Есть в Москве чудное место - парк искусств Музеон. Парк в котором живут скульптуры. Разместился он на берегу Москвы-реки вдоль Крымской набережной около Центрального дома художника. Чтобы добраться до парка - надо проехать до м. Октябрьская и немного пройтись пешком в сторону Москвы-реки.

Раньше территория парка была огорожена и доступ в часть парка производился по билетам. Теперь билеты отменили и ограду между парком и Крымской набережной убрали. Да и в целом парк благоустроили и сделали ещё более приятным местом для прогулки, чем он был ранее.

Датой основания парка считается 1992 году, когда вышло соответствующее распоряжение правительства Москвы.

Однако, первые Выставки скульптуры проводились на этом месте и ранее, в 1983 и 1991 годах.

В 1991 году - после августовского переворота демонтированные памятники советским вождям свезли сюда же в парк. Эти памятники и выставки скульптуры и дали толчок к созданию парка скульптуры.

После благоустройства парка многие скульптуры поменяли своё расположение. Появились некоторые новые.

А некоторые были собраны в единые группы. Например вот этот инок раньше стоял отдельно от всех а теперь находится в группе стилистически похожих...

Вон он, приютился слева....

Сейчас советские скульптуры составляют историческую часть парка, а вокруг них расположились скульптуры современных авторов.

Практически напротив входа в отделение современного искусства Третьяковской галереи находится самая странная серия скульптур.

Выполненные из огромных металлических кусков сваренных между собой эти произведения скульптора Григорьева выглядят весьма необычно.

Мне кажется, что они прекрасно дополнили бы пейзажи планет из фильма Кин-Дза-Дза...

Ещё ода странность этой части парка - огромная лента Мебиуса.

Довольно оригинальна и скульптура, изображающая Родину - с автоматом и серпом и молотом в руках.

Cкульптурную группу о дружбе народов, которая стояла раньше как отдельное произведение...

Объединили в композицию "Требуем мира" и придвинули поближе к зданию ЦДХ.

В 2009 году тут был ещё "спортивный" уголок, но в 2015 его на прежнем месте уже не было. Вероятно скульптуры тоже переместили.

А вратарь скорее всего просто не выдержал проверку временем.

Но всё же наибольшее впечатление оставляет именно историческая часть.

Именно здесь стоит памятник Феликсу Дзержинскому, скульптора Вучетича.

Раньше этот памятник стоял на Лубянке.

Снос этого памятника стал символом событий 1991 года.

На постаменте остались следы тех событий и более поздних высказываний об этой спорной личности.

Возвышается суровый памятник Я.М. Свердлову скульптора Амбарцумяна.

Калинин в металле не столь суров, как металлический Свердлов и чем-то напоминает Чехова.

Вокруг памятника Сталину, работы скульптора С.Д.Меркурова создана композиция, посвящённая жертвам репрессий.

Композицию посвящённую сталинским репрессиям передал в дар парку скульптор Е.И.Чубаров в 1998 году.

А вот дорожка из плиток перед памятником пропала. Теперь перед вождем газон.

Раньше возле композиции стояли ещё выполненные из дерева фигуры.

Но годы нахождения на улице разрушают деревянные скульптуры.

Сейчас их на прежнем месте нет.

Больше всего в исторической части парка скульптур Лениных.

Сейчас между ними проложили деревянную дррожку, а раньше к памятникам можно было подойти только по газону. Правда никто этого не запрещал.

Брежнев тоже попал в это собрание.

Перед огромными елями находится памятник "певцу революции", Максиму Горькому, ранее стоявший у Белорусского вокзала.

Парк. Стоят памятники вождям. Вокруг играют дети, гуляют люди, порой играет красивая музыка. Не о таком ли они мечтали когда пытался построить новую страну? Правда получалось как-то не так...

Забавное выходит сочетание советской части парка искусств и памятника Петру I работы Церетелли, стоящего на реке за территорией Музеона.

Остальную територию парка занимают произведения современного искусства. Некоторые выполнены в классическом стиле.

Некоторые - весьма оригинальные.

Есть и прекрасные девушки, обнажёнными гуляющие по парку.

И более одетые девушки, занимающиеся искусствами

И символы девушек.

Есть и уже догулявшиеся женщины.

Конечно, есть скульптуры посвящённые памяти Великой Отечественной войны.

Есть в парке и свой Пушкин - как без него?

Как я уже писал выше - скульптур в парке накопилось так много, что была сделана специальная площадка, где часть произведений искусства разместили весьма компактно.

Более счастливым скульптурам достались комфортные места в тени деревьев.

Детям очень нравится вот этот дед Мазай со сценкой из "Титаника".

Для местных жителей парк ещё служит и отдушиной - где они в центре города могут хоть как-то пообщаться с природой.

В уголке парка находится территория храма Николая Чудотворца.

Колокольня церкви кажется очень невысокой по сравнению с рядом стоящим гигантом Президент-отеля.

Нельзя обойти вниманием и памятнику Петру I. Он хотя и не входит в парк искусств, но стоит довольно близко к нему.

Раньше он был отделен от парка рекой, проезжей частью и забором. Теперь забор убрали а набережную сделали пешеходной. Так что Петр стал ближе.

И потому Церетелевский Пётр выглядит будто ещё один экспонат музея под открытым небом.

Теперь Крымская набережная, скучная и бетонная стала зеленой и располагающей к прогулкам.

Да, теперь удобнее подойти поближе к постаменту Петра и увидеть что там, внизу бьют фонтаны. А до "рукой подать".

Правда ещё ближе, к самому подножию памятника по-прежнему не пройти.

Возле памятника Петру историческое здание Яхт-клуба и дальше набережная ведет в сторону Патриаршьего моста по которому можно дойти до метро Кропоткинская.

Можно также добраться от Музеона и до станций метро Октябрьская или Парк Культуры. До станции Парк Культуры можно дойти по Крымскому мосту.

С Крымского мота можно посмотреть на хаос московской застройки (тут видны здания самых различных эпох) и полюбоваться просторами Москвы-реки.

(Vigelandsparken - Frognerparken)

Уникальный парк скульптур в Осло - дело всей жизни знаменитого на весь мир норвежского скульптора Густава Вигеланда. Здесь демонстрируется более чем 200 скульптур из бронзы, гранита и кованого железа. На сегодняшний день, это самое большое в мире собрание скульптур одного художника под открытом небом.

Густав Вигеланд родился 11 апреля 1869 г. в семье ремесленников в маленьком прибрежном городке Мэндал на юге Норвегии. Когда он достиг юношеского возраста, родители отправили его в Осло для обучения грамматике и искусству резьбы по дереву. Вскоре его отец скоропостижно умер и Густаву пришлось вернуться в родной город, чтобы помогать своей семье по хозяйству.

В возрасте 19 лет он снова отправился в Осло, твердо поставив перед собой задачу, стать профессиональным скульптором. Уже через год после начала обучения Густав сделал свою первую большую работу "Хагар и Ишмаэль". Несколько раз он выезжал для обучения за границу - в Копенгаген, Париж, Берлин и Флоренцию. Во французской столице он посещал семинары Огюста Родена, а в Италии - экспериментировал и учился на работах мастеров эпохи Ренессанса. Уже в эти годы он проявлял большой интерес к темам, которые в дальнейшем заняли доминирующее положение в его творчестве, - темам жизни и смерти, взаимоотношений между мужчиной и женщиной. В 1894 и 1896 годах Вигеланд провел в Норвегии первые выставки своих работ, получив при этом одобрение и похвалу от критиков.

До 1902 года Вигеланд активно участвовал в работах по восстановлению большого исторического собора в Тронхейме. Изучение средневекового искусства оказало влияние на другую тему в искусстве Вигеланда, - в его работах стали появляться образы драконов и ящеров. Иногда они были символами греха и демонического начала, но чаще олицетворяли могущественные силы природы в борьбе с человеческим началом.

Поселившись в Осло, Вигеланд получил от городского правительства небольшую студию, где и продолжил свои работы. В 1905 году Швеция признала независимость Норвегии и Вигеланду, как самому талантливому норвежскому скульптору, поступил заказ от правительства страны на создание статуй и бюстов, изображающих его известных соотечественников: Генрика Ибсена, Нильса Хенрика Абеля и других.

В 1921 город решил снести дом, где проживал художник и построить на этом месте библиотеку. После долгих переговоров, город предоставил Вигеланду новое здание и территорию парка Фрогнер, где он мог работать и жить; взамен скульптор обещал жертвовать городу все его последующие работы, включая наброски, рисунки, гравюры и модели.

На новое место жительства Вигеланд переехал в 1924 году. В течение последующих двадцати лет, до своей смерти (1943 г.), мастер создал настоящую выставку своих работ под открытым небом, умело вписав их в окружающий ландшафт. Сегодня это место известно на весь мир как Парк Вигеланда.

Первое, с чего начинается знакомство посетителей с парком - Главные Ворота из гранита и кованого железа - это начало оси длиной в 850 метров, на которой расположены основные достопримечательности парка: Мост с Детской площадкой, Фонтан, Плато Монолита и Колесо Жизни. Главные Ворота состоят из пяти больших и двух маленьких, пешеходных ворот из кованого металла, а по обе стороны от ворот установлены домики с медными крышами, которые венчают флюгера. Ворота были спроектированы в 1926 году. Дорабатывались и реконструировались они долго, - окончательный вариант был построен при поддержке Норвежского банка в 1942 году.

Мост шириной около 15 м и длиной около 100 м, украшенный фонарями и скульптурами на гранитных парапетах, построен на основаниях старого моста, возведенного в 1914. Вигеланд спроектировал новый мост и занимался его оформлением в период с 1925 по 1933 гг. За это время здесь появилось 58 бронзовых скульптур детей, женщин и мужчин различных возрастов, стоящих одиночно или группами. Доминирующие мотивы, которые здесь четко прослеживаются - отношения между мужчиной и женщиной, между взрослыми и детьми. Скульптуры людей в движении разбавлены правильными геометрическими фонарями прямоугольной формы. Центральная часть этого необычного моста имеет расширение - площадку, с торцов которой по обе стороны установлены необычные массивные бронзовые колеса с фигурами людей внутри и небольшая, но очень популярная скульптура рассерженного мальчика, являющаяся своеобразным символом парка. В этом же месте моста, но уже под основанием площадки расположен водопад.

Мост со скульптурами был открыт для посещения летом 1940, когда остальная часть парка все еще строилась. В этот же период здесь были установлены четыре высоких гранитных колонны, увенчанных скульптурами людей, борющихся с ящерами. Ящеры - это демоны, держащие под полной властью свои жертвы, - драматический контраст с беззаботностью и радостью жизни, которые олицетворяют другие изображений на мосту.

Ниже уровня моста расположена круглая детская площадка с восьмью бронзовыми скульптурами маленьких детей. Особо привлекает внимание центральная скульптура - бронзовая фигура ещё не родившегося ребенка, увековеченного в позе эмбриона вниз головой.

Вигеланд также разработал детский паром для развлечения маленьких посетителей парка, - небольшая лодка причаливала к гранитной пристани в нескольких шагах от этого места. Многие годы после второй мировой войны лодка была украшением парка и развлечением для его юных посетителей, но сейчас здесь плавают только лебеди и утки. Вдохновленный другими общественными парками в Европе, Вигеланд также хотел пустить гребные лодки в верхнем водоеме, но эта его задумка так никогда и не была воплощена в жизнь..

Среди скульптур парка самую давнюю историю имеет Фонтан . Идея относительно строительства монументального бронзового сооружения появилась у Густава Вигеланда в самом начале XX столетия. Эскиз в гипсе, по образу и подобию которого и был построен фонтан, вызвал огромный интерес в 1906 года, когда был представлен властям города. Муниципалитет Осло сначала распорядился установить фонтан на площади перед Парламентом страны, однако, вскоре это местоположение было отклонено. Позже планировалось также использовать фонтан для украшения садов при Королевском Дворце, но и этим идеям не суждено было воплотиться...

20 бронзовых деревьев, расположенных по периметру Фонтана создавались в период между 1906 и 1914 годами. Вигеланд по-своему интерпретирует и показывает нам этапы жизни человека, от колыбели до самой смерти. Время человека на земле - лишь часть вечного цикла движения времени без начала и конца. Так, например, за пугающей скульптурной группой, изображающей дерево с распадающимся скелетом, установлена скульптура дерева, под пологом которого резвятся дети. Конец и начало новой жизни совсем рядом...

Внешняя массивная бронзовая окантовка фонтана также состоит из небольших изображений вечного цикла жизни человечества, но здесь он показан подробнее, с большим количеством деталей. Вигеланду потребовалось очень много времени, чтобы завершить это невероятно сложное творение - автор постоянно дорабатывал проект, стремясь довести его до совершенства. Окончательный монтаж фонтана был закончен уже после смерти художника - в 1947 году. Большая территория вокруг фонтана была вымощена мозаикой из черно-белого гранита. Линии замысловатого рисунка формируют здесь лабиринт общей протяженностью почти 3 километра.

На самом высоком месте в парке, установлена внушительных размеров скульптура - Монолит . Первые эскизные наброски будущей гигантской колонны датируются 1919 годом. Вигеланд сконструировал её в полном размере в глине в его новой студии в 1924 -1925 гг. На работу у художника ушло 10 месяцев. После этого скульптура была выполнена в гипсе...

Осенью 1926 года гранитный блок, весящий сотни тонн, транспортировался сюда по морю из каменного карьера, расположенного около Холдена. В самом начале 1927 года блок был доставлен по назначению и в следующем году установлен на свое постоянное место. Вокруг огромного камня были сооружены леса и навес, а модель из гипса была установлена рядом в качестве образца. К 1929 году камню была придана форма ровной колонны и началась самая сложная и кропотливая работа. Три резчика по камню в течение 14 лет трудились над этой грандиозной скульптурой. В 1943, сразу после завершения работ, последняя часть модели колонны из гипса была демонтирована и транспортирована в Музей Вигеланда, где и сейчас можно её увидеть. В рождественские дни 1944 года, прежде, чем строительные леса и навесы, окружающие монумент были убраны, любопытствующей публике, наконец, позволили зайти внутрь. Почти 180 000 посетителей, поднявшись по крутым ступеням, смогли в подробностях изучить новое творение Густава Вигеланда.

Переплетение поднимающихся к небесам людских тел на колонне наводит на совершенно разные мысли. Люди ведомы не только печалью и отчаянием, но также восхищением и надеждой, чувством близости, они цепляются друг за друга и переплетаются телами, напряженными в переполненными чувством спасения.

В 1947 году на ступенях, примыкающих к монументу (так называемом Плато Монолита ) было установлено 36 гранитных групп фигур. Вигеланд начал работу над этими скульптурами в период первой мировой войны, а закончил работу в 1936 году. Как и в Фонтане, основная тема всей композиции - цикл человеческой жизни, в которой человек изображен в разнообразии типичных жизненных ситуаций и отношений. Плато Монолита по периметру окружено невысокой гранитной стеной, а войти сюда можно через восемь кованых ворот с контурами человеческих фигур. Эти ворота, изображающие человека в разные его возрастах, были задуманы Вигеландом между в 1933-1937 гг., но воплотить в жизнь задумки художника удалось только после его смерти.

Двигаясь по основной оси парка дальше, мы попадаем на площадку, где установлена солнечные часы (1930 г.), а чуть далее еще одна достопримечательность парка - бронзовая скульптура Колесо Жизни . Вигеланд начал конструирование небольшой гипсовой модели Колеса Жизни зимой 1933-1934 гг. Затем кузнецы сделали железный каркас в полном масштабе (три метра в диаметре), используя линии разметки на модели. Этот, первоначальный вариант скульптуры, был сделан из глины, которая крепилась к каркасу с помощью деревянных зажимов и проволоки. Глина всегда была любимым материалом Густава Вигеланда. В мягкой глине он мог работать быстро, давая волю своей огромной энергии и вдохновению. Из глины он мог моделировать скульптуры в полном масштабе, основываясь на маленьких трехмерных эскизах. Художник наносил глину вручную, в редких случаях используя самые простые инструменты. На завершающей стадии, скульптура доводилась до совершенства с помощью более точных инструментов.

Колесо Жизни, по задумке художника, - это символ вечности, воплощенный здесь в виде гирлянды держащихся друг за друга женщин, детей и мужчин. В некотором смысле, эта скульптура подводит итог драматической теме, которая встречается повсеместно в парке: жизненный путь человека от колыбели до могилы, через счастье и печали, через фантазию, надежды и мечты о вечности.

Несмотря на то, что подавляющее количество объектов парка размещено Вигеландом на одной оси, некоторые скульптуры всё же находятся на некотором от нее отдалении.

Пожалуй, самой известной из таких отдаленных скульптурных групп, является монументальная бронзовая группа Клан (1934-36) в северной части парка. По величине эту скульптуру превосходит только Монолит, а сама она состоит из 21 фигуры. Первоначальная модель, сделанная из гипса, до 1985 года хранилась в Музее Вигеланда, и лишь в 1988 году на денежные субсидии от IBM скульптура не была отлита в бронзе и установлена в парке.

Ну, и конечно, какой же скульптурный парк без автопортрета его создателя? Незадолго до своей смерти Густав Вигеланд установил у входа в парк свою скульптуру. Он одет в простую, рабочую одежду, а в руках художник держит молоток и долото.

В зависимости от предназначения выделяют несколько направлений скульптуры.
Монументальная и монументально-декоративная скульптура адресуется к массам зрителей, поэтому размещается на главных площадках, аллеях или эспланадах парка, создавая благоприятные условия для единства организации пространства. Ее отличают крупные размеры, рассчитанные на восприятие с больших расстояний, приподнятость образного строя, величавость форм активный силуэт и обобщенная трактовка объемов.

К монументальной и монументально-декоративной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции: статуи, бюсты, рельефы или иные монументы, часто мемориальные ансамбли в память выдающихся людей и событий. Как правило, они выполняются из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливаются на естественных возвышениях или искусственно созданных постаментах.

Монументально-декоративная скульптура вообще тесно связана с архитектурой, являясь иногда опорой архитектурной конструкции (атланты или кариатиды) или украшением фасадов и интерьеров зданий и сооружений (триумфальных арок, колонн, обелисков, мемориальных плит), а также мостов, фонтанов и др. объектов.
К характеристике этого направления скульптуры мы вернемся позже, при изучении архитектурных построек в садах и парках.

Декоративная скульптура, иногда называемая садово-парковой (парковой) скульптурой, обычно имеет сравнительно небольшие размеры, свободную трактовку пластических форм, «камерный характер» и рассчитана на небольшие пространства, соответствующие пропорциям сооружений, ширине аллей и партеров, высоте деревьев и кустарников. Большинство произведений ландшафтной скульптуры соразмерно человеку. При этом скульптурные композиции, установленные на перекрестках аллей в регулярных парках, имеют более крупные размеры, поскольку они просматриваются с нескольких аллей.
При создании декоративной скульптуры часто используются долговечные твердые материалы с высокими декоративными свойствами (бронза, чугун, мрамор, известняк, песчаник, гранит).

В зависимости от цвета материала и фактуры поверхности декоративной скульптуры выбирается место для ее установки, главное внимание при этом уделяется созданию зрительного цветового контраста скульптуры и фона, что позволяет подчеркнуть художественные достоинства скульптуры.
На фоне зелени темнохвойных пород хорошо воспринимается скульптура светлых тонов, поэтому неслучайно в парках и садах распространены белый или серо-белый мрамор или известняк.

слева - Амур и Психея. Школа Бернини, Италия конца XVII века. Белый мрамор. Летний сад, СПб, Россия
справа - Свидание. Дворик за оперным театром. Серо-белый мрамор. сад Пале-Рояль, Париж, Франция

Для скульптур темной окраски поверхности (чугун, бронза, гранит) хорошим фоном служат деревья или кустарники со светло-зеленой, серебристой или золотистой листвой.

слева - львы на страже, арх. Бренна. Чугун. Павловский парк, окрестности СПб, РФ
справа - Утро, скульптор И. Козловский. Гранит. Губернаторский сад, Ярославль, Россия

Нередко темную/темноцветную скульптуру устанавливают на фоне неба или светлой воды.

Русалочка, скульптор Э. Эриксен, Копенгаген, Дания


Далеко не вся скульптура садов и парков обладает высокими художественными достоинствами, но удачно размещенная, она производит незабываемое впечатление.

В регулярном парке скульптуры размещают либо на перекрестках, либо вдоль аллей, что придает аллеям своеобразную парадность, подчеркивает ритм стволов деревьев, способствует раскрытию уходящей в глубину перспективы.

слева - скульптурная аллея, Летний сад, Спб, Россия
справа - древесная экседра с 12 статуями месяцев в зеленых нишах, вилла Скьярра, Рим, Италия

Часто в зеленых стенах регулярных парков из стриженых деревьев и кустарников создают ниши или зеленые кабинеты, где размещают скульптуры.

слева - аллегория одного из месяцев виллы Скьярра, Рим
справа - нимфа Летнего сада, скульптор Т. Квеллинус, Фландрия, в 1690 годы - установлена в СПб, Россия

В парках со сложным рельефом многочисленные лестницы оформленные скульптурой создают видовой ряд позволяющий снять эмоциональную и даже отчасти физическую нагрузку.

слева - статуи на лестнице у фонтана Шахматная горка, Петродворец, СПб, Россия
справа - дракон, парк Гуэль, Барселона, Испания

В парках с пейзажной планировкой, имеющих плавно-произвольный рисунок аллей, живописных полян и чередования зеленых массивов и лужаек, декоративную скульптуру нередко размещают на некотором удалении от аллей, на полянах с целью подчеркнуть направление осмотра и усилить ощущение масштабности пространства.

Петр I в Парке скульптур остров Канта Калининград


Вообще в пейзажных парках при размещении скульптуры выбирают место, где скульптура гармонично связана с окружением: пластикой рельефа, очертаниями водоемов, полян, наличием естественного камня или у изогнутой дорожки, подводящей к беседке.

Иногда парки становятся местом «именных» скульптурных коллекций. Например, в пригороде Стокгольма в парке размещена экспозиция работ выдающегося шведского скульптора Карла Миллеса, что позволило создать, посвященный его творчеству, музей под открытым небом.

парк-музей Миллеса


Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. Отличным материалом для садово-парковых скульптур, устанавливаемых под открытым небом, считаются помимо мрамора и гранита, песчаник, сланец, кварцит и известняк. Они достаточно хорошо переносят морозы и влагу.

слева - Афина. XVIII век. Неизвестный скульптор. Песчаник. Павловский парк, окрестности СПб, Россия
справа - Похищение Европы, скульптор Е.Евграфов. Известняк. СПб, Россия

Вторую группу исходных материалов составляют гипс, цемент, бетон и искусственный камень. Бетон и искусственный в настоящее время активно «завоевывают» рынок. Фактически это почти натуральный камень, только созданный в фабричных условиях и потому в полтора-два раза дешевле. Искусственный камень значительно легче натурального, но его можно при помощи клея прикрепить практически к любой поверхности.

слева - Будда-парк. Бетон. окрестности Вьентьяна, Лаос
справа - статуя Геракла. Искусственный камень (с 2014 г.). Александровский сад, СПб, Россия

Третью группу материалов широко используемых для создания садово-парковых скульптур образуют металлы, не поддающиеся коррозии, например, бронза.

слева - одна из скульптур, парк Вигеланда, Осло, Норвегия
справа - Девушка с кувшином (Молочница), скульптор П. П. Соколов. Екатерининский парк, город Пушкин, окрестности СПб, Россия

Деревянная скульптура любимая многими людьми обладает одним существенным недостатком - ее «век жизни» слишком короток.

слева - Парк деревянных скульптур на темы фэнтези, Австралия
справа - сказочные герои парка Поляна сказок, окрестности Ялты, Крым, Россия - travelask.ru

В последние десятилетия большое распространение, особенно в современной скульптуре, получили новые виды материалов, например из окаменевшей вулканической лавы.

пять каменных корейских статуй Дольхарбан (каменный дед-охранитель дома),

парк 300-летия Петербурга, СПб, Россия


От природных особенностей и способов обработки исходного материала зависит техника работы скульптора.
Мягкие материалы (глина, песок, моделин, снег и т.п.) используются для лепки с помощью стеков и рук.
При этом, например, для создания керамической скульптуры используются особые сорта глины, которая покрывается росписью ил/или цветной глазурью и обжигается в специальных печах.

слева - скамейка Большая волна
справа - Морская звезда на набережной Нетании, от парка Яд-леБаним, Израиль

Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твердое (различные металлы, гипс, бетон, пластики, вода и т.п.), при вливании их в специальную форму превращаются в произведения скульптуры. Для обеспечения процесса перехода из одного состояния в другое необходимо одни исходные материалы предварительно расплавить и затем остудить в формах, другие наоборот после разлива в формы нагреть или «запечь» до твердого состояния (например, полимерная глина), третьи после разлива в формы - заморозить.

Для воспроизведения скульптуры в металле используют также гальванопластику (получение точных копий электрохимическим способом).
В нерасплавленном виде металл обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки.

Парк кованых скульптур, Донецк


Твердые вещества (различные породы камня, дерева, льда и пр.) обрабатываются путем рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нем объемной формы.

ледяные скульптуры на темы русских народных сказок, Омск, Россия


Скульптурные произведения создаются также за счет последовательного соединения различных, часто разнородных частей на или вокруг единого каркаса, модели - соответственно этот способ получил название моделировка. Например, «зеленая» скульптура.

парк Зеленая планета, Сочи, Россия


Что касается двух последних направлений скульптуры: станковой и скульптуры малых форм то, речь о них пойдет значительно позже, при рассмотрении музеев (и их коллекций), расположенных на территории садов и парков.

Следующая публикация будет уже о современной скульптуре, начнем мы со световой скульптуры и далее.

Темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий, таких как бег, борьба, танцы, объятия и т.д. Каждая из статуй передаёт определённый набор эмоций, человеческих отношений, нередко - с глубоким философским подтекстом, что делает многие композиции достаточно сложными для восприятия, например, скульптуру взрослого мужчины, который отбивается от орды младенцев.

Местные жители активно используют парк для игр, отдыха на свежем воздухе, пикников. В марте 2007 г. парк подвергся действиям вандалов - неизвестный человек или группа лиц расклеили чёрные бумажные обрезки бумаги на сосках, промежностях, ягодицах всех скульптур парка.

Достопримечательности парка

Главные ворота

Главные ворота (кованое железо и гранит) служат непосредственно входом в парк. Они состоят из пяти больших ворот, двух маленьких для пешеходов и двух крытых медью контрольно-пропускных пунктов, украшенных флюгерами. Главные ворота были установлены в 1942 г. за счёт Норвежского банка.

Мост

58 скульптур располагаются вдоль стометрового моста шириной 15 м. от Главных ворот до Фонтана. Все эти бронзовые скульптуры соответствуют основному замыслу парка - «Человеческому темпераменту». Здесь посетители смогут увидеть одну из самых популярных статуй парка - «Сердитый малыш». В 1940 г. Мост стал первой частью парка, открытой для публики. Посетители смогли наслаждаться скульптурами, в то время как большая часть парка все ещё находилась в стадии реконструкции.

Детская площадка

В конце моста находится Детская площадка - группа восьми бронзовых статуй, изображающих детей во время игры. В центре, на гранитной колонне, изображён зародыш. Помимо этого здесь располагается водоём, где плавают утки и гуси.

Фонтан

По первоначальному проекту изготовленный из бронзы и украшенный 60 отдельными бронзовыми скульптурами фонтан должен был стоять перед зданием Парламента. Фонтан, изображающий детей и скелеты на ветвях гигантских деревьев, символизирует, что за смертью следует новая жизнь. Вокруг фонтана лежит мозаика из белого и чёрного гранита площадью 1800 кв. м. Вигеланд работал над этим памятником с 1906 по 1943 гг.

Плато «Монолит»

Плато «Монолит» - каменная платформа, окружённая ступенями, которая служит основанием для центральной фигуры парка «Монолит». 36 групп людей располагаются на возвышении и символизируют собой «круговорот жизни». Доступ к плато проходит через 8 фигуральных ворот, сделанных из кованого железа. Ворота были спроектированы между 1933 и 1937 годах. и установлены вскоре после смерти Вигеланда в 1943 г.

Монолит

На самой высокой точке парка, на плато располагается центральная фигура - Монолит. Возведение массивного памятника началось в 1924 г., когда Густав Вигеланд смоделировал его из глины в своей студии во Фрогнере. Процесс проектирования занял у него 10 месяцев и предположительно Вигеланд воспользовался несколькими эскизами, спроектированными ещё в 1919 г. Впоследствии модель была «заморожена» в виде гипсового макета. Осенью 1927 г. блок гранита, весящего несколько сотен тонн, был доставлен в парк из каменного карьера в Халден и его установили только год спустя. Вокруг него был построен деревянный навес для предохранения составных частей. Гипсовый макет Вигеланда поместили сбоку как упоминание о скульпторах проекта. Перевод фигур с макета начался в 1929 г. и занял у трёх резчиков по камню порядка 14 лет до финального завершения. На Рождество 1944 г. публике было разрешено полюбоваться Монолитом и толпа из 180000 человек переполнила деревянный навес, чтобы поближе рассмотреть творение. Навес был уничтожен вскоре после этого. Башенный корпус Монолита 14,12 метра (46,32 фута) высотой состоит из 121 скульптуры, поднимающейся к небесам. Эта идея подразумевалась как желание человека стать ближе с чем-то духовным и божественным. Ансамбль изображает чувство близости, поскольку человеческие фигуры обнимают друг друга, их ведут навстречу спасению.

Колесо жизни

В конце 850 метров продольных координат парка возведены солнечные часы, выкованные в 1930 г., и, наконец, Колесо жизни, сделанное вручную с 1933-34 гг. Колесо в той или иной степени напоминает венок, изображающий четырёх людей и ребёнка, бесконечно счастливых в своей гармонии. Этот символ вечности заключает в себе основную идею парка: путешествие человека от колыбели до погребения.

Музеи

В южной части парка располагаются два музея - Музей Вигеланда, в котором можно ознакомиться с другими скульптурами, а также с рисунками мастера, и Музей истории города Осло.

Время работы

С 1 сентября по 31 мая со вторника по воскресенье 12.00-16.00. В понедельник – выходной. С 1 июня по 31 августа со вторника по воскресенье 10.00-17.00. Понедельник выходной.

Вход

Вход в парк платный. Общий билет 50 крон, льготный и детский (от 7 лет) 25 крон, дети до 7 лет бесплатно.

Как добраться

Парк скульптур Вигеланда находится по адресу Nobels gate 32. Ближайшая к парку станция метро - Majorstuen. Добраться также можно на 20, 112 автобусах или 12 трамвае, нужная остановка Vigelandsparken.

Выходим из душных музейных залов: мощные инсталляции и изящные классические скульптуры в окружении холмов, прудов и деревьев – идеальный баланс между природой и искусством. Лови подборку классных скульптурных парков со всего мира от издания Artsy .

Olympic Sculpture Park

Сиэтл, США

Олимпийский парк в Сиэтле раскинулся на возвышенности, с которой открываются шикарные виды на залив и Олимпийские горы. По тропе между вечнозелеными и лиственными деревьями можно спуститься прямо к воде. Парк был открыт в 2007 году под крылом Seattle Art Museum . Кроме постоянной коллекции скульптур, тут проходят и временные выставки художников. Здесь, например, отметились Александр Колдер , Тони Смит и Ричард Серра . Обрати внимание на скульптуру Echo – эта работа испанского художника Jaume Plensa обосновалась на парковой набережной в 2014 году. Скульптура в виде 14-метровой головы отсылает нас к мифологии: она названа в честь греческой нимфы и смотрит в сторону «Олимпа».

Yorkshire Sculpture Park

Уэйкфилд, Великобритания

Открытый в 1977 году, Йоркширский парк стал первым в Соединенном Королевстве парком такого рода. Он может похвастаться внушительной постоянной коллекцией работ британских и зарубежных скульпторов. Также в парке постоянно обновляются временные выставки: здесь побывали работы Альфредо Джаара , Ай Вэйвэя , Зака Ове и других знаменитых художников. Всего на его территории среди полей и лесов выставлено около 80 скульптур.

Парк старается быть доступным и инклюзивным: вход в него бесплатный, посетителям с дополнительными потребностями предоставляют скутеры, а каждую выставку сопровождает образовательная программа.

Frederik Meijer Gardens & Sculpture Park

Гранд-Рапидс, США

Парк Frederik Meijer находится в городе Гранд-Рапидс в штате Мичиган. Здесь ты увидишь работы разных эпох: от созданных в середине XIX века до самых современных. Среди деревьев, прудов, водопадов и свежих зеленых лугов разбросаны работы Огюста Родена , Генри Мура , Ай Вэйвэя , Луизы Буржуа и Барбары Хепуорт . Также стоит взглянуть на Японский сад и единственную в США оранжерею с насекомоядными растениями. Вдобавок к обширной постоянной коллекции, в парке проходит по три временные выставки в год.

Hakone Open-Air Museum

Хаконе, Япония

Первый в Японии музей на открытом воздухе расположился в ста километрах к юго-западу от Токио. В парке увидишь работы Жоана Миро , Ники де Сен-Фалль , Генри Мура и Барри Фланагана . Кроме того, в отдельном павильоне выставляется около трехсот работ Пабло Пикассо.

Музей Хаконе во всю продвигает идею сближения природы и искусства и обещает, что даже те, кто не имеет художественного образования, смогут «подпитать душу». На территории музея есть детские интерактивные пространства, брутальная железно-стеклянная обзорная башня и даже ванночки для ног с теплой водой, где посетители могут расслабиться и подзарядиться после долгой прогулки.

Minneapolis Sculpture Garden

Миннеаполис, США

Парк открылся в 2017 году после масштабной реновации, и теперь здесь можно поглазеть на работы дуэта Класа Олденбурга и Косси ван Брюгген или Мартина Периира . Также после реконструкции в парк переехал с лондонской Трафальгарской площади трехметровый синий петух – произведение немецкой художницы Катарины Фрич . Для самостоятельной вдумчивой прогулки по парку можешь скачать вот этот гайд не только с описаниями работ художников, но и с заданиями для саморефлексии.

Ekebergparken

Осло, Норвегия

От Родена и Ренура до Дали и Херста – норвежский Ekebergparken собрал крутую коллекцию скульптур. Кроме того, здесь можно познакомиться с творчеством местных художников, работающих с нетрадиционными техниками. Значительную часть экспозиции составляют работы, созданные женщинами: например, текстовые инсталляции Дженни Хольцер или провокационные формы Сары Лукас .

Среди особо интересных работ – видео-звуковая инсталляция Тони Оуслера в маленькой пещере. Она описывает историю человеческой коммуникации от древних рун до мобильных телефонов.

Парк открыт круглосуточно, а посетители могут свободно гулять, исследовать лесные тропы, наслаждаться видами на фьорд и даже оказаться в месте, с которого Эдвард Мунк рисовал фоновый пейзаж знаменитого «Крика».

Storm King Art Center

Виндзор, США

Отличный вариант для однодневной вылазки из Нью-Йорка. На зеленых просторах Storm King разбросано больше сотни скульптур и творений ленд-арта . Парк занимает площадь почти в 2 кв. км, такие масштабы позволяют каждой работе дышать. Локация стала популярнее, когда волнистые холмы парка засветились в сериале Master of None .

Одна из знаковых работ в парке – Storm King Wall . Это почти 700-метровая каменная стена, которая извивается между деревьями, органично вписываясь в природное окружение.

Кроме прогулок, есть еще много разных развлечений: от бердвотчинга до йоги.

Kröller-Müller Museum and Sculpture Garden

Оттерло, Нидерланды

В музее Kröller-Müller хранится около 90 картин и больше 180 рисунков Ван Гога – это вторая по величине в мире коллекция работ художника. К музею примыкает скульптурный парк, который считается одним из самых крупных в Европе. В Kröller-Müller можно заглянуть в павильоны знаменитых нидерландских архитекторов