Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
ДМШ гор. Гвардейска

«М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь»

Сценарная разработка

Интеллектуальной игры по музыкальной литературе

ЧТЕЦ: История сохранила для нас имена 2-х русских женщин,
чьи судьбы тесно переплелись с жизнью двух русских
гениев – поэта Александра Сергеевича Пушкина и
композитора Михаила Ивановича Глинки.
Имена этих женщин – Анна Петровна Керн и ее дочь
Екатерина.

РАЗДАЮТСЯ ЗВУКИ ВАЛЬСА («ВАЛЬС - ФАНТАЗИЯ»). ЗАЖИГАЮТСЯ КАНДЕЛЯБРЫ. ГОСТИ ВЫХОДЯТ НА СЦЕНУ.

ЧТЕЦ: (Сидя в кресле) Петербург. 1819 г. Один из шумных светских вечеров с ужином, танцами, шарадами. Пушкин неотступно следит взглядом за очень юной, очаровательной женщиной. Его воображение поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. К концу вечера он знает о ней уже многое.
Анна Керн 16 –ти летней девочкой выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который к тому же старше ее на 30 лет. Многие мимолетные впечатления юных лет стерлись в памяти поэта, но образ анны Керн глубоко запал в душу.

ЗВУЧИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН.

ПУШКИН: Прошло 6 лет, я уже известный поэт, в ссылке, в глухом селе Михайловском. Однажды, будучи в гостях, я вновь встретился с Анной Петровной Керн. Все дни проходили среди стихов, развлечений, музыки. Каждый вечер я с волнением слушал пение керн. В этой женщине удивительно сочетались красота, женственное обаяние и пленительный голос.

ИСПОЛНЯЕТСЯ: « ВОЕТ ВЕТЕР» ПО ОКОНЧАНИИ ПУШКИН ПОДХОДИТ К КЕРН И ЦЕЛУЕТ РУКУ.

ЧТЕЦ: С каждым днем росло увлечение поэта. И вот наступил прощальный день.

ЗВУЧИТ «ПРОЩАЛЬНЫЙ ВАЛЬС» ГЛИНКИ

ЧТЕЦ: на фоне звучащей музыки читает дальнейший текст:
Вечер был так хорош, что молодым людям не хотелось сидеть в доме и все разбрелись по старому, запущенному парку. Пушкин и Анна Керн шли заросшими аллеями. Оба молчали. Молчали в предчувствии разлуки.
А. КЕРН: «Повинуясь минутному порыву, я нагнулась, сорвала гелиотроп и протянула цветок Пушкину».
ЧТЕЦ: на следующее утро, когда Анна Петровна уже в дорожном платье встретила поэта, он протянул ей прощальный подарок – только что изданную 2- ю главу «Евгения Онегина».
Когда Анна Петровна с волнением раскрыла книгу, выпал небольшой листок – 5 строф стихотворения, которое навсегда вошло в историю русской лирики как один из шедевров.

НАЧИНАЕТ ЗВУЧАТЬ РОМАНС ГЛИНКИ «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ» В ФОРТЕПИАННОМ ИЗЛОЖЕНИИ.
ПУШКИН: Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье,
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО ЧЕТВЕРОСТИШЬЯ КЕРН БЕРЕТ У НЕГО ИЗ РУК ЛИСТОК И ПОВТОРЯЕТ ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИ…
ПАУЗА…КЕРН УХОДИТ. ЗВУЧИТ «НОКТЮРН» ГЛИНКИ «РАЗЛУКА»

ПУШКИН: После ее отъезда я все ночи хожу по саду, говорю: «Она была здесь». Камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе, рядом с ним завядший гелиотроп.

ПУШКИН ОТХОДИТ К РОЯЛЮ.
ЧТЕЦ: Казалось бы, на этом можно было бы и закончить повествование о рождении стихотворения, которое стало жемчужиной лирической поэзии. Можно было бы, если бы не одно НО…

Через много лет это стихотворение послужило еще одним признанием в любви. Оно легло в основу романса, который подарил великий русский композитор Михаил Иванович Глинка дочери Анны Петровны Керн – Екатерине…
Это был грустный роман.
Судьбе было угодно разлучить два любящих сердца и лишь воспоминанием, эхом прошедшей любви звучит прелестный романс, стихи которого были посвящены великим ПУШКИНЫМ Анне Петровне Керн, а музыка к ним подарена гениальным ГЛИНКОЙ ее дочери – Екатерине.

ЗВУЧИТ РОМАНС «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ»

Зелёная дорожка

«Весна 1845 года стала весной русского симфонизма»
? О каком событии в жизни М.И. Глинки идёт речь.
Ответ: 10 апреля 1845 г. – триумфальный концерт в Париже положил начало известности Глинки в Европе. Глинка стал внутренне готов к созданию испанских увертюр.

Норвегия, Англия, Греция, Италия, Швеция.
? Как вы думаете, в каких странах Глинка никогда не смог бы жить и почему.

Ответ: Норвегия, Англия, Швеция, т.к. это страны с холодным климатом.

Рылеев, Кавос, Глинка.
? Что объединяет эти три имени.

Ответ: Рылеев, Дума «Иван Сусанин»
Кавос, опера «Иван Сусанин»
Глинка, опера «Иван Сусанин»

Если бы существовала машина времени и мы имели бы возможность сегодня пригласить на представление оперы «Иван Сусанин» его Величество императора Николая I, то чем бы он был возмущен и потребовал изменить в афише.

Ответ: Название оперы «Иван Сусанин» на «Жизнь за царя»

Известно, что Глинка был не только замечательным композитором, певцом, но и музыкантом-исполнителем.
? На каких необычных инструментах он мог играть.

Ответ: Колокола, кастаньеты.

«У батюшки собиралось много гостей и родственников… В таком случае посылали обыкновенно за музыкантами к дяде моему, за 8 верст… Музыканты оставались несколько дней… Музыка производила на меня непостижимое, восхитительное впечатление. Учитель рисования, заметив рассеянность на уроке, неоднократно журил меня и сказал мне однажды, что я только думаю о музыке. На что я отвечал: «Что же делать?...» Продолжить фразу.

Ответ: «Музыка – душа моя!»

Звучит Ноктюрн Джона Фильда

Это произведение известного композитора, музыканта, выдающегося педагога 19 века, игрой которого восхищался М.И,Глинка, называя ее сильной, мягкой, отчетливой, с редким изяществом мелкой техники, чистотой ее ажурных пассажей…». Глинкам успел взять у этого композитора три урока, но как пианист навсегда остался приемником его школы. О каком композиторе идет речь.
Ответ: Ирландский композитор Джон Фильд.
Звучит «Вальс – фантазия» Глинки в исполнении фортепиано.

Об этом произведении говорят, как о лирической исповеди души человека, как об элегической, романтической симфонической поэме.
Назовите это произведение, кому оно посвящено, и почему сегодняшнее исполнение не противоречит авторскому замыслу композитора.
Ответ: «Вальс-фантазия», 1839 г., написано для фортепиано, 1856 год – последняя оркестровая редакция. Посвящено Екатерине Ермолаевне Керн.

Красная дорожка

Звучит полонез из оперы «Иван Сусанин»
? Назвать прозвучавший музыкальный фрагмент, откуда он.

Ответ: Из симфонической музыкальной сюиты второго действия оперы «Иван Сусанин», музыкальная характеристика польской шляхты.

Какие танцы входят в танцевальную сюиту из второго действия оперы «Иван Сусанин». Какой из танцев не польский.
Ответ: Полонез, краковяк, ВАЛЬС, мазурка.

Переоценить роль М.И. Глинки в русской культуре не возможно. Глинка – основоположник русской классической музыки.
? Создателем каких музыкальных жанров он явился.
Ответ: 1.Национальной русской классической оперы героической и сказочно-эпической.
2.Русского симфонизма.
3. Русской школы вокального пения.

По представленному ритмическому рисунку определить и назвать произведение.
Ответ: «Камаринская»
? Жуковский, Николай I, Анна Петровна Керн, Минин и Пожарский, барон фон Розен. Чье имя в списке лишнее и почему.
Ответ: А.П.Керн, не имеет отношения к опере «Иван Сусунин».

Прочесть участникам игры описание мимозы, как растения.
? Какое отношение это имеет к Глинке.

Ответ: Прозвище Глинки в детстве из-за его слабого здоровья.

Желтая дорожка

Цитата: «Глаз свободно уходит в даль, не встречая ничего, кроме красно-серой почвы и темно-голубого неба… Я не знаю, что есть в мире печальнее этой пустыни. Представьте при этом мертвом молчании ослепительную яркость жгучего солнца, от которого трескается обнаженная земля…»
?В эту страну Глинка был влюблен, именно там он написал одно из самых лучших своих произведений, музыкальное вступление к которому – это образ земли, а основная тема – это образ самой жизни. О какой стране идет речь, назвать произведение.
Ответ: Испания. «Арагонска хота».

Известно, что всю свою жизнь Глинка охотно и усердно занимался науками. В каких странах М.И, мог бы обходиться без переводчика, став взрослым.
Ответ: Франция, Германия, Англия, Персия, Италия, Испания, знал латынь.

Звучат отрывки из литературных произведений:
1.«Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…»
(«Руслан и Людмила»)
2.«…Сказка ложь, да вней намек!
Добрым молодцам урок…»
(«Сказка о золотом петушке»)
3.«…Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил…»
(«Сказка о царе Салтане»)
Назвать автора этих строк. Какой из отрывков имеет отношение к игре и почему.
Ответ: Отрывок № 1, Глинка написал оперу «Руслан и Людмила»
-5-
? Назвать наибольшее количество имен царственных особ из сказок А.С.Пушкина.
Ответ: Дадон, Салтан, Гвидон, Елисей.

Вопрос с портретами. На представленных на экране портретах узнать М.И.Глинку.

О ком идет речь в следующей цитате:
«… закажешь, бывало, столько-то стихов, такого-то размера, 2-х, 3-х сложного и даже небывалого, - ему все- равно – придешь через день, уж и готово. Многие в насмешку говорили, что у него по карманам разложены вперед уже заготовленные стихи, которые он вынимал столько каждого сорта, сколько следовало, и каждый сорт из особого кармана…» О ком идет речь.
Ответ: барон фон Розен, либреттист опнры «Иван Сусанин».

?- «…А что, у Кукольника есть хорошие стихи? -
- Говорят, что у него есть и мысли» - А.С.Пушкин.
С такой иронией говорил А.С. Пушкин о Несторе Кукольнике, литераторе, поэте. О человеке скрытном, неоднозначном, повесе и игроке, но, несомненноталантливом и неординарном. Об их отношениях с М.И.Глинкой можно сказать словами того же Пушкина:
«…Они сошлись – волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…».
Плодом их дружбы явились многие музыкальные произведения. Одно из них вы сейчас услышите. Назовите произведение и сборник, в который оно входит.
Ответ: песня «Жаворонок», июнь – август 1810 г., «Прощание с Петербургом».

Показать игрокам дубовую ветку или желудь. Какое отношение имеют эти предметы к нашей игре.
Ответ: П.И.Чайковский сказал: «…вся симфоническая музыка заключена в «Камаринской» Глинки подобно тому, как весь дуб в желуде!..»

В данной папке представлены презентация, конспект и аудиофайлы для уроков музыки, посвященных творчеству М.И. Глинки (2 класс, УМК "Планета знаний")

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Тема: НА РОДИНЕ МИХАИЛА ИВАНОВИЧА ГЛИНКИ. СРЕДИ ДОЛИНЫ.

Цель: способствовать формированию восприятия музыки;

Формируемые УУД:

Познавательные : решать творческие задачи, используя известные средства.

Р егулятивные : выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.

Коммуникативные : выражать эмоционально - ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям.

Личностные: формировать эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки, чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России.

Виды деятельности: слушание, пение.

Оборудование: проигрыватель, МР3 диск с записью произведений: Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровньия», М.И. Глинки. Песня Среди долины ровныя», русской народной песни «Во поле берёза стояла ».

Пение: русской народной песни «Во поле берёза стояла».

Ход урока

1. Организационный момент.

Вход в класс под музыку

2. Повторение пройденного материала

Под какую музыку вы вошли?

Как назвать человека, который сочиняет музыку?

3. Знакомство с новым материалом

1. Сообщение темы.

Сегодня мы начинаем новый раздел: «Встречи с великими композиторами»

2. Знакомство с творчеством Великого русского композитора М. И. Глинки.

Михаил Иванович Глинка (портрет показан на слайде) родился в самом конце весны 20 мая 1804 года, когда природа расцветает. Детство маленького Миши прошло в деревне, в помещичьей усадьбе, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной. А также у Миши была няня. Глинка очень любил слушать сказки и песни своей няни, простой русской женщины Авдотьи Ивановны, благодаря которой любовь к русской песне сохранилась у Глинки на всю жизнь.

С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Когда вырос поехал учиться музыке за границей. В те времена в России не было лучших музыкантов и учебных заведений, где можно было бы учиться музыке. Композитор за границей занимался с лучшими европейскими педагогами.

За границей Михаил Иванович Глинка очень тосковал по своей любимой родине. У него есть музыкальная пьеса, которая и называется «Разлука».

Глинка писал музыку, посвященную родной природе.

4. Слушание вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя»

Каков характер музыки?

5. Беседа по картине И. Шишкина «Среди долины ровныя»


Картина “Среди долины ровныя...”, создана по мотивам одноименного стихотворения Алексея Мерзлякова. В ней удаление в сторону романтизма кажется непривычным, но торжественным и монументальным. Пейзаж явно сочиненный, а не воспроизведенный, как обычно у художника.
Одиноко растущий дуб - это, скорее, символ. Равнина как бы интернациональна. В ней просматриваются и русские пространства и, вероятно, европейские. Достаточно сопоставить мощное одинокое дерево с дубами, написанными художником за границей (Дуб ), с российскими дубами (Дубы , Дубовая роща , обе - 1887), чтобы понять, что за образец взяты давние швейцарские впечатления.
Взгляд на обширную панораму в картине открывается с небольшой возвышенности. Визуальное однообразие равнинной плоскости разбивается композиционными приемами.
Ближний план с сочно написанными полевыми травами и цветами придает образу физическую убедительность и материальную ощутимость дыхания реальной природы. Средний план, где возвышается мощный дуб - царь природы, частично освещен солнцем. Перемежающиеся освещенные и затененные полосы равнины создают динамическое впечатление игры света, разбивающего однообразие плоскости.

Физминутка

6. Пение: народной песни «Во поле берёза стояла»

7. Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.

Понравился ли вам урок?

Что нового вы узнали?

С каким композитором познакомились?

8. Домашнее задание

Остается только удивляться, насколько талантлив композитор, который создает такие красивые произведения! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочините частушки о природе.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация _Михаил Иванович Глинка_ »


Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)



Родители композитора Евгения Андреевна Иван Николаевич



Воспитывала Глинку бабушка, Фёкла Александровна, которая всячески баловала его, отчего вырос он болезненным и слабым.

Из записок М.И. Глинки:

«Вскоре по рождении моем матушка моя Евгения Андреевна, урожденная Глинка, принуждена была предоставить первоначальное мое воспитание бабке моей Фёкле Александровне (матери моего отца), которая, овладев мной, перенесла меня в свою комнату. С ней, кормилицей и няней провел я около трех или четырех лет, видаясь с родителями весьма редко…»


Начальное образование Глинка

Первые музыкальные впечатления

композитора - пение крепостных

крестьян и звоны колоколов местной

церкви. Кроме того, он увлекался

игрой оркестра крепостных музыкантов

в имении дяди,

Афанасия Андреевича Глинки.

Михаил Иванович обучался игре на скрипке и фортепиано и музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил:

«Что же делать?... Музыка - душа моя!» .



В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг А. С. Пушкина.

В. К. Кюхельбекер


В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию. В Петербурге он посещал концерты, оперный театр, а также брал уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.

Джон Филд


По окончании в 1822 году пансиона Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство».

В 1824 году он поступает на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения.

В 1828 году – оставляет службу и посвящает себя музыке. К этому времени он уже автор романсов, «русских песен», арий в итальянском стиле, квартетов.


Здоровье композитора ухудшилось и он отправляется в Европу на воды.

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Германии.

Приехал в Италию в начале осени

и поселился в Милане.

В Италии Глинка знакомится

с выдающимися композиторами

В. Беллини и Г. Доницетти,

изучает вокальный стиль бельканто

и сам много сочиняет в

«итальянском духе». Здесь он

ему приходит идея написать

оперу на русский сюжет.


В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки.

Зигфрид Ден

Получив в 1834 году известие

о смерти отца, Глинка решил

незамедлительно вернуться в Россию.


Вернувшись в Россию, Глинка начинает искать сюжет для оперы. По совету Жуковского он останавливается на истории русского крестьянина Ивана Сусанина.

В. А. Жуковский


В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка принялся за написание оперы.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться постановки на сцене Петербургского Большого театра.


Опера была тепло встречена передовой публикой, но аристократия и императорский двор нашли ее «кучерской».

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не сможет в грязь.

А.С. Пушкин

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка,

Веселися, Русь! Наш Глинка –

Уж не глинка, - а фарфор.

Виельгорский



В 1856 году Глинка уезжает в Берлин. После одного из концертов в зале Королевского дворца Глинка сильно простудился, а 3 февраля 1857 года умер.

По настоянию сестры прах Глинки в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры.


Вечер, посвященный 210-летию М.И. Глинки.

Перед началом вечера звучит произведение Глинки в инструментальном исполнении .

1 ведущий : Сегодняшний вечер посвящен 210-летию со дня рождения Михаила Ивановича Глинки.

М.И. Глинка- великий русский композитор, основоположник русской класической музыки, автор опер "Иван Сусанин","Руслан и Людмила", оркестровых сочинений,

Непревзойденных романсов и других произведений.

2 ведущий: Михаил Иванович Глинка родился 20мая 1804 года в селе Новоспасском, имении своих родителей, недалеко от Смоленска. С детства родители стали учить его разным наукам.

Музыке, языкам.

В усадьбу часто приезжали гости и тогда родители приглашали музыкантов из оркестра брата матери Глинки. И Мишель часами не отходил от оркестра.

Первой учительницей музыки была гувернантка Варвара Федоровна Кламмер. Благоприятным фактором,повлиявшим на развитие музыкальных способностей стали

Народные песни в условиях

Деревенской жизни. Позже Глинка напишет множество обработок русских народных песен. В их числе:"Среди долины ровныя",..................................................,"Воет ветер в

Чистом поле".

1 ведущий: Звучит обработка русской песни " Воет ветер в чистом поле"-

Исп. ансамбль- Анна Петруняшина и преп. С. В. Степаненко

1 ведущий: В 1817 году Мишеля отвезли в Петербург и определили в Благородный пансион при Главном педагогическом училище. Все больше увлекаясь музыкой Глинка стал брать

Уроки у извесных исполнителей по вокалу, игре на фортепиано, скрипке. И уже 20-летним юношей пользовался известностью у петербургских любителей музыки как певец и

Пианист. Играя в кругу друзей он делал это с таким чувством, что у слушателей набегали слезы.

2 ведущий: Глинка " Чувство"- исполняет Ольга Гадаева- класс препод. Степаненко С.В.

2 ведущий: В 1830 году М.И.Глинка отправляетя за границу. В Италии он встречается с известными музыкантами и певцами, выступает в концертах и домах любителей музыки, знакомится с итальянской культурой. Вернувшись из поездки, Глинка, обогащенный новыми впечатлениями, сочиняет несколько призведений. посвященных солнечной Италии.

Сейчас прозвучит одно из них.

" Венецианская ночь"- исполн. М.Ю. Шамлова

Аккомпанирует Н.Ф. Чернышова

1 ведущий: Среди созданных в этот период произведений и танцевальная музыка, которая позднее будет широко использоваться в операх .

Глинка "Полька"- исп. Любовь Коновалова и Мария Беляева, класс препод. Чернышова Н.Ф.

" Мазурка"- исполн. Ольга Афанасьева, препод. Осипова Т.В.

2 ведущий: Глинка вернулся из Италии с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине и с большим рвением принялся за написание оперы. В 1836 году опера «Иван Сусанин» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята, однако, по рекомендации двора, название «Иван Сусанин» было заменено на «Жизнь за царя», к тому же Глинку обязали не требовать за оперу вознаграждения.

1 ведущий: Премьера «Ивана Сусанина» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества. На следующий день Глинка писал своей матери: Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…

2 ведущий: Сейчас прозвучит знаменитый хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин", в образе этого героя отражены черты эпического русского богатыря, патриота земли русской. Кстати, несколько лет назад, когда встал вопрос об утверждении гимна России, именно "Славься" стоял в первых рядах на утверждение главной песни страны.

1 ведущий: Вслушайтесь в слова: ... Действительно, содержание достойно гимна.

"Славься"- исполняет фортепианный дуэт-

Класс препод. Осиповой Т. В.

2 ведущий: Вскоре после постановки «Ивана Сусанина» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Оперы, написанные Михаилом Ивановичем Глинкой утвердили мировое значение русской музыки. Одной из опер, написанных композитором,стала "Руслан и Людмила". Немало черт роднит ее с русскими былинами: дух великого патриотизма, величавость образов, неторопливость в развитии действия, сочетание реальности со сказочным вымыслом. Глинка мечтал работать над своей оперой вместе с А.С. Пушкиным, но гибель поэта помешала этому.

1 ведущий: Опера сочинялась уже после гибели поэта и стала величайшим произведением русского музыкального искусства, памятником таланту русского народа и его замечательному гению. Как в народных сказках, так и в опере действуют не только светлые, но и злые. мрачные силы.

Олицетворение зла- волшебник Черномор

"Марш Черномора"- исполн. Чернышова Н.Ф.

Шамлова М.Ю.

2 ведущий: "Танец и Персидский хор" из оперы - исполн. Юлия Листочкина и Дарья Кубышина

Преп. Шамлова М.Ю.

1 ведущий: Многоликостью мироощущений отмечена вокальная лирика Глинки. Он создал около 80 произведений для голоса с фортепиано. Разнообразная по темам и формам, она включила в себя русскую песенность- фундамент глинкинской мелодики. Послушайте вокальное произведение

" Ты, соловушка, умолкни" - исполняют Нина Ефремян и Ирина Самошкина

2 ведущий: Всем известны шедевры -романсы Глинки на стихи Пушкина- "Не пой,красавица при мне", "В крови горит огонь желанья", "Я помню чудное мгновенье", а также на слова Баратынского "Не искушай меня без нужды". Сейчас прозвучит романс Глинки "Жаворонок" в инструментальной обработке. Исполняет ансамбль преподавателей в составе

Чернышовой Нины Федоровны, Еремина Юрия Владимировича и Степанова Виктора Гавриловича.

Глинка "Жаворонок"

1 ведущий: Овладение опытом отечественной и мировой музыкальной культуры, воздействие прогрессивных идей периода Отечественной войны 1812 года и подготовки восстания декабристов, общение с выдающимися представителями литературы, искусства способствовали выработке новаторских эстетических основ творчества Михаила Ивановича Глинки. Народно-реалистическое по своей устремленности оно оказало влияние на дальнейшее развитие русской музыки. Он ушел из жизни в возрасте 53 лет, оставив после себя огромное музыкальное наследие и прославивив себя, как основоположник русской классической музыки.

2 ведущий: И в заключении нашего вечера, посвященного 205-летию со дня рождения Глинки прозвучит еще одно произведение композитора.

"Прощальный вальс"- исполн. Антипова Анастасия, препод. Осипова Татьяна Васильевна

1 ведущий: Наш вечер закончен. Спасибо за внимание. Всех участников просим выйти на сцену и давайте дружными апплодисментами выразим им благодарность за выступление.



(к 210-летию со дня рождения)

Лекция – концерт

Цель:
Познакомить учащихся, их родителей с музыкой и основными этапами жизненного и творческого пути М. И. Глинки, 210 лет со дня рождения которого исполняется в 2014 году.

План лекции – концерта:
I. Вступление
II. Жизненный и творческий путь композитора:
1804-1817 детство, домашнее воспитание
1817-1828 учёба в Пансионе, служба в канцелярии
1830-1834 поездка за границу
1834-1836 сочинение, премьера оперы «Иван Сусанин»
1838 - служба в Певческой капелле, набор певчих на Украине
1840 - знакомство с Е. Керн, вокальный цикл «Прощание с Петербургом»
1842 - опера «Руслан и Людмила»
1844 - Франция, Испания
III. Заключение, вывод

Программа концерта:

1. «Полька» (фортепианный ансамбль)
2. «Простодушие» (переложение для скрипки и фортепиано)
3. Романс «Не искушай» (переложение для скрипки, альта и фортепиано)
4. Вариации «Среди долины ровныя»
5. «Танец» из оперы «Иван Сусанин» (фортепианный ансамбль)
6. «Гудэ витер» (переложение для флейты и фортепиано)
7. Ноктюрн «Разлука»
8. Романс «К Молли» (переложение для скрипки, альта и фортепиано)
9. Романс «Я помню чудное мгновенье»
10. «Жаворонок» (переложение для скрипки и фортепиано)
11. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

Участники концерта:
преподаватели и учащиеся всех отделений музыкальной школы

I
Михаил Иванович Глинка занимает такое же положение в русской музыке, как Александр Сергеевич Пушкин – в русской литературе. Если Пушкин – наш первый поэт мирового значения, то Глинка – первый композитор, открывший новую эпоху русской культуры.
II
М.И. Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. Первые шесть лет жизни он провёл под присмотром своей бабушки Фёклы Александровны, которая нежно любила внука и дрожала от страха за его здоровье. Мальчика кутали в тёплую одежду, не выпускали круглый год из жаркой комнаты, но в результате такого воспитания он не приобрёл крепкого здоровья. Сам Глинка впоследствии дал себе прозвище «мимоза».
Помогали растить Мишу выбранные бабушкой няни. Как у Пушкина была любимая няня Арина Родионовна, так у Глинки - няня Авдотья Ивановна. Эта молодая весёлая женщина знала много разных сказок и песен и приобщила будущего композитора к русскому народному творчеству. Песни нянюшки Авдотьи были первыми музыкальными впечатлениями Глинки, на которых возникла его глубокая любовь к родной русской песне.
Несмотря на повышенное внимание со стороны бабушки, мальчик был тихого и кроткого нрава. Его любимым занятием было рисование мелом на полу деревьев и церквей, с малых лет появилась страсть к колокольному звону. Мальчик мог различать звон разных церквей и ловко подражал звонарям на двух медных тазах.
После смерти бабушки жизнь Миши пошла по-новому. Он имел теперь возможность ходить по всему дому, общаться со своими родителями, младшими сёстрами, сверстниками, появилось очень много новых впечатлений. Мальчик рос способным, рано научился читать, увлекался рисованием, рассказами о природе, путешествиях.
В 1812 году семья Глинок покинула на время свой дом, спасаясь от нашествия французов (Отечественная война 1812 года) и переехала в Орёл. В это время маленькому Мише довелось услышать немало историй о героических подвигах русских людей, вставших на защиту своей Родины. Но никто тогда ещё не мог и предположить, что в будущем он создаст бессмертный памятник героизму русского народа – оперу «Иван Сусанин».
Вернувшись в своё имение, родители Миши выписали из Петербурга гувернантку, которая принялась обучать детей различным языкам, географии и музыке. Заучивание правил по теории «вдолбяшку», т. е. слово в слово, как того требовала строгая Варвара Фёдоровна Кламмер, не очень-то нравилось Мише, но в целом он легко и быстро овладевал техникой фортепианной игры.
В доме Глинок часто собирались гости, устраивались вечера с танцами, исполнением пьес на фортепиано и различных ансамблей. Будущий композитор и его младшая сестра Полинька принимали самое активное участие в таких музыкальных мероприятиях.

● Звучит фортепианный ансамбль:
М. Глинка « Полька»

Часто в домашних концертах участвовал оркестр крепостных музыкантов Мишиного дядюшки Афанасия Андреевича. Для юного Глинки каждое такое выступление было настоящим событием. Особенно ему запомнилось одно выступление, когда музыканты исполняли квартет шведского композитора Б. Крузеля. Новое впечатление от этой музыки было настолько ярким, непостижимым и восхитительным, что мальчик какое-то время не мог больше ни о чём другом думать. Именно тогда, в 10 лет, он произнёс свои знаменитые слова: «Музыка – душа моя!». Он брал в руки скрипку или маленькую флейту и старался подделываться под оркестр.
Таким образом, получив домашнее образование, Глинка умел уже играть на фортепиано и немного на скрипке и флейте. Эти инструменты мы с вами тоже услышим в сегодняшнем концерте.

● Звучит пьеса «Простодушие»
(в переложении для скрипки и фортепиано)

В 1817 году 13-летнего Мишу отправили учиться в Благородный пансион для юношей при Петербургском педагогическом институте. Здесь он изучал языки, географию, зоологию, занимался и музыкой: ему даже удалось взять несколько уроков у знаменитого в то время пианиста Джона Фильда. Родители часто водили Михаила в театр - оперы и балеты вызывали у юноши неописуемый восторг. В пансионе Глинка познакомился со многими известными поэтами – Пушкиным, Дельвигом, Баратынским.
Через некоторое время после окончания пансиона, в 1824 году, Глинка поступил на службу в канцелярию помощником секретаря. Эта служба оказала важное влияние на дальнейшую судьбу Михаила Ивановича, т. к. всё своё свободное время он посвящал музыке, брал уроки танцев, пения, занимался композицией.
Одним из первых опытов в сочинении с текстом, написанных в этот период, стал романс «Не искушай» на слова Е. Баратынского. Это произведение сам Глинка считал своей первой творческой удачей. В романсе проявляется глубокое чувство поэзии, слышна певучесть поэтической речи. Мелодия удивительно проста и естественна и в то же время полна теплотой чувства, выразительностью, в ней уже можно ощутить индивидуальный творческий почерк молодого Глинки, сказывающийся в красоте и особой пластичности мелодии.

● Звучит романс
«Не искушай»
(в переложении для скрипки, альта и фортепиано)

В канцелярии Михаил Иванович прослужил недолго – всего 4 года, и в 1828 году он оставил службу, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Примерно к этому времени относится сочинение им вариаций на тему популярной городской песни, бытовавшей в первой половине 19 века, « Среди долины ровныя». Вариации являются одним из первых опытов композитора в этом жанре, но уже представляют собой исключительный образец большой художественной ценности, зрелости и законченности.
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветёт, растёт высокий дуб
В могучей красоте.

● Звучат вариации
«Среди долины ровныя»

В 1830 году начали сказываться результаты бабушкиного «тепличного» воспитания, и родители решили послать сына за границу с целью поправить его здоровье.
Около 4-х лет Глинка провёл в поездках по разным странам. Путешествие охватывало Германию, Италию, Польшу, Австрию, Финляндию. Лечение у разных докторов Михаил Иванович совмещает с развитием и совершенствованием своих музыкальных и композиторских навыков. Он знакомится с мастерами итальянской оперы, встречается с известными музыкантами того времени Ф. Мендельсоном, Ф. Шопеном, продолжает писать, берёт уроки у итальянских маэстро, посещает знаменитые театры, но главной идеей этого времени, полностью овладевшей Глинкой, становится идея создания русской национальной оперы. Глинка многому научился у мастеров итальянской оперы – Доницетти и Беллини, но мысль о создании именно русской оперы, правдивой и величественной, не покидает композитора.

Неожиданное известие о смерти отца заставляет Глинку принять решение вернуться домой. Здесь Глинка с большим воодушевлением принимается за написание различных тем для будущей оперы «Иван Сусанин». Сюжет, подсказанный композитору поэтом В. Жуковским, взят из истории русского народа – подвиг русского крестьянина Ивана Сусанина, который завёл врага в непроходимый лес, тем самым обрекая на гибель, но погиб и сам. Через некоторое время было получено разрешение на постановку оперы на сцене Большого театра в Петербурге, но с условием отказаться от денежного вознаграждения и переименовать оперу, посвятив её императору, поэтому вместо «Ивана Сусанина» она была названа «Жизнь за царя».
В 1836 году состоялась премьера оперы, она имела совершенный успех. Сам государь присутствовал на премьере и первым поблагодарил композитора за оперу, вручив ему царский подарок – перстень в 4000 рублей. Состоялось чествование Глинки, в котором участвовали А. Пушкин, В. Жуковский, артисты и друзья композитора.

● Звучит фортепианный ансамбль
«Танец» из оперы «Иван Сусанин»

После премьеры «Ивана Сусанина» Глинка был назначен капельмейстером придворной Певческой капеллы. Он взялся с энтузиазмом учить певчих чтению нот, работал над чистотой интонации. Весной 1838 года Михаил Иванович был послан на Украину для набора певчих. Там он имел возможность поближе познакомиться и вникнуть в музыку украинских песен. И даже сам попробовал написать несколько песен в стиле украинской музыки на стихи украинского поэта Виктора Забелы. Опыты оказались настолько удачными, что многие слушатели песен нередко принимали их за обработку народных народных мелодий. Мы послушаем одну песню в украинском стиле в переложении для флейты и фортепиано:

● Звучит «Гудэ витер»
(в переложении для флейты и фортепиано)

Набранные певчие были представлены императору, он самолично их экзаменовал, остался весьма доволен и распорядился выдать Глинке вознаграждение в 1500 рублей.
В это же время Глинка издаёт «Собрание музыкальных пьес» и пишет для своей сестры Елизаветы Ивановны, находившейся тогда с больным племянником в Петербурге, ноктюрн «Разлука». Это сочинение уже можно отнести к периоду полного расцвета творческого гения Глинки. Пьеса замечательна по яркой и оригинальной мелодии, по силе чувства, по зрелому мастерству и является практически лучшей фортепианной пьесой Глинки, относится к произведениям, имевшим основополагающее значение в развитии жанра русской фортепианной лирической миниатюры.

● Звучит ноктюрн «Разлука»

Одновременно с ноктюрном «Разлука» М. И. Глинка принимается и за другой ноктюрн – «Сожаление», но смерть горячо любимого 16-летнего брата Андрея не даёт ему закончить это сочинение. Позже, в 1840 году, Михаил Иванович использует тему этого ноктюрна в романсе « К Молли» или «Не требуй песен от певца» (на слова Н. Кукольника), вошедшего затем в цикл вокальных пьес «Прощание с Петербургом».

● Звучит романс «К Молли»
в переложении для скрипки, альта и фортепиано

В 1840 году, уже будучи женатым, Глинка знакомится с Екатериной Керн, к которой у него возникают пламенные поэтические чувства. Подобно А. Пушкину, вручившему своей возлюбленной, Анне Петровне Керн, свои лучшие стихи « Я помню чудное мгновенье», М. Глинка спустя 15 лет, посвящает свой лучший романс на эти стихи также своей возлюбленной – её дочери, Екатерине. В романсе идеально сливаются пленительные стихи выдающегося поэта и вдохновенная музыка выдающегося композитора. Мелодия чарует своей красотой, плавностью и гибкостью. Для стиля романса характерны стройность и завершённость формы.
Я помню чудное мгновенье –
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

● Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»

В 1840 году М. И. Глинка написал цикл из 12 романсов на слова своего близкого друга – поэта Нестора Кукольника «Прощание с Петербургом». В это время происходят постоянные семейные неурядицы, доводившие Глинку до полного отчаяния; единственным выходом из сложившейся ситуации он видит свой отъезд из Петербурга, поэтому цикл становится отражением всех переживаемых в тот момент настроений.
Одним из произведений, вошедших в этот цикл, является скромная, бесхитростная песенка народного склада «Жаворонок». Она звучит как воспоминание о родных просторах. Глинка с детства любил наблюдать за птицами, слушать их пение и часто устраивал дома целые вольеры с большим количеством пернатых. Подражанием птичьему щебетанию в фортепианном вступлении, улетающими вверх октавами в сопровождении он рождает настроение светлой грусти, задумчивости. Мелодия романса сразу стала очень популярна и часто звучала в быту русских людей.
Между небом и землёй Не видать певца полей!
Песня раздаётся Где поёт так громко
Неисходною струёй Над подруженькой своей
Громче, громче льётся. Жаворонок звонкий?

● Звучит романс «Жаворонок»
в переложении для скрипки и фортепиано

Планы отъезда за границу, предполагавшегося в 1840 году не осуществились. На одном из концертов, на котором были исполнены произведения композитора, государь отозвался о нём: «Глинка – великий мастер, жаль, если при одной его опере останемся!» И вот, задержавшись на родине, Михаил Иванович вплотную занялся сочинением второй своей оперы «Руслан и Людмила», идею которой ему подсказал драматург А. Шаховской. Но в отличие от «Ивана Сусанина» он пишет её по кусочкам, урывками, используя темы, сочинённые ранее в предыдущих заграничных поездках. Взяв сюжет из юношеской поэмы А. Пушкина, он тем самым как бы посвящал своё новое произведение памяти великого поэта. На сочинение оперы ушло около двух лет, и 1842 году состоялась её премьера. За постановку оперы «Руслан и Людмила» Михаил Иванович получил 3000 рублей серебром. Оперу давали часто, и она имела успех. На одном из представлений присутствовал сам Ф. Лист, который высоко оценил талант Глинки.

● Звучит Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

III
В последние годы жизни Глинке всё-таки удалось ещё побывать за границей, и не один раз. Он посетил Францию, Испанию, о которых давно мечтал. Музеи, дворцы, театры, встречи со знаменитыми музыкантами, в частности, с Г. Берлиозом, при поддержке которого парижане имели возможность познакомиться с музыкой Глинки. В эти годы сочинено ещё немало интересных произведений, которые мы с Вами, возможно, услышим в других концертах; написаны автобиографические «Записки».
Но болезни всё чаще и чаще давали о себе знать, и зимой 1857 года композитора не стало. Он закончил свой жизненный путь вдали от Родины, будучи в Германии. Благодаря хлопотами сестры, Людмилы Ивановны, он был похоронен в Петербурге, на кладбище Александро-Невской лавры. Но для музыки Глинки уже наступило бессмертие: она проникла в самые отдалённые уголки родного края, всё чаще и чаще звучала за рубежом, и остаётся живой и поныне. Ещё многие поколения музыкантов будут учиться у Глинки его совершенному мастерству, нравственной силе, скромной и чистой красоте.

Используемая литература:
1. М. Шорникова «Русская музыкальная классика»
2. В. Васина – Гроссман «М. И. Глинка»
3. М. И. Глинка «Записки»
4. Е. Канн – Новикова «К 100-летию М. И. Глинки»

Бычкова Н. О.
г. Балаково, 2014 год