Замечательный русский композитор - лирик, автор, создавший прекрасные романсы и изящные фортепианные миниатюры Антон Степанович Аренский родился в 1861 году в Новгороде, в весьма музыкальной семье. Отец, доктор, играл на виолончели, мать была хорошей пианисткой. Выдающиеся музыкальные способности Аренского проявились тогда, когда он начал брать уроки игры на фортепиано. Ему было в это время около семи лет. Вначале руководителем Аренского в занятиях теорией музыки был профессор Зикке, дальнейшее же музыкальное образование он получил в петербургской консерватории, которую с блеском окончил в 1882 году по классу композиции профессора Римского-Корсакова. В том же году Аренский был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классам гармонии и контрапункта, а позднее, получив звание профессора, вел там же классы инструментовки, фуги и свободного сочинения. Среди его учеников С.В.Рахманинов, Г.Э.Конюс, А.Н.Корещенко, А.Б.Гольденвейзер и многие другие.

В 1895 году он оставил московскую консерваторию и был назначен управляющим Придворной певческой капеллы по рекомендации М.А.Балакирева. Должность управляющего Придворной певческой капеллы Аренский занимал до 1901 года, когда вышел в отставку. Он много концертирует как пианист и дирижер в России и за рубежом. Однако это не мешает ему писать много музыки и в вокальном и в инструментальном жанрах, музыки, для которой характерны элегически - созерцательные настроения. При этом нельзя не отметить значительного влияния на творчество Аренского русских композиторов и, прежде всего, П. И. Чайковского.

Главные сочинения: оперы «Сон на Волге» (поставлена на сцене Большого театра в Москве в 1892 году), «Рафаэль» (поставлена в 1894 году), «Наль и Дамаянти» 1899 год; музыка к «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина (соло, хоры и оркестровые номера), кантата на десятилетие коронования Императора Александра III; балет «Египетская ночь» (1900 год); две симфонии, фортепианное трио, фортепианный квинтет, два струнных квартета, концерт для фортепиано и фантазия для фортепиано с оркестром на темы Рябинина, концерт для скрипки, три сюиты для двух фортепиано, множество романсов и пьес для фортепиано в две и четыре руки, для скрипки, виолончели, светских хоров, а также духовно-музыкальных сочинений. Кроме того, Аренским изданы: «Руководство к практическому изучению гармонии», «1000 задач» к этому руководству и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки».

Антон Аренский умер в феврале 1906 года, в возрасте 45 лет, в Перкярви. Он занимал выдающееся место среди современных ему русских композиторов. Отличительными качествами его творчества были и остались по сей день - красота, мелодичность и грация.

Виктор Каширников

Я хочу остановиться на личности видного российского композитора и музыкального деятеля Антона Степановича Аренского . Он – автор замечательных произведений русской классической музыки, пианист, дирижёр, педагог. Был профессором Московской консерватории и управляющим петербургской Придворной певческой капеллы. Антон Аренский прожил относительно небольшую, но яркую и плодотворную жизнь. Погребён в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге .

Скоро, 30 июня 2011 года , исполнится 150 лет со дня рождения Антона Степановича Аренского . Этот материал посвящён предстоящему юбилею замечательного композитора. К сожалению, его имя немного подзабыто современниками, что совершенно незаслуженно. Убеждён, имя Антона Аренского золотыми буквами вписано в историю отечественного и мирового музыкального искусства, его прекрасные произведения всегда будут радовать своих слушателей.

В статье приводятся биографические данные и сведения о могиле: об исторической могиле и современном положении.

Биография:

АРЕНСКИЙ Антон (Антоний) Степанович [30 VI (12 VII) 1861 , Новгород - 12 (25) II 1906 , Перкярви, близ Териоки, ныне Зеленогорска Ленинградской обл.] - русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. Сын врача. Учился в Петербурге в частной музыкальной школе Руссо (у К. К. Зикке). В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. С этого же года преподавал в Московскую консерватории (общие музыкально-теоретические предметы, в 1889-1894 специальные теоретические дисциплины и класс свободного сочинения; с 1889 профессор). Его ученики: С. В. Рахманинов, Г. Э. Конюс, А. Н. Корещенко, А. Б. Гольденвейзер и другие. В 1888-1895 руководил концертами Русского хорового общества. В 1895-1901 был управляющим петербургской Придворной певческой капеллы. С 1901 занимался композиторской и исполнительской деятельностью (выступал в России и за границей как пианист и дирижёр). Творчество Аренского сформировалось под влиянием русский композиторов и прежде всего П. И. Чайковского. Аренский по-преимуществу лирик, для музыки его характерны элегически-созерцательные настроения. Лучшие произведения Аренского принадлежат к жанру камерной вокальной и инструментальной музыки. Популярны романсы «Разбитая ваза» (сл. А. Н. Апухтина), «Не зажигай огня» (сл. Д. М. Ратгауза), «Осень» (сл. Т. Л. Щепкипой- Куперник). Значительное место в творчестве композитора занимают фортепианные сочинения, отличающиеся богатством звуковой палитры, изобретательностью в области ритмики, формы. Его фортепианным миниатюрам свойственны изящество, тщательность разработки фактуры; большей частью они объединены в серии-циклы («Пестрота», ор. 20; 4 пьесы, ор. 25; «Характеристические пьесы», ор. 36, и др.). Из фортепианных произведений крупной формы выделяются концерт f-moll (1882), фантазия на темы И. Т. Рябинина (1899), где в виртуозно-концертном стиле разрабатываются народные былинные темы. Аренский одним из первых среди русских композиторов обратился к концертным произведениям для 2 фп. (4 сюиты, лучшие из них - 2-я и 3-я). Значительное место в творчестве Аренского занимают инструментальные ансамбли (2 фп. трио, 2 квартета, фп. квинтет), наиболее популярно среди них - фп. трио d-moll (1894), посвящённые памяти виолончелиста К. Ю. Давыдова. Операм Аренского недостаёт драматизма и целостности. В опере «Сон на Волге» (по А. Н. Островскому, 1888; Аренский дополнил и переработал переданное ему Чайковским либретто оперы «Воевода») более всего удались жанрово-бытовые эпизоды. Пользовалась успехом одноактная опера Аренского «Рафаэль» (1894). Склонность Аренского к лирической камерности проявилась и в симфониях. В 1-й симфонии (1883) заметно влияние Чайковского и Римского-Корсакова; 2-я (1889) - характеризуется сжатостью формы, придающей симфоническому циклу черты лирической поэмности. Из симфонических сочинений Аренского чаще исполняется орк. сюита g-moll (1886).

Соч.: оперы - Сон на Волге (ор. 16, 1888, пост. 1890 [ст. стиль], Большой театр, Москва), Рафаэль (ор. 37, пост. 1894, Москва, силами учащихся консерватории), Наль и Дамаянти (ор. 47, 1903, пост. 1904, Большой театр, Москва); балет - Ночь в Египте (Египетские ночи, ор. 50, 1900, пост. 1908, Париж, «Русские сезоны» С. П. Дягилева; 1909, Мариинский театр, Петербург); кантаты - Лесной царь (на текст И. В. Гёте, пер. В. А. Жуковского, ор. 3, 1882), На 10-летие коронования (на текст А. Крюкова, ор. 26, 1893); для голоса с орк. - баллада Волки (на текст А. К. Толстого, ор. 58, 1902), баллада Кубок (с хором, на текст Ф. Шиллера, пер. Жуковсксго, ор. 61, 1902), сюита Воспоминание (на текст П. Б. Шелли, пер. К. Д. Бальмонта, ор. 71, 1904), мелодекламации на тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева (Нимфы, Лазурное царство, Как хороши, как свежи были розы, 1903) и др.; для орк. - 2 симфонии (h-moll, op. 4, 1883, и A-dur, op. 22, 1889), сюита g-moll (op. 7, 1886), Фантазия Маргарита Готье (ор. 9, 1886), Интермеццо (g-moll, для струн. орк., ор. 13, 1888-89), Сюита из балета «Египетские ночи» (ор. 50, 1900), Вариации на тему Чайковского (для струн. орк., ор. 35), марши; для фп. с орк. - концерт (f-moll, op. 2, 1882), фантазия на темы Рябинина (ор. 48, 1899); концерт для скр. с орк. (a-moll, op. 54, 1901); камерно-инстр. ансамбли - фп. квинтет (D-dur, op. 51, 1900), 2 струн. квартета (G-dur, op. 11, 1888, и a-moll, ор.35, 1894), 2 фп. трио (d-moll, op. 32, 1894, и f-moll, ор. 73, 1905), пьесы для скр. и фп., для влч. и фп. (ор. 12, 30, 56, 72); для фп. в 2 руки - ор. 1, 5, 8, 19, 20, 24, 25, 28, 36, 41, 42, 43, 52, 53, 63, 67, 74; для фп. в 4 руки - ор. 34, 66; для 2 фп. в 4 руки - 4 сюиты (ор. 15, 1890; ор. 23, «Силуэты», 1892; ор. 33, 1894; ор. 62, 1902), Детская сюита (Каноны, ор. 65, 1903); хоры - светские, в т.ч. a cappella (жен., 3 муж., смешанный), и духовные; романсы - ор. 6, 10, 17, 21, 27, 38, 44, 60, 64, 70; вок. ансамбли - 3 квартета (с влч.), 2 квартета (a cappella), 5 дуэтов (с фп.), дуэты ор. 29, 45 и др.; музыка к сценич. и лит. произв. - к инсценировке поэмы «Бахчисарайский фонтан» Пушкина (ор. 46, 1899), к драме «Буря» Шекспира (ор. 75, пост. 1905, Малый театр, Москва); перелож. собств. произведений. Лит. соч.: Краткое руководство к практическому изучению гармонии, М., 1891, М., 1929; Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки, М., 1893-94, М., 1930; Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии, М., 1897, посл. изд., М., 1960; Музыкальная заметка [замечания к напевам И. Т. Рябинина], «Этнографическое обозрение», 1894, М 4. Письма: П. И. Чайковскому, в кн.: Чайковский М., Жизнь П. И. Чайковского, т. III, M., 1903; С. И. Танееву, «СМ», 1937, No 6, также в сб.: С. И. Танеев, Материалы и документы, т. 1, М., 1952, с. 69-197; А. И. Зилоти, «РМГ», 1909, NoNo 40-42; А. П. Ленскому, в статье: Заметки А. П. Ленского и переписка с ним А. С. Аренского по поводу «Бури» Шекспира, «ЕИТ», 1909, вып. IV.

Публикуется по:

  • Музыкальная энциклопедия в 6 тт., М., 1973-1982. Том I. [электронная версия ].

    МОГИЛА

    Антон Степанович Аренский скончался 12 февраля 1906 в Перкярви, близ Териоки, Великое княжество Финляндское.
    Погребён в Некрополе мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург .
    Могила Антона Аренского имеет свою судьбу, к сожалению, с некоторыми трагическими нотами.
    После смерти композитор был погребён на Тихвинском кладбище. В том же году на могиле была сооружена ажурная металлическая застеклённая часовня. В ее интерьере в мае 1908 года был установлен гипсовый горельеф работы М. Л. Диллон. Памятник был заказан скульптору вдовой композитора Е. В. Аренской в 1907 году за 1000 руб. Надгробие экспонировалось в 1908 году на Весенней выставке в Академии художеств, также как созданный в процессе работы бюст композитора под названием «Вдохновение» (ныне - в собрании Государственной Третьяковской галереи). В 1936 году в процессе реконструкции Некрополя мастеров искусств горельеф был помещен в нише на стене здания бывшей Тихвинской церкви (ныне - Выставочный зал Государственного музея городской скульптуры). Часовня не сохранилась. В 1952 году гипсовый оригинал заменен копией, выполненной из искусственного камня (цементе мраморной крошкой), изготовленной в мастерских ЛО Худфонда РСФСР.
    Описание надгробия. Пристенный горельеф. Скульптор М.Л. Диллон, 1908 (отлив 1952). Искусственный камень, 247x166x31. Внизу слева: М.Диллонъ. 1908. Горельеф трапециевидной формы, помещенный в пристенную нишу. В центре портрет композитора, сидящего за роялем. В верхней части композиции аллегорическое изображение мелодий в виде полуфигур юных дев с распущенными волосами, играющих на музыкальных инструментах. Внизу справа -лавровый венок и пальмовая ветвь. Внизу слева высечены нотные строки с текстом начальных фраз романса Аренского на стихи Н.П. Огарева («Звуки», 1841): «Какъ дорожу я прекраснымъ мгновеньемъ, / Музыкой вдругъ наполняется слухъ». В нижней части горельефа справа надпись: АРЕНСКIЙ/1861-1906.

    Изяслав Тверецкий ,
    май 2011.

  • Близ Териоки , Российская Империя) - русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. В -1894 годах - профессор Московской консерватории, в 1895-1901 - управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге.

    • 3 Основные сочинения Аренского

    Биография

    Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели , мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано , а с девяти - сочинять. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке, дальнейшее образование Аренский получил в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Римского-Корсакова .

    По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года , получив звание профессора , Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим «широким» и разгульным образом жизни. Тогдашний директор консерватории, профессор Василий Сафонов живо откликнулся на его бурную «славу» эпиграммой , начинавшейся такими словами: «Муза Аренского - не выходит из погреба ренского» .

    После окончания Петербургской консерватории и возвращения в Москву горячее участие в судьбе Аренского принял Чайковский . Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов.

    «Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать „Сон на Волге“ Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от неё истинного удовольствия, - но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником, с большой обдуманностью и мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего, это настоящее художественное произведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление. По-видимому, опера публике чрезвычайно нравится, и мне кажется, что она может занять прочное место в русском репертуаре. Было бы весьма, весьма желательно, чтобы „Сон на Волге“ был поставлен в Петербурге в будущем сезоне. <…> Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы - верный признак, что „Сон на Волге“ написан сильным талантом. <…> Аренский, по-моему, имеет блестящую будущность, если встретит поощрение. В нём настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!»

    Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета «Щелкунчик » (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894) . В - композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 году покинул консерваторию и до был директором Придворной певческой капеллы . Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.

    Могила А. С. Аренского на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

    Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры . Своеобразным «некрологом » откликнулся на смерть Антония Аренского его любимый и неизменно уважаемый долгие годы учитель, Н. А. Римский-Корсаков , буквально в нескольких строках «Музыкальной летописи» изложивший всю его жизнь.

    «Мой бывший ученик , по окончании Петербургской консерватории вступивший профессором в Московскую консерваторию, прожил в Москве много лет. По всем свидетельствам, жизнь его протекала беспутно, среди пьянства и картёжной игры , но композиторская деятельность была довольно плодовита. Одно время он был жертвою психической болезни, прошедшей, однако, по-видимому, бесследно. Выйдя из профессоров Московской консерватории в 90-х годах, он переселился в Петербург и некоторое время после Балакирева был управляющим Придворной капеллой . И в этой должности беспутная жизнь продолжалась, хотя и в меньшей степени. По выходе из Капеллы <…> Аренский очутился в завидном положении : числясь каким-то чиновником особых поручений при Министерстве двора , Аренский получал от пяти до шести тысяч рублей пенсии , будучи вполне свободным для занятий сочинением. Работал по композиции он много, но тут-то и началось особенно усиленное прожигание жизни. Кутежи, игра в карты, безотчётное пользование денежными средствами одного из богатых своих поклонников , временное расхождение с женой , в конце концов скоротечная чахотка , умирание в Ницце и наконец смерть в Финляндии . С переезда своего в Петербург Аренский всегда был в дружеских отношениях с беляевским кружком , но как композитор держался в стороне, особняком, напоминая собой в этом отношении

    Анто́н (Анто́ний) Степа́нович Аре́нский (30 июня (12 июля) 1861, Новгород, — 12 (25) февраля 1906, Перк-ярви, близ Териоки, Российская Империя) — русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. В 1889-1894 годах - профессор Московской консерватории, в 1895-1901 - управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге.Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано, а с девяти — сочинять. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке, дальнейшее образование Аренский получил в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Римского-Корсакова.

    По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим "широким" и разгульным образом жизни. Тогдашний директор консерватории, профессор Василий Сафонов живо откликнулся на его бурную «славу» эпиграммой, начинавшейся такими словами: «Муза Аренского - не выходит из погреба ренского».После окончания Петербургской консерватории и возвращения в Москву, горячее участие в судьбе Аренского принял Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов.
    «Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать «Сон на Волге» Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от неё истинного удовольствия, - но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником, с большой обдуманностью и мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего, это настоящее художественное произведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление. По-видимому, опера публике чрезвычайно нравится, и мне кажется, что она может занять прочное место в русском репертуаре. Было бы весьма, весьма желательно, чтобы «Сон на Волге» был поставлен в Петербурге в будущем сезоне. <…> Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы - верный признак, что «Сон на Волге» написан сильным талантом. <…> Аренский, по-моему, имеет блестящую будущность, если встретит поощрение. В нём настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894).В 1888—1895 композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 году покинул консерваторию и до 1901 был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.

    Могила А. С. Аренского на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

    Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лаврыСвоеобразным «некрологом» откликнулся на смерть Антония Аренского его любимый и неизменно уважаемый долгие годы учитель, Николай Андреевич Римский-Корсаков, буквально в нескольких строках «Музыкальной летописи» изложивший всю его жизнь.
    «Мой бывший ученик, по окончании Петербургской консерватории вступивший профессором в Московскую консерваторию, прожил в Москве много лет. По всем свидетельствам, жизнь его протекала беспутно, среди пьянства и картёжной игры, но композиторская деятельность была довольно плодовита. Одно время он был жертвою психической болезни, прошедшей, однако, по-видимому, бесследно. Выйдя из профессоров Московской консерватории в 90-х годах, он переселился в Петербург и некоторое время после Балакирева был управляющим Придворной капеллой. И в этой должности беспутная жизнь продолжалась, хотя и в меньшей степени. По выходе из Капеллы <…> Аренский очутился в завидном положении: числясь каким-то чиновником особых поручений при Министерстве двора, Аренский получал от пяти до шести тысяч рублей пенсии, будучи вполне свободным для занятий сочинением. Работал по композиции он много, но тут-то и началось особенно усиленное прожигание жизни. Кутежи, игра в карты, безотчётное пользование денежными средствами одного из богатых своих поклонников, временное расхождение с женой, в конце концов скоротечная чахотка, умирание в Ницце и наконец смерть в Финляндии. С переезда своего в Петербург Аренский всегда был в дружеских отношениях с беляевским кружком, но как композитор держался в стороне, особняком, напоминая собой в этом отношении Чайковского. По характеру таланта и композиторскому вкусу он ближе всего подходил к А.Г.Рубинштейну, но силою сочинительского таланта уступал последнему. В молодости Аренский не избег некоторого моего влияния, впоследствии - влияния Чайковского. Забыт он будет скоро...»В своём творчестве Аренский тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. В творчестве композитора заметно влияние Чайковского. Не избежал Аренский также и влияния фортепианной музыки Роберта Шумана, причём немецкий романтизм приобрёл у него отчётливый салонный оттенок и в итоге всё-таки был поглощён и побеждён влиянием Рубинштейна и Чайковского. Музыку Антония Аренского высоко ценил Лев ТолстойАренский имеет большое значение как педагог — он автор ряда теоретических трудов и учебников, в том числе «Руководства к практическому изучению гармонии» и «Руководства к изучению формы инструментальной и вокальной музыки». Среди учеников Аренского — Сергей Рахманинов, Александр Скрябин (исключённый Аренским со второго курса свободного сочинения),Рейнгольд Глиэр, Георгий Конюс, Арсений Корещенко.

    «Люблю музыку и желаю сделать для неё то, что могу, то, что в моих силах»

    А. С. Аренский

    155-летию со дня рождения А.С. Аренского посвящается.

    В этом году музыкальный мир отмечает 155 лет со дня рождения и 110 лет со дня кончины выдающегося композитора, пианиста, дирижёра, педагога и музыкального общественного деятеля Антония Степановича Аренского. С Новгородской землёй связаны жизнь и творчество многих великих людей, деятелей искусств, среди которых гениальные композиторы: С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов и А.С. Аренский. Из них лишь Аренский родился в самом Новгороде.

    Новгородская областная филармония, носящая им А.С. Аренского, представит новгородцам два концерта-лекции, посвящённых юбилею композитора. 18 ноября прозвучит программа «Великие ученики великих учителей» с участием лауреата международных конкурсов, дипломанта Национальной театральной премии «Золотая маска» Виталия Панфилова (тенор) и преподавателя колледжа искусств им. С.В. Рахманинова Лилии Максимовой (фортепиано). Будут исполнены вокальные произведения и фрагменты из опер Римского-Корсакова, Аренского и Рахманинова. большую концертную программу, включающую в себя вокальные и инструментальные произведения Аренского, мелодекламацию, фрагменты опер «Сон на Волге» и «Наль и Дамаянти», балета «Ночь в Египте» и последнего произведения композитора музыки к спектаклю Шекспира «Буря», представит колледж искусств им. С.В. Рахманинова. В концерте участвуют симфонический, народный и камерный оркестры колледжа, хор, студенты музыкального отделения, хореографической и театральной специализаций. Вход на этот концерт бесплатный. Художественное руководство в подготовке концертов осуществляет преподаватель колледжа искусств, заслуженный работник культуры РФ Идея Гавриловна Демидова. Расскажет о жизни и творчестве Аренского музыковед филармонии, преподаватель колледжа искусств Наталья Владимировна Серова. Приглашаем всех новгородцев прийти на концерты и насладиться музыкой великого земляка А.С Аренского.

    Каким же человеком был Аренский, как сложилась его судьба, как развивалось его творчество? Об этом повествует предлагаемая вашему вниманию, уважаемые читатели, статья.

    Отец будущего композитора, Степан Матвеевич, был известным в городе врачом, проработавшем в Новгороде более 20 лет, автором книги о домашних и народных лечебных средствах. Ему единственному из врачей города было разрешено работать в 7 местах. Так, но был директором Николаевского детского приюта, читал лекции по медицине в семинарии, инспектировал медицинские службы воинских частей, был почётным членом попечительского совета императрицы Марии Фёдоровны. Степан Матвеевич был человеком искренним, хорошим психологом. Бывали случаи, когда он лечил словом. Иногда его приглашали полицейские следователи для общения с преступниками, и они после разговоров с ним признавались в содеянном и искренне раскаивались. С.М. Аренский на медицинском поприще дослужился от титулярного советника до чина действительного статского советника, который соответствовал званию генерал-майора в армии, и был награждён орденами св. Владимира II степени и св. Анны. Несмотря на занятость, Степан Матвеевич в минуты досуга с удовольствием играл на фисгармонии, скрипке, духовых инструментах и виолончели - его любимом инструменте. 1-я симфония А.С. Аренского посвящена отцу. Мать композитора, Надежда Антиповна, в девичестве Потехина, была прекрасной пианисткой. В силу своей застенчивости она не давала сольных концертов, но принимала участие в музыкальных четвергах и пятницах в Новгороде. Она и стала первой учительницей музыки сына. Предположительно, семья Аренских жила недалеко от нынешнего 1-го роддома. Антоний был третьим из четырёх детей в семье.

    Первые композиторские опыты Аренского относятся к 1870 году (Антонию 9 лет). В возрасте 18 лет он поступает в Петербургскую консерваторию, где занимается по классу теории композиции и оркестровки у профессора Н.А. Римского-Корсакова, который отмечал высокую интеллигентность и начитанность, фантастические слух, артистизм и музыкальную одарённость ученика. Через 3 года Антоний Степанович блестяще заканчивает обучение с малой золотой медалью (большую медаль вручали окончившим по двум специальностям: композиторской и исполнительской). Сразу же его приглашают на должность преподавателя музыкально-теоретических дисциплин (гармонии, контрапункта и фуги, формы, теории музыки и музыкальной энциклопедии) в Московскую консерваторию, а ведь ему всего-то 21 год. Через 7 лет Аренский получает звание профессора 2-й степени по специальным дисциплинам и классу свободного сочинения. В консерватории Аренский преподавал 12 лет. Среди его учеников С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Р.М. Глиэр, Н.К. Метнер, А.Т. Гречанинов, сёстры Евгения и Елена Гнесины, А.Б. Гольденвейзер и многие другие известные музыканты нашей страны. Свой педагогический опыт Аренский передал в теоретических трудах: «1000 задач для практического обучения гармонии», «Краткое руководство к практическому изучению гармонии» и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки», которыми по сей день пользуются и преподаватели и студенты музыкальных учебных заведений.

    А.С. Аренский с учениками: крайний справа - С.В. Рахманинов

    Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром Сад

    Преподавание в консерватории Аренский успешно совмещает с руководством концертами Русского хорового общества, создаёт музыкальные произведения разных жанров, среди которых 1-я симфония, концерт для фортепиано с оркестром, 1-я сюита для оркестра, оперы «Рафаэль» и «Сон на Волге», дирижирует симфоническими концертами, выступает с сольными фортепианными программами. Аренский был превосходным пианистом. Его концерты нередко бисировались полностью. Любую из 32-х сонат Бетховена он мог сыграть наизусть с любого места. Однако, большую часть его концертных программ составляли его собственные произведения. Вот что написано в одной из газет того времени:

    «Игра Аренского покоряет воодушевлением и уверенностью, мягким певучим туше, законченной, выразительной и изящной фразировкой, столь милыми русской публике сердечностью и прочувствованостью. Его исполнение вполне удовлетворяет с виртуозной стороны, а с музыкальной и говорить нечего». Многочисленные валики фонографа с записями игры Аренского хранятся в Петербургском Пушкинском доме. Они были сделаны в конце 1890 - х годов Юлием Блоком - пионером звукозаписи в России.

    Музыку Аренский сочинял легко, не мучаясь над каждой фразой, был прекрасным импровизатором. В августе 1894 года он, вместе со своим другом и коллегой, профессором консерватории Сергеем Ивановичем Танеевым, с которым он проводил в консерватори аккустические опыты, приехал лечиться в Пятигорск (композитор, как и его отец, болел туберкулёзом, от чего и умер). Там Аренский написал 24 кратких темы - каждую на отдельном маленьком листочке бумаги, свернул их в трубочки и положил в вазу, стоящую на столе. Каждый день он доставал наугад одну из бумажек и писал ту пьесу, тема которой была написана. Так возник цикл 24 пьесы опуса 36 для фортепиано.

    С. И. Танеев

    Пьеса «Лесной ручей» из цикла 24 пьесы опуса 36 для фортепиано Сад

    В годы преподавания в Московской консерватории Аренский подружился с Петром Ильичём Чайковским, также, профессором, который был старше его на 21 год. Гениальный автор оперы «Евгений Онегин», 4-й симфонии, балета «Лебединое озеро» и многих других известных в то время в России и за её пределами произведений с интересом следил за развитием композиторского таланта Аренского. Он писал: «Аренский удивительно умён в музыке, как-то всё тонко и верно обдумывает. Это очень интересная музыкальная личность».

    Романс на стихотворение Чайковского «Ландыш» Сад

    Чайковский подарил Аренскому своё стихотворение «Ландыш» (любимый цветок Петра Ильича), на которое тот написал одноимённый романс, а также, либретто своей первой оперы «Воевода», написанное им по драме А.Н. Островского. Партитура этого произведения была уничтожена автором и восстановлена по сохранившимся фрагментам в ХХ веке.

    На фото справа - П.И. Чайковский.

    На основе подаренного либретто Аренский написал опреу «Сон на Волге», которая Чайковского привела в восторг. Из письма Петра Ильича директору императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому от 11 января 1891 года:

    «Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать «Сон на Волге»Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения, но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление... Ар енский, по-моему, имеет блестящую будущность. В нём есть настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка. Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы - верный признак, что «Сон на Волге» написан сильным талантом».

    Вариации на тему Чайковского «Был у Христа младенца сад» Сад

    После смерти Чайковского в 1893 году, Антоний Степанович сблизился с его братом Модестом Ильичём, основателем музея Чайковского в Клину, автора либретто последней оперы Аренского «Наль и Дамаянти», написанного по мотивам древнеиндийского эпоса «Махабхарата». М.И. Чайковский пережил Аренского на 10 лет и написал о нём воспоминания, а также, сохранил его архив, переданный в музей в Клину вдовой композитора.

    В годы работы в Московской консерватории радость Аренскому дарит и семейная жизнь. Он женится на студентке консерватории по классу пения Елизавете Владимировне Лачиновой. Вскоре рождаются сын Павел и дочь Надежда. Сын был назван в честь брата жены, известного адвоката, который поддерживал семью Аренских материально когда композитору было необходимо дорогостоящее лечение за рубежом. Павел получил прекрасное образование, был востоковедом, переводчиком с арабского и других языков, писателем и драматургом. Погиб в сталинских лагерях.

    После переезда Аренского с семьёй в Петербург в 1895 году, Антоний Степанович принимает на себя обязанности управляющего Придворной певческой капеллой, став своеобразным музыкальным камертоном царского двора, выполняет обязанности чиновника по особым поручениям Министерства двора, входит в состав дирекции Петербургского отделения Русского музыкального общества.

    Музыка композитора восхищает слушателей и исполнителей. Л.Н. Толстой говорит: «Он один из самых лучших композиторов. Я думаю, что слава его будет расти». Из «Русской музыкальной газеты»: «Аренский - художник чувствующий и обдумывающий, возвышающийся весьма часто до истинной поэтичности и обладающий тонким и очень изящным вкусом и большим чутьём меры. Полное владение современного искусства понимается здесь само собой». Аренский был в центре культурной жизни России. Его музыка к поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» исполнялась в дни празднования 100-летия со дня рождения поэта, опера «Рафаэль» была заказана композитору к юбилею Рафаэля и была исполнена на 1-м съезде Российских художников. Из дневника С.И. Танеева от 21 апреля 1895 года: «Музыка «Рафаэля» идеальна. Написал Антоше письмо, благодаря его за счастливые минуты, которые пережил слушая «Рафаэля». Балет «Ночь в Египте», написанный в 1900 году, стал украшением Русских сезонов в Париже. Однако, это произошло через 2 года после смерти композитора, в 1908 году. Постановку осуществил знаменитый танцор труппы С.П. Дягилева Михаил Фокин, который с этого момента станет знаменитым балетмейстером, реформатором классического балета.

    В своём творчестве Аренский возрождает забытую в России, но популярную в Европе, традицию ансамблевого музицирования. Он создаёт вокальные дуэты и квартеты, пьесы для двух фортепиано и для одного фортепиано в 4 руки.

    Вокальные произведения Аренского поёт гений русской оперной сцены Ф.И. Шаляпин. Великая русская драматическая актриса Вера Фёдоровна Комиссаржевская исполняет 3 мелодекламации с музыкой Аренского в сопровождении оркестра, (позже в переложении для фортепиано) на стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы», «Лазурное царство» и «Нимфы». Мелодекламация был модным в то время жанром чтения под музыку, возникшем в Европе в середине XVIII века и возрождённым в России Аренским.

    В 1901 году Аренский выходит в отставку (ему 40 лет) и получает государственную пенсию в 5 000 рублей в год. Не обременённый службой, он гастролирует по городам России со струнным квартетом как пианист, создаёт множество произведений в разных жанрах, среди которых и последнее - музыка к драме Шекспира «Буря» для солистов, хора и оркестра.

    Неизлечимая болезнь привела к смерти А.С. Аренского 12 февраля 1906 года в туберкулёзном санатории в городке Питка-Ярви в Финляндии. Похоронили его в Некрополе мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре в Петербурге.

    А.С. Аренский был обладателем Глинкинской премии, был награждён званием кавалера ордена св. Анны (в годы преподавания в консерватории), орденом св. Станислава 2-й степени (в 1896 году в Петербурге - Аренскому 35 лет!), серебряной медалью для ношения на груди на Андреевской ленте в память о короновании Николая II и его супруги (Аренский был командирован в Москву для подготовки к музыкальному оформлению церемонии коронования и празднования её). Князь Болгарский Фердинанд I наградил Антония Степановича орденом св. Александра 3 степени.

    Однако, находились и завистники, считающие музыку Аренского отвратительной и даже пошлой. И это при том, что музыка Антония Степановича искренняя, лирическая, несущая в себе высокий гуманизм и любовь к жизни, людям, природе! Н.А. Римский-Корсаков в своей книге «Летопись моей музыкальной жизни» написал об Аренском как об азартном игроке и любителе кутежей и что «забыт он будет скоро». При всём почтении к Николаю Андреевичу невозможно согласиться с этим. Да, Аренский любил с друзьями ездить к «Яру», где его с порога встречал оркестр, исполняющий фрагменты из его сочинений, где он со вкусом истинного гурмана выбирал угощения для друзей и умел радоваться и азартной карточной игре и шуткам. Тем не менее, как вспоминал двоюродный брат Рахманинова, преподаватель Московской консерватории Александр Ильич Зилоти, во время слушания анекдотов в мужской компании «Аренский оставался неизменно сдержанным, изящным, и чем двуслысленнее становились рассказы, тем больше хмурился и замолкал». Однако Аренский был великим тружеником и великим композитором! Справедливости ради, напомню о том, что Римский- Корсаков и о гениальнейшей 6-й симфонии П.И. Чайковского написал, что «эта симфония ничем особым не отличается» и что «музыка Чайковского свидетельствует об отвратительном вкусе» (!!) Музыку Аренского действительно забыли после 1917 года, когда произошла переоценка духовных ценностей, и чистая музыка оказалась непонятой и ненужной.

    Но прошло время, которое имеет свойство всё расставлять по своим местам. Музыка А.С. Аренского интересна, понятна и любима во всём мире! Новгородские музыканты, музыкальные краеведы супруги Демидовы, автор статьи, многие годы ведут серьёзную работу по изучению и популяризации музыки Аренского. Имя композитора носит Новгородская детская музыкальная школа и областная филармония. И особенно важно и ценно то, что музыку А.С. Аренского слушают и исполняют дети и юношество, а значит, их сердца и души станут открыты добру, искренности и красоте.

    Наталья Серова - музыковед филармонии им. А.С. Аренского,

    преподаватель колледжа искусств им. С.В. Рахманинова.