Палаццо Барберини – один из двух филиалов Национальной Римской галереи, расположенный на востоке итальянской столицы, на виа делле Куатро Фонтане.

Априори прекрасное дворцовое сооружение возводилось для семьи папы Урбана Восьмого . Для строительства выбрали участок земли, на котором прежде располагался виноградник клана Сфорца и небольшой палаццетто, а еще раньше храм Флоры и ряд других античных построек.

Планировалось удивить всех и вся роскошью палаццо Барберини – затея удалась.

За время строительства сменилось три архитектора : Мадерно, Борромини и, наконец, Бернини, которому помогал да Кортона. Работы продвигались семимильными шагами, благодаря финансовым вливаниям от Урбана Восьмого, повысившего налоги горожанам. Те так и прозвали поборы – «папа-пошлина». Зато вскоре свет увидело огромное здание вкупе с боковыми крыльями, вторившее силуэту Квиринальского холма, подле которого разбили вместительный парк.

По чертежам Борромини сделаны окна, фасад с обратной стороны строения и винтовая лестница. Бернини проектировал огромную лестницу левого крыла в виде четырехугольного колодца. Он же оформлял главный фасад дворца, смотрящий окнами на виа делле Кватро Фонтане. Сегодня здесь находится главный вход в палаццо, а также красивая ограда 19-ого столетия, созданная Адзурри и включающая 8 столбов, декорированных атлантами.

На улице, зовущейся сегодня Сан-Никола да Толентино, построили конюшни. А со стороны нынешней виа Бернини появились театр и Манежный двор, откуда брал начало подземный дворцовый ход, ведущий в сад. Эти сооружения, находившиеся по левую сторону современной пьяцца Барберина, сегодня канули в лета - их уничтожили, прокладывая виа Барберини.

В монаршем доме собирались представители богемы 17-ого века : поэты (Чамполи, Кьябрера, Браччолини), историки, ученые. Среди них находился и Лоренцо Бернини, который ко всему прочему оказался талантливым театральным художником. В 1634-ом году в здании дворца организовали театр. Также народ любил веселиться на карнавалах, свадебных церемониях… Например, бракосочетание Маффео Барберини и Олимпии Джустиниани происходило как раз в стенах дворца.

С одной стороны, Барберини проявляли себя щедрыми меценатами , а с другой – не без выгоды для своего имени. Это прослеживается в декоре. Взять, к примеру, фреску «Триумф Божественного Провидения»! В глаза бросаются геральдика Барберини, папская тиара, ключи Урбана Восьмого. Или плафон «Триумф Божественной Мудрости» руки Сакки, на котором помимо Барберини увековечена теория гелиоцентризма.

Правое крыло не менее шикарно. Внимания заслуживает зал Мраморов или Статуй, в котором представлены великолепные скульптуры из коллекции Барберини! К сожалению, от коллекции до наших дней дошли немногие шедевры, одним из них является «Велата» Коррадини. Эту залу использовали для банкетов, а после организовали театральную комнату, вмещавшую до двух сотен человек (ту самую, в которой и проходили спектакли).

В период с 1627 по 1683 годы в палаццо действовала гобеленная мастерская , поставляющая фламандские ткани, коими декорировали барочные салоны – ткани эти являли собой художественный идеал.

Верхний этаж палаццо занимала библиотека кардинала Франческо (фонд ее достигал 60 тысяч томов и десятка тысяч рукописных материалов). Даже эта библиотека сама по себе является одним из самых потрясающих культурных памятников 17-ого столетия. Ее и мебель руки Барберини продали Ватикану в 1900-ом году, освободившиеся помещения отдали Итальянскому институту нумизматики.

Когда у Барберини начались финансовые проблемы , им пришлось расстаться с резиденцией. Сначала компания Финмаре забирает старое дворцовое крыло, а после перестраивает от и до. Затем государство выкупает весь ансамбль целиком.

После того, как обедневшее семейство продает коллекции предметов искусств, левое крыло палаццо занимает Национальная галерея старинного искусства . Нужно отдать ей честь – интерьеры остались нетронутыми. Правую часть здания заняли военные, а именно – Офицерское собрание . Парковую часть вблизи виа Венти Сеттамбре зонально поделили и продали под застройку министерскими зданиями. Аристократический антураж на этой земле стерся навеки.

Откуда же взялись фонды галереи? В результате синтеза частных коллекций. Костяк сформирован предметами кардинала Корсини (это его палаццо является вторым филиалом Галере), в собственности которого было почти 6 сотен картин, которые спустя 1,5 века были переданы государству. Затем к собранию добавились собрания герцога Торлониа и полотна Галереи дель Монте ди Пьета. Внушительное собрание предметов искусства, хранящееся в обоих дворцах, нуждалось в слиянии. Так появилась Национальная галерея античного искусства . Сегодня эта галерея есть часть Национальной Римской галереи.

И если во дворце Корсини представлены поздние работы живописцев, то в Барберини можно увидеть картины не старше 17-ого столетия.

В средние века эта земля, с простиравшимися здесь виноградниками, принадлежала семейству Сфорца, которая в 1549 году распорядилась построить небольшую виллу. В дальнейшем, наследные земли переходили из рук в руки, пока в 1625 году из-за финансовых трудностей кардиналу Алессандро Сфорца не пришлось продать земли семейству Барберини. Могущественная и знатная семья Барберини, тосканского происхождения, решила построить престижную и роскошную резиденцию в качестве представительства своего семейства в Риме, после того, как в 1623 году кардинал Маффео Барберини взошел на папский престол под именем папа Урбан VIII-й. Племянник папы, кардинал Франческо Барберини, ответственный за работы, сделал всё, чтобы дворец был завершен в срок. Не последнюю роль сыграло в этом финансирование строительства его дядей, папой Урбаном VIII-м, который без зазрения совести повысил налоги с подданных, дабы изыскать требуемые средства, за что народ прозвал его «папой-пошлиной».

Строительство дворца Барберини началось в 1627 году под руководством архитектора Карло Мадерно, который задумал перестроить уже существующую виллу Сфорца в традиционное четырехугольное здание в стиле ренессанс, по подобию дворца Фарнезе. В помощники Модерно взял молодого Франческо Борромини, своего внука. В 1629 году, после смерти Карло Мадерно, дальнейшие работы были поручены молодому вундеркинду Лоренцо Бернини, который в то время был больше известен как скульптор. Он немного изменил проект, на менее строгий, который сочетал в себе и дворец и загородную виллу. В результате содружества замыслов двух великих архитекторов возник роскошный дворец с двумя выступающими боковыми выступами и с восхитительной парковой территорией.

Винтовая лестница была создана по проекту Барромини.

Большая лестница левого крыла создана по проекту Бернини.


Внутреннее убранство построенного дворца впечатляло не меньше. Левое крыло здания украшено великолепными фресками Пьетро да Кортона, который был привлечён к работе над дворцом и как художник, и как архитектор. В течении семи лет, между 1633 и 1639 гг. он расписывал часовню дворца и галереи первого этажа. Лучшее его произведение "Триумф Божественного провидения" прославляет деятельность папы Урбана VIII-го.

Еще один зал украшен величественной фреской Андреа Сакки «Триумф Божественной Мудрости», также написанной в честь папы.

Правое крыло дворца было декорировано не менее роскошно, его украсили многочисленными античными статуями и произведениями древнеримского искусства, принадлежавших семье Барберини.

На верхнем этаже дворца разместилась библиотека, насчитывавшая 60 тысяч томов и 10 тысяч рукописей, собранная коллекционером и высокоразвитым интеллектуалом Франческо Барберини.

Рядом с дворцом был разбит шикарный парк украшенный фигурными живыми изгородями, цветочными клумбами и засаженный различными видами деревьев. В парке разводили оленей, страусов, верблюдов и других экзотических животных. Среди многочисленных интересных архитектурных объектов сада был мост в виде руины, соединявший Тронный зал с Тайным садом, скрытым от глаз посторонних, созданный по проекту Л. Бернини.

Проход, ведущий из сада в дворец.

По проекту Пьетро да Кортона, на территории парка были сооружены конюшни, а со стороны современной улицы виа Бернини возведен театр с Манежным двором.

Дворец стал идеальным местом для новой роли процветающего семейства Барберини. Таддео, сын Карло Барберини, по настоянию своего дяди в 1624 году женился на Анне Колонна, которая принадлежала к одной из самых древних римских семей, и которая добавила семейству существенное приданое, в том числе княжество Палестрина в 1629 году. После этого Таддео был объявлен прямым наследником многочисленного имущества. Кажущемуся благополучию, кажется не видно конца, однако... Будучи избранным префектом Рима на состоявшимся в 1644 году тайном совете кардиналов, Таддео с братьями заключил выгодную сделку для обеспечения дальнейшего благополучия своего семейства. Но в 1645 году, после смерти Урбана VIII-го Барберини, пришедший к власти папа Иннокентий X-й Памфилий отказался признать сделку. В ходе начавшегося расследования по факту финансовых злоупотреблений, дворец был конфискован в папскую казну. Таддео Барберини и его братья были вынуждены бежать в Париж в 1646 году, где они были приняты кардиналом Джулио Мазарини. Жена Таддео, Анна Колонна, обратился к папе римскому Иннокентию X-му, призывая его позволить сохранить семейную собственность. Папа согласился, но Таддео Барберини до конца своих дней оставался в изгнании и умер в 1647 году так и не увидев Рим снова. Имущество семье Бернини было возвращено в 1653 году. Фактически, семейство Барберини пострадало из-за своего возрастающего могущества и честолюбивых планов, которые рухнули после смерти папы Урбана VII-го.

Окончательное примирение с папой Иннокентием X-м наступило после того, как сын Таддео Барберини - Маттео женился на внучатой ​​племяннице папы - Олимпии Джустиниани. Второй сын Таддео - Карло, этим же папой был возведен в кардиналы.

На фотографии: фасад дворца с папским гербом и геральдикой рода Барберини - тремя пчёлами.

Изображение пчёл можно увидеть по всему дворцу .

После смерти папы Иннокентия X-го в начале 1655 года Барберини снова взошли на политическую сцену. Одним из значимых событий тех лет для дворца и его владельцев стал грандиозный костюмированный карнавал, организованный по случаю прибытия в Рим королевы Швеции Кристины. Для просмотра этого красочного представления на тыльной стороне дворца была сооружена специальная трибуна стоимостью в семь тысяч эскудо. При этом пришлось снести несколько соседних зданий, чтобы освободить место под строительства. Трибуна предназначалась для представителей папского двора и знати. Зрелище представляло собой череду сцен из мифологических аллегорий, в которой персонажи были одеты в яркие и красочные костюмы в сопровождении лошадей и замысловатых колесниц.

А с 1627 и по 1683 год, по инициативе кардинала Франческо Барберини, во дворце работала мастерская по производству гобеленов под руководством художника из Фландрии Якопо делла Ривьера.

Дворец продолжал процветать в XVIII-м веке и этому поспособствовал брак Корнелии Констанцы Барберинис Джулио Чезаре Колонна в 1728 году, который укрепил статус и мощь семьи. В это период часть комнат приобрела новый роскошный интерьер.

На фотографии: многочисленные скульптуры, украшающие лестницу дворца.

В дальнейшем судьба не всегда была благосклонна к дворцу. Неоднократно семейству приходилось распродавать семейные ценности на содержание слишком роскошной резиденции.

Единственным значительным новшеством в дворцовом ансамбле стали ограда и ворота установленные в 1865 году вдоль улицы Четырех фонтанов. Эффектные скульптуры атлантов и консоли фонарей в виде драконов были созданы скульптором А. Тадолини по проекту архитектора Аззурри представленном еще в 1848 году.

Следует упомянуть также работы по благоустройству сада, в ходе которых по проекту Джованни Маццони, с 1867 года служившего садовником Барберини, были созданы оранжерея и рыбный садок.

В тот же период Франческо Аззурри спроектировал фонтан, украшенный скульптурами масок и пчёлами - гербовой символикой Барберини. И это было последнее, что смогло позволить себе семейство Барберини.

В 1900 году библиотека кардинала Франческо вместе с мебелью, созданной по рисункам Бернини, были проданы Ватикану, а этаж, где размещалась библиотека, занял Итальянский институт нумизматики. Была разделена на участки и распродана та часть парка, которая протянулась в сторону виа XX-го Сентября. Когда-то там располагалась площадка для игры в браччале. Впоследствии на этом участке парка поднялись министерские здания, и загородный колорит этого некогда аристократического квартала с его замечательными виллами исчез навсегда. А при прокладке улицы Барберини были снесены конюшня и театр дворца.

Тяжелое материальное положение наследников рода привело к тому, что в 1930-е годы часть старого крыла дворца было продана судоходной компании Финмаре, часть комнат по договору долгосрочной аренды сдаётся под офицерский клуб вооружённых сил Италии.

Окончательно отказаться от дворца наследников Барберини вынудил постигший их финансовый кризис. В 1949 году государство выкупило весь комплекс за 600 миллионов лир. Спустя три года Мария Барберини, продолжавшая занимать часть дворцовых комнат вплоть до своей смерти, распродаёт все принадлежавшие ей картины и другие произведения искусства, часть из которых скупается американскими нуворишами.

Часть правого крыла продолжало оставаться в подчинении офицерского клуба, в левом крыле дворца государство расположило Национальную галерею старинного искусства, сохранившую великолепные интерьеры. Непревзойденными шедеврами этого собрания нынче являются полотна Филиппо Липпи, Перуджино, Бронзино, Тинторетто, Гвидо Рени, Гверчино. Среди шедевром, такие картины, как "Форнарина" Рафаэля и "Юдифь и Олоферн" Караваджо.

Но вот последняя приятная новость, о которой я узнал, при последнем посещении дворца. Завершилась реставрация палаццо Барберини, работы по восстановлению здания продолжались около пяти лет и обошлись примерно в 15 миллионов евро. Одним из важных итогов реставрации стал переезд из здания офицерского клуба, который занимал в палаццо несколько помещений. После реставрации в палаццо открылся второй этаж, а галерея пополнилась десятью новыми залами. Таким образом, общее количество залов в галерее достигло 34. В них располагаются более полутора тысяч произведений искусства.


Ещё одной недавней приятной новостью стало открытие для общественного доступа с ноября 2014 года, правда по предварительной записи, изысканных комнат принцессы Корнелии Констанцы Барберини (1716-1796 гг.). Эти комнаты оставались обитаемы наследниками рода Барберини вплоть до 1955 года, и чудом сохранили свой интерьер.





И, напоследок, ещё несколько фотографий дворцового интерьера.

Ещё пара фонтанов дворца.


Текст - SPRATO

Последние изменения: Февраль 16, 2019

Проект великолепного здания, расположенного сегодня на улице Четырех Фонтанов, был разработан Карло Мадерно (1556-1629), имя которого неразрывно связано с реализацией идей Браманте и Микеланджело при достройке фасада собора Святого Петра. Возглавивший в 1623 году Папский престол кардинал Маффео Барберини, известный под именем папы Урбана VIII, поручил архитектору перестроить выкупленную у семьи Сфорца виллу для обустройства в ней своих апартаментов, а также использовать часть здания в качестве представительства тосканских семей в Риме. С тех пор палаццо Барберини стал неотъемлемой частью архитектурного наследия Вечного города, трансформировавшись через несколько столетий из папской резиденции в Национальную галерею старинного искусства.

Палаццо Барберини


В своем проекте Мадерно расширил ренессансное здание виллы Сфорца, превратив его в настоящий дворец, достойный самых знатных римских фамилий.

Палаццо Барберини

Бернини VS Борромини: соавторы или соперники

Однако архитектору не довелось увидеть воплощения своих планов воочию. После его смерти в 1629 году, работы возглавил Жан Лоренцо Бернини (1598-1680) в сотрудничестве с внуком Мадерно – скульптором Франческо Борромини (1599-1667). Насколько точно был сохранен оригинальный проект Карло Мадерно в совместной работе двух зодчих, многие исследователи спорят до сих пор.

Противоречивая атрибутика некоторых частей здания видна даже при поверхностном взгляде. Бернини предписывают концепцию создания просторной лоджии на фасаде над главным входом, большого зала и монументальной лестницы в левом крыле дворца.

Лестница Бернини


Фрагмент лестницы Бернини


В противовес этому, Борромини возвел элегантную спиральную лестницу, ведущую на верхние этажи в правом крыле здания, где впоследствии разместилась библиотека кардинала, собирателя древностей и мецената Франческо Барберини.


Фрагмент лестницы Борромини

Фрески для Папы

Для оформления свода большого зала, занимающего по высоте целых два этажа дворца, папа Урбан VIII привлек наиболее почитаемого в семействе Барберини художника, архитектора и скульптора Пьетро да Кортона. Исключительные размеры самого помещения и сложность сюжета повествования монументальной фрески «Торжество божественного провидения» потребовали нескольких лет сложной работы, осуществленной мастером в период 1632-1639 годов.

Фреска Пьетро да Кортона в палаццо Барберини


Фрагмент фрески Пьетро да Кортона «Торжество божественного провидения»


Апофеоз Маффео Барберини художник выразил через аллегорию ряда изображенных мифологических фигур. Центральное место в сцене занимает Провидение, облаченное в золотую мантию и окруженное ореолом света, подчеркивающего божественное естество. Доносящим Истину жестом, оно приветствует множество аллегорических фигур вокруг – Рассудительность, Правосудие, Справедливость, Милосердие и Красоту. Ниже изображен мощного телосложения обнаженный бог Хронос с крыльями – время, пожирающее своих детей. Справа от него – три Судьбы: Клото, Атропо и Лачеси, держащие в своих руках, согласно римской мифологии, нить человеческого существования. Слева от фигуры Провидения – надвигающееся в приветствии Бессмертие с венком из ярких звезд. Знаменитый герб семьи Барберини – лавровый венок с тремя пчелами посередине, утверждает духовное правительство понтифика.

Фреска «Торжество божественного провидения» 1632-1639


Для внутренней отделки многочисленных помещений дворца, Пьетро да Кортона привлек своего ученика Джованни Франческо Романелли и художника Андреа Сакки (1599-1661). Его фреску «Торжество Божественной мудрости» (1629-1633), написанную по просьбе Таддео Барберини – племянника папы Урбана VIII, и сегодня можно видеть в одном из залов.

Фреска Андреа Саки «Торжество Божественной мудрости» (1629-1633)

Вокруг Палаццо

Неотъемлемой частью проекта Мадерно стал сад с тыльной стороны дворца, украшенный цветочными клумбами и витиеватыми изгородями. Занимая довольно внушительную площадь – от церкви Сан Никола да Толентино с северной стороны до перекрестка Четырех фонтанов с юга, на его территории размещались папские конюшни, Манежный двор и даже театр.

Для благоустройства огромной территории кардинал Франческо Барберини – племянник Папы, привлек ботаника и натуралиста Кассиано даль Поццо, культивировавшего здесь большое количество экзотических растений и животных, вплоть до оленей, страусов и верблюдов. Однако начиная с конца XIX века, ознаменовавшегося присоединением Рима к Королевству Италия, краевые участки сада Барберини вдоль via XX Settembre стали распродаваться под застройку министерских зданий, а в 1936 году по распоряжению Муссолини значительная часть земельного надела была передана в собственность графу Асканио Саворньян ди Брацца. В итоге, великолепный сад сегодня имеет довольно миниатюрные размеры.


За свою многолетнюю историю само здание палаццо Барберини не претерпело практически никаких изменений. Единственным дополнением, украсившим весь дворцовый комплекс, стали фонтан перед центральным входом и изящная металлическая ограда по проекту архитектора Франческо Аззурри, разработанные им в 1848 году.

Фонтан у входа во дворец

Ограда дворца со стороны улицы Четырех фонтанов


Ограду вдоль улицы Четырех Фонтанов и парадные въездные ворота возвели лишь в 1865 году. Монументальные статуи атлантов для нее изваял Шипионе Тадолини (1822-1893), потомственный зодчий знаменитой семьи скульпторов в четырех поколениях, ученик и духовный наследник Антонио Кановы.

Скульптуры, украшающие ограду дворца


Ограда у входа в палаццо Барберини

От папской резиденции к Национальной галерее

После объединения Италии и включения Рима в состав Королевства, на волне масштабных преобразований, наследники семьи Барберини были вовлечены в многочисленные земельные спекуляции, спровоцированные нехваткой средств на содержание роскошной резиденции. Великолепный парк был поделен на участки и распродан. Библиотека, основанная кардиналом Франческо Барберини и насчитывавшая более 60 тыс. томов и рукописей, не безвозмездно перешла в собственность Ватикана вместе с некоторыми предметами мебельного интерьера, сделанными по эскизам Бернини.

Наступивший XX век также не принес финансовой стабильности наследникам именитого рода. В 30-е годы значительную часть правого крыла палаццо Барберини пришлось сдать в долгосрочную аренду Министерству вооруженных сил Италии под клуб офицеров, а в 1949 году весь дворцовый комплекс был выкуплен государством с целью расширения Национальной галереи старинного искусства (Gallerie Nazionali di Arte Antica di Roma).

Это интересно!

Национальная галерея старинного искусства официально была основана в 1893 году, после передачи князем Корсини в дар государству большой коллекции картин. Первоначально она располагалась на его вилле. Со временем дефицит свободного пространства для размещения постоянно пополняющейся коллекции заставил Министерство культурного наследия подыскивать для нее новые площади. Сегодня Галерея занимает два здания – палаццо Корсини и палаццо Барберини.


Покупка здания предусматривала размещение коллекции на всей площади просторных залов палаццо Барберини, однако существенным препятствием этому стал пресловутый офицерский клуб вооруженных сил, договор аренды с которым истекал лишь в 1953 году. Несмотря на то, что соглашение не было продлено, и арендная плата не взималась вплоть до 1965 года, значительная часть здания продолжала оставаться в ведении Министерства обороны. Начиная с 1974 года, такое положение дел привело к настоящей войне двух государственных ведомств. Только в 1997-м, с учетом грядущего юбилейного 2000 года, был подписан меморандум о взаимопонимании, предусматривающий освобождение помещений в связи с потребностью в восстановлении и реставрации дворца.

Один из залов дворца


Между этими событиями, в 1984 году коллекция Корсини была перемещена обратно и вновь заняла свое изначальное место на вилле, а оставшееся собрание произведений искусства несколько переупорядочили и оставили в левом крыле палаццо Барберини.
В 2011 году, по окончанию пятилетних реставрационных работ, во дворце открыли для посещения еще один этаж, увеличив, таким образом, количество залов в нем до 34.

На пересечении улиц Via delle Qiattro Fontanе и Via Barberini . В античные времена здесь располагались древние храмы, в частности храм Флоры.

Фамилия Барберини принадлежит богатому и влиятельному княжескому роду, проживавшему в небольшом итальянском городке Барберино (настоящая фамилия рода - Тафани). Его герб – три пчелы - был известен всей Европе. В 11 веке семейство Барберини обосновалось во Флоренции.

В 1564 году Рафаэль Барберини посетил Москву с рекомендательным письмом к Ивану Грозному от королевы Англии Елизаветы, после чего дал подробное описание всего, что видел в Москве на страницах своей рукописи «Доклад о Московии автора Рафаэля Барберини графу Ногарола, Антверпен, 16 октября 1565», которая до сих пор хранится в библиотеке Барберини.

Наиболее весомый вклад в возвеличивание рода внёс Маффео Барберини , п апа Римский Урбан VIII, находи вший ся на престоле с 1623 по 1644 годы. Его племянники Франческо и Антонио стали кардиналами, а брат Таддео получил назначение генералом папской армии и пост префекта Рима. Однако в 1645 году (после смерти Урбана VIII ) для семейства наступили т яжелы е времена. Новый п апа, Иннокентий X, располагая неопровержимыми доказательствами, обвинил представителей рода Барберини в махинациях с денежными средствами, полученными от сбора налогов. Некоторое время Барберини скрыва лись во Франции, и лишь заступничество кардинала Мазарини помогло им вернуться в Рим и получи ть обратно своё конфискованное имущество. В середине 18 века мужская линия рода Барберини пресеклась.

В 1625 году Маффео Барберини, уже будучи папой Урбаном VIII, приобрёл участок земли на холме Квиринал на месте бывшего особняка и виноградников семейства Сфорца. Именно Сфорца возвели здесь первый небольшой дворец палаццето в 1549 году. Однако, финансовые трудности заставили кардинала Алессандро Сфорца продать землю, и Урбан VIII задумал строительство на этом месте своей резиденции. В создании дворца приняли участие лучшие архитекторы своего времени - Бернини, Мадерна и Барромини.


Карло Мадерна, вдохновлённый моделью дворца Фарнезе, первоначально создал проект четырёхугольного традиционного здания в духе эпохи Возрождения. Однако, в окончательном варианте, согласованном с понтификом, был принят проект здания сложной конструкции в три этажа с крыльями по обе стороны, повторяющими очертания холма Квиринал.

В 1629 году, после смерти Карло Модерна, работы по возведению дворца возглавил Джованни Бернини. Он спроектировал парадную лестницу и фонтаны (в настоящее время с этой стороны находятся великолепные парадные ворота и ограда 19 века с восемью столбами, украшенными изображениями атлантов, работы архитектора Франческо Адзурри). Внук Карло, молодой Франческо Борромини, создал известный шедевр – улитковидную лестницу с двойными колоннами по бокам, а так же разработал задний фасад здания и его окна. На все строительство ушло 5 лет (1627-1633 гг).

Палаццо Барберини. Пиранези. Гравюра, 1748 год

Возле дворца был разбит сад, что не было привычным во времена папского Рима. Остатки этого сада и сегодня впечатляют, благоухая и принося плоды. Рядом с дворцом располагался театр (был снесен при строительстве улицы Барберини). Сам дворец окружен по периметру кованым забором, на котором изображён символ семейства Барберини – пчёлы.
Маффео Барберини был воспитан в духе гуманистических идей, преобладавших в искусстве того времени. Это проявилось в его меценатской деятельности, особенно щедро продолженной им во время пребывания на папском престоле. В это время резиденция Барберини стала салоном, в котором собирались талантливые поэты, учёные, художники и скульпторы.


Несколько лет здесь же проработала мастерская, где изготавливали гобелены для залов дворца. Эскизы рисунков тканей лично разрабатывал Пьетро да Кортона, а фламандскими мастерами руководил художник Якоп делла Ривьера. На последнем этаже здания находилась обширная библиотека Франческо Барберини, хранившая около 60 000 печатных томов и 10 000 рукописей. Сейчас в этих залах находится музей института нумизматики Италии.

После смерти Урбана VIII дворец вместе с остальным имуществом семьи Барберини был конфискован папской казной и возвращен только в 1653 году.


В трудные времена, чтобы достойно содержать дворец, многие его сокровища были проданы. В 1900 году библиотеку кардинала Франческо и антикварную мебель Бернини купил Ватикан. Парковая территория была разделена на участки и продана под застройку министерских зданий. Начиная с 1949 года, дворец Барберини и вся принадлежащая ему обстановка и произведения искусства были окончательно проданы государству. В результате, в левом крыле здания разместили часть Национальной галереи старинного искусства. Она состоит из 34 залов на двух этажах и обладает огромным количеством настоящих шедевров. Здесь можно увидеть работы художников 15, 16 и 17 веков: Филиппо Липпи, Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Пуссена, Гвидо Рени, Рубенса и др., всего свыше 1500 живописных полотен и других экспонатов. Предметом особой гордости галереи являются «Форнарина» Рафаэля и «Юдифь и Олоферн» Караваджо. Княжеские апартаменты 18 века, к которым можно попасть по спиральной лестнице Борромини, также открыты для просмотра. Правое крыло было отдано вооружённым силам, разместившим здесь Офицерское собрание.


Левое крыло дворца украшено фресками Пьетро да Кортона, созданными им в 1630-х годах. Самая грандиозная работа художника – «Триумф Божественного Провидения». На этой фреске видны знаковые символы: папские ключи, тиара и пчелы Барберини. Другую фреску - «Триумф Божественной Мудрости» - создал художник Андреа Сакки. В этой работе показывается образованность папы Урбана VIII. Фреска свидетельствует о приверженстве папы гелиоцентрической системе мира.

В правом крыле установлены античные статуи. Ч лены рода Барберини коллекционировали античную классик у , выделяясь среди други х римски х род ов . К сожалению, до нас дошли лишь немногие творения. Долгое время этот зал использовался как театральный, вмещая в себя до двухсот зрителей.


А в подвалах дворца археологи обнаружили руины древнего храма Митры.

Адрес дворца — Via delle Quattro Fontane, 13.

Добраться до площади Барберини можно на метро - линия «А», станция Barberini.

Время приема посетителей — с 8.30 до 19.00, выходной – понедельник.


На входе в здание работает магазин с печатн ой продукци ей , посвященн ой истории дворца, открытк ами , каталог ами и сувенир ами .

Во время посещения Национальной галереи запрещается производить фото- и видеосъемку. Весь ручной багаж необходимо оставить в гардеробной.

На улице Четырёх фонтанов - via delle Quattro Fontane, недалеко от пл. Барберини, за воротами и оградой XIX века расположен дворец когда-то богатого и могущественного семейства Барберини, родовой герб которого - три пчёлки - на ограде дворца Барберини, на лодке Бернини-отца на Испанской площади, на фонтане "Пчёл" (Fontana delle Api) более известного Бернини-сына - Лоренцо Бернини.
01.


Дворец Барберини - Palazzo Barberini строился по заказу понтифика Урбана VIII, Маффео Барберини (здесь надо напомнить, что до 1870 г. Римом правили Папы). В создании дворца в 1625-1633 гг. участвовали три великих зодчих — Карло Мадерно, Франческо Борромини и Бернини.
02.

03.

Перед дворцом растут пальмы, яркая зелень которой радовала глаз в середине октября.
04.

Фонтан XIX века перед фасадом дворца.
05.

Семейство Барберини собрало в течение столетий богатую коллекцию книг, мебели, произведений живописи и скульптуры. Однако много было распродано - денег на содержание дворца не хватало. Так, в 1900 году библиотека и антикварная мебель Бернини были проданы Ватикану, а спустя полвека, в 1949 году, дворец Барберини со всей обстановкой и произведениями искусства были проданы государству, и в левом крыле дворца в 1953 году была устроена художественная галерея - Galleria Nazionale d"Arte Antica.
06.

В галерее ценное собрание старинных икон. Фреска Camillo Spallucci (1582-1605).
07.

Кроме старинных икон, в галерее полотна известных художников: Тициана, Тинторетто, Лоренцо Лотто, Караваджо, Андреа дель Сарто, Эль Греко и др. Всего в галерее 1445 картин.
08.

Одна из известных картин Караваджо - довольно большое полотно - «Юдифь и Олоферн» произвела на меня жуткое впечатление, и я не стала её фотографировать, а сфотографировала на память этот милый вид Венеции художника 18 века Canaletto (Giovanni Antonio Canal) (Venezia 1697 - 1768).
09.

Необычный зал - мраморные колонны и фонтан. На стене зала висит подробное его описание, которое я сфотографировала, но рука дрогнула и... кадр не вышел. В Инете сведений о зале не нашлось.
10.

Наверху фонтана семейный герб рода Барберини с тремя пчёлками.
11.

Чтобы посмотреть другие залы галереи, надо было выйти из здания и подняться по знаменитой лестнице Бернини. В отличие от лестницы Борромини, она четырёхугольная.
12.

Как высоко надо было подняться, чтобы попасть в другие залы, я не знала. Лестница казалась бесконечной и сфотографировать её при нелёгком по ней подъёме как-то забылось... Как потом оказалось, в галерее есть лифт, но я всё равно спустилась по лестнице, чтобы ещё раз пройти по старинным ступенькам и ощутить атмосферу ушедшего прошлого, представив, как по широким ступеням лестницы Бернини ежедневно поднимались и спускались гости и хозяева дворца.
13.

Потолочные фрески залов.
14.

15.

16.

17.

В галерее можно было взять аудиогид на итальянском, английском или французском языке. Но я решила на этот раз обойтись без аудиогида, а положиться на свой вкус, и он меня не обманул: я не пропустила ни одного шедевра в музее, как например, эту статую весталки итальянского скульптора Antonio Corradini (Venezia, 1688 - Napoli, 1752).
18.

Что-то немного пугающее есть в этом мраморном лице, покрытым покрывалом.
19.

В огромном зале жемчужина дворца - ослепительная потолочная фреска Пьетро да Кортона «Аллегория Божественного Провидения» (1633-1639).
20.

Я сделала не менее 20 кадров через зум, но большая часть кадров не получилась - нелегко снимать без штатива камерой с выдвижным зумом.
21.

22.

23.

Этот кадр с пчёлками Барберини крупным планом получился на удивление хорошо.
24.

Перед этой картиной в небольшом зале долго стояла одна пожилая пара, и когда она ушла, я осталась наедине с картиной гениального Рафаэля - "La Fornarina" ("Булочница"). Этому полотну почти 500 лет! Как полагают, оно написано Рафаэлем в год его кончины в 1520 году. Это шедевр шедервов! Картина чарует! Словами не передать, какое огромное впечатление она производит: смотришь и глаз не оторвать.
25.

Со дня кончины гениального Raffaello прошло пять столетий, легенды и мифы о его кончине и и той, которую он любил, кто была его натурщицей, множатся. О судьбе его возлюбленной после смерти Рафаэля ничего точно не известно, что однако не мешает создавать противоречивые истории о ней: одни в розовых тонах, другие - в чёрных. Как всегда, когда нет фактов, её заменяет фантазия.
26.

Спустившись вниз по лестнице Бернини, пришлось опять подняться наверх, чтобы взять из камеры хранения сумку. Потом опять спуститься во двор. Сбоку от входа была видна знаменитая лестница-улитка Борромини, но вход на неё был закрыт. Нашла вход в сад при дворце. Когда был построен дворец, то вокруг него впервые в истории папской столицы был разбит обширный сад. Потом сад уничтожили. Увидев лестницу, которая ведёт в сад, я сказала: "О, нет!" За четыре дня поездки я стала уставать от римских лестниц, кроме того, впереди меня ждал крутой подъём по улице Четырёх фонтанов и спуск с холма к одному из самых красивых соборов Рима. Сделав пару кадров, я вышла с территории дворца с надеждой, что опять побываю в Риме и тогда обязательно зайду и в этот сад...
27.

На русском языке очень скудная информация. Подробно на сайте музея, где можно посмотреть фото картин самых значительных художников: http://galleriabarberini.beniculturali.it/index.php?it/23/capolavori
Все фото, кроме двух, от 15 октября 2015 года. Первый кадр снят в поездку в Рим в сентябре 2012 г. Общий вид дворца (фото 2) снят из окна номера отеля в сентябре 2004 г.