Я не буду сейчас расписывать всех действий по шагам, чтобы эта заметка не превращалась в огромную статью. Просто скажу, что сам, натурально, научился править баланс белого при помощи функции "Уровни" Photoshop"а.

С моего фотоаппарата, в авторежиме, большинство станций метро получаются неестественного цвета из-за местного освещения. Думать о балансе белого во время съёмки мне не удобно, поскольку приходится копаться в настройках, а идея мимолётна - она приходит и уходит. Пять секунд ты видишь нужную картинку, а через пять секунд она тебе уже не нравится. Нужно ловить момент. Так что для меня функция корректировки баланса белого в фотошопе - это величайшая находка. Тут хочу поблагодарить Алексея Клочкова, подсказавшего мне комбинацию клавиш "Ctrl + Shift + L" для настройки автоуровня. Но программа автоматически редко делает хорошо (среди проделанных мною опытов в пропорции 1 из 10), посему пришлось обратиться к ручной настройке "Ctrl + L", где посредством передвижения ползунков получалось уже хорошо, но не достаточно. Вскоре, методом проб и ошибок, я нашёл одну кнопку, которая делает, на мой взгляд, хорошо и просто. Называется кнопка "Установка точки серого" и необходима она для того, чтобы указать программе, где, на ваш взгляд, чОрт возми, находится настоящий серый цвет. Под серым тут понимается именно тот цвет, который получается при смешивании чёрного и белого. Знаете его в лицо? Прекрасно, дерзайте. Для незнающих подскажу, что прекрасно подходят те области хромированных поверхностей, на которых нет ни отблесков, ни чьих-либо отражений. Обычно, таковые на снимке найти не трудно. Если трудно, то можно навести программу на чисто белый или на чисто чёрный цвета, но тут уже можно либо пересветить все яркие элементы, либо излишне затемнить все тёмные. А точка серого даёт некий оптимальный, на мой взгляд, результат по корректировке баланса белого. Но ещё раз подчёркиваю, что это субъективно оптимальный результат, ибо кто-то примет его, а кто-то выбросит из рассмотрения. У всех свои методы коррекции фотографий. Я освоил и принял этот.

Без коррекции баланса белого


С коррекцией баланса белого по точке серого, выбранной на балюстраде эскалатора


Без корректировки баланса белого


С коррекцией баланса белого по точке серого, выбранной на мусорной урне

Эта статья будет интересна прежде всего тем, кто предпочитает сохранять фотографии сразу в формате Jpeg, игнорируя RAW. Причин может быть много - экономия места на флешке в путешествии, отсутствие желания возиться с обработкой фотографий на компьютере, в конце концов - отсутствие поддержки RAW в фотоаппарате.

То что RAW представляет больше возможностей "вытянуть" испорченный снимок - известно всем. Тем, кто снимает в RAW не страшны никакие глюки в работе автоматики - на компьютере потом можно почти все исправить.

У JPEG возможности коррекции фото гораздо меньше, но они все-таки есть. В этой статье рассмотрим как исправить наиболее часто встречающуюся проблему - неправильно выставленный баланс белого

В качестве примера была использована фоторабота "Утро в лесу":

Способ 1

Открываем файл в Фотошопе. Вначале просто идем и смотрим Уровни (Images-Ajustments-Levels или просто нажимаем Ctrl+L). Особое внимание обращаем на гистограмму

Запускаем любой из автоматических инструментов (Авто тон, Авто цвет), например Авто уровни. Получим следующее

Хорошо видно, что цвет снега стал гораздо ближе к белому. Но внимательно посмотрите на гистограмму – видны характерные вертикальные разрывы в виде «гребенки», что свидетельствует о потерях в качестве изображения. Ухудшение качества объясняется тем, что на каждый цветовой канал 8-битового изображения приходится только 256 уровней (оттенков). А после правки (применения средств Levels, Curves и т.д.) количество таких уровней на каждый канал существенно уменьшается, что влечет за собой потери в качестве и детализации изображения. Говоря проще, это нарушает передачу градиентов на снимке. Например, вместо плавного перехода цвета неба от темно синего до голубого получите легко различимые ступеньки.

Для примера обработка инcтрументом «Уровни» простого диагонального градиента

Согласитесь, что это смотрится как две разные картинки.

Способ 2

Попробуем другой путь. Создаем корректирующий слой – в самом внизу ищем иконку создания корректирующего слоя:

Нажимаем на нее и в открывшемся списке выбираем «Levels». У нас появился новый корректирующий слой, отмеченный на рисунке красной стрелкой, выше я выделил изображение трех пипеток – черной, серой и белой, для выделения соответствующих участков на фотографии.

Нажмем на серую пипетку, курсор примет ее вид и этим инструментом нажмем, например, на тени от елки в левом нижнем углу (выделено красным)

Результат сильно зависит от точности попадания в серый участок, но он будет уже гораздо лучше предыдущего варианта. Внимательный читатель заметит, что «гребенка» на гистограмме никуда не исчезла, но стала поменьше.

Способ 3

Делаем копию слоя

К новому слою применяем фильтр Filter – Blur – Average, получаем такой равномерно окрашенный синеватый слой

Инвертируем цвет этого слоя нажав комбинацию клавиш Ctrl+I. Цвет слоя копии изменится на непонятно-желтоватый.

Затем меняем режим смешивания с «Normal» на «Color» и изменяем прозрачность слоя (Opacity) до 20-30 процентов (цифра подбирается опытным путем)

Объединяем слои, например выполнив в меню Layer – Flatten Image.

Видно, что результат по гистограмме достаточно мало отличается от исходника. От «гребенки» полностью избавиться не удалось, но она не такая пугающая.

Наконец, сравниваем конечный вариант обработки фотографии с исходным:


Способ 4

Открываем картинку в Photoshop и переводим ее из режима RGB в режим Lab.

Нажимаем Ctrl+L - открывается гистограмма уровней. Если посмотреть внимательно, каналы стали другими, нежели в режиме RGB - яркость, канал "а" и канал "b". Для чего они нужны?

С яркостью, я думаю, все понятно. Канал "А" используется для регулировки оттенка в диапазоне "пурпурный-циановый", а канал "B" - "желтый-голубой". Он-то нам и нужен!

Выбираем в диалоговом окне Канал "В" и смещаем бегунок влево до тех пор, пока лишняя синева не уйдет c картинки.

Переводим изображение обратно в режим RGB и сохраняем его.

Сравним то что было с тем, что стало.


И гистограммы...


Способ 5 (Adobe Lightroom)

Если у вас есть программа Adobe Photoshop Lightroom, поздравляю, вы избавлены от мучений! Загружайте фотографиюв Lightroom, идите в инструментарий Develop (1), выбирайте пипетку (2) и помечайте ей то место, которое будет "считаться белым". После этого можно подкорректировать цветовой оттенок ползунками (3). Фактически - процесс обработки Jpeg в Lightroom ничем не отличается от обработки RAW (за исключением того, что последний имеет больший запас полезной информации, которая позволяет вытянуть картинку из самой глубокой синевы или желтизны).

Выберите правильные материалы. Конечно вы можете рисовать обычным карандашом, на обычной бумаге, но для теней вам стоит использовать специальные карандаши. Вы можете найти недорогие карандаши для рисования практически в любом магазине. Постарайтесь найти жесткую бумагу, которая сможет впитать в себя тени.

Сделайте линейный набросок вашего объекта. Используйте существующий объект или фотографию объекта. Самое главное, чтобы ваш объект был неподвижным, так у вас будет много времени рисовать его.

  • Приглядитесь к домашним предметам. Домашние вещи, например цветы, кухонные принадлежности или часы, могут быть отличными объектами для рисования. Вы можете также нарисовать что-то, что вы коллекционируете: шапки или фигурки.
  • Используйте контрастное пространство, чтобы сделать контуры вашего объекта точнее. Контрастное пространство, это пространство вокруг вашего объекта, к примеру, если вы рисуете стул, это пространство между ногами стула и полом.
  • Если вы используйте фотографию, чтобы срисовать что-то, постарайтесь распечатать ее в черно-белом цвете. Таким образом, вы сможете сделать более точные тени.
  • Определитесь с ахроматическими цветами. Ахроматические цвета начинаться с белого и заканчиваться черным цветом, имея посередине несколько оттенков серого. Тем не менее, большинство объектов используют всего пять разновидностей серого.

    • Чтобы создать шкалу ахроматических цветов, вам стоит начать с того, что вы нарисуете прямоугольник. Вы можете нарисовать его в углу вашего рисунка или не чистом листке бумаги.
    • Разделите прямоугольник на пять частей, и прономеруйте их. Вы можете разделить прямоугольник на большее количество частей, чтобы у вас было больше оттенков теней, но для начала вам хватит 5.
    • Нарисуйте 5 разных оттенков серого, начиная с белого (самый первый квадрат) и заканчивая черным (последний квадрат).
    • Не стоит иметь черный и белый цвет в ахроматических тонах, кроме того случая, если ваш объект находится под прямыми лучами света. Лучше использовать только серые тона.
  • Найдите источник света. Тени падают против света, и самые светлые части будут ближе к свету. Самые темные части будут дальше от света.

    • Уделите особое внимание отражениям, так как они могут быть самым ярким местом вашего объекта.
    • Ваш источник света создаст тени, которые вам придется зарисовать. Тени делают рисунок более реалистичным, по этому, не забудьте нарисовать их.
  • Выберите способ штрихования. В зависимости от вашего объекта, источника света и вида вашего рисунка, вы можете выбрать между несколькими видами рисования теней. Некоторые из самых популярных это прямая штриховка, крестовая и круговая штриховка.

  • Сделайте пробные тени. Так как вы ещё в начале вашего рисунка, не стоит делать жесткие и темные тени, чтобы вы могли легко их стереть, если понадобится. Рисуйте мягко и постепенно заполняйте те места, которые надо.

    • Оставьте самые светлые части вашего рисунка белыми.
    • Сравнивайте ваш рисунок с вашим объектом, чтобы быть уверенным, что вы рисуете правильные тени, в правильных местах.
  • Добавьте несколько слоев теней. Постепенно затемняйте, накладывая больше слоев тени. Контраст между темными и светлыми местами, должен стать ощутимее.

    • Используйте шкалу ахроматических тонов. Вы сможете иметь одинаковые оттенки серого на всем рисунке.
    • Не спешите. Процесс напоминает проявление черно-белой пленки, он происходит постепенно. Терпение ключ к успеху.
    • Чем больше вы углубляете ваши тени, тем менее заметными будут становиться контуры вашего рисунка. В настоящей жизни, ничего почти не имеет видимых, черных контуров. То же самое должно происходить и в вашем рисунке.
  • Дата публикации: 04.01.2017

    Чтобы рисунок выглядел более реалистичным, мы делаем тени, тем самым создаем ему объем.

    Понятие терминов свет, тень, светотень, рефлекс, полутон и блик

    Свет - самая светлая часть рисунка. Без него нельзя придать объекту объем, так как мы видим формы предмета только при хорошем освещении.

    Тень - неосвещенная часть предмета. Тень на неосвещенной стороне предмета называется собственной, а отбрасываемая тень называется падающей.Собственная тень всегда темнее, чем падающая.

    Светотень – это переход от светлого участка объекта к темному.

    Рефлекс – отражение того, что окружает предмет на рисунке. Рефлекс всегда будет темнее полутонов и светлее тени, так как это ее часть.

    Полутон - плавный переход от света к тени без видимых границ. Он есть только там, где лучи солнца падают на предмет только под определенным углом.

    Блик - светлая часть зеркального объекта. На рисунке оно часто выглядит как белое пятно, отражающее от себя солнечные лучи.

    От чего зависит тень?

    Степень освещенности предмета зависит от освещения в комнате, угла падения лучей и источника света, расстояния между предметом и источником света. Существует естественное и искусственное освещение. Естественное освещение - это свет от солнечных лучей, а искусственное - это свет от источников света, сделанных человеком. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность предмета и наоборот. Свет и тени на переднем плане должны быть контрастнее, так как более заметны. Плоскости, которые направлены к свету, самые яркие.

    Как правильно затенить объект

    Для начала надо правильно понять форму, которую нам необходимо затенить. Более сложные объекты, такие как человек, природа или вещи построены из самых легких форм предмета – сферы, цилиндра и куба.

    Итак, для начала выбираем карандаш. Тени лучше всего рисовать карандашами 8b. Лучше всего иметь простые карандаши разной твердости, чтобы рисунок получался более объемным.

    Следующий шаг: надо заточить карандаш. Лучше всего это делать канцелярским ножом, так как грифель получается длиннее и тоньше.

    Далее делаем набросок нашего объекта, который мы будем затенять. Слегка нажимая на карандаш, вырисовываем очертания объекта. Лучше рисовать с натуры, видя предмет своими глазами, так легче определить тень. Поставьте предмет перед собой и включите свет, и вы увидите, что он отбрасывает тень, которую впоследствии вы перенесете на рисунок.

    Затем определите источник света, чтобы наметить, где будет тень предмета.

    Штрихи

    Штрихи прерывистые линии, помогающие затенить объект на рисунке.

    Выберите способ штриховки, который вам удобен. Существуют три вида штриховки: прямая, круговая и крестовая. Прямая штриховка рисуется параллельными линиями и отлично подходит для таких объектов, как волосы, платья и так далее.

    Круговая штриховка делается с помощью кругов разного размера и разной силы нажима. Это позволяет создать более реалистичный объект.

    Крестовая штриховка делается с помощью крестообразных линий, которые позволяют придать более темную тень вашему объекту на рисунке.

    Всегда держите карандаш как можно более горизонтально, чтобы тени были натуральными.

    Я вам предлагаю на отдельном листке попробовать все виды штриховки и выбрать более удобный для вас.

    Переходим к самому главному- штриховке. На объект накладываете сначала один слой штриховки, рядом с ним рисуете другой слой, чтобы наши два слоя не пересекались. Если они пересекутся, то образуется темное место, от которого в процессе работы сложно избавиться. После того, как вы наложили первые слои теней, в промежутках между слоями накладываете второй слой, но штриховка должна быть другая, то есть надо изменить наклон штрихов. Затем сверху, там где надо, накладываете третий, четвертый, пятый и последующие слои штрихов.

    Растушевка теней

    Теперь, когда штриховка сделана – надо растушевать линии. Пальцами это делать не надо. Для этого можете взять ткань, кусок бумаги и аккуратно, плавными движениями, сильно не нажимая, разотрите карандаш. Затем посмотрите на ваш рисунок. Если нравится – то хорошо, а если же нет – то приступаем к следующему шагу.

    Исправляем ошибки

    Самая распространенная ошибка – неправильно определена тень, блик и так далее. Для исправления еще раз проверьте, в том ли месте у вас тень и видно ли блик и рефлекс. Контуры между светлыми и темными местами не должны быть четкими. Если же образовались темные стыки между слоями штриховки, возьмите ластик и аккуратно прикоснитесь к темному месту. Повторяйте этот шаг нужное количество раз.

    С первого раза ни у кого не получается. Вы должны стремиться к совершенству, идти к своей мечте. Помните, что даже самые великие и известные художники не сразу начали рисовать картины, а начинали с простых вещей, которые, возможно, учитесь рисовать вы.

    Чтобы правильно нарисовать любую объемную фигуру, ее надо проанализировать. То есть, обратить внимание из каких геометрических форм она состоит. Обычно любая сложная форма разбивается мысленно на несколько простых — шар, цилиндр, конус параллепипед, куб.

    На цилиндрической поверхности тени располагаются в зависимости от яркости и удаленности источника освещения. Рассмотрим пример рассеянного освещения спереди и слева на цилиндре.

    Там, где свет падает на предмет почти прямо, образуется светлое место (на цилиндре это светлая полоса вдоль всей длины). Этот участок называют светом . Вокруг него свет падает по косой, как бы скользит по поверхности — здесь образуется полутень (или полутон). После этого участка есть место, куда солнечные лучи не проникают, там мы видим темную полосутень . Следом за ней опять идет немного освещаемый участок — полутень или еще его называют рефлексом . Он образуется в результате отсвета от предметов или плоскостей, находящихся рядом.

    Штрихи всегда необходимо наносить по форме предмета. Горизонтально или вертикально. В некоторых случаях можно совместить различную штриховку, чтобы подчеркнуть или усилить тени.

    Теперь попробуем нарисовать шар. Я уже рассказывала, как с помощью вспомогательных линий построить окружность. Когда окружность построена, лишние линии надо стереть (постарайтесь вспомогательные линии наносить как можно легче и тоньше).

    Градации свето-тени на шаре располагаются так же, как и на цилиндрической поверхности, только по форме шара. Также есть сильно освещенное место — свет , плавно переходящее в полутень , а затем в тень . За тенью обычно всегда следует еще одна полутень — рефлекс . Если поверхность шара не матовая, на месте света можно увидеть ярко-белое пятнышко — блик .

    Размещение света и тени на предмете зависит от того с какой стороны и под каким углом находится источник света. Если источник очень яркий, тени становятся более насыщенными и резкими, если свет рассеянный, то переходы более плавные и мягкие.

    Если теперь мы посмотрим на кувшин, то увидим, что он состоит из цилиндра, шара и усеченного конуса (сверху вниз). Теперь, понимая, как надо расположить тени, остается только начать наносить штрихи по форме кувшина.