Восьмидесятые годы – время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно-образного мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. Абуладзе читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственную гражданскую позицию.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов является наметившаяся тенденция давать новую концепцию человека мира, где общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально-историческое. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х, начала 90-х годов напоминает ХIХ века в русской культуре. Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой ХХ века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

В советское время параллельно с официальной культурой развивалась, так называемая, независимая культура, которая восприняла образцы западного постмодерна и воспроизвела их на российской основе.

То, что характерно для западной культуры, сегодня становиться достоянием России. В качестве примера можно сослаться на творчество И. Кабанова 1970-1990 гг. Убогие предметы советского коммунального быта, запечатленные в монументальных формах и масштабах, «музей мусора» - гибрид свалки и усыпальницы – являют собой эксперименты, призванные подтвердить исчезновение иерархических структур и бинарных оппозиций. Значительное и пустяковое, умное и глупое, нормальное и патологическое, возвышенное и низменное – все это обесценено, лишено устойчивости и значимости. Все равноценно и нет ничего святого.

Э. Булатов строит свои композиции по принципу подчеркнуто несовместимых друг с другом предметов, изображений, надписей, соединенных в одном, якобы реальном (эмпирическом) пространстве. Отделить «правильное» и «неправильное», «возможное» и «невозможное», «хорошее и плохое» друг от друга в принципе невозможно. Художник изображает мир перепутанных смыслов, уравненных в своей обесцененности.

Для параллельной независимой культуры, особенно в сфере живописи, характерно столкновение разных смыслов в одном пространстве, при полной невозможности привести их к одному знаменателю, логике, здравому смыслу. Таковы «мифологические» сюиты картин Звездочетова и Филиппова, изображающие алогичные «реалии» и «бредовую историю».

Стертость грани между разумом и безумием - это один из главных принципов искусства неоконцептуалов – таких, как группы «Медгерменевтика» и «Перцы».

Рассматривая основные тенденции и устремление независимой культуры, можно обнаружить ее влияние на ключевые разделы советской художественной культуры второй половины конца ХХ века.

В творчестве распутина, в некоторых произведениях Айтматова рисуется своего рода потерянный мир и населяющие его люди, утратившие свое «Я» вместе с той иерархической и бинарной картиной мира, которая распалась у них на глазах.

На этом фоне особенно заметен Ф. Искандер. В его философской притче «Кролики и удавы» отношения между жертвами и палачами рассмотрены столь неожиданным образом, что их известный антагонизм оказывается сомнительным. Правые и виноватые, добыча и охотник, добрый и злой нуждаются друг в друге и, в известном смысле, составляют единое целое.

Этот же прием использует В. Войнович, изображая парадоксальное «единство противоположностей». Традиции фольклора в соединении с ирреальной реальностью поражают безумную логику: слабый оказывается сильным, умный – глупым, невиновный – злейшим преступником.

Сходные идеи и приемы используются в кино. В творчестве Тарковского, Абуладзе, Абдрашитова, Сокурова, Муратовой предлагаются нашему вниманию некие метафизические загадки со многими, либо же, что то же самое, с никакими отгадками. Творчество этих блестящих кинематографистов запечатлевает мятущихся, потерянных людей, странствующих по свету и пытающихся обрести ясность и определенность среди всеобщего помрачения, утраты ценностей и размывания всех устоев бытия, когда человек уже не знает, не помнит, где – смысл, где – бессмыслица, где – добро, где зло.

Итак, признаки постмодернистской культуры Запада (уклончивость смыслов, их разорванность, алогичность) четко прослеживаются в советской и постсоветской независимой культуре.

Однако очень сходные следствия имеют разные причинные основания. В России не было ни западного политического плюрализма, ни открытого общества, ни потребительского изобилия, ни информационного бума, ни электронного преобразования жизни и психики людей.

Причины постмодернистских новаций в современной отечественной культуре достаточно разнообразны. Исследователи культуры выделяют следующие. Одной из главных, на которую указывали ещё Достоевский и Бердяев, является «неприкаянность» русского национального характера, тотальная бесприютность, в которой теряют смысл категории реального и нереального, факта и фикции.

В. Кормер ищет причины в специфических особенностях сознания людей советской эпохи. Он фиксирует такое явление, которое назвал «двойным мышлением». Смысл этого явления в том, что советский человек приучен самим способом своего бытия забывать о логике, о здравом смысле и ориентироваться на идеи и понятия, которые исключают друг друга. В качестве аргумента В. Кормер приводит такое наблюдение: советская интеллигенция чаще всего относилась резко негативно к политической и общественной системе своей страны, что не мешало ей в основном поддерживать эту систему. Такое «двойное мышление», по-видимому, означает, что для его носителей различие между «плохим» и «хорошим» не представляется чем-то важным.

М. Кантор, известный художник и философ, в качестве одной из причин указывает на «комплекс Иуды», т.е. на психологию предательского компромисса с совестью.

Делаются попытки объяснить данный феномен с точки зрения социальной психологии.

Л. Ржевский разработал концепцию «ювенальности» советский психики, т.е. описал явление неустойчивости и нечеткости жизненных установок по аналогии с детской и юношеской психикой. Иными словами, он рассматривал тот тип личности, который характеризуется утратой способности различать и противопоставлять смысловые оппозиции. Тёмное и светлое, хорошее и дурное, разумное и неразумное становится неразличимым или плохо различимым. Сумеречное сознание, «личность без свойств» - таковы результаты этой эволюции человеческого существа.



Параллельная независимая культура имеет своего носителя. Этот носитель и есть то общее, что роднит западный постмодерн и советскую неофициальную культуру. По их носителю – маргиналу, эту культуру можно назвать культурой маргинального человека.

Маргинальный человек, или маргинал, - это человек, вырванный из своей прежней социальной, национальной, культурной среды, но неспособный радикально приспособиться к другой среде и, следовательно, пребывает в некотором промежуточной измерении. Это серьезная проблема для всех развитых стран. Советский Союз, а затем и Россия не являются исключением. Число маргиналов резко возрастает в связи с драматическими катаклизмами происходившими в течение многих десятилетий в советским и постсоветском обществе.

Крупные города, переполненные выходцами из сельской местности, которые не вполне приспособились к городской цивилизации, разнообразные профессии и занятия, в которых доминируют новички, малоопытные люди, не принадлежащие к этой профессии с самого начала и целиком, сфера культуры, где, в основном, такие же «пришельцы», выходцы их иных социальных сфер, непричастные к культуре изначально, появившиеся лавины эмигрантов, которые на Западе называют «неокочевниками», - все это почва и контингент новой культуры.

Социальная, культурная, национальная маргинальность стала предметом отражения в произведениях Айтматова и Пикуля, Каримова и Пригова, Муратовой и Балаяна.

А. Якимович вскрывает еще одно общее, лежащее в основном подобие между независимым искусством в советском и постсоветском обществе и западным постмодернизмом. Он пишет: «Для «постмодернистского» сознания тоталитарен, по сути, весь мир. Тоталитарен изначально и в своей основе: в жесткой ли форме «реального социализма»; в либеральном ли облике пост-индустриального Запада».

Поэтому поиск смысла сам предстает изначальной бессмыслицей: самопознание жизни убивает жизнь. Отсюда, распад – как господствующий мотив независимого искусства. Постмодерн освобождает силы распада.

И хотелось бы солидаризироваться с А. Якимовичем, надеющимся, что: «В грядущем «распаде распада» и родится, будем надеяться, нечто новое, что даст ответ на сегодняшние проблемы».


88. Культурная и духовная жизнь в постсоветской России.

Введение

26 декабря 1991 годапроизошел распад СССР. Он привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств. Разумеется, это событие отразилось не только во внешней политике России, но и во внутренней. В данной работе я хотел бы показать, как повлияла Эпоха Перестройки и распад СССР на культурную и духовную жизнь России. В чем ее особенности от культуры, бывшей в Советском союзе и что же положительного и отрицательного в ней.

Кратко можно сказать, что Эпоха Перестройки(1985-1991 гг) относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М.С.Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. По мнению французского историка Николя Верта, в фундаменте Перестройки лежало «освобождение исторической памяти, печатного слова, живой мысли».

Одним из первых лозунгов новой эпохи была «Гласность», т. е. установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, открытость, гласность принимаемых решений,

установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества. Гласность была задумана как оживление и модернизация государственной идеологии, и хотя с самого начала подчеркивалось, что она не имеет ничего общего с «буржуазной свободой слова», но удержать начавшийся процесс под государственным и партийным контролем не удалось. Повсеместно началось открытое обсуждение вопросов, которые раньше, в эпоху тотального контроля, обсуждались только тайком «на кухнях». Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые Гласностью, резко подорвали авторитет партии, лишив ее монополии на истину.

Гласность, открывшая перед советским человеком всю глубину кризиса, в

который впала страна, и поставившая перед обществом вопрос о путях

дальнейшего развития, вызвала огромный интерес к истории. Шел стремительный процесс восстановления тех ее страниц, которые замалчивались в советское время. В них люди искали ответы на вопросы, поставленные жизнью.

«Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому

советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и

мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря

этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них

(«Нева», «Новый мир», «Юность») попали в разряд острейшего дефицита и

распространялись «по лимиту», т. е. ограниченным числом.

За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы

А. И. Солженицина («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»),

Ю. Домбровского («Хранитель древностей»), Е. И. Замятина («Мы»),

М. А. Алданова («Святая Елена, маленький остров»), Б. Л. Пастернака

(«Доктор Живаго»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В. В. Набокова

(«Лолита»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной Луны»),

А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведения

Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. На

театральных подмостках определяющее значение получает публицистическая

драма. Наиболее ярким представителем этого направления стал М. Ф. Шатров

(Маршак) («Диктатура совести»). Особенный общественный резонанс вызывали

произведения, в которых затрагивалась тема сталинизма и сталинских

репрессий. Далеко не все из них были литературными шедеврами, но они

пользовались неизменным интересом читателей перестроечной поры, потому что

«открывали глаза», рассказывали о том, о чем раньше рассказывать было

Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шел

интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств,

находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновь

увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. В

музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича,

на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда»: группы

«Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т. д.

Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим

направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы Перестройки. Как одно из наиболее значительных

произведений советской литературы был оценен современниками роман

Ч. Айтматова «Плаха» (1986 г.), для которого, как и для большинства

произведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма с

традициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью.

Заметным явлением в литературе Перестроечной поры, своеобразным

бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» (1987 г.), в котором

эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг. О

судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима

повествуется в романах В. Д. Дудинцева «Белые одежды» (1987 г.) и

Д. А. Гранина «Зубр» (1987 г.). Послевоенным «детдомовским» детям, ставшим

случайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с родной

земли чеченцев в 1944 г., посвящен роман А. И. Приставкина «Ночевала тучка

золотая» (1987 г.). Все эти произведения вызвали большой общественный

резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя

зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над

художественной.

Немногое из созданного в ту переломную эпоху прошло проверку временем.

В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в весьма посредственных

и схематичных картинах И. С. Глазунова («Вечная Россия» 1988 г.). Вновь

популярным жанром, как то всегда бывало в критические моменты истории,

становится плакат.

В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет

появляется ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе: «Покаяние»

Т. Абуладзе, «Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса, «Так жить нельзя»

С. Говорухина, «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят

третьего»). Вместе с тем кроме серьезных, глубоких фильмов, наполненных

размышлениями о судьбе страны, о ее истории, снималось много весьма слабых

нарочито мрачного изображения социальной действительности. Такие фильмы

были рассчитаны на скандальную популярность, их образная система строилась

на контрасте с традиционным советским кинематографом, в котором принято

было избегать излишнего натурализма, постельных сцен и прочих вульгарных

приемов. Такие фильмы в просторечии получили название «чернухи» («Маленькая

Вера» реж. В. Пичул).

Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела

публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек»,

в «Литературной газете». Особенно большой любовью читателей в те времена

пользовался еженедельник «Аргументы и факты». Тираж «АиФ» перестроечной

поры перекрыл все мыслимые пределы и попал в «Книгу рекордов Гиннеса».

Однако наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические

передачи, такие как «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи»,

«600 секунд». Несмотря на то, что шли эти передачи в неудобное для

большинства зрителей время (поздно вечером), они пользовались очень большой

популярностью, а показанные в них сюжеты становились предметом всеобщего

обсуждения. Журналисты обращались к самым жгучим и волнующим темам

современности: проблемы молодежи, война в Афганистане, экологические

катастрофы и пр. Ведущие программ были не похожи на традиционных советских

дикторов: раскованны, современны, умны (В. Листьев, В. Любимов, В. Молчанов

Неоднозначны результаты Перестройки в сфере образования. С одной

стороны гласность вскрыла серьезные недостатки в средней и высшей школе:

слаба была материально-техническая база, сильно отстали от жизни школьные и

вузовские программы и учебники, явно устаревшими, а значит, недейственными

были традиционные принципы воспитательной работы (субботники, пионерские

слеты, тимуровские отряды). Таким образом, стала очевидной необходимость в

незамедлительных реформах.

С другой стороны, попытки исправить сложившееся положение часто

приводили лишь к ухудшению качества учебного процесса. Отказываясь от

использования старой учебной литературы, школы оказывались либо совсем без

учебников, либо вынуждены были использовать весьма сомнительного качества

новые. Введение в школьные курсы новых предметов (таких, например, как

«Этика и психология семейной жизни», «Информатика») оказалось

неподготовленным: не было ни квалифицированных преподавателей, готовых

вести новые дисциплины, ни технических возможностей, ни учебно-методической

литературы. Изжившие себя пионерская и комсомольские организации были

наконец упразднены, но взамен им не было создано ничего нового –

подрастающее поколение выпало из воспитательного процесса. В большинстве

случаев «реформы» свелись к перемене названий: в массовом порядке

обыкновенные средние школы, ПТУ и техникумы стали именовать себя

гимназиями, лицеями, колледжами и даже академиями. Суть с изменением

вывески не менялась. Попытки создать гибкую систему образования, отвечающую

потребностям времени, наталкивались на косность значительной части

преподавательского состава и недостаток средств.

Сфера высшего образования, помимо проблем, общих для всей системы

народного просвещения, столкнулась с проблемой дефицита преподавателей,

многие из которых уходили из вузов в коммерческие фирмы или уезжали

заграницу.

В еще большей степени проблема «утечки умов» стала актуальна для

науки. Если исследования в прикладных областях в годы Перестройки заметно

оживляются, то фундаментальная наука, на протяжении десятилетий являвшаяся

предметом национальной гордости, неизбежно клонится к упадку, причинами

которого стали трудности с финансированием, падение престижа и потеря

понимания социальной значимости работы ученого в обществе.

В целом культурные последствия Перестройки еще ждут своей оценки.

Вполне очевидно, что наряду с несомненным положительным эффектом, который

принесла демократизация (обретение наследия писателей, художников и

музыкантов, творчество которых замалчивалось, общее оживление культурной

жизни), нельзя не заметить и отрицательных следствий не вполне продуманных

реформ (углубление кризиса в системе образования, упадок фундаментальной

Культура последнего десятилетия ХХ в.

Отличительная особенность культуры современной России –э-0 в ее

многоликости, многообразии проявлений творческого начала во всех областях

общественной жизни. Находясь «внутри» настоящего времени, очень трудно,

почти невозможно определить, какие факты современной культурной жизни

являются важными, определяющими магистральное направление развития

культуры, а какие будут сметены ходом истории в ближайшее время.

Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявляется в

литературе. Среди наиболее значительных течений в ней следует отметить

постмодернизм. Классиками европейского постмодернизма являются Хорхе-Луис

Борхес, Умберто Эко, Джон Фаулз. Характерной чертой концепции

постмодернизма считается «цитатность». Материалом для творческого

осмысления в постмодернистском произведении становятся не столько реальные

события жизни, сколько впечатления от ранее прочитанных автором книг,

увиденных фильмов, услышанной музыки. Из этих впечатлений, как из

разноцветных смальт, составляется мозаика нового произведения. Восприятие

произведения часто превращается для вдумчивого читателя в решение

своеобразного ребуса – откуда что взято. Это своеобразная игра. Развивая

широко известный литературный или кинематографический образ или штамп.

Например роман популярного современного писателя В. Пелевина «Чапаев и

Пустота» во многом построен на аллюзиях с популярными в советское время

анекдотами о Чапаеве и фильмом братьев Васильевых, хотя речь в книге идет

совсем о другом. Ничего общего у пелевинского Чапаева с реальным героем

гражданской войны нет, но в нем угадываются намеки и отсылки к образу,

созданному на экране актером Бабочкиным. Цитатность характерна и для других

популярных произведений Пелевина «Generation П», «Амон Ра», «Жизнь

насекомых» и др.

Изменение художественных вкусов выразилось еще и в том, что в

«возвращенной» (т. е. написанной еще в советское время, но не вышедшей

тогда по цензурным соображениям в свет) литературе современного читателя

больше интересуют уже не гражданственно-публицистические романы об эпохе

сталинизма, как то было десять лет назад, а постмодернистские по духу

произведения с элементами «цитатной» игры: «Москва – Петушки» Венедикта

Ерофеева (1969 г.), «Пушкинский дом» Андрея Битова (1971 г.).

С проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки

книжных магазинов на всем постсоветском пространстве заполонила

художественно- развлекательная литература самого различного качества:

детективы, фантастика, так называемые женские романы. Среди мастеров

детективного жанра наиболее известны В. Доценко («Бешеный»), Ф. Незнанский

(«Марш Турецкого»), А. Маринина (серия романов о следователе Анастасии

Каменской). На смену научной фантастике, популярной в 60–80-е гг. приходит

фантастика в стиле «фентази», родоначальником которой в мировой литературе

был английский писатель и ученый Дж. Толкиен. Русское фентази представлено

произведениями М. Семеновой («Волкодав») и Н. Перумова («Алмазный меч,

деревянный меч» и пр.) Для фентази характерно использование мифологических

образов, обращение к традиционному сознанию, сквозь призму которого смотрят

на мир герои фентазийных романов. Если в научной фантастике вымысел имеет,

машина времени, что возможны межзвездные перелеты и т. д.), то фентази

исходит из допущения реальности сказочных по сути явлений (герои пользуются

магией, борются со злыми магами, общаются с драконами, эльфами, гномами

и т. п.). Наиболее близкая аналогия фентази – литературная сказка, но

«сказка для взрослых».

Постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы. Его

проявления можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке.

Никас Софронов, пишущий свои картины на старых иконных досках, на которых

кое-где сохранились остатки живописного слоя (тоже своеобразные «цитаты»),

В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и несколько скандальной

популярностью пользуются работы московского скульптора Зураба Церетели,

горожан и однозначно негативное отношение художественных критиков.

В новом российском кинематографе наиболее заметным является творчество

актера и кинорежиссера Никиты Сергеевича Михалкова. Фильм «Утомленные

солнцем» был удостоен «Оскара» – награды американской киноакадемии.

Действие фильма происходит в 30-х гг. Главный герой – комдив Котов, в

образе которого воплощен типаж человека-символа сталинской эпохи: он

прославленный военачальник гражданской войны, его именем называют

пионерские отряды, его портрет известен каждому. Любовная линия неожиданно

оказывается связанной с темой репрессий – внешне благополучная жизнь

всесильного комдива, имеющего прямую телефонную связь с самим Сталиным,

рассыпается в прах. Ностальгия по величию, благородству и красоте ушедшей

императорской России пронизывает картину «Сибирский цирюльник», снятую в

1998 г. (в главных ролях – Олег Меньшиков и Джулия Ормонд).

Огромную популярность у молодежи получили фильмы Алексея Балабанова:

«Брат» (1997 г.) и «Брат-2» (2000 г.). Центральный персонаж обоих фильмов

Данила Багров, молодой человек, прошедший чеченскую войну, являет собой

странное соединение наивности и жизненной умудренности, ограниченной,

правда, его военным опытом; в нем уживаются доброта, благородство и

страшная жестокость, позволяющая ему в поисках «правды» совершенно не

задумываясь пускать в ход оружие. В фильмах звучит музыка популярных групп

и исполнителей, взятая «прямо из жизни»: «Наутилус», Земфира, и пр.

В репертуарах театров появляются пьесы новых авторов: Н. Коляды,

М. Угарова, М. Арбатовой, А. Шипенко.

Заметно меняется в последнее десятилетие телевидение. Появились новые

независимые от государства каналы (НТВ, ТВ-6 1993 г.) Из трибуны передовой

общественной мысли оно превратилось в мощнейшее оружие политической борьбы,

на которое тратятся огромные деньги, что предопределило рост

профессионального уровня программ, и в то же время привело к снижению

доверия к телевидению как источнику информации. Острая социально-

политическая проблематика уже не вызывает былого интереса. Зрители отдают

предпочтение программам, в которых освещаются вопросы частной, семейной,

личной жизни. Проблемы большой политики и исторического выбора страны в

телепублицистике уступили место проблемам человеческих взаимоотношений.

Возникло много новых телевизионных программ соответствующей направленности:

«Моя семья», «Пока все дома», «Я сама», «Про это». Много эфирного времени

занимают развлекательные передачи совсем без публицистической составляющей:

«Поле чудес», «Угадай мелодию».

В 90-е гг. сфера образования и науки продолжает оставаться

преимущественно депрессионной. Кризис, начавшийся в 80-х, продолжает

углубляться. Школьные учителя и преподаватели вузов из уважаемой и даже

привилегированной группы населения, какой они были в советское время,

переходят в разряд нищих «бюджетников», едва сводящих концы с концами.

Процесс «утечки умов», начавшийся в годы Перестройки, приобретает поистине

катастрофические масштабы. Большинство преподавателей и ученых, находящихся

в активном возрасте, оказываются вынуждены оставить прежнее место работы в

школе, университете или академическом институте и искать заработков на

стороне. В лучшем случае они продолжают заниматься интеллектуальным трудом

за границей по приглашению иностранных научных учреждений, в худшем –

становятся мелкими торговцами, таксистами, уборщиками.

Вместе с тем в последнее время наметились некоторые признаки

исправления ситуации. Возник рынок образовательных услуг. Более гибкой

стала связь образования с жизнью: открываются новые учебные заведения,

бурно развиваются специальности, на которые имеется спрос у работодателей

(юриспруденция, менеджмент, политология и пр.) Система рыночных отношений

позволила улучшить материальное положение тех учебных заведений, которые

оказались способны давать образование, востребованное обществом. Это,

однако, не решает проблемы в принципе. По-прежнему продолжают влачить

жалкое существование фундаментальная наука, а ведь без нее теряются

перспективы дальнейшего развития. Однако, несмотря на трудности российские

ученые продолжают занимать лидирующие позиции в мире. Подтверждением этого

стала Нобелевская премия, полученная русским физиком Ж. Алферовым в 2000 г.

Значительно увеличилась в общественной жизни современной России роль

церкви. Можно сказать, что религия постепенно заполняет место канувшей в

небытие коммунистической идеологии. Во многом повышение уровня

религиозности на сегодняшний день объясняется социально-экономическими

проблемами, рождающими чувство неуверенности в завтрашнем дне, душевной

подавленности, ощущение разобщенности.

На сегодняшний день большая часть верующих принадлежит к конфессиям,

издавна существовавшим на территории страны: православной, мусульманской,

иудаистской. Обращение к традиционным религиям может считаться

положительным явлением, т. к. церковь является хранительницей многих

исторических традиций и может дать духовные ориентиры, недостаток в которых

является одной из главных проблем современного общества. Вместе с тем

тревожным фактом является быстрое расширение влияния разного рода

тоталитарных сект и западных проповедников, деятельность которых чаще всего

имеет ярко выраженную деструктивную направленность. Губительность

воздействия сект на души людей наглядно проявилась в деятельности «Белого

братства» (1993 г.), организаторам которого удалось вовлечь в свои сети

огромное количество молодежи.

Несмотря на все политические катаклизмы, русская культура,

насчитывающая уже более 1000 лет, продолжает развиваться. Современное ее

состояние не дает поводов для пессимизма. Как пойдет дальнейшее развитие

покажет время. Пока же можно сказать, что сохранение и преумножение

культурного наследия – одно из непременных условий достойной будущности

России в XXI столетии.

Период 1985-1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого президента СССР М.С. Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 года, и приход к власти Б.Н. Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись, временно или навсегда, многие знаменитости: музыканты М.Л. Ростропович, Г. Вишневская, писатели А. Солженицын и Т. Войнович, художник Э. Неизвестный... Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.

В период с 1991 по 1994 год объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31-45 лет за границу ежегодно составлял 70-90 тыс. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс патентов и лицензий, а в Россия - только 4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн специалистов, занятых в науке, в 1996 году- меньше 1 млн.

«Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла самых передовых рубежей.

(Вывод)Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи; процесс литья стали; магнитная сварка; искусственная почка; ткань, отражающая излучение; холодные катоды для получения ионов и др.

Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы появилось более 10 тыс., частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась

религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также откры-тие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет им. Иоанна Богослова, имеющий шесть факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский, исторический). Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению.

Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.

Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период «серебряного века» высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз.

Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам.

Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно - через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы).

i Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация - не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей.

i Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская культура) - культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-1932) пролетарской самодеятельности при Нар-компросе, отрицая культурное наследие.

i В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди взрослых и детей.

Риды г. Ilipom «пикши 1|ди|м

Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привела к заметному снижению качества обучения.

В 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в 1917 году, поворот, - переход от революционного аскетизма к благополучию частной жизни и более цивилизованным формам поведения.

i Поэтическим символом революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, представляется

деятельность трех великих поэтов - В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина.

i Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутреннего несогласия с ним по общечеловеческим и общегуманным соображениям именуют «внутренней эмиграцией».

i Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому

i Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878-1935). С него начинается эра супрематизма (от лат. supremus- высший, последний), или искусства геометрической абстракции.

i Одной из центральных фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885-1953), считающийся основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 года официально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства.

Одной из ключевых фигур в искусстве XX века являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П. Н. Филонов (1883-1941), создатель самостоятельного направления русского авангарда- так называемого аналитического искусства.

Одним из крупнейших представителей сюрреализма был Гениальный живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства М.З. Шагал (1887-1985). Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.

После Великой Октябрьской революции русская литература разделилась на три лагеря. Первый составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может.

Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось самобытное учение - евра-зийство.

После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры. Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие десятилетия. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М. Горький (1868-1936).

i Несмотря на партийный контроль и идеологические запреты советская литература дала миру целый ряд великих творцов. Среди них две гениальные поэтессы - А. Ахматова и М. Цветаева, и четыре лауреата Нобелевской премии: М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын и И. Бродский.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и классификация видов культуры. Особенности материальной культуры как предмета изучения науки культурологии. Элементы духовной культуры: мораль, религия, наука и право. Влияние технических средств коммуникации на процесс и культуру общения людей.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2011

    Исторические предпосылки формирования культуры России. Влияние церковного раскола на культуру Московского царства. Смысл и методы петровских преобразований. Золотой и серебряный век. Достижения советского периода. Современная социокультурная ситуация.

    реферат , добавлен 15.02.2010

    Общая характеристика и важнейшие особенности культуры России XVIII века. Главные черты русской культуры XIX – начала ХХ веков: "золотой" и "серебряный" век. Существенные достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Понятие культурологии. Содержание. Структура. Науки, составляющие основу культурологи и ее взаимосвязь с другими науками. Закономерности развития культуры. Культурная жизнь в стране в середине 60-х до перестройки. Культура в России конца ХХ века.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2008

    Влияние национальной культуры на организационную культуру публичной службы. Влияние культуры на организационное поведение в России. Сравнительные характеристики американской, японской и арабской деловых культур: образцы поведения, стремление к гармонии.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2014

    История развития культуры Великобритании, современное состояние и особенности. Отличительные черты культуры Англии в эпоху абсолютизма, зарождение национального самосознания. Политические причины английской революции, ее влияние на культуру государства.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Культура периода петровских реформ. Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века, включающие развитие общественной мысли, философии, литературы и художественной культуры и ее влияние на современную культуру. Исторический портрет Новикова Н.И.

    В постсоветской культуре можно выделить два основных периода. Первый период - это период перестройки, активных реформ и смены общественного строя России. И второй период - современная культура. Рассмотрим основные достижения культуры в каждом их этих периодов.

    Влияние политической обстановки в стране на формирование молодежной субкультуры

    Влияние социально-политических обстоятельств на формирующееся мировоззрение молодого человека, роль идеологии и образования как инструментов формирования мировоззрения - проблемы, требующие разностороннего осмысления...

    Дизайн-проект кафе в стиле фьюжн с использованием экологических материалов

    Традиция пить сваренный по всем правилам натуральный кофе в небольшой уютной кофейне существовала еще во времена Советского Союза. Обычно этой "буржуазной роскошью" наслаждались туристы, приезжавшие в отпуск в республики Прибалтики, Армению...

    Жизнь и творчество художника И.Н. Крамского

    Иван Николаевич Крамской - один из самых замечательных художников и общественных деятелей России второй половины XIX века. Автор широко известных картин и портретов, «величайший художественный критик» и теоретик реализма...

    Исторический процесс формирования классического танца

    Понятие о "танце" русским дали поляки, прибывшие в Смутное время в Москву с Дмитрием Самозванцем. До этого на Руси "салонных танцев", как в Западной Европе, не было. В теремах водились женские хороводы, а в народе процветали пляски. Вообще...

    Культура в СССР изначально регулировалась «сверху», вне зависимости от того, какой официальной терминологией партия и государство при этом пользовались (культурная революция, культурный фронт, культурное строительство...

    Культура постсоветских времен

    Культура России так же стремительно изменяется, как и её политическая ситуация. Не всегда эти изменения позитивны, но эволюция происходит постоянно, вытесняя советскую «общественную» культуру из сознания русского человека...

    Культурология как продукт современной культуры

    В условиях отсутствия общепринятых нравственных ориентиров, социальных идеалов, отсутствия достоверной информации о происходящих в обществе процессах, неуверенности в будущем...

    Народные ремесла и промыслы России и Донского края

    Народное декоративно-прикладное творчество - сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы...

    Образование в эпоху Екатерины II

    Период зарождения собственно русской школы датируется примерно X веком, хотя академик Б. Д. Греков полагал, что обычная грамотность, а, следовательно...

    Основные тенденции развития отечественной культуры XX века. Архитектура

    Каждое время рождает свою архитектуру - конструктив самосознания, более или менее честный скелет эпохи. Наше с вами беспородное "сегодня" - не исключение...

    Особенности русской культуры

    Одной из наиболее важных для современной культуры проблем является проблема традиций и новаторства в культурном пространстве. Устойчивая сторона культуры, культурная традиция...

    Праздники-легенды России

    Праздники-легенды России (см. приложение 1) можно разделить на: 1. Великие 2. Богородичные 3. Малые К великим праздникам относятся Рождество, Пасха и Троица. Каждый из них сопровождается особым ритуалом и длится несколько дней...

    Русское искусство в XIX веке

    Русское искусство дооктябрьской эпохи занимает важное место в истории мировой художественной культуры. Развитие русской культуры в 19 веке опиралось на преобразования предшествующего времени...

    Сравнительная характеристика национальных особенностей культур России, Германии и Китая

    Организация, являясь социальной системой, обладает всеми характеристиками того человеческого общества, в котором она функционирует. Люди, работающие в организации, несут в себе все особенности национальной культуры...

    Развитие культуры в постсоветский период во многом явилось отражением результатов процесса реформирования. Можно выделить общие черты, характерные для этого времени:

    • коммерциализация,
    • ослабление государственного контроля,
    • потеря идеалов, кризис системы нравственных ценностей,
    • огромное влияние западной массовой культуры,
    • резкое сокращение бюджетов учреждений социально – культурной сферы.

    С прекращением финансирования деятельности научных институтов, ухудшилось положение научных работников. А такие профессии, как профессор, академик, доцент, перестали быть престижными. Этот фактор послужил уменьшению притока молодых квалифицированных кадров до критических цифр.

    Введение Закона об обязательном 9-летнем образовании и введении ряда дополнительных «платных» услуг послужили возникновению явления социального неравенства среди молодежи.

    Большую роль начинают играть ценности западной культуры, которые проявились в популяризации таких качеств личности, как индивидуализм. В тоже время, на фоне кризисных явлений, растет уровень религиозности населения, идет процесс восстановления разрушенных храмов и строительство новых.

    Значительное влияние на развитие сознания общества начинают оказывать телевидение, пресса, которые в этот период также претерпели ряд изменений. Появились новые всероссийские и региональные каналы, основную часть вещания в которых составляли программы развлекательного характера.

    Сферы деятельности

    Литературовед Д. С. Лихачев

    Литература

    Писатели - Ф. А. Искандер, В. Г. Распутин, В. О. Пелевин, В. Г. Сорокин, Т. Н. Толстая

    Кинематограф

    Кинорежиссеры - П. С. Лунгин, А. О. Балабанов,

    Н.С. Михалков, С. В. Бодров-старший,

    В. П. Тодоровский, В. И. Хотиненко, А. Н. Сокуров

    Дирижеры - В. И. Федосеев, Ю.Х. Темирканов, В.Т. Спиваков, М. В. Плетнев, В. А. Гергиев. Оперные певцы -Д. А. Хворостовский, О. В. Бородина

    Артисты балета - А. Ю. Волочкова, Д. В. Вишнева,

    A. М. Лиеиа, Н. М. Цискаридзе.
    Рок-музыка - Ю. Ю. Шевчук, Б. Б. Гребенщиков.
    Поп-музыка - А. Б. Пугачева, Ф. Б. Киркоров,

    B. Я. Леонтьев, Л. А. Долина, К.Э. Орбакайте,
    И. И. Лагутенко, Земфира, Д. Н. Билан

    Режиссеры - Ю. П. Любимов; актеры - А. А. Соколов, О. Е. Меньшиков, С. Б. Проханов, А. О. Табаков

    Изобразительное искусство

    А. М. Шилов, Н. С. Сафронов, 3. К. Церетели, Э. И. Неизвестный

    Телевидение

    Телеведущие - В. Н. Листьев, В. В. Познер, Н. К. Сванидзе

    В сфере образования наряду с традиционными формами получили распространение специализированные учебные заведения, гимназии, лицеи. Стали внедряться платные начала, особенно при получении высшего образования. Население России стало пользоваться системой Интернет, мобильной связью. В прошлое ушла цензура, партийно-государственный контроль в отношении культуры, но резкое сокращение государственного финансирования поставило культуру в зависимость от новой политической и экономической элиты, от олигархов, спонсоров.

    Наибольшее воздействие на общественное сознание оказывало телевидение. В его деятельности развлекательная функция (телевизионные сериалы, концерты, игры и пр.) явно возобладала над просветительной и информационной функциями. Печать, радио, театр, живопись оказались в тени телевидения.

    Крупные архитектурно-строительные проекты в основном реализовались в Москве (восстановление Храма Христа Спасителя; возведение офисных зданий банков, крупных кампаний; сооружение Московской кольцевой автомобильной дороги), Санкт-Петербурге (новый Ледовый дворец спорта, Кольцевая автомобильная дорога, Байтовый мост через реку Неву) и некоторых других регионах.

    Российским гражданам стали доступны выступления выдающихся представителей зарубежного искусства, новинки литературы и кине­матографа. В то же время многие выдающиеся деятели отечественного искусства, спортсмены, представители различных групп интеллигенции стали работать на Западе, реже-в других регионах мира. «Утечка умов» приобрела масштабный характер. Часть деятелей культуры, эмигрировавших из страны, сохранила связи с Россией. Большие утраты понесла российская культура в связи с естественными причинами, уходом из жизни выдающихся мастеров пера (В. П. Астафьев, Г.Я. Бакланов, Р. И. Рож­дественский, А. И. Солженицын), актеров (А. Г. Абдулов, Н. Г. Гундарева, Е. А. Евстигнеев, Н. Г. Лавров, Е. П. Леонов, М. А. Ульянов), музыкантов (А. П. Петров), представителей других творческих профессий.

    В повседневный быт россиян вошли импортные автомобили, компьютеры, новейшая видео-, аудио- и фотоаппаратура на цифровой основе. Часть россиян получила возможность отдыхать не только на отечественных курортах, но и в зарубежных странах, посещать их в качестве работников по найму и туристов.

    Переход от социализма к капитализму способствовал социальной дифференциации в обществе, появлению острых социальных противоречий, агрессивности у некоторой части населения. Широкий размах приобрели такие негативные явления, как преступность, коррупция, наркомания, алкоголизм, проституция и т.д.