По планам новоявленного Центра стратегических исследований при Путине, Россия в ближайшем будущем уйдет из Антарктиды. И возвращения не предвидится. Согласно официальной версии, на наши полярные станции не хватает средств, и поэтому они будут закрыты. Что же кроется за этим решением? Каково нынешнее положение России в Антарктиде? И почему нам нельзя ее покидать?

Исследование Антарктиды велось еще в прошлом веке, однако лишь в конце пятидесятых годов, с объявлением Международногогеофизического года (1957-58гг.), освоение южного континента приобрело широкий размах. Начиная с этого времени и вплоть до девяностых годов, Советский Союз находился в авангарде этого процесса. К концу семидесятых у нас была самая развитая сеть антарктических баз и наиболее полный мониторинг континента. В середине девяностых годов из более чем сорока международных станций, работающих круглый год, на нашу долю приходилось шесть станций - столько же было только у Аргентины - плюс еще три станции сезонные.

Однако к 1999 году картина резко изменилась. Из 6-8 судов, ежегодно ходивших к Антарктиде, осталось лишь одно - "Академик Федоров". Прошлым летом мы оставили полярников зимовать лишь на трех станциях: "Новолазаревской", "Прогрессе" и "Мирном". "Беллинсгаузен" и "Восток" переведены в разряд временных. И все их собираются ликвидировать к 2005 году!

Между тем, вернуться назад лет этак через сорок, "когда все у нас наладится", нам будет дьявольски трудно по целому ряду причин. Прежде всего с юридической точки зрения. Нынешнее положение в Антарктиде регулируются всего двумя крупными международно-правовыми соглашениями. Это Договор об Антарктиде от 1959 года и Протокол по охране окружающей среды Антарктиды 1991 года (вступивший в силу лишь два года назад). Так вот, согласно Договору, континент объявлен нейтральной демилитаризованной территорией со свободой научной деятельности, кооперации и обмена информации. Это означает, кроме всего прочего, и то, что уже завтра на месте наших станций (ничейная территория!) будет воздвигнут десяток чужих баз, ученые которых не преминут воспользоваться нашими же сорокалетними местными наработками, благо вся эта информация не может быть засекреченной. Получится, что наши полярники четыре десятка лет работали непонятно на кого. И ничто не помешает новым хозяевам Антарктиды тут же пересмотреть некоторые положения Договора и закрыть всю научную информацию, оставив ее для своих нужд.

Более того, несмотря на этот Договор, среди 43 его подписантов на официальных правах числятся семь стран, которые имеют на Антарктиду территориальные претензии. Это Аргентина, Чили, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания и Франция. Еще ряд государств, в том числе и США, зарезервировали за собой право предъявить подобные претензии в будущем. Ни Советский Союз, ни тем более Россия о притязаниях на Антарктиду никогда не заявляли. И если, скажем, через пять лет ведущие державы мира вдруг возьмут и поделят весь континент на пять-десять частей, выйдя из Договора и введя войска, нам не достанется вообще ничего. Это не бесконечный космос, где места хватит всем. Любопытно, кстати, что в своей антарктической программе на 2000 год американцы уже заявили, что ввиду резкого ослабления позиций России функции правового гаранта Договора от 1959 года США берут на себя.

Что же касается Протокола от 1991 года, то по нему на континенте был введен 50-летний мораторий на любые геологические изыскания. Однако, по данным американских специалистов, пробную добычу нефти в Антарктиде планируется открыть не позднее 2050 года. Это значит, что активные геологические разработки начнутся лет через десять. Некоторые из них под хорошим научным прикрытием проводятся уже сейчас - разумеется, не нами. К тому же, ничто не мешает тем же американцам, а тем более бедным на собственные недра немцам и японцам в одностороннем порядке выйти из Протокола и уже завтра полными темпами начать вести полномасштабную геологическую разведку континента. И уходить при таком раскладе - больше чем глупость.

Здесь надо очень четко понимать, что Антарктида - последний ресурсный резерв человечества, и тот, кто владеет им сегодня, будет владеть всей Землей завтра. Ведь даже при невероятной дороговизне добычи это будет все же дешевле, чем возить ископаемые с Луны. Вся сложность нынешней ситуации заключается в том, что никто не знает, что будет через десять лет. Вчера три десятка государств успели застолбить себе под видом полярных станций кусочки антарктической землицы. Сегодня все озираются друг на друга, ожидая фальстартов и провокаций. Пока что мировые державы соблюдают правила игры и не действуют по-хамски. Однако, похоже, пауза затянулась, и мировая игра под названием "разделить Антарктиду" может начаться в любую минуту. И тогда уже у стран, не имеющих на континенте вообще ничего, шансы отхватить себе кусок будут нулевые.

Между прочим, сейчас защитниками окружающей среды усиленно обсуждается идея квотирования прибывающих в Антарктиду людей. Если мы оттуда уйдем, в будущем нам и без всяких дележей территории вполне может места не хватить. И никакие карты десятилетней давности, пестревшие надписями "СССР" возле географических объектов, тут не помогут. Кстати говоря, даже то, что Антарктиду открыли Лазарев и Беллинсгаузен, признают лишь в России. У американцев, англичан, французов, норвежцев и даже чилийцев есть свои герои-первооткрыватели, на которых эти нации ссылаются все чаще.

Впрочем, предположим иной вариант. В третьем тысячелетии человечество нравственно преобразилось. На Антарктиду никто не зарится и не нужно ничего "стоблить". По континенту не бродят ни морпехи, ни геологи - одни лишь ученые. Но и в этом случае Россия, забросившая свои полярные базы, потеряет не меньше.

Уже сегодня существует не меньше десятка фундаментальных научных направлений, целиком завязанных на Антарктиде. Прежде всего, это наблюдения за климатическими и метеорологическими процессами на континенте, который, подобно Гольфстриму в Северном полушарии, является климатообразующим фактором для всей Земли. И это не какие-то отвлеченные исследования в 15000 километрах от России. Общеизвестно, что мировая экономика напрямую зависит от цен на нефть и зерно. Урожаи напрямую связаны с погодой. Знание точного прогноза климата на всей Земле на будущий день, месяц, год дает фантастический картбланш для грамотного правительства. И наши ученые в Антарктиде вплотную подошли к подобным знаниям. К слову, проблема глобального потепления, так волнующая сегодня весь мир, также напрямую связана с антарктическим климатом. Что будет делать Путин, когда его родной город уйдет под воду из-за глобального - и такого внезапного! - таяния льдов?

Антарктические базы, особенно российские, расположенные по всему периметру континента, дают идеальные возможности для отслеживания сейсмологической активности по всей планете. Затем, целый ряд научных исследований связываются с Антарктидой из-за крайне низкого влияния человеческого фактора на континент. Воздействие космоса и процессы в земной природе представлены там в наиболее чистом виде. По той же причине новейшие разработки по воздействию на магнитосферу и ионосферу Земли, над которыми усиленно работают сегодня в ведущих лабораториях США, Англии, Японии и Норвегии, будут апробироваться также на Антарктиде. Гляциология, изучающая строение льда, уже сегодня приносит серьезные научные результаты, информируя нас о том, какой была Земля сто, тысячу, сотни тысяч лет назад. Прогностическая ценность подобного знания огромна.

Микробиологические и фармакологические исследования в Антарктиде сегодня находятся в шаге от своего звездного часа. Мало кому известно, что самым перспективным научным направлением в Антарктиде всеми в мире признано изучение подледникового озера, расположенного точно под нашей станцией "Восток". Самое большое из подобных озер (230 на 60 км), оно находится на глубине четырех километров. Оно никогда не замерзало и миллионы лет оставалось изолированным от остального мира. С научной точки зрения, данные о составе его воды, грунта, о населяющих его микроорганизмах - бесценны. Мы практически просверлили к озеру скважину, осталось каких-то 120 метров. Пока работы приостановлены по единственной причине: ученые и инженеры ломают голову над тем, как не разрушить стерильность озера. Но скорее всего, теперь эти исследования будут заброшены.

Что касается военной сферы, то Антарктида, даже оставаясь демилитаризованной, является первоклассной базой для акустической томографии океана и отслеживания подводных лодок, для фиксирования ядерных испытаний, а также для изучения параметров движения космических спутников.

В свое время у нас много смеялись над "утопическими" идеями транспортировки айсбергов в ближневосточные страны. Однако вот вам пример. В 1987 году от антарктического шельфа откололся айсберг размером с Ингушетию. Было подсчитано, что этим количеством воды можно поить каждого жителя Земли, давая по два стакана в день, на протяжении 1977 лет!

Но, "видные" экономисты в правительстве считают другие цифры и сегодня заявляют нам, что Антарктиду мы не потянем. Так ли это? В 1999 году весь наш антарктический бюджет составлял 104 миллиона рублей. 4 миллиона долларов. Один наш танк Т-80 стоит в три раза дороже.

Дело не в деньгах, а в местечковости мышления путинских стратегов. Дальше, чем на четыре года, - от выборов до выборов - они видеть не способны. Знаете, почему так резко подскочил интерес к тому самому подледниковому озеру? Недавно на спутнике Юпитера Европе, одетом в вечные льды, ученые обнаружили - тоже на глубине четырех километров - озера! В них, возможно, существует жизнь. Поэтому изучение озера под "Востоком" представляется им прекрасной репетицией перед исследованием далекого спутника. Срок подобных проектов измеряется сотнями лет. На этом фоне грефы и павловские выглядят жалко и нелепо. /"Завтра", 11 апреля/

По своей переменчивости мода проигрывает только погоде, хотя это вопрос спорный. Более того, меняется мода не только на одежду, стили или аксессуары, но и на женскую красоту. Признанная красавица одной эпохи, через полвека может считаться дурнушкой (но мы-то с вами знаем, что некрасивых женщин не бывает). Во все времена на капризы мод очень чутко реагировали художник, поскольку всегда стремились изображать самых красивых женщин своей эпохи.

Древняя Греция и Рим

К сожалению, о женских идеалах Античности приходится судить по фрескам и скульптурам, полноценных живописных произведений не сохранилось. В Древней Греции эталоном женской красоты считались богиня Афродита, дама пышных форм с длинными густыми рыжими волосами. Именно такой она изображена на картине Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», правда созданной уже в 1485 году. В Древнем Риме больше всего ценили красоту женского лица, а пышность форм была на втором месте. Например, с таким прицелом создана картина «Прозерпина» (1874) Данте Россетти.

Средневековье

В Средние века за воспевание женской красоты можно было отправится на костер, поэтому каких-то художественных свидетельств не осталось. Демонстрировать женскую фигуру строжайше запрещалось. Одежда должна была полностью скрывать тело, а волосы прятали под головные уборы. Эталоном женской красоты были святые женщины, которые отдавали себя служению Богу.

Эпоха возрождения

Эпоха Возрождения носит такое название благодаря возрождению интереса к идеалам Античности, в том числе и в вопросах женской красоты. Широкие бедра, пышнотелость, удлиненное лицо, здоровый румянец - так должна была выглядеть первая красавица 15-16 веков. Именно такими изображены женщины на картинах Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти и Микеланджело. Идеалом красоты эпохи Ренессанса можно назвать итальянку Симонетту Веспуччи, которая изображена на нескольких картинах Боттичелли «Весна» (1478), «Рождение Венеры» (1485), «Портрет молодой женщины» (1485). В эпоху Возрождения в моде был высокий лоб, и чтобы добиться такого эффекта модницы выбривали брови и линию роста волос. Это хорошо заметно на знаменитой картине «Мона Лиза» Леонардо Да Винчи.

Эпоха барокко

В конце 16 - начале 17 веков идеалом женской красоты были белокожие женщины (загар считался уделом крестьянок) с маленькой грудью, крошечной ножкой, бледным лицом, но с пышными бедрами. К тому же, любая аристократка должна была иметь высокую сложную прическу. Эти модные тенденции хорошо заметны на портрете фаворитки Людовика XIV мадам де Монтеспан (1670) работы Пьера Миньяра. Именно к этому периоду относится знаменитая работа Яна Вермеера «Женщина с жемчужной сережкой» (1665).

Эпоха рококо

Если на картине женщина больше похожа на фарфоровую куколку, окружена веерами, зонтиками, муфтами и перчатками, то можно смело утверждать, что речь идет об эпохе рококо. В начале 18 века в моду входит «легкая анорексия»: женская красота становится хрупкой, с узкими бедрами, маленькой грудью, впалыми щеками. Есть свидетельства, что для получения эффекта «впалых щек» некоторые дамы удаляли боковые зубы, оставляя только передние - красота требует жертв. Каноны красоты эпохи рококо прекрасно иллюстрируют портреты Франсуа Буше, например «Портрет маркизы де Помпадур» (1756).

Эпоха романтизма

Только во второй половине 19 века естественный румянец, здоровая свежесть и округлость форм вновь становятся стандартами женской красоты. А самой притягательной частью женского тела становятся округлые плечи, оголять которые было просто необходимо для любой красавицы. Именно такие женщины встречаются на картинах Адольфа Бугро, таких женщин изображали первые импрессионисты («Рождение Венеры» Бугро, «Большие купальщицы» Ренуар, «Голубые танцовщицы» Дега).

Начало ХХ века

«Русская Венера», «Купчиха за чаем», «Девушка на Волге» Бориса Кустодиева прекрасно иллюстрируют каноны красоты начала 20-го века. Все, чем восхищался романтизм в женщине, стало еще более пышным и весомым. 20-40 годы ХХ века

Середина ХХ века

Идеалом женской красоты середины прошлого века становится Мэрилин Монро. Невысокая блондинка, без каких-либо перегибов в сторону худобы или пышнотелости. Ее образ охотно использовал в своих работах основатель поп-арта Энди Уорхол.
Говорить о дальнейшем развитии идеалов женской красоты, тем более в их связи с живописью, пока не стоит. Нужно только отметить, что история развивается по кругу, и в моду снова входят худоба и болезненность.

Как часто мы любуемся произведениями искусства, не задумываясь о том, кто на них изображен. В памяти остаются только имена монарших особ, а личность девушки, чей туманный силуэт виднеется в углу картины, остается неизвестной. О женщинах, позировавших художникам для знаменитых полотен, расскажет сегодня Diletant . media .

Голландская Мона Лиза

Знаменитая «голландская Мона Лиза», «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера была написана около 1665. Долгое время картину называли просто «Девушка в тюрбане», свое современное название она получила лишь к XXвеку. Изображение тюрбанов на картинах стало популярным с XVвека, и Вермеер нередко использует в портретах эту деталь туалета. Вся картина написана в особом жанре «трони», которым обозначали изображение головы человека.

«Голландскую Мону Лизу» долго время называли «Девушка в тюрбане»


В соответствии с названием, взгляд зрителя привлекает большая жемчужная сережка

Согласно самой распространенной версии, считается, что для портрета Вермееру позировала его юная дочь Мария, хотя, некоторые исследователи все-таки предполагают, что это могла быть дочь покровителя художника мецената Рюйвена. Мария была одной из 15 детей Вермеера — его брак был по-настоящему счастливым. Художник любил свою жену, и часто она сама позировала ему для картин.

Мистический портрет юной Лопухиной

Потрет Марии Ивановны Лопухиной, одной из представительниц графского рода Толстых, — одна из самых известных работ русского художника Боровиковского. Он был написан в 1797 году и хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Потрет М. И. Лопухиной — одна из самых знаменитых работ Боровиковского

Именно изображенной на портрете девушке посвятил свои стихи поэт Яков Полонский: «Она давно прошла, и нет уже тех глаз, и той улыбки нет, что молча выражали страданье — тень любви, и мысли — тень печали, но красоту её Боровиковский спас». Художник использует традиционный для портретной живописи прием — окружение персонажа предметами, помогающими его охарактеризовать. Это и черты русского пейзажа, и нежная шаль, и поникшие бутоны роз.


Потрет Лопухиной считается самым поэтичным в творчестве Боровиковского

Интересно, что портретом Марии Лопухиной долгое время пугали молодых девушек. Дело в том, что вскоре после написания картины молодая женщина в возрасте 21 года скончалась от чахотки. Многие считали, что портрет словно забрал ее жизни, и если девушки взглянут на картину, то также вскорости умрут.

Девушка с зонтиком с картин Моне

Знаменитая картина Клода Моне «Поле маков у Аржантёя» была написана в 1873 году. Это полотно появилось на выставке импрессионистов в 1874, когда они впервые заявили о себе как об отдельной группе. Две фигурки на переднем плане — это жена Моне Камила и их сын Жан.

Картина Клода Моне «Поле маков у Аржантёя» была написана в 1873 году


Рисовал Моне, по своему обычаю, на пленэре, стараясь пережать атмосферу воздушности и движение. Интересный факт, на который мало кто обращает внимания: в левом углу картины изображена еще одна похожая пара, женщина с ребенком. Между двумя парами вьется едва заметная тропинка.



На картине изображены две пары, одна из которых — жена и сын Моне

История любви Моне и Камилы была трагична: отец Моне не раз грозился лишить сына содержания, если он не расстанется со своей возлюбленной. Они подолгу жили в разлуке, но Моне не мог долго продержаться без своей семьи. Тем не менее, художник нередко просил свою жену позировать ему для картин. Мы можем увидеть Камилу и на полотне «Дама в зеленом», и среди «Женщин в саду». Также существует несколько отдельных портретов Камилы и их сына. А когда Камила скончалась, он нарисовал ее посмертный портрет, который отличается от остальных работ художника.

Моне нарисовал посмертный портрет жены под впечатлением от ее кончины




Под впечатлением от кончины любимой жены Моне нарисовал ее посмертный портрет

Актриса, очаровавшая Ренуара

Огюст Ренуар, один из известнейших художников-импрессионистов любил и умел изображать женскую красоту. Актриса Жанна Самари была его любимой моделью. Ренуар написал с нее 4 портрета, но самым известным стал «Портрет актрисы Жанны Самари». Он был написан в 1877 году и сейчас хранится в музее имени Пушкина в Москве.



Основные оттенки, используемые на портрете — розовый и зеленый

Жанна была из театральной семьи, и недолго выбирала свое поприще. Она дебютировала в театре в роле Дорины в «Тартюфе» Мольера, и слава ее стремительно росла. До своего замужества девушка часто заходила в мастерскую Ренуара и позировала ему. Правда, сеансы она посещала нерегулярно, и это злило художника. Но он был полностью очарован грацией актрисы, так что раз за разом приглашал ее стать его моделью. Но ее слава и счастье длились недолго: она скончалась в 33 года от тифа.

Танцовщица с гибкостью змеи

Знаменитый автор «Девочки с персиками» Валентин Серов, встретив в 1910 году в Париже Иду Рубинштейн, попросил ее стать моделью для нового полотна. До этого она позировала для многих художников — Кееса ван Донгена, Антонио де ла Гандара, Андре де Сегонзака, Леона Бакста, позже — для Ромейн Брукс.

Портрет Иды Рубенштейн почти сразу был выкуплен у Серова

Но именно потрет русского художника стал самым известным. Картина почти сразу же была выкуплена у автора и помещена в коллекцию Русского музея.



Дочь Серова Ольга писала, что на деле Ида была совсем не так худа, и художник намеренно ее стилизировал

Ида Рубинштейн была знаменитой русской танцовщицей и актрисой. С 1909 по 1911 выступала в составе труппы Сергея Дягилева. Рубинштейн была высокого роста, но ее грация поражала зрителей, и о ней говорили как о танцовщице «с гибкостью змеи и пластичностью женщины». Роли Клеопарты и Зобеиды стали ее звездными. После ухода от Дягилева она создала собственную труппу, в которой и выступала долгое время. А в 1921 она даже снялась в итальянском фильме «Корабль».

Картины известных художников хранят секреты людей, изображенных на них. Мы предлагаем вам прогуляться по виртуальной картинной галерее и изучить истории женщин с картин. Эти истории могут быть романтическими, мистическими или просто забавными.

Это произведение искусства - одно из самых знаменитых полотен живописца - впервые было представлено на суд зрителей в Италии, где благосклонно принялось критиками. Карл Брюллов был первым художником России, прославившемся в чопорной Европе. Долгое время предполагалось, что эта картина - портрет молодой графини Юлии Самойловой, которую художник очень любил и часто изображал на своих полотнах. К примеру, в картине «Последний день Помпеи» сразу три персонажа обладают чертами лица Юлии Самойловой. Однако при сравнении картины «Всадница» с портретами графини, которые Брюллов писал позже, становится ясно, что на картине не Юлия Самойлова. Но кто же? В одной из своих картин Карл Брюллов изобразил графиню Самойлову со своей воспитанницей Джованниной, в другой картине он нарисовал ту же графиню с приемной дочерью Амацилией. Исследователи творчества Брюллова пришли к выводу, что на картине изображены именно эти девочки, которых воспитывала графиня. Но картины известных художников обычно несут в себе какую-то загадку. Чтобы разгадать загадку из этой картины, нужно присмотреться к собачке в ошейнике, которую художник изобразил возле маленькой девочки. На ошейнике написана фамилия ее владелицы - Самойлова.

Вроде бы то, как создавалась картина «Аленушка» уже давно известно всем. Полагается, что Васнецов в образе печальной героини русских былин изобразил девушку, с которой судьба его свела в деревне Ахтырка. Говоря об этом полотне, многие приводят цитату самого Васнецова, где он признается, что образ Аленушки уже давно поселился в его голове, но окончательный вариант портрета сформировался, когда в деревне Ахтырка он познакомился с простой девушкой. Но так ли это? В одной из записок художника можно прочесть истинную историю написания картины. Васнецов признается, что, хоть у него уже и был эскиз картины, написанной с этой простой девушки, но это не натурно-жанровая вещь. Художника на самом деле вдохновляли глаза Веруши Мамонтовой. Он признавался, что глаза именно этой девушки мерещатся ему повсюду и поселились в его душе. Кто такая Веруша Мамонтова? Безусловно, ее образ знаком любителям живописи, ведь именно она нарисована на картине Серова «Девочка с персиками». Теперь, зная откровения художника, в Аленушке можно легко найти черты лица Веруши Мамонтовой.

Иногда картины известных художников удивляют тем, откуда взялся подобный сюжет, иногда источники вдохновения бывают неожиданными. Это можно сказать об истории написания полотна «Неравный брак». Один аристократ из Москвы решил записать мемуары, где рассказывал обо всех своих родственниках, в том числе и о своем дяде Сергее Варенцове. В 1862 году этот дядя, будучи молодым человеком, вдруг влюбился в миленькую дочь купца Рыбникова - Софию. И влюбился так сильно, что даже посватался, но ему отказали. Расчетливый отец девушки не захотел отдавать дочку замуж за юного и легкомысленного повесу, а предпочел отдать ее руку престарелому и не бедному купцу Корзинкину (интересно, что «престарелому» жениху тогда было 38 лет). По злому стечению обстоятельств молодому Варенцову пришлось исполнять роль шафера на этой свадьбе. Художник Василий Пукирев настолько проникся этой историей и терзаниями любящего сердца, что создал это полотно. Благодаря этой картине Василий Пукирев получил звание профессора, а также хорошие деньги: полотно сразу купил коллекционер живописи Борисовский, а уже у него его перекупил Третьяков. Правда, полотно Пукиреву пришлось немного переделать, потому что Варенцов на этой картине узнал в шафере себя. Художник так точно изобразил Варенцова в своем произведении, что благодаря популярности картины его несчастливую любовь стала обсуждать вся Москва. В итоге Пукиреву пришлось переписать лицо шафера и теперь, глядя на картину, публика видит на заднем плане изображение лица самого Пукирева.

Картина «Портрет М. И. Лопухиной» работы Владимира Боровиковского

Эта картина создавалась в 1797 году и являет собой романтический женский образ. Уже не один век она восхищает взоры публики, а знатоки живописи считают ее одой сентиментализму. Картины известных художников часто сопровождаются мистическими небылицами. Такая небылица связана и с этой картиной. Изображение 18-летней красавицы - первая в истории России картина, овеянная мистицизмом. Девушка, изображенная на портрете, была дочкой графа Ивана Толстого. В год написания портрета она обвенчалась со Степаном Лопухиным, служившим в администрации Павла I. Сразу после венчания муж заказал Боровиковскому портрет своей любимой жены. Брак продлился недолго, потому что спустя 3 года после венчания юная княгиня скончалась от болезни - чахотки. Картину с портретом дочери безутешный отец выкупил у зятя и повесил у себя в доме. Нужно сказать, что граф Толстой был магистром масонской ложи и увлекался мистикой. Пошли слухи о том, что граф с помощью магии смог вызвать дух своей умершей дочки и вдохнуть его в картину Боровиковского. Бытует небылица - любая девушка, взглянувшая на портрет, обязательно умрет. Даже приводились «очень достоверные факты», что портрет погубил не менее десятка молодых девушек. К счастью для потомков, Третьяков не верил в мистику и спустя столетие купил картину, которую теперь миллионы зрителей могут увидеть в галерее его имени.

Картины известных художников отличает то, что в своих произведениях они воспевают женский идеал. Даже изображая Мадонну, художники всех времен без зазрения совести писали портреты своих возлюбленных, многие из которых были женщинами не самого знатного происхождения. Например, исследователи творчества Рафаэля рассказывают, что художник повстречал на одной из улиц Рима дочку бедного пекаря - Форнарину. Художник влюбился в нее. Рафаэль, который тогда уже был широко известен и занимал высокую ступень на социальной лестнице, купил девушку у ее отца и снял для нее роскошный дом. Художник действительно считал ее идеалом красоты и прожил с ней до самой своей смерти целых 12 лет. Но говорят, что сама красавица не отличалась верностью своему благодетелю и наставляла ему рога как с учениками художника, так и с теми, кто заказывал картины. После смерти Рафаэля из-за репутации этой женщины папа Римский даже не захотел отпеть его, потому что Форнарина стояла рядом. Несмотря на все это именно лик Форнарины мы видим на картине «Сикстинская мадонна». Рафаэль также наделил ее лицом многих других Мадонн, написанных его рукой.