Протагонист, главный герой это центральное действующее лицо художественного произведения, преимущественно драматического.

Протагонист и антагонист

Протагонист, или главный герой, находится в центре сюжета литературного произведения, как правило, принимает решения и испытывает их последствия. События сюжета непосредственно или частично связаны с действиями главного героя.

Если история содержит подзаголовок или представляет собой повествование, состоящее из нескольких рассказов, то присутствует персонаж, который интерпретируется как главный герой каждого подзаголовка или отдельной истории.

Слово «протагонист» используется в формах литературы и культуры (драмы, романы, оперы, фильмы). Главный герой определяется также как ведущий персонаж, которому противостоит антагонист. Антагонист создает препятствия, трудности на пути главного героя, таким образом выявляя сильные и слабые стороны его характера.

Протагонист – не всегда положительный герой ; главного героя с отрицательными чертами называют антигероем.

Происхождение

Протагонисты известны с античности. Театральные спектакли в Древней Греции первоначально включали танцы и хоровое пение. В трактате Аристотеля «Поэтика» (335 до н. э.) описано, как поэт по имени Феспис предложил идею о том, чтобы один актер вышел и начал диалог с хором. Это изобретение трагедии, которое относится к 536 г. до н. э., способствовало развитию античной драматургии.

Древнегреческий трагик Эсхил (523-456 гг. до н. э.) ввел в своих пьесах второго актера (девтерагониста), создав диалог между двумя персонажами. Позднее афинский драматург Софокл (496-406 гг. до н. э.) писал пьесы, в которых предполагалось наличие третьего актера (тритагониста).

Таким образом, в античной драме насчитывалось от одного до трёх актеров, которые играли как мужские, так и женские роли:

  • протагонист;
  • девтерагонист;
  • тритагонист;

В древнегреческих театрах на празднествах Великих Дионисий с 449 г. до н. э. проводились соревнования актеров, исполнявших главные роли в трагедии, с 325 г. до н. э. – в комедии.

Примеры протагонистов

  1. В трагедии Еврипида «Ипполит» (426 г. до н. э.) представлено два протагониста: основной персонаж первой части Федра и её пасынок Ипполит, который занимает доминирующую роль во второй половине пьесы.
  2. Главный герой драмы Г. Ибсена «Строитель Сольнес» (1892 г.) – архитектор Халвард Сольнес. Молодая женщина Хильда Вангель, действия которой ведут к смерти Сольнеса, – антагонист.
  3. В знаменитой трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1597 г.) Ромео Монтекки – протагонист. Юноша связан отношениями с Джульеттой. Двоюродный брат Джульетты Тибальт, который противостоит Ромео и пытается разлучить возлюбленных, выступает антагонистом.
  4. В другой всемирно известной шекспировской пьесе «Гамлет» (1603 г.) главный герой – датский принц Гамлет, который ищет мести за убийство своего отца. Антагонистом выступает дядя Гамлета Клавдий, который убил его отца и стал королем Дании.

Ложный главный герой

В литературных и кинематографических работах также встречается ложный главный герой – персонаж, который сначала фигурирует в истории и воспринимается как протагонист, но потом неожиданно исчезает. Яркий пример – Мэрион, героиня фильма А. Хичкока «Психо» (1960 г.), которая внезапно покидает сюжет в начале кинокартины.

Несколько главных героев

В повествовании, которое состоит из разных рассказов, присутствует несколько главных героев. Например, роман «Война и мир» Л. Н. Толстого изображает пятнадцать главных образов, вовлеченных в войну или затронутых ею.

Современное значение

Историческое значение термина сохраняется в современном театре: протагонистом называют актера, исполнявшего главную роль в драматическом представлении.

Понятия «главный герой» и «протагонист» отождествляются и используются не только в театре, а и в кинематографе, литературе, видеоиграх и других видах искусства. Пример протагониста в кино – Джеймс Бонд в одноимённой серии фильмов и книг; в литературе – Жюльен Сорель из произведения Стендаля «Красное и чёрное». В компьютерных играх протагонистом считается тот персонаж игры, которым руководит сам игрок.

Слово протагонист произошло от греческого protos – первый и agonistes, что в переводе означает актер.

πρωταγωνιστής : πρώτος - «первый» и αγωνίζομαι - «состязаюсь», αγωνιστής - «борец») - главный герой, центральное действующее лицо, актёр , играющий главную роль в произведении и т. д. Противопоставляется антагонисту .

Впервые введён в действие трагедии в 534 году до н. э. , когда в Афинах выступил со своим хором «отец аттической трагедии» Феспис .

В более общем смысле, протагонистом часто называют главного героя сюжета литературного произведения , компьютерной игры или фильма . Протагонист не всегда бывает положительным героем: существует также антигерой , то есть протагонист с отрицательными чертами.

Ложный протагонист

Протагонист → антагонист

Ещё одна метаморфоза с протагонистом, который становится антагонистом, была задумана и воплощена в сериале «Во все тяжкие » исполнительным продюсером Винсом Гиллиганом . Главный герой сериала - Уолтер Уайт , который превращается из обычного школьного учителя, аналога персонажа мистера Чипса в брутальную личность, своеобразного Тони Монтану , «человека со шрамом на лице ».

См. также

Напишите отзыв о статье "Протагонист"

Ссылки

  • Луков Вл. А. // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1 . - С. 141-147 .

Примечания

Отрывок, характеризующий Протагонист

– Что ж, Соколов, они ведь не совсем уходят! У них тут гошпиталь. Может, тебе еще лучше нашего будет, – сказал Пьер.
– О господи! О смерть моя! О господи! – громче застонал солдат.
– Да я сейчас еще спрошу их, – сказал Пьер и, поднявшись, пошел к двери балагана. В то время как Пьер подходил к двери, снаружи подходил с двумя солдатами тот капрал, который вчера угощал Пьера трубкой. И капрал и солдаты были в походной форме, в ранцах и киверах с застегнутыми чешуями, изменявшими их знакомые лица.
Капрал шел к двери с тем, чтобы, по приказанию начальства, затворить ее. Перед выпуском надо было пересчитать пленных.
– Caporal, que fera t on du malade?.. [Капрал, что с больным делать?..] – начал Пьер; но в ту минуту, как он говорил это, он усумнился, тот ли это знакомый его капрал или другой, неизвестный человек: так непохож был на себя капрал в эту минуту. Кроме того, в ту минуту, как Пьер говорил это, с двух сторон вдруг послышался треск барабанов. Капрал нахмурился на слова Пьера и, проговорив бессмысленное ругательство, захлопнул дверь. В балагане стало полутемно; с двух сторон резко трещали барабаны, заглушая стоны больного.
«Вот оно!.. Опять оно!» – сказал себе Пьер, и невольный холод пробежал по его спине. В измененном лице капрала, в звуке его голоса, в возбуждающем и заглушающем треске барабанов Пьер узнал ту таинственную, безучастную силу, которая заставляла людей против своей воли умерщвлять себе подобных, ту силу, действие которой он видел во время казни. Бояться, стараться избегать этой силы, обращаться с просьбами или увещаниями к людям, которые служили орудиями ее, было бесполезно. Это знал теперь Пьер. Надо было ждать и терпеть. Пьер не подошел больше к больному и не оглянулся на него. Он, молча, нахмурившись, стоял у двери балагана.
Когда двери балагана отворились и пленные, как стадо баранов, давя друг друга, затеснились в выходе, Пьер пробился вперед их и подошел к тому самому капитану, который, по уверению капрала, готов был все сделать для Пьера. Капитан тоже был в походной форме, и из холодного лица его смотрело тоже «оно», которое Пьер узнал в словах капрала и в треске барабанов.
– Filez, filez, [Проходите, проходите.] – приговаривал капитан, строго хмурясь и глядя на толпившихся мимо него пленных. Пьер знал, что его попытка будет напрасна, но подошел к нему.

Протагонист – это определение, с которым знакомы не так много людей. Если объяснять простыми словами, то это главный герой или центральный персонаж. Он присутствует в каждом рассказе, сказке и сочинении, фильме и мультфильме. Кто такой протагонист? Какова роль возложена на эту фигуру?

Википедия называет протагониста основным персонажем, двигателем сюжета в кинематографе, хозяином собственной судьбы в реальном мире. Условно под такое определение попадают любые существа, животные, предметы, люди и явления, из которых состоит костяк повествовательной истории.

Впервые слово было озвучено в 534 году до Рождества Христово на выступлении Фесписа – греческого оратора. В точном переводе значит «первый борец». С тех пор всех людей, о которых идет речь в истории, называют протагонистами.

Значение термина не является обязательным для изучения в школах, и это довольно странно. С ним впервые сталкиваются на первых курсах институтов художественного направления. Но косвенное знакомство осуществляется гораздо раньше, в далеком детстве, когда воспитатели или родители спрашивают ребенка: «О ком только что мы прослушали сказку?»

С первого класса в школах происходит небольшое расширение понятия.

Это наблюдается во время изучения краткой характеристики главного персонажа:

  • имя героя;
  • его предыстория;
  • особенности характера;
  • мотивы его действий;
  • развитие сюжета.

На первый взгляд система сложная, однако на практике все упрощается. После анализа истории посредством наводящих вопросов педагог производит оценку качества того, как дети осмыслили прочитанный рассказ. В центре всего процесса, конечно, находится протагонист. Учеников учат определять главного героя. Со временем количество художественных историй растет, объем увеличивается, но система определения и анализа остается прежней.

Со школьной скамьи самыми известными и запоминающимися протагонистами остались Шерлок Холмс, Робинзон Крузо, и прочие.

Робинзон Крузо

Протагонисты в кино, литературе

С появлением кинематографа многие литературные термины переместились в кино. Теперь большинство людей узнают о протагонистах именно с телеэкранов, где их сопоставляют с главным героем фильма.

В кинематографе понятие несколько шире, чем в литературе. В художественном фильме возникают персонажи, не являющиеся абсолютными протагонистическими образами, но тем не менее выступают действующими героями. На этом фоне образуется противоречие. Эти персоналии могут обладать отрицательным характером, делать поступки, порочащие их, вызывать у зрителя негатив. Это больше свойственно .

Но с развитием сюжета становится ясно, что у персонажа были благие намерения, что нехорошими проступками он смог достичь цели. Такие образы называют антигероями, которые являются центральными фигурами с негативными сторонами. Антигерои сейчас становятся более популярными, поскольку поведение протагонистов слишком предсказуемое, и из-за это в сюжете теряется интрига.

Чаще всего протагонизмом наделены мужчины. На женщин возлагается роль помощниц, провокатора действий, девушки, которую нужно спасать. Ярким примером протагониста среди женщин стала Лара Крофт из фильма о расхищении гробниц. Среди отечественных представительниц прославилась няня Вика Прудковская.

Важно! В литературе и кино часто встречаются ложные главные персонажи – герои, которые сначала участвуют в развитии сюжета в роли протагонистов, но потом исчезают из истории неожиданным образом.

Наиболее запоминающимся ложным протагонистом является Мэрион, героиня фильма «Психо» Альфреда Хичкока. Она внезапно исчезает из истории в начале кинокартины.

Литература содержит множество повествований, состоящих из нескольких рассказов. В них есть сразу несколько главных персонажей. К примеру, «Война и мир» — роман Льва Толстого. В этом произведении присутствует целых пятнадцать действующих лиц, которые участвуют в войне или каким-либо образом затронуты ею.

Основные черты

Протагонист, как и антагонист, в сюжете преимущественно демонстрирует черты, которые выделяют их среди других персонажей:

  • верный своему делу, единомышленникам, союзникам, семье;
  • обладает сверх силой;
  • приобретает разноплановый опыт;
  • имеет индивидуальный недостаток характера;
  • смелый и решительный;
  • движимый поставленной целью;
  • вызывает у зрителя или читателя симпатию и доверие.

Полезное видео: Евгений Базаров — протагонист или антагонист?

Вывод

Протагонист в современном мире встречается не только в кино и литературе. Он используется в театре, видеоиграх и прочих видах искусства. Например, в кино это Джеймс Бонд, в книгах – Жюльен Сорель (Стендаль). Протагонизм в компьютерных играх присущ персонажам, которыми управляет сам игрок.

Мы часто говорим об идеях, темах, концептах и пр. И раз за разом нам приходится разъяснять, что мы имеем в виду под каждым из этих терминов. Потому что все подразумевают под ними разные вещи. Мало того, в учебниках литературоведения их могут определять различным образом (например, сюжет и фабулу, бывает, определяют наоборот). Поэтому давайте мы расскажем о нашем понимании и будем ссылаться на этот пост при возникновении расхождений.

Как мы используем литературные понятия

О концепции сюжетных поворотов и событий мы говорили в статье .
А здесь рассмотрим термины:

Идея

Идея - основная мысль произведения (посыл, месседж). Идея всегда абстрактна.
Идею удобно формулировать в виде: «жизнь устроена так, что...»
Основная идея в произведении одна, но мы можем закладывать в него и дополнительные идеи - обязательно связанные с основной.

Примеры идей. Жизнь устроена так, что за преступление придется отвечать. Жизнь устроена так, что любовь побеждает смерть. Жизнь устроена так, что маленький человек может спасти мир. Жизнь устроена так, что не важно, кто ты, важно, какой ты.
Например, основная идея: «за преступление надо платить». Побочная идея: «преступление ломает жизнь» (мы можем подтвердить ее так: власть имущий ушел от ответственности перед законом, но его семейные отношения, карьера, важные для него вещи разрушены). Вторая побочная: закон превыше справедливости (сыщик служит закону и потому побеждает). Как видно, здесь обе побочные идеи подтверждают основную.
Вариант, в котором побочная идея расширяет основную. Например, основная идея: «Любовь побеждает смерть», побочная: «ложная любовь всегда разоблачается» (попробуйте набросать в двух фразах, как можно реализовать в произведении эти идеи).

Важно : идею часто путают с фантэлементом, придумкой. («В этом рассказе много новых идей».) Например, когда фантастику называют «литературой идей», имеют в виду именно фантэлементы. Нам данное определение кажется обидным для значительного литературного направления.

Тема

Тема - это система мира вашей книги. Чуть подробней: тема - это целостный образ мира, благодаря которому обосновано развитие сюжета. Тема всегда конкретна. Олди советуют прописывать для себя тему в виде «что - где - когда».

Например. «Начало войны между штумзиками и бульбуляторами в пятимерном пространстве» - сильно абстрактная тема, но если автору удастся подать ее интересно для читателя, уважуха ему обеспечена. «Кастовые противоречия в магическом мире на фоне наступления Мирового Зла». «Ксенофобия по отношению к людям и нелюдям в современной Москве».

Важно : допущения - фантастические и художественные, фантэлементы должны быть частью темы.

Допущения

Художественное допущение - все многообразие литературных приемов для усиления эмоционального воздействия текста. Это может бытьи одушевление неживых предметов, и наделение разумом неразумных, и усиление/ослабление качеств персонажа и так далее.

Фантастическое допущение - нереалистичное, невозможное (на сегодняшний день) художественное допущение.

Например, удивительный силач или кот, имеющий собственное мнение, - художественные допущения. Раса циклопов, чтение мыслей, древний бог, влияющий на реальность - допущения фантастические.

Понятие фантастического элемента (фантэлемента) - либо совпадает с фантдопущением, либо подчеркивается локальность, узость фантэлемента по сравнению с фантдопущением.

Например, эльфы среди людей - фантдопущение, индивидуальные летательные аппараты - фантэлемент. Но можно назвать фантдопущением и фантэлементом каждую из этих деталей.

Правила игры

Мы называем правилами игры совокупность темы и допущений произведения. Тот же смысл (для нас) имеет редко используемый термин концепт , хотя чаще под концептом мы понимаем краткую формулировку правил игры.

В филологии концепт - содержательная сторона символа, имеющая социальный, культурный смысл.
Социальный концепт - порождение общества, согласие людей (иногда негласное) следовать определенным правилам. К таким концептам относятся игра, деньги, образование, титулы и т. д.

В сценаристике среду, в которой происходит действие произведения, называют сеттинг (в английском этот термин используется и для литературы). Сеттинг может быть вымышленным и реальным, может включать культуру, историю, географию и даже космогонию вашего мира. Когда мы используем термин сеттинг , тоже имеем в виду правила игры.

Например, для темы про войну штумзиков и бульбуляторов системными допущениями могут быть:
- штумзики умеют читать мысли друг друга, но не бульбуляторов;
- бульбуляторы умеют насылать сбывающиеся проклятия при смертельной опасности;
- существует тайная сверхраса наблюдателей, которые сталкивают штумзиков и бульбуляторов, потому что считают это полезным для развития их цивилизаций.
Все вместе они составят правила игры вашего романа-эпопеи.

Решение

Решение в нашем понимании - это ключевой прием, разрешающий несколько сюжетных затыков или делающий повествование нестандартным, интересным. Поиск хороших (нештампованных и действенных) решений - одна из самых сложных задач сюжетостроения. Решение может быть стилистическим.

Например, пусть герой будет азартным игроком - это будет его слабостью и обеспечит отличный сюжетный поворот: герой вынужден добыть деньги для оплаты долга и при этом не преступить закон, ибо герой морален. Пусть на этой планете притяжение 0.5g - тогда герой-землянин сможет в ключевой момент тащить на себе раненую героиню несколько километров; а антагонист, не привыкший к этой силе тяжести, промажет, стреляя в президента галактики.
Вариант стилистического решения: мы вводим в произведение стилизации под документы той эпохи, чтобы создать у читателя иллюзию документальности повествования.

Протагонист и антагонист

Протагонист - герой, с которым ассоциирует себя читатель. Чаще всего это «хороший парень», хотя бывают и протагонисты-убийцы (возьмите Чейза), и протагонисты-мерзавцы. Но! Протагониста читатель должен понимать лучше других и сочувствовать ему.
Антагонист - главный идейный противник протагониста в рамках произведения. В сценаристике используется понятие силы антагонизма , когда противодействие привязывается не к герою, а к группе персонажей, обществу, природе и т.д. (другое дело, что персонификация конфликта через личность более яркая).

Поскольку протагонист всегда конфликтует с антагонистом идейно, иногда мы используем понятия теза и антитеза . Теза - идея произведения, выражаемая протагонистом. Соответственно, антитеза - идея, выражаемая антагонистом. В кульминационном противостоянии идей побеждает теза.

Правда, здесь существуют тонкости. Легко было бы считать идеей произведения ровно ту, что победила - и ее же тезой. Но вспомним, например, хрестоматийный «Китайский квартал». Победившая идея - «власть имущие всегда уходят от ответственности», но выражает ее отнюдь не протагонист. Скорее, ее хочется считать победившей антитезой - поводом задуматься.

Это, конечно, далеко не вся терминология, но надо же что-то оставить на потом.

Протагонист - это актёр, которому принадлежит право играть первую роль в трагедии. С этим понятием связаны некоторые интересные моменты в театральном и кинематографическом искусстве. Также протагонист - это главный герой в древнегреческой трагедии или драме.

Этимология слова

Произошло это понятие от греческих корней, обозначающих «первый», «состязаюсь», «борец». Если сложить все эти подсказки, проще было бы предположить, что значение слова "протагонист" заключается в слове «победитель». Ведь первым в состязаниях по борьбе становится тот, кому удалось одержать победу. Однако смысл это слово получило иной. И связано его появление было именно с сыгранной в Афинах античной трагедией Фесписа в 534 году до нашей эры.

Кто такой протагонист в современном искусстве?

Сегодня значение этого понятия расширилось. Протагонист - это уже главный герой не только трагедии, но и фильма, литературного произведения и даже компьютерной игры. Причём иногда в произведении фигурируют ложные протагонисты - герои, которые в начале производят впечатление главных, а затем пропадают вовсе. Подобное имело место быть в 1960 году. Именно тогда на экранах кинотеатров демонстрировались нашумевшие фильмы «Приключение» и «Психо».

Отличие понятий о протагонисте в классике и современном искусстве

Обычно в произведениях фигурируют протагонист и антагонист или группа антагонистов. В классических творениях положительному герою противостоят отрицательные - злодеи. Они, антагонисты, мешают протагонисту достичь своих целей. Либо сам положительный герой борется с ними - на этом и основывался классический сюжет. В современном искусстве всё намного сложнее. Зачастую протагонист - это и есть которого пытаются схватить и обезвредить положительные герои. Однако, как, например, в фильме «Фантомас», положительные антагонисты вызывают смех и иронию, а вот самому главному герою, несмотря на его положение в обществе, зритель сочувствует. То же наблюдается в современных криминальных боевиках, например в серии произведений Евгения Сухова про вора в законе Варяга.

Нельзя отождествлять автора с главным героем!

Интересен такой факт: читатель в своём большинстве считает, что писатель обязательно вкладывает частичку своей души в образ героя. А зритель зачастую отождествляет актёра с сыгранной им ролью. Однако это не всегда так. Вернее даже - почти всегда не так. Протагонист - это личность, за которой автор наблюдает как бы со стороны. Хороший писатель не сможет чётко пояснить своё отношение к героям. Достаточно вспомнить замечательную фразу, характеризующую Льва Толстого, о том, что он - зеркало русской жизни. То есть автор - не протагонист, он даже не сочувствующий ему. Он - отражатель, увеличительное стекло, если хотите.

Автор может в своём произведении поднять тему, которая его волнует, но осветить её таким образом, чтобы привлечь к ней внимание публики, даже идя наперекор своим нравственным устоям. Заставить народ говорить о чём-то, взволновать стоячую воду - вот главное предназначение творчества. И то, насколько хорош протагонист, насколько нравственны его поступки, не даёт гарантии того, что и сам писатель - человек глубоко порядочный, духовно совершенный. Как и описывающий жизнь проституток, их переживания и трудности - вовсе не тот человек, который ратует за «ночных бабочек».

Фильм «РобоКоп» ярко демонстрирует такую позицию. Протагонист здесь на некоторое время изменяет себе, превращаясь из положительного героя в злодея. А автор вовсе не позиционирует себя ни "копом", ни роботом, ни злодеем. Он просто фантазирует, попутно закладывая в умы публики мысль о том, что не следует шутить с природой, что человек уникален, что всякие опыты над мозгом чреваты страшными последствиями.