«Обучение рассказыванию

по картине « Зимние развлечения »

Вид непосредственно-образовательной деятельности : развитие речи , коммуникация. Старший дошкольный возраст 5-6 лет.

Цель : Учить детей целенаправленному рассматриванию картины - целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного; воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ .

Задачи :

1. Образовательные :

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы ;

Учить рассказывать о содержании сюжетной картины ;

Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине .

2. Развивающие :

Продолжать развивать речь как средство общения;

Активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима» ;

Обогащать речь прилагательными;

Совершенствовать диалогическую форму речи.

3. Воспитательные :

Формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область «Коммуникация» :

Совершенствовать и активизировать речь;

-развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Образовательная область «Познание» :

-развивать способность наблюдать явления природы, замечать их изменения;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Закрепить признаки зимы.

Образовательная область «Социализация»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Формировать привычку слушать собеседника и не перебивать его без надобности;

-развивать выполнение правил и норм поведения.

Виды деятельности : познавательная, коммуникативная, двигательная.

Формы организации совместной деятельности : подгрупповая.

Методы и приемы : репродуктивные и поисковые вопросы, дидактическая игра «Построим горку» ,беседа, составление рассказа по картине , схема- мнемотаблица, пальчиковая гимнастика.

Активизация и обогащение словаря : суровая, ветреная, снежная, вьюжная.

Материалы и оборудование к НОД : магнитная доска, схема- мнемотаблица «Зима» , картина « Зимние развлечения » .

Предварительная работа :

Чтение стихов о зиме,

рассматривание иллюстраций ,

Беседы по данной теме;

Наблюдение за погодой на прогулке;

Конечный результат на ребенка (планируемые результаты)

Обогащен словарный запас ребенка;

Умение составлять рассказ по сюжетной картине .

Ход занятия

Дети совместно с воспитателем входят в группу.

Воспитатель : Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Дети : Здравствуйте.

В. Молодцы.

В. Отгадайте загадку :

Снег на полях

Лед на водах

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

В. Верно. Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?

Д. Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз.

В. Молодцы. Какие стоят деревья?

В. Что лежит на крышах домов и на улице?

В. Отвечаем полным предложением.

В. Что надевают люди зимой?

Д. Шапку, шубу, теплые сапоги.

В. Как живется зверям и птицам зимой?

Д. Трудно.

В. Почему? Как можно им помочь?

Д. Сделать кормушки, давать им корм.

В. Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

В. Какие вы знаете зимние игры ?

Д. Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.

В. Верно. Зима- чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки. А горки, мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов?

В. Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим насколько высокая горка получится у вас. / Прикрепляет снежки из ваты на доску/.

В. Начинаем :

Зима какая?

Холодная

Морозная

Ветреная

Снег какой?

Пушистый

Холодный

Рассыпчатый

В. Какие вы молодцы, назвали много разных слов о зиме, высокая горка получилась у вас!

Беседа по картине « Зимние развлечения » .

В. Садимся на стульчики. / Перед детьми мольберт, картина « Зимние развлечения » /. Ребята, внимательно посмотрите на картину и скажите какое время года запечатлено? Почему вы так думаете?

Д. /называют свои ответы/ На картине зима , потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах.

В. Какая погода стояла в тот зимний день ? Однажды в теплый зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Чем были заняты дети?

Д. Дети вышли на прогулку, кататься на лыжах, на санках.

В. Молодцы, верно. /выслушивает и оценивает ответы детей/.

Один ребенок сразу же побежал на горку. Артемий, продолжи, что он делал на горке. /Воспитатель передает слово ребенку/.

Д. /рассказ ребенка/ .

В. Молодец, Артемий. Ребята, посмотрите на снеговика. Что делают девочка?

Д. Девочка прикрепляет ему метлу, а мальчик одевает на голову ведерко.

В. Ребята, какой снеговик получился?

Д. Красивый. В ярком шарфике, нос из морковки.

В. Что делает мама ребенка?

Д. Мама везет маленького ребенка на санках.

В. А кто рядом бежит, радостно визжит?

Д. Рядом бежит собака.

В. Куда собрались старшие дети?

Д. Они собрались кататься на лыжах.

В. Верно. Посмотрите, каких птиц видите на картине ?

Д. С красной грудкой- снегири.

В. Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом . Попробует рассказать Арина .

Д. /рассказывает/

В. Молодец, Арина. Настя хочет добавить в рассказ что- то интересное . /Слово передается Насте/…Молодцы, ребята.

В. Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

Д. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

В. Ребята, чей рассказ был интереснее ?

В. /Если дети рассказали хорошо , образец не давать/.

Ребята, понравилась вам картина , которую написал художник?

В. Как можно иначе назвать картину ? Какое название лучше всего подходит : «Пришла зима» , « Зимние развлечения » ?

Д. /предлагают свои ответы/.

Физкультурная пауза :

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

А под елкой спит медведь

Тихо, тихо, не шуметь.

Уточнение словаря по теме «Зима» по мнемотаблице, пальчиковая гимнастика :

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

В. Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятие?

Д. /ответы детей/.

В. Учились составлять рассказ по картине « Зимние развлечения » . Да зима волшебное время года, на улице снег чистый, пушистый, дышится легко, морозный воздух вливает в нас бодрость и мы рады проказам матушки-зимы.

Молодцы, ребята, умницы! Занятие окончено.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме:

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Цель: развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине.

1. Образовательные:

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;

Учить рассказывать о содержании сюжетной картины;

Стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.

2. Развивающие:

Продолжать развивать речь как средство общения;

Активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Зима»;

Обогащать речь прилагательными;

Совершенствовать диалогическую форму речи.

3. Воспитательные:

Формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: картина «Зимние развлечения», белая бумага размером 1/ 2 альбомного листа, цветные карандаши, цветные восковые мелки

Предварительная работа:

Чтение стихов о зиме,

Рассматривание иллюстраций,

Беседы по данной теме;

Наблюдение за погодой на прогулке.

Ход занятия

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

По лесам и по полям

Я спешила в гости к вам.

По горам и по тропинкам,

Уложила я тропинки,

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила

Д. Зимушка - зима.

В. А сейчас какое время года? (Зима.)

В. Назовите зимние месяца. (Декабрь, январь, февраль.)

В. Верно. Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?

(Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз. Кругом снег.)

В. Молодцы. Какие стоят деревья? (Белые.)

В. Что лежит на крышах домов и на улице? (Снег.)

В. Что надевают люди зимой? (Шапку, шубу, теплые сапоги.)

В. Как живется зверям и птицам зимой? (Трудно.)

В. Почему? Как можно им помочь? (Сделать кормушки, давать им корм.)

В. Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

В. Какие вы знаете зимние игры? (Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.)

В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадки.

Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня (коньки)

Бегут по дорожке
Доски да ножки(лыжи)

Ой, насыпало снежка
Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду
Через двор коня веду
С горки вниз на нём лечу
А назад его тащу. (санки)

Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век
Морковка-нос. В руке- метла
Боится солнца и тепла. (снеговик)

Этой палкой бей смелей,

Чтоб удар был как из пушки,

Это палка - для хоккея

И она зовётся ….. (клюшка)

Давай, дружок, смелей, дружок,

Идут по кругу, изображая,

Кати по снегу свой снежок.

Будто катят ком.

Он превратится в толстый ком,

"Рисуют" руками круг.

И станет ком снеговиком.

"Рисуют" снеговика.

Его улыбка так светла!

Улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза,

Прикрывают голову ладошкой,

Трогают нос, держат метлу.

Но солнце припечет слегка -

Приседают

Увы! - и нет снеговика.

Разводят руками

В. Верно. Зима - чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки и играть в снежки. Я и сейчас хочу с вами поиграть в снежки. Я буду бросать вам снежок и задавать вопрос. А вы должны его поймать и ответить на вопрос.

В. Итак, начнём.

Зима какая? (Снежная, холодная, суровая, морозная,)

Снег какой? (Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий)

Настроение какое? (весёлое, радостное, прекрасное)

В. А хотите посмотреть, как проводят время зимой другие дети? (Да.)

(педагог демонстрирует картину «Зимние развлечения») .

Основная часть:

Рассмотрим картину, какое время года изображено на картине?

Почему вы думаете, что зима?

Что вы на ней видите, расскажите (дети катаются на санках с горки, катаются на лыжах, на коньках по льду, несколько детей лепят снеговика) .

Каким был снег в тот день, когда гуляли дети? (белым, чистым, липким) .

Почему думаете, что снег липкий? (потому, что лепят снеговика) .

Какие лица у детей? (веселые, радостные, улыбчивые) .

Дети замерзли когда гуляли? (нет, у всех щеки красные, дети много двигаются, одеты в теплую, зимнюю одежду)

«Куянкай»

Ак куянкай утырган,

Колакларын селкетә.

Менә шулай, менә шулай баш өстенә куеп,

Колакларын селкетә. кулларын селкетәләр

Куян,туӊа башлагач,

Аякларын җылыта.

Менә шулай,менә шулай әле бер,әле икенче куллары

Аякларын җылыта. белән кул аркаларын сыйпыйлар

Куян һаман да туӊа,

Сикергәләп тә куя.

Менә шулай,менә шулай куяннар кебек

Сикергәләп тә куя. сикерәләр

В. - Итак, послушайте мой рассказ.
Наступила зима. Дети вышли на прогулку. Света и Таня катаются на коньках. Коля и Вася играют в хоккей. Маша и Петя катаются на лыжах с горки. Наташа, Вика и Тимур катаются на санках с горы. Вера и Дима делают снеговика. Всем было хорошо и весело. Настроение у всех детей было радостное.

В. А теперь вы ребята попробуйте рассказать мне свой рассказ. (Воспитатель слушает рассказ 4 -5 детей, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).В. Молодцы. Задание «Закончи предложение». Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью :

Зимой бывает снегопад, а осенью….листопад.
- Зимой бывает снег, а летом… дождь.
- Зимой снег падает, а весной…тает.
- Зимой катаются на санках, а летом…на велосипеде.
- Зимой лес спит, а весной… просыпается.
- Зимой катаются на коньках, а летом…на роликах.
- Зимой бывает холодно, а летом… жарко.
- Зимой деревья белые, а осенью… жёлтые.
- Зимой растут сугробы, а летом растут… цветы.
- Зимой лепят снеговика, а летом… песочные пирожки.
- Зимой насекомые прячутся, а весной…вылезают.

В. - Ребята, вы хорошо поработали на занятии, а сейчас предлагаю стать художниками и нарисовать, как вы любите развлекаться зимой.

Итог. Итак, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня вспомнили, какое весёлое время года - зима. Как много игр и забав она нам приготовила. Ребята, а что вам понравилось на занятии? Запомнилось?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида «Детский сад № 2 «Алтынчеч»

Мензелинского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Валентина Стукалова
Конспект НОД в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Занятие по познавательному развитию в старшей группе

Тема : «Составление рассказа по картине «Зимние забавы "

Программные задачи : Упражнять детей в диалогической речи, Постановка вопросомв к фрагментам картины , Составление рассказов -миниатюр из 3-4 предложений по представлению детей. Развивать творческое воображение. Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Оборудование : Картина «Зимние забавы » .

Ход занятия.

Звучит музыка, воспитатель загадывает загадку :

Кто – угадай-ка

Белая хозяйка?

Тряхнет перинкой –

Над миром пушинки. (зима) .

Воспитатель : Дети, а почему вы решили, что эта загадка про зиму? (отве-ты детей) .

А вы любите зиму? (ответы детей) .

А почему вы любите зиму? (ответы детей) .

А что можно делать зимой? (ответы детей) .

Воспитатель : Зима – чудесное время года, многие писатели, поэты воспевали зимнюю красоту , Послушайте, какое красивое стихотворение о зиме написал великий русский поэт А. С. Пушкин.

Ребенок читает : Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай .

Нам не стать привыкать-

Пусть мороз твой трещит :

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель : Очень красивое стихотворение, Многие художники писали картины о зиме . Посмотрите, я принесла картину . Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по этой картине . Как можно назвать картину ? (ответы детей) . Вы придумали хорошее название, но правильно эта картина называется «Зимние забавы » . Какое время года художник изобразил на этой картине ? (ответы детей) . А почему вы думаете, что зима? (ответы детей) . Кого вы видите на картине ? Как одеты дети? (ответы детей) . Почему нельзя надевать шубы, валенки, когда катаешься на коньках, лыжах? (ответы детей) .

Пальчиковая гимнастика :

Падал снег на порог

Кот слепил себе пирог

А пока лепил и пек

Ручейком пирог утек

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

Воспитатель : Давайте, придумаем рассказ по этой картине , Я придумала, а вы послушайте.

«В солнечный, зимний денек , дети пришли к реке, чтобы покататься на санках с горки. Дети весело катаются с горки. Сережа и Алеша катаются на лыжах. В далеке на замершей реке, дети катаются на коньках. В этот день всем было очень весело».

Дети, а кто из вас хочет рассказать свой рассказ по картине «Зимние забавы » .

Примерные рассказы детей :

Дети пришли кататься на санках с горки. На реке дети весело катаются на коньках. Два мальчика приготовились съехать на лыжах с горки.

Дети катаются на санках с горки. Два мальчика упали с санок, им очень весело, На реке замерз лед, дети катаются на коньках.

Ясным, зимним днем , дети решили покататься на лыжах и коньках. Старшие дети катаются на лыжах и коньках. Малыши весело катаются на санках.

Воспитатель : Молодцы, дети, вы придумали интересные рассказы по кар-тине . А вот Лера вам вместе с папой придумали стихотворение, которое относится к зимним забавам .

Ребенок читает стихотворение :

«Зимние забавы » .

Хорошо зимою снежной

Нам на лыжах с горки мчаться,

А с горы высокой, скользкой

Нам на саночках кататься.

Речку лед сковал прозрачный,

На коньках по льду скользим мы

И тогда уж всем нам ясно

Почему мы любим зиму!

Воспитатель : Хорошее стихотворение вы придумали с папой.

Итог занятия : Дети, о чем мы сегодня с вами говорили. (ответы детей) . Что вы учились делать? (составлять рассказы по картине «Зимние забавы » ).

Все вы молодцы.

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения» Тема:"Составление рассказа по картине "Зимние развлечения" Цель занятия: 1. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Описательный рассказ по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: описательный рассказ по картине «Зимние забавы» (с использованием социоигровых технологий).

Задачи: Образовательные задачи: -учить составлять описательный рассказ по картине «Лиса с лисятами» с опорой на мнемотаблицу; -учить составлять.

Коррекционно-образовательные цели.
Закрепление представлений о зиме и ее предметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зима и зимние забавы”. Активизация глагольного словаря, словаря прилагательных. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, составление простых предложений, употребление простых предлогов). Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).

Коррекционно- развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно- воспитательные цели. Формирование доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, сюжетная картина “Зимние забавы”, сюжетные картинки- фрагменты, мяч, картинка с изображением вьюги, полоски- схемы слов (по количеству детей), цветные карандаши.

Ход занятия.

1.Организационный момент (объявление темы занятия, создание эмоционально-положительного фона. Активизация словаря по теме “Зима”,совершенствование грамматического строя речи)

Дети проходят в кабинет и встают рядом со своими стульчиками.

Логопед: Сейчас сядет тот, кто подберет слова по теме «Зима»

Логопед произносит прилагательные, а дети подбирают к ним существительные.
Снежный (что?)....Морозный (что?)….Сильный (что?)….

Снежная (что?)….Ледяная (что?)….

Белый (что?)…. Холодная (что?)….

Логопед: Молодцы, правильно подобрали слова.

2.Рассматривание сюжетных картинок - фрагментов к сюжетной картине «Зимние забавы», самостоятельное составление предложений по картинкам - фрагментам («Рисунки2-7»).

(расширение глагольного словаря, развитие диалогической речи)

На наборном полотне выставлены картинки -фрагменты. Детям дается время для свободного рассматривания, а затем логопед задает вопросы

- Кто изображен на картинках?

Что делают дети?

В какое время года можно играть в эти игры?

3. Игра с мячом «Какой? Какая? Какое?»

(активизация словаря прилагательных)

Логопед предлагает детям встать и поиграть в мяч.

Логопед: Сейчас я буду вам бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете ловить его и давать ответ на этот вопрос.

Снег какой?- белый, холодный, скрипучий.

Ветер зимой какой- колючий, холодный сильный.

Воздух зимой какой?- свежий, морозный, холодный.
Горка какая?- Ледяная, скользкая, высокая.

Лед какой?- блестящий, скользкий, гладкий.

4.Упражнение «Вьюга» («Рисунок8») (развитие силы голоса, расширение и уточнение словаря по теме ”Зима”)
Логопед предлагает детям подойти к наборному полотну и помещает на него картинку южного зимнего дня.

Логопед: На этой картине изображена вьюга. Что такое вьюга и как можно назвать вьюгу по-другому (метель, буран, сильный ветер)?
Сейчас мы поиграем в игру- Вьюга, вы будете петь звук “у” то тихо, то громко, в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше рука, тем громче вы должны петь, чем ниже- тише петь.

5. Беседа по сюжетной картине «Зимние забавы»(«Рисунок1») и ее фрагментам. (развитие связной диалогической речи, зрительного внимания)
Логопед помещает на наборное полотно картину «Зимние забавы» и ее фрагменты, предлагает детям сопоставить картину в целом и картинки- фрагменты, вместе придумывают название картины, составляют предложения.

6. Упражнение «Снеговик» (координация речи с движением, развитие общих речевых навыков)
Логопед приглашает пройти детей на ковер и выполнить упражнение.

Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая,

Кати по снегу свой снежок. Будто катят ком.

Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика.

Его улыбка так светла! Улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза,

Прикрывают голову ладошкой,

Трогают нос, держат метлу.

Но солнце припечет слегка- Приседают

Увы!- и нет снеговика. Разводят руками

В. Егоров

7. Составление рассказа по картине « Зимние забавы» (развитие связной речи, зрительного внимания)

Логопед: Давайте составим рассказ по картине, вспомним какое время года на ней изображено, кто изображен на ней, что делают дети на картине, какие зимние развлечения нарисованы на ней?

Дети составляют предложения, логопед при необходимости помогает, задает наводящие вопросы.

8. Упражнение «Определи место звука в слове» (совершенствование навыка звукового анализа слов- выделение согласного на фоне слова)

Логопед предлагает детям пройти за стол на котором лежат полоски-схемы слов. На наборном полотне картинки с изображениями: кот, носок, персик, комар, окно, ветка.

Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на задание. Нужно будет закрасить соответствующую клеточку, определив место звука (к) названиях картинок. Первая клеточка- звук в начале слова, вторая- в середине слова, третья- звук в конце слова.

Дети выполняют задания и комментируют свои действия.

9. Окончание занятия (оценка работы детей)

Детям предлагается вспомнить все задания, которые выполнялись на занятии, сказать, что больше всего им понравилось делать.

You have no rights to post comments

Конспект НОД по речевому развитию на зимнюю тему в подготовительной группе ДОУ

Пусенкова Светлана Сергеевна, воспитатель МБДОУ № 27, г. Мурманска.
Программые задачи:
1. Продолжать обучать детей составлению рассказа по картине с использованием опорных символов;
2. Учить детей использовать в речи сложносочинённые предложения с союзом «а»;
3. Активизировать словарь признаков по лексической теме «Зима»;
4. Развивать у детей ассоциативное мышление, зрительное восприятие, внимание.
Картина "Зимние забавы", для описательного рассказа.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Снеговик – Почтовик». Он принес нам картину от Деда Мороза. Эта картина называется «Зима». Но в картине есть ошибки, Дедушка Мороз просит нас, ее переделать и рассказать, что бывает осенью, а что бывает зимой.
Осенью идёт дождь, а зимой идёт снег.
Осенью листья на деревьях краснеют и желтеют, а зимой деревья стоят голые и на них лежит снег.
Осенью земля покрыта опавшими листьями, а зимой на земле лежит снег.
Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимой для зимующих птиц люди делают кормушки.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием Деда Мороза. Вот теперь эту картину действительно можно назвать – «Зима».
Воспитатель: Дед Мороз просил Снеговика узнать: любят ли дети зиму и какие они знают красивые зимние слова. Вот в сумке Снеговика три конверта, откроем и посмотрим что же в первом конверте. Здесь написано какое – то слово, прочитайте его. (Дети читают слово – зима). Ещё в конверте лежат картинки, посмотрите на них и скажите, как красиво, ласково можно назвать зиму? (волшебница, красавица, чародейка).
Воспитатель: Давайте, скорее, прочитаем слово из второго конверта (слово-снег). Посмотрите на картинки и скажите, какой бывает снег? («сахар» - белый, «шапка» - пушистый, «мороженое» - холодный, «подушка» - мягкий). Молодцы! С этим задание вы справились, открываем третий конверт, что здесь написано? (погода). Посмотрите внимательно на картинки и расскажите, какая погода бывает зимой? (ветреная, снежная, морозная, ясная).
Молодцы, я думаю, Деду Морозу понравилось бы как вы выполнили задание. А теперь скажите, вы любите зиму? За что вы её любите? Что вы любите делать зимой? Дети отвечают полным предложением (Я люблю зимой кататься на лыжах….)
Наверное, вы устали, давайте с вами немного отдохнем, покажем и расскажем Снеговику, как мы греемся на улице зимой, когда замёрзнем.
Физминутка «Мы с тобой снежки лепили»
Отдохнули, а теперь расскажем Снеговику - Почтовику, как дети умеют развлекаться на улице зимой. А Снеговик передаст это Дедушке Морозу. У нас и картина такая есть, называется она «Зимние развлечения». Послушайте внимательно мой рассказ.
Наступила волшебница-зима. Погода стояла ясная, морозная. Детки тепло оделись и вышли на улицу гулять. Оля, Катя и Миша начали катать из снега комки, чтобы слепить большого снеговика. Вдали мальчишки играли в снежки, они лепили их и бросали друг в друга. А вот и горка! На ней дети быстро скатываются вниз на саночках. Все любят зиму, а особенно дети. Именно в это замечательное время можно от души повеселиться.
Воспитатель: Какое время года наступило?
-Как вы догадались, что наступила зима?
- Какая погода стояла в этот зимний день?
- Как оделись дети, и куда они пошли?
- Что делали Оля, Катя и Миша?
- Расскажите, как они лепили снеговика?
- Во что играли мальчики вдали?
- Расскажите, как они играли?
- Чем занимались другие дети?
- Как вы думаете, дети рады зиме?
- Как вы считаете, что дети будут делать, когда придут домой после прогулки?
Молодцы! В нашем рассказе будут три части. В начале надо рассказать какое было время года и какая была погода. Потом вы будите рассказывать, куда пошли дети и что они делали на улице. И в конце нужно рассказать что делали дети, когда вернулись домой.
Составление рассказа детьми по частям, опираясь на мнемокартинки.
Оценка рассказов детей.