«От Вас крупное имя и дело останется», - сказал художественный критик Владимир Стасов Павлу Третьякову 160 лет назад, слова эти оказались пророческими. Купец, предприниматель, меценат на протяжении всей жизни собирал картины русских художников, чтобы передать уникальную коллекцию в дар родному городу .

Мечта детства

Павел Третьяков и Михаил Прянишников. 1891 год. Фотография: tphv-history.ru

Павел Михайлович Третьяков. 1898 год. Фотография: tphv-history.ru

Мария Павловна, Павел Михайлович Третьяковы и Николай Васильевич Неврев. 1897 год. Фотография: tphv-history.ru

Павел Третьяков вырос в купеческой семье, получил домашнее образование. Свою первую коллекцию стал собирать с детства: покупал гравюры и литографии на рынке, в маленьких лавочках. В четырнадцать лет вместе с братом продолжил семейное дело - сначала держали лавки с платками и магазин, а затем приобрели мануфактуру в Костроме. Дела шли успешно, но на образ жизни Третьякова это не влияло.

«Молчаливый, скромный, как бы одинокий» - таким видели Павла Третьякова окружающие. Он избегал балов , не признавал излишеств, всегда носил сюртук одного и того же кроя. Единственное излишество - сигара в день. Но оборотной стороной скромности была широкая душа: он поддерживал училище глухонемых, организовал приют для вдов, сирот и неимущих художников. Поддерживал и смелые начинания, такие как экспедиция Миклухо-Маклая.

Семья Третьяковых

Павел Третьяков с супругой Верой Николаевной (урожденной Мамонтовой). 1880-е. Фотография: wikimedia.org

Семья Павла Третьякова. 1884 год. Фотография: tretyakovgallery.ru

Павел Третьяков с внучками. 1893 год. Фотография: tphv-history.ru

В 33 года Павел Третьяков женился на двоюродной сестре Саввы Мамонтова - Вере. Хоть главу семейства и называли «неулыба», брак был гармоничным и счастливым. Третьяков стал угрюм и молчалив после смерти одного из сыновей - Ивана, всеобщего любимца и надежды отца. Но несмотря на семейное несчастье, атмосфера любви сопровождала детей Третьякова на протяжении всей жизни.

«Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным».

Вера Третьякова, старшая дочь

Промышленник - коллекционер

Николай Шильдер. Искушение. Год неизвестен.

Алексей Саврасов. Вид на Кремль в ненастную погоду. 1851. Государственная Третьяковская галерея

Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853. Государственная Третьяковская галерея

Осенью 1852 года Третьяков побывал в Петербурге. Более двух недель он ходил по театрам, выставкам, бродил в залах Эрмитажа , Румянцевского музея , Академии художеств и, переполненный впечатлениями, писал матери:

«Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников… Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, С. Розы и проч. и проч. Видел несчетное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия».

Эта поездка окончательно сделала купца и промышленника Третьякова коллекционером живописи. Стремление собирать картины русских художников стало смыслом его жизни. На тот момент Павлу Михайловичу было всего 24 года, первые картины русских художников меценат купил в 1856 году. Это было «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. В ближайшие четыре года жилые комнаты бельэтажа дома в Лаврушинском переулке украсили полотна Ивана Трутнева, Алексея Саврасова , Константина Трутовского… Третьяков не только заложил основу коллекции, но и определил главную цель своего собрания, о чем и написал в завещании.

«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В Европу - за впечатлениями, в мастерские - за опытом

Иван Крамской. Неизвестная. 1883. ГТГ

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ

По промышленным делам Павел Третьяков часто бывал за границей - знакомился с техническими новинками. Эти поездки стали для коллекционера и «художественными университетами». В Германии, Франции, Италии, Англии, Австрии он посещал выставки и музеи.

В тонкости изобразительного искусства посвящали Третьякова и практики - художники. В петербургских мастерских коллекционер узнавал технологию живописи, умел крыть картины лаком или без помощи реставратора удалить повреждение на холсте. «Манера его держаться в мастерской и на выставках - величайшая скромность и молчаливость» , - вспоминал о визитах Третьякова Иван Крамской .

Картина за картиной

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. ГТГ

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. ГТГ

Архип Куинджи. Березовая роща. 1879. ГТГ

Движение передвижников обеспечило галерее поток настоящих шедевров. «Грачи прилетели» Саврасова и «Утро стрелецкой казни» Сурикова , «Христос в пустыне» Крамского и «Березовая роща» Куинджи и еще сотни и сотни работ. Третьяков покупал у художников картины целыми собраниями, как у Василия Верещагина : в 1874-м приобрел сразу 144 картины и этюда, 127 карандашных рисунков. Коллекцию пополнили сразу 80 работ Александра Иванова . Стали частью собрания и живописные впечатления от поездки по Ближнему Востоку Василия Поленова - 102 этюда. Картины художников ХVIII - начала ХIХ века Третьяков собирал по антикварным магазинам и частным лавкам.

Сами художники признавали, что коллекционер обладал особым восприятием живописи, и на выставках порою не знали, какие картины он выберет. «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем» , - говорил о Третьякове Крамской.

Галерея в Лаврушинском переулке

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея

К 1872 году многочисленное семейство Третьяковых утомили желающие увидеть его уникальное собрание, и коллекционер решил построить для него отдельное здание . Новые залы пристраивали постепенно. После смерти брата - Сергея Третьякова - его коллекция тоже заняла место в галерее, и тогда же было принято решение передать собрание картин городу.

«Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусств в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию».

Павел Третьяков

Сам меценат на открытии галереи не присутствовал - уехал из Москвы с семьей на полгода, так как не любил лишнего внимания к своей персоне. После открытия галереи, по воспоминаниям современников, Александр III намеревался пожаловать Третьякову дворянство, но Павел Александрович отказался. «Я купцом родился, купцом и умру» ,- сказал коллекционер чиновнику, который явился его обрадовать. Как и прежде, Третьяков приходил в галерею, составлял каталоги и просто любовался картинами…

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889. ГТГ

Последний дар Третьякова галерее - эскиз Левитана к картине «Над вечным покоем». Коллекционер уже был болен, хворала и его супруга, дочери вышли замуж и разъехались, опустел дом в Лаврушинском переулке. Но дом для картин, созданных талантливыми русскими художниками, всегда полон. Вот уже второе столетие люди приходят, чтобы увидеть уникальную коллекцию. И имя осталось, и дело не пропало.

«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Павел Третьяков

Из воспоминаний Веры, старшей дочери Павла Третьякова .

Российский купец-предприниматель, благотворитель, меценат, знаток и собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель и владелец общедоступной художественной галереи в Москве. Брат Сергея Михайловича Третьякова (1834-1892).

Павел Михайлович Третьяков происходил из старинного, но небогатого купеческого рода. Отец - Михаил Захарович Третьяков (1801 -1850) , мать - Ольга Даниловна Борисова (1812-1899). В семье было девять детей, Павел был старшим. Все дети Третьяковых получили хорошее домашнее образование, сыновья с малых лет помогали отцу в торговых делах и ведении документов.

К концу 1840-х годов Третьяковы владели пятью торговыми лавками в Москве. В 1850 году после смерти отца братья Павел и Сергей Третьяковы стали наследниками всего имущества. В 1851 году ими был куплен новый просторный дом в Москве, бывшее владение купцов Шестовых в Толмачах, который впоследствии послужил основным зданием для Третьяковской галереи.

Расширение предпринимательской деятельности Третьяковых шло по линии производства и переработки льна. В 1866 году П. М. Третьяков объединил несколько костромских льнозаводов и учредил «Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры». Костромские льняные фабрики давали основной доход семье, позволяя также вкладывать деньги в благотворительность.

В 1865 году Павел Михайлович Третьяков женился на Вере Николаевне Мамонтовой (1844-1899), дочери московского купца-откупщика Николая Федоровича Мамонтова. Вера Николаевна приходилась двоюродной сестрой , известному железнодорожному промышленнику, меценату, создателю Русской частной оперы и . Вера Николаевна получила прекрасное домашнее образование, была музыкально одаренной девушкой. Она стала Павлу Михайловичу единомышленником и другом. Брак Третьяковых был долгим и счастливым. Павел Михайлович Третьяков писал однажды своей жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» В 1887 году большую дружную семью постигло несчастье: умер от скарлатины сын, восьмилетний Иван, всеобщий любимец и надежда отца. Остались четыре дочери и сын Михаил, страдавший серьезным заболеванием.

Третьяковы жили очень открыто. В их доме бывали многие выдающиеся деятели культуры и искусства того времени: художники, музыканты, критики, архитекторы, литераторы, театральные деятели. Третьяковы принимали у себя И.С. Тургенева, П.И. Чайковского, И.Е. Репина, и многих других. Со многими из этих людей Третьяковы были по-настоящему дружны. В этой семье много путешествовали и по России, и за границей. Везде Павел Михайлович в первую очередь стремился познакомиться с художественной жизнью посещаемых городов и стран.

В предпринимательской среде он пользовался огромным авторитетом и уважением. Выполнял разнообразные общественные обязанности, избирался на ответственные должности. На доходы со своего капитала он помогал нуждающимся, поддерживал людей искусства, приобретал картины. Делом всей его жизни была забота о Московском Арнольдовском училище для глухонемых. Третьяков был одним из главных его устроителей и деятельным попечителем. В 1890-е годы он состоял также в попечительских советах Коммерческого училища, Александровского коммерческого училища. Часто делал различные единовременные пожертвования, помогал финансово одаренным людям науки и искусства. Так, П. М. Третьяков оказал материальную помощь экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая, поддерживал в создании Музея изящных искусств в Москве. Активное участие Павел Михайлович принимал в деятельности Московского художественного общества, всячески помогал Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества.

Будучи человеком состоятельным, Третьяков был чрезвычайно скромен в быту. Вся его жизнь была расписана буквально по минутам, и большую ее часть он проводил в трудах на благо общества. Главным делом его жизни стало собирание коллекции картин и создание национальной галереи.

Все началось с того, что в 1854 году П.М. Третьяков купил на «развалах» у Сухаревской башни свои первые десять картин: это были работы старых голландских мастеров. А в 1856 году его коллекция уже пополнилась картиной Н.Г. Шильдера «Искушение» и Работой В.Г. Худякова «Финляндские контрабандисты». Это были жанровые полотна отечественных живописцев, которые легли в основание будущей знаменитой коллекции Третьякова. В отличие от многих коллекционеров своего времени, Третьяков ставил целью своей деятельности не приватное обладание художественными ценностями, а собирание целостной коллекции произведений, которые явились бы гордостью национального искусства и могли быть доступны как можно более широким слоям населения. «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях», - писал Третьяков в письме к Кошелеву.

Его программным документом стало завещательное письмо 1860 года, в котором он изложил свои принципы и завещал свой основной капитал - «сто пятьдесят тысяч рублей серебром <…> на устройство художественного музеума или общественной картинной галереи». И далее всю свою жизнь П.М. Третьяков следовал поставленной цели.

Сам Павел Михайлович обладал тонким художественным вкусом и особым чутьем на таланты. Картины он присматривал на выставках и непосредственно в мастерских художников. Порой, приобретая неизвестное полотно начинающего живописца, Третьяков безошибочно угадывал в нем будущего корифея живописи, а в картине - шедевр национального искусства. Так произошло, например, при покупке коллекционером «Девушки, освещенной солнцем» В.А. Серова, или «Видения отроку Варфоломею» . В основу его коллекции ложились, в основном, картины его современников. Многим живописцам Третьяков помогал материально, создавая им, тем самым, благоприятные условия для свободного творчества и развития таланта. Можно сказать, что деятельность Третьякова-коллекционера и его личный художественный вкус благотворно сказались в целом на формировании русской художественной школы второй половины XIX века.

Наиболее полно и разнообразно в галерее были представлены такие мастера русской живописи, как В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов. Часто коллекция пополнялась целыми собраниями произведений, как это случилось, например, с «Туркестанской серией» , этюдами А.А. Иванова и В.Д. Поленова. Так же попали к Третьякову многочисленные эскизы росписей Владимирского собора в Киеве, сделанные В.М. Васнецовым.

Позднее коллекция П. М. Третьякова стала пополняться выдающимися работами мастеров русской живописи XVIII - первой половины XIX в. Еще одним его направлением стало собирание произведений древнерусской живописи, оформившихся в 1890-е годы в отдельную коллекцию. В эти же годы было положено начало собранию произведений скульптуры.

Важную роль в своей галерее он отводил пейзажу, представленному работами , А.П. Боголюбова, И.И. Левитана.

В конце 1860-х годов Третьяков задумал создать портретную галерею выдающихся современников, к работе над которой были привлечены замечательные портретисты В.Г. Перов и И.Н. Крамской. Так в галерее появились знаменитые портреты , И.С. Тургенева, .

Расположение картин в галерее соответствовало вкусам и принципам П.М. Третьякова. Более того, часто он сам непосредственно производил развеску картин в экспозиции.

Со временем растущая коллекция перестала помещаться в залах дома в Лаврушинском переулке, и в 1872— 1892 годах к особняку четырежды делали специальные пристройки. Музей разрастался, количество посетителей увеличивалось. В 1885 году в залах галереи побывало уже порядка тридцати тысяч человек. Популярность галереи стремительно росла, и она стала одной из главных достопримечательностей города: побывать в ней стремились гости первопрестольной со всех уголков России и зарубежные посетители.

В 1892 году, после смерти Сергея Михайловича Третьякова, галерею пополнили два зала собрания западной живописи, завещанные коллекционером брату для его музея. В том же году Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. Продолжая пополнять коллекцию теперь уже национального музея, он трудился также и над изучением и систематизированием ее фондов. Результатом этой работы стали каталоги галереи, издававшиеся с 1893 года.

До последних дней своей жизни Третьяков заботился о своем детище: ходил по выставкам и мастерским, делал приобретения, развешивал картины в залах.

Павел Михайлович Третьяков умер в декабре 1898 года и был погребен на Даниловском кладбище в Москве. Его супруга пережила его лишь на четыре месяца. В 1948 году прах Третьякова был перенесен на Новодевичье кладбище.

Государственная Третьяковская галерея на данный момент является обладателем одного из лучших и крупнейших собраний отечественного изобразительного искусства и одним из самых посещаемых музеев мира.

Дата рождения: 27 декабря 1832 года
Место рождения: город Москва
Дата смерти: 16 декабря 1898 года

Павел Третьяков - предприниматель. Павел Михайлович Третьяков родился 27 декабря 1832 года или по старому стилю 15 декабря. Детство провел в имении родителей и получил образованиев домашних условиях. После достижения сознательного возраста, стал помогать отцу и вместе с ним открыл целлюлозную фабрику или как она в то время называлась бумагопрядильную. ПавелМихайлович занимал множество постов и был награжден различными наградами при жизни. Он являлся почетным потомственным гражданином, грамоту которого он получил в 1856 году.

Третьяков служил на государевой службе в должности коммерции советника, согласно табелю о рангах того времени. В 1897 году получил звание почетного гражданина Москвы и с 1868 по 1889 был членом отделения Совета торговли и мануфактурмосковском отделении. Занимаясь банковской деятельностью, которая его интересовала лишь отчасти в силу бизнеса его мануфактур, вошел в выборный совет биржевого общества.

Увлекаясь живописью и произведениями искусства, он входит в 1893 году в состав петербургской академии художеств и становится спустя год ее действующим членом. Так же он избирается в совет московского художественного общества и принимает активное участие в его деятельности в период с 1872 по 1894 года. Третьяков был выходцем из потомственной купеческой семьи. Еще его прадед Елисей Мартнынович переехал в Москву в 1774 года и был известным промышленником своего времени.

Его дед Захар Елисеевич стал купцом третьей гильдии и в 1892 году организовал в Москве производство по окрашиванию и обработке крахмалом тканей для изготовления парусов. Его отец Михаил Захарович, дело которого Павел Михайлович продолжал был купцом второй гильдии и занимался на тот момент в основном купеческой деятельностью по продажетканейи владел сетью лавок и салонов.

Крупным проектом отца стало приобретение общественных бань на Якиманке, и перестройка из с созданием торговых рядов. Так же он создал в них возможность для посещения людьмиразныхсословий, тогда как до него данное заведение предназначалось исключительно для представителей дворянства и мещанства Москвы.

Получив подобный бизнес от отца, он занялся в первую очередь развитие торговли и расширял географию закупок различных тканей, льна и сукна грубого производства. В последствии вместе с отцом он начал создавать отдельный торговый дом, который бы смог централизованно заниматься всей цепочкой от закупа, до реализации тканей через лавочников и собственные торговые ряды.

При этом его текстильный дом достиг максимального расцвета в том виде, в котором он был создан отцом. В 1860 году он совместно со своим братом организует одноименной торговый дом братьев Третьяковых, к которому в последствии примкнет их зять Коншин.

Зять в то время занимался примерно тем же купеческим ремеслом, но с большими торговыми связями в костромской области. Льняные ткани из Костромы отличались удивительным качеством и ярким рисунком. На фоне отсутствия их ассортимента в Москве, подобная кооперация принесла их семьям возможность развить общий бизнес в довольно больших масштабах.

Подобный успел в результате кооперации позволил Третьякову объединиться на равных с крупными предпринимателями и создать новый Московский купеческий банк в 1866 года. Павел Михайлович становится руководителем нового банка и одновременно с этим входит в Московскийторгово промышленный союз. В 1874 году, располагавшийся в здании Московского торгового банка ряд крупных фирм, были включены в состав его торгового дома.

На тот момент, состояние Третьякова оценивало в четыре миллиона четыреста тысяч царских рублей, он так же владет дорогой недвижимостью в Москве в виде пяти домов и обладал определенным объёмом ценных бумаг и государственных векселей.

В 1854 Третьяков начинает собирать коллекцию произведений искусства, основой которой становятся произведения живописи различных мастеров и эпох. Первые крупные пополнения его коллекции составляются и десяти полотен мастеров Голландии из цикла «на развалах» Сухаревойбашни. В то время, Третьяков ставить задачу создания национальной художественной галереи. Первые пополнения галереи составляются из работ своих современников и в 1870 годах начинается проведение передвижных выставок.

Работы, которые он приобретает в это время иногда составляют целые собрания и большие коллекции, которые приобретаются единовременно со всеми произведениями искусства.

В 1874 году он покупает туркестанскую серию работ Верещагине состоящую их тринадцати отдельных картин, ста тридцати трех рисунков и восьмидесяти одного этюда. В 1880 году его коллекция пополняется индийской серией их семидесяти восьми этюдов. Так же к этому времени различным путями в коллекцию Третьякова попадают порядка восьмидесяти этюдов Иванова.
Отправляясь в путешествие в 1885 году по городам Турции, палестины и Сирии он приобретает

Сто два этюда художника Поленова, которые он написал в те местах. Коллекция в 1886 году пополняется собранием эскизов Васнецова, который он пишет в процессе работы над росписью Владимирского собора. В процессе обирания галереи, Третьяков старался показать процесс развития живописи и наполнить коллекцию различными работами эпох, которые бы показывали особенности работ авторов в динамике их роста и развития основных школ живописи. Работы Репина, Серова, Левитана, Крамского и многих других художников были собраны в больших количествах за эти годы.
Большую часть работ коллекции составляли работу художников восемнадцатого и первой половины девятнадцатого веков. Так же он собирал редкие картины древнерусской живописи и по возможности находил и приобретал редкие экземпляры и письменности.

Одной их масштабных идей было создание «Русского пантеона», в который должны были войти портреты, написанные при жизни различных великих деятелей и личностей России. Для этих целей третьяков заказывает и портреты своих современников. Обратившись с подобным заказом к мастерам Неверову, Перову, Крамскому, Репину, Третьяков обладателем большой коллекции портретов и некоторые портреты знаменитых личностей дошли до нас исключительно благодаря его стремлению.

В 1890 Третьяков начинает вести собрание икон, и приобретает в свою коллекцию различные иконы находящиеся у частных собственников со всей России. В то же время создается коллекция работ древних мастеров, начиная с работ четыреста семьдесят первого года.

В общей сложности Третьякову удается собрать порядка шестидесяти двух икон, некоторые из которых уникальны. Все иконы из коллекции находятся в его кабинетах и не выставляются в экспозициях. Помимо предметов живописи, коллекцияТретьякова при его жизни насчитывала девять скульптур.
Увеличивающаяся коллекция потребовала перестройки здания дома братьев Третьяковых, которое расположено в Лаврушинском переулка и начиная с 1870 года в течении десяти лет под руководством архитектора Каминского здание несколько раз перестраивается.

После ремонта и модернизации здание превращается в галерею и в нем становится возможным проводить публичные выставки и в нем размещаются все существующие коллекции Третьякова. В существующем виде в традициянео русской классики здание перестраивается уже после смерти самого Третьякова в 1900 года в течении пяти лет по эскизам работ Васнецова.

Закончившийся ремонт под руководством Каминского ознаменовывается открытием публичных посещений галереи, которое происходит в 1881 году. В течении четырех лет экспозицию смогло посетить более тридцати тысяч человек.

В 1892 году открывается две новые экспозиции после того, как третьяков унаследует от своего брата западноевропейскую коллекцию живописи. Музей Третьякова входит в число самых крупных собраний произведенияискусства и стоит в одном ряду с остальными музеями России того времени, при этом в августе 1892 года третьяков передает в дар городу весь особняк со всеми произведениями искусства в нем находящимися.

Галерея посещается порядком ста пятидесяти тысяч человек ежегодно и остается открытой широкой публике на протяжении всего последующего времени, при этом Третьяков продолжает пополнять коллекции музея.

Начиная с 1893 года Третьяков начинает создавать каталогпроизведенийискусства, который в 1896 году публикуется и становится известным под его именем. Каталог в последствии дополняется и расширяется, и становится серьёзным документом и справочным материалом для специалистов.

Достижения Павла Третьякова:

Создал одно из крупнейших собраний произведений живописи отечественных мастеров
Создал мануфактуры и торговые дома, которые поставляли текстиль для большинствапотребителейМосквы того времени
Организовал собственный банк для мануфактур и возглавил его

Знаменательные даты в жизни Павла Третьякова:

27 декабря1832 годародился в Москве
1850-е унаследует дело отца
1854 начинает собирать коллекцию живописи
1881 открывается для свободного посещения его собрание картин, открытие галереи Третьякова
Август 1892 года дарит здание галереи и все произведения искусства Москве

Интересное из жизни Павла Третьякова:

В донской губернии Третьяковым было отстроено училище для глухонемых, что по тем временам было большой редкость.
Третьяков был большим меценатом и на его средства содержались художественные школы и училища живописи и зодчества.
Могила Третьякова находящаяся на Новодевичьем кладбище на самом деле изначально находилась на Даниловском и в последствии была перенесена.

Павел Михайлович Третьяков родился 15 декабря 1832 года. Он был известным русским предпринимателем, меценатом, собирателем произведений русского изобразительного искусства. Главная заслуга Третьякова, благодаря которой он вошел в историю Москвы и государства - основание Третьяковской галереи. Коллекционирование работ русских художников стало делом жизни Павла Михайловича, которому он посвятил 25 лет.

Павел Третьяков родился в купеческой семье, получил домашнее образование, а затем начал работать в торговле вместе со своим отцом. Прядильные и льноперерабатывающие мануфактуры Третьяковых были одними из самых крупных в Европе. Рабочий день на их фабриках был нормированным, а зарплата рабочих - очень достойной. Значительную часть от доходов Третьяков тратил на развитие социальной сферы для своих рабочих. За его счет построили школу, ясли, родильный дом и дом престарелых.

Кроме того, Павел Михайлович финансировал Арнольдовское училище для глухонемых детей, помогал семьям солдат, погибших во время русско-турецкой войны. До сих пор в Москве существует Третьяковский проезд, основанный братьями Третьяковыми. Выкупив землю по обе стороны китайгородской стены в районе улицы Никольской, они проломили стену, и устроили проезд для подвод, который существовал в прошлом, а в 18 веке был заложен. Вместе с братом Сергеем Третьяков построил несколько больших бумагопрядильных фабрик. На момент смерти его состояние оценивалось в 3,8 миллионов рублей.

Личная жизнь Павла Михайловича Третьякова складывалась непросто. Он долго не женился, а затем его женой стала Вера Николаевна Мамонтова - двоюродная сестра известного московского мецената Саввы Мамонтова. Всего у Третьяковых родилось шестеро детей - четверо девочек и двое сыновей. Старший сын, Михаил, родился слабоумным, и не мог продолжать дело отца, а младший - Иван, в котором родители не чаяли души, умер от скарлатины.

В этот период коллекционирование перестало быть дворянским увлечением, и распространилось среди купечества и состоятельной интеллигенции. Собирательством занимались братья Боткины, К. Т. Солдатенков, Ф. И. Прянитников, В. А. Кокорев, П. Образцов, братья Щукины, И. А. Морозов, С. И. Мамонтов и многие другие.

Павел Михайлович Третьяков был коренным москвичем, и с ранней юности любил искусство. Первые свои приобретения он сделал в 1853 году, но среди них не было ничего особо ценного. Затем Третьяков приобрел девять картин голландских художников, которые находились в доме до самой смерти Павла Михайловича. Поскольку поначалу знаний и опыта было еще недостаточно, Третьяков решил коллекционировать работы русских художников, своих современников. Считается, что галерея зародилась в 1856 году, когда Третьяков приобрел картины "Искушение" Н. Г. Шильдера и "Финляндские контрабандисты" В. Г. Худякова. Затем он купил работы И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио, К. Брюллова и других художников.

В 1860 году Третьяков написал: "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие". На протяжении многих лет Третьяков помогал Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и многим другим художникам, но при этом, приобретая у них картины, он озвучивал весьма скромные цены, а от чересчур дорогих вариантов иногда отказывался. Его целью было собрать не просто самые лучшие образцы русской художественной школы, а сделать коллекцию как можно более обширной. Художники отвечали Третьякову благодарностью и дружбой, часто предоставляя ему право первого выбора при покупке картин.

Постепенно коллекция становилась все обширнее, и дома уже не хватало места для ее размещения. Тогда Третьяков в 1972 году начал строительство новых залов для музея. Строительство закончилось в 1974 году, и это временно решило проблему. В 1881 году галерея была открыта для всеобщего посещения. Когда в 1886 году Павел Третьяков приобрел туркестанскую серию картин Верещагина, были достроены еще шесть залов.

С самого начала Третьяков решил подарить свою коллекцию Москве, а в реальность эта идея певратилась после смерти младшего брата - Третьякова Сергея Михайловича. Это случилось в 1892 году. В завещании Сергея Третьякова был пункт, в котором говорилось: "Так как брат мой Павел Михайлович Третьяков выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве художественную коллекцию и в виду сего предоставить в собственность Московской городской думе свою часть дома… где помещается его художественная коллекция… то я часть этого дома, мне принадлежащую, предоставляю в собственность Московской городской думе, но с тем, чтобы Дума приняла те условия, на которые брат мой будет предоставлять ей свое пожертвование…". Но это условие могло быть выполнено только после того, как Павел Третьяков подарит коллекцию городу. В августе этого же года Третьяков написал в Московскую Городскую Думу заявление о том, что он приносит в дар городу свою коллекцию, коллекцию брата, а также дом. Когда после этого в прессе вышла восторженная статья Стасова о поступке Павла Третьякова, а также были назначены торжества в честь этого, Третьяков был очень взволнован, и даже уехал из Москвы, чтобы быть в стороне от шумихи вокруг своего имени. Через год галерею назвали в честь основателей - Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых, а Павла Третьякова назначили пожизненным попечителем музея и присвоили ему звание Почетного гражданина Москвы.

Павел Михайлович Третьяков, коммерции советник, член Московского отделения Совета торговли и мануфактур, действительнй член Петербургской Академии художеств, умер 4 декабря 1898 года, последними словами, которые он сказал близким, были: "Берегите галерею и будьте здоровы". Зная, что городская дума не сможет обеспечить галерею материально в той степени, в которой она нуждается, разместил 150 000 рублей таким образом, чтобы проценты от этой суммы шли на ремонт музея, а также оставил 125 000 рублей на приобретение предметов искусства для расширения экспозиции. Также Третьяков завещал музею недвижимое имущество и коллекцию древних икон. Похоронили Павла Михайловича Третьякова в Москве на Даниловском кладбище, рядом с родителями и братом. В 1948 году прах братьев Третьяковых перенесли на Новодевичье кладбище.