Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Одним из основных мотивов русской литературы является выведение женского образа как главного, ведущего в произведении. Это делает и А. Н. Островский в своих пьесах «Бесприданница» и «Гроза». Лариса и Катерина. Главные героини, на первый взгляд, очень похожи, но, если мы рассмотрим этот вопрос подробнее, то мы найдем не только много общего, но и множество различий.

Итак, сравним Ларису и Катерину. Для начала сравним жанры произведений, в которых они являются главными героинями. «Бесприданница», в отличие от "Грозы«,— это драма, поскольку в ней нет как таковой трагедии Ларисы. Лариса осознает свой грех только перед смертью, а Катерина — намного раньше. Она живет, борется со своим грехом, но все-таки погибает. В этом и выражается трагедия Катерины.

А в чем же сходство Ларисы и Катерины? Вначале их судьбы очень похожи. Ни у Катерины, ни у Ларисы нет счастья в личной жизни, нет любви. Из-за этого Катерина влюбляется в Бориса, хотя, как сказал Добролюбов, Борис — всего лишь вещь из обстановки, окружающей Катерину. А Лариса, в свою очередь, влюбляется в Паратова. Также сближает обеих героинь мотив реки — Волги: они обе убегают на Волгу со своими возлюбленными. Для них обеих река символизирует смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке...

Говоря о мотивах пьес, сближающих главных героинь, нужно не забыть и о мотиве птицы и полета. И Лариса, и Катерина мечтают летать, как птицы. «Лариса» означает «чайка» — птица, умирающая в море. А Катерину можно сравнить с голубем или с лебедем, так как голубь символизирует святой дух, а «Катерина», как известно, означает «чистая». Обе хотят летать, хотят испытать полет души, стать птицами. Но их полет превращается в падение, обе падают вниз, в бездну из-за своего греха. Помните Слова Ларисы: «Я сама!»? Этим она признает свою вину, А Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается. В осозисиии каждой героиней своего греха заключается их основное различие.

Светлые, духовные черты Катерины, наверное, имел в виду Добролюбов, называя ее «лучом света в темном царстве». Но можно поспорить с Добролюбовым. И не потому, что Катерина недостойна этого, вовсе нет. Просто, чтобы быть лучом, нужно светить вечно. А Катерина этого не сделала, она не выдержала испытания, посланного ей Богом, не боролась за свою любовь и умерла. Поэтому Катерину можно назвать всего лишь «свечкой», на которую подул ветер, и она потухла. В отличие от Катерины, Лариса не смогла бы принять на душу такой грех, как самоубийство, ей бы не хватило смелости.

Таким образом, можно сказать, что между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе, и их протест против " темного царства". А главное их различие состоит в выражении этого протеста. Катерина натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.
Похожие сочинения:

КАТЕРИНА И ЛАРИСА. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОИНЬ ПЬЕС А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» И «БЕСПРИДАННИЦА»

Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? А.Н. Островский Александр Николаевич Островский в своих пьесах создал галерею незабываемых русских характеров, целый репертуар русского театра. Трепетными, романтичными и такими разными представляются образы Катерины из «Грозы» и Ларисы Огудало-вой из «Бесприданницы». В разное время написаны эти две драмы, может быть, поэтому так различаются героини Островского. Катерина - романтичная, мечтательная, богобоязненна зкенщина. Ее душу изначально гложут противоречивые чувств* порыв к свободе и христианское смирение перед судьбой. Кат(рина - купеческая дочь, выданная замуж без любви. Но ее душ стремится к счастью, рвется на волю. Лариса Огудалова намного образованнее и сложнее внутрег ним складом, гаммой переживаемых чувств. Она живет в дрч гой обстановке - в мире книг, музыки. Но это не делает гер

Задачи и тесты по теме "Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Степени сравнения имён прилагательных - Имя прилагательное 5 класс

    Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1

  • Имя прилагательное как часть речи - Имя прилагательное 6 класс

    Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Обособленные и необособленные члены предложения - Простое осложнённое предложение 11 класс

Самые известные пьесы из творческого наследия Николая Островского — “Бесприданница” и “Гроза” — благодаря классическим театральным постановкам неумираемо актуальны и входят в репертуар огромного количества трупп. Такой интерес приводит не только к всестороннему анализу этих литературных произведений, но и к сравнению персонажей между собой. Так, в школьной программе часто выносится на обсуждение вопрос, что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову — двух главных героинь наших пьес. А действительно, что между этими барышнями общего?

На самом деле Лариса и Катерина совершенно друг на друга не похожи — это два самостоятельных образа, связанных между собой разве что метафорично. Слегка похожи их судьбы: обе несчастливы в личной жизни, обе не имеют возможности жить самостоятельно, обе в достаточной мере экзальтированны и эмоциональны, обе трагически погибают в молодом возрасте. За исключением гибели героинь такие же точно судьбы в России, современной Островскому, были даже не редкостью, а едва ли не нормальным явлением. И одно, и другое произведение на момент появления воспринимались исключительно как бестселлер, своего рода дамский роман для сцены, потому и в основе их — узнаваемое женское бытие, доведенное художником до трагизма.

Что может быть общего у блистающей в своем провинциальном светском обществе подчеркнуто бедной Ларисы Огудаловой и купеческой дочери, жены, невестки Катерины Кабановой? Если рассматривать биографию, то очевидна общая беда — неудачный запретный роман, закономерным итогом которого станет неминуемое страшное общественное порицание. Нравы той эпохи были весьма суровы, так что наказание действительно жестокое. Однако обе женщины готовы принять его ради возможности быть рядом с любимым человеком, обе просят своих избранников забрать их, увезти, жениться, принять. Избранники же у Ларисы и Катерины хоть и почти диаметрально разные, но ведут себя одинаково — оставляют своих женщин “волею судеб”, ничего не предпринимая для разрешения ситуации.

В кульминационные моменты и Лариса, и Катерина приходят к решению оборвать собственную жизнь — это представляется им единственным выходом, альтернативой осуждению, позору и самому тусклому существованию: для Катерины в семье Кабановой, для Огудаловой — в замужестве с Карандышевым или на содержании у Кнурова. Катерина, под влиянием еще и религиозного кликушества, помимо психологического воздействия членов семьи, суицид все-таки совершает. Уход из жизни Ларисы куда более трагичен и нелеп, на грани фарса: ревнивый ничтожный чиновник Карандышев под высперенное “так не доставайся же никому!” убивает Огудалову из осмеянного пистолета. А она, умирая, считает такую смерть избавлением от позора и приравнивает ее для себя к самоубийству. Выглядит это для глаз невольных зрителей как попытка взять на себя вину жениха, оправдать его перед законом, хотя никаких законов в той мещанской жизни не существует в принципе.

Сходство биографий — далеко не последнее, что сближает Ларису и Катерину. Давайте посмотрим на их избранников, которые в обоих случаях и стали косвенными виновниками трагедии. Конечно, Борис и Паратов не похожи друг на друга ровно настолько, насколько не похожи между собой и сами героини. Однако оба они играют для Катерины и Ларисы одну роль — дают ирреальную возможность вырваться из неподобающего окружения. В других условиях, в другой обстановке привлекательность этих мужчин в глазах наших барышень стремилась бы к нулю, здесь же мы видим иное. Борис, человек умный, образованный, с тонкой душевной организацией, резко контрастирует с членами семьи Кабановых и их кругом, которые в лучших традициях русского купечества темны, скудны разумом и духом, жестоки — словом, олицетворяют собой косное прошлое. Катерине хочется легкости, свободы, жизни “как при маменьке”, она ищет не столько романтики, сколько защиты и человеческого отношения, участия, доверия. Борис способен дать ей только видимость желаемого, он и сам отчаянно в том же самом нуждается. Избранник Катерины не подлец, а очень слабый человек, потому альтернативы самоубийству у нее не оказывается: она понимает, что вместо поддержки нашла такое же бессилие.

У Огудаловой и Паратова отношения несколько иные. Несмотря на то, что она тоже ждет тепла и участия, ее желания принимают книжно-романтическую форму: Лариса воспитана на любовных романах. Именно поэтому она принимает показное гусарство Паратова за смелость, страстные речи за проявление любви, цыганщину за эстетство, проведенную вместе ночь — за обещание жениться. Лариса создала для себя идеал мужчины и полюбила его за кажущуюся возможность вырваться из окружения дельцов и мещанского быта. Но, в отличие от Катерины Кабановой, Огудалова гораздо теснее со своим миром связана, она его порождение. Трагедия ее в предательстве Паратова, который оказывается таким же дельцом, как Кнуров или Харита Игнатьевна. Лариса несчастна, но чувствует себя на своем месте — это ее “темное царство”. Личная обида делает реальным вариант пойти в содержанки, согласиться быть вещью.

Теснее всего сближает Огудалову и Кабанову метафора, символ. Для обеих сакральным местом стала Волга: Катерина находит в ней свою смерть, Лариса в прогулке по ней рушит свою жизнь. Волга видит оба трагических финала. Критики часто говорят и о символе птицы, полета, который сопровождает обеих героинь. Правда, в случае с Огудаловой он скрыт в переводе ее имени — “чайка”, тогда как Катерина несколько раз упоминает о желании полета. Если не брать во внимание абстрактный символизм, то полет у наших барышень получится разный: уводящий от реальности у Катерины и свободное падение у Ларисы. Последняя тяготится навязанными ей окружением и ролью невыгодной невесты, поэтому готова на все, чтобы вырваться, пусть даже и через дно. Кабанова же, изначально более сильная, тяготится личной несвободой, уже живет на дне, остро ощущая не социальные, а межличностные противоречия в своей семье.

Есть и еще один общий момент для образов Ларисы и Катерины. Между созданием “Грозы” и “Бесприданницы” прошло без малого двадцать лет. В этот период российское общество стремительно менялось, не могли изменения не отразиться и на творчестве Островского. Можно легко представить, как Катерина эволюционирует в Ларису — с учетом социальных процессов и отношений, новых явлений. Вместо необразованной купеческой дочки в героинях теперь светская полуаристократка, вместо страха перед наказанием свыше за грех — тоска и метания в ожидании замужества, вместо сказок богомольцев и церкви — цыганский хор и гитара, вместо “темного царства” — просвещенное приличное общество. Таким как Катерина в изменившемся социуме нет больше места, потому появляется современная автору Лариса, которая не может быть настолько цельной, чтобы вырвать свою жизнь из тех условий, в которых оказалась. Люди стали сложнее, их проблемы и противоречия лишились однозначности, стали многоплановыми.

Пьесы "Гроза" и "Бесприданница" А. Н. Островского схожи по своему содержанию, как и судьбы героинь - Ларисы и Катерины.

Обе героини различны во многом - и по своему происхождению, и по воспитанию, и по социальному положению, и образование у них разное.

Жена Кабанова - Катерина родилась в купеческой семье, и образование Катерины типично для её круга - умение вышивать, знание литературы, большое влияние церкви на её мировоззрение.

У Ларисы Огудаловой образование носит другой характер.

Как представительница другого круга, она читает романы, запрещённые для девушек, играет на музыкальных инструментах, поёт.

Образ жизни героинь также различен: жизнь Катерины скучна, она всегда находится в сопровождении своей свекрови. У Ларисы же жизнь проходит более весело: мать Огудаловой приглашает множество гостей, в их доме часто музыка и веселье.

Но сходств в героинях намного больше. Честность и искренность являются одними из общих их характеристик. Катерина говорила Варваре: "Обманывать-то я не хочу, скрыть-то ничего не могу". Так же и Ларисе не свойственна ложь. Вожеватов говорил о ней: "...Да ведь она простовата...Не глупа, а хитрости нет..."

Для героинь внутренний мир человека имеет большое значение. Ещё одно их сходство в том, что обе они испытывают потребность в любви. Но, как выясняется, что свою любовь отдать и получить её взамен они не могут, потому что их мужчины на высокие и глубокие чувства не способны.

Муж Катерины - Тихон - безвольный и слабохарактерный человек, который находится под гнётом своей матери.

Борис, возлюбленный Кабановой Катерины, относится к происходившему несерьёзно. Он говорил: "...погуляли..., пока муж в отъезде". Ему не приходило в голову то, что Катерина, как честная женщина, боящаяся божьей кары, не сможет открыть свой секрет от своего мужа.

Любимый человек Ларисы, Паратов, целый год не напоминал о себе, пренебрегая чувствами героини. Ради своего обеспечения он сватается к богатой невесте. Но, приехав в Бряхимово, увидав то, что Огудалова собирается выйти замуж, не может смириться с тем, что женщина, которая прежде была с ним, забыла о нём. Из мести он решается разыграть ревность к жениху Ларисы, что, конечно же, влияет на Огудалову, и она, поверив его любви, уходит с ним.

Таким образом, не получив ответной любви, не находя понимания о окружающих, и Катерина, И Лариса оказываются один на один с трудным выбором. Для Ларисы выбор был таким: либо она остаётся падшей женщиной и содержанкой богатого купца, либо она выходит замуж за нелюбимого человека - Карандышева.

У Кабановой Катерины выбор намного сложнее: либо неволя дома, либо смерть.

Различие героинь в том, что к смерти они относятся по-разному. Ларисе не хватает смелости убить себя. Катерина намного решительнее: смерть для неё единственный выход, и даже боязнь божьей кары е1 не останавливает: "...Мне что домой, что в могиле - всё равно...в могиле лучше..."

В обоих случаях в смертях девушек виновно общество, в которм они жили. Люди, окружавшие их, ценили только материальный достаток. Ни любовь, ни доброта, ни духовные ценности они не ставили выше материального блага. Именно того, что не ценили люди, не хватало героиням пьес А. Н. Островского.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Катерина Кабанова и Лариса Огудалова - две женщины, две героини Островского, две трагические судьбы, которые на первый взгляд совершенно непохожи. Что общего у Катерины, изменившей мужу и осудившей себя на смерть женщины, и юной девушки Ларисы, которую убивает жених? Чем схожи «темное царство» Калинова и городок Бряхимов? Разве что несчастная любовь к недостойному избраннику объединяет этих двух женщин, и трагический финал их жизней. В данной главе нашей работы, мы проведем сопоставительный анализ образов Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой, и выявим, что объединяет этих героинь, почему именно они являются ключами к пониманию пафоса всего творчества Островского, в комедиях и драмах которого с одинаковой скорбью описан бездуховный мир, в котором люди редко обретают счастье.

Главные героини двух, пьес Островского внешне, по социальному положению и воспитанию различны: Катерина в «Грозе» - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотичной матери, Лариса в «Бесприданнице» - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, эгоцентричной и жадной женщиной.

Катерина религиозна и романтична одновременно, она «признает религиозно-моральные нормы не потому, что этого хочется автору, а потому, что действует в соответствии с понятиями, воспитанными в ней ее средой», но при этом она наделена внутренней твердостью, стремлением к свободе; выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферу жестокости, которая не дает человеку право на личное счастье, и погибает от недостатка искренней любви. Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью, и этого небольшого отличия от остальных жителей города Калинова хватает пылкой Катерине, чтобы увидеть в нем свою любовь. Но такая любовь, противоречащая ее внутренним нравственным убеждениям, не приносит ей счастья. Она страдает от того, что ее любовь преступна по отношению к морали, что она не может одновременно быть любимой и быть честной перед самой собой и людьми. Внутренняя борьба, нежелание преступать свои собственные (отнюдь не общественные), законы морали, становится причиной трагического положения героини. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Катерина совершает самоубийство потому, «что чувство человеческого достоинства, выросшее у нее на основе романтических стремлений, оказывается сильнее рабской покорности, которой требуют от Катерины патриархальные формы жизни, уже утерявшие свое содержание».

Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса - это не просто ограниченная мещанка - героиня «жестокого романса», это образованная, культурная, мыслящая девушка. Она воспитывалась не в мире, где гармония природы, религиозного сознания и человеческой души дают человеку внутреннюю силу и развивают духовность, как Катерина, а в мире, глее слабого унижают, где выживает сильнейший, где религией становятся деньги, а мерилом нравственности - способность прикрыть свои грехи: недаром, пьеса «Бесприданница» открывается сценой, где два «барина» пьют шампанское из чайных чашек, чтобы соблюсти внешние приличия. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее угнетает бедность и приниженность собственного положения, Лариса не приемлет мир, в котором она живет и любой ценой хочет из него вырваться, но в итоге единственным путем к освобождению становится смерть.

Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса - «чайка» по-гречески, Катерина - «чистая». Лариса - жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает «птиц» - «Ласточку» (пароход) и потом Ларису - «чайку». Катерина - жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Стоит отметить, что и Харита, и Марфа (в «Бесприданнице» и в «Грозе») обе Игнатьевны, то есть «незнающие», а в контексте пьес скорее даже «слепые» - ни та, не другая не видят своей вины в гибели дочери и снохи.

Характеры главных героинь во многом схожи. Это натуры, живущие «умом сердца», мечтающие о любви, идеализирующие мир, творящие его заново в своем воображении: обе они наделяют своих возлюбленный несуществующими чертами, обе верят в возможность счастья, и обе гибнут. Каждая из них так или иначе связана с символом птицы: Лариса именем, а Катерина - постоянной мечтой о полете, - а птица является символом духа и души, свободы и мечты.

Но пьеса «Бесприданница» создавалась в иной общественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на исправление общества в целом, на «спасение рода человеческого» покинули драматурга, поэтому существенно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери, обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобного резонанса: автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сцена гибели героини озвучена пением цыганского хора.

Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы. Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален: действие «Грозы» разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова - также жительница небольшого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Действие «Бесприданницы» происходит в конце 1870-х годов, когда бурно развивается капитализм, а прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря предпреимчивости Хариты Игнатьевны, водит знакомство с «сильными мира сего», и мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. Воспитанная в духе романного, а точнее даже «романсного» отношения к действительности, Лариса принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника.

Лариса привыкла к веселой жизни волжского «света» - вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть художественные способности -- Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, но при этом глубоко религиозна: в юности ее любимыми занятиями становятся работа и молитва, а в церкви она видит ангелов. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а разочаровавшись в любви и согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых, но это ее желание также основано на романтических представлениях о сельской жизни, как очищении, а в целом она - человек иной среды. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, даже «книжна», хотя и не менее искренна.

Катерина - жительница Калинова, хоть и воспитана в относительной свободе, все же вынуждена выйти замуж за нелюбимого человека, потому что так велит традиция. Ей «все равно, кого любить», потому что ей нужно само ощущение любви, она способна на искренне чувство даже к безвольному Тихону, но тот находится под гнетом матери, которая считает любовь недопустимой в отношениях между мужем и женой, не находит в себе сил на любовь к ней. Катерина ищет понимания, такого же восторженного и светлого восприятия мира, ей чужда светскость, для нее истинным наслаждением может быть и работа, и любование природой, и молитва.

Лариса - мечтательная натура, она живет в придуманном ею самой мире, в котором есть изящная «красивая» любовь, «приправленная» богатством и лоском, но этот мир разрушается, и это делает ее несчастной. Катерина же, живет в реальности, которая на нее давит, и от которой она пробует спрятаться через любовь к Борису. Катерину губит внутренний диссонанс, тогда как Лариса страдает из-за разрушенных иллюзий.

Мечтательность Ларисы делает более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами, чем Катерину, которая наделена упорством и смелостью, и способна к сопротивлению. Катерина в детсве совершает бунт, против мира, несправедливого к ней, Лариса на такой бунт неспособна, сталкиваясь с цинизмом и жестокостью своего избранника, она готова пойти на компромисс со своим внутренним миром, и стать содержанкой, отказаться от этого ее заставляет только тот факт, что право обладания ею разыграли в «орлянку».

Нельзя назвать Катерину бунтаркой, так как она воспитывалась в строгом соответствии с законами «домостроя» (в их изначальном понимании), но она способна на бунт: Кабаниха, извратившая понятие о традиционном семейном патриархальном укладе, становится катализатором этого бунта. Лариса же не может протестовать, стихийной народной силы в ней нет, она - утонченная барышня, героиня романса, которая не способна на решительные действия, на открытый вызов.

Обе героини в финале умирают, но смерть они воспринимают неодинаково: «Катерина и в тяжелом замужестве не утеряла романтических стремлений, которые, питая ее смутные мечты о свободе, вместе с тем заключают наивную, но крепкую религиозно-нравственную убежденность в бессмертии души. Для нее смерть -- не уничтожение личности, но освобождение ее от невыносимого существования. У Ларисы этого нет. Она воплощает в своем характере не конец эпохи семейных авторитетов, а начало эпохи обнаженной власти чистогана. У нее есть добрые и искренние чувства, но нет крепких моральных устоев, нет целеустремленности. Она слаба, полна колебаний и поэтому легко подвержена соблазнам». Катерина видит в смерти возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, стать частью земли, войти в Царствие Небесное (несмотря на грех самоубийства, Катерина верит в свое спасение на небесах, так как самоубийством она карает себя, а не спасается от кары). Ларисе же, в ее решение о самоубийстве не хватает решимости. Она не может представить себе, что после смерти, ей будет лучше, чем при жизни: она до конца сохраняет надежду на земное счастье, ей не за что себя карать, и смерть для нее не кажется единственно возможным выходом, пока она полностью не разочаровывается в окружающих и себе. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она надеется, что ей, как героине романса, поможет умереть какая-то высшая сила: вот голова закружится, и Лариса случайно упадет вниз и уж точно разобьется насмерть, или проболеет долго, простит всех и умрет. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе, и без греха самоубийства. Лариса перед смертью с христианским смирением говорит, что любит всех тех - Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, - кто стал причиной ее гибели; Катерина же не прощает никого, она скорее бросает миру вызов, нежели оставляет его тихо, как Лариса.

В беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, жизнь Катерины невыносима, невозможна, и поэтому она должна закончиться трагически. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости «темного царства». Положение Ларисы более сложное, она теряет веру в возможность любви и счастья, поняв, что она в глазах людей не более, чем красивая вещь, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть, но первое для нее не отличается от второго. Выбрав «блеск золота» она умрет духовно; автор показывает неизбежность ее гибели, заставляя не саму героиню совершить самоубийство, а Карандышева закончить жизнь невесты выстрелом.

У Катерины противоречивый характер: она богобоязненна и мятежна одновременно. Лариса же, не борется с миром денег, она уходит от него в иллюзию любви, и если Катерина - творец, отчаянным последним усилием толкающий все-таки мир к переменам, то Лариса - романтик, судьба которого разбивается о реальность, но не воздействует на нее. Характер Ларисы более целен, но не так силен, как характер Катерины.

Воля Катерины сильнее потому, что она ближе к народному мировосприятию, где для рефлексии нет места, Лариса же героиня романтическая, тонкая, и поэтому более уязвимая. Катерина, совершая самоубийство, показывает силу русского национального женского характера, Лариса - его тонкость, чуткость, слабость. Эти героини - две стороны одной медали - женского характера девятнадцатого века, в котором сочетаются высокая духовная чистота, и жертвенность, сила и слабость, бунтарство и покорность судьбе, решимость и тонкость, стихийный порыв и романтическая утонченность. Именно это позволяет Катерине и Ларисе, женщинам, созданным силой одного автора, стать воплощением женственности, войти в галерею женских образов русской классической литературы. По словам Лотмана: «Смерть героини «Бесприданницы» и Катерины в «Грозе» знаменуют приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта, оно обречено на нравственное оскудение, на торжество пошлости и посредственности».

«Гроза» и «Бесприданница» так похожие сюжетно, создают цельную картину мира, раскрывают идейный пафос всего творчества Островского в целом: на примере своих героинь, драматург показывает, какой силой обладает человек, силой бунта и прощения, и как духовность и нравственность обесцениваются в мире, а их носители умирают либо по собственной воле, как Катерина, либо под гнетом обстоятельств, как Лариса.