В фотошопе есть ряд инструментов, задача которых заключается в том, чтобы самостоятельно определять границы выделенных объектов. Одним из таких инструментов является «Волшебный ластик». Он доступен во всех версиях программы Фотошоп.

Такой способ подойдёт, если необходимо удалить белый фон изображения. Другие фоновые заливки ластик не воспринимает:

  1. На панели инструментов откройте вкладку инструментов типа «Резинка». Затем кликните на элементе «Волшебный ластик»;

Рис. 1 - выбор инструмента «Волшебный ластик»

  1. Теперь следует дважды кликнуть указателем мышки на белом фоне открытого изображения. Ластик автоматически определит все границы фона и основного фото. Нажмите на клавишу Delete, чтобы удалить выделенную область. В некоторых сборках редактора Photoshop достаточно просто кликнуть указателем и выделенная область будет удалена автоматически.

Стоит заметить, что в более ранних версиях программы волшебный ластик может неидеально определять границы объекта. В таком случае после удаления фона необходимо будет увеличить масштаб картинки на 200 процентов и обычным ластиком вытереть все погрешности. В некоторых случаях, могут быть удалены белые пиксели, которые не являются составляющими фона.

Рис. 2 - результат использования «Волшебного ластика»

Как видим, ластик удалил часть меча, окрашенную в белый цвет и части костюма. Этот эффект можно легко убрать. Воспользуйтесь следующими способами:

  • Откройте панель параметров «Волшебного ластика». Проверьте пункт «Смежные пиксели» (или Contiguous). Он должен быть отмечен галочкой. Наличие этого пункта в настройках волшебного ластика позволяет инструменту выделять и удалять только те наборы пикселей, которые соприкасаются между собой. Таким образом, другие элементы картинки останутся целостными. Чтобы применить инструмент ещё раз, отменить предыдущий результат удаления фона и с уже новыми параметрами ластика уберите фон;

Рис. 3 - расположение параметра «Смежные пиксели»

  • Отрегулируйте параметр «Допуск» (Tolerance) в настройках ластика. Расположение этого пункта настроек можно увидеть выше на рисунке 3. Чем выше значение этого пункта, тем больше вероятность того, что ластик удалит больше количество обнаруженных оттенков фона. Увеличивайте параметр допуска и постепенно ластик перестанет выделять элементы объекта на картинке. Если по каким-либо причинам этим способом удалить кайму не удаётся, попробуйте на главной панели меню выбрать окно «Слой». Затем кликните на «Обработке краёв» и выберите пункт «Убрать кайму».

Результат удаления фона с применением описанных параметров:

Рис. 4 - результат удаления фона «Волшебным ластиком»

Волшебной палочки»

Ещё одним популярным инструментом для удаления фона является «Волшебная палочка». Этот элемент можно встретить в большинстве графических редакторов, в том числе и в Фотошопе. Чтобы удалить вон, сначала откройте необходимое изображение как новый проект в Photoshop. Дождитесь загрузки всех элементов панели инструментов. Теперь выберите пункт быстрого выделения. В выпадающем списке вы видите два доступных инструмента. Кликните на «Волшебную палочку», как показано на рисунке 5.

Рис. 5 - расположение элемента «Волшебная палочка»

Теперь все действия будут аналогичным тем, если бы мы использовали «Волшебный ластик»: просто наведите указатель на фоновую часть картинки и кликните по ней. После выделения фоновая область будет иметь явные границы. Нажмите на кнопку Backspace, чтобы убрать обнаруженные палочкой фрагменты.


Рис. 6 - результат выделения области «Волшебной палочкой»

Важно! Перед тем, как начинать удаление фона «Волшебной палочкой», убедитесь, что вы разблокировали фоновый слой. Это необходимо, чтобы «открепить» его от основного рисунка. Если слой не разблокирован, палочка не сможет его корректно выделить. В результате удаления могут остаться белые места или же может быть стёрта не фоновая часть фотографии.

Чтобы разблокировать фон, перейдите на панель Layers («Слои»). Кликните на значок замка, чтобы выставить его в положение «Открыто». Только потом используйте инструмент «Волшебная палочка».

Рис.6 - открепление заднего слоя в Фотошопе

Если с помощью «Волшебного ластика» часто убирают белый фон у изображений, то «Волшебную палочку» целесообразнее использовать, чтобы удалить цветные части фона.

Убираем фон внутри картинки

Часто пользователям нужно убрать фон, который не только пересекается с границами основной части картинки, но и находится внутри неё. Такой способ удаления фона пригодится, если вы работаете с чёрно-белыми изображениями или сканами рисунков.


В результате удаления фона у нас должно получиться полностью прозрачное изображение, с чётко очерченным контуром автомобиля. Для начала нужно создать копию синего канала картинки. Для этого нажмите на сочетании горячих клавиш Ctrl- L. Появится окно Уровней. Передвигайте ползунки до тех пор, пока все серые цвета стали максимально напоминать чёрный оттенок. То есть все те элементы контура, которые мы хотим оставить, должны окраситься в чёрный цвет, а все части фона, которые будут удалены, должны стать белыми.


Рис. 8 - изменение параметров уровней изображения

Нажмите на миниатюру копии канала, которая была создана в самом начале. Во время клика удерживайте нажатой кнопку Ctrl. В результате появится выделение изображение. Сделайте инвертацию с помощью нажатия сочетания клавиш Shift-Ctrl-I. Теперь нажмите кнопку Backspace на клавиатуре, чтобы удалить лишний слой. Вы можете создать его копию, нажав на Ctrl-J. После удаления фона и добавления вместо него новой текстуры получился такой результат:


Рис. 9 - итог удаления фона внутри рисунка и по внешним сторонам

Добавляем другой фон

Как правило, пользователи удаляют фон, чтобы добавить одну картинку на другую или же, чтобы заменить цвет/текстуру заднего плана фотографии. Рассмотрим, как можно поменять фон картинки, у которой предыдущий задний слой был удалён.

Добавьте в один проект рисунок с текстурой и картинку с удалённым фоном:


Рис. 10 - добавление картинок в проект

Перейдите на панель слоёв и поместите структуру наверх. Укажите параметр наложение как «Затмение» или «Умножение». Как видим, элемент проявился сверху текстуры, однако, некоторые белые части картинки также приняли цвет текстуры:


Рис 11 - результат первоначального наложения изображений

Добавьте к самому верхнему слою дополнительную слой-маску:

Рис. 12 - добавление слоя-маски

После добавления маски сотрите с объекта оставшиеся цвета текстуры с помощью «Кисти». Получившийся результат:


Рис. 13 - результат замены фона


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Фотошоп — это интересная штука, которой должен уметь пользоваться каждый! Я не буду объяснять здесь что это и как, я просто буду давать полезные уроки на понятном языке.

Как говорят многие — буду писать для чайников!

Для кого-то фотошоп — это хобби, для кого-то — способ заработка, ну или просто развлечение… А для меня фотошоп — это очередной незаменимый инструмент, без которого мне и моему блогу нет дороги!

Он помогает мне делать классные уникальные картинки (Об этом я напишу позже — у меня там свои фишки, советую подписаться на мой блог. А то вдруг статья выйдет, а вы не узнаете об этом…)

Делать различные 3D коробки и обложки, надписи и т.д

Поэтому я понемногу стал овладевать этими знаниями, и хочу начать обучать и вас! Это не будут очередные унылые и заумные уроки для профессионалов — все будет для чайников в интересном формате (друзья, здесь без обид).

По этому поводу я создаю на блоге еще один раздел под названием «Уроки Фотошоп»!

Да разделов у меня многовато, и один даже есть пустой — но вы на это не смотрите! Скоро я исправлюсь и все-все заполню полезными статьями…

Вам всего лишь нужно подписаться на мой блог и ждать их появления у себя на электронной почте! А ваши подписки — это как маяк в морской глуши, будут меня мотивировать и показывать правильный путь, и тогда не будет места для лени!

Ну что, заканчиваем с таким сказочным вступлением и пора бы приступать к теме поста…

В этой небольшой статье мы раскроем такой небольшой секрет: «Как убрать задний фон с картинки в фотошопе?»

Недавно я сам задавался таких вопросом и был в поисках ответа на него… Но теперь, все это я делаю в считанные секунды и даже друзья-блоггеры просят меня о помощи (я им не раскрыл секрета и сказал, что лучше напишу статью по этому поводу — вот они обрадуются)

Как убрать задний фон с картинки в фотошопе!

Но для начала нам понадобится программа под названием Photoshop (точнее так — Adobe Photoshop )…

Не важно какая версия но главное чтобы она была! Или можете воспользоватся онлайн Фотошопом, найдя его через любой поисковик — его возможности особо не уступают возможностям установочной программы!

Открываем наш Фотошоп…

Теперь нам нужно добавить нашу картинку для удаления фона: Файл — Открыть … (думаю тут скрин не нужен)

Я буду использовать вот такую картинку для примера (возьму и библиотеки блога, чтобы не грузить лишнее ):

P.S. А вот небольшое замечание: картинка должна быть в формате JPG , с форматами PNG и GIF такая фишка не пройдет… Но если у вас картинка не в формате JPG, то это еще не повод для расстройств — нам нужно просто сменить формат картинки!

Как сменить формат картинки?

Здесь все просто! Можно воспользоватся например программой Paint (это стандартная программка, которая есть на каждом компьютере — ну или по крайней мере должна быть)

Открываем картинку и просто сохраняем ее в уже нужном нам формате (Jpg ) без каких либо изменений!

C Фотошопом такая фишка не проходит: не хочет картинки формата PNG и GIF сохранять в Jpg

Кстати, я использую Adobe Photoshop CS6 Portable … (p.s. мне очень хорошая версия попалась)

После добавления картинки, в окне «Слои » сделайте двойной клик и в открывшемся окне нажмите «ок » (так мы сможем создать новый не заблокированный слой и в последствие произвести изменения ):

Теперь нам нужно выбрать в левой панели инструмент под названием «Волшебная палочка » (работает точнее чем «Быстрое выделение «) и с помощью нее производить клики по тем участкам картинки, которые хотим удалить… (сделали клик левой кнопкой мыши, тем самым выделив участок и нажали Delete):

После удаления фона нужно произвести сохранение (Файл — Сохранить как… ). Картинку нужно сохранять только в формате PNG , только тогда фон останется прозрачным!

В общем вот мой результат:

Возможно у меня есть некоторые погрешности, но я просто спешил — все это можно исправить, уделив больше внимания! Но главное, чтобы вы уловили саму суть…

Теперь такую картинку с легкостью можно поместить на любой фон!

Уроки фотошопа — как убрать фон… Второй вариант!

А вот второй вариант! Если честно, то он мне не по душе!

Все остается прежним, только мы используем другой инструмент, а именно — «Перо». Вообщем, смотрите картинку:

Надеюсь суть картинки понятна! Нам нужно выделять объект точечками пока не замкнется контур… Если поставили точку неверно, не переживайте — ее можно отменить (во вкладке: Окно — История , ну или кликом правой кнопкой мыши по ней — Удалить опорную точку )

Для удобного проставления точек можно использовать увеличение картинки.

Когда проставите все точки и контур замкнется, сделайте клик правой кнопкой мыши — Образовать выделенную область , ну а дальше смотрите на картинке:

После всех этих действий фон станет прозрачным, останется только сохранить картинку в формате PNG .

Почему мне не по душе этот вариант?

  • очень долго (особенно, если картинка — это не круг или квадрат=)
  • контур картинки иногда изменяет свой вид

И так как второй вариант мне не нравится, я решил записать небольшой видеоурок только по первому… Вообщем, смотрим:

Ну да, не удержался и записал про два способа=)

На видеозаписи не видно курсора во-время работы в программе — завис что-то… Но, думаю суть ясна! А еще я не добавил никаких титров, но выше написана классная статья, а еще я жду вас со своими вопросами в комментариях!

На этом все! Всем пока!

Вы умеете рисовать? А может есть желание попробовать, как это делается, и научиться основам этого увлекательного занятия? Не знаете, как сделать первый шаг? Это не так легко, но если есть желание попробовать, тогда читайте дальше, будем вместе разбираться с тем, как рисовать фигуру человека. Для работы нам понадобится лист плотной, умеренно проклеенной бумаги, несколько карандашей, мягких и средней твёрдости, и белый мягкий ластик для стирания ошибочных линий.

Общие соображения

Вопрос о том, занимает всех, кто взял в руки карандаш. Нередко начинающего художника постигает разочарование, когда он смотрит на результаты своих усилий. Обычно они сильно расходятся с тем, чего хотелось бы достигнуть. Многие на этом этапе оставляют попытки научиться рисовать. Но если вы всё-таки не отказались от своего намерения, следует изменить подход к делу. На вопрос о том, в полный рост, следует отвечать на системной основе. Прежде всего в рисовании важна последовательность и поэтапность. Для многих это прозвучит неожиданно, но перед тем как что-то нарисовать, следует хорошо подумать. А такого сложного предмета, как фигура человека, это касается в первую очередь.

Как нарисовать человека в полный рост, чтобы это выглядело убедительно?

Любой рисунок начинается с правильной компоновки, то есть размещения будущего изображения на плоскости. Делается это лёгкими карандашными штрихами, обозначающими крайние точки изображаемой фигуры. В любом рисунке следует выделить некий смысловой композиционный центр. Одно из главных правил композиции заключается в том, что этот композиционный центр ни при каких условиях не должен совпадать с геометрическим. Изображение на плоскости должно занимать примерно три четверти поверхности, оставляя свободное пространство по краям. Далее, для того чтобы ответ на вопрос о том, как нарисовать человека в полный рост выглядел убедительно, фигура его должна быть построена с соблюдением пропорций и законов анатомии. И что не менее важно, она должна твёрдо стоять на ногах или сидеть на какой-то опоре - так, чтобы это не нарушало законов равновесия. Пропорции фигуры меняются в зависимости от возраста, у взрослого человека голова составляет примерно седьмую часть роста.

Поэтапно строим фигуру

Профессиональные художники работают над этим долгими годами. В художественных ВУЗах подробно изучается Курс её специально адаптирован для художников, и при его изучении они подробно прорабатывают все имеющиеся в человеческом организме кости и мускулы, их сочленение и взаимодействие. Эти знания и навыки необходимы для грамотного построения фигуры человека. Но впервые столкнувшись с задачей о том, как нарисовать человека в рост, достаточно будет грамотно взять пропорциональные отношения между отдельными частями тела к к фигуре в целом. И понять общую конструктивную и мышечной системы. Строя торс фигуры, намечаем осевые линии, плечевой и тазобедренный пояс, суставы. Выполняя построение фигуры, прежде всего помним о равновесии. Фигура обязана твёрдо стоять на ногах. У художников для обеспечения этого требования существует проверенный приём - вертикальная линия от яремной впадины (углубление между ключицами под подбородком), проведённая на плоскость, должна не выходить за плоскость ступней. А далее самое важное - тщательно выверяем пропорции конечностей, торса и головы, строим постепенно всю фигуру.

Обобщение рисунка

Выполняя построение и прорабатывая детали, очень важно вовремя остановиться и соблюсти меру. От анализа отдельных деталей следует постепенно переходить к обобщению фигуры в целом. Как правило, это делается широкими размашистыми штрихами. Обнажённую натуру приходится изображать не слишком часто. Но элементарные знания пластической анатомии необходимы художнику в любом случае. Без них невозможно правильным образом разобраться с тем, как нарисовать одетого человека. Рисуя фигуру в любом пространственном ракурсе, необходимо видеть и представлять её насквозь. Особо следует обратить внимание на то, по каким закономерностям образуются складки на одежде. Это очень существенный элемент в изображении фигуры. Они способны подчеркнуть движение или устойчивость. Наметив общие контуры, постепенно придаём всем деталям объёмность. Моделируем форму светотенью. Особое внимание при построениях следует уделять штриховке. Штрих - важнейший элемент в арсенале художника-графика. От силы его нажима, длины и направления зависит очень много. Культура штриховки вырабатывается постепенно, по мере практики.

Перспектива

Правильное построение на плоскости любой пространственной фигуры, в частности человека, невозможно без понимания закономерностей С ней следует разобраться и понять, что все параллельные линии и плоскости имеют точку схода на горизонте. В человеческой фигуре отсутствуют но она в них легко вписывается. И чтобы убедительно ответить на вопрос о том, как нарисовать человека в полный рост, перспективное построение фигуры следует выполнять лишь после того, когда будет осмысленно её положение по отношению к горизонту. Линия горизонта должна быть намечена первой на рисунке.

Подведём итоги

Попробуем критически проанализировать своё творчество. Что получилось в итоге? Редко бывает так, чтобы начинающий художник оставался доволен результатами своих трудов. Добиться чего-то стоящего можно только в том случае, если из почти неизбежной первой неудачи будет сделан правильный вывод и работа будет продолжена. С каждым новым рисунком ошибок будет всё меньше. Таков процесс постепенного совершенствования. Все, кто чего-либо достиг в искусстве рисования, прошли его до вас. Также следует внимательно и систематично изучать наследие признанных мастеров рисунка. В вашем распоряжении альбомы репродукций и множество художественных сайтов в интернете. А кроме длительных постановочных рисунков, следует выполнять короткие наброски. В них следует ловить движение фигуры и, не фиксируясь на мелочах, добиваться максимальной выразительности линий.

11. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

Последовательность в рисунке карандашом.

(часть 2).

На предыдущем уроке рисования карандашом (часть 1) мы рассказали о начальных этапах рисования фигуры человека. Школа рисования Артинтент предлагает Вам продолжение уроков рисования натуры.

РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЕДЕНИЯ РИСУНКА.

Модель выбрана и поставлена, соответствующим образом освещена, вы ее как следует рассмотрели, «запечатлели» ее в своем воображении, мысленно как бы нарисовали, проделали ряд упражнений, то есть обогатились некоторыми знаниями, необходимыми художнику, начинающему рисовать фигуру человека.

Теперь ее нужно рисовать и рисовать основательно, то есть довести ваш рисунок карандашом до законченности, передав сходство со стоящей перед вами моделью, ее движение, пропорции, форму и характер. Задача серьезная, очень многое придется преодолеть в рисунке такого сложного объекта, каким является фигура человека. Можно растеряться, что нередко и случается, особенно у начинающих рисовать. Здесь, как и во всяком деле, требуется порядок, последовательность в ходе всей работы над рисунком.

Последовательность эта диктуется основной установкой в отношении рисунка, содержащей и характер смотрения на натуру, и привлечение необходимых знаний, и умение вести рисунок от начала до конца. Школа рисования Артинтент предлагает простой принцип: от общего — к частному — потом опять к общему, то есть от первоначального общего к передаче деталей и затем опять к общему, но уже включающему в себя детали и обогащенному ими.

С чего же начать наш рисунок?
Прежде всего, нужно позаботиться о компоновке фигуры в формате листа бумаги, взятого вами для рисования. Затем следует определить масштаб фигуры, ее верхнюю и нижнюю точки, и из взятого размера не выходить, намечая все части фигуры внутри заданного размера. Это очень важный момент: вы научитесь, таким образом, постоянно связывать масштаб рисунка с форматом бумаги или холста.

После того как вы задали размер и определили расположение фигуры, нужно ее поставить. Фигура не должна казаться падающей. Для этого обратите внимание на положение следков по отношению к плоскости пола или подиума и положение их по отношению ко всей массе фигуры. Если следки будут помечены неверно, то и всю фигуру невозможно нарисовать правильно — ноги получатся одна короче другой, и вот такая допущенная и не исправленная с самого начала ошибка поведет за собой капитальную переделку всего рисунка. Положение следков нужно определить на самой первоначальной стадии рисунка и непременно в их перспективном сок-ращении, конечно, с вашей точки зрения.

В первой стадии вашего рисунка (рис. 11) возьмите задачу поставить фигуру, определить ее высоту, пропорции, расположение и начать ее построение. Легким прикосновением карандаша покажите общую массу фигуры. Наметка эта отнюдь не должна иметь вид мягкой куклы. Зная костяк, уже в самом начале рисунка находите членения фигуры, пользуясь ее опорными точками, что даст возможность видеть пропорции и одновременно почувствовать связь форм, соответствие их основному движению модели. Опорные точки располагаются на фигуре следующим образом: яремная ямка (сзади — седьмой шейный позвонок), лобковое соединение, верхние края подвздошного гребня тазовых костей (две парные точки). Длину шеи можно отметить парными точками, лежащими на оси ушных раковин. В построении головы правильнее всего руководствоваться линией сечения, точнее плоскостью, проходящей через стреловидный шов теменных костей.

Пропорции бедра и голени находим, отмечая большие вертела бедренных костей, коленные чашки, лодыжки, внутренние и наружные, пяточную кость и концы пальцев.
Пропорции рук устанавливаются отметкой головок плечевых костей, локтя и нижних головок локтевых костей. В кисти руки опорными точками являются выступающие косточки суставов и концы пальцев.
Опорных точек можно было бы указать и больше, но на первых порах можно для охвата фигуры в целом ограничиться и этими (рис. 15).

Начиная рисование общей массы фигуры, нужно показать и главную линию построения, а для точного определения следка опорной ноги — линию центра тяжести, взяв ее по отвесу от яремной ямки (как это сделать, вы уже знаете).

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что на первой стадии рисования карандашом, когда намечается общая масса всей фигуры, нужно во что бы то ни стало воспитать в себе умение видеть фигуру цельно, то есть, прикасаясь карандашом к любому месту в рисунке, не терять из виду всю натуру и весь рисунок в целом. Когда будете смотреть на натуру, не упирайтесь в одно место, а ведите взгляд снизу вверх и сверху вниз, «впитывая» в себя всю фигуру.

Если на первых порах у начинающих рисовать такой способ смотрения на натуру покажется трудным, то с целью уяснения его попрактикуйтесь на более простом объекте.

Наша школа рекомендует такое упражнение. На бумаге, прикрепленной к стене, нарисуйте карандашом круг диаметром не менее полутора метров и в центре его поместите ясно видимую точку. Находясь от круга на таком расстоянии, с которого он хорошо, целиком охватывается взглядом, попытайтесь видеть круг, а точки в центре не видеть; потом, глядя на точку в центре, выключите из поля зрения линию окружности. Затем смотрите на точку в центре, но постарайтесь одновременно видеть и всю линию окружности — весь круг. Проделайте этот опыт несколько раз, до тех пор, пока не научитесь управлять своим зрением — умением смотреть на натуру. Тогда поймете, как можно, смотря на деталь и рисуя ее, видеть в то же время и всю фигуру.

Возьмите за правило все парные части намечать одновременно, определяя их величины, расстояния и направления. И с самого начала рисунка воспринимайте натуру как форму, имеющую три измерения и находящуюся в пространстве. Нужно помнить, что линия и пятно (когда вы перейдете к штриховке) суть лишь средства передачи живой формы.

В начальной стадии рисунка карандашом вы, не выходя из заданного размера, начали рисовать общую массу фигуры, нашли место следков, поставили фигуру и, руководствуясь опорными точками, наметили ее пропорции.

После этого непременно внимательно проверьте рисунок. Теперь есть возможность сравнивать возникшее на бумаге с натурой. Итак, взгляд на натуру, потом на рисунок. Смотрите критически, строго, как будто проверяете не свой, а чужой рисунок.
Особенно внимательно проверьте постановку фигуры и, пока не поздно, именно сейчас внесите необходимые изменения.
А затем можно продолжить рисование (рис. 12). Начинайте уточнять пропорции, ориентируясь на опорные точки костяка. На этой стадии к этим точкам можно прибавить еще несколько точек: соски, пупок, складки живота и, при рисунке фигуры со спины, ягодичные мышцы. Уточняя пропорции, можно воспользоваться античным каноном или каноном Микеланджело, учитывая, конечно, отклонения от него у вашего натурщика.

Деление фигуры античного канона предусматривает такой порядок:
1 — голова;
2 — от подбородка до линии сосков;
3 — от сосков до пупка;
4 — от пупка до лобкового соединения;
5 — от лобкового соединения до середины бедра;
6 — от середины бедра до нижней части колена;
7 — от нижней части колена до нижней части икроножной мышцы;
8 — от нижней части икроножной мышцы до подошвы.

За единицу измерения фигуры взята в данном случае голова, укладывающаяся по высоте фигуры восемь раз, причем деление мужской фигуры на две почти равные части будет на уровне лобкового соединения. Как видите, некоторые места деления фигуры совпадают с опорными точками ее построения (рис. 16).

Здесь уместно будет сказать о возможности точной проверки пропорций, но только как о методе контроля, так как развивать глаз необходимо, во что бы то ни стало. В школе рисования Артинтент пропорции проверяются «натуральным» масштабом, с точки отдаления рисующего от натуры. Если скульптор во время лепки фигуры может, подойдя к натурщику, измерить пропорции циркулем, то рисующий может, не сходя со своего места, взять точный размер фигуры, но уже в масштабе, продиктованном расстоянием вашего рисунка от натуры. Держа в вытянутой руке карандаш, отметьте части фигуры и точно отложите их на полях рисунка или на отдельном листке бумаги, где в результате возникает наметка пропорций всей фигуры «в натуральную величину», но с вашего места. Эта величина будет меньше намеченного размера фигуры в вашем рисунке (если вы находитесь от модели на расстоянии, не меньшем чем два-три ее роста). Увеличив соответствующим образом натуральный масштаб применительно к размеру вашего рисунка, можно точно проверить пропорции. Но поскольку этот способ будет иметь механический характер, пользоваться им можно только с целью проверки того, что в первую очередь и всегда должно быть сделано на глаз.

Продолжая рисование, переходите постепенно к частям фигуры и начинайте работать над деталями, не забывая все части относить к общему. Здесь вам придется встретиться с одним явлением, которое может оказаться своеобразным тормозом, задержкой в работе. Возможно, что после определения общего облика фигуры, вами овладеет робость или удовлетворение сделанным, или сознательное нежелание разрушить то общее, что наметилось в рисунке в характерной для первоначального наброска «свежести». Возникает как бы порог, но переступить его непременно нужно. Задерживаться на рисовании общего, задерживаться искусственно никоим образом нельзя. Нужно помнить, что если общее диктует величину и расположение детали, то равно и деталь помогает уточнить общее. Все взаимосвязано между собой.
«Частное вечно подлежит общему; общее вечно должно сообразоваться с частным», как говорил Гете.

Не бойтесь переходить к деталям. Не страшно, если в рисунке на какое-то время утратится полученное вами общее, появится пестрота. Это естественно в период обучения рисованию. Это, если можно так выразиться, болезнь роста, и она пройдет по мере приобретения опыта, в данном случае — в рисунке фигуры. Потом вы научитесь и обобщать, было бы что обобщать. В дальнейшей разработке рисунка, уточняя формы фигуры от больших до малых, нужно обратить особое внимание на оси различных частей фигуры. Для примера возьмем опорную ногу натурщика. Общее ее направление от вертела до подошвы следка будет такое, как на рис. 17. Но это направление не будет общей осью для всех частей ноги. Всмотритесь внимательнее, и тогда увидите, что оси частей ноги хотя и будут связаны с общим ее направлением, но сохранят свойственное каждой части свое положение. Бедро имеет свою ось, своя ось будет и у колена, и у голени, и у ступни своя ось, и у каждого пальца. И так будет у всех частей фигуры. Передать это разнообразие осей и направлений в пределах единства общего — значит еще более приблизиться в рисунке к передаче живой формы.

И в этой стадии урока необходимо рисовать легкими линиями, не допуская в рисунке нажима и черноты. Это обеспечит возможность видеть ошибки и легче их исправлять.
В общем ходе работы над рисунком фигуры карандашом встает очень серьезный вопрос о штриховке (тушевке), о моделировке формы средствами пятна, или, как говорят, средствами тона.

Правда, рисунок фигуры карандашом, может быть выполнен одними линиями без тушевки (штриховки), и в руках опытного и талантливого мастера рельеф фигуры (формы ее) будет выражен и линией. Таких рисунков мы знаем много, любуемся их свежестью и легкостью выполнения. Но ведь это рисунки мастеров, много и постоянно изучавших натуру, прошедших школу рисования, понявших форму, в результате чего только и возможна такая вот как бы легкая передача фигуры в рисунке скупыми линиями. Не нужно забывать, что эта выразительная линия в рисунках мастеров могла появиться лишь в результате верно увиденной, изученной и понятой формы, творческого обобщения ее, свойственного индивидуальному характеру каждого дарования. Иногда мы узнаем и способ выполнения таких рисунков. Имеются достоверные сведения, что В. А. Серов для рисунков к басням И. А. Крылова делал очень детальные, подробно отработанные рисунки животных с натуры, а затем, перенося их с помощью кальки на новые листы, отбрасывал «лишнее», достигая, таким образом, подкупающей выразительности предельно минимальными средствами.

Но на первых порах учебного рисования для начинающих решение такой задачи будет преждевременно и непосильно. Поэтому изучайте и передавайте форму средствами и линий и штриховки. Но при этом нужно заметить, что штриховка неотделима от линии в рисунке.
Нельзя рисовать сначала законченный контур, а потом его растушевать. Как только определятся в вашем рисунке постановка, пропорции и построение фигуры, начинайте попутно вводить штриховку (тушевку) — пусть линия и тон объединятся вместе и поведут рисунок по пути приближения к передаче живой формы и характера модели. Но свет, полутон, тень и рефлекс, которые видим в натуре, не бесформенные пятна; они неразрывно связаны с планами, гранями формы. Поэтому, прокладывая их и тушуя, нужно, если так можно сказать, штриховкой рисовать, то есть лепить форму, как бы чеканя ее.
Школа рисования Артинтент использует подобный прием, преследующий цель воспитания объемного видения, заставит смотреть не на линии, между которыми заключена та или иная форма, а «держать в глазу» всю форму целиком.

При переходе к моделировке формы обычно встречаешься у учащихся и начинающих рисовать с двумя ошибочными положениями.

Во-первых, рисуя на плоскости листа, забывают о необходимости эту плоскость как бы разрушить и нарисовать фигуру в пространстве. В результате получается, будто это барельеф фигуры, приклеенной к поверхности листа, и вглубь листа формы фигуры не продолжаются. Происходит это потому, что, не воспитав в себе объемного видения (о важности которого неоднократно уже говорилось), учащийся срисовывает, переносит на бумагу видимые пятна света, полутона и тени в пределах плоскости обращенного к нему фасада фигуры. В результате фигура «прилипает» к бумаге. Дело здесь не в том, что неверно могут быть взяты отношения света, полутона и тени. Основная ошибка заключается, как сказано выше, в неумении правильно представлять себе форму в пространстве, в первую очередь, и от неумения связывать эту форму с фоном на самом рисунке. Вторая серьезная ошибка заключается в том, что, моделируя формы фигуры, начинающий рисовать, недостаточно изучив их, придает им излишне закругленный вид. Форма получается как бы выточенной на токарном станке.

Поэтому, моделируя форму, рассматривая ее внимательно и подкрепляя эту работу знанием анатомического устройства формы, смотрите и помечайте в рисунке ее планы, обращенные к вам под различными углами (по отношению к вашей точке зрения).
Ребра этих планов — «граней» формы — нужно рисовать, отмечая, не теряя их из вида в течение всего времени работы над рисунком, вплоть до его окончания.

Когда мы говорим на уроках рисования, что все формы фигуры можно свести к формам простейшим, это не значит, что голову нужно моделировать, как шар, руку, как цилиндр и т. д. Голова имеет определенные грани, обусловленные ее строением (это вы уже знаете), также и рука, и любая другая часть фигуры. Это грани смягченные, но все же грани, планы, обращенные по-разному, расположенные в различных направлениях. Если вы представите ту или иную часть фигуры, скажем, руку или ногу в поперечном ее сечении, то «граненность» их будет совершенно очевидна.
Допустим, вы начинаете рисовать торс фигуры и постепенно уточняете его моделировку. На первый взгляд, вроде как бы у торса нет никаких граней; но начните обходить фигуру, и вы увидите, что часть торса будет принадлежать переднему фасаду фигуры, другая часть обращается к боку, образуя боковую поверхность, какая-то часть принадлежит заднему фасаду фигуры и т. д. И где-то ведь будут границы этих переходов, как бы ребра граней (планов) торса, обращенных в различные стороны. (На уроках рисунка в нашей школе рисования мы настойчиво рекомендуем рассмотреть, обходя, натуру полностью.) Значит, намечая торс с определенного места, нужно эти планы — грани — сразу и рисовать, начиная с больших, основных, и при детальной моделировке не терять их из вида.

На одном рисунке Дюрера, сделанном, несомненно, с пояснительной целью, мы видим, что торс в верхней его части как бы заключен в контуры «ящика» с четким обозначением его граней (рис. 18).

Посмотрите внимательно на пальцы руки, и вам будет ясно, что каждый палец имеет грани, иногда смягченные, неясно выраженные, но все же грани, и моделировать пальцы как цилиндрики будет неграмотно.
И так — необходимо научиться рисовать каждую форму от большой до маленькой.

Увидеть грани формы, планы ее — это и есть, в сущности, видеть форму, объем, а линия «окраения» будет с определенного места не чем иным, как сильно сократившейся гранью формы.
Если передана граненность формы, нарисованы ее планы, ваш рисунок в какой-то период будет выглядеть несколько угловатым. Потом, от рисунка к рисунку, вы найдете меру этой «угловатости», разные степени ее в передаче различных форм, научитесь видеть и передавать разнообразие форм, обогащающих то общее, сохранить которое нужно при окончании рисунка.
Продвигая работу по пути дальнейшего уточнения рисунка и детальной отработки формы, нужно взять за правило постоянную проверку рисунка целиком и во все моменты его выполнения. Нельзя думать, что, проделав те или иные уроки рисования, можно считать обучение рисунку законченным, верно решенным и к уточнению его не возвращаться.

Постановка фигуры, определившаяся в самом начале, должна проверяться до конца рисунка; точно так же и пропорции, и движение фигуры и т. д.
Рисование деталей и подробной характеристики формы немыслима без связи их с фигурой в целом, и должна способствовать более верной передаче именно цельного, общего во всей фигуре: в поставленной позе, ее движении, ее характере. Поэтому замеченные ошибки необходимо исправлять в процессе всей работы над рисунком. Задача рисования заключается не в том, чтобы «изготовить» рисунок, а в том, чтобы путем постоянного сравнения, сделанного с натурой, научиться видеть ошибки и уметь их исправлять, приобретая, таким образом, возможность двигаться дальше и от рисунка к рисунку совершенствовать свое мастерство.

Приближаясь к окончанию рисунка, нужно будет с особенной внимательностью отнестись к моменту передачи общего, но общего, обогащенного целым рядом подробностей, характерных для фигуры человека, то есть ваш рисунок как бы вступает в последнюю стадию рисования. И этой стадией будет, то необходимое обобщение, которое предполагает естественную гармонию, художественную согласованность всех частностей в рисунке фигуры так, как это есть в самой натуре. Скажем, в вашем рисунке появились планы света, полутона, тени, рефлексов, которыми вы лепите форму. Возможно, появились пестрота, дробность формы, и это у вас вызовет чувство беспокойства. К примеру: вы моделируете торс фигуры, передали грудные мышцы, нарисовали впадины на местах окончания грудной клетки, пометили проступающие ребра, мышцы живота. Вы очень старались внимательно это рисовать, и каждую из этих деталей сопоставляли с общим, а вышло пестро. Но в натуре нет этой пестроты, все на месте. Тут нужно, отойдя от рисунка, быстро переводить взгляд с рисунка на модель, потом с модели на рисунок. И увидите: что-то в рисунке не добрали, что-то перехватили. А может быть, какие-то места «выскакивают» из рисунка, какие-то наоборот, «провалились» — значит, следует проверить, не нарушилась ли форма торса. На это и необходимо обратить внимание и замеченную пестроту устранить; где нужно, что-то усилить, кое-что ослабить или исправить величину и направление планов некоторых форм.

Итак, нужно просмотреть весь рисунок. Проверка поможет в передаче общего тона рисунка, в его тональном масштабе (в данном случае тональный масштаб берется по отношению к условному фону листа белой бумаги). Заканчивая рисование, стараясь не упустить из виду передачу цельности фигуры, нужно помнить о связи форм, их подчинении основному движению фигуры в данной постановке.

О подчинении деталей фигуры ее основному движению будут посвящены следующие уроки рисования.
Но мы считаем необходимым уже сейчас обратить внимание на этот важный момент, поскольку его обязательно надо учитывать и при передаче фигуры в любой, самой простой позе.
Вполне возможно, что некоторые из частей фигуры будут выглядеть на рисунке как бы изолированно, от вашего взгляда может ускользнуть связь их между собой, нарушится внутренний ритм, ощутимый в движении живой фигуры. Ведь в фигуре человека при разнообразии частей все проникнуто единством, а у нас в рисунке может оказаться разнообразие, но без единства. Значит, в какой-то момент было потеряно чувство общего. И это вполне естественно на первых порах обучения рисованию, так как нужно много поработать, рисовать, а главное при этом — все время следить за собой, контролировать себя в течение всего выполнения рисунка, чтобы и детали были отработаны и вместе с тем не разрушено общее. Ошибки в этом отношении должны быть немедленно исправлены, а в особенности при окончании рисунка, когда встанет вопрос о рисунке обобщенном, гармоничном. Тогда нужно строго, без жалости к своей работе, сравнивать рисунок с натурой и, не смазывая подробности, включить их в общий ритм движения фигуры человека.

В период завершения рисования, когда рисунок из целого ряда моментов как бы собирается в единое целое, нужно обратить внимание на возможность более точного выражения формы фигуры. Это относится к рисованию любых объектов. И лучше, если понимание того, о чем пойдет речь, уже усвоено на более простых предметах (смотрите вышеизложенные уроки рисования карандашом). И опять это связано со способом смотрения на натуру. Вы уже знаете, что фигура воспринимается как объект в пространстве, и внешний контур ее получится в результате правильной передачи формы, то есть сократившийся план, грань формы и будет ее «окраением».
Следовательно, рассматривая фигуру как совокупность различных форм, мы видим не линии, а формы, находящиеся на разном от нас удалении, как бы входящие одна в другую. Обусловлено это анатомическим строением фигуры и положением ее по отношению к точке зрения рисующего (анатомия и перспектива). Школа рисования Артинтент проводит цикл занятий по перспективе, где подробно разбираются вопросы с перспективными сокращениями натуры.
Поэтому, приближаясь в рисунке к уточнению внешнего контура на основе проработки формы, обратите внимание, как одна форма входит в другую, какая-то форма к нам ближе, следующая подальше, некоторые повернулись так, другие иначе — все живет, переливается, и мы ощущаем красоту пластики живого организма. Во всяком случае, должны ощущать (рис. 19).

Нужно научиться видеть это и, рисовать, подкрепляя виденное знаниями анатомии. Тогда в вашем рисунке (конечно, не сразу) появится правильное понимание внешнего контура, он станет живым, где-то почти незаметным, где-то более четким, контур не будет безразлично одинаковой линией, обводящей границы формы.

На уроках рисунка в нашей школе рисования было подмечено следующее явление. В стремлении приблизиться к передаче в рисунке единства многообразных форм фигуры, начинающие художники, решая задачу подробной моделировки форм, упускают из виду, что по массе своей различные формы, и моделироваться должны различно. У начинающих рисовать есть тенденция одинаково внимательно все разглядеть и одинаково тщательно все разделать. Между тем, внимательно разглядеть — значит увидеть и передать контраст различных форм. Например, бедро не может быть моделировано так, как коленный сустав, ступня должна быть отработана иначе, чем голень; бедро как большая форма потребует более свободной широкой лепки; ступня как форма с целым рядом мелких детальных членений должна прорабатываться более сухо, мелкими планами.
Разнообразные моделировки различных по характеру своего устройства форм фигуры, при сохранении единства целого, также будут способствовать появлению в рисунке жизненных и правдивых черт живой натуры.
Весь ход работы над рисунком фигуры, как обнаженной, так и одетой: постановка, пропорции, построение, моделировка формы и прочее — отнюдь не означает, что в рисунке должна отсутствовать забота о передаче характера модели и ее сходства. Нельзя рисовать какую-то фигуру вообще. Перед нами каждый раз живой человек с присущими именно ему и только ему характерными особенностями, о чем уже и говорилось ранее. Поэтому стремление передать в рисунке сходство с моделью, передать характерные особенности именно этой модели должно быть заботой начинающего художника от начала до конца. Заканчивая рисование, непременно нужно поглядеть, не утерялось ли это сходство, не получилась ли на рисунке какая-то фигура вообще, проверить, что же послужило причиной потери сходства, почему утратились черты характера человека. И, если возможно что-то поправить, это нужно сделать.

Такая оговорка: «если возможно» — приводится потому, что решить одинаково успешно целый ряд задач в одном рисунке на первых порах будет затруднительно, а для начинающего рисовать фигуру, пожалуй, и очень трудно. Поэтому, будете ли вы рисовать в группе или в одиночку, составьте определенную программу, курсы рисования с последовательностью постановок, с включением в него ряда как бы вспомогательных, краткосрочных рисунков, которые помогут укрепиться в понимании и умении решать определенные задачи, связанные с рисунком всей фигуры. Так, например, ряд быстрых рисунков можно посвятить постановке фигуры, то есть упор сделать на передачу постановки. Также можно сделать ряд рисунков, чтобы попрактиковаться в передаче пропорций. Такого рода вспомогательные рисунки, в которых внимание сосредоточивается на определенных моментах рисования, на отдельных слагаемых из общей суммы задач рисунка фигуры в целом, окажут существенную помощь в ведении рисунка длительного, куда и будет перенесен опыт, полученный во вспомогательных заданиях. Разумеется, эти упражнения должны идти попутно, параллельно длительным урокам рисования натуры.
Очень важно, чтобы занятия карандашного рисунка проводились систематически, лучше всего ежедневно. И как было бы хорошо, если бы постоянное желание рисовать с натуры сопровождало всю жизнь художника, какую бы область изобразительного искусства он себе ни избрал.
Составляя для себя программу по рисунку, разбейте ее на несколько разделов, в которые внесите уже более подробное перечисление постановок.

Школа рисования Артинтент проводит в программе по курсу рисунка фигуры следующие занятия:
1. Уроки рисования - Стоящая фигура.
2. Уроки рисования - Фигура в сильном движении.
3. Уроки рисования - Сидящая фигура.
4. Уроки рисования - Фигура в ракурсе.
5. Уроки рисования - Группа из двух фигур.

В каждый из таких разделов можно включить несколько постановок. Скажем, в разделе «Стоящая фигура» первой постановкой будет фигура в классической позе с упором на одну ногу. Следующую постановку можно усложнить, введя дополнительную точку опоры, затем поставить модель в несложном движении и т. д. Так нужно разнообразить постановки в каждом разделе программы при том непременном условии, что позы будут естественными, пластичными, о чем уже говорилось выше и что хотелось бы особенно подчеркнуть.

Различными могут быть и фоны постановок; если в первых упражнениях лучше пользоваться светлым нейтральным фоном, то в следующих поста-новках фон можно взять по отношению к фигуре более темным; интересно использовать и драпировку и, наконец, поставить модель в пространстве на фоне комнаты. При всем разнообразии постановок нужно помнить, что главным здесь будет фигура человека, на ней и нужно сосредоточить все внимание, ее и выделить всеми имеющимися в вашем распоряжении средствами: освещением, драпировками, фоном.

Можно привести большое число учебных постановок различных времен и школ, рисунков, разнообразных по характеру и задачам. Многие из них опубликованы в соответствующих изданиях. Часть учебных рисунков, выполненных художниками, ставшими впоследствии выдающимися, находится в экспозициях картинных галерей и музеев.

После рисунка с натурщика в простой классической позе с упором на одну ногу можно несколько усложнить постановку примерно так, как это видно на рисунках А. А. Иванова.

На одном из них фигура с небольшим разворотом торса (рис. 20), на другом — слегка опирается согнутой рукой на подставку (рис. 21),

на рисунке А. П. Лосенко обе руки натурщика лежат на подставке, всю тяжесть торса держит одна нога (рис. 22).

И. Е. Репин в «Натурщике с мечом» увидел и передал связь форм, сопряженных с характером основного движения всей фигуры (рис. 23).

Приемы исполнения этих рисунков различны. А. А. Иванов моделирует формы штрихами; у А. П. Лосенко — скупая, но энергичная лепка; рисунок И. Е. Репина отличается мягкой моделировкой. По-разному решается и связь фигуры с фоном. На двух рисунках А. А. Иванова: «Молодой натурщик с палкой в протянутой правой руке» и «Молодой натурщик с поднятой правой рукой и палкой в левой» — фон темный. У А. П. Лосенко фон тронут лишь местами. В рисунке «Натурщик с мечом» И. Е. Репина фигуры «привязаны» к фону бумаги.

В заключение хочется сказать еще раз, что умение рисовать карандашом фигуры человека приобретается только в процессе изучения натуры. Школа рисования Артинтент постоянно соблюдает этот принцип в программе обучения рисованию.

Этот статья, поможет освоить основные принципы построения фигуры человека. Пропорции тела являются тем моментом, с которым начинающий художник должен быть наиболее осторожным на ранней стадии своего обучения. Но большинство, включая меня во время моих первых лет творчества, игнорируют эти знания. Теперь мне кажется, что пропорции — это один из основных моментов в рисовании человека . Данный материал показывает что нужно быть более осторожными с пропорциями человеческого тела (особенно женской фигуры), когда Вы рисуете . Есть много детальных книг и сайтов на эту тему, и то, что Вы прочтете здесь, на самом деле просто старый способ, которым я определяю пропорции собственных рисунков. Вы, наверное, читали во многих иллюстрированных книгах про правило восьми голов. В живописи идеальное тело имеет высоту 8 голов . Тем не менее, пропорции тела каждого отдельного человека относительны, и иногда могут достигать от 7 до 9 в зависимости от физиологических особенностей и взгляда художника. Тоже обстоит и с героями мультфильмов. Так как в основном искусство комиксов прославляет совершенную человеческую форму, то правило восьми голов применяется и при создании мультипликационных шедевров. Мы предлагаем вам начать свое изучение пропорций, рисуя своих героев в простых позах (стоя или в позе сидя).

Рисуя фигуру человека, всегда начинайте свой рисунок с осей и направляющих. Это облегчит задачу, и Вы сможете задать пропорции и позу сразу, не слишком вдаваясь в подробности. Справившись с основой вашей фигуры, будет очень просто завершить рисунок. Художники часто рисуют женские тела слегка изогнутыми с выпуклыми бедрами и тонкой талией. На рисунке необходимо сразу же определить размер головы, это будет ваш «сантиметр» для остальной части тела, которым Вы будете пользоваться в дальнейших измерениях. Я, как правило, как можно более детально на данном этапе, но это моя прихоть, а не правило.

Пропорции длины головы будет Вашей основой для правила восьми глав.

  • От подбородка до середины груди укладывается высота одной головы; у женщины, как правило, эта линия может указывать на середину грудной области вокруг сосков.
  • Расстояние от подбородка до плеча обычно равно 1/4 длины головы.
  • Расстояние от груди вниз до живота (области пупка) также пропорционально высоте головы.
  • Если отложить от пупка по убыванию вниз наш «сантиметр», то попадем как раз на низ интимной зоны.
  • Высота одной головы до половины области бедер.
  • На голову ниже — верхней части ног, отложив еще одну величину головы, окажемся чуть ниже колен.
  • Продолжая откладывать базовый размер, получим более или менее половины голени.
  • И последняя из восьми голов вниз попадет в точку чуть ниже лодыжки.

Если вы заметили, нога не является элементом измерения, то есть импровизированным «сантиметром». Это потому, что длина женских ног в действительности может меняться в зависимости, от того какова высота обуви. Кроме того, я заметил, что некоторые художники имеют различные варианты длины, когда дело доходит до ног, где иногда разные части могут быть немного короче или длиннее. В основном это зависит от анатомического предпочтения.

Ширина плеч так же бывает разной в зависимости от физиологического строения человека. Но обычно она равна размерам двух голов, расположенных рядом, одним ухом к другому. Не делайте этот размер менее чем две ширины, чтобы не получить странный силуэт. Бедра также не одинаковы у всех людей. Их ширина, как и плечи, приблизительно равна двум размерам головы, может чуть больше, но никак не меньше чем две головы вместе без ушей. Вопреки некоторым мнениям, плечи женщины действительно могут выглядеть более широким, но только в редких случаях, когда всё её тело мускулистое. Широкие плечи, тонкая талия и относительно широкие бедра могут способствовать сексуальности фигуры. Длина рук обычно не вызывает проблемы у новичков. Расстояние от плеча до локтя равняется одной высоте головы и еще половине ее. От локтя до запястья также можно отложить размер головы.

Люди состоят из основных геометрических фигур, которые в конечном счете вместе представляют собой одно целое. Как при , и других частей лица мы опираемся не только на знания пропорций, но и на наше восприятие окружающего мира, так и при построении фигуры человека изображение зависит от того, как Вы интерпретируете различные части тела. Для каждого новичка на ранней стадии обучения требуются обширные знания и понимание в области анатомии. Представьте себе робота и как он сконструирован. В нем цилиндрические формы для рук и ног, эллиптические формы плеч и соединений, таких как колени и запястья. Бюст, как Вы помните, располагается на линии, удаленной от подбородка вниз на величину головы. Это то место, где на самом деле будет середина бюста.

Всегда старайтесь использовать свободные изогнутые линии , особенно когда изображаете женщину. В человеке нет прямых линий. Все люди сверху покрыты мягкими мышцами, и это должно быть видно, в ваших рисунках. На этом этапе вы можете очень четко увидеть, есть ли вещи, которые Вы должны поправить: осанка, и тела. Важно внести все необходимые изменения сейчас, перед тем как закончить рисунок. Если все в порядке, вы можете пойти дальше и сделать последние штрихи.

Для построения фигуры девушки я использовал карандаш твердостью HB, потому что его легче сканировать на компьютер. В общем, обычно для рисования, я беру один лист бумаги, стерку, карандаш 2Н, чтобы построить свой рисунок и карандаши H или HB для штриховки. Когда фигура построена, все что остается сделать — это нарисовать одежду. Затем следует удалить старые и ненужные линии, но для этого урока я оставил их, чтобы показать, как все делается на этапе прорисовки.