Эль Греко - великий испанский художник 16-17 в . Родился на острове Крит в 1541 году. При рождении мальчику дали имя Доменикос Теотокопулос. Большое влияние на всё его творчество оказали такие художники, как , Михаил Дамаскин, Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Эль Греко тяготел к венецианской школе живописи, большинство его работ выполнены в стиле .

Удивителен то факт что после смерти этого художника в 1614 году, практически всё его наследие было забыто практически на 300 лет и только спустя несколько столетий его заново открыли для себя и всего мира ценители живописи. Сейчас El Greco занимает одно из самых почётных мест среди представителей мировой живописи и европейского изобразительного искусства, в частности.

О жизни, тем более детстве великого художника практически ничего не известно. По некоторым сведениям ещё юношей он обучался искусству иконописи. Отсюда, вероятно, присутствие в его работах явного византийского иконописного стиля. Его учителем называют Михаила Дамаскина.

В возрасте 26 лет, Эль Греко отправился в Венецию, где продолжил обучение в мастерской Тициана. Здесь на него большое влияние оказали работы итальянских маньеристов, но всё же, несмотря на это, он выработал свой, уникальный почерк и манеру рисования.

Славу художнику принесла картина “Погребение графа Оргаса ” которая была написана в 1586 году. С тех пор у него появилось множество заказов от частных лиц и от церкви. В тот период он пользовался большой популярностью благодаря своему оригинальному стилю, который не зависел от других художников. Все картины он подписывал Доменико Греко. Артикль Эль прибавили к его имени каталонцы.

Великий испанский художник умер 7 апреля 1614 года в Толедо, где прожил последние годы. Был похоронен в Монастыре Санто Домингос Эль Антигуо.

Если вы попали в неприятную ситуацию и, к сожалению, у вас нет хорошего специалиста, что бы помочь вам, то к вашим услугам компания Автоюрист. Здесь опытные адвокаты по ДТП в Киеве , которые помогут вам разрешить любую ситуацию. Возмещение ущерба, работа со страховой компанией, возврат водительских прав и многое другое от специалистов с большим опытом работы.

Погребение графа Оргаса

Апостолы Пётр и Павел

Благовещение

Дама в мехах

Христос, несущий крест

Мальчик, раздувающий лучину

Мария Магдалина

Молитва святого Доминика

Мученичество святого Маврикия

Поклонение пастухов

Снятие пятой печати

Святой Франциск в экстазе

Святой Иосиф с юным Христом

Эль Греко, или Доменико Теотокопули (1541-1614), - испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Его произведения не пользовались успехом у современников, лишь некоторые из них могли оценить прекрасные картины живописца. И только в XX веке ценители искусства обратили внимание на его яркие и оригинальные работы. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Его полотна характеризуются вытянутыми фигурами, искаженными пропорциями и нереальными фрагментами.

Детство и юность

О первых 25 годах жизни Доменико известно немногое. Он появился на свет приблизительно в 1541 году. Отцом будущего живописца Георгиос был сборщиком налогов, благодаря ему мальчик смог получить достойное образование. О его матери не известно ничего, кроме того, что она родилась в Греции.

Сын Теотокопули был любознательным, увлекался чтением. Позднее он начал общаться с известными учеными, собрал библиотеку из 130 книг. Художник владел испанским, итальянским и греческим языками, читал и говорил на латыни. Еще в школьном возрасте он начал рисовать.

Искусствоведы предполагают, что мастерству живописи Греко учился у иконописцев острова. В 1560 году он перебрался в Венецию, где стал учеником Тициана. Почти через десять лет художник переехал в Рим, чтобы изучать архитектуру. Там он увлекся маньеризмом, изучал работы Микеланджело, Тинторетто и Бассано.

Творческий путь

За несколько лет юноша успел научиться масляной живописи, в его картинах присутствовали черты венецианского колоризма. Примечательно, что он часто скептически высказывался в адрес других художников, хотя и был подвержен их влиянию. Свои полотна живописец подписывал полным именем, однако при встрече представлялся людям «Эль Греко» для удобства.

В Риме Доменико встретил Джулио Кловио. Люди искусства быстро подружились, новый приятель даже отправил запрос кардиналу Алессандро Фарнезе, чтобы тот позволил Греко остаться в городе. Правитель был восхищен работами художника, он предложил тому пожить при дворе.

В общей сложности Теотокопули провел в Риме 7 лет. В 1572 он стал членом Академии святого Луки, подружился с местными теологами. В том же году он открыл студию вместе с другими живописцами. Но у них не было заказов, картины не пользовались спросом. Из-за разногласий между коллегами студию пришлось закрыть.

Чуть позднее художник познакомился с испанцами, которые уговорили его переехать в Мадрид. Там он хотел получить работу при дворе короля Филиппа II, но эта затея не увенчалась успехом. Еще в 1573 он предоставил правителю эскиз полотна «Мученичество святого Маврикия», но тот не был впечатлен. Король передал заказ Ромуло Чинчинатто, отказавшись от услуг Эль Греко.

Последние годы

В 1577 г. живописец отправился в Толедо, где и прожил до конца своей жизни. Там его ждал успех, начавшийся со знакомства с деканом собора Диего де Кастилья. Священнослужитель попросил Теотокопули расписать алтарь. Эта работа принесла ему известность среди дворян.

Эль Греко не смог выдержать искушение популярностью. С 1585 года он начал бездумно тратить все заработанные деньги. Художник брал в аренду дворцы у маркизов, требовал огромные суммы за свои полотна, вел себя крайне вызывающе.

В 1607 г. живописец узнал о том, что он тяжело болен. На лечение ушло много денег, постепенно Доменико обнищал. Его имя часто упоминалось в финансовых документах, художник брал взаймы у друзей и знакомых. С 1609 по 1611 год он не мог платить за аренду квартиры, в итоге лишился ее. Эль Греко умер седьмого апреля 1614 года в Толедо, его похоронили в монастыре Сан-Торквато. Позднее здание было разрушено, а останки живописца - навсегда утеряны.

Художник никогда не был женат, но ходили слухи о его отношениях с Жеронимой де лас Куевас, она даже жила вместе с Теотокопули. В 1578 г. девушка родила сына Хорхе Мануэля, который также стал художником. Впоследствии именно ему досталось все имущество живописца.

В XVI веке он был нарасхват. В середине XVIII его картины сочли «нелепыми», а в 1818-м им не нашлось места в Прадо. В начале XX его назвали предтечей модернизма, а сегодня его живопись висит в лучших музеях и так же дорога, как шедевры Рафаэля

Этого художника высоко ценили Пикассо и Сезанн, немецкие экспрессионисты называли его предтечей модернизма. Его работы хранятся в лучших музеях по всему миру. Сегодня кажется, что он уже давно вошел в разряд Старых мастеров, по ценам на арт-рынке его работы сравнимы с шедеврами Рафаэля Санти. В июле этого года его картина «Молитва Святого Доминика» ушла с аукциона более чем за 9 миллионов фунтов и возглавила список самых дорогих работ художника, проданных на открытых торгах.

Между тем мир открыл его искусство не так давно: лишь к середине XIX века его картины признали заслуживающими внимания. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Более того, когда в 1818 году формировалась экспозиция музея Прадо, места его работам там не нашлось, хотя именно Испания приняла и признала его, грека с острова Крит, учившегося в Италии, великим художником. В период рассвета его слава распространилась по всей стране, и какое-то время он не знал себе равных среди живописцев Испании. Его греческое имя - Доменико Теотокопули - было непроизносимым для испанцев, поэтому его звали Доменико Грек, или просто Эль Греко.

О его жизни почти не сохранилось достоверных данных. Даже год его рождения мы сегодня знаем из косвенных источников: в 1606 году он объявил о своем 65-летии. Из тех крупиц информации, которые сегодня известны историкам искусства, получается вот что.

Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули; известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Очевидно, что семья не нуждалась и принадлежала скорее к высшему классу критского общества, поэтому совсем не удивительно, что Доменико, как младшему сыну, предоставили все условия для развития природного таланта. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Увлекло настолько, что подростком его отправили учеником в иконописную мастерскую Георга Клонцаса, последователя Феофана Грека. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики, исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.

Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства - холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров; не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например - «Изгнание торговцев из храма»).


Судя по всему, проучился в Венеции он относительно недолго, примерно в 1570 году, возможно, желая начать самостоятельную карьеру, Эль Греко отправился в Рим. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Известно рекомендательное письмо друга Эль Греко, итальянского художника-миниатюриста Джулио Кловио, которое он адресовал своему покровителю, кардиналу Александру Фарнезе. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. В Риме Эль Греко познакомился с античным искусством, увидел работы Микеланджело и начал получать заказы. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Для полноценного признания ему нужен был только крупный заказ на алтарную роспись, лучше всего - в Ватикане. Однако ничего не получилось, более того, молодой художник утратил поддержку кардинала Фарнезе. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Такого в Риме стерпеть не могли, и путь к быстрой славе в Италии для Эль Греко оказался закрыт. (Он вообще славился своим сложным характером - часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты.) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Но все оказалось тщетно, самое большее, что у него получилось, - продать уже готовые работы: известно, что семь картин купил Фульвио Орсини, библиотекарь кардинала Фарнезе. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Луки, поняв, что добиться большого успеха в Италии ему, судя по всему, не удастся, Эль Греко решил попытать счастья в Испании.


Первоначальной целью художника в Испании, несомненно, был Мадрид; в конце 1570-х как раз заканчивалось строительство дворца Эскориал, и Эль Греко вполне мог рассчитывать получить заказ на оформление его стен. Однако понимания его творчество в Мадриде не встретило: венецианское многоцветье и микеланджеловские объемы были слишком чужды сдержанному и по-пуритански строгому вкусу испанских монархов; прожив в Мадриде несколько месяцев, художник отправился в Толедо - старую столицу Испании. Мы не знаем точной даты его приезда в Испанию, но в хрониках Толедо его имя впервые упоминается 2 июля 1577 года.

В Толедо ему наконец повезло: он нашел себе покровителя - маркиза де Вильена, который давал ему заказы и ввел в местное высшее общество. Известно, что почти сразу Эль Греко зажил на широкую ногу: снял себе огромный дом (по некоторым источникам, часть дворца де Вильена) и даже нанял музыкантов, чтобы они развлекали его за обедом. Более того, в 1577 году он завел близкое знакомство с Иеронимой де Куэвос, представительницей толедского дворянства; в 1578 году она родила ему сына - Хорхе Мануэля, в будущем тоже ставшего художником. (Кстати, никаких сведений о женитьбе Эль Греко не обнаружено, так что считается, что он никогда не был женат.)

Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо - пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. данным – ок. 1600). Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д.), его все же вывесили в соборе. Ко всеобщему удивлению, картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему автору. Популярность в Толедо была приятна, но для удовлетворения амбиций художника явно недостаточна - он все-таки хотел, чтобы его признали Мадрид и король.

В 1579 году Эль Греко написал небольшую картину «Поклонение имени Христа», на которой Филипп II и правитель Священной Римской Империи Карл V поклоняются появившемуся в небе имени Христа. Картина была хорошо принята в Эскориале, и Эль Греко наконец получил заказ в Мадриде - алтарный образ «Мученичество Св. Маврикия» (1580–1582) для дворцового собора.

В этой работе Эль Греко впервые в полной мере проявил свою творческую индивидуальность: ни в композиции, ни в колорите практически не опираясь ни на кого из своих учителей, он создал нечто уникальное. К сожалению, имевший пристрастие к живописным канонам классицизма Филипп II работу Эль Греко не оценил, и в день показа вместо нее публика увидела другую картину. По легенде, уязвленный Эль Греко пообещал больше не работать для Эскориала и вернулся в Толедо.

В Толедо Эль Греко получил так нужное ему признание. В 1580–90-х о нем говорили уже как о непревзойденном мастере портрета и религиозной живописи не только в городе, но и по всей Испании. Он писал большое количество портретов испанской знати, время от времени уделял внимание жанровым полотнам (например, занимался творческим воссозданием работ древнегреческих художников по описаниям, которые встречаются у историков, - например, по тексту Плиния Старшего он написал картину «Мальчик, зажигающий свечу»).

В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач - например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции, искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).

В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений - программную работу «Погребение графа Oргaca». Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Стефан и Св. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.

В этой работе Эль Греко удалось в полной мере показать все грани своего таланта - и как светского портретиста, и как мастера религиозных полотен. Композиционно картина поделена на две почти равные части, две реальности - мир земной и мир небесный. Художник, отходя от общепринятой традиции, не оставляет никакой видимой границы между этими мирами - он использует вместо этого разные манеры письма в верхней и нижней части работы. Фигуры святых предельно абстрактны и плоски, их светящиеся, удлиненные черты практически лишены всякой видимой телесности, в то время как представители реального мира в нижней части работы написаны в подчеркнуто реалистической манере в соответствии с традицией написания официального группового портрета. Среди праведников, окружающих фигуру Христа в самой верхней части работы, можно узнать лица Филиппа II и кардинала Таверы, славящихся своей набожностью, - видимо, художник все еще не утратил надежды на благосклонность Мадрида. А похоронную процессию XIV века в нижней части картины, согласно условиям контракта, Эль Греко составил из своих современников - знатных жителей Толедо века XVI. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он - единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).

К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто - жженую умбру). Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой.

В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию, изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Заказов было так много, что свои самые популярные работы Эль Греко часто тиражировал, создавая несколько вариантов одного и того же сюжета, и прибегал для этого даже к помощи художников своей мастерской. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей - заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах, и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона - обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья.

В 1587–1592 годах Эль Греко написал знаменитое полотно «Апостолы Пётр и Павел». В дальнейшем этот сюжет развился в целую серию изображений апостолов - «Апостоладос» (1605–1610 и 1610–1614). А десятилетие с 1597 по 1607 год - один из самых плодотворных периодов в творчестве художника.

Будучи невероятно популярным и модным художником, Эль Греко старался ни в чем не отставать от своих богатых заказчиков и друзей из высшего света. Он всегда жил не по средствам, на широкую ногу, устраивал пиры, приглашал музыкантов и т. д. Известно, что к 1607 году его долговые обязательства в несколько раз превышали стоимость его имущества. К концу жизни художник был практически разорен. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом, идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.

В 1610–1614 годах разочаровавшийся в людях Эль Греко пишет одно из самых удивительных и известных своих полотен, которое он посвящает городу, ставшему для него новой родиной, - «Вид Толедо». Отказываясь в этой работе от ренессансной телесности и перспективы, художник изображает город словно мистическое видение на фоне неспокойного грозового неба. Несмотря на кажущуюся точность изображения городских построек, картина эта прежде всего субъективный взгляд автора, «портрет Толедо».

Известно, что к концу жизни Эль Греко продолжал работать несмотря на все жизненные неурядицы, материальные трудности и болезни. Его последняя картина «Обручение Марии» (1613–1614), так и осталась незаконченной: художник скончался 7 апреля 1614 года, не успев довести до конца работу над ней.

Эль Греко не слишком везло в последние десятилетия его жизни, судьба его творческого наследия также вышла поначалу не слишком счастливой. При жизни Эль Греко имел целую студию учеников и последователей, но почти никому из них не удалось выбраться из разряда второстепенных, не известных широкой публике художников. Из великих лишь Веласкес, пожалуй, придерживался сходных с Эль Греко творческих взглядов; кстати, он же говорил о необходимости вернуть в Эскориал его работы, в свое время убранные из дворца.

Сегодня Эль Греко в основном музейный художник. Его можно увидеть в Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Метрополитен (Нью-Йорк), Филадельфийском музее искусств, Дрезденской галерее, Лувре, Прадо и других крупнейших мировых собраниях.

Каждая его работа на рынке - событие и объект повышенного внимания, в котором интересно все: атрибуция, история написания, провенанс и пр. На открытые аукционы полотна Эль Греко выставлялись чуть более 30 раз - исключительно на Sotheby’s и Christie’s, что и понятно: включить в каталог художника такого уровня могут лишь крупнейшие аукционные дома. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sotheby’s 3 июля этого года за 9 154 500 фунтов (13 907 516 долларов). На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат - 3 442 500 фунтов (5 229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christie’s картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2 249 520 фунтов (3 605 000 долларов). Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.

Мария Кузнецова, AI

Источники :

  1. Эль Греко: альбом. - М. : изд-во «Директ-Медиа» (по заказу ИД «Комсомольская Правда»), 2010. - (Великие художники; вып. 47);
  2. Эль Греко / Марк Дюпети. - Киев: изд-во «Иглмосс Юкрейн», 2003. - (Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество; вып. 64).

» Эль Греко

Творчество и биография - Эль Греко

Эль Греко , настоящее имя - Доменико Теотокопули , великий испанский живописец.

Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Крит в те времена был владением Венеции. Учился, по всей вероятности, у местных иконописцев, еще сохранивших традиции средневекового византийского искусства. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Знакомство с произведениями итальянских мастеров, особенно венецианских - Тициана, Тинторетто и Бассано, - имело большое значение для развития его мастерства. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. 1572). В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены ( «Мальчик, раздувающий лучину» , ок. 1576) и др. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки.

Однако надолго художник в Риме не задержался: в этот период в Риме буквально боготворили Микеланджело, Эль Греко же позволил себе критически отозваться об одной из его фресок, что вызвало ненависть коллег, Эль Греко пришлось уехать.

В 1577 Эль Греко прибыл в Испанию. После недолгого пребывания в Мадриде он поселился в Толедо, городе старой феодальной аристократии, продолжавшей жить идеалами рыцарского прошлого. Сразу же включившийся в работу, Эль Греко в образе жизни не захотел отстать от толедской знати, он арендовал бывший дворец маркиза де Вильена, пользовавшийся славой пристанища духов. Сам не чуждый всяческой магии, художник зажил на широкую ногу в королевских апартаментах, завел большую библиотеку и домашний оркестр.

Ему не удалось добиться покровительства короля Филиппа II, но его ранняя работа в соборе Толедо была благожелательно принята в испанских религиозных кругах и повлекла за собой множество крупных заказов. Сведущий во многих областях искусства, Эль Греко исполнял не только росписи, но и архитектурно-скульптурное убранство алтарей во многих мадридских и толедских церквах. Популярность мастера была столь велика, что духовенство смирилось с незаконной женой художника и внебрачным сыном.

Первые написанные в Испании картины Эль Греко еще сохраняли черты, присущие его произведениям итальянского периода («Снятие одежд с Христа» , 1579). В 1579 мастер добился заказа от двора и создал картину «Видение Филиппа II» . В этой картине впервые художник применил новые творческие приемы: подчеркнуто вытянутые пропорции фигур, удивительная мерцающая колористическая гамма, беспокойная, подвижная линия рисунка. Картина не могла понравиться королю, и больше он с заказами к мастеру не обращался. В следующих картинах новая манера письма художника воплощена с наибольшей полнотой. Это - «Похороны графа Оргаса» (1586), «Благовещение» (ок. 1595-1600).

1590-е - период наибольшей активности и популярности Эль Греко. После смерти Филиппа II (1598) живопись Эль Греко получила официальное признание. Художника провозгласили Апеллесом своего времени. Вокруг него группируются художники, теологи, представители испанской интеллигенции.

На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600-14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов ( «Толедо в грозу» , 1600-10; «Встреча Марии с Елизаветой» , после 1609; «Апостолы Петр и Павел» , 1612-14). Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Терезы и других испанских мистиков XVI века. Огромной выразительностью психологической характеристики обладают портреты Эль Греко: надменного Родриго Васкеса , президента Кастильского совета (ок. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др.

Особое место в испанской живописи второй половины 16 – начала 17 века занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541– 1614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего самобытного дарования, широкой гуманистической образованности. Его творчество, аристократическое, утонченно-интеллектуальное, отличают страстность, пылкая фантазия, доходящая до мистической экзальтации. Трагизм образов Эль Греко, их повышенная выразительность отразили дух современной ему жизни – острый кризис гуманистических идеалов, начавшийся в Европе во второй половине 16 столетия. Чувство одиночества, душевная неуравновешенность, как и настроение смятенности, безверия и тревоги, не были случайными. Для Эль Греко, человека тонкой душевной организации, окружающий мир был в состоянии крушения. Резкие социальные и идейные сдвиги 16 века, яростная борьба философских и религиозных направлений заставляли подвергнуть сомнению все – даже существование мира. Искусство Эль Греко было психологическим выражением внутренних трагических конфликтов, отражавших разлад личности с обществом.

Эль Греко родился и получил первоначальное образование на острове Крит, в возрасте двадцати пяти лет переехал в Италию. Истоки его живописи многообразны. Это традиции иконописи и мозаичного искусства Византии, со звучными переливами глубоких тонов. Они были восприняты Эль Греко от первых учителей на Крите. Это воздействие венецианских колористов, у которых он научился технике масляной живописи. Это реализм испанского искусства 16 века с его интересом к духовному самоуглублению; наконец, это – итальянский маньеризм, привлекший Эль Греко лишь внешними художественными приемами. Вычурность, холодная рассудочность и фальшивость чувств художников-маньеристов были чужды Эль Греко, образы которого полны внутреннего горения.

Уже зрелым мастером Эль Греко был приглашен к испанскому двору, но его искусство не нашло здесь признания. Местом творческой деятельности художника стал древний Толедо – город воинствующей веры и монастырей, надменной кастильской знати, враждебной королю. В этой избранной среде образованных людей, писателей, художников, музыкантов, понимавших противоречия современной Эль Греко Испании, драматически-экспрессивное искусство художника было понято и достигло расцвета. Он писал картины преимущественно на религиозные сюжеты, святых, изможденных аскетов в состоянии мистического экстаза. Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму. Композиции его картин строились на ритмическом соотношении выпуклых угловатых форм, беспокойных волнообразных линий, произвольно смещающихся планов, смелых ракурсов, на контрастах света и тени, вносящих элементы динамики и передающих ощущение взволнованности. Сильно удлиненные фигуры в страстном порыве устремляются вверх. Обычно применяемый низкий горизонт увеличивает их масштабы. Деревья, скалы, небо, облака и одежды кажутся живыми. Их трепетные контуры повторяют неистовый ритм движения человеческих фигур. Весь мир воспринимается как одухотворенная, непрерывно изменяющаяся бушующая стихия, с которой человек не в сипах совладать. Сцены освещены фосфоресцирующим холодным светом. Нервный ритм усиливается благодаря длинным и беспокойным мазкам.

Эль Греко – величайший мастер колорита. Он любил пронзительно-светлый голубовато-серо-стальной тон, яркую киноварь, лимонно-желтые, изумрудно-зеленые, синий, бледно-розово-фиолетовые цвета во множестве оттенков, увеличивал силу каждого цветового пятна дополнительными. Однако цвет для Эль Греко не постоянный признак предмета, а выразитель взволнованных чувств. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами.

Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586–1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. В основе сюжета лежит средневековая легенда о толедском графе Оргасе, известном своими добрыми делами. Внизу композиции в сумеречном ночном освещении запечатлена торжественная погребальная церемония. На фоне черных нарядов идальго и серой одежды монаха мерцают золотом парчовые мантии святых, чудесным образом спустившихся с небес, чтобы похоронить Оргаса. Серебристо-желтое пламя факелов освещает белую одежду экстатически воодушевленного священника, заставляет сверкать серебряные латы графа, рождает таинственность атмосферы. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. Самое замечательное в картине – остропсихологические портреты толедцев. Это люди разных возрастов и характеров – воплощение духовной красоты: на их строгих, замкнутых, бледных лицах можно прочесть силу чувств, оттенки настроений, тонкость ума, самоуглубленность, гордость, непреклонность. Вместе с тем все они объединены изумлением перед совершающимся чудом и глубокой скорбью при мысли о неизбежной смерти. Темные силуэты торжественно-неподвижны, скованы, но сдержанные жесты рук выдают затаенную взволнованность. Тема жизни, ее скрытого драматизма дана в сопряжении с темой неба – что характерно для Эль Греко.

Верхняя часть композиции представляет мир призрачных тревожных видений. Здесь все находится в драматическом движении. На небе, озаренном вспышками холодного света, Христос с сонмом святых принимает душу Оргаса. Сияющая тревожным холодным светом и светлыми красками небесная сфера по композиции противоположна сцене погребения с ее напряженной гармонией черного, серого, белого. Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков. Вся композиция развертывается в пределах переднего плана, пространство уплотнено фигурами, что усиливает сгущенность эмоциональной атмосферы. Мастерски написаны рефлексы стали на доспехах, жемчуг, узоры белых кружев на черном бархате и другие декоративные детали, которые любили воспроизводить в живописи испанцы.

Свое понимание человеческих характеров Эль Греко выразил в образах апостолов Петра и Павла (1614, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Здесь противопоставлены разные типы людей. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. Холодный, переливчатый, золотисто-зеленый колорит, в котором написана его фигура, соответствует настроению печали, неуверенности. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения. Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. Жесты рук, образующих композиционный узел, выражают не действие, а внутреннее переживание, диалог, который объединяет обоих апостолов.

Тонкая проницательность художника проявилась в замечательных портретах, зорко схватывающих приметы внешности и особенности духовного облика людей. Круг портретируемых Эль Греко широк – он дает представление о различных типах людей Испании того времени. Художник писал портреты трогательных детей, ученых, утонченных поэтов, писателей, суровых воинов с умными одухотворенными лицами, надменных бледных кардиналов, отрешенных от жизни испанских идальго, людей из народа. Художнику чужда психологическая статика придворных испанских портретов 16 века. с характерной для них чопорностью, отражающей мертвенный, унылый дух испанского двора. По сравнению с портретами венецианских живописцев эпохи Возрождения в образах Эль Греко больше личного, субъективно заостренного, чувствуется взволнованное отношение художника к модели. За внешней оцепенелостью форм и бесстрастием лиц портретируемых ощущаются сжигающий их внутренний огонь, напряженная жизнь. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. Он внешне сдержан, торжественная неподвижность выпрямившейся фигуры подчеркнута серебристо-золотистым фоном, разделенным по вертикали на две равные части. Внутренняя экспрессия как бы прорывается в движении разлетающихся складок светло-малиновой мантии – с преломляющимися в ней лучами света, с черными тенями; судорожный жест руки, схватывающей ручку кресла, выдает бушующие страсти фанатика. Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя. Раскрывая напряженный внутренний мир инквизитора, художник дает почувствовать характер мрачной эпохи.

Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом; портрет написан стремительным мазком. Эль Греко сумел подметить в его лице и мгновенных движениях едва уловимые мимолетные настроения. Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу. Духовный мир человека, который всегда был в центре внимания Эль Греко, художник раскрыл в становлении, изменчивости, в этом он намного опережал свое время. Ощущение жизни космических сил, во власти которых находится человек, нашло выражение в знаменитом пейзаже «Толедо в грозу» (1610–1614, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), исполненном глубокого философского смысла, тревожного мироощущения. Своим творчеством Эль Греко подготовил новый этап в развитии психологических проблем испанской живописи, открыл новый путь решения живописных задач.

Расцвет испанской реалистической школы, развивавшейся в основном в рамках религиозной живописи в борьбе с идеализирующим придворным направлением, наступил в первой половине 17 столетия. Главными очагами реализма стали Севилья и Валенсия, в их художественной жизни ярко проявились передовые веяния.