На протяжении длительной истории у каждой национальности Китая сложился свой образ жизни, отражающийся в питании, одежде, жилище, обычаях, обрядах и т.п., на который наложили отпечаток природные, социальные, экономические и другие факторы. Так, на юге страны основным продуктом питания является рис, тогда как жители северных районов предпочитают мучные продукты. У уйгуров, казахов и узбеков любимые блюда - шашлык из баранины, плов и жареные лепешки «нан»; монголы предпочитают поджаренный рис, жаренные курдюки и чай с молоком; у корейцев в почете пудинг «дагао», холодная лапша и квашеная капуста; тибетцы едят дзамбу - поджаренную на масле ячменную муку и пьют чай с топленым маслом; люди народности ли, цзин, дай используют в качестве жвачки листья арековой пальмы. Что касается одежды, то маньчжурки предпочитают ходить в халатах «ципао», монголы носят национальные халаты и сапоги; тибетцы надевают запахивающиеся длиннополые кафтаны «чуба»; женщины национальностей мяо, и, яо носят юбки с многочисленными сборками; среди уйгуров популярны вышитые тюбетейки; корейцы носят обувь с загнутым носком, напоминающую по форме корабли; женщины мяо, и, тибетки любят украшения из золота и серебра; монголы, тибетцы, ачаны носят на пояс украшенные серебром кинжалы «дяодао». Традиционное жилище ханьцев - дом с двором, окруженный стеной. Кочевники Внутренней Монголии, Синьцзяна, Цинхая и Ганьсу живут в юртах. Народности дай, чжаун, буи и многие другие нацменьшинства Южного Китая строят из бамбука двухэтажные дома на сваях, называемые «ганьлань» Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 1970. С. 225..

В районах, где компактно проживают ханьцы, обычаи просты. В день рождения нет особого ритуала, многие предпочитают есть «шоумянь» - лапшу, символизирующую долголетие. В Древнем Китае установлен «Закон о браке», согласно которому мужчины, достигшие 22 лет, и женщины не моложе 20 лет имеют право вступить в брак и получить брачное свидетельство в соответствующем компетентном органе. Так и устанавливаются их законные супружеские отношения. Свадьба не представляет собой обязательную процедуру с юридической точки зрения. Свадьба - это праздник, когда новобрачные принимают поздравления от своих родных и близких. Свадебные обряды у нацменьшинств проходят по-разному: они иногда пышны и торжественны, а иногда просты и скромны. В этот день у одних принято радоваться и петь песни, у других невестам положено рыдать перед уходом из родного дома. У одних парни выбирают невесту, у других, наоборот, - девушки в мужья берут парней. У одних народностей принято намазывать щеки встречающих черным гримом, у других - балагурить с новобрачными, у третьих - подшучивать над свекром, и все это забавно и интересно. Похоронный обряд в Китае тоже несложный. Обычно устраивается прощание с покойным или траурный митинг в знак скорби. В городах распространена кремация, а в деревнях - погребение умершего. Традиционный похоронный цвет в Китае - белый, но теперь в случае похорон горожане надевают и черную траурную повязку. Исповедующие ислам нацменьшинства погребают умершего, а представители национальности и, проживающие в горах Ляншань(пров. Сычуань), национальностей лаху и пуми, проживающие в Юньнани, кремируют покойников Багдасарьян Н.Г. Культурология. Учебник. - Москва: «Высшая школа», 2001. С. 134..

Праздник Весны. Каждый год в конце зимнего сезона, в преддверии весны китайский народ по традиции торжественно и радостно отмечает первый в году традиционный праздник - праздник Весны(Новый год по лунному календарю). Праздник Весны сопровождается расклеиванием парных бумажных надписей по обеим сторонам входа в дом, помещение украшается внутри лубочными новогодними картинами. В ночь накануне праздника Весны, именуемую «чуси», вся семья собирается вместе. Устраивается обильный праздничный ужин, после которого смотрят выступление известных артистов по телевизору, ведутся беседы на разные темы, игры. Во многих семьях молодые не ложатся спать всю ночь, это называется «шоусуй» - ожидание Нового года. Утром следующего дня во многих семьях кушают пельмени «цзяоцзы». После завтрака полагается обходить дома родственников и близких с поздравлениями и пожеланием всех благ. В дни праздника Весны устраиваются массовые выступления: танцы львов, пляски драконов, хороводы «сухопутных лодок», представления на ходулях.

Праздник Юаньсяо. Он приходится на 15-й день первого месяца по лунному календарю, его еще называют праздником Фонарей. Он совпадает с первым полнолунием в новом году. В этот день едят «юаньсяо» и любуются праздничными фонарями. Юаньсяо готовят из клейкого риса со сладкой начинкой. Они имеют форму шарика и символизируют счастье дружной семьи. Обычай любования фонарями, появившийся в I веке, и теперь сохранятся во многих районах страны. Вечером в праздник Юаньсяо во многих городах открываются ярмарки фонарей, где выставляются самые красочные фонари - произведения искусных мастеров. Они поражают разнообразием форм и сюжетов. В деревнях по обычаю устраиваются фейерверки, шествия на ходулях, танцы драконов, хороводы «янгэ», катание на качелях и другие мероприятия.

Праздник Цинми. Приходится на один из дней 4 - 6 апреля. Издревле в этот день поминали своих предков. А ныне в праздник Цинмин стали устраивать мероприятия в память о павших революционерах и погибших героях. В этот день приводятся в порядок их могилы. В Цинмин уже становится тепло, природа рацветает, и люди отправляются в загородные прогулки, запускают бумажные змеев, любуются весенней природой, поэтому праздник Цинмин еще называют «Тацинцзе» - день прогулок по первой зелени.

Праздник Дуаньу. Отмечается 5-го числа пятого месяца по лунному календарю. Считается, что возникновение его связано с памятью о китайском древнем поэте-патриоте Цюй Юане. Поэт жил в царстве Чу в эпоху Воюющих царств. Не раз обращался к чускому царю с предложениями о реформах, направленных против политической деградации и коррупции. Но тот, поверив наветам сановников, умышленно оговоривших Цюй Юаня, выслал последнего из столицы. В 278 г. до н.э. войска царства Цинь ворвались в столицу царства Чу. Цюй Юань, узнав о таком национальном позоре, 5-го числа пятого месяца покончил с собой, бросившись в реку. Согласно преданию, после его смерти люди, охваченные глубоким горем, сели в лодки и долго искали тело поэта в реке. С тех пор каждый год 5-го числа пятого месяца в память о великом поэте люди стали устраивать на реках гонки лодок, по форме напоминающих дракона. Одновременно с этим они бросалм в реку для Цюй Юаня бамбуковые коленца, наполненые вареным рисом. Но однажды, как гласит легенда, им встретился на берегу Цюй Юань и сказал: «Весь рис, который вы даете мне, съедает дракон. Завертывайте рис в тростниковые листья и перевязывайте его цветной ниткой, потому что дракон больше всего боится этих двух вещей». После этого стали делать «цзунцзы», завертывая рис в листья тростника. Сегодня «цзунцзи» стали традиционной пищей, которые едят не только в день Праздника Дуаньу, но и в будни.

Образ жизни и обычаи Китая На протяжении длительной истории у каждой национальности Китая сложился свой образ жизни, отражающийся в питании, одежде, жилище, обычаях, обрядах и т.п на который наложили отпечаток природные, социальные, экономические и другие факторы. Так, на юге страны основным продуктом питания является рис, тогда как жители северных районов предпочитают мучные продукты.У уйгуров, казахов и узбеков любимые блюда - шашлык из баранины, плов и жареные лепешки «нан»; монголы предпочитают поджаренный рис, жаренные курдюки и чай с молоком; у корейцев в почете пудинг «дагао», холодная лапша и квашеная капуста; тибетцы едят дзамбу - поджаренную на масле ячменную муку и пьют чай с топленым маслом; люди народности ли, цзин, дай используют в качестве жвачки листья арековой пальмы.

Что касается одежды, то маньчжурки предпочитают ходить в халатах «ципао», монголы носят национальные халаты и сапоги; тибетцы надевают запахивающиеся длиннополые кафтаны «чуба»; женщины национальностей мяо, и, яо носят юбки с многочисленными сборками; среди уйгуров популярны вышитые тюбетейки; корейцы носят обувь с загнутым носком, напоминающую по форме корабли; женщины мяо, и, тибетки любят украшения из золота и серебра; монголы, тибетцы, ачаны носят на пояс украшенные серебром кинжалы «дяодао». Традиционное жилище ханьцев - дом с двором, окруженный стеной.

Кочевники Внутренней Монголии, Синьцзяна, Цинхая и Ганьсу живут в юртах.Народности дай, чжаун, буи и многие другие нацменьшинства Южного Китая строят из бамбука двухэтажные дома на сваях, называемые «ганьлань». В районах, где компактно проживают ханьцы, обычаи просты.

В день рождения нет особого ритуала, многие предпочитают есть «шоумянь» - лапшу, символизирующую долголетие.А бывает, что в городских семьях в этот день подается на стол европейский торт. В Китае установлен «Закон о браке», согласно которому мужчины, достигшие 22 лет, и женщины не моложе 20 лет имеют право вступить в брак и получить брачное свидетельство в соответствующем компетентном органе.

Так и устанавливаются их законные супружеские отношения. Свадьба не представляет собой обязательную процедуру с юридической точки зрения. Свадьба - это праздник, когда новобрачные принимают поздравления от своих родных и близких. Свадебные обряды у нацменьшинств проходят по-разному: они иногда пышны и торжественны, а иногда просты и скромны.В этот день у одних принято радоваться и петь песни, у других невестам положено рыдать перед уходом из родного дома. У одних парни выбирают невесту, у других, наоборот девушки в мужья берут парней.

У одних народностей принято намазывать щеки встречающих черным гримом, у других - балагурить с новобрачными, у третьих - подшучивать над свекром, и все это забавно и интересно. Похоронный обряд в Китае тоже несложный. Обычно устраивается прощание с покойным или траурный митинг в знак скорби. В городах распространена кремация, а в деревнях - погребение умершего.Традиционный похоронный цвет в Китае - белый, но теперь в случае похорон горожане надевают и черную траурную повязку.

Исповедующие ислам нацменьшинства погребают умершего, а представители национальности и, проживающие в горах Ляншань(пров. Сычуань), национальностей лаху и пуми, проживающие в Юньнани, кремируют покойников. Праздники.Официальными праздниками в Китае являются Новый год (Он празднуется по всей стране 1 января), праздник Весны(Новый год по лунному календарю), Международный женский день(8 марта), День древонасаждений(12 марта), День международной солидарности трудящихся(1 мая), День молодежи Китая(4 мая), Международный день защиты детей (1 июня), День создания Народно-освободительной армии Китая(1 августа), День учителя(10 сентября), Национальный праздник КНР(1 октября). Праздник Весны. Каждый год в конце зимнего сезона, в преддверии весны китайский народ по традиции торжественно и радостно отмечает первый в году традиционный праздник - праздник Весны(Новый год по лунному календарю). Праздник Весны сопровождается расклеиванием парных бумажных надписей по обеим сторонам входа в дом, помещение украшается внутри лубочными новогодними картинами.

В ночь накануне праздника Весны, именуемую «чуси», вся семья собирается вместе.

Устраивается обильный праздничный ужин, после которого смотрят выступление известных артистов по телевизору, ведутся беседы на разные темы, игры. Во многих семьях молодые не ложатся спать всю ночь, это называется «шоусуй» - ожидание Нового года. Утром следующего дня во многих семьях кушают пельмени «цзяоцзы». После завтрака полагается обходить дома родственников и близких с поздравлениями и пожеланием всех благ. В дни праздника Весны устраиваются массовые выступления: танцы львов, пляски драконов, хороводы «сухопутных лодок», представления на ходулях.

Праздник Юаньсяо. Он приходится на 15-й день первого месяца по лунному календарю, его еще называют праздником Фонарей.Он совпадает с первым полнолунием в новом году. В этот день едят «юаньсяо» и любуются праздничными фонарями.

Юаньсяо готовят из клейкого риса со сладкой начинкой. Они имеют форму шарика и символизируют счастье дружной семьи. Обычай любования фонарями, появившийся в I веке, и теперь сохранятся во многих районах страны. Вечером в праздник Юаньсяо во многих городах открываются ярмарки фонарей, где выставляются самые красочные фонари - произведения искусных мастеров. Они поражают разнообразием форм и сюжетов.В деревнях по обычаю устраиваются фейерверки, шествия на ходулях, танцы драконов, хороводы «янгэ», катание на качелях и другие мероприятия.

Праздник Цинми. Приходится на один из дней 4 - 6 апреля. Издревле в этот день поминали своих предков. А ныне в праздник Цинмин стали устраивать мероприятия в память о павших революционерах и погибших героях. В этот день приводятся в порядок их могилы.В Цинмин уже становится тепло, природа рацветает, и люди отправляются в загородные прогулки, запускают бумажные змеев, любуются весенней природой, поэтому праздник Цинмин еще называют «Тацинцзе» - день прогулок по первой зелени.

Праздник Дуаньу. Отмечается 5-го числа пятого месяца по лунному календарю. Считается, что возникновение его связано с памятью о китайском древнем поэте-патриоте Цюй Юане. Поэт жил в царстве Чу в эпоху Воюющих царств. Не раз обращался к чускому царю с предложениями о реформах, направленных против политической деградации и коррупции.Но тот, поверив наветам сановников, умышленно оговоривших Цюй Юаня, выслал последнего из столицы.

В 278 г. до н.э. войска царства Цинь ворвались в столицу царства Чу. Цюй Юань, узнав о таком национальном позоре, 5-го числа пятого месяца покончил с собой, бросившись в реку. Согласно преданию, после его смерти люди, охваченные глубоким горем, сели в лодки и долго искали тело поэта в реке. С тех пор каждый год 5-го числа пятого месяца в память о великом поэте люди стали устраивать на реках гонки лодок, по форме напоминающих дракона.Одновременно с этим они бросалм в реку для Цюй Юаня бамбуковые коленца, наполненые вареным рисом. Но однажды, как гласит легенда, им встретился на берегу Цюй Юань и сказал: «Весь рис, который вы даете мне, съедает дракон.

Завертывайте рис в тростниковые листья и перевязывайте его цветной ниткой, потому что дракон больше всего боится этих двух вещей». После этого стали делать «цзунцзы», завертывая рис в листья тростника.Сегодня «цзунцзи» стали традиционной пищей, которые едят не только в день Праздника Дуаньу, но и в будни.

Праздник Чжунцю. Его отмечают 15-го числа восьмого месяца по лунному календарю. Этот день считается серединой осени и в древности его назвали «Чжунцю». Издавна каждый год в Чжунцю люди готовили из муки пряники и приносили их в дар богу Луны. По окончании обряда пряники ела вся семья, что символизировало благополучие в семье.Этот обычай сохранился и до наших дней. В этот день луна особенно ярка. Под ярким светом луны вся семья собирается вместе, любуется луной и ест лунные пряники.

Яркий свет луны вызывает воспоминания о родных, и в памяти всплывают строки из стихотворения Ли Бо, великого поэта династии Тан: Голову вверх подняв, Я взор к луне обращаю, А опустив ее О родине вспоминаю.Наряду с общими праздниками многие национальные меньшинства сохранили свои традиционные праздники. У дайцев - это «Праздник воды», у монголов - «Надом», ияне отмечают «Праздник Факела», яотяне справляют «Праздник Дану», байцы устраивают «Мартовский базар», чжуане - песенные соревнования, тибетцы отмечают тибетский Новый год и праздник урожая «Ванго» и т.д. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asiapacific.narod.ru/.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В идеале, жизнь по-китайски - это гармония и порядок среди отдельных лиц, семьи и общества.

Лучший способ достичь этого идеала, по мнению жителей Поднебесной, состоит в постоянном самосовершенствовании, взаимном уважении внутри семьи и эффективном управлении страной.

В традиционной китайской культуре семья является основной ячейкой общества, а отдельный человек рассматривается, как часть семьи. Кровное родство между отцом и сыном - основа общественного строя. Полноценная семья - это когда "четыре поколения живут под одной крышей". Современные семьи, конечно, редко проживают в таком составе, но традиционное восприятие остается.




Почитание предков испокон веков удерживает, подобно мощной оси, цельность китайской нации. Выдающийся предок на тысячи лет становится предметом искренней гордости. И нет большего позора, чем запятнать имя своих предков; этого следует избегать, независимо от последствий. Таким образом, гармония и стабильность семейных кланов служат залогом мира и прогресса.

Культура китайского народа соткана из заповедей даосизма. Даосизм склонен к простоте во всем. Мысли и чувства едины с Природой, стремятся, опять же, к гармонии со всем на свете.

Описанные принципы справедливы для всего, что подходит под определение "жизнь по-китайски". Важная роль отведена питанию.

За тысячи лет развития китайская кухня достигла совершенства. Принятие пищи - одно из самых приятных мероприятий, наилучшим образом иллюстрирующее стремление к порядку. Традиционный круглый стол позволяет соблюдать иерархию, демонстрируя, в то же время, единство поколений.

Старейшины рода и важные гости садятся за стол в первую очередь. Дети, пользующиеся особым вниманием, замыкают круг, оказываясь плечом к плечу с пожилыми людьми. Правила этикета строго регламентируют сочетаемость различных блюд и посуды, последовательность подачи угощения.

Существует и менее формальные застольные традиции - игры пьющих, загадки и пение. Все это связано с китайской культурой и искусством.

Очень важной частью китайского образа жизни является сохранение здоровья. Так, многие полезные "лекарства" включены в ежедневное меню. В рацион входят целебные дикорастущие травы, разнообразные овощи и фрукты, а также животные продукты, в том числе жир, кости, кровь и внутренние органы.

Китайские боевые искусства - отдельная тема. Помимо укрепления тела и ума, их призвание, оказывается, состоит в продлении дружбы. Боевые искусства не предназначены для нанесения вреда другим. Практикующий не должен использовать свои навыки, чтобы похвастаться, предать друзей или свою страну.

В отличие от Генри Форда, китайцы не склонны недооценивать значение физических упражнений. В ТКМ физические и дыхательные упражнения наряду с диетотерапией, упорядоченным сексом, умеренностью в привычках и травными лекарствами являются основополагающим компонентом превентивного лечения.

ПИТАНИЕ И ТРЕНИРОВКА

Тренировка помогает извлечь максимальную пользу от приема пищи. Она обеспечивает хорошую циркуляцию крови, снабжающей кислородом и питательными веществами ткани, которые участвуют в дыхательном процессе, а также переносят отработанные организмом продукты к почкам и легким, выводящим их из организма. Тренировка также помогает усвоению пищи, поскольку движения тела активизируют перистальтику, самопроизвольное сокращение и расслабление стенок пищеварительного тракта, способствующее продвижению его содержимого к выходным отверстиям. Химус - пищевая кашица, образующаяся под действием желудочного сока в результате не скапливается и не застаивается; пища лучше усваивается, не возникают запоры.

ЗДОРОВЬЕ И ТРЕНИРОВКА

Благодаря физическим тренировкам мышцы с годами не становятся рыхлыми и дряблыми, а суставы - жесткими. Но тренироваться следует регулярно. Ведь результат, достигнутый за краткий цикл тренировок, может улетучиться без следа в результате наступления длительного малоподвижного периода.

Однако и перегрузок при тренировках следует избегать. Умеренные занятия способствуют выводу отработанных организмом продуктов, но физические перегрузки скорее помогают выработке отходов, нежели их выводу из организма - факт, который, похоже, неизвестен многим атлетам.

В этом плане нам есть чему поучиться у животных. Кошки и собаки быстро бегают, когда им угрожает опасность, но большую часть времени они малоподвижны и не подвергают свои тела чрезмерному постоянному напряжению.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Много столетий тому назад, в период правления династии Чжоу (ок. 1100 - 221 до н. э.), сианы или «бессмертные гор» в поисках уединения и безопасности уходили в горы, где они без каких-либо помех со стороны могли изучать травы и следовать «пути долгой жизни». Так называется даосская концепция долголетия, включающая боевые искусства, медитацию, потребление в пищу трав и дыхательные упражнения. Сианы верили, что горные туманы насыщены ци, жизненной энергией.

Дыхательные упражнения улучшают циркуляцию крови и обеспечивают поступление необходимого количества кислорода в органы и ткани организма. Они также способствуют релаксации и совершенствованию процесса медитации.

ФОРМЫ ТРЕНИРОВОК

Хотя это и может кому-то показаться слишком простым и неинтересным занятием в сравнении с боксом или футболом, тем не менее многое говорит в пользу такой здоровой и безопасной формы тренировки организма, как обычные прогулки дважды в день, которые по силам и молодым, и пожилым. Для тех же, кого не вдохновляют спокойные прогулки, разумной альтернативой могли бы стать боевые искусства. В настоящее время нет недостатка в клубах и других организациях, где обучают подобным навыкам.

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА

Хотя навыки боевых искусств полезны при необходимости самообороны, китайцы, как правило, не применяют их в агрессивных целях. Овладение боевыми искусствами они рассматривают как форму физических упражнений, доставляющих удовольствие и улучающих здоровье.

Вопреки пронзительным крикам, от которых кровь стынет в жилах, и быстроте движений, выставляемым на первый план в фильмах о кун-фу, боевые искусства на самом деле являются благородными видами спорта, движения в которых подчинены определенным правилам и целям. Существуют сотни различных систем классических боевых искусств, и некоторые из них имеют медитативный подтекст.

ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

Тайцзицюань - это система мягких упражнений, восходящая к тайцзи кун-фу. Она подходит и молодым, и пожилым. Ее спокойные движения нацелены на достижение как психической и эмоциональной устойчивости, так и физического здоровья путем выправления нарушенного равновесия ци. Эта система требует упорства и способности соотносить психические состояния с физическими проявлениями. Она учит преодолевать тревогу и стресс, стимулирует циркуляцию крови и тонизирует мышцы. Некоторые из упражнений тайцзы-цюань похожи на танец или «бой с тенью». Движения медленны и изящны и свидетельствуют о большом самоконтроле.

Этот китайский термин означает «умение, выработанное тренировкой». Им принято называть китайские боевые искусства, но он вполне применим к любому навыку, полученному в процессе обучения, например, к плотницкому делу или вышиванию. Точное обозначение боевых искусств - ушу.

Кун-фу иногда называют китайской версией японского карате - одной из техник безоружного боя, тренирующих как тело, так и ум. Но правильнее бы было назвать карате японской версией кун-фу, поскольку боевые искусства возникли и оформились в Китае.

Кун-фу или ушу насчитывает сотни различных систем классической борьбы, каждая отличается своим собственным стилем и традициями, но все имеют и ряд общих особенностей. Они не предназначены для демонстрации агрессии или провокации агрессии, а призваны укреплять здоровье, благополучие и развивать чувство моральной ответственности, хотя победа в бою становится основной задачей при самообороне или угрозе общественным устоям.

Под победой в бою подразумевается вывод противника из борьбы, а не причинение ему серьезного ущерба на длительный период. При чрезвычайных обстоятельствах мастер кунфу может использовать свои навыки - как это бы сделал полицейский - в честном желании защитить сограждан и сохранить статус кво. Злонамеренное же насилие, безусловно, противоречит учениям буддизма и даосизма.

Различные системы кун-фу представляют собой сочетания техник бокса и борьбы. Иногда допускается использование оружия. Эти системы классифицируются на: северные или южные, жесткие или умеренные, качественные или рассчитанные на внешний эффект.

Жители Северного Китая выше ростом и более длинноноги, чем южане. Поэтому в борьбе они используют как руки, так и ступни ног, «боксируя ступнями», как мы бы сказали. Жители юга натренировали руки, возделывая рис, поэтому в борьбе они отдают предпочтение наиболее сильным верхним конечностям.

Мастера жестких стилей кун-фу исповедуют прямое применение силы, что наглядно выражается в их техниках борьбы - стиль открытый, внешний. В отличие от них мастера умеренных (мягких) стилей, используя силу воли и мастерство, позволяют своим противникам проявлять силу, но оборачивают ее в свою пользу, что не столь очевидно. Поэтому их стили борьбы считаются внутренними или невидимыми.

Традиции и медитативные аспекты жестких стилей кун-фу коренятся в догматах буддизма. Буддисты верят, что их души проходят длинный ряд реинкарнационных переселений из тел одних животных в тела других. Поэтому не удивительно, что движения жестких стилей борьбы повторяют движения пяти животных, в том числе и дракона.

Мягкие стили складывались под влиянием учений даосских философов, хотя были и сторонние влияния. Стиль кун-фу под названием багуа (багуачжан) отображает в физических движениях качества Ба Гуа: силу, удовольствие, освещение, волевое движение, проникновение, опасность, покой и подчинение.

Три популярных жестких стиля кун-фу - это винчюнь, шаолинъский кун-фу и танлан. Три мягких стиля кун-фу - тайцзи, багуа и синь-и.

Винчюнь - это жесткий или открытый (внешний) южный стиль кун-фу, основанный на нанесении ударов напрямую. Его основателем считается Юим Винцюнь, перенявший навыки от Нг-Муя, монаха Шаолиньского монастыря на севере Китая.

Шаолиньский кун-фу - жесткий или открытый (внешний) северный стиль, оформившийся в буддийском монастыре в Шаолине, расположенном в горах Сунн на территории провинции Хунань. Как и у других жестких стилей, его движения имитируют движения пяти зверей - дракона, змеи, тигра, леопарда и журавля. Настоящая система насчитывает 1 70 техник!

Танлан - жесткий или открытый (внешний) северный стиль, но он в какой-то степени является и исключением из правил, поскольку его движения не подражательны движениям пяти зверей, как в других жестких стилях, а имитируют движения богомола и работу ног обезьяны.

Тайцзи - мягкий или закрытый (внутренний) стиль с медленными и изящными движениями, свидетельствующими о самообладании и наличии медитативных призвуков.

Багуа (багуачжан) - мягкий или закрытый (внутренний) стиль, основанный на восьми триграммах, называемых ба гуа, смысл которых истолковывается в Ицзин. Это очень популярный стиль кун-фу.

Синь-и - мягкий или закрытый (внутренний) стиль с пятью формами нападения, соотносимых с пятью первоэлементами (стихиями): металлом, водой, деревом, огнем и землей. Его серии из двенадцати движений соотносятся с двенадцатью животными и опираются на даосские принципы.

На протяжении длительной истории у каждой национальности Китая сложился свой образ жизни, отражающийся в питании, одежде, жилище, обычаях, обрядах и т.п., на который наложили отпечаток природные, социальные, экономические и другие факторы. Так, на юге страны основным продуктом питания является рис, тогда как жители северных районов предпочитают мучные продукты. У уйгуров, казахов и узбеков любимые блюда - шашлык из баранины, плов и жареные лепешки «нан»; монголы предпочитают поджаренный рис, жаренные курдюки и чай с молоком; у корейцев в почете пудинг «дагао», холодная лапша и квашеная капуста; тибетцы едят дзамбу - поджаренную на масле ячменную муку и пьют чай с топленым маслом; люди народности ли, цзин, дай используют в качестве жвачки листья арековой пальмы. Что касается одежды, то маньчжурки предпочитают ходить в халатах «ципао», монголы носят национальные халаты и сапоги; тибетцы надевают запахивающиеся длиннополые кафтаны «чуба»; женщины национальностей мяо, и, яо носят юбки с многочисленными сборками; среди уйгуров популярны вышитые тюбетейки; корейцы носят обувь с загнутым носком, напоминающую по форме корабли; женщины мяо, и, тибетки любят украшения из золота и серебра; монголы, тибетцы, ачаны носят на пояс украшенные серебром кинжалы «дяодао». Традиционное жилище ханьцев - дом с двором, окруженный стеной. Кочевники Внутренней Монголии, Синьцзяна, Цинхая и Ганьсу живут в юртах. Народности дай, чжаун, буи и многие другие нацменьшинства Южного Китая строят из бамбука двухэтажные дома на сваях, называемые «ганьлань».

В районах, где компактно проживают ханьцы, обычаи просты. В день рождения нет особого ритуала, многие предпочитают есть «шоумянь» - лапшу, символизирующую долголетие. А бывает, что в городских семьях в этот день подается на стол европейский торт. В Китае установлен «Закон о браке», согласно которому мужчины, достигшие 22 лет, и женщины не моложе 20 лет имеют право вступить в брак и получить брачное свидетельство в соответствующем компетентном органе. Так и устанавливаются их законные супружеские отношения. Свадьба не представляет собой обязательную процедуру с юридической точки зрения. Свадьба - это праздник, когда новобрачные принимают поздравления от своих родных и близких. Свадебные обряды у нацменьшинств проходят по-разному: они иногда пышны и торжественны, а иногда просты и скромны. В этот день у одних принято радоваться и петь песни, у других невестам положено рыдать перед уходом из родного дома. У одних парни выбирают невесту, у других, наоборот, - девушки в мужья берут парней. У одних народностей принято намазывать щеки встречающих черным гримом, у других - балагурить с новобрачными, у третьих - подшучивать над свекром, и все это забавно и интересно. Похоронный обряд в Китае тоже несложный. Обычно устраивается прощание с покойным или траурный митинг в знак скорби. В городах распространена кремация, а в деревнях - погребение умершего. Традиционный похоронный цвет в Китае - белый, но теперь в случае похорон горожане надевают и черную траурную повязку. Исповедующие ислам нацменьшинства погребают умершего, а представители национальности и, проживающие в горах Ляншань(пров. Сычуань), национальностей лаху и пуми, проживающие в Юньнани, кремируют покойников.

Праздники. Официальными праздниками в Китае являются Новый год (Он празднуется по всей стране 1 января), праздник Весны(Новый год по лунному календарю), Международный женский день(8 марта), День древонасаждений(12 марта), День международной солидарности трудящихся(1 мая), День молодежи Китая(4 мая), Международный день защиты детей (1 июня), День создания Народно-освободительной армии Китая(1 августа), День учителя(10 сентября), Национальный праздник КНР(1 октября).

Праздник Весны. Каждый год в конце зимнего сезона, в преддверии весны китайский народ по традиции торжественно и радостно отмечает первый в году традиционный праздник - праздник Весны(Новый год по лунному календарю). Праздник Весны сопровождается расклеиванием парных бумажных надписей по обеим сторонам входа в дом, помещение украшается внутри лубочными новогодними картинами. В ночь накануне праздника Весны, именуемую «чуси», вся семья собирается вместе. Устраивается обильный праздничный ужин, после которого смотрят выступление известных артистов по телевизору, ведутся беседы на разные темы, игры. Во многих семьях молодые не ложатся спать всю ночь, это называется «шоусуй» - ожидание Нового года. Утром следующего дня во многих семьях кушают пельмени «цзяоцзы». После завтрака полагается обходить дома родственников и близких с поздравлениями и пожеланием всех благ. В дни праздника Весны устраиваются массовые выступления: танцы львов, пляски драконов, хороводы «сухопутных лодок», представления на ходулях.

Праздник Юаньсяо. Он приходится на 15-й день первого месяца по лунному календарю, его еще называют праздником Фонарей. Он совпадает с первым полнолунием в новом году. В этот день едят «юаньсяо» и любуются праздничными фонарями. Юаньсяо готовят из клейкого риса со сладкой начинкой. Они имеют форму шарика и символизируют счастье дружной семьи. Обычай любования фонарями, появившийся в I веке, и теперь сохранятся во многих районах страны. Вечером в праздник Юаньсяо во многих городах открываются ярмарки фонарей, где выставляются самые красочные фонари - произведения искусных мастеров. Они поражают разнообразием форм и сюжетов. В деревнях по обычаю устраиваются фейерверки, шествия на ходулях, танцы драконов, хороводы «янгэ», катание на качелях и другие мероприятия.

Праздник Цинми. Приходится на один из дней 4 - 6 апреля. Издревле в этот день поминали своих предков. А ныне в праздник Цинмин стали устраивать мероприятия в память о павших революционерах и погибших героях. В этот день приводятся в порядок их могилы. В Цинмин уже становится тепло, природа рацветает, и люди отправляются в загородные прогулки, запускают бумажные змеев, любуются весенней природой, поэтому праздник Цинмин еще называют «Тацинцзе» - день прогулок по первой зелени.

Праздник Дуаньу. Отмечается 5-го числа пятого месяца по лунному календарю. Считается, что возникновение его связано с памятью о китайском древнем поэте-патриоте Цюй Юане. Поэт жил в царстве Чу в эпоху Воюющих царств. Не раз обращался к чускому царю с предложениями о реформах, направленных против политической деградации и коррупции. Но тот, поверив наветам сановников, умышленно оговоривших Цюй Юаня, выслал последнего из столицы. В 278 г. до н.э. войска царства Цинь ворвались в столицу царства Чу. Цюй Юань, узнав о таком национальном позоре, 5-го числа пятого месяца покончил с собой, бросившись в реку. Согласно преданию, после его смерти люди, охваченные глубоким горем, сели в лодки и долго искали тело поэта в реке. С тех пор каждый год 5-го числа пятого месяца в память о великом поэте люди стали устраивать на реках гонки лодок, по форме напоминающих дракона. Одновременно с этим они бросалм в реку для Цюй Юаня бамбуковые коленца, наполненые вареным рисом. Но однажды, как гласит легенда, им встретился на берегу Цюй Юань и сказал: «Весь рис, который вы даете мне, съедает дракон. Завертывайте рис в тростниковые листья и перевязывайте его цветной ниткой, потому что дракон больше всего боится этих двух вещей». После этого стали делать «цзунцзы», завертывая рис в листья тростника. Сегодня «цзунцзи» стали традиционной пищей, которые едят не только в день Праздника Дуаньу, но и в будни.

Праздник Чжунцю. Его отмечают 15-го числа восьмого месяца по лунному календарю. Этот день считается серединой осени и в древности его назвали «Чжунцю». Издавна каждый год в Чжунцю люди готовили из муки пряники и приносили их в дар богу Луны. По окончании обряда пряники ела вся семья, что символизировало благополучие в семье. Этот обычай сохранился и до наших дней. В этот день луна особенно ярка. Под ярким светом луны вся семья собирается вместе, любуется луной и ест лунные пряники. Яркий свет луны вызывает воспоминания о родных, и в памяти всплывают строки из стихотворения Ли Бо, великого поэта династии Тан:

Голову вверх подняв,

Я взор к луне обращаю,

А опустив ее

О родине вспоминаю.

Наряду с общими праздниками многие национальные меньшинства сохранили свои традиционные праздники. У дайцев - это «Праздник воды», у монголов - «Надом», ияне отмечают «Праздник Факела», яотяне справляют «Праздник Дану», байцы устраивают «Мартовский базар», чжуане - песенные соревнования, тибетцы отмечают тибетский Новый год и праздник урожая «Ванго» и т.д.