Уже очень многих интересует самое высокое качество звучания любимых музыкальных исполнителей, которые выступали и выступают на разных концертных сценах. По мнению многих, наилучшим качеством звучания обладают виниловые пластинки времен СССР, которые еще сейчас есть в довольно обширном и разностороннем ассортименте. Такие высокотехнологичные изделия с течением времени при грамотном использовании не утрачивают своего первоначального качества. Они пользуются довольно высоким спросом у ценителей и при этом стоят совсем немного.

Цена пластинок может достаточно серьезно отличаться - начиная от сотен рублей, и заканчивая сотнями тысяч. Конечно, это касается только тех пластинок, которые были выпущены не на территории СССР, а, например, в США. Узнать реальную стоимость конкретного изделия не всегда получается самостоятельно – в ряде случаев не лишним будет проконсультироваться со специалистами, которые смогут дать реальную оценку и помогут приобрести нужную пластинку по демократичной стоимости. В ряде случаев следует сравнить разные варианты и только после этого уже приобретать нужную грампластинку.

Если говорить кратко о стоимости советских виниловых пластинок, то смею вас уверить, что 99 процентов всех пластинок, хранящихся у наших граждан, не стоят и 50 рублей за штуку. Цена будет примерно 100 рублей в случае, если пластинка имеет превосходное состояние, и, как минимум, не распакована. Иногда можно попытаться продать некоторые экземпляры, которые были выпущены небольшим тиражом, по цене до 300 рублей. Это, например, советский рок, или пластинка Битлз, выпущенная «Мелодией».

Кто-то может сказать, мол, я видел в продаже пластинку Битлз стоимостью 20000 рублей. Тут все просто – отличается понятия «сделано в СССР» и «фирменная пластинка». Или еще пример – пластинка с записями Высоцкого любой советской фабрики сегодня стоит 20-30 рублей, а вот если пластика с записями Высоцкого сделана где-нибудь во Франции или в США, то ее цена увеличивается в 100-200 раз. Может быть и у вас такая есть, если кто-то вам привез ее из зарубежа. А еще могут сказать, что на некоторых ресурсах обычные советские грампластинки продаются по цене 500-1000 рублей за штуку. Помните, если продаются, то не значит, что покупаются. Для примера, на форумах коллекционеров наборы виниловых советских пластинок (в количестве 100-200 штук) можно купить буквально за 1000-2000 рублей.

Люди, далекие от коллекционирования, могут задать резонный вопрос – а почему же тогда пластинки стоят дешево, ведь их больше не становится. Ответ прост – в свое время пластинки были в каждой советской семье, соответственно, сохранилось их до наших дней сотни миллионов штук. А коллекционеров виниловых пластинок не так уж и много. К примеру, я знаю порядка 50-60 коллекционеров монет, но ни одного коллекционера пластинок.

Есть ряд разнообразных советских высококачественных и интересных виниловых пластинок, которые были выпущены ограниченным тиражом, именно поэтому они пользуются высоким спросом и обладают высокой художественной ценностью. С каждым годом их все труднее достать, именно поэтому их стоимость постоянно возрастает. В этом легко есть возможность реально убедиться, сравнив стоимость определенных пластинок по разным годам выпуска. Общая стоимость пластинок зависит от целого ряда факторов, а именно:

Компания производитель;
- год выпуска;
- количество пластинок в тираже;
- популярность и востребованность музыкальных записей;
- общее состояние винила;
- лейбл на пластинке;
- наличие конверта и его состояние;
- дарственная надпись исполнителя и т.д.

Наиболее известными заводами производителями разных виниловых пластинок временем СССР являлись такие – фирма «Мелодия», "Московский опытный з-д Грамзапись", "Апрелевский ордена Ленина з-д грампластинок" "Ленинградский з-д грампластинок", "Рижский ордена Почёта з-д грампластинок", "Тбилисская студия грамзаписи" и некоторые другие. Такие производители выпускали изделия самого высшего качества, которые в полной мере отвечали стандартам качества, надежности. В этом есть возможность легко убедиться, если начать слушать имеющиеся записи. Выбирая ту или другую пластинку, нужно проверять ее качество, поскольку бывают случаи, когда попадаются подделки или изделие получило серьезный износ.

Найти и выбрать нужную пластинку есть возможность, как в соответствующих музыкальных магазинах, бутиках, так и на специализированных порталах, форумах. При этом следует отдавать предпочтение тем, кто уже успел себя зарекомендовать и предлагает продукцию высшего уровня по качеству. Советские пластинки – это хоть и не самое выгодное вложение средств, но многие современные коллекционеры выбирают их для своих коллекций.

Евгений Максимов ©

По этому вопросу очень много ходит споров и легенд, но прежде чем делать выводы, давайте поинтересуемся этой фирмой.

В этой статье, я использовал материал из Википедии, и отобрал наиболее весомые факты о огромном труде и отличном качестве фирмы Мелодия.

Внешне-торговое объединение «Международная книга» стало представителем «Мелодии» за рубежом. Через «Международную книгу» заключали контракты, экспортировались .

При посредничестве в 1965 году «Мелодия» заключила контракт с «Ariola -Eurodisc» немецкой компанией Ariola Records (так же известна как Ariola, Ariola-Eurodisc) - немецкий лейбл звукозаписи.

Лейбл «Ariola -Eurodisc» был основан в 1958 году. В 1980-х годах Ariola Records основали филиал для разработывания компьютерных программ и видеоигр - Ariolasoft.

Кстати, с конца 1980-х принадлежит Bertelsmann Music Group, как его часть Ariola вошла в Sony Music Entertainment.

В соответствии с договором, фирма «Ariola» получила особые права на издание и распространение классической музыки из фонотек «Мелодия».

Успех продаж советских записей в ФРГ стал фактором при подписании эксклюзивного контракта «Мелодии» с компанией США «Capitol» в августе 1966 года.

Capitol Records - крупный звукозаписывающий лейбл США.

Был основан в 1942 г. В 1955 году куплен британской большой звукозаписывающей компанией EMI. В 2001 году EMI объединилась Capitol Records с еще одним лейблом Priority Records.

По словам президента «Capitol» Алана Ливингстона, большую часть материала планировалось записать в России; при этом он отметил, что высокое качество советской звукозаписи не уступает американскому.

К 1970 году фирма «Capitol» планировала выпустить 300 миллионов грампластинок с записями классической музыки фонотеки «Мелодия».

Для этого была основана совместная фирма «Melodiya-Angel» Причем ожидания от продаж в Америке оправдались, и позднее, в связи с продажей 250 000 пластинки советских записей, «Мелодия» был вручен Золотой диск от «Capitol».

В 1968 году был подписан контракт с «HMV», причем HMV Group PLC- получило в наследство свое название от знаменитого «Голос Его Хозяина» логотип, показывая собаку, HMV Group PLC является одним из ведущих предприятий розничной торговли музыка, книги, и развлечения СМИ Соединенного Королевства, записи из каталога «Мелодии» были в Великобритании.

Собака у граммофона - главная ценность HMV Group. Логотип HMV, появившийся еще в начале ХХ века, относится к числу легендарных. На нём запечатлён фокс-терьер Ниппер, который слушает записанный голос своего умершего хозяина. Кстати, само название HMV расшифровывается как «His Master’s Voice» («Голос его хозяина»), изначально же компания называлась The Gramophone Company.

В своё время, за данное право изображение Ниппера, ею было заплачено 100 фунтов стерлингов.

(1884-1895) была собака которая служила в качестве модели для картины под названием Голос Его Хозяина «His Master’s Voice». Это изображение было основой для логотипа, которые использовались несколькими аудио марками: Victor Talking Machine Company, HMV , EMI , RCA , RCA Victor, Виктрола, Electrola, Bluebird , Zonophone, JVC и Дойче Граммофон.

По состоянию на 1970 г. советские грампластинки экспортировались более чем в 65 стран мира,в том числе во Францию, Нидерланды, и даже Японию; при чем контакты были установлены со странами Восточной Европы.

С 1973 года, после присоединения СССР ко Всемирной конвенции об авторском праве, стали развиваться лицензионные соглашения.

Стремление к расширению производства и улучшению продукции «Мелодия» обозначились с пуском нового предприятия - Московского опытного завода «Грамзапись» (МОЗГ), вступившего в строй в 1978 году.

В 1986 году был заключён контракт с фирмой Mobile Fidelity - Основанная в 1977 году Брэд Миллер, MFSL
специализируется на ремастеринг музыки крупным лейблом для « » рынка. ставшей эксклюзивным распространителем записей «Мелодии» в Северной Америке.

К 1991 году «Фирма Мелодия» обладала 21 предприятием, включая заводы и магазины грампластинок.

Но тиражи продукции «Мелодия» стали постепенно снижаться. Это объяснялось экономической ситуацией в России, сокращением заказов.

В начале 1990-х годов директор «Мелодии» Валерий Васильевич Сухорадо подписал договор со звукозаписывающим концерном «BMG».

По договору, лицензии на фонограммы и права на дистрибуцию были переданы «BMG» в эксклюзивное пользование, что, по мнению Трошина, привело к разрушению всей структуры фирмы «Мелодия». В 2003 году срок действия договора с «BMG» истёк. и что дальше????

Из звукозаписывающей аппаратуры студия располагала, в частности, швейцарским четырёхдорожечным магнитофоном Studer J-87 (1971).

От главного редактора журнала «Звукорежиссер» Анатолия Вейценфельда.

  • Микрофоны были действительно ламповые Neumann 47, 87 и т.п.
  • Использовались и ленинградские и «Экран», ныне «Неватон»
  • Консоли — Amek, Neve, Siemens, Valley People
  • Обработки было очень мало в основном: компрессоры Valley People, эквалайзеры Klark teknik, Sony, Trace Elliot.
  • ревербераторы листовые AKG, Tesla.
  • Магнитофоны — Studer, Sony, Otari, а также Telefunken.

Мастер-диск нарезался на аппарате Ortofon с так называемого «корректированного дубля» аппаратура в студиях была самая лучшая, какая только тогда существовала, но пускали на такую высококачественную аппаратуру далеко не всех операторов и работать умели далеко не все — причем, качество пластинок Мелодия в продаже очень сильно различалось. Отсюда много вопросов о различиях пластинок по этикеткам, заводам – .

Звукорежиссёр студии Рафик Рагимов, рассказывал о работе над 1-ми альбомами группы «Песняры» в 1979-1980 годах, упоминает 24-дорожечные Studer и Otari, английский пульт Amec, немецкие микрофоны Neumann U47. С начала 1960-х годов все записи ВСГ производились только в , в 1970-х годах началось освоение квадрофонической записи. В 1966-1976 годах ВСГ получила около 50 международных премий. не хило, для тех времён!!!

В 1980-х годах работала также выездная студия «Тонваген», также известная как «MCI», изготовленная в Лондоне и
демонстрировавшая на московской выставке «Связь-80». На ней подпольно некоторые группы: они ездили следом за студией и работали в ней по ночам.

Так в 1983 году записали свои альбомы группы Аквариум и Странные игры, а в период с 1987 по 1989 года были записаны альбомы «Блок ада» и «Шестой лесничий» группы Алиса. Из официально записанных на студии дисковизвестен 1-ый студийный альбом группы «Мастер».

Всесоюзная студия грамзаписи (ВСГ) была организована 5 ноября 1957 года, записи проходили в специально оборудованном здании бывшей Англиканской церкви, с большим (на первом этаже) и малым (на втором этаже) залами-студиями.

Там же размещались специальные аппаратные для монтажа записей и снятия дублей, которые оснащённы многочисленными аппаратами для записи на магнитную плёнку и переписи на тондиски, реставрационная аппаратная для восстановления особо старых записей из архивов, а также частных коллекций. Имелись для записи из Большого зала Московской консерватории и Большого театра. Редакция и управление ВСГ размещалось в пасторском доме при церкви.

Ленинградская студия грамзаписи была открыта 29 апреля 1959 года. В 1964 году студия вошла в состав «Мелодия» в качестве самостоятельной структуры.

Все записи проходили в здании Академической капеллы, а с 1988 года в помещении Лютеранской церкви на Большом проспекте Васильевского острова. Первоначально студия была оборудована аппаратурой, разработанной Ленинградским оптико-механическим объединением, затем чешской аппаратурой фирмы Tesla- у меня есть такие пласты-оч. хорошие. И опять )))

В 1964 году вместе с Рижским заводом вошла в состав «Мелодии». С первых дней основания в студии работал бессменный гл.редактор Иоанн Ющук (эст. Joann Juštšuk). В 1967 году в штате студии было уже 8 человек. Повысил высокое качество записей звукорежиссёр и музыкальный исследователь Хейно Педусаар

Основной частью культурного наследия студии Мелодия стала работа над серией записей органной музыки. Я себе эту серию)))

В 1978-1986 годах редактором студии работала музыковед Рута Скудене (лит. Rūta Skudienė) - составитель сборников литовского джаза.

Со временем студия была оснащена самым современным оборудованием, освоены стерео и многоканальные методы записи: на 1987 год студия располагала 8-канальным микшерным пультом Studer, 2-канальными магнитофонами Studer A-80 и C37 и 8-канальным Ampex 440В, звуковыми колонками .

Ленинградский завод граммофонных пластинок введён в строй под руководством директора и рационализатора Ю. Х. Цомаева в 1948 году по адресу Цветочная улица, дом 11. Оборудование данного завода было собрано на базе экспроприированного немецкого граммофонного завода Tempo.

В 1956 году начали выпуск долгоиграющих грампластинок, в 1962 году - стереофонических. С августа 1957 года стал называться «Аккорд» и перешёл в подчинение управления химической промышленности Ленсовнархоза.

11 июля 1964 года завод включён в состав фирмы «Мелодия» под названием «Ленинградский завод грампластинок Всесоюзной фирмы граммофонных пластинок „Мелодия“. Выпускал пластинки на 78 (гранды) и 33 об./мин. (гибкие, миньоны, гранды, гиганты). В 1972 году завод освоил выпуск цветных грампластинок. В середине 1980-х годов печатал, кроме основных , пластинки для польской фирмы Tonpress.

Конечно, выводы делать Вам-господа, но на основании этого материала можно судить, что фирма Мелодия была оснащена отличным импортным оборудованием, и могла составить хорошую конкуренцию известным лейблам звукозаписи тех лет.

1 сентября 1910 года в подмосковной Апрелевке открылась фабрика по производству отечественных граммофонных пластинок. Со временем она стала крупнейшим производителем пластинок в России, а затем и в СССР. Первой выпущенной на фабрике пластинкой была пластинка с цыганской песней «Бродяга», эта пластинка весила около 400 граммов. Сейчас за такой раритет коллекционеры грампластинок готовы выложить очень большие деньги. За первый год работы фабрики было выпущено 400 тыс. граммофонных дисков. А в течение нескольких лет фабрика заняла одно из ведущих мест в России по производству грампластинок.

Новая жизнь фабрики началась после революции, когда производство было национализировано. В те годы грампластинки использовались для пропаганды и агитации, на них выпускались записи выступлений новых российских руководителей, в том числе и В.И.Ленина.
К началу 30-х годов фабрика снова стала выпускать пластинки, и вскоре была преобразована в завод, на котором ежегодный выпуск пластинок достигал 19 миллионов.
В годы войны выпуск пластинок значительно снизился. А после войны, в конце 40-х годов на фабрике освоили выпуск долгоиграющих пластинок. В 1961 году выпустили первые стереофонические пластинки, но и обычные пластинки на 78 оборотов в минуту продолжали выпускаться до 1971 года.
В 1964 году в СССР была создана фирма грамзаписи «Мелодия» и начался новый этап жизни завода и производства пластинок. Завод стал выпускать не только музыкальные записи, но и значительное количество пластинок для детей. Целые поколения выросли в СССР на сказках, записанных на апрелевских пластинках. Но главным дефицитом в 60-80 годы были пластинки с записями эстрадных исполнителей.
В начале 90-х годов производство пластинок стало падать и в 1995 году полностью прекратился выпуск пластинок и завод перешел выпуск на магнитофонных кассет.
Хочется верить, что век граммофонных пластинок не закончился. А старые записи, многие из которых сделаны в Апрелевке, еще долго будут радовать истинных ценителей музыки.







Вот и решил создать экскурс в прошлое, покопавшись в изданном фирмой «Мелодия» «Зарубежной Эстрады» в период с 1964 (год объединения заводов в «фирму») по 1991 (год развала Страны). Лично мне было интересно спустя многие годы узнать и про сами издания (про часть из них вообще не знал) и увидеть оригинальные обложки (бОльшую часть не видел, потому как «музыка не моя», не интересовался до сего момента). Уж не обессудьте, «демократов» изданных на «Мелодии» проигнорировал, не интересны они мне были, а про их действительно хорошую музыку узнал с их же «демократически - фирменных» гр.пластинок, кто желает повспоминать-поностальгировать советую посетить вот этот сайт: Eastalgia , в тамошних каталогах все изданные грампластинки «братских соц.стран» перечислены!
Так же советую нижеследующие сайты, про грампластинки и иже с ними много интересной инфы:
"Мелодия" - фирма или “одни дураки сидят?” и этот Из истории советской грамзаписи , да и сам сайт интересен: Музыкальный Мир

Вся информация, разумеется, начерпана из инета, в частности с 1964 по 1970 год с Discogs «Мелодия» (вероятно не всё изданное туда было залито, инфы маловато), бОльшая часть фото конвертов скачаны оттуда же, а с 1971 по 1991 года воспользовался инфой из Каталог виниловых пластинок СССР и России 1971-95 (составитель Александр «ака Alder, Alder47», выражаю ему искреннюю благодарность за проделанную работу!)
Так же воспользовался инфой и картинками с этого сайта Каталог Советских Грампластинок и с этого: 45worlds: Vinyl Albums
В поисках недостающего рыскал по всему инету. Увы, но небольшую часть картинок «яблок» и «задников» отыскать не удалось…

Для начала вспомним, какие форматы грампластинок издавались:
17,5 см. виниловый диск (Vinyl, EP, 7", 33 ⅓ RPM, Mono & Stereo) – «миньон», в западной классификации «Extended Play (EP)», но на советских записывалось от 3-х до 5-и песен, тогда как западные «синглы» издавались с одно или двумя песнями, по одной на каждой стороне и с бОльшим отверстием центра для проигрывания на музыкальных автоматах. О записях на таких носителях будет поведано для полноценного рассказа потому, что часть зарубежных исполнителей была издана «Мелодией» исключительно на этом формате и всё...

17,5 см. гибкий диск (Flexi-disc, 7", 33 ⅓ RPM, Mono) – в основном «дешёвые дубликаты» того, что и на 7” «виниловых миньонах» издавали, с плохим качеством звучания (ни «нижних», ни «высоких»), но было на них записано и никогда не повторяющиеся, упомяну лишь про некоторые такие издания. Да, был ещё "Ежемесячный общественно-политический литературно-музыкальный иллюстрированный звуковой журнал «Кругозор»" и надо отдать должное его создателям - в отдельных номерах можно было прочитать и про зарубежных музыкантов и даже увидеть тех музыкантов на качественных фото!

25 см. виниловый диск (Vinyl, Mini LP 10", 33 ⅓ & 45 RPM, Mono & Stereo) – «диск-гранд».
Издания на таких носителях будет упомянуто лишь пару-тройку раз.

30 см. виниловый диск (Vinyl, LP 12", 33 ⅓ RPM & 45 Mono & Stereo) – «диск-гигант»,
он же «Long-Playing (LP)» - основная часть про издания на таких форматах грампластинок.

Итак: хронология 1го прессинга изданий в основном соблюдена (для некоторых изданий «плюс-минус год», «Каталог» грешит несовпадением с реальными годами издания, как впрочем и остальные источники, уверенность была лишь в конкретно указанных годах на «пятаках» дисков (но не всегда года прописывались)! Если был уверен – ошибки хронологии устранил!) Указаны каталожные номера одной стороны гр.пласт., чтобы цифрами не захламлять. (p.s. т.к. треть кат.№ из «Каталога» не пробивалась поиском на Discogs.com (в основном – буквенная кириллица (на латинские изменил) , ошибки в цифрах (недописанных или лишних), а где правильно - где не правильно – х.з.?!), все номера приведены под поискёр Discogs.com , там и картинок много, треклисты и прочая инфа, короче для удобства поиска, если пожелаете, поглядите интереса ради ).
В «экскурс» входит почти вся (пара десятков изданий в «Каталоге» отсутствует, дополнено из др. источников, найдено чисто случайно, вероятно ещё что-то пропущено…?!), «Зарубежная Эстрада Капиталистических Стран», изданная на грампластинках фирмы «Мелодия», как она и классифицировалась - «Зарубежная Эстрада» (классификация по каталожным номерам с литером «60» (Эстрада)), без разделения на жанры «шансон, поп, рок, джаз и т.д.»

Год 1964
Совсем «не густо», всего лишь два миньона и гранд - все шансон:
Эдит Пиаф (33Д-00014111 / 7” Mono)
Марлен Дитрих (33Д-00014217 / 7” Mono)
Ренар Коллет (33Д-13991 / C 000199-200 / 10” Стерео)