Налог на подсобное хозяйство вводится с 1 марта 2019 года Власти заинтересовались теми небольшими доходами, которые получали жители сельской местности от подсобных хозяйств и продажи излишков овощей и фруктов. Стало известно, что «налог на огород» или же закон № 483530-7 «О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации уже был подписан президентом, а также активно поддерживался единороссами. Он вступит в силу уже 1 марта текущего года. Автором законопроекта стала депутат «Единой России» Светлана Максимова. Именно по ее инициативе мелкие предприниматели теперь будут приравниваться к крупным фермерам, а значит – будут вынуждены платить огромные, по меркам личных подобных хозяйств, взносы. Примечательно, что Максимова в своём законопроекте предложила всем тем, кто хочет продавать картошку, свёклу, яблоки или другую сельскохозяйственную продукцию, приобретать для этого специальные патенты. Но мало кто знает, что приобрести патент могут только индивидуальные предприниматели. А регистрация в качестве ИП означает новые взносы, которые существенно ухудшат финансовое положение сельчан. Только в Пенсионный фонд новые предприниматели должны будут отчислять 29354 рублей, но и это не все. Они будут обязаны оплатить полис ОМС, который в год обойдётся 6884 рубля, а также 1% от доходов ИП, если оборот превышает 300 тысяч рублей. Помимо этого, сельчанам придётся оплатить и сам патент, который стоит около 20 тысяч рублей. Говоря о нововведениях, власти акцентируют внимание на том, что патент на год стоит 20 тысяч рублей, но при этом предпочитают не упоминать другие расходы, связанные с предпринимательской деятельностью в России. Закон нанесёт новый удар по подсобным хозяйствам Ни для кого не секрет, что заниматься фермерством в России не выгодно, если предприниматели не сотрудничают с государством и не имеют связей в местных органах власти. За последние 10 лет на территории РФ обанкротились почти 200 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств. И это число продолжает расти. Россияне, работающие на личных подсобных хозяйствах и продающие излишки выращенного, попали под удар, так как, по мнению государства, должны получить повышенную налоговую нагрузку. Они платят только земельный налог и это не выгодно властям, а потому депутаты нашли еще один способ получить прибыль. Все излишки овощей, фруктов и продуктов животноводства не смогут продаваться без патентов. Пока патент является добровольным, но эксперты предполагают, что он станет принудительным, так как государство хочет нажиться на ЛПХ. При этом местные власти получат возможность посещать сельчан и описывать выращиваемое ими для того, чтоб никто не укрылся от уплаты налога. Патентная система поставить в бедственное положение тех, кто не выращивает тонны продукции, но при этом продаёт небольшое количество излишков для того, чтоб улучшить материальное положение семьи. Теперь такие сельчане не смогут продавать выращенное, так как местные власти будут требовать у них оформить патент для того, чтоб пополнить местные бюджеты. Пока власти говорят о том, что никто не будет вести охоту на дачников и сельчан, которые продают небольшое количество продукции. Предпдлагается, что нововведение повлияет лишь на крупных предпринимателей, которые ранее скрывались за ЛПХ. Но не исключено, что от нового закона пострадают все те, кто обладает небольшим подсобным хозяйством и продаёт излишки.

С давних времён иконопись была здесь потомственным занятием. Удобное расположение деревни дало тесные связи со многими городами Московской области, что всегда способствовало высоким продажам.

Это были в основном популярные иконки, которые не требовали никакого специального изготовления. Тем не менее, были и вещи, выполненные на высоком художественном уровне.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

С приходом Советской власти, иконопись стала не актуальна. Иконы писать запрещали и промысел стал угасать.

Так и утратилось бы это искусство, если бы не случай. Художникам Палеха пришла идея расписывать шкатулки и табакерки. Это начинание поддержал Максим Горький. Далее идея распространилась по остальным центрам лаковой миниатюры.

Развитие

В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

В 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры.

В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест (таких, как Федоскино, Палех и Мстера).

В наше время

Сейчас, наряду с миниатюрами, создаются декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.

Пишутся самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе – натюрморт и пейзаж. Возрождается и искусство иконописи.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как Англия, США, Италия, Испания, Канада.

Основные традиционные приёмы

  • Все изделия выполняются исключительно вручную
  • В декорировании изделий используются художественные и орнаментальные композиции
  • В росписи используются традиции иконописного письма темперными красками, разведёнными на яичной эмульсии
  • Способы декорирования на основе сусального и творёного золота
  • используется старинный способ наложения красок плавями, сохраняя определённую последовательность: грунтование, роспись и защита лаком

Наряду с былинными и сказочными сюжетами мастера изображают композиции отображающие современную жизнь.

Изделия

В настоящее время в пос. Холуй работает Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры. Предприятие выпускает шкатулки различного назначения, предметы утвари — подсвечники, декоративные панно, визитницы и другое. Возрождается искусство

Фотогалерея












Полезная информация

Изначальное отличие

Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных производств, было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры не только более реалистичны по сравнению с миниатюрами Палеха и Мстеры, но еще и более декоративны, чем те, что из Федоскино.

Самые древние иконописцы

Учёные считают, что возможно, первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который принадлежал Троице - Сергиевой лавре. Сохранился документ, где архимандрит Афанасий, даёт указание "Набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет для обучения живописи у иеромонаха Павла. Благодаря этому свидетельству, Холуйскую иконописную школу можно считать самой старшей среди остальных - Палеха и Мстёры.

Изображение человека

Ещё одно существенное отличие искусства холуя - это большое внимание к изображению человека. Будь то Снегурочка или Вещий Олег - фигуры всегда монументальны, они не затеряны в фоне. Образы выразительны и хорошо прописаны. Чувствуется характер героев.

Иконописная манера Холуя

Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV в., что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

«поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Из царского указа 1667 г.

Отличить от подделок

  • Истинные фабричные изделия имеют в основе только форму из папье-маше.
  • На всех изделиях, с нижней стороны, имеется фирменное клеймо, которое покрыто слоем лака.
  • К изделию прилагается сертификат на двух языках, в котором указывается имя мастера, размер и название изделия.
  • На изделии, по нижнему краю, имеется подпись с указанием названия и имени автора.
  • Если изделие не авторское, рядом с именем обязательно добавляется «исп» - исполнитель. Это значит, что это копия с авторского образца.

Уход и хранение

  • Изделия, декорированные лаковой живописью, изготовленные в фабричных условиях, имеют прочный слой защитного лака.
  • Снаружи лаковую поверхность шкатулки желательно протирать сухим куском фланели, фетра или плюша.
  • Для шкатулки вредны сырость, прямые солнечные лучи, расположение вблизи батарей отопления.
  • Нежелательно использование влажных тряпок, так как они оставляют на лаковой поверхности разводы.
  • При необходимости, можно протереть поверхность средством для полированной мебели.

Холуйская миниатюра

История Холуйской миниатюры

В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский является младшим по времени возникновения.

Холуй, поселок в Ивановской области, расположен он по обоим берегам реки Тезы, притока Клязьмы.

Река Теза хоть и небольшая, но глубокая, с широкими весенними разливами, по одной из версий и дала название этим местам. На Руси плетёные из ивняка запруды для ловли рыбы, иначе говоря, сетки, называли «холуи», «холуйники». С помощью таких сеток-плетенок перегораживали реки не на всю длину, а наискосок. А рыбы в Тезе было много - её ловили и для себя, и на продажу. Вот места эти и стали называть Холуем.

Дома в Холуе большей частью деревянные, одноэтажные. Многие украшены прекрасной резьбой с изображениями фантастических существ - полурыб-полулюдей. Красота жилища в сочетании с красотой местной природы создавала окружение, которое способствовало творчеству. Издавна жители Холуя, не имея пахотной земли, вынуждены были заниматься каким-нибудь ремеслом. Главными из них стали писание икон и вышивание.

Первые упоминания о Холуе датируются XVI веком. Первая известная на сегодняшний день грамота, в которой упоминается село, датирована 1543 годом. Когда-то Холуйская слобода, была вотчиной Троице-Сергиевой лавры и суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. В документах за 1613 год слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов.

Троицкая церковь в Холуе возведена в 1748-1750 гг.
Весной на Тезе широкие разливы и Холуй превращается в Венецию.

Иконописцы Холуя упоминаются и в писцовых книгах 1628–1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

Первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре, которые и обучали холуян. Известно, например, указание архимандрита лавры Афанасия набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет «…острых и к понятию и к иконописному художеству надежных, обученных грамоте, и, дав им в лавре покои, пищу и одежду, обучить живописи иеромонаху Павлу».

Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности в Москве и Петербурге (Спас-на-Крови – Петербург, Успенский собор в Московском Кремле).

К концу XVII века Холуй становится носителем иконописных традиций Троице-Сергиевой лавры. Холуйская иконопись поставляются в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Петербургскую и в саму столицу. Холуй получал заказы на знаменитую иконопись из Болгарии, Сербии, Македонии.

Холуй славился своими ярмарками, которые XVIII-XIX веке соперничали с нижегородской. Из разных мест сюда на продажу привозили разнообразные изделия и материалы. К этим дням съезжались скупщики, оптом забирали товар - иконы и вышитые изделия. Иконами местного письма торговали и офени - в разнос. Оживленная торговля этими изделиями, которой благоприятствовало удачное географическое положение Холуя на перекрёстке водных и сухопутных торговых путей, сделали Холуй крупным торгово-промышленным селом, ежегодно производящим 1,5–2 миллиона икон. К XVIII веку вся округа - Холуй, Мстёра, Палех, Шуя - являлась средоточием народного ремесленного иконописания.

Иконы писали темперой. Но в XIX веке, когда иконопись приняла характер массового производства, для быстроты исполнения перешли с темперы на масляную живопись. К концу XIX века иконопись в Холуе изжила себя. Не помогла и открытая в 1883 году школа живописи, где хорошо было поставлено обучение. Здесь получили образование те выдающиеся художники, которых по праву называют родоначальниками холуйской лаковой миниатюры, сложившейся на традициях древнего иконописного мастерства. Творчество С. А. Мокина (1891-1945), заслуженного деятеля искусств РСФСР В.Д. Молева (1892-1961) и К. В. Костерина (1899-1985) создало ту основу, на которой и поныне развивается холуйская миниатюра.

Процесс зарождения и формирования этого своеобразного искусства был нелегок и длителен. И в наши дни он еще не завершен. Когда после Гражданской войны 1918-21 гг. мастера-иконописцы вернулись в Холуй, надобность в их прежнем ремесле отпала. Применить свои навыки было негде. Большое значение для возрождения творческой деятельности местных мастеров имело создание в 1924 году в соседнем Палехе артели, начавшей совсем новое дело: миниатюрную живопись темперой на папье-маше. В начале 1933 году, В.Д. Молев посетив своего друга, палехского художника Н.М. Парилова и увидев работы палешан в лаковой миниатюре на папье-маше, вернулся в Холуй с намерением попробовать свои силы в новом виде искусства. Он советовал не подражать Палеху, а искать свой стиль и направление. В Холуе первые робкие шаги в этом искусстве начали делать в конце 1933 гада. А в 1934 году холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Молёв организовали Артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре.

Огромный опыт в иконописи дало возможность холуйским мастерам более свободно использовать свое наследие и, несмотря на некоторое сближение со стилем Палеха, найти своеобразный художественный язык для воплощения новых жизненных впечатлений.

Для холуйской лаковой миниатюры характерна близость к натуре, живописная "картинность". Это одно из ее направлений. В нем много бытовых сюжетов; в композициях нет перегрузки подробностями, они лаконичны и ясны. Колорит отличается свежестью и чистотой. Золотой орнамент создает переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.

Наряду с этим направлением есть в холуйской миниатюре другое, более декоративное, в нем композиция строится по более условному принципу, чем в первом. Сюжет подчинен декоративной выразительности. В таких композициях могут совмещаться эпизоды разного времени действия, в том смысле как это имело место в древнерусской иконописи, они повествовательны. Задача создания такой композиции нелегка, но она дает возможность разрешения большой темы средствами прикладного искусства. С течением времени именно эта манера становится главной в искусстве Холуя.

Третье направление - орнаментальное, включает не один чистый орнамент, но и натюрморт и в какой-то степени пейзаж.

Такие три направления в холуйской миниатюре сложились постепенно в творческом процессе мастеров, объединенных общей задачей декоративного оформления бытовой вещи и общей технологией. Причем для холуйского мастера вовсе не обязательно постоянно работать в русле одного из этих направлений. Определяющим являлось стремление художников более полно выразить тот или иной замысел.

Уже в самый ранний период деятельности иконописцев Холуя определилось различие их творческих манер, которое проявлялось в работах над миниатюрой и в дальнейшем. С.А. Мокин тяготел к станковой живописи, хотя и принимал участие в стенных росписях в Москве, Кишиневе, Нижнем Новгороде, в сельских местностях. В работе над миниатюрой В.Д. Молева сказалось его увлечение монументальной живописью. Ему посчастливилось работать по эскизам и под руководством знаменитых русских художников И. Я. Билибина и М.В. Нестерова в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге. Более молодому К.В. Костерину недолго пришлось работать иконописцем, но он лучше двух других владел темперной техникой. Как это ни странно, но монументалист Молев интереснее других связывает миниатюрную живопись с формой украшаемых вещей. В орнамент он вводит изобразительные детали, а архитектуру, предметы обстановки, одежды в сказочных композициях покрывает узорочьем. В его миниатюрах нет статичных фигур. Все персонажи заняты каким-либо действием. Шкатулка "Выход на работу" (1935) относится к первому году освоения Молевым миниатюрного письма. Это одна из ранних попыток передачи в холуйской миниатюре темы новой колхозной жизни, новых форм социалистического общественного труда. В ней использована та реалистическая манера композиции, о которой говорилось, чистые открытые цвета миниатюры определяют ее мажорный тон, никакие лишние детали не отвлекают зрителя от важности сюжета.

Шкатулка "Выход на работу". В.Д. Молев. 1935 г.

Костерин любит пейзаж, видит в нем важное средство раскрытия образа и вводит его в композиции на разные темы. Шкатулка "Возвращение бригады с работы" (1935) характерна в этом смысле. Решение чисто живописное, без условного черного фона. Художник тонко передает красоту природы с мягкими тонами зелени на розовом закатном небе, сине-голубыми водами, словно отраженными в голубой одежде юноши. Пространственная глубина пейзажа не нарушает плоскости крышки шкатулки. Фигуры людей органично входят в пейзаж.

Шкатулка "Возвращение бригады с работы". К.В. Костерин. 1935 г.

К сожалению, приходится сказать, что собрание Русского музея не богато работами холуйских мастеров. В нем нет произведений Мокина, Молев представлен одной вещью, Костерин - двумя.

К числу холуйских миниатюристов старшего поколения принадлежит П.И. Ивакин (1915-1968). Его работы напоминают крестьянские росписи по дереву. По словам самого художника, он нигде не учился живописи. Одаренный от природы, живя в атмосфере творчества, он стал значительной фигурой среди холуйских миниатюристов.

На крышке квадратной шкатулки он изобразил злую сказочную Жар-птицу так удивительно просто и выразительно, как это свойственно именно народному искусству. Ивакин этой простотой выделяется среди мастеров Холуя.

Художники много работают над новыми формами предметов под лаковую миниатюру. В 1960-е годы, помимо прежних однообразных шкатулок и коробок, появляются ларцы старинной формы, которые при росписи позволяют использовать несколько сюжетов. Коробочки становятся квадратными, удлиненными, круглыми, неправильной формы с закруглением по одной стороне. Также различны их размеры: и в 20 см, и так называемые "бисерницы", и коробочки-малютки 3X4 см, являющиеся драгоценными сувенирами. Расписывают художники декоративные тарелки и пластины, пудреницы, броши и кулоны, миниатюрные игольницы. Подчас на крошечной поверхности украшаемого предмета мастера помещают целые многофигурные сцены.

В миниатюрах холуйские художники отражают и современные темы, и народные сказки, и литературные сюжеты и эпизоды исторических событий. Так например художник А.М. Костерин поместил на круглой пудренице изображение поединка между русским монахом Пересветом и татарским богатырем Челубеем перед началом Куликовской битвы.

В сегодняшнее время в Холуе начался процесс на возрождение иконописи, создаются лаковые миниатюры на темы, отображающие библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета, жизнь и деяния Иисуса Христа. Эти вечные темы в мировом искусстве в течение долгих лет запретные для лаковой миниатюры, как бы обретают новую жизнь на пересечении традиций прошлого и устремлённости искусства холуйской лаковой миниатюры в будущее.

Особонности стиля Холуйской миниатюры

Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем в Мстёре, приближённый к зрителю пейзаж; более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев, фигуры. Пропорции их удлинённые, и в этом ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объёмнее. Декоративная живопись холуйских мастеров во многом близка Палеху, но при этом она отличается своеобразным художественным языком. По сравнению с рисунком Палеха, рисунок холуйских миниатюр проще, они не так детально проработаны, а золотая графика применяется скупее, без филигранного заполнения каждой формы.

Холуйская миниатюра так же, как и палехская, плотно связана со шкатулкой, коробочкой, игольницей или другой вещью, но она более реалистична по характеру изображения. В ней много образов и сюжетов, взятых из повседневной жизни, а композиции лаконичны и ясны.

Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на чёрном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных тёмно-красных, тёмно-зеленых, тёмно-коричневых, тёмно-синих цветов, также характерны неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов.

Золото в живописи используется только там, где оно оправдано: купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звёзды на ночном небе. Это также отличает Холуй от других центров лаковой миниатюрной живописи.

Миниатюра располагается на вещи в качестве живописного клейма геометрической формы и окаймляется золотым или серебряным орнаментом. Фон предмета обычно чёрный. Характерно только для мастеров Холуя создание небольших по размеру ларцев, где миниатюра заполняет всю поверхность формы многофигурными, тонко написанными композициями.

Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная «картинность»: их колорит чист и ярок, а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета.

Технология изготовления Холуйской миниатюры

Технология Холуйской миниатюры в основном такая же как и в Палехе . Поэтому расскажу здесь лишь об основных операциях.

Изготовление шкатулки рукотворно на всех этапах её производства. Всё начинается с изготовления трубок из папье-маше, которые служат телом шкатулки. Картон наматывают слоями, прессуют и варят в льняном масле. Это длительный и трудоёмкий процесс, который в дальнейшем гарантирует долгие годы жизни произведению лаковой миниатюры. После этого готовые трубки шлифуют, нарезают по высоте будущего произведения, полученные полуфабрикаты соединяют с помощью клея на натуральной основе. Затем окончательно шлифуют каждую грань.

Сначала изготавливается папье-маше из древесного картона. Картон, разрезанный на ленты накручивают на болванки для предания формы изделиям.

Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. И подготавливают к покраске, по несколько раз лакируя чёрным лаком снаружи и красным внутри. Причём каждый слой лака должен сохнуть минимум сутки.

Зоготовки грунтуют

Сам же рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошёл из глубины веков. Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи ещё 5–7 веков назад, а история использования этих красок насчитывает более трёх тысяч лет. Темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII века). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приёмов и фактурность позволяют мастерам работать в различной технике, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо. Такими красками работали и мастера Древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Правильно приготовленные краски – одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Краски художник делает и подбирает индивидуально. Основа краски – минеральный порошок, который растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом.

Прежде, чем нанести рисунок на изделие, художник создает его на бумаге карандашом, потом переводит на кальку. Обратную сторону рисунка на кальке натирают сухим мелом или белилами и накладывают на поверхность предмета. Рисунок обводят по контуру, после чего остается четкий отпечаток. Так как черный лак поглощает яркость краски, художник делает белильную подготовку поверхности и рисунок после этого выглядит как светлый силуэт.

Рисуют на специальной подставке

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишнёвой смолы, что придаёт холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями. Сусальное золота же полируют волчьим зубом. И после этого – опять лакировка, не менее пяти раз, и полировка.

Наглядные примеры Холуйской миниатюры

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Холуй - один из центров русской лаковой миниатюры. Село Холуй находится в Южском районе Ивановской области в10 километрах от районного центра г. Южа. Оно стоит на берегу реки Тезы, левом притоке реки Клязьмы. Население - примерно 1 тысяча жителей.

Холуй - старинное село, имеющее богатую историю уходящую корнями в славное прошлое нашего государства. Название села может показаться неблагозвучным, но к человеку низкого достоинства оно никакого отношения не имеет. В различных словарях, слово «холуй» толкуется по разному: коряга, торчащая в реке, песчаный нанос, плетень рыболовный, сор дрязг от разлива коим заволакиваются луга. Исходя, из этих толкований, строились всевозможные предположения о происхождении названия, но единого мнения не было. Ключом к разгадке загадочного названия может служить то, что в Вологодских говорах существительное «холуй» употребляется в значении «одинокий поселок».

Первое дошедшее до нас документальное упоминание о Холуе относится к 1543 году. В грамоте Великого Князя Московского Ивана Васильевича об освобождении от пошлин Стародубских соляных варниц Троице-Сергиева монастыря сказано: «У них новыя соли на Холуе, в Ряполовском Стародубе». В начале XVII века, в «Смутное время» жители Холуя принимали активное участие в освободительной борьбе с иноземцами и изменниками Родины. Холуйский отряд под командованием Илейки Деньгина входил в состав объединенной дружины городов Юрьевца, Гороховца, Решмы и сражался с врагами за Лух, Дунилово, Шую, Суздаль. Сам Холуй в марте 1609 года стал местом битвы с отрядом изменника Федора Плещеева. В 1612 году Холуйский отряд присоединился к народному ополчению, шедшему на освобождение Москвы от интервентов. Холуй, принадлежащий Дмитрию Пожарскому, стал одним из пунктов сбора всенародной дружины. В память об этом событии Дмитрий Михайлович завещал построить на месте сбора войск, монастырь. Повеление было исполнено его сыном Иваном Дмитриевичем в 1650 году, построившим деревянную Борковскую пустынь. В XVIII веке вместо сгоревшего деревянного храма строятся каменные. Деньги на строительство выделил уроженец Холуя епископ Астраханский и Ставропольский Мефодий. При его помощи построены и украшены не только храмы Борковской пустыни, но и Троицкая церковь в Холуе. Знаменит был Холуй своими ярмарками. За год в селе проходило пять ярмарок. Самые крупные Тихвинская и Введенская славились на всю Россию. По количеству продаваемого на них товара (данные начала XIX века) они были крупнейшими во Владимирской губернии. Одним из основных товаров на ярмарке были иконы, разносимые офенями и коробейниками по всем концам России.

Историю Холуя, как торгово-промышленного села можно разделить на три периода по принципу занятости населения в определенной профессиональной деятельности. Солеварение, иконописание и лаковая миниатюра в разное время составляли основу благосостояния жителей и развития села.

Первоначально Холуй прославился в XVI веке, как место добычи соли. Добывали ее здесь известные в России монастыри: Троице-Сергиева Лавра, Киржачский Благовещенский, Суздальский Спасо-Ефимьевский, Владимирский Рождественский монастыри. Часть солеварен принадлежала Дмитрию Михайловичу Пожарскому, получившему Холуй от царя Василия Шуйского в 1609 году. Одновременно с добычей соли на монастырских дворах начали писать иконы и занятие это становилось все более распространенным. На развитие иконописания в Холуе повлияло несколько факторов. Во-первых, солеварение со временем перстало приносить прибыль (дешева соль в Россию стала поступать из соляных озер). Поэтому население, состоявшее в основном из монастырских крестьян, вынуждено было переключиться на другую сферу деятельности. Плодородной земли, способной прокормить людей в Холуе не имелось. Мосным безземельным крестьянам «бобылям» ничего не оставалось делать, как перенимать у живших в селе монахов-иконописцев их искусство. Связь с крупными монастырями позволяла получать все необходимые материалы для производства икон. Немаловажное значение заключалось и в том, что с XVI века по всей России начался глобальный процесс перехода иконописи из монастырей в «мир». Те города и села, в которых были монастыри, становились центрами иконописания. От них иконописание распространялось повсюду. В больших и малых городах, слободах, селах и даже деревнях появились свои мастера. Холуй в XVII веке становится крупным центром иконописания. Начиная, с XVIII века иконописью занимается, здесь практически все местное население.

Побывавший в Холуе в 1855 году писатель Сергей Максимов вспоминал: «пишет образа и мой хозяин, у которого с нанял светелку; пишут образа во всех домах, и не пишет их только мельник, и то потому, что сделался мельником». Примерно так же описан Холуй в учебном пособии для учащихся «Отечествоведение» 1879 года. «Оброков не платят, хлебопашества не имеют; следовательно, с плугом и сохою вовсе не знакомы; редкий найдется, кто бы умел запрячь лошадь или вспахать землю, посеять и собрать хлеб … с малых лет до глубокой старости житель Холуя не расстается с кистью, имея оную постоянно в руках… А какое огромное количество в Холуе пишется икон, это достойно удивления: от полутора до двух миллионов в год».

Революция 1917 года круто изменила судьбу жителей Холуя. Развернувшиеся гонения на веру делают профессию иконописца запретной. Мастера Холуя долго не могли найти свое место в искусстве. Бывшие иконописцы пробовали расписывать деревянные коробки, токарные изделия, металлические подносы, настенные коврики… И только в 1934 году открылась Холуйская художественная артель, в которой начали писать лаковую миниатюру. основоположниками холуйской миниатюры стали С.А. Мокин, К.В. Костерин, В.Д. Пузанов-Молев и М.Д. Добрынин. Первые шаги на новом поприще были трудными. В поисках своего стиля холуйские художники опирались на хранимые продолжаемые ими традиции древнерусского искусства и опыт художников Федоскино, Палеха и Мстеры. В результате был выработан свой собственный художественный стиль. Его особенностями являются, прежде всего, живописный характер миниатюры, четкость рисунка, ясность сюжета. Характерный стиль холуйского письма и сегодня продолжает развиваться, опираясь на непрерывный творческий поиск талантливых и самобытных художников. Славу искусства составляют народные художники России Н.И. Бабурин, Б.И. Киселев; заслуженные художники В.А. Белов, Н.Н. Денисов, В.А. Фомин, П.А. Митяшин, В.А. Елкин; известные мастера А.а. Смирнов, В.Н. Седов, Б.В. Харчев, М.М. Веселов, В.В. Живностка, В.М. Веселов и многие другие. На сегодняшний день в Холуе работают две организации ООО «Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры» и ООО «Русская Лаковая Миниатюра», выпускающая изделия с лаковой миниатюрной живописью. Новые поколения художников получают образование а Холуйском филиале Высшей школы народных искусств г. С.Петербурга.