(15 марта 1937 г., Усть-Удинский район, Иркутская область, РСФСР, СССР - 14 марта 2015 г., Москва, Россия)

Русский писатель, общественный деятель, лауреат Государственной премии СССР. Перу В. Распутина принадлежат сборники рассказов «Человек с этого света», «Край возле самого неба», «Костровые новых городов», «Век живи - век люби»; повести «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар»; рассказы «Наташа», «Что передать вороне», «В ту же землю», «Поминный день», «Нежданно-негаданно», «Отчие пределы» («Видение», «Вечером») и др.

В обычае русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что ей выпадет.

До чего легко, способно жить в счастливые дни и до чего горько, окаянно в дни несчастные! Почему не дано человеку запасать впрок одно, чтобы смягчать затем тяжесть другого?

Если у родителей один ребенок, они, судя по всему, сами впадают в детство, продолжая играть с ним, как с куклой, до тех пор, пока не откупится собственным родительским вкладом.

Живешь-то всего ничего, пошто бы ладом не прожить, не подумать, какая об тебе останется память. А память, она все помнит, <…> ни одной крупинки не обронит.

Жизнь, на то она и жизнь, чтоб продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой.

И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради чего-то еще? Вечным ли будет это движение?

Не может быть, <…> чтобы человек вступал в каждый свой новый день вслепую, не зная, что с ним произойдет, и проживал его лишь по решению своей собственной воли, каждую минуту выбирающей, что делать и куда пойти. Не похоже это на человека. Не существует ли в нем вся жизнь от начала и до конца изначально и не существует ли в нем память, которая и помогает ему вспомнить, что делать. Быть может, одни этой памятью пользуются, а другие нет или идут наперекор ей, но всякая жизнь - это воспоминание вложенного в человека от рождения пути. Иначе какой смысл пускать его в мир?

Нет ничего несправедливей в свете, когда что-нибудь, будь то дерево или человек, доживает до бесполезности, до того, что становится в тягость…

Ничто так не опасно для любой страны, как равнодушие народа.

Потихоньку да помаленьку жизнь притрется, человек приспособится, иначе не бывает.

Сладкое и тревожное обмирание по вечерам пред красотой и жутью подступающей ночи, когда уж и не понимаешь, где ты и что ты, когда чудится исподволь, что ты бесшумно и плавно скользишь над землей, едва пошевеливая крыльями и правя открывшимся тебе благословенным путем, чутко внимая всему, что проплывает внизу; эта возникшая неизвестно откуда тихая глубокая боль, что ты и не знал себя до теперешней минуты, не знал, что ты - не только то, что ты носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг тебя, и потерять его иной раз пострашней, чем потерять руку или ногу, - вот это все запомнится надолго и останется в душе незакатным светом и радостью. Быть может, лишь это одно и вечно, лишь оно, передаваемое, как дух святой, от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам, смущая и оберегая их, направляя и очищая, и вынесет когда-нибудь к чему-то, ради чего жили поколения людей.

Смерть каждую минуту стоит против человека.

Смерть кажется страшней, но она же, смерть, засевает в души живых щедрый и полезный урожай, и из семени тайны и тлена созревает семя жизни и понимания.

Смотрите, думайте! Человек не един, немало в нем разных, в одну шкуру, как в одну лодку, собравшихся земляков, перегребающих с берега на берег, и истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания - он это и есть, его и запомните.

Стареют с годами, а душой можно остыть и раньше лет.

Тому, кто не имеет ее, самостоятельность кажется настолько привлекательной и увлекательной штукой, что он отдаст за нее, что угодно.

Хорошая книга, как и плохая, создается из одних и тех же слов, расставленных, правда, в ином порядке, звучащих в иной интонации и благословленных иным перстом, но уже то, что первичное сырье берется из одной кучи, дает многим чудакам повод думать, что и конечная продукция должна расцениваться одинаковой мерой.

Человек в слабостях своих на всю жизнь остается ребенком.

Человек должен быть с грехом, иначе он не человек.

Человек приходит в мир и, пожив, устав от жизни, <…> а когда и не устав, неминуемо уходит обратно.

Это неправда, что на всех людей, одна смерть - костлявая, как скелет, злая старуха с косой за плечами. Это кто-то придумал, чтобы пугать ребятишек да дураков… у каждого человека своя собственная смерть, созданная по его образу и подобию…

Писателям-деревенщикам выпала куда большая честь, чем просто переоткрыть русскую культуру. Они своим словом остановили фактический геноцид русского этноса. 14 марта ушел из жизни один из выдающихся писателей этого направления . На его отпевании в храме Христа Спасителя (РПЦ) сегодня, 18 марта, присутствует также предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий, сообщает РИА «Новости».

Главной темой его литературного творчества и общественной деятельности было переосмысление бытия русского народа и особенно его крестьянской части. Распутин решительно выступил против насильственной урбанизации населения в советское время и шельмования русского народа в годы либеральных реформ. Интересные мысли он высказывал и о русском старообрядчестве.

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», — так писал Валентин Распутин.

Он родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области. Детство писателя прошло в деревне Аталанка, на берегу Ангары. Описания сибирской природы и родной деревни присутствуют во многих произведениях В. Распутина: «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни».

В 1944 году будущий писатель пошел в первый класс Аталанской школы. На всю жизнь запомнил Валентин Распутин, как люди помогали друг другу переносить тяготы военных лет:

Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе.

Закончив в 1959 году Иркутский университет, В. Г. Распутин несколько лет сотрудничал с газетами Иркутска и Красноярска. Постепенно рамки газетного очерка, статьи становились тесными. Рассказы, написанные в те годы, вошли в сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

Молодой иркутский писатель Валентин Распутин получил общероссийскую известность в 1967 году, после выхода в свет повести «Деньги для Марии». Односельчане уговорили Марию стать продавщицей единственного деревенского магазина. По неопытности и доброте она отпускала товар в долг, ошибалась в расчетах и при ревизии обнаружилась огромная недостача, тысяча рублей. Если не вернуть их в течение пяти дней — тюрьма. В семье таких денег никогда не было, и муж Марии, тракторист Кузьма, решил собрать их у односельчан, занять, у кого только можно. Но люди не спешат помогать, кажется, что даже сочувствия у них не осталось. Символом людской разобщенности становится постоянно дующий ветер, хотя он «не может иметь никакого отношения ни к истории с Марией, ни к поездке в город, он дует сам по себе, как дул, наверное, и в прошлом, и в позапрошлом году, когда у Кузьмы с Марией было все хорошо, и тем не менее Кузьма не может отделаться от чувства, что одно с другим связано, и ветер дует не зря».

Повесть «Прощание с Матёрой» (1976), рассказывающая о гибели русской деревни при возведении водохранилища, принесла Распутину славу писателя-«деревенщика». Разрушение национальных традиций, духовных ценностей русского народа — вот основная тема творчества писателя. Почти все его произведения символичны: Матёра уходит на дно рукотворного моря, словно град Китеж, гибнет искренняя русская женщина Настена, горят в страшном пожаре традиции русской жизни.

По мнению писателя, особенно разрушительными стали даже не годы советской власти, а последние два десятилетия. В 2013 году Валентин Распутин с Виктором Кожемяко опубликовал книгу «Эти двадцать убийственных лет», в которой прямо описал превращение народа в «народонаселение», духовную и материальную деградацию русского народа.

В. Г. Распутин был общественным и политическим деятелем: инициатор закрытия целлюлозно-бумажного комбината, от которого гибнет Байкал, противник поворота сибирских рек. В 1989 году он стал народным депутатом СССР по квоте Союза писателей СССР. Был членом Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, членом Мандатной комиссии Съезда народных депутатов СССР. Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР Валентин Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. Впоследствии Распутин утверждал, что в нём «имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения».

Высказывания Валентина Распутина о старообрядчестве:

Религиозный раскол, который потряс Россию подобно землетрясению в XVII веке и продолжался до конца XX, сам по себе явление настолько же русское, насколько и общечеловеческое. Он возник на русской почве, произошел из русского характера и, в свою очередь, повлиял на развитие этого характера, протекал так, как нигде больше, ни в каком другом народе не мог протекать.

Когда утверждали русские старообрядцы, что «православным должно умирать за едину букву аз», когда настаивали они на неукоснительном соблюдении установившихся… обрядовых установлений, для них это были только средства для отстаивания целей. Дело заключалось куда как не в азе, а в том, в какую сторону склонялось исповедание с лишним или недостающим азом… Буквенная и обрядовая стороны, коих противники держались как единственно спасительных столпов, были только упорами, к которым крепились разные для России направления.

В 1439 году, как известно, Византия подписала Флорентийскую унию, войдя в альянс с католической церковью, а всего лишь через 14 лет Константинополь, старая столица православия, перешел к туркам, что не могло быть воспринято в Москве иначе, как возмездие за измену. Тогда и явилась на свет знаменитая по своей уверенности и чеканности концепция: «Москва — третий Рим, а четвертому не быти», которая, с одной стороны, выражала историческую ситуацию, а с другой — давала клятву непорушимой и вечной верности православию.

Интерес к расколу появляется сейчас не из археологического любопытства, на него начинают смотреть как на событие, способное повториться, и потому требующее внимательного изучения. Он может вернуться — в других, разумеется, формах и принципах, в другой организации и порыве, под другими лозунгами, но на схожих основаниях, близких к тому, что староверы в отношении к себе называли «остальцами отеческого благочестия.

Старовер не курил, не пил вина, а в Сибири и чай пили лишь из трав и кореньев, строго соблюдали посты и моральные уставы, и лишь в одном не знал воздержания — в работе. Это был тот же человек, что и рядом с ним в обычной православной деревне, и все же далеко не тот: по-другому живущий и верующий, по-другому смотрящий на мир — все основательно, весомо, тяжеловато. Отлученный от ортодоксальной церкви и судорожного общественного развития, он и их отлучал от себя, обвиняя в греховности и несамостоятельности, в пляске под чужую дудку. Со временем он выделился в особый тип русского человека, который, вопреки всем бедам и обстоятельствам, упрямо хранил в себе каждую косточку и каждый звук старой национальной фигуры, в тип, несущий живое воспоминание о той поре, когда человек мог быть крепостью, а не лавкой, торгующей вразнос.

Губернатор Трескин, правивший Восточно-Сибирским краем в начале XIX века, после первой же инспекционной поездки по своим владениям, которые, разумеется, оставили в нем тягостные впечатления, о староверах отзывается: «они и камень сделали плодородным.

Публицист Егор Холмогоров о Валентине Распутине в цикле статей «Уроки русского»

Валентин Распутин бросил летом 1989 года на Первом съезде народных депутатов СССР осатаневшим от похоти суверенитета и раскрасневшимся от предъявляемых «империи» счетов знаменитый вопрос: а что они будут делать, если Россия выйдет из состава СССР и перестанет тащить на своем горбу всех «угнетенных» и «обиженных».

С тех пор представители ностальгирующего советизма не уставали распространять клевету, что якобы «русские националисты в лице Распутина призвали к развалу СССР». Это, конечно, ложь. Призывы к развалу к тому моменту озвучивали уже все кому не лень — представители Литвы и Грузии, Украины и Молдавии. Но никто не хотел платить цену. Предполагалась, что банкет, как обычно, оплатят русские. И когда Валентин Распутин, человек в самом деле защищавший русский народ от перевода нашего небогатого жира на шпик за чужим столом, осмелился напомнить о цене распада, то этнополитические альфонсы буквально хватали ртом воздух от возмущения.

Я отлично помню этот момент: за съездом следила вся страна, и многие люди, выходя из дома, брали с собой радиоприемник, чтобы слушать прямую трансляцию. Я шел по улице, стараясь держаться ближе к одетому в модную варенку кудрявому молодому человеку с рижским радиоприемником в руках. И вдруг увидел, как он буквально затрясся, едва не выронив драгоценный в те времена гаджет. Всё дело было в прозвучавших в этот момент словах Распутина…

В форме литературного процесса началась в 1960-1970-е и продолжается до сего дня национально-освободительная борьба русского народа против всевозможных метастазов «ленинской национальной политики», превратившей русский народ, его территорию, его хозяйство, его культуру в резервуар для питания враждебных русским государств.

Писателям-деревенщикам выпала куда большая честь, чем просто переоткрыть русскую культуру. Они своим словом остановили фактический геноцид русского этноса.

Основой русского мира была весьма специфичная ячеистая модель расселения небольшими деревнями. Именно эта модель позволила при крайне низкой плотности населения занять то огромное пространство, которым мы заслуженно гордимся. И вот эта русская модель расселения начала систематически уничтожаться в ходе кампании по «ликвидации неперспективных деревень». Уничтожалась, забрасывалась, сносилась бульдозерами, заливалась водохранилищами матрица русской жизни. Люди сгонялись в безличные плохо построенные поселки городского типа, обреченные спиваться и деградировать.

Если бы не усилия деревенщиков, если бы не критика разрушения русского пространства, а с ним и русской души, ткань русского мира была бы растерзана невозвратно. Благодаря им с какого-то момента «партия и правительство» начали обращать внимание на Нечерноземье. Хотя от вложений особого проку не было, по крайней мере, притормозилось разрушение русской среды.

«Прощание с Матёрой» Распутина было самым громким и ярким из этих протестных выступлений…

У силы итти на войну каждый день. В борьбе не отчаявайся, не в силе, а в немощи совершается благодать.

Григорий Ефимович Распутин

Ах, несчастный бес восстановил на меня всю Россию, как на разбойника! Бес и все готовят вечное! Вот всегда бес остается ни с чем. Боже! Храни своих!

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Возстань, Господи! Спаси меня, мой! Ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих, сокрушаешь зубы нечестивых. Все пишут гадкую сторону по наученью беса и от зависти на день суда Божия! Я им не противился, а старался сделать добро: помогать устраивать церковные дела.

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

В ЧЕМ ОБВИНЯЮТ - , УВИДИМСЯ НА СУДЕ БОЖИЕМ! ТАМ НЕ ОПРАВДАЕТСЯ И ВСЕ КОЛЕНА ЗЕМНАЯ.

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Господь здесь страдал. О, как видишь Божию у Креста. Все это живо себе представляешь, и как за нас так пришлось Ему в Аттике поскорбеть. О, Господи, идешь и подумаешь и явится , и видишь - ходят такие же люди, как тогда, носят плащи и странная на них одежда прежнего завета, как сейчас, все так и было. И вот текут, дни те подходят, наступил Великий Пост ― выйдешь из храма, а в храмах этих великие события совершались и Сам Спаситель пролил слезы.

Распутина М. «Распутин. Почему?» Воспоминания дочери.

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Да, близок Бог! А тяжело в скорбях! Скорби чем забыть? В трудах, более в Природе и в Святых Тайнах, более одному, а по духу с братом или на рыбной ловле или на физической молитве в поте лица. Все это исполнишь, и не поможет, и от скорбей умрешь, то получишь мученика, потому что все разно получают венцы.

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Если не будешь искать корысти нигде и стремиться как бы утешить, призовешь Господа душевно, то и бесы вострепещут от тебя, и больные выздоровеют, только бы все делать не от гнусной корысти. А будешь искать каких-нибудь случаев для брюха, для , для сребролюбия, то не получишь ни здесь, ни там, т. е. ни небесного, ни земного… Если будешь себе приобретать, то не украсишь ни , ни себя, и будешь живой мертвец, как в Евангелии говорится.

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Большая цифра. Пророчества прекратятся и умолкнут, а любовь никогда.

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Пребывает наипаче у опытных людей, а сама по себе она не придет к тому человеку, который в покое и живется ему хорошо… У избранников Божиих есть совершенная любовь, можно сходить послушать, будут сказывать не из книги, а из опыта, поэтому любовь не даром достают… Тут-то и мешает , всячески старается, как бы человек не захватил любовь, а это ему, врагу, самая есть загвоздка. Ведь любовь - это своего рода миллионщик духовной - даже сметы нет. Вообще любовь живет в изгнанниках, которые пережили все, всяческое, а не у всех есть.

Григорий Ефимович Распутин

/quotes/person/Grigorijj-Efimovich-Rasputin

Это такая златница, что ей никто не может цены описать. Она дороже всего, созданного Самим Господом, чего бы ни было на свете, но только мало ее понимают. Хотя и понимают любовь, но не как златницу чистую. Кто понимает сию златницу любви, то это такой премудрый, что самого Соломона научит. Многие - мы все беседуем о любви… Если любишь, то ни кого не убьешь - все заповеди покорны любви, в ней великая премудрость больше, чем в Соломоне.

Григорий Ефимович Распутин

В память о Валентине Распутине собраны самые трогательные, самые искренние и самые яркие его цитаты, которые многие из нас помнят по таким произведениям, как "Живи и помни", "Прощание с Матерой" и "Уроки французского".

О ЛЮДЯХ

"Когда все хорошо, легко быть вместе: это как сон, знай дыши, да и только. Надо быть вместе, когда плохо – вот для чего люди сходятся". ("Живи и помни")

"Пересудов людских ты боишься... Что они тебе? Люди - как собаки: кто где не так пошевелился - они в шум. Полаяли и перестали - и опять ждут, кто бы себя чем выдал". ("Живи и помни")

"Как мало, выходит, в человеке своего, данного ему от рождения, и сколько в нем от судьбы, от того, куда он на сегодняшний день приехал и что с собой привез". ("Прощание с Матерой")

"Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста".

"Уважение к себе - это уважение к другим, знание себя - жажда познания других, национальная исполненность и состоятельность - первое условие всечеловечности всякого народа".

"Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком". ("Уроки французкого")

"Человек должен быть с грехом, иначе он не человек." ("Живи и помни")

"Люди – как собаки: кто где не так пошевелился – они в шум. Полаяли и перестали – и опять ждут, кто бы себя чем выдал". ("Живи и помни")

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

"Все, что живёт на свете, имеет один смысл - смысл службы. И всякая служба имеет конец". ("Прощание с Матерой")

"Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не поняла. Пока подвигалась к старости она, устремилась куда-то и человеческая жизнь. Пускай теперь ее догоняют другие. Но и они не догонят. Им только чудится, что они поспеют за ней, - нет, и им суждено с тоской и немощью смотреть ей вслед, как смотрит сейчас она". ("Прощание с Матерой")

"Доверь непутевому человеку после одной его жизни вторую, все равно не научится жить". ("Живи и помни")

"Настена никогда не оглядывалась назад, не жалела о сделанном, не спохватывалась, что где-то когда-то надо было повернуть не сюда, а туда. Жизнь - не одежка, ее по десять раз не примеряют. Что есть - все твое, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого не годится" ("Живи и помни")

О ДОБРЕ

"Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем с стороны того, кто его принимает"

О СЧАСТЬЕ

"На чужое счастье не наглядишься". ("Живи и помни")

О ЛЮБВИ И ПОНИМАНИИ

"Чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо - чтобы не понимать". («Последний срок. Прощание с Матёрой. Пожар.»)

О СМЕРТИ

"Это неправда, что на всех людей одна смерть - костлявая, как скелет, злая старуха с косой за плечами. Это кто-то придумал, чтобы пугать ребятишек да дураков. Старуха верила, что у каждого человека своя собственная смерть, созданная по его образу и подобию, точь-в-точь похожая на него. Они как двойняшки, сколько ему лет, столько и ей, они пришли в мир в один день и в один день сойдут обратно: смерть, дождавшись человека, примет его в себя, и они уже никому не отдадут друг друга. Как человек рождается для одной жизни, так и она для одной смерти, как он, не научившись жить раньше, сплошь и рядом живет как попало, не зная впереди себя каждый новый день, так и она, неопытная в своем деле, часто делает его плохо, ненароком обижая человека мучениями и страхом". ("Последний срок")

"Я привык один - жить, значит, привык один. Умирать одному страшно. Не привык". ("Василий и Василиса")

***

В борьбе не отчаивайся, не в силе, а в немощи совершается благодать.

Покуда я жив, будет жить и династия.

Молиться Богу можно в танце так же хорошо, как и в монастыре, хвалить его в радости за то добро, которое Он создал, и царь Давид танцевал перед ковчегом Господа.

В душевной простоте огромное богатство и залог спасения.

(простота)

Любовь - большая цифра. Пророчества прекратятся и знания умолкнут, а любовь никогда.

На родине, надо любить родину и в ней поставленного Батюшку Царя - Помазанника Божия…

Много в обозах ходил, много ямщичил, и ловил, и пашню пахал…

Бог есть радость и веселье.

(Бог)

Тяжелые переживаю напраслины. Ужас, что пишут, Боже! Дай терпения и загради уста врагам! Или дай помощи небесной, то есть приготовь вечную радость Твоего блаженства.

Велик, велик есть крестьянин перед Господом, он никаких балов не понимает, он в театре редко бывает, он только помнит: Сам Господь подать нес и нам велел - Божий трудовик! У него вместо органов коса в руках; вместо увеселений - соха у сердца: вместо пышной одежды какой-нибудь твердый армячок; вместо тройки - усталая лошадка.

Если будешь себе приобретать, то не украсишь ни храм, ни себя, и будешь живой мертвец, как в Евангелии говорится.

Ах, везде бес, как он опытен! Только победа - смиренье и крестное знаменье. А смирение дают скорби и разные гоненья.

Если не будешь искать корысти нигде и стремиться как бы утешить, призовешь Господа душевно, то и бесы вострепещут от тебя, и больные выздоровеют, только бы все делать не от гнусной корысти. А будешь искать каких-нибудь случаев для брюха, для славы, для сребролюбия, то не получишь ни здесь, ни там, т. е. ни небесного, ни земного.

Скорби - чертог Божий. И все знатные Божии без скорбей не живут. Они ведут к истиной любви. Поверим в загробную жизнь, узнаем - ад - рай!

(скорбь)

Скорби - рыцарь: опыт идти на войну каждый день, чем более проживешь, тем более встретишь бесовского войска: старайся победить. Главное - опыт с миром в душе. Потом очень осторожно! Бог дает скорби, вынесешь - победа - небеса!

(скорбь)

Трудная моя минута, дни мои скорби! Более скорби нет, когда своя своих не познаша. Терпеть очень больно! Именно бес очень опытен, прожил веки и всегда отнимает у человека то, что любит. Многие не выносят, убивают себя, эти люди не подружились с Богом. Дружба с Богом - тяжелые гонения и потеря, что любишь.

Рассея-то хорошая, тока люди в ней стали уж больно плохи. Благодать исчезла. Веры нет. Тока время наступает, сила православная уходит. Дальше хуже будет, не дай Бог дожить до этого. Скоро пойдет человек не хороший, тока слыть будет православным.

Покаяние - радость Богу и Ангелам! Наследник у Бога будешь!

Моя жизнь в дальнейший путь во Христе - рай! О, как весел, да крест тяжел. Радостный день в гоненьи, а не всяк вместит. Тяжелы скорби без привычки. Пойми грехи свои, и крест будет всласть. Без креста Бог далек! И сам не ищи креста, а Бог даст, понесешь, сколько сможешь. Бог знает, что тебе нужно, только будь осторожен.