Значение слова ПАФОС в Словаре литературоведческих терминов

ПАФОС

- (от греч. pathos - страсть, чувство) - эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой им действительности, эмоциональный настрой произведения, определяющий его общую тональность. Различают виды П.: героический, трагический, комический.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАФОС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПАФОС в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    - дочь царя Кипра Пигмалиона и Галатеи, оживленной Афродитой статуи. По ее имени назван город на Кипре, являвшийся центром почитания …
  • ПАФОС в Литературной энциклопедии:
    см. « Эстетика …
  • ПАФОС в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    (от греч. pathos - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление), 1) в античной эстетике - страсть, душевное переживание, связанное со страданием. П. …
  • ПАФОС в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. pathos - страдание страсть, возбуждение, воодушевление), 1) в античной эстетике - страсть, душевное переживание, связанное со страданием. Пафос …
  • ПАФОС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. pathos - страдание, чувство, страсть), воодушевление, восторженность, …
  • ПАФОС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Paphos) — имя двух древних городов на острове Кипре: старый П. — финикийская колония на западном берегу острова, в 10 …
  • ПАФОС в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПАФОС
    (от греческого pathos - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление), в античной эстетике страсть, душевное переживание, связанное со страданием. Пафос обычно противопоставляется …
  • ПАФОС в Энциклопедическом словарике:
    а, мн. нет, м. 1. Страстное воодушевление, подъем. П. борьбы. Говорить с пафосом.||Ср. ПАТЕТИКА. 2. Основная идея, смысл чего-нибудь …
  • ПАФОС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. (книжн.). Воодушевление, I подъем, энтузиазм. Говорить с пафосом. П. творческого труда. II прил. пафосиый, -ая, …
  • ПАФОС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́АФОС (от греч. рathos - страдание, страсть, возбуждение, воодушевление), в антич. эстетике - страсть, душевное переживание, связанное со страданием. П. …
  • ПАФОС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Paphos) ? имя двух древних городов на острове Кипре: старый П. ? финикийская колония на западном берегу острова, в 10 …
  • ПАФОС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    па"фос, па"фосы, па"фоса, па"фосов, па"фосу, па"фосам, па"фос, па"фосы, па"фосом, па"фосами, па"фосе, …
  • ПАФОС в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, только ед. , м. 1) Страстное воодушевление, приподнятость, подъем. Говорить с пафосом. Ложный пафос. Мысль в поэтических созданиях - …
  • ПАФОС в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. pathos чувство, страсть) страстное воодушевление, …
  • ПАФОС в Словаре иностранных выражений:
    [ страстное воодушевление, …
  • ПАФОС в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПАФОС в словаре Синонимов русского языка:
    возбуждение, воодушевление, жар, остров, патетика, подъем, пыл, пылкость, страсть, экстаз, эмоция, …
  • ПАФОС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Страстное воодушевление, приподнятости. 2) Воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-л. 3) Воодушевляющий, творческий источник, основная идея, основная направленность …
  • ПАФОС в Словаре русского языка Лопатина:
    п`афос, …
  • ПАФОС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    пафос, …
  • ПАФОС в Орфографическом словаре:
    п`афос, …
  • ПАФОС в Словаре русского языка Ожегова:
    воодушевление, подъем, энтузиазм Говорить с пафосом. Революционный пафос. П. созидательного …

Не все в содержании литературного произведения определено тематикой и идеями. Автор выражает идейно-эмоциональное отношение к предмету с помощью образов. И, хотя авторская эмоциональность индивидуальна, некоторые элементы закономерно повторяются. В разных произведениях проявляются сходные эмоции, близкие типы освещения жизни. К типам этой эмоциональной направленности относят трагизм, героику, романтику, драматизм, сентиментальность, а также комическое с его разновидностями (юмор, ирония, гротеск, сарказм, сатира).

Теоретический статус этих понятий вызывает много споров. Одни современные ученые, продолжая традиции В.Г. Белинского, называют их «видами пафоса» (Г. Поспелов). Другие именуют «модусами художественности» (В. Тюпа) и добавляют, что это воплощения авторской концепции личности. Третьи (В.Хализев) называют их «мировоззренческими эмоциями».

В основе событий, действий, изображаемых во многих произведениях, находится конфликт, противостояние, борьба кого-либо с кем-либо, чего-либо с чем-либо.

При этом противоречия могут быть не только разной силы, но и разного содержания и характера. Своеобразным ответом, который нередко хочется найти читателю, можно считать эмоциональное отношение автора к характерам изображаемых героев и к типу их поведения, к конфликтам. Действительно, писатель иногда может приоткрывать свои симпатии и антипатии к тому или иному типу личности, при этом далеко не всегда однозначно оценивая его. Так, Ф.М. Достоевский, осуждая то, что придумал Раскольников, в то же время ему и сочувствует. И.С Тургенев экзаменует Базарова устами Павла Петровича Кирсанова, но одновременно и ценит его, подчеркивая его ум, знания, волю: «Базаров умён и знающ», - убежденно говорит Николай Петрович Кирсанов.

Именно от сути и содержания противоречий, обнажаемых в художественном произведении, зависит его эмоциональная тональность. И слово пафос воспринимается сейчас гораздо шире, чем поэтическая идея, это эмоционально-ценностная ориентация произведения и персонажей.

Итак, разные виды пафоса.

Трагическая тональность присутствует там, где имеет место жестокий конфликт, с которым нельзя мириться и который не может быть благополучно разрешен. Это может быть противоречие человека и нечеловеческих сил (рока, Бога, стихии). Это может быть противоборство групп людей (война наций), наконец, внутренний конфликт, то есть столкновение противоположных начал в сознании одного героя. Это осознание непоправимой утраты: человеческой жизни, свободы, счастья, любви.

Понимание трагического восходит к трудам Аристотеля. Теоретическая разработка понятия относится к эстетике романтизма и Гегелю. Центральный персонаж - это трагический герой, личность, попавшая в ситуацию разлада с жизнью. Это личность сильная, не сгибаемая обстоятельствами, а потому обреченная на страдания и гибель.

К числу таких конфликтов относятся противоречия между личными порывами и надличными ограничениями - кастовыми, сословными, моральными. Такие противоречия породили трагедию Ромео и Джульетты, любивших друг друга, но принадлежавших к разным кланам итальянского общества своего времени; Катерины Кабановой, полюбившей Бориса и понимавшей греховность своей любви к нему; Анны Карениной, измученной сознанием пропасти между нею, обществом и сыном.

Трагическая ситуация может сложиться и при наличии противоречия между стремлением к счастью, свободе и осознанием героем своей слабости и бессилия в их достижении, что влечет за собой мотивы скепсиса и обреченности. Например, такие мотивы звучат в речи Мцыри, изливающего свою душу старому монаху и пытающегося объяснить ему, как он мечтал жить в своем ауле, а вынужден был провести всю жизнь, кроме трех дней, в монастыре. Трагична судьба Елены Стаховой из романа И.С. Тургенева «Накануне», потерявшей мужа сразу же после свадьбы и отправившейся с его гробом в чужую страну.

Высота трагического пафоса в том, что он вселяет веру в человека, обладающего мужеством, остающегося верным себе даже перед смертью. Со времен античности трагическому герою приходится переживать момент вины. По мысли Гегеля, эта вина заключается уже в том, что человек нарушает сложившийся порядок. Поэтому для произведений трагического пафоса характерно понятие трагической вины. Оно и в трагедии «Царь Эдип», и в трагедии «Борис Годунов». Умонастроения в произведениях такого склада - скорбь, сострадание. Со второй половины 19 века трагическое понимается все шире. К нему относят все то, что вызывает страх, ужас в человеческой жизни. После распространения философских доктрин Шопенгауэра и Ницше, экзистенциалистов трагическому придается универсальное значение. В соответствии с подобными воззрениями главное свойство человеческого бытия - это катастрофичность. Жизнь бессмысленна вследствие смерти индивидуальных существ. В этом аспекте трагическое сводится к чувству безнадежности, а те качества, которые были характерны для сильной личности (утверждение мужества, стойкости) нивелируются и не учитываются.

В литературном произведении и трагическое и драматическое начала могут сочетаться с героическим. Героика возникает и ощущается там и тогда, когда люди предпринимают или совершают активные действия во имя блага других, во имя защиты интересов племени, рода, государства или просто группы людей, нуждающихся в помощи. Люди готовы пойти на риск, достойно встретить смерть во имя осуществления возвышенных идеалов. Чаще всего подобные ситуации встречаются в периоды национально-освободительных войн или движений. Моменты героики нашли отражение в «Слове о полку Игореве» в решении князя Игоря вступить в борьбу с половцами. При этом героико-трагические ситуации могут иметь место и в мирное время, в моменты стихийных бедствий, возникающих по «вине» природы (наводнения, землетрясения) или самого человека. Соответственно, они отображаются в литературе. Большей поэтизации достигают события в народном эпосе, сказаниях, былинах. Герой в них является фигурой исключительной, его деяния - это общественно значимый подвиг. Геракл, Прометей, Василий Буслаев. Жертвенная героика в романе «Война и мир», поэме «Василий Теркин». В 1930-е, 1940-е героика требовалась по принуждению. С произведений Горького насаждалась мысль: в жизни каждого должен быть подвиг. В 20 веке литература борьбы содержит героику сопротивления беззаконию, героику отстаивания права на свободу (рассказы В. Шаламова, роман В. Максимова «Звезда адмирала Колчака»).

Л.Н. Гумилев полагал, что подлинно героическое могло быть только у истоков жизни народа. Любой процесс формирования нации зачинается с героических поступков небольших групп людей. Этих людей он называл пассионариями. Но кризисные ситуации, требующие от людей героически-жертвенных свершений, возникают всегда. Поэтому героическое в литературе будет всегда значимо, высоко и неизбывно. Важным условием героического, считал Гегель, является свободная воля. Подвиг вынужденный (случай гладиатора), по его мнению, не может быть героическим.

Героика может сочетаться и с романтикой. Романтикой называют восторженное состояние личности, вызванное стремлением к чему-то высокому, прекрасному, нравственно значимому. Источники романтики - это умение чувствовать красоту природы, ощущать себя частью мира, потребность откликаться на чужую боль и чужую радость. Поведение Наташи Ростовой нередко даёт основание воспринимать его как романтическое, ибо из всех героев романа «Война и мир» она одна обладает живой натурой, положительно эмоциональным зарядом, непохожестью на светских барышень, что сразу же заметил рациональный Андрей Болконский.

Романтика большей частью и проявляет себя в сфере личной жизни, обнаруживая себя в моменты ожидания или наступления счастья. Поскольку счастье в сознании людей прежде всего ассоциируется с любовью, то и романтическое мироощущение скорее всего дает о себе знать в момент приближения любви или надежды на нее. Изображение романтически настроенных героев мы встречаем в произведениях И.С. Тургенева, например в его повести «Ася», где герои (Ася и господин Н.), близкие друг к другу по духу и культуре, испытывают радость, эмоциональный подъем, что выражается в восторженном восприятии ими природы, искусства и самих себя, в радости общения друг с другом. И все же чаще всего пафос романтики связан с эмоциональным переживанием, которое не переходит в действие, поступок. Достижение возвышенного идеала невозможно в принципе. Так, в стихах Высоцкого юношам кажется, что они поздно родились, чтобы участвовать в войнах:

А в подвалах и полуподвалах

Ребятишкам хотелось под танки,

Не досталось им даже по пуле…

Мир романтики - мечта, фантазия, романтические представления часто соотносятся с прошлым, экзотикой: «Бородино» Лермонтова, «Суламифь» Куприна, «Мцыри» Лермонтова, «Жираф» Гумилева.

Пафос романтики может выступать вместе с другими видами пафоса: иронией у Блока, героикой у Маяковского, сатирой у Некрасова.

Сочетание героики и романтики возможно в тех случаях, когда герой совершает или хочет совершить подвиг, и это воспринимается им самим как нечто возвышенное. Такое переплетение героики и романтики наблюдается в «Войне и мире» в поведении Пети Ростова, который был одержим желанием лично принять участие в борьбе с французами, что и привело его к гибели.

Преобладающая тональность в содержании подавляющего числа художественных произведений, несомненно, драматическая. Неблагополучие, неустроенность, неудовлетворенность человека в душевной сфере, в личных отношениях, в общественном положении - таковы реальные приметы драматизма в жизни и литературе. Несостоявшаяся любовь Татьяны Лариной, княжны Мери, Катерины Кабановой и других героинь известных произведений свидетельствует о драматических моментах их жизни.

Нравственно-интеллектуальная неудовлетворенность и нереализованность личных возможностей Чацкого, Онегина, Базарова, Болконского и других; социальная униженность Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Н.В. Гоголя «Шинель», а также семьи Мармеладовых из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», многих героинь из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», почти всех персонажей пьесы М. Горького «На дне» - все это служит источником и показателем драматических противоречий.

Подчеркивание романтических, драматических, трагических и, конечно же, героических моментов в жизни героев и их настроениях в большинстве случаев становится формой выражения сочувствия героям, способом поддержки и защиты их автором. Несомненно, что В. Шекспир переживает вместе с Ромео и Джульеттой по поводу обстоятельств, препятствующих их любви, А.С. Пушкин жалеет Татьяну, не понятую Онегиным, Ф.М. Достоевский скорбит о судьбе таких девушек, как Дуня и Соня, А.П. Чехов сочувствует страданиям Гурова и Анны Сергеевны, которые полюбили друг друга очень глубоко и серьезно, но надежды на соединение их судеб у них нет.

Однако бывает, что изображение романтических настроений становится способом развенчания героя, иногда даже его осуждения. Так, например, туманные стихи Ленского вызывают легкую иронию А. С. Пушкина. Изображение Ф. М. Достоевским драматических переживаний Раскольникова - это во многом форма осуждения героя, задумавшего чудовищный вариант исправления жизни и запутавшегося в своих мыслях и чувствах.

Сентиментальность - это вид пафоса с преобладанием субъективности, чувствительности. В сер. 18 века он был главенствующим в произведениях Ричардсона, Стерна, Карамзина. Он в «Шинели» и «Старосветских помещиках», у раннего Достоевского, в «Му-му», поэзии Некрасова.

Гораздо чаще в дискредитирующей роли выступают юмор и сатира. Под юмором и сатирой в данном случае подразумевается еще один вариант эмоциональной направленности. И в жизни, и в искусстве юмор и сатира порождаются такими характерами и ситуациями, которые называют комическими. Суть комического состоит в обнаружении и выявлении несовпадения реальных возможностей людей (и, соответственно, персонажей) и их претензий, или несоответствия их сущности и видимости. Пафос сатиры уничтожающий, сатира вскрывает общественно значимые пороки, изобличает отклонение от нормы, высмеивает. Пафос юмора утверждающий, ведь субъект юмористического ощущения видит не только недостатки других, но и собственные. Осознание собственных недостатков дарует надежду исцеления (Зощенко, Довлатов). Юмор - выражение оптимизма («Василий Теркин», «Похождения бравого солдата Швейка» у Гашека).

Насмешливо-оценочное отношение к комическим характерам и ситуациям называется иронией. В отличие от предыдущих она несет скептицизм. Она не согласна с оценкой жизни, ситуации или характера. У Вольтера в повести «Кандид, или оптимизм» герой своей судьбой опровергает свою же установку: «Все что ни делается, все к лучшему». Но и обратное мнение «все к худшему» не принимается. Пафос Вольтера в насмешливом скептицизме по отношению к крайним принципам. Ирония может быть лёгкой, незлобной, но может стать недоброй, осуждающей. Глубокая ирония, вызывающая не улыбку и смех в привычном смысле слова, а горькое переживание, именуется сарказмом. Воспроизведение комических характеров и ситуаций, сопровождаемое иронической оценкой, приводит к появлению юмористических или сатирических художественных произведений: Причем юмористическими и сатирическими могут быть не только произведения словесного искусства (пародии, анекдоты, басни, повести, рассказы, пьесы), но и рисунки, скульптурные изображения, мимические представления.

В рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника» комическое проявляется в нелепом поведении Ивана Дмитриевича Червякова, который, будучи в театре, нечаянно чихнул на лысину генерала и до того испугался, что стал донимать его своими извинениями и преследовал до тех пор, пока не вызвал настоящий гнев генерала, что и привело чиновника к смерти. Нелепость в несоответствии совершенного поступка (чихнул) и вызванной им реакции (неоднократные попытки объяснить генералу, что он, Червяков, не хотел его обидеть). В этой истории к смешному примешивается грустное, так как подобный страх перед высоким лицом есть знак драматического положения маленького чиновника в системе служебных отношений. Страх может порождать неестественность в поведении человека. Такая ситуация воспроизведена Н.В. Гоголем в комедии «Ревизор». Выявление серьезных противоречий в поведении героев, порождающее явно отрицательное отношение к ним, становится отличительным признаком сатиры. Классические образцы сатиры дает творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина («Как мужик двух генералов прокормил») Эсалнек А. Я. С. 13-22..

Гротеск (фр. grotesque, буквально - причудливый; комичный; итал. grottesco - причудливый, итал. grotta - грот, пещера) - одна из разновидностей комического, сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. Термин «гротеск» получил распространение в пятнадцатом столетии, когда при раскопках подземных помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни. Поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения. Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск - всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. Примерами литературного гротеска могут служить повесть Н. В. Гоголя "Нос" или "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" Э. Т. А. Гофмана, сказки и повести М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Определить пафос - значит установить тип отношения к миру и человеку в мире.

О том, что такое пафос, задумывается рано или поздно читатель любого жанра литературы. Подобное явление встречается достаточно часто, а потому людям важно знать о нем подробную информацию. Объяснение терминологии с историей возникновения и делением на разновидности можно найти в статье.

Терминология в давности

Если переводить, что такое пафос, дословно с греческого языка, то термин будет обозначать страсть, страдание или воодушевление. Аристотель первым дал правильное литературному приему. Это передача чувства страха или других сильных эмоций через мощный поступок героя. Чаще всего это трагические события, которые вводят читателя в состояние катарсиса, где случившееся можно переосмыслить. К страданию главного героя приводят его собственные поступки и череда событий, которая случается после них. Толкает на такие действия персонажа всегда сильная страсть или воодушевление, а потому сильные переживания для читателей или зрителей творения гарантированы. Современные писатели говорят о пафосе как об эмоциональном тоне произведения или настрое, откуда и пошли разновидности.

Первые применения

Что такое пафос, было неведомо до тех пор, пока этим приемом не начали активно пользоваться ораторы. Мастерство прекрасно говорить давалось далеко не всем, ведь доносить речи большой толпе людей было сложно. Именно потому были созданы основные понятия, на которые можно было ориентироваться. Термин «логос» обозначал все знания и идеи оратора, которыми он сможет пользоваться в ходе провозглашения речи. «Этос» является совокупностью личностных качеств человека и их использованием перед группой слушателей для пробуждения нравственных идеалов. В свою очередь понятие «пафоса» являлось второго термина. Это передаваемые эмоции с уст автора, которые должны задавать определенный тон настроения у слушателей. Не всегда они могут быть положительными, ведь все зависит от преследуемых целей оратором. Например, для негодования пафос должен быть использован в качестве указывания на определенные пороки, злобно высмеивать что-то, иметь полностью отрицательные черты.

Жертвенность героев

О том, что такое пафос героического стиля, знает каждый читатель произведений, где главные персонажи являются великими воинами, борцами за правое дело и другими типажами в этом роде. Центральный персонаж стремится совершить важный поступок, а потому обязательно идет на риск для себя или близких людей. Без этой важной черты героический пафос не может существовать. Эту же роль могут исполнять некоторые важные для человека ценности или моральные принципы. Вторым обязательным условием использования приема является необходимость действовать свободно. Идти на риск с возможными жертвами по чьему-то принуждению уже не будет геройством. Только мощный вольный позыв к изменению мира или созданию своих идеалов может дать точно ощутить читателю, что такое героический пафос. Яркими примерами такого приема являются большинство героев греческой мифологии. К этому списку относится Геракл, Ахилл, Гектор, Персей и другие, что запомнились своими рискованными подвигами ради достижения цели.

Драматическое повествование

Значение слова "пафос" можно понять на примере драматического стиля, где прием используется в большинстве случаев. В произведениях с его наличием автор старается максимально точно и эмоционально передать все душевные тревоги и страдания персонажей. Ориентации на главного героя в этом случае нет, ведь каждый человек на страницах книги может переживать внутреннюю борьбу, недоразумения в личной жизни, общее непонимание сокровенных идей. Эти проблемы рассматриваются под призмой детальности, чтобы читатель смог глубже понять всю суть. Нередко писатели применяют такой прием наряду с осуждением героев за их действия, неверный ход мышления или негативные стремления, которые привели к подобной проблематике. Бывают случаи, что драматизм возникает под давлением внешних факторов, которые могут даже расщепить личность на части. Тогда драма уже полноценно перерастает в трагедию, что прекрасно показал Булгаков в романе «Бег».

Трагедия на страницах

Трагический пафос в литературе далеко не редкость и применяется в самых разнообразных стилях. Он определяется полным осознанием своих утрат, которые уже нельзя вернуть назад. Эта потеря обязательно должна быть весомой, дабы показывать всю трагедию происходящих событий. Это могут быть жизненные ценности, распад моральных принципов, показ ложности идеологии, устарелость культурных веяний, а чаще всего просто уход из жизни. Это может быть один из центральных персонажей или же кто-то из близких людей. Подобные потери обязательно должны быть закономерными в ходе возникновения какого-то конфликта. Если этого не будет, тогда потеряется значение слова "пафос" в его главном виде. Еще одной важной чертой трагического стиля применения приема является обязательная развязка случившейся проблемы, но с вышеописанными потерями. Яркими примерами в этом случае могут служить повествования «Белая гвардия» Булгакова или «Гроза» Островского.

Высмеивание

Понять, что такое пафос в литературе, на примере сатирического стиля иногда бывает сложно. Все потому, что автор в негодовании высмеивает разные пороки людей, их существования в быту, разные идеологии и другие вещи. Чаще всего образцом для применения сатиры становится определенный типаж характера, которым обладает персонаж в сюжете. Такая личность ничего собой не представляет, но объективно пытается быть невероятно важной, умной, проницательной. Наделить себя другими свойствами, которые ей вовсе не присущи, является главным посылом к возникновению сатирического пафоса. Когда человек начинает эмоционально переосмысливать такого персонажа, то его будет чаще всего злить подобное противоречие или же вызывать смех. Гоголь отлично показал применение приема на лживом хвалебном тоне, которым описывал высшие слои общества столицы его времен. Ирония и сатира в этом случае призваны показывать парадокс, от которого обычному мыслящему человеку захочется смеяться. Часто сатира показывает абсурдность личности, что приводит к отвращению у читателей.

Прямые чувства

Виды пафоса в литературе бывают разными, и сентиментальный занимает среди них свое место. Этот прием используется авторами достаточно умело, ведь каждому человеку присуща чувствительность. Это слово в переводе на французский язык и обозначает название стиля. Прием часто изображают для показа сочувствия человеку с его бедами, но действий здесь никаких не предусмотрено. Сентиментальность играет роль психологического заменителя реальной физической помощи. Подобные переживания внутри себя может переживать даже одинокий персонаж, который расстроился по определенным причинам. Это можно увидеть в произведении Гете «Страдания юного Вертера», где главный герой молодой юноша стремился попасть в общество дворян. Когда же ему это удалось сделать, то он был ошеломлен теми принципами, по которым они живут. Чтобы как-то залечить эту рану, парень ищет себя в простоте сельской жизни, помощи бедным людям, любовании природой. К общим сентиментальным эмоциям прибавилась безнадежная любовь, что привело к самоубийству.

Романтика

Подъем гражданской свободы в своих действиях для романтической личности является напрямую связанным с одноименным стилем пафоса. Главный герой мечтает об определенных идеалах в свойственной манере, чем вызывает состояние восторга внутри себя. Персонажи, на которых показываются примеры романтического пафоса, всегда духовно богаты, но проявить эту черту им не удается. Жизнь всегда вставляет им палки в колеса, не позволяет полностью раскрыться, чем вносит нотки трагичности. Для общества романтические личности с характерным проявлением чувств всегда являются изгоями и их в ряды обычных людей не принимают. Возникает конфликт яркой романтической личности с социумом, который не хочет понимать стремление духовно богатого человека к идеалам.

Наконец, последним элементом, входящим в идейный мир произведения, является пафос, который можно определить как ведущий эмоциональный тон произведения, его эмоциональный настрой.

Синонимом термина «пафос» является выражение «эмоционально-ценностная ориентация». Проанализировать пафос в художественном произведении - значит установить его типологическую разновидность, тип эмоционально-ценностной ориентации, отношения к миру и человеку в мире. К рассмотрению этих типологических разновидностей пафоса мы сейчас и обратимся.

Пафос эпико-драматический представляет собой глубокое и несомненное приятие мира в целом и себя в нем, что и составляет сущность эпического мировидения. В то же время это не бездумное приятие безоблачно гармонического мира: бытие осознается в его изначальной и безусловной конфликтности (драматизм), но сама эта конфликтность воспринимается как необходимая и справедливая сторона мира, ибо конфликты возникают и разрешаются, они обеспечивают само существование и диалектическое развитие бытия.

Эпико-драматический пафос есть максимальное доверие к объективному миру во всей его реальной многосторонности и противоречивости. Заметим, что этот тип пафоса редко представлен в литературе, еще реже он выступает в чистом виде.

В качестве основанных в целом на эпико-драматическом пафосе произведений можно назвать «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», пьесу Шекспира «Буря», стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», роман-эпопею Толстого «Война и мир», поэму Твардовского «Василий Теркин».

Объективной основой пафоса героики служит борьба отдельных личностей или коллективов за осуществление и защиту идеалов, которые обязательно осознаются как возвышенные.

При этом действия людей непременно связаны с личным риском, личной опасностью, сопряжены с реальной возможностью утраты человеком каких-то существенных ценностей - вплоть до самой жизни. Еще одно условие проявления героического в действительности - свободная воля и инициатива человека: вынужденные действия, как указывал еще Гегель, не могут быть героическими.

Идейно-эмоциональное осознание писателем объективно героического приводит к возникновению пафоса героики. «Героический пафос в литературе <...> утверждает величие подвига отдельной личности или целого коллектива, ценность и необходимость его для развития нации, народа, человечества». Стремление переделать мир, устройство которого кажется несправедливым, или желание отстоять мир идеальный (а также близкий к идеалу и кажущийся таковым) - вот эмоциональная основа героики.

В литературе нетрудно найти произведения, целиком или в основном построенные на героическом пафосе, причем конкретные ситуации, равно как и возвышенные идеалы героики, могут быть весьма различны. С героикой мы встречаемся в «Песне о Роланде» и в «Слове о полку Игореве», в «Тарасе Бульбе» Гоголя и в «Оводе» Войнич, в романе Горького «Мать», в рассказах Шолохова и многих других произведениях.

С героикой как пафосом, основанном на возвышенном, соприкасаются другие виды пафоса, имеющие возвышенный характер, - прежде всего это трагизм и романтика. Романтику роднит с героикой стремление к возвышенному идеалу.

Но если героика - сфера активного действия, то романтика - область эмоционального переживания и стремления, не переходящего в действие. Объективной основой романтики становятся такие ситуации в личной и общественной жизни, когда реализация возвышенного идеала либо невозможна в принципе, либо неосуществима в данный исторический момент.

Однако на такой объективной основе может в принципе возникать не только пафос романтики, но и трагизм, и ирония, и сатира, так что решающим в романтике является все же субъективный момент, момент переживания неустранимого разрыва между мечтой и реальностью.

Один из частных (и очень распространенных) случаев романтики - мечта о героическом, ориентация на героический идеал при отсутствии возможности претворить его в действительность.

Такого рода романтика свойственна, например, молодежи в «спокойные» периоды истории: юношам и девушкам часто кажется, что они «опоздали родиться», чтобы участвовать в революциях и войнах - примером такого типа романтики может служить раннее творчество В. Высоцкого: «...А в подвалах и полуподвалах // Ребятишкам хотелось под танки // Не досталось им даже по пуле...»

Однако сфера романтики шире этой тяги к героике. Эта эмоционально-ценностная ориентация относит все ценности в область принципиально недостижимого.

Естественный мир романтики - мечта, фантазия, греза, поэтому романтические произведения так часто обращены либо к прошлому («Бородино» и «Песня про купца Калашникова» Лермонтова, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, «Суламифь» Куприна), либо к откровенной экзотике (южные поэмы Пушкина, «Мцыри» Лермонтова, «Жираф» Гумилева), либо к чему-то принципиально не существующему («Двойник» А. Погорельского, «Демон» Лермонтова, «Аэлита» А.Н. Толстого).

В истории литературы пафосом романтики отмечены многие произведения. Романтику не следует путать с романтизмом как литературным направлением конца XVIII-начала XIX в.; она обнаруживается в самых разных исторических эпохах, на что указывал еще Белинский.

Очевидно, романтический пафос зародился еще в античной лирике; из произведений, более близких к нам, укажем «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Мцыри» Лермонтова, «Первую любовь» Тургенева, «Старуху Изергиль» Горького, раннее творчество Блока и Маяковского.

Пафос романтики может выступать в литературе и в сочетании с другими видами пафоса, в частности, с иронией (Блок), героикой («Хорошо!» Маяковского), сатирой (Некрасов).

Пафос трагизма - это осознание утраты, причем утраты непоправимой, каких-то важных жизненных ценностей - человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного счастья, ценностей культуры и т.п.

Объективной основой трагического литературоведы и эстетики довольно давно считают неразрешимый характер того или иного жизненного конфликта. В принципе это верно, но не совсем точно, ведь неразрешимость конфликта - вещь, строго говоря, условная и не обязательно трагичная.

Первое условие трагического - закономерность этого конфликта, такая ситуация, когда с его неразрешенностью нельзя мириться. Во-вторых, под неразрешимостью конфликта мы подразумеваем невозможность его благополучного разрешения - оно непременно связано с жертвами, с гибелью тех или иных бесспорных гуманистических ценностей. Таков, например, характер конфликта в «Маленьких трагедиях» Пушкина, «Грозе» Островского, «Белой гвардии» Булгакова, стихотворениях Твардовского «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...» и т.п.

Трагическая ситуация в жизни может возникать и случайно, как результат неблагоприятного стечения обстоятельств, но такие ситуации не очень интересуют литературу. Ей более свойствен интерес к трагическому закономерному, вытекающему из сущности характеров и положений.

Наиболее плодотворным для искусства становится такой трагический конфликт, когда неразрешимые противоречия - в душе героя, когда герой находится в ситуации свободного выбора между двумя равно необходимыми, но взаимоисключающими друг друга ценностями.

В этом случае трагическое приобретает максимальную глубину, на таком трагизме построены «Гамлет» Шекспира, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Преступление и наказание» Достоевского, «Тихий Дон» Шолохова, «Падение» Камю, «Осквернитель праха» Фолкнера и многие другие произведения.

В сентиментальности - еще одном типе пафоса - мы, как и в романтике, наблюдаем преобладание субъективного над объективным. Сентиментальность в буквальном переводе с французского значит чувствительность; она представляет собой одно из первых проявлений гуманизма, но весьма своеобразного.

В отдельных ситуациях почти каждому человеку случается проявлять сентиментальность - так, большинство нормальных людей не могут пройти равнодушно мимо страданий ребенка, беспомощного человека или даже животного.

Сентиментальность как способность «жалеть» весьма часто совмещает в себе субъект и объект (человек жалеет самого себя; это чувство, по-видимому, знакомо всем по детским годам и нашло идеальное художественное воплощение в «Детстве» Толстого).

Но даже если сентиментальная жалость направлена на явления окружающего мира, в центре всегда остается реагирующая на него личность - умиляющаяся, сострадающая. При этом сочувствие другому в сентиментальности принципиально бездейственно, оно выступает своего рода психологическим заменителем реальной помощи (таково, например, художественно выраженное сочувствие крестьянину в творчестве Радищева и Некрасова).

В своем развитом виде сентиментальность появляется в литературе в середине XVIII в., дав название литературному направлению сентиментализма. Часто главенствующую роль пафос сентиментальности играл в произведениях Ричардсона, Руссо, Карамзина, Радищева, отчасти Гете и Стерна.

В дальнейшем развитии литературы мы также встречаемся, хотя и нечасто, с пафосом сентиментальности, например, в «Старосветских помещиках» и «Шинели» Гоголя, некоторых рассказах из «Записок охотника» Тургенева («Певцы», «Бежин луг»), в его же повести «Муму», в произведениях Диккенса, Достоевского («Униженные и оскорбленные», «Бедные люди»), Некрасова.

Переходя к рассмотрению следующих типологических разновидностей пафоса - юмора и сатиры - отметим, что они базируются на общей основе комического. Проблемой определения комического и его сущности литературоведы и эстетики занимались чрезвычайно много, отмечая в основном, что комическое основывается на внутренних противоречиях предмета или явления.

Сущность комического конфликта, пожалуй, наиболее точно определил Н.Г. Чернышевский: «внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся внешностью, имеющей притязание на содержание и реальное значение».

Шире объективную основу комического можно обозначить как противоречие идеала и действительности, нормы и реальности. Следует только отметить, что не всегда и не обязательно субъективное осмысление такого противоречия будет происходить в комическом ключе.

Сатирическое изображение появляется в произведении в том случае, когда объект сатиры осознается автором как непримиримо противоположный его идеалу, находящийся с ним в антагонистических отношениях. Ф. Шиллер писал, что «в сатире действительность, как некое несовершенство, противополагается идеалу как высшей реальности».

Сатира направлена на те явления, которые активно препятствуют установлению или бытию идеала, а иногда прямо опасны для его существования. Сатирический пафос известен в литературе с древнейших времен (например, высмеивание врага в фольклорных сказаниях и песнях, сатирические сказки и т.п.), однако в развитом виде сатира вызывается к жизни прежде всего общественной борьбой, поэтому широкое распространение сатирического пафоса мы находим в литературе античности. Возрождения и Просвещения; такова сатира русских революционных демократов, сатира в отечественной литературе XX в.

Иногда объект сатиры оказывается настолько опасным для существования идеала, а его деятельность - настолько драматичной и даже трагичной по своим последствиям, что смеха его осмысление уже не вызывает - такая ситуация складывается, например, в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

При этом нарушается связь сатиры с комическим, поэтому такой отрицающий пафос, не связанный с высмеиванием, следует, очевидно, считать особым, самостоятельным типом идейно-эмоционального отношения к жизни, обозначая этот тип термином «инвектива».

Такое решение мы находим, в частности, в Литературном энциклопедическом словаре: «существует, впрочем, и не комическая сатира, воодушевленная одним негодованием (см. Инвектива)». О необходимости особо выделять несатирическое, но отрицающее отношение к действительности говорил и такой крупный специалист в этой области, как Е.Я. Эльсберг.

Пафосом инвективы обладает, например, стихотворение Лермонтова «Прощай, немытая Россия...». В нем выражается резко отрицательное отношение к самодержавно-полицейскому государству, но нет высмеивания, комизма, расчета на смех. В произведении не использован ни один элемент собственно сатирической поэтики, рассчитанный на создание комического эффекта: нет ни гиперболизма, ни гротеска, ни нелепых, алогичных ситуаций и речевых конструкций.

По форме и содержанию это короткий лирический монолог, выражающий очень серьезное чувство поэта - чувство ненависти к «стране рабов, стране господ». Пафос этого же типа свойствен и стихотворению Лермонтова «На смерть поэта» (вернее, второй его части), многим «сатирам» Горация, публицистическим обличениям в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева, рассказу А. Платонова «Неодушевленный враг», стихотворению Симонова «Если дорог тебе твой дом...» (которое, кстати, в первой редакции 1942 г. - носило название «Убей его!») и многим другим произведениям.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998г.

Значение слова "пафос" дословно переводится (греч.) как "страсть", "страдание". Изначально оно было введено в качестве специального термина в теорию красноречия в области ораторского искусства. В большинстве случаев пафос проявляется у людей из высших социальных слоев. Пафосный человек убежден в своей исключительности, он уверен, что знает о мировых модных тенденциях и современной ситуации в целом лучше всех.


Пафосные личности

Что такое пафос, и как определить таких людей? Пафосные личности обожают, когда их внимательно слушают, даже если они просто хвастаются или несут откровенный бред. Для них это один из способов самовыражения. Кроме того, такие личности преимущественно общаются с людьми себе подобными, так как они на уровне интуиции ощущают, что их выслушают и, самое главное, поймут.


Литературное значение

В литературе, что такое пафос, определяют следующим образом. Это местами ненужный, неуместный и ничем не обоснованный энтузиазм. Как правило, его можно встретить в произведениях начинающих авторов, которые еще не определились с направлением своего творчества и не изучили по этой теме то, что было написано их предшественниками. Пафос - что это? Это сильное чувство автора, которое он еще не умеет выражать. В литературе натуралистического или описательного характера нет ничего лишнего. Пафос существует в нескольких видах: романтический, сатирический, героический, сентиментальный, драматический и так далее. Благодаря разным видам этого литературного приема появляется возможность раскрыть по-новому художественные произведения. К примеру, героический пафос необходим для утверждения величия главного персонажа. Сентиментальный и романтический вид немного схожи, но первый ограничивается семейно-бытовыми проявлениями чувств персонажей. Человеку, склонному к такому самовыражению, предопределено жить его жизнью и радоваться возможностям самореализоваться.

Пафос в обыденной жизни

Теперь рассмотрим, что такое пафос в обычной жизни. Это явление локального безрассудства и эйфории. Такое состояние проявляется у человека в сложных жизненных ситуациях и характеризуется отсутствием реального представления о себе. Пафосность - это восторженное и вдохновленное состояние души. Это энергия, которая дает человеку всплеск эмоций. Так проявляется восторг, как правило, чрезмерно фальшиво и наигранно. Пафосное состояние характеризуется торжественными и напыщенными речами, в которых часто присутствуют книжные обороты.


Можно ли излечить пафосность

Несложно понять, что такое пафос, а вот как его можно вылечить? Если рассматривать это явление как болезнь, то самое важное - вовремя понять, что настоящих друзей у тебя нет. Ведь пафосные люди лишь восполняют окружающими людьми свою потребность в самовыражении. Как только вы поймете, что друзей у вас нет, нужно начать общаться с нормальными людьми, которые могут сказать вам всю правду в лицо: что этот стиль вам не к лицу и так далее. Как правило, через два-три месяца, пафосный человек начинает понимать действительность. Но, к сожалению, многие люди с таким подходом к жизни неизлечимы.