Образ Петра I в произведениях русской литературы XVIII-начала XIX веков

Научно-исследовательская работа по литературе

ученица 7 а класса

Перевозкина Дарина

Консультант:

Пайкова Елена Юрьевна,

учитель русского языка

и литературы.

Введение ……………………………………………………………….3

1. Подготовка к исследованию……………………………………….5 1.1 Петр 1 как историческая личность …………………………..5

1.2 Подбор художественных текстов……………………………..5

2. Проведение исследования…………………………………………6

2.1 Образ Петра 1 в творчестве поэтов и писателей середины 18 века …………………………………………..6

2.2 Образ Петра 1 в творчестве поэтов и писателей второй половины 18 века …………………………………………13

2.3 Образ Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина………………17

Заключение…………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………24

Приложения ……………………………………………………..……25

Введение.

Тема: Образ Петра I в произведениях русской литературы XVIII-начала XIX веков.

Актуальность выбранной темы: Ведущей темой при изучении произведений художественной литературы в 7 классе является историческая тема. Одна из задач учащихся – научиться анализировать информацию, представленную авторами в текстах, оценивать степень её достоверности и собственное отношение автора к тому или иному событию и историческому персонажу. Образ первого российского императора Петра I занимает важное место в литературе XVIII- XIX веков, но мы видим его только в достаточно известных произведениях. Я решила посмотреть, как менялось восприятие данной личности в творчестве писателей и поэтов с течением времени.

Объект исследования: художественные произведения

Предмет исследования: образ Петра I в произведениях середины XVIII- начала XIX веков

Цель НИР: рассмотреть, как интерпретировали образ Петра I русские писатели и поэтыXVIII- начала XIX веков

Задачи: 1) изучить исторические сведения о личности Петра 1 и времени его правления, о развитии России в период XVIII- начала XIX веков;

2) познакомиться с художественными произведениями авторов XVIII- начала XIX веков, где присутствует образ Петра 1;

Методы исследования:

Чтение и сравнительно-исторический анализ произведений художественной литературы;

Наблюдение и сравнение образа Петра 1 в произведениях разных авторов;

Обобщение и систематизация полученных данных.

Теоретическая значимость: Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изученный теоретический материал является важным с точки зрения понимания причин, влияющих на выбор тем, жанров художественных произведений в конкретный временной промежуток.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать полученные знания и умения в дальнейшей работе на уроках литературы и истории.

Подготовка к исследованию

Петр 1 как историческая личность

Петр I - величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю российскую жизнь. Главным итогом политики Петра I стало превращение страны в мощную военную державу, без учета интересов которой баланс расстановки политических сил в Европе отныне не мог быть достигнут. Успехи в Северной войне (1700-1721), ставшие возможными благодаря созданию новой регулярной армии и морского флота, обеспечили выход России к Балтийскому побережью. Тем самым открылись пути для свободного развития торговых и экономических связей с Западной Европой. Строительство Петербурга с последующим перенесением туда столицы русского государства ознаменовало собой необратимость проводимых преобразований. На протяжении 1-й четверти XVIII в. качественно изменились структура административного управления страной и порядок судопроизводства. Система приказов уступила место коллегиям, а место Боярской думы занял Сенат. Введением Священного Синода и уничтожением института патриаршества в 1721 г. Петр I окончательно отстранил церковь от вмешательства в прерогативы светской власти. Тем самым церковь в итоге оказалась полностью лишенной того влияния, которое она имела ранее в культурно-идеологической сфере. Страна покрывается сетью мануфактур. Коренным образом меняется и ситуация в сфере образования: в Москве и Петербурге создаются светские учебные заведения, подготавливающие кадры для флота, армии и промышленности. Активная посылка молодых дворян для учебы за границу сочетается с не менее активной политикой привлечения в Россию специалистов из Европы. Открытие в Петербурге в год смерти Петра I Академии наук как бы увенчало титанические усилия монарха по распространению в стране просвещения.

Сознание наличия в деятельности Петра положительных исторических тенденций нашло свое яркое отражение в том, что тема Петра 1 - его жизни, его деятельности – стала ведущей на весь 18 век для историков, поэтов, живописцев, скульпторов, что она органически вошла в народное искусство.

С.М. Соловьев писал, что Петр 1 был действительно Великим, как и прозвали его в народе. Петр не был славолюбцем. Он жил и трудился на благо народа и заботился только о народе. Он осознал, что его обязанность - вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации. Например, по просьбе народа, для борьбы с частными пожарами, крыши кроют черепицей вместо тисовых, а дома строят каменные, и строят их вдоль улиц, по европейскому обычаю, а не внутри дворов, как раньше. Петр запрещает ношение холодного оружия, т.к. во время пьяных драк люди режут друг друга ножами, иногда насмерть.

Довольно интересным нововведение было то, что женщин отныне запрещено было запирать дома, а надобно вывозить в общественные собрания. Так же при женщине мужчины должны были сдерживать свои дурные или неприличные нравы. Также Петр делает общедоступным театральное искусство - «на Красной площади построена была деревянная комедиальная храмина - для всех».

Петру предстояла трудная задача: для образования русских людей необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей, которые, естественно, стремились подчинить учеников своему влиянию, стать выше их. Это унижало учеников, которых Петр хотел сделать как можно скорее мастерами. Он хотел, чтобы обязательного обучения грамоте подлежало хотя бы дворянство. Историк писал, что Петр заставлял переводить иностранные книги, причем перевод, приказывал царь, должен быть не дословный, а смысловой.

Историк отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России, как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ: «Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился»

Военные действия ведутся Петром умело и четко, без излишней самоуверенности, но с целеустремленностью. Чтобы противостоять Турции, берет со второго раза Азовскую крепость. Чтобы пробить «окно в Европу», т.е. выход на Балтийское море, ведет войну со шведами. Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а Северная война со Швецией была только средством к этому преобразованию.

Соловьев придавал первостепенное значение не внешним влияниям на историю страны, а внутренним процессам, происходившим в ней. По его мнению, основой исторического процесса было движение от родового строя к государству и развитие самого государства. Историк также придавал большое значение географическому фактору.



Для страны в целом Петр тоже делает немало, а возможно, даже больше. При его правлении развивается добыча каменного угля и железной руды, металлургия, кожевенное производство, кораблестроение, военное ремесло.

Соловьев значительно отличает Петра от своих предшественников: «Петр не был царем в смысле своих предков, это был герой-преобразователь или, лучше сказать, основатель нового царства, новой империи и, чем более вдавался он в свою преобразовательную деятельность, тем более терял возможность быть похожим на своих предков; притом же и великая война прекратилась незадолго до его смерти»

Итак, Соловьев характеризует Петра очень отзывчивым по отношению к народу. Он заботился о состоянии народа, стремился сделать его образованным. Так же Соловьев отмечает, что во время правления Петра I происходило окультуривание общества. У Соловьева реформы представлены в виде строго последовательного ряда звеньев, составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых установок.

29. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVII – XVIII вв.

XVIII век в России начался под знаком петровских реформ, создания империи и укрепления авторитарной самодержавной власти. Объективная необходимость всего комплекса общественно-политических и социально-экономических петровских преобразований в стране не вызывала сомнения. До конца XVII в. Россия пыталась дать "ответ" на "вызов" Европы, не выходя за рамки традиций, лишь при необходимости заимствуя что-то на Западе.

Как правило, такие нововведения не укладывались в традиционную систему ценностей. Однако реалии того времени остро ставили перед Россией дилемму: либо оставаться на задворках цивилизации и тащить на себе груз древних традиций, постепенно превращавшихся в пережитки, либо, встав на путь реформ, превратиться в великую державу, с которой бы считались развитые европейские государства. Россия выбрала второй путь, тем более что для этого созрели всепредпосылки : 1) экономическая отсталость страны; 2) основа хозяйства – подневольный труд крепостного крестьянства; 3) отсутствие регулярной армии; 4) отсутствие выходов к морям и мировым рынкам; 5) сложный государственный аппарат, взяточничество и казнокрадство чиновников;6) засилье церкви в сфере духовной культуры.



Все эти проблемы в качестве главной задачи ставили изменение традиционной системы ценностей. В XVII в. это понимали многие политики и государственные деятели, которые считали, что обращение к опыту и знаниям Запада может стать важным условием выполнения новых задач. Однако самим обществом любые заимствования воспринимались как нежелательные. Уже при первых Романовых (> 3.3) ощущалась необходимость модернизации как потребность государственная, хотя внутренний страх – не испортимся ли мы от общения с иностранцами – сдерживал и давил.

И тем не менее опосредованно, поверхностно, избирательно в жизнь российской цивилизации входил процесс вестернизации . Носителями идей реформаторства были Б. И. Морозов, Ф. М. Ртищев, А. Л. Ордин-Нащёкин. Позже В. В. Голицын (фаворит царевны Софьи) выдвинул концепцию реформ, предвосхитивших преобразования Петра I и охвативших все стороны развития общества (военное дело, налоги, политика, торговля, промышленность). Таким образом, поворот к Западу был сделан уже во второй половине XVII в. Повторяя, хотя и с опозданием, технологические фазы европейского развития, в социальном и политическом плане Россия двигалась как бы наоборот, усиливая самодержавие и крепостничество. К концу XVII в. в России сложилось две модели модернизации : 1) мягкая, постепенная модель, ориентированная на католические страны (Польша) – царевна Софья, В. В. Голицын; 2) жёсткая, ускоренная модель, ориентированная на протестантские страны (Голландия, Северная Германия, Англия) – Пётр I. Однако история не отпустила России времени для естественного развития. И ни одна из существующих политических систем в тот период не давала методов для такой страны, как Россия, реализовать рывок из трясины отсталости и застоя. Для каких-либо глубоких прогрессивных преобразований по европейским меркам в стране не было необходимого уровня цивилизованности. Тогда, на рубеже XVII–XVIII вв., в условиях отсталости авторитарная российская система едва ли могла быть преобразована за период жизни одного поколения.

Цели:

  1. Создать условия для знакомства с деятельностью сподвижников Петра I.
  2. Развивать умение решать познавательные задания, давать оценку деятельности исторической личности.
  3. Способствовать углублению исторических знаний детей.
  4. Воспитывать чувство уважения к прошлому своей Родины.

Оборудование:

  • портреты Меншикова А.Д., Шереметева Б.П., Голицына М.М.;
  • карточки со словами “Официально”, “Интересно”, “Субъективно”, “Кратко”, “Генералиссимус”, “Фельдмаршал”;
  • картина Сурикова “Меншиков в Березове”;
  • раздаточный материал: листы с пословицами.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с выдающимися, легендарными людьми эпохи Петра I. Эпоха Петра – время грандиозных преобразований. Великая эпоха требовала и великих деятелей. Рядом с необыкновенной личностью Петра их было немало. Их называли “птенцы гнезда Петрова”. Люди эти часто не отличались знатным происхождением и образованием. Но они были умны, талантливы, энергичны и стремились внести свой вклад в дело преобразования России.

Один из самых ярких представителей той эпохи, без которого немыслим XVIII век, это Александр Данилович Меншиков (показ портрета) . А.С. Пушкин назвал его “счастья баловень безродный, полудержавный властелин”.

Действительно ли он был счастливым баловнем судьбы или нет?

2. Рассказ учащихся о Меншикове А.Д. (1673–1729).

(Учащиеся заранее готовят информационный блок о историческом деятеле .)

Официально

Меншиков А.Д. – государственный деятель, граф, светлейший князь, генералиссимус, ближайший сподвижник Петра.

Меншиков был почти ровесником Петра – он родился 6 ноября 1673 года. О его происхождении до сих пор нет точных сведений. Отцом Меншикова был человек низкого происхождения – крестьянин или придворный конюх. Сам Меншиков сумел добиться симпатии и доверия Петра. Алексашка участвовал в “потешных” военных маневрах, служил в Преображенском полку, сопровождал Петра в Азовских походах, в Великом посольстве в Западную Европу, прекрасно проявил себя в Северной войне (он участвует почти во всех крупных сражениях). Например: в 1703 году состоялось первое морское сражение со шведами. Руководил сражением сам Петр. Под его командованием захватывают один из шведских кораблей “Астрильд”. Второй корабль – “Гедан” – был захвачен командой, которой руководил Меншиков. За эту победу царь и его сподвижник были по решению Воинского совета награждены орденами Святого Андрея Первозванного. Прекрасно проявил себя Меншиков А.Д. и в Полтавской битве. После этого сражения он был произведен в генерал-фельдмаршалы.

Природная смекалка, усердие, храбрость на поле боя, личная привязанность царю сделали Александра Даниловича незаменимым для Петра. Меншиков становится вторым лицом государства и первым советником царя. Деятельность его была поистине активна: он руководит строительством Санкт-Петербурга и Кронштада; участвует в создании военного флота России; когда Петр в отъездах, занимается воспитанием царских детей...

Вместе с размахом деятельности Меншикова возрастали и его честолюбие, страсть к обогащению. Он все чаще и чаще присваивает себе казенные средства. Чины, награды, пожалования вотчинами, подарки от разных лиц сыпались на Меншикова дождем. Меншиков становится самым богатым человеком государства. Петр часто прощал своему любимцу долги и хищение казны. Однако, к концу своей жизни Петр уже не считал Меншикова своим ближайшим другом.

После смерти Петра в 1725 году Александр Данилович с помощью гвардии возвел на престол его вдову Екатерину Алексеевну и стал фактическим правителем страны. Власть Меншикова практически была безгранична, богатства тоже.

Александр Данилович Меншиков предпринимает попытку породниться с царской фамилией: он пытается выдать одну из своих дочерей Марию (15 лет) замуж за внука Петра I – Петра II (12 лет). Но Петр II находился под сильным влиянием князей Долгоруковых и Голицыных – конкурентов и недоброжелателей Меншикова.

В сентябре 1727 года по настоянию Долгоруковых Меншикова арестовали и через год отправили в ссылку – в далекий, глухой сибирский городок Березов (рассматривание картины Сурикова) . Его лишили всех чинов и орденов, все имущество было конфисковано (90 тыс. крепостных, 14 млн рублей, много городов...).

По дороге в Березов скончалась жена Меншикова – Дарья Михайловна. Несколько позже умерла от оспы старшая дочь – Мария. Младшие дети – сын Александр и дочь Александра – после смерти Меншикова в 1729 году были возвращены из ссылки в столицу.

Но несмотря на недостатки этого человека, вклад его в деле преобразования России очень велик. Велики его военные заслуги. Меншиков – это была личность яркая, неординарная, противоречивая – как сама эпоха!

Интересно

  1. В детстве Меншиков был отдан в учение к пирожнику в Москве. Алексашка до 1686 года торговал пирожками на московских улицах.
  2. Интересен вопрос об образовании Меншикова. Современники-иностранцы писали о том, что Меншиков до конца жизни оставался неграмотным: он не умел читать, писать, хотя неплохо говорил на иностранных языках. В архивах не сохранилось ни одного текста, ни одного документа, написанного Меншиковым собственноручно. В конце документа стояла довольно корявая подпись Меншикова. Но в дневнике Меншикова постоянно встречаются записи о том, что князь читал или просматривал бумаги. Кроме того, Меншиков был владельцем огромной и уникальной библиотеки. В 1714 году его избрали членом Британского королевского общества (Академии наук). О том, что его избрали, сообщил Меншикову сам Исаак Ньютон, назвав Александра Даниловича – человеком “величайшей просвещенности”. Вот вам и противоречие!
  3. Еще одна деталь, которая подчеркивала характер Меншикова – в Сибири он жил жизнью простого крестьянина в построенном им доме и никогда ни на что не жаловался.

Субъективно

3. Задания для учащихся.

Учитель. У вас на партах есть листок, где написаны разные пословицы. Почитайте их и определите, какая по-вашему мнению подходит к судьбе Меншикова. Может быть несколько пословиц. Свой ответ обоснуйте.

(Ответы учащихся .)

Пословицы

  1. Иногда фортуна обогатит, а иногда и вовсе погубит.
  2. Всякий хлопочет, себе добра хочет.
  3. Из грязи в князи.
  4. Дары и мудрых ослепляют.
  5. Жить было в чести, да помешали неприятные лести.
  6. За добрые дела всегда ждет похвала.
  7. Как месяц ни свети, но все не солнца свет.
  8. Кто желает власти, на того приходят напасти.
  9. Собственный разум как царь в голове.
  10. С умом можно и найти и потерять.
  11. Жил с нуждой, а добился чести.
  12. Бел лицом, да худ отцом.
  13. Был со всем, а стал ни с чем.
  14. Видно сокола по полету, а добра молодца по поступкам.

Учитель . Еще одна интересная личность эпохи Петра – это Шереметев Борис Петрович . Сначала мы познакомимся с официальными данными.

4. Рассказ учащихся о Шереметеве Б.П. (1652–1719).

Официально

Шереметев Борис Петрович – граф, военачальник, дипломат, с 1701 года генерал-фельдмаршал, один из соратников Петра. Из всех сподвижников Петра только Шереметев стал героем народных песен, которые придавали ему черты былинного героя:

Не грозная туча восстала,
Не част-крупен дождик выпадает:
Из славного из города из Пскова
Подымался царев большой боярин
Граф Борис сударь Петрович Шереметев.

Родился Шереметев в 1652 году. Был родом из знатной дворянской семьи, получил прекрасное образование. Борис Петрович рано проявил интерес к иноземным обычаям и культуре. Иностранцы называли “самым вежливым и наиболее культурным человеком в стране”. В 1682 году Шереметев пожалован в бояре. Теперь он может заниматься не только военной, но и дипломатической деятельностью. Шереметев участвовал в переговорах с Польшей о заключении “Вечного мира”, вел переговоры с Австрией. Руководил войсками, охранявшими южные границы от крымских татар.

Петр I знал, что Шереметев был сторонником Василия Голицына, любимца-фаворита Софьи. Поэтому Петр не доверял Шереметеву и не принял его в круг своих ближайших советников. Тем не менее, Борис Петрович участвует в “Великом посольстве”, где ему понравились западные обычаи. Шереметев – первый русский, сменивший традиционный боярский костюм на европейское платье. Скоро он заслужил одобрение и расположение царя.

Петр назначает его командиром конницы, но в 1700 году она потерпела сокрушительное поражение под Нарвой. Неудачная разведка, произведенная отрядом Шереметева, бегство его конницы должны были подорвать расположение Петра. Но Петр прислал одобрительное письмо Шереметеву и чин генерал-фельдмаршала. В своих ответных письмах Шереметев пишет царю: “Бог видит мое намерение сердечное, сколько есть во мне ума и силы, с великою охотою хочу служить, а себя я не жалел и не жалею...” И Шереметев на деле доказывает это! Ряд блестящих побед:

  • под Эрестере (1701 год);
  • при Гуммельсгофе (1702 год);
  • взял Нотебург (1703 год), Копорье, Ямбург, Дерп (1704 год);
  • взял Ригу (1710 год).

Самым счастливым годом военной карьеры Шереметева можно назвать 1703 год. В конце 1703 года состоялся торжественный въезд Шереметева и Петра в Москву. Это был звездный час для Шереметева! Никогда больше не будет у него столь блестящих побед на поле боя, а благосклонность к нему царя никогда не будет столь велика!

Шереметева подводила его осторожность и медлительность в военном деле, отсутствие инициативности. Это стало раздражать Петра. Опять возникло недоверие к Шереметеву. Борис Петрович сильно переживал свои отношения с Петром. Несколько раз Шереметев просит у царя отставки, но каждый раз Петр отказывает ему в просьбе. Почти до конца жизни Шереметев был на военной государственной службе. Умер он в Москве 17 февраля 1719 года. Царь так и не освободился от чувства недоверия к Шереметеву, но отдавал должное храбрости этого человека, ценил его заслуги перед Отечеством.

Интересно

  1. Единственным поражением Шереметева в Северной войне была битва у деревни Мур в 1705 году.
  2. 1714 году у Шереметева погибает сын – Михаил, возвращаясь из турецкого плена на родину. Шереметев очень переживал эту потерю. Борис Петрович хотел оставить военное дело и уйти в монахи. Но Петр распорядился иначе: фельдмаршала он не освободил от службы и приказал 60-летнему графу жениться. Во втором браке Шереметев был счастлив, у него было 5 детей.

Субъективно

5. Задания для учащихся.

Учитель. Представьте, что вам надо взять интервью у Шереметева и вы можете задать только один вопрос. Вопрос должен быть оригинальным, интересным, связанным с деятельностью Шереметева. Запишите вопрос в тетрадь.

(Ответы учащихся .)

6. Работа с учебником.

Учитель. В конце нашего урока мы рассмотрим материал еще об одной исторической личности – о Голицыне Михаиле Михайловиче (1675–1730). Про этого человека кратко написано в ваших учебниках – с. 209. Преображенский).

(Работа с учебником – выборочное чтение и ответы на вопросы учебника .)

Учитель. Дополню этот рассказ вот такой историей.

(Рассказ учителя.)

В 1714 году, во время Северной войны, русская армия под командованием Голицына вышла в тыл шведскому корпусу. Шведы тут же атаковали, но были отбиты. Офицеры предложили Голицыну немедленно начинать контратаку, воспользовавшись смятением противника. Но Голицын решил дождаться еще хотя бы двух атак шведов. Только после третьей отраженной атаки русские перешли в наступление и без особого труда разбили неприятеля. Чего же ждал Михаил Михайлович? (Предположения и ответы учащихся .)

Ответ. Он ждал, пока шведы, бегая туда-сюда, утрамбуют снег для удобства русской атаки.

7. Итог урока.

Подведем итог урока.

  • О каких выдающихся деятелях эпохи Петра вы узнали сегодня на уроке?
  • Какие сходные качества можно выделить у всех этих людей?
  • На сколько сегодня вы оцените свои познавательные успехи? (по десятибалльной системе).

8. Домашнее задание.

Дома составьте доклад о других сподвижниках Петра на свой выбор.

Петр Алексеевич родился 9 июня 1672 г. Его отцом был русский царь Алексей Михайлович Романов, а матерью Наталья Нарышкина - вторая жена царя. В возрасте 4 лет Петр потерял отца, который умер в 47 лет. Воспитанием царевича занимался Никита Зотов, который по меркам тогдашней России был очень образованным. Петр был младшим в большой семье Алексея Михайловича (13 детей). В 1682 году после смерти царя Федора Алексеевича при дворе обострилась борьба двух боярских кланов - Милославских (родственники первой жены Алексея Михайловича) и Нарышкиных. Первые считали, что престол должен занять больной царевич Иван. Нарышкины, как и патриарх, выступали за кандидатуру здорового и довольно подвижного 10-летнего Петра. В результате стрелецких волнений был выбран нулевой вариант: царями становились оба царевича, а регентом при них назначалась их старшая сестра - Софья.

Петра поначалу мало интересовали государственные дела: он часто навещал Немецкую Слободу, где познакомился со своими будущими соратниками Лефортом и генералом Гордоном. Большую часть времени Петр проводил в подмосковных селах Семеновском и Преображенском, где им были созданы потешные полки для увеселения, ставшие впоследствии первыми гвардейскими полками - Семеновским и Преображенским.

В 1689 году между Петром и Софьей происходит разрыв. Петр требует от сестры удаления в Новодевичий монастырь, потому что к этому времени Петр и Иван уже достигли совершеннолетия и должны были править самостоятельно. С 1689 по 1696 год Петр I и Иван V были соправителями, пока последний не умер.

Петр понимал, что положение России не позволяет ей полностью реализовывать свои внешнеполитические планы, а также стабильно развиваться внутренне. Было необходимо получить выход к незамерзающему Черному морю, чтобы придать дополнительный стимул отечественной торговле и промышленности. Именно поэтому Петр продолжает дело, начатое Софьей и активизирует борьбу с Турцией в рамках Священной Лиги, но вместо традиционного похода в Крым, молодой царь бросает всю свою энергию на юг, под Азов, взять который в 1695 году не удалось, но после постройки зимой 1695-1696 годах флотилии в Воронеже Азов был взят. Дальнейшее участие России в Священной Лиге, однако, начало терять смысл - Европа готовилась к войне за Испанское наследство, поэтому борьба с Турцией переставала быть приоритетом для австрийских Габсбургов, а без поддержки союзников Россия не могла противостоять османам.

Стремясь сделать государство более эффективным, Петр I провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска, церковь подчинена государству, введен Духовный регламент, проведено деление страны на губернии, построена новая столица – Санкт-Петербург).

Понимая отсталость России в промышленном развитии от ведущих европейских держав, Петр использовал их опыт в самых различных областях – в мануфактурном деле, в торговле, в культуре. Государь уделял огромное внимание и даже насильно заставлял дворян и купцов развивать необходимые стране знания и предприятия. К этому можно отнести: создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов. Петр прекрасно понимал, насколько важны военные успехи страны, поэтому лично возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696 годов, принимал участие в разработке стратегических и тактических операций входе Северной войны 1700-1721 годов, Прутского похода 1711 года, Персидского похода 1722-23 годов.

Реформы и внешняя Политика Петра I

Внешняя политика Петра I

Азовские походы

Петру I пришлось продолжить начатую царевной Софьей войну с Османской империей. Первый поход на Азов (1695 г.) окончился неудачей, однако зимой того же года началась подготовка нового похода, начавшегося в мае 1696 г., в результате которого крепость сдалась. Таким образом, Петру удалось открыть России первый выход в южные моря.

Великое посольство

Весной 1697 г. Петр отправил в Западную Европу так называемое Великое посольство с целью найти союзников в борьбе с Османской империей. Всего в составе посольства было около 250 человек, в число которых вошел и сам царь. В ходе посещения ряда иностранных государств посольству удалось завербовать несколько сотен корабельщиков, а также закупить военное и другое оборудование. Однако своей главной цели оно так и не достигло – Европа готовилась к Войне за испанское наследство, и в войну против турок европейские державы ввязываться не хотели. Тем не менее, и из этого России удалось извлечь выгоду – она смогла начать борьбу за Балтику.

Северная война

Вернувшись из Европы, царь принял решение о переориентации внешней политики и начал приготовления к войне со Швецией, рассчитывая получить выход к Балтийскому морю. Одним из главных шагов стало создание Северного союза (1699 г.) и заключение временного мира с Османской империей. В августе 1700 г. Россия начала войну со Швецией. Первые два года были неудачными для России, однако в 1703 – 04 годах Петру удалось закрепиться в Восточной Прибалтике. В 1706 г. шведский король начал решительное наступление, в ходе которого ему удалось захватить Могилев и Минск. Затем он двинулся на юг, однако на этом направлении его войска получили решительный отпор.

27 июня 1709 г. шведы были разгромлены под Полтавой, а их король бежал в Турцию. В следующем году Турция вмешалась в войну, однако Петру удалось добиться перемирия. Война со шведами возобновилась в 1713 г., и в течение 5 лет Петр смог одержать ряд побед, в том числе в морских сражениях. Война завершилась в 1721 г. заключением Ништадтского мира, согласно которому Россия получила выход к Балтике, а также расширила территорию за счет Эстляндии, Ингрии, Лифляндии и части Карелии. В ноябре 1722 г. Петр стал именоваться императором.

Русско-турецкая война

Когда шведский король после поражения в Полтавской битве укрылся на турецкой территории, Петр I попытался угрожать Турции военным походом, однако султан объявил войну России в ноябре 1710 г. России пришлось воевать на три фронта, и в результате ее вынудили отдать туркам Азов. Боевые действия окончились в августе 1711, однако мирный договор был подписан лишь в июне 1713. Движение на Восток. Чтобы присоединить к России владения хивинского хана, а также разведать пути в Индию, в 1714 г. была организована экспедиция Бухгольца. Однако отряд был уничтожен хивинским ханом.

Персидский поход

В июне 1722 г. сын персидского шаха обратился за военной помощью к России. В результате русские завоевали Дербент и западный берег Каспийского моря, однако затем в войну вступила Османская империя, захватившая западное и центральное Закавказье. В сентябре 1723 был подписан договор с Персией, согласно которому Россия получала южное и западное побережье Каспийского моря. В дальнейшем Турция признала условия договора и отказалась от притязаний на персидские территории.

Итоги

До сих пор историки крайне неоднозначно оценивают период правления Петра I, в том числе и его внешнюю политику. Однако именно в результате его действий Россия стала империей – не только расширила территории, но и получила выход к морю.

Реформы Петра 1

Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой. Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок.

Указом от 20 декабря 1699 г. Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января.

Современники Петра 1 сыграли важную роль в его преобразовательной деятельности. По меткому определению А.С. Пушкина, все они были «гнезда Петрова». Общеизвестен факт, что успех политики правителя очень часто определяется тем окружением, которое он себе выберет. В этом отношении царствование Петра Алексеевича было одним из самых плодотворных и интересных в истории.

Общая характеристика эпохи

Во время отсутствия Петр Алексеевич поручил ему управлять государством, что говорило об особом доверии царя к этому суровому боярину. Ромодановский пользовался особой привилегией входить к царю в любое время без доклада, что говорит о важном месте, которое он занимал в управлении. Он участвовал в подавлении стрелецкого бунта в 1698 году. Он являлся фактическим главой Москвы и после одного из пожаров занимался ее восстановлением. Влияние боярина было настолько велико, что никто не осмеливался въезжать к нему во двор, и даже сам государь оставлял свою одноколку за воротами, навещая своего друга.

Шеин

Петр 1 и Екатерина 2 обладали удивительной способностью находить для своего окружения не только преданных, но и очень способных, талантливых и одаренных людей. Эта общая черта их правления настолько была очевидной, что в литературе даже появились специальные названия для их окружения: вышеприведенное высказывание Пушкина, а применительно к окружению императрицы стали говорить о вельможах екатерининского времени. Еще одним видным деятелем времени Петра Алексеевича был Шеин. Он прославился своими военными и дипломатическими способностями. Он участвовал в дипломатических и военных миссиях. Так. Он принимал участие в В годы Северной войны он также принял участие в наиболее крупных и важных сражениях, за что ему был пожалован чин генералиссимуса.

Остерман

Он был еще видным деятелем петровского царствования. Он был очень способным и искусным дипломатом, политическим деятелем. Остерман занимался законодательной деятельностью. Петр 1 хотел организовать администрацию и управление по западноевропейскому образцу. Тот отлично знал систему европейской администрации и попытался применить ее принципы к российской действительности. Впрочем, пик расцвета деятельности Остермана приходится на годы царствования Анны Ивановны.

Куракин

Этот известный деятель петровского времени запомнился тем, что оставил свои весьма интересные мемуары об этом времени. Человек вдумчивый и наблюдательный, он сохранил на бумаге все свои воспоминания и впечатления о той эпохе преобразовательной деятельности императора, современником которой он стал. В его произведениях помимо его собственной автобиографии есть также наблюдения за теми странами, которые он посетил, а также зарисовки приближенных правителя.

Татищев

Его называют «отцом русской истории». Он справедливо считается основателем исторической науки. Но начинал он как талантливый и администратор в Он занимал самые разнообразные должности и выполнял самые различные обязанности и поручения. Он заведовал заводами, руководил промышленным производством, изучал монетное и инженерное дело. Кроме того, ему было поручено составление карты России, что, собственно, и побудило его заняться историей на профессиональном уровне. Его значение заключается также и в том, что он был идеологом петровских реформ: придерживаясь рационализма, он горячо одобрял преобразования императора. Вместе с тем, он считал, что последний уделяет недостаточно внимания развитию промышленности и торговли.

Общие черты деятельности

Всех этих людей объединяет одна общая черта - это тот факт, что они были всецело преданны делу преобразовательной деятельности Петра 1, который после успешного завершения Северной войны принял титул император и самодержец всероссийский. Каждый из них проявил себя в разных сферах. Они были людьми разного социального статуса и происхождения, однако были у правителя на равном счету. В каждом из них он ценил их способности и дарования и находил им нужное применение. В этом и заключался успех его деятельности: в том, что последний царь всея Руси находил в нужное и время и в нужном месте себе помощников.