Музей Серебряного века открылся 26 октября 1999 года. Экспозиция развернулась в доме, где с 1910 по 1924 год жил поэт, писатель, критик, филолог-пушкинист Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924).

В 1999 году, в год 200-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина, открыта экспозиция «А.С. Пушкин и русская литература Серебряного века русской литературы». Более десяти лет продолжалась реставрация, завершением ее стала экспозиция, практически целиком основанная на материалах из фондов музея.

Единичные экспонаты были взяты из частного собрания. Над созданием экспозиции под руководством заведующего музейным отделом М.Б. Шапошникова работали заслуженный работник культуры Е.Д. Михайлова, научные сотрудники Н.А. Виноградова, И.А. Гладыш, заслуженный художник России А.А. Тавризов и другие.

Дом в стиле «северный модерн» купец-обувщик И.К. Баев перестроил из деревянного двухэтажного особняка в 1910 году. Архитектор — В.И. Чагин. Летом того же года у домовладельца Баева квартиру на первом этаже снял поэт В.Я. Брюсов, и особняк москвичи стали называть «Домиком Брюсова», хотя Брюсову дом никогда не принадлежал.


В мемориальном кабинете В.Я. Брюсова находятся вещи, принадлежавшие поэту: его библиотека, дубовый стол, часы, мебельный гарнитур с обивкой 1910-ых гг., картины и рисунки, подаренные поэту художниками Ф. Рербергом, К. Феофилактовым, А. Койранским, Н. Сапуновым, Н. Гончаровой. На экспозиции второго этажа находятся уникальные рукописи и портреты Л. Рейснер работы В. Шухаева, М. Волошина кисти Б. Кустодиева, портрет Андрея Белого работы Л. Бакста.

Режим работы:

  • вторник, пятница-воскресенье — с 11:00 до 18:00;
  • среда, четверг — с 11:00 до 21:00;
  • понедельник — выходной день.

Стоимость билетов:

  • полный — 150 рублей;
  • льготный (пенсионеры, школьники, учащиеся средних специальных заведений, студенты и аспиранты вузов РФ старше 16-ти лет) — 100 рублей;
  • лица до 16-ти лет — бесплатно.

Узнать подробности можно на официальном сайте.

Музей Серебряного века иллюстрирует короткую, но бурную и многообразную эпоху развития русского искусства, прежде всего поэзии. Сменяющие друг друга или соперничающие одновременно литературные течения представлены здесь наряду с мемориальным жилищем одного из ярких деятелей того времени – Валерия Брюсова. Отдельный интерес представляет место размещения музея Серебряного века, это старинный купеческий особняк, перестроенный в начале прошлого столетия.

Нынешний облик дома, в котором долго проживал Валерий Брюсов, напоминает типичный коттедж наших дней, при этом строение достаточно оригинально. Архитектор Чагин построил его в манере модерна со скандинавским уклоном, без особых украшений, но разнообразным по формам.

Особенно выделяется выполненный в виде башенки входной комплекс с арочной нишей, где устроен собственно вход. На стене рядом с аркой укреплена мемориальная доска с барельефом Брюсова, датами его жизни и временем проживания в особняке.

Потомственный торговец обувью Иван Кузьмич Баев, по некоторым данным, состоял в литературно – художественном кружке, возглавляемом Брюсовым. В реконструированном отцовском доме его семейство заняло верхний этаж и мансарду, а помещения первого этажа сдали в аренду знаменитому поэту. После революции верхние помещения предоставили библиотеке района, внизу продолжал проживать Брюсов до своей смерти, затем его супруга до 1964 года.

Некоторое время на первом этаже работал музей Брюсова, но после сильного пожара дом пришел в запустение, состоял в списке сносимых зданий. В 1987 году особняк передали Литературному музею, и после длительного ремонта к 200-летию Пушкина был открыт музей Серебряного века.

Музей Серебряного века представляет посетителям свои экспонаты, начиная с вестибюля, оформленного в художественном стиле описываемого времени, который вмещает гардероб и кассы учреждения и одновременно является выставочным помещением. Здесь расположены стенды с экспонатами и афиши мероприятий начала прошлого века. Похожий на фамильный герб знатного рода экспонат на самом деле – афиша императорского бала начала прошлого века, оформленная в соответствии с веяниями того времени.

Между афишей и зеркалом в аналогичной рамке расположен стенд с изданиями об искусстве тех лет и его выдающихся представителях.

Кабинет В. Я. Брюсова

Брюсов с супругой занимали все комнаты первого этажа особняка, самым большим помещением был его рабочий кабинет. Спальни и комната прислуги выходили окнами во двор, кабинет – на улицу.

Проходная комната перед кабинетом Брюсова прежнего предназначения, естественно, не сохранила – она приспособлена под демонстрацию документов и материалов о жизни и творческом пути именитого арендатора.

Для размещения экспонатов здесь используется несколько застекленных стендов классического музейного типа, а также высокие подставки для самых важных из них. Дополняют интерьер развешанные по стенам гравюры с видами Москвы, выполненные современниками Брюсова.

Современники Брюсова описывали его рабочий кабинет прежде всего как место работы с несколькими столами, а также как хранилище его книжного собрания. Им было собрано более 5 тысяч томов, сейчас их в библиотеке примерно тысяча, что тоже немало.

Главное, чем отличается коллекция Валерия Яковлевича – ее исключительная системность и упорядоченность. Помимо стихотворных произведений и прозы. Брюсов занимался литературной критикой и теорией литературы, а также был прекрасным переводчиком с целого ряда языков.

Поэтому книги по разным отраслям деятельности у него были на разных полках, внутри разделов также стояли по порядку.

Однако мало того, что сочинения расставлены по темам и алфавиту, Брюсов имел и картотеку своего книжного собрания по всем правилам библиотечного дела. В самом углу кабинета можно видеть шкаф с ящиками серого цвета и белыми прямоугольниками ярлыков на них – это настоящий библиотечный классификатор, позволяющий легко найти необходимый материал по отрасли знания и алфавитному порядку.

В условиях соперничества разных направлений в искусстве, занимаясь формированием устоев символизма и критикой иных течений, Брюсов внимательно изучал множество произведений. Для важных выдержек из них служило специальное хранилище – похожий на классификатор шкаф с ящиками. На них никаких ярлыков нет, поскольку цитатами пользовался только хозяин кабинета, по одному ему известной системе располагая материалы.

Письменный стол и кресло Брюсова в кабинете расположены не совсем обычным способом, так, что сидел он спиной к входной двери. Такая расстановка свидетельствует о полном погружении в работу и отсутствии желания с кем-либо общаться в ходе творческого процесса.

Стол у Валерия Яковлевича был вполне стандартный, двумя тумбами и ящиками и обтянутой сукном столешницей и стеклом поверх ткани для удобства письма. Чернильный прибор и пресс-папье для промокания чернил, настольная лампа, книги, тетрадь для заметок и записки самому себе – все довольно обыденно.

Для создания эффекта присутствия хозяина на столе размещены записные книжки поэта рядом с антологией армянской поэзии, созданной совместно с ведущими мастерами перевода.

Необычны на столе Брюсова подобие памятной фотографии, но с женским силуэтом вместо изображения, и бюст на правом дальнем углу. Скорее всего, это моменты сугубо личные, известно только, что бюст изображает донну Лауру – героиню произведений и музу великого Франческо Петрарки.

Окна рабочего кабинета Брюсова в музее Серебряного века, как и при жизни литератора, плотно зашторены и сохраняют привычную для него обстановку. Хозяин помещения не любил солнечного света, шума и суеты прилегающей улицы. В одном из оконных простенков размещены старинные часы, прежде находившиеся в родительском доме будущего литератора.

Далее можно осмотреть непривычный ныне предмет меблировки – конторку для письма стоя, ранее довольно распространенную вещь. Есть в кабинете и несколько книжных этажерок, не слишком загруженных содержимым из-за утраты или передачи в иные хранилища части библиотечных фондов Брюсова.

На дальней стене рабочего кабинета Валерия Брюсова размещены подаренные Брюсову картины известных художников, его друзей и современников.

Возле этой стены ещё один рабочий стол и диван со стульями, в этом уголке можно было проводить обсуждения насущных вопросов литературы в узком кругу. Такие совещания обычно предваряли публичные выступления поэтов, в том числе дискуссии в приверженцами иных творческих воззрений и принципов.

Здесь же полностью закрытый шкаф для рукописей, сделанный таким для предотвращения выцветания чернил. Шкафы возле камина Брюсов отвел под книги по оккультизму, который имел немалое значение в формировании мировоззрения символизма.

Литературные экспозиции музея Серебряного века

Мраморная лестница ведет на второй этаж музея Серебряного века, где размещены экспозиции о главных направлениях в литературе и иных видах искусства этой эпохи. Рядом с началом подъема размещена бронзовая скульптура на постаменте, изображающая юношу с факелом.

Факел остроумно завершен группой светильников, дающих яркое освещение. Своеобразная композиция, образованная скульптурным изображением в сочетании с высокими и пышными комнатными растениями, не остается незамеченной посетителями. На всем пути следования размещены афиши поэтических вечеров и других публичных мероприятий.

Зал символистов

Первый осматриваемый зал второго этажа музея Серебряного века рассказывает о символизме и главных представителях этого направления в литературе России. Предшественниками этих поэтов были декаденты, уходящие от окружающей действительности во внутренний мир и собственные переживания. Причиной декадентства, в свою очередь, стала некая усталость от реализма, утвердившегося во всех видах искусства со времен античности.

Однако зависимость и связь индивидуумов с окружающей общественной средой существует объективно, и именно символисты искали закономерности связи мира и личности. Идеи символизма в искусстве проистекли из философских исканий того времени Шопенгауэра и Ницше.

Российский символизм имел ряд особенностей, связанных с кризисом идей либералов и народников. В витринах зала символизма можно многое узнать об этом течении и его ведущих представителях. В экспозиционных витринах литературного направления символизма в музее Серебряного века представлены произведения писателей и поэтов, их биографии и изображения.

Помимо весьма информативных витрин, личности отечественных символистов представлены на произведениях живописи, созданных их единомышленниками из смежного вида искусства. Возле входа в зал можно видеть портреты Брюсова кисти Малютина, в исполнении Бакста, Блока – кисти Татьяны Гиппиус, сестры знаменитой поэтессы. Отец великого поэта и писателя — Леонид Пастернак написал изображение Юргиса Балтрушайтиса, поэта и будущего известного дипломата, почти 20 лет представляющего Литву в СССР до ее вхождения в состав нашей страны. Художник Туржанский написал портрет Бунина, которого в симпатиях к воззрениям символистов никто не причислял – он всегда был реалистом, но он бывал на их вечерах, знал о взглядах и вступал в дискуссии. В будущем эмигрант и лауреат Нобелевской премии, Бунин не принял революцию в отличие от Брюллова, даже вступившего в правящую партию.

Витрины о символистах занимают все стены осматриваемого зала, а возле оконных проемов на приподнятом подиуме организована инсталляция редакционного интерьера основного печатного органа символизма – журнала Весы.

Здесь представлены стол редактора, этажерка с номерами журнала, кресло-качалка и информационный стенд. В подробностях можно рассмотреть и содержимое стола редактора, и элементы украшения из резьбы по дереву.

Посетители, рассматривающие экспонаты с близкого расстояния, замечают на раскрытом номере Весов название журнала на двух языках – русском и японском. Таким образом издатели отреагировали на начало войны с Японией, поражение в которой стало затем одной из причин российских революций.

Зал футуристов

Далеко не все символисты долго придерживались воззрений и манеры письма этой группировки. Например, Городецкий изменил воззрения довольно быстро, поддерживал затем новых крестьянских поэтов. Эти стихотворцы воспевали патриархальные ценности русской деревни, писали стихи народно–былинного склада.

Среди таких был и Есенин, создавший вместе с Клюевым группу «Краса», существовавшую совсем непродолжительное время. Талантливый карикатурист Топиков, будущий многолетний сотрудник журнала Крокодил, нарисовал шарж на это объединение, где изобразил Городецкого, Клюева, Ремизова и Есенина как сидящих на одной ветке птиц.

В начале прошлого века к отрицанию реализма активно подключились представители авангарда, которые в Италии и России стали именоваться футуристами. Итальянский поэт Маринетти написал и опубликовал Манифест футуризма, провозглашающий отрицание всей предыдущей культуры и создание совершенно новой, с собственным языком и приемами стихосложения.

Российским представителям футуризма посвящен отдельный зал музея Серебряного века. Неожиданно сумрачное помещение зала не имеет верхнего освещения, только свет в окна и вечерняя подсветка отдельных экспонатов.

Самым высоким и габаритным экспонатом в этом помещении является копия памятника Петру Великому, которая имеет свой смысл — это эмблема одного из поэтических объединений с названием «Медный всадник».

Наиболее авторитетным поэтическим сообществом футуристов был петербургский кружок «Гилея», созданный братьями Бурлюками, Маяковским и Велимиром Хлебниковым. Сборник стихотворений этих поэтов носил говорящее наименование – «Пощечина общественному вкусу», в нем все содержание призывало к полному отрицанию традиций и творчества всех великих предшественников.

Многие футуристы не только сочиняли стихи, но и неплохо рисовали, что нам известно на примере Маяковского. Было и объединение профессиональных художников, придерживающихся принципов футуризма, в первую очередь кружок «Бубновый валет» во главе с Петром Кончаловским.

Выставочные витрины зала футуристов в музее Серебряного века содержат произведения этих поэтов, афиши спектаклей по их пьесам и поэтических вечеров с их участием. Экспонаты иллюстрируют все грани творчества футуристов через живописные работы. Например, возле дальнего окна можно видеть анонс представления Мистерия Буфф по пьесе Маяковского, приуроченной к годовщине революции.

Футуристы призывали отринуть творчество великих, включая Пушкина, но не стеснялись признавать своими сторонниками приверженцев других литературных течений, имевших признание публики. Афиша о представлении поэмы Блока на революционную тему размещена в центре экспозиции дальней стены, среди объявлений самих авангардистов.

Многие футуристы ныне забыты либо известны только узкому кругу, а Блок и тем более Пушкин остались навсегда.

Зал акмеистов

Еще одно литературное течение, существовавшее параллельно с символизмом, — акмеизм, не принимавший излишний идеализм символистов. Эти литераторы декларировали ясность образов и точность их поэтического описания.

Городецкий и Кузмин, многие поэты в ранний период творчества причислялись к акмеистам, это Гумилев и Ахматова. Мандельштам и Волошин. Был среди них и Борис Пастернак, бюст которого работы Масленниковой размещен у окна в зале акмеизма музея Серебряного века.

Разнообразные по конфигурации витрины зала акмеизма в музее Серебряного века знакомят посетителей с работами и вещами поэтов и писателей этого литературного направления. На стенах портреты представителей направления, в том числе изображение Волошина кисти Кустодиева. У окна бюст Бориса Пастернака. Крупный портрет Максимилиана Волошина, написанный ярким живописцем Кустодиевым, красуется на дальней стене.

Эти же витрины видны на снимке с другого ракурса в этом же зале. Возле дальнего окна раскрашенный бюст Марины Цветаевой работы Крандиевской. Зеркало в противоположном углу отражает этот бюст, предстающий в нем как уменьшенная копия.

Среди центральных витрин выделяются выполненные в форме пирамид, в них хранятся прижизненные издания видных акмеистов. Пирамиды отражают значение, ставшее основой наименования течения – вершина, или пик.

Также в центральной витрине экспонируются архивные документы семьи Гумилевых – расстрелянного красногвардейцами Николая Гумилева и его жены Анны Горенко – Гумилевой, после гибели мужа взявшей псевдоним Ахматова.

Особый интерес посетителей музея Серебряного века вызывает левая стена в зале акмеизма, где размещены портреты его видных представителей и картины художников – современников. Портрет Анны Ахматовой, написанный Александром Осьмеркиным, расположен сразу после бюста Цветаевой. В отличие от известного портрета работы кубиста Натана Альтмана, где поэтесса предстает в вечернем шикарном платье, здесь она в повседневной одежде, женском платье простого русского фасона.

Многие останавливаются возле почти карикатурного изображения множества литераторов первой трети прошлого века. Это один из самых любопытных экспонатов музея Серебряного века – групповой шарж на многих деятелей эпохи. Масштабный шарж, нарисованный художником Поляковым в 1916 году, носит название Кафе Привал комедиантов. В иронической манере здесь изображено собрание представителей всех группировок литераторов и художников того времени, выражая преходящий характер их разногласий и сохранение в истории только истинно талантливых произведений.

Пушкинская экспозиция и центральный зал музея Серебряного века

Никакие самые яркие таланты, тем более отрицающие прошлые литературные достижения манифесты не могут умалить этих достижений. Не зря же и открытие музея Серебряного века было приурочено к юбилею Пушкина, и первая экспозиция нового музея рассказывала о влиянии нашего величайшего поэта на литературу Серебряного века.

В эркере на правой от фасада стене особняка сохранена пушкинская экспозиция, украшенная копией его самого удачного портрета кисти Ореста Кипренского. На фоне эркерного окна и крупных комнатных растений изображение смотрится великолепно.

Центральный зал второго этажа музея Серебряного века одновременно является и выставочным, и концертным. Экспозиция посвящена развитию русской литературы в хронологической последовательности. Здесь проходят вечера литературы, концерты и другие массовые мероприятия.

На стендах этого зала организована ретроспективная экспозиция истории российской литературы с прижизненными изданиями произведений и портретами Пушкина, Льва Толстого и Бунина.

В сценической нише развешены афиши различных представлений начала прошлого века, здесь же концертный рояль, подаренный Валерию Брюсову народным комиссаром просвещения Луначарским.

Брюсов принял революционные преобразования 1917 года, вступил в партию, занимался редакторской и преподавательской деятельностью. При поддержке наркома он в 1921 году основал Высший литературно – художественный институт, до самой смерти был его ректором и профессором.

Быть в Москве и не посетить музей Серебряного века в купеческом особняке было бы непростительным. Здесь и мемориальный кабинет Валерия Брюсова, и пушкинская экспозиция, и залы основных литературных течений начала прошлого века. Богатые впечатления и новые знания ждут в музее Серебряного века всех любознательных людей.

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

Музей литературы Серебряного века русской поэзии связан с именем Валерия Яковлевича Брюсова (1873-1924) – филолога, поэта, писателя, критика-острослова. Он был представителем творческой интеллигенции, объединенной общей эпохой – концом XIX- начала XX веков. Именно в эти годы русская литература обогатилась такими явлениями, как символизм (одним из основоположников которого стал Брюсов), акмеизм и футуризм. Этот период характеризует расцвет в творчестве таких поэтов, как Д. Мережковский, З. Гиппиус, А. Блок, О. Мандельштам, А. Ахматова, И. Северянин, В. Маяковский и многих других.

Взяв истоки в Золотом веке, прославленном и его современниками, Валерий Брюсов и его собратья подарили России бриллианты своих стихов и прозы – контрастной, разноплановой и невероятно талантливой. Обойти вниманием эту сокровищницу, во многом неразделимую с Москвой, немыслимо – поэтому в доме по адресу Проспект Мира, 30 и создан Музей литературы Серебряного века, который москвичи с любовью называют «Домиком Брюсова».

История музея

Проспект Мира, одна из старейших магистралей Москвы, украшен не только современностью. Здесь сохранились доходные дома и особняки столицы, построенные во второй половине XIX века. В то время на улице, тогда называвшейся 1-ой Мещанской, шла активная жилищная застройка. Проектированием особняков и других зданий занимались ведущие архитекторы того времени – Р. Клейн, Ф. Шехтель, В. Загорский, В. Чагин и их коллеги. Валерий Брюсов снимал квартиру в особняке купца-обувщика И. Баева. В ней он провел последние четырнадцать лет своей жизни.

Это уютное двухэтажное здание бело-голубого цвета – прекрасный образец стиля «северный модерн»: оно появилось в 1910 году в результате перестройки зодчим В. Чагиным прежнего деревянного дома. В 1998 году сгоревший и поэтому пришедший в состояние «под снос» особняк был полностью реконструирован. В 1999-м, в год 200-летнего юбилея А.С. Пушкина, здесь вместе с экспозицией «А.С. Пушкин и русская литература Серебряного века» (помимо прочего, Брюсов углубленно занимался творчеством Пушкина) был открыт филиал Музея литературы, посвященный истории русского Серебряного века.

Экспозиции музея

Режим работы

Вт: 11:00–18:00 (касса до 17:30)
Ср: 11:00–21:00 (касса до 20:30)
Чт: 11:00–21:00 (касса до 20:30)
Пт: 11:00–18:00 (касса до 17:30)
Сб: 11:00–18:00 (касса до 17:30)
Вс: 11:00–18:00 (касса до 17:30)

Выходные дни

Понедельник, Последний день месяца

Стоимость билетов

От 100 руб. до 400 руб. в зависимости от категории посетителя и программы посещения.
Фотосъемка входит в стоимость билета.

Правила посещения

Стандартные.

Дополнительная информация

Возможно проведение экскурсии на иностранных языках.

Вам может понравиться

Галерея

~ 1961-1965 гг.

Хозяевами этого домовладения издавна были купеческие семьи: в 1803 году, которым датирован самый старый известный в настоящее время план участка с деревянным домом "об одном этаже", оно принадлежало купеческой жене Матрене Бобреновой, в середине XIX века им владел купец Степан Аршинов, затем купец П.Г.Молчанов, у которого в 1895 году участок и дом приобрел купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев. В это время дом представлял собою характерную для этих мест двухэтажную постройку 1830-1840-х годов: каменный низ, верх деревянный, с деревянными флигелями во дворе. К.Д.Баеву принадлежали еще несколько домов на Мещанской. После его смерти в 1909 году дом 30 по наследству перешел к одному из его сыновей - Ивану Кузьмичу Баеву.
Иван Кузьмич затевает перестройку старого дома и поручает его строительство архитектору Владимиру Ивановичу Чагину. Чагин блестяще справился с поставленной перед ним задачей. Сохранив крепкий каркас прежнего дома, он совершенно преобразил его внешний вид и частично изменил внутреннюю планировку.


Архитектор решил образ дома как коттедж в стиле скандинавского модерна. Вход он сделал в виде пристроенной к дому с правой стороны башни с остроконечной - "под готику" - крышей, над жилой частью надстроил третий этаж в виде мансарды с широким трехстворчатым окном, необходимым для достаточного освещения помещения в условиях хмурых северных широт.

"Ах, позволь мне иногда быть маленьким, маленьким, и в это время уходить.
Позволь мне иногда прятаться "в коробочку". Я так устал быть всегда "большим""
В.Брюсов.

Собранная Валерием Брюсовым библиотека в пять тысяч томов поражала многих. Античная литература в подлинниках. Это были книги на английском, французском, итальянском, испанском, немецком и чешском языках.
Словари арабского, персидского, армянского, японского, шведского. Часто попадались его пометки. Причем, всякий раз они были на том языке, на котором написана сама книга. Выписки из Гиббона делались по-латыни, на санскрите — выписки из календаря индусов.

В маленькой уютной гостиной - шкапик с литературой по искусству, большей частью иностранной, собранной поэтом во время заграничных поездок. На стенах картины: Радимов, Феофилактов, Бакст, а рядом с ними... Ларионов и г-жа Гончарова. Это все - подношения поэту признательных авторов. В этой маленькой гостиной Валерий Яковлевич просиживает в кругу близких те немногие минуты, которые он уделяет своему отдыху".


В.Я.Брюсов поселился в доме на 1-й Мещанской в те годы, когда за его плечами уже был большой путь в литературе. Признанный поэт, создатель и руководитель новой литературы - символизма, живой классик, он по-прежнему оставался в центре литературной жизни. Вокруг него группировались поэты-символисты старшего поколения: К.Бальмонт, А.Добролюбов, А.Миропольский, при его помощи и учась у него вошло в литературу следующее поколение символистов - "молодые символисты" - А.Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов (они с благодарностью признавали роль Брюсова в своем становлении) и более юное поколение - В.Ходасевич, Марина Цветаева, Маяковский и другие, в молодом задоре забывшие совет Пушкина: "Зачем кусать нам грудь кормилицы нашей? потому что зубки прорезались?", сказанный по поводу нападок молодежи на поэзию Жуковского; эти поэты, хотя также посещали школу Брюсова, "покусывали" мэтра, особенно после его смерти.


До революции еженедельно по средам у Брюсова в кабинете собирались поэты, "читались стихи, - вспоминает эти собрания Н.Асеев, комментировались вновь вышедшие сборники, велись споры о тонкостях поэтического мастерства", об этом же, но в более свободной атмосфере, продолжались разговоры за чайным столом. На брюсовских средах побывали все московские и петербургские поэты начала XX века. После революции "среды" прекратились, но дом Брюсова всегда был открыт для молодых поэтов: как и в дореволюционное время, сюда приходили почти все советские поэты начала 1920-х годов

После смерти В.Я.Брюсова Иоанна Матвеевна сохраняла квартиру такой, какой она была при жизни мужа. Она разобрала и привела в порядок его огромный архив, подготавливала издания его произведений. В конце 1920 начале 1930-х годов в доме Брюсова продолжались встречи поэтов и литературоведов, занимавшихся изучением жизни и творчества Брюсова, но постепенно они прекратились.


Супруга В.Брюсова Иоанна Рунт.Она была спутницей и ближайшим помощником поэта
до самой его смерти.

После смерти Брюсова она стала хранителем его архива и издателем наследия мужа. В 1960-е годы часть помещений дома, в том числе и комнат квартиры Брюсова, заняла районная библиотека. После смерти Иоанны Матвеевны в 1965 году библиотеке был передан и кабинет Валерия Яковлевича с условием организации в нем мемориального музея.

В феврале 1971 года музей открылся. Его заведующей Е.В.Чудецкой и научному сотруднику А.А.Китлову удалось сделать новый музей одним из культурных центров Москвы. В те времена литература Серебряного века еще находилась под полузапретом, а в музее регулярно проводились вечера, посвященные творчеству Брюсова и его современников.


Это фото сделано после чудовищного пожара, который произошёл в середине 70-х годов.
На этой фотографии - останки этого красивейшего дома после пожара, окна первого этажа заколочены фанерой, третий этаж, перекрытия второго этажа - отсутствуют, дом накрыт временной крышей.

К сожалению, в 1975 году дом пострадал от пожара, фонды музея были законсервированы, и лишь спустя двадцать четыре года в бывшем "доме Брюсова", теперь уже занимая его целиком, открылся филиал Государственного литературного музея - "Музей Серебряного века русской поэзии" и мемориальный кабинет В.Я.Брюсова.


Зал символизма.1890-1900гг

В начале 1930-х годов второй этаж особняка занимала мастерская архитектора Ивана Александровича Фомина - академика, руководителя одной из архитектурно-проектных мастерских Моссовета. Здесь он работал над проектом реконструкции Сухаревской площади с сохранением Сухаревой башни.
При жизни В.Я.Брюсова ходили слухи, что он как-то связан родством с шотландскими Брюсами, сам же он в автобиографиях всегда подчеркивал свое происхождение от костромского крепостного крестьянина.
Владимир Воробьев "Святая дорога".

1987 году здание было передано Государственному Литературному музею для реставрации и организации экспозиции. В 1999 году открылся музей, в состав которого вошли экспозиции мемориального кабинета Брюсова и "Пушкин и Серебряный век русской литературы". Такое решение было аргументировано тем, что экспозиция открывалась в год пушкинского юбилея, а фактически каждый из писателей Серебряного века не обошел в своем творчестве пушкинскую тему. Например, В. Брюсов - автор 82 работ о Пушкине.

В Музее литературы Серебряного века особая атмосфера. С портретов и фотографий смотрят революционеры поэзии - Блок, Ахматова, Мандельштам, Маяковский, Андрей Белый... В витринах книги - особая гордость музея. Все они оригинальные, никаких копий и переизданий. Кажется, что воздух здесь пропитан дерзкими новаторскими идеями начала прошлого века, а под потолком кружат строки из стихов, взмывающие вверх из оригиналов рукописей.

Музей занимает два этажа старинного дома купцов Баевых.На втором этаже театральный зал (афиши, история МХТ, фотографии Станиславского, Мейерхольда, Комиссаржевской, сцены из спектаклей) и залы символизма, акмеизма и футуризма.

Хронологически Серебряный век русской литературы длился не так уж долго - с 1892 по 1922 годы. Но если говорить о любви читателей к поэтам и писателям этого периода, то, пожалуй, серебряный век продолжается до сих пор. Средоточие Серебряного века в Москве - это единственный в своем роде, уникальный музей


Зал экмеизма-нового модернизма.1910гг

В витринах представлены рукописи и прижизненные издания книг писателей с их автографами, сборники, альманахи, журналы, выпущенные издательствами того периода: "Скорпион", "Гриф", "Шиповник". Для культурной жизни начала века было характерно взаимопроникновение разных видов искусства, поэтому в музее литературу органично дополняет живопись - пейзажи, натюрморты, картины В.Д. Поленова, К.А. Коровина, В.Э. Борисова-Мусатова, С.Ю. Судейкина, Д.Д. Бурлюка, Н.С. Гончаровой, В.Е. Татлина, театральные эскизы М.В. Добужинского, К.С. Малевича, В.В. Маяковского, О.В. Розановой, скульптурные бюсты М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, С.А. Есенина, шаржи и фотографии.
Сайт музея .


А.Осьмёркина.Портрет А.Ахматовой. Н.Крандиевская.Портрет М.Цветаевой.


З.Масленникова.Портрет Б.Пастернака.


Волошин М.А. Портрет работы Б.М. Кустодиева.


В. Шухаев. Портрет Ларисы Рейснер


Зал футуристов.1910 годы.

Литературно-музыкальная гостиная "ОЧАРОВАНИЕ ".
В Музее литературы Серебряного века ежемесячно проходят встречи с русской поэзией и прозой; старинными и современными романсами; народными песнями, загадочными и реальными, мистическими и легендарными событиями из истории мировой культуры.
Музей проводит выставки,концерты,презентации,конференци и,лекции.При музее есть студия для детей по изучению литературы, "Сказка выходного дня","Занимательная филология".

Поклонники Аптекарского огорода хорошо знают этот дом,ведь он находится по соседству.
Вход в сад "Аптекарский огород" находится в этом зеленом стеклянном кирпиче рядом.

Вот за этой раритетной оградой дома Брюсова. Можно очень приятно и полезно провести выходной.
Совместив прогулку по саду с посещением Дома Брюсова и Музея Серебряного века.

Тема города, прошла через все творчество поэта. Брюсов ищет в городских лабиринтах красоту, называет город "обдуманным чудом", любуется "буйством" людских скопищ и "священным сумраком" улиц.


Я люблю большие дома
И узкие улицы города, -
В дни, когда не настала зима,
А осень повеяла холодом.
Пространства люблю площадей,
Стенами кругом огражденные, -
В час, когда еще нет фонарей,
А затеплились звезды смущенные.
Город и камни люблю,
Грохот его и шумы певучие, -
В миг, когда песню глубоко таю,
Но в восторге слышу созвучия.
29 августа 1898

~***~
Люблю одно: бродить без цели
По шумным улицам, один;
Люблю часы святых безделий,
Часы раздумий и картин.

Я с изумленьем, вечно новым,
Весной встречаю синеву,
И в вечер пьян огнем багровым,
И ночью сумраком живу.

Смотрю в лицо идущих мимо,
В их тайны властно увлечен,
То полон грустью нелюдимой,
То богомолен, то влюблен.

Под вольный грохот экипажей
Мечтать и думать я привык,
В теснине стен я весь на страже:
Да уловлю господень лик!
12 октября 1900

И актуальное:

НОЧЬЮ (ДРЕМЛЕТ МОСКВА...)

Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,
Грязные крылья по темной почве раскинуты,
Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты,
Тянется шея - беззвучная, черная Яуза.

Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе.
Чу! что за шум? не летят ли арабские всадники?
Нет! качая грузными крыльями в воздухе,
То приближаются хищные птицы - стервятники.

Падали запах знаком крылатым разбойникам,
Грозен голос близкого к жизни возмездия.
Встанешь, глядишь... а они все кружат над покойником,
В небе ж тропическом ярко сверкают созвездия.
20 июня 1895



Почитайте прекрасную любовную лирику В.Брюсова.
Помните:" Ты - женщина, ты - книга между книг..."?