"Мир стареет в былых надеждах,
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе Мастера!"…

Р. Рождественский

Русская земля испокон веков славилась мастерами, которые создавали и создают сказочную красоту. В России среди огромного разнообразия народных художественных промыслов особое место занимает лаковая миниатюра, представленная четырьмя артелями в Московской, Ивановской и Владимирской областях.

Однажды у нас созрела идея проехать по маршруту всех центров лаковой миниатюры, узнать об истории возникновения промысла, полюбоваться работами старинных и современных мастеров, научиться отличать росписи; а самое главное - пополнить коллекцию колокольчиков с лаковой миниатюрой, хотя последнее казалось совсем нереальным, так как на протяжении развития лаковой миниатюры, мастера совсем не расписывали колокольчики, в основном это были шкатулки, панно, иконы.

Мир фантазий миниатюрной росписи села Холуй

Село Холуй – культурный феномен мирового значения живописно раскинулось на берегах реки Тезы, неподалёку от места её впадения в реку Клязьму. Этим обстоятельством объясняется быстрый рост Холуя как богатого торгового села, ибо водный путь Теза – Клязьма – Ока – Волга долгое время играл важнейшую роль основного торгового пути, связывавшего Северо-Восточную Русь с Поволжьем.

Иконописное мастерство существовало в Холуе издревле. Об этом свидетельствуют писцовые книги 1630-х годов, в которых упоминаются иконописцы, в основном мужчины, писавшие иконы на протяжении всего года и их производство достигало около 2 миллионов в год. Сейчас, прогуливаясь по набережной реки Тезы и рассматривая удручающий вид некогда величественной, возведенной Дмитрием Пожарским, храмовым комплексом Троицкой церкви, едва ли верится, что именно здесь был центр иконописи, что сюда приезжали купцы, обменивали свои товары на иконы и пушнину. Так село стало и крупным торговым центром, где ежегодно проводились большие ярмарки, на которых продавалось до 2 миллионов икон.

За подробной информацией об истории иконописи и развития промысла непременно стоит заглянуть в Государственный музей Холуйского искусства (ул. Путилова, д. 10). В небольшом двухэтажном домике расположилась экспозиция, рассказывающая об иконописи, пути ее развития от мастеров-иконописцев до разделения труда на "личников" и "доличников", и до появления крупных хозяев, в руках которых стало сосредотачиваться иконописное дело. В 1883 году для поднятия иконописания в Холуе открывается школа под руководством Н.Н. Харламова, ученики которого позже будут расписывать церкви в Петербурге, Вене, Варшаве. В начале XX века школой руководил ученик И.Е. Репина – Е.А. Зарин. Когда после Великой Октябрьской социалистической революции мастера села Холуй снова взялись за кисть, они не пошли по пути, которым шел Палех, не взялись за самостоятельную работу, используя опыт работы харламовской школы, они начали работать над "ковриками". Они копировали маслом на холсте рождественские и пасхальные открытки, переписывали картинки из других иллюстрированных журналов, и лишь в последние годы занялись копированием советской живописи. Благодаря этому, бывшие иконописцы усвоили принципы композиции, у них накопился богатый опыт, создалось своеобразное представление о мире, лежащем за пределами их села.

Никонов Л.Л. Скупщик времени, 2011 г. (всё внимание на колокол!).

Признаюсь, в этом музее мы уже второй раз, но информации так много, что все узнается как в первый раз. Тем более, в этот раз нам повезло принять участие в мастер-классе по росписи снеговика.

Пока ребенок осваивал технику смешивания цветов и нанесения краски на деревянную скульптуру, экскурсовод продолжала свой рассказ о промысле: "Путь к искусству лаковой миниатюры был сложным. Бывшие иконописцы, стремясь найти применение своему мастерству, пробовали свои силы в росписи токарных изделий и настенных ковриков на полотне, пока пример их старших братьев – палешан и мстёрцев – не привел их к росписи изделий из папье-маше". Признание искусства Холуя пришло не сразу. Только в 1937 году художникам Холуя были присуждены бронзовые медали за участие в выставке в Париже. Далее годы войны, большой временной пробел в развитии промысла, но благодаря оставшимся художникам промысел сохранялся. В работах того периода со всей очевидностью выступают характерные черты времени, основная тема живописи – патриотизм. Так появились произведения "Разгром немцев под Москвой" (1942 г.), "Князь Игорь" (1943 г.), "Отомстим" (1943 г.) и т.д.

В 1943 году в самый разгар войны было открыто Холуйское художественное училище. В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, художники нашли свой путь, отличный от Палеха, Мстёры и Федоскино. Холуйская лаковая миниатюра – это реалистические картины малых размеров, они блестают яркими красками Федоскино, в них нет волшебного пейзажа Мстёры, им несвойственны игра линий и красок, богатая техника Палеха. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато–зеленого и коричнево–оранжевого тонов. В 1950–60-х годах XX века в холуйской лаковой миниатюре наступает период расцвета: разнообразие тем, сюжетов. Сейчас в музее с помощью экспонатов можно проследить много направлений в холуйской миниатюре: сказки, былины и другие жанры фольклора, архитектурные пейзажи, природа, исторические сюжеты.

Изготовление холуйской шкатулки очень трудоемкий и длительный процесс, секрет которого сохраняют мастера с самого начала становления производства и эти секреты известны узкому кругу мастеров. На начальном этапе создания уникальной холуйской лаковой миниатюры из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых очень разнообразны. Эти трубки называются навивами. Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры – полуфабрикат, на который предстоит нанести грунт. Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье–маше. Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись.

Правильно приготовленные краски – важнейшая из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Художники всю миниатюру пишут тончайшими беличьими кистями, после наносят орнамент сусальным золотом с добавлением вишневой смолы. Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры (kholuy.ru)

В музее также имеется коллекция деревянной скульптуры, которая считается одной из лучших. В ней находится около пятидесяти предметов XVIII-XIX веков. Это всевозможные распятия, евангелисты, ангелы и херувимы. Все скульптуры выполнены из дерева, покрыты левкасом, позолочены и расписаны. Вероятно, их выполнили холуйские умельцы и передали в Тихвинскую церковь, а после ее разрушения в 1930-х годах, скульптуры были сохранены и переданы в музей.

Время экскурсии пролетело незаметно, на подходе многочисленная группа, ожидающая своей очереди. У нас досушиваются наши снеговики, мой блокнот полон информации, сделаны фотографии, осталось найти колокольчик в коллекцию, но в сувенирном магазине при музее колокольчики не продаются.

Колокольчик, п. Холуй

Чем занять себя кроме посещения музея в Холуе? Конечно, есть еще сама фабрика и частные иконописные мастерские, но мы решили оставить это на следующий раз. Альтернативой стала чудесная прогулка по набережной, несколько кадров на вид храмового комплекса Троицы Живоначальной, восхищение деревянными домиками и резными наличниками. В этот раз нам повезло, и мы смогли перейти через мост реки Теза и посмотреть на село с другого берега. Весной этот мост так затапливается так, что местные жители переправляются только на лодках, наверное, это выглядит романтично и именно по этой причине Холуй называют "среднерусской Венецией", но если вы турист и приехали в музей именно с противоположного берега, то придется возвращаться в объезд, другого способа попасть нет.

Три промысла

Русь вся лежит на "трёх китах"
По рангу – Палех, Холуй, Мстёра.
"Киты" в заботах и делах,
Даётся результат не скоро.

Протопать тысячи дорог
По камню, жиже, там, где пыльно
И сотни пар сносить сапог,
Да потом окропить обильно.

Иметь своё лицо – печать,
Ведь, как и Бог, мы – триедины.
Весь мир искусством впечатлять –
Иконы, сказки и былины…

Нас красота обворожит,
И результат есть – факт – без спора.
Земля на "трёх китах" лежит
По праву – Палех, Холуй, Мстёра!

С давних времён иконопись была здесь потомственным занятием. Удобное расположение деревни дало тесные связи со многими городами Московской области, что всегда способствовало высоким продажам.

Это были в основном популярные иконки, которые не требовали никакого специального изготовления. Тем не менее, были и вещи, выполненные на высоком художественном уровне.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

С приходом Советской власти, иконопись стала не актуальна. Иконы писать запрещали и промысел стал угасать.

Так и утратилось бы это искусство, если бы не случай. Художникам Палеха пришла идея расписывать шкатулки и табакерки. Это начинание поддержал Максим Горький. Далее идея распространилась по остальным центрам лаковой миниатюры.

Развитие

В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

В 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры.

В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест (таких, как Федоскино, Палех и Мстера).

В наше время

Сейчас, наряду с миниатюрами, создаются декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.

Пишутся самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе – натюрморт и пейзаж. Возрождается и искусство иконописи.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как Англия, США, Италия, Испания, Канада.

Основные традиционные приёмы

  • Все изделия выполняются исключительно вручную
  • В декорировании изделий используются художественные и орнаментальные композиции
  • В росписи используются традиции иконописного письма темперными красками, разведёнными на яичной эмульсии
  • Способы декорирования на основе сусального и творёного золота
  • используется старинный способ наложения красок плавями, сохраняя определённую последовательность: грунтование, роспись и защита лаком

Наряду с былинными и сказочными сюжетами мастера изображают композиции отображающие современную жизнь.

Изделия

В настоящее время в пос. Холуй работает Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры. Предприятие выпускает шкатулки различного назначения, предметы утвари — подсвечники, декоративные панно, визитницы и другое. Возрождается искусство

Фотогалерея












Полезная информация

Изначальное отличие

Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных производств, было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры не только более реалистичны по сравнению с миниатюрами Палеха и Мстеры, но еще и более декоративны, чем те, что из Федоскино.

Самые древние иконописцы

Учёные считают, что возможно, первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который принадлежал Троице - Сергиевой лавре. Сохранился документ, где архимандрит Афанасий, даёт указание "Набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет для обучения живописи у иеромонаха Павла. Благодаря этому свидетельству, Холуйскую иконописную школу можно считать самой старшей среди остальных - Палеха и Мстёры.

Изображение человека

Ещё одно существенное отличие искусства холуя - это большое внимание к изображению человека. Будь то Снегурочка или Вещий Олег - фигуры всегда монументальны, они не затеряны в фоне. Образы выразительны и хорошо прописаны. Чувствуется характер героев.

Иконописная манера Холуя

Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV в., что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

«поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Из царского указа 1667 г.

Отличить от подделок

  • Истинные фабричные изделия имеют в основе только форму из папье-маше.
  • На всех изделиях, с нижней стороны, имеется фирменное клеймо, которое покрыто слоем лака.
  • К изделию прилагается сертификат на двух языках, в котором указывается имя мастера, размер и название изделия.
  • На изделии, по нижнему краю, имеется подпись с указанием названия и имени автора.
  • Если изделие не авторское, рядом с именем обязательно добавляется «исп» - исполнитель. Это значит, что это копия с авторского образца.

Уход и хранение

  • Изделия, декорированные лаковой живописью, изготовленные в фабричных условиях, имеют прочный слой защитного лака.
  • Снаружи лаковую поверхность шкатулки желательно протирать сухим куском фланели, фетра или плюша.
  • Для шкатулки вредны сырость, прямые солнечные лучи, расположение вблизи батарей отопления.
  • Нежелательно использование влажных тряпок, так как они оставляют на лаковой поверхности разводы.
  • При необходимости, можно протереть поверхность средством для полированной мебели.

Издавна существует на этой земле русское декоративное искусство.
В залесной стороне, на северо-востоке от Москвы, раскинулся край ранее называемый суздальским, а в последствии разделившийся на области - Владимирскую, Ивановскую, Московскую и другие.
Именно здесь создавалась самобытная русская культура, складывались богатые художественные традиции.


Снегири

Поселок Холуй - уголок Ивановской области, воплощение прелести среднерусской природы.
Холуй упоминается в исторических источниках как вотчина Троице-Сергиевой лавры и Спасо-Ефимиева монастыря и с XVI был приспособлен к иконописному делу.

Жар-птица. Холуй.Кожемякина

Сегодня поселок Холуй известен как один из центров миниатюрной лаковой живописи на папье-маше. Традиции, заложенные в иконах, перешли на лаковую миниатюру и получили свою новую жизнь. Отличие современной Холуйской лаковой миниатюры заключается в реалистичности изображения, теплоте и доброте души человека, которая передается от автора к зрителю. Цвета не яркие, сдержанные, каждая линия композиции несет в себе глубокий смысл. Вдохновение для творчества художников идет от окружающей природы.


Летучий Корабль Холуй (Шишанов)

Холуйские произведения посвящены мудрым сказкам, былинам, любовной лирике, истории. Особое место занимает неповторимый архитектурный пейзаж. При изображении сюжета шкатулка оформляется не плоскостно, а в качестве предмета, живопись дополняется затейливым золотым орнаментом. Золото также используется в росписи по живописи. выполненной красками.


Снегурочка Холуй

Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен и включает в себя около 1000 сюжетов и видов изделий. Это шкатулки, пудреницы, ларцы, панно, складни, броши, кулоны и иконы.

Искусство лаковой миниатюры Холуя - самобытное и интересное направление в русском декоративно -прикладном искусстве.

Брошь Холуй


Иван Царевич Холуй

В XVIII-XIX вв. предметы из папье-маше, украшенные лаковой миниатюрой, - шкатулки, чайницы, табакерки, сигаретницы - пользовались большой популярностью в различных слоях русского общества - от аристократии до простого горожанина. Их декоративное убранство и живописные сюжеты раскрывают целый мир представлений и образов старой России.

Массовое производство этих изделий началось в 1795 г., когда московский купец П.И. Коробов в подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино) основал фабрику по производству лаковых козырьков для головных уборов обмундирования русской армии. Он вывез несколько мастеров из немецкого города Брауншвейга со знаменитой лаковой фабрики И. Штобвассера и с их помощью наладил у себя производство лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше.



Жар-птица Холуй


Каменный Цветок Холуй (Путилова И.)

Это были коробочки, украшенные незатейливым орнаментом и табакерки, на крышки которых наклеивались бумажные картинки-гравюрки, покрытые сверху светлым лаком. На картинках обычно изображались события недавней истории- эпизоды войны 1812 года, военных действий против турок.


В лесу Холуй (Кособрюхова)


Тройка Холуй

В 1817 г. фабрика П.Коробова перешла к его зятю П.В. Лукутину, который значительно расширил производство, открыл художественную школу для мастеров, лично занимался подбором оригиналов для живописи, что позволило на протяжении многих лет фабрике Лукутиных занимать первое место среди отечественных лаковых заведений. Через три года, в 1831 г. на художественно-промышленной выставке в Москве за представленные изделия П.В. Лукутин был награжден золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839г. на выставке в Петербурге- золотой медалью на Владимирской ленте.


Конек-Горбунок Холуй


Гуси-лебеди Холуй (Чернова)

Его сын, Александр Лукутин, был самым почитаемым владельцем фабрики. При нем сохраняется высокий профессионализм мастеров, совершенствуются технологии, изделия приобретают мировую славу. Применяются два способа лаковой многослойной росписи - "по-плотному" и "по-сквозному". При первом, который выполнялся корпусными непрозрачными красками, обеспечивались плотность и прочность красочного слоя под лаком, создавался значительный простор для развития цветовой гаммы. Способ "по сквозному" состоял в использовании лессировочных (прозрачных) красок. Обычно лукутинские мастера сочетали оба способа, чередуя глубокие насыщенные тона с мягкими нежными, а плотные - с прозрачными.


Лесная сказка Холуй

Развивается наиболее сложный и трудоемкий жанр миниатюрной живописи -портрет. С удивительной виртуозностью и мастерством живописцы раскрывали внутренний мир человека, будь то знаменитость или обыкновенный крестьянин.

На вторую половину 19 в. приходится период расцвета жанра. В жанровых сценах лукутинских миниатюр предстают образы России, раскрываются многие стороны жизни общества того времени. Русское искусство обращается к своим национальным корням, появляется интерес к историческому прошлому, культуре народа. Народная тема раскрывается в типажах уличных торговцев, многократных вариациях излюбленных сюжетов - таких, как "бабушкины сказки", "крестьянское семейство", "русская пляска", знаменитые тройки, чаепития.


Морозко Холуй

В 1904г., лукутинская фабрика была закрыта, мастера распущены по домам.

Однако, уже в 1910 г. десять мастеров, получив под залог имущества ссуду, открыли в соседней деревне Семенищево трудовую артель объединившую многих лукутинских художников-живописцев. Революционные годы оказались очень тяжелыми в жизни промысла. Не было сырья и материалов, готовые изделия не находили сбыта. Положение изменилось только в 1923 году, когда на Всесоюзной выставке в Москве федоскинским изделиям был присужден диплом 1 степени за высокую художественную технику. Изделия артели стали экспортироваться за границу, участвовать в международных выставках.



Нарциссы Художник: Лащенко А.


За околицей Художник: Шубин

В 1931 году, после более чем тридцатилетнего перерыва, по просьбе старых мастеров в Федоскино открылась профессионально- техническая школа, где обучали мастерству письма и изготовления полуфабриката.

В 1960-х годах появляются новые подходы к декоративным решениям федоскинских изделий. Происходит возрождение промысла, появляются авторские произведения, несущие новое понимание миниатюрной живописи на папье-маше, пробуется применение ранее не используемых материалов, реконструируются утраченные технологии. Особое внимание уделяется форме и назначению предметов, введению сюжетов с камерным звучанием.


Холуй Художник: Жуков А.
Екатерининский дворец Художник: Архипов

Снегурочка Художник: Девяткин С.
В Палехе зима Художник: Жуков А.

К концу 1980-х годов, в связи с политическими изменениями российского общества, появился рынок для уникальных и дорогих изделий. Современные авторы значительно расширили возможности лаковой миниатюры, приумножили богатство декоративных приемов, уделяя особое внимание форме изделия. Мастера Федоскино, основываясь на вековых традициях, продолжают славную историю промысла, создают новые, замечательные произведения искусства.



Иван Царевич и Серый Волк Художник: А. Морозов




Царское село Художник: Дмитриев С.

Ростов Великий Художник: Девяткин С.


Лето Художник: Блинов В.К


Суздаль Художник: Елкин В. А.


Русалочка Художник: Блинов В. К.


Художник: Жуков А.


Лебединое озеро Художник: Дмитриев С.


Сказка о Молодильных яблоках Художник: А. Морозов

Налог на подсобное хозяйство вводится с 1 марта 2019 года Власти заинтересовались теми небольшими доходами, которые получали жители сельской местности от подсобных хозяйств и продажи излишков овощей и фруктов. Стало известно, что «налог на огород» или же закон № 483530-7 «О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации уже был подписан президентом, а также активно поддерживался единороссами. Он вступит в силу уже 1 марта текущего года. Автором законопроекта стала депутат «Единой России» Светлана Максимова. Именно по ее инициативе мелкие предприниматели теперь будут приравниваться к крупным фермерам, а значит – будут вынуждены платить огромные, по меркам личных подобных хозяйств, взносы. Примечательно, что Максимова в своём законопроекте предложила всем тем, кто хочет продавать картошку, свёклу, яблоки или другую сельскохозяйственную продукцию, приобретать для этого специальные патенты. Но мало кто знает, что приобрести патент могут только индивидуальные предприниматели. А регистрация в качестве ИП означает новые взносы, которые существенно ухудшат финансовое положение сельчан. Только в Пенсионный фонд новые предприниматели должны будут отчислять 29354 рублей, но и это не все. Они будут обязаны оплатить полис ОМС, который в год обойдётся 6884 рубля, а также 1% от доходов ИП, если оборот превышает 300 тысяч рублей. Помимо этого, сельчанам придётся оплатить и сам патент, который стоит около 20 тысяч рублей. Говоря о нововведениях, власти акцентируют внимание на том, что патент на год стоит 20 тысяч рублей, но при этом предпочитают не упоминать другие расходы, связанные с предпринимательской деятельностью в России. Закон нанесёт новый удар по подсобным хозяйствам Ни для кого не секрет, что заниматься фермерством в России не выгодно, если предприниматели не сотрудничают с государством и не имеют связей в местных органах власти. За последние 10 лет на территории РФ обанкротились почти 200 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств. И это число продолжает расти. Россияне, работающие на личных подсобных хозяйствах и продающие излишки выращенного, попали под удар, так как, по мнению государства, должны получить повышенную налоговую нагрузку. Они платят только земельный налог и это не выгодно властям, а потому депутаты нашли еще один способ получить прибыль. Все излишки овощей, фруктов и продуктов животноводства не смогут продаваться без патентов. Пока патент является добровольным, но эксперты предполагают, что он станет принудительным, так как государство хочет нажиться на ЛПХ. При этом местные власти получат возможность посещать сельчан и описывать выращиваемое ими для того, чтоб никто не укрылся от уплаты налога. Патентная система поставить в бедственное положение тех, кто не выращивает тонны продукции, но при этом продаёт небольшое количество излишков для того, чтоб улучшить материальное положение семьи. Теперь такие сельчане не смогут продавать выращенное, так как местные власти будут требовать у них оформить патент для того, чтоб пополнить местные бюджеты. Пока власти говорят о том, что никто не будет вести охоту на дачников и сельчан, которые продают небольшое количество продукции. Предпдлагается, что нововведение повлияет лишь на крупных предпринимателей, которые ранее скрывались за ЛПХ. Но не исключено, что от нового закона пострадают все те, кто обладает небольшим подсобным хозяйством и продаёт излишки.

Холуй - один из центров русской лаковой миниатюры. Село Холуй находится в Южском районе Ивановской области в10 километрах от районного центра г. Южа. Оно стоит на берегу реки Тезы, левом притоке реки Клязьмы. Население - примерно 1 тысяча жителей.

Холуй - старинное село, имеющее богатую историю уходящую корнями в славное прошлое нашего государства. Название села может показаться неблагозвучным, но к человеку низкого достоинства оно никакого отношения не имеет. В различных словарях, слово «холуй» толкуется по разному: коряга, торчащая в реке, песчаный нанос, плетень рыболовный, сор дрязг от разлива коим заволакиваются луга. Исходя, из этих толкований, строились всевозможные предположения о происхождении названия, но единого мнения не было. Ключом к разгадке загадочного названия может служить то, что в Вологодских говорах существительное «холуй» употребляется в значении «одинокий поселок».

Первое дошедшее до нас документальное упоминание о Холуе относится к 1543 году. В грамоте Великого Князя Московского Ивана Васильевича об освобождении от пошлин Стародубских соляных варниц Троице-Сергиева монастыря сказано: «У них новыя соли на Холуе, в Ряполовском Стародубе». В начале XVII века, в «Смутное время» жители Холуя принимали активное участие в освободительной борьбе с иноземцами и изменниками Родины. Холуйский отряд под командованием Илейки Деньгина входил в состав объединенной дружины городов Юрьевца, Гороховца, Решмы и сражался с врагами за Лух, Дунилово, Шую, Суздаль. Сам Холуй в марте 1609 года стал местом битвы с отрядом изменника Федора Плещеева. В 1612 году Холуйский отряд присоединился к народному ополчению, шедшему на освобождение Москвы от интервентов. Холуй, принадлежащий Дмитрию Пожарскому, стал одним из пунктов сбора всенародной дружины. В память об этом событии Дмитрий Михайлович завещал построить на месте сбора войск, монастырь. Повеление было исполнено его сыном Иваном Дмитриевичем в 1650 году, построившим деревянную Борковскую пустынь. В XVIII веке вместо сгоревшего деревянного храма строятся каменные. Деньги на строительство выделил уроженец Холуя епископ Астраханский и Ставропольский Мефодий. При его помощи построены и украшены не только храмы Борковской пустыни, но и Троицкая церковь в Холуе. Знаменит был Холуй своими ярмарками. За год в селе проходило пять ярмарок. Самые крупные Тихвинская и Введенская славились на всю Россию. По количеству продаваемого на них товара (данные начала XIX века) они были крупнейшими во Владимирской губернии. Одним из основных товаров на ярмарке были иконы, разносимые офенями и коробейниками по всем концам России.

Историю Холуя, как торгово-промышленного села можно разделить на три периода по принципу занятости населения в определенной профессиональной деятельности. Солеварение, иконописание и лаковая миниатюра в разное время составляли основу благосостояния жителей и развития села.

Первоначально Холуй прославился в XVI веке, как место добычи соли. Добывали ее здесь известные в России монастыри: Троице-Сергиева Лавра, Киржачский Благовещенский, Суздальский Спасо-Ефимьевский, Владимирский Рождественский монастыри. Часть солеварен принадлежала Дмитрию Михайловичу Пожарскому, получившему Холуй от царя Василия Шуйского в 1609 году. Одновременно с добычей соли на монастырских дворах начали писать иконы и занятие это становилось все более распространенным. На развитие иконописания в Холуе повлияло несколько факторов. Во-первых, солеварение со временем перстало приносить прибыль (дешева соль в Россию стала поступать из соляных озер). Поэтому население, состоявшее в основном из монастырских крестьян, вынуждено было переключиться на другую сферу деятельности. Плодородной земли, способной прокормить людей в Холуе не имелось. Мосным безземельным крестьянам «бобылям» ничего не оставалось делать, как перенимать у живших в селе монахов-иконописцев их искусство. Связь с крупными монастырями позволяла получать все необходимые материалы для производства икон. Немаловажное значение заключалось и в том, что с XVI века по всей России начался глобальный процесс перехода иконописи из монастырей в «мир». Те города и села, в которых были монастыри, становились центрами иконописания. От них иконописание распространялось повсюду. В больших и малых городах, слободах, селах и даже деревнях появились свои мастера. Холуй в XVII веке становится крупным центром иконописания. Начиная, с XVIII века иконописью занимается, здесь практически все местное население.

Побывавший в Холуе в 1855 году писатель Сергей Максимов вспоминал: «пишет образа и мой хозяин, у которого с нанял светелку; пишут образа во всех домах, и не пишет их только мельник, и то потому, что сделался мельником». Примерно так же описан Холуй в учебном пособии для учащихся «Отечествоведение» 1879 года. «Оброков не платят, хлебопашества не имеют; следовательно, с плугом и сохою вовсе не знакомы; редкий найдется, кто бы умел запрячь лошадь или вспахать землю, посеять и собрать хлеб … с малых лет до глубокой старости житель Холуя не расстается с кистью, имея оную постоянно в руках… А какое огромное количество в Холуе пишется икон, это достойно удивления: от полутора до двух миллионов в год».

Революция 1917 года круто изменила судьбу жителей Холуя. Развернувшиеся гонения на веру делают профессию иконописца запретной. Мастера Холуя долго не могли найти свое место в искусстве. Бывшие иконописцы пробовали расписывать деревянные коробки, токарные изделия, металлические подносы, настенные коврики… И только в 1934 году открылась Холуйская художественная артель, в которой начали писать лаковую миниатюру. основоположниками холуйской миниатюры стали С.А. Мокин, К.В. Костерин, В.Д. Пузанов-Молев и М.Д. Добрынин. Первые шаги на новом поприще были трудными. В поисках своего стиля холуйские художники опирались на хранимые продолжаемые ими традиции древнерусского искусства и опыт художников Федоскино, Палеха и Мстеры. В результате был выработан свой собственный художественный стиль. Его особенностями являются, прежде всего, живописный характер миниатюры, четкость рисунка, ясность сюжета. Характерный стиль холуйского письма и сегодня продолжает развиваться, опираясь на непрерывный творческий поиск талантливых и самобытных художников. Славу искусства составляют народные художники России Н.И. Бабурин, Б.И. Киселев; заслуженные художники В.А. Белов, Н.Н. Денисов, В.А. Фомин, П.А. Митяшин, В.А. Елкин; известные мастера А.а. Смирнов, В.Н. Седов, Б.В. Харчев, М.М. Веселов, В.В. Живностка, В.М. Веселов и многие другие. На сегодняшний день в Холуе работают две организации ООО «Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры» и ООО «Русская Лаковая Миниатюра», выпускающая изделия с лаковой миниатюрной живописью. Новые поколения художников получают образование а Холуйском филиале Высшей школы народных искусств г. С.Петербурга.