Ֆրունզիկ (Մհեր) Մուշեղի Մկրտչյան; 4 июля 1930, Ленинакан - 29 декабря 1993, Ереван) - известный советский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1984)." />

имя Фрунзик Мкртчян
оригинал имени Ֆրունզիկ Մկրտչյան
имя при рождении Фрунзе Мушегович Мкртчян
дата рождения 4.7.1930
место рождения Ленинакан, Армянская ССР, СССР
дата смерти 29.12.1993
место смерти Ереван, Армения
профессия актёр, режиссёр
годы активности 1955-1993
imdb_id 0594796

Фрунзе (Фрунзик , Мгер ) Мушегович Мкртчян (hy Ֆրունզիկ (Մհեր) Մուշեղի Մկրտչյան; 4 июля 1930, Ленинакан - 29 декабря 1993, Ереван) - известный советский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1978).

Биография

  • C 1945 - помощник киномеханика в клубе текстильной фабрики города Ленинакана, в свободное время посещает репетиции самодеятельного театра.
  • С 1947 - Ленинаканский театр им. Мравяна.
  • 1951-1956 - обучение в Ереванском театрально-художественном институте.
  • 1956 - принят в труппу Академического театра имени Сундукяна в Ереване. Параллельно с учёбой начинает сниматься в кино. Первый фильм с его участием («В поисках адресата») вышел на экраны в 1955 году.

Семья

  • Отец - Мушег Мкртчян (1910-1961) табельщик.
  • Мать - Санам Мкртчян (1911-1970) посудомойка в заводской столовой.
  • Брат - Альберт (род. 1937) режиссёр, сценарист.
  • Сёстры - Рузанна Мкртчян (р. 1943), Клара (1934-2003).
  • Первая любовь - Джульетта, на которой он так и не женился, так как её семья воспротивилась, и она была выдана за другого.
  • Первая жена - Донара (1941-2011), мать его детей, известна в России по роли супруги Джабраилова в «Кавказской пленнице». Актриса театра им. Сундукяна. Страдала тяжёлым психическим наследственным заболеванием. Была госпитализирована во Франции. Находилась также в психиатрической лечебнице в городе Ереване. Последние 25 лет жизни провела в Севанской психиатрической больнице.
    • Сын - Вазген (также его называли Вааг) страдал от наследственного психического заболевания, которое передалось ему от матери, умер после смерти отца, в 2003 году, в возрасте 33 лет.
    • Дочь - Нуне (Нина) погибла в автокатастрофе в Аргентине в 1988 году (ей было 39 лет). (по другим источникам, в частности - брата Фрунзика, умерла в послеоперационный период (рак шейки матки) от закупорки тромбом. Источник - http://akter.kulichki.net/se/mkrtchan.htm)
  • Вторая жена - Тамара, актриса, дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна.
  • Внучка (от дочери) - Гаяне, живёт в Аргентине.

Личная жизнь

Первая жена Мкртчяна, Донара Пилосян, страдала душевным заболеванием и была помещена в психиатрическую больницу. Мкртчян стал отцом-одиночкой с двумя маленькими детьми. Его сын унаследовал душевное заболевание матери, что привело Мкртчяна в дальнейшем к депрессии и злоупотреблению алкоголем. В 1993 году он скончался в своей квартире в Ереване. На похороны пришли тысячи людей, траурная колонна с телом Мкртчяна прошла по центральной улице города. Похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.

в городе Ленинакане (ныне Гюмри, Армения) в многодетной семье рабочих текстильного комбината. У актера было два имени: Мгер (так его звали дома) и Фрунзик, которое ему дал отец в честь известного полководца Михаила Фрунзе.

Отец хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром и начал ходить в драматический кружок.

Фрунзик Мкртчян окончил школу и начал работать на заводе, в свободное время посещал репетиции самодеятельного театра. Несколько лет выступал на сцене Ленинаканского театра имени Мравяна.

В 1956 году окончил Ереванский театрально-художественный институт (ныне Ереванский государственный институт театра и кино) и был принят в труппу Академического театра имени Габриэла Сундукяна в Ереване. За годы работы в театре Мкртчян сыграл почти весь классический репертуар — от царя Гвидона до Сирано де Бержерака.

Кинодебютом Мкртчяна стала роль музыканта Арсена в фильме Генриха Маляна и Генриха Маркаряна "Парни музкоманды" (1960).
В 1965 году он сыграл роль профессора Берга в комедии "Тридцать три" режиссера Георгия Данелии.

Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова "Айболит-66". Актер вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году.

В том же году на экраны СССР вышла комедия Леонида Гайдая "Кавказская пленница", в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине роль его экранной жены сыграла его настоящая супруга - актриса Донара Мкртчян.

В 1967 году на экраны вышел фильме "Треугольник", за участие в котором в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР.

Новому витку популярности Мкртчяна во второй половине 1970-х годов способствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии "Мимино" (1977), в которой он вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.

Актер снимался в фильмах "Солдат и слон" (1977) Дмитрия Кесаянца, "Суета сует" (1979) Аллы Суриковой, "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников" (1979) Латифа Файзиева и Умеша Мехры, "Одиноким предоставляется общежитие" (1983) Самсона Самсонова и др.

Мкртчян играл в картинах своего младшего брата режиссера Альберта Мкртчяна "Каменная долина" (1977), "Крупный выигрыш" (1980), "Песнь прошедших дней" (1982) и "Танго нашего детства" (1984).

В 1986 году в Ереване актер основал собственный театр (ныне — Артистический театр ""Мгер Мкртчян"). На открытии театра была представлена постановка ""Жена пекаря"" Марселя Паньоля, где Фрунзик Мкртчян исполнил главную роль Анабеля Кастанье.

29 декабря 1993 года Фрунзик Мкртчян скончался. Похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване в Армении.

В 1971 году Фрунзику Мкртчяну было присвоено звание народного артиста Армянской ССР, в 1984 году - народного артиста СССР. Он также имел звания заслуженного артиста Дагестанской АССР (1972) и заслуженного артиста Грузинской ССР (1980).

Мкртчян был удостоен Государственной премии Армянской ССР (1975), Государственной премии СССР (1978). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз за лучшую актерскую работу" за 1978 год.

В 2001 году посмертно Фрунзик Мкртчян был награжден армянским орденом Святого Месропа Маштоца.

Памятник артисту был установлен на его родине в Гюмри . Там же открыт музей Фрунзика Мкртчяна.

Именем известного артиста названы площадь и одна из центральных улиц в Ереване, улицы в других городах Армении.

Памятник героям фильма "Мимино", в том числе Фрунзику Мкртчяну, работы Зураба Церетели был открыт в центре Тбилиси.

Памятник-фонтан, посвященный героям "Мимино", работы Армена Варданяна был установлен в курортном городе Дилижан на севере Армении.

Фрунзик Мкртчян был трижды женат. Первый брак с сокурсницей Кнарой быстро закончился разводом. Второй раз его супругой стала актриса Донара Мкртчян, которая родила актеру двух детей, но вскоре тяжело заболела душевным недугом и десятки лет провела психиатрической лечебнице. Третьей его женой была Тамара - дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна.

Дочь Фрунзика Мкртчяна от второго брака Нунэ скончалась спустя пять лет после смерти отца. Через некоторое время после сестры умер сын Вазген, унаследовавший душевную болезнь матери.

Скончалась Донара Мкртчян, запомнившаяся зрителям по сыгранным ролям в картинах "Кавказская пленница", "Хатабала", "Помада №4", "Приключения Мгера".

Брат Фрунзика Мкртчяна - режиссер и сценарист Альберт Мкртчян является художественным руководителем Артистического театра "Мгер Мкртчян" мэрии города Еревана.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Глядя на снимки известных и успешных деятелей, кажется, что всяческие беды и неудачи обходят их жизнь стороной. Однако в действительности это далеко не всегда так. В знаменитых семьях тоже частенько случаются трагичные, порой даже страшные события. Правда, почитатели звезд не всегда знают об этом. Ведь на телеэкранах обожаемые артисты все так же улыбаются и дарят своим зрителям тепло. Все это описывает жизнь всеобщего любимца Фрунзика Мкртчяна, которому капризная судьба преподнесла тяжелые испытания.

На самом деле общественное признание и успешная карьера не обязательно сулит настоящее счастье. Некоторым знаменитостям, чьи фамилии были на слуху у народа, реальная жизнь преподносила жестокие сюрпризы: так, для них близкими людьми иногда становились работники психиатрических больниц.

Вот и биографией жены Фрунзика Мкртчяна Донары судьба распорядилась ужасно: свои последние годы женщина провела в палате. Она была чрезвычайно популярной при жизни - советский кинематограф подарил ей невиданную популярность, однако сейчас мало кто знает о женщине, когда-то исполнившей роль тети Нины в "Кавказской пленнице".

Биография Донары Мкртчян

Родилась будущая артистка 20 апреля 1941 года в Ленинакане, который не так давно получил название Гюмри. Девичья фамилия Донары - Пилосян. Свое предпочтение талантливая девушка отдала художественно-театральному институту в Ереване. Окончив вуз, Донара прикрепилась к труппе в столичном академическом театре имени Сундукяна.

Карьера артистки

В родном театре Донара Мкртчян сыграла ни один десяток успешных ролей. Самыми известными работами артистки на подмостках стали:

  • "Да, мир перевернулся";
  • "Глава республики";
  • "Святая святых";
  • "Абрикосовое дерево";
  • "Салемские колдуньи";
  • "Брат Пахтасар";
  • "Шестьдесят лет и три часа".

Однако настоящую популярность артистке принес отнюдь не театр, а успешная кинематографическая деятельность. Действительно знаменитой Донара Мкртчян проснулась после выхода на телеэкраны советского фильма, ставшего классикой, - "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". В комедии перспективная красавица сыграла супругу Джабраила, тетю Нины. И эта роль получилась у Донары попросту превосходной.

После выхода известной советской комедии девушка сыграла еще несколько ярких ролей. Фильмография артистки:

  • "Губная помада № 4";
  • "Хатабала";
  • "Багдасар разводится с женой";
  • "Адам и Хева";
  • "Приключения Мгера в отпуске";
  • "Мужчины".

Личная жизнь

Со своим избранником Донара Пилосян познакомилась в стенах театрального института. На тот момент Фрунзику уже было 30 лет, а девушка только недавно стала совершеннолетней. Красавица была настоящей звездой курса - у нее попросту не было отбоя от поклонников. Но привлекательный Мкртчян покорил девушку своей харизматичностью. Но когда гениальный актер принял решение жениться на Донаре, друзья очень удивились и стали отговаривать его. Кстати, для Фрунзика это был второй брак.

Товарищей актера очень настораживал вспыльчивый, запальной характер Донары, хотя она была чрезвычайно способной девушкой. У нее частенько менялось настроение, а эти проявления были весьма непредсказуемыми. Возможно, еще в студенческие годы страшное заболевание давало знать о себе.

Поначалу у армянской пары все было хорошо, у молодоженов родилась дочь, которую назвали Нунэ. К тому моменту Мкртчян уже снялся в картинах "Новые приключения Шурика" и "Тридцать три". Семья стала жить лучше, переехала из маленького поселка в столицу, обзавелась собственным автомобилем. Донара Мкртчян тоже хотела построить успешную актерскую карьеру. Именно поэтому она постоянно просила Фрунзика продвигать ее в киноленты, пробы в которые он проходил. Как раз благодаря мужу Донара получила роль в комедии "Кавказская пленница", которая принесла ей заветную популярность.

Проявления болезни

Со временем в поведении Донары Мкртчян стали возникать странности. Сперва Фрунзик подумал, что супруга просто ревнует его к славе, но постепенно ее поступки вовсе стали необъяснимыми. Она постоянно находилась возле мужа, не отпуская его буквально не на шаг, прямо на сцене устраивала ему ужасные истерики. Ревность подавляла ее даже тогда, когда Фрунзик просто здоровался с другими женщинами. Дома все заканчивалось битьем посуды, криками и даже драками. Фрунзик надеялся на то, что рождение второго малыша успокоит супругу. Но становилось только хуже. Жена артиста, которую он сильно любил, потихоньку превращалась в домашнего тирана, устраивающего страшные скандалы даже из-за самых невинных эпизодов на съемках Фрунзика.

После рождения у пары сына Вазгена Донара вовсе перестала заниматься хозяйством и детьми. Когда психическое состояние артистки было окончательно разрушено, ее дочери исполнилось всего 12 лет, а сыну - 2 годика. Возвращаясь домой, актер находил жену в депрессии, а дети были грязными и голодными. Друзья уговорили Фрунзика показать Донару психиатру, который поставил весьма неутешительный диагноз - шизофрения. Частная жизнь семьи превратилась в настоящий ад. В одно время личные проблемы отразились и на карьере актера, который просто не мог продолжать съемки. При этом состояние жены Фрунзика Мкртчяна Донары не переставало ухудшаться. В конце концов ему пришлось дать согласие на госпитализацию женщины. Актер не пожалел средств, отправив жену в одну из лучших лечебниц Франции. Там судьба Донары складывалась плачевно.

Семья

Фрунзик, получивший право снова жениться, воспользовался своим шансом на счастье. Правда, именно из-за этого у него возник конфликт с дочерью, которая была против брака отца. В результате Нунэ вышла замуж и уехала со своим супругом в Аргентину. Единственной надеждой актера стал его сын, поведение которого тоже стало пугать. Вскоре выяснилось, что заболевание матери передалось Вазгену. Фрунзик был подавлен, ему пришлось отправить ребенка в ту же больницу, что и Донару. Надеясь на улучшение, врачи организовали встречу матери и сына. Но как бы страшно это ни звучало, они просто не узнали друг друга.

Как-то раз Мкртчян, запивший от горя, бросил неосторожную фразу о своей дочери, из-за чего окружающие подумали, что она умерла. До сих пор ходят легенды, что Нунэ скончалась много лет назад. Однако на самом деле это не так: девушка попала в аварию, но выжила.

Трагическое завершение истории

Фото Донары Мкртчян до сих пор частенько встречаются на просторах интернета. Но об известной советской артистке снова вспомнили лишь после ее смерти. Остаток своей жизни женщина провела в стенах психиатрической клиники. Летом 2011 года в возрасте 70 лет Донара умерла. Она пережила собственного сына и мужа, погибшего из-за инсульта в 63 года. После трагических событий, связанных с семьей, Фрунзик пытался утопить возникшую депрессию в алкоголе. Но все эти ужасающие события остались незамеченными Донарой.

Мкртчян Фрунзик Мушегович

Народный артист СССР (1984)
Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1975, за фильм «Треугольник»)
Лауреат первого приза на Всесоюзном кинофестивале в Ереване (1978, за фильм «Солдат и слон»)
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за фильм «Мимино»)

Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нем они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец Фрунзика Мушег работал на заводе табельщиком, а мама Санам - посудомойкой в заводской столовой. У них было четверо детей, и одному из сыновей они дали имя Фрунзик в честь героя гражданской войны Фрунзе. Отец очень хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром и начал ходить в драматический кружок. Он любил организовывать представления у себя дома на лестничной клетке - вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице публикой моноспектакли. Дети сидели на коленях у своих родителей и не стеснялись аплодировать маленькому актеру. В том, что Фрунзик чрезвычайно одарен, уже тогда не сомневался никто.

Чтобы прокормить большую семью, Мушег Мкртчян однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате и был осужден на десять лет, после чего дети и его жена начали голодать, так как Санам получала за свою работу посудомойки всего 30 рублей.

В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально-художественный институт и, еще будучи студентом второго курса института, получил приглашение в театр имени Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. Но после первого же спектакля учитель уступил роль Фрунзику. В 1956 году Мкртчян окончил театральный институт и был принят в труппу театра имени Сундукяна. Армен Джигарханян рассказывал: «Впервые Фрунзика я увидел не в кино, а на сцене. В середине 1950-х он уже был популярен. Народ ходил в Театр имени Сундукяна специально «на Фрунзика». И действительно, глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он - Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови».

Во время учебы Мкртчян женился, но его первый брак был недолгим: бытовые и материальные проблемы привели к тому, что супруги вскоре расстались. Со своей второй женой Данарой Фрунзик Мкртчян познакомился в середине 50-х, когда она приехала поступать в Ленинакан в театрально-художественный институт. Сразу после окончания института Мкртчян впервые снялся в кино - в небольшом эпизоде в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан». А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году - в фильме Г.Маляна и Г.Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.

Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ей стала в 1965 году роль профессора Берга в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката.

Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актера и режиссера Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актер был утвержден на роль, и вскоре Мкртчян вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году. Альберт Мкртчян рассказывал: «Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».

В том же 1966 году на экраны СССР вышла искрометная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине также сыграла и его настоящая супруга, актриса Данара Мкртчян.

После выхода этих двух фильмов Фрунзик Мкртчян сразу же стал одним из самых востребованных комедийных актеров страны. Сам Фрунзик признавался в своей любви именно к жанру комедии и, в частности, к Чарли Чаплину: «Чаплин для меня, как Бах в музыке - учитель человечества. Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным и загорается желанием однажды так же, как и он, сыграть в кино. Это было неслучайно. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства. Я очень уважаю всех первопроходцев киногротеска. Они были тем, кем стал Гагарин в космонавтике. Только я лично никого не могу поставить в один ряд с Чаплиным».

Жизнь Мкртчяна складывалась успешно. Вскоре у супругов родились дочь Нунэ и сын Вазген, и его супруга Данара устроилась работать в театр.

Мкртчян был известен тем, что нередко помогал близким ему людям в беде, причем делал это тихо, без всякой помпы. Альберт Мкртчян рассказывал: «К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами. Никаких материальных благ он не нажил. Но просящим он не мог отказать. Тут его известность помогала добывать и квартиры, и машины, и лекарства. Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать… Он помогал родственникам, друзьям, соседям и совершенно незнакомым людям. Спустя месяц после смерти нашей матери к нам постучалась в дверь изможденная женщина. Узнав, что наша Санам (мать Фрунзика Мкртчяна) скончалась, она забилась в истерике и все время повторяла: «Мои дети теперь умрут…» Оказывается, наша мать пообещала поговорить с Фрунзиком насчет квартиры для несчастной. Женщина жила без мужа, с пятью детьми в съемной комнатке. Я глянул на Фрунзика и понял, что душа его плачет. Он сказал только одно слово: «Хорошо». Он пошел в ЦК, где его все уважали, и через три месяца выбил для женщины и ее детей квартиру. Он никогда помногу не разглагольствовал, большие дела делал тихо, без помпы».

В начале 1970-х годов в семье Мкртчянов случилось несчастье. Данара заболела тяжелым психическим расстройством - шизофренией, и ей пришлось расстаться театром, в то время как Фрунзик стал необыкновенно популярным актером и часто выезжал на съемки. Болезнь Данары привела к тому, что Мкртчяну приходилось часто отказываться от хороших ролей. Но, несмотря на то, что из-за несложившейся семейной жизни Фрунзик мог быть иногда недисциплинированным актером, обычно он очень старательно готовился к работе, долго и мучительно искал образ. В первой половине семидесятых вышло не так много фильмов с его участием, тем не менее в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР - руководство республики решило отметить его роль в фильме «Треугольник», который вышел на экраны в 1967 году.

Новый виток популярности для Мкртчяна наступил во второй половине семидесятых годов. Этому поспособствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии «Мимино», в которой он вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.

Много смешных реплик, ставших позже крылатыми - «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я тебе один умный вещь скажу…» и другие, - Фрунзик придумал сам. В частности, сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде была импровизацией актера.

Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик поехал в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?»

После выхода этой картины, наполненной искрометными шутками, режиссеры снова вспомнили о Мкртчяне. Один за другим начали выходить фильмы с его участием. Мкртчян снялся в музыкальной комедии «Багдасар разводится с женой», лирической драме «Солдат и слон», сказке «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», комедии «Суета сует» и других фильмах.

Со своими друзьями и коллегами о своей сложной семейной жизни Фрунзик Мкртчян предпочитал не общаться. На людях он всегда оставался веселым, жизнерадостным человеком, большим выдумщиком и мастером розыгрышей. Он мог запросто забраться ночью по водосточной трубе под окно друга и спеть серенаду с шампуром шашлыка в руке. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «С творческих капустников, которые в театре нередко затягивались до утра, мы выходили на улицу и вытворяли такое. Помню, хорошо выпившие, мы выкатились однажды в 5 утра на центральную площадь, где стоял огромный памятник Ленину и трибуна, и устроили свой парад. Там всегда находился дежурный милиционер, но Фрунзика это не смущало, отказать ему было невозможно. Он залезал на трибуну и начинал распределять всем роли. Один из нас был Генеральным секретарем, другой - министром иностранных дел, третий - членом Политбюро. Фрунзик чаще всего изображал народ. На наши лозунги с трибуны он из толпы выкрикивал всякие ругательства. Когда милиционер хватал его за шкирку, он возмущенно кричал на всю площадь: «Это кричал не я, кто-то из демонстрантов». Мог Фрунзик с криками и воплями остановить и поздний трамвай. Забравшись на крышу, он изображал Ленина на броневике…»

Мкртчяна любили и зрители, и коллеги по работе. Георгий Данелия, снявший его в трех своих фильмах, как-то заметил: «С ним очень легко работалось. Он все время придумывал интересные ходы, и режиссеру оставалось только отбирать нужное». А Ролан Быков, благодаря Довлатяна за предложенную кандидатуру Мкртчяна на роль разбойника в фильме «Айболит-66», признался: «Ты мне подарил солнце».

Между тем болезнь жены Фрунзика Данары прогрессировала, и в начале 1980-х годов Мкртчяну пришлось поместить ее в психиатрическую лечебницу. Он остался один с двумя детьми. После этого нелегкого решения ему пришлось разрываться между работой и семьей - Мкртчян продолжал активно работать в театре и в кино. В том числе, и в картинах у своего брата, который рассказывал: «Все роли для актера дороги, потому что в каждой остается часть его души, после съемок актер просто стареет. А самой драматичной его ролью была роль почтальона в моем фильме «Песнь прошедших дней». Это во многом автобиографичный фильм. У нас во дворе во время войны жил инвалид, который вернулся с фронта в Ленинакан и работал почтальоном. Однажды нам, пацанам, дали похоронку. Мы обрадовались и с криками «ура!» принесли конверт пожилой женщине. Мы думали, что это письмо с фронта… Фрунзик на всю жизнь запомнил этот случай. В фильме он должен был играть человека, который приносит матери похоронку на ее последнего, четвертого сына… Он чувствует, что если сделает это, то просто сойдет с ума. И возле церкви почтальон начинает этот бумажный конверт есть… Этот эпизод мы снимали в городе нашего детства, в Ленинакане. Фрунзик три дня не выходил из гостиничного номера, пил. Потом вышел, небритый, с синяками под глазами, и сказал: «Я готов сниматься в этом эпизоде». С ролью он играл, как кошка с мышкой, - три дня он превращался в старика-инвалида».

В середине 1980-х Мкртчян решился на третий брак. Его новой женой стала дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна Тамара. Сразу после свадьбы молодожены переехали в новую четырехкомнатную квартиру в центре Еревана, но и этот брак Мкртчяна оказался неудачным, и спустя несколько лет он развелся.

С середины восьмидесятых годов Мкртчян практически перестал сниматься в кино. Предложения к нему продолжали поступать, но он от них отказывался, шутливо заявляя: «Разве в моем возрасте играют в кино?» А в начале 1990-х Мкртчян ушел из театра имени Сундукяна. К уходу его подтолкнуло решение коллектива избрать главным режиссером Хорена Абрамяна. Мкртчян, 35 лет отдавший театру, сам претендовал на эту должность, и решение коллег его обидело. После ухода из театра имени Сундукяна Фрунзик Мкртчян решил создать собственный театр, но руководить им Фрунзику довелось недолго.

Здоровье Мкртчяна было подорвано - врачи диагностировали у актера проблемы с сердцем, печенью и желудком. Его дочь Нунэ к тому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину, и смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. И тут без того слабое здоровье подорвала новая трагедия. Оказалось, что Вазген унаследовал болезнь матери. В 1993 году Мкртчян повез его на лечение во Францию, где выяснилось, что болезнь сына неизлечима. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Данара, они даже не узнали друг друга. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «В семье Фрунзик был очень несчастлив. У него в доме не было домашнего уюта. И пил он так страшно, я думаю, потому, что ему не хватало теплых отношений в семье».

Мкртчян вернулся в Ереван, лишенный из-за военных действий с Азербайджаном света и тепла, и здесь его ждал новый удар: умер его близкий друг - народный артист Армении Азат Шеренц. Мкртчян сам попал в больницу, где у него случилась клиническая смерть, но врачи спасли жизнь артиста. Альберт Мкртчян рассказывал: «Когда врачи поставили трагический диагноз любимой жене, а потом и сыну, Фрунзик боролся до конца. Он много работал, чтобы обеспечить им достойное лечение. А еще - страшное землетрясение в Ленинакане в 1988 году. От нашего родного дома не осталось ничего. Погибли многие знакомые, друзья. И в Ереване жизнь в начале девяностых была очень тяжелой. Зимой 1993 года практически не было освещения и отопления. А Фрунзик очень любил «Адажио» Альбинони. Мы с друзьями приспособили к его магнитофону аккумулятор от машины, и он мог слушать свою любимую мелодию».

Последние месяцы Фрунзик Мкртчян жил дома, где за ним ухаживал его младший брат Альберт, который позже рассказывал: «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома. Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно - телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не смогла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года… Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Главной его трагедией стала душевная болезнь сына, передавшаяся ему от матери. Вазген умер в прошлом году. Дочери не стало через пять лет после смерти Фрунзика. У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Брат, конечно, понимал, какой он актер. Но никогда не показывал этого. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».

На похороны Фрунзика Мкртчяна собралось огромное количество ереванцев. Прощание с любимым артистом затянулось, и похороны проходили в сумерках. Стоявшие на обочинах машины фарами освещали темные мостовые, и тысячи людей шли по улицам с зажженными свечами, пока гроб с телом артиста несли по живому многокилометровому освещенному коридору…

Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссера Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунзик желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе».

Фрунзик Мкртчян похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.

На его родине в Гюмри установлен памятник великому Артисту.

Леонид Филатов подготовил о Фрунзике Мкртчяне передачу из цикла «Чтобы помнили».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.peoples.ru
Материалы сайта www.tvkultura.ru
Материалы сайта www.rusactors.ru
Текст статьи «Слушай, как я думал, что я - один?», автор И.Вердиян
Текст статьи «Фрунзик Мкртчян: грустное солнце», автор И.Изгаршев
Текст статьи «Фрунзик по имени Солнце», автор В.Рамм

Фильмография:

1955 «В поисках адресата»
1956 «Из-за чести»
1959 «О чем шумит река»
1960 «Парни музкоманды»
1965 «Двадцать шесть бакинских комиссаров»
1965 «Тридцать три»
1966 «Айболит-66»
1966 «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
1966 «Формула радуги»
1967 «Из времен голода»
1967 «Треугольник»
1968 «Белый рояль»
1969 «Адам и Хева»
1969 «Мы и наши горы»
1969 «Не горюй!»
1969 «Вчера, сегодня и всегда»
1970 «Взрыв после полуночи»
1972 «Хатабала»
1972 «Мужчины»
1972 «Айрик» («Папа»)
1972 «Памятник» (короткометражный)
1977 «Мимино»
1977 «Наапет»
1977 «Солдат и слон»
1978 «Суета сует»
1979 «Добрая половина жизни»
1979 «Приключения Али-бабы и сорока разбойников»
1980 «Пощечина («Кусок неба»)
1981 «Крупный выигрыш»
1982 «Песнь прошедших дней»
1983 «Одиноким предоставляется общежитие»
1983 «Пожар»
1984 «Легенда о любви»
1985 «Танго нашего детства»
1987 «Как дома, как дела?»

…Когда вторая жена Фрунзика Мкртчяна стала устраивать сцены ревности без всяких на то оснований, он был готов к любому объяснению, но только не к тому, что услышал от врачей. Это поставило карьеру актера «на паузу» и навсегда изменило его жизнь.

Блестящее начало

Сын армян, спасшихся от турецкого геноцида, Фрунзик Мкртчян в 15 лет подрабатывал помощником киномеханика. Волшебный мир кино так увлек его, что парень стал посещать театральный кружок, а затем поступил в студию при театре города Ленинакана (ныне Гюмри).

Игра на сцене стала его способом борьбы с насмешками из-за слишком большого, даже по армянским меркам, носа.

«Когда Бог раздавал народам носы, спрашивал у людей, какой формы они хотели иметь орган обоняния. Русский пожелал такой, чтоб рюмку не мешал опрокидывать. Грузин, как Кавказские горы. Армянин спросил: «А почем?» Когда Господь ответил, что бесплатно, армянин произнес: «Тогда как можно больше», — будет шутить Мкртчян через много лет.


Из-за чести (1956)

Но тогда, в детстве, для него стало открытием, что недостаток может превратиться в достоинство: необычная внешность позволяла играть Сирано де Бержерака практически без грима, да и в других ролях Мкртчян был настолько хорош, что быстро стал звездой театра.

Вслед за сценой актер покорил кинематограф. Первые роли в фильмах он сыграл, еще будучи студентом Ереванского театрально-художественного института. В профессии все складывалось как нельзя лучше — чего нельзя было сказать о личной жизни.

Семейная драма


Первый брак с однокурсницей Кнарой быстро закончился разводом, что по молодости не казалось трагедией. Вторые серьезные отношения Фрунзика — с актрисой Донарой Пилосян — уже были более взрослыми.

Донара была настоящей красавицей, любившей мужа всем сердцем и получавшей такую же любовь в ответ. Они познакомились, когда она поступала в театральный вуз, быстро поженились и стали вместе работать. Донара часто сопровождала Мкртчяна на съемках — в «Кавказской пленнице» ей даже досталась эпизодическая роль жены Джабраила.

Это она печально объясняет Шурику особенности кавказских свадеб, стоя у ворот после похищения Нины.


Какое-то время дом Фрунзика Мкртчяна был полной чашей: любимая жена, обожаемые дети (дочь Нунэ и сын Вазген), признание публики и работа, на которую он шел с удовольствием. Но затем что-то начало меняться.


Донара вдруг стала очень ревнивой и подозрительной: не отпускала от себя мужа ни на шаг, скандалила, считала, что вместо гастролей он уезжает к любовнице. Фрунзик сначала успокаивал супругу, потом начал срываться сам: часто после съемок или спектаклей ему не хотелось возвращаться домой, и он шел выпивать или просто шатался по городу.

Когда обстановка дома стала совсем невыносимой, Мкртчян последовал совету друзей и записал жену на прием к психиатру. Диагноз «шизофрения» разделил их жизнь на до и после.

Актер взялся за лечение жены всерьез: показывал ее специалистам Еревана и Москвы, возил за границу. Много лет ушло на то, чтобы смириться с неизбежным: Донаре ничем нельзя было помочь, ее состояние лишь прогрессировало. Занимаясь ее здоровьем, Мкртчян отказался от многих звездных ролей — в его карьере наступило затишье.

В конце концов, он согласился на то, чтобы поместить Донару в психиатрическую больницу во Франции. Сам он должен был продолжать работать, чтобы поднимать двоих детей. Когда дочь Нунэ вышла замуж и переехала в Аргентину, они с сыном остались вдвоем.

…На этот раз он понял все гораздо быстрее: слишком уж странности в поведении Вазгена напоминали поведение его матери. Врачи подтвердили: тот же диагноз, те же перспективы. Эта новость сломила Фрунзика Мкртчяна окончательно.

Он продолжал сниматься в кино и играть в театре, но внутренне так и не смирился, что его жена и сын живут в психиатрической больнице. Когда Донара и Вазген встречались друг с другом в коридоре, они даже не узнавали друг друга.

Конец

Черная полоса ненадолго сменилась на светлую, когда Фрунзик Мкртчян познакомился с Тамарой Оганесян. Они прожили вместе несколько лет, но к шестидесяти годам актер снова остался один. Из театра, в котором он прослужил больше тридцати лет, ушел, не согласившись с назначением нового режиссера.


В кино после 1987 года тоже не снимался — говорил, что в его возрасте делать это уже поздно. Мкртчян мечтал о собственном театре и даже начал работать над его созданием, но закончить не успел.

«Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку… Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе», — объяснял родной брат актера Альберт Мкртчян.