В живописи – различные цвета и оттенки, свет и тень. В архитектуре – закон соразмерности частей, гармоничность пропорций, простота и чёткость линий. В музыке – ритм, мелодия. В танце – пластика и ритмичность движений. В литературе – слово. Средства образного отражения жизни


«… знание всех смежных областей искусства – поэзии живописи, архитектуры, скульптуры и музыки – необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе. Последняя наполняется светом и красками живописи, ёмкостью и свежестью слов, свойственных поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки» Константин Паустовский




О чём говорили писатель и художник в поезде? Какую картину они наблюдали? Смогли ли вы представить себе сентябрьскую грозу, слушая рассказ? При помощи чего писатель воссоздал увиденную им картину природы? К. Паустовский «Золотая роза» «Искусство видеть мир»


Искусство письменного слова Отражение реальной действительности В центре внимания литературы – человек, его деятельность и духовная жизнь Основной способ отражения действительности – художественный образ Читатель, отталкиваясь от образа писателя, создаёт свой. Основные черты художественной литературы



Каждый вид искусства создает свои произведения и оказывает эстетическое воздействие на людей с помощью своих особых средств. В музыке это звуки, в живописи – цвета и линии, в скульптуре - формы, в танце – движения. Это как бы основной строительный материал, из которого возникает произведение. Что касается литературы, то несложно понять, что основным средством ее создания является слово. Умение при помощи слов «оживлять» образы людей, «рисовать» картины природы, погружать в атмосферу разных событий и вызывать при этом отклик в душе читателя мы и называем литературным талантом.

Во все времена люди знали о великой силе слова, способной ранить и исцелить, побудить к совершению великих дел, утешить и ободрить. С помощью слов происходит львиная доля обмена информацией между людьми. Словами мы научились выражать наши самые важные чувства. Словами же мы можем нанести вред, солгать, напугать. Возможности слова безграничны, их воздействие на человека бесспорно, именно поэтому литература как искусства слова способна оказывать глубокое воздействие на людей, доносить до нас новые идеи, заставлять задумываться, сочувствовать, сопереживать.

С помощью слов литература создает целые миры, погружаясь в них на какое-то время, мы абсолютно четко ощущаем, что они реальны. Мы будто идем вместе с героями литературных произведений по их дорогам, переживаем их приключения, разделяем их чувства. Так обычная жизнь наполняется новыми событиями, впечатлениями, переживаниями.

Отдельно хочется выделить поэзию. С помощью ритма она сплетает слова в музыку. В поэзии присутствует музыкальная гармония, с помощью которой удается передать такие оттенки и нюансы смысла, неподвластные произведениям в прозе. Здесь слова имеют высоту и длительность, тона и полутона, именно в поэзии в полной мере раскрывается их художественный потенциал.

Литература как искусство слова определенным образом обобщает в себе возможности многих других видов искусства. Только литература, кроме повествования, способна рисовать словами картины и играть мелодии, вытачивать формы и передавать динамику. Все огромные выразительные возможности слова она щедро и мастерски использует для создания своих шедевров.

Конспект
Урок 1: Художественная литература как искусство слова

Сегодня на уроке вы изучите тему: Художественная литература как искусство слова
План урока:
1. Значение и происхождение понятия «литература»
2. Литература и другие виды искусства.
3. Понятие «художественный образ»
4. Особенности художественного произведения
5. Значение русской литературы
Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопрос: почему художественную литературу называют одним из видов искусства?
На этом уроке вы
узнаете о своеобразии художественной литературы как искусства слова;
научитесь размышлять о значении книги для духовной жизни человека;
познакомитесь с основными литературоведческими понятиями;
Словарь:
o Литература (лат. litteratura, буквально - написанное, от littera - буква) - в широком смысле это совокупность любых письменных текстов.
o Художественный образ – это форма отражения действительности, творчески переосмысленная и воссозданная автором в произведении.
o Персонаж (от лат. рersona – лицо, личность) – любое действующее лицо в произведении.
o Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет национальную литературу.
Основное содержание урока
Литература наряду с живописью, музыкой, театром, архитектурой, является одним из видов искусства.
Литература (лат. litteratura, буквально - написанное, от littera - буква) - в широком смысле это совокупность любых письменных текстов.
Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают только стихотворные произведения). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму существования искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения В современном понимании термином «литература» принято называть любые зафиксированные на бумаге достижения человеческой мысли. Есть литература техническая, научная, публицистическая, справочная.
Но художественная литература занимает особое место. Не случайно ее называют искусством слова, потому что с помощью устного или письменного слова создаются особый мир, в котором живут и действуют люди. Эти люди, добрые или злые, жившие давно или наши современники, вызывают у нас, читателей, определенные чувства. Писатель изображает внешний облик героев. Рассказывает об их поступках, говорит об их чувства, переживаниях, рисует обстановку, в которой они живут. Но это не копирование действительности. Любое художественное произведение является отражением личности творца, В нем происходит не только воспроизведение жизненной реальности, но и ее творческое преображение.
Вспомним описание степи в «Тарасе Бульбе» Н.В.Гоголя
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще»
Действительность воспринимается нами совершенно по-другому. Привычные вещи обретают волшебную притягательность, благодаря авторскому взгляду.
Таким образом, художественное произведение представляет собой единство объективной реальности и субъективного авторского ее понимания. Эта особенность художественной литературы дает право считать ее высшим проявлением искусства. Она заключает в себе все элементы других видов искусств, потому что с помощью слова можно описать звуки, движения, речь. Посмотрите, как описывает Пушкин танец в исполнении известной балерины Авдотьи Истоминой в романе «Евгений Онегин»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет. Гл. 1, ХХ
В отличие от остальных видов искусства, обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, создаваемой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и буквах, действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.
Так же, как и другие виды искусства, литература отражает жизнь в форме образов. Что это значит? Используются конкретные, единичные предметы, явления, события, которые несут в себе некое обобщение.
Образ обладает большей «наглядностью», эмоциональной убедительностью. Итак, художественный образ – это форма отражения действительности, творчески переосмысленная и воссозданная автором в произведении. Например, алые паруса в одноименной повести А.Грина.
Литературное произведение как произведение искусства обладает еще рядом особенностей. Люди, изображенные в нем, хотя и написаны иногда с реальных людей, не могут восприниматься читателем как живые настоящие люди. Действующее лицо в произведение становится персонажем. Вспомните, что наряду с людьми литературными персонажами могут быть и животные. Например, Кусака в рассказе Л.Андреева или животные в баснях Крылова.
Явления природы, божества. Фантастические существа и даже предметы. Части человеческого тела могут стать героями художественной литературы. Можно вспомнить гоголевский Нос, бродивший по улицам Санкт-Петербурга или Воротничок из рассказа Теффи «Жизнь и воротник», который подталкивал свою хозяйку на совершение неблаговидных поступков.
Авторская фантазия, авторское восприятие действительности создает подобные образы героев.
А кто же такой сам автор произведения? Можем ли мы поставить знак равенства между реальным человеком, с определенной судьбой, писателем и тем, от чьего имени написано произведение. Конечно же, нет. Под словом «автор» понимается не только реальное биографическое лицо, как например, Пушкин, живший в 1799- 1837 годах, и не только человек, создавший литературное произведение, но и образ автора, который создается во многих произведениях словесного искусства. Он становится персонажем, действующим лицом. Он создан, как и остальные образы, с помощью типизации, вымысла. Он может быть сближен или наоборот отдален от реального биографического лица. Образ автора - это не личность автора. Таким становится автор в «Евгении Онегина» Пушкина. Или это может быть вымышленный автор такой, как Иван Петрович Белкин.
Художественная условность, нетождественность литературы и жизни проявляется именно в образе автора. Только там, на страницах художественных произведений автор может разговаривать со своим героем, быть с ним в дружеских отношениях.
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня. Гл.1, 11
Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием. Прежде всего, литература делится на два основных типа (формы) - поэзию и прозу, а также на три рода - эпос, лирику и драму.
Русская литература – это поистине жемчужина мирового литературного наследия. Ее история насчитывает более тысячи лет. Русская литература является отражением нашей культуры, истории. Произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского передают своеобразие культуры, традиций. Такие произведения, как «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя, с которыми вы познакомитесь в этом учебном году, вошли в сокровищницу мировой культуры. Школьные уроки литературы помогают вам открыть в себе читателя, научат понимать художественный текст, помогут найти «своего» автора.

Основные выводы
1. Художественное произведение представляет собой единство объективной реальности и субъективного авторского ее понимания.
2. Нельзя отождествлять образ автора в произведении с реальным писателем, поэтом, драматургом.
3. Ситуации, которые описаны в произведении нельзя воспринимать как реальные; нельзя относиться к литературным героям как к ревльным людям.
4. Русская литература – сокровищница мировой литературы.
Литература:
1) Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 6-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2016.
2) Н. В. Беляева. Уроки литературы в 9 классе.: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2017
3) А.Б.Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения.- 11-е изд. – М,: ФЛИНТА, 2013.
Разбор типового тренировочного задания
ИТ-7.Задание 7.
Вид тестового задания Вставка текста
Текст задания Вставьте подходящие по смыслу слова.
Художественный ____ – это форма отражения ________, творчески _________ и ________автором в произведении.
Стратегия выполнения задания:

2. Вспомните определение художественного образа.

4. Затем выберите из вариантов ответов необходимые по смыслу слова и проверьте себя.

Разбор типового контрольного задания
ИТ-9.Задание 1.
Вид контрольного задания Множественный выбор
Текст задания Отметьте основные виды искусств
Варианты ответов 1)Музыка. 2) Живопись; 3) Техника; 4) Скульптура; 5) Юриспруденция: 6) Театр; 7) Литература; 8) Социология
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.
2. Вспомните, что искусство – это отражение действительности в художественных образах
3. Просмотрите сначала все варианты ответов.
4. Затем выберите верные ответы и проверьте себя.

III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации.

Виды искусства:

Музыка хореография живопись скульптура и др.

Вопросы классу:

    Какой же вид искусства, по вашему мнению, есть самый совершенным? Почему?

    Назовите вид искусства, от которого вы получаете наибольшее наслаждение, удовлетворение? Мотивируйте собственную мысль.

Продолжение беседы по вопросам.

    Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек?

    Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература».

    Что является характерной особенностью художественной литературы?

    Кто является создателем художественной литературы?(С помощью художественного слова писатели изображают важные характерные события, явления, черты характера людей; рассказывают об их жизни, работе, борьбе, ощущении, внутреннем миру, веровании; описывается природа).

Для свободного размышления предлагает ученикам составить «Кластер».

Свободный микрофон»

- «Впечатление произвел…»;

- «Запало в душу…»;

- «Был поражен…».

Составление периодической таблицы Для всех групп