Российская академия музыки имени Гнесиных - один из самых известных и популярных вузов музыкального профиля в России и за рубежом. Академия учреждена Министерством культуры РФ. В ее стенах растут музыканты и вокалисты различных профилей, дирижеры, продюсеры, звукорежиссеры и другие представители музыкального искусства.
В конце XIX века тремя сестрами Гнесиными - Евгенией, Марией и Еленой - основана частная музыкальная школа. 15 февраля 1895 года считается официальной датой появления музыкальных учебных заведений имени Гнесиных.
Школа пользовалась популярностью, развивалась, приобрела государственный статус, и сейчас "Гнесинка" - известнейший вуз музыкального профиля. Долгие годы руководителем нынешней академии была Елена Фабиановна Гнесина, посвятившая жизнь становлению учебного заведения.
Российская академия музыки им. Гнесиных - ведущий вуз страны по подготовке музыкантов, певцов, дирижеров, звукорежиссеров, музыковедов, продюсеров, художественных руководителей.
Сюжет об Академии телеканала "Страна"
Сейчас в академии Гнесиных 9 факультетов, работают музыкальное училище и школа, для абитуриентов создано подготовительное отделение. Научную и образовательную работу ведет Музыкально-этнографический центр имени Е.В. Гиппиуса. Вуз располагает огромной фонотекой, проводит научные форумы и конференции, издает научные журналы. Преподаватели академии - талантливые и опытные музыканты, кандидаты и доктора наук, авторитетные ученые мирового уровня.
Собственные залы академии позволяют проводить десятки концертов. Афишу Гнесинки постоянно пополняют новые концерты и мероприятия, которые пользуются успехом публики. Концерты проводят преподаватели и учащиеся.
В академии работает Студенческое научно-творческое сообщество, которое проводит встречи с деятелями культуры и искусства, проблемные лекции, круглые столы и дискуссии, игры, реализует проекты.
Слово ректора Российской академии музыки им. Гнесиных:
Подробнее Свернуть http://www.gnesin-academy.ru/
Образовательное учреждение.
Началом долгой истории создания и становления большого комплекса учебных заведений имени Гнесиных является 15 февраля 1895 года - именно в этот день первая ученица пришла в «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных», одно из маленьких частных музыкальных учебных заведений, активно открывавшихся в тот период в Москве. С той поры этот день отмечается как традиционный праздник гнесинцев - всех воспитанников учебных заведений уже многих поколений.
Как и другие частные школы, эта школа была основана выпускницами Московской консерватории : две ее руководительницы - сестры Евгения и Елена Гнесины были ученицами директора консерватории, крупнейшего организатора и педагога-пианиста В.И.Сафонова. Принципы обучения, сформированные в тот период в консерватории, легли в основу работы училища (тогда это было единое учебное заведение для детей и взрослых, без привычного ныне разделения на училище и школу). Популярность школы и ее авторитет быстро росли. Пять сестер Гнесиных, бывших энтузиастами своего дела, посвятивших всю жизнь музыкальной педагогике, всю жизнь прожили в том же доме, где размещалось их детище, и атмосфера гостеприимного дома неизменно привлекала и учеников, и коллег. Учившиеся в самый блистательный период истории консерватории, жившие в окружении деятелей искусства Серебряного века, они неизменно стремились к тому высшему профессиональному уровню, который соответствовал бы критериям их учителей и друзей - самых выдающихся музыкантов своей эпохи. Крупнейшие музыканты с большим вниманием относились к работе училища Гнесиных, оказывая им большую поддержку, а некоторые - Р.М.Глиэр, А.Т.Гречанинов, Е.А.Бекман-Щербина - и стали педагогами молодого учебного заведения. Уже в дореволюционный период школа Гнесиных завоевала самую высокую репутацию и выделилась целым рядом важных педагогических начинаний, самым знаменитым из которых стало создание первого в Москве детского школьного хора.
Елена Фабиановна Гнесина, будучи основателем и бессменным главой учебных заведений (в общей сложности она возглавляла их 72 года!), благодаря своей непреклонной воле, неиссякаемой энергии и самоотверженности, сумела сохранить и постоянно расширять масштабы учебных заведений на самых крутых поворотах истории. В 1919 г. школа стала государственной, не изменив, однако, принципов своей работы и организации (в 1920 г., в соответствии с государственной программой, произошло разделение учебного заведения на детскую школу и техникум с единым руководством). В 1923 г. брат Гнесиных - ученик Римского-Корсакова, выдающийся композитор Михаил Гнесин - создал отдел композиции и теории музыки. Рост количества и уровня учащихся скоро сделал Гнесинское училище-техникум одним из лучших во всесоюзном масштабе средних учебных заведений, готовящих и лучшие кадры для консерватории. Это привело к решению создать новый музыкальный вуз, и Ел.Ф.Гнесина, несмотря на возникшее вначале сопротивление (сомнение в необходимости второго музыкального вуза в Москве), самым решительным образом стала добиваться воплощения этой идеи. В марте 1944 г. было принято постановление правительства об организации Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1946 г. при институте была открыта специальная музыкальная школа-десятилетка, и сложился комплекс из четырех учебных заведений - институт, училище, спецшкола и детская школа-семилетка - возглавляемый по-прежнему Ел.Ф.Гнесиной. Потребность в широком обеспечении страны прежде всего педагогическими музыкальными кадрами вызвала к жизни многочисленные начинания, явившиеся очень перспективными: были разработаны и активно развивались заочная и вечерняя формы обучения (открыты в 1948 г.), одновременно создавались многочисленные учебные пособия (в том числе звуковые) и методические программы, изобретались различные технические средства обучения. По сравнению с консерваториями в ГМПИ им.Гнесиных более глубокими стали учебные курсы педагогической практики и методики обучения. Первоначально в вузе было четыре факультета: фортепианный, оркестровый, вокальный и историко-теоретико-композиторский - в их составе работало восемь кафедр. С самого начала здесь работали наиболее выдающиеся музыканты своего времени: среди них - Г.Г. Нейгауз, М.В. Юдина, Л.Н. Оборин, Т.Д. Гутман, В.В. Борисовский, С.М. Козолупов, К.А. Эрдели, М.Ф. Гнесин, Н.И. Сперанский, М.И. Табаков, Н.И. Платонов, В.Э. Ферман, В.Д. Конен, Н.А. Гарбузов… Первыми деканами факультетов были соответственно А.Н. Юровский, А.К. Власов, Н.А. Вербова и С.С.Скребков. В 1946 г. известный хормейстер К.Б.Птица организовал и возглавил дирижерско-хоровой факультет, а еще через два года впервые в истории высшего образования был основан факультет народных инструментов (его первый руководитель - А.С. Илюхин). Число студентов института неуклонно растет, вуз быстро завоевывает авторитет одного из крупнейших музыкально-образовательных центров страны, наряду с Московской и Ленинградской (Петербургской) консерваторией.
Возникают новые кафедры, появляется целый ряд студенческих коллективов - симфонический, русский народный, а затем и камерный оркестры, академический хор, регулярно ставятся оперные спектакли (что привело в 1978 г. к созданию постоянно действующей оперной студии). В 1950-х годах созданы кафедры оперной подготовки и камерного ансамбля (ее первый заведующий - пианист А.Д.Готлиб), в 1960-х - целый ряд новых кафедр, в том числе оркестрового дирижирования (основатель - С.З.Трубачев), педагогики и методики. В 1966 г. на дирижерско-хоровом факультете - опять же впервые - открыто отделение дирижеров народного хора (где тоже был сформирован хоровой студенческий коллектив). В 1970-х - 1980-х годах продолжались новации по открытию новых музыкальных специальностей: это созданные отделения сольного народного пения (инициатором его создания, в 1978 г., выступила руководитель Северного русского хора Н.К. Мешко), музыкального искусства эстрады (1984), звукорежиссуры (1987). С самого начала существования института активно создавались научные труды, а с 1959 г. работал редакционно-издательский отдел, выпустивший более 500 печатных изданий. Действовали и учебно-научные лаборатории: народной музыки (основатель - В.И.Харьков), музыкально-технических средств обучения (основатель - П.В.Лобанов), физиологии фонации (руководители - Л.Б.Дмитриев и В.Л.Чаплин). В открытой в 1948 г. аспирантуре быстро росло число аспирантов, защищались диссертации. В организации научной работы в вузе большая заслуга принадлежит первому проректору по научной работе (1959-70 г.) А.А.Иконникову (в 1975-85 г. этот пост занимал Ф.Г. Арзаманов). По учебному плану ГМПИ им.Гнесиных были разработаны программы нескольких новых музыкальных вузов. В 1961 г. в Уфе был открыт филиал (учебно-консультативный пункт при заочном отделении) института, где работали его педагоги и воспитанники (в 1968 г. на его базе был создан самостоятельный институт искусств). В работе заочного отделения, как и в организации филиала, большую роль сыграл первый проректор по заочному и вечернему обучению В.И. Авратинер. При сохранении приоритетов особого внимания к педагогике и методике, размах разнообразной научной деятельности в вузе (в том числе многочисленные конференции) и разработка новых направлений вызвали в 1987 г. преобразование кафедры педагогики и методики в новую кафедру современных проблем музыкального образования и культуры, а в 1993 г. - лаборатории народной музыки в проблемную научно-исследовательскую лабораторию по изучению традиционных музыкальных культур. Все большие масштабы приобретала концертная деятельность студентов и педагогов: постоянно возникали новые коллективы (такие как духовой оркестр и оркестр баянистов, камерные, фольклорные, джазовые ансамбли), велась большая концертно-просветительская работа, охватывающая обширную географию, работал целый ряд постоянно гастролирующих коллективов (например, Камерный оркестр под руководством Г.С. Талаляна и О.М. Агаркова в 1962-87 г.), в режиме стационарного театра давала спектакли оперная студия, регулярно проходили собственные фестивали. Постоянной была и остается консультативная помощь многочисленным учебным заведениям страны, курирование работы целого ряда музыкальных училищ, проведение семинаров и курсов факультета повышения квалификации. сделала к рубежу 1980-х - 1990-х годов ГМПИ им.Гнесиных крупнейшим музыкально-образовательным центром в России. Поэтому вполне оправданным явилось преобразование института в 1992 г. в Российскую академию музыки имени Гнесиных - впервые в стране музыкальный вуз получил подобный статус. Как это происходило в течение всей истории вуза, в последние годы, в соответствии с веяниями времени, открываются новые специальности и формы обучения: так, созданы отделение музыкального менеджмента (с 2005 г. - продюсерский факультет), кафедра компьютерной музыки, информатики и акустики. В 2002 г. открыт новый филиал академии - в Ханты-Мансийске. В ГМПИ-РАМ им.Гнесиных в прошлом работали многие корифеи отечественной музыки: народные артисты СССР и России А.И.Хачатурян , Я.В. Флиер, Б.А.Покровский, А.В.Рыбнов, Б.А.Чайковский, М.О.Рейзен, А.А.Юрлов (руководивший кафедрой хорового дирижирования), Я.П. Александров, М.И. Фихтенгольц, Н.Д. Шпиллер, П.М. Норцов, Н.И.Пейко, Г.А.Туркина, А.Б.Хазанов, знаменитые исполнители - М.И.Гринберг, В.Л.Кубацкий, А.И.Ведерников, В.С.Локтев, доктора искусствоведения А.И.Ямпольский, С.Е.Фейнберг, Е.В.Гиппиус, Ю.Н.Тюлин, В.П.Бобровский, А.Д.Алексеев - список этот можно долго продолжать. Если в первые годы работавшие вместе с корифеями молодые педагоги были в основном выпускниками консерватории, то в дальнейшем, особенно с 1960-х годов, пополнение большей частью приходило из воспитанников самого вуза.
Институт им.Гнесиных начал свою работу в тех же домиках на Собачьей площадке, где в течение почти полувека размещались Училище и Школа им.Гнесиных (они были снесены при постройке Нового Арбата). С 1937 г. началось строительство большого здания на Поварской улице (тогда Воровского) для Гнесинского «музыкального комбината». Прерванное войной, оно возобновилось в 1943 г. Основная часть здания была построена в 1946 г., став первым зданием, построенным в центре Москвы специально для вуза. В 1950 г. учебный корпус был расширен, а в 1958 г. построен Концертный зал. В дальнейшем две Гнесинские школы получили собственные здания, а для училища в 1974 г. было выстроено новое здание рядом с институтом. Получив в распоряжение все здание на Поварской, в 1989 г. институт открыл также классы и камерный зал - «музыкальную гостиную» - в отремонтированном соседнем «Доме Шуваловой».
Бессменным руководителем института до конца жизни была Елена Фабиановна Гнесина (в 1944-53 г. она занимала пост директора, а в 1953-67 - художественного руководителя, в 1944-58 также заведовала кафедрой специального фортепиано). Являясь живым олицетворением великих музыкальных традиций, она сумела сплотить вокруг себя музыкантов нескольких поколений. В организации строительства, формировании структур и форм обучения ближайшим помощником Ел.Ф.Гнесиной был ее ученик, дирижер, профессор кафедры оперной подготовки Ю.В.Муромцев, вначале бывший ее заместителем, а в 1953-70 г. - ректором института (сама Елена Фабиановна до конца своей жизни в 1967 г. в этот период занимала пост художественного руководителя). В 1971-78 г. ректор - известный хормейстер В.Н.Минин. В 1979-99 г. происходило существенное расширение деятельности вуза, открытие многих новых отделов, обеспечивших в итоге переход к статусу академии. В эти годы (с небольшим перерывом) во главе руководства стоял С.М.Колобков - выпускник первого выпуска факультета народных инструментов (он возглавлял также и кафедру народных инструментов, оркестровые коллективы, был проректором по учебной работе). В 1981-84 г. ректором Института-Академии был скрипач, участник Квартета им.Бородина Я.П.Александров, в 2000-08 г. - пианист М.Н.Саямов. С 2008 г. вуз возглавляет Г.В.Маяровская - заслуженный деятель искусств РФ, профессор, кандидат педагогических наук. Всего за годы существования вуз окончили более 14 тысяч специалистов, составившие 62 выпуска. Выпускники института быстро завоевали ведущие позиции в музыкальных организациях по всей стране, а затем и за рубежом. Все больше студентов и выпускников-гнесинцев завоевывало лауреатские звания на конкурсах, выступало на концертных эстрадах по всему миру. Многие стали руководителями знаменитых коллективов, ведущими солистами главных оперных театров. Среди них - самые знаменитые музыкальные имена в разных жанрах, например, З. Долуханова, Е.Светланов, М.Таривердиев, В.Федосеев, Т.Докшицер, Л.Зыкина, К.Иванов, Е.Кисин, Ю.Казаков, И.Кобзон, Н.Некрасов, А.Рудин, В.Дашкевич, Д.Тухманов и многие другие. Целый ряд известных ныне хоров, оркестров, ансамблей вышло из студенческих коллективов института-академии - такие, как Московский государственный камерный хор под управлением В.Минина, Фольклорный ансамбль под руководством Д.Покровского и другие.
В последние годы Академия все больше развивает международные контакты: постоянны выезды профессоров с мастерклассами и лекциями, многие студенты приезжают для полного курса обучения или стажировки из разных стран. В настоящее время здесь учится около 100 граждан иностранных государств.
О вузе
Российская академия музыки имени Гнесиных была создана в 1944 году по инициативе сестер Гнесиных, которые посвятили всю свою жизнь музыкальной педагогике. Многие выпускники академии завоевали признание музыкальных организаций России и всего мира, стали лауреатами различных конкурсов, исполнили музыкальные произведения на многих концертных площадках мира, стали руководителями музыкальных коллективов или солистами самых лучших оперных театров.
Образование в РАМ им. Гнесиных
В академии студенты могут получить качественное среднее (после 9, 11 классов) и высшее (после 11 класса) образование. Затем можно продолжить обучение в аспирантуре, где можно будет написать кандидатскую или докторскую диссертацию или поступить в ассистентуру, которая организовывает стажировки студентов в другие музыкальные учебные заведения.
Среднее профессиональное образование можно получить исключительно на очной форме обучения. Здесь обучают следующим специальностям:
- теория музыки;
- инструментальное исполнительство на одном из музыкальных инструментов;
- вокальное искусство;
- хоровое и сольное пение;
- хоровое дирижирование.
Закончив обучение по программе высшего профессионального образования, студенты получают диплом государственного образца бакалавра, специалиста или магистра. При этом если в бакалавриате возможна не только очная, но и заочная форма обучения, то на специалиста или магистра можно учиться исключительно очно.
В бакалавриате студенты обучаются по специальностям:
- музыкальное искусство эстрады;
- музыкально-инструментальное искусство;
- вокальное искусство;
- искусство народного пения;
- дирижирование;
- музыкознание и музыкально-прикладное искусство.
В магистратуре доступны те же специальности, что и в бакалавриате, кроме искусства эстрады и музыкознания.
Специалисты получают диплом по направлениям:
- искусство концертного исполнительства;
- музыкальная звукорежиссура;
- музыковедение;
- композиция;
- продюссерство.
В аспирантуре ребята обучаются специальностям «Искусствоведение» и «Образование и педагогические науки», чтобы в дальнейшем или стать преподавателям в различных учебных заведениях, или посвятить себя науке.
Структура РАМ им. Гнесиных
На данный момент академия имеет разветвленную многофункциональную структуру, где каждый ее элемент содействует качественному образованию, самообразованию и всестороннему развитию студентов. На территории вуза имеется:
- проблемная научно-исследовательская лаборатория с собственной видеотекой и архивными фонограммами церковно-певческих и фольклорных записей, которые тщательно изучаются и исследуются студентами;
- Мемориальный музей-квартира Елены Фабиановны Гнесиной, где сохранено все так, как было при ее жизни со всей ее бытовой обстановкой, музыкальными инструментами и библиотечным архивом;
- собственный журнал вуза «Ученые записки», который издается в собственной редакции РАМ им. Гнесиных. Здесь печатаются работы студентов и преподавателей вуза об актуальных проблемах музыкальной педагогики и музыковедения, рецензии на новейшие книги о музыке, работы зарубежных авторов о музыке 19-20 веков и многое другое;
- библиотека, общий фонд которой составляет 300000 экземпляров. Среди них есть нотные издания, книги об искусстве в целом и музыке в частности, учебные издания, методические пособия, а также художественная литература для отдыха и отличного времяпрепровождения;
- фонотека, где собраны музыкальные произведения, отражающие развитие отечественной и зарубежной музыки от древних времен и до современности;
- лаборатория аудио и видеозаписей, где ребята пробуют свои силы в создании этих записей и их монтаже на современном оборудовании;
- общежитие для иностранных и иногородних студентов;
- мастерские для ремонта музыкальных инструментов.
Концертный отдел в академии
Для организации концертной деятельности в РАМ им. Гнесиных, там был создан Музыкально-филармонический центр, который впоследствии был преобразован в Концертный отдел, дабы концертная деятельность вуза организовывалась еще на более высоком уровне.
Данный отдел способствует созданию в академии необходимых условий для реализации творческого потенциала студентов. Ведь чтобы стать отличным музыкантом, мало изучения теории, необходимо постоянно воплощать эти знания в практических занятиях, доводя свой музыкальный слух и стиль до совершенства. Кроме того, отдел занимается укреплением взаимовыгодных связей с концертными залами и центрами России и зарубежья, творческими обществами и союзами, известными музыкантами и музыкальными коллективами, дабы студенты вуза могли обмениваться с ними опытом.
Концертный отдел вуза организовывает выступления коллективов РАМ им. Гнесиных внутри академии перед всеми студентами и на различных концертных площадках России и зарубежных стран, чтобы они уже во время учебы узнали все о своей будущей профессии. Чтобы у ребят был постоянный стимул к творческому росту, коллектив отдела организовывает их участие в различных музыкальных фестивалях и конкурсах, а также федеральных программах «Диалог культур» и «Культура России». А помогают студентам оттачивать свой талант различные отечественные и зарубежные музыканты и исполнители, которые дают им свои мастер-классы и выступают перед ними в стенах академии.
Елена Фабиановна Гнесина с учениками. 1945 год. Фотография: ТАСС
15 февраля 1895 года в дверь, на которой висела табличка «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных», постучала первая ученица. С тех пор этот день считается днем рождения Гнесинки. Благодаря энтузиазму пяти сестер и брата, посвятивших себя педагогике, популярность гнесинской школы росла. Со временем училище не только обрело государственный статус, но и превратилось в конгломерат учебных заведений, включающий в себя все три ступени музыкального образования - начальную, среднюю и высшую. Елена Фабиановна Гнесина возглавляла созданные ею учебные заведения (последним из них стал институт - ныне Российская академия музыки) в общей сложности 72 года, неизменно относясь к ученикам как к членам собственной семьи. Неслучайно каждый, кто окончил Гнесинку, всегда ощущает особую связь со своей альма-матер и другими ее воспитанниками. В разные годы учебные заведения, носящие имя Гнесиных, окончили известные композиторы, дирижеры и исполнители. Вот десять знаменитых имен, которые дала миру гнесинская школа.
Арам Хачатурян (1903–1978)
Автор балета «Спартак» , «Танца с саблями», вальса из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» и других известных сочинений профессионально учиться музыке начал лишь в 19 лет. В Гнесинском училище, куда принимали и детей, и взрослых, его взялись обучать игре на виолончели, а затем зачислили в только что созданный Михаилом Гнесиным, учеником Римского-Корсакова , класс композиции. Произведения, которые Арам писал уже к концу второго года занятий, были так ярки, что «становился вопрос о возможности их обнародования». Спустя два десятилетия Арам Ильич сам стал профессором композиции. Многие годы он преподавал в Московской консерватории и Гнесинском институте, дав путевку в жизнь целой плеяде известных российских композиторов.
Тихон Хренников (1913–2007)
Решающую роль в судьбе Тихона Хренникова сыграл все тот же Михаил Гнесин. Окончив школу в родном Ельце, юноша написал известному педагогу письмо, спрашивая, выйдет ли из него композитор? Михаил Фабианович прислал теплый ответ и посоветовал поступать в Гнесинский техникум. С него-то и началась карьера Тихона Хренникова - музыкально-общественного деятеля, первого секретаря Союза композиторов СССР (эту должность Тихон Николаевич занимал с 1948 по 1991 год), профессора, автора опер, балетов и десятков шлягеров, в числе которых песни из кинофильмов «Свинарка и пастух» , «Гусарская баллада», «Верные друзья» и другие. Уже будучи маститым композитором, Хренников писал: «Можно с уверенностью сказать, что две семьи - Рубинштейны и Гнесины - определили развитие музыкальной культуры, музыкального образования в России...»
Микаэл Таривердиев (1931–1996)
Микаэла Таривердиева , написавшего четыре балета, четыре оперы, органные и камерные опусы, в России все знают как автора оригинальных саундтреков к лентам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы» и еще целого ряда фильмов. Полтора года проучившись в Ереванской консерватории, Таривердиев поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. На вступительном экзамене он получил оценку «5+». Атмосферой вуза молодой музыкант был очарован. «Отношение ко мне совершенно изумительное, буквально на руках носят» , - писал он отцу. Микаэл Таривердиев стал одним из первых учеников Арама Хачатуряна и, если можно так сказать, творческим внуком Михаила Фабиановича Гнесина.
Людмила Зыкина (1929–2009)
«Королева русской песни» Людмила Зыкина , чей голос у россиян неразрывно связан с бескрайними степными просторами, белыми березками и разливами Волги-матушки, была одной из самых титулованных и востребованных певиц советской эстрады. Тем не менее уже в зрелом возрасте, на пике карьеры, исполнительница решила получить высшее образование: ей хотелось не только петь самой, но и передавать искусство народной песни молодому поколению. В 1977 году Людмила Георгиевна окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Позднее наравне с концертной деятельностью она вела и педагогическую работу - разумеется, в стенах родной Гнесинки.
Владимир Федосеев (р. 1932)
Выдающийся российский дирижер с мировым именем, вот уже 42 года возглавляющий один из лучших российских оркестров - Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского , Владимир Федосеев начинал свой творческий путь как баянист. По классу баяна он и окончил Гнесинский институт в 1957 году, а затем руководил оркестром народных инструментов. По словам маэстро, ярлык «народника», музыканта как бы второго сорта, многие годы отравлял ему жизнь в дирижерской профессии, но о первой специальности он никогда не жалел: «В народной музыке все есть, все взращивалось в ней. Идти, минуя ее, неправильно. Так что это мое богатство, моя правильная линия» .
Иосиф Кобзон (1937-2018)
Лирико-драматический баритон и благородная исполнительская манера Иосифа Кобзона сформировались еще в 70-е годы и являлись его фирменным, узнаваемым с первых же нот стилем. Многие годы оставался неизменным и его репертуар, вершинами которого были песни «Мгновения», «День Победы», «Поклонимся великим тем годам». Уже являясь лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады и участником самой популярной в Советском Союзе телепрограммы «Песня года», он завершил образование в Гнесинском институте по классу академического вокала. С 1984-го он и сам стал преподавать в Гнесинке эстрадный вокал. В числе его выпускников - Ирина Отиева и Валерия.
Давид Тухманов (р. 1940)
Композитор Давид Тухманов связан с гнесинской музыкально-образовательной системой с детских лет. В Гнесинской школе-десятилетке он учился по классу фортепиано. Участие в судьбе талантливого мальчика тогда принимала Елена Фабиановна Гнесина, поощрявшая его стремление сочинять музыку. По окончании школы он поступил на композиторское отделение Гнесинского института, который окончил в 1963 году. Тогда же Тухманов начал работать в жанре эстрадной песни - как официально-патриотической направленности («Родина моя», «Мой адрес - Советский Союз», «День Победы»), так и лирического характера («Соловьиная роща», «Эти глаза напротив»). А его концептуальный альбом «По волне моей памяти» стал классикой русского рок-арта.
Александр Градский (р. 1949)
Певец, композитор и незаменимый наставник молодых исполнителей в телепроекте «Голос», Александр Градский окончил факультет сольного пения Гнесинского института, а затем совершенствовал вокальное мастерство в Консерватории. Академическая выучка стала фирменным знаком одного из первых советских рок-певцов и позволила ему исполнять самый разнообразный репертуар, в том числе и классику (в Большом театре он спел партию Звездочета в постановке оперы «Сказка о золотом петушке» Римского-Корсакова). С Гнесинкой певец не расставался многие годы: Александр Борисович Градский преподавал в училище, а потом в институте.
Любовь Казарновская (р. 1956)
Оперная дива, покорившая ведущие театры мира, в школьные годы и не думала о вокальной карьере. Она собиралась стать филологом, но неожиданно для всех подала документы в Гнесинский институт и поступила на факультет актеров музыкального театра. В том, что ей предназначено быть оперной певицей, она убедилась именно здесь. Академическое образование молодая исполнительница завершила в Московской консерватории , но о милой сердцу Гнесинке всегда вспоминала и вспоминает с ностальгией - ведь с ней были связаны первые успехи, разочарования и надежды.
Евгений Кисин (р. 1971)
«Моцарт XX века». Этим эпитетом юного Женю Кисина наградили журналисты и восторженные поклонники. Вундеркинд с феноменальными способностями начал выступать очень рано и в 14 лет уже разъезжал с концертными турне. К 19 годам он достиг вершин музыкального Олимпа и сегодня является одним из самых самобытных и востребованных пианистов современности. А учиться музыке он начал в Гнесинской школе-десятилетке у Анны Павловны Кантор, которая на всю жизнь осталась его единственным педагогом. И хотя из России Евгений Кисин уехал еще в начале 90-х, Гнесинку музыкант не забыл. Когда в 2006 году затянувшаяся реставрация здания школы грозила обернуться рейдерским захватом, Кисин подписал письмо президенту РФ в ее защиту. Результатом стало распоряжение завершить ремонт в кратчайшие сроки.
Арбатская
Баррикадная
д. 30/36
Академия является одним из двух базовых высших учебных заведений учебно-методического объединения России по образованию в области музыкального искусства, наряду с Московской консерваторией . Один из ведущих музыкальных вузов страны и мира. Академия является единственным вузом, в котором представлены все специальности и специализации различных музыкальных направлений, изучаемых в России.
История
Архитектура
Выступающая вперёд левая часть здания с парадным входом обрамлена двумя парами полуколонн с оригинально решёнными композитными капителями . Правая часть здания обработана аналогичными колоннами, между которыми расположены барельефные портреты русских композиторов. Над колоннами расположен аттиковый этаж. Здание оформлено в традиционной охристо -белой гамме и является типичным представителем сталинского классицизма .
Залы
Концертный зал
Концертный зал расположен по адресу Малый Ржевский пер. , дом №1. Вместимость - 432 места. Имеется 2 концертных рояля, 6 артистических комнат, современное звукотехническое и осветительное оборудование.
В 2004 году у входа в Концертный зал установлен памятник Елене Фабиановне Гнесиной . Скульптор - А. Бурганов.
Малый зал
Малый зал академии расположен на 4 этаже основного учебного корпуса. Вместимость зала - 100 мест. Имеется 2 рояля.
«Музыкальная гостиная дома Шувалова»
Помимо органа «Генри Джоунс», в Академии имеется учебный орган «Павел Чилин» в 74 классе (6/II/P, 2002), а также два цифровых (электронных) - трёхмануальный орган фирмы «Johannus» в 76 классе и четырёхмануальный орган фирмы «Makin» в Концертном зале Академии. В 2011-2013 годах в Академии находился в безвозмездном пользовании орган-позитив словенской фирмы «Шкрабл» с подвесной педалью (4/I/P).
![](https://i2.wp.com/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/33/Henry_Jones_Organ_in_Moscow_2.jpg/120px-Henry_Jones_Organ_in_Moscow_2.jpg)
Диспозиция органа «Генри Джоунс»
Орган является одним из старейших инструментов Москвы (предположительно 1871 года) и имеет 10 регистров, 2 мануала и педаль, в общей сложности 514 труб, механическую регистровую и игровую трактуры.
|
|
|
|
Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной
При строительстве Института (Академии) была изначально запланирована квартира, где проживали сёстры Елена и Ольга Гнесины. После смерти Елены Фабиановны Гнесиной, которая прожила в этой квартире последние восемнадцать лет жизни, в 1969 году был создан мемориальный музей - единственный в Москве музей-квартира, расположенный прямо внутри вуза . В музее полностью сохранена обстановка, архив и библиотека Гнесиной . Квартира Ел. Ф. Гнесиной является выявленным объектом культурного наследия .
Каждый сентябрь в музее проходит «посвящение в студенты» первокурсников Академии.
Факультеты
- Фортепианный .
- Оркестровый .
- Народных инструментов - открыт в 1948 году. Первый в истории России факультет народных инструментов. Основатель - Александр Сергеевич Илюхин. С 2004 года факультет состоит из кафедры народных инструментов (балалайка , домра , заведующий кафедрой - А. А. Горбачёв) и кафедры баяна и аккордеона (заведующий кафедрой Фридрих Робертович Липс).
- Фольклорного искусства - открыт в 2012 году. Состоит из кафедр «Хоровое и сольное народное пение» и «Национальные инструменты народов России» (гусли , русская гармоника). Первая заведующая кафедрой - Заслуженная артистка РФ, доцент Любовь Яковлевна Жук (гусли), ныне заведующий кафедрой - Александр Сергеевич Базиков. С июня 2017 года реорганизован в факультет фольклорного искусства и продюсерства.
- Историко-теоретико-композиторский .
- Вокальный .
- Дирижёрский .
- Продюсерский (реорганизован в факультет фольклорного искусства и продюсерства с июня 2017 года, последний выпуск по программам продюсерского факультета - в 2020 году).
- Музыкального искусства эстрады .
Творческие коллективы
Руководители
Известные преподаватели и выпускники
См. также
Примечания
- Маяровская Галина Васильевна (неопр.) . РАМ им. Гнесиных . Проверено 3 ноября 2018.