Эффективный гардероб - 2. Теория цвета norub wrote in February 25th, 2016

От переходим к хроматическим (chroma - цвет).

Основные цвета, вторичные и третичные

Выделяют 3 основных цвета : желтый, синий и красный.


Путем смешивания этих трех цветов можно создать все остальные.

Смешанные в равных частях два основных цвета дают 3 вторичных цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый

Эти цвета называются бинарными .

Продолжив смешивать, из смешения основного сцета с бинарным, мы получим третичный цвет .

Цветовые круги

Цветовой круг Ньютона

Первым исследователем свойств цвета был И. Ньютон. Белый цвет, который, по его мнению, единственный объективно существует в природе распадается на семь составляющих. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - основные цвета, составляющие радугу. Ньютон описал модель цветового круга по аналогии музыкальной модели, разделив окружность на 7 частей, пропорциональных музыкальным тонам. Если раскрутить диск Ньютона, наблюдатель увидит белый круг.

Цветовой круг Гёте

Иогаанн Воольфганг фон Гёте утверждал, что цвет объективно существует в природе. Гёте выявил чистые цвета, которые нельзя получить путем смешивания (красный, желтый, синий) и смешанные, число которых неограниченно. Все они плавно перетекают из одного оттенка в другой и находятся на стыках между чистыми цветами. Гёте также выделил цвет, который не входит в число радужных и является продолжением фиолетового и началом красного. Поэтому его круг делится на 8 частей.

Кто-то приписывает этот круг Ньютону, что неверно, кто-то Грасману, что возможно.

Цветовой круг Иттена

Иоганнес Иттен занимался исследованиями теории цвета, вел авторский курс в Баухаузе и европейских частных школах. Он написал книгу «Искусство цвета» (1961 год), ставшую базовым учебником для всех, кто занимается колористкой. До сих пор многие изучают теорию цвета по цветовому кругу Иттена.


В цветовом круге можно выделить три части:
1. Центральную, в виде равностороннего треугольника, вписанную в круг.
2. Среднюю, в форме достроенного к нему шестиугольника.
3. Внешнюю. Представляет собой кольцо с большим радиусом, разделенное на 12 равных секторов.

Цветовой круг Манселла

Альберт Манселл первым решил разделить цвет на независимые значения тона, светлоты и насыщенности. Его система, особенно ее поздние редакции, основывалась на тщательных экспериментах по изучению цветового восприятия человека. Цветовая система Манселла пережила многие системы того времени, и, хотя в большинстве приложений ее заменили более современные системы, она все еще применяется в некоторых областях. Например, в стандартах ANSI (Американским национальным инсттитутом стандартов) для определения цвета кожи и волос человека, в судебной медицине, в геологии для сравнения цвета почвы и в пивоварении для определения цвета пива.

Цветовая система Мансела включает три координаты, цветовое тело можно представить как цилиндр в трехмерном пространстве. Цветовой тон измеряется в градусах по горизонтальной окружности, хрома (насыщенность) измеряется радиально от нейтральной оси цилиндра к более насыщенным краям, значение (светлота) измеряется вертикально по оси цилиндра от 0 (черный) до 10 (белый). Расположения цветов определялость экспериментально изучением цветового ощущения испытуемых. Цвета Манселл пытался расположить визуально одинаково, что привело к образованию цветового тела неправильной формы.

Цвет в системе определяется тремя атрибутами: Н (hue — цветовой тон), С (chroma — цветность) и V (value — яркость). Цветовой тон делится на пять основных цветов: красный (R), желтый (У), зеленый (G), синий (В) и пурпурный (Р). Каждый цвет имеет 10 градаций. Яркость имеет 11 ступеней от белого до черного, а цветность разбита на 15 степеней. Один цвет описывается формулой (тон/цветность/яркость).

Цветовой круг Освальда

Цветовой круг Вильгельма Освальда представляет собой непрерывный спектральный цветовой круг. Основными цветами в нем являются желтый, ультрамариновый синий, красный и цвет морской волны (зеленый), стоящие в основании современной модели цвета RGB. А белый и черный цвета в чистом виде отсутствуют. Они трактуются как полное отсутствие цвета - белый, или же, как максимальная насыщенность цвета — черный цвет.

На самом деле между цветами в спектре нет четких границ - каждый цвет постепенно переходит в соседний.

Дополнительные цвета

Про дополнительные цвета (complementary colors) я уже писала в теме про Ахроматические цвета.
При смешении двух дополнительных цветов, расположенных друг напротив друга на цветовом круге, получается нейтральный темно-серый.


Цветоведение

Красный оттенок считается самым теплым цветом (цвет раскаленного метала или вулканической лавы), а синий - самым холодным (цвет воды, льда). Тем не менее имейте в виду, что температура цвета всегда относительна: сине-фиолетовый, к примеру - это холодный цвет, но он выглядит более теплым, если стоит рядом с сине-зеленым.

Немного о колористике

Ахроматические цвета (черный, белый, серый) различаются только по светлоте, степени приближения к белому цвету.
Наш глаз способен распознать более 600 переходов по светлоте.

Хроматические цвета отличаются целым рядом признаков:

Цветовой тон
Это основной признак хроматического цвета: зеленый, красный, синий и т.п.

Светлота
Помимо приближенности к белому цвету, хроматические цвета отличаются по светлоте между собой. Желтый светлее фиолетового, голубой светлее синего, розовый - красного. Это легко можно проверить, если перевести цветную картинку в черно-белый формат.

Чистота
К чистым относят только спектральные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Насыщеннось
Отличие хроматического цвета от ахроматического. Чем сильнее отличается, тем насыщеннее. К наиболее насыщенным можно отнести пурпурный и ультрамарин.

Интенсивность
Степень яркости цветового пятна. Зависит от интенсивности отраженного от него света. К наиболее интенсивным можно отнести лимонно-желтый, ярко-красный, ярко-оранжевый.

Пример:

Один из вариантов синего цвета. Слева - максимальная светлота (белый), справа - минимальная (черный)

В темноте, как вы знаете, все кошки серы. Это значит, что даже рыжего кота в абсолютной темноте ваш глаз не различит.

RGB, SMYK и т.д

Раз уж мы с вами сейчас сидим за компьютерами/ноутбуками/планшетами.

RGB - аддитивная цветовая модель. RGB - это аббревиатура английских слов: Red, Green, Blue. Из этого понятно что в модели RGB цвета синтезируются путём добавления трёх цветов (красного, зелёного, синего) в различных количествах.

И вот мы, вместо привычных желтый-синий-красный, видим:

Модель CMYK (голубой, пурпурный, желтый, черный) используется в полиграфической промышленности. Определения основаны на поглощающих свойствах чернил.

Модели HCV (hue, chroma, value - цветовой тон, цветность, величина) основаны на работе человеческого глаза и на восприятии. Одной из первых моделей стала модель Манселла (см. выше). Типичным примером является цветовая модель CIE (Commission Internationale de l"Eclairage - Международная комиссия по освещенности).

Способность человеческого мозга синтезировать из красной, зеленой и синей составляющих цветное изображение используется в подавляющем большинстве компьютерных мониторов. На основе цветовой модели RGB (Red, Green, Blue) для отображения цветной точки изображения используются три близко расположенных источника света. Каждый из них отвечает за один цвет — красный, зеленый и синий — на разных уровнях яркости. Расстояние между источниками так мало, что человеческий глаз не может отделить друг от друга отдельные цвета. При этом каждый такой триплет соответствует одному пикселю, который уже и воспринимается глазом как одна точка определённого цвета.

О нашем восприятии цвета мы еще будем говорить. А пока еще картинки:

Какой цвет выбрали девушки?

Завтра будет вторая задача, которую разберем во вторник.

Чтобы не пропускать посты, присоединяйтесь

Если цвет используется в композиции, то на первый план выходит проблема сочетания цветов. Художники называют это гармонией колорита.

К цветовым гармониям применимы те же принципы, которые свойственны композиции в целом. Взаимное сочетание и влияние друг на друга зависит от очень многих факторов (размеров, расположения, формы), и в этом очень много субъективного.

Использование цвета в любом графическом документе вносит выразительность и привлекательность и способствует большему эффекту. Однако цвет должен применяться не сам по себе (выбор цвета, потому что это " красивый красный ", - очень распространенная ошибка), а только как часть определенного цветового решения.

Например, один (и не очень яркий) цвет, введенный в черно-белый документ, действует на внимание гораздо сильнее, чем пестрота из многих и ярких цветов.

Для помощи в подборе цветовых сочетаний существуют цветовые системы. Разберем лишь некоторые из них, наиболее часто встречающиеся.

Система " черный - белый "

  • черный - серый - белый
  • белый - серый
  • серый - серый
  • черный - серый

Нет необходимости приводить примеры употребления черно-белой гаммы в различных областях современной культуры - они слишком многочисленны и очевидны. Эта цветовая система прочна и устойчива во времени и пространстве.

Система " белый - красный - черный "

  • красный - белый
  • красный - черный


Это первая в истории трехцветная система - " первичная триада ". Красный - цвет жизни, тепла, огня, энергии. О промежуточном положении красного между черным и белым каждый день напоминают нам утренние и вечерние зори - от белого дня к черной ночи. Первичная триада " белый - красный - черный " в наши дни так же актуальна, как в любой момент истории.

Система " Монохромия "

  • один хроматический цвет + ахроматический
  • хроматический цвет с оттенками

>


Так называется цветовая композиция (система), в которой доминирует какой-либо один хроматический цвет или его оттенки по цветовому тону, яркости или насыщенности. В том и другом случае композицию могут дополнять ахроматические цвета.

Такая цветовая система наиболее экономна, она щадит нервную энергию и художника, и зрителя, не требуя переключения в различные хроматические регистры. Монохромия дает возможность сосредоточить внимание зрителя на какой-либо одной мысли, эмоции, чувстве, ассоциации. Наконец, если главным средством художника является форма, то ему нет необходимости в широкой палитре - ведь цвет вступает в конфликт с формой и может даже разрушить ее.

Цветовой круг


Для нахождения гармоничных хроматических сочетаний воспользуемся цветовым кругом. Нарисуем круг. Строим равносторонний треугольник, вписанный в круг. В вершинах его помещаем красный, желтый и синий цвета. Посредине каждой из трёх дуг круга помещаем оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета. Это смешанные цвета первой ступени. Затем посредине между каждой парой соседних цветов помещаем смешанные цвета второй ступени: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый, желто-оранжевый. Получился 12-ступенчатый круг. Пользуясь этой схемой, можно подбирать гармоничные сочетания по два, три, четыре и более цветов.

Можно подойти к рисованию цветового круга с другой стороны: делим круг на 12 частей, в шести частях через промежуток помещаем цвета радуги, считая, что голубой - светлый оттенок синего (у англичан цветов радуги шесть!). В промежутках размещаем смешанные оттенки.

Система 4: полярные пары

  • дополнительные цвета
  • контрастные цвета

И.Гёте показывает эстетическое воздействие различных цветовых сочетаний, вытекающих из предложенного им цветового круга: гармоничное, характерное, нехарактерное.

Й. Иттен расположил двенадцать цветов в круге так, чтобы напротив друг друга находились дополнительные цвета.

Угловые аспекты взаиморасположения цветов в круге говорят о гармоничном или дисгармоничном их содержании.

По Й. Иттену, «…все дополнительные пары, все триады, чьи цвета формируют равносторонние или равнобедренные треугольники, формирующие квадраты или прямоугольники, гармоничны»

Двенадцать цветов делятся на первичные (желтый, красный, синий), вторичные (зелёный, оранжевый, фиолетовый) и третичные, которые образуются как промежуточные между первичными и вторичными.

По Й. Иттену, это деление помогает предсказать силу тонового контраста: первичные цвета создают максимальный контраст, который уменьшается от вторичных к третичным.

Й. Иттен говорит также о важной роли субъективно-гармоничных комбинаций цветов, отражающих склад личности человека.

Эта модель отражает цветовой тон («долгота»), яркость («широта») и насыщенность («удаленность» цветового тона от черно-белой оси). Точка зрения Рунге совпадает с теорий Гёте (т.е. деление цветосочетаний на гармоничные и негармоничные).

Вершина равностороннего треугольника, предложенного Освальдом, соответствует чистому цвету данного цветового тона, вертикаль (основание треугольника) – ахроматическим тонам от черного внизу к белому вверху.

Цвет при движении кверху, то есть к белому «разбеливается», теряет насыщенность, а при движении книзу происходит «затемнение» цвета. Освальд считал, что «разбеливание» или «затемнение» цвета является важнейшим условием цветовой гармонии и необходимо для восприятия цвета.

Основания 24 треугольников цветовых тонов цветового треугольника Освальда, примыкая друг к другу, образуют цветовое тело Освальда, состоящее из двух конусов.

В эстетике цвета Освальда три правила:

  • гармония ахроматических тонов
  • гармония однотонных
  • гармония равнозначных

Классификация цветовых ассоциаций (по О.В. Сафуановой)

Исследования О.В. Сафуановой, связанные с использованием метода свободных ассоциаций на цвета,выявили,что для цветовых ассоциаций характерно преобладание ассоциаций, указывающих на эмоциональное воздействие цвета и на вызванное им эмоциональное состояние, по сравнению с аналогичными ассоциациями на наименования.

Ассоциации на цвета (по F. Birren)

Цвет Общие ассоциации Умственные ассоциации Объективные ассоциации Субъективные ассоциации
Красный Блестящий, интенсивный, непрозрачный (плотный), чистый Жар,огонь, кровь Страстный, возбуждающий, активный Интенсивность, прожорливость, свирепость
Оранжевый Яркий, светоносный, лучистый, пылающий Теплый, металлический, осенний Веселый, приятный, энергичный Веселый, избыточный, сытый
Желтый Солнечный, разряженный, лучистый, лучезарный Солнце, солнечный свет Приветливый воодушевляющий, жизненный, небесный Высокая духовность, здоровье
Зеленый Чистый, влажный, обилие, здоровье Прохлада, природа, вода Утихомиривающий, освежающий, жизненный, нарождающийся Мертвенная бледность, вина, ужас, болезнь
Синий Прозрачный, мокрый Холод, небо, вода, лед Подавленность, меланхолия, созерцание, трезвость Уныние, боязливость, скрытность
Пурпурный Глубокий, мягкий, атмосферичес-кий Прохлада, туман, темнота, тень Одиночество, депрессия
Белый Пространственный свет Прохлада, снег Чистый, беспримесный, бесхитросный, искренний, юный Сияние духа, нормальность
Черный Пространственная темнота Нейтральность, ночь, пустота Отрицание духа, смерть

Хромоквалитарная цветовая система Элен Росет.

Опираясь на свойства цвета, который представляет собой электро-магнитное излучение с определённой длиной волны (380-760 нм), мы характеризуем интересующие нас объекты и события.

Мы используем девятицветную хромоквалитарную шкалу. Цветовые вибрации располагаются в ней не совсем по спектральному принципу, а по квалитарным (классификация цветов по их определяющим качествам) признакам цветовых (хроматических) вибраций. Многие, в том числе и наша, системы основываются на принципе семи основных цветов (по И.Ньютону). Исходя из этого, с восьми начинается заново перечисление спектра, и розовый избран не случайно, а как позитивный и более тонкий аспект красного. Золотой, соответственно, представляет позитивный аспект оранжевого и жёлтого цветов.

Основная 9-тицветная шкала

№ корридора Цвет Наименование цвета
9 ЗОЛОТОЙ
8 РОЗОВЫЙ
7 ФИОЛЕТОВЫЙ
6 СИНИЙ
5 ГОЛУБОЙ
4 ЗЕЛЕНЫЙ
3 ЖЕЛТЫЙ
2 ОРАНЖЕВЫЙ
1 КРАСНЫЙ

Восемнадцати цветная шкала - основа её девятицветная основная хромоквалитарная шкала, с учетом переходных цветов, для возможностей более детального рассматривания различных аспектов.

Восемнадцати цветная шкала

Наименование цвета в духовной шкале/ № коридора Цвета коридоров духовной шкалы Цвета уровней психо-физической шкалы Наименование цветов психофизической шкалы
9 Сияние = Свет
Золотой Серебро
8 Белый
Розовый Перламутр
7 Малиновый
Фиолетовый Фиолетовый
6 Индиго
Синий Синий
5 Голубой
Голубой Бирюзовый
4 Зелёный
Зелёный Оливковый
3 Жёлтый
Жёлтый Золотой
2 Оранжевый
Оранжевый Коралловый
1 Красный
Красный Розовый
0

Для анализа психофизического здоровья человека была разработана 19–тицветная хромоквалитарная шкала , которая позволяет более детально рассмотреть состояние человека.

Цвета и цветовые различия могут быть выражены с помощью различных математических моделей. Наиболее часто на практике используются три модели описания цвета: RGB, CMYK, Lab.

Модель RGB. Все оттенки цвета видимого спектра можно получить из сочетания трех основных монохроматических излучений - красного, синего и зеленого. При смешении двух основных цветов, а также при смешении двух основных с добавлением третьего основного цвета результат осветляется: из смешения красного и зеленого получается желтый, из смешения зеленого и синего получается голубой, синий и красный дают пурпурный. Если смешиваются одинаковые по количеству излучения всех трех цветов, то в результате получается белый свет. Поэтому такие цвета называются аддитивными (суммарными), а синтез цвета аддитивным. Эта модель применима для описания цвета синтезированного в проходящем или прямом (излучаемом) свете. Визуальное восприятие цвета по некоторым теориям тоже основано на модели RGB. Модель RGB обозначена по первым буквам английских слов Red (Красный), Green (Зеленый), Blue (Синий). Эта модель представляется в виде трехмерной системы координат. Каждая координата отражает вклад каждой составляющей в результирующий цвет в диапазоне от нуля до максимального значения. В результате получается куб, внутри которого и "находятся" все цвета, образуя цветовое пространство RGB.

Важно отметить особенные точки и линии этой модели. Начало координат: в этой точке все составляющие равны нулю, излучение отсутствует, а это равносильно темноте, то есть это точка черного цвета. И вторая точка, где все составляющие имеют максимальное значение, что, как уже выяснили, дает белый цвет. На линии, соединяющей эти точки (по диагонали), располагаются ахроматические цвета (серые оттенки): от черного цвета до белого. Это происходит потому, что все три составляющих одинаковы и располагаются в диапазоне от нуля до максимального значения. Такой диапазон иначе называют серой или ахроматической осью. В компьютерных технологиях сейчас чаще всего используются 256 градаций (оттенков) серого. Хотя некоторые сканеры имеют возможность распознавать и кодировать при сканировании изображения до 1024 оттенка серого.

Три вершины куба дают чистые исходные цветовые излучения, остальные три отражают двойные смешения исходных излучений. Именно в этой модели кодирует изображение сканер и отображает рисунок экран монитора. На базе этой модели работает телевидение.

Модель СМУК. Все оттенки цвета видимого спектра можно получить и при смешении не излучений, а веществ - красок, лаков, растворов. В полиграфии для создания цветного изображения на оттиске наносят на белую бумагу краски различного цвета. Белый свет, падающий на оттиск, проходит сквозь красочный слой, отражается от поверхности бумаги и снова проходит сквозь красочный слой уже определенного цвета, который визуально воспринимается. Этот цвет называют отражаемым. Отраженные цвета возникают не путем излучения, а получаются из белого света, путем вычитания из него определенных цветов. Отраженные цвета называются также субтрактивными («вычитательными»), поскольку они остаются после вычитания основных аддитивных, а синтез цвета субтрактивным. Понятно, что в таком случае и основных субтрактивных цветов будет три: голубой, пурпурный и желтый. Эти цвета составляют так называемую полиграфическую триаду печатных красок. При печати с использованием красок этих цветов они поглощают красную, зеленую и синюю зоны спектра белого света и, таким образом, большая часть видимого цветового спектра может быть воспроизведена (репродуцирована) на бумаге при печатании многокрасочного оттиска с использованием трех печатных красок - желтой, пурпурной и голубой.

При смешениях двух субтрактивных цветов (красок) результирующий цвет затемняется, а при смешении всех трех должен получиться черный цвет. При полном отсутствии краски, надо полагать, получится белый цвет (цвет белой бумаги). В итоге получается, что нулевые значения составляющих дают белый цвет, максимальные их значения должны давать черный цвет, их равные значения - оттенки серого, кроме того, имеются чистые субтрактивные цвета и их двойные сочетания. Это означает, что модель, в которой они описываются, похожа на модель RGB. Геометрический образ модели CMYK это тот же "куб", в котором переместилось начало координат. Если абстрактно, и для более легкого запоминания по аналогии с моделью RGB, то это так.

Проблема заключается в другом, в реальности и чистоте цвета реальных красок. Данная модель описывает реальные полиграфические печатные краски, которые, увы, далеко не так идеальны, как цветные излучения. Они имеют примеси, растворители, связующие и поэтому не могут полностью перекрыть весь видимый цветовой диапазон спектра белого света, а это приводит, в частности, к тому, что смешение трех основных красок, которое должно давать черный цвет, дает какой-то неопределенный темный цвет, точнее темно-коричневый, чем истинно черный цвет. Для компенсации этого недостатка в число основных полиграфических красок была введена черная краска. Именно она добавила последнюю букву в название модели СМУК, хотя и не совсем обычно: C - Cyan; M - Magenta; Y - Yellow и K - Key color (по одной версии) или blacK (по другой версии).

Таким образом, модели RGB и СМУК, хотя и связаны друг с другом, однако, их взаимные переходы друг в друга (конвертирование) не происходят без потерь. Тем более что цветовой охват у CMYK меньше вследствие более низкой чистоты основных красок по сравнению с основных излучений RGB. Это вызывает необходимость выполнения сложных калибровок всех аппаратных средств издательских компьютерных систем, требующихся для работы с цветом: 1) сканера (он осуществляет ввод изображения); 2) монитора (по нему судят о цвете и корректируют его); 3) выводного устройства (оно создает фотоформы или печатные формы при подготовке издания к печати). Так же необходима калибровка (нормализация процесса печатания) полиграфического оборудования - печатной машины (выполняющей конечную стадию - печать).

Модель CIE Lab. Есть еще одна цветовая модель, которая называется Lab. Она была создана Международной комиссией по освещению (CIE) с целью преодоления существенных недостатков вышеизложенных моделей, в частности, она призвана стать аппаратно независимой моделью и определять цвета без учета индивидуальных особенностей (профиля) устройства (монитора, принтера, печатной машины и пр.). В этой модели любой цвет определяется светлотой (Luminance) и двумя хроматическими компонентами: параметром а, который изменяется в диапазоне от зеленого до красного, и параметром в, изменяющимся в диапазоне от синего до желтого.

В этой модели цвет определяется одной количественной (мощностью излучения, яркостью, светлотой) и двумя качественными характеристиками, но не в виде отдельных монохроматических излучений, а половинками интервала спектра излучений видимого света. Программа Adobe PhotoShop использует эту модель в качестве посредника при любом конвертировании из модели в модель. Модель CIE Lab принята фирмой Adobe для языка PostScript Level 2.

Кроме названных выше цветовых моделей и других, не рассматриваемых нами, есть еще одна, часто используемая, - Pantone . В отличие от рассмотренных ранее Panton содержит ряд фиксированных цветов. Эти цвета применяются в печати либо как дополнительные к четырем цветам - C, M, Y, K, либо для печати некоторых оттенков, которые недостижимы при системе CMYK, например, - яркий синий. Часто Panton-цвета используются в качестве плашечных цветов.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по курсу техника и технология средств массовой информации печатные издания

Лекции по курсу.. техника и технология средств массовой информации печатные издания.. лекция..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Изобретение книгопечатания в Китае и Европе. Появление линотипа
Попытки размножить текст не рукописным, а механическим способом предпринимались еще в глубокой древности, например, в Древней Месопотамии небольшие тексты с рисунками размножали с помощью штампов.

Этапы производства печатной продукции
При производстве печатной продукции можно выделить следующие этапы: набор текста, воспроизведение изобразительных материалов, макетирование, верстка, перенос изображения на носитель (процесс печати

Современная технология допечатных процессов
Вспомним, как делали газеты в шестидесятые-семидесятые годы. Оригинал авторской рукописи прочитывался редакционными работниками, подвергался правке, в нем указывались формат набора, шрифты, абзацы,

Аппаратное обеспечение допечатной подготовки
Основными компонентами систем издательских комплексов являются: комплекс технических средств (КТС) и программное обеспечение (ПО. Комплекс технических средств - это набор технически

Устройства ввода и передачи текстовой информации
На стадии допечатной подготовки изданий пользователю предоставляется большое многообразие средств ввода но­вой информации. Клавиатурный ввод текстовой информации. В

Правила набора текстовых материалов
До появления компьютеров текстовые материалы в машинописном виде поступали в типографию, где профессиональные наборщики на клавиатуре линотипов или наборных автоматов заново воспроизводили текст. В

Изобразительный материал
Технологии ввода изображений. Ввод изображений в ПЭВМ осуще­ствляется на основе сканирования оригиналов иллюстративных мате­риалов, использования цифровых фотокамер или путем создания ри­сун

Макетирование и верстка
С появлением компьютерных технологий, как уже было отмечено, процесс верстки переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессом макетирования. Как

Воспроизведение изобразительных оригиналов
Как было сказано ранее, изобразительные оригиналы можно классифицировать по следующим основаниям. Вид изобразительного оригинала: – черно-белая графика (чертежи, штриховые

Требования к исходным изобразительным оригиналам
Существует неизменное правило: чем выше качество оригинала, тем лучшим будет и оттиск. Поэтому когда в качестве оригинала берется копия изображения (ксерокопия, фотокопия, полиграфическая и др.) вр

Стохастическое растрирование
В последнее время ведущие зарубежные полиграфические компании прилагают немало усилий, чтобы улучшить качество воспроизведения за счет изменений в допечатной подготовке издания. Прежде всего, это и

Регулярный растр Стохастический растр
Считается, что при стохастическом растрировании можно увеличивать толщину красочного слоя, по сравнению с традиционной печатью, что повышает контраст изображения. А именно в газетной печати за счет

Сравнительные характеристики традиционного фотохимиграфического и современного электронного способа обработки изобразительных оригиналов
В докомпьютерных технологиях ввода и обработки изобразительных оригиналов существовало два основных способа ввода. Один из них - механическое копирование. Оно производилось на специальном ст

Цифровые форматы хранения растровой и векторной графики
Существует множество различных форматов для сохранения изображений, и каждый имеет свои преимущества и недостатки. Из растровых форматов наиболее распространены TIFF, GIF и JPEG. О

Цифровые фотоаппараты
Новые цифровые фотокамеры, обладающие более высоким разрешением, разнообразными ручными настройками и меньшей стоимостью, бросают вызов пленочным аппаратам. При переходе на цифровую технол

Внешний вид печатного издания. Предпечатная подготовка издания
В принципе, все перемены, все элементы и приемы макети­рования служат главной цели: читатель при чтении газеты не мо­жет, не должен испытывать дискомфорта. Повседневная практи­ка убедительно подтве

Моделирование
Главенствующую роль в серьезном типе изданий играет содер­жание. Необходимость «отвлечься» на содержательную составляющую вполне объективна: форма, как известно, - способ существова­ния содержания,

Дизайн газеты
Логотип газеты и первая полоса. Специфика первой полосы заключается в том, что на ней изна­чально остается меньше пространства: логотип съедает значитель­ную часть полосы. И эт

Предпечатная подготовка издания
Предпечатная подготовка издания включает в себя комплекс процедур, направленных на подготовку издания к требованиям конкретной технологии печати и может состоять из нескольких шагов. Сп

Способы передачи готового макета на печать
Способ передачи макета на печать диктуется конкретной ситуацией. Если печать на ризографе, то макет может быть передан на бумаге. Если станция верстки имеет компьютерный интерфейс с ризографом, то


Игнатов К. Дагерротип конца ХХ века.// Курсив. - 1996. - № 2. - http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/prepress.html. Стефанов С. Технологии цветоделения // www.aqualon.ru.

Аппаратно-программный комплекс оборудования редакций
Комплекс технических средств - это набор технических средств, не­обходимых для поддержки деятельности пользователей - сотрудников редакции или издательства. К таким средствам относят:

Организация вычислительных сетей
Компьютерная (вычислительная) сеть - совокупность компьютеров и терминалов, соединенных с помощью каналов связи в единую систему, удовлетворяющую требованиям распределенной обработки данных.

Антивирусная защита
Антивирусная защита была всегда актуальным вопросом. Вирусы - вредные программы, которые мешают нормальной работе компьютера. Раньше вирусы распространялись только через дискеты. Поэтому на каждом

Системы архивирования
Архивирование данных - крайне важная процедура, имеющая целью: – создание страховых копий данных на случай выхода из строя компьютера или жесткого диска либо несанкционированного (случайно


Все о модемах. Как устроен и работает модем. Валуйский B. Аналоговая цветопроба: офисный пробопечатный станок или дорогая игрушка? // Курсив, № 3 (11), 1998.

Интернет в организации редакционно-издательских процессов. Централизованный и децентрализованный выпуск газет
Назначение и принципы создания Интернет. Прообраз сети Интернет был создан в конце 60-х годов по заказу Министерства обороны США. В то время существовало не очень много мощных компьютеров, и

Формные и печатные процессы
Фотоформы. Для начала уточним основные понятия: фотоформа и печатная форма. Фотоформа в полиграфических технологиях - это изобразительный иллюстра

Виды и способы печати
Печатные процессы - комплекс процессов, связанные с процедурой печатания, включающий перенос печатной краски с печатной формы (иногда с использованием промежуточного носителя, например, офсетного ц

В - бумага с оттиском
Принцип высокой печати используется уже более 1000 лет. Первые печатные формы представляли собой плоские, с ровной и гладкой поверхностью деревянные доски, на которых изображение по

Г - бумага с оттиском
Фототипия - это безрастровый способ прямой плоской печати с использованием печатных форм, на которых разделение поверхности печатной формы на печатные и пробельные элементы обеспечивается

Краска, 2 - барабан с формой, 3 - ракельный нож
Способ цифровой печати - технология получения оттисков в печатной машине с использованием переменной печатной формы, изменениями в которой при каждом цикле управляет ЭВМ изда

Послепечатные процессы
Самый простой с точки зрения отделочных операций вид печатной продукции - это листовка. После печати требуется только обрезать технологические поля и упаковать тираж. Однако большинство видов проду

Полиграфические материалы для СМИ
Типографские краски и их характеристики. В зависимости от способа печа­тания краски делятся на типографские, литографские, офсетные, фототипные, для глубокой печати и т. д.; в


Стефанов С. Фотоформы в полиграфии // www.aqualon.ru. Валуйский В. Computer-to-Plate:наши недостатки есть продолжение наших достоинств // Курсив, № 6 (14), 1998. В

Существует не одна система для определения и классификации цвета. Цветовая система Манселла была предложена в 1905 г. американским ученым и художником Манселлом (A. H. Munsell) и была доработана в 1943г. Эта модель успешно используется для определения цветотипа человека. Она определяет три характеристики цвета:
H (hue - цветовой тон) температура: холодный/теплый,
V (value - насыщенность) темный/светлый,
C (chroma - чистота) яркий/приглушенный.



Цветовой тон делится на пять основных цветов : красный (R), желтый (Y), зеленый (G), синий (B), и пурпурный (P).

Эта система помогает подобрать сочетания цветов в гардеробе наиболее гармоничными с общим внешними данными человека.

Цветовой тон - это и есть цвет (синий, красный, желтый и т.д.). Преобладающий тон (undertone) - это температура цвета (холодный или теплый). Теплые тона все с желтой основой, холодные с синей. При этом все цвета могут иметь как холодный, так и теплый подтон! Например, зеленый цвет может быть как теплый, так и холодный оттенок. Цвета, в которых количество желтого и синего оттенка одинаково, называются нейтральными или натуральными.



Светлота или глубина (value) показывает насыщенность цвета. Уровень светлоты определяется при сравнении их с ахроматической шкалой от черного (0) до белого (10).


насыщенность/глубина/темнота, при увеличении стремится к черному :

светлота, при увеличении стремится к белому :

Цветность или яркость (chroma) определяет чистоту цвета, он меняется в зависимости насколько в нейтральном цвете добавлено серого оттенка: чистым/ярким или мутным/приглушенным.


Яркость (чистота) цвета снижается (приглушается) за счет добавления в него серого цвета, таким образом синий цвет стремится к серому :

Пастельные, чистые и приглушенные цвета: