В какой стране находится болонский университет? Конечно же, в Италии, чудесном городе Болонье.

В свое время здесь учились и преподавали Николай Коперник, Франческо Петрарка, Альбрехт Дюрер, Умберто Эко и другие. Именно здесь зарождалась колыбель итальянской науки и образования.

История основания

Пытаясь установить точную дату основания университета, историки всего мира спорят до сих пор, но так и не сошлись в едином мнении. Большинство склоняется к тому (да и упоминания в документах косвенно это подтверждают), что временем основания Болонского университета в Италии считается 1088 год (эта дата берется за основную; она даже указана на официальном сайте университета).

Предпосылки для зарождения университета появились в начале XI века, когда преподаватели риторики и грамматики стали изучать право.

Здесь быстро набирать «преподавательский» вес стал некий Ирнериус, который уделял особое внимание систематизации и структуризации римских юридических материалов. До сих пор изучение права – как римского, так и канонического – остается в приоритете.

Изначальное название учебного заведения – «Студиум» . Главенствующую роль здесь играли сами студенты (universitas scholarium), а не преподавательский состав. Чтобы оплатить труд преподавателей (а зарплат как таковых у них ранее не было), студенты сами собирали деньги и компенсировали преподавательскую деятельность.

Все сборы и пожертвования проводились на добровольной основе и не имели фиксированного размера. Причем студенты имели право «уволить» нерадивого преподавателя, если он пропускал лекцию или опаздывал на нее.

Отличался университет не только этим. Здесь могли обучаться как мужчины, так и женщины – не делалось никакого гендерного различия, как во многих учебных заведениях других стран.

Да и положение в обществе не играло роли при поступлении – нельзя было стать студентом только лишь из-за того, что твоя семья занимает в обществе высокое положение. Ценились только знания – это уравнивало в правах и крестьян, и аристократов.

Временем расцвета учебного заведения считаются XII-XIII века . Именно в этот период стали преподаваться латинская и греческая литература, медицина и философские науки. А вот XIII век стал переломным в истории учебного заведения. Муниципальное управление Болоньи отменяет студенческие пожертвования, подчиняя собственной юрисдикции весь профессорский состав.

В эпоху позднего Средневековья к изучаемым предметам и дисциплинам добавляются астрономия, арифметика, геометрия, музыка, позже – математика и логика.

Особенности архитектуры, фото

Помимо того, что Болонский университет является старейшим учебным заведением в Европе, это еще великолепный образчик средневековой архитектуры.

Само здание имеет два уровня – это сам учебный комплекс и внутренний дворик.

Верхний уровень здания – это Анатомический театр (специализированное помещение для публичного учебного вскрытия трупов), появившийся в стенах учебного заведения в 1637 году. В его залах до сих пор проводятся лекции по анатомии, в том числе и публичные открытые лекции.

Часть нижнего яруса отведена под муниципальную библиотеку (Biblioteca Universitaria di Bologna), которая является самой крупной публичной библиотекой региона – ее фонд содержит около полутора миллиона томов (в самом здании – порядка 260 тысяч экземпляров книг). А также в фондах библиотеки находятся оригинальные работы изобразительного искусства мастеров Средневековья и древние манускрипты.

В стенах «альма матер» эта библиотека не является единственной: еще 261 библиотека при различных кафедрах или отделениях имеет собственные коллекции, посвященные отдельным дисциплинам.

Главное здание университета – палаццо Поджи, украшенное фресками и скульптурами. Построено оно было для Александро Поцци и его брата Джиованни, ставшего впоследствии кардиналом. Здание выстроено в классическом стиле, имеет внутренний дворик, а огромная лестница ведет в парадный зал, где сегодня проводятся все торжественные и значимые мероприятия.

Учебному заведению принадлежит также 14 отраслевых музеев. В их числе, например, Антропологический музей, Геологический музей, Музей палаццо, Музей сравнительной анатомии, Минералогический музей, Ботанический сад и другие. Все они находятся в Болонье.

Ботанический сад «Orto Botanico» основан в 1568 году и считается старейшим ботаническим садом в Европе. На его площади разместились более 5000 растений, принадлежащих к 1200 видам. Это растения-суккуленты, привезенные с Африканского континента, из Центральной и Южной Америки; а также кофейные деревья, орхидеи, бромелии, лекарственные растения.

Примечательной особенностью строения является Геральдический комплекс. Многие студенты, обучающиеся в Болонском университете в Средние века, имели богатую родословную, и им позволялось оставлять свой герб на стенах учебного здания.

Здание Universitа di Bologna пережило бомбежки Второй мировой войны, и часть здания (в том числе и анатомичка) была разрушена. Но поскольку оставались оригинальные чертежи здания, его смогли восстановить практически до первоначального состояния.

Обучение сегодня

На сегодняшний день в стенах этого старинного учебного заведения обучаются более 86 тысяч студентов (из них 7-8% являются иностранными студентами). Кстати, иностранцы имеют право на получение финансового гранта на обучение: его могут получить особоодаренные студенты.

Современный вуз предлагает своим студентам разнообразие учебных программ и специализаций, возможность обучения в магистратуре и докторантуре. На сегодняшний день в составе Болонского университета 23 факультета .

Немалое внимание здесь уделено исследованиям : благодаря множеству исследовательских программ, лабораторий и центров исследования, университет ежегодно участвует в различных международных научных конкурсах и конференциях.

Университет поддерживает связи с образовательными учреждениями Италии и других стран Европы, участвуя в программах по международному обмену студентами.

Стоимость обучения зависит от того, какое направление или дисциплину выбирает студент. Приблизительная стоимость обучения для бакалавров – 650-750 евро, а магистратура и докторантура обойдется в 900-950 евро.

Самое любопытное, что Болонский университет находится не только в Болонье . Universitа di Bologna имеет особенную структуру – он называется «мультикампус» и имеет пять учебных учреждений, они находятся в городах Болонья, Римини, Чезене, Форли и Равена.

Имеется свой филиал (его еще называют шестым кампусом) и в столице Аргентины – Буэнос-Айресе (учебное учреждение открыто в рамках сотрудничества между Италией и странами Латинской Америки). К слову, это первое учебное заведение в Италии, у которого появился филиал за рубежом.

Как стать студентом

Обучаться во многих зарубежных заведениях считается весьма престижным.

Чтобы гарантированно стать студентом Болонского университета, нужно выполнить ряд требований и пройти вступительные экзамены . На сайте отражена статистика поступлений, она показывает, что после вступительных экзаменов около 70% поступающих становятся студентами этого вуза.

(Villa Farnesina, 1506 — 1510 гг.) расположена в и представляет собой образец элегантного городского жилища богатого аристократа эпохи Ренессанса. Работы над фасадом и интерьером выполнены лучшими мастерами того времени. Особенно прекрасны фрески работы . Вокруг здания раскинулась апельсиновая роща, посещение виллы во время цветения апельсинов – незабываемое впечатление.

Когда-то вилла Джулия (Villa Guilia, 1551 — 1555 гг.) была летней резиденцией римских пап, но уже более ста лет там находится музей этрусской культуры. Названа в честь первого владельца, папы Юлия III. Изящная постройка в стиле маньеризма выполнена архитектором Джакомо да Виньолой, а трехуровневую беседку вокруг садового фонтана и сам фонтан строил Амманатти под руководством (Giorgio Vasari). Беседка, так называемый нимфеум, была украшена фигурами лесных богов и предназначалась для обедов на свежем воздухе.

Строительство дворца Барберини (Palazzo Barberini, 1627 — 1633 гг.) связано с самым знаменитым представителем славного рода Барберини – папой Урбаном VIII. Строительство было начато архитектором Карло Мадерна, продолжили его и .
С 1949 года палаццо Барберини было полностью продано государству. Сейчас там находится Национальная галерея старинного искусства.

Дворец Канцелярии (Palazzo Della Cancelleria, 1489 — 1513 гг.) – монументальное и вместе с тем изящное творение великого архитектора Браманте. Построен на деньги, выигранные в карты племянником папы Сикста IV, кардиналом-камерлингом Рафаэлем Риарио. Выигрыш был воистину большой удачей – архитектурная гармония постройки достигла своего совершенства. В 1517 году папа Лев X разместил здесь свою канцелярию, откуда и название палаццо.

Кардинал Бернардино Спада купил дворец (Palazzo Spada, первая половина XVI в.) в 1632 году и, желая превратить его в пышное фамильное жилище, пригласил для реконструкции Борромини. Эффект превзошёл все ожидания. Фасад палаццо Спада – самый роскошно декорированный в Риме. Из внутреннего дворика открывается вид на Перспективу Борромини – девятиметровую галерею, которая выглядит вчетверо длиннее. Эффект достигнут благодаря наклонным полам и сужающимся аркам. Художественная галерея, расположенная в четырёх залах первого этажа, содержит работы Гвидо Рени, Альбани, . В 1927 году дворец был куплен государством, с тех пор галерея открыта для посещений. Здесь же проходят заседания Верховного Совета.

Палаццо Венеция (Palazzo Venezia, 1455 г.) – уникальное здание на площади Венеции, в архитектуре которого Средневековье встретилось с Ренессансом. Грозные стены с прямоугольными зубцами похожи на стены Московского Кремля. Бросаются в глаза ассиметричные окна – считалось, что через такие злой дух не может войти в дом. Первоначально дворец был резиденцией кардинала Пьетро Барба, посла Венецианской республики. В 1930-е годы его облюбовал , и с балкона палаццо Венеция звучали фашистские призывы. Сейчас там расположился Национальный музей.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Палаццо Барберини

Национальная Римская галерея, расположенная в палаццо Барберини, наверное, самая молодая художественная коллекция Рима. Здесь собрано большое количество первоклассных произведений итальянских мастеров XVI-XIX веков. Римская галерея разместилась в двух зданиях, одним из которых является палаццо Барберини.

Палаццо Барберини было задумано как монаршая резиденция, поскольку предполагалось, что после 1625 года там разместится семейство папы Урбана VIII (Барберини). Здание возводилось на территории прежнего виноградника семейства Сфорца - там некогда располагался небольшой дворец (палаццетто), в свою очередь сооруженный на месте античных построек, в частности храма Флоры. Новому дворцу, воздвигнутому с истинно барочным великолепием, надлежало прославить семейство Барберини, и, надо признать, этот замысел был осуществлен с блеском.

Первоначально работами руководил Карло Мадерно, которого сменил Франческо Борромини, однако и ему пришлось уступить это место Джанлоренцо Бернини, завершившему строительство в 1634 году при участии Пьетро да Кортона.

Громадное здание включало главный корпус и два боковых крыла, повторяющих очертания Квиринальского холма; позади палаццо раскинулся обширный парк. Кардинал Франческо Барберини сделал все, чтобы дворец был завершен в срок. Не последнюю роль сыграло в этом финансирование строительства его дядей, папой Урбаном VIII, который без зазрения совести повысил налоги с подданных, дабы изыскать требуемые средства, за что народ прозвал его «папой-пошлиной».

Строительство шло стремительно. Сначала обрели плоть архитектурные идеи Борромини, по проекту которого были созданы окна, винтовая лестница и задний фасад. Затем по проекту Бернини в левом крыле возвели большую лестницу, заключенную в квадратный колодец. Бернини оформил главный фасад, выходящий на виа делле Кватро Фонтане. Сейчас с этой стороны находится главный вход и железная ограда XIX века (архитектор Франческо Адзурри) с восемью столбами, украшенными изображениями атлантов.

На нынешней виа Сан-Никола да Толентино напротив портала, созданного по проекту Пьетро да Кортона, были сооружены конюшни, а со стороны современной виа Бернини возведен театр с Манежным двором: отсюда начинался устроенный под палаццо проход, выводивший в сад позади него.

Все эти строения, располагавшиеся на левой стороне современной пьяцца Барберини, ныне не существуют: их снесли при прокладке виа Барберини.

Эта резиденция семейства Барберини, славившегося меценатством, стала местом притяжения лучших культурных сил XVII века. Среди посещавших салон были поэты Габриэелло Кьябрера, Джованни Чамполи, автор религиозных стихотворений, и Франческо Браччолини, снискавший известность поэмой «Гнев богов». Среди завсегдатаев дворца были ученые, историографы и, конечно же, Лоренцо Бернини, который в дополнение ко всем прочим талантам проявил себя и как театральный художник. Представления в театре Барберини начались 23 февраля 1634 года мелодрамой «Святой Алексий» на музыку Джулио Роспильози. Во дворце ставили музыкальные комедии, устраивали танцевальные праздники во время карнавала и свадебные торжества, как это случилось в 1656 году, когда Маффео Барберини женился на Олимпии Джустиниани.

Хотя меценатство и составляло предмет гордости Барберини, в основном они использовали художников для возвеличивания самих себя. Особенно ярко это воплотилось в оформлении дворца, в частности его левого крыла, залы которого расписал (1633-1639) великолепными фресками Пьетро да Кортона.

Среди них выделяется гигантский плафон центрального салона второго этажа - «Триумф Божественного Провидения», барочный апофеоз семейства Барберини, на что указывают изображенные на фреске папская тиара и ключи Урбана VIII, а также геральдические пчелы Барберини. Еще один зал украшен роскошным плафоном Андреа Сакки «Триумф Божественной Мудрости»: эта фреска не только прославляет Барберини, но и призвана засвидетельствовать триумф гелиоцентрической теории, о которой Урбан VIII имел частые беседы с Галилео Галилеем.

Правое крыло дворца отделано не менее роскошно, о чем свидетельствует зал Мраморов, или зал Статуй, в котором были выставлены великолепные образцы классической скульптуры, которую Барберини коллекционировали. Этот зал пользовался особой известностью, демонстрируя бесспорное превосходство Барберини над остальным римским патрициатом. От коллекции уцелело немногое, например, «Велата» Антонио Коррадини. Зал использовался для проведения банкетов, а также, пока не был выстроен театр, и для театральных представлений: он вмещал до 200 зрителей.

С 1627 по 1683 год во дворце работала мастерская по изготовлению гобеленов. Из ее стен вышли так называемые фламандские ткани, украсившие барочные залы: они изготавливались под руководством художника Якопо делла Ривьера, которого Франческо Барберини выписал из Фландрии, по рисункам и картонам Пьетро да Кортона, что позволяло достичь художественного совершенства.

На последнем этаже дворца разместилась библиотека кардинала Франческо, насчитывавшая 60 тысяч томов и 10 тысяч рукописей. Эта библиотека, один из выдающихся памятников культуры XVII века, также говорит об интеллектуальных запросах ее владельца. Правда, в том же самом дворце проживал другой папский племянник, кардинал Антонио, отличавшийся беспокойным и амбициозным нравом. Ему не уступал другой папский племянник, Таддео, родной брат Франческо и Антонио, имевший звание генерала папской армии. Он получил титул князя Палестрина и был назначен префектом Рима. Таддео обесчестил себя, присвоив часть налогов, собранных с римлян. Кстати, наследником родовой собственности был как раз Таддео, избранный для продолжения династии. Однако в 1645 году братьям пришлось пережить немало тревожных минут, когда после смерти Урбана VIII, папа Иннокентий X назначил комиссию для расследования деятельности Барберини, в ходе работы которой вскрылись все их злоупотребления. В течение нескольких лет братья скрывались во Франции, в то время как их римский дворец был конфискован. Вскоре буря улеглась, и, полагаясь на заступничество кардинала Мазарини, они вернулись в Рим и получили назад свое состояние, включая и палаццо.

Династия Барберини сохраняла чистоту крови до 1728 года, когда последняя в роду, Корнелия Костанца, вышла замуж за Джулио Чезаре Колонна Шарра, что положило начало ветви Барберини-Колонна. В 1893 году с браком последней представительницы этой ветви Марии с Луиджи Саккетти возникла новая ветвь - Саккетти-Барберини-Колонна.

В истории дворца отразились все перипетии судьбы владевшего им семейства, которое не однажды прибегало к продаже своих художественных сокровищ, дабы изыскать средства для содержания роскошной резиденции. Следует упомянуть работы по благоустройству сада, в ходе которых по проекту Джованни Маццони, с 1867 года служившего садовником Барберини, были созданы оранжерея и рыбный садок. В тот же период Франческо Адзурри устроил фонтан в саду, расположенном напротив дворца со стороны виа делле Куаттро Фонтане. Фонтан, воздвигнутый над восьмигранным бассейном и украшенный четырьмя маскаронами и тремя пчелами, бесспорно, последняя роскошь, которую позволили себе Барберини. В 1900 году библиотека кардинала Франческо, а также мебель, созданная Бернини, были проданы Ватикану, а этаж, где размещалась библиотека, занял Итальянский институт нумизматики. Была разделена на участки и продана та часть парка, которая протянулась в сторону виа Венти Сеттембре. Когда-то там была площадка для игры в браччале; впоследствии на ее месте поднялись министерские здания, и загородный колорит этого некогда аристократического квартала с его замечательными виллами исчез навсегда.

Отказаться от дворца наследников Барберини вынудил постигший их кризис. В 1935 году судоходная компания Финмаре приобрела старое крыло дворца, которое было затем полностью перестроено. В 1949 году государство выкупило весь комплекс, а спустя три года Барберини распродали все принадлежавшие им картины и различные произведения искусства. В левом крыле расположилась Национальная галерея старинного искусства, которая сохраняет его великолепные интерьеры; правое же было передано вооруженным силам, разместившим здесь Офицерское собрание, что вряд ли можно признать удачным решением. Гарантией сохранения архитектурных и художественных сокровищ дворца может быть лишь его полное превращение в музейный комплекс. Лишь тогда дворец сумеет вновь обрести прежнее великолепие.

Палаццо Барберини (итал. Palazzo Barberini) - исторический дворец, семейная резиденция влиятельного рода Барберини. Сегодня во дворце находится художественная галерея, в которой экспонируются полотна таких известных мастеров живописи как Эль Греко, Рафаэль, Караваджо, Тициан, Гольбейн, Рени и многих других. В административном плане галерея в Палаццо Барберини является частью Национальной галереи старинного искусства.

Содержание
содержание:

История рода Барберини

В XI веке во Флоренции обосновалось семейство Барберини, очень богатое и влиятельное. Один из представителей этой фамилии - Рафаэль Барберини - в 1564 году в качестве частного визита посетил Москву с рекомендательным письмом к Ивану Грозному от королевы Англии Елизаветы, с предложением о содействии в установке коммерческих связей. По просьбе кардинала Амелио и графа Ногарола, Рафаэль Барберини дал подробное описание всего, что видел в Москве на страницах своей рукописи «Доклад о Московии автора Рафаэля Барберини графу Ногарола, Антверпен, 16 октября 1565», которая до сих пор хранится в библиотеке Барберини.

Папа Урбан VIII

Наиболее весомый вклад в возвеличивание рода внёс Маффео Барберини , Папа Римский под именем Урбан VIII . Его племянники Франческо и Антонио стали кардиналами, а ещё один - Таддео - получил титул принца Палестрина, назначение генералом папской армии и пост префекта Рима. Однако в 1645 году после смерти Урбана VIII, для семейства наступили трудные времена. Новый Папа Иннокентий X, располагая неопровержимыми доказательствами, обвинил представителей рода Барберини в многочисленных злоупотреблениях и махинациях с денежными средствами, полученными от сбора налогов. Некоторое время Барберини пришлось скрываться во Франции, пока заступничество кардинала Мазарини не помогло вернуться в Рим, где они получили обратно всё своё конфискованное имущество. В середине XVIII века мужская линия рода Барберини пресеклась. Последняя представительница некогда влиятельного семейства, принцесса Корнелия Барберини (1716–1797), вышла замуж за Джулио Чезаре Колонна, что положило начало ветви Барберини-Колонна.

История Палаццо Барберини

В 1625 году папа Урбан VIII приобрёл участок земли на холме Квиринал, и задумал там строительство своей резиденции. Палаццо Барберини было построено на месте бывшего особняка и виноградников семейства Сфорцо. В античные времена здесь же располагались древние храмы, в частности храм Флоры.

Строительство палаццо началось в 1627 году под руководством архитектора Карло Модерна, который вдохновлённый моделью дворца Фарнезе, первоначально создал проект четырёхугольного традиционного здания в духе эпохи Возрождения. Однако в окончательном варианте, согласованном с понтификом, им был одобрен проект здания сложной конструкции, с крыльями по обе стороны, которые повторяют очертания холма Квиринале. В 1629 году, после смерти Карло Модерна работами по возведению палаццо стал заниматься архитектор Джованни Бернини при участии Пьетро да Кортона. В строительстве также принимал участие внук Карло - молодой Франческо Борромини , который, разработал, помимо одной винтовой лестницы, задний фасад здания и его окна. Общими усилиями постройка помпезного палаццо была завершена уже в 1633 году .

Понтифик Урбан VIII был воспитан в духе гуманистических идей, царивших в то время в искусстве. Это проявлялось в его меценатской деятельности, которую он особенно щедро продолжил во время пребывания на папском престоле (1623–1644). В это время резиденция Барберини стала своего рода салоном, где собирались известные и талантливые поэты, учёные, художники и скульпторы.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Несколько лет в стенах палаццо просуществовала мастерская, где изготавливали гобелены для дворца. Эскизы рисунков тканей лично разрабатывал Пьетро да Кортона, а фламандскими мастерами руководил художник Якопо делла Ривьера. Последний этаж сооружения был отдан под обширную библиотеку Франческо Барберини, где находилось около 60 тысяч печатных томов и 10 тысяч рукописей.

Главный фасад, выходящий на улицу Четырёх фонтанов (Via delle Quattro Fontane), оформил Бернини; в настоящее время с этой стороны находятся великолепные парадные ворота и ограда XIX века с восемью столбами, украшенными изображениями атлантов, работы архитектора Франческо Адзурри.

Внутри палаццо можно увидеть две прекрасные винтовые лестницы работы Бернини и Борромини соответственно. Изначально на территории палаццо существовало ещё несколько построек, которые не сохранились до нашего времени (большие конюшни, театр и манежный двор были снесены при строительстве улицы Барберини).

История дворца тесно связана с историей фамилии Барберини. В трудные времена, чтобы достойно содержать палаццо, многие его сокровища были проданы. Например, в 1900 году библиотека кардинала Франческо, а также антикварная мебель Бернини, были куплены Ватиканом. Впоследствии парковая территория палаццо была разделена на участки и продана под застройку министерских зданий. Начиная с 1949 года, дворец Барберини и вся принадлежащая ему обстановка и произведения искусства были полностью проданы государству. В результате в левом крыле здания разместили часть Национальной галереи старинного искусства, а правое крыло было отдано вооружённым силам, разместившим здесь Офицерское собрание, что вряд ли можно признать удачным решением для достопримечательности высокой исторической ценности.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

На пересечении улиц Via delle Qiattro Fontanе и Via Barberini . В античные времена здесь располагались древние храмы, в частности храм Флоры.

Фамилия Барберини принадлежит богатому и влиятельному княжескому роду, проживавшему в небольшом итальянском городке Барберино (настоящая фамилия рода - Тафани). Его герб – три пчелы - был известен всей Европе. В 11 веке семейство Барберини обосновалось во Флоренции.

В 1564 году Рафаэль Барберини посетил Москву с рекомендательным письмом к Ивану Грозному от королевы Англии Елизаветы, после чего дал подробное описание всего, что видел в Москве на страницах своей рукописи «Доклад о Московии автора Рафаэля Барберини графу Ногарола, Антверпен, 16 октября 1565», которая до сих пор хранится в библиотеке Барберини.

Наиболее весомый вклад в возвеличивание рода внёс Маффео Барберини , п апа Римский Урбан VIII, находи вший ся на престоле с 1623 по 1644 годы. Его племянники Франческо и Антонио стали кардиналами, а брат Таддео получил назначение генералом папской армии и пост префекта Рима. Однако в 1645 году (после смерти Урбана VIII ) для семейства наступили т яжелы е времена. Новый п апа, Иннокентий X, располагая неопровержимыми доказательствами, обвинил представителей рода Барберини в махинациях с денежными средствами, полученными от сбора налогов. Некоторое время Барберини скрыва лись во Франции, и лишь заступничество кардинала Мазарини помогло им вернуться в Рим и получи ть обратно своё конфискованное имущество. В середине 18 века мужская линия рода Барберини пресеклась.

В 1625 году Маффео Барберини, уже будучи папой Урбаном VIII, приобрёл участок земли на холме Квиринал на месте бывшего особняка и виноградников семейства Сфорца. Именно Сфорца возвели здесь первый небольшой дворец палаццето в 1549 году. Однако, финансовые трудности заставили кардинала Алессандро Сфорца продать землю, и Урбан VIII задумал строительство на этом месте своей резиденции. В создании дворца приняли участие лучшие архитекторы своего времени - Бернини, Мадерна и Барромини.


Карло Мадерна, вдохновлённый моделью дворца Фарнезе, первоначально создал проект четырёхугольного традиционного здания в духе эпохи Возрождения. Однако, в окончательном варианте, согласованном с понтификом, был принят проект здания сложной конструкции в три этажа с крыльями по обе стороны, повторяющими очертания холма Квиринал.

В 1629 году, после смерти Карло Модерна, работы по возведению дворца возглавил Джованни Бернини. Он спроектировал парадную лестницу и фонтаны (в настоящее время с этой стороны находятся великолепные парадные ворота и ограда 19 века с восемью столбами, украшенными изображениями атлантов, работы архитектора Франческо Адзурри). Внук Карло, молодой Франческо Борромини, создал известный шедевр – улитковидную лестницу с двойными колоннами по бокам, а так же разработал задний фасад здания и его окна. На все строительство ушло 5 лет (1627-1633 гг).

Палаццо Барберини. Пиранези. Гравюра, 1748 год

Возле дворца был разбит сад, что не было привычным во времена папского Рима. Остатки этого сада и сегодня впечатляют, благоухая и принося плоды. Рядом с дворцом располагался театр (был снесен при строительстве улицы Барберини). Сам дворец окружен по периметру кованым забором, на котором изображён символ семейства Барберини – пчёлы.
Маффео Барберини был воспитан в духе гуманистических идей, преобладавших в искусстве того времени. Это проявилось в его меценатской деятельности, особенно щедро продолженной им во время пребывания на папском престоле. В это время резиденция Барберини стала салоном, в котором собирались талантливые поэты, учёные, художники и скульпторы.


Несколько лет здесь же проработала мастерская, где изготавливали гобелены для залов дворца. Эскизы рисунков тканей лично разрабатывал Пьетро да Кортона, а фламандскими мастерами руководил художник Якоп делла Ривьера. На последнем этаже здания находилась обширная библиотека Франческо Барберини, хранившая около 60 000 печатных томов и 10 000 рукописей. Сейчас в этих залах находится музей института нумизматики Италии.

После смерти Урбана VIII дворец вместе с остальным имуществом семьи Барберини был конфискован папской казной и возвращен только в 1653 году.


В трудные времена, чтобы достойно содержать дворец, многие его сокровища были проданы. В 1900 году библиотеку кардинала Франческо и антикварную мебель Бернини купил Ватикан. Парковая территория была разделена на участки и продана под застройку министерских зданий. Начиная с 1949 года, дворец Барберини и вся принадлежащая ему обстановка и произведения искусства были окончательно проданы государству. В результате, в левом крыле здания разместили часть Национальной галереи старинного искусства. Она состоит из 34 залов на двух этажах и обладает огромным количеством настоящих шедевров. Здесь можно увидеть работы художников 15, 16 и 17 веков: Филиппо Липпи, Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Пуссена, Гвидо Рени, Рубенса и др., всего свыше 1500 живописных полотен и других экспонатов. Предметом особой гордости галереи являются «Форнарина» Рафаэля и «Юдифь и Олоферн» Караваджо. Княжеские апартаменты 18 века, к которым можно попасть по спиральной лестнице Борромини, также открыты для просмотра. Правое крыло было отдано вооружённым силам, разместившим здесь Офицерское собрание.


Левое крыло дворца украшено фресками Пьетро да Кортона, созданными им в 1630-х годах. Самая грандиозная работа художника – «Триумф Божественного Провидения». На этой фреске видны знаковые символы: папские ключи, тиара и пчелы Барберини. Другую фреску - «Триумф Божественной Мудрости» - создал художник Андреа Сакки. В этой работе показывается образованность папы Урбана VIII. Фреска свидетельствует о приверженстве папы гелиоцентрической системе мира.

В правом крыле установлены античные статуи. Ч лены рода Барберини коллекционировали античную классик у , выделяясь среди други х римски х род ов . К сожалению, до нас дошли лишь немногие творения. Долгое время этот зал использовался как театральный, вмещая в себя до двухсот зрителей.


А в подвалах дворца археологи обнаружили руины древнего храма Митры.

Адрес дворца — Via delle Quattro Fontane, 13.

Добраться до площади Барберини можно на метро - линия «А», станция Barberini.

Время приема посетителей — с 8.30 до 19.00, выходной – понедельник.


На входе в здание работает магазин с печатн ой продукци ей , посвященн ой истории дворца, открытк ами , каталог ами и сувенир ами .

Во время посещения Национальной галереи запрещается производить фото- и видеосъемку. Весь ручной багаж необходимо оставить в гардеробной.