Шубин, Федот Иванович

(он же Шубный) - скульптор, сын крестьянина, родился в Куроостровской волости, Холмогорского уезда, Архангельской губернии, 17 мая 1740 г., умер в С.-Петербурге 12 мая 1805 г. Отец его - Иван Афанасьевич Шубный известен тем, что выучил грамоте М. В. Ломоносова и помог ему направиться в Москву. Ш. рос любознательным мальчиком. В детстве еще пристрастился к резьбе из моржовой кости и перламутра и этому любимому занятию отдавал все время, свободное от рыбной ловли. В 1759 г., когда умер его отец, Ш. с обозом рыбы отправился в С.-Петербург, где и жил первое время на заработок от продажи небольших перламутровых образков, которые охотно pacкупались. Узнав о земляке, М. В. Ломоносове, он отыскал его и показал ему образцы своей работы. Ломоносов через своего покровителя И. И. Шувалова определил Ш. придворным истопником. В 1761 г., по Высочайшему повелению, Ш. был определен в Академию Художеств, где вскоре сделался одним из лучших учеников профессора скульптуры Жиле. Во время прохождения курса в Академии Ш. получил две серебряных медали, а в 1766 г. он окончил Академию с золотой медалью и в следующем году отправлен, для дальнейшего усовершенствования, в Париж в качестве академического пенсионера. Он обратил на свои работы внимание французской Академии Художеств, которая ходатайствовала через Фальконета перед императрицей Екатериной II о продлении срока его пенсионерства, с тем, чтобы он имел возможность посетить Рим. В 1772 г. Н. А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал свой мраморный бюст. Возвратившись в С.-Петербург, он по воле императрицы Екатерины II исполнил ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императ. Эрмитаже). Затем он около 20 лет имел постоянные работы из мрамора для высочайшего двора и для князя Г. А. Потемкина, который покровительствовал Ш.

В 1774 г. Академия Художеств избрала Ш. академиком, но интриги Гордеева, Щедрина и друг, скульпторов долго мешали ему получить высшее художественное звание, хотя он уже приобрел репутацию мастера, не имеющего себе равного среди русских скульпторов. Только в 1794 г. он получил звание профессора. В царствование императора Павла I он оставил Академию с полной пенсией. Произведения Ш. отличаются особенной мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора. Бюсты его работы славились поразительным сходством, почему многие из лиц знатных и богатых обращались к нему с заказами. Известны его бюсты: кн. Безбородко, Суворова, Шереметева, адмир. Чичагова, Румянцева и др. Его статуей императрицы Екатерины II украшена конференц-зала Имп. Академии Художеств. Из прочих его работ славятся горельефные изображения русских великих князей в Оружейной палате и в Московском Петровском дворце.

"Искусство" 1860, №№ 1, 2. - "Архангельск. Губерн. Ведом." 1868, № 12. - П. Иванов "Ф. И. Шубный", ibid. 1868, № 21. ― П. H. Петров, "Сборник материалов для истории Имп. Академии Художеств". - "Иллюстрация" 1862, № 226. - Энцикл. словарь Брокгауза и Ефрона.

П. Дилакторский.

{Половцов}

Шубин, Федот Иванович

Скульптор, сын крестьянина; род. 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову, в СПб. с обозом трески. По ходатайству Ломоносова, заметившего необыкновенную способность юноши к скульптуре по образцам его резьбы из кости, он был зачислен истопником в придворный штат и в 1761 г. по Высочайшему повелению определен в академию художеств, где вскоре сделался лучшим из учеников профессора Жиле. Во время прохождения академического курса был награжден двумя серебряными медалями, малой в 1763 г. и большой в 1765 г., а в 1766 г. окончил этот курс с золотой медалью и в следующем году отправлен для дальнейшего своего усовершенствования в Париж в качестве пенсионера академии. В Париже Ш. обратил на себя внимание французской академии, которая ходатайствовала перед императрицей Екатериной II через Фальконе о продлении срока его пенсионерства, для того чтобы он имел возможность посетить Рим. В 1772 г. H. А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал ему свой мраморный бюст. Возвратившись оттуда в СПб., он исполнил, по воле Екатерины II, ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императорском Эрмитаже) и после того постоянно, в течение 20 лет, занимался работами из мрамора для высочайшего двора и для князя Г. А. Потемкина, в лице которого нашел себе горячего покровителя. В 1774 г. академия избрала его в академики, но интриги товарищей Ш. по специальности, Гордеева и Ф. Щедрина, долго, во все время управления академией И. Бецкого, мешали Ш. получить высшее художественное звание, хотя он и приобрел себе репутацию мастера, не имеющего себе равного среди русских скульпторов, и только в 1794 г. академия возвела его в профессора. Он умер в СПб., 12 мая 1805 г.

Кроме других достоинств, произведения Ш. отличаются особенно мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора. Конференц-зала академии художеств украшена превосходной статуей Екатерины II, исполненной Ш. для князя Потемкина. Из прочих его работ известны бюсты русских полководцев: Шереметева, Румянцева, Суворова и адмирала Чичагова (в Императорском Эрмитаже), горельефные изображения русских великих князей (в Оружейной палате и Петровском дворце в Москве) и бюст князя Безбородко.

{Брокгауз}

Шубин, Федот Иванович

(Шубный собственно), проф. скульптуры и адректор Акад. худ. с 1802 г.; род. 5 мая 1740 г., † 1805 г. 12 мая.

{Половцов}

Шубин, Федот Иванович

(Шубной; 1740-1805) - скульптор-портретист, из холмогорских крестьян. С детства самоучкой резал по кости. В 1758 (1759) прибыл в Петербург, по протекции Ломоносова поступил ко двору истопником. В 1761-66 - в Академии художеств, сперва в классе живописи, а позже у скульптора Жилле. С 1767 - пенсионер в Париже, где работал под руководством Пигалля. В 1769 переехал в Рим. В 1773 Ш. "назначен" в академики. В 1774 - академик за портретные бюсты, выполненные взамен мифологических тем, требовавшихся академической программой. В 1761, когда истек срок выданного архангельскими властями паспорта, возникло дело о "беглом черносошном крестьянине Шубном", длившееся до 1775. В 1794 получил звание профессора и члена совета Академии (1795). В 1802 - адъюнкт-профессор.

Выдающийся мастер рус. скульптуры 18 в., Ш. в своих портретных работах стоит почти на уровне лучших представителей современной ему западной скульптуры. За редкими исключениями ("Скульптор Шварц", 1792, в Русском музее, "Ломоносов", 1793, в Большом Детскосельском дворце) шубинские бюсты являются портретами представителей петербургской знати и отражают идеологию господствующего класса. Однако крестьянское происхождение Ш., вступление в Академию уже взрослым, а может быть и доакадемические навыки резчика-самоучки кладут отпечаток некоторой самобытности на все его творчество. Интересно, что в эпоху преобладания стиля "барокко" в русской скульптуре Ш. примыкает к реалистическому течению европейской скульптуры, в котором прогрессивная буржуазия выступала против отживших аристократических форм. Этот реализм сказался в барельефах для Мраморного дворца и в таких еще барочных бюстах, как А. Голицына, М. Паниной (Третьяковская галерея), А. Орлова-Чесменского (Русский музей), и в более классических произведениях, как бюст Безбородко, статуя Екатерины, 1794, в Рус. музее, "Неизвестный", 1800, в Третьяковской галерее, и в "Ломоносове". Пристрастие к портретным бюстам и антипатии к академическим аллегориям и мифологии сближают Ш. с рядом его современников: Гудоном во Франции, Колдекенсом в Англии и др. Еще при жизни он заслужил похвалы академий - Французской, Римской и Болонской, избравшей его почетным членом; однако благодаря интригам петербургских академиков лучший русский скульптор нуждался почти всю жизнь и несмотря на покровительство двора умер в крайней бедности. Кроме скульптуры Ш. занимался живописью ("Автопортрет" в Русском музее, "Портрет Ф. Н. Голицына") и рисованием (профильные изображения Екатерины II 1790 и 1794 в Русском музее). Работы Ш. имеются: в Гос. русском музее ("Михельсон", 1785, "Чулков", 1789, "Екатерина II", 1791, "П. Зубов", 1795, и др.), в Гос. Третьяковской галерее ("И. Чернышев", "З. Чернышев", 1774, "П. Чернышев", 1779, "Барышников", 1778, и др.), в Кускове (бюсты Шереметьевых), в Оружейной палате (барельефы) и т. д.

Лит.: Ухтомский С. А., Федот Иванович Шубин, в кн. Материалы по русскому искусству, т. I, изд. Гос. рус. музея, Ленинград, 1928; Врангель H. H., История скульптуры ("История русского искусства" Игоря Грабаря, т. V), M., s. а., гл. IX; его же, Русский музей имп. Александра III, т. II, СПб, 1904.

А. Лебедев.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Шубин, Федот Иванович" в других словарях:

    Шубин, Федот Иванович - Федот Иванович Шубин. ШУБИН Федот Иванович (1740 1805), российский скульптор. Сын крестьянина помора. Под влиянием просветительских идей создал собственный стиль, отличающийся ясностью и реалистической достоверностью в трактовке натуры,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский скульптор, один из крупнейших представителей просветительского классицизма в русском искусстве 18 в. Сын крестьянина помора, Ш. с детства занимался… … Большая советская энциклопедия

    - (1740 1805), русский скульптор. Сын крестьянина помора, Шубин с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург; в 1761 67 учился в АХ у Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Париже (1767 70; работал под руководством Ж. Б. Пигаля) и… … Художественная энциклопедия

    Шубин (Федот Иванович) скульптор, сын крестьянина, родился 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову, в Санкт Петербург с обозом трески. По ходатайству Ломоносова,… … Биографический словарь

    - (1740 1805) российский скульптор. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775, М. Р. Паниной, сер. 1770 х гг.; И. Г. Орлова, 1778, М. В. Ломоносова, 1792) … Большой Энциклопедический словарь

    - (1740 1805), скульптор, ведущий мастер портретной пластики раннего русского классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775, М. Р. Паниной, середина 1770 х гг., И. Г. Орлова, 1778,… … Энциклопедический словарь

    Шубин Федот Иванович - Памятник Ф. И. Шубину. Памятник Ф. И. Шубину. Санкт Петербург. Шубин Федот Иванович (до 1761 Шубной) (1740—1805), скульптор. Сын крестьянина помора, с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург. В 1761—67 учился в АХ … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Шубин Федот Иванович

Ш убин (Федот Иванович) - скульптор, сын крестьянина, родился 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, в Санкт-Петербург с обозом трески. По ходатайству Ломоносова, заметившего необыкновенную способность юноши к скульптуре по образцам его резьбы из кости, он был зачислен истопником в придворный штат и в 1761 г. по Высочайшему повелению определен в академию художеств, где вскоре сделался лучшим из учеников профессора Жиле. Во время прохождения академического курса был награжден двумя серебряными медалями, малой в 1763 г. и большой в 1765 г., а в 1766 г. окончил этот курс с золотой медалью и в следующем году отправлен для дальнейшего своего усовершенствования в Париж, в качестве пенсионера академии. В Париже Шубин обратил на себя внимание французской академии, которая ходатайствовала перед императрицей через Фальконета о продлении срока его пенсионерства для того, чтобы он имел возможность посетить Рим. В 1772 г. Н.А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал ему свой мраморный бюст. Возвратившись оттуда в Санкт-Петербург, он исполнил, по воле Екатерины II, ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императорском Эрмитаже) и после того постоянно, в течение 20 лет, занимался работами из мрамора для высочайшего двора и для князя , в лице которого нашел себе горячего покровителя. В 1774 г. академия избрала его в академики; но интриги товарищей Шубина по специальности, и , долго, во все время управления академией , мешали Шубину получить высшее художественное звание, хотя он и приобрел себе репутацию мастера, не имеющего себе равного среди русских скульпторов, и только в 1794 г. академия возвела его в профессоры. Он умер в Санкт-Петербурге, 12 мая 1805 г. Кроме других достоинств, произведения Шубина отличаются особенно мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора. Конференц-зала академии художеств украшена превосходной статуей Екатерины II, исполненной Шубиным для князя Потемкина. Из прочих его работ известны: бюсты русских полководцев: , и адмирала

Все, кто работал когда-либо над научными каталогами музейных собраний, понимают, что для изучения произведений, входящих в состав коллекций, нужно знать творчество каждого художника в целом. Только такое монографическое представление об искусстве того или иного автора позволяет точно датировать картину, скульптуру, рисунок, дать им правильное название, выяснить историю бытования, понять и оценить значение каждого памятника.

Готовя к изданию каталог русской скульптуры XVIII—XIX веков из собрания Государственной Третьяковской галереи, мы, естественно, занимались наследием выдающегося скульптора Федота Ивановича Шубина. В музее хранится обширная галерея выполненных мастером портретов государственных деятелей, видных деятелей русской культуры второй половины XVIII столетия: братьев графов Орловых, военачальников, участников дворцового переворота 1762 года, крупного дипломата вице-канцлера князя А.М. Голицына, владельца уральских и сибирских рудников Н.А. Демидова, ученого, поэта и художника М.В. Ломоносова и многих других. Изучая творчество Шубина, невозможно было не заинтересоваться судьбой одного из ранних его произведений — портрета Екатерины II, исполненного в 1771 году молодым еще, талантливым скульптором.

Весна 1767 года. Окончив с отличием Академию художеств и получив право на пенсионерскую поездку за границу — во Францию и Италию, 23 мая Шубин выехал из Санкт-Петербурга. 12 июля он прибыл в Париж, где должен был совершенствовать свое мастерство под руководством одного из ведущих французских скульпторов Ж.-Б. Пигаля и посещать классы Королевской академии живописи и скульптуры. Через три года, в ноябре 1770-го, для продолжения своего образования он приехал в Италию. В 1771 году во время пребывания в Риме Шубин и выполнил в мраморе бюст Екатерины II, получив заказ от Ивана Ивановича Шувалова — первого куратора Московского университета, основателя и президента Императорской Академии художеств, видного мецената.

Долгое время, вплоть до Октябрьской революции, портрет Екатерины II находился в Петровском — имении князей Голицыных под Москвой (сестра И.И. Шувалова была замужем за князем Голицыным). После революции его следы теряются. Обнаружить замечательное произведение было бы большой удачей, и сотрудники, работавшие над каталогом, решили попытаться. Инициатором поисков стала Мария Модестовна Колпакчи, руководившая отделом научной каталогизации.

Изучение литературы и консультации со специалистами никакой информации не дали. Мы познакомились с представителями рода князей Голицыных, правда, принадлежащих к другой его ветви. Стало известно, что последние владельцы Петровского, спешно эмигрируя из России, вряд ли могли увезти с собой тяжелый мраморный бюст. В среде родственников существовало предположение, что, ненадолго покидая имение, как полагали его хозяева, они спрятали (возможно, закопали) скульптуру на территории усадьбы. Эти сведения позволяли надеяться, что бюст остался в России и может быть найден. Мы обратились за помощью к старейшему московскому коллекционеру Ф.Е. Вишневскому. Были намечены пути поисков. И словно в ответ на предпринятые усилия и огромное желание найти исчезнувший бюст, судьба пошла нам навстречу. Неожиданно коллеги сообщили, что по телевидению в одной из передач, посвященных Лондону и его достопримечательностям, показали аукционный дом Sotheby"s. Корреспондент советского телевидения посетил его в те дни, когда был выставлен на торги мраморный бюст императрицы Екатерины II работы Ф.И. Шубина.

Связавшись с редакцией, просмотрев в Телецентре запись этой передачи и остановив на монтажном столе кадры пленки с изображением скульптуры, мы предположили, что на аукционе могла фигурировать пропавшая скульптура из имения Петровское. Обратившись в Sotheby"s, получили сведения, опубликованные в каталоге аукциона, который проходил в июне 1964 года: «№ 134. Собственность г-на Вольдемара Верлена.

Мраморный бюст русской императрицы Екатерины II работы Ф.И. Шубина, подписной и датированный 1771 годом, изображающий ее улыбающейся, с тщательно завитыми волосами, спадающими локонами на обнаженные плечи. На голове простая диадема, на волосах сетка. Бюст укреплен на постаменте из порфира. Сзади надписи: Исполнено в Риме 1771, Ф.И. Шубин...»

В ответ на письмо Третьяковской галереи бывший владелец скульптуры французский коллекционер В. Верлен, работавший в Москве в 1930-х годах в качестве представителя Международного комитета Красного Креста, сообщил, что приобрел бюст в Антиквариате и не раз предлагал его к приобретению в музеи СССР. В отделе рукописей Галереи сохранилась копия письма от 5 октября 1956 года, адресованного атташе по культурным вопросам при Посольстве СССР во Франции В. Ерофееву, в котором Верлен просил «не отказать уведомить подлежащие власти, что предметы искусства, намеченные в 1950 году к приобретению в музеи СССР, продолжают находиться в их распоряжении...» В списке отобранных комиссией предметов указано: «1. Ф.И. Шубин — Бюст Екатерины II, мрамор, подпись — д. въ. г. Риме Ф. Шубин, 1771 г.». Далее в пояснительных словах Верлен отмечает: «Знаменитое произведение великого русского скульптора; первое по дате, оно является и лучшей его работой. По заказу правительства Шубин делал впоследствии несколько повторений, немного видоизмененных. будучи по существу копиями они не имеют ни подписи, ни даже даты, последнее исключая эрмитажного бюста, помеченного 1792 г. ... Описываемый мрамор считался одно время утерянным, см. Исаков "Ф. Шубин, Москва, 1938 г.". До революции он принадлежал Голицыным и находился в их подмосковной "Петровское"». Завершает свое письмо Верлен словами: «Трудно примириться с мыслью, что все эти предметы искусства, неразрывно, казалось, связанные с Россией, корнями уходящие в самую сердцевину народного художественного гения, что все эти древние иконы, виноградовские "порцелины", где даже "chinoiserie" свежа и самобытна, блистательный шубинский мрамор, подлинная гордость русской скульптуры, редчайшие эмали Андрея Чернова, что все они останутся навсегда за границей. Поэтому меня глубоко порадует, если Советские власти найдут возможным разрешить приобретение музеями всех или части перечисленных только что вещей».

Действительно, в 1950 году между Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР и Галереей велась переписка по вопросу приобретения произведений из коллекции В. Верлена. В письме заместителю начальника Комитета по делам искусств П.Н. Рябинкину от 30 января 1950 года временно исполняющий обязанности директора ГТГ Г.В. Жидков, высоко оценивая собранную Верленом коллекцию произведений русского искусства, сообщает: «Для Третьяковской галереи могут представить особый интерес памятники древнерусской живописи и скульптура Ф.И.Шубина». Однако положительное решение принято не было. Трудно установить, почему так произошло. Скорее всего, запрашиваемая владельцем цена оказалась слишком высока.

Вновь вопрос о приобретении скульптуры возник в 1957 году. На обращение Музейного отдела Главизо Министерства культуры СССР заведующая отделом скульптуры ГТГ В.П. Шалимова ответила: «Сведения, данные гном Верлиным о портрете Екатерины II работы Ф.И. Шубина, верны. Приобретение произведения не только желательно, но крайне необходимо». Однако, к великому сожалению, по каким-то причинам и на этот раз покупка не состоялась. Как известно, долгие годы центральные музеи государственного подчинения не имели средств для пополнения собрания новыми экспонатами. Произведения искусства приобретались по заявкам музеев Министерством культуры СССР. Только в 1981 году ГТГ получила возможность самостоятельно покупать работы, предлагаемые владельцами.

Нельзя не упомянуть еще об одном свидетельстве большой заинтересованности Галереи получить в свое собрание скульптуру из Петровского. По сведениям В.Верлена, согласно указанию попечителя музея И.Э. Грабаря, Третьяковская галерея за несколько лет до революции проводила переговоры с князем Голицыным о приобретении бюста Екатерины II. Но переговоры не увенчались успехом. Предложенные 10 000 рублей в ту пору были расценены владельцем как очень незначительная сумма.

В 1964 году произведение выдающегося русского скульптора XVIII века было продано на аукционе Sotheby"s. Вскоре как дар оно поступило в Музей Виктории и Альберта в Лондоне, по достоинству оценивший работу мастера. В письме от 13 октября 1964 года на имя ученого секретаря ГТГ В.М. Володарского хранитель отдела архитектуры и скульптуры лондонского музея господин Дж.В. Поуп-Хеннесси сообщил о скульптурном портрете Екатерины II: «...он был куплен для музея после распродажи группой друзей в память умершей миссис Сайры Моэм. С тех пор, как я видел великолепную серию бюстов Шубина в Вашем музее семь или восемь лет назад, я мечтал, чтобы это шубинское произведение было бы представлено у нас; несмотря на то, что этот бюст более ранний и, следовательно, менее мастеровитый, чем некоторые из Ваших; несмотря на это, бюст замечателен. Это первая русская скульптура, которая была приобретена для нашей коллекции». Касаясь подлинности бюста, Поуп-Хеннеси в письме от 25 ноября 1964 года отмечает: «Предыдущее бытование шубинского бюста было, естественно, выяснено прежде, чем он был приобретен Музеем. Сомнений в том, что именно этот бюст был прежде в Петровском, нет. Он был сохранен последним владельцем из князей Голицыных и был воспроизведен, на своем теперешнем порфировом постаменте, в старых фотографиях Петровского».

Портрет императрицы, выполненный в 1771 году, — одна из ранних работ Ф.И. Шубина. Конечно, в нем нет тонкой психологической характеристики модели и мастерства, отличающих его зрелые произведения, но образ молодой смеющейся Екатерины II, привлекательной женщины, созданный молодым скульптором, полон удивительной живости и обаяния. Специалисты отмечали, что художественное достоинство и иконография портрета удовлетворили императрицу. Эта иконография использована Шубиным и в более поздних портретах, позволяя отчетливо проследить постепенное изменение образа Екатерины II.

Заняв свое место в Петровском, бюст не покидал его более 100 лет. Он не упоминается в каталогах выставок, на которых бывали работы Шубина. Даже на знаменитой выставке портретов, устроенной С.П. Дягилевым в 1905 году в Таврическом дворце Санкт-Петербурга, где было собрано большое количество произведений живописи и скульптуры из музейных и частных коллекций, а также из старинных усадеб, этот портрет отсутствовал. До тревожной революционной поры его жизнь текла безмятежно, но нетрудно представить, какой печальной могла стать судьба памятника в суровые годы революции и гражданской войны.

Спустя много лет после того, как были предприняты поиски, еще раз хочется выразить удовлетворение по поводу того, что заинтересовавшее нас произведение все-таки удалось найти. Нам, только начинавшим заниматься каталогом, не знавшим о существовании переписки 1950-х годов, трудно было предположить, что разгадка местонахождения бюста рядом. Вот так, казалось бы, сухая, скрупулезная каталожная работа превращается в увлекательное расследование, носящее иногда почти детективный характер.

  1. ОР ГТГ. Ф. 8.II. Ед. хр. 75. Л. 30.
  2. ОР ГТГ Ф. 8.II. Ед. хр. 33. Л. 7.
  3. ОР ГТГ. Ф. 8.II. Ед. хр. 33. Л. 5.
  4. ОР ГТГ. Ф. 8.II. Ед. хр. 33. Л. 10.
  5. ОР ГТГ. Ф. 8.II.Ед. хр. 75. Л. 18.
  6. ОР ГТГ. Ф. 8.II.Ед. хр. 75. Л. 40.
  7. ОР ГТГ. Ф. 8Л.Ед. хр. 75. Л. 44.
Подробности Категория: Искусство России XVIII века Опубликовано 26.02.2018 20:26 Просмотров: 921

Федот Иванович Шубин работал в стиле классицизма . Он считается крупнейшим скульптором русского «века Просвещения». Его лучшие традиции были восприняты скульпторами XIX в.

Федот Иванович Шубин родился в 1740 г. в деревне Тючковской Архангелогородской губернии. Эта деревня находилась недалеко от Холмогор, и отец Шубина, крестьянин-помор Иван Афанасьевич Шубный (или Шубной), хорошо знал семью Ломоносовых. Отец будущего скульптора был государственным крестьянином (не крепостным), знал грамоту.
Русский Север в то время был одним из наиболее развитых регионов России. Здесь занимались рыбным промыслом, резьбой по кости и перламутру. Этими же промыслами занимались и в семье Шубных.

Академия художеств

Ф.И. Шубин. Автопортрет

Как и Ломоносов, юный Шубной после смерти отца с обозом рыбы отправился в Петербург. Зарабатывал тем, что резал табакерки, веера и др. бытовые предметы, охотно раскупавшиеся в городе. В Академию художеств юноша поступил не сразу, а только через 2 года, отработав ещё истопником при царском дворе. В ноябре 1761 г. по Высочайшему повелению Федот Шубной вносится в списки учеников Академии под именем Федота Шубина.
Куратором академии был в то время И.И. Шувалов, который способных учеников отбирал в учебное заведение без всяких проволочек. Так в Академию попали Василий Баженов, Иван Старов, Федор Рокотов , Федот Шубин и др. И.И. Шувалов считал, что принимать в это учебное заведение следует только тех, кто уже проявил какие-то наклонности к определённому виду творчества. Вступившая на престол в 1762 г. Екатерина II объявила Академию Шувалова частной, куратора отправила за границу, а Академию художеств открыла вторично на новых основаниях. При Академии было организовано Воспитательное училище, в которое набирались 5-6-летние дети.
Учителем Шубина в Академии был француз Николя-Франсуа Жилле, почти 20 лет своей жизни отдавший скульптурному классу петербургской Академии художеств. Он разработал собственную методику обучения, и результатом было воспитание замечательных русских скульпторов: Ф.И. Шубина, И.П. Прокофьева, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса и др. Он сумел сохранить индивидуальность каждого, при этом дав им общее понимание сути скульптуры как вида художественного творчества.
7 мая 1767 г. Федоту Ивановичу Шубину в числе других выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. За хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение трёх учеников Академии, в том числе и Шубина, отправили на 3 года во Францию и Италию «для достижения совершенства» в художествах.

Во Франции

Русский посол князь Д.А Голицын, опекавший молодых людей в Париже, был просвещенным и передовым человеком, большим знатоком искусства. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, Шубин с рекомендательным письмом отправляется к своему парижскому учителю – Ж.-Б. Пигалю. Жан-Батист Пигаль – один из самых заметных среди работающих в этот период во Франции мастеров, автор реалистических портретов. В его мастерской Шубин лепит с натуры, копирует античные скульптуры и работы самого Пигаля, принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV, ходит в натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывает в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. Вскоре Пигаль предлагает ему новое задание: делать эскизы барельефов с эстампов знаменитых мастеров – Пуссена, Рафаэля. Создает Шубин и свободные, авторские композиции. Во Франции русские студенты постоянно общались с Дидро, который считал портретный жанр самым трудным и самым демократичным. Хотя в русской Академии считалось, что портрет, как и натюрморт, «списывают», а историческую композицию сочиняют, и поэтому последняя гораздо выше первого.

Италия

Летом 1770 г. Шубин отправляется в Италию, которая поразила его памятниками античного искусства, ставшими его своеобразными учителями. Шубин живет в Италии до весны 1773 г. сначала как пенсионер Академии художеств, затем как спутник богатейшего русского промышленника Н.А. Демидова.
В конце 1772 г. Шубин во время путешествия с Демидовыми по Италии останавливался в Болонье, где выполнил ряд работ, за которые Болонская Академия выдала ему диплом на звание почетного академика.
Живший в Риме И.И. Шувалов не порывал связи с Академией художеств, он заказывает Шубину свой портрет и бюст своего племянника Ф.Н. Голицына.

Ф. Шубин. Профильный портрет И.И. Шувалова (1771). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В портрете И.И. Шувалова Шубин показал человека волевого, деятельную натуру. Профиль Шувалова энергичен и чёток: высокий лоб, крупный нос, открытый взгляд. В Италии был выполнен и один из первых дошедших до нас «круглых» бюстов – портрет Ф.Н. Голицына.

Ф. Шубин. Портрет Федора Голицына (1771). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В этот период влияние античного искусства на его творчество наиболее ощутимо. Но в то же время портрет отличается особым лиризмом.
Летом 1773 г. Шубин вместе с Н.А. Демидовым совершает путешествие в Англию. В Лондоне он некоторое время работает в мастерской известного скульптора-портретиста Дж. Ноллекенса. Таким образом, Шубин прошёл школу лучших европейских Академий, изучил искусство античности, эпохи Возрождения.

Возвращение в Россию

В Петербург он возвратился в августе 1773 г., полный творческих планов. Екатерина II тут же привлекла его к созданию галереи портретов современников, в основном примечательных людей и своих фаворитов. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга.

В 1773 г. Шубин создал портрет вице-канцлера А.М. Голицына.

Ф. Шубин. Портрет Александра Голицына (1773). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Этот бюст прославил Шубина. Сам Фальконе хвалил его за мастерство. Чёткий силуэт, мягкость складок плаща и локонов парика переданы виртуозно.
После успеха бюста Голицына императрица приказала «никуда Шубина не определять, а быть собственно при Ея Величестве». В 1774 г. Академия художеств присуждает Шубину за портретный бюст императрицы звание академика.

Ф. Шубин. Портрет Екатерины Великой (нач. 1770-х). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Бюст богатого промышленника И.С. Барышникова создан в строгой манере. Умный и расчётливый делец, Барышников представлял собой нарождающийся буржуазный класс.

Ф. Шубин. Портрет Ивана Барышникова (1778). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В 1774-1775 гг. Шубин работал над серией мраморных барельефов князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны, предназначенных для круглого зала Чесменского дворца (в настоящее время они находятся в Оружейной палате Кремля). Затем он выполнял многочисленные заказы на декоративные работы для Мраморного дворца (1775-1782), работая совместно с итальянцем Валли и австрийским скульптором Дункером, создал мраморный мавзолей генерал-лейтенанта П.М. Голицына, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786-1789).
Статуя Шубина «Екатерина-законодательница» выполнена по заказу Г.А. Потёмкина для Таврического дворца в честь победы над Турцией.

Ф. Шубин. Екатерина-законодательница (1790). Мрамор. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Статуя изображает императрицу в образе богини Минервы. Она была высоко оценена и пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения и профессорского места в Академии – там портретная скульптура считалась «низшим жанром». К тому же Шубин выполнял портреты без приукрашивания личности, избегал идеализации, а это не всегда нравится публике, которая хочет видеть свое изображение идеальным. Заказов становится всё меньше, доходов тоже, а семья большая, и скульптор решает обратиться к Екатерине за помощью. Только через 2 года он был утвержден профессором, но без предоставления платного места. Шубин продолжает работать, его портреты второй половины 1790-х годов отличаются глубоким раскрытием характера человека.

Последние годы жизни

Шубин чаще работал с мрамором, но иногда создавал работы и в бронзе. Например, портрет Платона Зубова, созданный в бронзе, показывает нам самовлюблённого, уверенного в себе человека.

Ф. Шубин. Портрет Платона Зубова (1796). Бронза. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Шедевром портретного искусства стал знаменитый бюст Павла I, созданный им в бронзе и в мраморе.

Ф. Шубин. Портрет Павла I (1798). Бронза. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Ф. Шубин. Портрет Павла I (1800). Мрамор. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Образ Павла I отмечен противоречиями. Таков он был и на самом деле: в нём сочетались величественность, надменность, но и болезненность, и глубокое страдание.
За всю свою творческую жизнь Шубин выполнил скульптурные портреты практически всех крупнейших российских государственных деятелей, военачальников, чиновников. Но, тем не менее, жизнь его становилось все тяжелее. Ему не на что было содержать семью, он стал слепнуть, а в 1801 г. сгорели его небольшой дом на Васильевском острове и мастерская с работами. Он обращался за помощью к Павлу I и к Академии...И только к концу жизни, в 1803 г., Александр I, а затем и Академия художеств помогли ему: предоставили казённую квартиру, назначили его профессором с жалованием. Но в 1805 г. Ф.И. Шубин умер, не дожив нескольких дней до своего 65-летия. Его похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1931 г. останки скульптора были перенесены в мемориальный Некрополь XVIII в. Александро-Невской лавры.

Нелегок был путь к вершинам мастерства для основоположника русской портретной скульптуры Федота Ивановича Шубина. Сын холмогорского помора, земляк М. В. Ломоносова, с малых лет он познал и тяжесть крестьянского труда на скудной северной земле, и опасности рыбацкого промысла. Но были в его детстве и светлые минуты приобщения к художественному творчеству. В семье Шубиных исстари занимались резьбой по кости, и юный Федот вместе с опытными резчиками работал над поделками из моржовой кости и перламутра.

Федот Иванович Шубин

Неутолимая жажда знаний, пример великого земляка привели девятнадцатилетнего Шубина в Петербург. Здесь заметили одаренность молодого резчика, и он получил возможность поступить в скульптурный класс Академии художеств. Годы учения в Академии, работа в Париже под руководством лучших французских скульпторов того времени, изучение памятников античности и Возрождения в Риме приобщили Шубина к высшим достижениям мировой художественной культуры, но не прервали его духовную связь с народным творчеством.

Живым ощущением натуры, стремлением раскрыть индивидуальное своеобразие личности, полноту ее душевных движений проникнуты уже ранние, выполненные в Риме скульптурные портреты Ф. Н. Голицына (1771, ГТГ ) и А. Г. Орлова (1771, ГРМ ).


Федот Шубин. Екатерина II - Законодательница.
1789-1790. Мрамор.

Федот Шубин. Екатерина II - Законодательница.
1789-1790. Мрамор.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Признанным мастером вернулся Шубин в Петербург в 1773 г. Столичные вельможи спешили заказать ему свои портреты. Отныне почти все время скульптор отдает портретным бюстам.


Федот Шубин. Бюст - портрет князя А.М. Голицына.
1774. Мрамор
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федот Шубин. Бюст - портрет князя А.М. Голицына.
1774. Мрамор
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Среди первых петербургских произведений Шубина - мраморный бюст А. М. Голицына (1775, ГТГ). Смелый поворот и гордая осанка головы, скептическая усмешка изящно вылепленного рта, небрежно распахнутый кружевной воротник рисуют образ блестящего царедворца и дипломата и одновременно живого и умного человека, изображенного без идеализации и льстивого раболепия. Духовную стойкость и энергичный характер сумел разглядеть Шубин за внешней непримечательностью, даже заурядностью облика полководца 3. Г. Чернышева (1774, ГТГ).

С годами все более совершенствуется глубоко реалистическое искусство Шубина в создании психологически неоднозначного, многогранного образа. Знаменитый мраморный бюст Павла I (ок. 1797, ГРМ) на первый взгляд граничит со злой карикатурой, настолько подчеркнуты в нем дегенеративность облика самодержца, его приплюснутое лицо, вздернутый нос, капризно выпяченная нижняя губа. Но высокий лоб и скорбные глаза вносят новые оттенки в характеристику Павла, делают портрет психологически сложным.


Федот Шубин. Бюст Павла I
1798. Мрамор

Федот Шубин. Бюст Павла I
1798. Мрамор
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Образы дорогих и близких скульптору людей согреты теплотой непосредственного чувства, проникнуты искренним уважением. Это портреты преподавателя Академии художеств И. Г. Шварца, М. В. Ломоносова (оба бюста - 1792, ГРМ).


Федот Шубин. Бюст М.В. Ломоносова
До 1793. Гипс
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Федот Шубин. Бюст М.В. Ломоносова
До 1793. Гипс
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В конце XVIII в. наступила эпоха блестящего расцвета скульптуры русского классицизма. Однако и в лучших своих работах младшие современники и преемники великого мастера не смогли превзойти гуманистичность и глубокий психологизм его поздних произведений. Вместе с Ф. С. Рокотовым и Д. С. Левицким Шубин вошел в историю русского искусства как создатель реалистичных портретных образов, утверждавших непреходящую ценность и неповторимость человеческой личности.