Название: Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад № 222
Месторасположение: город Ульяновск

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
по образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе

Тема: Чтение русской народной сказки ʺЗолотое веретеноʺ

Цель : Познакомить детей с русской народной сказкой, вызвать у детей интерес к прялке, познакомить с ее назначением, воспитать уважительное отношение к труду взрослых.

Оборудование : прялка, веретено, шерсть, носки вязаные, магнитофонная запись.

Ход занятия

— Ребята, я вас сегодня приглашаю в эту волшебную избу. Мы тут уже были. Какая это изба? (Русская)

— Сегодня мы ближе познакомимся с одним предметом. Что это такое, кто знает? (Прялка)

— Ребята, для чего нужна прялка? (Прясть)

— Правильно. Много-много лет назад прялка жила во всех домах и помогала людям. Ее берегли. Прялку некоторые украшали цветами, расписывали яркими узорами.

Вот это сиденье, на нее садились. А вот сама прялка. Вот эта прялка в виде листочка, эта – в виде гребешка…

Ребята, есть еще один предмет, без которого невозможно прясть. Кто знает, что это за предмет? (Ответы детей)

Очень нужен мне помощник,

Веретенце-озорник,

Без него я не работник.

Появись пред нами вмиг. (Магнитофонная запись)

— Как этот предмет называется? (Веретено)

— Ребята, чтобы лучше запомнит, повторим вместе: веретено.

— Оно из чего сделано? (Из дерева)

— Дерево обрабатывается легко, это первая причина, по которой веретено изготавливали из дерева. Вторая – веретено из дерева получается легкое, чтобы руки не уставали у прях.

— Ребята, у нас есть прялка, веретено. Теперь мы можем прясть? (Нет)

— А почему? (Нет шерсти)

Прежде чем я буду прясть,

Шерсти нужно вам набрать.

Можно попросить немного

У овечки шерсти дать. (Магнитофонная запись)

— Вот и шерсть. Кто дает шерсть? (Овцы)

— Что еще можно прясть? (Пух)

— Кто дает пух? (Коза, кролик)

— А сейчас посмотрит, как прядутся нити.

Шерсть вставляют в прялку,

Чешут редким гребешком,

Ловко скручивают нитку

Озорным веретеном. (Магнитофонная запись) (Показываю )

— Что делают из этих ниток? (Вяжут теплые носки, одежду)

Из волшебной нитки этой

Вяжут теплые носки,

Варежки, шарфы и шапки,

Все они зимой нужны! (Магнитофонная запись) (Показываю носки, варежки, одежду )

— Вязаная из шерсти одежда теплая. Зимой мы все ее надеваем, чтобы не было холодно.

— А сейчас, ребята, давайте отгадаем загадку.

Верчусь – потею, только более толстею. (Ответы )

— А сейчас садитесь за стол удобнее и послушайте русскую народную сказку «Золотое веретено».

— О ком эта сказка? (Об Аннушке)

— Какая беда случилась с Аннушкой? (Уронила веретено в колодец)

— Кого встретила Аннушка на своем пути? (Хозяина воды, ручей, березку, коней, Бабу Ягу)

— Что сказал Хозяин воды? Ручей? Березка?..

— Как Аннушка вернулась домой?

— Чем закончилась сказка?

Еще раз читаю.

Пересказ детьми. Пересказ оценивается.

Цель: Создать условие для восприятия образного мышления, понимания художественного замысла писателя.

Задачи:

1. Познакомить детей с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка;

2. Развивать у детей интерес к художественным образам, которые использует писатель;

3. Помочь детям увидеть богатство и красоту изображённых посредством описания характеров героев;

4. Воспитывать у детей желание узнать новое и интересное в художественном произведении.

Дети под музыку входят в группу, которая оформлена сюжетами Алёнушкиных сказок.

Воспитатель: Дети, сегодня мы будем путешествовать по страницам Алёнушкиных сказок. Вот перед вами храбрый Заяц, любознательная Козявочка, Комар — длинный нос, мохнатый Медведь. Все они вам знакомы. А кто же написал о них?

Рассказ воспитателя (обращается к стенду о Д.Н.Мамина-Сибиряка):

Написал «Алёнушкины сказки» и многие другие Д.Н.Мамин-Сибиряк. Родился он 150 лет назад на Урале и жил в том же краю что и мы с вами. Посмотрите на портрет писателя. Какой могучий, здоровый и торжественный его образ, какой пронзительный внимательный и величавый, как наш великий, суровый Урал.

В них писатель рассказывает об удивительном мире природы, который окружает нас.

Когда вы ложитесь спать, то вам хочется чтобы вам приснилась добрая, красивая сказка.

Появляется девочка в русском сарафане и качает колыбельку.

Дети поют колыбельную песенку.

Воспитатель: «Баю-баю-баю… Один глазок у Алёнушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает…

Кажется все тут (обращает внимание накартинки): и ломатый пёс Постойко, и серая мышка-норушка, и сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух…

1 ребёнок читает стихотворение:

В мире много сказок,

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостье: Заходи!

Инсценирование отрывка из сказки про храброго Зайца.

Воспитатель: Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, у зайчика душа в пятки.

Мальчик-заяц сидит под деревом.

Воспитатель: Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

Зайчик выбегает из-за дерева и его окружают другие зайцы.

– Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

– Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

– Да что тут если мне попадется волк, так я его сам съем…

– Ах, какой смешной Заяц!

– Ах, какой он глупый!..

Воспитатель: Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут.

Волк: Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!

Акробатический танец Зайца и Волка.

Волк убегает, заяц прячется за дерево.

Дети: Молодец, косой! Ловко ты прогнал Волка.

Заяц: А вы бы как думали!

Воспитатель: С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.

2 ребёнок читает стихотворение:

Проснулся лес,

Проснулся луг,

Проснулись бабочки вокруг,

Проснулись травы и цветы.

Повсюду столько красоты!

Под музыку раскрывается цветок из картона, из него появляется бабочка (девочка в костюме бабочки).

Воспитатель: Как родилась Козявочка, никто не видал. Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:

— Хорошо!.. (расправляет крылышки)

Воспитатель: Расправила Козявочка свои крылышки, потёрла тонкие ножки одна о другую, ещё посмотрела кругом и сказала:

— Как хорошо!.. Какое солнышко тёплое, какое небо синее, какая травка зелёная, — хорошо, хорошо!.. И всё моё!..

Налетел тут мохнатый Шмель (мальчик в костюме шмеля):

— Жж… Кто забрался в мой цветочек? Жж… кто пьёт мой сладкий сок? Жж… Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж… Уходи вон, пока я не ужалил тебя!

— Позвольте, что же это такое? — запищала Козявочка. — Всё, всё моё…

— Жжж… Нет, моё! (Шмель улетает).

— Какой грубиян этот Шмель!.. Даже удивительно!.. Ещё ужалить хотел… Ведь всё моё — и солнышко, и травка, и цветочки.

Летят другие козявочки.

— Здравствуй, сестрица!

— Здравствуйте, милые… А то уж мне стало скучно одной летать. Что вы тут делаете?

— А мы играем, сестрица… Иди к нам. У нас весело…

Хоровод Козявочек.

— Ах, как хорошо!

Воспитатель: А в самый полдень случилось вот что. Пришёл на болото Медведь.

На пеньке сидит мальчик – Медведь.

Вокруг вьются комары, Медведь отмахивается.

— Эй, дядя, ты, куда это забрался?

— Тебе что нужно, приятель?

— Я тебя съем! Я тебя съем! Съем!

— Да что тебе нужно, негодная тварь?

Лягушка из болота высунулась:

— Ква-ква! Охота вам, Михайло Иванович, беспокоить себя напрасно. Не стоит!

— И то, не стоит! Я это так! Пусть они ко мне в берлогу придут, да я их, да я, я…

Акробатический танец комаров вокруг медведя.

Медведь отмахивается и убегает.

— Ой, братцы, держи! Убежит Медведь!

Комары: Пусть его уходит, ведь болото наше осталось!

Воспитатель: Слушала Алёнушка сказки и удивлялась: ей ужасно захотелось посмотреть всё самой.

Девочка – Алёнушка: Если бы я была ласточкой, то сейчас же полетела бы. Отчего у меня нет крылышек? Ах, как хорошо быть птичкой!

Все персонажи зовут: Полетели, Алёнушка!

Итог занятия.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (возраст 5-6 лет) на тему: «Волшебное путешествие в зимнюю сказку».


Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Волшебное путешествие в зимнюю сказку» Данный материал будет полезен для воспитателя старшей группы. Этот конспект познавательного характера, направленный на расширение и осознание своего эмоционального состояния через литературное произведение русской народной сказки «Снегурочка».

Интеграция образовательных областей:

Познавательное,речевое,художественнно-эстетическое развитие
Цель: Осознание своего эмоционального состояния через литературное произведение русской народной сказки «Снегурочка».Развивающие
продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства;
развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы;
развивать эстетическое восприятие картин природы, художественного текста;
развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и логического мышления;
развивать творческое воображение, умение видеть и замечать выражение эмоционального состояния человека на иллюстрации с изображением людей;
развивать мелкую моторику рук.
Обучающие
учить анализировать чувства с помощью художественно-изобразительных средств;
учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки;
продолжать знакомить детей с эмоциями;
закрепление умения образовывать относительное прилагательное;
закреплять навык словообразования и словоизменения;
активизация словаря признаков по теме «Зима»; расширять словарь по лексической теме «Зима»;
продолжать учить детей причинно-следственной связи (отгадывать загадки);
закреплять умения составлять развернутое предложение.
Воспитывающие
воспитывать любовь к природе;
воспитывать стойкий познавательный интерес детей к выражению эмоционального состояния;
создать непринужденную атмосферу; положительно эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга;
вызвать у детей чувства любования, восторга перед красотой зимнего пейзажа;
воспитывать аккуратность в работе с клеем и бумагой.
Развивающая среда: Иллюстрации по теме «Зима», и зимними забавами; музыка к занятию; подушки на каждого ребенка; сказка «Снегурочка»; искусственные снежки для игры; кукла Снегурочка; материал для художественного творчества (гофрированная бумага, клей ПВА, соломинка) на каждого ребенка; разные иллюстрации с изображением снегурочки.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости!
Ответ детей: (дети здороваются)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли к нам, что бы посмотреть какие вы смышленые, отзывчивые, дружные, какие вы умнички, как много вы уже знаете и умеете.
Воспитатель: Дети,посмотрите,как красиво за окном. Какое сейчас время года?
Воспитатель вместе с детьми подходит к окну, где стоит мольберт с иллюстрациями. Воспитатель показывает иллюстрации с зимними пейзажами.
Ответ детей: Зима!
Воспитатель: Да, сейчас в природе хозяйничает зима. А какие признаки зимы вы знаете?
Ответ детей: Много снега, холодно, морозно и т.д.
Воспитатель: Правильно. Наступили снежные морозные дни, Выпало много снега, он окутал белым пушистым одеялом поля, леса, дома - стало светло, нарядно,сказочно красиво!
Воспитатель: Расскажите, какие зимние забавы у детей, во что вы любите играть зимой?
Ответ детей: Снежки, санки, лыжи, лепят снеговиков.
Воспитатель: Ребята! А я знаю очень интересную зимнюю, русско-народную сказку про снежную девочку. А вы хотите узнать эту сказку?
Ответ детей: хотим!
Вход в сказку
Воспитатель: Но с начала нам надо попасть в неё. Для этого нам надо встать в круг.
Дети вместе с воспитателем идут на ковер и встают в круг.
Воспитатель: «Помогать нам в нашем путешествии будет наше… сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце.

А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее, доброе сердце… Мысленно попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке.»
Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
Воспитатель: Ребятки, давайте тихонечко что бы не спугнуть сказку, возьмите каждый свою подушечку и располагайтесь на ковре кому где удобно, займите удобное положение.(Дети располагаются на ковре на своих подушечках, в удобном положении.)
Воспитатель читает сказку .
Воспитатель: Да, ребята, в конце этой сказки мы все испытываем чувства светлой грусти. Нам жаль, что Снегурочка растаяла, но ведь мы с вами знаем, что каждую зиму Снегурочка возрождается вновь, потому что мы лепим её из снега. А что еще можно слепить из снега?
Воспитатель: Отгадайте мою загадку:
Зимой забава есть одна
В ней меткость, ловкость всем нужна.
А как « снаряды» называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь?
Ответ детей: Снежки!
Воспитатель: А вы хотите поиграть в снежки?
Ответ детей: Да!
Воспитатель: Вставайте, уберите подушечки.
дети разбиваются на 2 команды и бросают «снежки» в корзинки .
Во время игры воспитатель читает стихотворение
Воспитатель : Полюби зимой
Веселый снежный бой!
Прицелившись внимательно,
Бей по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок!
Воспитатель: Вот какой у нас сугроб получился!!! Попробуем слепить из него Снегурочку:
Воспитатель подходит к корзинке со «снежками» и читает волшебное заклинание (дети стоят рядом)
Она в серебро с жемчугами одета.
Волшебная внучка волшебного деда!
Появись!
Появляется кукла Снегурочка. Воспитатель читает стихотворение и ставит Снегурочку на стол .
Воспитатель: Я- внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мной снежинки- подруги
Веселый ведут хоровод!
В: Детки давайте вспомним, как появилась Снегурочка у деда и бабы в сказке?
Ответ детей: ...
Воспитатель: Сколько выпало снега, как выглядели дома и все вокруг, когда дед и баба пошли лепить себе дочку? Давайте вспомним, как об этом сказано в тексте.
Ответ детей: ...
Воспитатель: Какое настроение было у Снегурочки зимой? Какая она была?
Ответ детей: Радостная, приветливая, веселая, счастливая, ласковая т.д.
Воспитатель рассматривает с детьми книжные иллюстрации
Воспитатель: Посмотрите какие разные бывают снегурочки. Как вы поняли, что на этой иллюстрации у Снегурочки веселое настроение?
Ответ детей: На лице улыбка, глаза сияют…
Воспитатель: Красна девица грустна:
Ей не нравиться весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
Воспитатель читает стихотворение, и показывает иллюстрации снегурочки весной.
Какой Снегурочка стала весной?
Ответ детей: Грустная, печальная.
Воспитатель: Посмотрите, как художники передают печаль, грусть снежной девочки?
Ответ детей: Склоненная голова, грустное лицо, сидит, наклонившись.
Воспитатель: Ребята, что бы Снегурочка не грустила, давайте сделаем ей подарки.
Садитесь на свои места.
Дети садятся на свои места, с приготовленным материалом.
Воспитатель: Когда снегурочка плачет появляются проталинки, а на проталинках вырастают…
Первым вылез из Землице
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький?
Что это?
Ответ детей: Подснежник!
Воспитатель: Правильно! Мы с вами сделаем для нашей Снегурочки подснежники.
Воспитатель: У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полупрозрачный чуть живой.
Дети вместе с воспитателем делают подснежники из гофрированной бумаги по показу воспитателя.
Воспитатель: Какие замечательные подснежники у нас получились!
Несите их в корзинку.
Воспитатель: Теперь наша гостья стала совсем веселая!
Дети несут свои подделки воспитателю. Воспитатель ставит их в корзинку, рядом со Снегурочкой.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним какие эмоции испытывала Снегурочка Зимой?
Ответ детей: Радость, восхищение,счастье, восторг, удовольствие.
Воспитатель: А весной какие эмоции испытывала Снегурочка?
Ответ детей: Грусть, печаль, унынье…
Воспитатель: Ну что ребята нам пора возвращаться обратно в детский сад из нашего путешествия. Закройте глазки, положите правую ладонь себе на грудь, послушайте, как бьется ваше сердце... Поблагодарите его за волшебное путешествие.
Воспитатель подводит итоги занятия сидя на ковре с детьми
Воспитатель: Вы сегодня доказали, что у вас доброе любящее сердце. Куда мы сегодня с вами путешествовали?
Ответ детей: В сказку!
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
Ответ детей: …..
Воспитатель: Что вы почувствовали, сделав своими руками подарок снегурочке?
Ответ детей: ….
Воспитатель: Спасибо вам огромное!

Умение выразительно рассказывать наизусть отрывки из произведений К. Чуковского; развивать память, воображение; побуждать детей старшей группы эмоционально реагировать на содержание любимых произведений; формировать умение узнавать литературные произведения по отрывкам и иллюстрациям; воспитывать любовь и уважение к книге.

Материал: портрет К. Чуковского, книги с произведениями автора, иллюстрации произведений, мелкие игрушки.

Предварительная работа: чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе».

Ход занятия

Воспитатель (В.). Дети, нам пришла бандероль. Интересно, от кого она и что в ней.

Дети выдвигают свои версии. Открывают бандероль. В ней - билеты по количеству детей.

В. Интересно, куда можно пойти с этими билетами? В библиотеку? Нет, там не нужен билет. В кино? В театр? В цирк? В музей? (Достаёт из бандероли приглашение и читает.) «Уважаемые дети, приглашаю вас посетить музей книги».

Дети приходят в музей, где их встречает воспитатель, переодетый в бабушку.

В. Здравствуйте, дети. Меня зовут бабушка Федора. Я приглашаю вас на экскурсию в сказочный музей. Давайте вспомним правила поведения в музее:

  • Нельзя шуметь.
  • Нельзя бегать.
  • Если что-то нужно спросить, уточнить - поднять руку.

Дети проходят в музей и видят иллюстрацию сказки: стоит стол, а на нём расставлена посуда, рядом бабушка.

В. Дети, кто скажет, из какой сказки эта картина? Как вы догадались? (Ответы детей.)

Чему учит нас эта сказка? Вы хотели бы быть похожими на главную героиню? Почему? (Ответы детей.) Проходим дальше.

На столе стоит умывальник, фигурка мальчика, разбросаны вещи.

В. Одеяло

Улетела простыня

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

В. Вы узнали, о какой сказке идёт речь? («Мойдодыр».) Как вы догадались? А чему учит нас эта сказка? (Она учит нас тому, чтобы мы всегда с удовольствием мыли руки, умывались, были аккуратными. Это очень важно для нашего здоровья.)

А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.

Добрый доктор… (Айболит)!

Он под деревом… (сидит).

Всех излечит, исцелит

Добрый… (доктор Айболит)!

Из какой сказки эти строчки, вы догадались? («Доктор Айболит».) Давайте вспомним, кого лечил Айболит?

Воспитатель достаёт куклу доктора Айболита (можно использовать кукольный театр).

Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Может быть, вас полечить?

В. Давайте дружно встанем в круг и покажем доктору Айболиту, что мы здоровые и лечить нас не надо.

Физкультминутка.

В. Вот какие мы сильные и здоровые! Нас не надо лечить!

Дети подходят к следующему экспонату. На столе расставлены насекомые.

В. Кто это, ребята? Давайте назовём их. Из какой сказки появились такие интересные герои? («Муха-Цокотуха».) Как вы догадались?

А кто мне скажет, чему учит нас эта сказка? (Храбрости, смелости, умению защищать тех, кто попал в беду.) Вы бы смогли поступить так же, как поступил Комарик? А теперь ответьте, в каких сказках мы с вами побывали? Кто автор всех этих сказок? (Ответы детей.)

В. А я приготовила вам одно задание. Смотрите, как много книг у нас! Давайте из них выберем те, которые написал Корней Чуковский.

Дети самостоятельно выбирают.

В. Вот какие молодцы, всё сделали правильно! А вы знаете, как нужно обращаться с книгой?

Дети напоминают правила обращения с книгой.

Доктор Айболит.

  • Книги нужно брать чистыми руками.
  • Книги нельзя рвать, мять.
  • Нельзя рисовать на книгах.
  • Нельзя загибать углы.

В. Наша экскурсия по музею книг Корнея Чуковского закончилась. А на память о ней я хочу подарить вам книгу.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

воспитатель МБДОУ №3 Конаныхина Л.И.

ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯ К. И. ЧУКОВСКОГО».

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Дать детям представление о личности писателя и его книгах.

2.Вызвать интерес к личности писателя и его книгам.

3.Учить по действиям героя определять мотивы его поступков.

4.Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения.

5.Довести до сознания детей замысел автора.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Чтение произведений К. И. Чуковского.

« Федорино горе».

« Телефон».

« Тараканище».

« Муха Цокотуха»

«Айболит».

« Мойдодыр».

РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ.

МАТЕРИАЛ:

1.Портрет К. И. Чуковского.

2. Выставка книг в книжном уголке, цветные иллюстрации к сказкам Чуковского.

3.Мешок с предметами:

Телефон;

Воздушный шарик;

Мыло;

Блюдце;

Колоша;

Термометр (игрушечный);

ХОД ЗАНЯТИЯ.

(В книжном уголке сделать выставку книг К. И. Чуковского, его портрет).

Обратить внимание детей на выставку.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята! Сейчас я вам расскажу об известном детском писателе, большом друге детей - о Корнее Ивановиче Чуковском.

Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса.

Мать была простой прачкой, но старалась дать своим детям образование.

Детским писателем он стал не сразу. В то время писали для детей многие писатели, но их книги были интересными и скучными.

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А бывало и так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как - нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:

«Однажды, работал в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «МОЙДОДЫР»

Дети поняли и полюбили сказку Корнея Чуковского. Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.

Вспомните произведение К. И. Чуковского, где действующие лица являются вещи?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: («ФЕДОРИНО ГОРЕ»)

Послушайте, как интересно Корней Иванович рассказывает о «живых» вещах в своей сказке «Федорино горе».

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла,

Топору - то, топоры

Так и сыплются с горы

Испугалася коза,

Растопырила глаза

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё читать, и для ребят - школьников начальных классов, и для подростков, и для взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.

Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеётся вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке...

А ну может вы знаете, в какой сказке?

ОТВЕТ: («МОЙДОДЫР»)

Послушайте, я вам зачитаю строки из сказки, кто знает помогайте мне:

«Ах ты гадкий, ах ты грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки,

Убежали от тебя».

А еще у Чуковского есть сказка, в которой главного героя любят все дети и звери, который не боится ни каких трудностей ради спасения зверей, он добрый, отзывчивый.

Догадались, о каком герое я говорю?

Как эта сказка называется?

ОТВЕТ: («АЙБОЛИТ»).

(Дети зачитывают по памяти отрывки)

С ранних лет стихи приносят всем радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без сказок:

«Айболит»,

«Тараканище»,

«Федорино горе»,

«Бармалей»,

«Муха-Цокотуха»,

«Телефон».

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием, и где бы он не находился: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, чтоб не тратить попусту время он сочинял для детей загадки, сказки.

(Дети читают стихи Чуковского).

Нет среди нас К.И. Чуковского. Но книги его живут, и будут жить долго.