Роман «Дубровский» был написан А. С. Пушкиным в конце 1832 — начале 1833 гг. Замысел произведения связан с реальной историей бедного помещика Островского, который был лишен своего имения и при поддержке крестьян стал разбойником.

Смысл названия

Роман лаконично носит название фамилии главного героя — Владимира Андреевича Дубровского.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — трагическое влияние беззакония на судьбу человека.

Помещики в дореволюционной России не представляли собой единого сплоченного сословия. В этой среде тоже была существенная имущественная дифференциация. Тяжба Троекурова со старшим Дубровским — вполне типичное явление. Богатство первого давало власть, бедность второго приводила к повышенному болезненному чувству собственного достоинства.

Конфликт вспыхнул из-за совершенно пустякового повода, но в противниках «заговорила» дворянская кровь. Всесильному Троекурову имение соседа не особенно было и нужно, просто он не мог стерпеть неповиновения. Позиция Дубровского ясно изложена в одной фразе: «Я не шут, а старинный дворянин».

Троекуров, скорее всего, в любом случае с помощью денег и связей смог бы заполучить имение Дубровского в свои руки. Но добыча сама идет к нему: сгоревшие во время пожара документы фактически лишают Андрея Гавриловича прав на свою собственность. Благодаря изворотливому заседателю Шабашкину судебное решение выносится в пользу Троекурова.

Андрей Гаврилович беден, но благороден. Он не боится встретиться с врагом в открытом бою (в романе упомянуто участие Дубровского в войне с Турцией), но судебный «поединок» становится для него ударом в спину. Случившийся после вынесения решения припадок сумасшествия предвещает Андрею Гавриловича скорую смерть. Ему нет места в обществе, где честь и справедливость подменены хитростью, подлостью и ложным толкованием законов.

Гораздо значительнее потеря имения сказывается на судьбе молодого Дубровского — Владимире. К тому же на его глазах при виде Троекурова умирает отец.

В душе Владимира некоторое время происходит внутренняя борьба. Потрясенный молодой человек должен выбрать дальнейший жизненный путь. Лишившись единственного источника доходов, Владимир обречен на бедность и нужду. Продолжение борьбы с богатым соседом неизбежно поставит его вне закона. Решающим доводом для Владимира становится беззаветная преданность крестьян Кистеневки и их готовность пойти ради хозяина на смерть.

Молодой дворянин становится во главе разбойничьей шайки под давлением обстоятельств. У него просто не остается другого достойного выхода. Имя Дубровского наводит страх на всю округу. В то же время люди чувствуют невольное уважение к благородному разбойнику, который грабит только богатых, борясь таким образом с несправедливостью.

Шайка Дубровского рано или поздно была бы уничтожена. Главарь прекрасно это понимает, но хочет достойно завершить «карьеру». Отказавшись от желания уничтожить своего главного врага ради Маши, он находит новую цель — спасти девушку от несчастного брака. Небольшое опоздание становится роковым для Маши, Владимира и всех разбойников. Дубровский еще успевает отбить приступ солдат, после чего распускает свою шайку и скрывается за границу.

Таким образом, судьба беззаботного молодого офицера из-за шутки холопа кардинально меняется. Он быстро теряет имение, отца и даже первую серьезную любовь. Защищая свою дворянскую честь, Владимир невольно становится преступником. В конце концов, Дубровский вынужден расстаться и со своей Родиной.

Проблематика

Центральная проблема произведения — произвол богатых помещиков. Троекуров в душе был в общем-то не самым плохим человеком. Его испортили богатство и знатность. Всеобщее уважение и почет развили в Троекурове ложное убеждение в своем непререкаемом превосходстве. Это убеждение постепенно заглушает в душе помещика прежние положительные качества. Он решительно начинает судебную тяжбу против своего лучшего друга, зная, что это приведет его к разорению и возможной гибели.

Так же деспотично Троекуров относится к своей любимой дочери. Его трогают и приводят в смущение слезы Маши, но упрямство не позволяет переменить уже принятое решение. Выдавая дочь за старика, Троекуров обрекает ее на несчастье.

Композиция

Пушкин разделил небольшой роман на два тома. В первом описана суть трагедии Дубровского, начало его разбойничьей деятельности; появляются главные действующие лица. Кульминационным моментом, разделяющим роман, становится появление Дубровского в доме Троекурова под видом француза Дефоржа. Второй том посвящен кратковременному неудачному роману Владимира и Маши, после которого главарь распускает шайку.

Чему учит автор

Пушкин предоставляет читателю самому решить, прав или нет Дубровский. По закону он является преступником, заслуживающим самого строгого наказания. Но согласно понятиям чести и высшей справедливости действия Владимира полностью оправданы. Да и все его преступления не позволяют усомниться в благородстве невольного разбойника.

Принято считать, что «Дубровский» это роман (широкая картина отображенной действительности, многоплановость, историчность, сюжетная занимательность подчинена социальной проблематике), хотя по объему «Дубровский » скорее повесть.

Другим важным аспектом является тема народного восстания, изображенная в романтической традиции. Реалистические тенденции связаны с общим сатирическим пафосом произведения и образом кузнеца Архипа, но романтизм преобладает (выбор жанра: авантюрно-приключенческий роман о благородном разбойнике; композиция: любовь благородного разбойника к дочери своего врага, ситуация переодевания, ситуация мести за поруганную честь). Владимир Дубровский — типично романтический герой, реалистических черт в нем почти нет. Читателю ничего не известно о его быте, социальном окружении. Образ Владимира Дубровского дан в развитии: честолюбивый и беспечный мот становится защитником угнетенных, благородным мстителем. Образ не обладает реалистической цельностью и художественной завершенностью. Владимир не типичен по положению, в которое поставлен обстоятельствами предводитель крестьян-повстанцев. Пушкин идеализировал своего героя и строил его взаимоотношения с крестьянами на патриархально-идиллической преданности.

В «Дубровском» Пушкин верно наметил общее решение проблемы отечественного реалистического романа, органично соединив идейность и авантюрность, интригу.


Роман «Дубровский» - одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. Работа над этим романом была начата в октябре 1832 года, а уже в январе 1833 года Пушкин закончил первые два тома. «История Пугачева», а затем «Капитанская дочка» надолго отвлекли Пушкина и помешали ему закончить «Дубровского». Роман остался незавершенным и был напечатан впервые только в 1841 году.

В этом романе отразились многие явления русской жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, произвол царского суща, разбойничество, возникшее как стихийный протест наиболее отважных и непокорных людей из народа.

Тема разбойничества не была новой в русской и мировой литературе.

В 1781 году вышла в свет трагедия великого немецкого поэта Фридриха Шиллера «Разбойники». Эта трагедия положила начало возникновению множества «разбойничьих» драм, поэм, повестей и романов. Образ свободолюбивого благородного разбойника привлекал многих писателей-романтиков. Таковы герои романа Вульпиуса «Ринальдо Ринальдини» (1797) - в Германии, романа Шарля Нодье «Жан Сбогар» (1818) - во Франции и поэм Д. Байрона «Лара» и «Корсар» (1814) - в Англии. Эти романтические разбойники вызывали сочувствие потому, что они выступали против несправедливости феодального строя, против насилия угнетателей. Судьба мужественных и смелых героев «разбойничьих» повестей и романов была таинственна и необычайна. Стремительное и неожиданное развитие сюжета безраздельно завладевало вниманием читателей.

Интерес Пушкина к разбойничеству объясняется не только литературными источниками.

В течение нескольких веков в России разбой на больших дорогах был широко распространенным явлением. Беглые солдаты и крестьяне, разоренные посадские люди бежали в леса, нападали на обозы с товарами, грабили купцов, разоряли богатые усадьбы. Народ винил не «разбойничков», а тех, кто доводил их до такой отчаянной жизни. Это глубокое понимание социальных причин разбойничества нашло свое выражение во многих русских песнях, которые Пушкин хорошо знал.

В 1821-1822 годах Пушкин написал романтическую поэму «Братья разбойники». В основу этой поэмы, по его словам, было положено истинное происшествие: «два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись». Пушкин понимал, что ему не удастся напечатать эту поэму полностью, и сжег рукопись, до нас дошел лишь небольшой отрывок^ Черновые наброски и планы свидетельствуют о том, что «Братья разбойники» были задуманы в духе народных песен.

Во время своего путешествия в 1820 году по югу России с семьей Раевских Пушкин побывал на Дону. Там, в казачьих станицах он слышал и записывал песни о Разине, Болотникове, Булавине. Ведь именно на Дон бежали недовольные крестьяне, здесь начинались волнения, перераставшие в крестьянские войны. На Дону провел юность Степан Разин, отсюда он начал свое восстание. Пушкин жадно вслушивался в песни о Степане Разине и записывал многие из них.

Интерес поэта к личности Степана Разина не пропал и позднее. Из глухой михайловской ссылки он писал брату: «...вечером слушаю сказки ^-и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! Ах! Боже мой, чуть не забыл! вот тебе задача: историческое, сухое известие о Стеньке Разине, единственном поэтическом лице русской истории».

А через два года, в 1826 году, Пушкин пишет свои «Песни о Стеньке Разине». Если «Братья разбойники» были еще романтической поэмой, в которой отчасти слышалось влияние байроновского «Шильонского узника», известного в России по переводу В. А. Жуковского, то три песни о Стеньке Разине строго выдержаны в стиле русских народных разбойничьих песен. Степан Разин называется разбойником, но это слово не означает «вор» или «убийца»:

Молодец удалой, ты разбойник лихой, Ты разбойник лихой, ты разгульный буян.

И в народных песнях, и вслед за ними у Пушкина Разин - разбойник, бунтующий против существующих порядков, восстающий на бояр, на господ, защитник угнетенного народа.

В конце 20-х - начале 30-х годов XIX века во многих губерниях России начались холерные бунты, а затем восстания в аракчеевских военных поселениях. Именно в это время Пушкин задумывает свой новый роман «Дубровский»; напряженное положение в стране не могло не повлиять на его замысел.

Пушкин в «Дубровском» внешне продолжает традиции «разбойничьего» романа: главный герой молодой дворянин, порвавший со своим классом, вставший во главе шайки разбойников, чтобы мстить за обиду* ему нанесенную. В романе мы видим и излюбленное у романтиков положение: разбойник в доме своего обидчика (Дубровский под именем учителя-француза Дефоржа проникает в дом Троекурова). Любовь молодого разбойника к дочери его врага - тоже характерный мотив для романтического «разбойничьего» романа. Но эту традицию Пушкин продолжил на совершенно новой основе. Он обратился к русской действительности, и из-под его пера вышел реалистический роман. В основу фабулы Пушкин положил истинный случай. Это было дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском». Правда в этом деле была на стороне Муратова, а сила - у Крюкова; документы же о праве владения имением у Муратова сгорели. Тяжба длилась несколько лег (1826-1832 годы), и в конце концов суд стал на сторону сильного и присудил имение Крюкову.

Копию с этого дела Пушкин вставил в рукопись романа целиком, изменив только соответственно фамилии Крюкова на Троекурова, а Муратова на Дубровского. Первоначально герой романа назывался Островским к

Предвидя цензурные препятствия, Пушкин перенес время действия из современной ему жизни в недалекое прошлое - в последние годы царствования Александра I. Однако в начале 30-х годов XIX века по существу положение народа в крепостной России нисколько не изменилось к лучшему.

Следует отметить сходство романа Пушкина «Дубровский» с неоконченным юношеским романом Лермонтова «Вадим», работа над которым шла примерно в начале тех же 30-х годов. В этом романе Лермонтова безобразный горбун Вадим проникает в дом к богатому помещику Палицыну, чтобы отомстить за разорение своего отца. Во время Пугачевского восстания он становится во главе отряда, чтобы рассчитаться за всё со своим, обидчиком. Вот что рассказывает Вадим своей сестре Ольге: «Твой отец был дворянин - богат, счастлив и, подобно многим, кончил жизнь на соломе... у него был добрый сосед, его друг и приятель, занимавший первое место за столом его, товарищ на охоте, ласкавший детей его, - сосед искренний, простосердечный, который всегда стоял с ним рядом в церкви, снабжал его деньгами, в случае нужды, ручался за него своею головой... Однажды на охоте собака отца твоего обскакала собаку его друга; он посмеялся над ним: с этой минуты началась непримиримая вражда - пять лет спустя отец твой уже не смеялся... Друг твоего отца открыл старинную тяжбу о землях и выиграл ее и отнял у него все имение; я видел отца твоего перед кончиной...»

Как доказывает И. Л. Андроников 2, это фабульное сходство объясняется общим источником: случилось так, что и Лермонтов слышал о деле Крюкова и Муратова и использовал его в завязке своего романа. Но конечно не только этим объясняется сходство романов Пушкина и Лермонтова. Вопросы, волновавшие передовых людей того времени, вопросы крепостничества, самодержавия, тяжелого положения крестьян, одинаково занимали и Пушкина и Лермонтова, а волна крестьянских бунтов, прокатившаяся по стране, побудила обратиться того и другого писателя к теме бесправия народа и стихийного протеста, находившего свое выражение в разбойничестве и народных восстаниях.

Крепостная зависимость развращает и помещиков и их крестьян. Пушкин правдиво нарисовал образ «старинного русского барина» Кирила Петровича Троекурова. От природы он неплохой человек, его связывают добрые товарищеские отношения с небогатым помещиком Дубровским, ему свойственны человеческие порывы (совесть его мучит: после того как он отобрал поместье у своего бывшего товарища, он едет мириться к нему), он любит свою дочь Машу. Но безграничная власть над ему принадлежащими людьми превращает его в деспота, самодура. И лучшие человеческие черты Троекурова принимают уродливые формы. Троекуров губит Дубровского только из-за того, что тот посмел перечить ему; несмотря на всю свою любовь к дочери, он по прихоти отдает ее замуж за старого князя Верейского. Троекуров - типичный образ барина-крепостника, порочного и невежественного.

Крепостной быт развращает и крестьян, привыкающих к рабскому своему положению. Дворовые Троекурова «...тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство...»

Но не все крестьяне смиряются и безответно сносят свое положение. С особенной теплотой пишет Пушкин о крепостных людях Дубровского. Характерно, что в изображении Пушкина у более человечного и великодушного барина и крестьяне лучше, человечнее, в них больше чувства собственного достоинства и независимости. С особенной любовью говорит Пушкин о старой няне Владимира Дубровского Орине Егоровне, во многом напоминающей няню самого Пушкина, Арину Родионовну. И когда мы читаем письмо Егоровны к Владимиру в Петербург: «Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное», нам вспоминается другое письмо - письмо Арины Родионовны к Пушкину: «...Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю...»

Вместе с взбунтовавшимися крестьянами Егоровна уходит в лес и делит с ними все тяготы их жизни.

Один из самых живых образов романа - кузнец Архип. В нем в первом просыпается дух мятежа и бунта; он действует независимо от Владимира; не молодой Дубровский, а именно Архип высказывается против несправедливого приговора суда, и он же первый берется за топор. Архип запирает приказных во время пожара, и они погибают по его вине. Но это не бессмысленная жестокость, это справедливая народная месть. А уже в следующем эпизоде Пушкин показывает человечность и душевную красоту этого русского крестьянина: с риском для жизни кузнец Архип спасает кошку, очутившуюся в пылающей кровле. «Чему смеетеся, бесенята, - сказал им [мальчишкам] сердито кузнец. - Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою».

Почти всегда Пушкин изображает крестьян более привлекательными, чем помещиков. Вспомним сцену с кольцом, когда Саша по просьбе Марьи Кириловны опускает кольцо в дупло и сталкивается с рыжим мальчишкой Митей. Испугавшись розог, маленький барчонок рассказывает обо всем и выдает сестру. Митя же, которому грозило несомненно более строгое наказание, держится независимо и не выдает доверенной ему тайны.

Возмущение крестьян несправедливым приговором суда, нежелание перейти под власть нового, более жестокого барина приводит к открытому неповиновению; под водительством молодого Дубровского они уходят в лес и становятся разбойниками. Это именно такие разбойники, о которых поется в народных песнях: они никого не убивают, грабят только богатых, и сочувствие народа на их стороне. Пока они не видят еще иного выхода для своего протеста и гнева Разбойничество для них - единственно возможный путь.

Иное дело Владимир Дубровский. Разбойником он становится только из-за стремления к личной мести, других причин у него нет. Главная его цель - отомстить Троекурову и всем, кто виновен в разорении и гибели отца. Когда же он влюбляется в Машу Троекурову и уже не может мстить ее отцу, он призывает свою шайку прекратить разбой, а сам скрывается за границу.

Роман Пушкина остался незаконченным. Но по планам, сохранившимся в черновиках, можно догадаться, как должны были развиваться события в ненаписанном третьем томе. Князь Верейский умирает, оставив Марью Кириловну вдовой; Дубровский возвращается в Россию под видом англичанина, и она соединяются.

Работая над «Дубровским», Пушкин задумывал новый роман о крестьянском движении: «Капитанскую дочку». И если в «Дубровском» социальный протест ограничен еще разбоем, то в «Капитанской дочке» Пушкин создал широкое полотно крестьянского восстания. Путь к этому народному историческому роману непосредственно шел от «Дубровского».

«Дубровский» получил в русской критике высокое признание. «Это одно из величайших созданий гения Пушкина», - писал В. Г. Белинский. Он был убежден, что «верностию красок и художественною отделкою» это произведение «не уступает «Капитанской дочке», а богатством содержания, разнообразием и быстротою действия далеко превосходит ее». Особенно ценил великий критик воссоздание Пушкиным быта и нравов крепостнической эпохи: «Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающею верностью. Подьячие и судопроизводство того времени тоже принадлежат к блестящим сторонам повести. Превосходно очерчены также и холопы».

И. С. Тургенев в письме к П. В. Анненкову 12 мая 1853 года отмечал: «Пушкин одним созданием лица Троекурова в «Дубровском» - показал, какие в нем были эпические силы».

По мнению Н. Г. Чернышевского, «трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек барина старых времен» в начале романа «Дубровский».

Действительно, на одной-двух страницах Пушкин с удивительной выразительностью и краткостью характеризует Троекурова; он дает точное представление об его семейном и общественном положении, определяет присущие ему индивидуальные, личные черты, рассказывает об образе жизни Троекурова и хотя в нескольких словах, но описывает среду, окружавшую и в значительной мере формировавшую этого типичного крепостника. Все, что сказано Пушкиным в этой характеристике, потом, по мере развития романа, раскрывается, показывается в поведении, в речи Троекурова, во взаимоотношениях его с другими действующими лицами!.

Наконец, А. М. Горький причислил «Дубровского» к тем произведениям Пушкина, которые «положили основание новой русской прозе, смело ввели в литературу новизну тем и, освободив русский язык от влиянии французского, немецкого, освободили и литературу от слащавого сентиментализма, которым болели предшественники Пушкина».

Стремительность сюжетного развития «Дубровского», его напряженный драматизм, выразительные диалоги еще в середине XIX века привлекали русских театральных деятелей, подсказывали возможность инсценировать роман. Однако к двум произведениям Пушкина - «Дубровскому» и «Капитанской дочке» - театральная цензура царствований Александра II, Александра III и Николая II была особенно придирчива и строга. Царская цензура или вовсе запрещала «Дубровского» для сцены, или дозволяла с «исключениями», изменявшими по существу самую фабулу пушкинского романа. Так, в инсценировке Дм. Лобанова (1876 г.) было предложено исключить сцену поджога Дубровским дома; кроме того, был вымаран ряд мест, показавшихся слишком вольными2.

В 1895 году на сцене Мариинского театра в Петербурге была впервые поставлена опера Эдуарда Направника «Дубровский». Это третья и лучшая опера талантливого чешского дирижера и композитора, нашедшего в России свою вторую родину и ставшего виднейшим музыкальным деятелем в истории русской оперы на рубеже двух веков. Автор либретто, брат великого композитора Модест Ильич Чайковский, в общем сохранил фабулу пушкинского романа, но, сжимая свободное течение действия повествовательного произведения в пять картин четырехактного оперного спектакля, либреттист и композитор вынуждены были пойти на некоторые отступления от пушкинского сюжета и фабулы. Так, например, в опере старик Дубровский встречается лицом к лицу со своим обидчиком Троекуровым, приехавшим к нему, а в романе этого нет; в романе Владимир Дубровский встречает француза Дефоржа на почтовой станции, а в опере - француза поймали разбойники, участники шайки Дубровского; в опере князь Верейский появляется у Троекуровых еще тогда, когда у них живет Дубровский, а в романе это происходит позднее. Наиболее значительно изменение финала (концовки). В опере вовсе откинута вся последняя часть романа; здесь нет трагического эпизода свадьбы Маши и попытки Дубровского освободить ее: В опере Дубровский погибает на руках Маши, сразу же после предсмертного объяснения с нею. Изменился и смысл последнего свидания влюбленных. Пушкинская Марья Кириловна, гордая аристократка и мечтательница, любовь которой скована и предрассудками, и робостью, предстает в этой заключительной сцене как страстная женщина, готовая все принести в жертву любви и бежать с Дубровским й

Опера «Дубровский» прочно вошла в репертуар музыкальных театров. Успех этой оперы и продолжительность ее сценического существования определяются не только тем, что в основу положен гениальный роман Пушкина, но и музыкальными и драматургическими достоинствами самой оперы. Однако ни либреттист, ни композитор не смогли все же раскрыть все идейное и художественное богатство пушкинского произведения. В опере затушевана тема острой социальной борьбы, хотя общепризнано, что лучшими страницами партитуры являются хоры крестьян, правдиво воссоздающие образ народной массы. Лирико-драматическая опера Направника, так же, как и лирические сцены П. И. Чайковского «Евгений Онегин», естественно, не может охватить и пересказать средствами музыкального театра все богатство величайшего пушкинского творения.

«Дубровский» нашел свое подлинное воплощение на драматической сцене только в советское время. С большим и заслуженным успехом «Дубровский» шел с 1949 года в ленинградском Театре юных зрителей (инсценировка С. Диманта и С. Зельцер). Вслед за московскими и ленинградскими постановками «Дубровский» в различных инсценировках ставился на сценах театров Тбилиси, Риги, Вологды, Кирова, Красноярска, Горького, Тулы, Казани, Куйбышева, Тамбова, Ярославля, Омска и других городов Советского Союза.

Несколько раз не только у нас, но и за рубежом «Дубровский» экранизировался. Однако даже лучшая кинокартина, поставленная в 1935- 1936 годах заслуженным деятелем искусств А. В. Ивановским, нас сейчас уже не может удовлетворить. Стихийный протест крестьян Дубровского показан в этой картине чуть ли не как революционное народное движение. Многие отступления от текста романа никак не оправданы. Хотелось бы надеяться, что наша советская кинематография еще вернется к этой задаче и создаст полноценный фильм по этому роману Пушкина.

Не менее охотно к теме и мотивам «Дубровского» обращались живописцы и рисовальщики. В 1919 году серию иллюстраций к «Дубровскому» создал выдающийся русский художник, ученик И. Е. Репина Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Часть из этих рисунков Кустодиева воспроизведена в настоящем издании. Кроме того, «Дубровского» иллюстрировали в 1936 году художник А. Ф. Пахомов, а в 1949 году - Д. А. Шмаринов. Ценность этих иллюстраций состоит в том, что эти художники пытаются раскрыть не только «романтику любви», но и «романтику бунта», подчеркивая тем самым социальный характер пушкинского произведения.

После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А.С.Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. В рукописи заглавия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным были написаны только два тома. Как показывают отметки в рукописи, второй том был закончен в феврале 1833 года.

В основу романа Пушкин положил случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время. Поль­зуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него закон­но принадлежащее ему имение. Об одном таком случае рассказал Пушкину его приятель Нащокин, знавший не­коего помещика Островского, который был разорен своим знатным соседом, лишился имения и вместе со своими крестьянами организовал разбойничью шайку. Писатель заботился о реалистической правдивости своего романа, о приближении его к подлинной действительности. Реализм Пушкина в этом романе принимает критическую окраску.

Каждое из действующих лиц в «Дубровском» носит признаки своей социальной принадлежности. Например, богатый помещик Троекуров. Его роль в романе «злодей­ская». Но по натуре он совсем не «злодей». У него есть задатки благородства и великодушия. Несмотря на разницу в богатстве, он уважает и любит своего старого товарища Дубровского, высказывает намерение выдать свою дочь Машу за сына Дубровского Владимира, собирается загла­дить свою несправедливость и вернуть старику Дубровско­му отобранное имение. Но все эти хорошие задатки гибнут в той атмосфере, в которой он живет: все потакают его капризам, он ни в ком никогда не встречает сопротивле­ния. «Избалованный всем, что только окружало его, - говорится в романе, - он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров - явление типическое, и не только для своего времени. Такие Троекуровы неизбеж­но возникают в обстановке безграничного произвола одних и полного бесправия других.

В старике Дубровском сказывается та же дворянская порода, только в иных формах. Бедность (конечно, отно­сительная) не только не уменьшает, но еще и обостряет дворянскую гордость. В столкновении с Троекуровым, в сущности, он является нападающей стороной, так как первый задел его: сам охотник, он не мог удержаться от зависти при виде великолепной псарни своего богатого соседа и сказал ему колкость, на которую тот сначала не обратил внимания. Окончательный разрыв последовал тогда, когда Дубровский, верный своим твердым дворян­ским правилам, потребовал присылки к нему троекуровского псаря для наказания за его дерзкий ответ. Возникшая из пустяков ссора растет и приводит в конце концов к тяжелым последствиям как для самого старика Дубровско­го, так и для молодых героев романа - Владимира и Маши. Это постепенное развитие вражды, разгорающейся, как костер, описано у Пушкина с величайшим художествен­ным мастерством: все события естественно вытекают одно из другого.

Крестьяне в романе непримиримее и последовательнее в своей ненависти к насильникам, чем их обиженный барин. Поведение их самое решительное: «Умрем, а не выдадим», - говорят они Владимиру. Крестьяне вступают­ся за молодого барина, потому что только в нем и могут найти хоть какую-нибудь защиту. Они боятся жестокости и произвола чужого господина, особенно такого, как Трое­куров. Кучер Антип говорит: «Во владение Кирилу Петро­вичу! Господь упаси и избави - у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, но и мясо-то отдерет». Противозаконная передача имения чужому господину служит толчком для восстания. Владимир становится атаманом крестьян. Он поддер­живает дисциплину, осуществляет военное руководство. В его действиях есть хотя и не совсем ясная, но все же какая-то общая идея: он грабит, например, только богачей, чиновников и казну, а прочих не трогает.

Текст «Дубровского», не получивший еще окончатель­ной отделки, обладает такими же свойствами, как и вся пушкинская проза вообще: ясностью, простотой и сжатос­тью. Достаточно одного какого-нибудь жеста, движения, слова - и перед нами весь человек. Вот, например, как сообщает Дубровский дворовым о смерти отца: «Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто сказал: «Не надобно лекаря, батюшка скончался». Сразу виден силь­ный человек, владеющий собой и не привыкший обнару­живать свои чувства, и только быстрый, решительный шаг (он появляется «вдруг») и это «отрывисто» выдают его внутреннее волнение. Кажется, все так просто и естествен­но, а между тем мало кто мог бы так безошибочно найти нужную деталь, чтобы показать человека.

Незаконченный и оставшийся в рукописи «Дубров­ский» имеет некоторую романтическую окраску «разбой­ничьего» романа. Но в то же время дает широкую социаль­ную картину, написанную с глубоким реализмом. Все фигуры здесь типичны: и Троекуров, бесцеремонно коман­дующий своими мелкопоместными соседями, и окружаю­щие его подхалимы, вроде Антона Пафнутьевича, и пря­мой, честный старик Дубровский, стоящий на страже своей чести, и приказные, готовые на любое беззаконие для удовлетворения сильного человека, угодливые перед высшими и наглые в обращении с низшими, и крестьяне, упорные в борьбе за правду. Представители разных групп и сословий изображены в «Дубровском» с величайшим художественным совершенством.

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» - первое крупное эпическое произведение в курсе VI класса. Путь читателя к писателю, который ученики проделают в процессе анализа романа, окажется плодотворным лишь в том случае, если на уроках, посвящённых изучению этого сложного для восприятия и осмысления шестиклассниками произведения, учителю удастся соединить приемы литературоведческого изучения произведений искусства и приемы активизации сотворчества читателя. Предлагаемая разработка уроков, отведённых на изучение романа "Дубровский", помогает приблизить ученика к пониманию авторской мысли. Выбор приемов работы, использующихся на уроках, позволяет прояснить авторскую мысль, провести композиционный и стилистический анализ, сравнение плана романа и его осуществления, обнаружение логики поступков героев. Используются и приемы, позволяющие выявить движение читательского восприятия, разбудить сотворчество, привести их во взаимодействие с авторской мыслью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение романа А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе.

Пушкин – солнце русской культуры. Эта мысль отнюдь не нова. Нет ни одного жанра в отечественной литературе, где Пушкин не оставил бы свой след. Проходят годы, века, а русская культура продолжает развивать идеи, образы, темы, когда-то затронутые им. Пушкинские герои, а вместе с ними и сам писатель ведут свой непрерывный диалог с читателем, размышляя о добре и зле, чести и бесчестии, милосердии и жестокости. Задача учителя-словесника научить детей слышать эти голоса, сделать мир литературы живым, осязаемым.

Урок 1. Тема: «Картины жизни русского барства. Дубровский и Троекуров».

Цели урока: 1) познакомиться с содержанием произведения; 2) прояснить мотивировку поступков героев; 3) формирование навыка сравнительного анализа образов героев, выразительного чтения; 4) развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; 5) активизация познавательной деятельности, стимуляция мыслительной активности; 6) воспитывать культуру связной речи; 7) воспитание толерантности, умения общаться.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А. С. Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя . В рукописи заглавия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным были написаны только два тома. Как показывают отметки в рукописи, второй том был закончен в феврале 1833 года. В основу романа Пушкин положил случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время. Пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение.

Об одном таком случае рассказал Пушкину его приятель В. П. Нащокин, знавший некоего помещика Островского, который был разорен своим знатным соседом, лишился имения и вместе со своими крестьянами организовал разбойничью шайку. Писатель заботился о реалистической правдивости своего романа, о приближении его к подлинной действительности.

Н. Г Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский».

II. Беседа по роману.

- С кем знакомимся мы в 1-ой главе?

(С Кирила Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским).

Кого можно назвать «большим барином старых времён»?

(Кирилу Петровича Троекурова).

Записи в тетради.

Сходство

Различия

Троекуров

Ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях

«Выказывал пороки человека необразованного», «привык волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

Дубровский

«нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.

Запомним это слово отчасти . Найдём в тексте их авторские характеристики. (Троекуров: «Выказывал пороки человека необразованного», «привык волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

Дубровский: «нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира).

Сделаем выводы. Чего же больше: сходства или различий в характерах этих героев?

(Различий).

В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев. Заглянем в «Словарь русских личных имён» (индивидуальное задание одному из учеников даётся заранее) .

(Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей (гр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость).

В некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели»).

И опять оговорка: «в некотором отношении» . Попробуем разобраться. Что мы узнаём из романа о том, как герои относятся к любви, семье, детям? Каковы взаимоотношения Кирила Петровича и Маши?

(С дочерью он своенравен, любит до безумия, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. «Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли»).

Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии мира в этой семье нет, воспитанием дочери Кирила Петрович не занимается.

В этой же главе рассказывается о Саше, брате Маши, которого он признал сыном, хотя «множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирила Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми». Как это характеризует Троекурова?

(Безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства).

Сходные тема, идея, мотивы прозвучат в повести И. А. Бунина «Суходол», творчество которого будет изучаться в старших классах (на полях в тетрадях учащиеся делают запись И. А. Бунин «Суходол», подобная методика опережающего обучения помогает учащимся вдумчиво и осмысленно входить в мир литературы, сопоставлять и обобщать знания, полученные на протяжении семи лет обучения).

Итак, Кирила Петрович хотя и женился по любви, но, овдовев, слишком быстро утешился. А как перенёс потерю жены Андрей Гаврилович? Обратимся к 6-ой главе, где Пушкин рассказывает о горе молодого Дубровского. Пушкин –мастер детали, они помогают раскрыть внутренний мир героя, понять его состояние, на какие детали обращает наше внимание автор?

(В доме Дубровских висит портрет жены Андрея Гавриловича, хранятся письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви).

Какие чувства испытывает Владимир при чтении писем матери?

(Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья).

Примечательно слово «семейственное». Где ещё в романе встречалось вам это слово?

(гл. 3) (Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста – со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь).

Похожи ли эти семьи?

(Оговорка автора – «в некотором отношении» - верна, судьбы отчасти похожи, но семьи разные. Дубровских в полном смысле слова можно назвать семьёй, они понимают друг друга, любят, у них есть святыни, которые они берегут).

III. Домашнее задание.

  1. Дочитать роман «Дубровский»; 2) выполнить задание по группам: 1-ая группа: рассмотреть взаимоотношения помещиков и слуг; 2 группа: проследить возникновение и развитие ссоры (завязка повести); 3 группа: дать характеристику Владимира Дубровского; какова роль пейзажа в романе; 4 группа: проследить развитие сюжета и фабулы романа; 5 группа: о чём же повесть «Дубровский» (тема, проблематика)? Почему повесть осталась незавершённой?

Уроки 2-3. Тема: «Нравственная проблематика романа «Дубровский».

Цели уроков: 1) выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов; 2) развивать умение выделять главную мысль, делать выводы, сопоставляя описанные события с историей; 3) совершенствовать навыки составления плана текста, навыки текстологического анализа произведения; 4) работать над выразительным чтением; 5) воспитывать культуру связной речи; 6) совершенствовать умение выражать свое мнение.

Ход уроков.

На следующих двух уроках класс работает по группам.

Работа I группы.

(гл. 1) («…они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство).

Как ведут себя люди Кирила Петровича после ссоры хозяина с Дубровским?

(Покровские мужики воруют лес у Андрея Гавриловича).

Отсюда можно сделать вывод, что хозяин и его холопы похожи: тщеславны, грубы и своенравны. Что нового узнаём мы об отношениях господ Дубровских и их слуг из разговора Владимира Дубровского с кучером Антоном?

(л. 3) («…у него (Троекурова) и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо сдерёт. Нет, дай Бог здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж Бог его приберёт, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем»).

В этой же главе, при встрече старика Дубровского с сыном, Орина Егоровна журит барина. Обратите внимание, как она, крепостная, к нему обращается: «Зачем ты встал с постели, - говорила ему Егоровна, - на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди». Если опустить слова автора и оставить только прямую речь, как вы думаете, кто мог бы сказать такие слова?

(Только очень близкий человек, человек любящий, относящийся к Андрею Гавриловичу по-матерински).

Значит, между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие, вспомним слово «семейственные» и употребим его, говоря об этих отношениях. Подобные отношения между господином и слугой мы сможем наблюдать в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» между Петрушей Гринёвым и Савеличем (учащиеся делают на полях в тетради пометки «А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Савелич»)

Работа II группы.

Из-за чего возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гавриловича при осмотре псарни? Обратите внимание на выражение внутренних переживаний героя и найдите авторские оценки этого состояния.

(гл. 10) («Дубровский молчал и хмурился… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения… », «отвечал сурово», «побледнел и не сказал ни слова»).

Что отвечает Дубровский Кирила Петровичу на вопрос?

(«…псарня чудная, вряд людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам»).

Чем, на ваш взгляд, вызвана столь язвительная реплика Дубровского?

(Завистью).

А что такое «зависть»? Обратимся к словарю В. И. Даля: «Зависть – досада по чужом добре или благе». И в той словарной статье приведена поговорка: «Лихоманка и зависть – Иродовы сёстры». Но не только завистью было вызвано его язвительное замечание Андрея Гавриловича, в нем был виден весь Дубровский, прямой, независимый, смелый.

Обидел ли он своими словами Троекурова?

(Нет, реакции не последовало).

А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов?

(Мог. И тут же последовал ответ псаря Парамошки: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку»).

Холоп ответил дворянину не просто как равному, а дерзко. Подумайте, только ли ответ Парамошки оскорбил Андрея Гавриловича?

(Не только, сразу после слов псаря раздался смех, смеялись все: и Троекуров, и его гости, и, видимо, слуги).

Как ведёт себя Троекуров в этой ситуации?

(Он расхаживал по псарне, громко засмеялся при «дерзком замечании» своего холопа. Он не придал значения тому, что его Парамошка оскорбил и унизил Андрея Гавриловича).

Дубровского не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы с вами говорили, что Дубровский – человек гордый и независимый. Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров?

(Нет, он даже не заметил, что Дубровский уехал, о том, что было в душе Дубровского, он просто не думал).

(Заметив наконец отсутствие Дубровского, Троекуров, который «отроду не выезжал на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров» дважды посылает за ним, но получает отказ и письмо с требованием выдать ему Парамошку для наказания).

Отметим, что Троекуров не просил Дубровского вернуться. Он «велел тотчас его догнать и воротить непременно».

Отказ же Дубровского осердил Троекурова, который привык ко всеобщей покорности. Письмо Дубровского еще больше рассердило его. Троекуров счел себя оскорбленным тем, что от него кто-то смеет требовать извинений. Как себя чувствует Троекуров на охоте?

(Охота не удалась, обед не удался, Кирила Петрович прибил повара, разбранил гостей).

А. С. Пушкин очень тонко передаёт психологическое состояние героя. Задумаемся над вопросами: что было бы, если бы и охота удалась, и обед удался? Как поступил бы тогда взбалмошный, своенравный человек? Поехал бы полями Дубровского? Или приехал бы сам к нему мириться?

(«Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское – Кирила Петрович без него скучал, и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные»).

Кто же помог тому, чтобы вражда разгорелась ещё пуще?

(Соседи, доносившие всё в искажённом виде, сплетни тоже сыграли свою роль).

Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, воровавших лес в кистенёвской роще?

(Отнять имение).

Пересказ сцен «Троекуров и Шабашкин», «Суд».

Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистенёвку у Дубровского?

(Сломить гордость Андрея Гавриловича).

Удалось ли ему это? Почему его торжество было отравлено?

(Такого исхода – сумасшествия Дубровского – он не ожидал).

Что мы узнали о состоянии Кирила Петровича из 4-ой главы?

(Совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала сердце).

Почему, описывая ссору помещиков, Пушкин так много внимания уделяет Троекурову?
(Кирила Петрович – натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но отходчивая, поэтому Пушкин так подробно описывает все движения души, поступки этого героя; Дубровский же гордый и независимый, никогда не смог бы простить оскорбления, поэтому он показан статично. Пушкин этим эпизодом ещё раз показал правильность той характеристики героев, которую дал в начале романа).

Работа III группы.

Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются во время жизни в Петербурге, а какие – в Кистенёвке?

(Как и все молодые люди дворянского сословия, он ведёт светский образ жизни, мало думает о будущем. Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистенёвку Троекуров, косвенно виновный в смерти Андрея Гавриловича, Владимир держался независимо и решительно, чем очень напоминал старшего Дубровского).

(Пушкин хочет показать, как повзрослел Владимир; пейзаж наводит на философские размышления. В рощу Владимир попадает в тот момент, когда им владело чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца. Пейзаж даётся в неразрывной связи с чувствами и мыслями героя о быстротечности жизни: жизнь течёт, и ручей течёт. Не случаен именно осенний пейзаж, ведь осень – символ увядания и умирания жизни. Смерть отца и осенние опадающие листья символизируют конец жизни. Такое аллегорическое сравнение мы встретим при описании пейзажа и у Льва Толстого) (на полях тетради учащиеся записывают: Л. Толстой «Война и мир»).

Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родную усадьбу?

(гл. 6) (Портрет матери, её письма – всё это свято и дорого Владимиру, как и его отцу; он не мог позволить, чтобы «враг его семейства» надругался над этим).

Каков Дубровский в роли предводителей разбойников? Показывает ли Пушкин, как Владимир руководит бунтовщиками?

(Нет).

О каких эпизодах разбойничьей жизни Дубровского узнаёт читатель и от кого?

(От Анны Савишны Глобовой. Ей он является как генерал, который возвращает деньги, украденные её приказчиком).

В роли кого появляется Дубровский в доме Троекурова?

(В роли учителя Дефоржа, сумевшего заставить себя уважать, смелого и решительного, не побоявшегося остаться наедине с разъярённым медведем).

Когда мы узнаём, что Дефорж – это Владимир Дубровский?

(В 10-ой главе, когда он отомстил Антону Пафнутьичу за лжесвидетельство в пользу Троекурова).

Работа IV группы.

Зачем же Пушкин в 8-10 главах отказался от последовательного изложения событий?

(Чтобы заинтриговать читателя).

Сравним, как в романе изложены события и как «было на самом деле».

Записи в тетради. В романе: гл. 8 – Дефорж и медведь; гл. 9 – обед у Троекурова; гл. 10 – Спицын и Дефорж; гл. 11 – встреча Дубровского с Дефоржем.

Хронологическая последовательность: встреча Дубровского с Дефоржем – гл. 11; Дефорж и медведь – гл. 8 ; обед у Троекурова – гл. 9 ; Спицын и Дефорж – гл. 10 .

Иногда писатели нарушают последовательность изложения событий и делают это намеренно, причины бывают разные.

До сих пор говоря о произведении, о событиях, описываемых в нём, мы использовали такой термин, как сюжет . Сегодня мы познакомимся с новым термином – фабула . Чем же они отличаются? Поможет нам «Краткий словарь литературоведческих терминов под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева» (М., 1978): «Фабула – от лат. сказание, рассказ, предание. Может употребляться в том же смысле, что и сюжет. Иногда под сюжетом понимают хронологическую последовательность событий, а под фабулой – тот порядок, в котором о них повествуется». Итак, история дворянина Островского, рассказанная Пушкину его другом П. В. Нащокиным, явилась фабулой, на основе которой строился сюжет повести «Дубровский». Фабула, таким образом, средство достижения авторской цели.

Несовпадение фабулы и сюжета мы встретим и у М. Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени» (запись на полях в тетради: М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») .

В 11-ой главе А. С. Пушкин рассказывает о встрече на почтовой станции Владимира и француза Дефоржа. Мы уже читали повесть «Станционный смотритель». Кого напоминает вам смотритель из повести «Дубровский»: Самсона Вырина или героя стихотворения П. Вяземского «Станция», слова из которого взяты эпиграфом к повести «Станционный смотритель»: «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор»?

Работа V группы.

Почему Владимир Дубровский отказался от мести?

(гл. 12) («Я ему простил… Я понял, что дом, где обитаете вы, священен , что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию»).

Как вы понимаете слова: «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести» (гл. 3) и слова из гл. 8: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича… есть героиня нашей повести»?

(Настоящими героями повести А. С. Пушкин назвал Владимира и Машу, значит, эта повесть – о любви).

Любил ли Владимир Машу? Если любил, то когда возникло это чувство?

(гл. 3, 12, 15).

Как относится Маша к Дубровскому?

(гл. 8, 12, 14) (гл. 8: «Маша в него влюбилась»; гл. 12: «Может быть, она ещё не была влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в её сердце»; гл. 14: «Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал её как плаха, как могила… «Нет, нет, повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»).

Обратим внимание на этот ряд: умереть – монастырь – за Дубровского . Разве так думают о любимом человеке?

И ещё одна цитата из 16-ой главы: «Главное для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».

Брак с князем Верейским для Маши равнозначен плахе, могиле; в безысходной ситуации она из двух зол выбирает меньшее – решается обратиться за помощью к Дубровскому. Почему после венчания Маша отказывается от предложения Владимира? Только ли потому, что (как мы поняли) не испытывает к нему никаких чувств?

(гл. 18) («Я дала клятву». Чувство долга, чести берёт верх) (запись на полях в тетради: А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: Татьяна и Онегин).

Прежде чем мы ответим на последний вопрос, найдите в тексте главы 18 начало эпизода, когда Владимир появляется перед Верейским и Машей.

(Чтение со слов: «Вдруг раздались крики погони…»).

Почему Пушкин называет Владимира «маскированным разбойником»?

(Он появляется перед Машей в полумаске, это ещё одна роль, роль благородного спасителя).

В каком произведении А. С. Пушкина мы встречались с мотивом маскарада, переодевания?

(В повести «Барышня-крестьянка»).

На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.

Работа над романом не была завершена А. С. Пушкиным. Если I часть была написана за две недели, то остальные главы писались с интервалами в 7-10 дней, а 15 января 1833 года Александр Сергеевич прерывает работу над повестью. В черновиках писателя сохранился план III части: «Жизнь М. К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание…» Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстаётся со своими сообщниками?

(Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем несправедливо обиженным и обманутым (Анна Савишна Глобова), и конечно же – спасение любимой девушки от ненавистного брака).

Давайте ещё раз обратимся к «Словарю русских личных имён». Что значит имя Владимир?
(Владимир – владеющий миром).

И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя. Владимир Дубровский по своему характеру, принципам не вписывается в круг разбойников. Пушкин не показывает своего героя как единомышленника бунтующих крестьян. А прочитав повесть «Капитанская дочка», мы поймём и отношение Пушкина к бунту.

Благородство, честность и великодушие дворянина Дубровского несовместимы с той средой, в которую он попадает, и с тою ролью, которая выпала на его долю.

Подведение итогов.

Когда дочитываешь последние страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана). Подумайте, как могла бы сложиться дальнейшая судьба героев.

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта:

Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.

Домашнее задание. Написать сочинение. Темы сочинений: «Отцы и дети в повести А. С. Пушкина «Дубровский», «Значимые имена героев повести», Смысл названия повести», «Дубровский» - повесть о любви», «Пейзаж в повести А. С Пушкина «Дубровский».