• В прошлом в соборах и церквях Кремля хоронили правителей и членов их семей.
  • Архангельский собор в Кремле является местом захоронения многих русских правителей XIV-XVII вв.
  • После революции 1917 года Красная площадь стала местом захоронения революционеров, лидеров коммунистической партии и полководцев.
  • Самые известные погребальные комплексы в Кремле ‒ и Могила Неизвестного солдата.
  • Новодевичье, Ваганьковское, Введенское кладбища и другие представляют особый интерес, так как там похоронены многие известные люди.
  • Некоторые надгробия ‒ настоящие произведения искусства .

Традиционно мрачный ореол окружает старые кладбища. Иногда они представляются как пространства, вырванные из наш его мира, мира живых. Вокруг отдельных могил и мест захоронений часто возникают различные культы или легенды. Некрополи нередко интересны тем, кто ищет следы знаменитых исторических деятелей или любимых писателей или актеров. И сами по себе, кладбища являются особенными памятниками своей эпохи: это единые пространства, имеющие свою внутреннюю логику, а зачастую и сакральный смысл. Например, Введенское кладбище изначально было специальным кладбищем для католиков и лютеран, а некрополь Донского монастыря был создан для представителей знатных дворянских фамилий. Интересно, но при посещении главных достопримечательностей Москвы вам в любом случае не удастся пройти мимо захоронений. Например, невозможно не увидеть Мавзолей и могилы у Кремлевской стены на Красной площади, пропустить надгробия московских князей и царей в Архангельском соборе Кремля или не заметить внутренний некрополь во время экскурсии по Новодевичьему монастырю.

Естественно, что кладбища в Москве существуют столько, сколько на этом месте живут люди. Сначала мертвых хоронил и на кладбищах у приходских церквей и монастырей, но большинство таких некрополей не сохранились или дошли до нашего времени только как археологические памятники. С середины XVII века власти начали ограничивать захоронения в черте города во избежание эпидемий. Подобные указы делали исключения для знати, которую хоронили в монастырских некрополях. Обоснованность такого запрета наглядно проявилась в 1771 году, когда разразилась страшная эпидемия чумы, пришедшая, как предполагается, на плечах русской армии, воевавшей с турками. В XVIII веке под первое общегородское кладбище было приспособлено кладбище в Марьиной роще (ликвидировано в советское время), были открыты еще несколько кладбищ в пригородах. Одним из известнейших кладбищ этого периода стало Ваганьковское.

Важной и весьма трагичной вехой в истории московских некрополей стали 1930-е годы. На это время приходится пик атеистической кампании большевистского правительства, жертвой которого стали не только многие храмы, но и кладбища. Многие захоронения известных деятелей культуры с надгробными памятниками переносились на новые места, но большинство мест захоронений при монастырях и церквях, в том числе фамильные дворянские и купеческие захоронения, были уничтожены и застроены.

Советская эпоха оставила после себя несколько интересных ритуальных комплексов. Речь идет о захоронениях партийной и военной элиты и деятелей науки и искусства на Красной площади, а также «элитных» Ваганьковском и Новодевичьем кладбищах.

Некрополи Московского Кремля и Мавзолей В. Ленина

Адрес: Московский Кремль, Красная площадь

Сразу несколько погребальных комплексов, относящихся к разным эпохам, находятся в Московском Кремле. С 1264 года московская крепость стала резиденцией местных князей. Правителей и членов их семей хоронили в некрополях кремлевских храмов. Так появились родовые княжеские усыпальницы. Чести быть похороненными в этих церквях удостаивались также православные иерархи.

Самой ранней усыпальницей русских правителей является Архангельский собор Кремля . Здесь покоятся московские князья, начиная с великого князя Ивана Калиты, который умер в 1340 году. Здесь же похоронены Дмитрий Донской (ум. 1389), победитель татарского хана Мамая; великий князь Иван III Великий (ум. 1505), сделавший Москву центром объединения русских земель; Иван IV Грозный (ум. 1584), первый русский царь и один из легендарных персонажей русской истории; царь Михаил Федорович (ум. 1645), первый Романов на троне; Алексей Михайлович (ум. 1676), наиболее значительный русский правитель XVII века. Последним похороненным в соборе и вообще в Москве представителем царской династии стал император Петр II, умерший в 1730 году. В крипте собора также находятся саркофаги женщин из семейств Рюриковичей и Романовых, которые были перенесены сюда из снесенного в 1928 году Вознесенского монастыря в Кремле.

Усыпальницей церковных владык в Кремле был Успенский собор . Среди похороненных здесь 20 предстоятелей можно назвать имена митрополита Московского Филиппа II (ум. 1569), критика царя Ивана Грозного, убитого по его приказу; патриарха Гермогена (ум. 1612), уморенного голодом поляками-оккупантами за отказ сотрудничать; патриарха Филарета (ум. 1633), могущественного главы дома Романовых, отца царя Михаила Федоровича. В других кремлевских церквях также можно встретить надгробия некогда влиятельных людей.

В 1917 году на смену культу царей и патриархов пришел культ мучеников революции. Уже 10 ноября 1917 года, сразу после окончания кровопролитных боев в Москве, на Красной площади у Кремлевской стены были похоронены 238 революционеров-участников восстания. До 1927 года у Кремлевской стены появилось еще несколько братских могил революционеров. Отдельных могил удостаивались руководители партии и полководцы. В одной из таких могил лежат останки И. Сталина, вынесенные в 1961 году из Мавзолея. У Кремлевской стены похоронены советские военачальники, герои гражданской войны 1917-1922 гг. М. Фрунзе, К. Ворошилов, С. Буденный, первый чекист Ф. Дзержинский, государственный деятель М. Калинин, генеральные секретари КПСС Л. Брежнев, Ю. Андропов, К. Черненко и другие представители советской элиты. Сама Кремлевская стена также стала местом для захоронения. В нее помещали урны с прахом после кремации, а место «погребения» закрывалось памятной плитой.

Помимо властной элиты, здесь можно увидеть могилы выдающихся ученых: академика А. Карпинского (1847–1936), геолога и первого президента Академии наук СССР; академика И. Курчатова (1903–1906), создателя советской атомной бомбы; конструктора академика С. Королева (1907–1966), «отца» советской космонавтики; конструктора М. Келдыша (1911–1978). Нельзя не назвать имя покоящегося в Кремлевской стене писателя М. Горького (1868–1936).

Кроме того, некрополь у Кремлевской стены стал последним пристанищем для нескольких иностранных деятелей международного коммунистического движения, оказавшихся в конце жизни в Советской России. Среди них американский журналист Джон Рид (1887–1920), очевидец Октябрьской революции и автор книги «Десять дней, которые потрясли мир»; немецкая коммунистка и борец за права женщин Клара Цеткин (1857–1933) и другие.

Логическим центром погребального комплекса на Красной площади является После смерти В.И. Ленина его тело было решено сохранить и поместить в специально построенную усыпальницы. Мавзолей был изначально спроектирован А. Щусевым, а окончательный его вариант завершен в 1930 году. Форма мавзолея отсылает к египетским пирамидам, намекая, что перед нами храм религии будущего мира.

Еще одним известнейшим захоронением у московского Кремля является Могила Неизвестного солдата в Александровском саду . Этот мемориальный комплекс повторяет традицию парижского памятника Неизвестному солдату под Триумфальной аркой. Монумент посвящен всем погибшим во время Великой Отечественной войны солдатам, «чье имя неизвестно, но подвиг бессмертен». Здесь захоронены останки безымянного солдата из одной из братских могил Подмосковья. Этот лаконичный монумент также является центром воинского культа, в центре которого – трепетное отношение к павшим воинам.

Некрополь Новодевичьего монастыря и Новодевичье кладбище

Новодевичий монастырь (некрополь) . Новодевичий проезд, д. 1

Кладбище: Лужнецкий проезд, д. 2

Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Московским Василием III. Комплекс монастыря относится к XVI–XVII векам и представляет собой уникальный памятник древнерусского архитектурного стиля и нарышкинского барокко.

Некрополь Нов одевичьего монастыря – одно из двух наиболее сохранившихся дворянских кладбищ в Москве. Правда, захоронений старше XIX века здесь нет. Это кладбище дает возможность пройти в тишине мимо рядов старых надгробных памятников, останавливаясь перед знакомыми именами. Сами надгробия – настоящие памятники старины, среди которых встречаются произведения искусства. Например, выделяется надгробие героя Бородинского сражения генерала В. Тимофеева (1783–1850), украшенное гербами и барельефным бюстом усопшего. Имена похороненных здесь могут многое сказать интересующимся русской историей: полководец Первой Мировой войны генерал А. Брусилов (1853–1926); герой Отечественной войны и поэт Д. Давыдов (1784–1839); писатель М. Загоскин (1789–1852); участники неудачной «дворянской революции» в декабре 1825 года, среди них один из лидеров заговора князь С.П. Трубецкой (1790–1860); историк М. Погодин (1800–1875); фил ософ В. Соловьев (1853–1900) и многие другие.

В начале XX века места на монастырском кладбище не осталось, поэтому за его стенами было открыто новое Новодевичье кладбище. Сюда же в 1930-е годы переносили могилы выдающихся деятелей культуры с уничтожавшихся кладбищ столицы. Так, здесь оказалась могила одного из крупнейших русских писателей Н. Гоголя (1809–1852), перенесенная из Данилова монастыря. Сейчас на ней стоит копия оригинального памятника, замененного в 1952 году. С Дорогомиловского еврейского кладбища перенесена могила гениального пейзажиста И. Левитана (1860–1900). Здесь же покоятся предприниматели братья Сергей (1834–1892) и Павел (1832–1898) Третьяковы, создавшие Третьяковскую галерею, одно из самых значительных мировых собраний русской живописи. Их прах также попал сюда из Д анилова монастыря.

В советское время Новодевичье кладбище было зарезервировано для номенклатурной и культурной элиты. Сейчас прогулка по Новодевичьему – знакомство с миром «Красной Москвы». Тут проходят перед глазами имена людей, определявших облик Советского Союза как в политике, так и в искусстве. Одно из самых известных захоронений – могила Н. Хрущева. Он — единственный генеральный секретарь КПСС, похороненный не на Красной площади. На момент смерти он находился в опале, и его прах оказался на втором по рангу номенклатурном кладбище.

Донской монастырь: Донская пл., 1 – 3

Кладбище Донского монастыря: Донская ул., д.1

Ритуальные комплексы вокруг Донского монастыря имеют схожую историю с Новодевичьим монастырем и кладбищем. – хорошо сохранившееся место погребения московского дворянства. Среди покоящихся здесь множество знаменитых людей. Так, здесь захоронен 61 герой Отечественной войны 1812 года. Можно также упомянуть художника-передвижника В. Перова (1834–1882), создателя аэродинамики Н. Жуковского (1847–1921), историка В. Ключевского (1841–1911). В 2005 году сюда были перевезены из-за рубежа останки деятелей Белого антибольшевистского движения генерала А. Деникина (1872–1947) и философа И. Ильина (1883–1954). А в 2008 здесь нашел последний приют писатель-нобелевский лауреат А. Солженицын (1918–2008). Монастырское кладбище представляет собой фактически музей под открытым небом и снабжено планами с указанием имен похороненных и информационными табличками на русском языке.

Введенское кладбище

Адрес: ул. Наличная, д.1

В Москве существовало несколько кладбищ для иноверцев. Все они интересны как памятники ритуальной культуры других конфессий. Но стоит уделить особое внимание Введенскому кладбищу . Его появление также связано с эпидемией 1771 года. Кладбище расположено в районе Лефортово, который граничит с Немецкой слободой, где еще с XVI века селились иностранцы. Первоначально здесь хоронили только католиков и лютеран, но в XIX веке кладбище потеряло свою «специализацию». Самыми известными историческими именами на этом кладбище являются Франц Лефорт и Патрик Гордон, иностранцы на службе у царя Петра I. Их останки перенесли сюда в XIX веке из снесенной лютеранской церкви в немецкой слободе. Также на Введенском кладбище похоронены семьи ряда немецких фабрикантов, художники Виктор (1848–1926) и Аполлинарий (1856–1933) Васнецовы, писатель М. Пришвин (1873–1954), летчики французского авиаполка «Нормандия-Неман».

Еще с XVIII века вокруг этого кладбища витал мистический дух. Отголоски тех верований живы и сейчас. Например, своеобразным местом паломничества является мавзолей фабрикантов Эрлангеров работы Ф. Шехтеля. Стены этого склепа посетители кладбища постоянно расписывают своими просьбами, обращенными к Богу. Ответ на вопрос о том, как мавзолей немецкой семьи стал местом поклонения, оказывается неожиданно простым: внутри склепа находится мозаичное панно «Христос-Сеятель», выполненное по эскизу К. Петрова-Водкина. Тема этой мозаики отсылает к профессиональной сфере деятельности семьи Эрлангеров – мукомольному делу. Мавзолей Эрлангеров является объектом культурного наследия федерального значения.

Ваганьковское кладбище

Адрес: ул. Сергея Макеева, д. 15

Заброшенные кладбища всегда навевают тоску и оставляют неприятный осадок. Трагично сознавать, что человеческая жизнь забыта и, выходит, что и при жизни человек не был нужен. Фото заброшенных кладбищ должны бы служить укором живым, в то время, как по большей части фото заброшенных кладбищ вызывают скупые сухие отклики слабого возмущения или и вовсе оставляют многих равнодушными. Заброшенные кладбища со временем приобретают статус «никому не нужных» и – как следствие исчезнувших кладбищ. О таких мы и скажем несколько слов. То, что кладбища исчезают, некоторым, полагаю, даже на руку, хотя, это, конечно, можно признать и естественным процессом: жизнь не вечна, да и смерть – тоже. Заброшенные кладбища Москвы – целый пласт культуры, который должен бы охраняться как исторический памятник, однако к памятникам в нашей стране тоже неоднозначное отношение. История погостов на Руси давняя. Хоронили и при монастырях и в самом Кремле, а по Москве в 17 веке располагалось около трех сотен некрополей. Конечно, сохранись они, многим бы из живущих не достало места. В 1771 году выходите табу на захоронения чумных в городе, и тогда же открываются Даниловское, Калитниковское, Пятницкое, Рогожское и многие другие, в том числе и те, которые после исчезнут: Дорогомиловское, Семеновское и др. В последовавшее за Революцией время был мощный толчок к обновлению Москвы, в связи с чем возникла необходимость обустройства территории города. Ликвидация кладбища началась тогда с монастырских некрополей Алексеевского, Данилова, Перервинского, Симонова и ряда других, а также частично пострадали Воронцовское, Бутырское, Владыкинское, Дегунинское и другие впоследствии уничтоженные и заброшенные кладбища. Останки знаменитых людей переносились на Новодевичье, Востряковское, Ваганьковское, могилы обычных людей сравнивали с землей. В 60-х годах были уничтожены Ховринское, Зюзинское, Юрловское кладбища, на месте которых теперь спальные районы. В наши дни с уничтожением кладбищ дело обстоит лучше: таковое запрещено действующим законодательством, хотя на заброшенные кладбища Москвы правило это не распространено, такие кладбища получаются как бы обособлены от города, и их участь может быть какой угодно. Среди наиболее известных заброшенных и уничтоженных кладбищ называют Филевское, Семеновское, Лазаревское и некоторые другие.

Филевское кладбище

Захоронения на нем прекратились ещё в 1956 году, и родственникам дана была возможность перезахоронить останки близких. Срок на это был выделен малый – год, и в итоге лишь одна из пяти могил была перенесена. Проект постройки тоннеля, который планировали сделать на этом месте, был отклонен. На это место вернулись в 1970, когда строили Госхран. Оставшиеся могилы тогда же были вывезены на свалку в районе Братеева. Заброшенные могилы рядами лежали параллельно Москва-реке. Среди могил попадались люди разного социального статуса, явно разного достатка и положения. Целые столетия русской истории вскрывались экскаваторщиками, а потом засыпались щебенкой и сравнивались с землей. Были и скелеты, на которых уцелела военная форма, предположительно времен Отечественной войны 1812 года. Однако статус защитников родины никак не сказался при вынесении вердикта этим прахам.

Семеновское кладбище

Семеновское – не заброшенное кладбище, однако и уничтожение его не имело явной необходимости, как в случае с планировавшимся тоннелем под метрополитен и Филевским погостом. Место кладбища – Измайловское шоссе, 2. Изначально под контору была переоборудована церковь кладбища, а к 1935 году объявили о прекращении захоронений. В 1966 году кладбища уже и вовсе не существовало. В здании церкви долгое время были производственные отсеки, а на месте кладбища был разбит сквер. Частично территория была отдана заводу «Салют».

Братское кладбище

В районе нынешнего метро Сокол были земли, которые в 1915 году отдали под захоронения защитников отечества, павших на фронтах или погибших в лазаретах. Через пятнадцать лет территорию сократили, а ещё через двадцать кладбище и вовсе ликвидировали, заложив на месте парк. О кладбище напоминает сохранившийся монумент студенту Шлихтеру и установленные памятные знаки в честь погибших.

Лазаревское кладбище

Лазаревское было крупнейшим и первым городским кладбищем Москвы с 1658 года. История гибели начинается в 1917 году. В 1932 году власти заявили о ликвидации церкви и конфискации имущества, а уже в 1936 году кладбище было полностью закрыто. Парк на месте кладбища был открыт в 1938 к празднику весны и труда, где советские подростки, по воспоминаниям очевидцев, играли в футбол человеческими черепами. В 1991 году был восстановлен храм Сошествия Святого Духа.

Бирюлевское кладбище

В 1962 году были остановлены захоронения на Бирюлевском кладбище, вслед за чем, в 1978 последовала полная ликвидация погоста. Могилы родственникам было предложено перевозить на Хованское, а место, занимаемое кладбищем, заняла большая роща, где и по сей день встречаются плиты памятников и раскуроченные ограды.

Симоновское кладбище

В районе м. Автозаводская, близ Храма Рождества Пресвятой Богородицы у Симонова монастыря, стоят плиты с могил, напоминая о некогда существовавшем кладбище. Симоновское кладбище было закрыто в 1923 году и в 1931 уничтожено с целью расширения территории в процессе строительства ДК завода ЗИЛ.

Мазиловское кладбище

Застройка района Фили-Мазилово требовал сноса села Мазилово, во время которого и было уничтожено Мазиловское кладбище, которое находилось на пересечении у. Олеко Дундича и Пивченской. Могилы с кладбища переносились на Химкинское.

Please enable JavaScript to view the

В последнем пристанище человека есть что-то мистическое и одновременно жуткое, будоражащее любопытство и воображение. Мы собрали 15 самых невероятных кладбищ со всего мира, куда стремятся туристы, желающие окунуться в атмосферу фильмов ужасов в реале.

Старое еврейское кладбище (Прага, Чехия)


Старое еврейское кладбище в квартале Йозефов в Праге появилось в начале 15-го века. Самое старейшее найденное надгробие датируется 1439 годом, а последнее - 1787 годом. Точное число могильных плит и захороненных людей неизвестно, поскольку на этом кладбище захоронения производились слоями, друг на друга. По приблизительным подсчетам, на кладбище покоятся более 100 000 евреев, при этом есть лишь 12 000 видимых надгробий. Не удивительно, что многие люди видят привидения, проходящие через плотно спрессованные надгробия.

Парижские катакомбы (Париж, Франция)


Катакомбы Парижа представляют собой огромнейший подземный склеп под столицей Франции. Сеть пещер и туннелей тянется почти на 300 км, а покоятся в них останки около шести миллионов человек. О жутких катакомбах, которые буквально устланы черепами и костями, ходит множество историй.


Якобы здесь постоянного происходят паранормальные явления. Иногда перед туристами плавают призрачные шары или туман из эктоплазмы, а иногда даже тени призраков бродят по коридорам среди груд костей.

La Recoleta (Буэнос-Айрес, Аргентина)


Кладбище Реколета, которое находится в районе Реколета столицы Аргентины Буэнос-Айреса, является одной из главных туристических достопримечательностей из-за выдающихся образцов архитектуры 19-20 века. С эти этим кладбищем связана история о "Леди в белом", которая часто посещает могилы в ночное время.


Долина Царей (Каир, Египет)


Долина Царей, в которой находятся гробницы фараонов Древнего Египта, стала известной после вскрытия неразграбленной могилы Тутанхамона и связанного с ней "проклятия фараонов". Почти все, кто принял участие во вскрытии могилы, загадочно умерли несколько лет спустя.

Крипта капуцинов (Рим, Италия)


Для украшения стен этого склепа были использованы кости четырех тысяч францисканских монахов-капуцинов. Использовались человеческие кости и для создания интерьера различных часовен. Например, есть часовни, которые называются "Склеп таза" и "Склеп Черепа".

Bachelor’s Grove (Чикаго, США)


Известное как одно из наиболее часто посещаемых мест в Соединенных Штатах, кладбище Bachelor’s Grove в Чикаго был открыто в 1844 году. Рассказы о призраках на этом кладбище были особо популярны в 1970 - 1980-х годах. Рассказывали о странных шарах, фантомных машинах и даже призрачном доме, который внезапно появлялся перед людьми и затем таял в воздухе. В 1984 свидетели также сообщали, что видели несколько призрачных фигур по всему кладбищу, одетых в мантии монахов.

Река Ганг (Варанаси, Индия)


Из-за своей близости к Гангу, Варанаси является одним из самых святых городов индусов в Индии. Знаменит этот город тем, что в нем принято сжигать трупы на берегу Ганга, а затем просто бросать их в реку. Каждый день на берегу горят костры, а Ганг загрязняется мириадами бактерий. Невероятно, но люди купаются и стирают свою одежду в реке, в то время как мимо проплывают полусожженные останки.

Кладбище Сталл, Канзас


Место захоронение, которое также называется "Врата Ада", по преданию является одним из семи порталов Ада на Земле. Легенда гласит, что если постучать по камню в развалинах церкви, то ответит сам дьявол.

Capela DOS Ossos (Португалия)


В часовне, название которой буквально означает "Часовня костей", на стене висят два скелета, закованные в цепи. При этом стены также оклеены настоящими черепами и человеческими костями.

Ведьмино кладбище штат (Теннесси, США)


Кладбище, расположенное в глубинке Теннесси, является одним из старых в штате. На каменных надгробиях часто встречаются выгравированные пентаграммы, которые, как рассказывают, содержат ведьмовскую силу. Есть также многочисленные заявления о странных огнях, наблюдаемых в лесу в ночное время, а также о призраках животных, которые были принесены в жертву во время ритуалов на кладбище.

Кладбище La Noria (Ла Нория, Чили)


Ла Нория - заброшенный шахтерский городок с пугающей историей, полной насилия и рабства. Кладбище этого города - зрелище ужасное и невероятное. Многие могилы раскрыты. Ходят холодящие слухи, что с закатом мертвые восстают из могил и начинают бродить по заброшенному шахтерскому городу. Жители Чили также сообщали, что видели детей в заброшенных школах, как будто они сидят на обычном уроке.

Седлецкое костехранилище (Кутна Гора, Чехия)


В Седлеце, предместье чешского города Кутна Гора, находится небольшая римско-католическая часовня возле кладбищенской церкви Всех Святых. В этом склепе, по оценкам, содержатся скелеты от 40 000 до 70 000 человек, чьи кости были использованы для создания украшений и мебели для часовни.

Кладбище Чамула (Сан-Хуан Чамула, Мексика)


Хотя на этом месте была католическая церковь в 1960-х годах, священник из прихода соседнего села приезжает на мессу только раз в месяц. Все остальное время местные шаманы используют эту область для создания "волшебных зелий". Часто в жертву приносятся куры по время церемоний исцеления на этом кладбище.

Кладбище в кафе (Ахмедабад, Индия)


Туристы, которые заходят перекусить в ресторан "Нью-Лаки" в западной части индийского города Ахмедабад оказываются на кладбище - по всему зданию размещены древние мусульманские могилы.

Кладбище Окуно-ин (Япония)


Окуно - священная деревня недалеко от 120 буддийских храмов. Местное кладбище связано с жуткой легендой. Кобо Дайси (Кукай), основатель буддийской школы Сингон, как говорят, отдыхает здесь и, согласно легенде, он не умер, а лишь вошел в глубокое самадхи и возродится вместе со своими последователями.

Не менее жуткое зрелище представляют кладбища техники. сразят даже видавших виды путешественников.

В древней Москве жителей хоронили возле приходских церквей и монастырей, а до 1657 г. и на территории Кремля. К концу XVII века в Москве насчитывалось свыше 300 кладбищ. В 1771 г., в связи с эпидемией чумы, Сенат запретил хоронить москвичей, умерших от чумы, на всех московских кладбищах. За пределами Москвы (за Камер-Коллежским валом), в том же году открываются кладбища: Армянское, Даниловское, Дорогомиловское, Калитниковское, Миусское, Пятницкое, Семёновское и старообрядческие - Преображенское и Рогожское, а позднее Еврейское, Мусульманское и др. С 1918 года были снесены многие кладбища. Ликвидированы кладбища Алексеевского, Андроньева, Данилова, Новоспасского, Перервинского, Покровского, Симонова Сорокасвятского ТАКОГО НЕ БЫЛО, Скорбященского, и частично Новодевичьего монастырей, а также Алтуфьевское (часть), Братское, Бибиревское, Богородское (часть), Бутырское, Воронцовское, Владыкинское (часть), Дегунинское, Дорогомиловское, Еврейское, Карачаровское, Кожуховское, Семёновское, Филёвское и Шелепихинское кладбища. Останки только некоторых выдающихся людей России были перенесены с них на Новодевичье, Востряковское и Ваганьковское кладбища.

В настоящее время ликвидация кладбищ в Москве запрещена законодательно. Это относится только к действующим кладбищам. На старые захоронения, не имеющие «официального» статуса, охранная грамота не распространяется.

  1. Филёвское кладбище
  2. Семёновское кладбище
  3. Братское кладбище
  4. Кожуховское кладбище
  5. Юрловское кладбище
  6. Ховринское кладбище
  7. Мазиловское кладбище
  8. Братцевское кладбище
  9. Всехсвятское кладбище
  10. Арбатецкое кладбище
  11. Нагатинское кладбище
  12. Перовское кладбище
  13. Люблинское (старое) кладбище
  14. Кузьминское (старое) кладбище
  15. Черемушкинское кладбище
  16. Измайловское кладбище
  17. Шелепихинское кладбище
  18. Тропаревское кладбище
  19. Грайвороновское кладбище
  20. Черкизовское кладбище
  21. Миусское кладбище
  22. Марьинское кладбище
  23. Дегунинское кладбище
  24. Очаковское кладбище
  25. Вешняковское кладбище
  26. Братеевское кладбище
  27. Карачаровское кладбище
  28. Перервинское кладбище
  29. Холерные кладбища

Филёвское кладбище

Филёвское кладбище находилось за окружной железной дорогой между Можайским шоссе (ныне Кутузовским проспектом) и Москвой-рекой, закрыто для захоронений в 1956 г. Родственникам усопших было предложено перезахоронить могилы в течение 1957 года в ускоренном порядке, так как по проекту через территорию кладбища должен был пройти тоннель метрополитена от ст. Кутузовская до ст. Фили. Через год проект был отклонён и пути прошли чуть ближе к берегу Москвы-реки по открытому участку Филёвско-Арбатской линии. В итоге перезахоронена была лишь каждая 5-я могила. В 1970-е годы во время строительства Гохрана вскрывалось много захоронений, и грунт вместе с гробами вывозился на братеевскую свалку. Могилы располагались параллельно берегу Москва-реки практически через каждые 2-3 метра на глубине около 3-5 метров. Сверху был толстый слой промышленного грунта в виде асфальта, бетона и щебня. Ближе к реке захоронения были в простых сосновых гробах, наполненных стружками. Много старых людей (с отсутствующими зубами), много двойных захоронений с двумя гробами, как пример - внизу мать, а сверху ларец с новорождённым, но не выжившим дитятей. Детские гробики заполнялись букетами полевых цветов, поразительно то, что окраска лепестков не выцвела. Выше по берегу захоронения были более богатыми. Это были выдолбленные из стволов массивные гробы на резных ножках и с медными ручками. Запомнилось одно захоронение, вскрытое экскаваторщиком. Судя по размерам бедренной кости, это был человек очень высокого роста (около 1,90 м) в военном обмундировании. Серая шинель с красным шёлковым подбоем и высокие сапоги выше коленной чашечки. Ещё выше от берега Москва-реки вскрывались массовые захоронения раненых и умерших солдат, предположительно привезённых с Бородинского сражения. Захоронены в простых гробах. У многих шрапнельные ранения костей скелетов и черепов. Похоронены они были в военной форме. Далее по берегу экскаваторы вскрывали карьерные захоронения, где человеческие останки были захоронены вперемежку с костями животных (коней) и пересыпаны известью. Судя по остаткам формы, это были французские солдаты. Все останки захороненных (исключая массовые) имели на черепах траурные венчики, покрывающие лоб и закрывающие глаза. В захоронениях гражданских были закупоренные флакончики с жидкостью и небольшие фарфоровые чаши. В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 сентября 2011.

Семёновское кладбище

План территории Семеновского кладбища в 1904 году с наложением на современный план Москвы. Завод «Салют» частично располагается на месте кладбищ.

Семеновское кладбище располагалось на Измайловском шоссе, 2. Кладбищенская церковь Воскресения Христова была закрыта в конце 1920-х годов, в её здании размещалась кладбищенская контора.

Весной 1935 года в конторе кладбища появилось объявление, что кладбище закрыто для захоронений и готовится его ликвидация. Родственникам было разрешено перенести останки усопших на другие кладбища, и большая часть останков была перенесена на ближайшее - Преображенское кладбище. Примерно в 1946 году оставшиеся нетронутыми могилы на Семеновском кладбище были вскрыты, а останки кремированы, и кладбище было большей частью уничтожено. К 1966 году кладбище было уничтожено полностью.

Сегодня о нем с западной стороны напоминает сквер (на территории которого и сегодня можно найти остатки могильных плит), но большую часть, включая бывшее военное кладбище, - захоронений погибших героев и воинов Отечественной войны 1812 года, занято территорией промышленной зоны, ограниченная улицей Золотая, проспектом Будённого, Четырехдомным переулком и Семеновским проездом.

В здании церкви вплоть до начала 1990-х размещались производственные помещения.
Братское кладбище
Основная статья: Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны

План территории Братского кладбища в 1927 году с наложением на современный план Москвы.

Временная часовня Братского кладбища (1915 год).

Братское кладбище находилось в районе станции метро Сокол на землях бывшего села Всехсвятского. Открыто по распоряжению Городской думы в начале 1915 года для захоронения москвичей, погибших на фронтах Первой мировой войны или умерших в московских госпиталях. На нём были похоронены около 18 тысяч солдат, офицеров, врачей, сестёр милосердия и лётчиков.

В 1925 году кладбище было закрыто для захоронений. В 1932 году почти все надгробия кладбища были снесены, в центральной его части был создан парк. В конце 1940-х годов при застройке района Песчаных улиц на месте кладбища создан парк. В парке за кинотеатром Ленинград сохранился памятник на могиле студента Московского университета Шлихтера. В последние десятилетия в парке был установлен ряд монументов и открыта часовня в память о погибших.
Лазаревское кладбище (Марьина роща)

План территории Лазаревского кладбища в 1904 году с наложением на современный план Москвы.
Основная статья: Лазаревское кладбище (Москва)

В 1758 году в районе Марьиной рощи (угол нынешних Сущевского Вала и улицы Советской Армии) было открыто первое городское Лазаревское кладбище для бедных, крупнейшее в Москве до 1917 года

Осенью 1932 года здание храма было оцеплено милицией, а настоятелю храма сообщили о его закрытии с конфискацией имущества и передачей здания в ведение Моссовета. В 1935 году кладбище закрыто для захоронений. Надгробия и останки переносились родственниками на другие кладбища за счет государства. В 1938 году на месте кладбища был открыт Детский парк Дзержинского района с каруселями и танцплощадкой. Однако на территории парка ещё можно было увидеть последние бесхозные надгробия, которые во время субботника 1963 года вовсе исчезли. С середины 1990-х годов территория парка приходит в запустение и нередко используется как место для криминальных разборок. В настоящее время ведутся работы по благоустройству территории.

Храм Сошествия Св. Духа был возвращен Церкви в 1991 году, хотя ещё несколько лет после этого в трапезной части находились мастерские декораций Театра оперетты.

На плане Москвы 1881 года в этом же районе показано еще и немецкое кладбище. Находилось между 1-м 3-м Проездами Марьиной Рощи. В 80-е годы двадцатого века здесь был построен кинотеатр «Гавана».
Бирюлевское кладбище (ул. Медынская д.5б)

Современный храм Святителя Николая Чудотворца в Бирюлево на Медынской улице восстановлен в 1957 г. после пожара. Бирюлевское кладбище, закрытое для захоронений в 1962 г., ликвидировано в 1978 г., а могилы переносились на Хованское кладбище.
Кожуховское кладбище

Кожуховское кладбище. Фрагмент «Нивеллирного плана города Москвы» 1888 года с наложением на современный план. Москвы"

Показано на «Топографической карте окружности Москвы» 1818-1823 годов и на «Нивеллирном плане города Москвы» 1888 года.

Сейчас на месте этого кладбища расположены улицы Трофимова и 5-я Кожуховская. На территории этого кладбища стояли частные гаражи, копая ямы в своих гаражах хозяева находили останки (кости). Во дворе дома ул. Трофимова 31 есть ступени и стена этого кладбища.
Юрловское кладбище

«Топографическая карта окружности Москвы», составленная офицерами Квартирмейстерский Части в 1818 году, гравированная и отпечатанная в Военно-Топографическом Депо в 1823 году. На фрагменте карты показан район расположения современного Медведково в 1818 году

Кладбище бывшего села Юрлово, ранее находившегося на северо-востоке столицы.

Кладбище показано на топографической карте окружностей Москвы, снятой офицерами-квартирмейстерами в 1818 году, гравированной и отпечатанной в Военно-Топографическом Депо в 1823 году.

Находилось на территории современной промзоны Северного Медведкова, примерно в пятидесяти метрах южнее улицы Широкой, между рекой Чермянка и Чермянской улицей. Сейчас здесь проходит высоковольтная ЛЭП.
Ховринское кладбище

Находилось недалеко от станции Ховрино Октябрьской железной дороги, в районе дома 7 по Зеленоградской улице.
Мазиловское кладбище

Во время массовой жилой застройки московского района Фили-Мазилово было решено снести село Мазилово и одноименное сельское кладбище. Оно находилось на углу улиц Олеко Дундича и Пивченкова, примыкая с южной стороны перегона станций Пионерская - Филевский парк (Филевской линии). Могилы были перезахоронены на Химкинском кладбище в 1959 году.
Братцевское кладбище

Находилось в ранее существовавшей деревне Братцево на северо-западе столицы, недалеко от станции метро «Сходненская», на месте существующей ныне автостоянки позади дома 42 по улице Вилиса Лациса.

Показано на топографической карте Москвы и окрестностей 1931 года.
Всехсвятское кладбище

Находилось при Храме Всех Святых во Всехсвятском на Соколе (Ленинградский проспект, дом 73 а), сзади западного вестибюля северного выхода станции метро «Сокол». Ликвидировано в сентябре-октябре 1981 года.

Недалеко, на участке современного Чапаевского парка (напротив домов 8 и 10/2 по Чапаевскому переулку), ранее также находилось кладбище.

Оба кладбища показаны на топографической карте Москвы и окрестностей 1931 года.
Арбатецкое кладбище

Уцелевшее надгробие

Арбатецкое кладбище существовало ещё в XIX веке и располагалось на западной окраине села Всехсвятского. Тогда оно называлось Солдатским кладбищем. Долгое время на нём не существовало даже часовни. В основном там хоронили бедных крестьян. В 1911 году рядом с кладбищем построили одноэтажную кирпичную часовню (архитектор Р. И. Клейн). Площадь территории кладбища составляла 1,27 га.

После 1917 года в черте Москвы. Кладбище функционировало и в советское время вплоть до 1960-х годов. Затем кладбище ликвидировали; останки людей, востребованные родственниками, перезахоронили. Сейчас на месте кладбища разбит небольшой сквер у чётной стороны улицы Алабяна. Здание часовни сохранилось до наших дней, хотя и подверглось значительной перестройке. Летом 2005 года выполнена реконструкция. От бывшего кладбища сохранилось одно дореволюционное надгробие с надписью «Незабвенной матери от любящей дочери».

Находилось в микрорайоне 43-А «Сокол» между улицей Алабяна и Малым Песчаным переулком, восточнее поселка художников «Сокол».

Кладбище показано на карте Москвы и ближайшей области (запад) Генштаба Советской Армии 1964-1968 года и на топографическом плане Москвы, составленном Мосгоргеотрестом в 1952 году. На плане Москвы 1952 года видно, что Арбатецкое кладбище ранее занимало значительную территорию, в частности участок проезжей части улицы Алабяна.
Нагатинское кладбище

Находилось между селом Нагатино и озером Кривая Баба (сейчас это озеро - часть Нагатинского спрямления русла Москвы-реки) на месте дома 54 по Нагатинской набережной.

Еще одно небольшое кладбище находилось рядом с химзаводом в районе Нижних Котлов на месте дома 2 по Нагатинской набережной.

Показаны на топографической карте Москвы и окрестностей 1931 года.
Перовское кладбище

В настоящее время занимает значительно меньшую территорию, чем обозначенную на карте Москвы и окрестностей 1931 года. Развязка МКАД в этом месте находится фактически на территории бывшего кладбища. С левой стороны к кладбищу примыкает жилой район. Скорее всего, и при строительстве этого района кладбище тоже просто «подвинули» бульдозерами.
Люблинское (старое) кладбище

Люблинское (старое) кладбище (фрагмент «Плана Москвы и окрестностей» 1938 года с наложением на современный план Москвы).

Сравнительно большое кладбище города Люблино - бывшего районного центра Московской области к юго-востоку от столицы. Существовало с 1635 года. Хоронили на кладбище как крепостных крестьян, так и дворян и купцов.

Показано на старых планах Москвы, например на топографической карте Москвы и окрестностей 1931 года и на планах города Москвы, составленных Мосгоргеотрестом в 1938, 1939, 1940 и 1952 годах.

Было закрыто для захоронений в 1939 году, снесено в начале 60-х годов ХХ-го века, после присоединения города Люблино к Москве. Сейчас на этом месте жилая застройка в границах: Краснодонская улица - Спортивный проезд - Таганрогская улица - стадион.
Кузьминское (старое) кладбище

На топографической карте Москвы и окрестностей 1931 года, также показано небольшое кладбище Кузьминского совхоза, ранее находившееся на территории современного Кузьминского лесопарка между Кузьминской улицей, Нижним Кузьминским прудом и метеорологической станцией.
Черемушкинское кладбище

Находилось рядом с Храмом Живоначальной Троицы в Старых Черёмушках на месте Дома аспиранта и стажёра МГУ (улица Шверника, дом 19).

Показано на топографической карте Москвы и окрестностей 1931 года
Измайловское кладбище

Северная часть Измайловского кладбища была уничтожена в шестидесятые годы ХХ века при прокладке Сиреневого бульвара.
Шелепихинское кладбище

Показано на топографической карте Москвы и окрестностей 1931 года.
Тропаревское кладбище

Находилось в ранее существовавшем селе Тропарево на юго-западе Москвы.

Показано на топографической карте Москвы и окрестностей 1931 года. x=37.489204 y=55.647279

Сейчас на этом месте - комплекс Российского медицинского университета им. Пирогова (улица Островитянова, дом 1).
Грайвороновское кладбище

Кладбище ранее существовавшего села Грайвороново на юго-востоке Москвы. Находилось на территории промзоны между домами 3с52 и 5с6 по Грайвороновской улице.

Показано на топографической карте Москвы и окрестностей 1931 года.
Черкизовское кладбище

Находилось на восточном берегу Черкизовского пруда, рядом с кинотеатром «Севастополь» (Большая Черкизовская улица, дом 93). Ликвидировано в 80-х годах ХХ-го века.

Недалеко от этого места, восточнее стадиона «Локомотив», между северным и южным вестибюлями станции метро «Черкизовская», также раньше находилось кладбище, которое показано на топографической карте Москвы и окрестностей 1931 года.

Ещё одно Черкизовское кладбище располагалось на Халтуринской улице между современными жилыми домами №№ 10 и 12. Снесено в начале 1970-х годов. С 1924 по 1931 гг. здесь располагалась конечная остановка трамвая (кольцо) 33-го маршрута, с 1944 по 1950 гг. – 14-го, а в 1948–1959 гг. – также и 36-го; само кольцо, к тому времени уже недействующее, было разобрано лишь в 1970-х годов при строительстве четырнадцатиэтажных жилых домов.
Дорогомиловское кладбище и примыкающее к нему Еврейское кладбище

Территория погоста тянулась вдоль современной набережной Тараса Шевченко, от моста «Багратион» до двенадцатых домов по Кутузовскому проспекту. Ближе к центру располагались входящие в состав кладбища еврейские и караимские секции.

План территорий Дорогомиловского и Еврейского кладбищ в 1904 году с наложением на современный план Москвы

Погост был основан вместе с семью другими еще в 1771 году в ходе эпидемии чумы, когда Сенат принял решение о запрете погребений в черте города. Кладбищу удалось просуществовать до конца 1940-х года, начала массовой жилой и промышленной застройки района.

В начале десятилетия родственникам усопших было предложено перезахоронить прах на Востряковском кладбище, а в 1948 году власти сами демонтировали оставшиеся могилы. Одновременно была снесена установленная на входе в кладбище елизаветинская церковь, возведенная в 1770-м году по проекту архитектора Василия Баженова. Могилы, находившиеся на спуске к Москве-реке, по всей вероятности были затоплены после введения в эксплуатацию канала имени Москвы и «обводнения» Москвы- реки.

В 1990-х концепцию развития микрорайона снова пересмотрели: на месте бывшего кладбища появился офисный центр «Башня 2000» и торговый мост. В ближайшем будущем другие прилегающие к набережной территории могут быть отданы под элитную застройку.

Театр-студия Петра Фоменко (новое здание на береговом склоне Москвы-реки) располагается на месте Еврейского кладбища XVII-XIX веков.

Дальше, там, где сейчас проходит третье транспортное кольцо, располагались скотобойни, а за ними, на самом берегу реки - еще одно кладбище (показано на плане Москвы 1931 года). В настоящее время здесь проходит улица Киевская.
Рогожское старообрядческое кладбище

План территории Рогожского кладбища в 1904 году с наложением на современный план Москвы.

В настоящее время Рогожское кладбище занимает территорию существенно меньшую, чем та, что приведена на карте Москвы 1904 года издания. Тогда кладбище практически граничило с путями Московско-Нижегородской железной дороги. Сейчас кладбище и железную дорогу отделяет целый жилой район, расположенный между улицами Рогожский поселок и Подъемная.
Миусское кладбище

План территории Миусского кладбища в 1904 году с наложением на современный план Москвы.

Расположено недалеко от Савеловского вокзала и сохранилось до наших дней. По свидетельству историков Миусское кладбище было одним из первых московских кладбищ, где начались чумные захоронения.

На плане города Москвы, составленном в 1904 годах видно, что территория кладбища раньше имела форму правильного прямоугольника. В нпстоящее время северо-западная часть территории Миусского кладбища застроена домами.
Марьинское кладбище

Небольшое Марьинское кладбище располагалось рядом с деревней Марьино в начале XIX века. Сейчас это место соответствует примерно улице Перерва (микрорайон Старое Марьино). Показано на топографической карте Москвы и окрестностей 1931 года,
Дегунинское кладбище

До 1987 года на Коровинском шоссе, владение 12, располагалось Дегунинское кладбище. В 1987 году могилы были перезахоронены на Щербинское кладбище. Ныне территория бывшего кладбища включена в состав территории МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика Святослава Фёдорова, на этой же территории находится «Ирис Конгресс Отель». С 1989 г. по 1991 г. на месте ликвидированного погоста находился бытовой городок, где жили рабочие французской строительной компании «Буиг» (Bouyguess), строившей гостиницу «Ирис Конгресс Отель».

На топографическом плане Москвы и окрестностей (северо-запад), составленном Военно-Топографическим Депо в 1878 году, показаны ещё два кладбища, находившиеся на месте домов 19к1 и 15 по Дегунинской улице в ранее существовавшем здесь селе Дегунино.
Очаковское кладбище

Очаковское кладбище (фрагмент «Плана Москвы и окрестностей» 1938 года с наложением на современный план Москвы).

Кладбище у храма святителя Димитрия Ростовского в Очакове (улица Дорохова, дом 17), закрыто в начале ХХ века (30-е года).

Здесь хранили усопших жителей села Очакова.

Захоронения централизованно перенесены на Николо-Хованское кладбище в 1970-х гг., при этом надгробия, кресты и ограды были беспорядочно раскиданы у восточной стены церкви.

Чуть выше по современной улице Дорохова, дом 16, строение 2, также было кладбище. Сейчас там производственный корпус ТЭЦ- 25.
Вешняковское кладбище

Находилось примерно там, где сейчас Кусковский парк. Выше на топографической карте 1823 года обозначено еще одно кладбище без названия.
Братеевское кладбище

Кладбище в деревне Братеево находилось на пересечении улицы Борисовские Пруды и Хордового проезда, как раз в том месте, где сечас стоят опоры моста через Москву реку. Справа от кладбища когда-то был храм, его также сломали при строительстве моста.
Карачаровское кладбище

Кладбище ранее существовавшей в районе Хохловки подмосковной деревни Карачарово. Находилось на месте дома 2 по Новохохловской улице.

Показано на топографической карте Москвы и окрестностей 1931 года.
Перервинское кладбище

Находилось на юго-востоке Москвы, в поселке Перерва, недалеко от платформы Депо Курского направления МЖД. Показано на топографической карте Москвы и окрестностей 1931 года. В настоящее время на этом месте (улица Полбина) - находится: школа, частично дорога и фрагмент автостоянки.
Холерные кладбища

Фрагмент «Нивеллирного плана города Москвы» 1888 года с наложением на современный план Москвы"

Фрагмент «Нивеллирного плана города Москвы» 1888 года с наложением на современный план Москвы"

Фрагмент «Нивеллирного плана города Москвы» 1888 года с наложением на современный план Москвы"

Фрагмент «Нивеллирного плана города Москвы» 1888 года с наложением на современный план Москвы"

Фрагмент «Нивеллирного плана города Москвы» 1888 года с наложением на современный план Москвы"

Были организованы за пределами Камер-Коллежского вала во время неоднократных эпидемии холеры в 1830-1831, в 1852-1853, в 1870 и в 1892 годах для захоронения тел горожан, умерших от болезни. Умерших от холеры хоронили только на отдельных кладбищах. Похоронный обряд обычно совершали ночью при свете смоляных факелов.

Холерные кладбища находились в разных частях окрестностей Москвы, в настоящее время вошедших в городскую черту, а именно:
севернее Пятницкого кладбища (на месте дома 16с37 по 3-ей Мытищинской улице);
в районе Бутырского хутора (на месте дома 5А с1 по проезду Добролюбова);
северо-восточнее Кожуховского кладбища (на месте дома 2с60 по Угрешской улице);
к юго-востоку от Живодерной слободки (на месте дома 15с7 по Верхнему Поперчному Михайловскому проезду);
к юго-западу от деревни Воробьево (на территории Ботанического сада комплекса МГУ на Воробьевых горах, на пересечении Университетского проспекта и Менделеевской улицы);
западнее Черкизовского пруда (на месте домов 12 и 14к1 по Халтуринской улице);
севернее Преображенской площади (на месте домов 3 с корпусами по улице Малая Черкизовская):
западнее Измайловского зверинца (на месте домов 30с1, 30с2 и 30с21 по 2-му Вольному переулку)

Ни одно из холерных кладбищ до настоящего времени не сохранилось.

Показаны на старых городских планах, например на Нивелирном плане города Москвы, составленном Дмитрием Петровичем Рашковым в 1888-1889 годах и карте Москвы и окрестностей 1900 года. Как видно из планов, холерные кладбища в Москве создавались в разное время, что легко проследить по картам разных лет. В частности, на Нивелирном плане Москвы 1888 года холерное кладбище у Преображенской площади отсутствует, но оно есть на карте окрестностей Москвы 1900 года, значит, это кладбище были организованы во время эпидемии холеры 1892 года.
Братские кладбища на территории московских храмов и монастырей

В древности наиболее почётными считались захоронения, совершённые внутри храма - в полу западной части при входе в храм, закрытые надгробной плитой, или в отдельных нишах, или в саркофагах вдоль стен храма - см. например: Захоронения в Кёльнском соборе. Так как в Москве из существовавших более 400 дореволюционных храмов около 90 % были закрыты, а часть из них полностью уничтожена - то большею частью захоронения внутри храмов, за редким исключением, не сохранились. Как исключительный случай можно привести в пример сохранившиеся захоронения в Скорбященской церкви на Большой Ордынке.

В дореволюционной русской традиции в ограде каждого православного храма, чаще всего за восточной алтарной частью, обязательно захоранивались настоятели и священнослужители данного храма, а иногда и почётные меценаты, попечители, строители и старосты данного храма. Поэтому в ограде каждого храма, как правило, существовало небольшое местное (храмовое) кладбище. Но так как в Москве из существовавших более 400 дореволюционных храмов около 90 % были закрыты, а часть из них полностью уничтожена, то большей частью захоронения, существовавшие в ограде и на территории московских храмов, не сохранились. Как исключительный случай можно привести пример чудом сохранившихся захоронений за алтарём Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни.

Также и на территории любого православного монастыря (или рядом с территорией монастыря) обязательно хоронили настоятелей, священнослужителей и монахов данного монастыря - братию монастыря (членов монастырского братства), а иногда и почётных меценатов, попечителей и строителей данного монастыря. И такие монастырские кладбища, как правило, назывались «братскими кладбищами». Так как в Москве все существовавшие - более 15 дореволюционных монастырей - были закрыты, а часть из них полностью уничтожена, то большинство захоронений на братских (монастырских) кладбищах, за редким исключением, не сохранилась. Как исключительные случаи можно привести в пример сохранившиеся захоронения на территории Донского монастыря и Новодевичьего монастыря.

В 1920 году были уничтожены большинство кладбищ, находящихся на территории бывших монастырей или около православных храмов.
Братское кладбище Никольского единоверческого монастыря (метро Преображенская площадь)
Основная статья: Братское кладбище Никольского единоверческого монастыря

На территории Никольского единоверческого монастыря, рядом с Храмом свт. Николая, находилось небольшое братское (монастырское) кладбище.

В начале 1920-х годов Никольский единоверческий монастырь был закрыт коммунистическими властями, а в братских корпусах было устроено общежитие завода «Радио», но и некоторое время после этого на территории монастыря около Никольского храма продолжались захоронения. Примерно в начале 1930-х годов, следуя инструкциям советских властей относительно санитарных норм и правил организации погребений, братское кладбище Никольского единоверческого монастыря, оказавшееся посреди общежития, было уничтожено - памятники и кресты большей частью были выкопаны. От кладбища остался один-единственный уцелевший памятник, установленный в 1921 году над могилой Александры Ивановны Александровой - участницы революционного движения.
Кладбище Симонова монастыря (метро Автозаводская)
Основная статья: Симонов монастырь

План территории Симонова монастыря в 1904 году с наложением на современный план Москвы

Яркий пример одного из братских (монастырских) кладбищ - Кладбище Симоновского монастыря. Сегодня дорожка к храму Рождества Пресвятой Богородицы у Симонова монастыря (на Автозаводской) уставлена могильными плитами.

Си́монов Успе́нский монасты́рь - мужской монастырь, основанный в 1370 году вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского - свт. Федором, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон, от чего и происходит название монастыря).

В монастырском соборе были похоронены Симеон Бекбулатович - крещеный касимовский царевич, по прихоти Ивана Грозного «венчанный» в 1575 году «царем и великим князем всея Руси» и через год им же «свергнутый». Ослепленный в 1595 году по проискам Бориса Годунова, в 1606 году он был пострижен на Соловках и умер в Симоновом монастыре под именем схимника Стефана. Здесь же был погребен сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (во иночестве Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины.

На территории Симонова монастыря находился обширный некрополь, где были похоронены поэт Д. В. Веневитинов (1805-1827), писатель С. Т. Аксаков (1791-1859), его сын К. С. Аксаков (1817-1860), композитор А. А. Алябьев (1787-1851), известный библиофил и коллекционер А. П. Бахрушин (1853-1904), дядя А. С. Пушкина - Н. Л. Пушкин, сподвижник Петра I Фёдор Головин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий - Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьёвы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские.

После установления советской власти в 1920 году монастырь был вновь упразднен. В 1923 году в монастыре был учреждён музей, просуществовавший до 1930 года. Директор музея, Василий Иванович Троицкий (1868-1944), наладил отношения с церковной общиной: разрешил службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление сторожей и дворников за счёт общины. В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря.

Кладбище было закрыто для захоронений в 1923 году. Старинный некрополь монастыря ликвидирован в 1931 год, одновременно с монастырём, был уничтожен и некрополь. С его разорённого кладбища на Новодевичье были перенесены останки поэта Д. В. Веневитинова и писателей С. Т. и К. С. Аксаковых. Вскрывавших захоронения рабочих поразило то, что из левой части груди Сергея Тимофеевича Аксакова в области сердца рос корень громадной березы, покрывавшей всю фамильную могилу Аксаковых.

Разорённые захоронения были превращены в мусорные ямы, и прямо на костях усопших открылся сначала гальванический, а потом столярный цех.

После возвращения монастыря церкви во время строительных работ в 1990-х гг. некоторые останки были найдены и вновь захоронены.
Кладбище Скорбященского монастыря
Основная статья: Скорбященский монастырь (Москва)

План территории Скорбященского монастыря в 1904 году с наложением на современный план Москвы.

Скорбященский женский монастырь в Москве (Новослободская улица, 58) - бывший православный монастырь, основанный в 1889 и закрытый в 1918. Сохранившиеся постройки и обезглавленный собор Спаса Всемилостивого расположены на углу Новослободской улицы и Вадковского переулка. Территорию бывшего монастыря занимает университет «Станкин».

Монастырское кладбище было официально открыто в 1894 (до закрытия в 1920 здесь похоронили более тысячи человек, среди них - знаменитый адвокат Федор Плевако, известный промышленник Н. А. Второв, историк Д. И. Иловайский, публицист Грингмут, философ Н. Ф. Фёдоров, и Игорь, сын Ф. И. Шаляпина). Сейчас на масте кладбища находится детский парк. Сохранилась часовня над могилой купеческой вдовы из Воскресенска Акилины Алексеевны Смирновой, на деньги которой в 1891 году заложили монастырский собор.
Кладбище Спасо-Андроникова монастыря
Основная статья: Андроников монастырь

LПлан территории Спасо-Андроникова монастыря в 1904 году с наложением на современный план Москвы

Андро́ников монасты́рь (Спасо-Андроников, Свято-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса) - бывший мужской монастырь на левом берегу реки Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена - Андроника, ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади.

Монастырь закрыт в 1918 году; на его территории, наряду с Ивановским и Новоспасским монастырями, располагался до 1922 года один из первых концентрационных лагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти.

13 сентября 1927 года был уничтожен некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублев, воины, погибшие во время Северной войны 1700-1721 и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Ф. Г. Волков, меценат П. Г. Демидов, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Аладьины, Щербатовы.
Кладбище Ново-Алексеевского монастыря (метро Красносельская)
Основная статья: Ново-Алексеевский монастырь

План территории Ново-Алексеевского монастыря в 1904 году с наложением на современный план Москвы.

Ново-Алексеевский монастырь - ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви, находившийся на территории Москвы, в Красном Селе.

В 1842 году с разрешения святителя Филарета (Дроздова) на территории монастыря было открыто кладбище. Здесь находились могилы историков П. И. Бартенева и А. А. Шахова, публициста и издателя М. Н. Каткова, поэта А. М. Жемчужникова (одного из создателей Козьмы Пруткова), мемуариста Ф. Ф. Вигеля, архитектора А. С. Каминского, художников С. К. Зарянко и И. М. Прянишникова, физика П. Н. Лебедева, основателя Народного университета А. А. Шанявского, известного мецената баронессы Надежды фон Мекк, московских обер-полицмейстеров Н. И. Огарёва и А. А. Власовского. На кладбище стояли усыпальницы купцов Котовых (работы В. М. Васнецова) и Алексеевых, родителей К. С. Станиславского, семейные склепы русских промышленников Абрикосовых, Перловых, Оловянишниковых, Шустовых.

В 1926 году монастырь был уничтожен. Через его территорию пролегла автодорога. К концу 1930-х годов было окончательно ликвидировано и монастырское кладбище.

В настоящее время на месте кладбища проходит автострада Третьего транспортного кольца Москвы.
Кладбище Всехсвятского единоверческого монастыря
Основная статья: Всехсвятский единоверческий монастырь

План территории Всехсвятского единоверческого монастыря в 1904 году с наложением на современный план Москвы

Всехсвя́тский единове́рческий монасты́рь - заштатный (кладбищенский) женский монастырь, основанный в 1862 при Новоблагословеном кладбище в память об освобождении крестьян. Располагался на Владимирской дороге, в одном километре к северу от старообрядческого Рогожского посёлка.

В 1922 монастырь закрыт, впоследствии его территория включена в состав завода «Серп и Молот» (б. Гужона), храмы и кладбище уничтожены в 1934 году.

Единственное сохранившееся здание - заложенная в 1873 году Никольская церковь с верхним Покровским приделом (Шоссе Энтузиастов, д. 7). В настоящее время изуродована и лишена признаков храма. Находится на пересечении Третьего транспортного кольца и Шоссе Энтузиастов. Никольская церковь была приватизирована в начале 1990-х годов и используется как офисное здание. Руководство компании, в чьей собственности находится здание, отказывается пускать в храм его настоятеля и вести переговоры с Русской Православной Церковью о передаче зданий.
Кладбище Новоспасского монастыря (метро Пролетарская)
Основная статья: Новоспасский монастырь

План территории Новоспасского монастыря в 1904 году с наложением на современный план Москвы.

Новоспа́сский монасты́рь в Москве - исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, расположенный за Таганкой, на Крутицком холме (Крестьянская площадь, 10).

Нынешнее здание Спасо-Преображенского собора сооружено в 1645-1649 году иждивением Михаила Феодоровича. В подклете собора похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки царского дома Романовых, их родственники князья Черкасские, а также Ситцкие, Ярославские, Оболенские, Троекуровы, Трубецкие и др.

Монастырь был закрыт в 1918 году и в том же году на его территории был устроен концентрационный лагерь НКВД. Памятники монастыря, имеющие музейное значение были приписаны к музею Симонова монастыря. В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря. В 1927-1930 годах было уничтожено монастырское кладбище, где были похоронены иерей Пётр Веньяминов, не выдавший сокровища монастыря солдатам наполеновской армии и убитый франузами (на его надгробии была выбита эпитафия «Здесь скромно погребён служитель алтаря, герой, вкусивший смерть - за веру, за царя»), художник Ф. А. Рокотов, городской голова Н. А. Алексеев, декабрист П. П. Титов.
Кладбище Покровского монастыря
Основная статья: Покровский монастырь (Москва)

План территории Покровского монастыря в 1904 году с наложением на современный план Москвы

Кладбище при Покровском монастыре площадью 5,4 га было крупнейшим монастырским некрополем Москвы. Здесь были похоронены многие члены семейства Боткиных (в том числе писатель В. П. Боткин, коллекционер Д. П. Боткин, чаеторговцы Пётр Петрович и Пётр Кононович Боткины); купцы и благотворители Хлудовы (из них наиболее известен А. И. Хлудов); предприниматель и меценат, основатель Щукинского музея П. И. Щукин; создатель грамматики якутского языка преосвященный Дионисий (Хитров); видные представители грузинского духовенства.

Монастырь закрыт в 1920 году. В 1934 году в западной части территории монастыря, на месте монастырского кладбища, был разбит парк культуры и отдыха Ждановского района (Таганский парк); монастырские стены (ограда) в этой части были снесены. В 1994 году Покровский монастырь был возвращён Русской Православной церкви.

You have no rights to post comments

В смерти есть что-то мистическое. И там, где люди находят последнее пристанище, всегда особая, немного жуткая атмосфера. Она будоражит воображение, пугает и в то же время притягивает. Так появляются суеверия, легенды, ползут нелепые слухи. Здесь собраны самые интересные и необычные из них.

Могилы ведьм и колдунов

Если при жизни о человеке шла дурная молва, его хоронили особым образом. Тело могли сжечь, прибить к земле гвоздями, связать ремнями, разрубить, подрезать сухожилия, «запечатать» серебром. Многие народы считали, что ведьму надо закапывать без гроба, лицом вниз. Могилы часто размещали за оградами кладбищ, в лесах, на перекрестках дорог. Сверху набрасывали камней, сажали колючие кустарники.

Если этого не сделать, мертвец сможет выбраться. Есть поверье, что на могилах ведьм и колдунов со временем появляются дыры и трещины, через которые они выходят на поверхность. Большое количество муравьев, кровоточащая трава и странные звуки из-под земли также указывают на место, где погребена ведьма. Не зная этих примет, найти его будет сложно. Но есть и общеизвестные факты:

Это кладбище находится в городке Салем, в штате Массачусетс. Ну, думаю, о знаменитом судебном процессе 1692 года над салемскими ведьмами слышали многие. Тогда по обвинению в колдовстве арестовали что-то около 200 человек. Одних казнили сразу (повесили или раздавили камнями), другие умерли в тюрьме.

Правда, в 1702 году власти официально признали процесс незаконным, в 1957 были отменены все приговоры, а в 1992 кладбище стало мемориалом пострадавшим. Кстати, на самом деле осужденных за колдовство хоронили не там. В Салеме нет ни одной могилы ведьмы. Зато легенда привлекает туда туристов.

А в лесах Мичигана покоится ведьма, которая, по приданию, погубила целый город. Если в 1874 году в Пере Чейни было около 1500 жителей, то к началу 20 века их осталось 25. Две эпидемии дифтерии выкосили большую часть населения, остальные уехали. А болезни, конечно, наслала местная колдунья.

Говорят, она родила внебрачного ребенка и была изгнана. Младенец умер, и тогда женщина прокляла город. В конце концов, ведьму поймали, повесили, а тело закопали. В том лесу до сих пор появляются темные фигуры и призрачные огни, слышится смех детей. Но получить реальные фото привидений пока не удалось.

Могилы вампиров и вурдалаков

Легенды о мертвецах, которые пьют живую кровь, есть почти у всех народов. Обычно такая участь ждала самоубийц, колдунов, отлученных от церкви… да много, кого еще. И, конечно, тех, кого укусил вампир. Естественно, люди боялись этих тварей и предпринимали меры, чтобы покойник после смерти не выходил из своей могилы. А для этого важно правильно похоронить того, кто может стать вампиром.

Тело следует сжечь или хотя бы проткнуть осиновым колом и уложить так, чтобы оно было ориентировано с востока на запад. Голову желательно отделить и поместить между ступнями. Чтобы труп не смог съесть свой саван, надо подсунуть что-нибудь под подбородок (камень, железо). Еще можно насыпать в гроб опилок или зерен, чтобы вампир начал их считать и не успел выбраться до рассвета. Вот самые известные захоронения:

В северной части Лондона есть старое Хайгейтское кладбище. Оно давно привлекает к себе внимание. Часто появляются сообщения о вампирах, а подозрительные могилы помечены буквой V. Посетители находят вырытые и обезглавленные трупы, пустые гробы. Несколько тел были эксгумированы, и смотрелись они странно.

Пухлые, упитанные… не совсем мертвые… Существуют настоящие фото вампиров , они выглядят именно так. Но все объясняется проще. Труп всегда распухает, это один из этапов разложения. На губах выступает кровь. Если проткнуть тело колом, оно может издать стон, так как скопившиеся газы будут проходить мимо голосовых связок.

Кладбище Пер-Лашез во Франции тоже считается убежищем вампиров. Все началось в 1848 году, когда какой-то сумасшедший разрыл несколько могил, вытащил тела и сильно повредил их. Он считал, что должен так поступить. С тех пор поползли слухи. Впрочем, внешний вид некоторых надгробий наводит на размышления.

Символика захоронений выглядит зловеще. Черепа и летучие мыши, которые считаются визуальным воплощением вампиров, фаталистические надписи… Впрочем, в 19 веке в Западной Европе это было принято. По другой версии изображение летучей мыши с распростертыми крыльями служило защитой от зла.

Блуждающие могилы и неспокойные склепы

Есть поверье, что земля не принимает прах человека, если он не был захоронен надлежащим образом. Жуткие истории о перемещении могил наводнили Интернет. Вообще, этот феномен известен давно, но вот с доказательствами плохо. Все переписывают одни и те же тексты, где упоминаются несуществующие города и люди. Никаких реальных фото и документов нет.

Нормальных объяснений тоже. Возможно, здесь действуют силы и энергии, о которых мы пока ничего не знаем. Например, когда взорвался , тоже происходили странные вещи… отрицательное давление и много чего еще… Но в случае с могилами было что-то другое. Если они вообще куда-нибудь перемещались. Вот парочка более-менее правдоподобных историй:

Это событие произошло еще до революции в глухой российской деревне. Ночью в одной избе появился холмик земли с полусгнившим крестом. Могилу попытались убрать, но оказалось, что под полом тоже полно земли. Когда ее выносили, там обнаружили человеческие останки.

Крест походил на те, что устанавливали на заброшенном кладбище недалеко от деревни. Как все это оказалось в избе, никто не понял. Могилу вынесли, кости перезахоронили. Но дом пришлось забросить. С тех пор люди обходили стороной страшное место.

Фамильный склеп Чейзов находится на Барбадосе. Он выдолблен в скале и закрыт мраморной плитой. Каждый раз, когда его вскрывали, находившиеся там гробы оказывались перевернутыми на бок, стоящими вертикально, разбросанными… Они словно расползались по помещению. Это повторялось с 1812 по 1820 год.

Выдвигались разные версии, от магии Вуду и масонских обрядов до наводнений и сдвигов земной коры. Исследователь Эрик Расселл в середине 20 века выделил в этих явлениях ряд закономерностей. Он считал, что металлические гробы перемещаются вод воздействием гравитации и магнитного поля.

Так что это? Правда или просто сплетни? Не знаю.. Но здесь материалы собраны по всему Интернету, мне даже не удалось определить первоисточники. А мертвые не могут подтвердить или опровергнуть слухи, которые про них ходят. В ожидании лучших времен они будут хранить свои древние тайны.

Вас это может заинтересовать: