Фомичева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кирюшкинская СОШ"
Населённый пункт: Оренбургская область, Бугурусланский район С. Кирюшкино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок литературы в 9 классе
Дата публикации: 31.01.2017
Раздел: полное образование

Утро в доме Фамусова. Анализ I действия комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Разделы: Литература Тип урока – урок изучения нового материала. Форма урока – урок аналитического чтения. Форма деятельности – работа в группах сменного состава. Методы – метод комментированного чтения, чтения по ролям, метод беседы, наблюдения, сопоставления. Цели урока. Образовательная: 1. Определить роль I действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. 2. Найти определение конфликта, через который происходит развитие действия 3. Схематически представить развитие I действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. 4. Внести дополнения в рабочую таблицу. Развивающая: 1. Продолжить работу по развитию коммуникативных и творческих навыков, аналитических способностей. 2. Продолжить работу по развитию языковых способностей, образного мышления в процессе работы над анализом текста. 3. Продолжить формирование навыка аналитического чтения в процессе изучения комедии. 4.Научить чувствовать жанровые особенности драматического произведения. 5. Показать богатство русского языка в процессе аналитического чтения. Воспитательная: 1. На примере взаимоотношений героев комедии продолжить работу по формированию бинарного мышления. 2. Показать значимость непреходящих человеческих ценностей. Подготовка к уроку 1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом I действия комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. 2. Составляется рабочая таблица “Характеристика главных героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 2, 2А) 3. Делятся на группы по номерам 1–4. 4. Первые номера отбирают материал для характеристики Чацкого, вторые – для характеристики Софьи, третьи характеризуют Молчалина, четвертые – Фамусова. 5. Выбранные из текста I действия цитаты для характеристики героя вносятся в таблицу.
6. Заготавливается черновик схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 3) 7. Повторяются ранее изученные термины. 8.Отдельная группа готовит инсценировку по I действию (явления 1-3). 9. Парты расставляются попарно для работы в группах по 4 человека. 10. Перед уроком учащиеся разбиваются на новые группы, включающие номера 1-4. Оформление урока 1. Для инсценировки 1-3 явлений оформляются декорации. 2. Подбирается музыка: вальсы А.С. Грибоедова, звуки флейты и пианино, звона часов. 3. Подготавливается презентация, отражающая основные этапы работы на уроке. (Приложение 1) Ход урока Перед уроком звучат 2 вальса А.С. Грибоедова. Слайд № 2, 3, 4. I. Оргмомент II. Сообщение цели урока. Постановка проблемного вопроса Запись темы урока. Учитель: Вечная современность русской классики… Пожалуй, эти слова можно полностью отнести к одному из самых нестареющих, несмотря на свой приличный возраст (185 лет!) произведений русской литературы. “Горе от ума” А. Грибоедова. Наш сегодняшний урок “Утро в доме Фамусова” – первый в системе уроков изучения текста комедии. Слайд №5 Этим уроком мы начинаем ПОИСК ответов на вопросы: Почему горе? Почему именно от ума? Кому горе? Слайд № 6. Запись темы, зарисовка схемы Итак, сегодня мы должны провести анализ первого действия комедии, определить его роль. Внести дополнения в рабочую таблицу. Составить схему “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Слайд № 7. Цель урока III. Актуализация ранее полученных знаний. Проверка домашнего задания (инсценировка) Учитель: Чтобы разобраться в событиях и конфликте, определить роль I действия, лучше понять характеры героев и замысел автора, предлагаем посмотреть небольшую инсценировку первых трех явлений комедии. Слайд №8. АфишаIV. Инсценировка 1-3 явлений I действия Учитель: Итак, судя по вашим смеющимся лицам, видно, что мы имеем дело с жанром комедии. Вкомедии Грибоедова, как и в комедии классицизма, представлен определенный набор действующих лиц: благородный отец, героиня, первый любовник (пока только), служанка. Остановимся подробнее на каждом главном герое.
Слайд №9. Вопросы явл. №1-5 V. Анализ явлений 1-6. Работа в группах с таблицей “Характеристика главных героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Внесение дополнений в таблицу (Приложение 2) Благородный отец – ФАМУСОВ Павел Афанасьевич (рассказ уч-ся №4). 1. Каким хочет казаться Фамусов и каким он выглядит в 1-4 явлениях? (Фамусов хочет казаться глубоко нравственным человеком, хорошим отцом. На самом деле – лицемер, но любит свою дочь, прочит ей богатого мужа) 2. Верит ли Фамусов объяснениям своей дочери и секретаря? (Скорее всего не верит, но он боится хлопот, не терпит перемен. И поэтому ограничивается только лишь словесным “распеканием”) Героиня – СОФЬЯ Павловна (рассказ уч-ся №2). 3. Как складываются взаимоотношения между Софьей и отцом, отцом и дочерью, Софьей и Молчалиным? Какое понятие объединяет героев по отношению друг к другу? (Явл. 5) Чем живет дом Фамусова до появления Чацкого? (В доме Фамусова все держится на лжи и обмане (Бывает хуже – с рук сойдет). Ложь как милое плутовство (Лиза), ложь как средство скрыть тайну (Софья), ложь как средство угодничества (Молчалин), ложь как щит пороков (Фамусов). Первый любовник – Молчалин Алексей Степанович (рассказ уч-ся №3). 3. Почему Молчалин так ловко вышел из столь щепетильной ситуации? (Бумаги при нем даже на свидании!) Учитель: Итак, события 1-5 явления знакомят нас с главными и второстепенными персонажами. Запишем в столбик через 4 клетки фамилии главных героев Слайд № 10. Зарисовка схемы в тетрадь Учитель: И вот привычное, размеренно – спокойное течение событий вдруг нарушает известие: “К вам Александр Андреич Чацкий”. (Вносим дополнение в зарисованную схему) Слайд № 11 VI. Чтение по ролям 7 явления I действия Слайд № 12 Учитель: А теперь обратимся к вопросам по 7-10 явлениям. Слайд № 13 (Вопросы 7-10 явл.) VII. Анализ 7-10 явлений. Работа в группах с таблицей “Характеристика главных героев комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Внесение дополнений Беседа по вопросам. Чацкий Александр Андреевич (рассказ уч-ся №1).
1. Что привело Чацкого в дом Фамусова? [№5] Как ведет себя Чацкий в диалоге с Софьей? Хочет ли он кого-либо обидеть на самом деле? (Чацкий торопится к Софье. Он искренне влюблен в нее. Он искренне говорит о том, что думает, не желая никого обидеть и оскорбить) 2. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече? (Софья холодна, иронизирует, отвечает язвительными репликами на слова Чацкого, ее обижаютслова Чацкого о Молчалине). ем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому? (Прошло три года – и Софья изменилась, изменилось ее отношение к окружающим. В ней говорит обида, что когда-то, три года назад Чацкий неожиданно уехал, не писал писем, она в нем разочарована. Считает, что тот слишком горд, высокомерен, недобр по отношению к окружающим. Более того, Софья влюблена в Молчалина, и это неизвестно Чацкому). 3. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова? (Конечно, не ждали. Чацкий не писал писем, никого не извещал) Понимает ли сейчас Чацкий, что в этом доме он чужой? (Он искренне сражен красотой Софьи, надеется на взаимность. Хочет найти в любимой прошлые чувства, но встречает холодность и равнодушие. Не понимает ее реакции на свои слова. Все его мысли – лишь о Софье) 4. Что значит реплика Софьи: “Ах, батюшка, сон в руку”? (С. Хочет перевести подозрения отца с Молчалина на Чацкого) Учитель: Итак, возникает ли конфликтная ситуация в I действии? Если возникает, то какой этоконфликт: любовный, общественный, морально-нравственный? Слайд № 14 Чтобы подвести итоги анализа I действия комедии, предлагаем обратиться к черновику схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. С помощью фломастеров, стрелок, условных обозначений передайте суть конфликта первого действия VIII. Работа в группах с черновиком схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 3) IX. Презентация схем по группам X. Вывод. Слайд № 15. Схема конфликта Учитель: Какова же роль I действия комедии “Горе от ума”? Слайд № 16. Роль 1 действия комедии Роль 1 действия комедии: В I действии дана расстановка действующих лиц, раскрываются характеры главных и некоторых второстепенных персонажей. Заявлены основные общественные проблемы, волнующие автора комедии. 7 явление – завязка любовного конфликта между Чацким и Софьей. Искренний, открытый Чацкий вторгается в дом Фамусова, где все взаимоотношения
построены на лжи. Таким образом, искренность, открытость Чацкого сталкиваются с ложью, фальшью и, конечно, обманом. (Ключевое слово отражается в схеме). XI. Запись домашнего задания. Слайд № 17 1. Выразительно прочитать вслух по ролям II действие комедии. 2. Внести дополнения в таблицу. 3. Сравнить монологи “Вкус, батюшка, отменная манера” и “А судьи кто?” XII. Итоги урока. Выставление оценок XIII. Этап рефлексии

1. Подходящий человек.

2. Показная любовь.

3. Истинная любовь.

Любовь и расчет - таковы две опорные точки нашего сочинения. Они ставятся на одну плоскость, что быть в принципе не может. Любовь не математическая формула, которую можно рассчитать по удобной схеме. Это безграничное чувство, которое просто не имеет предела и не может его иметь. Расчетливых людей никогда не сможет охватить прекрасное чувство, оно для них просто не доступно. Да и в современном мире, говоря «расчет», мы подразумеваем деньги, карьеру, выгоду. Каждый из этих компонентов становится предлогом любви, его основой. Но все это слишком эфемерно, чтобы стать реальностью.

Совершенно другое соотношение расчета и любви представлено А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума». Какой расчет может быть у таких героев, как Софья и Молчалин? Посмотрим на каждый образ в отдельности.

Наибольшая расчетливость характерна для Молчалина. В списке действующих лиц он предстает как Алексей Степанович Молчалин, секретарь, живущий в доме Фамусова. А кто такой Фамусов - начальник Молчалина. Сразу возникает вопрос, а почему Молчалин живет в доме своего начальника. На этот вопрос можно ответить одной фразой героя, ставшей крылатым выражением: «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь». Такой человек вполне подходит Павлу Афанасьевичу. Ведь он просто на дух не переносит, чтобы ему противоречили. Это хорошо видно в его диалогах с Чацким, который, не в пример Мол- чалину, не промолчит. Фамусов называет Ачександра Андреевича Чацкого карбонари, опасным человеком. «Я знать вас не хочу, разврата не терплю». Какие-либо свободные высказывания человека соотносятся лишь с развратом, то есть человеку не следует высказывать своего мнения. А если таких мыслей не будет, то для Фамусова это просто идеальный человек. Недаром у Алексея Степановича такая фамилия - Молчалив. Молчать - вот главный завет героя.

Однако не словами, а действиями герой привлекает внимание. Эту картинность отмечает Лиза при его падении с лошади. «Ударюсь об заклад, что вздор; / И если б не к лицу, не нужно перевязки...» И вот именно в отношении к Лизе открывается двойственность его любовного чувства.

«Молчалин. Какое личико твое! / как я тебя люблю!

Лиза. А барышню?

Молчалин. Ее / По должности, тебя... (Хочет обнять)».

Сразу видно, что в любовном стремлении Молчалина к Софье явно перевешивает расчет. Ему удобно, выгодно жить у Фамусовых, которые оценивают его молчание, ухаживать для виду за Софьей. Да и в разговоре с Чацким Молчалин говорит только о выгоде, упоминая известнейших и влиятельных людей - таких, как Татьяна Юрьевна, Фома Фомич.

Но свою расчетливость Молчалин не мог долго скрывать от возлюбленной Софьи. Однажды он попадается при свидании с Лизой и при этом довольно-таки ясно выражается. «И вот любовника я принимаю вид / В угодность дочери такого человека...» При разоблачении Алексей Степанович «бросается на колена», а при появлении Чацкого скрывается. В итоге можно сказать, что Молчалин остается в выигрыше. Он выходит сухим из воды. Чацкий уезжает сам, Софью отец ссылает в глушь, в Саратов. А он остается на хорошей должности и при новой любви.

Неужели такого человека могла полюбить Софья? Ведь она тот человек, в которого так искренне влюблен Чацкий. И в его действиях совершенно нет того расчета, что у Молчалина. И вообще Александр Андреевич удивлен: как Софья смогла полюбить такого ничтожного человека как Молчалин. Умеренность и аккуратность не те свойства, что ценит Софья в человеке. Хотя Чацкий до разговора с Молчалиным немного сомневается в девушке. «Ах, Софья! Неужели Молчалин избран ей! / А чем не муж? Ума в нем только мало; / Но чтоб иметь детей, / Кому ума не доставало? / Услужлив, скромненький, в лице румянец есть». Но после разговора с Молчалиным Чацкий понимает, что она не могла бы полюбить человека «с такими чувствами, с такой душой».

Получается, что любовь Софьи к Алексею Степановичу имеет немного другую природу. И главное - это обида на исчезновение Чацкого. Она не может понять: зачем искать ума так далеко, когда любимый человек рядом. И поэтому Софья рисует Лизе совсем другой образ возлюбленного, списанного с Молчалина. «Кого люблю я не таков: / Молчалин за других себя забыть готов, / Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело...»

Софья один раз обожглась на импульсивной деятельности, дерзости. Поэтому она старается избежать этого и находит подходящего избранника в Молчалине. Однако вспомним обморок девушки. Она «теряет чувства», когда видит, что Алексей Степанович упал с лошади. Софья потом ему выговаривает за беспокойство. «Молчалин, / Как во мне рассудок цел остался! / Ведь знаете; как жизнь мне ваша дорога! / Зачем же ей играть, и так неосторожно?» Получается, что все-таки молодой человек не безразличен барышне. Но любви, огромного чувства, здесь все-таки нет, хотя Софья и дорожит Молчалиным. Просто для нее он вполне покорен, особенно по сравнению с Чацким.

Алексей Степанович - игрушка в ее руках. Это она подтверждает при Молчалине. «А кем из них я дорожу? / Хочу - люблю, хочу скажу... / При них не смела я дохнуть, / У вас спросить, на вас взглянуть». И потом она случайно оговаривается, что не сможет долго выдерживать притворства. И это притворство связано не только с падением Молчалина. Оно относится и к Чацкому, который внезапно вернулся. Софья всеми силами хочет показать «путешественнику»: она не тосковала, не печалилась и все так же окружена поклонниками.

Следующим шагом ее расчета становится то, что она объявляет его сумасшедшим. Она злится на поступки Чацкого и в отместку распускает этот слух.

Расчет в действиях и поступках Софьи занимает не меньше места, чем у Молчалина. Но все-таки ее расчет вредит не столько Молчалину, сколько окружающим и в какой-то мере ей самой. Да и так называемая ее любовь построена на каких-то доводах и размышлениях. И получается это чувство очень холодным, от него не веет никакой теплотой.

Но расчет все равно не оправдывается. В конце пьесы Софье выпадает шанс узнать истинное лицо «возлюбленного», вся любовь которого была построена на расчете.

Расчет занимает центральное место в чувствах героев. Они делают его основой такого светлого чувства. И оба они просчитываются. Следовательно, любви тоже нет. Удобство, комфорт нельзя ставить выше любви. И нельзя сочетать вместе такие далекие понятия. В пьесе есть и истинная любовь - Чацкого к Софье. Но она теперь не находит отклика в душе девушки. Та сильно обиделась на исчезновение героя и не смогла простить эту оплошность.

Драматург нам наглядно показал, что на расчете можно построить карьеру, добиться внимания, благосклонности. Но никогда не получится сконструировать любовное чувство. Оно ведь возникает внезапно, словно легкий ветерок, набегает волнами и оставляет самые светлые и нежные воспоминания в жизни каждого человека.

джонс филдинг роман образ

Как уже было сказано, сквайр Вестерн "души не чаял в Софье". "Она была действительно его любимой деточкой, как он часто называл ее, и вполне заслужила такую любовь, потому что отвечала на нее самой безграничной привязанностью".

Софья никогда не спорила с отцом (до сватовства Блайфила), "...разве только вступалась за мать, которую горячо любила.

Перечитывая некоторые эпизоды, кто-то может усомниться в любви Вестерна к дочери. Взять хотя бы тот момент, когда он гонится за Софьей и видит убегающую лисицу, и, ни минуты не поколебавшись, сквайр выбирает охоту. Автор так пишет о проведенном Вестерном времени: "О Софье он [сквайр] и не вспоминал: ни разу мысль о дочери не испортила его наслаждения охотой, такой чудеснейшей, по его словам, что ради нее стоило ускакать из дому за пятьсот миль". Но тут же Филдинг напоминает: "...мы не обвиняем сквайра в недостатке любви к дочери - напротив, он очень ее любил; только мы должны помнить, что был он и сквайр и охотник". Этим же мы можем объяснить тот факт, что Вестерн часто грубо обращается с дочерью ("...выпустил заряд самых крепких словечек и ругательств и ушел"; "ты выйдешь за него, черт меня побери, выйдешь! Чего ж ты не отвечаешь? Экая упрямая стерва!").

Но в то же время, сколько раз мы слышим из уст Вестерна такие слова: "...по мне, лучше светопреставление, чем она повредит себе мизинец".

Софья очень любит своего отца, всегда старается угодить ему. "Она так благоговейно чтила отца и так горячо его любила, что едва ли когда испытывала более приятные ощущения, чем те, которые наполняли ее, когда она чем-то содействовала его удовольствию...". "Пунктуальнейшим образом исполняла она все дочерние обязанности, и любовь делала их не только легкими, но и приятными". Сама Софья говорит об этом так: "Право же, я не знаю высшего наслаждения, чем умножать счастье моего отца, и если горжусь, то не тем, что я делаю, а тем, что обладаю возможностью это делать".

Единственным поводом для ссор между Вестерном и Софьей был выбор жениха. Софья не хочет выходить замуж за ненавистного ей Блайфила, но, по мнению отца, это наилучший вариант для нее. Вестерн от всей души желает, чтобы Софья была счастлива, и думает, что так и будет, если она выйдет за богатого наследника. "Он считал равенство состояний и общественного положения таким же физически необходимым условием брака, как различие пола или иные существенные обстоятельства". А Софья влюблена в Тома Джонса. Но "любовь дочери к бедняку казалась Вестерну столь же невозможной, как любовь ее к животному". Сквайр, отец, желающий дочери только добра, говорит: "...влюбилась по уши в нищего бродягу и не хочет выйти за одного из лучших женихов в Англии, за которого мы ее просватали.

А Софья же наоборот, предпочтет жить в нищете, чем с человеком, которого презирает. Но все же она не забывает о дочернем долге, говоря Тому Джонсу, что "если бы не долг дочери, возбранявший ей следовать своим влечениям вопреки воле отца, то нищета с ним была бы ей гораздо больше по сердцу, чем какое угодно богатство с другим".

И несмотря на всю свою преданность отцу, Софья сбегает в Лондон. Она хочет избежать свадьбы с Блайфилом. Софья - здравомыслящий человек, и она отлично понимает, что отца не переубедить в его решении, она хочет выиграть время ("...тем временем батюшка, может быть образумится...").

Но все же сквайр пытается насильно заставить Софью выйти за Блайфила, запирая ее в комнате. Филдинг так относится к этому: "Сквайр сердечно любил свою дочь- это, мне кажется, не подлежит сомнению. Такая любовь свойственна очень многим родителям, делающим своих детей несчастными на всю жизнь. Хотя эта родительская слепота - почти всеобщее явление, она всегда казалась мне самой необъяснимой из всех нелепостей, какие только могли взбрести на ум удивительнейшего создания, называемого человеком".

МОЛЧАЛИН И СОФЬЯ. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Вы помиритесь с ним, по размышленъи зрелом. А. С. Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов - талантливый автор комедии «Горе от ума». Вот уже 180 лет она не перестает удивлять и восхищать все новые и новые поколения читателей правдивостью образов, созданных автором, и ярким, сочным, не имеющим себе равных языком. Большое значение в понимании замысла автора, критической оценке современной ему действительности сыграли два героя комедии - Софья и Молчалин. Вообще в пьесе представлен классический «любовный треугольник». Грибоедов мастерски сумел нарисовать трагикомедию этой ситуации, выведя на сцену «вечные характеры» и показав их переживания, интриги, крах мечтаний. Софья - дочь богатого московского барина, скучая в доме отца, она обратила внимание на ничтожного человека, Молча-лина Алексея Степановича, вообразив его «героем своего романа». Отъезд Чацкого толкнул Софью к Молчалину. Из-за молодости и неопытности она выбрала «объектом страсти» именно Алексея Степановича, а кто другой еще мог привлечь ее внимание, не Скалозуб же. Об уехавшем Чацком она с оби-Дой говорит: Вот об себе задумал он высоко... Охота странствовать напала на него, Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко? Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращал-Ся вокруг нее. Подобострастие, притворство и лесть Молчалина °н& принимает за любовь и безрассудно отдает душу и сердце этому холодному и расчетливому «лакею». Молчалин за других себя забыть готов, дерзости,- всегда застенчиво, несмело целую с кем можно так провесть! Ей невдомек, что сдержанность Молчалина объясняется ц любовью и почтением, а равнодушием и расчетливостью бесце ремонно идущего к своей цели эгоиста. Он прекрасно усвоил за коны общества, в «высшие сферы» которого проберется любым.й способами, поэтому знает: Ах! Злые языки страшнее пистолета. Здесь не нужны искренность, пылкость души, патриотизм и доб. росовестная служба во имя отечества и дела, а совершенно иное в цене: погоня за деньгами, чинами, выгодными партиями, доходны. ми местами. Молчалин прекрасно знает правила этой жизни. Оц приспособился к «сильным мира сего» и уверенно идет к намеченной цели. И при этом не может отказать себе в «маленьких слабостях». Ему симпатична служанка Софьи - Лиза. Алексей Степанович при всяком удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомек, что его низость очевидна даже горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без всякой опаски. Какое личико твое! Как я тебя люблю!.. Приди в обед, побудь со мною; Я правду всю тебе открою... Мой ангелъчик, желал бы вполовину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе... Ослепленная «надуманной любовью», Софья не хочет замечать глупость, ничтожество и низкопоклонство Молчалина. Она возводит его пороки в добродетели, ей так удобно. Она не хочет видеть реальную жизнь, а, начитавшись романов, наделяет необходимыми чертами первого встречного, попавшегося «под руку». Софья достаточно умна, но она плоть от плоти этого общества и живет по его законам. Лгать, изворачиваться, клеветать она умеет блестяще, поэтому обводит вокруг пальца даже многоопытного отца. Как всякая избалованная барышня, она делает, как хочет. Скуки ради она обратила внимание на Молчалина, но потом искренне полюбила, не догадываясь, что он лжец и лицемер, а не влюбленный в нее. При первой же встрече Софья признается Чацкому, что любит Молчалина, только тот не хочет верить, понять очевидного. Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел. При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит, я между прочим тселостей искать бы мог; Ничуть. от старичков не ступит за порог.. Теперь уже влюбленной Софье не страшны ни гнев отца, ни ение окружающих, ее пылкая натура жаждет счастья, и ° страшнее ее «отрезвление», чем больше она обманывалась, видя в Молчалине идеал. fie помню ничего, не докучайте мне. Воспоминания! как острый нож оне. Не подличайте, встаньте. Ответа не хочу, я знаю ваш ответ, Солжете... Но так же мог сказать о Софье и Чацкий, в них больше разницы, чем в Софье и Молчалине. Александр Андреевич не зря говорит, что для Софьи это еще не катастрофа. Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - Высокий идеал московских всех мужей. Остается только удивляться прозорливости и гениальному предвидению А. С. Грибоедова, который намного лет вперед предсказал поведение людей. Образы Софьи и Молчалина - ключевые в комедии «Горе от ума». Они иллюстрируют взаимоотношения людей, связанных не искренней любовью и уважением, а корыстью и эгоистическими стремлениями к поставленным целям.

Задачи и тесты по теме "Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»"