Учитель русского языка и литературы Рахматулина Рашида Минишеевна.

Учитель музыки Красильникова Мария Борисовна.

г. Семипалатинск

Интегрированный урок по русской словесности и музыки для 5 класса.

Интегрированный урок «Фейная сказка в музыке» по творчеству К. Бальмонта, анализ стихотворений «Фея», « Чары Феи», « У чудищ» .

Цели: Обнаружение фольклорных истоков стихотворений К. Бальмонта;

Закрепление и углубление стиховедческих понятий «рифма», « аллитерация»;

Воспитание эстетических чувств.

«В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной напевной. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку».

(Учитель литературы) В. Брюсов.

    Опрос домашнего задания:

    • В какие годы жил и творил К. Бальмонт?

      Когда он написал свои первые стихи?

      Назовите основных героев из его детской книжки « Фейные сказки»?

      Назовите художественное средство, которому поэт уделял в своем творчестве особое внимание? /звукопись, аллитерация/

    Слово учителя литературы: Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1910) является одним из самых знаменитых поэтов начала 20 века. Он родился в маленькой скромной деревенской усадьбе, в «красивом милом царстве уюта и тишины». По семейному преданию, предки его по отцу были шотландскими моряками, а по матери - из знаменитого татарского рода, родоначальником которого был князь Белый Лебедь Золотой орды. Этим, видимо, и объясняется интерес пота к другим национальным культурам и любовь к путешествиям.

В детстве будущий поэт слушал русские народные сказки, песни. В 5 лет самостоятельно научился читать и в 10 лет сочинил своё первое стихотворение. Всего же за свою жизнь он написал более 10000 стихотворных строк. И прославился благодаря необычному таланту и трудолюбию. Поэт К.Бальмонт был очень необычным человеком и внешне, и внутренне. Также необычна была и его поэзия. Его стихи переносят нас в мир сказок, фантазий, грёз, загадочных стран. Поэтому он так любил кругосветные путешествия – они были источником его интернационального по содержанию творчества.

Путешествия подтолкнули Бальмонта к созданию детских « Фейных сказок», ведь феи, букашки, комары, мошки и пауки – герои скандинавских, южнославянских фольклорных произведений. В 1905 была напечатана книжка Бальмонта « Фейные сказки», посвященная дочери поэта. Эта книга изящных детских песенок – нежных, воздушных, музыкальных. Их наивность создана во многом благодаря звуковым повторам внутри стихотворной строки- аллитерации. В « Фейных сказках» поэт создал мир феи, где бессмертной жизнью живут её друзья: жучки и светлячки, стрекозы и муравьи, улитки, ромашки и лилии. Поэзия К. Бальмонта всегда была светла и оптимистична. А.Блок писал: « Когда слушаешь Бальмонта - всегда слушаешь весну».

2.Повторение: - Что такое аллитерация? /Повтор согласных звуков внутри стихотворной строчки называется аллитерацией./

(учитель музыки)

    Мне бы хотелось сейчас, чтобы вы прислушались и услышали, что происходит сейчас вокруг нас. Мы слышим какие-то звуки? Скажите мне, какие звуки вокруг себя мы часто слышим? / Пение птиц, гул машин, звуки летящего самолета-поезда и т. д./

    Перечислите звуки, которые мы можем отнести к музыкальным звукам: / пение птиц, пение человека, игра на инструментах и т. д./

    Итак, теперь мы можем сказать, что звуковой мир, окружающий нас, очень многообразен!

    Сегодня на уроке мы будем говорить о стихотворениях К. Бальмонта. Давайте прочитаем эпиграф к уроку. О чем в нем говорится?

    Как вы думаете, в мире сказок существуют ли какие- либо звуки или не существуют? Давайте в этом убедимся.

    А сейчас мы с вами совершим путешествие в мир сказочных звуков./звучит музыка: «Марш Черномора»- средняя часть./

    Что вы почувствовали, услышав эту музыку? /загадочная, таинственная, необычная, сказочная./

    Какие образы у вас возникли?

Анализ музыкальных произведений и стихотворений .

(Учитель музыки )

Звучит музыка « Весна и Осень» Свиридова, одновременно учитель литературы читает стихотворение К. Бальмонта « Фея».

Задание для детей: составить 5 – стишие – Фея.

Анализ музыкального произведения:

    Что вы услышали в музыке?

    Что почувствовали?

    Как вы думаете, соответствует ли музыка названию стихотворения?

    Как в музыке передается образ Феи? /музыка нежная, спокойная, мелодичная, добрая/

    Послушав музыку, услышав стихотворение, попробуйте словесно создать образ самой Феи…

/Показ рисунка, где изображена Фея./

(учитель литературы)

Беседа. – Опишите главную героиню стихотворение.

    В чем состоит её богатство? / Главное качество нежность, богатство – в прекрасных поэтических снах, воздушных творческих фантазиях, которые её образ навевает автору./

    Найдите пары слов, которые рифмуются. Как вы думаете, зачем нужна рифма в поэтическом тексте? / Рифма обозначает соразмерность, созвучие в конце стихотворной строчки.

Фея- милая, богата - аромата, ….- нарядиться, не может – поможет, нежно – прилежно, фей – моей. Аллитерирующие звуки, составляющие слова « нежность» - н, е, ж – как бы растворены во всем тексте, гармонизируют его одной музыкальной темой./

(учитель музыки)

Звучит концертная симфония для арфы из сборника для 5 класса (музыка колдовская, необычная). Учитель литературы читает стихотворение « Чары Феи»

Анализ музыки:

Сравните образы «Феи» и «Чары Феи». Какой инструмент вы услышали в музыке? /арфа/

Что вы себе представляете, слушая эту музыку?

Как звуки арфы характеризуют чары Феи?

(учитель литературы)

    В чем смысл сравнения состояния, настроения человека и мира природы, « зачарованного леса»? / Все: и человек, и лес, и природа - переполнены любовью и нежностью, так как одухотворены присутствием Феи./

    Назовите основные художественные образы стихотворения? /Я – лирический герой, человек, лес, природа./

Звукоцвет: е – светло-зеленый.

Звукоподражание: услышать, как течет река, журчит ручей.

Звукоцвет – светлый, прозрачный, блестящий, переливающийся.

    Сравните два стихотворения «Фея», «Чары феи», какое качество Феи описывается в стихотворении. / Нежность, разнеженные облака жемчужины, нежный луч, лес зачарован, и почему ручью река/.

(учитель музыки)

Звучит музыка « В пещере горного короля», одновременно учитель литературы читает стихотворение « У чудищ».

Анализ музыки: / сравнить с образом Феи/.

    Как звучит музыка?

    Какие музыкальные инструменты вы услышали?

    Как начинается музыка? Тихо или громко?

    Происходит ли кульминация в музыке?

    Какие образы возникают у вас перед глазами?

    Какие цвета вы бы подобрали для этого произведения?

    Сравните музыку « Феи» и « У чудищ».

(учитель литературы)

/ Баба-Яга, Кощей, Змей, избушка на курьих ножках, шапка-невидимка/.

    Что в построении стихотворения общего со сказкой?

/ герой-повествователь встречается со сказочными персонажами/

    Какие звуки чаще всего повторяются в стихотворениях?

/Шипящие, глухие, свистящие, угрожающие звуки. Звукоподражание- пищали мыши и рылись в крошках./

/ чтобы найти жемчугов для песен, т.е. в поисках фольклорных сказочных образов, чудесных персонажей и ситуаций, в поисках вдохновения./

(учитель музыки)

    Вы услышали в нашей сказочной музыке звуки одного инструмента или нескольких?

    С понятием «оркестр» мы с вами знакомы. Это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

Симфонический оркестр включает в себя разные группы инструментов:

1.струнные смычковые.

2.ударные.

3.духовые (деревянные и медные)

Учитель показывает иллюстрации, где изображены оркестр и все инструменты.

Разучивание песни: « Давайте верить в чудо»

1.Исполнение.

2.Обсуждение исполнительских приемов:

Есть ли в песни вступление и заключение?

Сколько в песне куплетов?

Есть ли между куплетами «связка»?

Что составляет запев и припев, вместе взятые? /Куплет/

3.Давайте выделим и обозначим условными значками следующие элементы песни.

-вступление к песне.

-запев.

-припев.

-«Связка» между куплетами.

-заключение.

Рефлексия: - Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Сегодня на уроке, мы с вами совершили путешествие в сказочный мир звуков. Познакомились с творчеством знаменитого поэта России 20 века К.Бальмонтом, с его поэзией, с циклом стихотворений «Фейные сказки». Благодаря музыке, мы раскрыли образы в стихотворениях «Фея», « У чудищ», « Чары Феи». Полностью погрузились в сказочный мир звуков. Познакомились с симфоническим оркестром, с его составом инструментов. При разучивании песни, мы опирались на её элементы и обозначили их.

Вспомнили, что такое аллитерация, звукопись

Весь этот драгоценный материал для строительства мира фантазий и мечты самого К. Бальмонта. Его поэтический мир светел, прекрасен, нежен и совершенно не страшен. Даже его чудища - безобидны, они не могут ничего сделать плохого, ведь это только сказочные грезы.

Домашнее задание: выучить одно из стихотворений, для тех, кто рисует: нарисовать сказочный мир Феи, выучить песню, нарисовать понравившийся образ, составить кроссворд на тему « Симфонический оркестр»

Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела.
А.С.Пушкин.
Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек – Пьер ранил на дуэли Долохова – бретера, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвицкий объяснил Безухову, «куда следует нажимать».
Но начну с самого начала. Эпизод, рассказывающий о дуэли Пьера Безухова и Долохова, находится во втором томе, первой части, главах четвертой и пятой романа-эпопеи, и его можно назвать «Неосознанный поступок». Он начинается с описания обеда в английском клубе, в это время идет война с Наполеоном 1805-1807 годов. Все сидят за столом, едят,
пьют. Поднимают тосты за императора и его здоровье. На обеде присутствуют Багратион, Нарышкин, граф Ростов, Денисов, Долохов, Безухов. Пьер «не видит и не слышит ничего происходящего вокруг него, и думает о чем-то одном, тяжелом и неразрешимом». Его мучает вопрос: действительно ли Долохов и его жена Элен – любовники. «Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречается с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствует, как что-то ужасное, безобразное поднимается в его душе». И после тоста, произнесенного его «врагом»: «За здоровье красивых женщин, и их любовников», Безухов понимает, что его подозрения не напрасны. Назревает конфликт, завязка которого происходит тогда, когда Долохов выхватывает листок, предназначенный Пьеру. Граф вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова: «Вы…вы… негодяй!.. я вас вызываю…» - нечаянно вырываются у него. Он не осознает к чему может привести этот поединок, не осознают это и секунданты: Несвицкий –
секундант Пьера, Николай Ростов – секундант Долохова. Поведение всех этих героев указывает на это. Накануне дуэли Долохов всю ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, идет с твердым намерением убить соперника, но это только видимость, на душе у него неспокойно. Его соперник же «имеет вид человека занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью». Граф еще сомневается в правильности своих действий, соображает: виноват любовник Элен; что бы он сделал на месте Долохова. Пьер не знает, что делать: то ли убежать, то ли довести дело до конца. Но когда Несвицкий пытатеся его примирить с соперником, Безухов отказывается, при этом называя все глупостью. Долохов вообще не хочет ничего слышать. Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич толстой характеризует так: «Минуты три все было уже готово, и все-таки
медлили начинать. Все молчали». Нерешительность персонажей передает и описание природы – оно скупо и немногословно: туман и оттепель. Началось. Долохов, когда стали расходиться. Шел медленно, рот его имел подобие улыбки, он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника.
«При слове три Пьер быстрым шагом пошел вперед…держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад… Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро глянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил…» ответного выстрела не последовало. «…Слышны были торопливые шаги Долохова… Одною рукой он держался за левый бок…» Выстрелив, Долохов промахнулся.. Ранение Долохова и его неудачная попытка убить графа являются кульминацией эпизода.
Затем происходит спад действия и развязка, которая заключается в том, что переживают все герои. Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от
содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.
В исходе дуэли, по мысли Толстого, совершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски, помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли «судьи» и «палача» одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.
Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова: «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, - думал Пьер.
– Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?» Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу – убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже – свою жизнь, связав ее с Элен.
Из этого эпизода мы узнаем, что Долохов грубым, самоуверенным, наглым кажется только с наружи, а на самом деле «....этот буян, бретер…был самый нежный сын и брат…».Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. В этом эпизоде Л.Н.Толстой показал, насколько изменяет человека экстремальная ситуация, открывает его настоящее лицо.
Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха».

После успешных действий русской армии под командованием князя Багратиона возле деревни Шенграбен, высший свет Москвы признал его истинным героем. Известный граф Илья Ростов давал пир в его честь в Английском клубе. Он сам хлопотал о приготовлениях к нему. «Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира.»
Сам обед удался на славу. «На другой день, 3-го марта, во втором часу по полудни, 250 человек членов Английского клуба 50 человек гостей ожидали к обеду доброго гостя и героя Австрийского похода, князя Багратиона.» Все безмятежно обедали и вспоминали подвиги Багратиона. О Кутузове же и о проигрыше Аустерлицкого сражения почти не
вспоминали, а если и вспоминали, то говорили, что сражение, в основном, было проиграно из-за неопытности Кутузова. «Были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и все стало ясно, и во
всех углах Москвы заговорили одно и то же. Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пршебышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова, и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, верившего дурным и ничтожным людям
На этом обеде присутствовали Долохов с молодым Ростовым и Пьер, который был посажен напротив них. С самого начала обеда Пьер был задумчив, мрачен и старался не смотреть в сторону Долохова. Причиной тому было анонимное письмо, полученное Пьером «в котором было сказано…что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для его одного.» И действительно, причиной этому могло послужить то, что Долохов, приехав в отпуск, поселился у своего старого знакомого Пьера и те цинические комментарии, которые он отпускал в сторону красавицы Элен, жены Пьера. Весь вечер Пьер был задумчив, забывал поздороваться (в частности с молодым Ростовым), не услышал тоста за здоровье государя императора. Весь обед он думал об этом письме и о жене. Он много ел и пил.
Переломным моментом обеда стал для Пьера тост Долохова «за красивых женщин и их любовников», а также то, что записку, принесенную официантом Пьеру, выхватил Долохов и стал читать вслух. Нервы Пьера не выдержали. «Не смейте брать! – крикнул он…Вы…вы…негодяй!.. я вас вызываю…» Долохов принял вызов. Дуэль была назначена на следующее утро, секундантом Долохова был Ростов, Пьера – Несвицкий. Всю ночь Пьер не мог заснуть, в то время как молодой офицер был абсолютно спокоен.
Утром следующего дня были сделаны соответствующие приготовления. «Пьер имел вид человека, занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто.» Граф Безухов не умел стрелять.
Из-за необыкновенной доброты своего характера оружие ему было не нужно, он не умел пользоваться пистолетом, даже не умел стрелять. «Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда?»
После счета «три» Пьер «быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу.» Долохов же шел уверенно и равномерно, как будто дело это было уже давно решено, несомненно, в его пользу.
Раздался выстрел, но другого выстрела не последовало. «Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно.»
Пьер, сперва не поняв что случилось, побежал, чуть не рыдая, к Долохову, но тот становил его и приказал ему идти к барьеру. Он ел холодный снег, чтобы заглушить боль, приподнялся и выстрелил, но промахнулся. Пьер даже не пошевелился и не закрылся, открытой грудью стоял, смотря на Долохова.
«Глупо…глупо! Смерть…ложь – твердил Пьер морщась.» Он хотел убежать от всего этого, но Несвицкий остановил его и повез домой. Раненого Долохова подняли на сани и повезли в Москву. И тут мы узнаем, что единственное, о чем жалеет этот смутьян после дуэли, так это о своей матери. «Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать…Ростов узнал, что Долохов, этот буян, бретёр – Долохов жил в Москве с старушкой-матерью и горбатою сестрой, и был самый нежный сын и брат.»
Для романа в целом эта сцена имеет огромное значение. Так мы узнали, что толстый добряк Пьер был способен в нужные минуты проявить свой характер, свою силу, а буйный офицер Долохов, на самом деле, не имел ничего ценнее своей семьи: матери и сестры.

Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела.
А. С. Пушкин
Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером.
Сугубо штатский человек - Пьер ранил на дуэли Долохова - бретера, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвицкий объяснил Безухову, «куда следует нажимать». «При слове три Пьер быстрым шагом пошел вперед... держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад... Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро глянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил...» Ответного выстрела не последовало. «...Слышны были торопливые шаги Долохова... Одною рукой он держался за левый бок...» Выстрелив, Долохов промахнулся.
Здесь, по мысли Толстого, совершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски, помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли «судьи» и «палача» одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова. Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова: «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте,- думал Пьер.- Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?»
Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу - убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже - свою жизнь, связав ее с Элен.
После дуэли, увозя раненого Долохова домой, Николай Ростов узнал, что «До-лохов, этот буян, бретер,- Долохов, жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат...».
Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем.
Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха».
Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой дает урок: не нам судить, что справедливо, а что несправедливо, не все очевидное бывает однозначно и легко решаемым.

Лев Николаевич Толстой всегда говорил о художественном произведении как о собрании мыслей, «сцепленных между собой» и только в таком сцеплении существующих. А всё произведение – «лабиринт сцеплений». Смысл его рождается из «сцепления» образов, эпизодов, картин, мотивов, деталей. Толстой всегда иронически отзывался о тех читателях, которые пытаются найти отдельные мысли в отдельных сценах. Каждая малая сцена уже несёт «большую» мысль всего романа. Она как грань, как один из поворотов в «лабиринте».

Дуэль Пьера с Долоховым является одним из важнейших рубежных событий на жизненном пути Пьера, окончанием одного этапа и началом другого.

Уже во время обеда, предшествующего дуэли, Пьер сидел, «остановив глаза, с видом совершенной рассеянности… Лицо его было уныло и мрачно». Он полностью погружен в себя. Создается ощущение, что его мучит проблема, которую он не может для себя разрешить. В нем как будто сталкиваются два начала: свойственное ему благодушие и начало, чуждое ему: агрессивность, эгоизм, присущее таким героям, как Долохов, Анатоль Курагин, Наполеон. Оба эти начала продолжают бороться в Пьере на протяжении всего эпизода.

И постепенно то состояние, которое Лев Николаевич называл словом «война», начинает овладевать героем:

Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились, что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им.

Далее, казалось бы, победа этого начала не была столь безоговорочной, так как Пьер не был уверен в вине Долохова и в своем праве судить его. Но надежда оказалась иллюзорной, потому что тут же отрезвляюще зазвучало, что «именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли, он с особенно спокойным и рассеянным видом…спрашивал: «Скоро ли и готово ли?». А дальше, в ответ на робкую мысль, что то, что они с Долоховым затеяли, «ужасно глупо», звучит резкое:

Нет, об чем же говорить!.. Все равно…

Разум Пьера уже не подчиняется ему, герой не управляет собой. И это происходит не только с Пьером, но и с другими героями. Добрейший и честнейший Николай Ростов «недоброжелательно смотрел на Пьера» за обедом. Создается впечатление, что взоры героев подернуты пеленой. Ведь не зря, наверное, на поляне, где происходит дуэль, стоит такой туман, что герои плохо видят друг друга уже за сорок шагов. Они из-за тумана «неясно» различают, что в противоположные стороны разошлись люди, а не абстрактные фигуры. Для Долохова все, что происходит на поляне, - не дуэль, а охота: ему убить человека значит то же самое, что охотнику не упустить медведя. Но все-таки что-то героев смущает, что-то они различают в тумане, что-то их останавливает. Они медлят начинать. Все молчат.

Но для автора очевидно, что дело должно совершиться независимо от воли людей. И оно совершилось, несмотря на то что в Пьере всё же продолжается борьба. Автор говорит, что «Пьер быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки…», но подчиняясь окрику Долохова, стал целиться. На его лице улыбка «сожаления и раскаяния», но он беспомощен перед той силой, которая овладела им во время обеда.

После этого эпизода своей жизни Пьер на некоторое время погрузится в странное состояние. Он не сможет связать воедино исторические и жизненные факты, у него появится ощущение, что его разум работает вхолостую, он потеряет чувство целостности мира, который для него распадется на отдельные мелкие части, будучи ввергнутым в состояние «войны».

Так маленький эпизод становится лабиринтным поворотом большого романа, а заключённая в нём мысль – гранью той главной, которая на языке Толстого звучит как «война и мир».

/ / / Дуэль Пьера с Долоховым (по роману Толстого «Война и мир»)

Роман «Война и мир» просто переполнен разнообразными персонажами, которые точно и ловко передают обычный жизненные реалии, которые изображают сущность светских персон и преданность простого народа. Взаимоотношения героев открывают перед читателями самые яркие человеческие чувства – это и любовь, и ненависть, и преданность.

Главным героем романа можно назвать Пьера Безухова. От первой и до последней страницы грандиозного произведения мы можем наблюдать за его духовной эволюцией, за его внутренним переворотом.

Пьер берет в жены . Автор подчеркивает, что данная особа была весьма свободолюбива и распущена. Курагина соглашается на брачный союз с Безуховым только лишь ради наследства. Никаких чувств любви к законному супругу женщина не испытывала. Именно по этой причине она совершенно спокойно заводила любовников и ничуть не скрывала этот факт.

Конечно, такая ситуация возмущала Пьера и он решился вызвать на дуэль одного из развратников его жены – Долохова. Безухов понимал, что Долохову ничего не стоит убить и ранить человека, он признавался себе в том, что побаивается такой дуэли. Однако, после очередной нахальной выходки Долохова, Безухов чувствует бешеный взрыв внутри своей груди и вызывает ненавистника на дуэль.

И вот момент дуэли наступил. Долохов никак не реагирует на те примирения, которые предлагают секунданты Денисов и Несвицкий. Он решительно настроен на сражение. Секунданты понимали, что предстоит настоящее убийство. Они пытались замедлить начало дуэли. Все осознавали, в каком безвыходном положении оказался ни в чем невинный Пьер. Однако ничего не поделать!

Первым вытягивает руку, нелепо держа пистолет и боясь ранить от неуклюжести самого себя. Он выстреливает и попадает в Долохова, который падает на снег. Однако даже после ранения неугомонный соперник отвечает выстрелом, но, по везению судьбы, промахивается и Пьер остается жив.

После дуэли читатель видит совершенно иных героев. Долохов заходится слезами, волнуясь за свою маму, которая узнав о случившемся, может и не пережить новости о ранении сына. Пьер понимает глупость своего поступка, его ненужность и решает разорвать отношения с Элен. Во время разговора с супругой, Пьер не похож сам на себя. Он в гневе, он решительно настроен на разрыв отношения, желая все закончить и уехать в Петербург.

После данного жизненного этапа, Пьер связывает себя с масонством. Оказывается, дуэль Безухова и Долохова стала неким переломным моментом в жизни главного героя, которая зародила полную эволюцию в душе Пьера.