Влияние творчества Гоголя на развитие руской литературы.

Николай Васильевич Гоголь — самая таинственная звезда на небосклоне русской литературы XIX и XX веков — доныне изумляет читателя и зрителя и магической силой изобразительности, и необычнейшим своеобразием своего пути к Родине, к разгадке и даже … созданию будущего для неё. Уклон в Грядущее … Гоголь — вспомним ещё раз и пушкинскую мечту «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой», и прозвучавшую через сто лет стыдливую надежду Маяковского «Я хочу быть понят родной страной» — довершил идею движения в Будущее, в тревожное и, как верили многие, в «прекрасное Дапёко», которое не будет же только жестоко к человеку. И в этом плане он наиболее близок многому в русском фольклоре, в народной песне

«Невозможно забыть ничего из сказанного Гоголем, даже мелочей, даже не нужного», — отмечал Ф.М.ДостоевскиЙ. «У Гоголя был резец Фидия» — писал философ и критик хх века В.В.Розанов. — Сколько слов посвящено Петрушке, лакею Чичикова? А помнится не меньше, чем Николай Ростов. А Осип?» В самом деле … Меланхоличный Осип, слуга Хлестакова в «Ревизоре», всего-то и говорит, предостерегая своего барина, вдохновенного сочинителя поэмы о собственной значительности: «Уезжайте отсюда. Ей-богу, уже пора», — да принимает дары от купцов, включая … памятную верёвочку («давай и верёвочку, — и верёвочка в доро- ге пригоцится»). Но эту «веревочку про запас» запомнили многие поколения русских зрителей.

И с какой же сверхьестественной полнотой совместились именно в Гоголе два прекраснейших качества, живущих во многих, за исключением Пушкина, раздельно: исключительная жизненная наблюдательность и столь же редкая сила воображения. Если художественный образ как главный выразитель духовной жизни России, сосредоточение её духовной жизни был до Гоголя как бы отдалён от фактов, от фактичности, то в творчестве Гоголя — задолго до М. Г орького! — факт как бы продвинулся в глубь образа, заострил образ, утяжелил его.

Из гоголевской действительности вечно будут возникать в памяти и невероятно широкие шаровары, роковая трубка, «люлька» Тараса Бульбы, рассохшиеся «поющие двери» в идиллическом доме «старосветских помещиков». И поразившая даже А.Блока загадочная мелодия «струны, звенящей в тумане», из петербургских фантастических грёз Поприщина («Записки сумасшедшвго»).

Доныне трудно решить — в подробностях ли «помним» мы даже саму магическую птицу-тройку, этот «нехитрый, кажись, дорожный снаряд»? Или всякий раз вместе с Гоголем «сочиняем» эту крылатую тройку на свой лад, «дополняем», расшифровываем запредельную загадку неукротимого, ужас наводящего движения? Необьятную тайну «дымом дымящейся дороги», секрет неведомых свету коней с невероятными, но как бы и видимыми «вихрями В гривах»? Вероятно, был прав современник Гоголя И.КиреевскиЙ, говоривший, что после про- чтения «Мёртвых душ» у нас появляется «надежда И мысль О великом назначении нашего отечества».

А ведь доныне загадочен безответный вопрос — эпиграф ко всей послегоголевской литературе — «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа»! И какой же может быть ответ, если Русь-тройка мчится «сквозь Коробочек и Собакевичей» (П.в.палиевский)? Если два известнейших писателя начала хх века, создавая свой близкий символизму образ Гоголя, составляли эту Русь-тройку «из безумного Поприщина, остроумного Хлестакова и благоразумного Чичикова» (Д.С.МережковскиЙ) или?. «Гоголь богатый: не одна, а две тройки — Ноздрёв — Чичиков — Манилов и Коробочка — Плюшкин — Собакевич … Ноздрёв — Чичиков — Манилов сквозь леса и горы жизнь под облака парят — воздушная тройка. Строят жизнь не, а хозяева — другая тройка: Коробочка- Плюшкин — Собакевич».

Чему Гоголь научил всю последующую русскую литературу?

Обычный ответ, что он вывел Смех как стихию жизни на первый план, что никогда так не смеялись в России зрители и читатели — после «Недоросля» Д.Фонвизина с его Простаковыми, Скотиниными и Митрофанушкой, после «Горя от ума» А.Грибоедова, — как они засмеялись вместе с Гоголем, едва ли во всём точен. Смех Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (1832) ещё светел, лёгок, порой забавен, хотя часто явления всякого рода колдунов, чародеев, похитителей луны чередуются с пугающими своим автоматизмом непрерывными танцами, с «гопаком», как бы оберегающим этот оптимизм. Безудержный прилив какого-то отчаянного озорства скрепляет идеальный и идиллический мир.

А каков смех в «петербургских повестях», во всей гоголевской демонологии Петербурга, этого самого рокового, умышленного города в России? Гоголь убирает в этих повестях забавные или страшные фигуры носителей зла всю наглядную озорную фантастику и чертовщину, удаляет куда-то Басаврюка, панночку-ведьму, русалок, колдунов, — но какое-то безликое, безграничное зло воцаряется в его Петербурге. Впервые в русской прозе рождается та «дьяволиада», то мировое зло, которое потом будут «расколдовывать» и Бул гаков в «Мастере и Маргари те» со своим сатаной Воландом, и Платонов во множестве пьес, и конечно, А.Белый в «Патербурге» , Ф.К.Сологуб в «Мелком бесе» и даже Шукшин в своих фантасмагориях «До третьих петухов» и «Поутру они проснулись… ». Не из одной «Шинели» вышел даже Достоевский, и Сухово-Кобылин со своей драматической трилогией «Свадьба кречинского», «Дело», «Смерть Тарепкина», а также из гоголевского «Носа» с его обманчивой фигуративностью, ложной конкретностью, страшной призрачностью, страхе пространства, стремлением заслониться о набегающей пустоты … Площади гипертрофированных размеров в Петербурге … отражают неполную обжитость, малую переработанность пространства в раннем Петербурге (не случайно Башмачки на грабят на широкой площади, тогда как в Mоскве ве это делалось в узких переулках). Петербургский страх, само зло в гоголевских «петербургских повестях» — это уж не скверный сосед-черт, колдун, не Басаврюк. Писатель не видит носителей живого зла, носителей колдовства. Весь Невский проспект — длящаяся фантасмагория, обман: — Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется!» Этим заклинанием завершает Гоголь «Невский проспект», тревожную повесть о трагической гибели идеалиста-художника Пискарёва и счастливом «просветпении», избавлении от жажды мести выпоротого немцами-ремесленниками пошлого поручика Пирогова. Из этого Петербурга вместе с Хлестаковым именно страх, спутник и тень Петербурга, придёт в сборный провинциальный город в «Ревизоре».

Гоголь так своеобразно «воспел» (не отпел ли?) Петербург, что многие историки позднее несправедливо винили, укоряли его: с него, Гоголя, начинается известное «потускнение», омрачение образа Петербурга, замутнение его царственной красоты, затяжная эра трагических сумерек Петрополя.

Именно после Гоголя возникает и трагический Петербург Достоевского, и весь тревожный силуэт города-призрака в романе «Петербург» А.Белого, и тот город А.Блока, где «Над бездонным провалом в вечность, / Задыхаясь, летит рысак … ». Гоголевский Петербург стал в ХХ веке прообразом, основой той грандиозной сценической площадки для многоактного действа революций, стал городом, «знакомым до слёз» (О. Мандельштам), для А.Блока в поэме «Двенадцать» и многие другие.

Размах и глубина противоречий в художнике — нередко свидетельства величия его исканий, запредельность надежд и печалей. Понимал ли Гоголь, создавший комедию «Ревизор» (1836), вместе с будущим Хлестаковым (он назывался Скакуновым в первой редакции) это новое, миражное пространство, полное отголосков грядущего, понимал ли он весь смысл «Ревизора», своего гениального творения?

Смешные герои «Ревизора» — предельно отчётливые, словно изваянные фигуры чиновников, обитателей сборного города — будто втянуты в поле действия отчуждённых, даже от автора, сил, в поле абсурда, заблуждения. Они заверчены какой-то внеличной каруселью. Даже на сцену они врываются, буквально выдавив, обрывая дверь, как Бобчинский ввалился в номер Хлестакова, обрушив на пол дверь, из коридора. Гоголь и сам как будто отчуждён от комедии, где царствует стихия смеха, стихия действия и выразительного языка. Только в конце комедии он как бы «опоминается», пробует отнести и к зрителям, и к самому себе очень назидательное и горестное сомнение: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!» Между прочим, в тексте 1836 года этой многозначительной реплики, сигнала к остановке «карусели», ко всеобщему окаменению, превращению грешников в своеобразные «соляные столпы», не было. Да так ли они, смешные герои «Ревизора», злодейственны? Таких правдивых, откровенных, доверчивых «злодеев», словно умоляющих смягчить кару, мечущихся со своими пороками, как на исповеди выкладывающих всё о себе, до Гоголя вообще не было. Они ведут себя как под Богом ходящие, убеждённые, что Хлестаков (посланец страшной, петербургской высшей силы) и мысли их и дела знает наперёд …

«Мёртвые души» (1842) — это одинокая, еще более трудная попытка Гоголя, прямого предшественника пророческого реализма Достоевского, выразить предельно концептуально «русскую точку зрения» на судьбу человека в мире, на все его иррациональные связи, выразить через анализ чувства совести и голос пороков. Бессмертная поэма — синтез всего художественного духовного опыта писателя и одновременно — резкое преодоление границ литературы, предвещающее даже будущее отречение Толстого от художественного слова. Лев Толстой, кстати говоря, почти по-гоголевски скажет о духовном изнеможении, сверхнапряжении познающей мысли русского писателя, о его страдающей совести и муках слова: для него в поздние годы, на пороге хх века всё творчество — это познание Родины «на пределе мысли и в начале молитвы».

Гоголь — основоположник великой серии грандиозных этических попыток спасти Россию, обратив её ко Христу: она была продолжена и в проповедях Л.Толстого, и в горестных часто попытках С.Есенина осознать рок, вихрь событий, деяния тех, что в России 1917 года только «Напылили кругом, накопытили / И пропали под дьявольский свист». И даже в какой-то жертвенности В.Маяковского: «за всех расплачусь, за всех расплачусь» … Смерть А.Блока в 1921 году в момент, когда исчезла музыка в эпохе, — это тоже далёкий вариант «самосожжения Гоголя». Гоголь «гоголизировап» многие решения и помыслы писателей. Он словно пытался сдвинуть самое неподвижное, окаменевшее, всех позвать за собой по пути Руси-тройки. И загадка «Мертвых душ», то есть первого тома, с наездами Чичикова к шести помещикам (каждый из них то «мертвее», то живее предыдущего), с обломками тома второго, чаще всего разгадывается с помощью акцентирования внимания на образе дороги, на мотивах движения. Как и в «Ревизоре», мысль Гоголя в «Мертвых душах» словно рвётся сквозь Русь грешную, мимо кучи старья в доме Плюшкина к Руси святой, идеальной. Идея богооставленности Руси опровергается множеством проницательных скорбных взглядов в биографиях героев, включая Чичикова. Часто писатель и слышит и видит то, что идёт на помощь его отчаянию, его тоске: «Ещё доселе загадка — этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несётся куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгораемой желанием лучшей отчизны». Его Чичиков, смеявшийся над «комментариями» Собакевича к списку мёртвых душ, вдруг сам создаёт целые поэмы о плотнике Степане Пробке, о бурлаке Абакуме Фырове, ушедшем на Волгу, где царит «разгул широкой жизни» и песня, «бесконечная как Русь».

Творчество Гоголя

1. Место и значение Н.В.Гоголя в русской культуре.

2. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

3. «Тарас Бульба».

4. Комедия «Ревизор».

5. Поэма «Мертвые души».

6.Значение творчества Н.В.Гоголя.

«Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня», - писал Н.В.Гоголь. И он был прав. 2009 год был признан ЮНЕСКО годом Гоголя. Николай Васильевич Гоголь - один из немногих русских писателей, слава которого вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Творчество Гоголя имело исключительное значение в истории рус­ской литературы. По утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называе­мой «натуральной школы» 40-х годов ХIХ века. Гоголь создал произведения, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще. Гоголь не просто писатель, но человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель и пророк, стоявший на пороге подлинной разгадки исторических судеб России, в судьбе которого так или иначе отразилась судьба литературы и общественной мысли того времени. Гоголь - начало новой эпохи в художественном сознании России ХIХ века.

Родился писатель 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали писателя Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных.
Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед оставил духовное поприще и поступил в канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь , что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Гоголя.

Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, служил при Малороссийском почтамте, уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской , происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

Детские годы Гоголь провел в имении родителей - Васильевке. Вместе с родителями мальчик часто ездил в имения окрестных помещиков, которые оказались достаточно просвещёнными людьми. Особенно привлекали Кибинцы, где хозяин имения содержал огромную библиотеку и домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером. К постановкам привлекали и маленького Николая. Источником сильных впечатлений мальчика служили также исторические предания и библейские сюжеты, рассказываемые матерью.

В 1818-1819 годах Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище . В мае 1821года писатель поступил в Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, например, сатира "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

С юношеских лет Николай Гоголь мечтал о юридической карьере. В декабре 1828 года после завершения обучения в гимназии он переехал в Петербург. Испытывая денежные затруднения, хлопоча о месте, он делает первые литературные пробы: в начале 1829 года появилось стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом " Алов" Гоголь напечатал "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы критиков. В июле 1829 года Гоголь сжег нераспроданные экземпляры книги и уехал путешествовать в Германию.
По возвращении в Россию Гоголю удается определиться на службу чиновником в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала", статьи и эссе) обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные литературные знакомства: с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, А. С. Пушкиным. Гоголь часто бывал в Царском Селе у Пушкина, выполнял поручения по изданию "Повестей Белкина". Пушкин ценил Гоголя как писателя, "подарил" сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ".

Осенью 1831года года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни "Вечера на хуторе близ Диканьки". В неё вошли «Сорочинская ярмарка

», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота». Через год появилась 2-я часть, восторженно встреченная Пушкиным. Она включала в себя «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место». Повести данного цикла называют также украинскими повестями, так как в них ярко отразились национальный характер, быт и нравы украинского народа. «Вечера на хуторе близ Диканьки» характеризуются тем, что в них торжествует народное сознание, все серьёзные проблемы решаются с позиций народной морали. Гоголь рисует вольность народной жизни, её праздничный характер, ярмарочный дух, истинное веселье. Отличительными чертами повестей данного цикла являются музыкальность, слияние эпоса и лирики, комического и трагического, народного юмора и героического пафоса, а также фольклоризм и фантастика. Гоголь использует народные предания, легенды. В повестях много мифологических и сказочных персонажей: колдунов, ведьм, оборотней.
В начале 1830-х годов Гоголь занимался преподавательской деятельностью, давал частные уроки, а позже преподавал историю в петербургском Патриотическом институте. В 1834 году он был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете.

В1835 году вышли сборники "Арабески" и "Миргород". В "Арабесках" было помещено несколько статей популярно-научного содержания по истории и искусству и повести "Портрет", "Невский проспект" и "Записки сумасшедшего". В первой части "Миргорода" появились "Старосветские помещики" и "Тарас Бульба", во второй – "Вий" и "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

«Тарас Бульба» - это историческая повесть. На фоне исторических событий, реально происходивших в XV-XVII вв., описана повседневная жизнь запорожских казаков. События более чем двух веков воссоздаются в судьбе одного героя и его сыновей. Важную роль играет фольклорная основа повести, описание пейзажей, интерьеров. Завязка произведения - встреча Тараса Бульбы с сыновьями Остапом и Андрием, которые приехали домой на каникулы. Тарас решает проверить их в деле и отправляется с ними в Запорожскую Сечь. Кульминацией повести является сцена убийства Тарасом Бульбой младшего сына Андрия за предательство и месть врагам за смерть старшего сына Остапа. Развязка повести - казнь самого Тараса Бульбы. Гоголь считает казачество не историческим или национальным сословием, а выражением одной из сторон «русского духа». Основная идея повести - единство народа, основанное на вере, патриотизме, товариществе и вольности.

Вершиной творчества Гоголя - драматурга стала комедия "Ревизор", вышедшая в свет и одновременно поставленная на сцене в 1836 году. В комедии рассказывается о том, как в уездном городе случайного проезжего принимают за ревизора из столицы. По словам самого писателя, в «Ревизоре» он «решился собрать в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Действие комедии «Ревизор» происходит в современном Гоголю обществе, и почти все пороки этого общества ярко отображены в этом произведении. Доказательством этого может послужить то, что пьесу долго не желали ставить. Потребовалось вмешательство Жуковского, который лично убедил императора в том, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками».

«Ревизор» - подлинно народная комедия. Её народность заключается прежде всего в её идейном содержании. Комедия пронизана глубочайшей ненавистью писателя к бюрократически-чиновничьей системе, царившей в России его времени. Гоголь показывает чиновничество как антинародную власть. Образы комедии типичны, поведение каждого героя жизненно мотивировано, их слова и поступки раскрывают их характеры. И хотя Гоголь нарисовал в «Ревизоре» мир провинциальных чиновников, глубина проникновения писателя в действительность была настолько поразительной, что зрители и читатели комедии сразу же увидели в ней изображение всей России - её крепостнически-бюрократического строя.

В 1836-1848 годах Гоголь жил за границей, лишь дважды приезжал в Россию. В 1842 году вышли в свет"Похождения Чичикова, или Мертвые души" значительным для того времени тиражом в 2,5 тысячи экземпляров. Работа над книгой началась еще в 1835 году, первый том поэмы был завершен в августе 1841 года в Риме.

В «Мёртвых душах» дана широкая и правдивая картина русской жизни 20-30х годов прошлого века. Своим содержанием поэма отрицала злой и подлый мир "Мёртвых душ" рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-бюрократического строя с его полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом. Сюжету " Мёртвых душ" противостоит в поэме лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Автор выступает как патриот, в котором нашла отражение вера в будущее Родины, где не будет никаких Собакевичей, Маниловых, Плюшкиных и Чичиковых. За странным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъёмом и восхищением говорится о его смелости, о любви к свободной жизни. Образ Родины Н.В. Гоголь изобразил реально. Крепостное право тормозило развитие России. Автор в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки - это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главная роль в мировом развитии. "Мёртвые души" - это энциклопедия жизни крепостной Руси. Белинский писал: " Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность".

В 1842 году под редакцией писателя вышло первое собрание сочинений Гоголя, где была напечатана повесть "Шинель".

В 1842-1845 годах Гоголь работал над вторым томом "Мертвых душ", однако в июле 1845 года писатель сжег рукопись. В начале 1847 года вышла в свет книга Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями ", которую многие, в том числе, близкие друзья восприняли негативно.

Зиму 1847-1848 годов Гоголь провел в Неаполе. В апреле 1848 года, после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно вернулся в Россию, где большую часть времени проводил в Москве, бывал наездами в Петербурге, а также в родных местах - Малороссии.

К началу1852 года была заново создана редакция второго тома "Мертвых душ", главы из которой Гоголь читал близким друзьям. Однако чувство творческой неудовлетворенности не покидало писателя, в ночь на 24 февраля 1852 года он сжег рукопись второго тома романа. В неполном виде сохранилось лишь пять глав, относящихся к различным черновым редакциям, которые были опубликованы 1855 году.

4 марта (21 февраля по старому стилю) 1852 года Николай Гоголь скончался в Москве. Он был похоронен в Даниловом монастыре. В 1931 году останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Бессмертное творчество Гоголя обогатило принципы художественного отображения действительности, раскрыло неисчерпаемые возможности использования в реалистической литературе гротеска, фантастики, символики.

Н.В. Гоголь оказал сильное влияние на развитие сатирического творчества Герцена, Некрасова, Чернышевского и особенно - Салтыкова-Щедрина.

Велико значение Гоголя в развитии русского литературного языка. Вслед за Пушкиным он обратился к речи народа. Он боролся за чистоту и самобытность русского языка. Этим качеством своего языка Гоголь оказал влияние и на Тургенева как автора «Записок охотника», и на Островского, и на Некрасова.

Творчество Гоголя вдохновляло русских композиторов и художников. Мусоргский написал на сюжет Гоголя оперу «Сорочинская ярмарка», Римский - Корсаков - «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», Чайков­ский - «Черевички». Репин создал свою знаменитую картину «Запорож­цы» не без влияния «Тараса Бульбы.

Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в городке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У семьи Гоголей было большое владение, около тысячи десятин земли и около четырехсот душ крестьян.

Все детство Гоголь провел в имении Яновщина, которое принадлежало родителям Николая Васильевича. Его мама очень старалась воспитать у сына любовь к религии. Гоголю было это интересно, но не столько религия в целом, как пророчества о страшном суде и об идее загробного воздания. Также в детстве Гоголь начал писать стихи.

Николай Васильевич начал учиться. Сначала это было Полтавское уездное училище, потом частные уроки, и затем Николай Васильевич поступает в гимназию высших наук в Нежине. Тут он начинает пробовать себя в разных литературных жанрах, но связывать себя с этим он не собирается, ведь мечтает о юридической карьере.

После окончания гимназии в 1828 году Гоголь едет в Петербург, но там его встречает неудача.

Написанная им поэма «Идиллия в картинках» вызывает смех и снисходительность. Тогда Николай Васильевич внезапно уезжает в Германию, и также внезапно он возвращается. Но тут снова неудача, он не поступает на сцену в качестве драматического актера.

В конце 1829 года он служит в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий министерства внутренних дел. В промежутке с 1830 по 1831 год он служит в департаменте уделов.

Этот опыт подарил Гоголю разочарование в государственной службе и тягу к литературе. Он начинает много времени уделять этому делу. В свет начинают выходить его произведения. Гоголь начинает много времени проводить в кругу Пушкина и Жуковского. И, наконец, в 1831 – 1832 годах выходят «Вечера на хуторе близ Диканьки». После выхода второй части этого произведения, Гоголь становится знаменитым, он едет в Москву. Но тогда у него начинаются трудности с цензурой.

Гоголь все больше увлекается историей, и несколько раз пытался преподавать в университетах, но его не брали. Немного позже он стал адъюнкт профессором на кафедре всеобщей истории.

Параллельно с этим он пишет повести, у которых был свой стиль, ярким тому примером было произведение «Нос» и «Тарас Бульба».

Когда Гоголь написал произведение «Ревизор» реакция на его творчество была неоднозначной. Дело в том, что уже через два месяца после завершения написания комедии, Гоголь ее уже ставил на сцене. Но через некоторое время на Николая Васильевича посыпалась критика, что очень расстроило гоголя. Масло в огонь подлило еще и ухудшение отношений с Пушкиным.

Николай Васильевич начинает много времени находится за границей. Он едет в Германию, потом в Швейцарию. И параллельно работает над произведением «Мертвые души», идею которого, как идею «Ревизора» подсказал Пушкин. И будучи во Франции Гоголь узнает о его гибели. Тогда Николай Васильевич решил, что это произведение, как некое «священное завещание» поэта.

С 1837 года Гоголь снова в разъездах: Рим, Турин, Баден-Баден, Франкфурт, Женева и снова Рим.

Дальше жизнь Николая Васильевича кипит. Он едет в Москву, читает главы первого тома Мертвых душ, получает хорошие отзывы, снова уезжает, сжигает некоторые главы произведения, дописывает его и отдает на проверку цензуры. А когда он решил писать второй том, у Гоголя начался кризис. Он много путешествует, но произведение очень трудно пишется. И в конце концов он его сжигает.

У Николая Васильевича начинается первый душевный кризис, он лечится и только к осени 1845 года ему стало лучше. Он снова преступает ко второму тому «Мертвых душ», но все так же сложно. Гоголь много отвлекается на другие дела. После написания книги «Выбранные места из переписки с друзьями» гоголь получает очередной удар. Его начинают сильно критиковать. Это очень плохо отразилось на Николае Васильевиче. После этого он много читает и решает отправиться в паломничество по святым местам. В 1849 – 1850 году Николай Васильевич решается прочитать некоторые главы второго тома «Мертвых душ» и они нравятся приятелям Гоголя. Затем он решает, наконец, подумать о семейной жизни и делает предложение Анне Михайловне Виельгорской, но она отказывает писателю.

Гоголь продолжает работать на вторым томом «Мертвых душ». Он ведет достаточно активный образ жизни, а в 1852 году он завершает второй том, но у Гоголя начинается кризис. Он встречается с отцом Матвеем, а 7 февраля он исповедается и причащается. В ночь с 11 на 12 он сжигает весь второй том, остались лишь черновики пяти глав. 21 февраля, утром, Гоголь умер.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губер­нии. Писатель происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у них было около 400 душ кре­постных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственны­ми священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и посту­пил в гетманскую канцелярию; именно он при­бавил к своей фамилии Яновский другую - Го­голь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украин­ской истории XVII века полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения).

Отец писателя, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей се­мьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине, замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье помимо Николая было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведы­ваясь вместе с родителями в окрестные мес­та - Диканьку, принадлежавшую министру вну­тренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери - Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была об­ширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. Их дополняли исторические предания и библейские истории, в частности рассказыва­емое матерью пророчество о Страшном суде и неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил «под террором за­гробного воздаяния».

Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уро­ки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 го­да поступил в только что основанную Нежин­скую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно посредственно, зато отличался в гим­назическом театре - как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и прозе, преиму­щественно «в лирическом и сурьезном роде», но также и в комическом духе, как, например, сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государст­венной службе на поприще ЮСТИЦии; такое ре­шение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в «вольнодумстве» (во время рас­следования Гоголь давал показания в пользу профессора).

По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 го­да вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург. Но его ожидают лишь разочарования: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная, очевидно, еще в гим­назическую пору и изданная в 1829 году (под псевдонимом В. Алов), получает убийственные

отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и сжигает его); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829 года). Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.

По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается поступить на службу - сперва в Департамент государствен­ного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятель­ность не приносит Гоголю удовлетворения, зато новые публикации (повесть «Бисаврюк, или Ве­чер накануне Ивана Купала», статьи и эссе) об­ращают все большее внимание читающей рос­сийской общественности. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 года (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину.

Осенью того же года выходит первая часть сборника повестей из украинской жизни «Вече­ра на хуторе близ Диканьки» (в следующем году появилась вторая часть), восторженно встреченная Пушкиным: «Вот настоящая веселость, ис­кренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!..» Вме­сте с тем «веселость» гоголевской книги обнару­живала различные оттенки - от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренно­сти чувств гоголевских персонажей мир, в кото­ром они живут, трагически конфликтен: происхо­дит расторжение природных и родственных свя­зей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастичес­кое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в «Вечерах» проявилось нео­быкновенное искусство Гоголя создавать цель­ный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.

После выхода первой прозаической книги Го­голь становится знаменит. Летом 1832 года его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксако­вым и его семейством, М. С. Щепкиным и дру­гими известными деятелями культуры. Следую­щая поездка Гоголя в Москву, столь же успеш­ная, состоялась летом 1835 года. К концу этого года он оставляет педагогику (с лета 1834 года занимал должность адъюнкт-профессора все­общей истории Санкт-Петербургского универ­ситета) и целиком посвящает себя литератур­ному труду.

1835 год необычайно плодотворен: выходят следующие два сборника прозаических произ­ведений - «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях), начата работа над поэмой «Мертвые ду­ши», закончена в основном комедия «Ревизор», написана комедия «Женихи» (будущая «Женить­ба»). Сообщая о новых достижениях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере «Ревизора» (19 апреля 1836 года), Пушкин отмечал в «Со­временнике»: «Г-н Гоголь идет еще вперед. Же­лаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале». Кстати, в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в частно­сти как критик (статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»).

«Миргород» и «Арабески» обозначили новые

художественные миры на карте гоголевской

вселенной. Тематически близкий к «Вечерам»

(«малороссийская» жизнь), миргородский цикл, объединивший повести «Старосветские помещи­ки», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: в ряде случаев вместо сильных и резких характеристик - пош­лость и безликость обывателей, вместо поэтиче­ских и глубоких чувств - вялотекущие, почти жи­вотные рефлексы. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстрава­гантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в «Тара­се Бульбе» - столкновение индивидуализирую­щегося любовного чувства с общинными инте­ресами).

Мир же «Петербургских повестей» из «Арабе­сок» («Невский проспект», «Записки сумасшед­шего», «Портрет»; к ним примыкают опублико­ванные позже, соответственно в 1836 и 1842 го­дах, «Нос» и «Шинель») - это мир современного города с его острыми социальными и этически­ми коллизиями, изломами характеров, тревож­ной и призрачной атмосферой.

Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в «Ревизоре», где «сборный город» как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо тради­ционного активного двигателя интриги - плута или авантюриста - в эпицентр коллизии по­ставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему проис­ходящему дополнительное, гротескное освеще­ние, усиленное до предела заключительной «не­мой сценой». Освобожденная от конкретных де­талей «наказания порока», передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (кото­рый подчеркивался символической длительнос­тью момента окаменения), эта сцена оставляла возможность самых разных толкований, вклю­чая и эсхатологическое - как напоминание о неминуемом Страшном суде.

В июне 1836 года Гоголь (снова вместе с Да­нилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не счи­тать двух приездов в Россию - в 1839-1840 и в 1841 -1842 годах. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но доль­ше всего в Италии, продолжая работу над «Мертвыми душами».

Свойственная Гоголю обобщенность получала теперь пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка «ревиз­ских душ» умерших людей) русская жизнь долж­на была раскрыться многообразно - не только со стороны «низменных рядов ее», но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновре­менно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие «мертвая душа» и выте­кавшая СТСЮДЗ антитеза «живой-мертвый» из сферы конкретного словоупотребления (умер­ший крестьянин, «ревизская душа») передвига­лись в сферу переносной и символической се­мантики. Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души и в связи с этим - общества в целом, русского мира преж­де всего, но через него и всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая специфика «Мертвых душ» (обозначе­ние «поэма» указывало на символический смысл произведения, особую роль повествова­теля и позитивного авторского идеала). После выхода первого тома «Мертвых душ» (1842) работа над вторым томом (начата еще в 1840 году) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 года в тяжелом ду­шевном состоянии Гоголь сжигает рукопись второго тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что «пути и дороги» к идеалу, воз­рождению человеческого духа не получили до­статочно правдивого и убедительного выра­жения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы* Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1847) обратился к бо­лее прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчерк­нута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие об­щественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характе­ра, самый значительный из которых - «Размыш­ления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857 году).

В апреле 1848 года, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окон­чательно возвращается на родину. Многие ме­сяцы в 1848 и 1850-1851 годах он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 года наве­дывается в Петербург, в 1850 и 1851 годах посе­щает Оптину пустынь, но большую часть време­ни живет в Москве.

К началу 1852 года была заново создана редак­ция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям - А. О. Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и другим. Неодобрительно отнесся к произве­дению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в по­следний период его жизни.

В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса пи­сатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля, он умирает.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 году останки Гоголя были пе­резахоронены на Новодевичьем кладбище).

В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно. Для не­посредственных его продолжателей, предста­вителей так называемой натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также гума­нистический пафос в обрисовке «маленького человека». На рубеже XIX и XX столетий с осо­бенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголев­ских произведений. Впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущени­ем особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелос­тью и не традиционностью его изобразительной манеры. «Проза Гоголя по меньшей мере четы­рехмерна. Его можно сравнить с его современ­ником математиком Лобачевским, который взо­рвал Евклидов мир...» - оценил творчество Го­голя В. Набоков. Все это определило особое место творчества Гоголя в современной миро­вой культуре.

20. Трагедия Пушкина «Борис Годунов». Проблема историзма.

Отличительной чертой композиции «Бориса Годунова» является решительный разрыв с правилами классицизма. Пушкин смело нарушает три единства, типичные для трагедии классицистов; время действия охватывает период в восемь с лишним лет, место действия - не только дворец, но и площадь, и монастырская келья, и корчма, и поле сражения; даже не только Русь, но и Польша; действие не объединяется вокруг центрального героя и единой интриги, чем нарушается единство действия, как оно понималось классицистами. Основное столкновение в трагедии - это борьба за престол Бориса и Самозванца, борьба, в которую втянуты различные общественные силы. Сам Пушкин говорит об этом так: «Меня прельщала мысль о трагедии без любовной интриги, но, не говоря уже о том, что любовь весьма подходит романтическому и страстному характеру моего авантюриста, я заставил Дмитрия влюбиться в Марину, чтобы лучше оттенить её необычайный характер». Любовь в трагедии лишь одно из средств характеристики героев, но не пружина, движущая события. В трагедии - широкий охват жизни изображаемой эпохи, результатом чего явилось необычайно большое количество действующих лиц (около шестидесяти), притом из самых различных социальных слоев: царь, бояре, дворяне, патриарх, монахи, казаки, люди разных национальностей: русские, поляки, немцы, французы. Вместо обычного деления на действия (по правилам классицизма-пять) пушкинская трагедия разбита на сцены (23), всё время меняющие место действия. Это чередование сцен дано в порядке последовательности или по контрасту. Новизной в построении, обусловленной идейным содержанием, является введение в качестве основного действующего лица народа. Поэтому-то, в противоположность трагедиям классицистов, у Пушкина трагедия начинается и заканчивается без Бориса и Самозванца, казалось бы, главных действующих лиц. Следует отметить, что, верный правде жизни, Пушкин нарушил и ещё одно правило классицизма - чистоту жанра: он соединил в своей трагедии и трагические, и бытовые, и комические сцены. По принципам реализма построены и образы трагедии. Взамен одностороннего изображения человеческого характера, свойственного писателям классицизма, Пушкин даёт широкую и разностороннюю зарисовку внутреннего мира своих героев. Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии Борис Годунов поэт воскресил минувший век во всей его истине. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы... Его персонажи исторически верны, они действуют и рассуждают в соответствии со своим временем и характерами. Пушкин в трагедии Борис Годунов очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей, и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя. Место действия в пьесе меняется 17 раз: Кремлёвские палаты, Новодевичий монастырь, келья в Чудовом монастыре, палаты патриарха, корчма на литовской границе, дом Шуйского в Москве, царские палаты, дом Вишневского в Кракове, замок воеводы Мнишка в Самборе, «ночь, сад, фонтан», площадь перед собором в Москве, лес, лобное место и др. Это создаёт эффект эпического по своим масштабам художественного мира, а также серьёзные трудности для сценического воплощения пьесы. Очевидно, что в жанровом отношении «Борис Годунов» связан не только с традициями драматургии, но в немалой степени с традициями эпической поэмы. Время действия трагедии охватывает более семи лет. В жанровом отношении трагедия Пушкина является сложным образованием. Трагедия написана и стихами и прозой, русским и немецким языком, имеет и высоких и низких героев, реально существовавших и вымышленных, показывает царей и народную толпу, содержит в себе кровавые сцены смерти и фарсовый смех, похожа на драматическую поэму (по масштабу места и времени действия, по содержанию конфликта, по числу персонажей, по отсутствию списка действующих лиц с амплуа героев), на драматическую хронику, похожа на цикл маленьких трагедий. Само собой напрашивается сравнение пушкинской трагедии с трагедией Сумарокова, созданной на том же историческом материале («Димитрий Самозванец»). Различия слишком очевидны: в отличие от Сумарокова трагедия Пушкина написана и стихами (5-ти стопный белый ямб), и прозой; в отличие от Сумарокова у Пушкина огромное количество, свыше 80, действующих лиц (из-за чего традиционного списка действующих лиц у Пушкина просто нет), конфликт, развязка также существенно отличаются. Сравнение с трагедией Сумарокова небесполезно, но жанровый контекст «Бориса Годунова» гораздо шире и сложнее. Главное качество драмы, по Пушкину - правдоподобие: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах - вот что требует наш ум от драматического писателя». Пушкин спрашивает: «Что развивается в трагедии? какая цель её?» - и отвечает, - «Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная. Вот почему Расин велик, несмотря на узкую форму своей трагедии. Вот почему Шекспир велик, несмотря на неравенство, небрежность, уродливость отделки». Пушкин задумывает трагедию, которая была бы посвящена теме народа и человека. В «Борисе Годунове» воплотилась в лицах историческая концепция Пушкина: движущая сила в истории - мнение народное. Показав столкновение личности и народа, Пушкин никому не отдаёт предпочтения. Больше того, он показывает, что все действия героев первоначально вызваны добрыми намерениями. Борис убил царевича Димитрия не из одной лишь жажды власти, ведь Димитрий - сын Ивана Грозного, жестокого царя, Борис прерывает эту традицию и делает широкие государственные преобразования, без крови укрепляет границы и мощь России, то есть он убил младенца во благо. Лжедмитрий, свергающий Бориса Годунова за его грех по воле самого народа тоже справедлив, тоже убивает во благо. Баба, бросающая ребёнка оземь, бросает его ради того, чтобы слышать происходящее возле царского престола, то есть имеет серьёзные, государственно значимые намерения; юродивый, стремящийся избавиться от насмешек мальчишек тоже по-своему прав и понятен. Мысль Пушкина заключается в том, что добрые намерения каждого по отдельности, приходя во взаимодействие, порождают зло. У Пушкина сформировалось своеобразное представление об историческом зле - у него нет конкретного носителя, оно безлико и неуловимо. Пушкин намерен писать объективно, без перелицовки и специального усиления аналогов с современностью, но он не исключает возможных совпадений: «Все мятежи похожи друг на друга». Позднее Пушкин скажет по другому поводу: «бывают странные сближенья», но эта фраза подходит и трагедии «Борис Годунов» - события эпохи Бориса Годунова «странно» казались Пушкину похожими на ситуацию его времени.

21. Творчество и судьба Кольцова.

Алексей Васильевич Кольцов

Будущий поэт родился в Воронеже 3 октября 1809 года, в многодетной купеческой семье торговца скотом Василия Петровича Кольцова, тяжкими трудами выбившегося в люди, хозяина жесткого и упрямого, на все имевшего свое мнение и не уступавшего никому. Поневоле и Алеша, как наследник отцовых дел, перенял многие черты его характера. С детства мальчик занимался перегоном и продажей скота. Был сыт, одет, но редко обласкан; в семье царил домострой.

Алексеем никто не занимался, но он, тем не менее, освоил с помощью воронежского семинариста грамоту и в 1818 году поступил в первый класс уездного училища. Через полтора года отец Алешу из училища забрал, и для полуграмотного подростка началась трудовая жизнь, в которой была одна отрада - донская степь, да рассыпанные по ней деревни и хутора, а ночами вой волков и безмолвие звезд. Тайком, урывками читал грошовые издания - стихи И. Дмитриева, французские романы, сказки - народные и "Тысячи и одной ночи"; с 16 лет, скрывая от всех, пробовал сочинять вирши. Известно, что первое его стихотворение (затем уничтоженное) называлось "Три видения". Познакомившись с воронежским книгопродавцем Кашкиным и подружившись с поэтически одаренным семинаристом Серебрянским, Кольцов из общения с ними вынес много знаний о стихосложении. Юноша вошел в кружок молодежи, увлекавшейся литературой, кумирами которой были Жуковский, Дельвиг, Пушкин и другие русские поэты; писал подражательные стихи, к концу 1820-х годов поймав свою мелодию и нащупав новые поэтические образы.

Тогда же Алексей Кольцов полюбил жившую в их доме крепостную девушку Дуняшу, купленную его отцом у одного из соседних помещиков. Отец, не желая "мезальянса", в одну из отлучек сына продал девушку на Дон, где та вскоре вышла замуж. Душевная рана саднила у поэта всю его жизнь.

Вскоре после этого Алексей передал знакомцу Сухачеву стихи для публикации в Москве, где тот опубликовал их анонимно в 1830 году. Ряд случайностей стал закономерностью: часто бывая по делам отца в обеих столицах, Алексей познакомился с московским литератором Станкевичем, а через него - с Белинским, которые помогли напечатать ему несколько стихотворений в журнале "Листок" и в "Литературной газете". Публикацию предваряла рекомендация Станкевича "самородного поэта, который нигде не учился и, занятый торговыми делами по поручению отца, пишет часто дорогой, ночью, сидя верхом на лошади". Знакомство с критиком вскоре переросло в сердечную дружбу. Две статьи Белинского "Стихотворения Кольцова" (1835 г.) и "О жизни и сочинениях Кольцова" (1846 г.) сыграли исключительную роль в творческой судьбе поэта. Великий критик увидел в своем друге великого поэта сродни Пушкину и Лермонтову. Он даже назвал его "гениальным".

В 1835 году на средства Станкевича были изданы "Стихотворения Алексея Кольцова" (18 пьес: "Не шуми ты, рожь", "Размышление поселянина", "Крестьянская пирушка" и другие), тепло встреченные публикой и критикой. Свел знакомства начинающий поэт и с В. Жуковским, П. Вяземским, В. Одоевским, Н. Полевым, А. Пушкиным, который опубликовал в "Современнике" (1836 г.) стихотворение Кольцова "Урожай". Писатели относились к молодому поэту с необыкновенной для литературного мира нежностью.

Весьма характерны слова Полевого о Кольцове как о "чистой, доброй душе" - "с ним он грелся, как будто у камина". Новые друзья помогали Алексею не только в делах литературных, но и в делах житейских. Во всяком случае, многие отцовские дела, в том числе и судебные процессы, поэт решал в столицах с их благосклонной помощью.

Засим последовала пора небывалого творческого подъема поэта. В "Отечественных записках", "Современнике", "Литературной газете", "Московском наблюдателе" выходили его думы, лирические стихотворения ("Божий мир", "Молитва", "Косарь", "Цветок"). Кольцов ревностно собирал устное народное творчество, составил сборник "Русские пословицы, поговорки, приречья и присловия", записывал народные песни. В 1837 году вышел прочувствованный "Лес", посвященный памяти Пушкина, о котором Алексей Васильевич Кольцов написал: "Прострелено солнце".

Большую часть времени поэт вынужден был проводить не в кругу новых друзей, а на родине, в Воронеже, в постоянных заботах о хлебе насущном и о большой семье, что, в конце концов, стало тяготить его. Да и с родными он из-за своих "поэтических вольностей" потерял и без того небольшой душевный контакт. "Жить дома, в кругу купцов, - признавался Алексей, - решительно я теперь не могу; в других кругах тоже... Безрадостная самая будущность у меня впереди. Я, кажется, собой одно выполню во всей точности: ворону... И, ей-Богу, я ужасно похож на нее, остается лишь сказать: она к павам не попала, а от ворон отстала. Больше этого ко мне ничего нейдет".

За два года до кончины Кольцов А.В. писал: "Я не хочу быть человеком богатым - и никогда не буду.. Нет голоса в душе быть купцом, а все мне говорит душа день и ночь, хочет бросить все занятия торговли - и сесть в горницу, читать, учиться. Мне бы хотелось теперь сначала поучить хорошенько свою русскую историю, потом естественную, всемирную, потом выучиться по-немецки, читать Шекспира, Гете, Байрона, Гегеля, прочесть астрономию, географию, ботанику, физиологию, зоологию..." Увы, двух лет ему не хватило, чтобы осилить эти задачи, к тому же практически все это время он тяжело болел. Могучий организм был сломлен непосильными трудами, острыми переживаниями, многими неумеренностями, которые были свойственны этому человеку, чахоткой и дурной болезнью, подхваченной от одной из воронежских одалисок, в которую он был горячо влюблен.

Друзья предлагали Кольцову открыть в северной столице книжную лавку, сделаться управляющим "Отечественных записок" А. Краевского, но поэт не мог оторваться от дел семьи, от запутанных торгов и долгов отца, которыми был повязан прочнее кожаных ремней. В последнюю свою поездку в Москву и Петербург в 1841 году Кольцов хоть и выиграл в суде одно из двух дел отца, но все деньги потратил, к тому же большая часть перегоняемого им стада погибла от эпизоотии. Дома дела оказались не лучше. Стихи писались все реже и реже...

В Воронеже чахотка доконала поэта. 29 октября 1842 года он скончался, его руку сжимала в своей руке старуха-няня... Похоронен был на Митрофаньевском кладбище. На памятнике поэту его отец написал: "Просвещеной без наук природою награжден Монаршею милостию скончался 33 годов и 26 дней в 12 часу брака не имел". Сегодня того кладбища нет - это уже центр Воронежа, но "несколько могил мемориально выделено, обнесено стеной и обихожено" - в их числе и последний приют Алексея Кольцова. На памятнике вместо отцовской эпитафии строки самого поэта: В душе страсти огонь Разгорался не раз, Но в бесплодной тоске Он горел и погас...

Уже через полвека после смерти Кольцова тираж его изданий перевалил за миллион экземпляров, а число читателей за сотню миллионов. Многие "пьесы" его переложили на прекрасные песни и романсы, в которых "поет душа народа", - М. Глинка, А. Варламов, А. Даргомыжский, А. Гурилев, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, М. Балакирев, А. Рубинштейн, С. Рахманинов, А. Глазунов и другие русские композиторы.

Творчество Николая Васильевича Гоголя - это литературное наследие, которое можно сравнить с большим и многогранным алмазом, переливающимся всеми цветами радуги.

При том что жизненный путь Николая Васильевича был недолог (1809-1852), а в последние десять лет он не закончил ни одного произведения, писатель внёс в русскую классическую литературу неоценимый вклад.

На Гоголя смотрели, как на мистификатора, сатирика, романтика и просто чудного рассказчика. Такая разносторонность была привлекательна, как феномен, ещё при жизни писателя. Ему приписывали невероятные ситуации, а порой распускали нелепые слухи. Но Николай Васильевич их не опровергал. Он понимал, что со временем всё это превратится в легенды.

Литературная судьба писателя завидная. Не каждый автор может похвастать тем, что все его произведения печатались при жизни, и каждое произведение привлекало к себе внимание критиков.

Начало

То, что в литературу пришёл настоящий талант, стало понятно после повести «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но это не первое произведение автора. Первое, что создал литератор - это романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен».

Трудно сказать, что побудило юного Николая написать такое странное произведение, вероятно, увлечённость немецким романтизмом. Но поэма не удалась. И как только появились первые отрицательные отзывы, молодой автор вместе со своим слугой Якимом скупил все оставшиеся экземпляры и просто их сжёг.

Такой поступок стал чем-то вроде кольцеобразной композицией в творчестве. Николай Васильевич начал литературный путь с сожжения своих произведений и закончил его сожжением. Да, Гоголь жестоко обращался со своими произведениями, когда чувствовал какую-то неудачу.

Но вот вышло второе произведение, которое было замешано на украинском фольклоре и русской древней литературе - «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автору удалось посмеяться над нечистой силой, над самим чёртом, объединить прошлое и настоящее, быль и небыль, и всё это окрасить в весёлые тона.

Все истории, описанные в двух томах, были приняты с восторгом. Пушкин, который был авторитетом для Николая Васильевича написал: «Какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе». Поставил свой «знак качества» и Белинский. Это был успех.

Гениальность

Если первые две книги, включившие в себя восемь повестей, показали, что в литературу вошёл талант, то новый цикл, под общим названием «Миргород» явил гения.

Миргород - это всего четыре повести. Но каждое произведение настоящий шедевр.

Рассказ о двух старичках, которые живущих в своей усадьбе. В их жизни ничего не происходит. В конце повести они умирают.

К такому сюжету можно относиться по-разному. Чего добивался автор: сочувствия, жалости, сострадания? Может быть, так писатель видит идиллию закатной части жизни человека?

Совсем молодой Гоголь (ему было всего 26 лет на момент работы над повестью) так решил показать настоящую, подлинную любовь. Он отошёл от общепринятых стереотипов: романтики между молодыми людьми, бешеных страстей, измен, признаний.

Два старичка, Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, никакой особой любви к друг другу не проявляют, о плотских потребностях тем более речь не идёт, тревожные волнения отсутствуют. Их жизнь - это забота друг о друге, стремление предугадать, ещё не озвученные желания, подшутить.

Но их привязанность друг к другу настолько велика, что после смерти Пульхерии Ивановны, Афанасий Иванович просто не может без неё. Афанасий Иванович слабеет, ветшает, как и старая усадьба, и просит перед смертью: «Положите меня возле Пульхерии Ивановны».

Вот оно поденное, глубокое чувство.

Повесть Тарас Бульба

Здесь автор затрагивает историческую тему. Война, которую ведёт Тарас Бульба против поляков - это война за чистоту веры, за православие, против «католических недоверков».

И хотя Николай Васильевич не имел достоверных исторических фактов об Украине, довольствуясь народными преданиями, скудными летописными данными, народными украинскими песнями, а иногда попросту обращаясь к мифологии и собственной фантазии, ему отменно удалось показать геройство казачества. Повесть буквально растянули на крылатые фразы, которые и сейчас остаются актуальны: «Я тебя породил, я тебя и убью!», «Терпи, казак, - атаман будешь!», «Есть ещё порох в пороховницах?!»

Мистическая основа произведения, где нечистая сила и злые духи, объединившиеся против главного героя, составляют основу сюжета, пожалуй, самая невероятная гоголевская повесть.

Основное действие происходит в храме. Тут автор позволил себе впасть в сомнения, победима ли нечистая сила? Способна ли вера противостоять этому бесовскому разгулу, когда не помогает ни слово божье, ни совершения специальных таинств.

Даже имя главного героя - Хома Брут, подобрано с глубоким смыслом. Хома - это религиозное начало (так звали одного из учеников Христа - Фома), а Брут, как известно, убийца Цезаря и отступник.

Бурсак Брут должен был провести в церкви три ночи читая молитвы. Но страх перед восставшей из гроба панночки заставил его обратиться к не богоугодной защите.

Гоголевский персонаж борется с панночкой двумя методами. С одной стороны, с помощью молитв, с другой стороны, с помощью языческих ритуалов, начертания круга и заклинаний. Его поведение объясняется философскими взглядами на жизнь и сомнениями в существовании бога.

В итоге Хоме Бруту не хватило веры. Он отверг внутренний голос, подсказывающий: «Не смотри на Вия». А в магии он оказался слаб, по сравнению с окружающими сущностями, и проиграл эту битву. Ему не хватило нескольких минут до последнего крика петуха. Спасение было так близко, но бурсак не воспользовался им. А церковь так и осталась в запустении, осквернённая злыми духами.

Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

Рассказ о вражде бывших друзей, поссорившихся из-за пустяка и посвятивших всю оставшуюся жизнь выяснению отношений.

Греховная страсть к ненависти и распрям - вот порок на который указывает автор. Гоголь смеётся над мелкими пакостями и кознями, которые строят друг другу главные герои. Эта вражда всю их жизнь делает мелкой и пошлой.

Повесть полна сатиры, гротеска, иронии. И когда автор с восхищением говорит, что и Иван Иванович, и Иван Никифорович оба прекрасные люди, читатель понимает всю низость и пошлость главных героев. От скуки, помещики ищут поводы к сутяжничеству и это становится их смыслом жизни. И грустно оттого, что нет другой цели у этих господ.

Петербургские повести

Поиск пути в преодолении зла был продолжен Гоголем и в тех произведениях, которые писатель не стал объединять в определённый цикл. Просто литераторы решили их называть Петербургскими, по месту действия. Здесь снова автор высмеивает человеческие пороки. Особую популярность заслужили пьеса «Женитьба», повести «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Невский проспект», комедии «Тяжба», «Отрывок», «Игроки».

О некоторых произведениях следует рассказать подробнее.

Самым значимым из этих Петербургских произведений принято считать повесть «Шинель». Недаром Достоевский однажды сказал: «Все мы вышли из гоголевской Шинели». Да, это ключевое произведение для русской литераторы.

В «Шинели» показан классический образ маленького человека. Читателю представлен забитый титулярный советник, ничего незначащий на службе, которого может любой обидеть.

Здесь Гоголь сделал ещё одно открытие - маленький человек интересен всякому. Ведь достойным изображением в литературе начала XIX века считались проблемы государственного уровня, героические подвиги, бурные или сентиментальные чувства, яркие страсти, сильные характеры.

И вот на фоне видных персонажей Николай Васильевич «выпускает в люди» мелкого чиновника, который должен быть совсем неинтересен. Здесь нет ни государственных тайн, ни борьбы во славу Отечества. Здесь нет места сентиментальности и вздохам пол звёздным небом. А самые отважные мысли в голове Акакия Акакиевича: «А не положить ли куницу на воротник шинели?»

Писатель показал ничтожного человека, смыслом жизни у которого есть шинель. Его цели очень мелки. Башмачкин сначала мечтает о шинели, после копит на неё деньги, а когда её крадут он попросту умирает. И читатели сочувствуют несчастному советнику, рассматривая вопрос социальной несправедливости.

Гоголь точно хотел показать глупость, несостоятельность и бездарность Акакия Акакиевича, который может заниматься только перепиской бумаг. Но именно сострадание к этому ничтожному человеку рождает тёплое чувство у читателя.

Невозможно обойти вниманием этот шедевр. Пьеса всегда имела успех, в том числе оттого, что автор даёт актёрам хорошую основу для творчества. Первый выход пьесы был триумфален. Известно, что на примере «Ревизора» был сам император Николай I, воспринявший благосклонно постановку, и оценив её как критику бюрократизма. Именно так увидели комедию и все остальные.

Но Гоголь не ликовал. Его произведение не поняли! Можно сказать, что Николай Васильевич занялся самобичеванием. Именно с «Ревизора» писатель начинает оценивать своё творчество более жёстко, после любой своей публикации поднимая литературную планку выше и выше.

Что касается «Ревизора», автор долго надеялся что его поймут. Но этого не произошло и через десять лет. Тогда писатель создал произведение «Развязка к «Ревизору» в котором объясняет читателю и зрителю, как правильно понимать эту комедию.

Прежде всего автор заявляет, что он ничего не критикует. И города, где все чиновники уроды, не может существовать в России: «Хоть два-три, но найдётся порядочных». А город, показанный в пьесе - это город душевный, который сидит у всякого внутри.

Оказывается, Гоголь показывал в своей комедии душу человека, и призывал понять своё богоотступничество и покаяться. Все свои старания вложил автор в эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». А после того как его не поняли, он обернул эту фразу против себя.

Но поэму тоже восприняли, как критику помещичьей России. Увидели и призыв бороться с крепостным правом, хотя, по сути, Гоголь не был противником крепостничества.

Во втором томе «Мертвых душ» писатель хотел показать положительные примеры. Например, он нарисовал образ помещика Костанжогло настолько порядочным, трудолюбивым и справедливым, что к нему приходят мужики соседнего помещика и просят, чтобы он их купил.

Все задумки автора были гениальны, но он сам считал, что всё идёт не так. Не все знают, что в первый раз Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ» ещё в 1845 году. Это не эстетический провал. Сохранившиеся черновые работы показывают, что талант Гоголя вовсе не иссяк, как пытаются утверждать некоторые критики. В сожжении второго тома проявляется требовательность автора, а не его помешательство.

Но слухи о лёгком помешательстве Николая Васильевича быстро расползались. Даже близкое окружение писателя, люди далеко не глупые, не могли понять чего писатель хочет от жизни. Всё это рождало дополнительные вымыслы.

А ведь была задумка ещё и по третьему тому, где должны были встретиться герои из первых двух томов. Можно только догадываться, чего лишил нас автор, уничтожая свои рукописи.

Николай Васильевич признавался, что в начале жизненного пути, ещё находясь в отрочестве, его непросто волновал вопрос добра и зла. Мальчик хотел найти способ борьбы со злом. Поиск ответа на этот вопрос и переопределил его призвание.

Метод был найден - сатира и юмор. Всё, что кажется малопривлекательным, неприглядным или уродливым, нужно сделать смешным. Гоголь так и говорил: «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится».

Писатель настолько развил в себе способность разворачивать ситуацию смешной стороной, что его юмор приобрёл особую, тонкую основу. Видимый миру смех прятал в себе и слёзы, и разочарование, и горе, то, что не может веселить, а, наоборот, наводит на грустные раздумья.

Например, в очень забавной повести «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» после смешного рассказа о непримиримых соседях, автор заключает: «Скучно на этом свете, господа!» Цель достигнута. Читателю грустно оттого, что разыгранная ситуация вовсе не смешная. Такой же эффект после прочтения повести «Записки сумасшедшего» где разыграна целая трагедия, хотя подана она в комедийном ракурсе.

И если раннее творчество отличается истинной весёлостью, например, «Вечера на хуторе близ Диканьки», то с возрастом автор хочет более глубоких разбирательств, и призывает к этому читателя и зрителя.

Николай Васильевич понимал, что смех может быть опасен и прибегал к различным уловкам, чтобы обойти цензуру. Например, сценическая судьба «Ревизора» могла бы вовсе не сложиться, если бы Жуковский не убедил самого императора, что в насмешке над невнушающими доверия чиновниками нет ничего не благонадёжного.

Как у многих, гоголевская дорога к православию была непроста. Он мучительно, ошибаясь и сомневаясь, искал свою дорогу к истине. Но ему было мало, самому найти эту дорогу. Он хотел указать её другим. Он хотел сам очищаться от всего дурного и предлагал это сделать всем.

С юных лет мальчик изучал и православие и католицизм, сравнивая религии, отмечая схожесть и различия. И этот поиск истины отразился во многих его произведениях. Гоголь не только читал Евангелие, он делал выписки.

Прославившись, как великий мистификатор, он не был понят в своём последнем незаконченном произведении «Выбранные места из переписки с друзьями». Да и церковь отнеслась к «Выбранным местам» отрицательно, считая, что недопустимо, чтобы автор «Мёртвых душ» читал проповеди.

Сама христианская книга носила действительно поучительный характер. Автор разъясняет, что происходит на литургии. Какое символическое значение имеет то или иное действие. Но этот труд был не завершён. Вообще, последние годы жизни писателя - это поворот от внешнего к внутреннему.

Николай Васильевич много ездит по монастырям, особенно часто посещает Введенскую Оптина пустынь, где имеет духовного наставника, старца Макария. В 1949 году Гоголь знакомится со священником, отцом Матвеем Константиновским.

Между писателем и протоиереем Матвеем часто происходят диспуты. Причём для священника мало смирения и благочестия Николая, он требует: «Отрекись от Пушкина».

И хотя никакого отречения Гоголь не совершал, мнение духовного наставника витало над ним, как неоспоримый авторитет. Писатель уговаривает протоиерея почитать второй том «Мёртвых душ» в чистовом варианте. И хотя священник сначала отказывался, после решил дать свою оценку произведению.

Протоиерей Матфей - это единственный прижизненный читатель гоголевской рукописи 2-й части. Возвращая чистовой подлинник автору, священник непросто дал отрицательную оценку прозаической поэме, он посоветовал уничтожить её. По сути, вот кто повлиял на судьбу произведения великого классика.

Осуждение Константиновского, и ряд других обстоятельств, подтолкнули писателя отказаться от творчества. Гоголь начинает анализировать свои работы. Он почти отказался от пищи. Мрачные мысли одолевают его всё сильнее.

Поскольку всё происходило в доме графа Толстого, Гоголь попросил его передать рукописи митрополиту Московскому Филарету. Из лучших побуждений граф отказался выполнять такую просьбу. Тогда глубокой ночью Николай Васильевич разбудил слугу Семёна, чтобы тот открыл печные задвижки и сжёг все свои рукописи.

Похоже, что именно это событие предопределило скорую смерть писателя. Он продолжал говеть и отвергал любую помощь друзей и врачей. Он будто очищался, готовясь к смерти.

Нужно сказать, что Николай Васильевич покинутым не был. Литературное сообщество присылало лучших врачей к постели больного. Был собран целый консилиум из профессуры. Но, видимо, решение начать принудительное лечение было запоздалым. Николай Васильевич Гоголь умер.

Нет ничего удивительного в том, что писатель, так много писавший о нечистой силе, углубился в веру. У каждого на земле свой путь.