Когда мне впервые попалась на глаза картина Пластова «Фашист пролетел», я лишь мельком взглянул на это полотно. Мне показалось, что художник просто изобразил прекрасный осенний пейзаж, но потом взгляд упал на название картины - и впечатление стало совсем другим.

Вдруг стало ясно, что художник изобразил не идеалистический осенний пейзаж, а всеобщую боль, которой не будет конца. На переднем плане художник показал нам маленького пастушка, который замер в неестественной позе. Возможно, он просто устал - и прилег отдохнуть, но самолет фашиста, который маячит вдали, говорит о другом. Сразу понимаешь, что мальчик погиб, а рядом плачет-воет его преданный друг и помощник - собака. Этот плач о несбывшихся надеждах, о несыгранных играх - и о внезапно оборвавшейся жизни.

Некоторые животные тоже ранены или убиты, а другие продолжают пастись так, как будто ничего не случилось. От этого становится немного не по себе, а по телу пробегает легкая дрожь. Еще больше впечатление непоправимости содеянного и несправедливости возникает при взгляде на задний фон картины. Там раскинулись бескрайние поля, яркими нарядами горит лес, а мальчик больше уже не будет жить, не будет наслаждаться этой красотой.

Для контраста художник изобразил поля зелеными красками, траву и лес сделал золотыми, а мальчик - это темное пятно на совести человечества. К сожалению, из-за алчности отдельных людей страдают миллионы, которые становятся просто темными пятнами, допустимыми жертвами.

Картина вызвала у меня острое чувство сострадание к погибшему мальчику. Думаю, эта картина покажет, что стоит ценить на самом деле, ибо жизнь - эта высшая ценность.

В 1942 году Аркадием Александровичем Пластовым была создана картина «Фашист пролетел».

Осень. Косогор. Юные тонкие березки в золотом уборе. Глубокий покой погожего осеннего дня. Не шелохнется ни одна былинка.

Резкий вой собаки прорезал тишину. Потерянно бродят овцы. Что это?

Припал щекой к сухой колкой траве пастушонок. Упал неловко. Рука вывернута. Кнут и шапка отлетели далеко. Алая кровь на русых вихрах. Крепко прижался к родной земле. Не встать ему.

Далеко в ясном небе над изумрудными зеленями пролетает фашистский самолет. Миг назад свинцовый ливень остановил жизнь.

Воет осиротевший пес, задрав мохнатую морду к небу. Жалобно мычат коровы, блеют овцы. Вдали затихает воющий зловещий звук. Тревожно шелестят березы.

Аркадий Александрович Пластов очень горько переживал войну. В его душе кипел справедливый святой гнев. И эти чувства вылились в картине «Фашист пролетел».

Однажды художник писал осенний этюд. Этот мотив так растрогал его, что на глазах появились слезы. Дома он вмиг набросал эскиз будущей картины. Начался мучительный сбор материала. Сельские мальчишки помогали ему. Но никак никому не удавалось упасть на траву так, как хотелось Пластову. Наконец, один малыш, споткнувшись, как-то неловко растянулся на сухой траве. «Стой, стой!» — вскричал Аркадий Александрович.

Через семь дней картина была написана. В ее основу лег тот первый, глубоко тронувший Пластова осенний этюд.

Сочинение по картине «Фашист пролетел» Пластова

Зима – белоснежное и морозное время года, которые с нетерпением ждут детишки, чтобы полюбоваться полетом снежинок и прокатиться с горок. Ее начало и запечатлел на своей картине Пластов и назвал ее «Первый снег».

Недавно началась зима, и вот наконец она окончательно вошла в свои права, сегодня весь день падает снег, первый за всю зиму. Но он так ждал возможности выпасть, что сейчас засыпал всю землю. На порог дома вышли двое ребятишек, они с таким восхищением и вниманием смотрят на снег. Дети заворожены летящими снежинками и очень радуются им. Они долгое время ждали, когда же, наконец, выпадет снег, когда можно будет слепить первых снеговиков, с громким смехом скатиться с горки, взять коньки и покататься на замерзшей речке, проехать несколько кругов на лыжах и вот они дождались этот прекрасный момент. Девочка так хотела посмотреть на зимнюю красоту, что накинула лишь пуховой платок на свое тоненькое платьице и,подняв голову, смотрит на полет белоснежных звездочек, а они медленно кружась опускаются на землю. Братишка ее оделся тепло, он надел теплые валенки, шубу и меховую шапку. Деревья под снеговыми шапками хорошо преобразились, стали красивыми и завораживающими, черные крыши домом также стали намного краше под толстым слоем снега. Около их старого дома стоит такая же старенькая береза, она такая длинная, что даже не поместилась на всю картину, ее густые ветви опущены вниз.

«Фашист пролетел» (1942г.) – одно из самых сильных полотен советской живописи времен Великой Отечественной войны. Картина -" участница" Тегеранской конференции 1943 года. 31 января 2018 года исполнилось 125 лет со дня рождения великого советского живописца, народного художника СССР (1962г.), действительного члена АХ СССР (1947г.), лауреата Ленинской (1966г.) и Государственной премий Аркадия Александровича Пластова, чья жизнь и творчество глубокими корнями тесно связаны с ульяновским краем, селом Прислонихой, где он родился, жил и работал до конца своей жизни. Во время Великой Отечественной войны А.А. Пластов создает целую серию картин на военную тематику: «Гитлеровцы пришли», «Защита родного очага», «Пленных ведут», «Один против танка», «Фашист пролетел». Художник в своих произведениях достигает огромного драматизма, живописного воплощения мыслей и чувств. «Фашист пролетел» (1942г.) – одно из самых сильных полотен советской живописи времен Великой Отечественной войны. Вот о том, с каким трудом доставил художник эту картину из Прислонихи в Москву, рассказала журналисту Г. Демочкину невестка Аркадия Александровича, художница Елена Николаевна Холодилина – Пластова. Самая ближайшая от Прислонихи железнодорожная станция находится в Вешкайме, видимо, художник там садился на поезд. Во время войны нельзя было купить билет на поезд. Пластов, как и другие, садился на проходящий до Москвы поезд, пока он на минуту останавливался, и ехал на подножке вагона. Таким образом, он и повез картину «Фашист пролетел» в Москву. Чтобы не упасть с подножки, нужно было держаться за поручни, а руки у него были обморожены. Чтобы руки не разжимались, он привязывал себя к поручням. В какой- то момент он задремал, барабан с навернутым холстом соскользнул и стал биться о шпалы. Подтянуть барабан к себе одной рукой он не смог. Попросил мужика висящего рядом: «Помоги!» Вместе они сумели вытянуть картину. Мужик поинтересовался: «Чего у тебя там?» Пластов сказал: «Чертежи. Новая пушка». Он знал, что если скажет «картина», его никто не поймет, тут, мол и людям негде поместиться. А так его пустили в тамбур, а в Рузаевке, уже на территории Мордовии, даже протолкнули в вагон. Полотно посвящено войне, которую Пластов переживал вместе со всем народом, как личное, собственное горе. Вместе с другими крупными мастерами искусств ему приходилось выезжать на фронт, к местам недавно прошедших боев, видеть их тяжелые следы. Вместе с жителями Прислонихи приходилось испытывать тяготы житья в тылу. Потребность откликнуться на грозное время в своем творчестве была у художника очень сильной. Мастер не мог писать того, чего сам не пережил, не видел, не имел возможности охватить своей жадной и точной кистью. Потому и не появилось у него батальных сцен, а появилось ставшее нашей классикой полотно «Фашист прилетел». В картине война предстает в своем страшном обличье. «Есть такие картины, пока пишешь – наплачешься», - говорил художник об этом полотне. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина проникнута глубоким гуманистическим содержанием. Она словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая позднюю осень. Низкое хмурое небо. Поздняя осень. Березы стоят уже голые. Только на дубах остались листья – тяжелые, бурые, пропитанные осенними дождями. Холм, поросшей порыжевшей травой, а вдали, как сине – зеленый ковер, уходят к горизонту поля озимых. И над этими полями, уже далеко, летит самолет. Только что он пролетел здесь, над опушкой леса, над мальчишкой пастухом, над его стадом. Фашист прижал машину к земле и бессмысленно, жестоко полоснул из пулеметов: по скотине, по маленькому пастуху. Русоволосый мальчик – пастушок упал мертвым на свою деревенскую землю, уткнулся головой в траву. Сгрудились овцы. Воет над убитым собака. А над пробуждающимся к жизни полем озимых летит самолет, и фашист, должно быть, жалеет, что поле хлеба нельзя расстрелять из пулемета, как маленького пастушка. Война ворвалась в этот уголок России и внесла в него самое безобразное, самое бессмысленное, самое преступное из всего, что может произойти на свете, - насильственную смерть ребенка. Это преступление особенно ощутимо на фоне мирной, бесхитростной родной природы. То, что ещё мгновение назад было жизнью и надеждой, обернулась смертью и тленом. Нет пафоса, есть всё та же неизменно прекрасная русская природа и … беспощадность, и бессмысленность войны. Необратимость содеянного взывает к отмщению сильнее, чем иные пламенные памфлеты и эпические произведения. Картина потрясает удивительным, почти парадоксальным взглядом художника на сущность войны – смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. Это щемящее сердце полотно, надолго останавливающее зрителя в раздумье, называют одной из самых проникновенных картин, посвященных военной тематике. В 1943 году полотно А.А. Пластова висело в залах советского посольства в Тегеране, когда там проходила конференция глав трех великих держав антигитлеровской коалиции, на которой решался вопрос об открытии второго фронта. По свидетельству очевидцев, эта картина так потрясла Рузвельта и Черчилля, что повлияла на их решение открыть второй фронт. И теперь спустя годы, это полотно не может оставить равнодушным никого. Анатолий Виноходов.

Описание картины «Фашист пролетел» А. Пластова

Что есть фашизм? Сегодня этим словом называют всех, кого не лень: тех, кому повезло больше, чем нам, тех, кто совершает преступления, тех, кто пропагандирует аморальную жизнь, безумные националистические идеи и еще много чего.

Тема фашизма в живописи, художественной литературе, кинематографе имела и будет иметь своих сторонников и противников. Эта шовинистская идеология – не просто преступления одной расы против человечества. Это образ жизни, искоренить который мы не в силах.

Можно, конечно, не встревать в дискуссии и просто сказать, что понятие «фашизм» - идея исключительно Бенито Муссолини, и что называть все остальные деяния (или злодеяния) таким словом просто неуместно.

В отечественном сознании слово «фашист» прочно укрепилось со времен Великой Отечественной Войны. Дело тут даже не в привычном «освобождении от немецко-фашистских захватчиков», давно ставшим своего рода клише. Дело тут в том, что совершали приверженцы режимов Гитлера, Муссолини и Франко. Дело в том, что вы увидите на картине А. Пластова «Фашист пролетел».

Это настолько мощная и одновременно жуткая работа, что в свое время Сталин отвез ее на Тегеранскую конференцию. По воспоминаниям очевидцев, Рузвельт и Черчилль несколько минут просто не могли говорить. В тот момент был открыт второй фронт, во многом предрешивший ход не только Великой Отечественной, а и Второй мировой войны. Правда, перед тем, как отвезти картину вождь проявил чудеса политкорректности и изначальное название «Немец пролетел» изменил на то, которое мы знаем.

Первое впечатление от полотна у многих – это то, что отцы и деды не зря проливали свою кровь. Они отстаивали сотни сожженных деревень, они мстили за гибель Хатыни и миллионы умерших в концлагерях. Однако, самое страшное – это не масштабы преступлений фашистов, а то, что происходило в обыденной жизни военных лет.

В то время люди испытали не только нищету, голод и слезы, работу на фронтах, в партизанском движении и в тылу. В то время у многих мальчиков и девочек просто не стало детства. Они наравне со взрослыми делали снаряды для ракет, уходили на фронт, а в свободное время помогали по хозяйству. Один из таких невероятно страшных моментов и запечатлен на холсте «Фашист пролетел».

Потрясающий пейзаж осеннего косогора открывает нам золотое убранство тоненьких березок. Все наполнено игрой желтых оттенков и уникальным светом. И тут зритель явственно слышит, как жутко воет собака. Присмотревшись, мы видим рассеянных овец и мальчика-пастушка, упавшего на землю.

Поначалу кажется, что он просто попытался скрыться в траве от пролетающего истребителя, но… Настолько неловкое падение, так неправдоподобно вывернутая рука, странно далеко лежащие кнут и шапка и алые пятна крови на детских русых волосах. Многие зрители в ступоре, ведь, действительно, трудно понять, зачем нужна смерть ребенка. Здесь даже нет сил плакать, а есть бесконечная горечь и сотня вопросов.

Насколько нужно быть безжалостным или слепым, чтобы не заметить ребенка? Что он плохого сделал? Мирно пас овец? Что будет с его матерью? А найдут ли его вообще? И нежели детоубийство останется безнаказанным? Сколько их было таких, мальчиков-пастушков?

За изумрудной зеленью холмов скрывается фашистский истребитель. Его пилот, не задумываясь, выпустил ливень свинца, а потом скрылся в чистом и поразительно ясном небе. Самолет в этой местности – чужак, он оказался тут совершенно случайно, а мальчика убил только потому, что он его видел.

Животные, которых пас мальчик, пытались убежать от выстрелов, но и им не удалось спастись. Свинцовый дождь задел коров и теленка, которые упали среди берез. Остальные, овцы, потихоньку начинают возвращаться на пастбище и искать своего хозяина. Одна собака осталась рядом и сообщает всем о трагедии.

Преступление не было бы таким чудовищным, если бы Пластов изобразил фронтовую обстановку или поле боя. Здесь же – контрасты: мирная осенняя природа. Именно она своей красотой и увяданием оттеняет весь трагизм смерти мальчика. Склон косогора написан не как природный мотив, а как волшебный ковер, изысканный, теплый и золотой. Ему вторит драгоценное убранство тонких березок, бархат зеленеющих озимых и багряно-алые листы кустарников, такие же, как и пятна крови на висках пастушка. Природа у Пластова может звучать, но сейчас это не песнь, а своеродный реквием по детским мечтам и надеждам.

Приглушенная колористика картины – светло-коричневые и желтоватые оттенки, свет уходящего дня как нельзя лучше олицетворяют всю трагичность сюжета, всю боль того времени и весь ужас фашизма. Картина «Фашист пролетел» не призывает задуматься, она влияет на эмоции так же, как и «Герника» Пикассо. Разница лишь в том, что сюрреалист воздействует на ассоциативное мышление, а Пластов – на безусловные рефлексы ненависти к убийцам.

Невольно возникают параллели, которые при первом взгляде оставались незамеченными. Так, багряная листва начинает восприниматься как пятна крови, оголенные ветви кустарника – как штыки орудий, а дрожь березовых листов – как плач или страх. Вся природа погрузилась в скорбь, ведь дети – это надежда всего человечества. А со смертью пастушка выходит, что надежды и вовсе не осталось. Всеобщая боль природы тесно связана с болью человека, хоть раз взглянувшего на картину «Фашист пролетел».

Такую картину просто невозможно забыть. Она одновременно подталкивает к действиям против врагов и заставляет задуматься. Мало боли за написанного Пластовым маленького мальчика – есть сегодняшние дети на далеко не мирном Донбассе, которые находятся не в другой географической широте, а совсем рядом. Там уже нет тишины, характерной для работы Пластова. Там есть плач и очередные преступления против человечества.

А зрители, вновь глядя на «Фашист пролетел» заносят в свои воспоминания, думают не о героических подвигах солдат, защищавших Родину и свой дом, а о том, какой ценой далась победа, о том, какой трагический путь был пройдет и о том, сколько детей стало жертвами войны.

"Фашист пролетел".

1942.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) в советской художественной критике назывался «певцом колхозного крестьянства». Поначалу это так и было. Его «разнузданная» картина «Колхозный праздник» (1938) с невероятным изобилием выставленной на столах красочной закуски, с беззаботным весельем колхозного крестьянства, оказавшегося, как пишут в современных северокорейских журналах, «в теплых объятиях партии», кажется остановившимся кадром знаменитого показушного сталинского фильма «Кубанские казаки». Однако последующая творческая история Пластова, прожившего большую часть своей жизни в родном симбирском селе Прислониха и написавшего 10 тысяч картин и рисунков (в большинстве своем на деревенскую тему), сильно поколебала это общее первоначальное впечатление. По-видимому, тихое отступничество Пластова от магистральной темы победы «колхозного строя» было замечено советской критикой, и его, сталинского лауреата (кстати, получившего премию в 1945 году за довольно безыдейные с точки зрения социалистического реализма картины «Сенокос» и «Жатва»), критиковали так, что этот осторожный человек позволил себе, правда, после смерти Сталина, даже возражать критикам. В секретной записке Отдела науки и культуры ЦК КПСС за февраль 1954 года о «нездоровых» настроениях среди художественной интеллигенции и «о некотором оживлении влияния буржуазной идеологии» особо отмечено, что «в ряде случаев дело доходит до проповеди аполитичности, безыдейности искусства и восхваления упадочного западного искусства» и что «имеют место неправильные высказывания о роли советской критики в развитии искусства. Так, художники Пластов и Кацман выступили на сессии Академии художеств СССР в декабре 1953 года с требованиями «обуздания» критики. Кацман заявил: ‘Мы больше не пустим грязный сапог критики в чистый храм искусства… Президиум Академии художеств должен поставить задачу – изгнать торгующих (т. е. критиков) из храма искусства’».

Великолепные полотна и акварели Аркадия Пластова, этого ученика Корина, Васнецова и Архипова, сделали его Венециановым ХХ века. В его произведениях почти нет ничего от колхозов, «железных коней», парторгов, победителей соцсоревнований, повышенных удоев, умолотов, опоросов, отелов и всего того, что ассоциировалось с победой социализма на деревне, а в сущности – с разорением и мучительной гибелью этой деревни. В картинах Пластова мы видим в основном только тяжкий физический труд людей в поле с сохой, серпом, на току с примитивной молотилкой, а также скромный быт и незатейливый отдых земляков. И во множестве портреты простых, совсем не знатных крестьян, старух, детей. Среди всех этих полотен истинным шедевром навсегда осталась трогательная картина «Весна». Примечательно, что колхозники Пластова, современники индустриализации и чкаловских перелетов, обуты в лапти. Никакая это не архаизация! Тот, кто знает повседневность сталинской глубинки, не усомнится в правдивости Пластова: лапти и калоши из шин там «вышли из моды» лишь к началу 1960-х.

Но все-таки особое место в наследии художника занимает необыкновенно популярная картина «Фашист пролетел» (первоначальное название «Немец пролетел»), написанная Пластовым в 1942 году. Позже он говорил о внутренних мотивах, побудивших его, живущего в тылу человека, написать эту картину: «Осень (надо понимать, 1941 года. – Е. А .) тогда у нас стояла тихая, златотканая, удивительно душевная. И вот что-то [пришло] непомерно свирепое, невыразимое по жестокости. Надо было сопротивляться. Надо было кричать, чтобы проснулись даже мертвые. Надо было это чудовище показать во всем его обличье». Нет сомнений, что эти чувства отчаяния, ощущения беды, хотя и не в такой идеологизированной форме (явно отшлифованной у Пластова последующим успехом картины), охватили в то время великое множество порядочных людей. Мать автора этих строк, тогда юная девушка, прожившая всю войну в тылу, в Ярославской области, вспоминала, что, просыпаясь каждое утро, она испытывала какую-то непонятную горестную тягость, которая с первым же мгновением дня овладевала душой, и сразу в сознании вспыхивало: «Ах да, война идет!» И так каждое утро такую же душевную тягость испытывала вся страна, точнее, все порядочные люди до самого победного мая 1945 года. Действительно, это была необычайная война, и не только по масштабам потерь и ожесточению, но и по нравственному напряжению души целого народа, который вдруг ощутил реальную опасность для своего существования на Земле. Это была истинная война за независимость и свободу. Вместе с тем людьми владело чувство, что они столкнулись с какой-то иной, чудовищной, будто сказочной вражеской силой, которая обрушилась на них с нечеловеческой жестокостью и поразительным машинным бездушием. Пластов отразил обыденную, повторяющуюся тысячи раз сцену той войны с нелюдями. Так же как на картине, немецкие с черными крестами на фюзеляже и включенной сиреной. В одиночку и парами, на бреющем полете, безнаказанно и хладнокровно, даже без видимой для военного дела пользы, гонялись за одиноким, бегущим по полю новобранцем; безжалостно расстреливали толпы безоружных беженцев: женщин, детей, с их скотиной и жалким скарбом: точно, как на учении, клали бомбы на санитарные поезда с отчетливо видимыми сверху красными крестами на белом поле. И этого пришельцам невозможно было простить, и тогда миллионы людей вдруг испытали непривычное в их обыденной жизни чувство жгучей, незатихающей ненависти, желания во что бы то ни стало убить этого выродка, расстрелявшего невинного пастушонка и тем нарушившего элементарные законы человеческого общежития. Именно об этом и писал Пластов, а еще ярче он это сказал своей картиной.

Существует устойчивая легенда о том, что полотно «Немец пролетел» способствовало… открытию в 1944 году Второго фронта. Действительно, картина была привезена в 1943 году в советское посольство в Тегеране, где состоялась встреча лидеров антигитлеровской коалиции и было принято окончательное решение об открытии Второго фронта и высадке десанта во Франции. Картина Пластова висела в комнатах, где работали и отдыхали премьер-министр Великобритании Черчилль и президент США Рузвельт, и якобы она произвела на них неизгладимое впечатление своей безыскусностью и трагизмом. И хотя, думаю, тронуть сердца этих людей, в своей деятельности исходивших исключительно из прагматических соображений, было непросто, но кто знает, какой может быть последняя песчинка, после падения которой рушится скала? И еще. Рядом с картиной Пластова мысленно хочется повесить страшное полотно Дейнеки «Сбитый ас» как воплощение праведной мести, все-таки настигшей нелюдь.

Евгений Анисимов. «Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка». Санкт-Петербург, «Арка». 2013 год.

Картина А. Пластова «Фашист пролетел» была написана в 1942 году. Она пробирает до слёз не только переданным на холсте драматическим смыслом, но также представляет собой некое историческое доказательство тех событий и деяний, которые происходили во время Великой Отечественной войны.

На переднем плане картины изображён лежащим на жёлтой осенней траве маленький мальчик в одежде пастушка. Его поза неестественна: правая рука вытянута вверх, за голову, а левая подвёрнута и придавлена телом к земле. На голове у мальчика видна рана, из которой льётся кровь. Рядом лежит на траве слетевшая с головы шапка, и упавший кнут пастушка.

Глядя на картину, очень хочется надеяться, что мальчик жив, что он скоро очнётся и поднимется, но художник изобразил рядом с ним чёрно-белую собачку, которая протяжно воет, подняв мордочку к небу. Поэтому становится ясно, что произошло непоправимое.

Чуть поодаль от пастушка мы можем увидеть на картине группу животных: коров и овец, часть из которых также лежат на земле в неестественных позах.

Становится понятно, что несколько минут назад случилось что-то нелепое, мальчик и животные стали невинными жертвами. На картине находятся в диссонансе мирный осенний пейзаж и переданный художником глубокий смысл произошедшей трагедии: в голове не укладывается, что же могло стать причиной гибели ни в чём не повинного ребёнка-пастушка и его подопечных.

Трагедия произошла внезапно, это понятно. И как подтверждение тому, художник изобразил перепуганную корову, которая с опаской выглядывает из-за деревьев, ставших для неё временным убежищем. Рядом с коровой остановились в неуверенности угрюмые овцы и растерянно смотрят по сторонам. Они привыкли к своему пастушку и теперь без его вмешательства стоят, словно сиротки.

Зритель не сразу замечает на картине А. Пластова причину данной трагической ситуации.

Возникает немой вопрос о том, почему маленького пастушка настигла на родной земле внезапная и такая нелепая смерть. Художник изобразил на заднем плане, в правом верхнем углу картины, еле заметную, словно затерянную в облаках, стальную птицу.

Это фашистский самолёт пронёсся над косогором, где находился беззащитный пастушок со своей собачонкой и мирно паслись животные. Фашисты, пролетая над ними, устроили жестокую расправу и понеслись дальше, выискивая новую жертву. Пролетел самолёт мимо скирды сена, над оврагом, зелёными полями, чтобы и дальше сеять град из свинцовых пуль.

Картина «Фашист пролетел», искусно написанная маслом на холсте, способна глубоко затронуть душевные струны человека. Она напоминает нам о реальном прошлом нашей страны, которое пришлось пережить народу во время фашистской оккупации. Первоначальным названием картины было: «Немец пролетел», но в связи с нормами политкорректности его изменили.