«С детства я представляла гражданскую войну как схватку «хороших» красных с «плохими» белыми, — так начала свое сочинение выпускница 11-го класса. — В той сказке правда все­гда была на стороне красных, и наши непременно побеждали. Я как-то даже не задумывалась о людях по другую сторону бар­рикад. Но ведь они тоже сражались за свою правду. Потеряв все, многие из них даже в эмиграции сохранили в сердце Россию. В последнее время я с особым интересом читаю книги тех, кто по каким-то причинам не принял революцию, но остался пат­риотом своей страны. Мне хочется понять, какими были эти люди, как они жили, какие идеи отстаивали. Но я думаю, что не потеряли своего значения и те произведения, авторы кото­рых приняли новый мир как свой. Верно говорят, что, не сопо­ставив разные точки зрения, нельзя понять такое сложное со­бытие, как революция и гражданская война».

Действительно, публикация «Несвоевременных мыслей» М. Горького, писем В.Г. Короленко к Луначарскому, дневников И.А. Бунина («Окаянные дни»), возвращенных в литературный процесс произведений В. Вересаева и М. Булгакова, Б. Пильня­ка и А. Платонова, В. Зазубрина и Е. Замятина, книг эмигрантов И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Ропшина, Р. Гуля помогли преодо­леть одностороннее представление о революционной эпохе и об истории литературы XX в.

Встав рядом с классическими произведениями советской литературы («Тихим Доном» М. Шолохова, «Железным пото­ком» А. Серафимовича, «Чапаевым» Д. Фурманова, «Разгромом» А. Фадеева), эти книги показали, что в 20-е годы литература за­печатлела сложный, крайне противоречивый образ времени. Она отразила многообразие представлений о свершившихся на глазах писателей исторических событиях (Пильняк назвал их «перепряжкой истории»). При этом, несмотря на естественную для того периода непримиримость политических убеждений, писатели поднимались в своих лучших произведениях над сугу­бо политическими страстями к проблемам общечеловеческим, гуманитарным.

Художники не просто создавали хронику событий, они ста­вили поистине больные вопросы, над которыми издавна бьется русская мысль: о революции и эволюции, о гуманизме и жес­токости, о цели и средствах, о цене прогресса, о праве на на­силие во имя высокой цели, о неповторимости и значимости конкретной человеческой жизни. Революция обострила все эти проблемы, перевела их из области теоретических, философских размышлений в план практический, поставила в зависимость от их решения жизнь и смерть человека, судьбу России, всей ми­ровой цивилизации. Революция привела к переоценке нрав­ственных норм, всего, чем жили люди, во что они верили, и это был нелегкий, подчас мучительный процесс, о котором также рассказала литература. Поскольку литература по природе своей обращена в первую очередь к судьбе конкретного челове­ка, то история представала в произведениях разных авторов в лицах, в напряженных исканиях мысли и духа, в многообразии конфликтов, человеческих характеров и стремлений.

В стране победившей революции естественным и искренним откликом на грандиозное преобразование мира стало создание героического эпоса. Массы людей, приведенные в движение ре­волюцией, — отряды, армии, «множества», неуклонно движу­щиеся к своей цели, преодолевая на этом пути небывалые труд­ности, — таков коллективный герой «Голого года» Б. Пильняка, «Падения Дайра» А. Малышкина, «Железного потока» А. Сера­фимовича, «Конармии» И. Бабеля. Образ народа находится в центре произведений разных литературных родов: поэм А. Бло­ка «Двенадцать» и В. Маяковского «150000000», пьесы В. Виш­невского «Первая Конная». Авторы этих книг запечатлели не только героику, но и муки рождения нового мира, отразили всю жестокость и непримиримость классового противоборства, сложное соотношение организованности и анархической воль­ницы, разрушения и тяги к созиданию, рождение чувства единства, общности.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (II часть)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита".

План.

1. История создания и публикации романа.

2. Многоплановость сюжета и композиции (роман в романе), смысл сопоставления Ершалаима и Москвы (пейзаж, время года, сюжетные параллели). Сопоставление образов героев в исторической и современной частях романа.

3. Изображение советской действительности 20-х – 30-х годов XX века в романе.

4. "Вечные" проблемы добра и зла, свободы человека и смысла жизни, свободы творчества. Образ Мастера.

Тема любви в романе. Особенности нравственно-философской позиции автора. Образ Маргариты и проблема православной нравственности.

Роль Воланда и его свиты в романе. Искажение библейского и православного канона в создании образа Воланда.

Жанрово-стилевое своеобразие произведения, сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности, особенности языка романа.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Булгаков М.А. "Мастер и Маргарита" (любое издание).

2. Амусин М. "Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы" (О специфике фантастического в "Мастере и Маргарите") // Вопросы литературы. – 2005. – № 2. – С. 111.

3. Боборыкин В. Михаил Булгаков. – М., 1991.

4. Гаврюшин Н. Литостротон, или мастер без Маргариты // Вопросы литературы. – 1991. – № 8.

5. Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова. – М., 2003.

6. Золотоносов М. "Сатана в нестерпимом блеске" // Литературное обозрение. – 1991. – № 5.

7. Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. "Вот твой вечный дом": Личность и творчество Михаила Булгакова. – СПб, 2000.

8. Ковальчук Д.А. Человек и время в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита". – Сб.: Русская литература XIX – XX веков: Актуальные проблемы исследования. – Армавир, 2001. – С. 118.

9. Кораблёв Е. Тайнодействие в "Мастере и Маргарите" // Вопросы литературы. – 1991. – № 5.

10. Лазарева М.А. Жанровое своеобразие "Мастера и Маргариты" М.Булгакова // Филологические науки. – 2000. – № 6. – С. 22.

11. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова. /Вступ. ст. к собр. соч. М.Булгакова. В 5-ти тт. – Т. 1. – М., 1989. – С. 5-68.

12. Материалы Международной конференции "Михаил Булгаков в XXI веке". К 40-летию выхода в свет романа "Мастер и Маргарита" // Русская литература. – 2007. – № 3. – С. 243.

13. Новиков В.В. Михаил Булгаков – художник. – М., 1996.

14. Палиевский Б.В. Последняя книга М.Булгакова. / В кн.: Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М., 1989. – С. 474-482.

15. Петелин В.В. Жизнь Булгакова. – М., 2000.

16. Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. – М., 1996.

17. Соколов Б. Михаил Булгаков. – М., 1991.

18. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. – М., 1997.

19. Яновская Л.М. творческий путь Михаила Булгакова. – М., 1983.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.

Роман М.Шолохова "Тихий Дон".

План.

2. Казачество и революция. Трагедия гражданской войны в романе.

3. Образ Григория Мелехова, поиски героем "третьего пути" и трагедия героя. Дискуссии о герое в критике.

4. Женские образы эпопеи как воплощение русского национального характера (Наталья, Ильинична, Дуняша). Образ Аксиньи. Тема любви и семьи в романе.

5. Композиционные и стилевые особенности эпопеи. Мир природы и его философская функция в романе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Шолохов М. Тихий Дон. (любое издание)

2. "Тихий Дон": загадки мнимые и реальные // Вопросы литературы. – 1989. – № 8.

3. "Шолоховский вопрос": продолжение разговора // Вопросы литературы. – 1991. – № 2.

4. Бирюков Ф.Г. Постигая тайны художественности (заметки о стиле М.Шолохова) / В кн.: Писатель и жизнь. – М., 1987.

5. Гура В. Как создавался "Тихий Дон". – М.. 1989.

6. Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество. – СПб, 2000.

7. Ермолаев Г.С. Неизвестные исторические источники "Тихого Дона" // Русская литература. – 2006. – № 4. – С. 184.

8. Колодный Л. Рукопись "Тихого Дона" // Москва. – 1991. – № 10.

9. Литвинов В. Михаил Шолохов. – М., 1985.

10. Петелин В.В. Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения. – М., 2002.

11. Плевако Н. рядом с Шолоховым // Наш современник. – 2000. – № 5. – с. 152.

12. Семёнов С. Философско-метафизические грани "Тихого Дона" // Вопросы литературы. – 2002. – № 1. – С. 71.

13. Семанов С.Н. В мире "Тихого Дона". – М., 1987.

14. Тамарченко Е. Идея правды в "Тихом Доне" // Новый мир. – 1990. – № 6.

15. Хьетсо Г. Кто написал "Тихий Дон". – М., 1989.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов XX века.

План.

1. Взгляд на революцию и события гражданской войны с позиции революционной морали и классового гуманизма в романах "Железный поток" А. Серафимовича, "Разгром" А.Фадеева, "Чапаев" Д.Фурманова, "Хождение по мукам" А.Н.Толстого.

2. Тема революции и гражданской войны, проблема интеллигенции и революции в "Ледяном походе" Р.Гуля, романе "Белая гвардия" М.Булгакова, "Донских рассказах" М.Шолохова. Проблема христианского гуманизма в этих произведениях.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Борис Пильняк: Опыт сегодняшнего прочтения. Сб. ст. – М., 1996.

2. Голубков М.М. Русская литература XX века: После раскола. Учебное пособие для вузов. – М., 2002.

4. Гражданская война в лирике и прозе. В 2-х тт. / Сост., вступ. ст., коммент. С.Н.Семанова, П.И.Руднева. – М., 2003.

5. Грознова Н.А. Ранняя советская проза: 1917-1925. – Л., 1976.

6. Заика С.В. Роман А.Фадеева "Разгром" / В кн.: Русская литература: XX век: Справочные материалы / Сост. Л.А.Смирнова. – М., 1995. с. 206-228.

7. История русской литературы XX века (1910-1930 годы). В 4-х кн.: Учебное пособие / Под ред. Л.Ф.Алексеевой. Кн. I, II, III, IV. – М., 2005. – С. 239-256; С. 274-286.

8. История русской литературы XX века (Первая половина): Учебник для вузов. – В 2-х кн. – Ставрополь, 2004. с. 487-529; С. 584-638.

9. Коваленко А.Г. Русская литература XX века. 20-е – 30-е гг. – М., 1994.

11. Малахов В. Гавань поворота времен (Онтология Дома в "Белой гвардии" Михаила Булгакова) // Вопросы литературы. – 2000. – № 5.

12. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). – М., 2001. – С. 53-61, С. 62-71, С. 129-144.

13. Павлов Ю.М. Крест над Днепром. О религиозности автора "Белой гвардии" // Наш современник. – 2007. – № 3. – С. 249.

14. Павлов Ю.М. Революция, гражданская война и идейно-нравственные искания личности в литературе 10-х – 30-х годов (А.Серафимович, Р.Гуль, А.Толстой, М.Цветаева, С.Есенин). / В сб.: Россия на стыке исторических эпох. – Москва-Армавир, 1998. – С. 31

15. Рябцев В.П. "Исход" к новой жизни, или Тема гражданской войны в прозе А.Фадеева и Б.Лавренева // В сб.: Россия на стыке исторических эпох. – Москва, Армавир, 1998. – С. 18.

16. Чалмаев В. "Донские рассказы": к общечеловеческим идеалам через психоз ненависти / Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Ч. 2. – М., 1994.

17. Чалмаев В. Серафимович. Неверов. – М., 1982 (ЖЗЛ)


Похожая информация.


Конспект урока по литературе

в 11 классе

Всеволожск

Тема: «Гражданская война в прозе 20-х годов».

Семинар (2 часа)

Цели урока:

образовательные:

    проследить, как в прозе 20-х годов отражена тема Гражданской войны;

    определить, что объединяет все рассмотренные произведения о Гражданской войне;

    отрабатывать навык анализа с учётом идейно-художественного и жанрового своеобразия произведений;

воспитательные:

развивающие :

    развитие познавательного интереса через обращение к различным источникам;

    стимулирование познавательной активности учащихся;

    развитие умения логически мыслить, убедительно строить свои рассуждения;

    развитие самостоятельности мышления;

    поощрять умение поддержать дискуссию и выйти на обобщение материала;

    развитие устной и письменной речи;

    развитие памяти.

Технологии:

Личностно-ориентированная;

Информационно-коммуникационная;

Проблемно-развивающая.

Формы организации деятельности:

Индивидуальная;

Групповая;

Коллективная.

Виды деятельности:

Работа с учебником;

Работа со справочниками;

Работа с текстом;

Творческая работа;

Самостоятельная работа;

Выразительное чтение;

Развёрнутый ответ на вопрос;

Сообщение по теме;

Дискуссия.

Частично-поисковый;

Репродуктивный;

Проблемный;

Исследовательский.

Оборудование:

Учебник;

Тексты художественных произведений;

Раздаточный материал;

Видеозапись фрагментов художественного фильма «Чужая кровь».

Виды контроля:

Размышление над произведением о Гражданской войне;

Контрольные вопросы;

Творческая работа (составление синквейнов).

Эпиграфы к уроку на доске:

Когда на арене европейской истории

появилась новая движущая сила – не личность,

а масса, наступил кризис гуманизма…

А.Блок.

Хорошие дела делает хороший человек.

Революция – это хорошее дело хороших

людей. Но хорошие люди не убивают…

И.Бабель.

Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения.

М.Горький.

План урока.

    Мотивация учебной деятельности (вступительное слово учителя):

      проза 20-х годов о Гражданской войне – особая страница нашей литературы;

      новое время – новая концепция личности: отказ от «я» в пользу «мы», не личность, а масса;

      произведения, которые будут рассмотрены на уроке: И.Бабель «Конармия», М.Шолохов «Донские рассказы», А.Фадеев «Разгром».

2.Работа учащихся по группам.

Первая группа: И.Бабель «Конармия».

    История создания книги.

    Каковы оценки критиков 20-х годов, данные книге И.Бабеля.

    Дискуссия С.М.Буденного и А.М.Горького о «Конармии»:

    1. Что ставит в вину Бабелю Буденный?

      Убедительны ли доводы М.Горького?

    Какие рассказы из «Конармии» запомнились? Какие из них, по-вашему, отражают авторскую позицию?

      анализ рассказа «Переход через Збруч»

(проследить, как в рассказе проявляется мастерство

писателя; композиция, пейзаж,

изобразительно-выразительные средства);

b) анализ рассказа «Письмо».

    Повествование ведется от лица Васи Курдюкова. С какой целью?

    Какие особенности речи можете указать?

    Какие мысли возникают после чтения письма?

    Какие художественные детали подчёркивают античеловеческую сущность гражданской войны – войны, в которой нет ни победителей, ни побежденных?

Вторая группа: М.А. Шолохов «Донские рассказы».

    История создания. Место в творчестве.

    Как в рассказах «Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя» выражается авторское отношение к Гражданской войне?

Третья группа: А.Фадеев «Разгром».

    История создания романа.

    «Разгром» - один из первых советских романов о Гражданской войне. Как в нём была отражена новая концепция личности.

    Проблематика романа:

а) интеллигенция и революция;

      проблема гуманизма;

3.Подведение итогов, выводы по теме урока.

4.Срезовая работа:

I. Ответы на вопросы.

    В чем заключалась новая концепция личности?

    Почему Гражданская война – это война, в которой нет ни побежденных, ни победителей?

    Какое из прочитанных произведений (или эпизод) произвело наибольшее впечатление?

    Как, по-вашему, решается одна из основных проблем романа «Разгром» - проблема гуманизма?

II. Творческое задание.

Составление синквейнов (Гражданская война)

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Наш урок мы посвящаем разговору о том, как изображена Гражданская война в прозе 20-х годов. Сегодня мы продолжаем разговор об одной из самых трагичных страниц нашей истории.

События Гражданской войны не могли оставить равнодушными писателей. Естественно, что уже в литературе20-х годов появились произведения, повествующие о них.

Мы поговорим лишь о нескольких книгах, в которых достаточно ярко отражены события того времени и, что самое главное, авторское отношение к ним.

Проза 20-х годов о Гражданской войне – это особая страница нашей литературы. Особенность её заключается в том, что произведения были написаны по следам событий, а авторы были их свидетелями и участниками.

Работая на уроке, мы проследим, как в выбранных вами произведениях показаны события и герои, с какой точки зрения подходит автор к изображаемому. Что представляется главным: мораль, гуманизм, нравственные качества или служение «высокой идее» и подчинение всего именно ей?

В ходе предварительной лекции мы отмечали, что в советской литературе была выдвинута новая концепция личности: не «я», а «мы», не личность, а масса. Размышляя о том, чем это грозит, А. Блок писал: (обращение к первому эпиграфу).

И.Бабель, подчёркивая античеловечность войны, в книге «Конармия» размышлял: (второй эпиграф).

М.Горький, говоря о том, что человек должен сохранить в себе человека, призывал: «Будьте человечнее в эти дни всеобщего озверения».

    Работа учащихся по группам.

Итак, предоставляем слово первой группе.

    Мы работали по вопросам, связанным с книгой И.Бабеля «Конармия». Первые рассказы из будущей книги «Конармия» были напечатаны в 1923-1924 годах. Они сразу привлекли внимание читателей и критики и получили довольно высокую оценку (их называли образцами истинно революционных произведений).

    Автор ничего не выдумывал, он писал о том, что знал и видел. Очень скоро оценка критики меняется, и писатель назван декадентом, клеветником и пасквилянтом. Вокруг имени и произведения Бабеля велись споры, в которых писателю и его книге давались как отрицательные, так и положительные характеристики: «Бабелю удалось раскрыть одну из труднейших тем – тему революционной войны. Впервые художник становится так прямо против жуткой, нечеловеческой по своему напряжению, еще живой истории…» (Яков Бенни).

    Буденный отмечал, что «гражданин Бабель рассказывает нам про Конную Армию бабьи сплетни…, выдумывает небылицы, обливает грязью лучших командиро-коммунистов, фантазирует и просто лжет. Гражданин Бабель не мог видеть величайших сотрясений классовой борьбы, она была ему чужой, противной…»

    М.Горький, отвечая Буденному, писал, что книги, подобной «Конармии», не было еще в литературе. Автор правдиво показал трудный путь бойцов Красной Армии. Трудный, трагический и героический путь. Горький отмечал правдивость и талантливость книги.

    В рассказах Бабеля описывается жестокая, кровавая сторона революционной действительности. С кажущимся спокойствием автор повествует, как, например, «папаша» Курдюков «порубали» сына, а сын – «кончали папашу». Или не менее страшные строки о «пенистом коралловом ручье», который вылился из перерезанного горла пленного белогвардейца. В таких детализированных описаниях было много натурализма, и критики говорили, что запах «сырой крови» - самый обычный запах на страницах «Конармии».

    Подобные эпизоды не исключения или какие-то экстремальные случаи. Это «будничные злодеяния». От сознания «обычной», «привычной» жестокости становится страшно. Бабель показывает, как жестокость, война буквально переворачивают сознание людей, разрушают ту шкалу нравственных ценностей, которая создана многовековой историей человечества. Особенно ярко это прослеживается в рассказе «Письмо».

    Рассказ необычен в цикле «Конармия». Это письмо, продиктованное мальчиком Васей Курдюковым. Подросток, вовлеченный в страшные события эпохи, рассказывает о том, что произошло за последний год.

    Трагизм рассказа заключается в том, что мальчик совершенно спокойно описывает матери смерть брата и отца. Причем на его шкале иерархии событий эти происшествия не занимают первого места, не являются чем-то из ряда вон выходящим. На первое место Вася ставит заботу о коне и просьбу прислать посылку.

    Он пишет матери, как убивали отца и брата, вовсе не задумываясь, какую боль могут причинить эти слова. Гражданская война разделила мир на части: брат идет на брата, сын – на отца. Это трагедия. В этом рассказе она еще более страшна, так как описана с точки зрения ребенка, который воспринимает это буднично, не сожалея, не задумываясь. Семья Курдюковых уничтожена гражданской войной. По разные стороны оказались представители этой семьи. Невозможно ответить, почему так произошло, что они делят между собой. Это трагедия гражданской войны, которая разламывает, разрывает судьбы людей, как та линия, что пересекла фотографию семьи Курдюковых. Бессмысленно, необъяснимо…

    Стиль И.Бабеля особенный: сжатость, темы его прозы. Мышление передается через слово, жест, действие. «Стремительность» повествования чувствуется с первых строк. Это можно увидеть в рассказе «Переход через Збруч». В стилистике «Конармии» совмещены две речевые стихии: письменно-книжная, романтическая и просторечно-разговорная– единство патетики и скорби.

«Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи», красивы, ярки эти эпитеты: «девственная гречиха», «жемчужный туман». И неожиданно фраза заканчивается страшным сравнением: «оранжевое солнце катится по небу, как обрубленная голова»… Это сочетание возвышенно прекрасного и уродливого, жестокого заставляет читателя вздрогнуть.

    Величие природы и уродливый ужас смерти – контраст, на котором построен рассказ Бабеля. Пейзаж еще и еще подчеркивает несчастье, охватившее человечество, трагедию, которую не в силах охватить человеческий разум.

    Таким образом, мы видим, что в книге «Конармия» Бабель показывает Гражданскую войну не как один из этапов борьбы за новое общество, а как страшную трагедию, как войну, в которой нет ни победителей, ни побежденных: воюет весь народ.

Вторая группа .

    Мы работали по «Донским рассказам» М.А.Шолохова. «Донские рассказы» относятся к раннему творчеству Шолохова. Были написаны в 1925 году и отражали главную шолоховскую тему 20-х годов - участие казаков в гражданской войне. Раскрывая эту тему, Шолохов с самого начала соглашался на компромисс классовых и общечеловеческих идей, допускает возможность приспособления к революционным лозунгам ради сохранения в человеке природного, «нутряного». Та борьба, которая, вероятно, происходила в сознании автора, отразилась в его рассказах.

В одних рассказах мы видим, как автор стремится подчеркнуть главную роль классового над человеческим, например, в рассказах «Шибалково семя» и Чужая Кровь», в других – например, «Родинка» - Шолохов на первое место ставит закон человечности. Мы видим трагедию семьи, которую Гражданская война расколола на части, поставила друг против друга. И в этом рассказе Шолохов подчеркивает мысль о том, что братоубийственной войне нет оправдания. Отец, «случайно» убивший сына, выносит и себе смертный приговор.

    В «Донских рассказах» проявилась противоречивость Шолохова. С одной стороны, он стремился писать правду, с другой стороны, должен был писать так, как требовалось официальными властями.

    Поэтому почти во всех рассказах чувствуется стремление прийти к компромиссу между классовой и общечеловеческой идеей.

Третья группа .

    Мы работали по роману А.Фадеева «Разгром». Роман «Разгром» написан в 1926 году, события, о которых повествует автор, имеют реальную основу. Но, рассказывая о гибели партизанского отряда на Дальнем Востоке, писатель выполнял «заказ времени». Фадеев этот «заказ» выполнил, и на долгие годы «Разгром» стал числиться первым и лучшим социально-психологическим романом. Выполняя «заказ», А.Фадеев создает образ интеллигента, преодолевшего свою физическую слабость и обретающего внутреннюю силу для служения революционной идее. В герое «Разгрома» Левинсоне соединилось искомое и должное. А противостояние Морозки и Мечика продемонстрировало превосходство рабочего человека над «чистеньким» интеллигентом по всем статьям. Не помешала этому ни политическая неподготовленность, ни нравственная грубость Морозки.

    По-своему стремился Фадеев разрешить и проблему гуманизма, оправдывая гибель людей и даже убийство раненого партизана классовой борьбой. Мы видим, как изначально безнравственная ситуация не позволяет ответить на вопрос о том, правильно ли поступил командир, согласившись на убийство своего товарища.

    С точки зрения человеческой – это, конечно, безнравственно. А с точки зрения служения «высокой идее» революции – эта жертва оправданна.

    Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в романе Фадеева Гражданская война показана как один из этапов в борьбе за «светлое будущее». Эти «высокие» цели, как показывал Фадеев, оправдывали страшные жертвы, которые были принесены нашей страной.

Учитель:

    Обсудив три произведения, мы увидели, что почти в одно и то же время в литературе появились книги, в которых авторы рассказывают об одном и том же историческом событии, подходя к нему со своих точек зрения.

    Кто из авторов отвергает войну, подчеркивая ее античеловеческую сущность? Кто из них пытается найти компромисс? Кто оправдывает гибель людей, объясняя тем, что дело революции без жертв не обходится? Что объединяет все эти произведения?

4.Срезовая работа по вопросам (в плане).

Результативность: справилось – 100 %

качество - 76%

Домашнее задание.

Сочинение: «Изображение революции и Гражданской войны в литературе

20-х годов».

Конкретизировать тему. Сделать выбор произведений.

(См. приложение. Сочинение)

В конце урока заданы вопросы:

1) Как вам работалось на уроке?

2) Какие мысли вызвали произведения о Гражданской войне?

3) С каким настроением уходите с урока?

МОБУ «СОШ №6»

Конспект урока по литературе

в 11 классе

Тема: «Гражданская война в прозе 20-х годов».

Учитель: Винюкова Татьяна Васильевна

После 1917 года литературный процесс пошёл по трём направлениям:

    Литература русской диаспоры на чужбине (эмигранты).

    «Потаённая» (возвращённая к читателю в 80-е годы) литература.

    Советская (легальная) литература.

Эмигранты (1) и писавшие «в стол» (2) исповедовали идеологию «белого» движения – выступали за сохранение традиций, за приоритет вечных ценностей над временным, преходящим, подверженным сиюминутной политике.

Советские писатели (3) разделяли позицию властей молодой советской республики («красных») и отстаивали единый для всех взгляд на мир, выступали за переустройство мира и человека по определённому идеологическому стандарту.

Власть пыталась приводить художников к идеологической монолитности и художественному единообразию, но даже абсолютно советские писатели сопротивлялись партийным установкам самим своим творчеством, отстаивая право при единой идеологии хотя бы на разнообразие художественных средств и форм. Поэтому внутри советской литературы образовывались различные группы писателей (этот процесс шёл только до начала 30-х годов – до создания Союза писателей СССР, завершившего процесс монополизации советского искусства). Наиболее заметные писательские группы в послереволюционной литературе:

    «Серапионовы братья» (Вс.Иванов, М.Зощенко, В.Каверин, К.Федин, Н.Тихонов, Е.Замятин, В.Шкловский) – выступали против узкоклассового уклада в литературе, за сохранение лучших традиций русской литературы, за привлечение новых художественных форм.

    РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) – исповедовали идеологию пролетарской литературы: воспитание нового человека во имя коммунистического переустройства общества.

Советская литература сформировала новое литературное направление – социалистический реализм. В основе – идея приоритета классового начала над общечеловеческими ценностями и необходимость насильственной «организации» человеческой природы.

Однако вопреки этим идеологическим установкам нередко творили и классики (М.Горький, Л.Леонов, М.Шолохов, В.Каверин, В.Катаев, М.Пришвин), и формальные новаторы, модернисты (Е.Замятин, А.Платонов, Ю.Олеша, И.Бабель).

Один из главных литературоведческих вопросов той поры – об отношении искусства к действительности: искусство – познание жизни и человека или искусство – средство переделки людей.

Конкретный водораздел наблюдался в различном подходе к изображению новой жизни, революции, гражданской войны и человека в переломную эпоху (позиции «белых» и «красных»).

Произведения для чтения и изучения:

М.А.Шолохов. Ранние рассказы. «Тихий Дон».

А.А.Фадеев. «Разгром».

И.Э.Бабель. «Конармия».

М.Волошин. «Гражданская война».

И.А.Бунин. «Окаянные дни».

М.Горький. «Несвоевременные мысли».

Е.Замятин. «Мы»

А.Платонов. «Котлован»

Дополнительно – для самостоятельного чтения:

Н.А.Островский. «Как закалялась сталь».

М.А.Булгаков. «Белая гвардия».

А.А.Фадеев. «Разгром». Основные проблемы, опорные эпизоды, герои

1. Проблема развития характера героев в экстремальных условиях войны. Эпизоды:

Противоречивость Морозки в начале романа (глава «Морозка»).

Эпизод воровства дынь («Шестое чувство»).

Постепенная перемена в Морозке в сцене суда («Мужики и угольное племя»).

Грубое объяснение Морозки с Варей и с Мечиком («Враги»).

Нравственные переживания Морозки («Первый ход», «Пути-дороги»).

Срыв с тоски по коню и любви («Три смерти»).

Героический поступок Морозки («Девятнадцать»).

Развитие характера Вари.

Сложность характера Мечика, закономерность его предательства.

2.Проблема взаимоотношения руководителя и масс:

Сельский сход – суд над Морозкой («Мужики и угольное племя»).

Корректировка Левинсоном плана Метелицы («Левинсон»).

Внутренняя борьба в Левинсоне («Мечик в отряде»).

Превращение в силу, стоящую над людьми – эпизод глушения рыбы («Страда»).

Эпизод гатения болота («Трясина»).

Возвращение Левинсона к жизни («Девятнадцать»).

    Проблема гуманизма:

Эпизоды с глушением рыбы, со свиньёй корейца и с умирающим Фроловым («Страда»).