Дуэль между Печориным и Грушницким - отчаянный и необдуманный шаг

Главным действующим лицом романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” является Печорин.

События, описанные в произведении, происходят на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством. К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он увиделся с Грушницким, прибывшим на воды залечивать раны. Печорин и Грушницкий вместе служили в действующем отряде и встретились как старые приятели.

Грушницкий - юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект - основное его наслаждение. Цель его жизни - сделаться героем романа. Он самолюбив. Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, заранее предчувствуя, что одному из них несдобровать. И случай не замедлил себя ждать. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Подстрекаемый “своими друзьями”, Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов.

В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” И с тоской заметил, что он не угадал своего “назначенья высокого”, “утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни и играл роль топора в руках судьбы”. Печорин ощущает присутствие в нем двух человек: “...один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...” Герой наш, глубоко и тонко чувствующий природу, перед поединком всматривается в каждую росинку и говорит: “Я не помню утра более голубого и свежего...”

И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти. Сколько самообладания, выдержки у него! Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его.

Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит: “Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено”. Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: “Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу... Нам на земле вдвоем нет места...” Печорин не промахнулся.

Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.

Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, - не маска, а действительное состояние души.

События, описанные в произведении, происходят на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством. К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он увиделся с Грушницким, прибывшим на воды залечивать раны. Печорин и Грушницкий вместе служили в действующем отряде и встретились как старые приятели.

Грушницкий – юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект – основное его наслаждение. Цель его жизни – сделаться героем романа. Он самолюбив. Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, заранее предчувствуя, что одному из них несдобровать. И случай не замедлил себя ждать. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Подстрекаемый “своими друзьями”, Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов.

В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” И с тоской заметил, что он не угадал своего “назначенья высокого”, “утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни и играл роль топора в руках судьбы”. Печорин ощущает присутствие в нем двух человек: “. один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его. ” Герой наш, глубоко и тонко чувствующий природу, перед поединком всматривается в каждую росинку и говорит: “Я не помню утра более голубого и свежего. ”

И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти. Сколько самообладания, выдержки у него! Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его.

Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит: “Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено”. Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: “Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу. Нам на земле вдвоем нет места. ” Печорин не промахнулся.

Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.

Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, – не маска, а действительное состояние души.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Печорину в романе противопоставляется молодой юнкер Грушницкий. Он романтик по воле моды, любит надевать “маску разочарованности” и имитировать “необыкновенные чувства”....

анализ эпизода. Дуэль Печорина и Грушницкого

  1. Грушницкий умер
  2. печорин признаеться: я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки и с строгим любопытством и без участия. (запись сделана 16 июня).
    Прав ли безусловно герой в этом своем утверждении? (Вспомните его состояние перед дуэлью, его поведение при известии об оъезди Веры и вообще его отношение к ней). Обогащает или обедняет его натуру это качество, которое он в себе не замечает?
  3. Роман М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени - психологический. Он посвящен незаурядной личности, человеку, который, к сожалению, не может найти применения своим способностям. Чтобы глубже раскрыть характер главного героя, автор изображает его друзей и недругов. Так, страдающему Печорину противопоставлен Грушницкий его кривое зеркало, которое носит маску разочарованности, постоянно играет в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания.

    Этот юнкер считает себя честным и порядочным человеком, но стоит затронуть его самолюбие, и он сразу забудет о своем благородстве. Лучшее тому подтверждение ссора и дуэль героя с Печориным. Эпизод поединка является одним из ключевых в романе: здесь, находясь между жизнью и смертью, каждый из соперников открывает свое истинное лицо.

    Дуэль в Княжне Мери не похожа ни на какую другую в русской литературе, потому что этот трагический способ решения ссоры обычно исключает любое коварство и отличается безупречной честностью участников. Здесь же в основе поединка подлый сговор Грушницкого с неким драгунским капитаном. Последний, конечно, не помышляет о страшном исходе дела, его цель позабавиться, представив Печорина трусом и опозорив, но это не уменьшает вины. Грушницкий глуп: он доверился самоуверенному и безответственному человеку. В начале дуэли капитан убежден, что события будут разворачиваться по его плану: Мы давно уж вас ожидаем, -говорит он с иронической улыбкой Вернеру и Печорину, намекая на их опоздание. А ведь герои прибыли вовремя! Вместо того чтобы примирить участников поединка, капитан пытается усилить конфликт. Секундант Грушницкого нарушает первое правило поведения на дуэли. Но Вернер дипломатично исправляет ситуацию: вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно. Печорин выражает свою готовность помириться, но тут опять вступает драгунский капитан, который мигнул Грушницкому. Вот здесь мы понимаем, насколько опасен секундант юнкера. Он олицетворяет мнение общества, которое с огромным удовольствием будет издеваться над Грушницким, если тот откажется от дуэли. Теперь для юнкера нет пути назад. Мы будем стреляться, -говорит Грушницкий, еще не подозревая, что подписывает себе смертный приговор.

    Печорин - хороший психолог. Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается перевоспитать соперника, пробудить его совесть. Грушницкий и раскаялся бы, но он так слаб духом, а тут еще рядом драгунский капитан!

    Надо также отметить мужество Печорина. Смертельно рискуя, он держится уверенно. Успевает заметить даже красоту пейзажа. И без того жестокие условия дуэли герой усложняет, продолжая испытывать не только Грушницкого, но и себя, а еще заранее освобождаясь от грядущих мук совести. По жребию юнкеру выпадает стрелять первому.

    Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного но как признаться в таком подлом умысле?. . Жаль беднягу: за самолюбие и эгоизм он заплатил очень дорого. Грушницкий целит Печорину в лоб. Неужели он хочет совершить убийство? Зачем? Ответ один: чтобы избавиться от позора, от обвинений в трусости. В роковой для Печорина момент интересно ведет себя Вернер. Он обязан предотвратить трагедию, как честный секундант, знающий о заговоре, наконец, как врач, дававший клятву Гиппократа, однако не делает этого. Как же так? Я осуждаю Вернера и сочувствую Печорину, который обречен на гордое одиночество среди безвольных людей. Главному герою все подчиняются, но ему от этого только хуже.

    Грушницкий не успел довести до конца свое черное дело: помешала та же слабость. Пуля оцарапала Печорину колено, и он смог удержаться на узкой площадке. Можно сказать, что здесь уже судьба дает Грушницкому еще один шанс. Но вместо раскаяния герой продолжает свою гнусную игру. Он спокоен, даже весел: вот-вот все закончится. Сейчас Грушницкого не интересуют ни Бог, ни душа. А зря. Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пул

  4. Печорин выстрелил, да не попал, а Грушницкий, т. к. стоял на краю скалы вздрогнул и упал и погиб.
  5. Печорин и Грушницкий в сцене дуэли
    Главным действующим лицом романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени является Печорин.
    События, описанные в произведении, происходят на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством. К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он увиделся с Грушницким, прибывшим на воды залечивать раны. Печорин и Грушницкий вместе служили в действующем отряде и встретились как старые приятели.
    Грушницкий юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект основное его наслаждение. Цель его жизни сделаться героем романа. Он самолюбив. Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, заранее предчувствуя, что одному из них несдобровать. И случай не замедлил себя ждать. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Подстрекаемый своими друзьями, Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов.
    В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: Зачем я жил? Для какой цели я родился? И с тоской заметил, что он не угадал своего назначенья высокого, утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни и играл роль топора в руках судьбы. Печорин ощущает присутствие в нем двух человек: ...один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его... Герой наш, глубоко и тонко чувствующий природу, перед поединком всматривается в каждую росинку и говорит: Я не помню утра более голубого и свежего...
    И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно очутиться в пропасти. Сколько самообладания, выдержки у него! Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его.
    Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит: Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено. Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу.. . Нам на земле вдвоем нет места... Печорин не промахнулся.
    Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.
    Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, не маска, а действительное состояние души.

Сцена дуэли в романе, на мой взгляд, является одной из самых ярких и интересных. Герои, участвующие в ней: Печорин, Грушницкий, доктор Вернер, драгунский капитан, которого даже не удостоили именем, и никому не известный Иван Игнатьевич.

Перед сценой дуэли нам показана бессонная ночь главного героя, во время которой он думает и о дуэли, и о жизни, и о смерти, и о любви, и снова возвращает свои рассуждения к смерти.

Конечно, из этого предисловия, предшествующего дуэли, можно узнать о том, что Печорин – один из немногих, кто не приукрашивает своей роли на земле и самой действительности, смело смотрит правде в глаза. Он, как и любой бы на его месте, думает о том, что будет, если он умрет. Но он не размышляет о загробной жизни: об рае или об аде. Такой человек как Печорин, лишний человек, рассуждает о бессмысленности своей жизни: «…потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты». Далее Печорин оценивает свою прожитую жизнь: «…я не угадал назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных, из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки тыл благородных стремлений – лучший цвет жизни».

И наконец, приходит к печальному выводу о смысле человеческой жизни: «…а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового…Смешно и досадно!»

У читателя в этот момент возникает сомнение: а будет ли жить этот человек.

Печорин сообщает о том, что не забыл ничего из того, что произошло ночью и на дуэли: «Как же прошедшее ясно и резко отлилось в моей памяти! Ни одной черты, ни одного оттенка не стерло время!» мне кажется, он вообще ничего не забывает, и это тяжело. Но может быть, это и есть его дар – помнить.

Итак, наступил день дуэли. Выйдя из купальни, Печорин был в неплохом расположении духа. Увидев взволнованного доктора в необычном для него, черкесском наряде, он расхохотался.

Когда они ехали к месту дуэли, погода Печорину казалась прекрасной. Он был, как никогда внимателен, ничего не упускал из виду. Может быть, это состояние каждого, кто готовится к смерти.

Во время поездки между Вернером и Печориным происходит интересный разговор, как, впрочем, и всегда.

Вернер напоминает о завещании, которое можно оставить друзьям или любимой. Но Печорин говорит о том, что нет на свете ни вечной дружбы, ни вечной любви, и он давно уж это понял.

Драгунский капитан с самого начала предпринимает неудачную попытку задеть Печорина, чтобы последний чувствовал себя неловко и растерянно: «Мы давно уж вас ожидаем». Но Печорин остается хладнокровен и спокоен. Вслед за этим доктор, как и любой, оказавшийся на его месте, просит, прежде всего Грушницкого, примириться. Печорин коротко высказывает свое согласие. Капитан воспринимает это как трусость. Эта мысль передается Грушницкому, который «принимает гордый вид», не подозревая, что становится еще более жалок и смешон. Но видно, что он волнуется и все–таки хочет избежать дуэли, в отличие от драгунского капитана. Он желает знать, что ему необходимо сделать для «примирения». Ответ – признать ошибку и извиниться публично.

Когда стреляет Грушницкий, то руки у него дрожат, он боится стрелять в человека, потому что есть большая вероятность убить его (дуэль происходит на отвесной скале). Грушницкий опускает пистолет. «Не могу!» - говорит он. Но после слова «трус», произнесенного драгунским капитаном, раздается выстрел. Печорина ранило в колено, но рана была легкая.

Пришла очередь Печорина. Капитан начал обнимать Грушницкого, второй секундант даже прослезился. Капитан сказал фразу, которую, видимо, специально сочинил на этот случай: «Натура – дура, судьба – индейка, а жизнь – копейка».

Думаю, что вся эта трагедия была разыграна для Печорина, чтобы посмотреть на его состояние и посмеяться над ним потом.

Печорин еще раз спрашивает, не отказывается ли его противник от своих слов, но тот не передумал, ведь он уверен, что ему ничего не угрожает. Капитан, желающий закончить план, напоминает Печорину, что он «здесь не для того, чтоб исповедовать».

Печорин зовет бледного доктора, которому наш герой не безразличен, и просит его зарядить пистолет. Капитан начинает кричать, что это не по правилам (странно, что он вообще о них вспомнил), а когда Печорин предлагает решить вопрос дуэлью с капитаном, то последний замолкает.

Грушницкий, который почувствовал, что смерть рядом и дышит ему в спину, видимо, понял, что от нее не скрыться и сейчас поздно сопротивляться. Он просит Печорина стрелять.

Печорин еще раз просит его подумать об извинениях. Тут Грушницкий произносит ключевую фразу всей сцены: «Нам на земле вдвоем нет места…»

Печорин стреляет, этот выстрел оказывается для Грушницкого смертельным. После этого герой произносит финальную реплику: «Комедия окончена!» даже доктор с ужасом от него отворачивается. И лишь когда он видит труп Грушницкого, то понимает сердцем, что сделал: «У меня на сердце был камень». Теперь природа его не радует, солнце не греет.


Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" - это роман о борьбе и противоречиях в характере человека, глубоком самоанализе и самосознании. Несомненно, именно эти признаки позволяют отнести произведение к психологизму. Одним из важных эпизодов, раскрывающих внутренний мир двух героев: Печорина и Грушницкого, - является сцена их дуэли. Но как именно эта сцена позволяет понять характеры героев? Каким предстает Печорин, каким Грушницкий?

Главный герой - Печорин - личность достаточно противоречивая, что и характерно для реализма, к которому относится роман М.Ю. Лермонтова. В сцене дуэли черты его характера проявляются особенно ярко.

Во-первых, Печорин обладает острым умом. Предлагая провести дуэль на площадке, откуда раненый упадет на острые скалы, он задумывается прежде всего о силе последствий дуэли. "...еще одно условие; так как мы будем драться насмерть, то мы обязаны сделать все возможное, чтоб это осталось тайною и чтоб секунданты наши не были в ответственности.". Он мгновенно понимает, что таким образом убийство будет выглядеть как гибель по-неосторожности.

Во-вторых, отсюда следует еще одна черта характера - глубокая уверенность в себе. Печорин заранее знал, что останется жив. Несмотря на заговор, о котором он знал, на непреклонность Грушницкого и трудные условия, которые он сам же и предложил, герой уверен в своей победе, уверен в том, что на скалах будет лежать Грушницкий.

"я еще не осушил чаши страданий", - пишет Печорин, -"и теперь чувствую, что мне еще долго жить."

В-третьих, несмотря на маску безразличия, холодности и отрешенности, герой все еще способен чувствовать и переживать. Вызывая Грушницкого на дуэль, он не желает ему смерти, он лишь защищает честь Мери, которую Грушницкий оклеветал, намереваясь оскорбить Печорина. Перед дуэлью он взволнован, хотя снаружи выглядит довольно сдержано. "Дайте пощупать пульс!.. О-го! лихорадочный!.. но на лице ничего не заметно..." . Он также пытается отговорить Грушницого несколько раз, ведь не хочет возлагать тяжкий груз смерти бывшего приятеля на свои плечи. "вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно. - Я готов" - с уверенностью говорит Печорин. "- Грушницкий! - сказал я, - еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; - вспомни - мы были когда-то друзьями...". И затем, когда Грушницкий все же погибает от рук Печорина, последний сильно переживает и пишет. "У меня на сердце был камень." Благодаря сцене дуэли противоречивость характера Печорина подтверждается в который раз: он холоден, но способен чувствовать, самоуверен, но умеет переживать за судьбу других. Он предстает человеком со сложным внутренним миром, сталкивающимися понятиями и нелегкой судьбой.

Грушницкий - бывший приятель и нынешний соперник противоречивого Печорина - обладает не столь сложным характером. Его действия понятны и несколько предсказуемы, он действует в соответствии с тем образом, которому придерживается уже долгое время. Грушницкий - герой-романтик, но столь мнимый, что и М.Ю. Лермонтов, автор романа, с иронией относится к романтичному настрою молодого человека. Его характер довольно прост.

Во-первых, Грушницкий не так умен, как Печорин. Он скорее идет на поводу чувств и эмоций, которые становятся особенно сильны в момент дуэли. "тусклая бледность покрывала его щеки", "Колени его дрожали". Он молчит, хотя, по-обыкновению, очень разговорчив, и чувствует непреодолимый страх.

Во-вторых, Грушницкий в силу своих молодых лет и неопытности неспособен переступить через себя, дать отпор. Он слушает лишь драгунского капитана. На все предложения Печорина прекратить дуэль, остановиться, пока не поздно, его ответ отрицателен. " Мы будем стреляться..." - отвечает он на очередное предложение бывшего приятеля. Ему слишком дороги его принципы, он считает, что Печорин хочет обесчестить его, заставить выглядеть в глазах общества трусом, а не героем, коим он старательно пытается казаться.

В-третьих, чертой его характера становится и образ "героя-романтика", который невероятно важен для него, он ни на мгновенье не оставляет его. Таким он предстает и в сцене дуэли. Его отчаянно-романтические фразы звучат и здесь: "Нам на земле вдвоем нет места..." - произносит от перед гибелью. Грушницкий не так сложен и противоречив, он предсказуем и зависим от образа романтического героя и именно таким он предстает в сцене дуэли с Печориным.

Безусловно, сцена дуэли является одной из важных сцен романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Она помогает раскрыть образы Печорина и Грушницкого более полно. Печорин предстает сдержанным и самоуверенным - таким, каким он показывает себя в любой ситуации. Грушницкий же предстает неизменным героем-романтиком, зависящим от чувств и эмоций, но непривычно напуганным и безмолвным. В сцене дуэли герои противопоставлены друг другу, и в этом ее особенность, которая помогает показать их внутренние миры достаточно открыто и проявить свойственные обоим черты характера.