Мы все знаем, какая экономическая ситуация сегодня сложилась в стране. Курс рубля падает, инфляция растет, все дорожает.
За последнее время уже двое моих знакомых отказались от заграничных поездок, потому что путевки стали доступны не каждому.

В СМИ приводят данные о том, что многие россияне-представители среднего класса в этом году откажутся от каких-либо поездок и проведут отпуск дома, а многие перенесут свой заграничных отдых на российские просторы.
Например, те, кто ездил кататься на лыжах в Австрию, могут поехать в Сочи - недавно построенный горнолыжный курорт не уступает по качеству европейским.
Многие наши соотечественники выбирают отдых за границей, в то время как они совершенно не знают родную страну. Я успел поездить по России и многократно удивлялся уникальности российской природы, культуры, видел памятники и заповедники - но с поездками связана моя работа. А среднестатистический россиянин проводит отпуск за границей, в Египте или Таиланде, и почти не выезжает за пределы своего города.
Кто знает, а вдруг сложившаяся ситуация сподвигнет нас на то, чтобы мы стали путешествовать по России.

Я так рассуждаю, потому что в четверг меня пригласили в блог-тур в Новый Иерусалим - это старинный город в Подмосковье, о его названии и истории я расскажу чуть позже. А сегодня покажу вам музей деревянного зодчества, расположенный под стенами древнего монастыря.

Музей этот небольшой, пока что он состоит из часовни, мельницы и дома зажиточного крестьянина. Эти культурные объекты привезены из разных городов области, их отреставрировали и теперь показывают туристам как образцы деревянной архитектуры.

2. Сейчас в музее находится часовня из села Сокольники Чеховского района, крестьянская усадьба 1830-1840-х годов из деревни Выхино Люберецкого района, а также ветряная мельница из села Кочемлево Кашинского района Тверской области.

3. Мы отправились в дом зажиточного крестьянина.

4. Как только входишь в дом, сразу оказываешься в сенях. Здесь гид рассказала нам про нехитрые приспособления, которыми пользовались наши предки.

5. Лапти, их хватало на неделю носки.

6. Далее проходим в горницу - это светлая комната, в которой в дневное время женщины ткали, пряли, вышивали, а иногда хозяин дома сдавал ее местной молодежи, которая знакомилась между собой, веселилась, пела песни.

7. Деревянные игрушки для девушек)))

8. В центре комнаты стоит настоящая прялка. Я бы с удовольствием попробовал на ней поработать.

9. А тут была кухня и баня.

10. Если хорошо нагреть печь и выгрести золу, то можно неплохо пропариться внутри.

11. Жилая комната.

12. Стекло на Руси было известно давно, но было недоступно крестьянам - слишком дорого. Вместо зеркала использовали отшлифованную металлическую пластину.

13. Внутренний двор.

14. Гена пытается впрячься в телегу. Это так называемый гараж крестьянина.

15. Вот такие дома были у зажиточных крестьян, которые жили в районе нынешнего метро Выхино.

16. В русских деревнях ветряные мельницы обычно ставились за околицей, в безлюдной местности, что, согласно распространенному мнению, создавало идеальные условия для сношений с нечистой силой.

17. Интересно, есть тут нечистая сила? Хотя вряд ли, рядом же монастырь)))

18. А про Ново-Иерусалимский мужской ставропигиальный монастырь я расскажу в следующем посте.

Спасибо администрации Московской области и сообществу

Большинство современных людей любит путешествовать. В их персональном списке любимых городов можно встретить Нью-Йорк, Париж, Лондон, Барселону, Москву и многие другие всемирно известные населенные пункты. А доводилось ли вам когда-нибудь слышать про Спас-Клепики (Рязанская область)? А быть может, даже посчастливилось там побывать? Нет? А зря…

Сегодня мы поговорим именно об этом удивительном месте.

Раздел 1. Знакомимся или общая информация о населенном пункте

Город Спас-Клепики - это районный центр, который по праву считается самым мелким населенным пунктом в Рязанской области. Географически он располагается в середине в северо-восточной ее стороне, на расстоянии 67 км от областного центра города Рязани. Нельзя не отметить, что здесь сразу две реки. Практически весь город лежит на Совке, и лишь его часть - на левобережье Пра Население достаточно малочисленно. В 2013 году оно составляло всего лишь 5788 человек. Спас-Клепиками населенный пункт стал называться в начале ХХ века, а в 1920 году он получил статус города.

Раздел 2. История возникновения

Историки утверждают, что в том месте, где сейчас находятся Спас-Клепики, деревенька образовалась еще в XІV-XV вв., хотя впервые письменно о ней упоминалось только в 1676 году. Тогда и имя было чуть короче - Клепики. Свое название городок получил от слова «клепик», что в переводе с древнерусского языка означает «нож для очистки рыбы».

Со временем возникла и вторая часть названия - «Спасское». Случилось это в XIX веке благодаря открытию церкви Преображения Господня. Кстати, о происхождении церкви существует две легенды. По версии одной из них, известно, что в далеком прошлом в этих местах была переправа, через которую проходили торговые обозы. Непролазные болота и делали переправу злачным местом для разбойников, среди которых очень известными стали братья Клепиковы. После того как братья разбогатели на грабеже, они раскаялись, поэтому и выстроили церковь в честь Спаса. Вторая легенда гласит, что разбойников обезглавили, а церковь Спаса построили купцы в честь избавления от грабежей.

Но так или иначе, а скромный населенный пункт сыграл огромную роль в истории становления страны. Почему? Дело в том, что через Спас-Клепики в XVII веке были проложены очень важные торговые пути: один вел из древней Рязани до Владимира, а второй - из Егорьевска до Касимова. Активно развивались ремесла. Во ІІ пол. XVII века здесь уже работала полотняная фабрика. Благодаря таким обстоятельствам село стало предметом интереса зажиточных купцов и превратилось в достаточно крупный центр. Торговцы в центре города выстроили свои дома, образовав этим квадратную площадь, от которой лучами потянулись улицы с менее богатыми домами. Там жили ремесленники, мелкие чиновники, кустари.

В начале ХІХ века населенный пункт стал довольно большим. В нем насчитывалось несколько десятков мелких лавочек, две церкви, аптека, почтово-телеграфное отделение, три школы и гостиница. Кроме всего прочего, в Спас-Клепиках работало пятнадцать ватных фабрик, производящих вату и паклю, кожевенный и мыловаренный заводы. Также здесь была построена узкоколейная железная дорога, которая к началу ХХ века соединила Рязань и Владимир.

Несколько лет назад, в 1999 году, случился большой пожар. В нем сгорели железнодорожный мост над рекой Пра и вокзал. К великой радости местных жителей удалось спасти от огня

Спас-Клепики сейчас не имеет собственной железнодорожной станции. Ближайшая расположена в пгт. Тума, в 25 км от городка.

Раздел 3. Чем живет город сейчас?

На сегодняшний день здесь активно функционирует и предоставляет рабочие места фабрика «Интерлок», производящая обувь. Но славится она не только отличным качеством, но и низкой ценой. Именно поэтому часто нечестные поставщики выдают продукцию фабрики за итальянскую или французскую, тем самым поднимая цены в несколько раз. Также в городе работают текстильно-трикотажный, швейный и ватный комбинаты. Кроме вышеперечисленного производства, Спас-Клепики наладили еще производство сантехнических шлангов. Сейчас идет строительство завода по изготовлению пластиковых окон. Неподалеку от города, в лесных угодьях, добывают древесину и торф.

Раздел 4. Основные достопримечательности

В городе имеется сразу несколько интересных в культурном плане музеев:

  • боевой и трудовой славы;
  • деревянного зодчества;
  • филиал музея-заповедника знаменитого поэта Сергея Есенина.

До сегодня сохранились каменные здания ХІХ века, среди которых и церковно-учительская школа, где учился гениальный Есенин. У здания школы и на ул. Просвещения установлен его бюст.

В городе есть Мещёрский который непременно нужно посетить каждому туристу. Здесь можно побыть наедине с природой, устроить пикник, почитать или погулять с детьми на свежем воздухе. Три раза в день в парке проводится экскурсия. Опытные гиды с удовольствием расскажут как о памятных местах, связанных с парком, так и о нескольких уникальных растениях, сохранившихся тут благодаря заботливому руководству города Спас-Клепики.

В трех километрах от населенного пункта расположена деревня Полушкино, в которой находится известная в туристических кругах база отдыха. От нее можно отправиться в поход по Клепиковским озерам и по реке Пра.

В городском парке в честь пятидесятилетия победы в ВОВ на постаменте был установлен подлинный истребитель Л-29.

Раздел 5. Интересные факты

  • В школе Спас-Клепиков в 1909-1912 годах учился гениальный поэт С. Есенин.
  • К. Паустовский в своих многочисленных рассказах, например «Австралиец со станции Пилёво», «Мещёрская сторона», «Дорожные разговоры», воспел именно природу Мещёрского национального парка.
  • Молодежи придется по душе тот факт, что городок считается родиной ныне известной трэш-метал-группы под названием «Кувалда».
  • Кстати, поближе познакомиться с населенным пунктом можно и по телевизору. В 2006 году здесь проходили съемки фильма «Граффити» режиссера Игоря Апасяна.

Раздел 6. Как добраться

Заинтриговали? Хотите побывать здесь лично? Ну, что ж, тогда запоминайте дорогу: в Спас-Клепики постоянно ходят автобусы из Рязани и от Кроме этого, через город проходят трассы: Егорьевское шоссе (Р105) и 67 км дороги Рязань - Спас-Клепики (Р123). Из Москвы до Спас-Клепиков можно добраться приблизительно за три часа по автомагистралям З105, Р105, М5.

Музей деревянного зодчества на реке Истра

у Ново-Иерусалимского монастыря

Ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря — один из красивейших в богатой истории древнерусского зодчества. Основанный в 1656 году, монастырь начал застраиваться каменными (кирпичными) зданиями с 1658 года, и в последующие сорок лет, к концу XVII столетия, его архитектурный облик полностью сформировался.

Ансамбль Ново - Иерусалимского монастыря

По замыслу царя Алексея Михайловича (1629—1676) и основателя монастыря Патриарха Никона (1605—1681) Ново-Иерусалимский монастырь должен был стать центром архитектурно-ландшафтного комплекса, создаваемого близ Москвы «в образ и подобие» Святой земли. Топография и топонимика «Российской Палестины», разместившейся на территории диаметром более 10 км, воспроизводят места, связанные с событиями земной жизни Иисуса Христа. Комплекс под Москвой объединял Воскресенский монастырь, окрестные холмы, реку, населённые пункты, соответствующим образом наименованные или переименованные. Река Истра стала именоваться Иорданом, возвышенность на востоке от монастыря — горой Елеон, холм на северо-западе — фавором. Монастырский холм получил имя Сион. Русская Палестина, созданная как грандиозная икона христианской Палестины, и, будучи подобием — образом Святой земли, получила, согласно православному вероучению, благодать первообраза.

В 1919 году Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый, монастырь, как его называли в XIX столетии, был закрыт. С 1920 года на его территории разместился музей, который и сегодня является одним из крупнейших музеев Подмосковья. В январе 1995 года архитектурный ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря возвращен Русской Православной церкви. С этого времени на его территории находится Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь и Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

За Елизаветинскими воротами монастыря находится Гефсиманский сад. Собственно, сада там давно нет, сейчас это просто парк в излучине реки Истры.

На окраине «Гефсиманского сада» находится музей деревянного зодчества.

Среди его экспонатов находятся часовня, крестьянские усадьбы, мельница, привезенные из разных районов Подмосковья. До 2000 г. здесь же находилась удивительная по красоте деревянная церковь Богоявления из села Семеновское Пушкинского района. Из-за короткого замыкания она сгорела.

План парка Гефсиманский сад

В крестьянских усадьбах расположены различные музейные экспозиции, посвященные народному быту и искусствам. Музей был основан в 1970-х гг., в период резко возросшего интереса к старине, когда по всей стране начали организовывать такого рода музеи под открытым небом. Летом 1981 г. были закончены работы по созданию первой очереди музея.

Часовня из деревни Сокольники. XVIII век

Копия часовни из села Сокольники Чеховского района (XVIII век)

Копия деревянной шатровой часовни XVIII века (Воссоздана архитектором Д.Я. Статчевским в 1978 г.) из села Сокольники, сгоревшей в 1976 до перевозки в музей.

Часовня состоит из восьмерика рубленного «в лапу» и высокого шатра с широкими полицами, увенчанного главой. Барабан и главка крыты лемехом. В часовню ведет невысокое, рубленое открытое крыльцо.

В XIX в. часовню обшили тесом, крышу покрыли железом, на четырех из восьми граней достроили фронтончики. В ходе реконструкции все наслоения были устранены.

Подобные часовни в прошлом ставили везде: в деревне, за околицей, при дороге, у реки, в поле или лесу.

Усадьба Кокориных I-я пол. XIX в. из деревни Выхино

Крестьянская усадьба (изба) Кокориных из деревни Выхино Люберецкого района Московской области (1830-1840 года). Реконструирована архитектором Д.Я.Статчевским.

В центре фасада дома - косяшатое окно со ставнями, а по бокам расположены два волоковых оконца. Для освещения чердака на фронтоне также имеется окошко без каких-либо украшений.

Окна избы

Уасдьба построена «покоем», к торцу избы примыкают хозяйственные постройки, затем они выстраиваются перпендикулярно дому, потом разворачиваются и идут параллельно ему. К улице обращена открытая часть буквы «П». Ворота замыкают открытую часть усадьбы образуя внутри «мокрый» двор.

Вид дворовой части усадьбы

«Мокрый» двор

Крытая часть двора

Жилая изба

Жилой дом достаточно просторный, одно время он использовался как заезжий или постоялый двор.

В доме воссоздана обстановка крестьянской заезжей избы. В теплой передней части жили хозяева, в холодной горнице на широких лавках, могли отдохнуть постояльцы. В небольшой клети между сенями и избой стоит стол с самоваром, где можно было выпить чаю, пока отдыхали лошади.

Ткацкий станок

Интерьер избы. Красный угол

Ветряная мельница из села Кочемлева. Вторая половина XIX в .

Ветряная мельница. Вторая половина XIX в. Перевезена из села Кочемлево Кашинского района Тверской области в 1974 г. отреставрирована под руководством архитектора Б.П. Зайцева.

Вид мельницы с боку, хорошо виден ворот для вращения верхней части мельницы

Мельница относится к типу мельниц-шатровок. У подобных мельниц чтобы поймать ветер вращается только верхняя часть, внутри которой расположены горизонтальный вал с шестерней, а снаружи крылья. Поворот верхней части осуществляется специальным воротом, закрепленным к верхней части мельницы. Все остальное оборудование размещено в амбаре неподвижно стоящем на земле. Амбар соединен с верхней частью восьмигранным тесовым шатром. Часть нижнего сруба занимало оборудование для помола муки, другая часть использовалась как складское помещение.

Верхняя часть мельницы - «воробина»

Богоявленская церковь из села Семеновское. XVII — XVIII вв.

Богоявленская церковь из села Семеновское Пушкинского района (XVII — XVIII вв.)

Деревянная, рубленная “в обло”, церковь Богоявления (1674 г.; перестроена в 1730,1756 гг.), увенчанная небольшим восьмеричком с главой, некогда стояла в селе Семеновском Пушкинского района Московской области. Церковь выстроенная с использование более старого сруба церкви из Братовщины (XVI-XVII вв.). В XIX в. была приписана к Ельдигину, несколько перестроена. Богослужения прекращены не позже 1930-х. гг.

Богоявленская церковь относится к ярусным храмам, состоит из высокого четверика с повалом крытого четырехскатной крышей на которой возвышается узкий восьмерик с главкой. Переход от восьмерика к барабану маковки закрыт полицами. С востока к церкви примыкает пятигранный алтарь закрытый пятискатной крышей, с запада трапезная. С трех сторон церковь окружает открытая висячая галерея с резными столбами на которую ведет одномаршевое крыльцо.

Как особо ценный памятник архитектуры Подмосковья, она была перевезена в Истру на территорию областного музея деревянного зодчества. Интерьер церкви украшал тябловый иконостас, иконы XVI — XVII веков были в 1966 году переданы в Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Наташа ★★★★★

(18-11-2012)

Приехали в музей вчера вечером,из музея вышел мужчина,сказал,что через 24 минуты музей закроется,так как он в зимнее время работает до 17 часов.Цены 20 рублей,если просто на территории любуешься замечательными деревянными скульптурами,90 рублей взрослому и 70 рублей ребёнку,если хочешь осмотреть музей.Дети-это возраст с 6 до 14 лет,до 5 лет бесплатно.50 рублей за фотосъёмку.Дети с удовольствием побегали вокруг разных деревянных сказочных персонажей,многие из которых выполнены как качели.Сын успел...продолжение src="/jpg/plus.gif">

быстро-быстро сходить в музей,вернувшись сказал,что надо приезжать ещё раз и часа полтора ходить по музею,чтобы успеть всё разглядеть,так как экспонатов очень много и все они интересные.

Елена ★★★★★

(15-09-2012)

Были в музее с двумя детьми (10 и 4) в начале августа. Полный восторг!

Михаил ★★★★★

(24-06-2012)

Замечательный музей, хочется потрогать руками многие экспонаты в них какое-то тепло и доброта. Хозяин мещеры - супер.

Константин ★★★★★

(10-03-2012)

Восхитительное место! Зимой многие скульптуры на улице укрыты навесами, но впечатления не портит. Большинство работ в юмором, а в музее в одной из комнат собраны исключительно креативные работы. Из запомнившихся: столик "Дракон".
Очень всем советую!

Произведения искусства из дерева исключительно любопытные и разнообразные, хотя и не одинаковые по уровню исполнения. Собрана действительно большая коллекция работ, как ученических, так и профессиональных, и даже подаренных зарубежными мастерами.
А вот девушка - экскурсовод действительно слабовата в своих познаних, к тому же видно, что стремится отработать побыстрее.

Да, собраны интересные, в большинстве детские работы - уровень профессионализма вызывает уважение. Экскурсия показалось скушноватой. Можно было, например, подробнее рассказать о технологии производства, а так девушка-экскурсовод не знала, что дерево надо выдерживать (медленно просушивать) перед обработкой.

Хочется разделить музей на 2 части: выставка садово-парковых скульптур, часть из которых очень даже посредственные... И музей резьбы по дереву в основном. Если внимательно читать описание экспонатов, то становится ясно, что это в основном детские работы, при этом можно даже проследить динамику развития мастерства. С точки зрения профессионала, наверное, тут есть что-то недоделанное или неправильное, однако с точки зрения обычного человека, видно сколько души, старания, юмора и чувства вложил юный автор в свое произведение. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Работы оставляют глубочайшее впечатление. После осмотра музея поговорили с девочкой, которая продавала билетики. Оказалось, что был лагерь детский, который содержался на средства дяденьки. Дети в этом лагере отдыхали и обучались резьбе бесплатно, а если их работы продавались, то еще и получали за это денюжку... Дяденька, к сожалению, умер...

Ольга Дегтярева ★★★★★

(9-07-2010)

Ехали абсолютно "наобум". Просто знали,что где то под Клепиками есть музей. И нашли!!! Понравилось очень! Да, все просто, да, что то можно было бы сделать получше и плетень местами завалился. Но прекрасно понимаю, что по большому счету, все держится на энтузиазме увлеченных этим делом людей!И большое им спасибо. А всем рязанцам советую посетить этот музей, знать историю родного края, тем более такую красивую, просто необходимо!!!

Посетили 14 июня. Отличное место, для фоток. Правда посещение выдалось интересным. Приехали в понедельник, день праздничный и нерабочий. Как оказалось, что и музей по понедельникам не работает. Но благодаря случившимуся урагану, часть забора упала;) Поэтому на территорию мы попали спокойно. Охранник, мужик добрый, разрешил походить и пофоткаться. Что и было сделано. Бросили в ящик с котом денежек для музея, раз за вход не заплатили;)

Антип ★★★★★

(18-09-2009)

Очень!
И я наконец-то купил сову (давно надо было).

Влад ★★★★☆

(2-08-2009)

посетили сие место 11 июля. Подъехали где-то часов в 7 вечера. Здесь написано время работы до 18 часов, на самом деле до 20ч и официально, как нам объяснили, ТОЛЬКО во время месячного проживания самих мастеров на территории. Охранник взял с нас 90 рублей (2 взрослых+ребенок). Сходил за ключами, провел по музею, рассказал всё, что сам знает. К сожалению, организатор музея умер в мае-месяце - земля ему пухом. Летом должны выбрать нового. Надеюсь, не зарастет сюда народная тропа.
Сегодня будет закрытие сезона и аукцион поделок. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Обязательно нужно посетить. Телефон организаторов: Телефон: 8-906-548-44-92

Nafanya ★★★★★

(9-06-2008)

Очень понравилось, были 2 раза, оба раза с дочкой, и она и мы в восторге.

Анатолий ★★★★★

(7-06-2008)

Режим работы музея -Понедельник,Четверг нерабочие дни.
Попал в четверг никого вокруг нет,сделал сьёмку на территории заглянул в окна музея (были открыты)хотел уходить.Из соседнего здания выходит работник музея и открывает его для меня одного за 120р (вход+сьёмка).В музее идеальная чистота,пахнет древесиной.Экспонаты замечательные, впечатлений море.

Tatiana Golovina ★★★★★

(24-09-2007)

Второе лето подряд приезжаем с дочкой в Музей. Это и Музей и творческая мастерская и Школа Мастеров для талантливых ребят Рязанской области. С удовольствием рассматриваем все экспонаты, ищем "новенькое". Поражает недетское восприятие нашей жизни и серьёзное отношение к своему труду. Дочка собирает фигурки кошек и с восторгом покупает каждый год новую киску для своей коллекции. Советую приеэать сюда в конце июля - время сбора черники. Мы едем с дачи и наполняем ведёрки этим мещёрским гостинцем, который продают бабушки по дороге. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

А потом несколько дней вкушаем её и вспоминем наше путешествие. Кстати, приятно радует, что восстанавливаются храмы по дороге, например во Владычине.

Музей находится на территории Рязанской области.

Изумительные изделия, особенно те, где чувствуется опытная рука мастера-преподавателя.

Вход 20 руб. с человека. Некоторые изделия можно купить.

Можно прогуляться в сторону пионерского лагеря, посмотреть интересные дома-замки (частные особняки, где царит творческая атмосфера).

YO ★★★★★

(28-05-2007)

были 9-05-07
платно, понравилось, особенно поражает возраст авторов при вполне взрослом уровне работ.

Логичнее было бы назвать это музеем поделок из дерева и лозы.
Для нас одних открыли музей. И хотя ничего не показали и не рассказали, мы с удовольствием побродили среди замечательных творений. Кстати, за осмотр этих примечательностей денег не берут.