Последние изменения: Сентябрь 20, 2018

Попадая в объятия одного из самых знаменитых музеев мира невольно начинаешь терять голову от той красоты, которая находится за его стенами. Художественная галерея Ватикана изобилует произведениями искусства, бережно хранимыми работниками музея на протяжении многих десятилетий. Пинакотека Ватикана , история которой начинается с небольшого собрания папы Пия VI (1775-1799 гг.), на сегодняшний день содержит порядка полутысячи художественных произведений религиозной тематики XII-XIX веков, экспонируемых в хронологическом порядке в 18 залах. В данной статье мы расскажем о самых известных полотнах галереи, которые обязательно стоит увидеть.

Искусство средневековья и раннего Возрождения

В первых шести залах художественной галереи Ватикана представлены работы средневековых художников сиенской, умбрийской, флорентийской школ, а также некоторые произведения периода раннего Ренессанса. Среди наиболее известных — «Страшный суд» Никколо и Джованни (середина XII в.), триптих «Стефанески», работы Джотто, произведения Джентиле да Фабриано — Полиптих «Кваратези» и «Благовещение», а также произведения Пьетро Лоренцетти, Филиппо Липпи, Джованни ди Паоло, Беато Анжелико и др.

Джотто. Триптих «Стефанески»

Особого внимания заслуживают фрески Мелоццо да Форли «Ангелы-музыканты», написанные для свода абсиды базилики Святых 12 Апостолов в Риме во второй половине XV века. Сохранившиеся фрагменты росписи представлены в зале IV.

Среди наиболее известных работ художников раннего Возрождения, экспонируемых в галерее Ватикана, можно увидеть полотна Эрколе де Роберти, Бартоломео Монтанья, Марко Базаити, а также немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего.

Работы Перуджино и Джованни ди Пьетро

Произведениями известных представителей умбрийской школы — Пьетро Перуджино и его ученика Джованни ди Пьетро — можно полюбоваться в VII зале пинакотеки Ватикана. Здесь представлены следующие полотна:

  • Алтарь децемвиров. Пьетро Перуджино. Конец XV века
  • Святой Бенедикт, Святая Флавия и Святой Плакида (фрагменты полиптиха «Благовещение»). Перуджино. Начало XVI века.
  • Воскресение Сан Франческо аль Прато. Перуджино. 1499 г.

Возможно Вас заинтересует:

Пинакотека Ватикана: зал Рафаэля

Одним из самых известных залов художественной галереи Ватикана является зал, где представлены исключительно работы Рафаэля Санти. В центральной части помещения экспонируется три алтарные картины, а по его периметру представлены гобелены, выполненные по рисункам мастера и его учеников.

Общий вид на экспозицию картин в Зале Рафаэля. Художественная галерея Ватикана

Алтарь Одди

В верхней части картины представлены Иисус и Богородица в окружении ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В нижней — апостолы, собравшиеся вокруг цветущего саркофага. Пределла состоит из трех сюжетов: «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Введение во храм».

Произведение было написано в 1503 году по заказу Маглалены Одди в качестве заалтарного образа для церкви Сан Франческо а Прати в Перужде. В конце XVIII века была вывезена в Париж, но в начале XIX века вернулась в Италию, а благодаря Папе Пию VII стала частью коллекции Пинакотеки Ватикана.

Мадонна ди Фолиньо

Богородица представлена на картине в одеянии двух традиционных цветов: красном, характеризующий ее как Мать и голубом — как Царицу Небесную. У ее ног на фоне пейзажа изображены парами Святой Иоанн Креститель и Франциск Ассизский слева и Святой Иероним и коленопреклоненный заказчик данного произведения — Сиджизмондо дэ Конти, облаченный в пурпурную мантию, отделанную мехом.


Картина была написана в 1511 году и долгое время украшала главный алтарь базилики Санта Мария ин Аракоэли.

Преображение

Обна из самых ценных картин Пинакотеки Ватикана — последняя работа Рафаэля , написанная в 1520 году по заказу кардинала Джулио Медичи, ставшего в последующем Папой, известного под именем Климент VII.



Сюжет произведения объединил в себе два не связанных между собой эпизода, описанных в Евангелие: Преображение Христа и изгнание апостолами нечистого духа из юноши. В верхней части картины — Иисус, парящий в воздухе, рядом — пророки Моисей и Илия. У ног Спасителя лежат пораженные ярким светом Петр, Иоанн и Иаков в традиционных одеяниях, символизирующих веру, надежду и любовь.
В нижней части картины изображены апостолы, пытающиеся исцелить юношу от вселившегося в него нечистого духа.

Вера, Милосердие и Надежда

Три небольших картины, олицетворяющие веру, милосердие и надежду, являются нижней частью алтарного образа — пределлы. Они были написаны в 1507 году по заказу представителей знатного перуджинского рода Бальони для фамильной капеллы также, как и главный запрестольный образ «Положение во гроб», который сегодня хранится в галерее Боргезе.

Леонардо да Винчи, Тициан и Караваджо в галерее Ватикана

Работы знаменитых живописцев эпохи Возрождения представлены в нескольких залах художественной галереи Ватикана. Помимо полотен Леонардо да Винчи, Тициана и Караваджо, в музее можно полюбоваться произведениями Джованни Беллини, Корреджо, Бенвенуто Тизи, Паоло Веронезе, Моретто, Гвидо Рэни, Федерико Бароччи, Джорджо Вазари, Доменикино и многих других. Не менее интересны и работы учеников Рафаэля, представленные в Зале X.

Джованни Беллини «Пьета». Вторая половина XV века


Леонардо да Винчи. «Святой Иероним». 1480 г


Тициан. «Мадонна». 1533-35 гг


Тициан. «Портрет дожа Николо Марчелло»


Веронезе. «Видение Святой Елены». 1580 г

История и коллекция Музеев Ватикана

Территория Ватикана напоминает ларец с сокровищами, который может неожиданно захлопнуться. Именно так происходит во время важных торжественных церемоний, когда границы города-государства становятся непроницаемыми не только для туристов, но и для полиции. Огромный музейный комплекс заполнялся экспонатами постепенно. На протяжении нескольких столетий сменявшие друг друга папы основывали один музей за другим. Григорианский этрусский - папой Григорием XVI в 1837 году, Пио-Кристиано - Пием IX в 1854, Ватиканская пинакотека, в которой собраны живописные шедевры Рафаэля , Филиппо Липпи , Кранаха, Тициана, Караваджо, - Пием VI в XVIII веке. В этом же столетии большая часть коллекции оказалась в столице Франции по прихоти Наполеона. Через 18 лет картины удалось вернуть на родину. Музей античной скульптуры Кьярамонти основал Пий VII. Сикстинская капелла - уникальный памятник эпохи Возрождения - была возведена в конце XVIII века. Один из самых молодых музеев - Исторический - появился благодаря решению Павла VI в 1973 году.

Концентрация шедевров на квадратный метр здесь такова, что обойти и вдумчиво рассмотреть каждый из них не удастся и за день. Планируя экскурсию, стоит помнить о существовании выходных и праздничных дней, возможности покупки входных билетов в интернете, а не в длинной очереди у входа.

Сикстинская капелла

Своё название Сикстинская капелла получила в честь инициировавшего её возведение папы Сикста IV. Это не только уникальный памятник Возрождения, но и место проведения конклавов (выборов очередного папы). Визуально скромное сооружение прямоугольной формы, напоминающее крепость, внутри поражает бесподобной красотой настенных росписей, выполненных Боттичелли , Гирландайо , Пинтуриккьо , Росселли, Перуджино , мощью творений Микеланджело - огромного плафона и алтарной фрески «Страшный суд». Приглашение Юлия II поработать над внутренним убранством Сикстинской Капеллы, поступившее в 1508 году, поначалу обескуражило гениального скульптора, не считавшего живопись самой сильной стороной своего дарования. Микеланджело проделал невероятную по объёму работу, украсив фресками величественный свод, площадь которого составляет порядка 540 кв. м. Практически без посторонней помощи, на прикреплённых к стенам капеллы «летящих лесах» на консолях, через 4 года мастер завершил свой шедевр. Месяцами в напряжённой позе, откинувшись назад, нажив зоб из-за недостатка йода в местной питьевой воде - Микеланджело отдал работе немало сил и здоровья. Знаменитая фреска «Сотворение Адама» расположена в центре плафона. Указательный палец Бога вот-вот коснётся руки Адама, передав ему жизненную энергию. Очертания мантии, окутывающей Создателя и ангелов, напоминают мозг. Тем самым подчёркивается причастность высшего разума к появлению Адама. Особую выразительность росписи придают ignudi (обнаженные фигуры), размещённые рядом с каждой из фресок.

Страшный суд

Через 29 лет в капелле появится грандиозная алтарная фреска «Страшный суд» о втором пришествии Христа, открывающего дорогу в рай для праведников и наказывающего преисподней тех, кто вершил зло. Трагическое произведение позднего Микеланджело передаёт его разочарование в идеях Реформации и агрессивном наступлении протестантизма. Одна из главных загадок фрески - автопортрет гениального скульптора на содранной живьём коже Святого Варфоломея. По одной из гипотез взор Христа обращён на лицо художника, так как в эту минуту суд божий вершится именно для него.

Станцы Рафаэля

Своим появлением одна из главных драгоценностей музеев Ватикана - Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) - обязана всё тому же Юлию II. Противоречивая личность, мудрый и хитрый политик, полководец, способствовавший объединению Италии и расцвету искусств. Его называли Грозным задолго до появления подобного прозвища у гневливого и чрезвычайно образованного русского царя, у которого с Юлием было немало общего. Благодаря римскому папе в Ватикане работали лучшие художники, архитекторы и скульпторы: Донато Браманте, спроектировавший дворец Бельведер, Собор Святого Петра, Темпьетто, Микеланджело, сотворивший чудо в Сикстинской капелле, романтичный флорентиец Сандро Боттичелли. 25-летний Рафаэль по рекомендации Браманте был приглашён для оформления папской резиденции в Ватиканском дворце. Так появились расписанные фресками комнаты Рафаэля - четыре небольших зала. Над тремя из них работал сам мастер. Оформлением четвёртого после ухода из жизни Рафаэля занимались его ученики. Поставленная перед художником задача прославления церкви и самого папы была с блеском выполнена во время работы над рабочим кабинетом понтифика - Stanza della Segnatura. Её фрески гармонично объединили разные стороны духовной жизни: философию и поэзию, богословие и правосудие. Они одновременно возвышенные и светские. Из глубины веков на входящего в зал человека взирают величайшие философы и учёные - Платон, Пифагор, Аристотель, Сократ, Птолемей (на знаменитой фреске «Афинская школа»), потрясающие поэты - Данте, Гомер, Сапфо, Петрарка («Парнас»). На возвеличивающей веру фреске «Диспут» - лики Иоанна Крестителя, Христа и Бога Отца.

Пио-Клементино

«Пио-Клементино» - собрание драгоценной античной скульптуры. Здесь и 500-летний красавец Аполлон Бельведерский, и трагическая скульптурная группа «Лаокоон и сыновья», статуя отважного Персея с отрубленной головой Медузы в левой руке, Венера коленопреклоненная, на которую льёт невидимую воду незримый слуга. В популярном зале животных - множество реалистичных и выразительных скульптур братьев наших меньших. Зал Ротонда с большой порфировой чашей, статуями богов в нишах и роскошной римской мозаикой на полу.

Музеи Ватикана знакомят в своих с древними фресками и старинными географическими картами, огромными гобеленами, древними саркофагами, произведениями искусства из Древнего Египта, сокровищами Собора Святого Петра, бесценными манускриптами Ватиканской апостольской библиотеки. В павильоне карет - разнообразные транспортные средства, использовавшиеся папами в разные века для перемещения по своей резиденции и за её пределами: паланкины, кареты, «папамобили».

Пинакотека - одна из крупнейших коллекций живописи, преимущественно итальянской, на религиозные сюжеты. В ней представлены работы Леонардо да Винчи , Тициана , Караваджо , Кривелли , Джотто , Беллини. В зале Рафаэля - работы, написанные в разные периоды его недолгой жизни («Преображение», «Коронование Марии», «Мадонна ди Фолиньо» и др.), и десять великолепных гобеленов, созданных по его эскизам по заказу папы Льва X.

Собор Святого Петра

Экстерьер Собора Святого Петра является визитной карточкой Ватикана. Это исполинское сооружение с огромным овальным куполом, которое расположилось у основания общественной площади. В своё время папа Юлий ІІ пожелал возвести религиозный собор, который затмит не только языческие храмы, но и превзойдет европейские христианские церкви. Так, из-под умелых рук группы архитекторов возродился Собор посвященный Святому Петру. В возведении сооружения и его украшении принимали участие Бернини и Браманте, Микеланджело и Рафаэль. Эти имена давно знакомы миру благодаря талантливости и необычайному виденью, которое было воплощено в произведениях скульптуры и живописи.

Как добраться

Собор является папской епархией и считается основной из четырёх возведенных базилик. Расположилось сооружение в центре Ватикана на одноименной площади Святого Петра. Добраться туда можно на такси, общественным транспортом или на метро. Правда, от станции придется немного пройти пешком. Но, во время этой пешей прогулки вы получите возможность полюбоваться необычной архитектурой города, которая воплотила в себе самые яркие элементы всех стилей минувших веков. Вход осуществляется с площади через парадные двери.

Туристов Собор принимает всю неделю без выходных. А в праздничные дни помимо знакомства с экспонатами можно воочию насладиться самобытными религиозными католическими шествиями. Посетители допускаются в здание с 07. 00 до 18. 00 часов. В период времени с 1 апреля по 31 сентября каждого года Собор продлевает свою работу на час и закрывается в 19. 00. Вход в сооружение абсолютно бесплатный для всех желающих.

Помимо индивидуального посещения учреждения и знакомства с ценными экспонатами есть возможность заказать групповую экскурсию. Сделать это можно через Интернет, или непосредственно придя в Собор. Опытные гиды обратят ваше внимание на самые достойные образцы культуры и расскажут об истории их создания, культурной ценности, а также об истории приобретения. Со многими из экспонатов связаны чудодейственные легенды и загадочные истории, которыми поделятся с вами экскурсоводы.

Особенности музея

Музей Собора Святого Петра не является отдельным сооружением или залом. Вся постройка представляет собой богатое собрание шедевров живописи, скульптуры, древних рукописей, надгробий и алтарей. Все образцы планомерно размещены в помещении Собора и доступны просмотру простого обывателя. Каждый из экспонатов является примером древнего религиозного искусства, поэтому он используются не только для созерцания, но и при проведении католических обрядов.

Учитывая, что в работе над сооружением принимали участие известные итальянские живописцы и скульпторы, их работам отведено особое место. В частности, единственная в своем роде скульптура, родившаяся под руками Микеланджело, заняла почётное место в зале Собора. Это фигура «Оплакивание Христа». Она не только не имеет копий и аналогов, но и является единственным произведением, на котором скульптор оставил свою подпись.

«Статуя Святой Вероники», созданная мастером Франческа Моки, также является уникальным творением скульптуры. Это невероятно точное изображение женщины в полный рост, которое украсило один из внутренних куполов Собора.

Кроме шедевров скульптуры необходимо обратить внимание на фрески, мозаики и гобелены, которые создавались с целью инкрустации сооружения и являются единственными аналогичными произведениями итальянских живописцев шестнадцатого века.

Музей Собора заслуживает пристального внимания посетителей, поскольку он является не только богатым кладезем образцов религиозной культуры, но и остается ныне действующим католическим учреждением, которое поражает точностью соблюдения древних канонов и традиций.

Площадь Ватикана – всего 0,45 квадратных километров, а название можно перевести как «место гаданий». По сути, город в городе вырос из захоронения Святого Петра («И на камне том я построю Церковь мою»). Статус города Ватикан получил лишь во время правления Муссолини в 1929 году.

Но, несмотря на небольшую площадь этого мини-государства, здесь находится множество музеев, хранящих бесценные произведения искусства.

Музейный комплекс

У истоков развития музейного дела стоял папа Римский Юлий II, и случилось это в XVI веке . Однажды Юлию Второму доложили о находке мраморной статуи «Лаокоон и его сыновья». После того, как специалисты смогли доказать подлинность находки, Юлий выкупил ее у владельца.

Статуя была перевезена в Бельведерский дворец в Ватикане и выставлена на всеобщее обозрение в одной из ниш двора. Позже Папа стал коллекционировать копии античных скульптур , они впоследствии и составили первую музейную экспозицию.

Музеи Ватикана – это огромный комплекс, состоящий из 54 галерей. Вот уже более V столетий этот комплекс ежегодно посещают более 5-ти миллионов туристов.

Что посмотреть туристу, фото

За пять веков существования музейного комплекса его кураторы сумели создать галерею произведений искусства, аналогов которой нет практически нигде в мире. Ни один музей не может похвастаться разнообразием предметов искусства и настоящими шедеврами живописи, скульптуры и архитектуры.

Исторический

Несмотря на свое название, это собрание является чуть ли не самым молодым среди всех прочих. Коллекция была создана по распоряжению Папы Павла VI в 1973 году. Экспозиции этого музея рассказывают об истории Рима и Ватикана , среди экспонатов – военные доспехи, одеяния представителей Римской Католической Церкви, кареты, автомобили и Папамобиль, которым в свое время пользовались понтифики, а также всевозможная атрибутика папской жизни.

Этрусский

А здесь собраны археологические находки и предметы искусства , древние вазы и бронзовые украшения, относящиеся к римскому периоду. Все находки сделаны, больше, в Черветтери.

Египетский

Основан в 1839. Тематическое собрание артефактов , относящихся к периоду Древнего Египта. Гранитные маски, всевозможные саркофаги, надгробные статуи, подлинные мумии, жуки-скарабеи, предметы быта египтян – все это доступно к просмотру.

Залы тоже оформлены в древнеегипетском стиле, что создает особую атмосферу при ознакомлении с экспозициями. Жемчужиной египетской коллекции является песчаная статуя Ментухотепа.

Апостольский дворец

Начинается он с весьма необычной лестницы – спиральной лестницы Джузеппе Момо . Она появилась в 1932 году. Преодолев этот спуск (пологая дорожка постепенно переходит в ступени), можно открыть для себя 7 километров коридоров с экспонатами и 1400 залов с бесценными шедеврами. Например, можно посетить Станцы Рафаэля (три тематических зала с работами мастера), или Апартаменты Борджиа (папы Александра VI из клана Борджиа).

Много ли вы знаете о ? Выясните, что лучше всего посетить, пока вы путешествуете по Италии.

Взгляните на фото и изучите описание – коридора Вазари во Флоренции.

Пинакотека

Основана в XVIII веке, открыта для посетителей в 1908. Здесь в 18 залах собраны картины итальянских мастеров (с XI по XIX век) на религиозную тематику. Среди произведений искусства – работы Тициана, Караваджо, Рафаэля Санти, Пуссена. Творчеству Леонардо да Винчи посвящен отдельный огромный зал – картины, работы по искусству, чертежи и схемы.

Кроме того, в залах галереи среди экспонатов находятся гобелены, иконопись, скульптуры и мозаичные панно . В самом конце XVIII века Пинакотеке пришлось пережить набег солдат Наполеона, который решил перевезти большую часть предметов искусства к себе, но после окончания войны в качестве жеста доброй воли все картины были возвращены обратно.

Двор Бельведер

Он объединяет сразу два палаццо (палаццо Николая V и палаццо Иннокентия VII), которые находятся в тесном соседстве и соединены общим двором. Классическую красоту зданий дополняют античные статуи, расположенные в нишах дворцов.

Из достопримечательностей можно отметить бронзовую скульптуру высотой около 4-х метров «Сфера внутри сферы» (автор – Арнальдо Помодоро).

Ватиканская библиотека

Собрала в своих стенах коллекцию печатных книг, гравюр, манускриптов, рукописей, коллекцию географических карт. Среди авторов этих произведений – знаменитые умы, ярчайшие представители науки и техники. Фонды библиотеки, основанной в XV веке, до сих пор пополняются трудами ученых и исследователей.

Для туристов доступна лишь малая часть библиотеки, в основном, залы общего доступа (там занимаются исследователи, преподаватели и студенты), а вот к хранилищам доступ имеют лишь некоторые избранные.

Есть в библиотеке и засекреченные комнаты , доступ в которые могут получить лишь посвященные (Папа Римский и несколько человек из числа духовенства). В таких комнатах хранятся труды, проливающие свет на главные тайны мироздания и некоторые загадки науки, в том числе и современной.

Сикстинская капелла

Уникальный комплекс, капелла, названная по имени Папы Сикста, находится прямо за Собором Святого Петра.

Примечательна она не только своей интересной архитектурой, но тем, что находится внутри: фрески мастеров живописи – Сандро Ботичелли, Перуджино, Козимо Роселли и других. В стенах сохранились уникальнейшие фрески работы Микеланджело Буонаротти, который по заказу Папы Климента творил библейскую историю в живописи.

Фрески весьма наглядно рассказывают историю Моисея и историю Иисуса Христа, житие апостолов и святых, а также туристы могут полюбоваться на весьма впечатляющую фреску «Страшный суд» – одну из главных живописных работ Микеланджело.

Галереи

Множество тематических галерей дает посетителям представление о том или ином аспекте развития искусства Ватикана, и Италии в целом. Галерея географических карт расскажет, как со временем менялось представление ученых об устройстве мира, а по мере плаваний на карты наносились все новые географические названия.

Галерея гобеленов – это 10 прекрасных старинных тканых полотен, созданных по эскизам Рафаэля и его учеников. В Галерее канделябров можно полюбоваться разнообразием подставок для свечей, которые являли собой настоящие произведения искусства.

Скульптуры Пия-Климента

Шикарные экспозиции музея включают в себя скульптуры, изображающие античных героев, а также скульптуры чрезвычайно реалистично выполненных животных. Статуи эти либо были найдены неподалеку на раскопках, либо привезены из других регионов Италии.

Собрание уникальных артефактов из древних катакомб или гробниц не оставит равнодушным всех любителей истории и древних загадок.

Доказательства существования Люцифера

Музей Люцифера, пожалуй, самый загадочный из всех, входящих в музейный комплекс. В стенах музея собраны уникальные доказательства того, что Сатана присутствовал на Земле. Единственное «но» – помещение закрыто для посетителей , поэтому туристы вынуждены строить догадки – что же на самом деле скрывается за его стенами?

Взгляните на фото знаменитых ! Это оптимальное место для замечательного отдыха под теплым солнцем.

Достопримечательности вокруг прекрасного озера Комо обязательно – это удивительные архитектурные памятники и чудесные виллы.

Где на карте находятся Помпеи? Что удивительного можно увидеть, посетив мертвый город? Узнайте тут:

Еще нужно учитывать момент, что посещение некоторых музеев возможно только по предварительной записи (например, Сады Ватикана). Билеты нужно брать именно на тот день, когда планируется экскурсия – перенести дату посещения будет невозможно.

Билеты в музеи можно приобрести непосредственно в кассе музейного комплекса. Из минусов – из-за больших очередей в кассах приходится стоять очень долго. Чтобы избежать этого, можно приобрести билет онлайн , на сайте музеев Ватикана.

Правда, нужно принять во внимание факт, что эта услуга обойдется в дополнительные 4 евро – такова стоимость онлайн-бронирования. После распечатки ваучера можно подойти к специальной кассе у входа в музей и предъявить билет, избежав при этом долгого стояния в очереди.

Адрес официального сайта для онлайн-бронирования билетов в музеи Ватикана – https://biglietteriamusei.vatican.va/musei/tickets).
Вконтакте

Оно занимает выгодное расположение в самом сердце Рима и известно как резиденция высшего духовенства римско-католической церкви. Пожертвования, продажа монет, сувениров и туризм - вот откуда черпает средства Ватикан (Италия). Музеи Ватикана приносят ежегодный доход в сотни миллионов долларов.

Краткая история

В языческие времена на территории современного государства никто не проживал. Место считалось священным и использовалось главным образом для гаданий. Отсюда и название (vaticinia - место гаданий). В эпоху христианства здесь возвели первую Базилику, над предполагаемым захоронением Святого Петра. Папское государство в восьмом веке охватывало большую часть Италии, какой мы ее знаем сегодня, и имело право вмешиваться в королевские и имперские дела. Впрочем, в те времена это было взаимно, ведь в выборах Папы также принимали участие и светские феодалы. Только позднее порядок проведения выборов изменился, и право голоса стало принадлежать кардиналам. В 12 веке Римская Империя все же признала суверенитет Ватикана. На данный момент Святой Престол мало влияет на мировую историю, однако является официальным членом ООН и других важных международных организаций. В целом вся история государства - это сплошные интриги и политика, однако Ватикан за сравнительно недолгий срок своего существования успел накопить в своих стенах огромные культурные богатства.

Музеи

Скорее всего, главной сокровищницей государства можно назвать Музей Ватикана. Это целый историко-архитектурный комплекс, который является крупнейшим в мире. Именно здесь святые отцы римской католической церкви десятилетиями собирали и сохраняли культурные ценности, начиная со времен античности и до наших дней. Неудивительно, что это место привлекает миллионы туристов. Жизнь духовенства всегда была скрыта от глаз простых людей, поэтому нам так хочется раскрыть, наконец, древние загадки и посетить исторические места. Музей Ватикана включает в себя немало интересного, а именно: Пинакотеку, Станцы Рафаэля, музей Пио-Клемента, Сикстинскую капеллу. В комплекс также входят и другие достопримечательности. Однако многие туристы, да и экскурсоводы тоже, просто не находят времени на них. Среди незаслуженно обделенных вниманием можно отметить Египетский, Каретный, Этрусский, Исторический музей. Ватикан также предлагает посетить апартаменты и галереи Борджиа, где можно увидеть уникальные коллекции современного религиозного искусства.

Музей Пио-Клемента

Осматривать достопримечательности можно начинать откуда угодно, однако чаще всего визит начинается с дворика Сосны, после чего экскурсионная группа проходит в музей Пио-Клемента. Экспозиции здесь разделены на несколько залов - Ротонды, муз, статуй, Греческого креста, масок, галерея бюстов. Именно разнообразием так примечателен комплекс Музеи Ватикана. Скульптуры Аполлона, Отдыхающего Сатира и многое другое вызывают неподдельный восторг и поистине завораживают. Даже тот факт, что все это великолепие является лишь копиями работ греческих скульпторов (Алкимена, Поликлета и других), не может испортить впечатления. Каталог музея занимает около семи книжных томов, что говорит, по крайней мере, о масштабах папского замысла.

Пинакотека

Двигаясь далее, вы заметите, как на стенах начнут появляться картины. Это означает, что вы находитесь в музее живописи. Здесь вам посчастливится увидеть знаменитые полотна талантливых художников эпохи Возрождения и Ренессанса. Работы Леонардо да Винчи, Джотто, Караваджо и многих других предстанут перед восхищенным взором зрителей. Пинакотека Ватикана содержит в своей коллекции выдающиеся работы некоторых живописцев из Византии, а также и других стран. В 18 залах туристам представляется уникальная возможность ознакомиться с более чем 450 полотнами 12-19 веков. В 1797 году здесь произошла настоящая трагедия: вторжение Бонапарта обернулось транспортировкой всех предметов искусства во Францию. Основатель пинакотеки Пий VI не смог пережить разграбления своей сокровищницы и вскоре скончался. В 1815 году, после Венского конгресса, было решено вернуть картины на их родину, в Музей Ватикана. Нигде в мире вы не увидите такого огромного собрания живописи. Как нельзя нагляднее здесь можно проследить, как отражалась в искусстве смена эпох, и по достоинству оценить эволюцию жанра.

Станцы Рафаэля

Одним из самых посещаемых мест, которыми может похвастаться Музей Ватикана, являются Станцы Рафаэля - небольшие комнаты, расписанные итальянскими художниками еще до Рафаэля. Последний стер работы мастеров по настоянию Папы Юлия II, и теперь стены украшают великолепные картины аллегорической тематики. Каждая фреска - настоящее произведение искусства, поражающее не только красотой, но и глубинным замыслом автора. К наиболее знаменитым относятся «Школа в Афинах», «Диспут о таинстве» и «Парнас». Здесь, сквозь небольшое окошко, можно разглядеть и Лоджию Рафаэля.

Этрусский музей

Важным объектом мировой культуры, которым гордится Музей Ватикана (Рим), является Этрусский музей, полностью посвященный великому народу, проживавшему здесь еще до римлян. Несмотря на то что все архитектурные объекты этрусков были возведены из дерева, а значит, не сохранились, музей обладает коллекцией предметов быта и различных хитроумных приспособлений, использовавшихся в ремеслах. Здесь можно найти массу всего интересного и узнать, как жили и чем занимались предки римлян. Скорее всего, именно от этрусков они унаследовали неуемную тягу к гаданиям, гибкий ум и крепкое здоровье, которым так гордятся жители Италии.

Египетский музей

Это еще одна сокровищница, которой обладает Музей Ватикана. Здесь собрано множество предметов искусства, которые прославили древних египтян. Потрясающие скульптуры и бюсты действительно стоят того, чтобы на них взглянуть. Для исследователей представляют особенный интерес хранящиеся здесь мумии, крышки от саркофагов и прочее.

Библиотека

Едва ли такой обширной коллекцией книг, рукописей и манускриптов могут похвастаться какие-либо другие музеи мира. Ватикан такую возможность имеет: в его библиотеке, основанной еще в 15 веке, собрано более 1.6 млн только печатных книг, не говоря уже о 150 тысячах манускриптов и огромном количестве монет и медалей. Библиотека привлекает внимание не только своим культурным богатством, но и шикарным оформлением. Лишь малая часть фолиантов доступна туристам, однако исследователи и преподаватели местных университетов могут свободно работать здесь над своими диссертациями. В среднем в библиотеке ежедневно бывает около 150 ученых.

Сикстинская капелла

Один из самых популярных памятников культуры, которые предлагает посетить Музей Ватикана, - Сикстинская капелла. Это древнее сооружение, возведенное в 15 веке по инициативе Сикста VI. В честь этого Папы и получила свое знаменитое на весь мир название капелла. Скромное внешне здание поразительно красиво изнутри, у посетителей часто отнимается дар речи при виде всего этого великолепия. Здесь начиная с конца 15 века и по сегодняшний день проходят Конклавы, то есть собрания кардиналов. Когда умирает действующий Папа, они собираются в этом месте для избрания нового, о чем извещает Белый дым над капеллой. Интересное и простым обывателям, и людям, занимающимся историей, сооружение действительно стоит посетить. Впечатления поистине незабываемые! Фрески, сделанные рукой таких знаменитых художников, как Микеланджело и Боттичелли, хранятся крайне бережно, поэтому фотографировать их строго запрещено. В зале царит тишина, даже экскурсоводы говорят очень тихо, в знак уважения к историческому месту. Широко известна Сикстинская капелла по книге «Ангелы и Демоны», по мотивам которой был снят одноименный фильм. Стоит ли говорить, что съемочной группе не разрешили работать в здании, представляющем такую историческую ценность, поэтому все красоты были просто нарисованы на компьютере.

Собор Святого Петра

Именно это сооружение называют сердцем Ватикана и одной из его главных достопримечательностей, без которой не обходится ни одна экскурсионная программа. По сути, это воплощенная в камне история государства. За этими стенами вершились мировые судьбы, многие великие люди, так или иначе, приложили руку к архитектуре строения и его внутреннему убранству. В 4 веке на месте современного шикарного здания стояла скромная базилика. Лишь в 1506 году по решению Папы она была перестроена в грандиозный собор, который по сей день является главным центром католичества и символом власти понтифика. Отсюда вы сможете увидеть Рим с высоты птичьего полета, насладиться невероятным интерьером самого собора, отстоять мессу.

Билеты

Мы уже знаем, какое огромное количество туристов посещает Музеи Ватикана. Отзывы свидетельствуют, что приобрести билеты крайне трудно из-за очередей. Поэтому советуем покупать их через интернет. Так вы получите сразу несколько преимуществ. Во-первых, вам не придется стоять в километровых очередях, во-вторых, вы сможете пройти через отдельных вход и насладиться красотами музеев раньше остальных. Это, безусловно, плюс, ведь искусство гораздо приятней лицезреть, когда вокруг не снуют туда-сюда шумящие туристы. Музей открывается в 9, а уже к 11 здесь становится трудно даже передвигаться, не говоря уж о том, чтобы разглядеть достопримечательности. Лучше всего определиться заранее с видом экскурсии и необходимостью гида. Для любителей фотографировать заметим, что брать с собой фотоаппараты разрешено, но лишь без чехлов. В некоторых залах, тем не менее, съемка категорически запрещена.

Ватикан – одно из своеобразнейших государств мира. Его тайны, его история, его доходы, его роскошь и красота – всё это остаётся вне фокуса камер и вне глаз широкой публики. Миру открываются лишь немногочисленные залы, залитые роскошью высокой культуры и золотом света. Такими залами становятся помещения музеев Ватикана, которые имеют довольно широкий профиль. Но даже знакомство с таким «осколочным» великолепием уже вызывает восхищение.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

Музей Кьярамонти

Его основателем был Папа Пий VII, который происходил из семьи Кьярамонти. В собрание музея входят рельефы, барельефы, образцы портретной скульптуры, относящиеся к классической культуре Греции и Рима. Первое, что бросается в глаза, – коридор, который представляет собой колоссальную арочную галерею, разделённую на шестьдесят самостоятельных секций. Наиболее значимым артефактов – с исторической точки зрения – является статуя Афины, а точнее голова Афины небывалых для того периода размеров. В комплекс данного музея входят три сооружения. Сама галерея Кьярамонти, которая является самой древней составляющей музея. Над её оформлением работали мастера Академии имени Святого Луки.

Главным же декоратором выступил пресловутый Антонио Кановы. Браччо Нуово, то есть «новый рукав», является относительно новой секцией, где размещаются экспонаты, представляющие историю Рима и мифологию Греции. Именно здесь располагается самое крупное собрание портретной скульптуры. Посещение галереи Лапидария на сегодняшний день осуществляется только по особому запросу, так как здесь хранятся действительно уникальные надписи дохристианского и христианского периодов, являющиеся одним из наиболее значимых исторических источников.

Григорианский музей светского искусства

Основание музея относят к середине девятнадцатого столетия. В то время его экспозиции находились во дворце Латеран. Основу коллекций составили экспонаты светского характера, которые были обнаружены в ходе раскопок начала девятнадцатого столетия. После перехода в новое помещение данная составляющая комплекса Ватикана была открыта для посещения широкой публикой. Среди наиболее ценных сокровищ выделяются статуя Софокла – блестящая копия бронзового оригинала греческого происхождения, статуя Нептуна – римская калька на аналогичную греческую статую, головы Афины – ряд копий римских мастеров, взявших за основу работы Мирона. Также стоит обратить внимание на внушительное количество саркофагов, украшенных изображениями богов и героев древности, а также на чудом уцелевшие фрагменты Парфенона. Ещё одним любопытным дополнением стали мозаики, прежде украшавшие термы Каракаллы.

Григорианский Этрусский музей

Настоящей гордостью Рима может считаться наследие этрусков, великой цивилизации, чей рассвет пришёлся на восьмое столетие до нашей эры. Именно они создали основы для дальнейшего развития древнеримской культуры. Сегодня предметы быта людей древности и жемчужины их культурного наследия хранятся в бывшем дворце Иннокентия III. Основы коллекции составили артефакты, найденные в середине девятнадцатого века в ходе раскопок поселений на Юге страны. Впоследствии сюда прибавились артефакты из раскопок при Сорбо, в основном завершив формирование музейного фонда. В данный момент гости могут посетить двадцать два тематических зала.

Некоторые из них сформированы по хронологическому принципу, к примеру, зал Архаики или Бронзовый зал. В других были воссозданы те или иные стороны жизни этрусков. Так, сегодня открыты залы, повторяющие антуражем этрусские храмы, гробницы и сокровищницы. Здесь хранится множество действительно уникальных находок, таких как зеркало, на поверхности которого можно увидеть лик богини, старинные масляные лампы, многочисленные сосуды для хранения благовоний, а также искусно выполненные изделия из стекла.

Григорианский Египетский музей

Эта составляющая комплекса Ватикана была открыта в первой четверти девятнадцатого века. В названии музея сохранилось имя его основателя – Папы Григория XVI, однако, по сути, первые черновики коллекций появились ещё при Пие VII. Египетская культура во многом является эталонной, а потому неудивительно, что образцы работ великих мастеров Египта оказались под охраной Ватикана. Это и различные посмертные маски, которые создавались для фараонов, и искусные бюсты, и многочисленные скульптуры. На сегодняшний день для посещения открыты девять залов.

Помимо предметов быта древних египтян и различных атрибутов, сопутствовавших погребальным церемониям, здесь также хранятся мумии некоторых фараонов и стелы с иероглифами. Ряд залов посвящён находкам, иллюстрирующим жизнь древней Сирии и Месопотамии, чьи цивилизации мало чем уступали египетской. Кроме того, именно здесь находится уникальная коллекция древней керамики христианской и исламской традиций, найденная также на территории Египта.

Картинная галерея (Пинакотека)

Изначально под пинакотекой понималось некое собрание картин, которые были пожертвованы во славу богине Афине. Чуть позже так стали называть помещения, в которых хранились образцы изобразительного искусства. Подобная трактовка относится к древнеримскому периоду. В эпоху Возрождения пинакотеками начали называть собрания картин, доступных для массового ознакомления. Современная ватиканская Пинакотека появилась в начале двадцатого века, чтобы стать одной из наиболее масштабных галерей религиозной живописи. Здесь собраны работы величайших итальянских мастеров, начиная от Джотто и заканчивая работами Креспи.

В залах в строгом хронологическом порядке располагаются полотна и мозаики, последовательно представляющие искусство периодов Средневековья, Возрождения, барокко и некоторых других. Некоторые всемирно признанные творцы будут знакомы широкой публике, к примеру, Рафаэль, Кавараджо, Тициан, Леонардо да Винчи. Некоторые другие – менее известные за пределами Италии, помогут по-иному взглянуть на религиозную живопись. Это работы таких художников, как Джотто, Андже, Кривели, Бернини.

Музей Пио-Кристиано

Коллекции этого музея собраны за счёт артефактов раннехристианского периода, то есть все они создавались в промежутке со второго по четвёртый века нашей эры. Большинство из них было найдено во время раскопок в римских катакомбах. Наиболее ранние коллекции располагались в Латеранской базилике, однако, затем их перевезли в Ватикан. Выставка открылась только ближе к концу двадцатого века. В основном в музее представлены разнообразные саркофаги, которые украшены различными барельефами, а также рисунками на античные темы. Все они располагаются в хронологической последовательности, а также сгруппированы по принципу иконографических сюжетов.

Практически все рисунки превосходно сохранились и не утратили своей эстетической привлекательности, несмотря на более чем солидный возраст. Одним из наиболее значимых экспонатов является саркофаг Доброго Пастыря, который был создан предположительно в четвёртом веке. Аутентичный вид не удалось сохранить в полной мере – саркофаг, который сегодня представляют публике, является отреставрированной в восемнадцатом веке версией.

Этнологический миссионерский музей

Латеранский дворец в разные времена становился прибежищем для разного рода заведений так или иначе связанных с миром творчества. Исключение не составил и Этнологический миссионерский музей, который изначально размещался именно под его старинными сводами, а затем был перенесён непосредственно в Ватикан, где для хранения и показа коллекций было выстроено новое здание. Если первые варианты коллекций содержали порядка сорока тысяч артефактов, то сегодня их число уже успело перевалить за сто тысяч объектов, которые собирают со всего мира. В фокусе находятся религиозные культы самой различной направленности. Это и давно вымершие культы, и культы, лишь недавно начавшие набирать силу.

Здесь собраны артефакты из Японии, Китая, Индии, Кореи, Тибета, Монголии, различных африканских стран и даже Океании. Гости музея смогут ознакомиться со специфическими чертами различных народностей. Особый интерес хранилища представляют для учёных и специалистов, которые могут посетить залы, содержащие культовые предметы.

Библиотека, называемая Апостольской, является едва ли не важнейшей составляющей музейного комплекса Ватикана. В этой цитадели знаний хранятся книги, начиная со времён раннего Средневековья, многочисленные рукописи и уникальные манускрипты. Библиотека была основана в период Средневековья, но её фонды продолжают пополняться и сегодня. Помимо рукописных и печатных источников здесь находятся также многочисленные карты, внушительная коллекция инкулабул, монет и медалей. К сожалению или к счастью, но для большинства туристов открыта лишь малая часть помещений.

Впрочем, вряд ли широкие массы смогли бы оценить трактаты на классической латыни, а вот богатство оформления оценить намного проще – ради этого многие и посещают Библиотеку столицы христианского мира. Фрески удивительной красоты создавались лишь наиболее достойными мастерами своего дела. Учёные и студенты, посещающие это учреждение в рамках исследовательской работы, могут увидеть более широкий круг экспонатов. Согласно легендам в Библиотеке на самом деле существует система ходов и потайных комнат, в которых хранятся рукописи, содержащие ответы на самые каверзные вопросы мироздания.

Исторический музей

Попасть в это уникальное сооружение действительно сложно, так как существует чёткий регламент, согласно которому количество посетителей не может превышать сорока человек. Но битва за билет будет стоить того. Богатейший декор, яркие экспонаты, документы, иконы, униформы, фотографии, предметы обихода, сёдла, паланкины и даже кареты – все эти предметы помогают более полно погрузиться в предложенную историческую эпоху. Все Римские Папы в хитросплетениях политических и межличностных распрей окажутся перед глазами посетителей.

Талантливый экскурсовод расскажет как, чем и почему жили понтифики всех времён. Пожалуй, наиболее необычными можно считать следующие экспонаты: парадная карета, принадлежавшая Льву XII (именно этой каретой пользовались Папы на протяжении практически ста лет), первый локомотив Ватикана, датируемый началом двадцатого века, а также папамобиль, своеобразное средство передвижение, используемое Папами в случае необходимости публичных поездок.

Галерея Арацци

Данная галерея считается одной из трёх основных галерей, размещающихся на территории Апостольского дворца Ватикана. Она была открыта в последней четверти шестнадцатого века. Главным архитектором этого удивительного сооружения выступил Мачерино. Здесь представлены гобелены, на которых изображены библейские сюжеты, а также сцены из Ветхого и Нового Заветов. Размеры рукотворных полотен поражают. На ста метрах галереи сумели уместиться всего десять гобеленов, но их ценность неоспорима. В основе большинства сюжетов находятся эскизы и работы многочисленных учеников Рафаэля Санти.

Достоверно известна та почти неприкрытая неприязнь, которую выказывал мастер в адрес тех, кто пытался сравнивать его работы с картинами Микеланджело. А потому на этих гобеленах чётко читается его фирменный стиль с гипертрофированно крупными в сравнении с пейзажем фигурами, нарочитым подчёркиванием отдельных жестов и деталей, тонкой игрой акцентов. Над гобеленами работали фламандские мастера из мануфактуры Петра ван Эльста. Изначально эти гобелены хранились подле фресок Рафаэля в Сикстинской капелле, однако, позже были перенесены в галерею Арацци, чтобы предстать перед более широкой публикой. Тончайший шёлк и шерсть, вязкий полумрак помещений, тихие голоса экскурсоводов – кажется, будто красочные фигуры оживают и пристально вглядываются в гостей этих сводов.

Галерея географических карт

В триаду галерей Апостольского дворца также входит галерея географических карт. Для создания галереи понадобилось почти два года. За архитектурную составляющую работы отвечал прославленный мастер шестнадцатого века Оттовиано Маскерино, который занимал в тот момент пост архитектора Папского дворца. По его инициативе западное крыло Бельведера было расширено – практически на один этаж. Но проделанная работа была необходима. Более ста метров коридора были расписаны от пола до потолка топографическими картами Италии. Век рассвета папства отразился на стенах и потолках, чётко ограничивая Папские земли и главные города-государства Италии, которые в тот момент продолжали вести открытые или же едва заметные простым обывателям войны.

Помимо чисто географических данных здесь можно увидеть многочисленные отсылки к историческим событиям, происходившим в то время. На камне расцветают образы мифологических персонажей, страшных морских чудищ, героев и прекрасных дам. Не забыли мастера и про жемчужины архитектурного мира – наиболее значимые места своей эпохи также появились на стенах. Примечательно, что зал разделён на семнадцать секций. Естественным образом география Италии делится на две составляющие: одну омывают ласковые воды Андриатики, вторую – Лигурийское и Тирренское моря. А надо всем этим стоят Апостолы и Святые, разворачиваются сцены из Ветхого Завета.

Апартаменты Борджиа

Эти апартаменты принадлежат едва ли не наиболее скандально-известному Папе – Александру VI, который носил фамилию Борджиа. Он и его семья – испанцы на итальянском престоле – надолго вошли в историю своими непомерными амбициями и далёкими от праведности методами. А потому неудивительно, что даже после смерти Александра VI последующие наместники Христа не спешили занимать богато отделанные комнаты, превратив их в музей. Над росписью личных апартаментов Папы работал мастер Пинтуриккьо и художники, которые были его учениками. Залы, которые размещаются сегодня в этом своеобразном музее, названы по основным мотивам росписей.

Так, можно посетить Зал таинств веры, в котором изображены основные христианские таинства; Зал Сивилл и пророков, украшенный изображениями семи известных на тот момент планет (именно здесь старший сын Папы – Чезаре Борджиа – приказал убить супруга своей прекрасной сестры); Зал Святых, практически полностью оформленный лично Пинтуриккьо; Зал Понтификов, в котором прежде хранились портретные изображения Пап, не дошедшие, однако, до наших дней; Зал чудес веры с зарисовками главных религиозных празднеств; а также Зал наук, который расписан атрибутикой вольных искусств, изображённых порой в антропомортфом виде.

Станцы Рафаэля

Как ни прискорбно, но необходимость в станцах Рафаэля возникла после смерти Папы Александра VI Борджиа. Ненависть со стороны курии достигла своего апогея, и следующий Папа – Юлий II отказался жить в апартаментах Борджиа. Для оформления новых покоев пригласили молодого ещё мастера Рафаэля, которому недавно исполнилось двадцать пять лет. Он оформлял комнаты вместе со своими учениками, заполняя каждую из стен фресковыми композициями, которые украшали их от пола до потолка. Было оформлено четыре комнаты, однако, последняя из них менее известна, так как её заканчивали ученики мастера уже после его смерти.

Станца дела Сеньятура – рабочий кабинет Папы, вызывает больше всего восторга. Основной темой росписей является умственная деятельность человека. Наиболее известной является блестящая фреска «Афинская школа», которая считается едва ли не наиболее ярким образцом искусства эпохи Ренессанса. В центре композиции находятся Аристотель и Платон, представляющие собой материалистическое и идеалистическое направления философской мысли, а вокруг располагаются выдающиеся мыслители своего времени.

Лоджии Рафаэля

Данный памятник культуры относят к периоду Высокого Возрождения, когда искусство римского классицизма достигло своего пика. Архитектор Браманте разработал проект лоджии, с которой должен был открываться впечатляющий вид на цветущий Вечный город, и с блеском воплотил его. Рафаэль Санти – главный декоратор этого памятника – был близким родственником Браманте, и именно он взялся за оформление его творения. Пилястры, своды, стены – всё это было расписано самим Рафаэлем и его учениками. Примечательно, что в оформлении не чувствуется его фирменный стиль.

Многочисленные орнаменты и повторяющиеся элементы были навеяны гротесками, украшавшими «Золотой дом» в Риме. Всего было создано более пятидесяти композиционных элементов росписи. Все они составляют единую композицию и подчиняются единому замыслу. Так, лоджии Рафаэля также называют его Библией.