истории» Карамзина монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества. На памятниках можно найти такие громкие фамилии, как Вяземские, Голицыны, Грушецкие, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские. В некрополе погребены и выдающиеся люди России - писатели, поэты, архитекторы, ученые: А.Сумароков, М.Херасков, В.Пушкин, П.Чаадаев, В.Одоевский, В.Майков, О.Бове, В.Шервуд, В.Ключевский, В.Грушецкий. К северу от Большого собора расположена могила Н.Жуковского - отца русской авиации.

Поэтический эпиграф:

У Восточной стены находятся подлинные горельефы, снятые с Храма Христа Спасителя, сохраненные от разрушения при строительстве Дворца Советов.

Во время Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей Донского монастыря была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. В память об этом на аллее экспонировалась боевая техника разных лет, машины были выкрашены в белый цвет.

6 августа 2008 в некрополе Донского монастыря был похоронен русский писатель и общественный деятель Александр Исаевич Солженицын (1918-2008). На отпевании в соборе присутствовали первые лица государства, представители творческой интеллигенции. На фото: Наталия Солженицына, Белла Ахмадулина.

Со второй половины XVIII века кладбище является местом захоронения аристократии. На кладбище похоронены многие российские государственные и общественные деятели, декабристы, участники войны 1812 года, писатели и учёные.

На кладбище в могиле незвестных прахов № 3 похоронено много казненных деятелей Белого движения, в том числе Г.Семенов, П.Краснов, А.Шкуро, К.Родзаевский и другие.

Многие надгробные памятники некрополя были привезены с других кладбищ Москвы и Подмосковья: с кладбища Чудова монастыря в Московском кремле, самым известным из которых является надгробный памятник боярина Федора Бяконта, отца Святителя Алексия, митрополита московского (XIV век).

Площадь кладбища составляет около 13 гектаров. Донское кладбище делится на Старое и Новое, входы на каждое - раздельные. На территории Нового кладбища был сооружён первый столичный крематорий. В период репрессий с Лубянки, из Лефортова, из других мест сюда грузовиками свозили трупы казненных или замученных. На территории нового Донского кладбища погребен прах В.Блюхера, А.Егорова, М.Тухачевского, И.Уборевича, И.Якира, А.Косарева, И.Косиора, А.Краснощекова, П.Постышева, М.Рютина, А.Угарова, Н.Угланова, В.Чубаря, Сергея Клычкова, Михаила Кольцова, Всеволода Мейерхольда, Исаака Бабеля и многих других.

Старое кладбище открыто с 8:00 до 18:30 ежедневно.

Официальный сайт Донского монастыря: Официальный сайт: http://www.donskoi.org/

Старинные некрополи позволяют нам узнать историю своего народа, изучить особенности культурных ценностей прошедших эпох, отдать дань уважения нашим предкам.

Ваганьковское кладбище . Испокон веков на Руси было принято основывать кладбища у стен действующих монастырей, храмов, церквей. Только в 1657 г. вышел указ о запрете захоронений возле Кремля и выделении специальных участков для погостов. В 1723 г. Петр I разрешил хоронить в черте города только лиц высшего сословия. А в 1771 г. во время эпидемии чумы для погребения умерших в Москве, появилось Ваганьковское кладбище, ставшее сегодня последним приютом самых известных и знаменитых деятелей России. Здесь похоронены декабристы Фролов А.Ф. и Бобрищев-Пушкин П.С., великий актер и бард Высоцкий В.В., известный художник Суриков В.И., талантливый режиссер Чухрай Г.Н., прекрасный русский поэт Есенин С.А. и многие другие.

Сегодня Ваганьковское кладбище – это место, куда приезжают посетители со всех уголков мира, чтобы почтить память великих людей, полюбоваться на старинную архитектуру, попытаться понять сущность бытия, неторопливо прогуливаясь по тенистым аллеям некрополя.

Новодевичье кладбище . История некрополя началась с конца XVI века, когда возле Новодевичьего монастыря начали хоронить его игуменьей, монахинь и послушниц. В 1898 г. территория кладбища была распланирована известным в то время архитектором И.П. Машковым и увеличена. Сегодня эта часть некрополя носит название Старое Новодевичье кладбище, а земли, присоединенные в 1949 г. принято называть Новым Новодевичьем кладбищем. Последнее расширение было в 1970 г., так появилось Новейшее Новодевичье кладбище. В настоящее время на кладбище насчитывается более 26 000 могил. Среди наиболее старых захоронений: останки дочери Ивана Грозного, дочери царя Алексея Михайловича.

Здесь можно увидеть мраморные памятники Чехову А.П., Толстому А.Н., Молотову В.М., Горбачевой Р.М., Ельцину Б.Н. На кладбище был перенесен прах Шаляпина Ф.И., Гоголя Н.В., Левитана И.И. Новейшая история представлена могилами известных людей современности: в некрополе похоронен Альфред Шнитке, Герман Титов, Клара Лучко, Алексей Маресьев, Сергей Бондарчук и другие знаменитые личности нашего времени.

В настоящее время Новодевичье кладбище в Москве включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а большинство надгробий представляют уникальные образцы архитектурного искусства и являются культурным наследием эпохи.

Всехсвятское кладбище . Было открыто в Туле в 1772 г. для захоронения выдающихся горожан. По праву считается одним из самых старейших и красивых мемориальных кладбищ в России. В некрополе сохранились уникальные саркофаги, семейные погребения и часовни, датированные XVIII веком. По памятникам на могилах можно проследить развитие тульской школы мастеров резьбы по камню, которая отличается своеобразным растительным орнаментом, использованием аллегорических фигур на надгробьях и шрифтом.

Колокольня Всехсвятской церкви была построена в середине XVIII века и прекрасно сохранилась до настоящего времени. Ее украшают четыре фигуры ангелов, а наверх ведет витая лестница из чугуна, по которой можно подняться на площадку, расположенную на высоте 71 м.

Сегодня в летний период в Тульском некрополе проводятся ночные экскурсии, что позволяет по-новому взглянуть на это старинное кладбище.

Среди других старинных захоронений в России можно выделить Скорбященский некрополь в Рязани, овеянное легендами Смоленское и Никольские кладбища в Санкт-Петербурге, многоконфессионное Введенское (Немецкое) кладбище в Москве, полуразрушенные погосты Лепола в Выборге.

Wrote in February 24th, 2016

Ещё

Москва на костях
Фотограф Сергей Карпов и журналист Алексей Сочнев изучили, что теперь находится на местах, где раньше были кладбища

Корреспондент «Русской планеты» Алексей Сочнев и фотограф Сергей Карпов приглашают вас на прогулку по нескольким бывшим кладбищам Москвы.


Здание Гохрана на месте бывшего Армянского кладбища в Филях


В старину покойников в Москве хоронили при церквях и монастырях, а для умерших насильственной смертью, странников и иноверцев существовали убогие дома, которые также называли скидельницами или гноищами. К концу XVII века в Москве насчитывалось более 300 разрастающихся кладбищ около церквей, а известных убогих домов было четыре. Скидельницами назывались места, откуда брали глину («скидель» - глиняная посуда). Когда место вырабатывалось, евреи и христиане использовали яму для погребения странников, иноплеменных и убогих, погибших на войне или умерших от моровых язв.

Если трупов было слишком много, их сваливали в кучу в огромные ямы со льдом, не закапывая, не отпевая, оставляли до весны. Трупы хранились до Семика (четверг на седьмой неделе после Пасхи), когда тела предавали земле. К убогим домам на ритуал приходило много народу, зевак, побирушек и плакальщиц. Собравшиеся рыли могилы, вытаскивали накопившиеся мертвые тела из ямы, облекали их в саваны, клали в гробы и предавали земле. Другие в этот момент пели панихиды и молились за упокой всех погребенных. Тут же устраивали поминки, передавая из рук в руки чашу. Из-за воздействия погоды некоторые трупы подгнивали, отсюда и альтернативное название места - гноища.

В Москве известных убогих домов было четыре. Один на пересечении Пречистенки и Мертвого переулка (теперь это Пречистенский переулок). Второй убогий дом находился за Серпуховскими воротами, там был похоронен царевич Димитрий, сын Ивана IV (или Лжедмитрий). Третий - за Таганкой, на его месте построен Божедомский монастырь (он же Покровский). Самый старый, четвертый убогий дом, был на реке Самотеке при Крестовоздвиженском монастыре. В 1934 году церковь снесли, на ее месте прошел Калининский проспект (сейчас улица Воздвиженка). В 1979 году, когда через проспект строили подземный переход, культурный слой с древними гробами был вскрыт. Их сгребли в кучу экскаватором, вывезли на свалку и сожгли.

Первыми запретили хоронить в пределах Кремля цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович: во время ливней и паводка трупный яд с церковных кладбищ и убогих домов попадал в питьевую воду, вызывал заболевания, повышал смертность. Запрет на захоронение в пределах всего города издал в октябре 1723 года Петр I. Однако его указы в Москве исполнять не торопились: москвичи считали царя Антихристом, который ведет борьбу с традициями православного народа, и продолжали хоронить около церквей.

Следом за Петром борьбу с кладбищами продолжила императрица Елизавета Петровна. Ее беспокоило не только здоровье населения, но и эстетика: могилы портили пейзаж на пути от дворца на Яузе к Кремлю. Их было велено сравнять с землей, а надгробные камни пустить на строительство новых и ремонт старых церквей. Чтобы закрыть оставшиеся московские кладбища и убогие дома, было решено открыть общегородское кладбище за пределами города. Для подбора места образовали специальный комитет из авторитетных московских священников и главного архитектора Москвы князя Дмитрия Ухтомского.

Место было выбрано соответствующее: при новых убогих домах у Марьиной Рощи, близ древнего немецкого кладбища за городской чертой. В 1732 году от церкви Иоанна Воина сюда перевезли амбар для хранения мертвых тел, а затем в 1750 году выстроили деревянную церковь Св. Лазаря Четверодневного. Так общегородское кладбище стало называться Лазаревским. Москвичи не любили его, считали проклятым местом для непокаявшихся грешников. Такое отношение к нему сохранялось до знаменитой эпидемии чумы 1771 года (тогда из-за опасности распространения болезни сенат окончательно запретил хоронить в черте города, и для покойников на скорую руку были созданы восемь кладбищ за пределами Москвы). А Лазаревское, оказавшееся единственным в Москве кладбищем внутри Камер-Коллежского вала, сделалось престижным. В XIX веке на нем уже хоронили купцов, духовенство, военных и артистов. На западе Москвы было разбито огромное Дорогомиловское кладбище. По соседству с ним расположилось Борейское (еврейско-караимское) и Армянское кладбища. На Востоке появились Семеновское и Военное кладбища, Братское на севере Москвы, на юго-востоке - Кожуховское, всего более 40 погостов.

После революции в 1920–1930 годах большевики в рамках борьбы с религиозными культами и смертью как таковой повсеместно упраздняют кладбища и вводят традицию открывать на их месте учебные заведения, парки и футбольные поля. После расширения Москвы в 1950-х годах под каток попадают кладбища в присоединенных к столице селах. С одних кладбищ родственникам разрешают перевезти останки в разрешенные места, с других останки сгребает экскаватор и отправляет в последний путь на пригородную свалку.


2. Кладбище Симонова монастыря

Дворец культуры и другие сооружения предприятия ЗИЛ были построены на месте внушительного кладбища при Симоновом монастыре. Решение о расформировании погоста и религиозного центра было принято в 1930 году. Большинство из усопших так и не были перезахоронены. Элементы некрополя до сих пор можно встретить вблизи уцелевшей церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь же в ряд выставлены надгробия, которые до этого использовались как бордюрный камень. Сам Дворец творчества в связи с реконструкцией заводской территории не так давно был переформатирован в «Культурный центр ЗИЛ». Под зданиями ЗИЛа похоронены представители русского дворянства. Например, Головины, Дурасовы, Муравьевы, Нарышкины, Татищевы, Шаховские и многие другие.


3. Кожуховское кладбище

Кожуховское кладбище было создано в 1771 году во времена буйства чумы. Тогда в сутки болезнь уносила 40–70 жизней, погибли тысячи людей. Кладбище действовало до 1935 года, когда было принято решение его закрыть, а захоронения убрать. Сейчас его территорию занимают школа №2056 (улица Петра Романова, дом 16) и пришкольная территория. Холерных кладбищ на старых картах Москвы удалось обнаружить ровно восемь. Сейчас на их месте находятся жилые дома (например, дом 3 корпус 5 и 3 корпус 6 по Большой Черкизовской улице), офисные здания или даже одно из старейших предприятий, входящих в структуру Роскосмоса, - корпорация ВНИИЭМ.


4. Люблинское кладбище

Сравнительно большое кладбище города Люблино, бывшего районного центра Московской области к юго-востоку от столицы. Существовало с 1635 года, находилось между нынешним Спортивным проездом, дом 3, и домом 5 (строение 3) по Краснодонской улице.

Кладбище было закрыто для захоронений в 1939 году и снесено в начале 1960-х годов, после присоединения города Люблино к Москве. На самом кладбище теперь располагаются школа № 335 (Спортивный проезд, дом 3А) и футбольное поле. Несмотря на то что это кладбище снесли сравнительно недавно, коренной житель Люблино Сергей Аникин в разговоре с РП уверял, что даже не подозревал о его существовании. Здесь же, в Южнопортовом районе Юго-Восточного округа, когда-то было Старообрядческое кладбище. Оно находилось между домами 3 (строение 10) и 3 (строение 13) по улице Мельникова.


5. Кладбище села Юрлово

Село Юрлово находилось на севере Москвы у правого притока Яузы реки Черемянки. Оно соседствовало с деревнями Подушкино, Сабурово, Козеево, Чернево, Медведково и Бибирево. В 1960 году села и деревни вошли в состав Москвы. Территории Сабурово, Подушкино, Бибирево и Юрлово сейчас входят в состав района Бибирево. Кладбище бывшего села Юрлово при вхождении в состав Москвы было застроено. Сейчас на его месте стоит дом 10 по улице Пришвина, в нем, кроме прочего, располагается судебный участок № 86.

На севере Москвы располагались еще два кладбища: Братское и кладбище поселка Сокол. Братское кладбище находилось в районе нынешней станции метро «Сокол» на землях бывшего села Всехсвятского. Оно было открыто по распоряжению Городской думы в начале 1915 года для захоронения москвичей, погибших на фронтах Первой мировой войны или умерших в московских госпиталях от ран. На нем были похоронены около 18 тысяч солдат, офицеров, врачей, сестер милосердия и летчиков. В 1925 году кладбище было закрыто для захоронений, а в 1932 году почти все надгробия были снесены, в центральной его части создали парк. В парке за кинотеатром «Ленинград» сохранился памятник на могиле студента Шлихтера. В 2004 году парк преобразовали в Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны, установили ряд монументов и открыли часовню в память о погибших.

На востоке поселка Сокол и Братского кладбища располагалось еще одно обычное городское кладбище. Сейчас на его месте разбит Чапаевский парк.

Не всем кладбищам повезло повезло так, как кладбищу района Сокол, где установили памятные знаки. Много лет градозащитники из организации «Архнадзор» пытаются добиться от властей Москвы решения построить в районе Соколиной Горы (Восточный административный округ) военный мемориал. Здесь когда-то находилось огромное Семеновское кладбище. Оно, кстати, было единственным «нечумным» из дореволюционных кладбищ, а после 1812 года часть территории кладбища была специально выделена для погребений героев и участников войн. Там погребали умерших от ранений в близлежащем Лефортовском военном госпитале солдат, офицеров и ветеранов как Отечественной войны 1812 года, так и последующих войн, вплоть до Первой мировой. Для жертв этой войны на южной окраине кладбища был даже выделен специальный участок, где все могилы и надписи на могильных плитах были оформлены по единому образцу, а кресты по одной форме. Семеновское кладбище называли кладбищем воинской славы России.

Весной 1935 года кладбище было закрыто для захоронений. Родственникам было разрешено перенести останки усопших. Их частично перенесли на ближайшее - Преображенское кладбище, но большая часть осталась на месте. Моссовет принял решение о досрочной ликвидации части кладбища размером 4,2 га, «вызванное государственной необходимостью в связи с прирезкой земель к территории завода №24».

На месте военных могил теперь находится ФГУП «ММПП "Салют"» и многоэтажные жилые дома. Котлован на кладбище под будущий завод рыли студенты. Один из них, Эмиль Кардин, вспоминает: «На заводе нас встретили радушно, дали лопаты и повели… на кладбище. Оно начиналось прямо за оградой и терялось где-то в зеленой дали... Рыли старательно, пытаясь подавить внутреннюю растерянность. Лопаты сокрушали гробы. Вместе с землей в тачку попадали кости, черепа, куски истлевшей ткани. Иногда в гробах обнаруживали клады – стеклянные банки с драгоценностями и золотыми монетами. Мы вызывали дежурившего неподалеку милиционера и передавали ему находку... Иной раз останки лежали в два-три слоя».

Сейчас кладбище застроено, прямо по нему прошел Семеновский проезд и трамвайные пути, разделившие его на две неравные части, из которых лишь северная, меньшая, осталась незастроенной, - именно там теперь находится сквер с Воскресенской церковью и чудом сохранившимися несколькими надгробиями. При облагораживании сквера ежегодно находят черепа, кости и даже гробы.


6. Черемушкинское кладбище

Дом аспиранта и студента МГУ, знаменитый ДАС на улице Шверника - самое большое общежитие Московского университета, а в прошлом «Дом нового быта» архитектора Остермана - находится на пересечении Большой Черемушкинской улицы и улицы Шверника. Рядом с ДАСом, где сейчас автостоянка №3, было Черемушкинское кладбище. «Я жила в ДАСе в 2002–2003 годах, и несмотря на то, что студенты любят страшилки, о кладбище никто не упоминал. Скорее всего, о нем просто не знали», - рассказала «Русской планете» бывшая студентка МГУ Мила Дубровина.


7. Тропаревское кладбище

Тропаревское кладбище находилось в ранее существовавшем селе Тропарево на юго-западе Москвы. Сейчас на месте некрополя расположился комплекс Российского медицинского университета им. Пирогова (улица Островитянова, дом 1). Кстати, это не единственное медицинское заведение на месте погоста: медицинский центр «Практика» на 3-й Мытищинской улице стоит на месте холерного кладбища.


8. Кладбище при Алексеевском женском монастыре и богадельне им. И.Н. Геер

Главный доход обители приносило монастырское кладбище, которое было открыто в 1842 году и быстро превратилось в один из самых престижных московских погостов. Всегда украшенное цветами, оно славилось множеством часовен всех фасонов: чугунных, кованых, с литьем. Не каждое московское кладбище могло сравниться с Алексеевским по числу упокоенных знаменитостей. Здесь находились могилы историков Бартенева и Шахова, публициста и издателя «Московских ведомостей» Каткова, поэта Жемчужникова (одного из создателей Козьмы Пруткова), мемуариста Вигеля, архитектора Каминского, скульптора Рамазанова - автора скульптур Аничкова моста, горельефов Храма Христа Спасителя и посмертной маски Гоголя, художников Зарянко и Прянишникова, физика Лебедева, основателя Народного университета Шанявского, мецената Надежды фон Мекк, московских обер-полицмейстеров Огарева и Власовского, психиатра Корсакова - одного из создателей Центрального полицейского покоя для душевнобольных (НИИ общей и судебной психиатрии им. Сербского). На кладбище стояли усыпальницы купцов Котовых (работы Васнецова) и Алексеевых, родителей Станиславского, семейные склепы кондитеров Абрикосовых (в советское время их фабрику переименовали в честь революционера Бабаева); Перловых, Оловянишниковых, Шустовых, производивших лучший коньяк в Москве; основателя Ново-Афонского монастыря иеромонаха Арсения. Здесь упокоились известные русские литераторы, знакомые Пушкина: например, Вельтман, историк Московского Кремля и директор Оружейной палаты, и Хлюстин, племянник графа Толстого. Судьбу Алексеевского монастыря и кладбища решил Генеральный план социалистической реконструкции Москвы 1935 года. Согласно плану, через эту местность прокладывался парадный проспект Ильича, тянувшийся от Измайлова (где был запланирован стадион имени Сталина) до Ленинских гор через площадь Дворца Советов. Назначение проспекта Ильича обязывало «осуществить на нем надлежащую монументальную застройку», что значило убрать с глаз долой храмы и могилы. Так как Алексеевское кладбище было классово чуждым, никакого переноса могил не производили. Надгробия и гранит пошли на бордюрный камень и облицовочную плитку, мрамор – на гравий. На месте кладбища был устроен детский парк, а в храме святого Алексия - дом пионеров. Сейчас на месте кладбища находится футбольное поле, все тот же детский парк, некоторые дома по улице Верхняя Красносельская, по части бывшего кладбища проходит улица Гаврикова.


9. Шелепихинское кладбище

На месте Шелепихинского кладбища был построен детский сад №1929. Исследователь исторической памяти, некросоциолог, основатель блога «Археология русской смерти» Сергей Мохов считает, что практика застраивать старые кладбища не считается кощунственной. «В Европе с кладбищами происходит приблизительно то же самое. Только к XXI веку стало придаваться значение этической стороне захоронений. Все помпезные европейские кладбища начали создаваться в эпоху романтизма - в конце XVIII - начале XIX века. Филипп Арьес в книге «Человек перед лицом смерти» подробно рассказывает про эту трансформацию отношения к смерти. Средневековое европейское кладбище - это чаще всего могила, в которую без всяких гробов сваливались тела, на картах эти места никак не отмечались. Так что по большому счету все старые европейские города, как и Москва, стоят на костях», - рассказал «Русской планете» Мохов.


10. Армянское кладбище

До наших дней просуществовало лишь одно старинное армянское кладбище неподалеку от Ваганьковского, однако карты сообщают, что было еще одно - в Филях. Находилось оно между нынешним домом 14 (строение 4) по улице 1812 года и домами 16 (строение 12) и 16 (строение 1) по Кутузовскому проезду. Сейчас там стоит здание Гохрана - Фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России. Кладбище было закрыто для захоронений в 1956 году. В 1957 году родственникам усопших предложили перезахоронить могилы в течение года в ускоренном порядке, так как по проекту через территорию кладбища должен был пройти тоннель метрополитена от станции «Кутузовская» до станции «Фили». Через год проект был отклонен, и пути прошли чуть ближе к берегу Москвы-реки по открытому участку Филевско-Арбатской линии. В итоге перезахоронена была лишь каждая пятая могила. В 1970 годы во время строительства Гохрана вскрывалось много захоронений, и грунт вместе с гробами вывозился на братеевскую свалку. Выше от берега Москвы-реки вскрывались массовые захоронения солдат, предположительно привезенных с Бородинского сражения. Далее по берегу экскаваторы вскрывали карьерные захоронения, где человеческие останки были захоронены вперемежку с костями животных (недалеко от кладбища на старых картах обозначена скотобойня) и пересыпаны известью. Судя по остаткам формы, которую видели очевидцы, со скотом хоронили солдат армии Наполеона.


11. Кладбище сел Коломенское и Новинки

В 1988 году в районе была основана московская средняя общеобразовательная физико-математическая школа №1170 при МИФИ (сейчас Лицей №1523), которая находится по адресу Кленовый бульвар, дом 21, стоит как раз на месте кладбища двух сел - Коломенское и Новинки. Выпускница лицея Ольга Завелева рассказала «Русской планете», что ни она, ни кто-либо из ее одноклассников не знал, что их школа построена на месте кладбища. Скорее всего, не в курсе этого исторического материала и лицейские учителя.


12. Еврейско-караимское кладбище

В 1788 году участок под кладбище получила московская община белорусских евреев. С тех пор до революции кладбище расширялось в сторону области. В период Первой мировой войны на кладбище хоронили не только евреев-горожан, но и евреев-беженцев из районов, занятых военными действиями, а также солдат иудейского вероисповедания, умерших в больницах города. Еврейско-караимское кладбище или, как его еще называли, Борейское, граничило с Дорогомиловским - их разделял только деревянный заборчик. Судьба у них тоже сложилась по-соседски. В начале 1930-х годов захоронения были прекращены, ограды и часть надгробий снесены и разобраны населением. В 1932 году еврейской общине выделили территорию вблизи поселка Востряково, куда родственники смогли перезахоронить останки своих родных. Эксгумация проводилась за счет родственников, а перевозка гробов осуществлялась централизованно за счет государства - на машинах и подводах. По воспоминаниям очевидцев, лишь каждая пятая могила была перенесена на новое место, а на Борейском, несмотря на запрет, продолжили хоронить до 1940-х годов - начала массовой жилой и промышленной застройки района. В 1948 году были демонтированы оставшиеся могилы и снесена церковь святой Елисаветы на Дорогомиловском кладбище. Перезахоронения с Дорогомиловского кладбища продолжались до начала 1950-х годов. Краевед Игорь Сергеев вспоминает, что мальчишки в то время бегали на стройку в надежде найти черепа с золотыми коронками и разбогатеть. На Дорогомиловском кладбище были погребены русские воины, умершие от ран после Бородинского сражения. На Еврейском кладбище находились, например, могилы художника-жанриста Аскназия, директора института фтизиатрии, профессора Вермеля, известного публициста и общественного деятеля Иоллоса, убитого в 1907 году черносотенцами, художника Левитана, крупных российских предпринимателей Поляковых. С середины 1950-х годов Дорогомилово было застроено и приобрело тот вид, который сохранился и по сей день. На месте кладбищ были построены дома для партийной элиты: в них жили Брежнев, Андропов, Суслов и другие. В одном из домов был открыт кинотеатр «Киев», сейчас это Театр-студия Петра Фоменко. Относительно недавно, когда строили мост «Багратион» и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий.


13. Лазаревское кладбище

Найти территорию самого древнего и одного из самых больших кладбищ Москвы, Лазаревского, легко. Большая его часть располагалась на месте нынешнего детского спортивного парка «Фестивальный», на его территории до сих пор можно найти остатки кладбищенских плит. Часть кладбища относится к огороженной территории церкви в самом центре парка. По его северной части проходит Сущевский вал, там же находится «Планета КВН» (в прошлом - кинотеатр «Гавана») и целый квартал жилых домов. На востоке по кладбищу проходит Олимпийский проспект, на нем же стоит несколько жилых домов. Историю создания кладбища мы уже излагали выше. Существовало Лазаревское кладбище до 1934 года. Оно было крупнейшее в Москве до 1917 года. Всего на нем было около 50 тысяч захоронений. В 1932 году кладбищенский храм был оцеплен и закрыт милицией, имущество конфисковали, здание передали заводу под общежитие для рабочих. Кладбище в 1934 году было закрыто для захоронений, а в 1936 году началось его уничтожение: бульдозерами срыли часть могил, последние сровняли в послевоенные годы. На другие кладбища перевезли только те могилы, чьи родственники захотели перенести останки. На расчищенном месте был разбит детский парк им. Дзержинского и танцплощадка. Демонтаж производили халатно, поэтому танцевать людям приходилось в окружении надгробий, которые были срыты только в 1953 году во время субботника.

По воспоминаниям священников кладбищенского храма, в парке даже валялись черепа, которыми рабочие иногда играли в футбол. До наших дней сохранилась только церковь. Местная жительница рассказала «Русской планете», что о кладбище не знают только приезжие: «Оно было очень старое, и на него с собаками гулять ходили даже до того, как появился парк. Здесь это никого не смущает». Она уверена, что все могилы были перенесены, но тут же сообщила, что в парке осталось два могильных камня, и рассказала, как их найти. На Лазаревском кладбище были похоронены: семья известного актера Силы Сандунова (запомнился своими банями); медик Семен Зыбелин, историк и москвовед Иван Кондратьев; авиатор Мухин, архитектор Николай Никитин, метеоролог Михаил Спасский, художник Васнецов, жена Белинского, мать Достоевского и другие. Здесь были усыпальницы бояр рода Колычевых, князей Голицыных, Оболенских, представители других знатных родов, родственники святителя Игнатия Брянчанинова; множество духовенства и монашествующих. В их числе епархиальный духовник Александр Стефановский, диакон Лефортовского кадетского корпуса Митрофан Протопопов, настоятель храма Святителя Николая на Маросейке, св. прав. Алексий Мечев и другие.

В последнем пристанище человека есть что-то мистическое и одновременно жуткое, будоражащее любопытство и воображение. Мы собрали 15 самых невероятных кладбищ со всего мира, куда стремятся туристы, желающие окунуться в атмосферу фильмов ужасов в реале.

Старое еврейское кладбище (Прага, Чехия)


Старое еврейское кладбище в квартале Йозефов в Праге появилось в начале 15-го века. Самое старейшее найденное надгробие датируется 1439 годом, а последнее - 1787 годом. Точное число могильных плит и захороненных людей неизвестно, поскольку на этом кладбище захоронения производились слоями, друг на друга. По приблизительным подсчетам, на кладбище покоятся более 100 000 евреев, при этом есть лишь 12 000 видимых надгробий. Не удивительно, что многие люди видят привидения, проходящие через плотно спрессованные надгробия.

Парижские катакомбы (Париж, Франция)


Катакомбы Парижа представляют собой огромнейший подземный склеп под столицей Франции. Сеть пещер и туннелей тянется почти на 300 км, а покоятся в них останки около шести миллионов человек. О жутких катакомбах, которые буквально устланы черепами и костями, ходит множество историй.


Якобы здесь постоянного происходят паранормальные явления. Иногда перед туристами плавают призрачные шары или туман из эктоплазмы, а иногда даже тени призраков бродят по коридорам среди груд костей.

La Recoleta (Буэнос-Айрес, Аргентина)


Кладбище Реколета, которое находится в районе Реколета столицы Аргентины Буэнос-Айреса, является одной из главных туристических достопримечательностей из-за выдающихся образцов архитектуры 19-20 века. С эти этим кладбищем связана история о "Леди в белом", которая часто посещает могилы в ночное время.


Долина Царей (Каир, Египет)


Долина Царей, в которой находятся гробницы фараонов Древнего Египта, стала известной после вскрытия неразграбленной могилы Тутанхамона и связанного с ней "проклятия фараонов". Почти все, кто принял участие во вскрытии могилы, загадочно умерли несколько лет спустя.

Крипта капуцинов (Рим, Италия)


Для украшения стен этого склепа были использованы кости четырех тысяч францисканских монахов-капуцинов. Использовались человеческие кости и для создания интерьера различных часовен. Например, есть часовни, которые называются "Склеп таза" и "Склеп Черепа".

Bachelor’s Grove (Чикаго, США)


Известное как одно из наиболее часто посещаемых мест в Соединенных Штатах, кладбище Bachelor’s Grove в Чикаго был открыто в 1844 году. Рассказы о призраках на этом кладбище были особо популярны в 1970 - 1980-х годах. Рассказывали о странных шарах, фантомных машинах и даже призрачном доме, который внезапно появлялся перед людьми и затем таял в воздухе. В 1984 свидетели также сообщали, что видели несколько призрачных фигур по всему кладбищу, одетых в мантии монахов.

Река Ганг (Варанаси, Индия)


Из-за своей близости к Гангу, Варанаси является одним из самых святых городов индусов в Индии. Знаменит этот город тем, что в нем принято сжигать трупы на берегу Ганга, а затем просто бросать их в реку. Каждый день на берегу горят костры, а Ганг загрязняется мириадами бактерий. Невероятно, но люди купаются и стирают свою одежду в реке, в то время как мимо проплывают полусожженные останки.

Кладбище Сталл, Канзас


Место захоронение, которое также называется "Врата Ада", по преданию является одним из семи порталов Ада на Земле. Легенда гласит, что если постучать по камню в развалинах церкви, то ответит сам дьявол.

Capela DOS Ossos (Португалия)


В часовне, название которой буквально означает "Часовня костей", на стене висят два скелета, закованные в цепи. При этом стены также оклеены настоящими черепами и человеческими костями.

Ведьмино кладбище штат (Теннесси, США)


Кладбище, расположенное в глубинке Теннесси, является одним из старых в штате. На каменных надгробиях часто встречаются выгравированные пентаграммы, которые, как рассказывают, содержат ведьмовскую силу. Есть также многочисленные заявления о странных огнях, наблюдаемых в лесу в ночное время, а также о призраках животных, которые были принесены в жертву во время ритуалов на кладбище.

Кладбище La Noria (Ла Нория, Чили)


Ла Нория - заброшенный шахтерский городок с пугающей историей, полной насилия и рабства. Кладбище этого города - зрелище ужасное и невероятное. Многие могилы раскрыты. Ходят холодящие слухи, что с закатом мертвые восстают из могил и начинают бродить по заброшенному шахтерскому городу. Жители Чили также сообщали, что видели детей в заброшенных школах, как будто они сидят на обычном уроке.

Седлецкое костехранилище (Кутна Гора, Чехия)


В Седлеце, предместье чешского города Кутна Гора, находится небольшая римско-католическая часовня возле кладбищенской церкви Всех Святых. В этом склепе, по оценкам, содержатся скелеты от 40 000 до 70 000 человек, чьи кости были использованы для создания украшений и мебели для часовни.

Кладбище Чамула (Сан-Хуан Чамула, Мексика)


Хотя на этом месте была католическая церковь в 1960-х годах, священник из прихода соседнего села приезжает на мессу только раз в месяц. Все остальное время местные шаманы используют эту область для создания "волшебных зелий". Часто в жертву приносятся куры по время церемоний исцеления на этом кладбище.

Кладбище в кафе (Ахмедабад, Индия)


Туристы, которые заходят перекусить в ресторан "Нью-Лаки" в западной части индийского города Ахмедабад оказываются на кладбище - по всему зданию размещены древние мусульманские могилы.

Кладбище Окуно-ин (Япония)


Окуно - священная деревня недалеко от 120 буддийских храмов. Местное кладбище связано с жуткой легендой. Кобо Дайси (Кукай), основатель буддийской школы Сингон, как говорят, отдыхает здесь и, согласно легенде, он не умер, а лишь вошел в глубокое самадхи и возродится вместе со своими последователями.

Не менее жуткое зрелище представляют кладбища техники. сразят даже видавших виды путешественников.

Спасибо за внимание, мог сделать коряво, но старался)
Некоторые факты стали известны только в момент написания поста.

Как ни странно это может показаться сейчас, но многие ныне популярные детские парки, торговые центры и даже элитные жилые комплексы располагаются на местах, где некогда были обширные древние кладбища.Что же осталось от давно исчезнувших захоронений? Подробно про все кладбища рассказывать не имеет смысла, рассмотрим самые большие и самые известные – Дорогомиловское, Лазаревское, Семёновское ->
В древней Москве жителей хоронили возле приходских церквей и монастырей, а до 1657 г. и на территории Кремля. К концу XVII века в Москве насчитывалось свыше 300 кладбищ. В 1771 г., в связи с эпидемией чумы, Сенат запретил хоронить москвичей, умерших от чумы, на всех московских кладбищах. За пределами Москвы (за Камер-Коллежским валом), в том же году открываются кладбища: Армянское, Даниловское, Дорогомиловское, Калитниковское, Миусское, Пятницкое, Семёновское и старообрядческие - Преображенское и Рогожское, а позднее Еврейское, Мусульманское и др. Большинство кладбищ, закрытых в связи с эпидемией чумы, приходили в запустение и постепенно уничтожались. А в советское время, особенно в 1930-е – 40-е годы, в связи с застройкой и освоением бывших окраин города, был уничтожен целый ряд кладбищ. Ликвидированы кладбища Алексеевского, Андроньева, Данилова, Новоспасского, Перервинского, Покровского, Симонова, Сорокасвятского, Скорбященского, и частично Новодевичьего монастырей, а также Алтуфьевское (часть), Братское, Бибиревское, Богородское (часть), Бутырское, Воронцовское, Владыкинское (часть), Дегунинское, Дорогомиловское, Еврейское, Карачаровское, Кожуховское, Семёновское, Филёвское и Шелепихинское кладбища. Останки только некоторых выдающихся людей России были перенесены с них на Новодевичье, Востряковское и Ваганьковское кладбища.

Обычно на месте уничтоженных кладбищ разбивают скверы, парки, или отдают территорию под промышленную застройку. Но Дорогомиловское кладбище – исключение. На месте него построили квартал жилых домов, причем для партийной элиты! Кладбище находилось на территории между Можайским шоссе (ныне – Кутузовский проспект) и рекой Москвой. Захоронения на нём продолжались вплоть до 1930-х годов.
В 1948 году кладбище было закрыто, находившаяся там церковь святой Елисаветы и все захоронения уничтожены, территория застроена жилыми домами.

Памятник над братской могилой воинов, погибших в 1812 году. Дорогомиловское кладбище, 1947-1950 ггПримыкавшее к Дорогомиловскому и являвшееся его значительной частью еврейское кладбище также было уничтожено. Представлявшие для государства ценность могилы были перенесены на Новодевичье и Ваганьковское кладбища. Но старое кладбище до сих пор напоминает о себе. Жители района рассказывают, что стоит во дворах домов по четной стороне Кутузовского где-то копнуть, непременно наткнешься на захоронения. А когда строили мост “Багратион” и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий. А ещё говорят, что «при строительстве “Башни 2000″ на набережной Тараса Шевченко, в 1998 году кости и черепа со стройки спокойно лежали на лавочке во дворе дома 22 по Кутузовскому проспекту… идешь домой с работы, а тут хлоп…»
На территории кладбища ещё стояла церковь Преподобной Елизаветы, построенная в 1839 году на месте старой церкви. Увы, Елизаветинская церковь разделила печальную участь кладбища: она была снесена где-то в начале 1950-х.

Примерно на месте церкви Елизаветы стоит “Башня-2000″А теперь несколько рассказов очевидцев о Дорогомиловском кладбище:“В 1938 году, по воспоминаниям Ф.Ф. Егорова, в Дорогомилове еще хоронили. А уже в следующем году на кладбищенской конторе появилось объявление о закрытии кладбища и о его скорой ликвидации. Родственникам погребенных здесь было предложено перезахоранивать их останки на вновь открывшемся тогда Востряковском кладбище. Но сделали это очень немногие. Ф.Ф. Егоров говорит, что в лучшем случае лишь каждая пятая могила была перенесена на новое место. Перезахоронения продолжались до начала 1950-х годов. А с середины 50-х Дорогомилово было заново застроено и приобрело тот вид, который в основном сохранился и по сей день. Но старое кладбище до сих пор напоминает о себе. Жители района рассказывают, что стоит во дворах домов по четной стороне Кутузовского где-то копнуть, непременно наткнешься на захоронения. А когда строили мост “Багратион” и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий.” (Ю. Рябинин. «Плохая им досталась доля…») Обратите внимание: лишь каждая 5-я могила (в лучшем случае) была перезахоронена на Востряковском!

Квартал сталинских домов на месте кладбищаЕщё одно воспоминание, написал Сергей:
«когда в году 65-66-м по берегу реки вдоль ветки железной дороги прокладывали какую-то теплотрассу, мы мальчишками дневали-ночевали на этой стройке. Каждый вынутый экскаватором ковш грунта обнажал и вынимал множество захоронений. Варварство… Но тогда мы этого не понимали, было просто интересно и любопытно. Все останки сваливали в кучу, вроде их охранял какой-то приставленный дядька, но мы всё-равно тырили черепа, которые у нас охотно забирали более старшие “товарищи” – студенты-медики. До сих пор стоит в памяти картинка: ковш срезает боковую стенку очередного гроба а там… просто как вспышка – сноп изумительных цвета меди женских волос невероятной длинны и красоты. Сорри за такие подробности конечно… Находили пуговицы от мундиров (там были захоронения павших при Бородине), а однажды строители откопали какой-то склеп, который ковш экскаватора “не осилил”. Что там было – так для нас и осталось тайной, потому что всех “посторонних” погнали так настойчиво, что сопротивляться было бесполезно»

Вот тут находилось Дорогомиловское кладбищеКраевед Игорь Сергеев пишет в своей книге:
“…Помню, как мы вынуждены были ходить на Еврейское кладбище снимать деревянные ограды. Запомнился случай, когда мы ломали ограду том месте, где ныне кинотеатр “Киев”, нас заметил охранник железнодорожного моста через Москву-реку. “Стой, стрелять буду!” – крикнул он и побежал к нам. Мы спокойно ждали. Он подбежал, поговорил с моей матерью и нас отпустил. Помню, что на этом кладбище лежала большая гранитная плита, на которой был вырублен целый рассказ об убийстве из-за ревности еврейской женщины. С этим кладбищем связано еще одно мое воспоминание, но оно относится уже к послевоенному времени. Когда-то то ячмень на Бадаевский пивоваренный завод паровоз подвозил по ветке мимо Дорогомиловского рынка по улице Можайский вал, останавливая движение автотранспорта по Дорогомиловской улице. При реконструкции этого района проложили в обход: к окружной железной под мостом и через ликвидированное Еврейское кладбище по набережной Тараса Шевченко к пивоваренному заводу. В то время оставался целым северо-западный участок Еврейского кладбища. При углублении котлована под железнодорожную ветку экскаватором только наполовину по откосу были вскрыты могилы. Верхние части скелетов оставались в земле. И вот мой товарищ, с которым я учился в одном классе. Женя Финоченко позвал меня туда добывать золотые коронки. Мы там копались, но никакого золота не нашли. Евгений Александрович Финоченко ныне подполковник милиции в отставке.»

Лазаревское кладбище

В 1758 году на самой окраине Москвы, в Марьиной Роще, было устроено кладбище для бедных, а также для тех, кто умер «дурной смертью». Лазаревское кладбище было окружено довольно густым Марьинским лесом и почиталось многими москвичами местом проклятым, таинственным…
Свой статус кладбище сохраняло до печально знаменитой эпидемии чумы 1771 года, когда оно вместе с десятком «новых» кладбищ стало местом, где хоронили тысячи умерших. А уже в следующем XIX веке тут находили успокоение купцы, представители духовенства, военные, артисты… Еще в 1787 году при кладбище построили церковь Сошествия Святого Духа.

Церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбищеК началу ХХ века Лазаревское кладбище было довольно запущенным. Как писал в 1916 году историк Москвы А. Т. Саладин, оно «далеко не ласкает взгляда… Спрятавшись от шума за прочными стенами, кладбище покрыто буйной растительностью.
Трава выше пояса – скрывает даже высокие гробницы, и к некоторым могилам можно подойти с трудом, обжигаясь о крапиву… В начале 1930-х кладбище было закрыто, а в 1936-м и вовсе ликвидировано. Большую часть могил сровняли с землей еще до войны, а последние уничтожили бульдозерами уже в послевоенные годы. Часть останков перенесли на другие кладбища, но большинство захоронений так и осталось под землей. А у «гробового входа» предписали «играть младой жизни» – на территории кладбища открыли… детский парк! И по сию пору, если копнуть под игровыми площадками, попадаются черепа и кости…На Лазаревском кладбище возле юго-западного угла храма в 1917 году был похоронен его настоятель Николай Скворцов с супругой. Они оказались жертвой обыкновенного грабежа: отец Николай собирал деньги на нужды неимущих. Об этом знали все; и грабители предполагали, что казну священник держит дома. Ночью они ворвались к нему, убили его и матушку, но не нашли ни копейки. Протоиерей весьма аккуратно сдавал поступавшие пожертвования в банк.
А в 1923 году тут был похоронен настоятель храма Святителя Николая на Маросейке Алексей Мечев. Среди его прихожан были Н. Бердяев, А. Голубкина, М. Нестеров…
Заупокойный молебен служил сам патриарх Тихон. Но в храм он в тот день не вошел: в нем уже обосновались «обновленцы». Отца Алексея перезахоронилина Введенском кладбище, а в 2000 году архиерейский собор причислил его к лику святых.
На Лазаревском кладбище были похоронены: профессор Р. Тимковский, редактор и издатель И. Кушнарев, бытописатель Москвы И. Кондратьев… А в 1837 году на кладбище похоронили мать Ф. Достоевского Марию Федоровну, урожденную Куманину. Семья будущего писателя квартировала тогда при близкой к кладбищу Мариинской больнице, на Новой Божедомке… Бывая в Москве, Федор Михайлович обязательно посещал могилу родительницы и делал пожертвования на нужды храма. Где была эта могила, можно указать только приблизительно, но надгробие чудом уцелело и хранится в Музее Ф. М. Достоевского.

Единственная сохранившаяся могильная плита Лазаревского кладбища. Надписи не сохранилисьКак и всякое старое кладбище Москвы, Лазаревское обременено многими легендами. Одно из них, о богатой купчихе, не пожелавшей и после смерти расставаться со своими драгоценностями и завещавшей положить их себе в гроб, по сию пору будоражит воображение кладоискателей… Впрочем, преданья о кладбищенских кладах этим случаем не исчерпываются.
Здесь когда-то была захоронена семья известного актера Силы Сандунова, оставшегося в памяти потомков устроителем бань на Неглинке. Похоронив своих весьма состоятельных родителей, братья Сандуновы с удивлением обнаружили, что им от покойных не досталось ни копейки.
Куда девалось родительское состояние – неизвестно. Но тут они вспомнили, что мать, умирая, просила положить в гроб ее любимую подушку. Заподозрив неладное, братья откопали гроб, вынули подушку, но ничего, кроме пуха и перьев, не нашли.
Раздосадованные Сандуновы установили над могилой родителей чугунный памятник в виде прямоугольного ящика, увенчанного чугунным же крестом, который обвивают две довольно мерзкие змеи…
Когда братья умерли, их похоронили тут же, подле родителей: актера Силу Николаевича – в 1820 году, а профессора Московского университета Николая Николаевича – в 1832-м…
Тайна так и осталась тайной. Но, может быть, братья просто плохо искали? Может быть, их родительница исхитрилась заказать для себя гроб с тайником? А значит, и сегодня где-то под дорожками парка лежат в земле сандуновские сокровища…
В 1920-е на кладбище вновь обосновались налётчики и деклассированные элементы. Скрываясь от погони, они чувствовали себя вольготно, облюбовав деревянное строение сестричества, упраздненного в 1929 году, спрятав там, а также в зарослях и склепах, награбленное. Милиция опасалась забираться вглубь территории кладбища и изредка устраивала там облавы.
Осенью 1932 года здание храма было оцеплено милицией, а настоятелю храма сообщили о его закрытии с конфискацией имущества и передачей здания в ведение Моссовета. А через год на кладбище запретили хоронить. Захоронения и надгробия переносились родственниками на другие кладбища в течение 1935-1936 годов за счет государства. И уже в 1936 году на месте кладбища был открыт Детский парк Дзержинского района с каруселями и танцплощадкой. Однако на территории парка ещё можно было увидеть последние бесхозные надгробия, которые во время субботника 1953 года вовсе исчезли. С середины 1990-х годов территория парка приходит в запустение и нередко используется как место для криминальных разборок. В настоящее время ведутся работы по благоустройству территории.

Сейчас парк называется ФестивальнымХрам Сошествия Св. Духа был возвращен Церкви в 1991 году, хотя ещё несколько лет после этого в трапезной части находились мастерские декораций Театра оперетты.
На кладбище в свое время были похоронены:
историк, профессор греческой и латинской словесности - Р. Ф. Тимковский (1785-1820);
метеоролог, доктор физики и химии, профессор, декан физико-математического факультета Императорского Московского университета - Спасский, Михаил Фёдорович (1809-1859);
историк, москвовед, поэт, песенник, писатель, переводчик - И. К. Кондратьев (1849-1904);
очеркист, редактор, издатель, владелец типографий - И. Н. Кушнерёв (1827-1896);
мученики убиенные протоиерей Николай Скворцов со своей супругой (1917);
основатель Медицинского факультета ПМИ - С. Г. Зыбелин;
авиатор А. А. Мухин (1914);
мать Ф. М. Достоевского - М. Ф. Достоевская (1837), тетка - А. Ф. Куманина;
жена В. Г. Белинского (1890).
русский архитектор, председатель МАО в 1879-1894 годах - Н. В. Никитин (1828-1913)
Хоть кладбище уже давно уничтожено, всё-же кое-какие следы остались. Например была обнаружена могильная плита (см. фото выше).

Семеновское кладбище
Семёновское кладбище было единственным «нечумным» из до-революционных кладбищ расположенных за Камер-Коллежским валом.
Семёновское кладбище, вернее, уцелевший фрагмент исторического кладбища, располагается на территории района Соколиная гора между улицей Семёновский вал, Семёновским проездом и Измайловским шоссе. Печальная история Семёновского некрополя - пример того, как утрата объектом его функции автоматически приводит к потере связанного с ним культурного наследия.
Официально кладбище в селе Семёновском было открыто в 1771 году, однако история использования в качестве места упокоения усопших участка, на котором оно расположено, гораздо древнее. Еще в XVII веке здесь располагался погост. Самое старое захоронение на территории Семёновского кладбища датируется предположительно 1641 годом.
Исторически так сложилось, что Семёновское кладбище, в первую очередь, выполняло функцию военного некрополя. Оно имело в своем составе большой воинский участок, много захоронений военных было и в «гражданской» части. Именно там хоронили многих раненых, умиравших в расположенном неподалёку Лефортовском военном госпитале. Помимо рядовых и офицеров там покоились и генералы, в частности, артиллерист Константин Васильевич Сикстель и участник Кавказской войны Николай Карлович фон Цеймерн. На Семёновском кладбище был погребён и умерший в солдатах поэт Александр Полежаев. Поиски его утерянной ещё до революции могилы продолжаются.

До 1855 года на этом кладбище не было храма, а само кладбище было приписано к храму Введения Пресвятой Богородицы в селе Семёновском (ныне храм уничтожен - см.: Список храмов, упразднённых советской властью). В 1855 году на средства московского купца Михаила Николаевича Мушникова и других вкладчиков был построен каменный храм во имя Воскресения Христова, и с этого времени кладбище сделалось самостоятельным.
Кладбищенский храм Воскресения Христова была закрыт в конце 1920-х или в начале 1930-х годов. В здании храма вначале была размещена кладбищенская контора, а позже здание было до неузнаваемости изуродовано перестройками и использовалось как производственное помещение.

Храм Воскресения Христова на Семеновском кладбищеВ 1935 году Семёновское кладбище было юридически ликвидировано, а в 1960-х годах застроено, причём Семёновский проезд прошёл непосредственно по его территории. Незастроенным остался небольшой участок, превращенный в сквер. Таковым бывшее кладбище до недавнего времени и оставалось.
Однако в конце мая 2011 года управа района Соколиная гора начала работы по благоустройству территории сквера с целью устройства там детской площадки. Во время земляных работ нанятые управой рабочие наткнулись на старинные склепы, в которых обнаружились останки людей. В одной из раскрытых могил лежал человек в одеянии священника, предположительно опознанный местными краеведами как владыка Мелхиседек (Михаил Львович Паевский, 1878-1931) - выходец из западной Белоруссии, с 1922 г. бывший митрополитом Минским и Белорусским, осужденный в 1925 году по ложному обвинению в массовом сокрытии от конфискации церковных ценностей, сосланный в Сибирь, а с 1927 г. назначенный архиепископом Красноярским.
Кроме того, в ходе работ были открыты исторические надгробные плиты. Часть останков и плит (в том числе, надгробие 1806 года) сумел сохранить Геннадий Медведев, член инициативной группы по установке на территории кладбища мемориального знака.
Активисты общественного движения «Архнадзор», заметив работы на территории бывшего Семёновского некрополя, вызвали на место представителей археологической службы Департамента культурного наследия Москвы. Те, в свою очередь, выдали предписание о приостановке земляных работ. Тем не менее, по сведениям «Архнадзора», работы на территории Семеновского некрополя идут полным ходом. Землекопы продолжают уничтожать не только старинные надгробные памятники, но и саму память о нескольких поколениях воинов России, захороненных на кладбище.

Могильные плиты Семеновского кладбища, раскопанные при реконструкции 2000-х годовВот, что пишет В. Кардин в рассказе: «Тайна Семеновского кладбища»:
«Через несколько дней после начала войны многих наших студентов, и меня в том числе, вызвали в комитет комсомола и объявили мобилизованными на рытье котлована для большого авиационного завода. Дали адрес и – завтра без опозданий к восьми утра. Меня, не отличавшегося общественной активностью, по чистой случайности назвали одним из бригадиров. Это было особенно нелепо: родившийся в Москве и выросший на московском асфальте, я редко соприкасался с лопатой. Но не отказываться ведь, когда идет война и город полнится дурными вестями. Раз надо, будем копать землю. На заводе нас встретили радушно, дали лопаты и повели… на кладбище. Оно начиналось прямо за оградой и терялось где-то в зеленой дали. Задача формулировалась достаточно просто – рыть котлован и не обращать внимания на могилы. То есть, как – “не обращать”? А так! Война. Нужны боевые самолеты. Предстоит расширять завод, возводить новый корпус…Мы рыли с утра до вечера в дневную смену и с вечера до утра в ночную. Днем жара, но и ночью дышать тяжело. Рыли старательно, пытаясь подавить внутреннюю растерянность. Лопаты сокрушали гробы. Вместе с землей в тачку попадали кости, черепа, куски истлевшей ткани. Иногда в гробах обнаруживали клады – стеклянные банки с драгоценностями и золотыми монетами. Мы вызывали дежурившего неподалеку милиционера и передавали ему находку. Чтобы представить себе душевное состояние ребят-землекопов, приведу один лишь эпизод. Приятель-однокурсник Жора неожиданно бросился на меня с занесенной над головой лопатой. Но так же неожиданно замер. Обнял: “Прости, нервы сдали”. Мне почему-то запал в память этот случай. Хотя Жоры давно нет – погиб на фронте. Как и большинство моих сокурсников… Сознание безотчетно фиксировало какие-то странности. Но не пыталось их осмыслить. Почему, когда котлован еще не окончен, нас перебрасывали на другой участок, в другой конец кладбища? Мы снова рыли могилы, где хоронили многими десятилетиями. Иной раз останки лежали в два-три слоя. Но и очередной котлован не завершали – приступали к новому.Всякий раз, выполняя свои бригадирские обязанности, я задерживался после работы. Приходил молчаливый десятник. Покуривая, делал замеры, что-то писал в своем блокнотике. Однажды он вдруг разговорился. Попросив не передавать услышанное ребятам.Оказалось, вырытые нами котлованы закапывали другие бригады таких же работяг, как мы. Но почему? Зачем? Было мобилизовано большое количество молодых москвичей, преимущественно студентов. А у руководства нет уверенности в строительстве нового корпуса. Не исключено, что завод предстоит эвакуировать… “Как же кладбище?” – неуместно спросил я. Но ответа не удостоился. Докурив папиросу, десятник сказал лишь, что мы – ребята старательные. Глядишь, когда-нибудь нам сгодятся землеройные навыки …»
Ещё пишут, что:
«В 80- годы ещё можно было найти остатки каменных надгробий, валявшиеся то там то сям на территории бывшего кладбища и даже прочесть на этих надгробиях какие то фамилии.»
«в 90-е в сквере появились “гробокопатели”. А отдельные надгробия с надписями и даже кусок кованой могильной ограды в кустарнике сохранялись до начала 2000-х, когда в одну прекрасную ночь все остатки надписей были сбиты с плит отбойными молотками, а затем собраны и вывезены. Сейчас там снова реконструкция.»

Кладбище Моисеевского монастыря на месте Манежной площадиМы рассмотрели примеры кладбищ, которые были уничтожены в советское время. Но, ведь и до революции тоже сносились кладбища, и 200, и 300 лет назад! Самый интересный примердревнее кладбище Моисеевского монастыря, которое было раскопано при строительстве торгового центра на Манежной площади.
Это самый крупный из некрополей, вскрытых за последние годы – там обнаружили более 600 захоронений. На этом месте когда-то стоял Моисеевский монастырь, который разрушили во времена Екатерины II (в 1765 году): она приказала построить там казармы для солдат, охранявших Кремль. При этом останки похороненных на территории монастыря людей так и оставили в земле. На них натыкались и раньше, например, при строительстве метро и реконструкции улицы Горького.
А когда в конце 1990-х на Манежной площади стали строить подземный торговый комплекс, все захоронения вскрыли и перезахоронили с отпеванием на христианском кладбище в подмосковных Ракитках. Кстати сказать, по словам гендиректора столичного Центра археологических исследований Александра Векслера, теперь все останки, на которые натыкаются в ходе строительства, перезахораниваются. В федеральном законе об охране и использовании памятников истории и культуры древние кладбища отнесены к памятникам археологии.
Векслер говорит, что раньше к древним захоронениям относились гораздо менее почтительно, чем сейчас. “Во все времена, кроме нашего, здания либо возводили на костях, либо, если делали подвалы, останки просто выкидывали вместе со строительным мусором, – говорит Александр Векслер. – А надгробия очень часто пускали в ход в качестве строительного материала. Почти в каждом храме в стены были заложены надгробные камни. Я очень много раз сталкивался с таким способом их использования”.
В ходе проведенных археологических работ удалось восстановить планировку некрополя монастыря, основные этапы расширения его территории. В некрополе оказалось более 600 захоронений, погребения в деревянных долбленных колодах были расположены в четыре яруса. При расчистке захоронений сделаны редчайшие находки: нательные резные деревянные кресты и керамические, стеклянные, металлические сосуды - слезницы для благовонного миро. Найдены и уникальные ткани, шитые шелками, причем, благодаря особенностям грунта, отличающегося особой кислотностью, они сохранили первозданный цвет.
И сейчас, когда мы ходим по торговому центру «Охотный ряд», даже не представляем, что еще 15 лет назад тут, на месте этих магазинов, в толще земли таились древние захоронения.