Педагог: А вот наш камень что показывает?

показывает: прямо пойдешь - в художественную мастерскую попадешь, налево пойдешь – в музыкальную гостиную попадешь, направо пойдешь - в художественную галерею попадёшь.

Какая же стрелка мигает и куда она указывает? (Картинная галерея). Как вы думаете, что мы сможем увидеть в картинной галерее?

А какие именно картины мы будем сегодня рассматривать?

Слайд 3 (Картина Васнецова В. « Три богатыря»)

Эта одна из самых лучших картин русской живописи. Виктор Михайлович Васнецов писал её 27 лет. Для того, чтобы написать её, художник изучил множество былин, сказаний, слушал произведения музыкантов, написал множество эскизов.

Кто изображен на картине Виктора Михайловича Васнецова?

Педагог: Что делают богатыри в чистом поле?

Как зовут богатырей?

Какими словами можно описать каждого богатыря

Кто из богатырей изображен в центре картины?

Почему вы так решили?

Алеша Григорьев приготовил нам небольшой рассказ об Илье Муромце.

А что еще вы знаете о богатыре?

В центре картины, на вороном коне сидит Илья Муромец-крестьянский сын, славный богатырь. Самый старший из богатырей. В его облике чувствуется сила. У него строгое лицо и борода с проседью. Одет Илья Муромец в железную кольчугу, на голове шлем. Вооружен богатырь палицей, копьем и мечем. Зорко всматривается богатырь вдаль.

Кто изображен по правую руку Ильи Муромца?

Послушаем рассказ Коли Щербакова об этом богатыре.

Опишите, как он одет, какое у него лицо? Почему он одет богато?

Добрыня Никитич - ловкий, смелый. У него русые волосы и борода. Одет богато, нарядно. Потому что у него красный щит и белый конь. Он уже вынимает острый меч из ножен, как будто сейчас ринется в бой.

Кого победил Добрынюшка?

Педагог: А кто по левую руку от Добрынюшки?

А в какой семье родился Алеша?

Чем он прославился?

Чем побеждал Алеша своих врагов?

Алеша Попович - смелый и храбрый,но не такой сильный, как Илья Муромец и Добрыня Никитич.. И конь у него смотрит в другую сторону, но все примечает. К коню прикреплены гусли и лук со стрелами.

А я еще хочу добавить. Обратить ваше внимание на пейзаж. Богатырей окружает степь, позади них холмы, а вокруг свинцовые тучи. А над богатырями светлые облака.

Как вы думаете, почему художник так изобразил?

Подумайте, какие чувства у нас вызывает эта картина?

Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: "и я детям и внукам наказываю - не ходить войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется". Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания - от былинных богатырей. Испокон веков были люди, которых любил народ, чьи имена хранил в сердце своем. Это те, кто бедных защищал, кто землю русскую оберегал, слабых в обиду не давал.

Внеурочное занятие для младших школьников

Конспект занятия, составленный методистом, педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦВР "Гармония" г. Тихорецка Краснодарского края Шилко Надеждой Алексеевной
Цель:
- показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей, воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории.
Задачи:
- развивать музыкальное мышление, чувство ритма, воображение;
- создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных произведений;
-поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей;
-воспитывать в детях гордость за свой народ, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны;
-раскрытие образов героев - богатырей в каждой исторической эпохе с помощью музыки.
Ключевые понятия: русский богатырь, воин-монах, храм, колокольный звон, благовест, Родина, Отечество, мужество, любовь к Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, детские музыкальные инструменты.

Возраст обучающихся: 6-10 лет

Ход занятия

I Организационный этап

Звучит запись песни «Богатырская наша сила».

Методист : Ребята, вы уже догадались, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (о богатырях)
Правильно, сегодня мы узнаем о наших славных русских богатырях.
Кто же такие богатыри, какие они? (сильные, храбрые, защитники Родины).

А сейчас проверим, правильно ли вы отвечали. Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь (обращение к словарю)

II Проверочный этап
«Богатыри – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой».
Слово «богатырь» очень древнее, оно встречается в летописях, начиная с 13 века.
«Богатырь - человек рослый, дородный, дюжий и видный;
необычайный силач;
смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

Каких богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).

III Подготовительный этап
Посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Кто на ней изображен? (на картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).

Как изображены богатыри? (художник изобразил богатырей в виде сказочных героев).
Как вы догадались, что это русские богатыри? (по внешнему виду, по снаряжению).

Отгадайте, пожалуйста, загадки о богатырском снаряжении (отгадывание загадок с последующей взаимопроверкой).
1.Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
2.Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
3.Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же…(Меч)
4.Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)

IV Основной этап
А теперь давайте внимательно рассмотрим каждого героя картины.
В центре на дородном, могучем вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын.
Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Палица - "палка, посох, полено", ударное или метательное оружие из прочных и тяжелых сортов дерева.

Во что одет Илья Муромец?
Правильно, одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
Как вы думаете, почему его называют Муромец?
Илья Муромец родом из Муромского села Карачарово, что во Владимирской области. Но он не только былинный герой – он русский святой воин-монах. День памяти Ильи Муромца - 1 января, каждый Новый Год начинаем с воспоминания великого Русского воина.

Из-за поразившей с детства немощи ног Илья неподвижно прожил 30 лет в смирении, любви и молитвах к Богу. Предания донесли до нас чудо исцеления будущего защитника земли русской. Однажды, когда немощный молодец находился в одиночестве, ему явились святые старцы и говорят властно: «Поди и принеси нам напиться». Воспитавший в себе монашескую кротость и послушание, Илья искренне желает выполнить волю старцев и встает на ноги, получив при этом силу свыше. И через всю свою жизнь несёт веру, как крепкий меч, помогая не только бороться с врагами Отечества, но и утверждать на русской земле православную веру. Илья Муромец – почитаемый на русской земле – святой воин.
Илья Муромец строил храмы на родной земле, а также соборную церковь в городе Киеве.

Троицкая церковь в селе Карачарово, по преданию, была заложена богатырем. В настоящее время храм находится в стадии восстановления. Местное предание гласит, что в основании церкви лежат три вековых дуба, вырванные из земли и внесённые в гору самим Ильёй Муромцем.

Что напоминает вам форма купола? Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани (сражении), которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Звучит колокольный звон.

Педагог музыки : Различают несколько видов звона. Благовест - это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором. Слово "звон" также имеет узкий смысл, означающий удары в несколько колоколов одновременно.

По своей внешней форме колокол - не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.
Давайте мы сейчас вместе с вами поиграем. Один колокол мы назовём – Дон. А два колокола – Дин-Дин. Мы будем с вами поочерёдно называть их имена, а теперь мы с помощью музыкальных инструментов изобразим колокольный перезвон.
А теперь давайте попробуем передать колокольный звон на музыкальных инструментах.

Игра на музыкальных инструментах «Колокольный перезвон».
Методист: Ребята, есть такое выражение «Бить во все колокола». Оно произошло из древности и означает бить тревогу, собирать всех для защиты Родины.
Вернёмся к героям картины «Богатыри».

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука.
Самого молодого богатыря, который стоит слева от Ильи Муромца, зовут Алёша Попович. Его отличает не сила, но мужество, удаль, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие - с другой.
У русских богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы стать за честь Родины против недруга, за Отчизну, если понадобится, сложить голову.

Ребята, что для каждого из нас означает слово Отечество? Правильно, это место нашего рождения, это наша страна, это наш народ.

Какое слово близко ему по значению? (Родина). Какие хорошо известные родные слова мы слышим в словах РОДИНА и ОТЕЧЕСТВО? (родить - мать, отец)
А как стать богатырями? Правильно, нужно заниматься спортом. Но для начала приучитесь делать зарядку. Сейчас мы сделаем её и станем немножко сильнее.

Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь – вот он каков: (Показывают силача)
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко – зорко наблюдал, (Ладонь к глазам)
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!

Как вы думаете, богатыри остались в древности, в сказках или они во все времена жили на русской земле?
Посмотрите на слайд. Перед вами картины, на которых изображены воины-герои Великой Отечественной войны. Можно ли назвать этих людей богатырями?
Это богатыри, потому что они любили и защищали Родину в годы войны. Сильные духом и смелые, они пожертвовали своей жизнью ради достойной и мирной жизни других людей.
А в наше время, сейчас есть богатыри-защитники России? Кто стоит на защите Родины? Кто охраняет её границы и бережет спокойный сон её детей? Кто сражается в современных войнах?

Это молодые солдаты, воевавшие в Чечне, которые сложили свои головы за мирное небо. Это наши десантники и моряки. И сейчас такими героями мечтают стать современные мальчишки, это наши будущие воины.

Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли и духа, любящий свою Родину, – тоже богатырь.
А сейчас давайте послушаем музыку.

Звучит «Богатырская симфония» (главная тема)
Слушание «Богатырской симфонии».

Педагог музыки: Есть ли сходство музыки с образом богатырей на картине?
В чём оно заключается?
(Музыка наполнена могучей силой, звучит мужественно, сурово и мощно).
В обоих произведениях воплощены черты характера, которые всегда присущи русскому народу. Вот почему эти произведения не теряют силы своего воздействия и в наши дни. И в картине и в музыке – главные герои это люди, могучие, сильные, характер которых раскрывается в критических ситуациях.

Что можно сказать о характере и качестве главной темы?
(Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый. Звучит в низком регистре у струнных, передает клич, призыв, воплощает неодолимую силу героев).

Звучит «Богатырская симфония» (побочная тема)
Каков характер побочной темы?
(Певучая, светлая, распевная, близка народной песне, звучит у виолончелей. Это образ Родины).

Какая из тем рисует нам богатырский образ?
(Первая то есть – главная).
Делаем вывод, что в музыке переданы два образа: первый- это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине, природе.
Методист: Скажите, ребята, а в мирное время богатыри бывают?
Кто они?

Богатырями мы называем наших спортсменов. Например, это Алексей Немов – четырёхкратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике, обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством», ордена Мужества, ордена Почёта.
Александр Карелин - трёхкратный олимпийский чемпион по греко – римской борьбе, Герой Российской Федерации, награждён орденами Дружбы народов, Почета, «За заслуги перед Отечеством».

Хочу вас, ребята, познакомился ещё с одним «русским богатырём» - Иваном Максимовичем Поддубным, легендарным борцом, своими победами прославившим Россию на мировой арене.

На родине Поддубного (городе Ейске) установлен мраморный бюст "Чемпиону чемпионов". На памятнике золотыми буквами высечено: "Здесь русский богатырь лежит».

V Контрольный этап
Методист: Ребята, ответьте пожалуйста на мои вопросы.
- Кто такие богатыри? (Богатыри – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой).
- Кто изображен на картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»? (На картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец). Расскажите о них.
- Что напоминает нам форма купола? (Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани (сражении), которую ведет Церковь с силами зла и тьмы).
- Что такое благовест, перезвон. (Благовест - это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором).
- Ребята, что для каждого из нас означает слово Отечество? (Это место нашего рождения, это наша страна, это наш народ). Какое слово близко ему по значению? (Родина).
- Скажите, ребята, а в мирное время богатыри бывают? (Богатырями мы называем наших спортсменов, чемпионов мира).

VI Итоговый этап
Педагог музыки: И на нашей малой Родине были и есть воины и богатыри земли Кубанской – кубанские казаки. Давайте мы вместе с вами исполним песню «Кубанские казаки».

Исполнение песни «Кубанские казаки».

VII Рефлексивный этап
Сегодня я узнал (а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял (а), что…
Я почувствовал (а), что…
Я приобрел (а)…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Список использованной литературы, сайтов
1.Былины/ Под ред. Подивиловой О.В., Нечаева А.Н. – М.: Самовар, 2010г.
2.Илья Муромец и Соловей-разбойник. Сказки о русских богатырях. – М.: Эксмо, 2012г.
3.Русские богатыри. – М.: Эксмо, 2014г.

Слайд 2

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

  • Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.
  • Слайд 3

    За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.

    Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    • Константин Васильев «Русский витязь»
  • Слайд 4

    Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!

    Слайд 5

    Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

    В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

    Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    Слайд 6

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

    Былина о нём так говорит:

    Он одной рукой камень вывернет,
    А двумя – то руками быка свалит,
    Зовут его Микула Селянинович.

    Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

    Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

    Слайд 7

    • Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор.
    • Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»
  • Слайд 8

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем.

    Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей.

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Слайд 9

    Константин Васильев «Вольга Святославович»

    Слайд 10

    Самые известные былинные богатыри:

    • Илья Муромец, Алеша Попович,
    • Добрыня Никитич.
    • В.М.Васнецова «Богатыри».
  • Слайд 11

    ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

    Представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия.

    Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

    Слайд 12

    • Памятник Илье Муромцу в Муроме.
  • Слайд 13

    АЛЁША ПОПОВИЧ

    Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.
    !Не топтать их коням Землю Русскую
    Не затмить им солнце наше красное!
    Век стоит Русь – не шатается!
    И века простоит – не шелохнётся!
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.
    Слава русской старине!
    Слава русской стороне!

    Посмотреть все слайды

    Урок в 5 классе.

    Тема: Русские богатыри.

    Цель : Познакомить с произведениями изобразительного искусства, с картиной В. Васнецова «Богатыри».

    Задачи : развивать творческое восприятие мира, творческий подход к работе; совершенствовать графические навыки; воспитывать интерес и любовь к Всемирной истории и истории Отечества. Вид урока: тематическое рисование и аппликация.

    Тип урока: комбинированный.

    Метод обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

    Оборудование: для учащихся: альбом, карандаш, ластик, акварель, ножницы; для учителя: презентация.

    Литературный ряд: былины.

    Зрительный ряд: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

    ХОД УРОКА

    1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

    2. Вводная беседа.

    Не скакать врагам по нашей земле,
    Не топтать их коням землю русскую,
    Не затмить им солнце наше красное.

    Все вы, ребята, знакомы с богатырями и их подвигами. Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в прошлое, познакомимся с картинами великого художника. А каждый из вас попробует создать образ своего богатыря.

    В старину враги не раз нападали на Русь, налетали на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в полон (плен). Чтобы беречь от них землю русскую, разбросали по краю степи заставы богатырские. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.

    А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Защитникам родной земли, храбро сражающимся с поработителями, посвятил народ свои былины.

    Кто же они, эти защитники земли русской? (Любимые народные герои - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

    Что рассказывается в былинах о Богатырях? (Слайд 3).

    Чем прославился Илья Муромец? (Илья Муромец убил четыреста разбойников, истребил несметные полчища татар во главе Идолищем, одержал победу над Соловьём- Разбойником) Его отличает искренняя преданность народному делу.

    …Я иду служить за веру христианскую
    И за землю Российскую
    Да за стольный Киев-град,
    За вдов, за сирот, да за бедный народ…

    Бесстрашие, мужество и справедливость Ильи Муромца заслуженно сделали его главой богатырской заставы. Добрыня Никитич геройски боролся со Змеем Горынычем, да с ханом Батыем. (Слайд 4). Алеша Попович победил Тугарина Змея. Эти три могучих богатыря часто встречаются в былинах, они вместе действуют, помогают друг другу.

    Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам - священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательно, но вместе с тем в каждом из богатырей есть что-то своё, особенное. (Слайд 5).

    3. Работа по картине В. Васнецова «Богатыри»

    Посмотрите внимательно на картину. В степи, среди бескрайних русских просторов остановились три всадника, три могучих русских богатыря. Зорко и тревожно всматриваются они вдаль: «нет ли где врага, не обижают ли кого» Колышет ветер пожелтевшую траву, разметает гривы и хвосты богатырским коням. Гонит по осеннему небу грозные тучи. Твердо и непоколебимо стоят витязи.

    В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Он напряженно всматривается вдаль. Уверенность, сила и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов», и рука его, поднятая для защиты от солнца, не сгибается под этой тяжестью. Широкий и упрямый лоб, крепко сжатые губы, прямой открытый взгляд говорят о несгибаемой силе воле, о прямоте и честности его души. Илья уже не молод, серебром сверкает его борода. Выбилась из-под шлема седая прядь- это подчеркивает его мудрость. Илья Муромец принадлежит к людям труда. И одет он не богато. Тяжело, но уверенно сидит Илья на коне. И конь под стать богатырю. Такой же мощный и сильный. Он стоит спокойно. Ушли копыта в землю под тяжестью всадника.

    Другой герой картины - Добрыня Никитич. Знатен, он сын князя богатого из города Рязани. Своей геройской борьбой со змеем Горынычем прославился и этот богатырь. Богатством украшения оружия, нарядностью одежды выделяется среди других богатырей. Блестит серебром кольчуга, щит переливается самоцветными жемчугами, меч в золотых ножнах. Белый конь Добрыни под стать хозяину, в нарядной сбруе с золотыми бляшками. Красив, строг и благороден образ Добрыни Никитича. И хотя нет в нем мощи и силы, как у Ильи Муромца, но это его достойный собрат.

    Алеша Попович рядом с товарищами тонок и строен. Он часто брал не силой, а смекалкой. Про него говорят, что он увертлив и догадлив. У Алеши нет ни пудовой палицы, ни булатного меча. Вооружен он легко - «тугой лук размывчатый, да стрелочка каленая». А в правой руке у него гусли. Алеша не только сражаться, горазд, он любит и песни петь. Конь его, золотой масти, спокойно пощипывает травку. Но его не захватить врасплох. Он хитер и стремителен.

    Глядя на картину, не сомневаешься в том, что именно такими должны быть богатыри древней Руси. Эта картина создавалась 25 лет, в 1871-1898 гг. (Слайд 6).

    Физкультминутка

    4. Творческая работа учащихся. (Слайды 7,8).

    Выполнение коллективной работы «Русские богатыри». Лист лежит горизонтально, рисунок размещается легкими карандашными линиями.

    • повторение основных этапов построения фигуры человека,
    • уточнение деталей (шлем, кольчуга, щит, меч) решение в цвете,
    • вырезать по контуру, приклеить на общий формат.

    Повторение техники безопасности с режущими и колющими инструментами. Требования к работе:

    • аккуратное выполнение работы;
    • удачное цветовое сочетания, техника владения красками, аппликацией

    5. Итоги урока.

    Анализ рисунков, проработанность, завершенность.

    Богатырь. Защитник Земли Русской. Мастер-класс с пошаговыми фото.

    Мастер-класс по рисованию. Богатырь. Защитник Земли Русской.

    Дьякова Ольга Сергеевна преподаватель класса ИЗО МБОУДО "ДШИ" г.Оханск
    Описание: данный мастер-класс будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно - эстетической направленности, учащиеся начиная с 3 класса вполне могут справится с данной работой.
    Поэтапное рисование-поможет избежать наиболее часто встречающихся ошибок и придаст уверенности в собственных силах.
    Назначение: использование на занятиях по рисованию, украшения интерьера или в качестве подарка.
    Цель: выполнение композиции - Богатырь
    Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
    способствовать развитию творческих способностей
    развивать чувство композиции, умение анализировать форму изображаемых объектов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии
    воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к его защитникам,
    развить аккуратность в работе
    Материалы:
    гуашь
    ватман формата А-3.,
    нейлоновые кисти под номерами 2, 3, 5.

    Последовательность выполнения:

    Лист бумаги располагаем вертикально. Тонкой линией намечаем холмы. Больше карандаш нам не понадобится.


    Крупными кольцами выполняем небо от солнечного диска к краям (постепенно увеличивая радиус и утемняя цвет). Цвета кругов последовательно - желтый(солнце), желто-белый, бледно голубой и насыщено голубой.


    Размываем границы между "кольцами", делая переходы более плавными.



    Холмы выполняем двумя цветами - светло зеленым и темно зеленым.


    Размываем границы между цветами делая перехода более плавными.


    Начинаем работу над главным персонажем.
    Начнем с головы, так как именно от нее будет зависеть пропорции всей фигуры.
    Голову выполняем светло розовым цветом.


    Прорисовываем шлем.


    Приступаем к проработке лица. Тонкой кистью рисуем нос и глаза.


    Прорисовываем бороду и усы.


    Черным цветом рисуем тени на бороде и шлеме богатыря.


    Бело-желтым цветом рисуем свет на бороде и шлеме богатыря.


    Темно-розовым цветом рисуем тени вокруг глаз и на щеках.


    Рисуем кольчугу крепящуюся к шлему и прикрывающую уши и шею.


    Прорисовываем верхнюю часть туловища.


    Рисуем нижнюю часть и рукава кольчуги а так же пояс.


    Намечаем тень и свет на кольчуге.


    Размываем тени и свет по внутреннему контуру смягчая их границы.


    Прорисовываем край рубахи и штаны.


    Рисуем сапоги.


    Прорисовываем щит и рукав рубахи.


    Намечаем кулак и узор на щите.


    Намечаем тени - на рукаве,штанах и сапогах, щите и под щитом, а так же складки на рубахе.


    Размываем тени по внутреннему контуру смягчая их границы.


    Намечаем свет - на рукаве,щите, штанах и сапогах.


    Размываем свет по внутреннему контуру смягчая его границы.


    Рисуем копье.


    Намечаем флажок на копье.


    Заполняем флажок цветом.


    Рисуем тень и свет на копье и флажке.


    Размываем свет и тени на копье и флажке, по внутреннему контуру смягчая их границы.


    Прорисовываем пальцы на руке.


    Прорисовываем металлические пластины на груди,выделяем ворот кольчуги, уточняем узор на щите.


    Легкими волнистыми линиями создаем фактуру кольчуги.


    Прорисовываем лес на дальнем плане.


    Насыщенным белым цветом рисуем основные объемы церкви.


    Прорисовываем купол.


    Тонкой линиями делим "тело" церкви на части.


    Прорисовываем окна и узорчатый пояс.


    Рисуем тени и свет на куполах, дверях и стенах церкви.


    Прорисовываем крышу и крест.


    Легкими мазками придаем холмам фактурность, прорисовываем дорожку от церкви.


    Рисуем траву на переднем плане.


    Тонкой кистью намечаем колосья.


    Прорисовываем колосья.