Зодчество Процесс генезиса и становления собственно молдавского искусства, в том числе и зодчества относится ко второй половине XIV-первой половине XV в. Оно формировалась путем воплощения народом местных самобытных традиций и творческого усвоения византийского, южно- и восточнославянского и в меньшей мере романского и готического стилей.

XV-XVI вв. - время формирования основных черт молдавского архитектурного стиля. В Молдавии строились каменные крепости, укрепленные монастыри, господарские дворы, церкви. Очень многие из них не сохранились. Лучше сохранились крепости. Самые ранние из них Шкея, Сучава, Нямц, Четатя Албэ. Сначала они были прямоугольной формы, небольших размеров, укрепленные прямоугольными башнями с высокими стенами, завершающимися каннелюрами.

Появление артиллерии привело к изменениям во второй половине

XV- XVI в. в архитектуре и конструкции крепостей. Стефаном Великим были построены новые крепости Роман, Оргеев, Килия, восстановлены и расширены старые, воздвигнуты новые более толстые стены с круглыми или многогранными башнями, бастионами и бойницами.

Образцом фортификационной архитектуры является построенный Петром Рарешом (1543 г.) по итальянскому образцу Сорокский замок. Он круглый в плане, диаметром около 30 м, с толстыми высокими стенами, четырьмя круглыми и одной прямоугольной надвратной башнями. Гражданское зодчество было представлено господарскими дворами, построенными Стефаном Великим в разных городах страны: Сучаве, Бакэу, Котнарь, Яссах, Пятре, Хушь. От них сохранились лишь незначительные остатки сводчатых погребов, фундаментов, обломки профилированных камней, фрагменты керамики.

Основой становления и дальнейшего развития культовой архитектуры послужили типы двух самых ранних церквей: Святого Николая в Рэдэуцах базиликового плана готического стиля, построенной Богданом I (1359-1365) и Святой Троицы в Сирете Петра Мушата трехконхового плана с чертами моравско-сербского стиля. Отталкиваясь от базилики из Рэдэуц, школа местных мастеров выработала местный тип культового строения - церковь прямоугольного или просто продольного типа (Дол- хешты - до 1481 г., Лужаны - после 1453 г., Бэлинешть - 1492-1493, Воловэц- 1500-1502)

При Стефане Великом на первый план выходит выработанный местными мастерами на базе церкви Святой Троицы из Сирета тип молдавской церкви трехконхового плана с купольным барабаном над наосом (Пэтрэуць, Милишэуць - 1487 г., Воронец, Святого Ильи в Сучаве - 1488 г.). Конструктивное решение системы поддержки купольного барабана является инновацией молдавской архитектурной школы и состоит в создании «системы молдавского свода». Ей не только нет прецедента в предшествующий период, но и нет аналогий во всей средневековой архитектуре. Другим отличительным признаком культовой архитектуры этого времени было применение на поверхности абсид высоких слепых ниш, опиравшихся на цоколь поясов, и малых ниш над ними, а также поясов вдоль верхней части фасадов из поливных керамических дисков разных форм и цветов, искусное чередование каменной и кирпичной кладки.

В последнее десятилетие правления Стефана Великого молдавские строители создали путем синтеза черт обоих планов - трехконхового и прямоугольного - местный архитектурный тип культового здания, названного смешанным, или переходным. Процесс его формирования продлился до второй половины XVI в.: Борзешть (1493-1494), Рэзбоень (1496 г.), Пятра (1497-1498).

Культовая архитектура XVII в. характеризуется большим разнообразием. Появляется новый тип, представленный церковью монастыря Драгомирна (1609 г.), построенной А. Кримкой и М. Барновским. Она впечатляет своими пропорциями, высокой изящной башней, где каждый камень украшен резными узорами. Каменный тройной пояс, местами витой, опоясывает посередине фасады церкви.

Самым выдающимся памятником молдавского зодчества XVII в. является церковь Трех Святителей в Яссах - ктитория В. Лупу. Ее размеры, гармония конструкции и специфический резной растительный и геометрический орнамент, покрывающий все ее фасады, придают импозантный и торжественный вид.

Рельефная орнаментация каменных стен молдавских храмов является результатом восточного влияния.

К этому же времени относится и Дмитриевская церковь в Оргееве (1631-1636), портал церкви сохранился в своем первоначальном виде.

Построенная проилавским митрополитом Даниилом и представляющая однонефную базилику с полукруглой абсидой и Коробовым сводом Каушанская церковь Успения (1763-1767) обнаруживает сходство с балканскими и особенно валашскими памятниками брынковянского типа.

Живопись. Молдавская живопись развивается с конца XIV в. под влиянием византийской живописи, опосредованно через ее южнославянские формы, которые были более выраженными, простыми и близкими народному восприятию. Молдавские мастера на основе многовековых традиций народного искусства, глубоко усвоив и творчески переработав формы живописи византийского типа, создали собственную молдавскую школу живописи.

Высокое мастерство молдавских живописцев нашло свое отражение в росписях церквей, господарских дворцов и боярских домов, создании икон и художественном оформлении древних рукописей. В одной молдавской грамоте первой четверти XV в. отмечается, что Александр Добрый дарит зугравам целые села и мельницу за роспись церквей и дома. Столь щедрое вознаграждение может свидетельствовать о значительном объеме работ по росписи этих сооружений.

Основными центрами развития живописи были монастыри Нямц, Хомор, Путна.

Одним из освоположников молдавской школы живописи был известный книжник, миниатюрист и копиист монах Нямецкого монастыря Гавриил Урик. Он был автором художественного оформления переписанного им Тетраевангелия (1429 г.) с многоцветными и выразительными миниатюрами четырех евангелистов во весь лист, украшенного также титульными листами, виньетками, заставками, начальными буквами (инициалами).

Произведения Г. Урика в области миниатюристики в значительной мере способствовали развитию настенной живописи, поскольку послужили образцами и прототипами в живописи не только для миниатюристов, но и для живописцев.

Под их влиянием во второй половине XV в. были украшены фресками интерьеры церквей в Долхештах и Лужанах - самых ранних памятников настенной росписи. Сходна с ними по стилю и роспись интерьера церкви в Балинештах (1473 г.), исполненная известным молдавским зугравом XV в. Гавриилом Иеромонахом. В XVI в. живопись, сохраняя свои древние традиции, достигает широкого распространения. В Сучаве создан особый цех зугравов.

XVT-начало XVII в. - время расцвета молдавской внешней настенной живописи. Она характерна главным образом для церквей, построенных Петром Рарешом, например, церкви Святого Георгия в Хырлэу (1530 г.), Пробота (1532 г.), Хомор (1535 г.), Воронец (1547 г.) и др- Содержание росписи в основном религиозное. Помимо теологического смысла эта роспись является оригинальным способом антитурецкой пропаганды.

Внешняя роспись церквей является чисто молдавским творением, не имеющим себе подобных нигде в мире. Главная ценность ее помимо высокой художественности заключается в призыве молдавского народа к борьбе с чужеземными захватчиками: турками, татарами и др.

С конца XV в. развивается иконопись, на которую оказала сильное влияние русская школа живописи. Кроме того, что в Молдавию ввозились русские иконы, многие церкви, например церковь Трех Святителей, расписывались приглашенными русскими мастерами.

Немалую художественную ценность представляет роспись интерьера Каушанской церкви Успения середины XVIII в., в шторой заметен синтез византийских, молдавских и валашских традиций.

Значительного развития изобразительное искусство Молдавии достигло и в художественном оформлении рукописей. Наиболее ярким произведением этого жанра является Четвероевангелие Никодима, монаха монастыря Хомор, в котором исполнен самый совершенный и близкий к оригиналу портрет Стефана Великого. Искусство XVI-XVII вв. продолжает старые традиции. Попытки митрополита Молдавии искусного оформителя книг А. Кримки внести в миниатюристику новый графический декоративный стиль не нашел последователей.

Гавриилу Урику и его ученикам принадлежит изобретение оригинального каллиграфического стиля для памятников славянской письменности в Молдавии, известного под названием «молдавский извод». Для него были характерны элегантность письма, геометрический орнамент, сочетание подобранных со вкусом цветных рисунков.

К «молдавскому изводу» в XVII в. примкнул и А. Кримка. Блестяще изготовленные им титульные листы и элегантность инициалов и букв демонстрируют традиции, восходящие к творчеству Г. Урика.

Ценными произведениями молдавского средневекового искусства являются вышивки. Они уже в первой половине XV в. достигают уровня произведений большого художественного значения. Все вышивки носят в основном культовый характер. Характерным элементом для некоторых из них являются мастерски вышитые портреты во весь рост.

Самая древняя из молдавских вышивок - епитрахиль Александра Доброго и его жены Марии, отнесенная к категории «праздничных». В этой вышивке, а также и эпитафии митрополита Макария (1428 г.) и эпитафии, подаренной в 1437 г. игуменом Силуяном Нямецкому монастырю, чувствуется влияние византийско-сербских традиций.

Уникальным является погребальное покрывало Марии Мангупской - жены Стефана Великого (1477 г.), простая красота которого восходит к поэтическому миру Востока, неся в себе яркие византийско-балканские черты.



Раз пошла такая пляска, то есть, раз столь много внимания уделяется Румынии и румынскому языку , следует предложить нашей аудитории и некоторые румынские книги , которых сейчас, после того как Россия наложила санкции на Молдову стало очень много на книжном рынке. Видать к дождю… Предлагаем читателям альбом, который посвящен румынскому народному искусству . Издана книга давно, является библиографической редкостью, но, тем не менее, представляет интерес для всех, кто изучает румынско-молдавскую культуру и искусство . Парадоксальная вещь получается, румыны всеми правдами и неправдами стараются отречься от молдаван, аннулировать их существование, низвести до уровня «несуществующего народа», но, в то же время не в состоянии отрицать общность культуры и нуждаются в территориях Молдовы.

Стоило бы разобраться с тем, что стоит у истоков, Румыния или всё-таки Молдавия , чья культура древнее, и от чьей культуры пошло развитие всего народного искусства Румынии и Молдавии . Это легко проследить, если сделать небольшой анализ внутреннего содержания культуры двух народов. Всё искусство Молдавии и Румынии имеет общие корни. Отличаются они, прежде всего регионализмами. Молдавское народное искусство в целом по стилистике, колористике и настрою является, как сказал бы Альберт Швейцер «жизнеутверждающим». Оно несёт в себе радость жизни, цвета, даже при использовании чёрных оттенков, в целом создают гармоничный, радостный настрой. Народное искусство Румынии , практически любых районов, за исключением некоторых зон в Карпатах, и румынской зоне Молдовы, имеют трагические оттенки в колористике, тона, чаще всего тусклые и мрачные. Что несложно заметить даже в представленной книге. Опять же, если вернуться к Альберту Швейцеру, это искусство надо было бы назвать «жизнеотрицающим».

Теперь, если попытаться дать сравнительную характеристику искусству двух народов,- то есть Молдавии и Румынии , легко сделать выводы о том, кто от кого происходит. Жизнеотрицающее искусство это всегда упадочное явление, это явление всегда следует за другим, за тем, которое жизнь утвердило. Можно было бы сказать, что такое искусство деструктивно, но это будет правомерным только если сравнивать его с народным искусством Молдавии , которое, в свою очередь всегда было и остаётся направленным на рост, на Жизнь, на радость и веселье.

Эти явления можно наблюдать по всех жанрах искусства,- как в народном, так и в профессиональном искусстве, а также в мусических искусствах, таких как музыка и танец, и даже в театральном искусстве. Во всём мире известен такой стиль как «румынский театр». Сравнить его можно только с представлениями варварским народов,- в румынском театре представления построены на криках, грубости, топорности. В нём нет нюансов, вся игра актёров состоит и крайностей. Рассказываю это не ради критики, и не даю оценок данному явлению, просто констатирую факты.

Раз уж мы перешли к мусическим искусствам , надо сказать несколько слов о народной музыке и танцах и сравнить между собой молдавскую народную музыку с румынской . Эти моменты хорошо было бы рассмотреть на примерах, и мы несколько примеров уже показали ранее. Но в целом, надо сказать, что особенно в народной музыке и танцах прослеживается разность культур. Румыния в этих видах искусства проявляет себя как монотонная, спокойная, можно сказать стариковская, увядающая культура. Молдавская наоборот, это бойкая, боевая музыка, опять же, жизнерадостная. И тут можно было бы сказать, что румынская более древняя, потому и более монотонная, однако не вяжется это с реальностью. Многие критики пытались дать объяснение этому феномену (существование которого никто не оспаривает), но никто не смог толком объяснить его. Объяснение же простое. То, что увядает, стоит в застое не может быть живым, не может иметь древние корни. Там может быть корней вообще нету. Ибо корни, это прямой ключ к развитию, к творческому процветанию. Отсутствие корней, приводит к увяданию и засыханию.

Тем не менее, надо сказать несколько слов о том, что Россия и вообще русскоязычное население не способно получить полной картины состояния вещей относительно искусства (особенно народного) Румынии, и, тем более Молдавии, в силу железного занавеса, поставленного в области культуры между русским и румынско-молдавским народом . Этот занавес существовал и в советское время. Например в советской Молдавии невозможно было купить румынские книги (справедливости ради, надо сказать, что их невозможно купить в Молдавии и сейчас). В России, в Москве существовал магазин «Дружба» (если мне память не изменяет), в котором кое-что можно было найти. Но, хочу сказать, что по сравнению с тем, что издавалось и издаётся в самой Румынии в плане изучения народного искусства, этнографии и фольклора, то, что видит русскоязычная аудитория, это ровным счётом ничего. В Румынии изданы десятки тысяч изданий по фольклору и народному искусству . Даже в самой Румынии они являются библиографической редкостью, а до России и вовсе не доходят. Румыны создали, хоть и в жуткой по качеству полиграфии, ещё во времена Чаушеску, огромную библиотеку книг по народному искусству . Практически каждое село Румынии имеет свой, пусть и небольшой, но альбом, в котором отражены (хоть и кратко), все моменты связанные с культурой данного села,- это и архитектура, и орнаментика, костюмы и декоративно-прикладное искусство. Существуют огромные фонотеки образцов музыкального творчества румынского народа.

Нельзя сказать, что в Молдавии подобных коллекций не существуют. Существуют. Но они тщательно спрятаны (если не уничтожены), в секретных архивах Молдавской Академии наук и не только. Это то, что я достоверно знаю, видел своими глазами полки, загруженные до верха 10-метровой высоты потолка, фольклорными материалами, собранными студентами, учёными и просто энтузиастами. Само собой, что доступ к этим фондам закрыт. Он был закрыт в советское время, сейчас и подавну (повторяю, если не уничтожен), недоступен для изучения. Никаких книг в Молдавии не публикуется . Почему такое происходит? Кому-то, видимо, выгодно держать народ и всю прогрессивную общественность в неведении, создавать молдаванам имидж отсталого народа . Но, даже простой, поверхностный сравнительный анализ искусства Молдавии и Румынии , который мы сделали, показывает, что превосходство всё-таки на стороне Молдовы, а не Румынии. Не исключено, что однажды кто-то доберётся до запрещённых архивов и вынесет на поверхность спрятанные архивы.

Что надо сказать, ради справедливости, так это то, что Румыния сильно преуспела в области эстрадной музыки. Особенно в годы правления Чаушеску . Перегнать и обогнать Молдавию по качеству они не смогли, а вот по количеству музыки точно обогнали. На эстраде Румынии звучали песни на любую тему. Разнообразие эстрадной музыки было просто ошеломляющим, и качество, надо сказать, для эстрады тех времён тоже было на высоком уровне. Переплюнуть румын на эстраде могли только итальянцы, да и то не всегда. Но, мы отвлеклись от основной темы нашей статьи,- от книги.

Как говорит нам аннотация к книге ««, в ней рассматриваются такие разделы как: Жилые дома и церкви, уделено внимание мебели и домашней утвари; не обойдён вниманием и национальный костюм, а также украшения, показаны вышивки и ткани; рассмотрена керамика; и ещё одно уникальное явление, такое как живопись на стекле, гравюра на дереве, а также писанки.

– это всесторонне развитая страна, наполненная множеством важных исторических событий, которые связаны с ее культурой. Культура Молдавии становилась под влиянием Румынии. Также многое было перенято от древнерусского и турецкого населения.

Религия Молдавии

Исповедуемая Религия Молдавии не имеет единого направления, и ведущим является христианство, которое исповедует 90 % жителей. Христианство исповедуется сразу во всех трех направлениях: православии, католицизме и протестантстве. Кроме того в Молдавии присутствуют приверженцы иудаизма, ислама и индуизма. По данным переписи 33 000 жителей причислили себя к атеистам.


Экономика Молдавии

Национальная валюта Молдавии – Молдавский лей. Экономика Молдавии развивается в основном за счет развития сельского хозяйства, сферы услуг и промышленности. Кроме того Молдавия удачно занимается экспортом продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков, машин, оборудования и одежды.


Наука Молдавии

Молдавия является страной, которая проводит множество научных исследований. Развиваясь, спровоцировала строительство ведущего центра фундаментальных исследований. В учреждении занимаются исследованиями общественных и естественных наук.


Искусство Молдавии

Культура в стране формировалась из множества факторов. Выдающимся направлением искусства Молдавии является изобразительное искусство. Развивалось оно под влиянием Византии и с тех пор осталось множество фресок, миниатюр и икон. Самый ценный памятник архитектуры и живописи находится на территории города Кушэнь. Там находится церковь Рождества Богородицы, которая была расписана Войкулом, Раду и Станчулом. Именно эти достопримечательности и многие другие побуждают путешественников более внимательнее окунуться в туризм Молдавии , ведь понимая культуру, можно понять и народ.


Кухня Молдавии

Характерной чертой Молдавской кухни является обилие овощей, фруктов и мяса. Кухня Молдавии сложилась за счет влияния множества стран. Ведущими блюдами страны являются Сармале, Плацинда с творогом и Муждей. Сармале напоминает по своему виду и методики приготовления долму и голубцы. Плацинда представляет собой национальный пирог, больше напоминающий круглую или квадратную плоскую лепешку. Муждей представляет собой чесночный соус на овощном или мясном бульоне.


Обычаи и традиции Молдавии

Молдавия страна, чей народ чтит свои традиции и их очень большое количество. Они передаются потомкам и хранятся каждым поколениям. Обычаи и традиции Молдавии связаны с гостеприимством. Молдаване празднуют такие же праздники, как и славянские народы. В том числе и Новый Год, но с добавлением своей изюминки. Первый день праздника сопровождается посыпанием дома зерном. На рождество колядуют, а после Пасхи через неделю все родственники навещают могилы близких и родных людей.


Спорт Молдавии

Молдавия ведет активную спортивную жизнь, главным доказательством того является участие страны в олимпийских играх. Спорт Молдавии составляют плавание, конный и велосипедный спорт, гребля, плавание, бокс, стрельба и лука, биатлон и футбол.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Молдавская Советская Социалистическая Республика , Молдавия. Расположена на юго-западе СССР . На территории Молдавии найдены произведения искусства позднего палеолита (роговой "жезл" с рельефной фигурой, Институт археологии АН СССР, Москва) и неолита (орнаментированная керамика). К трипольской культуре (3-е - начало 2-го тысячелетия до н. э.) относятся сосуды со сложным живописным декором, фигурки людей и животных. В поселениях 2-1-го тысячелетия до н. э. найдены памятники культуры фракийцев (с IX в. до н. э.), металлические украшения и оружие, глиняные и бронзовые фигурки. В первой половине 1-го тысячелетия н. э. высоким художественным уровнем отличаются керамические сосуды, золотые, серебряные и бронзовые фибулы, серьги, браслеты и пряжки. К культуре древних славян относятся глиняные фигурки божеств и животных, керамика, ювелирные изделия.

Архитектура . Города (с X-XI вв.) имели деревоземляные и каменно-земляные укрепления. С середины XV в. города с крепостью и посадом быстро разрастаются, обносятся каменными стенами. В Сороках и Бендерах в XVI в. строились крепости с мощными башнями и арочными въездами. К XVI в. сложился местный тип однонефного бескупольного храма с притвором и апсидой (церковь Успения в Каушанах, середина XVI в.), а в XVIII в. - так называемая молдавская система перекрытий: 2 яруса арок, поддерживающих барабан (церковь монастыря Рудь, 1774). Снаружи храмы украшались плоскими нишами и арочными поясами. Деревянные церкви XVIII в. обычно имели прямоугольный или восьмигранный, крытый шатром сруб. Гражданские здания XIV-XV вв. чаще всего были деревянными или землебитными, позже каменными (остатки замка XIV-XV вв. в Старой Орхее). В конце XVIII в. сложился тип городского и сельского дома, в котором частично использовались формы русского классицизма . Во время турецкого владычества (XV-XVIII вв.) были разрушены многие архитектурные памятники Молдавии. От XVI-XVII вв. сохранились пещерные монастыри (в Сахарне, Жабке) и храмы (близ села Бутучены).

После присоединения Бессарабии к России (1812) быстро развиваются города, при участии профессиональных архитекторов строятся здания и ансамбли в стиле классицизма (собор в Кишинёве , 1830-35, архитектор А. И. Мельников; колонна в память битвы при Кагуле, 1845, архитектор Ф. К. Боффо; монастырь Цыганешты, 1846). В конце XIX - начале XX вв. в городах преобладала одноэтажная застройка, главным образом особняки, окружённые садами. В облике городов выделялись парадные обществ, здания и церкви из камня и кирпича (Греческая церковь в Кишинёве, 1895, архитектор А. И. Бернардацци). В сельских усадьбах разбивались парки (Цаульский близ Тырнова, 1902-15), строились церкви (в селе Верхние Кугурешты, ныне Флорештского района, 1912-16, архитектор А. В. Щусев).

В архитектуре оккупированной Румынией Бессарабии в 1920-30-х гг. преобладали постройки в стиле "модерн ". Во время фашистской оккупации (1941-44) города Молдавии были сильно разрушены; при восстановлении менялась их структура, прокладывались новые магистрали, сооружались социально-культурные учреждения и промышленные предприятия, многоэтажные жилые здания, в строительстве широко применялись местные светлые известняки, керамика и резьба по камню. В 60-х гг. в новых микрорайонах молдавских городов строятся типовые дома из местного известняка и железобетонных панелей. В 70-80-х гг. застройка новых микрорайонов сочетается с реконструкцией исторически сложившихся городских центров. В сёлах сооружаются комплексы общественных и производственных зданий (центральная усадьба совхоза-завода "Романешты", в том числе административный центр, 70-е гг., архитекторы Б. Д. Шпак и др.), школы, клубы, больницы, стадионы, дома отдыха. Сохраняются традиционные формы сельского дома (деревянный или каменный дом с крыльцом или галереей , богато украшенный резьбой и росписью) и строятся дома нового типа с большими окнами и верандами, иногда двухэтажные. В архитектуре жилых и общественных зданий 70-80-х гг. используются новые строительные материалы, цветовые эффекты, разнообразные ритмические акценты, живописней стали композиции новых микрорайонов, общественных и производственных комплексов (жилые дома в микрорайоне No 7 по проспекту Мира и ул. Бельского, 1978, архитектор М. Ф. Думих и др.; дворец "Октомбрие", 1974, архитектор С. Д. Фридлин; административное здание ЦК КП Молдавии, 1976, архитектор А. Н. Черданцев; гостиница "Интурист", 1978, архитекторы А. А. Горбунцов, В. И. Шалагинов; все - в Кишинёве). В 60-70-х гг. сооружён ряд мемориальных комплексов, посвященных героям Великой Отечественной войны 1941-45 (памятник в честь освобождения Молдавии от фашистских захватчиков, 1969, скульпторы Л. И. Дубиновский, Н. М. Эпельбаум, архитекторы А. В. Колотовкин, Ф. П. Наумов, И. С. Гриценко, А. А. Минаев; мемориальный комплекс в честь советских воинов, погибших при освобождении Молдавии, 1975, скульпторы А. Ф. Майко и И. И. Понятовский, архитектор Минаев; оба - в Кишинёве). В 1945 основан СА Молдавской ССР.

В XII-XIV вв. изобразительное и декоративно-прикладное искус- ство Молдавии испытало влияние ремёсел Византии и мусульманского Востока, отчасти древнерусской художественной культуры. Для книжной миниатюры XV-XVI вв. характерны орнаментированные заставки и гармоничные цветовые сочетания. К XVII в. миниатюры становятся более экспрессивными, цветочный узор заставок упрощается, часто напоминая вышивку. В росписях XVIII в. сочетаются элементы народного творчества с поздне- византийскими и балканскими традициями (росписи в церкви Успения в Каушанах с портретными изображениями ктиторов). В иконах конца XVIII - начала XIX вв. объёмная лепка лица сочетается с плоскостностью одежд и фона. Шитьё XIV-XVII вв. отличается обилием серебра и золота. В коврах XVIII-XIX вв. преобладают контрастные сочетания поля и каймы, геометризованные мотивы вазонов, цветов, листьев и побегов. В XIX в. с развитием светских жанров изобразительного искусства, прежде всего портрета (И. Краус), укрепились творческие связи молдавских художников с украинским и русским искусством. В конце XIX - начале XX вв. под влиянием передвижников молдавские художники создавали реалистические пейзажи , жанровые картины , психологические портреты (В. Ф. Окушко, Е. М. Мапешевская).

В искусстве Молдавской АССР (1924-40) нашёл отражение трудовой энтузиазм творцов нового общества (картины А. Ф. Фойницкого на темы строительства нового Тирасполя, плакаты и книжная графика Е. Н. Мереги). В искусстве оккупированной Бессарабии сильными были модернистские тенденции, однако в творчестве ведущих художников развивались принципы реализма (монументальная и жанровая скульптура А. М. Пламадялы; в живописи - сцены крестьянской жизни, выполненные М. Е. Гамбурдом, портреты и натюрморты А. И. Бальера; в графике - офорты Ш. Г. Когана). Во время Великой Отечественной войны 1941-45 патриотические произведения создавали Л. И. Дубиновский, Гамбурд, Б. Ю. Несведов. После 1945 молдавские художники обращаются к теме социалистических преобразований в республике, её историческому прошлому, в портрете раскрывают духовный облик советского человека. В 50-80-х гг. в скульптуре интересные монументальные, символико-аллегорические и жанровые композиции создали Дубиновский, Ю. А. Канашин, И. Д. Китман, Б. П. Марченко, Н. М. Эпельбаум, поэтические образы советских женщин - К. С. Кобизева. В живописи выделяются тематические полотна Н. И. Бахчевана, И. Д. Виеру, М. Г. Греку, И. Д. Жуматия, В. Д. Зазерской, С. К. Кучука, В. А. Обуха, В. Г. Руссу-Чобану, Д. К. Севастьянова, И. Ф. Степанова, сочетающие широкие образные обобщения и творческое переосмысление народных декоративных традиций; портреты, исполненные А. М. Зевиной, К. Д. Китайкой , О. Д. Орловой, Г. В. Саинчуком, пейзажи А. А. Васильева, М. П. Петрика, Э. Д. Романеску; в графике - станковые работы и иллюстрации И. Т. Богдеско, Г. Н. Врабие, Л. П. Григорашенко, В. А. Иванова, Э. И. Килдеску, В. Г. Коваля, В. В. Кожакару, А. А. Колыбняка, В. А. Корякина, И. Г. Кырму; политическая и сатирическая графика А. А. Грабко, Б. Н. Широкорада. Молдавские художники принимают участие в оформлении дворцов культуры, сельских клубов, административных и общественных зданий (роспись Богдеско и Л. Г. Беляева во Дворце культуры в селе Кицканы, 1969; мозаика В. А. Обуха на автовокзале г. Бельцы, 1976). В области театрально-декорационного искусства работали А. Е. Шубин и К. И. Лодзейский, интересные декорации создают С. Я. Булгаков, В. А. Коврига, А. И. Матер. В декоративно- прикладном искусстве развиваются ковроткачество, в котором молдавские художники продолжают традиции народного искусства, керамика, резьба по дереву, ювелирное искусство (С. С. Чоколов, Ф. М. Нутович, Н. И. Коцофан, Э. Л. Греку, В. К. Полякова, В. Е. Нечаева, Н. Н. Сажина, Л. И. Янцен, М. М. Рэчилэ, Л. И. Одайник, Е. 3. Ротару, С. Б. Врынчану). В 1945 основан СХ Молдавской ССР (устав утверждён в 1948).

Народное искусство Молдавии традиционно славится резьбой по камню, резьбой по дереву, ковроделием (безворсовые ковры с контрастной каймой, цветным или чёрным фоном, геометрическим или растительным узором), вышивкой, керамическим производством (изготовление сосудов, часто с росписью, а также чёрная неглазурованная керамика с блестящим узором).

Лит.: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, т. 3, 7, 12 (кн. 1), Л.-М., 1966-75; ИИН СССР, т. 3-9 (кн. 1), М., 1974-82; А. Захаров, Народная архитектура Молдавии. Каменная архитектура центральных районов, М., 1960; К. Д. Роднин, И. И. Понятовский, Памятники молдавской архитектуры XIV-XIX вв., Кишинев, 1960; Изобразительное искусство Молдавской ССР, [М., 1972]; [М. Я. Лившиц], Искусство Молдавской ССР. [Альбом, Л., 1972] (на молд., рус., англ. яз.); его же, Декоративно-прикладное искусство Молдавии, Кишинев, 1980; А. В. Колотовкин, И. С. Эльтман, Г. А. Педаш, Архитектура Советской Молдавии, М., 1973; [Д. Д. Гольцов], Художники Советской Молдавии, М., 1978; Искусство Молдавии. 1924-1974. [Библиографический указатель], Кишинев, 1975.

Орнамент ковра отражает вкус создателя, его понима­ние сущности природных явлений, представление о красо­те окружающего мира.

Народ дал самые разные названия ковровым орнамен­там: короница кодрулуй (венок кодр), букету л (букет), георгинэ (георгина), кэприоара (косуля), жеменеле (близне­цы), жуний (юноши), кукошеий (петушки) и др.

Мотивы ковровых орнаментов не представляют собой некие застывшие формы, они изменяются и развиваются в тесной связи с материальной и духовной жизнью народа. Процесс создания художественных форм длителен и органически целостен. Новое не может полностью вытес­нить многовековые традиции. Создавая новые формы, народное искусство всегда сохраняет старые.

Богатые традиции ковроделия с интересом изучают, заботливо хранят и с успехом продолжают современные мастера Объединения народных художественных промыс­лов, в которое входят ковровые фабрики Кишинева, Комрата, Оргеева, Чадыр-Лунги и другие.

Вышивка и кружева.

Вышивка - один из видов украшения тканей - у молдаван имеет повсеместное распространение и богатые традиции. Веками создавал народ прекрасное искусство вышивки.

В прошлом в Молдавии не было ни одного села, и котором бы женщины с большим мастерством и художественным вкусом не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки и дру­гие бытовые и обрядовые изделия.

Особенно старательно украшали вышивкой одежду (чаще всего праздничную). Прекрасные орнаменты, широ­кая цветовая гамма, высокое мастерство исполнения ха­рактеризуют вышивку молдавской национальной одежды.

О молдавской национальной вышивке можно судить в основном по образцам конца XVIII - начала XX века.

Богатые коллекции народной одежды конца XVIII, XIX и начала XX века хранятся в музеях республики. Настоящим сокровищем этой коллекции являются выши­тые женские блузки. Орнаменты вышивки на женских блузках располагали обычно на рукавах, груди, иногда - на спине и по нижнему краю.

Расположение орнаментальных композиций на народ­ной одежде не является произвольным, а неразрывно связано с покроем одежды и пропорциями человеческой фигуры. Большую роль тут играет и традиция. Природное художественное чутье помогало мастерицам подчеркнуть вышивкой конструктивные особенности вещи.

Вышивка, расположенная в верхней части рукава блузки-алтица-всегда содержит определенный мотив, который обычно на этой блузке больше не повторяется. Алтица - плотная, почти ковровая вышивка, лежит квад­ратом поперек плеча. От алтицы вниз по рукаву полоса­ми расходятся узоры. Геометрический или растительный орнамент, расходящийся полосками от алтицы, в народе называют речки, цветы, звездочки.

Обычно орнамент вышивок состоит из прямых, волно­образных, ломаных линий и геометрических фигур, кото­рые образуют рисунок зигзагообразной, ромбовидной, звездообразной или крестовидной формы. Каждый орна­мент, созданный той или иной вышивальщицей, отличает­ся неповторимым сочетанием форм и цветов. Создавая композиции орнаментов, мастерицы изображали природу, фигурки животных, людей...

С древних времен пришли в молдавскую вышивку изображения петуха, курицы, змеи, которые были симво­лами семейного счастья и благополучия. Изображение коня встречается в декоративном искусстве многих наро­дов, и у молдаван оно имеет довольно широкое распро­странение. Часто в орнаментах вышивок женские фигуры, символизирующие плодородие, чередуются с изображени­ями цветов, деревьев, фруктов, птиц и др.

Орнаментальные мотивы молдавской вышивки носят разные названия: рыурь (реки), лучеферь (звезды), клопо-цей (колокольчики), пуй (цыплята), флутурашь (бабочки), фурникуце (муравьи), лэбуце (лапочки), коарнеле бербеку-луй (бараньи рога), каля чобанулуй (дорожка чабана) и др. Народные названия позволяют раскрыть замысел вышивальщиц разных времен, а также установить традиционные черты вышивки. К настоящему времени большая часть названий орнаментальных мотивов не сохранилась. Из-за сильной стилизации порой трудно узнать даже знаки солнца, древа жизни, коня, птиц. Может быть, поэтому нередко случается, что один и тот же орнамент даже в одном селе называется по-разному.

В XIX веке вышивали шерстяными нитями, крашенными естественными красителями, а в конце XIX - начале XX века - яркими шелковыми нитями и мулине, что несколько снизило художественный уровень традиционной молдавской вышивки.

Известно множество способов вышивания: по счету нитей, точка, цепочка, косичка, лестница, крестики, с бусинками или с блестками, мережка... Техника вышивки определила во многом геометрический характер орнамен­та.

В конце XIX - начале XX века и в орнаменты вышивок проникают мотивы, заимствованные из фабричной печат­ной продукции, отмечается тенденция к натуралистическо­му изображению мотивов. В это время преобладает и более простая техника вышивок, шерстяные нитки заме­няют шелковыми.

Орнамент молдавской вышивки отличается небольшим количеством цветов. Довольно редко встречаются орна­менты, вышитые нитями пяти-шести цветов. Очень краси­во сочетание ярких цветов (красный, золотистый, синий) с черным. В этнографической коллекции Государственного Историко-краеведческого музея МССР хранятся женские блузки, вышитые нитями только одного цвета - красными, черными или синими.

В последнее десятилетие сфера распространения вышив­ки несколько сузилась. Тем не менее и в наши дни многие с большим мастерством вышивают женские блузки и мужские рубахи.

Наряду с вышивками большой интерес представляют и кружева, которыми украшали одежду, полотенца, скатер­ти, покрывала, наволочки. Иногда женщины вязали из белых хлопчатобумажных ниток скатерти, занавеси, сал­фетки и др.

Узоры кружев обычно изображают растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы, геометрический характер которых продиктован во многом техникой испол­нения. Не забыты и геометрические мотивы, которые образуют прекрасные орнаментальные композиции.

Разнообразны названия орнаментов кружев: букеций (букеты), нучий (орехи), флоаря-арцарулуй (цветок кле­на), лилиякул (сирень), поама (виноград), пэунул ши пэуница (павлины), кукошеий (петушки), кэлуций (лошад­ки), пептенеле (гребень), скэунашеле (стульчики) и др.

Коллекции вышивок и кружев, хранящиеся в музеях республики, являются настоящим сокровищем культуры молдавского народа.

Керамика.

Молдавское народное гончарное искусство - одно из наиболее древних. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок на территории Молдавии керамические сосуды, фигурки людей и животных, отно­сящиеся к трипольской культуре (4-3 тысячелетия до н. э.)

В историко-краеведческих музеях республики можно увидеть бытовые и декоративные керамические изделия XIV-XVI, а также последующих веков.

Большинство керамических изделий изготовляли на гончарном круге, украшали орнаментом, покрывали гла­зурью и обжигали в специальных печах. Посуда, предназ­наченная для домашнего обихода, как правило, вовсе не покрывалась глазурью или покрывалась лишь частично.

Старинные керамические изделия удивляют мастер­ством исполнения, изящной простотой форм, скромным украшением. Орнамент, состоящий чаще всего из самых простых линий, точек, кругов, мастера располагали так, чтобы наилучшим образом подчеркнуть форму керамиче­ского изделия.

Высоким мастерством исполнения отличаются керами­ческие изделия и начала XIX века. Миски, тарелки, кувшины украшали обычно геометрическим и раститель­ным орнаментом. Очень редко встречаются зооморфный и антропоморфный орнаменты.

С любовью гончары украшали кувшины лепными цветами, фруктами, птицами, фигурками людей.

На кувшинах типа бурлуй орнамент более сложный. Центральный узор на плечиках составляют различные сочетания элементов геометрического, растительного и зооморфного характера. Часто встречаются стилизован­ные птицы, а также древо жизни. На молдавской керами­ке очень часто знак солнца изображали в виде спиралей, розеток, кругов.

Большой интерес вызывают глиняные игрушки конца XIX - начала XX века: свистки, копилки в виде фигурок лошадей, всадников, петушков, реже собачек, лисиц. Самыми распространенными игрушками были фигурки коня и всадника. Обычно игрушки украшали геометриче­ским орнаментом и покрывали глазурью. Краски чаще всего яркие.

Современная молдавская керамика впитала многие традиционные национальные черты. Сохранились не толь­ко форма некоторых изделий, цветовая гамма, орнамент, но и техника их изготовления.

В настоящее время в Молдавии существуют несколько центров, где еще живет древний промысел - гончарное дело. Это села Годжинешты Каларашского района, Юрче-ны Ниспоренского района, Чинишеуцы Резинского рай­она, Цыганешты Страшенского района. Причем характер орнаментов, цветовая гамма и выделка гончарных изделий в каждом селе отличаются неповторимым своеобразием.

В Чинишеуцах и Годжинештах керамические изделия изготовляют из красной и черной глины, а в Цыганештах и Юрченах - в основном из красной.

Орнамент на черной керамике обычно очень скромен и как бы образует гирлянду на плечиках сосудов из блестя­щих лощеных волнообразных линий, кругов или полукру­гов. Цвет не используется.

Цветовая гамма изделий из красной керамики состоит из зеленого, коричневого, желтого и реже - голубого цветов. Молдавской керамике вообще присуща полихро­мия орнамента.