Михаил Афанасьевич Булгаков в своём незавершённом романе «Мастер и Маргарита» затрагивает все философские аспекты вечного. В этом «последнем закатном» произведении своё отражение нашли проявления любви и предательства, добра и зла, истины и лжи. Роман уникален разнообразием сюжетных линий, наполненных исключительной дуальностью и противоречивостью. Помимо этого, произведению присущи ноты мистификации и специфика романтизма. Глубина мысли и, непосредственно, сам сюжет, не обделённый изяществом слога писателя, способны подкупить читателя и заставить его погрузиться в историю романа с головой.

Время событий, описанное в произведении, предстало на его страницах в безгранично трагичном и безжалостном состоянии. Все настолько безутешно, что сам сатана решает навестить столичных чертоги с целью подтверждения тезисов Фауста о той силе, которая вечно стремится к злу, но, к счастью, вершит лишь блага.

Характеристика героя

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков изображает Воланда как интереснейшего архетипа, как среди российского, так и зарубежного литературного искусства. Нельзя не заметить заимствование имени фаустовского героя. Облик Воланда насыщен неоднозначными качествами и двояким восприятием его персоны. Ему присущи такие качества, позволяющие убедиться в том, что он совмещает в себе как сатанинскую, так и божественную стороны. Это объясняется размытыми границами зла и добра, потому невозможно с уверенностью твердить о «белых» и «чёрных» поступках Воланда и его свиты. Зачастую в образе Воланда демонстрируется положительное составляющее природы человечества, его сущность полна навыков исследования и раскрытия страстей и молитв москвичей.

Подлинный образ Воланда Михаил Афанасьевич утаивает только в начале первой главы произведения, этот приём применяется с целью создания дополнительной интриги для читателей, и лишь затем прямо и открыто раскрывается сущность таинственного Воланда, предстаёт его дьявольское обличие.

В большинстве ситуаций Булгаков изображает Воланда, предстоящего в весьма непривычных ракурсах. О нем можно говорить как о волшебнике, могучем маге, наделённом умением пророчить и видеть все далеко наперёд. Воланд одарён острым разумом, он способен необычным образом перемещаться пространстве и возвращать на исходную позицию потерянное.

Образ героя в произведении

Ролью Сатаны в произведении «Мастер и Маргарита» является пристальное наблюдение за поведением москвичей, помимо этого, он, в силу собственных соображений, вносит некоторые изменения в их жизни, последствия которых дают результат в финальных эпизодах романа.

Воланд преследует цель показать человечеству различие между добром и злом, он является в Москву для восстановления справедливости, именно он вершит судьбы каждого по заслугам - Мастер и Маргарита остались вместе, вместе они и обрели покой, Понтия Пилата ждёт Иешуа для предстоящего разговора, чтобы тот убедился в отсутствии казни. Можно считать миссию Воланда выполненной.

(Воланд в варьете. Графика Павла Оринянского )

И ведь все представители воландовской свиты отыграли предначертанные им роли и в конечном итоге вернули свои истинные облики.

Воланд даёт свите поручения, выполняя которые они раскрывают все общественные пороки, наказывают обывателей за согрешения и очищают это пламенем. Членов «Грибоедов’а» и МАССОЛИТа подобная участь также не миновала. Получается, люди получали второй шанс, чтобы воздвигнуть новое светилище культуры и сподвигнуть жителей Москвы к творческой жизни.

(Свита Воланда в нехорошей квартире )

«Проделки», совершенные свитой Воланда приходятся в романе важным элементом в контексте описания исторической действительности 1930-х годов. Они не двигают сознание человечества к совершению грехов, а вместо этого стягивают прочь искажающую реальность плёнку с их взоров, тем самым обнажают нравственные вопросы, запутанные в паутине лжи и подлости тогдашнего общества. Более того, они позволяют определиться между двумя путями: добра и зла. Таким образом, Воланд заслуживает звания справедливого мудреца, праведного вершителем судеб.

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» является одним из интереснейших архетипов не только русской, но и зарубежной литературы. Любопытно, что имя персонажа было заимствовано из «Фауста» Гёте. Мефистофель именует себя лордом Воландом, пробиваясь сквозь толпу. Эпиграф к роману тоже взят именно из «Фауста»: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо».

Мефистофель Гёте не является злом, каким его принято считать, и Воланд Булгакова похож на него, но возникает закономерный вопрос: какие сходства и отличия от архетипического образа дьявола в культуре есть у сатаны из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Стоит отметить, что злом в романе «Мастер и Маргарита» является не Воланд, ведь изначально он прибывает в Москву, чтобы посмотреть, насколько изменилось человечество за века. Он не причиняет никому вреда. Конечно, кто-то может не согласиться со мной, ведь в самом начале романа, после беседы с «Князем тьмы», под колёсами трамвая умирает Берлиоз. Однако если вглядеться внимательнее в смысл этого отрывка, то можно понять, что Воланд не провоцирует смерть литератора, а только в завуалированной форме предупреждает его, что стоит изменить свои представления относительно сложившейся реальности, иначе печального финала не миновать. Подобное милосердие к человеческой природе встречается и в других отрывках романа – после бала, после воссоединения Маргариты с возлюбленным. Конечно, сам Воланд говорит о милосердии так: «Иногда совершенно неожиданно и коварно оно (прим. – милосердие) проникает в самые узенькие щёлки. Вот я и говорю о тряпках», — но, тем не менее, всё равно помогает людям.

Теперь же рассмотрим сходство Воланда с классическим повелителем ада. Основным «дьявольским» качеством сатаны в романе «Мастер и Маргарита» является его связь с тёмными силами и с мёртвыми. Вспомним, к примеру, отрывок «Бал у сатаны» — на него являются самые разнообразные грешники – убийцы, самоубийцы, тираны и т.д., но все они являются обнажёнными, что свидетельствует о том, что их души не скрыты маской и всю их сущность можно узреть, лишь удостоив взглядом. Также Воланду дана великая сила давать магические способности тем, кто ему приглянулся. Ведь именно по его велению за некоторое время перед балом Азазелло вручает Маргарите волшебную мазь, которая в лунную ночь (что немало важно, ведь луна также является символом сил тьмы) обращает женщину в ведьму.

В завершении всего хотелось бы сказать одну простую вещь – всё в этом мире относительно. Иногда то, что кажется чёрным, на самом деле белое или серое. В своём романе Булгаков очень явственно показал, что зло на самом деле не то, чем кажется, да ещё и неизвестно, что на самом деле является злом. Сатана в романе «Мастер и Маргарита» хоть и является Князем тьмы, но он предстаёт перед нами не тем классическим архетипом, который принят в культуре. Именно поэтому характеристика Воланда и по сей день заставляет внимательных читателей разгадывать ее загадку.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Воланд

ВОЛАНД - центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940), дьявол, явившийся в «час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах», чтобы справить тут, в Москве, «великий бал сатаны»; ставший, как ему и полагается, причиной многих необычайных событий, которые произвели смуту в мирной жизни города и доставили немало беспокойства его обитателям.

В процессе создания романа образ В. играл ключевую роль. Этот персонаж был отправным пунктом художественного замысла, который затем претерпел множество изменений. Будущий роман о Мастере и Маргарите зачинался как «роман о дьяволе» (слова Булгакова из его письма «Правительству СССР», 1930). В ранних редакциях В., еще не нашедший своего имени, называемый то герр Фаланд, то Азазел, был главным лицом, поставленным в центре повествования. На это указывают едва ли не все варианты названия романа, отмеченные в рукописях с 1928 по 1937 год: «Черный маг», «Копыто инженера», «Консультант с копытом», «Сатана», «Черный богослов», «Великий канцлер», «Князь тьмы» и др. По мере того как расширялась «даль свободного романа» (получила развитие «античная» линия, появились Мастер и Маргарита, а также многие другие лица), В. утрачивал функцию героя. В «окончательной» редакции он был оттеснен с главных ролей и стал тритагонистом сюжета, после Мастера и Маргариты, после Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. Утратив верховенство в иерархии образов, В. тем не менее сохранил очевидное первенство с точки зрения сюжетного присутствия. Он участвует в пятнадцати главах романа, тогда как Мастер появляется только в пяти, а Иешуа лишь в двух главах.

Имя В. автор почерпнул из «Фауста» Гете: возглас Мефистофеля «Plate! Junker Voland kommt» («Дорогу! - черт идет!»; перевод Н.А.Холодковского; сцена «Вальпургиева ночь»). Источником образа для Булгакова послужила книга М.Н.Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904), а также статьи о сатане, о демонологии «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона.

Литературная генеалогия В. весьма обширна. Среди его предшественников обычно называют Сатану Мильтона, Мельмота-скитальца Метьюрина; самый же близкий прообраз - Мефистофель трагедии Гете и оперы Гуно. (Ироническая идентификация В. как сатаны в разговоре между Мастером и Иваном Бездомным. Последний не смог распознать в «иностранце» дьявола, потому что никогда не слышал оперу «Фауст».) Если, однако, Мефистофель лишь «слуга великого Люцифера», то В. - главное лицо Среди сил тьмы, сам Люцифер, принявший другое имя.

В изображении дьявола писатель использовал некоторые традиционные атрибуты, эмблемы, портретные описания: хромота, косоглазие, кривой рот, черные брови - одна выше другой, трость с набалдашником в виде головы пуделя, берет, лихо заломленный на ухо, правда, без пера, и проч. Тем не менее булга-ковский В. существенно отличается от образов сатаны, запечатленных художественной традицией. Как показывают исследования, эти отличия усиливались от одной редакции к другой. «Ранний» В. был намного ближе к традиционному типу искусителя, ловца человеческих душ. Он совершал святотатства и требовал кощунственных действий от других. В «окончательном» варианте эти моменты исчезли. Своеобразно интерпретируется Булгаковым провокация дьявола. Традиционно сатана призван спровоцировать все темное, таящееся в душе человека, как бы разжечь его. Смысл провокаций В. - исследование людей, каковы они на самом деле. Сеанс черной магии в театре-варьете (классическая провокация) обнаружил в собравшихся там зрителях как дурное (алчность), так и хорошее, показав, что милосердие иногда стучится в людские сердца. Последний вывод, убийственный для сатаны, булгаковского В. нисколько не уязвляет.

Мессир В., как его почтительно именует свита, состоящая из ломаки-регента Коровьева, Фагота, демона Азазелло, кота Бегемота и ведьмы Геллы, - отнюдь не богоборец и не враг роду человеческому. Вопреки ортодоксальному толкованию, отказывающему дьяволу в истине, ибо «он ложь и отец лжи» (Иоанн, VII, 44), В. причастен к истине. Он безусловно различает добро и зло: обычно же сатана - релятивист, для которого эти понятия относительны. Более того, В. наделен властью наказывать людей за зло, ими совершенное; сам ни на кого не клевещет, зато карает клеветников и доносчиков.

На всем протяжении романа В. не пытается улавливать души. Не нужны ему и души Мастера с Маргаритой, к которым он проявил столько бескорыстного участия. Строго говоря, В. не дьявол (греч. §1сфоХо^ значит «разбрасывающий»), понимаемый как злая воля, разъединяющая людей. В. решительно вторгается в судьбу Мастера и Маргариты, разлученных волею обстоятельств, соединяет их и находит им «вечный приют». Столь явное преступление дьявольских полномочий Булгаков обозначил в эпиграфе романа, взятом из «Фауста» Гете: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Философско-религиозным источником образа В. явилось дуалистическое учение мани-хейцев (III-XI вв.), согласно которому Бог и дьявол действуют в мире, выражаясь словами романа, каждый по своему ведомству. Бог повелевает горними сферами, дьявол распоряжается на земле, верша справедливый суд. На это указывает, в частности, сцена В. с глобусом, на котором тот видит все происходящее в мире. Следы манихейской доктрины явно обнаруживаются в диалоге В. с Левием Матвеем на крыше дома Пашкова. В ранней редакции решение судьбы Мастера и Маргариты поступало к В. в форме приказа, который приносил «неизвестный вестник», появившийся под шорох летящих крыльев. В окончательном варианте Ле-вий Матвей передает просьбу наградить Мастера и его возлюбленную покоем. Два мира, света и тени, сделались, таким образом, равноправными.

Роман М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет интересное композиционное построение. Сюжет произведения затейливо переплетается из двух, на первый взгляд, разных и не касающихся друг друга историй. Часть событий, описываемых в романе, происходит в стенах древнего города Ершалаим. Другая часть событий происходит в Москве, в начале двадцатого века.

Реальные события, происходящие в жизни, в сюжете перемежаются со сценами, наполненными волшебством и мистицизмом. Этаким проводником и связующим звеном между реальной жизнью и сверхъестественными явлениями является Воланд.

Этот мистический персонаж, который, ни во что не вмешиваясь, тем не менее, влияет на события, происходящие вокруг. Для того, чтобы случилось что-то из ряда вон происходящее, герою не нужно ничего делать. Для этого у него есть безотказные подручные – Кот Бегемот и Азазелло. Им достаточно только спровоцировать людей своим появлением в их жизни, а дальше герои романа сами всё сделают.

Образ Воланда можно принимать за образ Сатаны, описанный иносказательно. Он, своим появлением способствовал тому, что некоторые жители Москвы, не зная, как понять мистические явления, просто сходили с ума. Но при всём этом этого героя нельзя категорично записать в отрицательные персонажи. Иногда он совершенно справедливо наказывает порочных людей. Это видно на примере с директором варьете Лиходеевым и алкоголиком Никаноровым.

Обладая сверхъестественными способностями, Воланд видит всё, что происходит в обществе людей. Иногда он вмешивается в ход событий и наказывает по своему усмотрению людей нечестных и порочных. Некоторые люди и их поступки вызывают у него смех. Не все люди вызывают у него злую усмешку. Мастер и Маргарита вызвали у него симпатию. Он проникся их страданиями и готов подарить им свободу.

За три дня, которые Воланд провёл вместе со своими подручными в Москве, произошло немало всяких событий. Происходящее нельзя было бы назвать обыденными явлениями. Таким образом, наблюдая за обществом людей, Воланд испытывает их в разных неординарных жизненных ситуациях. Реакция людей на происходящее с ними была самая разнообразная. Одно только было неизменным – Воланд давал им возможность самостоятельно сделать свой выбор между силами Тьмы и Света.

Вариант 2

Действие в романе "Мастер и Маргарита" происходит на территории Москвы советского периода и Древнего Иерусалима. Композиционная уникальность состоит в том, что идёт включение одного произведения в другое. Фантастический персонаж Воланд появляется в каждом из них.

Обществу герой представляется в роли профессора, фокусника, повелителя тьмы. Воланд не несёт своим поведением абсолютного зла, он поступками доказывает справедливость.

Прибыв в Москву Воланд хотел увидеть народную массу и узнать произошли ли какие-либо изменения в сознании народа. Выяснилось, что все по-прежнему, преобладает большая любовь к наживе и легкомыслие. Но самое главное - квартирный вопрос, который всех портит.

Поступки сатаны и его слуг сами по себе не несут никакой опасности. Каждое несчастье случившееся с человеком является результатом его поведения. При помощи Воланда прорисовывается портрет современного автору испорченного общества.

За то время, которое Воланд пробыл в Москве, удалось найти целую группу тех, кто в будущем попадёт в тёмное царство зла. Это лживые представители искусства, которые беспокоятся лишь о наживе, работники сферы питания разворовывающие продукты и торгующие просрочкой. Обогатившаяся администрация и родственники, которые за наследство готовы радоваться смерти родного человека.

Алчность, предательство, фальшь, продажность понесли наказание жестокое, но справедливое. Тем, кто сохранил сердечную и душевную чистоту, Воланд послал прощение, а некоторым и награду. Так Мастер и Маргарита навсегда уходят из земного мира, в котором кругом царит страдание и несправедливость.

Значение Воланда в романе первостепенно, он указывает людям на проделанные ими грехи. Но положительным не является тот герой, который не чувствует разницы между добрыми поступками и злыми. Возможно ли объективность Воланда считать добротой? Нет, ведь он только указывал людям на незамеченные ошибки. Его появление в Москве можно расценивать, как зеркальный механизм, который способен проецировать негативное поведение людей в обратную сторону.

Сочинение про Воланда

Воланд - мой любимый персонаж, характер, герой… Он настолько мудр, так красиво поступает, что вызывает только восхищение у читателей.

Сразу нужно сказать, что я слышала мнения церковников против Воланда. То есть они признают, что у Булгакова образ получился таким изящным, благородным, привлекательным, что он просто всем нравится. Но нельзя забывать, что это всё-таки «главный демон из Ада». Получается, что читатели симпатизируют «злу», восхищаются «отрицательным героем». Но я думаю, что нельзя просто делить мир на белое и черное. Ещё сам Булгаков поясняет, что Воланд хотел бы совершить что-то плохое, но всё равно выходит хороший поступок. Воланд справедлив! Именно его руками наводится порядок в той Москве, где процветают взяточники и подобные им. И справедливость он восстанавливает довольно изящно, с юмором. Даже судьбу Мастера и его женщины решает именно Воланд (по договору с Иешуа).

Этот герой получился намного ярче, чем Иешуа. Ну, что поделать… Отрицательные персонажи (в книгах, в фильмах) всегда ярче, больше запоминаются.

Воланда мы видим в разных ситуациях, сам он тоже разный. Вот только, безусловно, умный.

Сначала он иностранный профессор в парке, который вступает в спор с героями. Точней, он их удивляет эрудированностью. Сам портрет его необычен. Например, один глаз черный – мертвый, а второй – зелёный и хитрый. Одет герой элегантно. Он весьма необычен для советской Москвы. Он в возрасте, но весьма бодр. Его акцент то появляется. То пропадает. Воланд изволит шутить над людьми. Понятно, что он видит своих собеседников насквозь… С ним свита, о которой стоит говорить отдельно. Важно, что все его подопечные тоже яркие персонажи, более весёлые, но готовые на всё ради своего господина.

Также мы видим его в варьете, где он благородно наблюдает за москвичами. Он не лезет вперёд, отдавая эту «честь» своим подопечным. И вот Коровьев на сцене – развлекает публику. Если бы Воланд сам всё делал – «руки марал», то это было б странно. По словам Воланда понятно, что он живёт очень давно, он ведь наблюдал и всю эту историю с Пилатом.

И мы видим Воланда на балу, где он опять же уступает место Маргарите. Она королева. Но им, конечно, тоже все восхищаются. И до самого праздника Воланд со своей свитой отдыхает. Он лежит в халате, ему лечат ногу. Даже странно для могущественного демона, но это придаёт ему человечности, делает образ противоречивым и интересным.

В общем, Воланд – образ яркий, разносторонний, могущественный и очень важный. Без него роман потерял бы очень много… Этот герой вносит благородство, неоднозначность и шарм. Мне он, всё-таки, очень нравится.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Как цель влияет на судьбу человека

    Существуют люди, которые делятся на два типа, те которые, думают, что все жизненные испытания им предначертаны судьбой и что бы ни делали, будет так, как суждено.

  • Сочинение Тринадцатый подвиг Геракла 6 класс по рассказу Искандера

    Повествование идет от самого героя повести, он учится в грузинской школе для мальчиков в 5 классе. Эта история произошла при военных действиях. Главный герой – быстрый, зоркий и хитрый мальчишка

  • Образ и характеристика Барыни в рассказе Муму Тургенев сочинение

    Главный персонаж рассказа – старая богатая барыня, живущая в большом особняке в центре Москвы. Среди крепостных, окружавших помещицу, был дворник. Герасим был весьма крупного телосложения

  • Внешность Левши из рассказа Лескова 6 класс

    В первую очередь Левша ассоциируется с настоящим русским человеком. Автор описывает его очень сжато, без лишних подробностей упоминая только, что он оружейник, на щеке небольшая родинка, а на висках выдранные волосы, это произошло на учениях

  • Сочинение Роль личности в истории рассуждение

    Роль личности в истории невероятно велика. Эта тема поистине многогранна и неоднозначна, помимо этого, она требует подтверждения и доказательств. Любые процессы, которые сейчас мы находим в учебниках по истории и изучаем, происходят под влиянием личности

Эпиграф М. Булгакова ко всему роману «Мастер и Маргарита» из «Фауста» Гёте однозначно характеризует персонаж Воланда: «… так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Воланд является одной из центральных фигур романа Булгакова. Представляет силы зла и тьмы, явившись со своей свитой в Москву 30-х годов прошлого века для проведения бала Сатаны.

Впервые Воланд появляется на страницах романа в эпизоде встречи с Берлиозом и Бездомным: «… росту был… просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец»... В диалоге с ними, он предсказывает их судьбы, показывая, насколько неожиданным может стать для человека его будущее: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер. …тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи…»

Образ Воланда как представителя сил тьмы не совсем обычен. Он не творит зла как такового, скорее восстанавливает попранную справедливость своими, не совсем гуманными, но весьма действенными методами. Разоблачает, выводит на чистую воду и наказывает доносчиков, сластолюбцев, взяточников, подлых и корыстных людей, помогая честным и порядочным героям. Воланд - то необходимое зло, без которого нет добра: «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

В то же время Воланд может быть и несколько снисходителен к человеческим слабостям: «Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».

С помощью образа Воланда и его свиты Булгаков через острую сатиру обнажает невежество и бездуховность общества, и в то же время поднимает на должный уровень истинные ценности – любовь и благородство Маргариты, талант Мастера. Эти антигерои, доводя ситуацию иногда до абсурда, показывают обратную сторону внешне приличной жизни обывателей, заставляют другими глазами взглянуть на привычные события.