Ноя 06

Нарисовать богатыря русского? Да легко!

Для желающих нарисовать русских богатырей в этой теме собраны обучающие видео, рисунки, раскраски, а так же описание картины В.М. Васнецова “Богатыри”

В.М. Васнецов “Богатыри”

1881 г. Холст, масло. 295 x 446 см.
Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Васнецова В.М. «Богатыри»

Около 30 лет жизни и творчества Виктор Васнецов посвятил созданию картины, впоследствии ставшей самой узнаваемой его работой. Защитники и стражи русского народа – «Богатыри» - каждый знает их именно такими, какими они предстали на полотне великого мастера былинных сюжетов.
В чистом поле, на границе земли русской, богатыри пристально следят – не притаился ли где враг коварный и не обижают ли где слабого. Это они – три главных героя эпических сказаний - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

В центре изображен Илья Муромец. Могучий и сильный, он осматривает родные просторы, выискивая недруга, которому всегда готов дать отпор. Богатырь силен настолько, что, кажется, не ощущает тяжести сорокапудовой палицы, висящей на поднесенной ко лбу руке. Недюжинная сила удивительно сочетается в нем с широтой души и добротой открытого людям сердца. Илья Муромец – реальная историческая личность, а сказания о его небывалых подвигах – подлинная хроника жизни. Позднее богатырь стал монахом Киево-Печерской лавры и сейчас его имя можно найти среди всех святых. Васнецов писал Илью Муромца с простого крестьянина Ивана Петрова, человека сильного и высокорослого, доброго и душевного – каким был сам богатырь.

По правую руку от Ильи Муромца изображен образованный и мужественный Добрыня Никитич. Он всегда готов защитить родной край от супостата – его меч уже наполовину вынут из ножен. Только на нем надет золотой крест. Этим Васнецов напоминает, что его Добрыня связан с легендарным воеводой войска Владимира, князя киевского и крестителя Руси. Богатырь стал для художника воплощением собирательного образа рода Васнецовых: себя, своего отца и дяди. Не случайно исследователи творчества мастера отмечали сходство внешности Добрыни и художника.

Самый младший – Алеша Попович. Храбрый и ловкий стройный юноша может побороть врага силой, хитростью и даже обманом. Прототипом ему послужил умерший в раннем возрасте сын Саввы Мамонтова. Этот веселый и общительный человек подарил свой озорной нрав молодому богатырю – художник перенес эти черты его характера на картину.
Каждый из богатырей в любой момент готовы отразить нападение врага – Илья Муромец крепко держит копье, Добрыня Никитич – меч, а Алеша Попович уже вложил стрелу в лук. Шлемы на их головах подобны куполам православных церквей и выступают символом правого дела, благословенных подвигов на благо народа.

Кони – под стать всадникам. Огромного воронка Ильи способна удержать лишь металлическая цепь. Мощный и сильный, он дополняет величие образа своего хозяина, которому будет предан до конца. У Добрыни – горделивый, исполненный достоинства конь, тревожным ржанием предупреждающий наездника о возможной опасности. А огненный конь Алеши готов ринуться в бой, кипит молодым задором и энергией.

Неспроста объединили силы былинные герои. Приближается буря. Облака, издалека гонимые порывистым ветром, колышущееся разнотравье, развевающиеся гривы лошадей не сулят ничего доброго. Но защитники здесь, они готовы встреться с врагом .

Собраны видео уроки и раскраски





Может легче нарисовать по клеткам?


Василий Иванович Суриков - известный и талантливый художник, картины которого известны огромному количеству ценителей искусства, родился в 1848 году в Красноярске. Одно из самых известных его полотен - это картина "Боярыня Морозова". Суриков закончил свою работу над ней в 1887 году.

Творчество Василия Ивановича

Семь больших полотен на исторические темы были оставлены нам этим творцом. Над каждым из них он работал по нескольку лет. Сюда входят такие шедевры, как "Утро стрелецкой казни", "Посещение царевной женского монастыря", Ермаком Тимофеевичем", "Меншиков в Березове", "Степан Разин" и, конечно, картина В. И. Сурикова "Боярыня Морозова". Именно это произведение считается лучшим в его творчестве.

В истории искусства есть определенные образы, к которым разные художники периодически возвращаются, и каждый трактует их по-своему. Например, образ Ивана Грозного. А есть такие как Представить ее иначе, чем это сделал Василий Иванович, уже просто невозможно.

Образ женщины на картине, представляющей староверов

Семнадцатый век, когда жила эта женщина, это время правления царя Алексея Михайловича, которого звали "тишайшим". Отчасти это прозвище было дано за его мягкий характер, с другой стороны, за религиозность и в какой-то степени это еще и титул, который характеризует верность его правления.

После смутного времени страна нуждалась в спокойствии и стабильности. И это именно то, чего не хватало в первую очередь. В разных уголках и областях империи служба велась по-разному. Наметился отход от первоначальных канонов. Чтобы объединить это в единое целое, берет за образец греческую церковь. Нужно внимательно посмотреть на произведение, которое создал Суриков. "Боярыня Морозова" - картина, которая сразу показывает узловой момент, - жест этой женщины. Знаменитое двуперстие.

У староверов двуперстие символизирует земную и небесную сущности Христа. Впоследствии оно было заменено на троеперстие, которое представляет Троицу. По мнению староверов, именно двуперстие лучше передает смысл земного воплощения и смерти Христа, так как на кресте ведь была распята не Троица, а одна из ее сущностей: Бог - сын.

Слишком много места внизу полотна

Толстой получил массу эмоций, увидев впервые шедевр, который сотворил Суриков. "Боярыня Морозова" - картина, которая не может не вызывать восторга. Но тем не менее сделал ему замечание, что внизу полотна очень большое пространство. На это Василий Иванович многозначительно заметил, что если его убрать, сани остановятся.

Развитие движения до определенного момента может сосредоточить внимание зрителя только на подобных спецэффектах. И тогда потеряется вся глубина замысла. Он может отойти на второй план. Поэтому художнику нужны абсолютно противоположные методы остановки движения, которые хорошо видны на картине.

"Боярыня Морозова", Суриков. Картина художника поэтапно

Конечно, в готовом произведении все кажется достаточно ясным и понятным. Чтобы увидеть это движение, нужно сравнить полотно с первыми эскизами. Там боярыня написана им в профиль, она сидит на большом стуле. Можно провести такое сравнение, что в подготовительных зарисовках нет той динамики, которая присутствует уже в готовом произведении.

Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать Василия Сурикова ("Боярыня Морозова"). Автор отчетливо показывает бегущего мальчика в левой части картины, поручни деревянных бревен, которые стремительно сокращаются.

Создание образа движения

Вот, кстати, одно несоответствие, незаметное простому глазу обывателя: такие сани не могут ехать, они сразу развалятся. Но именно благодаря этому клину Василий Иванович создает стремительную динамику, которая резко прекращается при одном взгляде на толпу.

Еще один символ остановки - это строгая вертикаль руки, которая всегда тормозит движение, в то время как диагональ передает динамику. В правой части картины видно сестру Морозовой - княгиню Урусову, которая медленно движется за ее санями.

Добиваясь того, чтобы они двигались, Суриков решает одну из важнейших проблем содержательной формы. По мере движения раскрывается внутренняя связь между каждым персонажем и самой боярыней. Определяется степень самых разных и контрастных состояний. Здесь есть испуг, жалость, страх, сочувствие, насмешка, любопытство.

Это поистине великий шедевр, над которым работал Суриков. "Боярыня Морозова" - картина, которая передает максимальное количество эмоций. Даже когда изначально шло создание произведения, Василий Иванович прежде написал всю толпу, а уж потом стал искать образ боярыни. И наконец найдя, на его взгляд, идеальный этюд, он переписывает с него лик Морозовой в картину. И тогда, по словам автора, она всех победила.

Создание образа женщины в санях

Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Как и фигура Морозовой - это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой.
Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. "Боярыня Морозова" - картина, представляющая не только эмоциональную толпу, но и как будто специально выделенных двух сидящих человек. Это сама героиня и юродивый. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. В то время как боярыня призывает к борьбе боевым кличем, этим движением руки юродивый выражает благословение.

Если сравнить первые наброски и этюды Василия Ивановича, когда он писал с натурщика, сидящего на снегу, то можно увидеть именно человека в лохмотьях нищего. А в заключительном варианте, который был помещен в картину, - это действительно юродивый, обладающий внутренним неимоверным импульсом.

Еще один образ, выделенный в произведении

Это образ девушки именно в желтом платке, который и символизирует чистоту девицы, так как перекликается с золотым цветом, присутствующим на иконе позади нее. Она только что совершила глубокий поклон до земли. Отчетливо показано, что край платка закинулся ей на затылок. Возможно, это и намек на приверженность к старой вере, потому что по новому принципу все земные поклоны были заменены на поясные.

А между странником и девушкой в желтом платочке видна молодая монашенка, которая раздвигает соседей руками, выглядывает из-за молоденькой боярышни, чтобы увидеть Морозову. Обрамленное черным платком бледное лицо отделяет ее от рядом стоящих девушек, чьи лица полны румянца и жизни, а одежда сверкает красочным ювелирным шитьем.

Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, - "Боярыня Морозова". Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Каждый персонаж, присутствующий на ней, достоин отдельного внимания, так как работа над каждым из них была очень кропотливой и ответственной. Именно такими работами, как картина "Боярыня Морозова", Суриков смог передать своим потомкам образец истинного, неподражаемого произведения, который еще многие годы будет радовать и восхищать многие поколения.

Василий Иванович Суриков «Боярыня Морозова». Холст, масло. 304 на 587,5 (1887)


«Боярыня Морозова» —
одно из известных исторических полотен Сурикова. Оно по многим параметрам напоминает мне картину « », написанную за 6 лет до «Боярыни Морозовой», хотя идея нарисовать боярыню пришла к Сурикову именно в 1881 году, в год написания «Утра стрелецкой казни». Не буду говорить о технике исполнения, буду говорить о сюжете. И там и тут изображается судилище мировоззрений. В 1881 году Суриков описывает уничтожение стрелецкого сословия, а в 1887 году — расправу над старообрядчеством. И там и тут являются свидетели суда — люди, город, здания. В «Утре стрелецкой казни» собор Василия Блаженного нависает над стрельцами, в «Боярыне Морозовой» Чудов монастырь принимает двуперстное знамение от раскольницы. И там и тут две правды: правда стрельцов и реформаторская правда Петра I; правда патриарха Никона, церковного реформатора и правда раскольников. Они, эти разные русские правды, схлестнулись друг с дружкой тогда не на жизнь, а на смерть. Схлестнулись тогда, чтобы сегодня мы знали только одну правду — Пётр I был великим русским царём, реформатором-императором, а старообрядцы, коих сегодня лишь около одного миллиона человек, не более чем экзотика православия.

Художник Суриков прославил Феодосию Прокопьевну Морозову (1632 — 1675) своей картиной на века. Хотя в своё время имя этой женщины было известно многим. Во-первых, потому что она была замужем за боярином Глебом Ивановичем Морозовым, богатейшим человеком, приближённым к царю Алексею Михайловичу. После смерти супруга в 1662 году всё богатство наследует его сын от первого брака Иван, но фактически распоряжалась состоянием Феодосья Прокопьевна. Именно в 1662 году она поселяет в своём доме протопопа Аввакума, центрального оппозиционера церковных реформ патриарха Никона. И это уже вторая причина известности боярыни Морозовой — она становится сподвижницей Аввакума, раскольницей, и, следовательно, противницей царя Алексея Михайловича.

Василий Иванович Суриков изобразил на картине момент, когда боярыню Морозову привозят на допрос в Чудов монастырь 17.11.1671 года.

Толпа народу, изображённая на картине. Такое ощущение, что Суриков аляповатое что-то нарисовал; скученность, перегруженность, статичность. Ну не понимает Суриков действий исторических лиц без толпы — вытащил людей на узкую московскую улицу. Всех подряд здесь расположил: нищебродов, бояр, крестьянских детей, приказчиков, холопов... Лица из толпы смотрят на эту женщину, которая лишилась своих богатств и своего высокого положения ради веры, ради принципов. Для тутошних мальчишек это развлечение, для женщин страх и новая тема для вечерних разговоров, для насмехающихся бояр Морозова сошла с ума, поселившись в собственном мирке. И все они парадоксальным образом ей сочувствуют...

Не знаю, всё-таки нагромождение персонажей даёт свой неповторимый эффект. Кстати, говорят, в образ странника, изображённого в правом углу картины, Суриков вложил себя, своё понимание поступка раскольницы.

Боярыня Морозова. Не очень мне нравится её лицо. Оно смахивает на лица некоторых современных женщин с горящими глазами — поборниц истинных религий — адвентисток, иеговисток, бабтисток, больных православием головного мозга. Но фанатичность специально вырисована на лице боярыни художником Суриковым. И не мне всё-таки судить Морозову, её веру, её право отстаивать свои убеждения с таким лицом, какое есть. Такой ли она была на самом деле? До нас не дошли изображения Феодосии Прокопьевны Морозовой Художник долго искал подходящий типаж: «Ведь сколько времени я его искал. Всё лицо мелко было. В толпе терялось». Только на старообрядческом кладбище в селе Преображенском успокоилась душа художника (люблю такие каламбуры), в том смысле, что нашлась натурщица — начётчица с Урала Анастасия Михайловна. За два часа Суриков написал этюд, который всех победил.

Касаемо работы над картиной. Летом 1885 года на даче под Москвой Суриков рисует этюды. Тридцать эскизов и около семидесяти этюдов было сделано за 6 лет работы над картиной. Весной 1886 года он пишет своим матери и брату в Сибирь:

Я пишу большую картину теперь, «Боярыню Морозову», и будет только к будущему январю готова она. Только к будущему году освобожусь совсем. А это лето все надо писать этюды к этой картине. Боже, когда я с вами повидаюсь, все откладываю год от году! Нельзя — большие задачи для картины беру. Потерпите до будущего лета, если еще верите мне, уж тогда не обману.

Вот некоторые этюды и эскизы к картине:

    На рисунке нарисовать ладью и бояр, как в сказках Пушкина или про аленький цветочек.

    На синем море стоят ладьи. На берегу три боярина. С мостика от ладьи до берега крестьяне сносят заморские товары. Рисунок на тему торговли в древности. Рисунок древнего храма, рисунок исторического события, рисунок портрет героя великого исторического сражения.

    Тема Бородинская битва. Гусары на привале, портрет гусара, портрет Кутузова, сцена боя.

    Рисунок о Великой Отечественной войне. Воздушный бой. В небе черном от дым - рисуем серый фон неба и завитки, или растушевка по всей выбранной области черным, дыма.

    Два самолета летят навстречу.

    Рисование исторической темы для школы занятие не из простых. В основном вспоминаются исторические картинки с людьми. Но если вы не умеете рисовать людей, а например замечательно рисуете корабли, поезда, архитектурные сооружения, природу, то картинка на историческую тему тоже получится очень даже хорошая.

    Картинки можно рисовать на знаменитые исторические события и даты.

    Или же просто нарисовать картинку из быта людей прошлого.

    Например деревянную церковь.

    Но больше всего меня поразил вот этот детский рисунок на историческую тему.

Вы не Микеланджело и не Леонардо да Винчи и даже никогда не брали уроков рисования, но обстоятельства сложились так, что Вам необходимо нарисовать человеческую фигуру. И чтобы Вас не поперли как Остапа Бендера с парохода (то есть с работы), за то, что Вы не умеете рисовать человеческую фигуру , рассмотрим основные принципы изображения фигуры человека.
Все, что Вам нужно это ручка или карандаш , бумага и никаких заметных художественных способностей.

Умение рисовать фигуры человека очень помогает в разъяснительном процессе, оно имеет вспомогательное значение. Фигура человека бывает нужна чтобы показать схематическую картину чего либо. Для этого используется форма графического изображения человека - человеко-схемы, скелетированного человека, «человеко-палочек» Stickman . Такая схема человека - крайнее выражение внешней простоты и вместе синтеза. Однако смущаться этой простотой не следует, помня, что в ней есть большая и, следовательно, ценная для нас выразительность. И в тех случаях, когда рисующему понадобится фигура человека, надо, отбросив в сторону так называемую правильность рисунка, всецело акцентировать в рисунке движение, выражаемое фигурой.
Однако то обстоятельство, что фигура человека выражается схемой, скелетом, палочками, вовсе не освобождает нас от знания основного положения: относительной величины человеческой фигуры (или, иначе, пропорций частей). Здесь же нельзя допускать в наших палочкообразных человечках грубых погрешностей. Нарушение пропорций в палочках внесёт логический разлад, что конечно, совершенно нежелательно.
Так называемый «художественный канон» требует, чтобы размер головы человека укладывался в человеческой фигуре 5,5-6 раз (см. рисунок ниже, единицей меры в данном случае является голова). Будем рисовать её в виде овала. В туловище голова откладывается 2,5 раза, в ногах - тоже 2,5 раза, голень и бедро по величине одинаковы. Будем придерживаться этого правила во всех случаях, в каком бы положении человек нами ни изображался. Размеры рук таковы: протянутая вдоль туловища рука должна касаться середины бедра. Размер ступни (что очень важно) равен величине головы. Этот размер следует прикидывать на глаз до тех пор, пока он не станет получаться у рисующего автоматически.
Вот, собственно, всё, что необходимо знать в данном отношении.

Обратимся теперь к изучению движений человека.

Прежде всего вновь вернемся к картинке выше и внимательно проштудируем рисунки. Здесь человеческая фигура дана от палочки до греческого воина в полной форме. Из рисунка ясно, как «одевается» человеческая фигура.
Поупражняемся в самых элементарных изображениях движений человека: человек бежит, прыгает, падает, зовёт, тянет, несёт тяжесть, защищается, нападает, сидит, люди несут, дерутся, штурмуют и т. д.

На нашей картинке рисунки достаточно выразительны, стоит только мысленно «одеть» каждого из Stickman в соответствующий костюм, и цель будет достигнута. Типы лица и схемы выражения лица показаны на рисунке ниже.


Это также возможно для не умеющего рисовать путём одевания человечка-схемы в ту или иную одежду.

Сделаем набросок боярина
1) Рисуем голову.
2) Так как ноги фигуры в данном случае прикрыты длиннополой шубой, то в рисовании туловища и ног нет надобности.
Просто проводим от головы отвесную линию величиною в 5,5 голов.
3) На голову надеваем длинную шапку с лёгким наклоном назад, а туловище одеваем в широкий колоколообразный костюм.
4) Рисуем одну, левую, руку опущенной вниз.
5) В кулаке правой руки боярин держит высокий посох. Рисуем посох.
6) Чуть-чуть наметим из-под полы шубы кончики сапог.
7) Прорисуем, наконец, некоторые детали (ворот, поперечные полосы на груди шубы, условно - меховую оторочку нижней части шубы). Одевание фигуры боярина закончено.

Вы можете поделится своими работами и разместить их в комментариях к статье. Для этого Вам требуется зарегистрироваться на сайте. Так же Вы можете стать нашим автором подробнее