Населенный пункт неподалеку от Пскова на берегу Городищенского озера носит название Старый Изборск. Существует еще населенный пункт с названием Новый Изборск, по сути, жилой район Изборска, поэтому к привычному названию городка Изборск стали добавлять прилагательное «старый».

История Старого Изборска

Судя по старинным летописям, основан Изборск был в 860 — х годах. Первым его князем был Трувор, брат Рюрика. Позднее княгиня Ольга присоединила Изборск к Пскову.

В начале 13 века и вплоть до 16 века орден немецких рыцарей атаковал Изборск, разрушая и осаждая его. Жители Изборска не раз переселялись с места на место.

В 1330 году была выстроена крепость Изборска и с тех пор город выдержал осаду немцев 8 раз. Взять его больше не могли. Только однажды Речь Посполитая в конце 16 века заняла крепость Изборска, но по мирному договору город все же остался в Московском государстве.

В 1920 году между советской Россией и Эстонией был подписан Тартуский мирный договор, по которому Изборск стал принадлежать одному из эстонских уездов. Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован фашистами, в 1945 году, после освобождения, был передан РСФСР.

Сейчас Изборск является туристическим центром, а также музеем -заповедником, историко — культурным центром.

В Изборске снимались художественные фильмы «Звезда пленительного счастья», «Андрей Рублев», «Открытая книга».

Город Изборск достопримечательности

  1. является самой известной, самой древней и заслуженной достопримечательностью города. Крепость построена на Жеравьей горе, она — образец русского оборонительного зодчества, так как поистине является неприступной. Ни разу она не была захвачена врагом, отражала все штурмы. Форма крепости — неправильный треугольник со скругленными углами, с двух сторон крепость защищают неприступные склоны горы, а с третьей стороны существовали защищающие рвы. Высота стен — почти 8 метров, их толщина — 4 метра, длина стен — 623 метра, а материал, из которого они сделаны — местный известняк. Есть мнение, что в таком виде крепость существовала с 11 века, и ее фактически не перестраивали — настолько удачной и совершенной была ее постройка.
  2. В окрестностях Изборска и в самом городе есть скопления каменных крестов. Объясняется это тем, что в местной земле много плитнякового камня, известняка, который и служил главным материалом фактически для всех построек, в том числе и для надгробных памятников. Самые ранние захоронения, над которыми стоят каменные кресты датируют 11 веком.
  3. Труворов крест — перед въездом в Труворовво городище находятся древние захоронения, на них -две каменные плиты. За одной из них стоит каменный крест высотой 2, 28 метра, сейчас он уже несколько наклонился назад. Вырублен этот крест был из целиковой плиты известняка. Легенда гласит о том, что здесь захоронен Трувор, первый князь Изборска, а крест обозначает место его захоронения. Однако эта легенда не подтверждена фактами, но и не опровергнута.
  4. Тайный ход к родникам — глубина его 16 метров, сверху он засыпан землей, выложен дерном, а сама ниша в стене закладывалась каменной кладкой без раствора. Когда осажденные в крепости попадали в затруднительное положение, кладка разбиралась и гонцы отправлялись за помощью либо люди выбирались к родникам, чтобы набрать воды.
  5. Спасо-Онуфриев скит основал в 1471 году преподобный Онуфрий. Две церкви работали при храме — Спасо-Рождественская и Трапезная. Последняя была для монахов и жильем, и трапезной, и церковью. После разрушительных набегов поляков и шведов церкви и прочие постройки были совершенно разрушены, в 2000 году развалины переданы в Псково -Печорский монастырь. На сегодняшний день в ските служат 15 монахов.
  6. Труворово городище — в 9м веке поселение кривичей на Жеравьей горе защитило себя деревянной крепостью. Вот это поселение и стали звать Труворовым городищем. Позднее — в 14м веке, крепость отстроили немного в другом месте — она и получила название неприступной Изборской крепости.
  7. Никольский собор был выстроен и работал уже в 1341 году. Он находится у ворот Изборской крепости. Этот собор — памятник раннего псковского зодчества, в нем также находился придел святого Спаса. Несколько построек были присоединены в 19 веке к собору, что исказило его внешний вид.
  8. Талавская башня — высота ее 15 метров, расположена она над самым обрывом. Бойницы башни были приспособлены для использования пушек, верхний ярус имел выход в Талавский захаб или «коридор смерти» — враг, пройдя через первые ворота башни и попав туда, был зажат в узком месте, где защитники крепости истребляли его. Нижний ярус башни имел выход во внутренний двор крепости.
  9. Башня Луковка располагается внутри крепости — она являлась последним оплотом осажденных в случае захвата крепости врагом. В основном в ей хранили порох, также она использовалась как дозорная башня. Сейчас это лучшая обзорная площадка для туристов.

Об целительных водопадах Изборска известно с 17 века. Это очень мощные и сильно минерализированные источники. Считается, что нужно умыться и попить из каждого из них, чтобы исцелиться.

В окрестностях Изборска проводятся фестивали:

  • фестиваль авторской песни «Изборская крепость»,
  • «Железный град» — это фестиваль бойцов из военно -патриотических клубов реставрации военных действий,
  • «Исаборг» — фестиваль ассоциации раннесредневековых клубов «Гардарика».

Все эти фестивале чрезвычайно зрелищны и интересны, поэтому посетившие их единожды, как правило, возвращаются вновь.

Последний пост в этом году будет посвщён одному из древнейших русских городов - Изборску, который упоминается в Повести временных лет под 862 годом. Точнее сегодня это деревня в Печорском районе Псковской области, куда мы приехали из . К своему стыду, признаюсь, до приезда в Изборск про этот город-крепость я почти ничего не знал. Тем интереснее было погулять по тихим изборским улочкам, и приобщиться к истории средних веков.

2. Изборск находится всего в 50-ти километрах от Пскова, и примерно в 30-ти километрах от границы с Эстонией. В сезон тут огромное количество туристов, которых везут сюда экскурсионными автобусами со всех ближайших регионов, в том числе из-за бугра. Нам же посчастливилось попасть сюда в середине декабря, благодаря чему улицы Изборска предстали перед нами безлюдными.

4. Многие частные дома судя по их виду давно заброшены.

5. Хотя встречаются и такие украшения дворов. Но это, скорее всего, какой-нибудь гостевой дом, ориентированный на туристов.

6. Вокруг крепости петляют дорожки, вымощенные вековыми булыжниками. Перед подъездом к крепости установленно несколько знаков, что въезд на брусчатку запрещён. С целью сохранения последней для будующих поколений. Но для местных "бизнесменов", эти знаки как-бы не существуют. Да и не только для бизнесменов. Пока мы там гуляли, к воротам крепости подъехал священнослужитель, погудел, ему открыли ворота. Припарковался и пошёл в Никольский собор.

7. Дожившая до наших дней крепость относится к 14 веку. Крепость это и есть тот древний город Изборск, с которым связано множество героических страниц нашей родины.

Схема Изборсокй крепости.

8. Никольские ворота - главный, парадный въезд в Изборскую крепость, поэтому зодчие постарались максимально укрепить этот важнейший участок оборонной системы при помощи захаба.

Захаб — фортификационное сооружение в средневековых крепостях, защищавшее крепостные ворота. Слово “захаб” происходит от древне-русского “охабень”, что означает - “рукав”. Обычно это длинный, узкий коридор, действительно напоминающий рукав. На входе в этот коридор были внешние ворота. Прорвавшись сквозь них, враг оказывался в ловушке. В этом тесном, не просматриваемом извне коридоре, под перекрёстным огнём защитников крепости, атакующие, как правило, истреблялись либо несли значительные потери.

9. Никольский захаб тянется с южной стороны крепости от башни Темнушка длинным узким проездом между крепостной и защитной стенами. Прорвавшись через одни ворота, враги оказывались в каменном мешке, прозванном «коридором смерти». Сверху захаб прикрывался плоскими балочными перекрытиями, имевшими специальные отверстия, через которые защитники крепости осыпали неприятеля тучами стрел, камней, ядер, лили на него кипящее масло и горячую смолу…

10. Первое что видишь пройдя через Никольские ворота - Никольский собор, построенный в 14 веке. Вход на территорию крепости составляет 50 рублей.

11. Часть крепости реконструированна и восстановленна. В том числе Башня Луковка (Куковка), которая является первой каменной постройкой оборонительных укреплений Изборска на Жеравьей горе. Сразу же после её возведения началось строительство каменной крепостной.

12. Изборская крепость на Жеравьей горе. Стоя в этом овраге, под стенами крепости, волей не волей появляется желание оказаться в средневековье, и посмотреть как жили наши предки. Ну и конечно очень радует тот факт, что до этих мест почти недобралась цивилизация. Порой даже кажется будто действительно находишся в 13 веке, нехватает рыцарей, факелов и звона колоколов - звук которых разносится на десятки километров вокруг...

13. Башня Луковка, единственная из шести башень которую реконструировали, и сделали на ней смотровую площадку. Внутри башни сделаны лестницы, перекрытия и кровля. Остальные башни крепости имеют только голые стены.

12. Со смотровой площадки открывается вид на Изборско-Мальскую долину, вокруг не мало интересных природных мест, озера, реки, болото. Летом тут наверное очень круто, если приехать с палаткой.

13. Луковка - не самая высокая башня крепости, но благодаря тому, что построенна на высоком холме, она буквально главенствует над крепостью. Не случайно многие годы Луковка использовалась как сторожевая башня.

13. Ещё один вид с башни Луковка.

14. Недалеко от крепости есть озеро Городищенское, в него впадают воды из Словенских ключей, благодаря чему вода в нём не замерзает. И даже зимой тут плавают лебеди, хотя плавают они тут скорее всего потому, что им подрезали крылья, и они просто не могут улететь на зимовку в тёплые страны, и вынуждены развлекать поломников.

15. Словенские ключи. Сюда ежедневно приезжают сотни паломников, пьют "святую воду", летом купаются в озере, не подозревая про некоторые нюансы.

15. В июле 2012 года и в январе 2013 года областной Роспотребнадзор проверил качество воды в изборских источниках. Взятые пробы показали бактериальное загрязнение и несоответствие воды гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям. Роспотребнадзор запретил употреблять воду из Словенских ключей без кипячения, а также заглатывать воду из водоемов при проведении водных процедур. Несмотря на это, администрация музея-заповедника "Изборск" до сих пор не разместила соответствующие информационные плакаты вблизи источников, подвергая опасности здоровье многочисленных туристов и паломников.

В интернете я видел не мало информации, что вода из источников богата кишечной палочкой. Правда прочитал я про это уже по возвращению домой. Ну а там мы конечно попили эту воду, но вроде обошлось. Тьфу тьфу тьфу. А может нагнетают.

16. Возраст ключей - около тысячи лет.

17. Вернёмся в крепость. Самой высокой и мощной башней Изборской крепости, является Вышка, ее высота сегодня - 19 метров, но несколько веков назад она была еще выше - ее верх венчала деревянная пристройка, предназначенная для несения сторожевой службы.

18. Башня Вышка, в окружении сельского пейзажа.


19. На южной стороне крепости стоит Колокольная башня , которая защищала въезд в город и главные ворота крепости. Ну и жена рядом с Колокольной башней, для наглядности оборонительной мощи этих стен.

20. А вот собственно фрагмент стены, что за иероглиф выложен кладкой в стене я так и не понял.

21. А это, чуть-ли не единственные местные житили, которых мы встретили за время прогулок вокруг крепости.

22. Талавская башня. Единственная башня, которая отличается от остальных. Все круглые, эта квадрат. Связано это с тем, что башня была построена позже других, в конце 15 - начале 16 века.

23. На этом наши прогулки по окраином прекрасного Изборска подошли к концу, мы с женой устали по очереди носить на руках Полину, селу в машину и отправились дальше, изучать окрестности Псковской области. Следующим пунктом был город с экзотическим названием Остров. Это такой момент, когда от посещения места ожидаешь - очень много, а получаешь... Хотя про это в следующий раз.

Ну и по традиции небольшая историческая справка.:

Изборск - чуть ли не первый город в этих краях, впервые упоминается в 862 году и лишь совсем немногим уступает самому древнему городу Европейской части России - Великому Новгороду. Основало город славянское племя кривичей и, по преданию, первоначально он назывался Словенском (по имени предводителя кривечей Словена), а позднее был переименован в Изборск (в честь Избора, сына Словена). Изборск стал главным городом этих краев еще до основания Пскова, став, однако, при княгине Ольге пригородом основанного ею в более выгодном месте - на реке Великой, Пскова. После объединения славян вокруг Киева Изборск платил дань киевским князьям, а изборяне участвовали в походах русичей на Византию, Болгарию и печенегов, вели торговлю с Чудскими землями по водному пути через Городищенское и Мальское озера. В начале XIII века, после распада Киевской Руси, Изборск стал пограничным сторожевым городом на западной окраине Новгородской земли, и с этого времени вплоть до начала XVI века часто подвергался нападениям и осадам со стороны рыцарей Ливонского ордена, шведов, немцев, поляков и др., иногда переходил то к ним, то опять - к Пскову.

В 1242 году, после победы русских дружин в Ледовом побоище, Изборск окончательно перешел к Псковщине, хотя соседи не оставляли попыток захватить лакомый кусочек на границе.


Первоначально крепость была небольшой, деревянной, с единственной каменной башней - Луковкой, но уже к середине XIV века, с возрастанием стратегического значения крепости, знаменитый псковский посадник Шелога полностью перестроил крепостные сооружения, сделав их каменными, что превратило Изборск в мощный и хорошо укрепленный населенный пункт и позволило ему выдержать многочисленные немецкие осады XIV века. В те времена враги называли Изборск «железным городом». В середине XIV века в крепости был построен небольшой одноглавый Никольский собор.

Очередной вехой в истории города стал 1510 год - он вместе со Псковом был присоединен к Москве. Утратив впоследствии в XVIII веке (после Северной войны) статус приграничного города, Изборск стал зачахать, в 1777 году понизился до статуса заштатного безуездного города Псковской губернии, а с 1945 года и вовсе стал селом Старый Изборск. Кстати, в 1920-1940 годах он входил в состав Эстонии.

История города Изборска непосредственно связана с историей древнейших городов Руси, такими как Славенск Великий, Старая Русса и другими, память о создании которых сохранилась в некоторых русских летописях.

В.Н Татищев в «Истории Российской» писал: «Князь Славен, оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна, пошел к полуночи (на север) и ГРАД ВЕЛИКИЙ создал, в своё имя СЛАВЕНСК нарек. <…> После устроения Великого града, умер князь Славен, а после него властвовали сыновья его и внуки много сот лет. И был князь Вандал, правил славянами <…> многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град Великий.» (Славенск Великий) <…> Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по городу и в их имена нарёк, и всю землю им разделив, сам пребывал в Великом граде лета многие и в старости глубокой умер». <…> Из вышесказанного можно примерно установить время основания Изборска - около 4500 лет тому назад! В Мазуринском летописце есть указание, что Великий град Славенск был возрожден после второго разорения и правил в нём Гостомысл. Он же возродил Русу и «ины грады МНОГИ обновиша» в том числе и Изборск. Сын Гостомысла именуемый Словен младый, «сей отыде в Чудь и тамо постави град во имя свое <…> и нарече граду имя Словенеск», а после смерти его сын Избор вернул прежнее название города Изборск. В 862 Изборск достался Трувору младшему брату Рюрика, в Повести Временных Лет так описаны события: «И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор».

Первоначально Изборск размещался на старом городище. В VIII-IX веках Изборск, по словам летописца, стал «большим и славным городом», где, как и в Новгороде, правили русские князья. О развитии ремесел свидетельствуют обнаруженные на Славянском поле железоплавильные печи для обработки болотной руды и большое количество лепной глиняной керамики. Высокое развитие торговых отношений находит свое подтверждение в археологических находках: украшениях, оружии. До сих пор археологи находят арабские монеты VIII века, предметы из Византии, привезенные в Изборск в IX веке, монеты и медали германского и англосаксонского происхождения. Изборяне вели торговлю с Чудской землей, с которой их связывала система рек и озер. Чудское озеро, было частью знаменитого торгового пути «из варяг в греки». В X веке с развитием торговли, положение Пскова на реке Великой оказалось более выгодным, а значение Изборска как административного и торгового центра стало уменьшаться. Он превратился в пригород Пскова, но в нем сохранилось самостоятельное управление. Изборяне участвовали в псковском вече. Названия места вблизи Изборска — Словенские ключи, Словенское поле — свидетельствуют о том, что эта земля была всегда заселена славянами. «Город Изборск стоит на Словенских ключах»— так сказано о положении Изборска в древнейшем географическом описании Руси — в «Большому чертежу» XVI века. Словенское поле, или Словенец, простирается к западу от селения. Над ним высятся поросшие кустарником курганы. По местному преданию, именно там находилось первое поселение. И теперь, распахивая землю, жители Старого Изборска, бывает, находят на Словенском поле черепки древней утвари, женские украшения, а чаще наконечники стрел, остатки кольчуг.

Во времена монголо-татарского ига почти все русские земли были завоеваны. Избежали этого только северо-западные районы, но им грозила опасность с запада.

В XII веке епископ Альберт учредил рыцарский Орден меченосцев. Захватив в XIII веке Прибалтику, орден отправился завоевывать богатые русские земли. После взятия Юрьева (Тарту) в 1224 году дорога на Псков и Новгород оказалась открытой. Первый раз Изборск был захвачен в 1223 году, но псковичи пришли на помощь, и Изборск был освобожден. В 1237 году был образован новый рыцарский орден - Ливонский. И в 1240 году, нарушив мирный договор с Псковом, рыцари захватили Изборск, а затем уже беспрепятственно захватили Псков. В 1242 во время знаменитого Ледового побоища, в котором приняли участие изборские воины, рыцари были изгнаны с русских земель. Через 80 лет вновь возникла опасность: постоянная угроза со стороны немецких рыцарей, которые в любой момент могли напасть русскую землю. Для Изборска нужно было найти место, более выгодное в военном отношении, и в 1303 году «Избореск бысть поставлен на новом месте». Место было выбрано на Жеравьей горе и с того времени до XV века новая крепость выдержала восемь осад и ни разу не была взята неприятелем. Ливонские рыцари многократно вторгались на русскую землю, но всегда на их пути стоял Изборск. Особенно продолжительной и упорной была осада Изборска в 1349 году, в результате которой ливонцы, так и не сумев овладеть крепостью, оставили у ее стен немало своих павших воинов и, отступая, бросили все свои осадные машины. Участвовавший в этой осаде немецкий поэт Зухенварт назвал Изборск «железным городом». А в 1368 году крупные силы немцев, применяя многочисленные стенобитные орудия, 18 дней пытались пробить брешь в стене, но отошли, не добившись успеха. Псковский летописец того времени отметил, что немцы «много безоумнии в соуе троудившися», и не могоша зла ничто же сотворити».

«В лето 6811 (1302 год) бысть зима тепла без снега, и бысть хлеб дорог вельми. Того же лета Изборск поставлен бысть на новом месте», то есть после постоянных столкновений с немцами потребовалось обновить кладку там, где было необходимо, чтобы ещё сильнее укрепить стены и башни Изборска для успешного противостояния против недругов постоянно посягающих на западные рубежи Руси.

Каменная крепость Изборска построена из доломита и в плане представляет собой неправильный треугольник с округлыми углами. К настоящему времени крепость сохранила шесть боевых башен, два въезда, два «вылаза», то есть тайных выхода, и тайный ход к реке. Важным свидетельством того, что не было никакого нового строительства внутри крепости или «переноса её с другого места» подтверждает запись в летописи: «В лето 6388 (1330 год) Селога посадник с псковичи и с изборяны поставиша город Избореск на горе на Жеравии; того же лета и стену камену с плитою учиниша и ровы изрыша под городом, при княжении Александрове». В тексте летописи определённо описано ВОЗОБНОВЛЕНИЕ СТЕНЫ , а не её новое строительство, после очередного нападения ордена меченосцев. Для лучшей защиты города и крепости были ещё глубже вырыты рвы. Селога посадник был крупным общественным деятелем Пскова. Он строил укрепления Пскова, вел переговоры с московским великим князем, Иваном I Калитой, который требовал от псковичей выдачи Александра, тверского князя, бежавшего в Псков после восстания против татар в Твери в 1327 году. Подновление стен и башен проводили впоследствии неоднократно, надстраивали в высоту, а со стороны внутреннего двора в ширину. Стены возведенные посадником Селогой, видны возле главных Никольских ворот.

Здесь до проведения последней реставрации хорошо видно, какими тонкими и низкими были первоначальные стены.С появлением огнестрельного оружия крепость подверглась дополнительному укреплению.

В 1510 году Изборск вместе с Псковом был присоединен к Москве. В начале XVI века была построена крепость Псково-Печерского монастыря, и именно она стала принимать первые удары врагов. Во время похода на Псковскую землю польского короля Стефана Батория были разорены окрестности, в частности Мальский монастырь, о факте захвата Изборска можно судить только по результатам мирного договора 1582 года, где среди городов, которые «Стефан король поймал», значился Изборск. В конце XVII века Изборск из пригорода Пскова превратился в маленький городок, а затем в село, которое вошло в состав Печорского уезда.

В эпоху Петра I в результате Северной войны граница отодвинулась на запад. Изборск потерял свое приграничное положение и в XVIII веке его гарнизон был упразднен.

Изборск. Крепость-храм.

Для более детального исследования этого уникального археологического объекта помимо классического, необходимо прибегнуть к дополнительному методу. К дополнительному методу относятся два вида фотосъёмки, аэрофотосъёмка (в том числе спутниковая) и обычное фотографирование объекта, в данном случае стен, башен и холма, на котором стоит крепость -это требуется, чтобы убедиться в исключительной древности Изборска.

К сожалению, на протяжении последних 200-х лет, историки и археологи, исследовавшие Изборск, мало уделяли внимания для исследования древнего города, довольствовались лишь изучением некоторых участков территории крепости. В отчётах, как правило, всегда утверждалось - это древнейшее поселение было основано около VIII века н.э., что совпадало с государственной идеологией «молодости» славяно-русов по сравнению с другими европейскими этносами, которые появились по «утверждению» немецких историков-норманистов на исторической сцене тоже около VIII века н.э.! Так продолжается до сих пор…

Но давайте попытаемся самостоятельно, хотя бы в некоторых деталях изучить Изборск. Фотография помогает выявить тонкие светотени, которые образуют различные надписи, выложенные в стенах и башнях этого чудом сохранившегося города-крепости, крепости-храма русской ведической культуры. Благодаря фотографии достаточно легко изучать уникальные надписи, сделанные из бута и земли, которые со временем зарастают травой, образуя тем самым дендроглифы. Они всегда во множестве сопровождают места, посвящённые славяно-русским ведическим богам.

С доисторических времён, славянские крепости несли в себе двойную функцию: защиты от врагов и храмового культового комплекса. Городище строилось вокруг святилища, и соединялось с ним, образуя единый архитектурный ансамбль, в котором заключался глубокий религиозный смысл - всё мироздание вращается вокруг светил и мир людей объединяется и живёт вокруг Бога как источника жизни и разума. В археологии подобная культура носит название нурагической или культуры нурагов. Нурага происходит от итальянского(итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) - тип мегалитической башни. Скорее всего, это итальянское слово появилось от латинского, которое в свою очередь произошло от древнерусского - НЫРИЩЕ, НЫРЬ, НОРА. В словаре В.И. Даля есть пояснение к древнему слову «НОРА» = «НЫРА» = «НЫРЬ»=«НЫРИЩЕ», что значит ‘башня в укреплении, куда скрываются’ [от врагов].

Фото № 1а

На первой фотографии (Фото № 1/1а) кругами обозначены посвятительные надписи в честь ведических славянских богов Рода и Мары. В нижней части снимка справа видно «колесо» Рода левее Мары. На склоне холма на котором стоит крепость, видно множество надписей и «кругов» Рода, а также и это крайне важно, каменное основание и стены, нижняя часть башен также имеют посвятительные надписи в основном в честь бога Рода, также часто в стенах виден традиционный рефрен прославляющий РУСЬ, как достояние Неба, и как источник жизни на земле написанный рунами Макаши - «РС»=РУСЬ. На территории крепости в левой части кругом обозначена надпись-дендроглиф АРИИ. Из этого можно сделать вывод: холм, на котором стоит Изборск являлся жертвенником ещё в эпоху палеолита: времени освоения АРИЯМИ - СЛАВЯНАМИ евразийского континента.

Фото № 2а

На переднем плане видна стена крепости, где выложены из камня надписи: РОД. Самый верхний круг надпись «РС» РУСЬ, на склоне холма два «колеса» Рода и Мары. Фото № 2/2а и Фото № 3/3а.

Фото № 3а

Перед нами одна из башен Изборской крепости. В кладке стен из природного камня выложены надписи, снизу верх: пять посвящены Роду. Самая верхняя надпись читается слева на право: ХРАМ!

Фото № 4/4а, При множестве посвящённых богу Роду надписей выше, как было показано, самая верхняя надпись состоит из трёх слов: ХРАМ МИРА РОДА.

Фото № 4а

На следующей фотографии № 5/5а, также видны дублирующие надписи снизу верх: Род, справа и слева «РС» РУСЬ.

Фото № 5а

Фото № 7/7а и Фото № 9/9а. Другие башни также имеют священные ведические надписи самые верхние «РС»=РУСЬ, ниже ХРАМ, все последующие справа налево Род, а справа, если смотреть на правый край колец, третий средний круг: правосторонняя свастка-ярга.

Фото № 7а

Фото № 9а

Другой ряд башен и стен вновь показывают единство замысла строительства этого комплекса, где воочию видно принципиальное предназначение этого комплекса в первую очередь, как культового и ритуального, а потом только в качестве защитного сооружения. Важный вывод можно сделать при рассматривании предложенных фотографий: Изборская крепость-храм, представляет собой уникальный археологический объект, который несёт в себе свидетельство непрерывной культурной взаимосвязи русской ведической культуры от доисторической эпохи, около XXV - XX веков до н.э. до Средневековой Руси конца XV века н.э.

Фото № 8а

Фото № 8/8а: Основание холма, нижняя часть которого выложена из доломита от древности «вросла» в землю - это эпоха палеолита. Это первый культурный слой. Второй слой это эпоха возрождения Изборска после «первого запустения» около Vвека до н.э. Третий слой - это возрождённая крепость-храм отстроенная Гостомыслом после «второго запустения», от неё сохранилась нижняя часть стен и башен. По времени - это вторая половина первого тысячелетия нашей эры. Четвёртый слой, самый небольшой, он очень бросается в глаза своей крайне грубой и неумелой кладкой - это верхний край башен и укрепление стен изнутри крепости эпохи X- XV веков н.э. Очень хорошо видна на фотографиях грубая достройка верхних ярусов стен и башен, которая резко контрастирует с древней очень качественной кладкой. Это время русского Средневековья, когда повсеместно исчезает ведическая вера, которая к концу XVII века исчезает на всей территории Руси.

Нураг или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi)— тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния с конца II тыс. до н. э. и до захвата острова римлянами. Всего на острове учеными найдено около 7000—8000 нурагов. По оценкам, когда-то их количество могло достигать 20—30 тысяч. В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова. Сардиния изобиловала крупными каменными сооружениями ещё в донурагический период, в 3 тысячелетии до н. э. (см. Домус-де-Джанас, Гробницы гигантов). В это время на Сардинии существовали развитые культуры Арцакена и Оциери. В конце 2 тысячелетии до н. э., предположительно в результате вторжения народа из Восточного Средиземноморья, так называемых народов моря или ПЕЛЕШТИМОВ - ПЕЛАЗГОВ являющиеся предками славян обладавших развитыми познаниями в металлургии, местная мегалитическая культура трансформируется, и вместо богато раскрашенных, но примитивных по архитектуре гробниц возникают многочисленные нураги. Аналогичные культуры существовали в бронзовом веке на Балеарских островах (талайоты) и на Корсике (торре).

Первые, примитивные протонураги или псевдонураги относятся к археологическим культурам Боннанаро и Суб-Боннанаро (первая относилась к донурагическому населению, тогда как вторая, по-видимому, была непосредственным предком культуры строителей нурагов). По мнению академика А. И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию.

Изделия искусства нурагической культуры обнаруживают сходство, как с этрусским искусством, так и с изделиями Восточного Средиземноморья. Некоторые нураги по высоте достигают 20 метров.

Назначение нурагов многоразличны - это были храмы, обычные жилища, резиденции правителей, военные укрепления, места встречи вождей, проведения народных собраний. Некоторые из нурагов расположены в стратегически важных местах, из которых можно было контролировать важные дороги. Датировка сооружения нурагов датируются около 3500 года до н. э., то есть временем возникновения нурагической культуры, однако большинство было сооружено в период среднего бронзового века, XVIII—XV века до н. э., или же в поздний бронзовый век. Нураги продолжали использоваться до вторжения римлян во II веке до н. э.

По мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагической культуры была наиболее прогрессивной из всех цивилизаций западного Средиземноморья для своего времени, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии. Из около 8 тыс. существующих нурагов лишь в некоторых проводились археологические раскопки.

На представленных здесь фотографиях убедительно видно насколько «крепость» Изборска однотипна с южноевропейской славянской культурой, которую обычно называют этруской. Подобные крепости храмы строились также в центральной Европе и на Балтийском побережье. На территории современной России, по-видимому, чудом сохранился Изборск как уникальный артефакт глубочайшей древности восходящий к эпохе позднего палеолита! Для сравнения абсолютного единства культуры нурагов и Изборского храмового комплекса привожу ниже парные фотографии различных сохранившихся нурагов для визуального исследования и проведения сравнительного анализа типов построек для убедительного вывода о ЕДИНСТВЕ КУЛЬТУРЫ и ЯЗЫКА древнейшей цивилизации, которая как может убедиться любой читатель, есть цивилизация славяно-русская. Фото: №10/10а,11/11а,12/12а,13/13а,14/14а.

Фото № 10а

Фото № 11а

Фото № 12а

Фото № 13а

Фото № 14а

Обсуждение.

Основополагающая славянская цивилизация была постепенно к концу I тыс. до н.э. вытеснена пришлыми поселившимися на европейском континенте азиатскими инородцами. Они в свою очередь использовали как строительный материал камень славянских поселений, храмов и городов. В этом числе пострадали и нураги многие были разрушены, некоторые исчезли и представляют сегодня груду камней.

Из приведённых примеров, представленных на современных фотографиях 2010-2012 годов, видно полное совпадение типа т.н. «культовой» кладки. Этот метод уникален по своей технологи, он встречается повсеместно на тех территориях в древнем мире, где обитали славяне. Техника выполнения работ сама по себе предельно проста - при выполнении строительных работ в основании зданий или башен и других видов сооружений и в кладке стен методом регуляции внешней лицевой части строительного материала создавались посвятительные надписи ведическим богам. Обычно применялся гранит или доломит, как наиболее надёжный строительный материал, который достаточно часто встречается на поверхности земли.

В заключение статьи можно сделать вывод:

1.Изборск с древнейших времён является одним из религиозных центров славяно-русов наряду с такими знаменитыми на весь мир городами-святилищами как Словенск и Аркона.

2.В виду того, что в основании, стенах на территории крепости-храма и на внешних сторонах холма на котором стоит Изборск имеются в основном посвятительные надписи ведическому богу Роду, значит Изборск есть город-храм посвящённый этому богу.

3.Возраст Изборска, судя по его идентичности с сооружениями культуры нурагов, равен 3500 лет до н.э.! Эта культура является этруской.

Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — это представители одного из южнославянских народов в древние племена, населявшие в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Существует две версии появления этрусков на Аппенинском полуострове: по одной из них, этруски родом из Италии, по другой этот народ мигрировал из Восточного Средиземноморья. В пользу второй теории говорят труды Геродота, появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот, этруски — это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, — тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной. Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов на Аппенинском полуострове следует XIII веком до н.э.

Необходимо отметить, очень часто в культуре этрусков встречается символ в виде «башни» и этот символ-знак является в этой культуре ключевым. Подобный символ был сильно распространён в славянском первом государстве - Норик. Символом матери всех богов - Макожи - Живы - Кобелы - Кибелы является также «башня».

Родиной матери богов по свидетельству Геродота была Великая Скифия и служителями её могли быть только скифы, т.е. славяне! Широко распространённый культ Праматери - Кобелы, дающей всему жизнь, повсеместно встречался у славян с эпохи палеолита. В культуре Триполья были распространены фетиши - татуированные женские фигуры Кобелы. Через Трипольскую и Винчанскую культуры этот культ проник во Фригию, и в государстве Хеттов стал главным. Имя богини здесь произносилось - Кибела. От хеттов этот культ распространился в Греции, Риме и других странах, став одним из доминирующих, так как здесь она почиталась прародительницей всех богов. У древних славян было особое жреческое сословие «колпаконосцев» - энареев служителей богини Кибелы, известных во всём древнем мире своим даром провидения. Геродот в «Истории» и Лукиан Самосатский (120-180 гг. н.э.) в труде «Токсарис, или дружба» писали о знаменитых жрецах - энареях, которым «одним свойственно превращать людей в бессмертных…» Свидетельство древнейшего историка Геродота и знаменитого софиста Лукиана жившего в начале новой эры показывает непрерывность и постоянство культа Кибелы у славян на протяжении многих столетий.

Общим знаком-символом полабских славян объединяющий их в одну религиозную семью была «башня» - герб Арконы религиозной и культурной столицы западных славян. На карте Европы обнаруженной Конрадом Миллером (1844 - 1933) в сочинениях блаженного Иеронима (+ 420) принадлежавшей некогда святому Евсевию Кесарийскому (270 - 338), Аркона обозначена трёхстолбовой и трёхзубчатой «башней»!

4.Примеры сопоставления южноевропейской, центральноевропейской и восточноевропейской славянской культуры показывают единство религиозного (ведизм), языкового (древнерусский язык) и культурного наследия на протяжении 4500 лет, с XXV в до н.э. по XVI век нашей эры! Это исключительное явление в истории человечества. С принятием Православия, а отправным моментом, христианизации нужно считать вторую половину I века нашей эры, неразрывно связанной с именем апостола Андрея Первозванного. В истории славяно-русов с I века нашей эры, прослеживается, прочти непрерывное служение Православной Церкви, представители священства которой были славяно-русы. Только начиная с X века, часть епископата и священства стали составлять греки и болгары. Русский ведизм всегда занимал ведущее место в религиозной жизни народа. Ситуация стала постепенно меняться после XI века, когда Православие было официально провозглашено государственной религией. В середине XVII века староверы, исповедующие древний ведизм и старообрядцы не принявшие «новых» обрядов» от греков, стали систематически преследоваться и уничтожаться во время царствования царя Алексея Михайловича «тишайшего»… Наиболее сильное преследование было при Петре I. Вследствие гонений погибли от лишений, голода и преследований более 1,5 миллионов русских людей.

Литература

1. Мазуринский летописец // ПСРЛ. Т. 31. М.: Наука, 1968.

2. Татищев В.Н. От скифов до славян: История Российская во всей её полноте. М., 2011.

3. В.Н. Татищев в примечании отметил: «Равно Гельмольд оного ж Винулем, т.е. князем винулиев именовал». Татищев В.Н. От скифов до славян: История Российская во всей её полноте. М., 2011. С. 66. В «Словаре русского языка XI-XVII вв.» древнерусское слово «столп» имеет значение башни. Происхождение личного имени Столпосвят связано с религиозными ведическими понятиями древних славяно-русов. Столпосвят - значит почитающий святой храм-столп бога Рода. Башни-столпы культуры нурагов как у этрусков, так и славяно-русов являлись ведическими храмами бога Рода.

4. Татищев В.Н. От скифов до славян: История Российская во всей её полноте. М., 2011. С. 67 .В пояснении В.Н.татищев писал: «Изборск во имя Избора,который у сарматов Кунигарди Шуя именован Владимир в области Псковской, ныне село Владимирец, где древний вал видим <…> Столбово на реке Тихвине, другое на реке Тверце меж Вышнего Волочка и Торжка, Столп именуемое. Оба сии в области Новгородской…» Далее В.Н.Татищев пишет: некогда он имел общение с монахом Нило-Столобенской Пустыни и на вопрос почему у острова такое необычное название, он ответил: в древних монастырских сказаниях записано остров получил своё название от древнейшего города, который стоял на месте нынешнего города Осташкова и назывался он в честь князя Столп или Столбов! Тамже.С.67.

5. Под 862 годом указано, что Рюрик сел в Ладоге, в Лаврентьевской летописи название города опущено; в Новгородской первой (Н1Л), Новгородской четвёртой (Н4Л) и Софийской первой (С1Л) летописях назван город Новгород.

6. Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г./ Подг. текста, перевод и ком. Д.С. Лихачева/ Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996.

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. Репр. изд-ие 1880-1882 г. Т. 2.

8. Нураги - каменные укреплённые жилища бронзового и раннего железного века в виде башен.

9. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.

10. Жак Эргон. Повседневная жизнь этрусков. М.: Молодая гвардия, 2009. О славянском происхождении этрусков писали древние историки Геродот (V в. до н.э.), Страбон (I в. до н.э.), Тит Ливий (59 г. до н.э. - 17 г.н. э). Дионисий Галикарнасский (I в. до н.э.) писал об этрусках, как о совершенно обособленном народе, который отличался не только от азиатов-лидийцев, но и от автохтоного населения Аппенинского полуострова. Он пишет: «Язык у них (этрусков) и у лидийцев разный <…>. Они (этруски) покланяются иным богам, чем лидийцы; у них другие законы…»

11. Византийский грамматик и этнограф Стефан Византийский (527-565 гг. н.э.) в географическом словаре «Ethnica» отметил СЛАВЯНСКОЕ происхождении этрусков.

12. Геродот. История: В 9 книгах / Пер. и прим. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 1993. Кн. IV, 20. // Геродот был убеждён, что некогда Эллада называлась ПЕЛАСГИЯ; пеласги ДО эллинского племени ГОВОРИЛИ и ПИСАЛИ на СВОЁМ ЯЗЫКЕ» . Сохранившиеся фрагменты письменности пелазгов обнаружены на Лемносской стеле и Пирейском льве. Пелазгическая письменность полностью идентична сохранившейся во множестве этрусской, что свидетельствует о кровном родстве и единстве этих древних славянских народов. Население Аттики тоже принадлежало к пеласгам и называлось кранаями. <…> «ПЕЛАСГИ НАХОДИЛИСЬ НА БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ, ЧЕМ ГРЕКИ»

13. Большая советская энциклопедия. М., 1973. Т. 12. С. 75. // Кибела, фригийская богиня, почитавшаяся в Малой Азии, Греции, во всей Римской империи (с 204 г д.н.э. культ Кибелы как государственной установлен в Риме). В честь Кибелы жрецами исправлялись мистерии с обрядами, в которых важную роль играли самоистязания, омовения кровью жертв и самооскопления.

14. Konrad Miller (21. November 1844 in Oppeltshofen; † 25. Juli 1933 in Stuttgart) war ein römisch-katholischer Theologe, Naturwissenschaftler und Kartographiehistoriker. Er war maßgeblich an der Wiederentdeckung der Tabula Peutingeriana, einer kartografischen Karte, die das römische Straßennetz im spätrömischen Weltreich aus dem 4. Jahrhundert n. Chr. abbildet, und weiterer Karten beteiligt. Miller Konrad. Die altesteWeltkarten/K.Miller. - Berlin, 1895.

Жалкие, ничтожные люди! - сердито забормотал Паниковский.

Вот как! -- сказал Остап. -- А себя вы считаете, очевидно, врачом-общественником? Джентльменом? Тогда вот что: если вам, как истому джентльмену, взбредет на мысль делать записи на манжетах, вам придется - писать мелом.

Почему? - раздраженно спросил новый пассажир.

Потому что они у вас совершенно черные. Не от грязи ли?

Вы жалкий, ничтожный человек! -- быстро заявил Паниковский.

И это вы говорите мне, своему спасителю? - кротко спросил Остап, - Адам Казимирович, остановите на минутку вашу машину. Благодарю вас. Шура, голубчик, восстановите, пожалуйста, статус-кво.

Балаганов не понял, что означает "статус-кво". Но он ориентировался на интонацию, с какой эти слова были произнесены. Гадливо улыбаясь, он принял Паниковского под мышки, вынес из машины и посадил на дорогу.

Студент, идите назад, в Арбатов, - сухо сказал Остап, -- там вас с нетерпением ожидают хозяева гуся. А нам грубиянов не надо. Мы сами грубияны. Едем.

Я больше не буду! -- взмолился Паниковский. - Я нервный!

Встаньте на колени, -- сказал Остап. Паниковский так поспешно опустился на колени, словно ему подрубили ноги.

Хорошо! -- сказал Остап. -- Ваша поза меня удовлетворяет. Вы приняты условно, до первого нарушения дисциплины, с возложением на вас обязанностей прислуги за все.

"Антилопа-Гну" приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница.

Через полчаса машина свернула на большой Новозайцевский тракт и, не уменьшая хода, въехала в село. У бревенчатого дома, на крыше которого росла сучковатая и кривая радиомачта, собрался народ. Из толпы решительно выдвинулся мужчина без бороды. В руке безбородый держал листок бумаги.

Товарищи, -- сердито крикнул он, -- считаю торжественное заседание открытым! Позвольте, товарищи, считать эти аплодисменты... Он, видимо, заготовил речь и уже заглядывал в бумажку, но, заметив, что машина не Останавливается, не стал распространяться.

Все в Автодор! -- поспешно сказал он, глядя на поравнявшегося с ним Остапа. -- Наладим серийное производство советских автомашин. Железный конь идет на смену крестьянской лошадке.

И уже вдогонку удаляющемуся автомобилю, покрывая поздравительный гул толпы, выложил последний лозунг:

Автомобиль -- не роскошь, а средство передвижения.

За исключением Остапа, все антилоповцы были несколько обеспокоены торжественной встречей. Ничего не понимая, они вертелись в машине, как воробышки в гнезде. Паниковский, который вообще не любил большого скопления честных людей в одном месте, опасливо присел на корточки, так что глазам селян представилась только лишь грязная соломенная крыша его шляпы. Но Остап ничуть не смутился. Он снял фуражку с белым верхом и на приветствия отвечал гордым наклонением головы то вправо, то влево.

Улучшайте дороги! -- закричал он на прощание. - Мерси за прием!

И машина снова очутилась на белой дороге, рассекавшей большое тихое поле.

Они за нами не погонятся? -- озабоченно спросил Паниковский. -- Почему толпа? Что случилось?

Просто люди никогда не видели автомобиля, - сказал Балаганов.

Обмен впечатлениями продолжается, -- отметил Бендер. -Слово за водителем машины. Ваше мнение, Адам Казимирович?

Шофер подумал, пугнул звуками матчиша собаку, сдуру выбежавшую на дорогу, и высказал предположение, что толпа собралась по случаю Храмового праздника.

Праздники такого рода, -- разъяснил водитель "Антилопы", -- часто бывают у селян.

Да, - сказал Остап. - Теперь я ясно вижу, что попал в общество некультурных людей, то есть босяков без высшего образования. Ах, дети, милые дети лейтенанта Шмидта, почему вы не читаете газет? Их нужно читать. Они довольно часто сеют разумное, доброе, вечное.

Остап вынул из кармана "Известия" и громким голосом прочел экипажу "Антилопы" заметку об автомобильном пробеге Москва -Харьков -- Москва.

Сейчас, -- самодовольно сказал он, -- мы находимся на линии автопробега, приблизительно в полутораста километрах впереди головной машины. Полагаю, что вы уже догадались, о чем я говорю?

Нижние чины "Антилопы" молчали. Паниковский расстегнул пиджак и почесал голую грудь под грязным шелковым галстуком.

Значит, вы не поняли? Как видно, в некоторых случаях не помогает даже чтение газет. Ну хорошо, выскажусь более подробно, хотя это и не в моих правилах. Первое: крестьяне приняли "Антилопу" за головную машину автопробега. Второе: мы не отказываемся от этого звания, более того -- мы будем обращаться ко всем учреждениям и лицам с просьбой оказать нам надлежащее содействие, напирая именно на то, что мы головная машина. Третье... Впрочем, хватит с вас и двух пунктов. Совершенно ясно, что некоторое время мы продержимся впереди автопробега, снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания.

Речь великого комбинатора произвела огромное впечатление. Козлевич бросал на командора преданные взгляды. Балаганов растирал ладонями свои рыжие вихры и заливался смехом. Паниковский, в предвкушении безопасной наживы, кричал "ура".

Ну, хватит эмоций, - сказал Остап, -- Ввиду наступления темноты объявляю вечер открытым. Стоп!

Машина остановилась, и усталые антилоповцы сошли на землю. В поспевающих хлебах кузнечики ковали свое маленькое счастье. Пассажиры уже уселись в кружок у самой дороги, а старая "Антилопа" все еще кипятилась: иногда сам по себе потрескивал кузов, иногда слышалось в моторе короткое бряканье.