С самого детства нас приучали к тому, что гигиена это залог здоровья, а каждому советскому школьнику был до боли знаком «кривоногий и хромой» персонаж из детской сказки Корнея Чуковского, призывающего всех грязнуль мыться. Да, в России с гигиеной во все времена не было таких глобальных проблем как в Европе, которую по этой причине прозвали немытой. Как известно средневековые европейцы пренебрегали личной гигиеной, а некоторые даже гордились тем, что мылись всего лишь два, а то и один раз в жизни. Наверняка вы хотели бы узнать немного больше о том, как соблюдали гигиену европейцы и кого называли «божьими жемчужинами».

Не кради, не убий, не мойся

Женщина принимает ванну с чашкой шоколада. Неизвестный художник. Франция, XVII век

Немытой Европа была в Средние века. Так считают многие. И ошибаются. Наоборот, до XV–XVI веков европейцы все-таки мылись. Непростительно часто - раз в полгода. А в эпоху Возрождения, как ни парадоксально, и вовсе оставили эту «скверную» привычку. Традиции Древнего Рима с его культом воды и знаменитыми термами были позабыты. Людовик XIV мылся всего два раза в жизни. И после каждого хилел так, что придворные готовили завещание. Тот же «рекорд» - у королевы Изабеллы Кастильской, которая страшно гордилась, что вода касалась ее тела первый раз - при крещении, а второй - перед свадьбой

Супружеская ванна. Мемо ди Филипуччо. Фреска. Около 1320 года

Для славян омовения имели не столько гигиенический, сколько сакральный смысл. Баня - это вообще наш национальный проект. Она и мыла, и согревала, и грехи отпускала. Но на Руси не было проблем с дровами. Не то что в Европе. Чего там, даже для инквизиторских костров дров не хватало. А это святое, не то что ваша гигиена.

И ладно бы только дрова. Католическая церковь запрещала любые омовения кроме тех, что происходят во время крещения (которое должно было омыть христианина раз и навсегда) и перед свадьбой. Никакого отношения к гигиене все это, разумеется, не имело. А еще считалось, что при погружении тела в воду, особенно в горячую, открываются поры, через которые в организм проникает вода, которая потом не найдет выхода. Поэтому якобы тело становится уязвимым для инфекций. Это и понятно, ведь в одной и той же воде мылись все - от кардинала до кухарки. Так что после водных процедур европейцы действительно болели. И сильно.

Людовик XIV мылся всего два раза в жизни. И после каждого хилел так, что придворные готовили завещание. Тот же «рекорд» - у королевы Изабеллы Кастильской, которая страшно гордилась, что вода касалась ее тела первый раз - при крещении, а второй - перед свадьбой.

Церковь предписывала заботиться не о теле, а о душе, поэтому для отшельников грязь была добродетелью, а нагота - стыдом (видеть тело, не только чужое, но и собственное, - грех). Поэтому если и мылись, то в рубахах (эта привычка сохранится до конца XIX века).

Дама с собачкой

Охота. Геррит ван Хонтхорст. 1628 год

Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Влюбленные трубадуры снимали с себя блох и ссаживали на даму сердца, чтобы кровь, смешавшись в желудке насекомого, объединила сердца сладкой парочки. Несмотря на всю свою «святость», насекомые людей таки доставали. Именно поэтому каждый имел при себе блохоловку или небольшую собаку (в случае дам). Так что, дорогие девушки, нося с собой карманную собачку в розовой попоне, помните, откуда взялась традиция.

Женщина, ищущая блох. Джузеппе Мария Креспи

От вшей избавлялись по-другому. Смачивали в крови и меду кусочек меха, а потом помещали его в прическу. Почуяв запах крови, насекомые должны были устремиться к приманке и застрять в меду. А еще носили шелковое белье, которое, кстати, и стало популярным именно благодаря своей «скользкости». «Божьи жемчужины» не могли уцепиться за столь гладкую ткань.

Блохоловка, XVIII век

Это еще что! В надежде спастись от вшей многие практиковали более радикальный способ - ртуть. Ее втирали в кожу головы, а иногда и ели. Правда, умирали от этого в первую очередь люди, а не вши.

Народное единство

Типичный средневековый туалет в рыцарском замке

В 1911 году археологи откопали древние постройки из обожженного кирпича. Это были стены крепости Мохенджо-Даро - древнейшего города долины Инда, возникшего примерно в 2600 году до н. э. Странные отверстия по периметру зданий оказались сортирами. Древнейшими из найденных.

Потом туалеты, или латрины, будут у римлян. Ни в Мохенджо-Даро, ни в Царице вод (Древнем Риме), кстати, они не предполагали уединения. Восседая на своих «толчках», расположенных по периметру зала друг напротив друга (подобно тому как сегодня устроены сиденья в метро), древние римляне предавались беседам о стоицизме или эпиграммах Сенеки.

Средневековые туалеты

В Средневековой Европе туалетов не было вообще. Только у высшей знати. И то очень редко и самые примитивные. Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что в старом буквально нечем было дышать. Отходы человеческой жизнедеятельности были повсюду: у дверей, на балконах, во дворах, под окнами. При качестве средневековой пищи и антисанитарии диарея была делом обычным - до туалета просто не добежишь.

Иллюстрация из книги Маркизы

В конце XIII века в Париже был издан закон о том, что, выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно, вода!». Даже мода на широкополые шляпы появилась якобы только, чтобы предохранить дорогую одежду и парики от того, что летело сверху. По описаниям многих гостей Парижа, например Леонардо да Винчи, на улицах города стоял жуткий смрад. Что там в городе - в самом Версале! Попав туда, народ старался оттуда не выходить, пока не встретится с королем. Туалетов не было, поэтому в «маленькой Венеции» пахло отнюдь не розами. У самого Людовика XIV, впрочем, ватерклозет был. Король-солнце мог восседать на нем, даже принимая гостей. Присутствовать при туалете высокопоставленных особ вообще считалось «гонорис кауза» (особо почетным).

Общественный туалет для дам. Рисунок 1788 года из коллекции Британской библиотеки

Первый общественный туалет в Париже появился лишь в XIX веке. Но предназначен он был исключительно… для мужчин. В России общественные уборные появились при Петре I. Но тоже только для придворных. Правда, обоего пола.

А 100 лет назад началась испанская кампания по электрификации страны. Называлась она просто и понятно - «Унитаз». В переводе с испанского это означает «единство». Вместе с изоляторами производили и другие фаянсовые изделия. Те самые, потомки которых стоят теперь в каждом доме, - унитазы. Первый унитаз со сливным бачком еще в конце XVI века изобрел придворный английского королевского двора Джон Харингтон. Но популярностью ватерклозет не пользовался - из-за дороговизны и отсутствия канализации.

И зубной порошок, и густой гребешок

Дама за туалетом. Франсуа Буше

Если не было таких благ цивилизации, как элементарный сортир и баня, то про зубную щетку и дезодорант говорить не приходится. Хотя иногда для чистки зубов пользовались кисточками из веток. В Киевской Руси - дубовыми, на Ближнем Востоке и в Южной Азии - из дерева арак. В Европе использовали тряпочки. А то и вовсе зубы не чистили. Правда, зубную щетку изобрели именно в Европе, а точнее, в Англии. В 1770 году ее придумал Уильям Аддисон. Но массовым производство стало далеко не сразу - в XIX веке. Тогда же был изобретен зубной порошок.

А что же с туалетной бумагой? Ничего, разумеется. В Древнем Риме ее заменяли губки, смоченные в соленой воде, которые крепились к длинной рукояти. В Америке - кукурузные кочерыжки, а у мусульман - обычная вода. В Средневековой Европе и на Руси простой люд пускал в ход листья, траву и мох. Знать использовала шелковые тряпочки.

Первый дезодорант

Считается, что духи были придуманы только для того, чтобы заглушить жуткий уличный смрад. Так это или нет - доподлинно неизвестно. А вот косметическое средство, которое сейчас назвали бы дезодорантом, появилось в Европе только в 1880-х годах. Правда, еще в IX веке некто Зирьяб предложил использовать дезодорант (судя по всему, собственного производства) в мавританской Иберии (части современной Франции, Испании, Португалии и Гибралтара), но на это никто не обратил внимания.

А ведь уже в древности люди понимали: если удалить волосы в подмышечной впадине - запах пота не будет столь сильным. То же самое, если их мыть. Но в Европе, как мы уже сказали, подобное не практиковалось. Что касается депиляции, то волосы на женском теле никого не раздражали вплоть до 1920-х годов. Только тогда европейские дамы впервые задумались: брить или не брить.

Средство для мытья и стирки люди искали ещё с древности. Например, в Древней Руси мыло людям заменяла зола и квасная гуща. Золу использовали в разных видах - растворяли в холодной воде, кипятили, распаривали в печи. Полученной субстанцией мыли тело, волосы и стирали бельё и даже мыли пол. Для мытья волос также использовали глину и кислое молоко.

В качестве мыла брали овсяную муку, смешанную с отварами и настоями трав - липы, полыни, розмарина, ромашки и хмеля.

Женщины ополаскивали волосы в воде, в которой распаривали берёзовые или крапивные веники. А лицо умывали отваром пшеничных отрубей.

Использовали в домашнем приготовлении моющих средств и мыльный корень, мыльнянку, орляк, ягоды бузины. Эти пенообразующие растения прекрасно очищали кожу и отстирывали вещи. Древние рецепты не канули в Лету и используются до сих пор при производстве мыла, шампуней и масок для волос серии «рецепты Бабушки Агафьи ».

Производство мыла

Мастера-мыловары появились на Руси в XV веке. В записях того времени значится, что некий Гаврила Ондреев завёл в Твери «поварню мыльную с котлом мыльным и со всей поряднею». В Москве на Великом торге возле Кремля среди других торговых рядов упоминается и мыльный.

Постепенно количество мелких мыловаренных мастерских увеличивалось, мыловарение было налажено и во многих домах. Для производства мыла стали применять поташ - карбонат калия. Главный источник поташа - зола растений. Со временем производство мыла достигло промышленных масштабов, его отправляли даже на экспорт, что привело к массовой вырубке лесов. А это повлекло за собой подорожание дров и мёда.

Петр I, придя к власти, задумался о поиске более дешёвого заменителя поташа. Но проблему эту решили только к концу XVIII века, когда французский химик Николя Ле Ман получил соду из поваренной соли. Этот щелочной материал вскоре окончательно заменил поташ.

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

Медицинский факультет

Курсовая работа

По истории медицины

На тему: "Санитарно-гигиенические сооружения в Древней Руси и их применение во врачебной практике"

Выполнила:

Студентка группы № 303/6

Салкуцан Виктория Владимировна

Проверил: Научный руководитель

ассистент кафедры

Лагутина Е.А.

Тирасполь, 2014г

Введение

1. Некоторые исторические данные о развитии гигиены и санитарии в Древней Руси

Санитарно-гигиенические принципы возникновения монастырских лечебниц

Миф о неопрятности русского народа

Санитарно-гигиенические предпосылки возведения бань

Санитарно-гигиенические принципы возведения изб

Колодцы на Руси

Санитарно-гигиенические принципы возникновения письменности

Заключение

Список литературы

Введение

Профилактическая медицина, как и многие другие области медицинских знаний, уходят своими корнями в далекое прошлое. Люди всегда инстинктивно стремились сохранить свою жизнь и здоровье. Выдающийся отечественный гигиенист Ф. Ф. Эрисман писал:

"Уже у древних культурных народов существовали довольно ясные и сознательные представления о многих условиях, вредных или благоприятных для здоровья и физического развития людей и, нужно отдать справедливость этим народам, санитарные стремления их имели преимущественно общественный характер".

Особенно большое внимание вопросам гигиены уделяли индусы, китайцы, вавилонцы, египтяне, а также народы, проживавшие на территории среднеазиатских государств.

Наибольшее развитие гигиенические навыки получили в античной Греции и в период господства Древнеримской империи. В Афинах были построены водопровод и канализация, имелись общественные бани и купальни, проводилась простейшая дезинфекция посредством окуривания помещений. Уделялось внимание правильной планировке городов. В Спарте особое значение придавали личной гигиене, физическому развитию и воспитанию с целью формирования мужественных, физически развитых и сильных воинов.

Накопленные греками опыт и знания были впоследствии восприняты и усовершенствованы в Римской империи. В Риме начали зарождаться элементы профилактической медицины, что проявилось в сооружении общественных бань, соляриев. Была создана широкая сеть водопроводов, канализационная система выводила сточные воды за город на поля и огороды, осуществлялся санитарный контроль за продажей пищевых продуктов. Преследовалась продажа населению недоброкачественных и фальсифицированных продуктов. Осуществлялся надзор за строительством жилищ. Определенное внимание уделялось соблюдению санитарных правил в войсках. В Древнем Риме впервые появились элементы медицинского образования.

Все достижения санитарии, которыми так гордились в Древнем Риме и Древней Греции, носили четко выраженный социальный характер. Они были достоянием господствующего класса, так как создавался комфорт и удобства для рабовладельцев, военачальников, жрецов, торговцев, но не для рабов, которые не имели право на лечение, поэтому постоянно вспыхивали эпидемии инфекционных заболеваний (чумы, оспы, тифа и др.), которые сопровождались высокой смертностью, особенно среди рабов и бедных слоев населения.

Для развития санитарно-гигиенической культуры Древнего Рима большое значение имели работы римского врача Клавдия Галена (130-200). Его можно считать и основоположником школьной гигиены. Он первым указал возраст детей (7 лет), с которого можно начинать их систематическое обучение, рекомендовал, как уберечь детей от дурных привычек, впервые высказал мысль, что обучение надо проводить под контролем врача.

В древнеиндийских и древнекитайских законодательствах говорилось о необходимости соблюдать чистоту тела, о режиме питания, труда и отдыха, давались правила захоронения трупов. Среди великих ученых Древнего Востока особое место занимал Абу Али Ибн Сина. Он родился в 980 г. недалеко от Бухары (на территории нынешней Узбекской ССР). В своем капитальном труде "Канон врачебной науки" Ибн Сина изложил наблюдения о влиянии среды на здоровье людей и развитие заболеваний. В частности, он пришел к мысли о существовании мельчайших невидимых существ, способных вызывать лихорадку, предвосхитив открытие Луи Пастера. Из этого предположения он сделал вывод о возможности распространения заболеваний через воздух, почву, пищу. Ибн Сина установил, что туберкулез легких является заразным заболеванием, что оспой и чумой можно заразиться через воздух. Сегодня каждый знает, что надежно обеззаразить воду можно путем кипячения, но не всем известно, что честь этого открытия принадлежит Ибн Сине.

В Египте более 1500 лет назад осушали болота, создавали оросительные системы, проводили организованное удаление нечистот.

Большой вклад в становление гигиены имели труды Аристотеля (384-322 до н. э). Он исследовал условия, препятствующие рождению здоровых детей, и пришел к выводу, что слишком ранние и слишком поздние браки приводят к появлению слабых и больных детей, осложняют роды, которые нередко заканчиваются смертельным исходом.

Много внимания Аристотель уделял гигиене питания детей младшего возраста. В частности, он первый заметил, как благоприятно влияет на здоровье малышей молоко. Аристотель занимался и проблемами травматизма. Он исследовал причины вывихов и других травм и описал механические приспособления, предохраняющие тело малыша от повреждений. В более поздние годы Аристотель подробно изучал, как следует закалять детей и какие физические упражнения и игры им доступны и полезны. Аристотелю принадлежит и ряд идей о санитарном состоянии городов. Римляне не только сделались наследниками древнегреческой цивилизации, но и во многом превзошли ее. Дешевая рабочая сила позволила римлянам осуществить массу сложных и трудоемких сооружений. Так, в 312 г. до н.э. были сооружены первые водопроводы. Позднее там же были построены самые большие по тому времени канализационные системы. Высота сохранившегося основного коллектора этих систем составляет 5 м, ширина - 4 м.

Первые бани начали строить древние римляне, греки, египтяне и индийцы. Назначение бань в далеком прошлом не ограничивалось лишь тем, что в них можно было привести свое тело в порядок (помыться). Для жителей Египта, Индии, Греции и Рима бани служили местом проведения свободного времени. Здесь можно было отдохнуть, пообщаться с друзьями, а также заняться некоторыми физическими упражнениями. Баня представляла собой нечто подобное клубу по интересам, здесь вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, плавательные бассейны, гимнастические залы, дорожки для прогулок, стадионы.

Древние жители этих стран уже тогда отмечали лечебное и закаливающее свойство бань. Само название "баня" дано было ими неслучайно. В переводе с греческого оно означает "изгоняет боль и грусть".

Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела. Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать стройность фигуры. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур. Выдающийся римский врач Асклепиад (128-56 годы до н. э.) считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. Самое главное, утверждал Асклепиад завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни. Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.

Еще Гиппократ говорил: "Ванны помогают при многих болезнях, когда все другое уже перестало помогать". Гиппократом был создан трактат "О воздухе, водах и местностях", в котором была высказана идея, что здоровье человека зависит от факторов внешней среды и что причины многих болезней находятся в среде, окружающей человека.

На Руси бани появились гораздо позже. Однако и здесь их предназначение далеко не ограничивалось "помывкой". Русский народ испокон веков использовал баню для осуществления ряда лечебных процедур, она была источником хорошего настроения.

В данной курсовой работе раскроем формирование, развитие и совершенствование санитарно-гигиенических сооружений в Древне Руси.

1. Некоторые исторические данные о развитии гигиены и санитарии в Древней Руси

История гигиены - это история борьбы человека за выживание. Вопрос о том, как поддерживать свое здоровье, никогда не был праздным. Он появился в то время, когда человек начал сознавать свои действия и поступки. Перед людьми вставали многочисленные проблемы, от решения которых зависело не только здоровье, но и выживание: чем питаться, как хранить продукты, как узнать, пригодна ли вода для питья, как устроить жилище, как уберечься от болезней. Несмотря на то, что враг на этой войне настолько мал, что даже не видим глазу, не единожды человечество едва не было побеждено, и стояло на грани вымирания от страшных эпидемий. Главной причиной эпидемий служила антисанитария.

Эти вопросы решались практически. Люди накапливали опыт, который передавался из уст в уста в виде предписаний, запрещений, обрядов, народных обычаев. В них сочетались правильные наблюдения и нелепые предрассудки.

Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине IX в. Новгород по своей санитарной культуре и благоустройству стоял на первом месте среди крупнейших городов Северной Европы. Здесь раньше, чем в Париже и Лондоне на площадях и улицах появились деревянные мостовые, проводилась их регулярная очистка, действовала разветвленная подземная дренажная сеть деревянных труб.

При раскопках, произведенных в Новгороде, обнаружены остатки водопровода. Сложная система деревянных трубопроводов, по заключению ученых, была сооружена в конце XI века. Там же обнаружены остатки системы канализации. Установлено, что деревянные мостовые, в Суздале возникли в начале XII века. Деревянные мостовые имелись и в Москве.

На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X-XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы - одни из древнейших в Северной Европе. В Новгороде обнаружены остатки городского водопровода XI века, построенного из деревянных труб. Водопроводы были в Соловецком монастыре, Троице-Сергиевой Лавре (XVI в.), Киево-Печерской Лавре (XVII в.). В Москве самотёчный водопровод из свинцовых труб был построен в 1631 году. Между тем в Западной Европе мостовые появились лишь в 1369 г. в Нюрнберге и только в 1417 г. в Лондоне. Известно, что мостить мостовые на Руси начали на триста лет ранее, чем в Европе, а следить за качеством питьевой воды еще раньше. В древнерусских городах были широко распространены общественные бани.

С незапамятных времен на Руси устраивались шахтные колодцы, тайники, предназначенные для снабжения города водой во время осады. Иногда, они представляли собой скрытый подземный ход к ближайшему водоисточнику. Чаще же речная вода подводилась к колодцу по закрытому дубовому каналу. Подобного рода сооружения имелись в Воронеже, Ельце и других городах.

В XVI в. в Московском государстве появляются азбуковники, в которых приводятся сведения по личной гигиене учащихся, предписывающие выполнять ее важнейшие требования.

Татаро-монгольское иго, продолжавшееся с 1240 г. по 1480 г., своей экономической, политической и моральной тяжестью надолго затормозило развитие Руси. Экономическая разруха, связанная с монгольским игом, пагубно отразилась на санитарном состоянии Руси, способствуя развитию эпидемий. "С этого злосчастного времени, длившегося около двух столетий, Россия и позволила Европе обогнать себя" (А. И. Герцен). Освободительная борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей была завершена в XV веке объединением русских земель в единое национальное государство.

2. Санитарно-гигиенические принципы возникновения монастырских лечебниц

Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монастырские больницы носили название "лечебницы" и "странноприемницы". Первые упоминания о них относятся к XI в. Наиболее известными из них стала лечебница в Переяславле, основанная в 1091 г. и в Киево-Печерской Лавре, основанная в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием, позднее - в Новгороде, Смоленске, Львове. Там было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра.

Как ни странно, в Лавре находили способы лечения самых различных болезней - от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами. Среди известнейших целителей были такие люди, как преподобный Алипий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Так же Агапит был известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах. При врачевании Агапит применял отвары из различных трав и кореньев. Агапит лечил и монастырскую братию, и мирян, которые обращались к нему за помощью. Мы встречаем в записях и такие имена: как, например, Антоний Преподобный, Домиан, Агапит Печерский, Пимен Постник и др.

Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью, вплоть до самопожертвования.

Во многих монастырях обучали медицине по греческим и византийским рукописям. В процессе перевода монахи дополняли тексты своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. Одной из самых популярных книг ХI века был "Изборник Святослава" (переписанный дважды - в 1073 и в 1076 гг.), в котором содержались медико-гигиенические сведения. "Изборник Святослава" - энциклопедия Древней Руси. Ни один монастырь на Руси не строился без "госпитальных палат". Монастырские больницы превращались в госпитали во время военных действий, осадах городов, в карантинные больницы - при эпидемиях. В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и отдельных представителей высшего сословия (бояр, духовенства) приведены ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли "мором", "моровым поветрием" или "повальными болезнями".

С середины XII до начала XVIII в. чума, оспа, сибирская язва, тиф - 17 раз становились причиной опустошительных эпидемий для Новгорода. Все, кто был способен, бежали из города, оставляя его на попечение светских и монастырских лекарей.

С постоянным риском для жизни они обходили дворы и улицы. Кормили больных, передавая им пищу через пламя костра. В борьбе с эпидемиями рекомендовалось не использовать одежду умерших, устраивались карантины, закрывались части городов и улиц. Отвозили умерших на дальние кладбища.

Уничтожали очаги заболевания путем сжигания домов и вещей. Иногда вещи пропускали сквозь дым, а металлические изделия обмывали уксусом. Употребляли многочисленные мероприятия для очистки питьевой воды. Однако монастырская медицина на Руси не была монополистом.

Существовала и светская, мирская, наука. Светские лекари, по всей видимости, были тоже из Византии - "очага" медицинских знаний. Там уже в V веке издавались самостоятельные медицинские сборники. Многие врачи, выходцы из Византии, пользовались большой популярностью: Феофил Нонн, Симеон Сыч и другие. Существование светских врачей в ХII веке уже не подлежит сомнению, так как подтверждается документальными источниками.

Была единая система медицинских знаний и медицинской помощи. Лекари-профессионалы появились, в основном, из среды волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, этому способствовали природная наблюдательность, желание найти разгадку явлений природы, тайн человеческого организма. Уважением к естествоведческим познаниям волхвов проникнуты многие ранние летописи.

Волхвы были знатоками "зелий", т.е. лекарственных растений, успешно выступали в роли детских врачей, оказывали помощь женщинам при бесплодии, их приглашали в дома к больным, страдавшим заразными болезнями, к раненым и "язвенным" больным.

В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий "волхв", "врачь", "лечець", "зелейник", "чародей".

3. Миф о неопрятности русского народа

История развития гигиены в Древней Руси опровергает попытки некоторых ученых представить её отсталой в отношении санитарной культуры. Более того, можно смело сказать, что в ряде случаев русский народ опережал другие народы в проведении важнейших профилактических мероприятий. Возникновение санитарной культуры в Древней Руси можно отнести к XI-XII вв., когда во время жестоких эпидемий чумы и оспы древние славяне, зная о заразности этих болезней, стремились защититься от них. Для этого ставили заставы и принимали меры, направленные на предупреждение распространения инфекционных заболеваний (сжигание одежды больных, окуривание полынью и пр.). Народам Древней Руси были известны важные правила строительства и благоустройства городов. Уже в самых древних памятниках русской письменности встречаются указания на то, что при строительстве городов и деревень необходимо избегать низких и болотистых участков как особенно опасных для здоровья: "и несть иные воды вредительнее неже болотная".

В Древней Руси существовали представления о пищевой санитарии. Так, документ времен Ивана Грозного "Домострой" в котором наряду с другими поднимаются санитарно-гигиенические и педагогические вопросы указывал как поддерживать чистоту тела, в нем много внимания уделяется чистоте и опрятности, мытье посуды, стирке и смене белья. Говорилось о соблюдении режима питания, о хранении готовой пищи.

Например, после подробного описания молочных продуктов там отмечается, что при доении "...доиленка и всякие сосуды молочны теплой водой мыти, и вытирати, и высушити, и в чистом месте опрокинув держати, что ни кошка, ни собака, ни мышь, ни малые ребята не лазили и не напакостили. А коровы издоив молочко в ситецко процидити, да всякие молока укрыв в чистоте держати".

Новгородцы в XI - XIII вв. одевались в одежду, хорошо сохраняющую тепло, и надежно предохраняющую кожу от механических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых, не сковывающую движения.

Для стирки одежды и мытья тела новгородцы использовали легко мылящиеся почвы, минералы, имевшие в своем составе жир и золу. Белье кипятили в бочках с зольной водой.

Мыло варили как в домашних условиях, так и в специально приспособленных помещениях. Для изготовления мыла использовалось говяжье, баранье и свиное сало, правда, применяли ещё и растительные масла, например, льняное. Целые деревни занимались "поташным промыслом" - так тогда называли производство мыла. Особенно ценилась продукция валдайских и костромских мастеров-мыловаров.

Славяне знали основы личной гигиены. Первой в мире женщиной, обладавшей медицинскими знаниями, была дочь Мстислава Великого и внучка Владимира Мономаха - Евпраксия, которая после переезда в Константинополь взяла имя Зоя. В известной книге "Мази" ("Алимма") Евпраксии-Зои, отражены принципы общей гигиены, гигиены женщины и ребенка, гигиены питания, лечения. "Трактат состоит из пяти частей, в которых помещены краткие сведения из микропедиатрии, дерматологии, внутренних болезней, часть работы отведено гигиене брака, беременности и гигиене новорожденного, гигиене питания. Есть здесь и рецепты диетического питания. Содержатся рекомендации по натиранию мазями при " парши ", болезнях зубов, кожи, изложены некоторые приемы массажа при сердечных и желудочных болезнях.

В X в. переведён с греческого языка "Изборник Святослава", предназначенного для сына Ярослава Мудрого - Святослава, в котором отмечалось, что для распознавания болезни и успешного ее лечения врачу необходимо знать условия жизни больного, его образ жизни, питания и т.п.. Здесь были помещены конкретные советы по питанию, распознаванию болезней и их лечению.

В ряде литературных произведений XII-XIV вв. также приведены различные советы гигиенического и лечебного значения. Большую библиотеку заложил князь Ярослав Мудрый при Святой Софии. В Киево-Печерской Лавре в то время было много высокообразованных врачей-монахов.

В Средневековье много внимания уделялось личной гигиене, вопросам благоустройства, пищевой санитарии, соблюдению санитарных правил в войсках. Если говорить о личной гигиене, то неопровержимые сведения о том, что она поддерживалась на достаточно высоком уровне, мы находим уже у первого летописца Древней Руси - Нестора, в его знаменитом труде "Повесть временных лет", датируемым началом XII века. Описывая странствия апостола Андрея, того самого, первого ученика Христа, соответственно, его современника, Нестор упоминает и о мытье в бане: "...И возмут на се прутье младое и бьются сами... И обдаются водой студеною... И то творят мовенье себе, а не мученье".

Нестор Летописец, у которого впервые упоминается о бане

Очевидно, что описывается традиционная русская баня на дровах <#"justify">

Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Королева Испании Изабелла Кастильская за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Знаменитый сердцеед король Генрих IV за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.

Дочь одного из французских королей умерла от вшивости. Папа Климент V скончался от дизентерии, а Климент VII, как и король Филипп II, погиб от чесотки. Герцог Норфолк отказывался мыться, и его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

<#"justify">Топилась русская баня по-черному, то есть дым от сгорания дров, выходил не через дымоход, а через приоткрытую входную дверь или небольшое оконце в стене. Поэтому стены русских бань всегда были черными от копоти и гари.

Существует мнение, что по уровню стерильности баня "по-черному" приравнивается к хирургической операционной. Стерильны не только стены такой парилки, но и воздух внутри нее.

В средние века заболевание чумы, которая бушевала в Европе и унесла с собой много человеческих жизней, остановилась на границах ареала традиционного строительства бань "по-черному". Люди, которые регулярно парились в таких банях, постоянно дезинфицировали кожные покровы и дыхательные пути. В русских банях "по-черному" испокон веков повитухи принимали роды, так как это было наиболее стерильное помещение.

Протопкой и подготовкой русских бань занимались исключительно женщины. Обязанностью мужчин, а вернее мальчишек-подростков, являлась доставка воды, которую те приносили из близлежащего водоема. Именно поэтому русские бани строились далеко от жилых помещений на берегах рек, прудов и озер.

На Руси банным днем была суббота. Именно в этот день недели, накануне выходного, когда были закончены дела, вся семья отправлялась в баню. Близлежащий с баней водоем служил не только источником воды, но и местом проведения водных процедур. После горячей парной можно было, при желании, окунуться в прохладную или ледяную воду, а зимой прямо из бани прыгнуть в снежный сугроб. После бани, водных и парных процедур можно было отдохнуть в предбаннике и утолить жажду насыщенным и бодрящим напитком - квасом или медом.

Потом появилась и "Белая" баня, в которой дым попадал не в помещение, а выходил через специально сделанный дымоход. Печь в "белой" бане была трёхуровневой: самый нижний, пустой - поддувало, средний - очаг, в котором горели дрова, и верхний - гора больших камней. Когда дрова полностью догорали и весь дым выходил, заслонку в трубе закрывали и начинали плескать воду на раскалённые камни, чтобы было больше пара. В городах обычно строили "белые" бани.

По правилам, в бане нельзя было клясться, ругаться, громко разговаривать и вообще вести себя непристойно. В бане гадали, ворожили, заговаривали, лечили от сглаза и изгоняли хворь. Любое важное событие в семейной жизни не обходилось без бани.

Те, у кого не было бани, могли парится прямо в печи. После приготовления еды - обычно выпечки хлеба - из очага доставали все угли и золу. Дочиста выметали дно печи, устилали его соломой или стелили доски. Человека, который хочет помыться, засовывали на специальной лопате в устье печи и закрывали заслонку. С собой человек брал большой сосуд с водой и берёзовый веник. Окатив стены водой, получали пар, который укреплял здоровье человека. И как говорили по этому поводу иностранцы - "парились так, что из них дух вон вылетал".

До того, как мыло было распространено по всей стране, вместо него использовали разведённую в воде золу - щелок. С его же помощью стирали белье".

Впервые о бане можно было прочесть в описях монаха Нестора Летописца. Его "Повесть временных лет" говорит о том, что баня впервые была упомянута в I веке нашей эры. Произошло это, когда Святой Апостол Андрей, после проповедования евангельского учения в Киеве, отправился в Новгород, его глазам предстало "настоящее чудо". Люди заходили в баню нагими и "нагревались" там до цвета вареных раков, после чего обливали себя водой и до изнеможения били друг друга вениками. Для Святого Апостола Андрея это было дикостью, он это комментировал так: "люди радостно мучают сами себя". И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись.

Есть интересный факт, произошедший в 945 году. Как известно из многих источников, киевская княгиня Ольга троекратно отомстила древлянам за убийство князя Игоря. Один из эпизодов этой истории связан с баней. Послы древлян прибыли к княгине, чтобы передать ей предложение своего предводителя стать его женой. Ольга велела растопить для них баню, чтобы по обычаю попариться с дороги. Когда же они, ничего не подозревая, стали мыться, слуги Ольги закрыли баню снаружи и подожгли.

О русских банях писали многие иностранные путешественники и ученые. <#"204" src="/wimg/16/doc_zip7.jpg" />

Петр I жил жизнью простого плотника, и у него как и у остальных русских людей была баня, без которой жизни он своей не представлял. Именно он, впоследствии стал первым организатором лечебных курортов в России. Посетив множество заграничных курортов - водолечебниц Петр I приказал отыскать и в России эти целебные воды. Так, были впервые открыты "марциальные воды". Название такое они понесли благодаря тому, что вода оказалась железистой, а потому и назвали в честь бога войны - Марса. Петр I поспособствовал тому, что русские бани стали более распространенными в Западной Европе. Он приказал построить в Париже и Амстердаме бани для своих солдат. А после битвы с Наполеоном, бани были сооружены во всех освобожденных странах.

Суворов устраивал для своих солдат "омывание" в каком бы городе они ни были (главное, чтобы там была русская баня). Сам генерал выдерживал очень сильный жар, после чего принимал на себя около 10 ведер холодной воды.

Очень часто в древние времена, одно племя платило другому дань не деньгами, а банными березовыми вениками, как предметом первой необходимости и, поэтому можно говорить о том, насколько серьезно тогда они относились к банным процедурам. При массаже вениками, пот начинает выделяться еще интенсивнее, что усиливает очищение кожи. Пот вымывает через поры загрязнения, пробки. Кожа начинает дышать, становится эластичнее.

При ревматических болях и для эффективного лечения травм, на Руси успешно использовали разнообразные растирания на суставах, разминание мышц, при этом также втирались жиры, мази и специальные снадобья, которые изготовлялись из различных кореньев, трав и листьев.

В древнерусской литературе встречаются упоминания о женщинах-лекарях и бабках-костоправках, которые искусно проводили массаж. В XI веке внучкой Владимира Мономаха был написан один из первых сборников, который содержал в себе медицинские советы. В нем много внимания уделялось именно уходу за своим телом, в частности, там рассказывалось о пользовании традиционной русской бани с березовыми вениками и с элементами общего массажа.

Как написано в одном древнем трактате, десять преимуществ дает баня: омовение, ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи. Отметим, что тот, кто понимает толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть, прогревание приводит к благотворному изменению функционального состояния органов и систем организма, усилению обмена веществ, способствует развитию защитных механизмов. Объясняется это благоприятным воздействием тепла и потения на сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегулирующую и эндокринную системы у большинства людей. Баня успокаивает нервную систему, восстанавливает бодрость, повышает умственные, способности.

Суть русской бани заключается в последовательном воздействии:

горячим воздухом (t от 45 до 60̊С) высокой влажности (от 90 до 100%)

пресной холодной водой.

Баня - это мощная процедура оздоравливания и очистки организма.

Горячий воздух двигаясь к легким помогает очиститься дыхательным путям и избавиться от инфекции.

5. Санитарно-гигиенические принципы возведения изб

Слово изба (истъба) встречается уже в древнейших памятниках русской письменности. Возможно, оно произошло от глагола истопить, поскольку в условиях холодного климата главную роль в жилище играла печь <#"245" src="/wimg/16/doc_zip8.jpg" />

Основным, иногда почти единственным, инструментом при строительстве избы был топор <#"justify">Окна в избах появились не сразу, потом были очень маленькими (50-70 см высотой), закрывались бычьим пузырем, слюдой, а на ночь снаружи - дощатыми створками - ставнями. Нормальных, с сегодняшней точки зрения, размеров, они достигли к ХIХ в., тогда же в окнах крестьянских изб появилось стекло. Дверь избы обычно делалась с южной стороны, чтобы в дом попадало больше тепла и света. Вход был через порог, который тоже служил защитой от задувания в избу холодного воздуха. Пол был дощатый. Отапливались избы печью. Если печь была без дымоотводной трубы - изба отапливалась по-черному и называлась курной, или черной. Если печь была с трубой, то изба называлась белой. Это изобретение было важным достижением коммунальной гигиены не только потому, что воздух в помещении становился чище, но и потому, что печь давала возможность лучше обработать пищу, в ней создавался более равномерный нагрев. Это содействовало улучшению питания.

Для освещения избы служила чаще всего лучина - тонкая специально укрепленная и медленно горящая щепка; позже появились масляные светильники, свечи. Все внутренне устройство избы было регламентировано традицией. В левом или правом углу, недалеко от входа, стояла печь. Угол по диагонали от печи был парадной частью избы и назывался красным (в древнем значении слова - красивый). В нем ставились на полку-божницу иконы. Под иконами располагался стол, к столу придвигалась скамья. Вдоль стен у красного угла делались неподвижные лавки, над ними висели полки. На лавках сидели, работали и спали. Для спанья были предназначены также полати - высокий и широкий дощатый настил от печи до противоположной стены. Зимой спали и на печи.

Угол у печи назывался бабий кут (маленький уголок), в нем женщины готовили пищу, пряли, занимались рукоделием. Четвертый угол предназначался для мужских работ.

Одежда хранилась в сундуках, посуда - в низких шкафах и на полках.

6. Колодцы на Руси

Наши предки относились к воде с благоговением, поскольку вода всегда была источником жизни. К людям, которые могли найти под землей воду <#"225" src="/wimg/16/doc_zip9.jpg" />

На Руси был даже специальный день Федора Колодезника - 21 июня. Этот день считался наиболее подходящим для отыскания мест, где можно вырыть колодец <#"156" src="/wimg/16/doc_zip10.jpg" />

Естественно, что народное мифотворчество не могла пройти мимо таких сооружений, как колодцы. Народная молва утверждает, что в старые времена воин бросал в колодец свое оружие, когда заканчивал путь воина. Сюда же, в расчете потом достать, прятались ценные вещи перед набегом врага. Но поскольку чаще всего доставать ценности было уже некому, в старых колодцах нередко можно найти много интересных и хорошо сохранившихся в чистой воде предметов быта тех времен.

7. Санитарно-гигиенические принципы возникновения письменности

Развитие письменности и решение гигиенических проблем, связанных с письмом. Новые открытия нередко решали проблемы не только культурные и технические, но и гигиенические. К концу XVI в. на Руси прочно утвердилась письменность на бумаге. Но писали и раньше, правда не на бумаге, а на бересте. В качестве перьев использовали писала - острые предметы, которыми выцарапывали надписи. Не сразу люди пришли к современному способу письма - сидя за столом или стоя около него.

В древние времена бересту держали в левой руке, которая опиралась локтем на левое колено. Правой рукой наносили буквы. Одно слово от другого не отделяли, часто прибегали к сокращениям, только в конце фразы иногда ставили точку, другие знаки препинания отсутствовали. Такое письмо вызывало ряд трудностей чисто гигиенического характера. Неудобная поза вызывала большие статические нагрузки у человека, и письмо было довольно утомительным делом. Для того чтобы написать или прочесть такой текст, надо было затратить немало нервной энергии. Писец и чтец уставали не только физически, но и психически. В то время люди не знали слитного письма (оно было изобретено позже) и выписывали каждую букву отдельно. Это намного снижало производительность труда.

Появление бумаги, легких гусиных перьев и слитного письма не только ускорило работу, но и решило многие гигиенические вопросы. Писать стало удобно, и это отразилось на производительности труда. Древний летописец, даже самый квалифицированный, мог за день заполнить 2-3 листа. 4-5 листов считалось рекордом.

Развитие письменности содействовало усилению санитарной пропаганды.

Заключение

Народная медицина - один из мощнейших факторов врачевания на Руси. Много памятников медицинской письменности погибло в огне пожаров княжеских войн, татаро-монгольских и иноземных нашествий.

Традиционные гигиенические правила славянских племен глубоко укоренились в быту русского народа. В литературных памятниках Киевской Руси, Древнего Новгорода, Московского государства имеются подробные гигиенические предписания по сохранению чистоты тела, содержанию жилищ, по диететике, предохранению от заразных болезней, о пользе бани. Во врачевании большое внимание уделялось предупреждению болезней, средствам "оберегания" от недугов.

Уже в X-XI вв. встречаются примеры общественной заботы о здоровье, предохранении от болезней такими санитарно-гигиеническими методами, как сооружение водопроводов и соблюдение правил общественного водопользования, проведение карантинных мер и др. О высоком уровне развития медицины и медико-санитарного дела в Древней Руси свидетельствуют данные археологии, памятники письменности, изобразительного и прикладного искусства, устного народного творчества. Сведения, касающиеся медицинской практики и организации лечебного дела, содержатся в летописных сводах, сборниках законоположений, церковных документах и в литературных памятниках - житиях, "словах" и других источниках. Борьба человека за выживание появилась в то время, когда человек начал сознавать свои действия и поступки. Перед человеком вставали многочисленные проблемы, от которых зависело выживание. Эти вопросы решались практически. Постепенно накапливался опыт, который передавался из поколения в поколение и дошел до наших вре- мен. Это представляет для нас огромный интерес. Читая памятники старины удивляешься мудрости и силе духа наших предков.

Список литературы

1)Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в XI-XVII вв. Источники для изучения истории русской медицины - М.: Медгиз, 1960- С.325

2)Богоявленский Н.А. Медицина у первоселов Русского Севера. Очерки из истории санитарного быта и народного врачевания XI-XVIII вв. - Л.: Медицина, 1966 - С.101

3)Бородулин Ф.Р. История медицины: избранные лекции - М.: Медгиз, 1961-С.254

4)Васильев К.Г. История эпидемий и борьба с ними в России в XX столетии - СПб. Медицина, 2001 - С.256

5)Изуткин Д.А. История медицины. В 2-х частях: учебное пособие Н. Новгород: НГМА, 2002 - С. 254

6)История медицины: учебник для студентов медицинских институтов / П.Е. Заблудовский, Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М.М. Левит. - М.: Медицина, 1981. - С. 352

7)История медицины (материалы к курсу истории медицины). Т. 1 / ред. Б.Д. Петров. - М.: Медгиз, 1954. - С. 282

8)Кузьмин М.К. История медицины: очерки - М.: Медицина, 1978 - С.198

9)Кузьмин М.К. Лекции по истории русской медицины. Лекция 1-я: Медицина Древней Руси / М.К. Кузьмин. - М. : 1-й моек, мед. институт, 1961- С.44

10)Лисицын Ю.П. История медицины - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004 - С.400

Далеко не всегда приветствовалась чистота и уход за своим телом. Нередко это считалось бесовщиной и бездуховным занятием. Такая картина ярко прослеживалась в Средневековье. Согласно некоторым мнениям того времени, после мытья в поры тела могли попасть злые духи. И в этом нет ничего странного, так как люди могли мыться в грязной воде. При этом в одной и той же воде мылась вся семья, а после слуги и рабы. Однако постепенно отношение к чистоте менялось. Поэтому будет интересно проследить за некоторыми фактами из истории по отношению к чистоте и мытью.

Чистота в Средние века

Если говорить о банных традициях, то они уходят корнями далеко в прошлые века. Например, на Руси баня была в почете. Те, кто не любил баню, считались странными. Например, Дмитрий Самозванец не был сторонником бани, поэтому его считали нерусским. Но если заглянуть вглубь истории, то можно увидеть, что для славян баня была не просто средством гигиены, в ней находили некий сакральный смысл. В обязательном порядке люди должны были два раза в неделю посетить баню, так как полагалось, что в ней они смогут смыть свои грехи.

В Европе, для сравнения, к бане относились с подозрением. Тогда верили в то, что достаточно омовения человека при крещении.

Причины того, что люди боялись воды, кроются в бытующем мнении по распространению чумы посредством воды. По сути, это могло так и быть, ведь принимали не горячие ванны, а теплые, используя воду по несколько раз. Безусловно, в такой среде могли развиваться болезни.

Изабелла Кастильская в 15 веке с гордостью говорила о том, что она мылась за свою жизнь только дважды – при крещении и перед свадьбой.

Другой интересный случай, зафиксированный в истории, произошел с Людовиком XIV. На протяжении своей жизни он мылся всего лишь два раза и то в медицинских целях. И при этом он каждый раз сильно болел. Исходя из этого и других подобных случаев, становится понятно, что чистота и гигиена отходили на второй план.

Когда в 13 веке начали использовать нижнее белье, речь об обязательном принятии ванн вообще не шла. Нижнее белье было легче и дешевле постирать, чем верхнюю одежду, выполненную из дорогих тканей. Таким образом, тело не соприкасалось с верхним платьем. Чтобы спастись от клещей и блох, знать носила нижнее белье из шелка.

Отношение к гигиене в Древнем Риме и Париже

Если заглянуть в историю Древнего Рима, то здесь отношение к чистоте и мытью было настолько вознесено, что из этого сделали культ. Каждый день римские термы посещали для принятия банных процедур. В этих помещениях не только мылись, но и занимались спортом, туда приглашали артистов. Это было поистине культурное мероприятие.

В таких помещениях имелись туалеты. Они были расположены по периметру помещения, поэтому люди могли между собой нормально общаться. В IV веке н.э. в Риме имелось 144 общественных туалета.

Если заглянуть в Париж, то здесь картина была совсем противоположная. Как говорили современники, здесь стоял ужасный смрад. Туалеты здесь не строились, поэтому фекалии из горшка могли выливать прямо из окна. Именно отсюда и пошла мода шляп с широкими полосами, чтобы не запачкать свою дорогую одежду. Спустя время был введен закон, который требовал предупреждать перед выливанием горшка возгласом «Осторожно, вода».

Русь и гигиена

Если сравнивать такое отношение к чистоте в Европе, русские обычаи были странными. Ведь именно у нас широко были распространены бани. Как свидетельствуют исторические факты, Людовик XIV засылал шпионов, чтобы узнать, чем занимаются в русских банях. И это не удивительно, ведь у него и в голове не укладывалось то, что мыться можно регулярно. Но, несмотря на такой отношение к чистоте, на улицах стоял неприятный запах, ведь система канализации в 18 веке была только в десяти процентах городов России.

Из всего следует вывод, что в Средневековье в Европе с чистотой и гигиеной особо не дружили. Что касается России, то она смогла избавиться от чумы только благодаря русским баням.

До 1743 года в банях мылись одновременно женщины и мужчины. В этом же году был издан указ, запрещающий это. Но далеко не везде он соблюдался!

Те иностранцы, которые долго жили в России, привезли в Европу обычай бани. Они оценили все ее преимущества. Постепенно в Европейских странах отношение к чистоте и гигиене вышло на новый уровень.

Если вспомнить уже близкие к нам годы, то в СССР занимались гигиеной на уровне государства. Телевиденье вело активную пропаганду даже среди детей. Стоит хотя бы вспомнить всем известный мультик «Мойдодыр».