). Центральному штабу были подчинены в оперативном отношении республиканские и областные штабы партизанского движения, которые возглавляли секретари или члены ЦК компартий республик, крайкомов и обкомов. Создание штабов партизанского движения с чёткими функциями и улучшение связи с «Большой землёй» придавали партизанскому движению всё более организованный характер, обеспечивали большую согласованность действий партизанских сил и способствовали улучшению их взаимодействия с войсками.

Состав и организация партизанских формирований, несмотря на их разнообразие, имели много сходного. Основной тактической единицей являлся отряд, насчитывавший обычно несколько десятков человек (в основном сотрудников НКВД), а позже - до 200 и более бойцов. В ходе войны многие отряды объединялись в соединения (бригады) численностью от нескольких сот до нескольких тысяч человек. В вооружении преобладало лёгкое оружие (автоматы, ручные пулемёты, винтовки, карабины, гранаты), но многие отряды и соединения располагали миномётами и станковыми пулемётами, а некоторые - артиллерией. Все лица, вступавшие в партизанские формирования, принимали партизанскую присягу; в отрядах устанавливалась строгая воинская дисциплина.

В 1941-1942 смерность, среди заброшенных НКВД в тыл противника групп, составляла 93 %. Например, на Украине с начала войны и до лета 1942 г. НКВД было подготовлено и оставлено для действий в тылу 2 партизанских полка, 1565 партизанских отрядов и групп общей численностью 34,979 человек, а к 10 июня 1942 на связи осталось всего 100 групп. Что показало неэфективность работы больших подразделений, особенно в степной зоне. К концу войны смертность в партизанских отрядах составляла около 10 %.

На формы организации партизанских сил и способы их действий влияли физико-географические условия. Обширные леса, болота, горы являлись основными районами базирования партизанских сил. Здесь возникли партизанские края и зоны, где могли широко применяться различные способы борьбы, в том числе открытые бои с противником. В степных же районах крупные соединения успешно действовали лишь в ходе рейдов. Находившиеся здесь постоянно небольшие отряды и группы обычно избегали открытых столкновений с врагом и наносили ему ущерб главным образом диверсиями.

Важнейшие направления борьбы в тылу врага были сформулированы в приказе Наркома обороны И. В. Сталина от 5 сентября 1942 года «О задачах партизанского движения».

Элементы партизанской войны

Плакат 1941 года

В тактике партизанских действий времён Великой Отечественной можно выделить следующие элементы:

  • Диверсионная деятельность , разрушение инфраструктуры противника в любой форме (рельсовая война , уничтожение линий связи, высоковольтных линий, отравление и уничтожение водопроводов , колодцев и т. п.).
Диверсии занимали значительное место в деятельности партизанских формирований. Они представляли собой весьма эффективный способ дезорганизации вражеского тыла, нанесения потерь и материального ущерба противнику, не вступая с ним в боевое столкновение. Используя специальную диверсионную технику, существенный урон противнику могли наносить небольшие группы партизан и даже одиночки. Всего за годы войны советские партизаны пустили под откос около 18000 составов, из них 15000 в 1943-1944.
  • Разведывательная деятельность, в том числе агентурная.
  • Политическая деятельность и большевистская пропаганда.
Партизанские формирования проводили широкую политическую работу среди населения оккупированных территорий. Вместе с тем, партизанские формирования выполняли в тылу противника и ряд специфических задач по провоцированию карательных операций оккупантов, с целью добиться «поддержки населения».
  • Боевое содействие.
Партизанские формирования оказывали боевое содействие войскам Рабоче-крестьянской Красной армии . С начала наступления РККА они срывали вражеские переброски войск, нарушали их организованный отход и управление. С приближением войск РККА они наносили удары с тыла и содействовали прорыву обороны противника, отражению его контрударов, окружению вражеских группировок, овладению населёнными пунктами, обеспечивали открытые фланги наступающих войск.
  • Уничтожение живой силы противника.
  • Ликвидация коллаборационистов и глав нацистской администрации.
  • Восстановление и сохранение элементов советской власти на оккупированных территориях.
  • Мобилизация боеспособного населения, оставшегося на оккупированной территории, и объединение остатков окруженных воинских частей.

Территория Белоруссии

C самого начала Советское правительство придаёт Белоруссии исключительно важное значение для осуществления и развития партизанской войны. Основными факторами, способствующими этому, являются географическое положение республики, с её лесные дебрями и болотами, и стратегические расположение с Запада от Москвы.

Территория Украины

Следом за Белоруссией, Украина является первой и наиболее пораженной республикой после вторжения в СССР летом - осенью 1941 года. Последствия для Украины и для населения, которые оставались под оккупацией длительное время, были разрушительными. Нацистский режим предпринимает попытки эксплуатировать антисоветские настроения среди украинцев. Несмотря на то, что первоначально некоторая часть украинцев приветствовала немцев, нацистское руководство принимало жёсткие меры к населению: осуществлялась систематическая депортация местного населения в Германию в качестве подневольной рабочей силы и проводилась политика геноцида против евреев . В этих условиях подавляющая часть населения, изменив взгляды, была настроена против нацистов, в связи с чем получило развитие партизанское движение на оккупированных территориях, которое во многих местах однако не было просоветским.

Территория России

В Брянской области советские партизаны контролировали обширные территории в немецком тылу. Летом 1942 года они фактически осуществляли контроль территории свыше 14000 квадратных километров. Была образована Брянская партизанская республика. Основную борьбу в этом районе партизаны вели не с немецкими оккупантами, а с антибольшевистски настроенным населением Локотской республики . Отряды советских партизан с общей численностью более 60000 человек в области возглавлял Алексей Федоров, Александр Сабуров и другие. В Белгородской, Орловской, Курской, Новгородской, Ленинградской, Псковской и Смоленской областях также велась активная партизанская деятельность в период оккупации. В Орловской и Смоленской областях партизанскими отрядами руководил Дмитрий Медведев . В 1943 году, после того как РККА начала освобождение западной части России и северо-востока Украины, многим партизанским отрядам, включая подразделениям, возглавляемым Федоровым, Медведевым и Сабуровым, было приказано продолжить свои операции на территории Центральной и Западной Украины, которые по-прежнему оставались оккупированы нацистами.

Территория Прибалтики

Советские партизаны действовали также и в Прибалтике. В Эстонии - под руководством Николая Каротамма . Отряды и группы, которые действовали в Эстонии, были весьма незначительными. В Латвии партизанские отряды вначале были подчинены командирам российских и белорусских отрядов, а с января 1943 года, непосредственно центру в Москве под руководством Артура Спрогиса. Другой видный командир партизан Вилис Самсон. На счету возглавляемых им отрядов численностью порядка 3000 человек - уничтожение около 130 немецких поездов.

Еврейские партизанские отряды

На территории Советского Союза в подпольных организациях и партизанских отрядах с нацистами боролось свыше пятнадцати тысяч евреев . Еврейские партизанские отряды создавались теми евреями, которые бежали из гетто и лагерей, спасаясь от уничтожения нацистами . Многие из организаторов еврейских отрядов были до этого участниками подпольных организаций в гетто.

Одной из главных целей, которую ставили перед собой евреи-партизаны было спасение остатков еврейского населения. Рядом с партизанскими базами нередко создавались семейные лагеря, в которых находили убежище беглецы из гетто, в том числе женщины, старики и дети. Многие еврейские отряды месяцами сражались, несли большие потери, но в конце концов их уничтожали вместе с соседними семейными лагерями.

Еврейские партизаны не могли в случае необходимости смешаться с окружающим населением и воспользоваться его поддержкой. Еврейские партизаны не могли получить поддержку и от еврейского населения, запертого в гетто.

Некоторые еврейские отряды вошли в состав партизанских соединений. Среди отрядов еврейских партизан, созданных членами подпольных организаций и беглецами из гетто и лагерей Литвы, наиболее успешно воевали отряды выходцев из гетто Вильнюса и Каунаса. Еврейские партизаны под командованием А. Ковнера участвовали в освобождении Вильнюса от нацистской оккупации (июль 1944 г.). Одним из руководителей партизанского движения в Литве был Г. Зиманас (Юргис, 1910–85).

В лесах Белоруссии в рамках общего партизанского движения действовали отдельные еврейские отряды, однако со временем они частично превратились в отряды смешанного национального состава. Известен еврейский партизанский отряд имени Калинина, созданный братьями Бельскими . В лагере Бельских насчитывалось 1,2 тыс. человек, главным образом бежавших из района Новогрудка . Группа беглецов из минского гетто во главе с Ш. Зориным (1902–74) создала еще один семейный лагерь (отряд № 106), насчитывавший около 800 евреев. В районе Деречина был образован отряд под командованием доктора И. Атласа, в районе Слонима - отряд «Щорс 51»; в районе Копыля евреи, бежавшие из гетто Несвижа и двух других гетто, создали отряд «Жуков», евреи из района Дятлово - отряд под командованием Ц. Каплинского (1910–42). Борцы гетто Белостока и подпольщики из прилегающих к нему городов и местечек создали еврейский партизанский отряд «Кадима» и еще несколько небольших партизанских групп.

На Западной Украине во время массового истребления еврейского населения летом 1942 г. образовались многочисленные вооруженные группы еврейской молодежи, скрывавшиеся в лесах и в горах Волыни. 35–40 таких групп (около одной тысячи бойцов) самостоятельно сражались с оккупантами, пока не присоединились к советскому партизанскому движению в конце 1942 г. М. Гильденман («дядя Миша», умер в 1958 г.) образовал еврейский отряд в партизанском соединении А. Сабурова; в соединение С. Ковпака вступили еврейские группы «Софиевка» и «Колки»; несколько еврейских отрядов влились в партизанские соединения В. Бегмы. Всего в партизанском движении на Волыни участвовало около 1,9 тыс. евреев.

Известно, что еврейские партизанские группы действовали в районах городов Тарнополь , Борщев , Чортков , Скалат , Болехов , Тлумач и других. В партизанском соединении С. Ковпака во время его рейда в Карпаты (конец лета 1943 г.) был создан еврейский отряд, которым командовали евреи из групп «Софиевка» и «Колки».

Отношения с гражданским населением

Гражданское население и партизаны нередко оказывали помощь друг другу . Отношение местного населения к советским партизанам в разных регионах было одним из главных факторов успеха партизан.

Однако в ряде случаев партизаны применяли насилие к местному населению.

В ходе работы над книгой-документом «Я з вогненнай вёскі…» белорусские писатели и публицисты Алесь Адамович , Янка Брыль и Владимир Колесник во время опроса получили свидетельские показания у Веры Петровны Слободы, учительницы из д. Дубровы недалеко от поселка Освея Витебской области о карательной акции партизанского отряда под командованием Калайджана Ваграма Погосовича , в ходе которой были убиты мирные граждане, не пожелавшие уходить из деревни перед приходом немецких войск. Восемьдесят человек было убито, деревня сожжена.

14 апреля 1943 партизаны напали на деревню Дражно Стародорожского района Белоруссии. Деревня была сожжена почти полностью, большая часть жителей убита. . По другим данным в Дражно размещался крупный немецкий гарнизон, который был уничтожен в ходе партизанской операции .

8 мая 1943 г партизаны напали на опорный пункт города Налибоки, в 120 км от Минска. Они убили 127 гражданских лиц, включая детей, сожгли здания и угнали почти 100 коров и 70 лошадей.

Богдан Музиал в немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung , утверждал, что по сообщению «одного высокопоставленного офицера Красной Армии», сделанному в июне 1943 г, неподалёку от Минска, мирное население терроризировал партизанский отряд Бати. В частности, 11 апреля 1943 г они

"расстреляли ни в чём не повинные семьи партизан в селе Сокочи: женщину с 12-летним сыном, второй сын-партизан которой погиб ранее, а также жену одного партизана и её двух детей - двух и пяти лет".

Кроме того, по заявлению Музиала, партизаны отряда Фрунзе, действовавшего севернее Минска, провели карательную операцию, в ходе которой расстреляли 57 человек, включая младенцев.

Лжепартизаны

Бывали случаи, когда гитлеровцы с целью дискредитации партизанского движения создавали карательные отряды (как правило из русских коллаборационистов), которые выдавали себя за советских партизан и совершали убийства мирного населения.

В июне 1943 г. Пономаренко приказал прекратить переговоры партизан с АК и незаметно ликвидировать руководителей АК или передать их немцам. Он приказал: «В выборе средств можете не стесняться. Операцию нужно провести широко и гладко».

В декабре 1943 года и феврале 1944 года капитан Адольф Пильх (псевдоним «Гура»), командир одного из отрядов АК, встретился в Столбцах с офицерами СД и вермахта просил об оказании срочной помощи. Ему было выделено 18 тыс. единиц боеприпасов, продовольствие и обмундирование. В сентябре 1943 г. - августе 1944 г. отряд «Гуры» не провел ни одного боя с немцами, тогда как с белорусскими партизанами - 32 боя. Его примеру последовал Анджей Куцнер («Малый»), пока по приказу штаба округа АК его не перебросили в Ошмянский район. В феврале 1944 г. оберштурмбанфюрер СС Штраух сообщал в своем рапорте: «Содружество с белопольскими бандитами продолжается. Отряд в 300 чел. в Ракове и Ивенце оказался очень полезен. Переговоры с бандой Рагнера (Стефана Зайончковского) в одну тысячу человек закончены. Банда Рагнера усмиряет территорию между Неманом и железной дорогой Волковыск-Молодечно, между Мостами и Ивье. Установлена связь с другими польскими бандами».

С оккупантами сотрудничал и командир Наднеманского соединения Лидского округа АК поручик Юзев Свида (Вилейская область). Летом 1944 г. в Щучинском районе польские легионеры получили под свой контроль местечки Желудок и Василишки , где они заменили немецкие гарнизоны. Для нужд борьбы с партизанами немцами им были предоставлены 4 автомобиля и 300 тыс. патронов.

Отдельные подразделения АК проявляли большую жестокость к мирному населению, которое подозревали в симпатиях к партизанам. Легионеры сжигали их дома, угоняли скот, грабили и убивали семьи партизан. В январе 1944 г. они расстреляли жену и ребенка партизана Н. Филиповича, убили и сожгли останки шести членов семьи Д.Величко в Ивенецком районе.

В 1943 году в Ивенецком районе отряд подхорунжего 27-го уланского полка Столбцовского соединения АК Здислава Нуркевича (псевдоним «Ночь»), который насчитывал 250 чел., терроризировал мирных жителей и нападал на партизан. Были убиты командир партизанского отряда им. Фрунзе И.Г. Иванов, начальник особого отдела П.Н. Губа, несколько бойцов и комиссар отряда им. Фурманова П.П. Данилин, три партизана бригады им. Жукова и др. В ноябре 1943 г. жертвами конфликта между советскими партизанами и уланами Нуркевича стали 10 партизан-евреев из отряда Шолома Зорина. В ночь на 18 ноября они заготавливали продукты для партизан в деревне Совковщизна Ивенецкого района. Один из крестьян пожаловался Нуркевичу, что «жиды грабят». Бойцы АК окружили партизан и открыли огонь, после чего увели 6 лошадей и 4 повозки партизан. Партизан, которые пытались вернуть имущество крестьянам, разоружили и после издевательств растреляли. В ответ 1 декабря 1943 г. партизаны разоружили отряд Нуркевича. Советские отряды приняли решение разоружить отряд «Кмицица» (400 чел.) и отомстить за Зорина.

В 1943 году в районе Налибокской пущи против партизан действовал отряд АК. При ночных проверках хуторов партизанами выянилось, что часто поляки-мужчины отсутствовали. Командир партизанской бригады Фрол Зайцев заявил, что если при повторной проверке мужчины-поляки будут находится вне своих семей, то партизаны расценят это, как попытку сопротивления. Угроза не помогла и хутора вблизи деревень Николаево, Малая и Большая Чапунь Ивенецкого района были сожжены партизанами.

В Виленской области в 1943 г. в столкновениях с АК партизаны потеряли 150 чел. убитыми и ранеными, а 100 чел. пропали без вести.

В телеграмме от 4 июля 1944 г. из Лондона указывалось, что по мере приближения фронта командиры АК обязаны предлагать военное сотрудничество советской стороне. Летом 1944 г. отряды АК начали партизан просить о перемирии, сообщали о готовности повернуть оружие против немцев. Однако партизаны им не верили и рассматривали это как военную хитрость. Тем не менее, эти предложения звучали все настойчивее. 27 июня командир партизанского отряда "Искра" в Барановичской области докладывал командованию своей бригады, что получил обращение АК из Новогрудка, в котором, в частности, говорилось, что поляки всегда хотели находиться в дружбе с "кровным и большим славянским народом", что "взаимно пролитая кровь указывает нам дорогу к взаимной договоренности". В Лидском районе предложение о военном союзе было передано командованию бригады им. Кирова, в Белостокской области-секретарю подпольного обкома КП(б)Б Самутину.

Первая встерча состоялась 1-3 сентября, 1942 года на хуторе с.Старая Гута Людвиопольского района. Из отряда полковника НКВД Д. Н. Медведева , на встрече прибыли 5 офицеров, во главе с полковником Лукиным и капитаном Брежневым, которых охраняли 15 автоматчиков. С другой стороны также прибыли 5 человек: Бульба-Боровец, Щербатюк, Баранивский, Рыбачок и Пилипчук.

Полковник Лукин передал приветствие от советского правительства и в часности правительства УССР. Одобрительно высказался об уже ставших широкоизвестных действиях "УПА"-Бульбы против Гитлера, подчеркнул, что действия могли бы быть более эффективными, если бы были скоординированы с генштабом СССР. Конкретно было предложено:

  • Амнистия всем участникам украинских формирований Т.Бульбы-Боровца.
  • Прекратить взаимные столкновения.
  • Скоординировать военные действия со Ставкой в Москве.
  • Политические вопросы решать в дальнейших переговорах.
  • Предпринять общее вооруженное восстание против немцев в тылу. Для начала провести ряд акций против немецких высших чинов с целью их уничтожения, в часности организовать убийство Коха, что было бы сигналом к общему восстанию.

Бульба-Боровец и его делегация обещала рассмотреть предложения и вскоре дать ответ. Полковник Лукин встречей остался доволен. Однако с самого начала обе стороны понимали, что переговоры имели мало шансов на успех в силу сложности затрагиваемых вопросов и особенно политических противоречий, т.к. как и ОУН, Бульба-Боровец стоял на позициях полной независимости Украины, что для Москвы было категорически непреемлемо.

Эгейская культура – это историческое сообщество культур народов, населявших с начала третьего тысячелетия до нашей эры берега Эгейского моря: Балканы, полуостров Малая Азия, а также прилегающие острова – Киклады и самый большой остров в Эгейском море – Крит. Великая цивилизация, процветавшая в этих местах, погибла в середине-конце второго тысячелетия до нашей эры, то есть когда греческая цивилизация еще только зарождалась. Величайшие города Эгейского мира – Тиринф, Микены, Кнос, Фест, наконец, легендарная Троя столько раз упоминаются в греческих мифах и преданиях, что кажется любой европеец, получивший классическое образование, знает о них все или почти все, но на самом деле вплоть до семидесятых годов прошлого века европейцы не знали, где точно находились эти города, и считали, что мифы – это прекрасные поучительные сказки с занимательными интригами и глубоким философским смыслом, неисчерпаемый кладезь сюжетов для всех видов искусства на все века.

Только в 70-х годах девятнадцатого века удивительный человек, абсолютный дилетант в археологии, но свято веривший, что Гомер описал реально происходившие события, немец Генрих Шлиман, предприняв отчаянную попытку найти Гомеровскую Трою, доказал, что Троя существовала. В Турции, на холме Гисарлык, руководствуясь только описаниями Гомера и других античных авторов, он нашел руины легендарного города, погибшего в результате пожара. Это была она, Троя, где в войне из-за прекрасной Елены полегло столько греческих и троянских героев. Открытие это стало настоящей сенсацией, вызвавшей бурный восторг среди любителей древности и шквал негодования среди профессиональных археологов. Воодушевленный успехом, Шлиман отправился в Грецию в поисках не менее легендарных городов – Тиринфа и Микен, где, по словам Гомера, похоронены греческие военные вожди, сражавшиеся в первых рядах во время Троянской войны. Микены были городом, где правил царь Агамемнон, возглавивший поход греков против троянцев. Греческий путешественник Павсаний во втором веке до нашей эры описывал Микены так: "До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы... Тут были подземные сооружения Атрея и его сыновей, где хранились их сокровища и богатства. Тут могила Атрея, а также могилы тех, которые вместе с Агамемноном вернулись из Илиона и которых Эгисф, возлюбленный жены Агамемнона, Клитемнестры, убил на пиру".

Гробница Атрея,
XIV столетие до н.э.
Греция, Микены


Крепость в Микенах,
строители неизвестны
XIV-XIII века до н.э., Греция


Настенные росписи дворца-лабиринта, начало II тысячелетия до н.э., Кносс, Крит

Именно эти слова Павсания и были главным руководством Шлимана. Он раскопал купольные гробницы со множеством золотых предметов, гробницу Атрея, гробницу Агамемнона со знаменитой золотой погребальной маской, гробницы Эгисфа и Клитемнестры. Микенские гробницы довольно любопытные сооружения. Это так называемые толосовые гробницы, круглые по форме, перекрытые ложным сводом. Иногда их еще называют купольными гробницами. Снаружи они засыпаны земляной насыпью, а внутри перекрыты подобием купола или свода, который получается потому, что каждый последний слой каменной кладки чуть-чуть выступает за пределы предыдущего и таким образом концентрические кольца кладки смыкаются на вершине. В гробнице Агамемнона было 33 таких кольца. Были в Микенах и могилы, высеченные в скале. Шлиман был уверен, что в пяти из таких могил, где было найдено много золотых сосудов, масок, бронзового оружия и прочих сокровищ, и были похоронены спутники Агамемнона, убитые на пиру Эгисфом. Некоторые ученые, правда, считают, что захоронения, открытые Шлиманом, относятся к более раннему периоду, чем Троянская война.

Помимо гробниц, Шлиман открыл и город – Микены. Это был настоящий город-крепость. На скалистом холме, на высоте 280 метров над уровнем моря в тринадцатом веке до нашей эры греками-ахейцами была возведена неприступная крепость площадью 30 000 квадратных метров. С севера она была защищена горой, со всех сторон окружена мощной каменной стеной, периметр которой 900 метров. Толщина стен достигала от 5 до 8 метров, а высота – более 8 метров. Возможно, что в древности каменная часть стены была еще выше надстроена из сырцового кирпича, но от него, даже если он и был, не осталось и следа. Но больше всего в этой стене поражает не высота или толщина, а каменные блоки, из которых она построена. Трудно поверить, что люди могли сдвинуть с места эти огромные камни. Кажется, что не люди, а циклопы ворочали эти глыбы. Не случайно такая кладка из огромных необработанных камней называется циклопической. Попадаются, правда, иногда и обработанные прямоугольные блоки, но и они поражают своими размерами, достойными одноглазых циклопов. Главный вход в крепость был через Львиные ворота. Проем ворот – это квадрат со стороной 3,1 метра. В свое время он закрывался мощными деревянными створками, но сейчас без них ворота выглядят, быть может, даже внушительней. Два огромных вертикальных камня перекрыты громадным блоком, сверху немного скругленным, а над ним, в кладке стены, оставлен треугольник, заполненный каменной плитой с высоким рельефом, на котором два могучих льва, поставив передние лапы на ступени, фланкируют колонну. В крепости был еще и другой вход, потайной, которым могли пользоваться защитники в случае осады, для диверсионных вылазок и пополнения запасов пищи и воды. Все население города могло укрыться за неприступными стенами крепости. Там был и дворец, от которого, правда, мало что сохранилось.


Крепость в Тиринфе,
XIV-XIII века до нашей эры

Другим городом-крепостью, построенным еще раньше Микен и открытым Шлиманом, был Тиринф. Здесь уже Шлиман проводил раскопки более профессионально, так как с ним вместе работал Дерпфельд, архитектор, прошедший хорошую школу, участвуя в археологической экспедиции Берлинских музеев в Греции. Страбон рассказывает, что Тиринф построили для царя Пройта великаны – одноглазые циклопы, привезенные им из Ликии. Стены Тиринфа тоже выложены циклопической кладкой из огромных камней весом до 12 тонн. Камни выложены безо всякого раствора, но между ними пустоты засыпаны мелкими камнями. Два панциря стен заполнены внутри землей и бутом. В результате толщина стен Тиринфа колеблется от 4,5 до 17 метров. Местами в стене устроены казематы и именно там она самая толстая. Высота этой каменной стены – 7,5 метра, но раньше она была еще выше за счет надстройки из сырцового кирпича. Площадь этой крепости - до 20 000 квадратных метров, и все горожане могли укрыться здесь от неприятеля. Главный вход в крепость был в восточной части стены. От него вел узкий коридор, попав в который, неприятель встречал град стрел, льющуюся смолу и летевшие в него камни. Только миновав этот коридор, можно было оказаться на территории нижнего и среднего города. А для того чтобы во время осады крепость снабжать водой, на западе был сделан потайной вход, от которого специальный проход, перекрытый ложным сводом, вел к подземному источнику. Крепости Тиринф и Микены по праву считались неприступными. Древние греки застали эти твердыни, построенные их предками, во всей красе, но время не пощадило их.
Одним из центров Эгейской культуры, который завоевавшие его греки застали уже в руинах, был остров Крит и, конечно, знаменитый Кносский дворец-лабиринт.

Дворец-лабиринт или так называемый дворец Минотавра, зодчий Дедал (предположительно по легенде), начало II тысячелетия до нашей эры, Кносс, Крит

Мифы и легенды приносят из глубины веков образы прекрасных и смелых сооружений. В своих золотых чертогах пируют на Олимпе бессмертные боги, в пучине моря стоит дивный дворец Посейдона. Как оказалось, многие легенды воссоздают вполне реальные сооружения, хотя некоторые из них до сих пор остаются архитектурной загадкой. Величайшим архитектором и изобретателем древности был Дедал. Ему приписывают множество необыкновенных изобретений: топор, бурав, клей, роботы, планеры и т.д. Он высекал из белого мрамора такие дивные статуи, что казалось, будто они смотрят и двигаются. И был у него племянник и ученик Тал, который с ранней юности всех поражал своим талантом и изобретательностью. Гениальный Дедал видел в нем соперника и однажды столкнул юношу со скалы. Ареопаг приговорил Дедала за это преступление к смерти, но тому удалось бежать на остров Крит к царю Миносу. На этом острове Дедал построил царю дворец, но Минос не разрешил ему покинуть остров, чтобы он нигде в другом месте не построил подобного чуда. Дедал сделал себе и сыну Икару крылья из птичьих перьев, скрепил их воском, и они улетели. Икар не послушал отца, поднялся слишком близко к солнцу – воск растаял, и Икар упал в море. А Дедал благополучно приземлился в Сицилии.
Миф рассказывает, что в этом лабиринте царь Минос скрывал тайну своей неверной жены Пасифаи, которая, воспылав страстью к священному белому быку, родила чудовище Минотавра – получеловека-полубыка. Дедал выстроил Лабиринт с такими запутанными ходами, что никто не мог найти из него выход. Каждые семь лет афиняне должны были присылать в жертву Минотавру семь юношей и семь девушек. Так было уже дважды, но в третий раз Тесей, сын Эгея, вызвался добровольно отправиться в Лабиринт, чтобы сразиться с чудовищем. Он победил Минотавра, а дорогу назад нашел благодаря прикрепленной у входа нити, которую дала ему Ариадна, дочь Миноса.


Дворец на Крите

Так рассказывает древний греческий миф. Но был ли Лабиринт на самом деле? Многие исследователи считают его тоже чудом света, хотя в те времена, когда греки начали писать свою историю, Лабиринт уже давно перестал существовать. Тогда каким же было это сооружение, если память о нем жива, а никаких исторических документов нет?
Сегодня мы знаем об этом благодаря английскому археологу А. Эвансу, прибывшему сюда в поисках загадочного иероглифического письма, которое он увидел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты или с Крита. Эванс думал здесь задержаться на неделю, но во время прогулки по городу Гераклиону его внимание привлек холм Кефал, который показался ему сугробом над старым городом.

И Эванс начал раскопки. Он вел их почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, но равный по площади целому городу – Кносский лабиринт. Это целые комплексы построек, которые группируются вокруг большого внутреннего двора. Расположены они причудливо на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из. которых уходят глубоко под землю. Одни помещения дворца освещались ярче, другие были погружены в полумрак, неравномерность освещения создавала эффект особой таинственности.
Вместе с Лабиринтом Эванс открыл великую древнюю культуру, ставшую, вероятнее всего, жертвой природных сил, – возможно, извержения вулкана на острове Санторин. В ученом мире принято считать, что критская (или минойская) цивилизация была преимущественно цивилизацией дворцов, поскольку именно дворцы были теми центрами, без которых специфическая социальная система Крита просто не могла бы существовать. Как считают многие историки и археологи, первые дворцы на территории острова появились на рубеже III–II тысячелетий до нашей эры. Именно в это время сложилась принципиальная схема дворцовых ансамблей, основные части которых группировались вокруг большого внутреннего двора, вытянутого с севера на юг. Постройка дворцов и начиналась с разбивки центрального двора, а уж потом вокруг четырех его стен вырастали другие дворцовые постройки.
План дворцового ансамбля впервые, вероятнее всего, сложился в Кноссе, где и был создан самый большой и самый сложный из всех известных науке комплексов подобного рода. Дворец рос изнутри, не вписываясь в рамки заранее заданного контура. План Кносского дворца сразу наводит на мысль о лабиринте, настолько он сложен и запутан. Кносский дворец-лабиринт со всех сторон совершенно разный, нет главного фасада и торжественного входа. Используя рельеф местности, архитектор расположил разные части здания па разных уровнях, то есть часть дворца получилась двух-, часть – трех-, а часть – четырехэтажной. Общая площадь Кносского дворца – 10 000 квадратных метров.

Комплексы построек, причудливо расположенные на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из которых уходят глубоко под землю. Одни помещения дворца освещались ярче, другие были погружены в полумрак, поэтому неравномерность освещения создавала эффект особой таинственности.
Дворец царя Миноса многократно перестраивался и расширялся. Поздний дворец был длиной 150 и шириной 100 метров. С западной и с восточной стороны от центрального двора располагались крылья дворца с лестницами, достигавшими высоты четырехэтажного дома, световыми колодцами, внутренними двориками, коридорами, залами и жилыми комнатами.
Во дворце было множество переходов, потайных ходов, лестниц, коридоров, наземных и подземных сооружений. Кажущийся беспорядок в расположении помещений ученые объясняют сооружением новых дворцов над фундаментами прежних, которые были разрушены землетрясениями, а также пожаром 1380 года до нашей эры. Свежий воздух и солнечные лучи проникали во все помещения через специальные окна верхнего света, отверстия в сводах и двери.
В «тронном» зале Кносского дворца на стенах изображены грифоны – мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. Они окружены цветущими лилиями и совсем не кажутся страшными, скорее они похожи на беспечных обитателей райского сада, на ручных декоративных существ. У них длинная лебединая шея, львиный хвост поднят кверху и оканчивается завитком. С таким грифоном можно играть и резвиться на лугу.

Сказания о чудовищном быке возникли, видимо, не случайно. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, которые хорошо сохранились. На них, а также на каменных и золотых сосудах, постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом, с которым не то играют, не то сражаются критские тореадоры. Культ быка был распространен на острове, но трудно сказать, какая там была религия. Среди критских (а также микенских) построек не обнаружено ничего, хотя бы отдаленно напоминающего храм. Вполне вероятно, что на Крите не было такой строгой, все себе подчиняющей религии, как в Древнем Египте. Здесь чувствуется совсем иное отношение к миру, не скованное никакими канонами. Среди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения двустороннего топорика. Это символический знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Такие же топорики были найдены среди сталактитов и сталагмитов в одной из пещер, где, по преданию, родился Зевс. Двойная секира с острием по-гречески называется «лабрис». Ученые предполагают, что именно отсюда происходит слово «лабиринт», которым первоначально называли «дом двойного топора» – дворец царя Миноса.
Жители Крита оставили после себя и письменные памятники. Но каково происхождение критской культуры? К какой семье народов относились критяне? Пока удалось прочитать только вторую, более молодую письменность («линейное письмо Б»). Это случилось в 1952 году, и самое удивительное, что сделал это открытие (после напрасных стараний многих выдающихся ученых) 30-летний английский архитектор Майкл Вентрис, который занимался дешифровкой критского письма как любитель.

Но до сих пор не удалось никому прочитать ни одного знака из более раннего критского письма («линейного письма А»). Не расшифрованы и еще более древние критские иероглифы, с ними не могут справиться даже компьютеры. Ученые ничего определенного не могут сказать и о том, на какой основе выросла культура древнего Крита, его искусство и изумительная архитектура, его политическое устройство, жизнерадостное мировоззрение, его религия, которая не знала храмов.

Междуречье
Египет
Крит
Этрурия
Эллада
Рим
Византия
Каролинги
Древняя Русь

Раскопки

Первые центры культуры открыты раскопками в (), на (с ). С XIX в. исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, большие города типа Полиохны на о. с каменною стеной висотой 5 м, Филакопы на о. Милос; царские резиденции - , дворцы Крита ( , Маллия, Фест), акрополь в Микенах.

История

Города

Города , укрепленные стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3 000 - 2 000 гг. до н. э.; укрепленные поселения в материковой Греции - в конце 2 300 - 2 000 гг. до н. э.; на Крите крепости не обнаружены.

Классификация культуры

Виделяется несколько локальных археологических культур (цивилизаций) (солунийская культура, македонская культура, западноанатолийская культура, элладская культура, ), которые входят в Эгейскую культуру .

Хронологически эти культуры принято делить на три основных периода - ранний, средний и поздний, а каждый период - на 3 субпериода (І, ІІ, ІІІ): например, раннеминойский І, среднесолунский ІІІ и так далее.

Развитие культуры

Развитие Эгейской культуры проходило неравномерно, её центры переживали эпохи падений и расцвета в разное время.

Процесс формирования Эгейской культуры был сложным и длительным:

  • культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного ,
  • на островах восточной части Эгейского моря большое влияние имела культура ;
  • западно-анатолийское влияние было сильным и на других островах.

Средний бронзовый век (2 000 - 1 500 гг. до н. э.) - период наибольшей консолидации Эгейской культуры , о чём свидетельствует определенное единство материальной культуры: , металлических изделий и др.

Около 1 600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племен (возможно, ), воины которых использовали боевые , положило начало возникновению небольших государств микенского периода около других центров - , .

Около 1 470 до н. э. некоторые центры Эгейской культуры (особенно ) пострадали от извержения вулкана . На Крите появилось ахейское (микенское) население , которое принесло новую культуру и Б.

С 1220 г. до н. э. Эгейская культура переживает глубокий внутренний кризис, что сопровождается вторжением и " ", что приводит Эгейскую культуру к гибели.

Искусство Эгейской культуры

Эгейское искусство характеризуется переходом основной роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другому, добавлением местных стилев, взаимосвязями с искусством Древнего , . В сравнении с художественными культурами Древнего Востока Эгейское искусство отличается больше светским характером.

Кикладское искусство

Среди памятников 3000-2000 гг. до н. э. выделяется похоронная пластика , "кикладские идолы", - мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованих, лаконичных, монументальных форм с четко выраженною архитектоникою ("скрипкоподобные" фигуры, обнаженные женские статуэтки).

Критское искусство

Приблизительно с 2300-2200 гг. до н. э. основным центром художественной культуры стал (расцвет в 2000-1500 гг. до н. э.). Искусство Крита расширило влияние на Киклады и материковую Грецию. Наивысшие достижения критских зодчих - дворцы (открытые в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание больших горизонтальных площадей (дворы) и комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект красочного перетекания пространства, эмоционально богатий, насыщенный бесконечным многообразием впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, которая расширяется кверху. В образотворческом и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (2000-1700 гг. до н. э., достигший совершенства в росписи ваз камарес ) сменяется в 1700-1500 гг. до н. э. больше конкретною и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилищ (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из с деревянными связками) складывается тип прямоугольного с портиком дома - мегарона, прообраз древнегреческого "храма в антах". Лучше других раскопанный дворец в . Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толоси с ошибочным сводом и дромосом ("гробница Атрея" около Микен, 1400-1200 гг. до н. э.). Образотворческое и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытывало влияние от сильного искусства, особенно в 1700-1500 гг. до н. э. (изделия из золота и серебра из "шахтовых гробниц" в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стеллах "шахтовых гробниц", похоронные маски, некоторая посуда ("кубок Нестора") из захоронений). Искусство 1500-1200 гг. до н. э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в , ; вазопись, скульптура), но склоняется к стойким симметричным формам и обобщениям (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа Лвиных ворот в Микенах).

также Крито-микенская культура – общее название цивилизаций бронзового века в 3000-1000 годах до н. н.э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (прежде Анатолия).
Раскопки
Первые центры открыты раскопками немецкого предпринимателя и археолога Генриха Шлимана в Микенах 1876 и британского археолога Артура Эванса на Крите с 1899 года. С 19 века исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселений, крупных города типа Полиохни на острове Лемнос с каменными стеной высотой 5 м, Филакопи на острове Милос, царские резиденции – Троя, дворцы Крита (Кносс, Маллия, Фест), акрополь в Микенах.
Города этой эпохи обычно были укреплены стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3000-2000 гг. э Укрепленная поселения в материковой Греции – в конце 2300-2000 гг до до н. н.э., на Крите крепости неизвестны.
Разделение культуры
Выделяется несколько локальных археологических культур, обобщены объединяют в понятие Эгейской цивилизации:

Солунские культура
македонская культура
западноанатолийская цивилизация
элладская цивилизация
Кикладская цивилизация
минойская цивилизация

Хронологически эти культуры принято делить на три основных периода: ранний, средний и поздний, а каждый период – на 3 субпериода (I, II, III): например, ранньоминойский И середньосолунський III и т.д.
Развитие городов
Пример линейного письма Б Развитие эгейской культуры проходило неравномерно, ее центры переживали эпохи упадка и расцвета в разное время. Процесс формирования эгейской цивилизации был сложным и длительным:

Культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита,
на островах восточной части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои;
западноанатолийская влияние было сильным и на других островах.

Около 2300 до н. э Пелопоннес и северо-западная Анатолия подверглись вражескому нашествию, о чем свидетельствуют следы пожаров и разрушения в поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индоевропейского происхождения) до 2000-1800 гг. э изменилась материальная культура материковой Греции, Трои и некоторых островов. На Крите, не затронутом нашествием, продолжала развиваться минойская культура.
В начале в 2000-1800 гг. э появилась иероглифическая письменность, с 1600 до н. н.э. – линейное письмо А. Середина бронзового века (2000-1500 гг до н.э.) – период наибольшей консолидации эгейской цивилизации, о чем свидетельствует определенное единство материальной культуры: керамики, металлических изделий и прочего.
Около 1600 до н. э вторжение в материковую Грецию новых племен (возможно, ахейцев), воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств микенского периода вокруг других центров – Микен, Тиринфа, Орхомена. Около 1470 до н. э некоторые центры эгейской культуры (особенно на острове Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское) населения, что принесло новую культуру и линейное письмо Б. С 1220 г. до н. е эгейская культура переживает глубокий внутренний кризис, сопровождающийся нашествием дорийцев и «народов моря» и приводит цивилизацию к гибели.
Искусство Эгейской культуры
Эгейское искусство характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другому, добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. По сравнению с художественными культурами Древнего Востока Эгейское искусство отличается более светским характером.
Кикладская искусство
Среди памятников 3000-2000 гг. э выделяется погребальная пластика Киклад, «кикладские идолы» – мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризируемый, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой («скрипкоподибни» фигуры, обнаженные женские статуэтки).
Критское искусство
Примерно с 2300 – 2200 лет до н. э ведущим центром художественной культуры стал Крит (расцвет в 2000 – 1500 годах до н.э.). Искусство Крита распространило влияние на Киклады и материковую Грецию. Наивысшие достижения критских зодчих – дворцы (открытые в Кносе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание больших горизонтальных плоскостей (дворы) и комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художественный образ.
На Крите был создан своеобразный тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (2000 – 1700 лет до н.э., достигший совершенства в вазописи камарес) изменяется в 1700 – 1500 годах до н. е. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением морских существ, выполнения мелкой пластики, торевтики, глиптики). До 1400 года до н. (приблизительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески «тронного зала» и раскрашенный рельеф из стукко «царь-жрец» из дворца в Кносе, вазопись «дворцового стиля»).
Ахейское искусство
1700-1200 гг. н.э. – период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами циклопической кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в двух уровнях – нижний город, или агора, (место убежища населения окраин) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилья (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из сырцового кирпича с деревянными связями) складывается тип прямоугольного с портиком здания – мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах».
Лучше других раскопан дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с ложным сводом и дромосом («гробница Атрея» около Микен, 1400-1200 гг до н.э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства, особенно в 1700-1500 гг. э (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах «шахтовых гробниц», погребальные маски, некоторые сосуды («кубок Нестора») из погребений). Искусство 1500-1200 гг. н.э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с фигур 2 львов рельефа Львиных ворот в Микенах).


Эгейская культура

Термин «Эгейская культура» охватывает самый ранний этап развития культуры Греции, некоторые исследователи соотносят эту историческую и культурную эпоху с археологической эпохой бронзы в Средиземноморье. Эгейская культура охватывает не только большой хронологический период, но и фактически самостоятельные культуры и культурные центры (Крит, Микены и пр.)

В районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: критская (древнейшая, центр - на Крите, 3000 - 1200 гг. до н.э.), кикладская (острова), элладская (собственно Греция).

На рубеже 3 - 2 тыс. до н.э. предки греков двигались из-за Дуная, вторглись на Балканский п-ов. В это время территория материка, примыкавшая к Средиземному морю (побережье) была заселена группами, которые современные исследователи не относят ни к индоевропейской, ни к семитской семьям. В более поздний период, во время расцвета Древнегреческой цивилизации греки считали себя автохтонным населением, хотя у них и сохранились представления о древней легендарной прародине и о древнем догреческом народе (карийцы, лелеги или пеласги), который первоначально заселял Элладу. В египетских документах население Крита именуется “кефти ”.

Первыми исследователями, которые получили неоспоримые свидетельства о культуре догреческого населения, были археологи А.Эванс (анг., 1851 - 1941, раскопки на Крите, большой и малый дворцы в Кноссе) и до него Г.Шлиманн (1822 - 1890, раскопки в Малой Азии Трои, Микен, Тиринфа).

Кристкая (минойская) культура

Выделяют три периода:

Раннеминойский (3000 - 2300\2100 гг.до н.э.),

Среднеминойский (2300\2100 - 1600 гг.до н.э.),

Позднеминойский (1600 - 1200 гг.до н.э.).

Периоды распадаются на подпериоды, хронология критской культуры соответствует и развитию двух других культурных общностей - кикладской и элладской.

1 период характеризуется расцветом культуры и гегемонией Крита на Эгейском море (рубеж 3 - 2 тыс. до н. э.), когда предки греков (протоэллины) вторглись на Балканский п-ов и заложили основы раннеэлладской культуры. Развивались восточная и южная части острова. Во дворцах появились первые росписи, изображения человеческих фигур.

2 период - “эпоха первых дворцов”. Центры развития - Кносс, Фест и Маллия.

Дворцы - многокамерные, монументальные, постоянно перестраивавшиеся, с колоннами, колоннадами и фресками (характерные отличия от кикладской и элладской цивилизаций). Активное строительство монументальных дворцов. Они характеризуются отсутствием оборонительных сооружений, что свидетельствует об относительной стабильности и безопасности развития культуры. В это время Крит обладал сильным флотом и фактически утвердил свое господство на море. Флот позволял развернуть и оживленную торговую деятельность. Крит экспортировал вино, оливковое масло, изделия ремесла (ткани, посуда, оружие). Торговля способствовала притоку товаров извне. Из Египта привозили цветное стекло и фаянс, с Кипрат - медь, из Сирии - коней, из Ливии - пахучий сильфий, слоновую кость и драгоценные металлы. Расцвет фресковой живописи - 17 в. до н.э. - эпоха “вторых дворцов”. Период завершился в сер. 18 в. до н.э. - разрушенные дворцы.

Спустя 50 лет - новый расцвет - 3 период - длился до 1400 г до н. э., когда о-в был окончательно завоеван ахейцами. Новый расцвет на протяжении этого периода. В 1750 г. были построены новые дворцы в Кноссе и Фесте, на месте разрушенных: “царская вилла” в Агиа Триада, дома вельмож в Тилисе. В Кносском дворце расположились царские архивы. Дворцы строились с величественными лестницами, колоннадами кипарисового дерева, фресками и гипсовыми рельефами на стенах. В 16 в. до н.э. дворец в Кноссе подвергся перестройке. В архитектуре появились новые отличительные черты: открытость просторных помещений наряду с элементами, общими и для дворцов Передней Азии (восточная пышность), повторяемость элементов, центральный двор в центре, окруженный большим количеством залов, которые в свою очередь соединены между собой коридорами.

Критский дворец был построен хаотично, в основу его планировки легли условия комфорта и выгоды, удобства проживающих, учтены особенности местного климата. Дворец состоит из отдельных, соединенных между собой сооружений. Свет в помещения проникал из центрального двора либо делались специальные отверстия в перекрытиях (тронный зал), сооружались окна верхнего света. Новым было сооружение световых двориков. Монументальные лестницы служили, по оценкам ученых не только для коммуникаций, но и в качестве трибун для зрителей во время игр и других зрелищ.

Религия и религиозные верования населения древнего Крита

Изображения женских божеств и женщин, совершающих магические действия, свидетельствовали о характерных чертах религиозных верований - на первом месте в пантеоне божеств у древних критян стояли женские божества. Именно здесь ученые находят прототипы богов классической Греции. На критских геммах и перстнях изображена богиня со щитом - прототип Афины. Изображения богини на вершине горы между двумя львами - прототип Артемиды. Богиня с голубем - прототип Афродиты.

Верховный правитель был, видимо, одновременно и верховным жрецом.

Социальная структура населения древнего Крита была реконструирована в основном по материалам раскопок и фресковой живописи. Критское общество характеризовалось хорошо выделенной социальной структурой: элита (царь и аристократия), крестьяне (свободные), ремесленники (гончары, скульпторы, каменщики, ювелиры, ткачи). Возможно, существовало “домашнее рабство”. Возможно, в отдельный социальный слой выделялись люди, занимающиеся созданием произведений искусства: живописцы, архитекторы, танцоры и музыканты. Хранилища царского архива предполагают и достаточно большой штат обслуживающего персонала - писцы, хранители. Долгое время социальная структура общества, видимо, базировалась на родовой общности, свидетельством чему служат групповые гробницы (долина Мессара, сер. 3 тыс. до н.э.) и двухэтажные жилища, раскопанные в Василике.

Жизнь элитарных слоев общества была сконцентрирована, скорее всего, вокруг царского дворца. Считают, что на протяжении, например, 2 периода, на Крите существовало две властвовавшие династии: на севере со столицей в Кноссе, вторая на юге со столицей в Фесте.

Структура политического объединения напоминала восточные деспотию. Земля была государственной собственностью.

Микенская культура

Появление Микенской культуры относят к 1700 г. до н.э. Выделяют 3 периода:

Раннемикенский (до 1550 г. до н.э.),

Среднемикенский (1550 - 1400 гг. до н.э.),

Позднемикенский (1400 - 1200 гг. до н.э.)

Около 1700 гг. до н.э. в Арголиде (центр Микенской культуры) стали сильно ощущаться влияния Критской цивилизации (одежда, святилища, жертвоприношения верховной Критской богине).

Ахейцы строили мощные оборонительные сооружения от нашествий, особенно на севере. Как следствие, военно-оборонительные характер монументальной архитектуры, военная тематика в живописи (сцены войны и охоты). В культуре ощущалось влияние не только Крита, но и северных регионов. Ахейцы носили усы и бороды. Жили в мегаронах с постоянным очагом. Если в критской культуре наиболее характерными и типичными были изображения женщин, то микенская культура характеризуется исследователями как “мужская”. Символами могущества правителей и “визитной карточкой” являются крупные укрепления на возвышенных местах. Вторым по значению, но наиболее ярким памятником являются “шахтные гробницы” и их содержимое (бронзовые мечи инкрустированные серебром и золотом, золотые украшения в виде бабочек, осьминогов, гриффонов, золотые пластинки с тиснеными звездами, кубки из золота и серебра).

С 14 в. до н.э. микенские правители воздвигают для себя так называемые “купольные гробницы” или толосы . Гробницы возводились из камня и превосходили монументальные постройки Крита. Характерным и обязательным элементом был купол, сложенный из 33 каменных колец. Само захоронение помещалось внутри гробницы, но в помещении, вырубленном в скале, в чем сказывается несомненная преемственность с “шахтными гробницами”. Хорошо известна “Сокровищница Атрея ” в Микенах. Эта гробница сложена из тесанных молотом правильных каменных плит (высота -- 13 м, диаметр купола – 14,5 м.). Гробницы такого типа характеризуются как “ульеобразные ”. Происхождение до сих пор не обоснованно, но, возможно элементы построения и формы пришли с Крита.

Дорийцы

12 в. до н.э. происходит вторжение греков-ахейцев в Троаду, описанное в Иллиаде Гомера. Ахейские же города гибнут в этом столетии от вторжения дорийцев . Считают, что культура дорийцев (греки-ахейцы – местное население, греки-дорийцы – пришлое) была, что называется, культурой варварской (общества с неразвитой или слабовыраженной социальной структурой и государственной системой, скорее всего, общества ведущие кочевой или полукочевой образ жизни). Но греки-дорийцы уже знали железо.

Долгое время в науке превалировало мнение, что дорийцы – иноэтничные, негреческие группы. Иногда даже Микенскую культуру называли негреческой. Т.е. Критская культура и культура классической Греции представлялись как бы изолированными друг от друга. В современных исследованиях фактически доказаны генетические и культурные связи Критской, Микенской, Дорийской культуры и культуры классической Греции.