Ответы к школьным учебникам

    4. Кто автор приведенных текстов?
    Случились вместе два астронома в пиру
    И спорили весьма между собой в жару. <...>
    Не умел я притворяться,
    На святого походить,
    Важным саном надуваться
    И философа брать вид. <...>

    «Случились вместе два астронома в пиру...» - одноимённая басня М. В. Ломоносова.

    «Не умел я притворяться...» - стихотворение «Признание» Г.Р. Державина.

    5. Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?

    Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII - начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочинения греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей.

    Высокие жанры - трагедия, эпопея, ода.

    Низкие жанры - комедия, сатира, басня.

    Классицизм как культурное явление зародился в XVII веке в Северной Италии, в эпоху позднего Возрождения. Во Франции преимущественное распространение получили низкие жанры, которые достигли такого высокого уровня, что комедии Мольера даже получили название «высоких комедий». Классицизм пришёл в упадок после Великой французской революции 1789-1794 годов.

    Русский классицизм характеризуется обращением к национальным истокам, а не к античности. Он тоже развивался преимущественно в рамках «низких жанров».

    6. Приведите пример произведения, относящегося к классицизму, кратко охарактеризуйте это произведение.

    Из произведений классицизма мы в седьмом классе изучали только короткий отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М. В. Ломоносова. По приведённому в учебнике отрывку охарактеризовать полное произведение ни кратко, ни подробно нельзя.

    К стр. 41

    8. Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVII I века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.

    До XVIII в России не существовало художественной литературы в современном понимании, то есть совокупности произведений, предназначенных для светского чтения. Главными были церковные книги, жития, писания отцов церкви; собственно художественная литература (например, сочинения Симеона Полоцкого) широкого распространения не имела.

    На протяжении XVIII века русскими писателями был создан огромный пласт светской литературы для чтения и театральных постановок. Для этого потребовалось, во-первых, освоить литературные достижения других народов, осмыслить их и «пересадить» на русскую почву.

    Во-вторых, чтобы литература стала органической частью общества, требовалось уловить важнейшие общественные тенденции и выразить их в художественных произведениях. Так, общественная жизнь настойчиво требовала улучшения нравов, и русская литература в духе эпохи Просвещения активно воспитывала своих современников.

    Писателями поощряются такие качества, как непосредственное проявление симпатий и антипатий, верность слову, чувствительность и милосердие, а главное - верность своему государственному долгу в случае, если главный герой - боярин или дворянин. Осуждаются такие качества, как двуличие, бессердечие, неспособность действовать, исходя из своих чувств, корысть мотивов тех или иных действий.

    В-третьих, русским авторам нужно было оторваться от более развитой на тот момент зарубежной литературы и найти собственный голос, обрести индивидуальность. Именно это обретение собственного голоса, создание национальных традиций и подготовило почву для расцвета русской классики следующего века.

Искусство классицизма


Введение


Тема моей работы - искусство классицизма. Данная тема очень заинтересовала меня и привлекла моё внимание. Искусство вообще обхватывает очень многое, к нему относится живопись и скульптура, архитектура, музыка и литература, да и вообще всё то, что создано человеком. Просматривая работы многих художников и скульпторов, мне они показались весьма интересными, привлекли они меня своей идеальностью, четкостью линий, правильностью, симметричностью и т.д.

Цель моей работы - рассмотреть влияние классицизма на живопись, скульптуру и архитектуру, на музыку и литературу. Также я считаю необходимым дать определение понятия «классицизм».


1. Классицизм


Термин классицизм возник от латинского classicus, что в дословном переводе означает образцовый. В литературоведении и искусствознании термин обозначает определенное направление, художественный метод и стиль искусства.

Данное направление искусства характеризуется рационализмом, нормативностью, тяготением к гармонии, ясностью и простотой, схематичностью, идеализацией. Характерные черты выражаются в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе. Например, в драматургии, требовалось единство времени, действия и места.

Сторонники классицизма придерживались верности природе, закономерностей разумного мира с присущей ему красотой, всё это отражалось в симметрии, пропорциях, месте, гармонии, все должно было представляться идеальным в совершенном виде.

Под влиянием великого философа, мыслителя того времени Р. Декарта черты и признаки классицизма распространились на все сферы творчества человека (на музыку, литературу, живопись и т.д.).


2. Классицизм и мир литературы


Классицизм как литературное направление сложился в 16 -17. Истоки его лежат в деятельности итальянских, испанских академических школ, а также объединения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху возрождения обратились к античному искусству, к нормам, изложенным античными теоретиками. (Аристотелем и Горацием), стремясь найти в античных гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма. Появление классицизма исторически обусловлено становлением абсолютной монархии - переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и ещё не набравшая силы буржуазия были одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достиг во Франции, где особенно ясно проявилась его связь с абсолютизмом.

Деятельностью классицистов руководила Французская Академия, основанная в 1635 году кардиналом Ришельё. Творчество писателей, художников, музыкантов, актеров классицизма в значительной степени зависело от благосклонного короля.

Как направление классицизм по-разному развивался в странах Европы. Во Франции он сложился к 1590-м годам и стал господствующим к середине 17 века, наивысший расцвет приходится на 1660-1670 года. Затем классицизм претерпевает кризис и в 1-ой половине 18 века приемником классицизма стал просветительский классицизм, который во 2-ой половине 18 века утратил свои ведущие позиции в литературе. В период Французской революции 18 века просветительский классицизм лег в основу революционного классицизма, который главенствовал во всех сферах искусства. Практически выродился классицизм в 19 веке.

Как художественный метод классицизм представляет собой систему принципов отбора, оценки и воспроизведения действительности. Главный теоретический труд, в котором изложены основные принципы классической эстетики - «Поэтическое искусство» Буало (1674 год). Цель искусства классицисты видели в познании истины, которая выступает как идеал прекрасного. Классицисты выдвинули метод его достижения, основываясь на трёх центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус, которые считались объективными критериями художественности. Великие произведения - плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума, изучения классических произведений древности и знание правил вкуса. Таким образом классицисты сближали художественную деятельность с научной, поэтому для них оказался приемлемым философский рационалистический метод Декарта. Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сомнений. Если от этих истин переходит к недосказанным и более сложным положениям, расчленяя их на простые, методически переходя от известного к неизвестному, не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Именно так разум становился центральным понятием философии рационализма, а затем и искусства классицизма. Мир представлялся неподвижным, сознание и идеал - неизменными. Эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в эпоху Античности он был воплощён в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому для воспроизведения идеала, необходимо обращаться к античному искусству и изучать его законы. Именно поэтому подражание образцам ценилось классицистами намного выше, чем оригинальное творчество.

Обратившись к Античности, классицисты отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Возрождения за искусство, свободное от религиозной догматики. От Античности классицисты заимствовали внешние черты. Под именами античных героев ясно виделись люди 17-18 веков, а древние сюжеты позволяли ставить самые острые проблемы современности. Провозглашался принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. В искусстве внимание уделялось не частному, единичному, случайному, а общему, типическому. Характер литературного героя не имеет индивидуальных черт, выступая как обобщение целого типа людей. Характер - это отличительное свойство, генеральное качество, специфика того или иного человеческого типа. Характер может быть предельно, неправдоподобно заострён. Нравы означают общее, обычное, привычное, характер - особенное, редкое именно по степени выраженности свойства, распыленного в нравах общества. Принцип классицизма привел к разделению героев на отрицательных и положительных, на серьёзных и смешных. Смех становится сатирическим и относится в основном к отрицательным героям.

Классицистов привлекает не вся природа, а лишь «приятная природа». Из искусства изгоняется всё то, что противоречит образцу и вкусу, целый ряд предметов кажется «неприличным», недостойным высокого искусства. В том случае, когда безобразное явление действительности должно быть воспроизведено, его отображают через призму прекрасного.

Большое внимание классицисты уделяли теории жанров. Не все сложившиеся жанры отвечали принципам классицизма. Появился ранее не известный принцип иерархии жанров, утверждавший их неравенство. Есть жанры главные и неглавные. К середине 17 века главным жанром литературы стала трагедия. Проза, особенно художественная, считалась жанром более низким, чем поэзия, поэтому распространение получали прозаические жанры, не рассчитанные на эстетическое восприятие, - проповеди, письма, мемуары, художественная проза оказалась в забвении. Принцип иерархии делит жанры на «высокие» и «низкие», причем за жанрами закрепляются определенные художественные сферы. Например, за «высокими» жанрами (трагедия, ода) закреплялась проблематика общегосударственного характера. В «низких» жанрах можно было касаться частных проблем или абстрактных пороков (скупость, лицемерие). Главное внимание классицисты уделяли трагедии, законы её написания были очень строгими. Сюжет должен был воспроизводить античные времена, жизнь далеких государств (Древний Рим, Древняя Греция); он должен был угадываться из названия, идея - с первых строк.

Классицизм как стиль представляет собой систему изобразительно - выразительных средств, типизирующих действительность сквозь призму античных образцов, воспринятых как идеал гармонии, простоты, однозначности, упорядоченной системы. Стиль воспроизводит рационалистически упорядоченную внешнюю оболочку античной культуры, не передавая её языческой, сложной и нерасчлененной сущности. Суть стиля классицизма заключалась в выражении взгляда на мир человека абсолютистской эпохи. Классицизм отличался ясностью, монументальностью, стремлением убирать всё лишнее, создать единое и цельное впечатление.

Крупнейшие представители классицизма в литературе - Ф. Малерб, Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Ф. Ларошфуко, Вольтер, Дж. Мильтоно, Гёте, Шиллер, Ломоносов, Сумароков, Державин, Княжнин. В творчестве многих из них сочетаются черты классицизма и других направлений и стилей (барокко, романтизм и др.). Классицизм получил развитие во многих странах Европы, в США, Латинской Америки и т.д. Классицизм неоднократно возрождался в формах революционного классицизма, ампира, неоклассицизма и оказывает влияние на мир искусства до сегодняшних дней.


3. Классицизм и изобразительное искусство


Теория архитектуры опирается на трактат Витрувия. Классицизм выступает непосредственным духовным преемником идей и эстетических принципов эпохи Возрождения, получивших отражение в ренессансном искусстве и теоретических трудах Альберти, Палладио, Виньолы, Серлио.

В различных странах Европы временные этапы развития классицизма не совпадают. Так уже в 17 веке классицизм занимал значимые позиции во Франции, Англии, Голландии. В истории немецкого и русского искусства эпоха классицизма датируется 2-ой половиной 18 века - 1-ой трети 19 века, для ранее перечисленных стран данный период связывается с неоклассицизмом.

Принципы и постулаты классицизма складывались и существовали в постоянной полемике и одновременно во взаимодействии с другими художественно - эстетическими концепциями: маньеризмом и барокко в 17 веке, рококо - в 18 веке, романтизмом - в 19 веке. При этом выраженность стиля в разных видах и жанрах искусства определенного периода была неравномерной.

Во второй половине 16 века наблюдается распад присущего культуре Возрождения единого гармоничного видения мира и человека как его центра. Классицизм характеризуется нормативностью, рациональностью, осуждением всего субъективного и фантастическим требованием от искусства естественности и правильности. Также классицизму присуща склонность к систематизации, к созданию законченной теории художественного творчества, к поиску неизменных и совершенных образцов. Классицизм стремился разработать систему общих, универсальных правил и принципов, направленных на постижение и воплощение художественными средствами вечного идеала красоты и вселенской гармонии. Для данного направления характерны понятия ясности и меры, пропорции и равновесия. Ключевые идеи классицизма были изложены в трактате Беллори «Жизнеописания современных художников, скульпторов и архитекторов» (1672), автор высказывал мнение о необходимости выбора срединного пути между механическим копированием природы и уходом от неё в область фантазии.

Идеи и совершенные образы классицизма рождаются при созерцании природы, облагороженной умом, а сама природа в классическом искусстве предстает как очищенная и преображенная действительность. Античность - лучший пример естественного искусства.

В архитектуре тенденции классицизма заявили о себе во 2-ой половине 16 века в творчестве Палладио и Скамоцци, Делорма и Леско. Классицизм 17 века имел ряд особенностей. Классицизм отличало достаточно критичное отношение к творениям древних, которые воспринимались не как абсолютный образец, а как точка отсчета в ценностной шкале классицизма. Мастера классицизма ставили своей целью усвоить уроки древних, но не для того, чтобы подражать им, а для того чтобы их превзойти.

Ещё одна особенность - тесная связь с другими художественными направлениями, прежде всего с барроко.

Для архитектуры классицизма особое значение имеют такие качества как простота, соразмерность, тектоника, регулярность фасадной и объёмно-пространственной композиции, поиск приятных для глаз пропорций и целостность архитектурного образа, выраженная в визуальной гармонии всех его частей. В 1-ой половине 17 века классицистические и рационалистические умонастроения получили отражение в ряде построек Деброса, Лемерсье. Во 2-ой половине 1630- х -1650-х годов усилилось тяготение к геометрической ясности и целостности архитектурных объёмов, замкнутости силуэта. Период характеризуется более умеренным использованием и равномерным распределением элементов декора, осознание самостоятельного значения свободной плоскости стены. Данные тенденции обозначились в светских постройках Мансара.

Органической частью классицистической архитектуры стали природа и садово-парковая искусство. Природа выступает материалом, из которого человеческий разум может творить правильные формы, архитектурные по облику, математические - по сути. Основной выразитель этих идей Ленотр.

В изобразительном искусстве ценности и правила классицизма внешне выражались в требовании ясности пластической формы и идеальной уравновешенности композиции. Это обусловило приоритет линейной перспективы и рисунка как основного средства выявления структуры и заложенной в ней «идеи» произведения.

Классицизм проник не только в скульптуру и архитектуру Франции, но и в итальянское искусство.

Публичные памятники, получили в эпоху классицизма широкое распространение, они давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали.

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности


4. Музыка и классицизм


Классицизм в музыке формировался в 18 веке на основе того же комплекса философских и эстетических идей, что и классицизм в литературе, архитектуре, скульптуре и изобразительном искусстве. В музыке не сохранялось никаких античных образов, становление классицизма в музыки происходило без какой-либо опоры.

Ярчайшими представителями классицизма являются композиторы Венской Классической Школы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Их искусство восхищает совершенством композиторской техники, гуманистической направленностью творчества и стремлением, особенно ощутимым в музыке В.А. Моцарта, отобразить средствами музыки совершенную красоту. Само понятие Венской Классической Школы возникло вскоре после смерти Л. Ван Бетховена. Классическое искусство отличает тонкое равновесие между чувствами и рассудком, формой и содержанием. Музыка Возрождения отражала дух и дыхание своей эпохи; в эпоху Барокко предметом отображения в музыке стали состояния человека; музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум.

Развивается новая буржуазная музыкальная культура со свойственными ей частными салонами, концертами и оперными представлениями, открытыми для любой публики, безликой аудиторией, издательской деятельностью и музыкальной критикой. В этой новой культуре музыканту приходится отстаивать свое положение независимого художника.

Расцвет Классицизма наступает в 80-х годах восемнадцатого столетия. В 1781 году Й. Гайдн создает несколько новаторских произведений, среди которых его Струнный Квартет ор. 33; проходит премьера оперы В.А. Моцарта «Похищение из сераля»; выходят в свет драма Ф. Шиллера «Разбойники» и «Критика чистого разума» И. Канта.

В эпоху Классицизма музыка понимается как над-национальное искусство, своего рода универсальный, понятный всем язык. Возникает новая идея о самодостаточности музыки, которая не только описывает природу, развлекает и обучает, но и способна выразить истинное человеколюбие при помощи простого и понятного метафорического языка.

Тон музыкального языка меняется с возвышенно серьезного, несколько мрачноватого, на более оптимистичный и радостный. Впервые основой музыкальной композиции становятся образная, свободная от пустой напыщенности, мелодия и драматичное контрастное развитие, получившее свое воплощение в сонатной форме, основанной на противопоставлении основных музыкальных тем. Сонатная форма преобладает во многих сочинениях этого периода, среди которых сонаты, трио, квартеты, квинтеты, симфонии, поначалу не имевшие строгих границ с камерной музыкой, и трехчастные концерты, большей частью фортепианные и скрипичные. Развиваются новые жанры - дивертисмент, серенада и кассация.


Заключение

классицизм искусство литература музыка

В данной работе я рассмотрела искусство эпохи классицизма. При написании работы я ознакомилась со многими статьями, затрагивающими тему классицизма, также мной было просмотрено множество фотографий с изображениями картин, скульптур, архитектурных строений эпохи классицизма.

Я считаю, что предоставленного мной материала достаточно для общего ознакомления с данным вопросом. Мне кажется, что для формирования более широких знаний в области классицизма необходимо посетить музеи изобразительного искусства, прослушать музыкальные произведения того времени и ознакомиться хотя бы с 2-3 литературными произведениями. Посещение музеев позволит намного глубже прочувствовать дух эпохи, пережить те чувства и эмоции которые пытались донести до нас авторы и торцы работ.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Литература петровского времени во многом напоминала литературу ушедшего столетия. Новые идеи говорили старым языком - в церковных проповедях, школьных драмах, рукописных повестях. Только в 30-40-х годах в русской словесности открывается совершенно новая страница - классицизм. Однако, как и литература петровского времени, творчество писателей-классицистов (Кантемира, Сумарокова и других) тесно связана с текущей политической жизнью страны.

В русской литературе классицизм появился позже, чем в западноевропейской. Он был тесно связан с идеями европейского просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, обязательных для всех, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение равенства людей всех сословий, признание ценности человеческой личности независимо от положения в обществе.

Для русского классицизма характерна также система жанров, обращение к разуму человека, условность художественных образов. Важным было признание решающей роли просвещенного монарха. Идеалом такого монарха для русского классицизма был Петр Первый.

После смерти Петра Первого в 1725 году возникла реальная возможность свертывания реформ и возвращения к старому образу жизни и правления. Было поставлено под удар все, что составляло будущее России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русского классицизма особенно характерна сатира.

Наиболее видным из первых деятелей новой литературной эпохи, пишущим в этом жанре был князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744г. г) Его отец, влиятельный молдавский аристократ, был известным писателем и историком. Сам князь Антиох, хотя по писательской скромности и называл свой ум " недозрелым плодом недолгой науки", на самом деле был человеком образованнейшим по самым высоким европейским меркам. Латинскую, французскую и итальянскую поэзию он знал в совершенстве. В России его друзьями были архиепископ Феофан Прокопович и историк В.Н. Татищев. Последние двенадцать лет жизни Кантемир был посланником в Лондоне и Париже.

С ранней молодости Антиох желал видеть окружавшее его дворянское общество образованным, свободным от предрассудков. Предрассудком же он считал следование древним нормам и обычаям.

Кантемир более известен как автор девяти сатир. В них обличаются разные пороки, но главные враги поэта - святоша и бездельник - щеголь. Они выведены в строках первой сатиры "На хулящих учение". Во второй сатире "На зависть и гордость дворян злонравных" представлен ни на что не годный бездельник Евгений. Он проматывает состояние предков, надевая камзол стоимостью в целую деревню, и при том завидует успехам простых людей, которые добились высоких чинов своими заслугами перед царем.

Мысль о природном равенстве людей - одна из самых смелых идей литературы того времени. Кантемир считал, что необходимо воспитать дворянство, чтоб не дать дворянину опуститься до состояния непросвещенного мужика:

"Мало пользует тебя звать хоть сыном царским,

Если нравом с гнусным ты не разнствуешь псарским. "

Одну из своих сатир Кантемир специально посвятил воспитанию:

"Главно воспитания в том состоит дело,

Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело

В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен

Сын твой был отечеству, меж людьми любезен и всегда желателен. "

Кантемир писал и в других жанрах. Среди его произведений есть " высокие" (оды, поэма), "средние" (сатиры, стихотворные письма и песни) и " низкие" (басни). Он старался найти в языке средства, чтоб писать по-разному в разных жанрах. Но средств этих ему еще не хватало. Новый русский литературный язык не установился. Чем "высокий" слог отличается от "низкого", было не вполне ясно. Стиль самого Кантемира пёстр. Он пишет длиннющими фразами, выстроенными по латинскому образцу, с резкими синтаксическими переносами, нет никакой заботы о том, чтобы границы предложений совпадали с границей стиха. Читать его произведения очень сложно.

Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения - является М.В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает редко. В его торжественных одах возобладало "утверждающее" начало. Поэт прославляет успехи России на поле брани, в мирной торговле, в науках и искусстве.

"С Ломоносова начинается наша литература…он был ее отцом, ее Петром Великим". Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В.Г. Белинский.

Родился М.В. Ломоносов близ города Холмогоры, на берегу Северной Двины, в семье зажиточного, но неграмотного крестьянина, занимавшегося мореходства. Мальчик чувствовал такую тягу к учению, что в 12 лет пошел из родной деревни пешком в Москву. Поэт Н. Некрасов рассказал нам, " как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик".

В Москве Михаил поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, несмотря на то что жил в страшной нужде, блестяще закончил ее. В числе лучших выпускников академии Ломоносова направили учиться в Петербург, а затем, в 1736 году, - в Германию. Там Ломоносов прошел курс всех наук, как математических, так и словесных. В 1741 году Михаил Васильевич вернулся в Россию, где до конца жизни служил в Академии наук. Ему покровительствовал граф И.И. Шувалов, любимей императрицы Елизаветы. Поэтому и сам Ломоносов был в милости, что позволило по-настоящему развернуться его талантам. Он занимался множеством научных работ. В 1755 году по его предложению и плану был открыт Московский университет. В служебные обязанности Ломоносова входило также сочинение стихов к придворным праздникам, и большинство его од по таким случаям и написано.

"Архангельский мужик", первый из деятелей русской культуры завоевавший мировую известность, один из выдающихся просветителей и самый просвещенный человек своего времени, один из крупнейших ученых восемнадцатого века, замечательный поэт Ломоносов стал реформатором русского стихосложения.

В 1757 году ученый пишет предисловие к собранию сочинений " О пользе книг церковных в российском языке", в котором излагает знаменитую теорию " трех штилей". В нем Ломоносов выдвигал в качестве основы литературного языка общенациональный язык. В русском языке, по мнению Ломоносова, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму - знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему - слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковнославянские слова, вульгаризмы и некстати заимствованные из чужих языков варваризмы.

В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль. Так сложились "три штиля" русской поэзии: "высокий"-церковнославянские слова и русские,

"посредственный" (средний) - русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, "низкий" - русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.

Каждому стилю соответствуют свои жанры: " высокие" - героические поэмы, оды, трагедии, "средние" - драмы, сатиры, дружеские письма, элегии, "низшие" - комедии, эпиграммы, песни, басни. Такое четкое разграничение, теоретически очень простое, на практике приводило к обособлению высоких жанров.

Сам Ломоносов писал преимущественно в "высоких" жанрах.

Так, "Ода на день восшествия не престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года" написана "высоким штилем" и прославляет дочь Петра Первого. Отдав должное добродетелям императрицы, ее "кроткому гласу", " доброму и прекрасному лику", стремлению " расширять науки", поэт заводит речь об её отце, которого называет "человеком, каков не слыхан был от века". Петр - идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с её необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема родины и служения ей - ведущая в творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в "Оде 1747 года" нашли выражение просветительские идеалы поэта.

"Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде".

Вера в человеческий разум, стремление познать "тайны множества миров", дойти до сути явлений через " малый вещи знак" - это темы стихотворений "Вечернее размышление", "Случались вместе два астронома в пиру…".

Для того чтоб принести стране пользу, нужно не только трудолюбие, но и просвещение, утверждает Ломоносов. Он пишет о "красоте и важности учении", которое делает человека творцом. "Сами свой разум употребляйте", - призывает он в стихотворении "Послушайте, прошу"….

При Екатерине II русский абсолютизм достиг невиданного могущества. Дворянство получило неслыханные привилегии, Россия стала одной из первых мировых держав. Ужесточение крепостного права стало основной причиной крестьянской войны1773-1775 годов, под руководством Е.И. Пугачева

В отличие от европейского русский классицизм более тесно связан с народными традициями и устным народным творчеством. Он часто использует материал русской истории, а не античности.

Гавриил Романович Державин был последним в ряду крупнейших представителей русского классицизма. Он родился 3 июля 1743 года в семье мелкопоместного казанского дворянина. Все состояние семьи Державиных заключалось в десятке душ крепостных. Бедность помешала будущему поэту получить образование. Лишь шестнадцати лет от роду смог он поступить в казанскую гимназию, да и то проучился там недолго. В 1762 году Гавриила Державина призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: в отличие от большинства дворянских недорослей он был вынужден начинать службу рядовым и только через десять лет получил офицерский чин. В те годы он уже был поэтом. Не правда ли, странное сочетание: рядовой царской армии и поэт? Но пребывание в солдатской, а не в офицерской среде позволило Державину проникнуться тем, что называется духом русского народа. Он был необычайно уважаем солдатами, задушевные беседы с выходцами из русских крестьян научили его восприятию народной нужды и горя как государственной проблемы. Слава пришла к Державину только в сорок лет, в 1783 году, когда Екатерина II прочла его "Оду к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице". Незадолго перед тем Екатерина в одной нравоучительной сказке вывела под именем царевны Фелицы себя. К царевне Фелице, а не к императрице обращается поэт:

Едина ты лишь не обидишь,

Не оскорбляешь никого,

Дурачества сквозь пальцы видишь,

Лишь зла не терпишь одного;

Проступки снисхожденьем правишь,

Как волк овец, людей не давишь,

Ты знаешь прямо цену их.

Самые высокие похвалы высказаны самым обычным разговорным языком. Себя же автор выводит как "ленивого мурзу". В этих насмешливых строфах читатели различали очень едкие намеки на самых сильных вельмож:

То, возмечтав, что я султан,

Вселенну устрашаю взглядом,

То вдруг, прельщаяся нарядом,

Скачу к портному по кафтан.

Так описан всемогущий любимец Екатерины - князь Потёмкин. По правилам литературного этикета все это было немыслимо. Сам Державин боялся своей дерзости, но ода императрице понравилась. Автор сразу стал знаменитым поэтом и попал в милость при дворе.

Екатерина неоднократно говорила Державину, что ждет от него новых од в духе "Фелицы". Однако Державин был глубоко разочарован, когда увидел вблизи жизнь двора Екатерины Второй. В аллегорической форме поэт показывает свои чувства, которые он испытывает от придворной жизни, в маленьком стихотворении "На птичку".

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: "Пой, птичка, пой! "

Он был обласкан Екатериной II - Фелицей - и вскоре получил назначение на пост губернатора Олонецкой губернии. Но чиновничья карьера Державина, несмотря на то, что он не был оставлен монаршей милостью и получил еще не одну должность, не сложилась. Причиной тому были честность и прямота Державина, его действительное, а не традиционно-притворное радение о пользе Отечества. Так, например, Александр I назначил Державина министром юстиции, но затем отстранил его от дел, объяснив свое решение недопустимостью столь "ревностной службы". Литературная слава и государственная служба сделали Державина богатым человеком. Последние свои годы он провел в спокойствии и достатке, живя попеременно то в Петербурге, то в собственном имении под Новгородом. Ярчайшим произведением Державина стала прославившая его "Фелица". В ней соединены два жанра: ода и сатира. Явление это явилось поистине революционным для литературы эпохи классицизма, ведь, согласно классицистической теории литературных жанров, ода и сатира принадлежали к разным "штилям", и смешивание их было недопустимо. Однако Державину удалось соединить не только тематику этих двух жанров, но и лексику: в "Фелице" органично сочетаются слова "высокого штиля" и просторечье. Таким образом, Гавриил Державин, предельно развивший в своих произведениях возможности классицизма, стал одновременно первым русским поэтом, преодолевшим классицистические каноны.

На протяжении второй половины восемнадцатого века наряду с классицизмом формировались и другие литературные течения. В период, когда классицизм был ведущим литературным течением, личность проявляла себя преимущественно в государственной службе. К концу века сформировался взгляд на ценность отдельной личности. "Человек богат своими чувствами".

Классицизм стал первым полноценным литературным направлением, причем его влияние практически не затрагивало прозу: все теории классицизма были отчасти посвящены поэзии, но в основном - драматургии. Возникает это направление во Франции в XVI веке, а расцветает примерно столетие спустя.

История возникновения классицизма

Возникновение классицизма было обусловлено эпохой абсолютизма в Европе, когда человек считался всего лишь слугой своего государства. Главная идея классицизма - гражданское служение, ключевым понятием классицизма является понятие долга. Соответственно, ключевой конфликт всех классицистических произведений - это конфликт страсти и разума, чувства и долга: отрицательные герои живут, подчиняясь своим эмоциям, а положительные живут только рассудком, и поэтому всегда оказываются победителями. Такое торжество разума было обусловлено философской теорией рационализма, которую предложил Рене Декарт: Я мыслю, следовательно существую. Он писал, что разумен не только человек, но и вообще все живое: разум дан нам от бога.

Черты классицизма в литературе

Основоположники классицизма внимательно изучили историю мировой литературы и решили для себя, что наиболее разумно был организован литературный процесс в Древней Греции. Именно античным правилам они и решили подражать. В частности, из античного театра было заимствовано правило о трех единствах: единстве времени (от начала до конца пьесы не может пройти более суток), единстве места (все происходит в одном месте) и единстве действия (должна существовать лишь одна сюжетная линия).

Другим приемом, заимствованным из античной традиции, стало использование героев-масок - устойчивых амплуа, которые переходят из пьесы в пьесу. В типичных классицистических комедиях речь всегда идет о выдаче девушки, поэтому маски там следующие: госпожа (сама девушка-невеста), субретка (ее служанка-подружка, наперсница), глуповатый отец, не менее троих женихов (один из них обязательно положительный, т.е. герой-любовник) и герой-резонер (главный положительный персонаж, появляется обычно в конце). В финале комедии обязательно необходима некая интрига, в результате которой девушка выйдет замуж за положительного жениха.

Композиция комедии классицизма должна быть очень четкой , обязательно содержать пять актов : экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.

Существовал прием неожиданной развязки (или deus ex machina) - появление бога из машины, который ставит все на свои места. В российской традиции таким героев часто оказывалось государство. Также использовался прием катарсиса - очищение через сострадание, когда сочувствуя попавшим в трудную ситуацию отрицательным героям, читатель должен был очиститься духовно.

Классицизм в русской литературе

В Россию принципы классицизма принес А.П. Сумароков. В 1747 году он публикует два трактата - Эпистола о стихотворстве и Эпистола о русском языке, где излагает свои взгляды на поэзию. На самом деле, эти эпистолы были переведенными с французского, префразированием для России трактата Николя Буало Поэтическое искусство. Сумароков предопределяет, что главной темой русского классицизма станет тема социальная, посвященная взаимодействию людей с обществом.

Позднее появляется кружок начинающих драматургов во главе с И. Елагиным и театральным теоретиком В. Лукиным, которые предлагают новую литературную идею - т.н. теорию склонений . Смысл ее состоит в том, что нужно лишь понятно перевести западную комедию на русский язык, заменив там все имена. Подобных пьес появилось множество, но вообще идея не слишком осуществлялась. Главное же значение кружка Елагина состояло в том, что именно там впервые проявился драматургический талант Д.И. Фонвизина, которые написал комедию

Время возникновения.

В Европе - XVII -начало XIX века

Конец XVII века период упадка.

Классицизм возродился в эпоху Просвещения - Вольтер, М. Шенье и др. После Великой французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм.

В России - во 2-ой четверти XVIII века.

Место возникновения.

Франция. (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Ж. Б. Мольер и т. д.)

Представители русской литературы, произведения.

А. Д. Кантемир (сатира «На хулящих учение», басни)

В.К.Тредиаковский (роман «Езда в остров Любви» ,стихотворения)

М. В. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреоном», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»

А. П. Сумароков, (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»)

Я. Б. Княжнин (трагедии «Дидона», «Росслав»)

Г. Р. Державин (ода «Фелица»)

Представители мировой литературы.

П. Корнель (трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна».

Ж. Расин (трагедии Федра», «Митридат»)

Вольтер (трагедии «Брут», «Танкред»)

Ж. Б. Мольер (комедии «Тартюф», «Мещанин в дворянстве»)

Н.Буало (трактат в стихах «Поэтическое искусство»)

Ж. Лафонтен (басни).

Классицизм от фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый.

Особенности классицизма.

  • Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
  • Опора на античное искусство (отсюда название стиля), в основе которого лежал принцип «подражания природе».
  • В основе- принцип рационализма ((от лат. «ratio» - разум), взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.
  • Культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).
  • Главенство государственных интересов над личными , преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Утверждение положительных ценностей и государственного идеала.
  • Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством . Положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.
  • Личность – высшая ценность бытия.
  • Гармония содержания и формы .
  • Соблюдение в драматическом произведении правила «трех единств»: единство места, времени, действия.
  • Деление героев на положительные и отрицательные . Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: скупость ханжество, доброту, лицемерие и.д.
  • Строгая иерархия жанров, смешение жанров не допускалось:

«высокие» эпическая поэма, трагедия, ода;

«средние» — дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение;

«низкие» — басня, комедия, фарс.

  • Чистота языка (в высоких жанрах - высокая лексика, в низких - просторечная);
  • Простота, стройность, логичность изложения.
  • Интерес к вечному, неизменному, стремление найти типолигические черты. Поэтому образы лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые, родовые, непреходящие со временем признаки
  • Общественно-воспитательная функция литературы . Воспитание гармонической личности.

Особенности русского классицизма.

Русская литература освоила стилевые и жанровые формы классицизма, но имела и свои особенности, отличаясь самобытностью.

  • Государство (а не человек) было объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просвещенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества.
  • Общий патриотический пафос русского классицизма. Патриотизм русских писателей, их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.
  • Гуманность , так как направление формировалось под влиянием идей Просветительства.
  • При­рода человека эгоистична, подвержена страстям, то есть чувствам, которые противостоят разуму, но при этом поддается воспитанию.
  • Утверждение естественного равенства всех людей.
  • Основной конфликт — между аристократией и буржуазией.
  • В центре произведений не только личные переживания героев, но и общественные проблемы.
  • Сатирическая направленность - важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, сатирически изображающие конкретным явлениям русской жизни;
  • Преобладание национально-исторической тематики над античной. В России «античностью» была отечественная история.
  • Высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина);
  • Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
  • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.

Три периода классицизма в русской литературе.

  1. 30 -50-е годы XVIII века (зарождение классицизма, создание литературы, национального языка, расцвет жанра оды- М.В. Ломоносов, А.П. Сумарков и др.)
  2. 60-е годы- конец XVIII века (главная задача литературы- воспитание человека-гражданина, служение человека на пользу обществ, обличение пороков людей, расцвет сатиры – Н.Р. Державин, Д.И. Фонвиин).
  3. Конец XVIII-начало XIX века (постепенный кризис классицизма, появление сентиментализма, усиление реалистических тенденций, национальных мотивов, изображение идеального дворянина- Н.Р. Державин, И.А. Крылов и др.)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.