Русская художественная культура истоки которой начинались с классицизма приобретший мощное народное звучание, как высокий классицизм, который отражался в живописи, постепенно переходил от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве. Современниками того времени особенно ценилось направление живописи русских художников в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики. Но в тоже время в искусстве исторической живописи не ощущалось особых изменений по сравнению с мастерами второй половины 18 века и от самого начала истории русского портрета. Часто художники России посвящали свои произведения подлинным героям древней Руси, подвиги которых воодушевляли к написанию исторических полотен. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип описания портрета, картин выработав свои направления в живописи, в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции. Русские художники в своих работах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями. !9 век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения жизни народа. Искусство 19 века в котором заметную роль сыграли русские художники переоценить невозможно.

Орест Адамович Кипренский (1782-1836) Его великолепные тонко прописанные портреты в которых он получил истинное признание В его портретах отражается красота волнения, утонченный внутренний мир образов, постоянно раскрывая все новые качества человека. Первый портрет в 1804 году на выставке в Санкт Петербурге который принес ему признание был Портрет Адама Швальбе, в 1805 г. картина Дмитрий Донской на Куликовом поле за, которую он был награжден большой золотой медалью Современники сравнивали его работы с жанрами лирической поэзии, стихотворным посвящением друзьям, что было хорошо распространено в Пушкинское время. Кипренский во многом раскрыл для себя новые возможности в живописи. Каждый его портрет отличается все новым живописным строем, грамотно подобранными светом и тенью, разнообразным контрастом. Его портреты Автопортрет, А. Р. Томилова, И. В. Кусова, А. И. Корсакова 1808 г. Портрет Голицина А. М. и 1809 г. В 1816 году Кипренский отправился в Италию где его портреты очень понравились итальянской публике и для галереи Уффици во Флоренции получает заказ Автопортрет, удостоенный по тем временам таким вниманием как великий живописец. Портрет Дениса Давыдова, 1819 г. Девочка с венком из мака, самый удачный 1827 г. портрет А. С. Пушкина и др. В 1812 году Кипренскому было присвоено звание академика, Во время Отечественной войны рисовал множество графических портретов ветеранов войны в 1813 г. Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова. Некоторые замыслы художника остались не осуществленные. Орест Кипренский выдающийся мастер портретного искусства, получивший особую известность среди художников России.

Сильвестр Щедрин (1791-1830) Мастер русского пейзажного романтизма и лирического осмысления природы. Полностью отдавшись романтике пейзажа и природной среде восприятия, Щедрин как бы восполняет своими картинами, упавший интерес художников того времени к пейзажу. Щедрин познал рассвет своего творчества и признания. Закончив Академии художеств в Санкт Петербурге, в 1818 г. приехал в Италию и прожил более 10 лет, в Риме, Неаполе, Амальфи и в Соренто где провел свои последние месяцы жизни. На более сорока его картинах Щедрин изобразил виды окрестности Соренто, при встрече на улицах города Сорентийцы его ласково приветствовали Дон Сильвестро. Очень много работал с натуры, заслужил невероятную по тем временам популярность у итальянцев желавших купить его картины, иногда приходилось писать много копий своих наиболее удачных работ, которые быстро раскупались. Знаменитые его работы Новый Рим "Замок святого ангела", Набережная Мерджеллина в Неаполе, Большая гавань на острове Капри и др. Прожив недолгую но насыщенную творчеством жизнь, Щедрин так и не смог вернуться в Россию. Великолепные итальянские пейзажи отразили всю уникальную красоту природы этого края, представлявшаяся многим русским художникам райским местом - землей обетованной.

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) Сын крепостного крестьянина, его талант художника был замечен его господином А. Марковым, который определил его в 1985 году в воспитанники Академии художеств. в 1824 году за картины Кружевница, Портрет гравера Е.О. Скотникова, Старик - нищий, удостаивается звания академика. Очень много работает с натуры развивая свое мастерство В традициях русского сентиментализма Боровиковского, Тропинин плодотворно продолжал наследие 18 века, особенно это заметно в его ранних работах, 1818 г. Портрет сына художника А.В. Тропинина, отличающаяся легким колоритом. 1826 г. картины Пряха, Золотошвейка обратили внимание особое современников. 1846 г. Тропинину присваивается почетное звание члена Московского художественного общества. Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль, в портрете Тропинин старается передать себя как художника, творца. Тропинин разработал свой самостоятельный образный стиль портрета, характеризующий специфический московский жанр живописи. В то время Тропинин стал центральной фигурой московского бомонда, творчество которого отразилось в 20-е 30-е годы, принесшие ему знаменитость. Его мягко прописанные портреты отличаются высокими живописными достоинствами и простотой восприятия, человеческие образы воспринимаются характерной правдивостью и спокойствием без особого внутреннего волнения.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) Родился в Москве 1780 году в купеческой небогатой семье. Родоначальник крестьянского бытового жанра в русской живописи, После представления портрета К.И. Головачевского и Автопортрет, удостаивается звание академика в 1811 г. самые лучшие его работы были созданы в 20-е годы. Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. По стилю работ ученик Боровиковского. В его картинах присутствуют самые обыденные и простые сцены из деревенской жизни: крестьяне в повседневной и нелегкой работе, простых крепостных девушек, на жатве или мужиков на сенокосе или на пахоте. Его знаменитые портреты Жница, Жнецы, Девушка в платке, На пашне Весна, Крестьянка с васильками, Захарка и др. Художник любил простых людей находя в этом определенную лирику это отразилось в его картинах показывающие нелегкий крестьянский быт. Особо можно подчеркнуть о картине Гумно, которая обратила на себя внимание императора Александра 1, которого тронули яркие образы крестьян, правдиво переданные художником. Картина была куплена императором за 3000 руб. Значение творчества Венецианова в изобразительном искусстве особенно велико, один из первых утвердивший народный, крестьянский бытовой жанр.

Карл Павлович Брюллов (1799-1852) Мастер исторической живописи, его картина Последний день Помпеи произвела ошеломляющее впечатлении на его современников. Картина сложена из контрастов света и тени, Брюллов в этой картине показал весь драматизм погибающей древней Помпеи, в суматохе обреченные жители разбегаются от неистовства извергающегося Везувия. Даже А.С. Пушкин под впечатлением увиденного, описал о этой картине в своих произведениях. Под влиянием традиционного академического классицизма, Карл Брюллов наделял свои картины исторической достоверностью, романтическим духом и психологической правдой. Брюллов был великолепным мастером парадного портрета в котором ярко акцентировал характерными признаками человека, он мастерски пишет светские портреты применяя в яркие колористические моменты в композиции картины, Графиня Ю. П. Самойлова. В других портретах он применяет более сдержанный колорит, портрет выдающегося русского скульптора И.П. Витали, Поэта Н. В. Кукольника, писателя А.Н. Струговщикова. В парадных портретах он превосходил многих художников своего времени.

Александр Андреевич Иванов (1806-1858) Великолепный мастер исторического жанра. Впервые получив свои уроки от отца живописца А.И. Иванова, в последствии поступил учится в Санкт-Петербургжскую Академию, по окончании уезжает учится в Италию, в которой прожил до конца своих дней. На начальном этапе это картины Аполлон, Гиацинт и Кипарис 1831--1833 г, Явление Христа Марии Магдалине после воскресения 1835 г. За свою недолгую жизнь Иванов создал множество живописных работ, для каждой картины пишет множество этюдов пейзажей, портретов. Около двух десятков лет Иванов трудится над своей главной картиной Явление Христа народу, подчеркивая свое страстное желание изобразить пришествию на землю Иисуса Христа. Вернувшись на родину в 1858 году, Иванов представил в Зимнем дворце картину Явление Христа народу и многочисленные этюды. Картина не произвела особого впечатление на посетителей выставки Зимнего дворца, а также не вызвала положительных эмоций и в Академии художеств. В прошествии нескольких трудно переживаемых им недель художник умер. Иванов необычайного ума человек, всегда стремился показать в своих произведениях стихию народных движений в русской истории и глубоко верил в великое будущее матушки России. Опередив свое время в исканиях русской реалистической живописи, творчество великого художника оставило неизгладимый след своего мастерства для потомков.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. Федотов как ни кто другой показал в своих работах темные стороны русской действительности, по-гоголевски высмеивая человеческие пороки и недостатки. Своими картинами Федотов один из первых разрушил академический уклад, открыв новое направление искусстве России. Однако при всем при этом в обществе того времени Федотов был недостаточно понятым и в Русском изобразительном искусстве 19 века, не полностью оценен современниками. Первой его самой жанровой работой считается картина Следствие кончины Фидельки 1844 г. В последствии он написал немало картин критически отражая обстоятельства, уклада тогдашней жизни: Свежий кавалер 1847 и Разборчивая невеста 1847 г., Сватовство майора 1848 г. и также заметны более поздние его работы Вдовушка и Анкор, еще анкор. 1851--1852 г. Федотов одинокая и трагическая фигура, проживший короткую, не легкую жизнь не зная материального благополучия и радости.

Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887) Великолепный русский художник, мастер портретной живописи в которой Крамской уделял особое пристрастие в своем творчестве. Он один из основателей независимой организации художников передвижников. Одно из самых известных картин Крамского: Христос в пустыне. Очень популярны его работы: портрет Льва Толстого, Дама в лунную ночь, Неутешное горе, Полесовщик, Созерцатель. Крамской агитировал в пользу свободного художественного развития молодых художников, надеясь на преобразовательный процесс в академии, относительно его взглядов, что оставило свой след в его анти академической деятельности.

Иван Константинович Айвазовский 1817-1900 Замечательный художник маринист, мастер романтического морского пейзажа. Айвазовский родился 29 июля 1817 г. в городе Феодосия в семье небогатого армянского купца. Талант рисовать был замечен тогдашним губернатором Тавриды Казначеевым А. И., который позаботился о зачислении юного дарования в 1831 г. в Таврическую гимназию, через два года учения в гимназии, он поступил учиться в академию художеств в Петербурге, где его творчество было оценено художником К. П. Брюлловым, очень лестно отзывался о художнике писатель А. С. Пушкин. Закончив академию с большой золотой медалью, получил право поездки в родной Крым, где плодотворно работает, пишет этюды Феодосии, Ялты, Севастополя, Гурзуфа. Для продолжения совершенствования своего творчества, Айвазовский вместе с другими художниками академии, в 1840 г. едет в Италию Рим, посещает Венецию, Флоренцию, Неаполь. Знакомится с мировым европейским искусством в различных музеях европы и плодотворно трудится. Спустя некоторое время Айвазовский становится очень знаменитым художником маринистом в Европе. Ему присвоено звание академика Римской, Амстердамской и Парижской академии художеств. Вернувшись на родину в 1844 году признанным мастером в 27 лет отроду, ему и в России присваивается звание академика. Иван Айвазовский создал множество живописных полотен, отражая в них мягкие тона побережья, качающиеся на морских волнах корабли, различные эффекты морской воды и пены, величественные образы бушующего моря в шторм с кораблекрушениями, например насыщенная романтизмом знаменитая картина Девятый вал. Другие его полотна: Черное море, Среди волн, Неаполитанская ночь и др. Его картины были высоко оценены многими художниками его посещают художники И. Е. Репин, Г. И. Семирадский, И. И. Шишкин, известный меценат. М. Третьяков, который покупает его знаменитые полотна. Картины Ивана Константиновича Айвазовского и по сей день очень популярны, и восхищают своим трогательным романтизмом моря.

Крупнейшие исследователи русской живописи в целом, отмечают выдающуюся роль в высоком расцвете творчества великих русских художников и изобразительного искусства 19 века. Достижения и завоевания русской живописи 19 века, в котором себя проявили русские художники имеют огромное значение и уникальную ценность в русском изобразительном искусстве, живописные произведения созданные русскими художниками на всегда обогатили русскую культуру

2.4 Русская художественная культура

Ту же закономерность можно проследить и в развитии русской художественной культуры XVIII века. Оно происходило в ходе целеустремленного усвоения опыта европейской литературы, драматургии, музыкального театра, живописи, скульптуры, но к этому опыту обращались не для того, чтобы им ограничиться или его имитировать, а для того, чтобы на европейском уровне сказать свое слово, найти свое место, синтезируя западное и самобытное. Целью Академии наук и Академии художеств было формирование собственной, отечественной научной мысли и национально-своеобразного искусства, но с помощью приглашавшихся в Петербург европейских ученых, архитекторов, живописцев, скульпторов.

При Екатерине, согласно режиму работы придворных театров, три спектакля в неделю давал русский театр, два - французский, и один - немецкий. Оперный театр возглавляли итальянские композиторы, как и родившуюся в 1757 году в Петербурге частную оперную антрепризу, познакомившую российскую публику с жанром комической оперы («оперы-буфф»); позднее французская труппа показывала широкой публике французские комические оперы. В середине 1750-х годов А.Сумароков написал либретто двух опер, которые следовало впервые исполнять на русском языке, хотя сюжеты их были традиционно нерусскими («Цефал и Прокрис» и «Альцеста»), да и музыка была написана иностранцами. В дальнейшем оперные тексты писали Я.Княжнин, И.Крылов, даже сама Екатерина II, и соответственно укреплялось критическое отношение к итальянской опере. Постепенно русская сюжетика все шире осваивалась на оперной сцене, как и на драматической. С конца 1740-х годов в Петербурге начинаются общедоступные, хотя и платные, гастрольные концерты иностранных музыкантов, и уже в конце века появляются яркие отечественные исполнители, а затем и композиторы - В.Пашкевич, Д.Бортнянский, Е.Фомин. «Возникновение национальной композиторской школы, стоящей на уровне передовых требований своего времени, представляется важнейшим итогом развития русской музыкальной культуры XVIII века», - заключает историк.

В 1770-е годы оперы регулярно ставились в Смольном институте благородных девиц (в серии портретов смолянок, написанной Д.Левицким, запечатлены некоторые участницы этих спектаклей). Во второй половине века в Петербурге, а затем в Москве и других городах, музыка стала занимать важное место в системе дворянского воспитания - умение петь или играть на каком-нибудь инструменте считалось едва ли не обязательным для каждого образованного человека.

2.5 Пластические искусства

В пластических искусствах аналогичный процесс разворачивался особенно целеустремленно благодаря деятельности созданной в 1758 году Академии «трех знатнейших художеств». Но едва ли не с наибольшей наглядностью процесс сращения европейского и специфически национального проявился в архитектурном облике города, при всех различиях художественных стилей градостроительства и происхождения зодчих; и тут XVIII век был верен пути, открытому Петром Великим. Благодаря этому архитектурный строй Петербурга приобретал все большую цельность и определенность, доказывая право молодого города быть столицей великой страны, соединившей Европу с Азией и тем самым призванной воплотить это единство в своей культуре.


3. Утверждение классицизма в художественной культуре Петербурга

3.1 Особенности русского классицизма

Во второй половине XVIII века классицизм утверждается как господствующее направление художественной культуры Петербурга. Этому благоприятствовало его освоение русской литературой 40 – 50-е годы. Существенную роль в этом сыграла Академия художеств, основанная в 1757 году и находившаяся сначала в Москве, затем, через год, переведенная в Петербург.

Классицизм становится ведущим направлением Академии художеств, как это было характерно и для европейских академий. Русский классицизм основан на тех же принципах, что и классицизм европейский.

Его благородные идеалы, высокопатриотические гражданственные идеи служения Отечеству, восхищение внутренней и внешней красотой человека, тяга к гармонии питаются философией просветительства. Он привержен большим обобщениям, общечеловеческому, стремится к логике, упорядоченности. В качестве источника использует античное наследие.

Но русский классицизм XVIII века имеет свои специфические черты. В нем отсутствует идея жесткого подчинения личности абсолютному государственному началу. В этом смысле русский классицизм ближе к самим истокам, к искусству античному (а в нем к греческой античности).

Античная и ренессансная система композиционных приемов и пластических форм пересматривалась петербургскими художниками применительно к национальным традициям, к русскому образу жизни. Русский классицизм овеян более теплым и задушевным чувством, менее официален, чем его европейский прототип. Классицизм стал универсальным явлением. Он проявил себя в той или иной мере во всех видах искусства.

В своем развитии русский, петербургский классицизм проходит несколько этапов: ранний (1760-е - первая половина 1780-х годов), строгий (вторая половина 1780 – 1800 год) и поздний (1800 – 1830-е годы).

Во второй половине XVIII столетия начинается расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно и не выявила ни одного большого русского мастера в первой половине XVIII века.

Русский классицизм как ведущее художественное направление этой поры явился стимулом для развития искусства, что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос – каждый оставил свой индивидуальный след в искусстве.

Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили еще в Академии, в классе скульптуры профессора Никола Жилле, руководившего им почти 20 лет.

Архитектурно-декоративная пластика в эпоху классицизма имеет строгую систему расположения на фасаде здания: в основном в центральной части, главном портике и в боковых ризалитах, или венчает здание, читаясь на фоне неба. Классицистический декор как бы самостоятельно существует в организме здания, подчиняясь лишь тектонике стены. В интерьере скульптура размещается преимущественно на парадной лестнице, в вестибюле, в анфиладе парадных залов.

В станковой пластике отмечается разнообразие жанров, поэтому неслучайно развивается и портрет. Говоря в целом о скульптуре второй половины XVIII века, можно выделить общее: она всегда представляет совмещение, смешение черт барокко и классицизма, и лишь на рубеже XVIII – XIX веков скульпторы дают уже образцы «чистого» классицизма.

Русский классицизм отличается от общеевропейского отношением к античности. Для русских мастеров античность никогда не была важнейшим и почти единственным объектом изучения и подражания, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит внимательное изучение натуры.

Взгляды, за свои дерзкие выпады в отношении правительства и осуждение самодержавия и крепостничества практически в открытую Н.И. Новиков, можно сказать, поплатился жизнью. Сатирическая журналистика второй половины XVIII века: каковы основные причины расцвета в конце 60-х - начале 70-х годов? Последние десятилетия XVIII века в истории России именуются по-разному: одни связывают этот...

Одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела". Подводя итог можно сказать, что благодаря правлению Екатерины II к концу 18 века Россия получила большой толчок в политическом, государственном, духовном, экономическом развитии. 3. Россия во II половине XVIII века Территория и население. К концу XVIII в. территория Россия увеличилась. Приращение произошло за счет присоединенных...

России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н. Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII-века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф. Гордеев, М. Козловский, И. Прокофьев, Ф. Щедрин, Ф. Шубин, И. Марос и другие. Рассмотрим...

В начале XIX в. оказал определенное влияние романтизм. Наконец, неизменным и постоянным было воздействие реалистических традиций национальной художественной культуры. Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета, что не кажется удивительным, если мы вспомним предыдущие этапы. Поколение художников, выступившее на рубеже 60–70-х годов, в кратчайший срок выдвинуло...

Введение. русская художественная культура как общечеловеческая ценность

Данное пособие соответствует содержанию курса, читаемого в рамках "Мировой художественной культуры" для студентов педагогических колледжей и вузов. Данная дисциплина является одной из наиболее важных, а в современной социокультурной ситуации- наиболее идеологически значимых в гуманитарной подготовке специалистов.

Курс "Русская художественная культура" отражает культурологическую направленность предмета. Поэтому его проблемное поле охватывает:

Изучение генезиса отечественной культуры, ее базисных ценностных ориентиров;

Анализ художественных течений и школ как продукта исторической, национальной и религиозной ментальности;

Освоение системы искусств в ее историческом развитии;

Осмысление взаимосвязи литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра как проявления закономерностей функционирования феномена художественной культуры.

Задачи курса:

1.Обосновать этапы становления и развития отечественной художественной культуры от древности до современности.

2. Показать эволюцию художественных стилей профессионального искусства во взаимосвязи с культурно-историческим контекстом.

3.Выявить характерные национальные особенности развития разных видов искусств.

4.Охарактеризовать творчество великих русских мастеров-писателей, художников, архитекторов, композиторов.

Цель курса:- раскрыть наиболее важные культурологические закономерности истории русского искусства с конца X по XX век.

История отечественного профессионального искусства рассматривается в данной книге как органичная часть всеобщей истории и как самобытная краска на карте мировой художественной культуры. Содержание курса в соответствии с его культурологической направленностью имеет междисциплинарный характер, локализуясь "на стыке" истории философии, религиоведения, эстетики и собственно искусствознания (литературоведения, музыковедения, истории изобразительных искусств и архитектуры и др.). Методологическим основанием курса является принцип историзма.

Для обоснования исторической периодизации, принятой в пособии, необходимо прояснить позицию автора по отношению к феномену отечественной художественной культуры.

Известно, что современная мировая художественная культура поражает своей многогранностью и многоликостью. Каждый народ, живущий на исходе XX века, творит искусство, сообразуясь со своими национальными традициями, а также с теми коммуникативными "сверхустановками", на которые ориентируются современные мастера разных стран и континентов. Правда, и сегодня есть культуры, чья художественная жизнь как бы застыла на первобытной стадии развития. На другом полюсе- "наднациональное" экспериментальное художественное творчество, характерное для индустриально развитых стран и, быть может, предвосхищающее художественные направления XXI столетия. Однако эти исключения лишь подтверждают "правило": к концу нашего века большинство народов не только накопило богатейший художественный опыт, но и сумело в той или иной мере выразить национальное "Я" в произведениях искусства.

На этом фоне историческое прошлое и настоящее русской художественной культуры как бы вписываются в европейскую художественную "модель". Однако думается, что отечественное искусство выполняет в мировой культуре особую, не всегда поддающуюся рациональному анализу миссию. Вспомним, что еще великий русский философ Н.А.Бердяев задавался вопросом: что же замыслил Творец о России? Есть основания полагать, что философ был прав, утверждая: русский народ на протяжении своей истории вынашивал высокие идеи духовного смысла Бытия и соборного братства людей. Эти идеи получили наиболее законченное и совершенное воплощение в искусстве- великой русской литературе, музыке, живописи, архитектуре. Из века в век загадочная русская душа, которую и "умом не понять", и "аршином общим не измерить", раскрывалась в творениях гениальных художников. Была ли закономерность в этом бесконечном процессе самопознания? Обратимся вновь к Бердяеву, который писал: "Есть соответствие между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине..."

Чем больше погружаешься в глубь веков, "вслушиваешься" в историю, тем яснее начинаешь понимать удивительное действие этого неписаного закона "соответствия земли и души". "Драгоценная ноша нашей культуры" (А. Блок), передаваемая из поколения в поколение, озарила мир светом исканий Истины, Добра и Красоты. Поэтому при изучении русской художественной культуры важнейшей является проблема соотнесенности художественности и духовности.

В масштабах мировой истории русская культура, соединившись с христианством лишь в конце X века, является весьма молодой, как молода и сама русская нация. Молодость же, как известно, отличается стремлением к самостоятельности и постижением жизни методом проб и ошибок. Нет ничего удивительного, что русская художественная культура избрала путь "прочтения" и понимания великой Книги Бытия, не отрицая чужого опыта, но все же предпочитая самобытный национальный путь.

Феномен развития русской художественной культуры заключается в том, что в ее историческом движении были пройдены все возможные "варианты" взаимодействия искусства и религии. В результате этих грандиозных и общезначимых для человечества "экспериментов" сложилось, на наш взгляд, несколько типов художественной культуры. Например, древнерусская художественная культура, выпестованная Православием и неотделимая от него. Этот тип соответствует историческому периоду, длившемуся с конца X по XVII век. Полное единение профессионального искусства и религии было достигнуто в те времена за счет отказа от светских (мирских) форм художественной культуры (например, отсутствовали театр, инструментальное исполнительство). Культурное пространство целиком было заполнено высокодуховными храмовыми искусствами- зодчеством, иконописью, пением. Данный период можно назвать культурой религиозно-художественного монолога. Её заветы не исчезли в веках; они живы и сегодня не только в храмовых искусствах, но и в тех творческих озарениях, что несут свет христианского вероучения.

Иная художественная культура сложилась в XVIII-Х1Хвв., когда искусство развивалось и в церковных, и в светских жанрах в естественном для себя русле. В этот период незримый диалог "художественного" и "духовного" воплотился в анализе вечных нравственных проблем в творчестве великих классиков русской литературы, живописи, музыки. Ещё более страстно к "надвременным" темам было устремлено искусство "серебряного века". Новый тип художественной культуры родился в результате трагической ломки устоев российского государства после 1917 года. Провозгласив атеизм нормой мировосприятия, новой религией, коммунистический режим не мог уничтожить истинные общечеловеческие ценности Веры, Надежды, Любви, что жили в сердцах всех выдающихся русских писателей, художников, композиторов XX века.

В данной книге выделены основные этапы исторического развития художественной мысли России, каждому из них посвящён раздел пособия. Это - древнерусская художественная культура (I часть), художественная культура эпохи Просвещения (II часть), классическое искусство XIX в. (III часть) и художественная культура конца XIX- XX в. (IV часть). В изложении обобщающих разделов курса автор руководствовался следующими установками:

Наличием стиля эпохи или ведущих стилевых тенденций на каждом существенном этапе становления русской художественной культуры;

Тесной взаимосвязью отечественного искусства с геополитическим, социальным и религиозным развитием русского общества;

Относительностью периодизации, ее обобщенностью и абстрагированностыо от деталей.

Части пособия делятся на главы. В конце каждой главы даны вопросы и задания для самостоятельной работы над темой. Части заканчиваются хрестоматией и списком литературы. В конце книги дается краткий терминологический словарь и указатель имен.

Реферат

ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры

1. Художественная культура первой половины 19 века

Развитие художественной культуры в эту эпоху характеризовалась быстрой сменой идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим веком и одновременным сосуществованием разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий 19 века происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма и определявшей мотивами действий героя, прежде всего гражданский долг и общественное служение. И как следствие, усиливалось внимание к человеку, а не долг становился важным побудительным мотивом поступков.

Наиболее глубокое влияние на русскую художественную культуру начала века оказал романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ героя, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ей реальностью – таково исходное положение романтизма.

Русский романтизм был неотделим от общеевропейского, но имел при этом ярко выраженную специфику, обусловленную всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей художественной культуры в целом. К исторической проблематики обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция в соответствие со своей миссией глашатая свободы и либерализма не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками 19 века как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образованности, которая сочеталась с романтическими средствами художественной выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал звеном в общем процессе развития художественной культуры от классицизма к реализму. Именно одновременное переплетение стилей в ней дало прекрасный художественный результат и способствовало появлению выдающихся произведений русского искусства.

1.1 Доминирующее положение в художественной литературе «золотого века»

Доминирующее положение в художественной культуре «золотого века» занимала литература. Она играла главную стабилизирующего и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература 19 века была больше, чем литературой. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась по сути дела универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.

1.2 Утверждение романтизма

Утверждение романтизма в русской литературе произошло в значительной мере в результате творческих исканий и художественных открытий Василия Жуковского (1783-1852). Подобно многим молодым дворянам начала века, Жуковский начинал сознавать отличие своих воззрений на мир традиционных норм просветительства. Однако среди сложившихся литературных форм он не находил таких изобразительно- выразительных средств, с помощью которых можно было бы добиться наиболее полного художественного выражения этого нового типа видения и чувствования мира. Отражая дисгармонию окружающего мира, его поэзия проникнута осознанием кратковременности человеческого бытия. В сочинениях господствует меланхолическое созерцание Божьего мира, с которым предстоит расстаться без особого сожаления и с надеждой на вечную жизнь. Красота земная и небесная, мгновение и вечность – вот те категории, которые постоянно использует поэт.

Жуковский творил в самых разных жанрах. Это были дружеские послания, романсы, элегия, басни, сказки. Но все же явное предпочтение он отдавал балладе. Баллада, сложившаяся в английской и немецкой литературе, представляла собой эпическое произведение, в котором сильны мотивы фантастики. Этот жанр был чрезвычайно любим романтиками, причем не только поэтами, но и музыкантами. В творчестве Жуковского сохранились основные черты жанра, но они были дополнены русскими национально- бытовыми образами (баллада «Людмила», «Светлана», «Кубок», «Перчатка»).

Жуковский известен не только как поэт- романтик, но и как замечательный переводчик. Многие его сочинения являются вольными переводами романтической европейской поэзии. Он познакомил отечественного читателя с лучшими авторами Англии, Франции, Германии. Благодаря его переводам на русском языке впервые были в напечатаны Гомер и Фирдоуси, Вергилий и Шиллер.

Творчество Жуковского запечатлело мир неординарной, внутренне своеобразной личности декабристской эпохи, признающей самоценность каждого человека вне зависимости от его социального положения.

1.3 Новый способ воспроизведения действительности (критический реализм)

На характер и содержание русской культуры первой половины 19 столетия существенное влияние оказал декабризм, который придал ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние освободительного движения послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действительности, получившего впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской литературе 19 века. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве замечательных русских писателей: Пушкина., Гоголя, Лермонтова.

Основоположником русского критического реализма стал Александр Пушкин (1799- 1837). Именно с его творчеством связано начало «золотого века» в русской литературе, так как он по сути дела явился родоначальником новой литературы, отрази русскую деятельность в непревзойденных художественных образах. Благодаря Пушкину наша культура стала составной частью общеевропейской и заняла в ней подобающее место. Исключительное значение в этом имело создание Пушкиным русского литературного языка, что способствовало не только дальнейшему расцвету русской литературы, но и признанию ей во всем мире.

Пушкин создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах « Евгений Онегин», прозаическое произведение «Повести Белкина», историческую драму «Борис Годунов», историческую повесть « Капитанская дочка», трагедию «Моцарт и Сальери», гениальную поэму «Медный всадник», посвященную судьбе маленького человека в огромной империи, лирические стихи и т.д. Однако, особенно важной и значимой оказалась роль Пушкина в русской поэзии. Именно здесь он нашел новые художественные способы воплощения человеческих чувств и переживаний.

1.4 М.Ю. Лермонтов и его безграничный максимализм

Младшим современником и приемником Пушкина в русской литературе стал Михаил Лермонтов (1814-41), который уже в 16 лет заявил о своем могучем таланте.

В его ранних стихах выражался романтический апофеоз личности, формировался единый поэтический язык, экспрессивный и метафоричный, создавался образ лирического героя. Индивидуальному складу Лермонтова- поэта был близок классический тип романтизма. Поэтому его ранние произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою.

Однако со второй половины 30-х годов в творчестве Лермонтова заметно усиливается реалистические элементы. Новое мироощущение поэта породило новый тип героя его произведений. Поэтому для его сочинений был характерен безграничный максимализм, который оборачивался жаждой абсолютной гармонии и полного преобразования существующего миропорядка. Это выражается в его романе «Герой нашего времени».

1.5 Н.Гоголь. Переход от лирического романтизма к реализму

Друг и современник Пушкина Николай Гоголь (1809- 52) приобрел известность и славу после публикации цикла малороссийский повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», где удивительно романтично нарисовал картину народного быта. Соединив фантастику и мистический гротеск, сатиру и религиозные проблемы, суровый морализм и социальную утопию, автор поэтично передал мир народных верований в сочетании сказочных и христианских представлений.

В середине 30-х годов в творчестве Гоголя произошел поворот от лирического романтизма к реализму. В этом повороте нашло выражение убеждение писателя, что художник не может оставаться безучастным к добру и злу, он должен смириться к творческому воплощению своих взглядов, помогать преобразованию жизни посредством искусства. Поэтому по совету Пушкина Гоголь начинает писать роман- поэму «Мертвые души», основной темой которого стала современная писателю жизнь, являющая собой вопиющие противоречие между духовной мощью русского народа и его рабским социальным положением. В этом произведении Гоголь продемонстрировал свободное владение, разнообразными приемами компоновки сюжета, используя средства выразительности реализма и романтизма, обращаясь то к сатире, то к лирике, то к патетике. Это приемы помогли ему убедительно и достоверно показать нравственный облик современного ему общества с такой художественной психологической силой, что многие гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.

Реалистическое направление русской литературы первой половины 19 века стремилось разрешить непримиримые конфликт между потребностями духовной жизни страны и реакционным характером общественного устройства. Поэтому, начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели постоянно стремились воплотить в своих произведениях высокий социально- гуманистический нравственный идеал.

На рубеже XVII - XVIII веков Россия вступила в новый этап общественной и государственной жизни. Реформы Петра I ускорили и закрепили этот исторический поворот, решительно проявившийся во всех сферах бытия. Перед Россией встали новые политические, экономические, духовные и эстетические задачи.

Своеобразием отличается русская культура переходного периода - первой четверти XVIII века, проникнутой пафосом военных побед и духом преобразований. Принципиально новое понимание ценности человеческой личности, ее активности, целеустремленной деятельности неотделимо от сурового, но полного великих деяний времени Петра I. Эпоха потребовала образованных, энергичных, предприимчивых и умелых людей. Заслуги перед государством и талант ставились выше родовитости. Все это нашло отражение в общественной и культурной жизни страны.

Утверждение светских начал в культуре, искусстве, использование европейского опыта стали государственной политикой. В петровское время впервые возникла идея создания Академии художеств. Стало широко практиковаться пенсионерство - посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии.

Строительство новой столицы России - Петербурга и других городов привело к развитию архитектуры, возведение многочисленных дворцов требовало совершенствования декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа. Больших успехов достигли гравюра, прикладное искусство. Начали издаваться газеты и журналы, родилась русская журналистика. Был создан первый профессиональный театр.

XVIII век славен великими людьми: Петр I и Екатерина II, Ломоносов и Державин, Фонвизин и Новиков, Никитин и Матвеев, Аргунов и Антропов, Зарудный и Растрелли, Баженов и Шубин, Березовский и Бортнянский, Левицкий и Боровиковский и многие другие определили лицо культуры этого времени.

Русское искусство первой четверти XVIII века характеризуется развитием архитектуры, что было вызвано изменением облика русских городов. Новые типы сооружений (административные, общественные здания) требовали новых конструкций, материалов, развития строительной техники.

Черты нового времени появляются в архитектуре Москвы: жилые сооружения располагаются вдоль улиц, а не усадебным приемом. Строится Арсенал в Кремле. И. П. Зарудный (вторая половина XVII века - 1727) возводит церковь Архангела Гавриила на территории усадьбы А. Меншикова (так называемая Меншикова башня); в ней сочетаются церковные и светские элементы.

Строится новая столица - Петербург, который был заложен первоначально как порт и крепость. Создается генеральный план города, укрепляются берега Невы и малых рек, сооружаются каналы. Воздвигаются производственные, административные, жилые дома. Приглашаются многие иностранные архитекторы, русские мастера едут обучаться за границу.

Д. Трезини (около 1670-1734) сооружает Петропавловский собор, ворота в Петропавловской крепости; проектирует здание Двенадцати коллегий - главное административное здание страны. Формируется стиль русского барокко. Новые здания отличаются рациональностью планов и конструкций, умеренным пластическим декором фасадов.

Крупнейшие русские зодчие этого периода: М. Г. Земцов (1686-1743), возглавлявший контроль над жилым строительством в Петербурге (известная его постройка - Аничков дворец на Невском проспекте); И. К. Коробов (1700- 1747), знаменитый работами в Адмиралтействе (золоченая "Адмиралтейская игла"); П. М. Еропкин (1698-1740), разработавший приемы планировки (например, планировка Адмиралтейского острова).

К середине XVIII века меняется общая направленность строительства. Определяющими становятся дворцовые и церковные сооружения, которые должны были привлекать своими размерами, богатством отделки. В пригородных районах создаются большие парки с геометрической планировкой и декоративными сооружениями, большими дворцовыми зданиями.

Крупнейший архитектор этого времени - В. В. Растрелли (1700-1771). Его создания - Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец, Смольный монастырь. Здания дворцов отличаются пышностью; строятся торжественные въезды в дворцы, колонны, пилястры. Применяется интенсивная расцветка зданий. Внутри - анфиладное размещение комнат и залов. В отделке используются деревянная, обычно позолоченная резьба, скульптуры, зеркала, живописные вставки.

Известные зодчие - С. И. Чевакинский (1713 - вторая половина 1770-х годов; Никольский военно-морской собор), Д. В. Ухтомский (1719-1774; колокольня Троице-Сергиевой лавры и другие постройки в Москве).

Вторая половина XVIII века в русском искусстве связана с распространением классицизма. В архитектуре это определило обращение к античности; античные ордера стали главным средством решения фасадов и интерьеров зданий. Основным требованием стало соблюдение гармоничности пропорций.

Именно в этот период в Петербурге строится здание Академии художеств (1764-1788 гг.), которое возводят А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот. В Москве создается кольцо бульваров, строятся здания Воспитательного дома.

Новые тенденции получают свое развитие в творчестве В. И. Баженова (1737-1799; проект Кремлевского дворца, строительство ансамбля в Царицыне, знаменитый Пашков дом в Москве); М. Ф. Казакова (1738 - 1812; здание Сената в Кремле, Голицынская больница и другие), И. Е. Старова (1745 - 1808; Таврический дворец в Петербурге).

Во второй половине XVIII века в России работают и мастера, приехавшие из Европы. Это Дж. Кваренги (1744-1817), который воздвигает здания Академии наук, Государственный банк, торговые ряды; одно из лучших созданий - Смольный институт. В пригородах Петербурга работает Ч. Камерон (1740-1812). Им создана знаменитая Камеронова галерея в Царском Селе, интерьеры комнат Екатерины II в Екатерининском дворце.

Наряду с профессиональными архитекторами работают талантливые крепостные зодчие. Так, усадьба "Останкино" строится при участии крепостного мастера П. И. Аргунова. Активно создаются парки, в которых осуществляется синтез искусств, сочетание пейзажа со скульптурой и архитектурой. Это пейзажные парки - Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск и другие.

Скульптура в XVIII веке развивается в двух направлениях: станковая и монументальная. Уже в начале века применяется монументально-декоративная пластика. Особенной выразительностью отличается скульптура в ансамбле Петергофа (в дальнейшем она претерпела изменения). Создаются первые проекты монументальных памятников.

Б. К. Растрелли (1675-1744), приехавший в Россию по приглашению Петра I, нашел в ней вторую родину (отец архитектора Растрелли). Им создан бронзовый бюст Петра I, в котором передано не только портретное сходство, но и характер Петра I; бюст А. Меншикова, статуя Анны Иоановны с арапчонком. Самое его значительное произведение - конный памятник Петру I (Петр восседает на коне в облачении римского императора); отлитый в

1745-1746 годах, он более полувека пролежал в сарае и был установлен только в 1800 году по приказу Павла I.

Величественный памятник Петру I, названный Пушкиным "Медным всадником", создает Э. М. Фальконе (1716-1791). Петр I показан как законодатель и преобразователь России. О и изображен на вздыбленном коне над дикой скалой-пьедесталом. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силу утверждающего жеста его правой руки. А. С. Пушкин писал:

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял па дыбы?

Во второй половине XVIII века начинают работать Ф. И. Шубин, Гордеев, Козловский, Мартос, Прокофьев, Щедрин.

Ф. И. Шубин (174 -1805) - по происхождению холмогорский крестьянин, как и Ломоносов, сам определивший свою судьбу. Окончив с золотой медалью Академию художеств, пенсионером едет в Париж и Рим, где изучает античную скульптуру. Основной жанр произведений Шубина - портрет, поражающий глубиной содержания, правдой характера, профессиональным мастерством. Таковы бюст князя А. М. Голицина, портрет П. А. Румянцева- Задунайского и другие. Особенно выразительны бюст М. В. Ломоносова, лишенный парадности, передающий его высокий ум и человечность; а также бюст Павла I, созданный по законам парадного портрета, но раскрывающий всю сложность и противоречивость его характера.

Шубин поднял жанр скульптурного портрета на новую качественную ступень.

М. И. Козловский (1753-1802) работал, в историческом жанре, используя в русле классицизма, античные образы и традиции. Его композиции: "Бдение Александра Македонского", "Поликрат", "Геркулес на коне"; знаменитая статуя в Петергофе - "Самсон, раздирающий пасть льва" (погибла в годы Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 г.). Обращался он и к русской истории: статуя "Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", памятник Суворову (Петербург, Марсово поле): изображен полководец в античных доспехах и шлеме в образе бога войны Марса. В своих скульптурах Козловский стремился передать красоту и совершенство человека.

Живопись в течение XVIII века прошла свой путь развития. Уже в первой половине века появились новые жанры: историческая композиция, изображение баталий, портрет, натюрморт, миниатюра. Широкое распространение получает монументально-декоративная живопись. В станковой живописи художники начинают работать на холсте масляными красками. Самые крупные художники первой половины XVIII века - Никитин и Матвеев.

И. Н. Никитин (около 1685 - не ранее 1742) - один из первых петровских пенсионеров. Он овладел искусством европейских мастеров, но выработал свой стиль. В портретах художника нет внешней эффектности западноевропейского парадного портрета. Никитин отразил дух преобразований, новое понимание личности человека и его места в обществе. Мастер неоднократно писал Петра I. Последняя из этих работ - "Петр I на смертном одре" - одна из самых ярких. Наиболее значительное произведение русской живописи этого периода - "Портрет напольного гетмана" (1720-е гг.).

Никому из современников Никитина не удалось достичь такого глубокого проникновения в существо человеческой психологии и такого профессионального мастерства.

Другой "птенец гнезда Петрова" - А. Матвеев (1701-1739). Тоже учился за границей. В России возглавлял "Живописную команду Канцелярии от строений", которая занималась художественным убранством построек столицы. Росписи* Матвеева не сохранились. Наибольшую ценность представляют портреты, правдивые и непосредственные. Среди них - "Автопортрет с женой", который отличается остротой характеристик, точностью рисунка, мягкостью живописной лепки.

В середине XVIII века творит замечательный мастер И. Я. Вишняков (1699 - 1761); ученик Матвеева, он после его смерти возглавил "Живописную команду Канцелярии от строений". Формируется как монументалист (росписи в Петропавловском соборе, в Троицкой соборной церкви и другие) и как мастер портрета, в котором стремился передать весь сложный душевный мир человека. Вся жизнь персонажей Вишнякова - в лице, а лица открыты миру.

Впервые художник изобразил ничем не примечательных людей - семью Тишиных. Николай и Ксения Тишины показаны в венчальных уборах, в традиционных позах, но свободно и непринужденно. Они обладают внутренним достоинством, доброжелательностью и серьезностью. Значительное достижение Вишнякова - портреты детей Фермор, особенно Сары Фермор. Это парадный портрет, но в нем - поэзия и очарование, музыкальность форм, светлые и нежные цветовые созвучия.

Во второй половине XVIII века расцветает исторический жанр в живописи, т. к. именно он мог запечатлеть героические события прошлого и современности. Глубины и монументальности достиг М. В. Ломоносов в мозаике "Полтавская битва", которая наметила новый путь русской монументальной живописи.

Крупный мастер исторической живописи - А. П. Лосенко (1737-1773). Родился на Украине, рано попал в Петербург, где с 16 лет учился живописи. Окончил Академию художеств, где был впоследствии профессором, а позднее директором. Известен был своими рисунками и картинами: "Жертвоприношение Авраама", "Каин", "Авель" и другие. Самые значительные картины - "Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой", проникнутые героическим пафосом.

Г. И. Угрюмов (1754 - 1814) создал серию картин из русской истории: "Торжественный выезд Александра Невского...", "Взятие Казани" и другие. Самое значительное полотно - "Испытание силы Яна Усмаря", где создан образ русского героя-богатыря.

Во второй половине XVIII века особых успехов достигает портретная живопись. Художники Рокотов, Левицкий, Боровиковский и другие создали блестящую портретную галерею современников, воспели красоту и благородство человека.

Ф. С. Рокотов (1735/36-1808) писал камерные портреты. Он любил изображать человека без парадного окружения, непозирующим. Выражал в живописи стремление передового дворянства следовать высоким нравственным нормам. В портрете В. И. Майкова создан образ поэта, выявлены его характерные черты. Портрет отличает темпераментная живопись, колорит построен на противопоставлении красного и зеленого.

Представление о прекрасном воплощено в портрете В. Е. Новосильцевой. Таковы же портреты Н. Е. Струйской, Е. Н. Орловой, В. Н. Суровцевой, отличающиеся поэтичностью и артистизмом исполнения.

Д. Г. Левицкий (1735-1822) родился в Киеве, там же встретился с Антроповым, что и определило его судьбу. Учился в Петербурге у Антропова, работал в Петербурге и Москве. Левицкий - мастер портрета. За портрет архитектора Кокоринова он был удостоен звания академика. Кокоринов изображен в кабинете, перед ним - план Академии художеств. Замечательно передана пластика жеста, дымчато-сиреневая тональность колорита. Левицким создана серия портретов "смольнянок" - воспитанниц Смольного института. Каждая изображена в определенной сюжетной ситуации, характерной позе. Портретам присуща декоративность, изысканная красота линейных контуров и силуэтов.

Замечательны портреты архитектора Львова и его жены М. Львовой, урожденной Дьяковой. Значительное со здание художника - портрет Екатерины II в духе оды Державин; "Фелица".

Левицкий изображал сложную духовную жизнь своих моделей его портреты отличает замечательный рисунок и тонкий колорит.

B. Л. Боровиковский (1757-1825) родился в Миргороде, і юности писал иконы. Учится и работает в Петербурге, сближаете с Левицким; пишет портреты, воспевая в своих моделях способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям. Левицкий был близок к сентиментализму, к писателю и историк; Н. М. Карамзину.

В портрете М. Лопухиной он передал очарование молодости, полной мечтательности и легкой грусти. Портрет отличается мягкостью и внутренней гармонией. Боровиковским созданы портреты Екатерины II на фоне царскосельского парка, А. Б. Куракина, Г. Р. Державина, Д. П. Трощинского и других.

Во второй половине XVIII века становится самостоятельным жанром пейзажная живопись, в которой нашли отражение возвышенные идеалы классицизма.

C. Ф. Щедрин (1745-1804) - мастер паркового пейзажа. Он создал серии пейзажей Гатчины, Павловска, Петергофа, запечатлел красоту садов и парков, архитектурных ансамблей.

Ф. Я. Алексеев (1753/54-1824) изображал виды Москвы Воронежа, Херсона. Особенно он прославился строгими и стройными картинами с изображением Петербурга: набережные Невы грандиозные дворцы, площади ("Вид на Михайловский замок" "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" другие). Художник изобразил панораму столицы в серебристо сером свете северного неба.

Развивается в этот период бытовая живопись: И. Фирсов ("Юный живописец"), М. Шибанов ("Крестьянский обед", "Празднество свадебного сговора").

С XVIII века начинается развитие новой русской литературы, в которой воплощаются идеи Просвещения, облеченные в художественные формы классицизма. В XVIII веке творят выдающиеся мастера слова: А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин.

Развитие классицизма в русской литературе имело свои особенности. Русские писатели, обращаясь к античным сюжетам, имели большой интерес к отечественной истории, к народному творчеству. Русский классицизм был более демократичен. Во многих произведениях была поставлена проблема крепостного права. Все это вело к накоплению реалистических элементов. Наиболее распространенными жанрами стали оды, послания, героические поэмы, трагедии, комедии и басни.

Связующим звеном между литературой XVII и XVIII веков явился Феофан Прокопович (1681-1736), сподвижник Петра I. Он автор церковных проповедей, трактатов, трагикомедии "Владимир". Под влиянием этого мастера формировался А. Д. Кантемир (1708-1744), который в своих произведениях обличает тех, кто презирает учение ("На хулящих учение"), кто похваляется знатностью ("На зависть и гордость дворян злонравных") и других. Он написал девять сатир, явившись зачинателем сатирического направления в русском классицизме.

Одним из выдающихся деятелей русской литературы и всей русской культуры XVIII века был М. В. Ломоносов (1711-1765). Обладая энциклопедическим умом, Ломоносов во многих областях знаний достиг выдающихся результатов: в физике, химии, астрономии, философии и т. д. Ломоносов - автор "Российской грамматики". Большое значение для развития русской литературы имела реформа Ломоносова в области стихосложения. Это силлабо-тоническая система стихосложения, основы которой сформированы В. К. Тредиаковским (1703-1769) и Ломоносовым *258 ("Письмо о правилах российского стихотворства").

*258: {Силлабо-тоническая система (от греч. syllabi - слог, tonos - ударение) основана на четком чередовании ударных и безударных слогов, Размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Терминология взята из античного стихосложения.}

Как поэт Ломоносов выступил в различных жанрах. Он писал оды, стихи естественнонаучного содержания, трагедии, поэмы. Но основной его жанр - оды, которым он придал черты национального своеобразия. Ломоносов воспевал победы русского оружия ("Ода на взятие Хотина"), труды Петра I (поэма "Петр Великий"). Этапная его ода - "На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года", где Ломоносов славит мир ("возлюбленную тишину"), воспевает родину, пауку. В своих произведениях он обращается и к сатире ("Гимн бороде", "К Пахомию").

М. В. Ломоносов явился и теоретиком литературы. Он разработал теорию о трех "штилях" - высоком, среднем и низком ("Предисловие о пользе книг церковных в российском языке").

Оказав большое влияние на развитие русской культуры, этот выдающийся деятель вошел в историю как родоначальник новой литературы (Белинский: "отец русской литературы").

Значительным явлением в русской литературе явился А. П. Сумароков (1717-1777). В поэзии он соперничал с Ломоносовым (писал эклоги, мадригалы, элегии, басни и сатиры). Но особенно популярны были его 9 трагедий: "Хорев". "Дмитрий Самозванец" и другие, утвердившие за Сумароковым славу "северного Расина". Трагедии писал и Я. Б. Княжнин ("Вадим Новгородский").

В 60-е годы появляется русская повествовательная проза: Ф. А. Эмин (1735-1770), романы "Приключения Фемистокла" и другие; М. Д. Чулков (1743-1792), автор плутовских новелл и волшебно-рыцарских повестей "Пересмешник, или Славенские сказки", романа "Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины" и другие.

Вторая половина XVIII веке - период появления журналистики. Значительную роль в этом процессе сыграла деятельность Н. И. Новикова (1744-1818), который выпускает сатирические журналы "Кошелек", "Трутень", "Живописец". Позже эту традицию продолжил И. А. Крылов (1769-1844), издавал журналы "Почта духов", "Зритель" и другие.

В XVIII веке наступает новая эра книгоиздательства, подъем книжного дела. Крупнейшим центром издания книг становится Московский университет, созданный Ломоносовым. И в этом деле огромна роль Новикова. Он основал первое в России издательское товарищество - "Общество, старающееся о напечатании книг".

В последней трети XVIII века новое развитие получает комедия. Яркий драматург этого периода - Д. И. Фонвизин (1744-1792), автор комедий "Бригадир" и "Недоросль", по словам Гоголя, "первой истинно общественной комедии".

Ведущий поэт второй половины XVIII века - Г. Р. Державин (1743-1816). Он воспел победы русского оружия ("Осень во время осады Очакова", "На взятие Измаила" и другие), запечатлел образы Румянцева, Суворова, Ушакова, Кутузова. Известность поэту принесла ода "Фелица", где Державин рисует аллегорический образ мудрой царицы, тем самым давая "наказ" властьимущим. Державин обращался и к сатирическому направлению ("Вельможа"), описывал природу ("Бог", "Водопад"). Особое значение поэзия Г. Р. Державина имела для становления таланта А. С. Пушкина.

С 70-х годов возрастает роль идей и принципов сентиментализма и предромантизма. Пути развития сентименталистской прозы определил Н. М. Карамзин (1766-1826), автор повестей "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Марфа Посадница". Выдающимся писателем этого периода был А. Н. Радищев (1749-1802), автор "Путешествия из Петербурга в Москву".

Русская культура XVIII века явилась тем фундаментом, на котором было воздвигнуто здание великой русской культуры XIX века.