"Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Д.И. Фонвизина и всей отечественной драматургии XVIII в. Сохраняя в ряде случаев связь с предшествующей традицией, комедия "Недоросль" является, безусловно, новаторским произведением. Прежде всего это обнаруживается в его жанре. Это – первая социально-политическая комедия на русской сцене. По словам Н.В. Гоголя, Фонвизин вскрыл "раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребленья внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей".

В этой комедии удачно сочетаются яркие и правдивые картины из жизни поместного дворянства и новейшие просветительские идеи, касающиеся правительства, "прямо честного" гражданина. Фонвизин, конечно, не показывает на сцене прямого столкновения закрепощенного крестьянства со своими угнетателями-помещиками, но очень глубоко и точно раскрывает причины, приводящие к этому, причем, с изрядной долей иронии и сарказма.

Уже само название комедии – "Недоросль" – говорит о том, что основная ее проблема заключается в разграничении истинного и ложного воспитания. Но, когда зритель слышит заключительные слова Стародума ("Вот злонравия достойные плоды!"), он понимает, что дело не только в дурном воспитании, а гораздо глубже – в самом явлении крепостного права. Таким образом, можно выделить несколько главных тем комедии: крепостное право, выступления просветителей против Екатерины II, воспитание и вопрос о форме государственной власти.

С первых же явлений автор показывает помещичий произвол: крепостной Тришка, нигде не учившийся портняжному искусству, сшил кафтан Митрофану, на что получает только брань и побои; повод для наказания всегда найдется, ведь Простакова "холопам потакать не намерена". Достается от Простаковых и их верной служанке и няньке Митрофана Еремеевне, ее награда за труд – "по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день". К тому же, это семейство мастерски обирают своих крестьян. "С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!" – жалуется Простакова. Стоит, однако, отметить, что образ Простаковой, в начале комедии вызывающий лишь гнев и презрение, в конце может вызвать даже жалость. Ведь она безумно любит своего сына, а в финальной сцене, потеряв свою неограниченную власть над крепостными, она к тому же еще и отвергается собственным сыном и в дальнейшем вряд ли сможет рассчитывать на его сыновнюю благодарность. Она унижена и жалка.

О Митрофане же стоит сказать, что Фонвизин, создавая его образ, преследовал цель не только выставить его на посмешище, хотя его поступки и реплики ("познания" в грамматике, желание не учиться, а жениться), безусловно, смешны. Но его отношение к Еремеевне, его жалость к матери, которая, как ему приснилось, устала колотить отца, его готовность "за людей приниматься" (то есть расправляться с ними), его отречение от матери – все это доказывает, что из него растет жестокий и деспотичный крепостник.

Фонвизин обличает также и крестьян, которых коснулось пагубное влияние крепостного права: так, например, Еремеевна утратила чувство собственного достоинства и по-рабски предана своим господам. Кстати, важно отметить тот факт, что драматург выступает не за отмену крепостного права, а лишь за его ограничение (это, кстати, видно и в написанном им "Рассуждении о непременных государственных законах").

О зрелости комедии Фонвизина говорит то, что здесь он смело выступает с критикой правления Екатерины II. Его положительные герои, в первую очередь Стародум, выступают с разоблачениями легенды о Екатерине II как о просвещенной правительнице. Ее двор погряз в интригах, "один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле". Устами Стародума Фонвизин говорит, какой ему хотелось бы видеть императрицу: "Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться!".

Нельзя не упомянуть о том, что тема идеального государя (государыни) была очень характерна, можно сказать, типична, для творчества писателей XVIII в., это излюбленная тема классицистов, то есть Фонвизин – сын своего поколения. В то же время художественное своеобразие "Недоросля" не укладывается в рамки ни классицизма, ни сентиментализма, ни романтизма. Налицо поиск автором новой идейно-эстетической системы, нового метода в литературе. Фонвизин сумел широко охватить и объективно оценить современную ему действительность, он создал типические и одновременно индивидуализированные образы и характеры, поставленные им вопросы четки и смелы – все это признаки того, что в русской литературе началось формирование критического реализма.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Коме́дия

(от греч. komos – весёлая процессия и ode – песня), один из видов драмы , в котором персонажи, события и сюжет вызывают смех и проникнуты комическим . Главная задача комедии – осмеяние «недолжного», попытка изменить мир или сознание зрителей с помощью смеха над отрицательными чертами действительности. Наряду с этим цель комедии – развлечь, развеселить зрителя. Диапазон комедий очень широк – от лёгких водевилей до социальных комедий (напр., «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя ).
Комедия отличается от других видов драмы не только тем, что её основная функция – вызвать смех. В комедии характеры персонажей изображаются рельефно и статично, акцентируются осмеиваемые черты; здесь в бо́льшей степени, чем в других жанрах, используется речевая характеристика – каждый персонаж отличается от остальных, и один из способов показать это – индивидуализировать его речь. Помимо этого, многие комедии тесно связаны с современной автору ситуацией, т. к. в них часто высмеиваются конкретные люди или явления.
Высмеивая отрицательное и недолжное, любая комедия предполагает наличие положительного, должного. В античных и классицистических комедиях персонажи разделены на положительных и отрицательных, подвергающихся осмеянию (напр., в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» положительные персонажи – Софья, Правдин, Милон, Еремеевна, а смех зрителей направлен на семейство Простаковых-Скотининых и учителей Митрофана). В поздних комедиях проблема положительного идеала решается по-другому. Напр., у Н. В. Гоголя в «Ревизоре», по словам самого автора, «положительное лицо – смех», т. к. среди персонажей нет ни одного положительного, их функция – показать как можно бо́льшее количество пороков и недостатков современной автору России. В комедиях А. П. Чехова все персонажи являются одновременно и трагическими, и комическими, невозможно провести чёткое разделение на положительных и отрицательных.
Существуют различные жанры комедии, названные по преобладающему приёму. Комедия положений – комедия, где смех вызывают нелепые ситуации, в которые попадают герои. Комедия характеров высмеивает определённые черты характера персонажей, комизм создаётся за счёт их столкновения и проявления в различных условиях. Комедия-буффонада создаёт комический эффект за счёт гротеска , фарсовых приёмов. Классические комедии сочетают разнообразные приёмы (напр., в «Горе от ума» комизм характеров сочетается с комизмом нелепых положений – начало, где Лизанька пытается предупредить Софью о приходе Фамусова, объявление Чацкого сумасшедшим – и даже с фарсовым комизмом – напр., диалог глухого князя Тугоуховского и глухой графини Хрюминой на балу).
Один из главных приёмов создания комического эффекта в комедии – речевой комизм. Он может проявляться в алогизме (напр., «бильярдные» тирады Гаева в «Вишнёвом саде» или его речь «Дорогой, многоуважаемый шкаф!»), каламбуре (напр., в пьесе «Клоп» В. В. Маяковского , где слово «цедура» – в применении к музыке из-за ассоциации со словом «дура» вызывает реплику «Попрошу при новобрачных не выражаться»), иронии (в «Горе от ума» речь Фамусова о Максиме Петровиче для самого Фамусова звучит как панегирик, а для зрителей – как насмешка), пародии (напр., пародия на высокопарные стихи в «Смешных жеманницах» Мольера ) и пр.
Термин «комедия» часто употребляется авторами как обозначение жанровой принадлежности пьесы, которая не до конца является комедией (напр., «Чайка» или «Вишнёвый сад» А. П. Чехова). Иногда этот термин толкуется в более широком значении – «комедия» как обозначение течения жизни в названии эпических произведений («Божественная комедия» Данте , «Человеческая комедия» О. де Бальзака ).
В античности комедии противопоставлялась трагедия . Если в последней речь шла о борьбе человека с неотвратимой судьбой, роком, и герой был представителем высшего сословия, то в комедии действовали персонажи из низшего сословия, говорившие низким стилем и попадавшие в смешные ситуации. Отцом комедии считается Аристофан («Лисистрата», «Облака», «Лягушки»), автор общественно-политических комедий, высмеивающих различные особенности афинской жизни. В более поздней греческой (Менандр ) и римской комедии (Плавт, Теренций ) предметом осмеяния становятся подробности частной жизни кого-либо из видных государственных деятелей или других известных людей. В Средние века комедия связана с карнавалом, ярмарочными представлениями, в которых использовались грубые приёмы вызывания смеха, фарсовая стилистика. Затем в европейских литературах оформились нац. типы комедий – итальянская комедия дель арте – комедия масок, испанская комедия «плаща и шпаги», «высокая комедия» французского классицизма. Авторами классических комедий в истории европейской литературы были У. Шекспир («Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой» и пр.), Мольер («Мнимый больной», «Тартюф» и пр.). В кон. 19 – нач. 20 в. комедия приобретает новые черты – появляется «комедия идей» Б. Шоу , «комедия настроений» А. П. Чехова. Комедия в 20 в. приобретает ещё более разнообразные формы: возникают трагикомедии Л. Пиранделло, абсурдные комедии Э. Ионеско , комедии-притчи Е. Л. Шварца .
В России история комедии начинается с народных комедий – ярмарочных представлений скоморохов, пьесок крепостных актёров (напр., народная комедия «Барин», представление которой описано в книге В. И. Гиляровского «Москва и москвичи»). Выдающимся автором классицистических комедий в России был Д. И. Фонвизин («Недоросль», «Бригадир»). В 19 в. комедии писали А. С. Грибоедов («Горе от ума»), Н. В. Гоголь («Ревизор», «Женитьба»), А. Н. Островский («На всякого мудреца довольно простоты», «Свои собаки грызутся – чужая не приставай» и др.). В классической рус. литературе возник жанр социальной комедии – комедии, в основе которой лежит конфликт мировоззрений. Эту традицию начал А. С. Грибоедов (в «Горе от ума» переплетаются социальный и любовный конфликты), затем социальные комедии писал Н. В. Гоголь. Крупные комедиографы 20 в. – М. А. Булгаков («Зойкина квартира»), Н. Р. Эрдман («Мандат», «Самоубийца»), Е. Л. Шварц («Дракон», «Голый король»). Их комедии часто используют приём гротеска, аллегории (особенно у Шварца). Широкое распространение жанр комедии получил в кино (особенно в кинематографии Франции, Италии, России, США).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Комедия

КОМЕДИЯ . Комедия изображает драматическую борьбу, возбуждающую смех, вызывая в нас отрицательное отношение к стремлениям, страстям действующих лиц или к приемам их борьбы. Анализ комедии связан с анализом природы смеха. По Бергсону («Смех» - наиболее выдающееся сочинение на эту тему), смешно всякое человеческое проявление, которое вследствие косности своей противоречит общественным требованиям. Смешна в живом человеке косность машины, автоматизм; ибо жизнь требует «напряженности» и «эластичности». Другой признак смешного: «Изображаемый порок не должен сильно задевать наших чувств, ибо смех несовместим с душевным волнением». Бергсон указывает на следующие моменты комедийного «автоматизма», вызывающего смех: 1) смешит «обращение с людьми, как с марионетками»; 2) смешит механизация жизни, сказывающаяся в повторных сценических положениях; 3) смешон автоматизм действующих лиц, слепо следующих за своей идеей. Однако, Бергсон упускает из виду, что всякое драматическое произведение, как комедия, так и трагедия, формируется единым, цельным стремлением главного действующего лица (или лица, ведущего интригу) - и что это стремление в своей непрерывной активности приобретает характер автоматизма. Признаки, указанные Бергсоном, мы находим и в трагедии. Не только Фигаро обращается с людьми, как с марионетками, но и Яго; однако, это обращение не смешит, а ужасает. Не только в «Жорже Дантене» повторяется сценическое положение - одураченный Жорж Дантен, - но и в «Макбете»; здесь повторяются убийства Макбета. Не только Дон-Кихот слепо следует за своей идеей, но и стойкий принц Кальдерона - и автоматизм стойкого принца не смешон, но трогателен. Говоря языком Бергсона - «напряженность», лишенная «эластичности», гибкости - может быть трагична; сильная страсть - не «эластична». Определяя признаки комедии, следует отметить, что восприятие смешного изменчиво; то, что одного волнует, другого может смешить. Затем: есть весьма много пьес, где драматические (трагические) сцены и реплики чередуются с комедийными. Таковы, напр., «Горе от ума», «Последняя жертва» Островского и т. д. Эти соображения не должны, однако, мешать установлению признаков комедии - комедийного стиля. Этот стиль не определяется теми целями, к которым направлены сталкивающиеся, борющиеся стремления действующих лиц: скупость может быть изображена в комедийном и трагедийном плане («Скупой» Мольера и «Скупой рыцарь» Пушкина). Дон-Кихот смешон, несмотря на всю возвышенность своих стремлений. Драматическая борьба смешит, когда она не вызывает сострадания. Иначе говоря, персонажи комедии не должны страдать столь сильно, чтоб нас это задевало. Бергсон справедливо указывает на несовместимость смеха с душевным волнением. Комедийная борьба не должна быть жестокой, в комедии чистого стиля не должно быть ужасающих сценических положений. Пытки в «Турандот» Гоцци написаны шуточным приемом; это откровенная жалость. Есть особый род драматических произведений, где ужасающие положения даны комедийным приемом, например, «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина; но это не комедии чистого стиля, - обычно такие произведения называют «гротескными». Как только герой комедии начинает страдать, комедия переходит в драму. Поскольку наша способность к состраданию связана с нашими симпатиями и антипатиями, можно установить следующее относительное правило: чем отвратительнее герой комедии, тем больше он может страдать, не вызывая в нас жалости, не выходя из комедийного плана. Герои сатиры, напр., «Смерти Пазухина» Щедрина смешат нас в самых тяжелых положениях. Самый характер героев комедии к страданию не предрасположен. Комедийный герой отличается либо крайней изворотливостью, быстрой находчивостью, спасающей его в самых двусмысленных положениях - как, напр., Фигаро - либо животной тупостью, избавляющей его от чрезмерно-острого сознания своего положения. К этой категории комедийных персонажей относятся все герои бытовой сатиры. Герои трагедии при всем автоматизме своей страсти, страдают сильно; автоматизм комедийного героя, лишенный богатой эмоциональной вибрации - автоматизм сугубый (Бергсон относительно прав). Другой признак комедии: комедийная борьба ведется средствами неловкими, нелепыми или унизительными - или одновременно нелепыми и унизительными. Комедийную борьбу характеризуют: ошибочная оценка положения, неумелое распознавание лиц и фактов, приводящее к невероятным и длительным заблуждениям (напр., Хлестакова принимают за ревизора), беспомощное хотя бы и упорное сопротивление (напр., Подколесин); хитрости неумелые, недостигающие цели - при том лишенные всякой щепетильности, средства мелкого обмана, лести, подкупа (напр., тактика чиновников в «Ревизоре» или судьи Адама в «Разбитом кувшине» Клейста); борьба жалкая, нелепая, унизительная, шутовская (притом нежестокая) - таков чистый тип комедийной борьбы. Поскольку от трагедийной борьбы комедия отличается отрицательными признаками (нежестокая, неловкая, нелепая) - комедия является пародией трагедии. Аристофан пародировал Эврипида. Отдельная комедийная реплика по задание своему так же ударна, целестремительна, как и всякая драматическая реплика, но она может звучать совершенно бессмысленно, беспомощно. Комедийная реплика может быть патетична - но красноречие ее неестественно-напыщенное, совершенно нелепое, убедительное только для убогого партнера. Комедийная патетика является пародией патетики трагедийной. Комедийные герои, так же, как и герои трагедии, ссылаются в виде оправдания своим поступкам на законы общественной морали, государства и религии. Это речи в связи с низкими поступками придают особую пикантность комедийной борьбе. Особый тип комедийной реплики - реплика не смешная, но смешащая, ироническая, высмеивающая. Сильный эффект производит смешащая реплика, когда ее дает лицо смешное.

Сила Шекспира в изображении Фальстафа именно в сочетании: смешной шутник. Комедия не волнует глубоко, однако, мы не мыслим жизни без, смерти и страдания; поэтому, по тонкому замечанию Бергсона, комедия производит впечатление нереальное. Тем, более она нуждается в убедительной бытовой окраске, в частности, в хорошо разработанной характерности языка. Комедийная фантастика также отличается, если так можно выразиться, богатой бытовой разработкой: здесь выступают конкретные детали легенды, так сказать, быт мифологических существ (напр., сцены Калибана в «Буре» Шекспира). Однако, комедийные персонажи - не типы, подобные типам бытовой драмы. Поскольку комедию чистого стиля характеризует борьба сплошь неумелая и унизительная, ее персонажи не типы, а карикатуры, и чем они карикатурнее, тем ярче комедия. Задание комедии, ее социальное назначение - осмеяние порока и пошлости - предостережение общества. Автор подлинной комедии проявляет большую духовную свободу: нужна исключительная смелость и самообладание, чтобы изобразить полнейшее разложение общества. В сознании комедийных героев - тупых и низких - высшие ценности отсутствуют; но в пародически-искаженном пафосе героев комедии проявляется патетика автора. Когда Тартюф пародирует Платона, мы вспоминаем Платона, и мы видим, что автор помнит Платона. Не даром древние греки говорили, что комедия есть «отражение бога в дурных людях». Смех враждебен слезам; теория «смеха сквозь слезы» возникла отчасти на основании произведений, где перемежаются моменты драматические с моментами смешными («Записки сумасшедшего» Гоголя), отчасти, как самооправдание комедийных авторов, пытающихся оправдать внешнюю несерьезность своего искусства. Однако, нужна исключительная сила творчества для того, чтобы изобразить поругание своего идеала,развал своего отечества - и сохранить самообладание своей насмешливой фантазии. И в результате, когда перед нами развертывается злая сатира на то, что мы любим, на нашу родину, - мы испытываем грусть, уныние - и духовное очищение, не меньшее, нежели в результате созерцания трагической борьбы. Следует ещё добавить, что развязка комедийной борьбы, в виду ее нежестокого характера - не существенна. Комедийная победа пошлости, низости, тупости - поскольку мы победителей осмеяли, - нас мало трогает. Поражение Чацкого или Несчастливцева не вызывает в нас горечи; смех сам по себе является для нас удовлетворением. Поэтому в комедии допустима и случайная развязка - хотя бы путем вмешательства полиции. Но там, где поражение грозит кому-нибудь настоящим страданием (напр., Фигаро и его возлюбленной), такой финал, конечно, недопустим. Насколько в комедии развязка сама по себе несущественна, явствует из того, что есть комедии, где ее заранее можно предвидеть. Таковы бесчисленные комедии, где влюбленным мешают соединиться браком их жестокие и смешные родственники; здесь брачная развязка предопределена. Нас увлекает в комедии процесс осмеяния; впрочем, интерес повышается, если развязку трудно предвидеть.

Различают: 1) сатиру, комедию высокого стиля, направленную против пороков, опаснейших для общества, 2) бытовую комедию, высмеивающую характерные недостатки определенного общества, 3) комедию положений, развлекающую забавными сценическими положениями, лишенную серьезного общественного значения.

О фарсе и водевиле см. отдельно «фарс» и «водевиль».


История Комедии . Комедия разнилась из обрядового культа, имевшего серьезный и торжественный характер. Греческое слово κω̃μος одного корня со словом κώμη - деревня. Поэтому надо полагать, что эти веселые песни - комедии - появились в деревне. И действительно, у греческих писателей есть указания на то, что в деревнях возникли зачатки этого вида произведений, называвшиеся мимами (μι̃μος, подражание). Этимологическое значение этого слова указывает уже и на тот источник, откуда получалось содержание для мимов. Если трагедия заимствовала свое содержание из сказаний о Дионисе, богах и героях, т.-е. из мира фантастики, то мим это содержание брал из бытовой жизни. Мимы распевались во время празднеств, приуроченных к известному времени года и связанных с посевом, жатвой, сбором винограда и т. п.

Все эти бытовые песни были импровизациями шутливо-сатирического содержания, с характером злобы дня. Такие же дихарические песни, т.-е. с двумя певцами, известны были у римлян под именем ателлан и фесценник. Содержание этих песен было изменчивое, но, несмотря на эту изменчивость, они облеклись в определенную форму и составляли нечто целое, которое иногда входило в состав греческой тетралогии, состоящей из трех трагедий об одном герое («Орестейя» Эсхила состояла из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды») и четвертой сатирической пьесы. Более или менее определенную форму комедия принимает сначала в Мегаре, где Сузарион (VI в. до Р. Х.) давал представления в аттических селах. В V в. до Р. Х., по словам Аристотеля пользовался известностью комик Хионид, от которого сохранились только названия некоторых пьес. Аристофан является т. о. продолжателем этого вида творчества. Аристофан хотя в своих комедиях и осмеивает Эврипида, своего современника, но свои комедии строит по тому же плану, который был развит Эврипидом в его трагедиях, и даже внешнее построение комедий ничем не отличается от трагедии. Комедии Аристофана в большинстве случаев носят политический характер. Ко времени Аристофана господство аристократии прекратилось: все важнейшие общественные и политические дела решались не ареопагом, а народным собранием, демократией. Аристофан (V в. до Р. Х.), принадлежащий по своим воззрениям к аристократии, осмеивает демократию во многих комедиях («Всадники», «Ахарняне» и др.); как представитель аристократии, Аристофан в своих комедиях нападает на религиозный скептицизм, развившийся благодаря деятельности Сократа («Облака») и подорвавший веру в богов. Быт у Аристофана переплетен с фантастикой («Осы», «Лягушки», «Облака»). В IV в. до Р. Х. выдвигается у греков Менандр. Произведения его до нас не дошли. О характере их мы можем знать только благодаря отрывкам, сохранившимся у других писателей, и комедиям римского поэта Плавта, заимствовавшего у Менандра свои сюжеты. Менандр пользовался настолько большой известностью, что Иоанн Златоуст (IV в.) держал его комедии у себя под подушкой. Интрига его комедий так же, как и у Аристофана, простая; чаще всего она основывается на признании родственника, считавшегося погибшим, но благодаря различным случайностям спасшегося. Но за то характеры Менандра глубже, благодаря тому, что он сюжеты берет не из общественной и политической жизни, а из жизни семьи. Действующими лицами являются родители, сыновья, рабы, кокотки, хвастливые солдаты и т. д. Обличительный элемент в его комедиях чувствуется слабо, и поэтому с идейной стороны комедии его мало интересны. О Плавте мы уже сказали, так как его комедии подражают комедиям Менандра. В дополнение к этому прибавим, что у Плавта любовная интрига в его комедиях играет важное значение. В комедиях Плавта и Терренция отсутствует хор; у Аристофана он имел более важное значение, чем в трагедии Эврипида и его предшественников. Хор в своих парабазисах, т.-е. отступлениях от развития действия, обращался к зрителям для толкования и уяснения им смысла диалогов действующих лиц. В «ложноклассической» комедии вместо хора выступают резонеры, идеальные личности, каковыми очень часто выступают слуги, напр. в комедиях Мольера, у нас - имп. Екатерина II («О, Время»). Следующим писателем после Плавта был Теренций. Он точно так же, как и Плавт, подражает Менандру и другому греческому писателю Аполлодору. Комедии Теренция предназначались не для массы, а для избранного аристократического общества, поэтому у него нет той непристойности и грубости, которую в изобилии находим у Плавта. Комедии Теренция отличаются нравоучительным характером. Если у Плавта отцы одурачиваются своими сыновьями, то у Теренция они являются руководителями семейной жизни. Обольщенные девушки у Теренция в противоположность Плавту выходят замуж за своих обольстителей. В ложноклассической комедии нравоучительный элемент (порок наказывается, добродетель торжествует) идет от Теренция. Кроме того, комедии этого комика отличаются большей тщательностью в обрисовке действующих лиц, чем у Плавта и Менандра, а также изяществом слога. О комическом в средневековых мистериях см. Трагедия


  • Приложение 4

    Итоговые тесты за 9 класс Литература

      Назовите первую реалистическую комедию в русской литературе

    А) «Недоросль» Д.И.Фонвизина

    Б) «Трумф или подщипа»

    В) «Ревизор» Н.В.Гоголя

    2. Какой элемент композиции произведения необязателен?

    А) завязка

    Б) кульминация

    В) развязка

    Г) эпилог

    3. Укажите произведение, главный герой которого» не хотел жениться»

    А) «Недоросль» Д.И.Фонвизина

    Б) «Женитьба» Н.В.Гоголя

    В) «Ревизор» Н.В.Гоголя

    Г) «Горе от ума» А.С.Грибоедова

    4. «…-это страстный призыв русских князей к объединению…»

    Вставьте в цитату название произведения

    А) «Сказание о Борисе и Глебе»

    Б) «Слово о полку Игореве»

    В) «Поучение» Владимира Мономаха

    Г) «Повесть временных лет»

    5. Выберите правильную последовательность литературных направлений

    А) сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм

    Б) классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм

    В) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

    Г) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм

    6. Кого из писателей 18 века относят к сентименталистам?

    А) Д.И.Фонвизин, Г.Р.Державин

    Б) М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев

    В) Н.М.Карамзин, Д.И.Фонвизин

    Г) Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев

    7. Укажите произведение, в котором главный герой идейно противопоставлен всем действующим лицам

    Б) «Песня про…купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова

    В) «Горе от ума» А.С.Грибоедова

    Г) «Мёртвые души» Н.В.Гоголя

    Отворите мне темницу,

    Дайте мне сиянье дня,

    Черноглазую темницу,

    Черногривого коня…

    А) А.С.Пушкин

    Б) М.Ю.Лермонтов

    В) В.А.Жуковский

    Г) Г.Р.Державин

    9. Определите жанр «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя

    А) роман

    Б) поэма

    В) повесть

    Г) песнь

    10. Стихотворение «К***(«Я помню чудное мгновенье») А.С.Пушкина посвящено

    А) М.Н.Раевской

    Б) Е.Н.Карамзиной

    В) А.П.Керн

    Г) Е.П.Бакуниной

    11. О каком произведении идёт речь в строках?

    Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то какой огромный, какой оригинальный сюжет1…Вся Русь явится в нём!..Огромно, велико моё творение, и не скоро конец его.

    А) «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

    Б) «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова

    В) «Мёртвые души» Н.В.Гоголя

    Г) «История государства Российского» Н.М.Карамзина

    А) метафора

    Б) гипербола

    В) инверсия

    Г) олицетворение

    13. Какое произведение было названо В.Г.Белинским «энциклопедией русской жизни…»

    А) «Мёртвые души»

    Б) «Недоросль»

    В) «Евгений Онегин»

    Г) «Мёртвые души»

    14. Определите стихотворный размер в отрывке

    Буря мглою небо кроет

    Вихри снежные крутя;

    То,как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя.

    А) ямб

    Б) хорей

    В) дактиль

    Г) анапест

    А) А.С.Пушкин

    Б) М.Ю.Лермонтов

    В) Н.В.Гоголь

    Г) Н.М.Карамзин

    А) Н.В.Гоголь

    Б) А.С.Грибоедов

    В) Д.И.Фонвизин

    Г) А.И.Крылов

    А) А.С.Пушкин

    Б) М.Ю.Лермонтов

    В) Н.В.Гоголь

    Г) А.С.Грибоедов

    Б) «Выбранные места из переписки с друзьями»

    А) «Анчар»

    Г) «Горе от ума»

    В) «Демон»

    18. В творчестве какого писателя не был использован романтический метод?

    А) Н.В.Гоголь

    Б) М.Ю.Лермонтов

    В) Д.И.Фонвизин

    Г) А.С.Пушкин

    19. Высказывание «И дым отечества нам сладок и приятен2 принадлежит:

    А) Стародуму из «Недоросля»

    Б) Чацкому из «Горя от ума»

    В) мужу Татьяны из «Евгения Онегина»

    Г) молодому солдату из «Бородина»

    20. В каком стихотворении А.С.Пушкин затрагивает проблему самодержавия, крепостного гнёта?

    А) «Воспоминания в Царском селе»

    Б) «Пророк»

    В) «Деревня»

    Г) «На холмах Грузии»

    21. Определите тип рифмовки в отрывке:

    Скажи мне, ветка Палестины:

    Где ты росла, где ты цвела?

    Каких холмов, какой долины

    Ты украшением была?

    А) парная

    Б) перекрёстная

    В) опоясывающая

    Г) тройная

    22. Укажите верное определение комедии как литературного жанра

    А) один из видов старинного драматического искусства. основанный на показе смешных и нарочито грубых бытовых ситуаций

    Б) небольшое произведение, предназначенное для сцены,высмеивающее явления в общественной или личной жизни человека

    В) один из видов драматических произведений, в котором характеры героев раскрываются в неравной борьбе, обрекающей их на гибель

    Г) один из видов драматического произведения, в котором отражается смешное в жизни, осмеивается общественное или бытовое явление, смешные черты характера человека

    23. К какому роду литературы можно отнести «Мёртвые души» Гоголя?

    А) эпос

    Б) лирика

    В) драма

    Г) лиро-эпика

    24.Укажите,какой приём использовал автор в выделенных строках7

    Я вас любил: любовь ещё быть может,

    В душе моей угасла не совсем;

    Но пусть она вас больше не тревожит;

    Я не хочу печалить вас ничем.

    А) инверсия

    Б) метафора

    В) аллегория

    Г) эпитет

    25. Назовите имя писателя, которого А.С.Пушкин назвал «сатиры смелый властелин»

    А) Н.В.Гоголь

    Б) А.С.Грибоедов

    В) Д.И.Фонвизин

    Г) Г.Р.Державин

    26. Сюжет романа «Герой нашего времени» основывается на отдельных фрагментах. Что объединяет части романа?

    А) ничего

    Б) хронологическая последовательность событий

    В) место действия

    Г) главный герой

    27. Какой литературный тип представлен образом Печорина?

    А) Тип «маленького человека»

    Б) тип «лишнего человека»

    В) байронический герой

    Г) тип самодура

    28. А.С.Пушкин был одним из первых русских писателей, затронувших тему «маленького человека». Эта тема звучит:

    А) в романе «Евгений Онегин»

    Б) в драме «Борис Годунов»

    В) в повести «Станционный смотритель»

    Г) в поэме «Бахчисарайский фонтан»

    29. Кто написал поэму «Медный всадник»?

    А) М.Ю.Лермонтов

    Б) А.С.Пушкин

    В) А.Н.Радищев

    Г) Д.И.Фонвизин

    30. Укажите, кому из героев комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова принадлежат слова

    Безродного в пригрел и ввёл в моё семейство,

    Дал чин асессора и взял в секретари,

    В Москву переведён через моё содейство,

    И будь не я, коптел бы ты в Твери

    А) Чацкий

    Б) Молчалин

    В) Фамусов

    Г) Репетилов

    31. Какое произведение А.С.Пушкина написано в жанре элегии?

    А) «Пророк»

    Б) «К Чаадаеву»

    В) «Деревня»

    Г) «Вольность»

    32. Чей портрет описан в отрывке(М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»)

    Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое телосложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов…Пыльный бархатный сюртучок его, застёгнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бельё, изобличавшие привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались сшитыми по его маленькой аристократической руке…Его походка была небрежна и ленива; но я заметил, что он не размахивал руками- верный признак некоторой скрытности характера…

    А) доктор Вернер

    Б) Максим Максимыч

    В) Г.А.Печорин

    Г) Казбич

    33. Героем какого произведения является Акакий Акакиевич Башмачкин?

    А) 2Мёртвые души»

    Б) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

    В) «Ревизор»

    Г) «Шинель»

    34. По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит.

    А) Плюшкин

    Б) Манилов

    В) Собакевич

    Г) Коробочка

    34 . Укажите, какую роль играют в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души» лирические отступления.

    А) они рассказывают о судьбе писателя

    В) в них даётся характеристика отдельных персонажей

    Г)в них воплощена вера писателя в будущее России и русского народа

    35. Укажите, к какому литературному жанру относится произведение В.А.Жуковского «Светлана».

    А) поэма

    Б)ода

    В) элегия

    Г) баллада

    36. Укажите, к какому литературному направлению относится роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

    А) классицизм

    Б) сентиментализм

    В) реализм

    Г) романтизм

    37. Анализу какого произведения посвящена статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний»

    А)А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

    Б) А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

    В) А.С.Грибоедов «Горе от ума»

    Г) М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

    38. Кому из героев комедии «Горе от ума» принадлежит афоризм «Дома новы, но предрассудки стары»?

    А) Фамусов

    Б) Молчалин

    В) Скалозуб

    Г) Чацкий

    39. Назовите адресата стихотворения А.С.Пушкина «Мадона»

    А) А.П.Керн

    Б) Н.Н.Гончарова

    В) Е.К.Воронцова

    Г) М.В.Раевская

    40. Кто из названных ниже персонажей не является героем поэмы «Мёртвые души»?

    А) Чичиков

    Б) Манилов

    В) Степан Пробка

    Г) Гибнер

    Ключи: 1)г;2)г;3)а;4б;5)в;6)г;7)в;8)б;9)б;10)в;11)в;12)в;13)в;14)б;15)б;16)в;17)А-А;Б-В;В-Б;Б-Г;18)в;19)б;20)в;21)б;22)г;23)г;24)б;25)в;26)г;27) б;28)в;29)б;30)в;31)в;32)в;33)г;34)г;35)г;36)в;37)в;38)г;39)б;40)г.

    Критерии оценивания:

    «5»- 36-40 баллов

    «4»- 31-35 баллов

    «3»-21-30 баллов

    «2»-менее 21 балла

    Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

    «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

    (БУ «НСГК»)

    Тренировочные тестовые задания

    для вступительных испытаний по литературе по специальности Музыкальное образование

    Преподаватель: Борисенко Л.В.

    Нижневартовск, 2010
    Пояснительная записка
    Тестирование на вступительных испытаниях по литературе актуально в настоящее время, так как от абитуриентов требуется не только хорошее знание художественных текстов (это требование было важным всегда), но и умение использовать целый комплекс исторических, философских, литературоведческих понятий в своих ответах. Тесты позволяют быстро и эффективно определить всю сумму знаний абитуриентов, выявить, насколько эти умения соответствуют требованиям государственной программы.

    Вопросы тестов составлены с учетом действующей программы по литературе, утвержденной Министерством РФ.

    В тестовых заданиях отражены различные аспекты изучения творчества писателей: биографические и историко-культурные сведения, темы и проблемы художественного произведения, идейное содержание, особенности композиции, характеристика героев, жанровые особенности произведения, художественное своеобразие, авторская позиция.

    Такой подход поможет лучше разобраться в материале, систематизировать его и найти аналогии в творчестве писателей. В тесте – 16 вопросов, с вариантами ответов, последний – развернутого характера с творческим заданием.

    Предложено 2 варианта тестовых заданий, которые носят обобщающий характер по изученным темам русской литературы за курс неполной общеобразовательной школы и соответствуют «Обязательному минимуму содержания по литературе».
    Критерии оценки тестовых заданий по литературе

    I вариант


    1.г

    2.г

    3.а

    4.б

    5.в

    6.г

    7.в

    8.б

    9.б

    10.в

    11.в

    12.в

    13.в

    14.б

    15.б

    II вариант


    1.в

    2.а-Г, б-Е, в-Б, г-Д, д-В, е-А

    3.в

    4.в

    5.б

    6.в

    7.б

    8.б

    9.г

    10.в

    11.г

    12.б

    13.а

    14.г

    15.б

    I вариант
    1. Назовите произведение, являющееся первой реа­листической комедией в русской литературе.

    б) «Трумф или подтипа» И. А. Крылова

    в) «Ревизор» Н. В. Гоголя


    2. Какой элемент композиции художественного про­изведения не является обязательным?

    а) завязка

    б) кульминация

    в) развязка

    г) эпилог
    3. Укажите произведение, главный герой которого «не хотел учиться, а хотел жениться».

    а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина

    б) «Женитьба» Н. В. Гоголя

    в) «Ревизор» Н. В. Гоголя

    г) «Горе от ума» А. С. Грибоедова
    4. «... - это страстный призыв русских князей к объединению как раз накануне нашествия соб­ственно монгольских полчищ» (К. Маркс). Вставь­те в цитату название произведения.

    а) «Сказание о Борисе и Глебе»

    б) «Слово о полку Игореве»

    в) «Поучение» Владимира Мономаха

    г) «Повесть временных лет»
    5. Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

    а) сентиментализм, классицизм, реализм, роман­тизм

    б) классицизм, реализм, сентиментализм, роман­тизм

    в) классицизм, сентиментализм, романтизм, ре­ализм

    г) романтизм, сентиментализм, реализм, клас­сицизм
    6. Кого из русских писателей XVIII в. относят к сен­тименталистам?

    а) Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин

    б) М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев

    в) Н. М. Карамзин, Д. И. Фонвизин

    г) Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев
    7. Укажите произведение, в котором главный герой идейно противопоставлен всем действующим ли­цам.

    б) «Песня про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

    в) «Горе от ума» А. С. Грибоедова

    г) «Мертвые души» Н. В. Гоголя
    8. Назовите автора следующего стихотворного от­рывка.

    Отворите мне темницу.

    Дайте мне сиянье дня.

    Черноглазую девицу,

    Черногривого коня.

    Я красавицу младую

    Прежде сладко поцелую.

    На коня потом вскочу,

    В степь, как ветер, улечу.
    а) А. С. Пушкин

    б) М. Ю. Лермонтов

    в) В. А. Жуковский

    г) Г. Р. Державин
    9. Определите жанр «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.

    в) повесть

    г) песнь
    10. Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгнове­нье») А. С. Пушкина посвящено:

    а) М. Н. Раевской

    б) Е. Н. Карамзиной

    в) А. П. Керн

    г) Е. П. Бакуниной
    11. О каком произведении идет речь в следующих строках?

    Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то какой огромный, какой оригиналь­ный сюжет!.,. Вся Русь явится в нем!... Огромно, велико мое творение, и не скоро конец его.

    а) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

    б) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермон­това

    в) «Мертвые души» Н. В. Гоголя

    г) «История государства Российского» Н. М. Карамзина
    12. Какой художественный прием использован авто­ром в следующем отрывке?

    Белеет парус одинокой

    В тумане моря голубом!...

    Что ищет он в стране далекой?

    Что кинул он в краю родном?..

    а) метафора

    б) гипербола

    в) инверсия

    г) олицетворение
    13. Какое произведение было названо В. Г. Белинс­ким «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»?

    а) «Мертвые души»

    б) «Недоросль»

    в) «Евгений Онегин»

    г) «Мертвые души»
    14. Определите стихотворный размер в следующем отрывке.

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя;

    То, как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя.

    в) дактиль

    а) А. С. Пушкин

    б) М. Ю. Лермонтов

    в) Н. В. Гоголь

    г) Н. М. Карамзин
    16. Творческое задание. Мой любимый литературный герой.
    II вариант
    1.Кто является автором первой общественной ко­медии в русской литературе?

    а) Н. В. Гоголь

    б) А. С. Грибоедов

    в) Д. И. Фонвизин

    а) А. С. Пушкин

    б) М. Ю. Лермонтов

    в) Н. В. Гоголь

    г) А. С. Грибоедов

    д) Н. М. Карамзин

    е) В. А. Жуковский
    A) «Невыразимое»

    Б) «Выбранные места из переписки с друзьями»

    B) «Бедная Лиза»

    Г) «Анчар»

    Д) «Горе от ума»

    Е) «Демон»
    3. В творчестве какого писателя не был использован романтический метод?

    а) Н. В. Гоголь

    б) М. Ю. Лермонтов

    в) Д. И. Фонвизин

    г) А. С. Пушкин
    4. Как называется тип композиции в романе «Евге­ний Онегин»?

    а) кольцевая

    б) последовательная

    в) зеркальная

    г) циклическая
    5. Высказывание «И дым отечества нам сладок и приятен» принадлежит:

    а) Стародуму из «Недоросля»

    б) Чацкому из «Горя от ума»

    в) мужу Татьяны из «Евгения Онегина»

    г) молодому солдату из «Бородина»

    6. В каком стихотворении А. С. Пушкин затрагива­ет проблему самодержавия, крепостного гнета?

    а) «Воспоминания в Царском Селе»

    б) «Пророк»

    в) «Деревня»

    г) «На холмах Грузии»
    7. Определите тип рифмовки в следующем от­рывке.

    Скажи мне, ветка Палестины:

    Где ты росла, где ты цвела?

    Каких холмов, какой долины

    Ты украшением была?

    а) смежная (парная)

    б) перекрестная

    в) опоясывающая

    г) тройная
    8. Чье творчество назвал В. Г. Белинский «лелею­щей душу гуманностью»?

    а) В. А. Жуковского

    б) А. С. Пушкина

    в) М. Ю. Лермонтова

    г) К. Н. Батюшкова
    9.Укажите верное определение комедии как лите­ратурного жанра.

    а) один из видов старинного драматического искусства, основанный на показе смешных, утрированно юмористических и нарочито грубых бытовых ситуаций.

    б) небольшое произведение, предназначенное для сцены, беззлобно высмеивающее отдель­ные частные явления в общественной или личной жизни человека.

    в) один из видов драматических произведе­ний, в котором характеры героев раскры­ваются в безвыходном положении, в нерав­ной, напряженной борьбе, обрекающей их на гибель.

    г) один из видов драматического произведе­ния, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое яв­ление, смешные черты человеческого характера.
    10. Укажите произведение, в котором сочетаются ро­мантизм и реализм.

    а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина

    б) «Фелица» Г. Р. Державина

    в) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермон­това

    г) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
    11. К какому роду литературы можно отнести «Мер­твые души» Н. В. Гоголя?

    б) лирика

    г) лиро-эпика
    12. Укажите, какой художественный прием исполь­зовал автор в выделенных строках.

    Я вас любил: любовь еще, быть может,

    В душе моей угасла не совсем;

    Но пусть она вас больше не тревожит;

    Я не хочу печалить вас ничем.

    а) инверсия

    б) метафора

    в) аллегория

    г) эпитет
    13. Назовите имя писателя, которого А. С. Пушкин назвал «сатиры смелый властелин»,

    а) Н. В. Гоголь

    б) А. С. Грибоедов

    в) Д. И. Фонвизин

    г) Г. Р. Державин
    14. Сюжет романа «Герой нашего времени» основы­вается на отдельных, не связанных между собой фрагментах. Что объединяет самостоятельные части романа?

    а) ничего

    б) хронологическая последовательность собы­тий

    в) место действия

    г) главный герой
    15. Какой литературный тип представлен образом Печорина?

    а) тип «маленького человека»

    б) тип «лишнего человека»

    в) байронический герой

    г) тип самодура
    16. Творческое задание: Почему литература – «учебник жизни»?

    жанр драмы, в котором действия и характеры представлены в формах комического, смешного, по характеру различаются на юмористические, сатирические и трагикомедии. В широком значении - смешное, неудобное положение, рассказ, часто с ироническим оттенком.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    КОМЕДИЯ

    От?????? и????, первоначальная веселая песня, можно полагать, имела подобное же происхождение как и трагедия, хотя о начальных ступенях развития той и другой мы и не имеем определенных и точных сведений. В праздники Диониса, особенно при сборе винограда, соединялись виноградари и поселяне для чествования Диониса. Это собрание было добровольное (так сказать неофициальное) и стояло лишь в отдаленном отношении к самому культу. Может быть, очень рано из такого собрания выделялся хор в 24 человека; он действовал как бы от лица празднующей, одушевленной действием вина общины, которая в силу свободы, подобающей празднующим, пользуется правом на всякого рода шутки и насмешки. Веселые, вольные песни, исполненные острот и насмешек, составляли главную часть этого празднования; причем позволяли себе и другого рода забавы, и особенно дразнили мимо проходивших. Наградой за песни служил мех, наполненный вином. Из этих праздничных обычаев и этих шуток произошла, говорят, в Греции К. и развилась мало-помалу в особенный вид драматической поэзии. Основателем К. в Аттике называют некоего Сусариона, жившего будто бы ок. 580 г. до Р. X. Впрочем, говорят, К. раньше уже существовала у мегарян, славившихся своей необузданной веселостью и насмешливостью. Развитию К. в Мегарах могло способствовать и существовавшее там одно время очень свободное государственное устройство. Но если она и достигла у мегарян некоторой степени развития, по всей вероятности, не далеко ушла там от характера импровизированных шуток и фарсов. Впрочем, сведения о мегарской К. крайне скудны и темны. см. v. Wilamowitz в Hermes, т. 9, стр. 319 слл. Дорическая К. была разрабатываема также в Сицилии, особенно Эпихармом (см. Epicharmus, Эпихарм). Последний брал сюжеты для своих комедий из мифологии. Его хвалят за изобретательность в композиции и за умение придумать веселые мотивы и поразительные контрасты. ср. о К. дорян: Grysar, de Doriensium comoedia (1828). В Афинах К. начала развиваться из вышеупомянутых мегарских фарсов только со времен Персидских войн. Самые ранние попытки в этом роде приписываются Хиониду. В истории художественной К. обыкновенно различаются три периода:

    1. древняя К. (? ??????? ???????) процветала до порабощения Афин властью тридцати (404 до Р. X.). Самыми выдающимися из поэтов этого периода, которых мы знаем приблизительно до сорока, были Кратин, Кратес, Евполид, Ферекрат, Фриних и особенно Аристофан. Только от последнего дошли до нас цельные драмы (11), по которым можно узнать сущность и особенности этого рода К. Всякая слабость, всякий нравственный порок, всякая политическая нелепость и всякая вредная черта в направлении даже самых почтеннейших и влиятельных лиц предавались в этой К. осмеянию. Она не щадила самих богов и героев, делая предметом карикатурного изображения и самого вольного осмеяния слабости и пороки, которыми наделило их народное верование. Честолюбивых, но неискусных полководцев, беспокойных и наглых демагогов, смешных философов и вредных софистов, поэтов и ораторов - всех она выводила под собственными их именами, воспроизводя даже наружность каждого с помощью масок, особо на каждый случай изготовляемых. Она не давала пощады никому, кто только казался заслуживающим бича насмешники. При этом, конечно, изображение имело характер карикатуры. Грязные образы и сравнения, сальные шутки и выражения не составляют в ней редкости. К. Аристофана имеет вполне общественный характер; она касается всех сторон как политической, так и частной жизни и выводит их беспощадно на сцену, на позор общественный. Таким образом, древняя К. исполняет роль как бы политической цензуры и выражает с неограниченной свободой общественное мнение. Всякая из пьес этой комедии представляет всю жизнь государства в совокупности в какой-нибудь отдельный, но важный момент ее, как бы отражающий в себе общее ее состояние. Но, конечно, не вдруг и только медленно сознала она весь объем этой своей критической задачи. Для своего развития К. должна иметь перед собой современность, исполненную движения и противоречий, т. к. К. живет современностью и на нее действует. А эти условия явились в Афинах в особенности со времен охлократии, которая и доставила комикам обильный неисчерпаемый материал для их изображений. Охлократия в немного лет совершенно потрясла прежние, преданием освященные основы жизни аттического общества. Делу разрушения способствовали не только демагоги, но также фанатические жрецы безверия и туземного или азиатского суеверия, люди науки и представители софистического образования. Это разложение государства и общества древняя К. сделала предметом своих изображений. Поэтому она неустанно бичует превратную политику и анархию в государстве, недальновидность государственных деятелей, несправедливость постановлений веча и судов, проявляющуюся в общественной и семейной жизни испорченность национального характера, разрушение связующих общество начал религии и воспитания, а также уничтожение сословных различий и легкость, с какою получали гражданские права и достигали влияния люди, которых аттическое происхождение было более или менее сомнительно. К. идеализирует людей и их дела в смысле противоположном трагедии, т. е. преувеличивает все дурное и низкое. Между тем как трагедия стремится к гармоническому единству, К. долго еще сохраняет следы своего происхождения из праздничного, никаким законам не подчиняющегося импровизированного разгульного фарса, допуская в своей композиции самые резкие противоречия, нисколько не опасаясь нарушений законов единства времени или места или последовательности в развитии действия и характеров, а, напротив, намеренно пользуясь этими нарушениями как особыми приемами шутки. Как в области характеристик древняя К. далека от рабски точного воспроизведения действительности и постоянно дает карикатуры, так в устройстве сюжета она нимало не заботится о правдоподобии: ее действие имеет чисто фантастический характер. Непристойность шуток и изображений, которая поражает нового читателя в произведениях древней К., объясняется не только отличием современных понятий о приличиях от понятий древних, но и тем еще, что древняя К. развилась из разгульно-веселых обрядов Дионисова праздника. Такой праздник был в своем роде карнавалом, на котором празднующие давали полную волю обнаружениям чувственной стороны человеческой природы. При том нужно заметить, что у древних комиков непристойные шутки и остроты очень часто являются не из пустого желания посмешить публику, а служат серьезной нравственной цели бичевания порока и глупости. Язык древней К. - чистейший аттицизм, как в диалоге так по большей части и в песнях хора, которые также свойственны этому периоду К., как и трагедии. Хор состоял из 24 лиц, которые часто разделялись на два полухора. Пляска комического хора называлась?????? (см. Кордакс); она состояла из очень резвых, иногда даже непристойных движений и прыжков. Особенность хоровой лирической части древней К. составляла так называемая?????????. Парабаза была нечто вроде интермеццо и, строго говоря, находилась в противоречии с требованиями драматического искусства, т. к. она уничтожала иллюзии и прерывала действие затем, чтобы дать возможность поэту объясниться с публикой. А именно, после того, как положение сюжета (экспозиция) закончилось и тема достаточно была выяснена, наступала пауза в диалоге. Тогда хор, который до того времени стоял лицом к сцене, принимая участие в совершающемся на ней действии, поворачивался в орхестре лицом к зрителям и в этом положении (????? ??? ??????? ??????????) высказывал желания и жалобы поэта, выставляя на вид его заслуги и т. п. и вместе с тем прославлял богов родной земли, осуждая недостатки общественной жизни и деятельность государственных лиц. В древнейший период К. таких парабаз было обыкновенно по две в каждой пьесе, вторая, как и первая, вставлялась после заключения какого-нибудь значительного отдела драматического действия; являясь отступлением от собственно поэтических целей пьесы в сторону интересов действительности, они служили чем-то вроде программы комика, от лица которого в этом случае обыкновенно говорил предводитель хора. ср. : Agthe, die Parabase und die Zwischenakte der att. Kom?die (1866). Прибавление к этому сочинению (1868) R. Arnoldt. Die Chorpartien bei Aristophanes (1873). Представления происходили в праздники Леней и городских Дионисий и имели форму состязаний, на которые допускалось ведущие времена по 3 поэта, позже по 5. О костюмах древней К. см. Ludi scaenici, Театральные представления;

    3. новая К. (? ??? ???????), наконец, была еще умереннее, приличнее; ее композиция была еще выработаннее. Политическая и общественная жизнь совершенно исчезли со сцены; явилась К. характеров. Здесь действие подчинялось единству строго обдуманного плана, последовательно развиваясь от начала до конца. Переход от завязки к развязке делался так, что внимание зрителя оставалось постоянно в напряжении. Искусство состояло в том, чтобы изобразить характер верно, согласно с действительностью, строго провести его и притом соблюсти единство все действие связывающего плана. Главными поэтами в этом роде поэзии были Менандр, самый знаменитый из всех, затем Филиппид, Посидипп, Филимон, Дифил и Аполлодор. Характеры и типы, преимущественно выводимые этими поэтами, те же, какие находим мы у их подражателей - Плавта и Теренция: leno periurus, amator fervidus, servulus callidus, arnica illudens, sodalis opitulator, miles proeliator, parasitus edax, parentes tenaces, meretices procaces. Хор в таких К. являлся, вероятно, еще реже, чем в средней К. Превосходный сборник сохранившихся отрывков аттических комиков изд. Meineke, fragmenta comicorum Graecorum (4 т., 1839, сл. г.), к нему как 5 том: comicae dictionis index compos. H. Iacobi (1857). Более краткое издание того же сборника в 2 т. (1847). Собрание отрывков с латинским переводом Bothe (1855 и 1868). Новое собрание: Th. Kock, Comicorum Atticorum fragmenta (1 т., 1880). У римлян первые публичные сценические спектакли явились, по свидетельству Ливия (7, 2), в 363 г. до Р. Х., по поводу разразившейся в то время заразы, т. к. между другими средствами к умилостивлению гнева богов прибегли также к сценическим играм (ludi scaenici) и для этой цели призвали актеров из Этрурии. Эти актеры исполняли нечто вроде мимической пляски без слов; ее-то прежде всего римляне и ввели у себя. В 241 г. до Р. X. Ливий Андроник (см. Livii, Ливии, 11), вольноотпущенник из греков, сочинил, по греческим образцам, первую пьесу, имевшую определенный план, и исполнил ее под аккомпанемент флейтиста. При представлении подобных пьес в антрактах или в конце спектакля римская молодежь разыгрывала такие шутки и забавные сцены, какие издавна, конечно, служили увеселением и у римского, и у других италийских народов. Позже на место этих шуток, в качестве дивертисмента, стали ателланы. ср. Exodium, Эксод, и Fabula, Фабула. Древнейшая художественная К. римлян была подражанием новейшей греческой. Плавт и Теренций, по произведениям которых мы только и знаем римскую К., высказывают, впрочем, уже некоторую самостоятельность в отношениях к своим греческим образцам, но все же недалеко от них отступают. Невий (Naevius) попытался ввести приемы древней греческой К., смело нападая на могущественнейших между римлянами, своими современниками, но поплатился за эту попытку заключением в тюрьму, и не нашел себе подражателей. Сюжеты свои римская К. берет постоянно из области частных отношений между людьми и семейной жизни; общественного и политического характера она никогда не имела. Она слишком низко поставлена была в государстве и в общественной жизни и никогда не была государственным учреждением, как в Афинах. Интерес в зрителях она старалась поддерживать искусным устройством завязки; последней служили обыкновенно или свадьба, или прием узнавания (????????????), состоявший в том, напр., что лица, считавшие себя чуждыми друг другу, оказывались ближайшими родственниками, девушка, считавшаяся рабыней, оказывалась свободной гражданкой и т. п. Эта К. располагала небольшим сравнительно запасом типических характеров, повторяя их с небольшими изменениями в разных пьесах, повторяя и самые способы характеристики. Римская К. слагалась из следующих составных частей: пролога (prologus), нечто вроде предисловия, которое обыкновенно сообщало о содержании пьесы и рекомендовало ее вниманию публики, диалога (diverbium, т. е. duiverbium) и так называемого canticum, под которым прежде, наверное, разумели только монологи. Исследования Ричля и Бергка, основанные на том факте, что в рукописях комиков переписчики при отдельных сценах ставили знаки DV и С, как сокращения вместо diverbium и canticum, показали, что число кантик гораздо больше, чем прежде полагали, т. к. в числе их оказываются, кроме монодий (или соло) еще и перемежающиеся (т. е. двумя лицами попеременно исполняемые) песни, и даже часто партии, исполнявшиеся посредством пения и под аккомпанемент музыки, берут перевес над диалогом. В этом обнаруживается значительное отступление их от греческих комедий. Хора римская К. не имела. К., следовавшая греческим образцам и представлявшая греческую жизнь и греческие нравы, называлась fabulae palliata; К., в которых изображались римская жизнь и римские нравы и действовавшие лица являлись в римской одежде, назывались fabula togatae. Самые замечательные авторы К. первого рода (f. pall.) были: Невий, Плавт, Енний. Атилий, Стаций Цецилий и Теренций; К. второго рода (f. tog.): Титиний, Квинтий Атта и особенно Л. Афраний. О костюмах актеров см. Ludi scaenici, Театральные представления, 9 слл. Лучшее собрание отрывков римской К. изд. О. Ribbeck (Comicorum romanorum fragmenta, 2 т. книги Scaenicae romanorum poesis fragmenta, 2-е изд. вышло в 1873 г.).

    Отличное определение

    Неполное определение ↓